\

Лечебная реадаптационная работа при аутизме

Лечебная реадаптационная работа при аутизме

Кто такие аутичные дети? В качестве наиболее характерных особенностей аутичного ребенка можно выделить следующие:

1. Нарушение контакта, погруженность в свой собственный мир, «экстремальное одиночество».

2. Стремление к постоянству, проявляющееся в разных формах:

— в сопротивлении переменам в режиме или привычной обстановке;

— в стереотипных движениях (раскачивания, потряхивания рук, кручение веревочки и т.п.);

— в стереотипных интересах, ритуалах, повторяющихся снова и снова действиях, прокручивании одного и того же сюжета, и т.п.

3. Особая характерная задержка и нарушение речевого развития вне связи с уровнем интеллектуального развития; у некоторых детей речь отсутствует, у других — ограничивается речевыми штампами; у части детей присутствует развернутая, на первый взгляд, речь, но лишь в русле собственных интересов — диалог при этом недоступен.

Аутичные дети очень отличаются друг от друга по степени нарушения контакта, поведенческим проблемам, уровню интеллектуального развития. Однако, всех их объединяет неприспособленность в повседневных житейских ситуациях и трудность применения накопленных знаний в реальной жизни. И хотя при обращении к специалисту многие родители на первое место выдвигают речевые и интеллектуальные проблемы, несостоятельность аутичного ребенка в социально-бытовой сфере делает практически невозможным его самостоятельное существование в обществе, создает большие трудности для всей его семьи.

В норме ребенок овладевает большинством социально-бытовых навыков естественным образом, наблюдая за поведением взрослых в повседневной жизни, сопровождая родителей на улице, в магазине, в гостях, помогая маме или отцу в домашних делах, подражая им и действуя путем проб и ошибок. Отстаивая свою самостоятельность или стремясь поскорее добиться желаемого результата или чужого расположения, ребенок старается сделать все сам, сделать лучше, часто настойчиво просит взрослого показать ему необходимую операцию. Постепенно, несмотря на индивидуальные особенности и возможные трудности, он приспосабливается к требованиям общества.

Для аутичного ребенка описанный путь обучения чаще всего невозможен. У него отсутствует мотивация к овладению социально-бытовыми навыками, что во многом связано с нарушениями взаимодействия с окружающим миром, страхами, пресыщае-мостью и истощаемостью в контактах. Безусловно, с аутичным ребенком необходимо проводить комплексную работу по развитию эмоциональной сферы, интеллекта, взаимодействия с окружающим миром на самых разных уровнях. Только в этом случае привитые навыки самообслуживания и поведения в разнообразных житейских ситуациях могут быть использованы им наиболее эффективно и гибко.

Замечено также, что большая самостоятельность в элементарном бытовом поведении, в свою очередь, нередко улучшает общую организацию поведения, облегчает работу по развитию эмоционального взаимодействия. В процессе освоения бытовых навыков у аутичного ребенка развиваются внимание, моторика, целенаправленность деятельности. Роль «маминого помощника» или «самостоятельного взрослого» нередко помогает ему контролировать свое поведение, меняет его позицию во внутрисемейных отношениях. У мамы освобождаются и силы, и время на рисование, чтение и игру со своим ребенком. Если получается подключить аутичного ребенка к приготовлению обеда, это также позволяет маме уделить ему побольше внимания в процессе совместной деятельности.

Однако, так как каждый аутичный ребенок обладает своими индивидуальными особенностями, данные рекомендации могут служить лишь подспорьем, стимулирующим собственное творчество родителей и воспитателей.

Трудности обучения социально-бытовым навыкам

Как уже говорилось выше, независимо от уровня интеллектуального развития, большинство аутичных детей испытывают трудности организации своего поведения в быту. Они с трудом осваивают навыки самообслуживания; казалось бы, привычные повседневные ситуации, такие как одевание на прогулку или покупка хлеба в булочной, повергают их в растерянность или ужас; импульсивность и разлаженность поведения и иные поведенческие проблемы аутичных людей нередко заставляют их родителей отказаться от выхода в общественные места и резко ограничить круг своего общения.

Традиционно сложилось, что основная нагрузка по организации бытового поведения аутичных детей падает на плечи их родителей. Именно они в сотрудничестве со специалистами или при помощи литературы ежедневно, очень терпеливо обучая своих детей, могут достичь самых эффективных результатов.

Сложность обучения социально-бытовым навыкам в большой степени связана с нарушениями контакта, сверхчувствительностью и страхами аутичного ребенка, трудностью произвольного сосредоточения, нарушениями мотивации.

Обычно отношения с аутичным ребенком начинают строиться именно на основе предметов быта и бытовых ситуаций. Поэтому, если контакт с глубоко аутичным ребенком только появился и еще очень хрупок, стоит быть осторожными в Ваших требованиях к ребенку, радуясь уже тому, что он остается рядом. Тем не менее как можно раньше старайтесь подключать его и его руки как пассивного участника к выполнению некоторых действий, когда помогаете ему раздеться, умыться, причесаться и т.д., отмечая при этом: «как хорошо ты это делаешь сам, и я тебе помогаю». Необходимо учитывать пресыщаемость аутичного ребенка в контактах с другими людьми, быть внимательным к устанавливаемому им самим ритму взаимодействия. Насыщая мимолетные поначалу моменты контакта и обучения приятными ребенку развлечениями, сопровождая повседневные бытовые ситуации его любимыми ритмичными стишками и приговорками, удается приучить его к более длительному и целенаправленному взаимодействию.

В то же время часто возникает опасность гиперопеки в отношениях между аутичным ребенком и его родителями или педагогом. Боясь потерять установившийся контакт, опасаясь деструктивного поведения и дополнительной конфликтной ситуации или экономя время, родители нередко стремятся исполнять все за ребенка: сами одевают и раздевают его, угадывая его малейшее движение или настойчивый жест, дают ему предмет, который он мог бы достать самостоятельно.

В норме дети в возрасте 3-х лет часто стараются отстоять свою самостоятельность, протестуя против вмешательства взрослого. Для аутичного ребенка характерна слабость эмоционального тонуса, которая выражается в истощаемости, неуверенности в успехе или нежелании тратить лишних усилий. Он предоставляет действовать другому человеку: демонстрируя свое нежелание или несостоятельность, привлекает помощь взрослого; уловив готовность взрослого помочь, убирает свои руки; ждет указаний и подтверждения правильности своих действий. Аутичные дети легко становятся зависимыми от поддержки и подсказок взрослого. Поэтому крайне важно создать у него ощущение успеха, силы и как можно раньше начать подключать его к наиболее легким операциям, подчеркивая как у него самого хорошо и ловко все получается, какой он сильный, как быстро одевается, аккуратно ест и чисто умывается и т.п.

Очень важно, чтобы взрослые были очень последовательны в отношениях с ребенком и договорились об общих требованиях к нему. Бабушка, кормящая внука в возрасте 3-х лет с ложки, в то время как мама пытается научить его есть самостоятельно, оказывает ему «медвежью услугу».

До того, как ребенку предоставят больше самостоятельности, важно, чтобы в его сознании укреплялась мысль, что он успешно делает все вместе с вами, что у него все получается и нет никакой необходимости в том, что кто-то будет делать за него то, что он потенциально способен делать сам.

Социальная адаптация детей с аутизмом

Ирина Лодейщикова
Социальная адаптация детей с аутизмом

Социальная адаптация детей с аутизмом

Ранний детский аутизм (РДА) является одним из наиболее сложных нарушений психического развития и относится современными авторами к группе так называемых первазивных (т. е. всепроникающих) расстройств. Аутизм – это медицинский диагноз, и конечно же, ставить его имеет право только специалист. Поскольку зачастую аутичный ребенок обладает целым комплексом характерных поведенческих особенностей, то первоочередная задача – определить, какое же нарушение является ведущим в каждом конкретном случае. Ведь проводить коррекцию всех нарушений одновременно невозможно. Дети с ранним аутизмом представляют весьма специфичную группу. У них наблюдаются расстройство процессов коммуникации, неадекватное социальное поведение, трудности при формировании эмоциональных контактов с окружающими и, как результат, нарушение социальной адаптации. Следует отметить, что для аутизмахарактерно аномальное развитие всех областей психики: интеллектуальной и эмоциональной сфер, восприятия, внимания, моторики, памяти, речи. Несмотря на общность нарушений в психической сфере, аутизм проявляется в разных формах. По статистике глубокий аутизм встречается у одного ребенка из тысячи. В повседневной практике, в детском саду или в школе, мы, как правило, сталкиваемся с детьми, имеющими лишь отдельные аутистические признаки. Среди мальчиков аутизм встречается в 4-5 раз чаще, чем среди девочек.

У детей присутствует боязнь, страх любых изменений окружения и среды. Подобные реакции возникают на не так, как обычно, надетую одежду, на новую пищу, на присутствие незнакомого человека, на перестановку мебели, смену места для сна.

У детей грубо нарушено социальное развитие. Они избегают прямого (глаза в глаза) контакта. Обычно стремятся уйти от контакта с окружающими людьми, переносят лишь малые дозы прикосновений, поглаживаний, отказываются от коллективной игры. Предпочитают индивидуальную игру в уединении

Очень трудно у данных детей определить уровень интеллекта. Некоторые имеют значительный запас знаний в отдельных областях. Любят слушать чтение, особенно стихотворений. У них преобладает интерес к форме, цвету, размеру над образом в целом; больший интерес к изображенному предмету, чем к реальному. Они успешно работают с головоломками, кубиками, мозаиками. Проявляют интерес к знаковым системам, к тексту книги, букве, цифре, к другим обозначениям. Но, с другой стороны, у этих детей можно отметить непонимание простых вещей, просьб, неспособность сосредоточиться, беспомощность в элементарном быту, самообслуживании, трудности обучения навыкам, отсутствие интереса к функциональному значению предмета. Для данных детей свойственно отставание в развитии речи. Этот недостаток они не пытаются компенсировать жестами, мимикой. Научить их говорить правильно очень трудно.

Конечно, каждая встреча с аутичным ребенком поистине уникальна. Но, зная общие закономерности развития детей-аутистов.

За время пребывания в детском саду этих детей необходимо применять отработанные методики. Изучаем литературу по данному вопросу. Апробировать некоторые методики,такие как: «Развитие речи у аутичных детей» Л. Г. Нуриевой, «Психокоррекционная работа с аутичными детьми» Е. К. Лютовой, Г. Б. Мониной. Использовать в работе рекомендации О. С. Никольской.

Коррекционную работу с аутичными детьми необходимо строить на основе знаний закономерностей развития детей-аутистов и комплексно: при участии психоневролога, психолога, логопеда, дефектолога, музыкального работника, инструктора по физкультурной работе, родителей. Работа специалистов должна проходить по одной программе, которая в течение года корректируется.Все специалисты совместными усилиями должны добиватся общей цели: помочь ребенку адаптироваться в детском саду.

Главная задача, которую необходимо перед собой ставить, — вовлечь ребенка в индивидуальную и совместную деятельность. С этой целью применять в работе как можно больше форм взаимодействия с ребенком, обогащая его эмоциональный и интеллектуальный опыт. Для того чтобы понять с чего начинать коррекционную работу, необходимо определить ведущие направления.

Выбор направления зависит от потребностей конкретного ребенка. В одном случае необходимо обучить его, в первую очередь, навыкам самообслуживания, в другом — провести работу по снятию страхов, налаживанию первичного контакта, созданию положительного эмоционального климата и комфортной психологической атмосферы для занятий. При этом всегда нужно помнить о пяти «не»:

— не говорить громко;

-не делать резких движений;

-не смотреть пристально в глаза ребёнку;

-не обращаться прямо к ребёнку;

-не быть слишком активным и навязчивым.

Общение строится на поддержании элементарных, даже не соответствующих возрасту аффективных проявлений и стереотипных действий ребёнка посредством игры. Например, ребёнок машет руками – взрослый организует игру «бабочки летят»; ребёнок бегает по кругу – игра «догоню».

Аутичные дети видят смысл какой-либо деятельности только тогда,когда она четко заранее запрограммирована: дети должны знать, что делать в первую очередь, какую последовательность действий совершать, как закончить. Во время занятия физкультурой им не понятно, зачем и как долго надо бегать по кругу. Чтобы их деятельность стала более осмысленной,мы в зале на полу раскладываем несколько игрушек и даем ребенку конкретное задание: каждый раз, пробегая мимо игрушек, брать одну из них и бросать в корзину, когда все предметы будут собраны, перейти с бега на шаг, и, пройдя еще одни круг, сесть на скамейку. Таким образом, ребенок видит план своих действий, и становится более спокойным. Подобной осмысленности мы добиваемся при выполнении любого задания. Ребенок всегда должен знать, зачем он будет выполнять то или иное действие. С этой целью в группе мы размещаем так называемые пооперационные карты, на которых в виде символов обозначены четкая последовательность действий. Так, например, схему последовательности действий ребенка при сборах на прогулку мы помещаем на шкафчике, схему «Обед» — в уголке для дежурного, в приемной вывешиваем схему выполнения распорядка дня. Работая по схеме, дети видят конечный результат, которого надо достичь (эта методика разработана воспитателями детских садов Санкт-Петербурга). Недостаточно просто составить и повесить схемы, необходимо как можно чаще «путешествовать» с ребенком по ним, узнавая и называя предметы (на первых этапах, если ребенок не хочет повторять название, взрослый делает это сам).

Читайте также  Диагностика поражения забугорья промежуточного мозга

Аутичный ребенок плохо осознает свое тело. У него может быть нарушена пространственная ориентация. Поэтому в групповой комнате у нас размещено два зеркала на уровне глаз ребенка Время от времени воспитатель привлекает внимание ребенка к его отражению. Этот прием даёт положительные результаты.

Для развития тактильного, зрительно-тактильного, кинестетического восприятия мы используем такие игры как «Волшебный мешочек», «Угадай предмет». На первых этапах работы с аутичными детьми мы предлагаем им игры с жесткой последовательностью действий и четкими правилами. Каждую игру проигрываем не один раз. Во время игры постоянно проговариваем свои действия и действия ребенка. Многократное повторение одной и той же игры, одних и тех же слов даёт свой результат — ребенок начинает включаться в общую деятельность.

Иногда аутичному ребенку необходима физическая помощь в организации действия. Мы в буквальном, смысле «работаем» руками ребенка, пишем или рисуем вместе с ним, держа один карандаш. Обязательно нужно хвалить ребенка за любой, даже, на наш взгляд, незначительный успех. Эта похвала повышает уверенность ребенка в себе. Даже если реакция на слова не проявляется внешне, доброжелательный тон и поддержка создают положительную эмоциональную атмосферу, которая со временем делает взаимодействие с ребенком более эффективным. Если ребенок не принимает инструкции и правила, которые мы ему предлагаем, их ни в коем случае нельзя навязывать насильно. Мы присматриваемся к тому, что и как он хочет делать сам, подыгрываем ему, занимаемся тем, что ему интересно. Это помогает наладить контакт с ребенком. Планируя занятия, мы всегда готовы к гибким изменениям своих планов. Для того, чтобы лучше понять ребенка и оказать ему посильную помощь в адаптации детскому коллективу необходимо работать в тесном взаимодействии с родителями. Мы стараемся донести до них, что их детям нужна любовь, поддержка со стороны близких, стремление подчеркивать положительные черты их характера. Для укрепления контактов педагогов с родителями, для оказания более эффективной помощи ребенку мы часто приглашаем родителей в группу, которую посещает ребенок. Родители для работы со своими детьми используют индивидуальные игры, различные рекомендации, которые мы им предлагаем.

В сферу нашей деятельности входит и пропаганда дефектологических знаний среди окружающих ребенка людей. Это необходимо, потому что трудности социальной адаптации ребенка зависят не только от своеобразия его психики, особенностей личности, но и от неподготовленности людей к общению с ним, непонимание его нужд.

Работая с аутичными детьми, мы понимаем, что коррекционная работа будет продолжительной. И чтобы по-настоящему помочь ребенку, надо верить, что все мы занимаемся далеко не безнадежным делом. Нам не добиться снятия диагноза,но мы можем сделать многое: понять ребенка, принять его таким, какой он есть и, учитывая его особенности, помочь приспособиться и адаптироваться к окружающему миру.

1. Гилберт К., Питерс Т. Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие – Москва. 2002.

2. Питерс Т. Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию – Москва. 2002.

3. Нуриева Л. Г. Развитие речи у аутичных детей – Москва. 2003.

4. Карвасарская И. Б. В стороне. Из опыта работы с аутичными детьми – Москва. 2003.

Программа социальной активности детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. Социальная активность «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное.

Социальная акция — основа формирования отношения детей к общественной жизни Говорю. Предоставляю Вам опыт работы с детьми в области социально-нравственного воспитания, а так же нетрадиционную форму работы, где проведение.

Игровой тренинг для детей среднего дошкольного возраста «Социальная и психологическая самоценность дошкольного детства» СОЦИАЛЬНАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ САМОЦЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА Форма: игровой тренинг Участники: дети среднего дошкольного возраста Цель:.

Памятка родителям ребёнка с аутизмом Памятка родителям ребенка с аутизмом Понять ребёнка и работать с ним — это трудно для любого родителя. Дети, больные аутизмом, требуют ещё.

Рекомендации по коррекционно-развивающей работе с ребенком с аутизмом и детьми с нарушением интеллекта Рекомендации по коррекционно-развивающей работе с ребенком с аутизмом: 1. Сенсорная интеграция, направленная на адаптацию ребенка к окружающему.

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья. Мир «особого» ребенка интересен и пуглив. Мир «особого» ребенка безобразен.

Социальная адаптация и развитие речи детей в ДОУ с полиэтническим составом дошкольников СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С ПОЛИЭТНИЧЕСКИМ СОСТАВОМ ВОСПИТАННИКОВ Лемберг Тамара.

Социальная адаптация ребёнка в детском саду Первый день ребёнка в детском саду – крайне важный социальный этап в жизни маленького человека. Это один из тех моментов, которые могут.

Социальная защита детей от жестокого обращения в семье: проблемы и пути решения В данной статье рассматривается проблема жестокого обращения с детьми в семье. Выявляется механизм возникновения жестокого обращения по.

Социальная зависимость детей дошкольного возраста от гаджетов Жизнь «преподнесла» нам еще одну психологическую проблему — зависимость от гаджетов (от англ. gadget, что обозначает «техническая новинка»).

Современные психокоррекционные технологии поведенческой терапии при работе с детьми с аутизмом

Анна Дмитриева
Современные психокоррекционные технологии поведенческой терапии при работе с детьми с аутизмом

И. И. Мамайчук выделила основные направления психокоррекционной работы с детьми с аутизмом. Работа направлена на ориентацию ребенка с аутизмом во внешнюю среду, обучение ребенка простым навыкам коммуникации, более сложным формам поведения, развитие самосознания и личности аутичного ребенка.

М. Ю. Веденина в своих работах анализирует опыт зарубежных стран США, ФРГ, Израиля, Японии, где разработаны и успешно применяются в практике с детьми с аутизмом, методики, оценивающие несколько функциональных областей развития и предназначенные для разработки комплексных индивидуальных коррекционно-образовательных программ. Использование в практической работе подобных методик позволяет упростить и повысить эффективность процедуры проведения диагностики и составления программ. В качестве примера таких методик можно привести диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст (Н. Я. Семаго, М. М. Семаго); опросник VB-MAPP, приведенный О. Мелешкевич, Ю. Эрц, разработанный М. Сандбергом, направленный на выявление затруднений ребенка и определение того, какие навыки формировать в первую очередь.

Е. Э. Артемова, Е. В. Исаева подчеркивают, что ключевую роль в психокоррекционных практиках играет человеческий фактор, ведь работает не «метод», а конкретный человек является носителем того или иного метода.

Практика терапевтической помощи детям с расстройствами аутистического спектра в мире показала, что их «лечением» являются коррекционно-развивающие и учебные программы, и хотя специалистами разных стран разработаны многочисленные подходы, методы и средства психолого-педагогической коррекции, на сегодня нет однозначности и согласованности в отношении выбора и применения этих подходов.

М. Ю. Веденина выделяет, что распространенность получили такие психокоррекционные подходы как поведенческий анализ; обучение опорным (базовым) реакциям; структурированное обучение с опорой на визуальную поддержку; стратегия управления собственным поведением, «самоуправление»; коммуникативная система обмена изображениями.

На сегодняшний день коллектив авторов под руководством А. В. Хаустова и Федеральный ресурсный центр признает поведенческую терапию самым эффективным, обоснованным и надежным из методов в рамках бихевиорального направления, широко используемого для диагностики, обучения и терапии детей с нарушениями аутистического спектра.

Поведенческая терапия, или прикладной анализ поведения (АВА, как в своих работах отображает М. Ю. Веденина, основывается на последовательной трансформации поведения ребенка и его обучения во всех областях, где происходит постепенное формирование необходимых адаптивных навыков. АВА-терапия дает возможность последовательно развивать ребенка, социализировать и вводить в общество. У детей с аутизмом практически полностью исчезают стереотипии. Метод прикладного анализа поведения позволяет детям, которые поздно обратились к коррекции (5-6 лет, освоить речь.

В прикладном анализе поведения часто используется метод случайного обучения, цель которого обучить в естественных условиях, «сразу и на месте», где стимулы и поощрения – это обычные занятия ребенка, его интересы. Поведенческая терапия детей с аутизмом очень важна. Ее главная задача — помочь ребенку с определенными нарушениями в развитии адаптироваться к окружающей среде и принять в жизни общества наиболее полноценное участие.

О. С. Никольская определяет уникальность и интерес данной терапии в том, что она основана на поведенческих технологиях и методиках, которые дают возможность изучать влияние факторов окружающей среды на поведение ребенка — аутиста и изменять его, то есть манипулировать этими факторами. Метод АВА-терапии имеет еще одно название — модификация поведения. Идея программы АВА заключается в том, что любое поведение влечет за собой последствия, и когда это ребенку нравится, он будет повторять эти действия, если же не нравится — не будет.

При использовании программ и методов АВА-терапии С. С. Морозова выделяет следующие показатели в развитии детей с аутизмом: улучшаются навыки коммуникации; нормализуется адаптационное поведение; улучшается способность к обучению. Кроме этого, благодаря данной программе значительно уменьшаются проявления поведенческих отклонений. Чем раньше начаты курсы АВА-терапии (предпочтительнее в дошкольном возрасте, тем более заметными будут результаты.

Основную роль в АВА – терапии играет мотивация детей и система поощрений их успехов в обучении,которая бывает достаточно разнообразной: от натуральных вознаграждений до социального одобрения. О. Мелешкевич, Ю. Эрц объясняют, что желаемое поведение ребенка вознаграждается подходящим только для него способом, что является побуждением повторять данное поведение многократно. Поэтому в поведенческой терапии к каждому ребенку применяется индивидуальный подход. Для этого разрабатывается индивидуальная программа развития, где отображаются исходные навыки ребенка по различным областям и сферам, а также последующие цели и задачи коррекционной работы. Для разработки индивидуальной программы вмешательства используется тест VB-MAPP, который был разработан Марком Сандбергом в 2008 г. В основу данного теста лег труд Б. Скинера «Вербальное поведение» (Skinner, 1957).Программа охватывает все сферы познания: от развития понятийного аппарата до становления и совершенствования бытовых навыков самообслуживания.

Н. Г. Манелис, А. В. Хаустов и другие конечной цель любой индивидуальной программы АВА – терапии видят в том, чтобы ребенок смог адаптироваться в окружающем мире самостоятельно. Использование поведенческой терапии в качестве основного коррекционного подхода формирует у детей навыки, полезные для социализации и адаптации к внешним воздействиям. Четкое построение терапевтических занятий, возможность экспериментального исследования поведения и системная коррекция нежелательного поведения доказывают эффективность поведенческой терапии.

М. Ю. Веденина подробно описывает другие различные коррекционно-развивающие технологии работы с детьми с аутизмом. При работе с аутистами применяется поведенческий метод – оперантный подход, подразумевающий преодоление аффективных поведенческих вспышек, развитие языка и речи, улучшение навыков игры, социализации и самообслуживания. Оперантный подход – это модель психолого-педагогической помощи детям с глубокими психическими нарушениями.

На основе оперантного подхода, в котором просматриваются ограничения и недостатки, продолжают развиваться и другие направления поведенческой терапии.

Читайте также  Диета Марсии Кросс

Широко применяется поведенческая терапия детей с аутизмом –ТЕАССН. ТЕАССН — это комплексная программа содействия и помощи людям, страдающим аутизмом, созданная более 30 лет назад на основе результатов исследовательских проектов Эрика Шоплера в сотрудничестве с университетом, объединением родителей и государственными учреждениями. Цель программы, обозначает Р. Зюмалла, предотвращение институционализации и сегрегации людей с аутизмом. На фоне других программ – ТЕАССН – программа имела успех

Дети с аутизмом не могут структурировать происходящее и окружающее вокруг, им все кажется хаосом, непостижимым. Помощь ТЕАССН — программы основывается на создании структуры с целью обрабатывания полученного опыта извне, снижения уровня страха и возможности эффективного обучения.

Существует и эффективно применяется за рубежом психокоррекционная технология для детей с аутизмом – эрготерапия. Кара Косински в своих работах доступно представляет технологию эрготерапии и опыт работы с аутичными детьми. Эрготерапия — современное направление помощи детям с особыми потребностями. Цель данного направления, пишет Косински, это адаптация внешней среды под специальные особенные потребности ребенка с особенностями развития, в данном случае, детей с аутизмом, и помощь ребенку социализироваться и стать более самостоятельным в обыденной жизни. Основной принцип эрготерапии — «обретение навыков для полноценной жизни».

Сильная сторона каждого из подходов одновременно оказывается и его слабой стороной. Отработанные социально-бытовые навыки в рамках поведенческой терапии используются ребенком механически, а неразвитость интересов и отрешенность от окружающего мира не позволяют активно участвовать в общественной жизни.

Таким образом, при применении методов работы конкретного подхода поведенческой терапии формируются возможности для определения специфики особых образовательных потребностей детей с аутизмом, расширения адаптивных возможностей детей к окружающему миру, социализации детей с аутизмом, овладения навыками коммуникации и социального взаимодействия, социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни. А также повышается психолого-социально-педагогическая грамотность родителей детей с аутизмом по вопросам развития, воспитания и обучения детей с особенностями психического и физического развития.

«Современные технологии для развития речи дошкольников». Доклад для выступления на педсовете Подготовила: Ширнина Л. В. воспитатель старшей группы. С 1 сентября 2010 года были введены федеральные государственные требования к структуре.

Игровые технологии в работе с детьми по теме «День 8 Марта» (из опыта работы) Уважаемые коллеги! Данный материал может быть полезен педагогам, работающим с детьми младшего дошкольного возраста. Цель предлагаемых.

Игровые технологии в работе с детьми раннего возраста Игровые технологии в работе с детьми раннего возраста. Воспитатели группы раннего возраста «Сказка» Синякова Оксана Николаевна Щеголькова.

Консультация для педагогов «Основные задачи и механизмы песочной терапии в работе с детьми» Применяя песочную терапию с детьми, следует выделить следующие основные задачи: 1. Возвращение в состояние играющего, творящего свободно.

Консультация «Современные технологии обучения сюжетно-ролевым играм в социализации дошкольников» Тематика сюжетно — ролевых игр преимущественно связана с социальной действительностью. При этом в одной сюжетно-ролевой игре могут переплетаться.

Мастер-класс «Современные технологии в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников» Мастер-класс «Обогащение педагогических умений воспитателей ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию через обучение приёму интерактивного.

Мастер-класс «Тестопластика как метод арт-терапии в работе с детьми и взрослыми. Создание Сказочной Страны» Мастер-класс: «Тестопластика как метод арт-терапии в работе с детьми и взрослыми: Создание Сказочной Страны». воспитатель Хавшабо Е. И.

Методическая мастерская «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста» 27 февраля 2018 года состоялось второе заседание методической мастерской по направлению «Физическое развитие дошкольников в условиях реализации.

Современные педагогические технологии. Портфолио дошкольника Педагогическая технология Портфолио дошкольника Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его.

Аутизм: что могут сделать родители, чтобы помочь своему ребенку?

Первые 2-3 года особенно сложны для пары, у которой родился первенец. Молодые мама и папа еще учатся быть родителями, и понять, что развитие их ребенка отличается от других – довольно трудно. Еще сложнее признать, что у твоего малыша может быть психическое отклонение. Детский аутизм или как сейчас еще называют — расстройства аутистического спектра (РАС) сегодня встречается у каждого 88-го ребенка. Как распознать заболевание и на что стоит обратить внимание родителям? На эти и другие вопросы, связанные с аутизмом, ответил заведующий кафедрой психиатрии и наркологии, д.м.н., доцент Гречаный Северин Вячеславович.

Что такое аутизм? С этим заболеванием рождаются или это приобретенное состояние в среде, в которой растет ребенок?

Детский аутизм — это врожденное заболевание. Факт его возникновения не может быть следствием таких внешних причин, как, например, социальный или культурный уровень семьи. Решающую роль играет биологический фактор, который определяет рождение такого ребенка. Конечно, есть внешние обстоятельства, которые при прочих равных условиях провоцируют появление симптомов этого расстройства — тяжелая вирусная инфекция, в некоторых случаях даже резкая смена семейной обстановки, например, внезапная разлука с матерью, госпитализация ребенка в больницу и другое. Часто ребенок-аутист – первенец в семье, и родители еще не знают, как должен развиваться ребенок. Впоследствии они вспоминают, что не раз задумывались над тем, почему их ребенок развивался не как другие дети, но все же серьезных отклонений не подозревали. Поэтому этот день — 2 апреля — как раз призывает к тому, чтобы взрослые внимательнее присматривались к ребенку вообще и как можно раньше замечали любые аномалии в его развитии. А уж аутизм это или какое-то другое заболевание – это должен решать врач.

Как родители могут определить, что их ребенок страдает данным заболеванием?

К сожалению, часто родители не сразу обращают внимание на нетипичное, нехарактерное для возраста поведение своего ребенка. Это обстоятельство породило некие мифы, что аутизм может возникнуть при неправильном воспитательном подходе родителей или после некоторых медицинских вмешательств, в том числе после профилактических прививок. В это верить нельзя, поскольку детский аутизм проходит в своем развитии и латентную фазу, когда его симптомы практически незаметны, но это не означает, что его не было с рождения. Однако необходимо знать так называемые «красные флажки аутизма», при проявлении которых стоит обратиться к специалисту. К ним относятся:

  • ребенок не пользуется указательным жестом,
  • не смотрит в глаза, не улыбается в ответ на улыбку,
  • не реагирует на свое имя или на просьбы, обращенные к нему,
  • не слышит речи, не понимает, зачем к нему обращаются взрослые,
  • не произносит фразу из 2-х слов к 2 годам,
  • не пользуется игрушками по своему прямому назначению.

Часто у ребенка не развивается сюжетная игра. К примеру, машинка для мальчика – это не образ автомобиля, который он видел на улице, а лишь колеса, которые можно крутить. С помощью игрушки ребенок не может воспроизвести увиденный в жизни сюжет. Точно так же для девочки кукла – не образ человечка, которого она может уложить спать или покормить, а индифферентный предмет с движущимися частями. Также стоит обратить внимание на то, как общается ребенок, может ли он выполнить простые указания взрослого, сконцентрировать внимание. Если родители замечают перечисленные особенности, то нужно обратиться к врачу.

Возможно ли вылечить аутизм или только довести адаптацию к жизни до определенного уровня? К какому врачу обращаться в таком случае?

Заподозрить аутизм может любой специалист. Предположим, участковый педиатр предполагает у ребенка аутизм и советует родителям обратиться к психиатру. Однако, важно понимать, что окончательный диагноз может отличаться от изначально предполагаемого, и кроме детского аутизма в раннем возрасте есть еще другие психические расстройства.

Лечат ли детский аутизм в клинике Педиатрического университета?

Отдельного подразделения пока у нас нет, к тому же работа с ребенком аутистом – это длительная, часто многолетняя, работа большой команды разных специалистов, включая не только медиков, но и коррекционных педагогов, клинических психологов и их разновидностей, специалистов по реабилитации и др. Однако мы консультируем таких детей и их мам на этапе раннего установления диагноза, когда родители в силу разных причин еще не готовы обращаться в официальные психиатрические учреждения. Таким образом, решаются сложные и сомнительные диагностические случаи, даются самые первые рекомендации. Например, я принимаю в Многопрофильном центре, в Консультативно-диагностическом центре принимает Вера Владимировна Поздняк. Мы оказываем первичную помощь таким детям. Даем советы, как относится к возможному заболеванию у ребенка, как вести себя с такими детьми и какие существуют возможности лекарственной терапии. Большинство мам уходит благодарными, поскольку получают ответы на вопросы, длительное время не дававшими им покоя.

Что касается лечения, то мы его не проводим. К тому же родители, столкнувшись с проблемой аутизма, должны понимать, что полностью излечить его невозможно, и придется принять то, что в течение всей жизни ребенок будет особенным, непохожим на всех других. Не было еще такого случая, чтобы тот самый классический аутизм заканчивался полной адаптацией в социуме, даже если ребенок на каком-то этапе смог овладеть профессией. Хоть и считается, что с возрастом диагноз «аутизм» ребенку пересматривать нельзя, но большинство собственно «аутистических» черт со временем самостоятельно исчезают. И уже в 6-7 лет на первый план выходят другие проблемы, связанные с поведением, недоразвитием абстрактных понятий, недопониманием контекста общения, т. е. чисто интеллектуальные трудности. В дальнейшем родителям нужно будет адаптировать ребенка к жизни с тем, что есть, включая особенные требования к процессу обучения. Дома также следует соблюдать специальную систему правил, выработанную индивидуально для конкретного ребенка.

Как родители могут сами помочь ребенку справиться с аутизмом? Можете дать какие-нибудь рекомендации для них?

Самая главная , с нашей точки зрения, рекомендация – изначально понять возможности ребенка, не делать лишнего и не ставить слишком высокие задачи. Самый большой конфликт возникает именно тогда, когда родители сталкиваются с противоречием между реальными способностями ребенка и собственными амбициями в отношении него. И все отрицательное, что потом может происходить – протесты, непослушание, переживание разочарования и отчаяния, — все это происходит как раз из этого конфликта.

Главный принцип для родителей заключается в обретении чувства уверенности как воспитателя и избавление от излишнего чувства вины. Надо знать, что ребенок-аутист очень чувствителен к внутреннему состоянию родителей, легко реагирует на их тревогу, растерянность. Что касается психического развития, то следует быть готовым к тому, что для достижения успехов, даже небольших, потребуется много времени. Не бывает такого, чтобы ребенок заснул одним, а проснулся другим человеком.

Еще одна часто встречающаяся ошибка – это мнение, что самое главное для ребенка – научиться разговаривать. Это не так. Если речь не появляется самостоятельно – значит, тому есть объективные причины. Как только сформируются предпосылки к произнесению слов, ребенок начнет самостоятельно говорить без нашей помощи. Поэтому не стоит искусственно пытаться ускорить развитие такого ребенка.

Можно ли сказать, что современные устройства связи, компьютеры, гаджеты, мобильные телефоны могут развить у ребенка аутизм? И влияют ли они как-то на детей, у которых уже диагностировано данное заболевание? (Может ли современная техника помочь социализироваться или наоборот поспособствует тому, что ребенок все больше уходит в себя?)

При аутизме это ни польза, ни вред. Здесь не может быть универсальной рекомендации, все индивидуально. Маме важно понимать, готов ли ее ребенок сейчас к освоению социума или нужно еще подождать, впоследствии осторожно «прививая» его к жизни. Здесь поможет совет врача-дефектолога, психиатра. Правда, очень часто мамы таких детей ориентируются только на собственное мнение, не принимая чужой помощи. Такое случается, если их предали родственники, ушел отец, бабушки и дедушки не приняли ребенка, и мама остается один на один с проблемой.

Почему считается, что аутизм чаще встречается у мальчиков? И почему он им больше свойственен?

Действительно, это фундаментальный факт. И детский аутизм — это не единственный пример. Очень много психических расстройств чаще возникает именно у мальчиков. Почему так — сказать сложно. Существует много гипотез этому, но исчерпывающего объяснения пока не получено.

Читайте также  Длина сигмы в диагностике выпадения прямой кишки

Может быть, есть какая-то взаимосвязь между состоянием матери во время беременности и выявленным впоследствии аутистическим расстройством ребенка? Возможно ли как-то предугадать рождение ребенка с аутизмом? Какие могут быть причины с медицинской точки зрения?

Меня часто спрашивают мамы: «Скажите, пожалуйста, где, на каком этапе я допустила ошибку? Что я сделала не так?» К сожалению, несмотря на то, что живем в XIX веке, никаких предпосылок, чтобы предугадать рождение такого ребенка нет. За исключением обследования амниотической жидкости на грубые генетические аномалии. Если таковая наблюдается, то можно с большой долей вероятности говорить о том, что здесь следует ожидать клиническую картину аутизма. Во всех остальных случаях что-либо прогнозировать трудно. Данных для этого нет.

Правда ли, что сегодня у детей аутизм встречается чаще, чем 10, 20, 30 лет назад?

Считается, что количество детей с аутизмом не увеличилось, улучшилась диагностика. Это произошло за счет распространения информации об аутизме и его проявлениях. В результате родители стали чаще обращать внимание на то, чего не замечали раньше. И, как следствие, увеличилось количество обращений к врачам с целью постановки диагноза. То, что раньше вызывало у родителей растерянность, недопонимание, сейчас наталкивает на поиск ответов в специальной литературе, интернете. В результате, симптомы аутизма стали выявлять чаще и в более раннем возрасте. И здесь наблюдается другая крайность – намечающаяся тенденция к гипердиагностике данного расстройства. Появился даже специальный термин – расстройства аутистического спектра, роль которого видится в большем привлечении внимания родителей к любым симптомам отклоняющегося развития, близко или отдаленно напоминающим детский аутизм, с целью скорейшего обращения для оказания практической помощи.

Может ли ребенок-аутист учиться в обычной школе, или лучше отдать его в школу со специальным уклоном?

Есть инклюзивные виды образования, допускающие возможность обучения таких детей в массовой школе. Набирается группа из 3-4 таких детей, и большую часть времени они занимаются с отдельным педагогом. Периодически преподаватель избирательно водит по мере возможности таких детей на занятия к здоровым детям. Но необходимость таких классов надо рассматривать индивидуально. Принимать во внимание следует все возможные последствия. Например, на практике дети, страдающие аутизмом, бывают не очень соматически здоровы, им свойственен слабый иммунитет – это повышает у них риск заболеть респираторными и др. инфекционными заболеваниями, которые у детей с аутизмом обычно протекают в более тяжелой форме. Ведь даже в обычных условиях дети-аутисты болеют чаще остальных детей. Кроме того, обучение в массовой школе возможно при условии нахождения рядом специального помощник или тьютера, человека, который направляет ребенка в каждом конкретном случае и подсказывает, что ему делать. Часто такие дети, находясь на массовом обучении, не выполняют школьную программу, а только формально присутствуют на уроках. А вот что он в результате усвоит — это отдельный вопрос. Чаще – это своеобразная форма «ознакомления» с учебным материалом. И в этой ситуации мы не в праве требовать от ребенка освоения всей программы. Впрочем, не стоит забывать о том, что и традиционная дефектологическая помощь в условиях обычных коррекционных детских садов и школ обладает большими возможностями по части восполнения когнитивных дефицитов, и прохождение инклюзивного обучения все же не отменяет необходимости получения специализированных навыков с помощью рутинных методов коррекции.

С какими бы проблемами ни столкнулись родители на сложном пути воспитания, важно помнить, что при прохождении любого этапа взросления важна родительская любовь.

Дата публикации: 2.04.2020

Обзор основных зарубежных подходов к оказанию психолого-педагогической помощи детям с аутизмом

Поведенческая терапия

Наиболее распространенным и признанным на американском континенте является “поведенческий тренинг”. Считается, что такой тренинг может существенно улучшить коммуникацию, социальную адаптацию и обучение аутичных детей, особенно если он начинается в раннем возрасте ребенка (Harris,1991).

Подход Ловааса или, как его чаще называют, прикладной поведенческий анализ (applied behavioral analysis — АВА) предполагает последовательную трансформацию поведения ребенка и его обучение во всех областях, формируя необходимые навыки шаг за шагом. Это пример так называемого «директивного подхода».

Существует также вариант АВА-терапии, называемый «естественным поведенческим подходом», когда для обучения используют естественную среду ребенка, а стимулы и подкрепления связаны с его обычными обстановкой, занятиями и интересами.

На практике большинство АВА-программ представляют собой разнообразные сочетания естественного подхода и директивных техник. Например, некоторые специалисты используют «поведенческий шейпинг» — процедуру, применяемую в АВА для постепенного формирования навыка, когда подкрепляются малейшие приближения к желаемому ответу. И, если сначала награждается любое поведение, лишь отдаленно напоминающее желаемое, то со временем награда предоставляется уже в ответ на максимально приближенное к конечной цели поведение ребенка. «Поведенческий шейпинг» используется в сочетании с менее директивными формами обучения, например, для уменьшения некоторых поведенческих проблем (Marchant et al, 1974; Murphy, Wilson, 1985), а также для более успешного обучения специфическим навыкам в некоторых программах как часть «ориентированного на ребенка подхода», который признает, что у детей может быть более сложная мотивация (Clements, 1987; Jordan , Powell, 1993). Также эти техники используются в системном обучении социальным навыкам и речи, обычно в сочетании с методами развития мотивации и ориентации на других людей (Carr, 1982; Howlin, Rutter, 1987).

Если говорить обобщенно, то акцент в поведенческой терапии делается на развитии последовательной, реагирующей на ребенка среды, которая минимизирует возможный «выигрыш» от проблемного поведения или преимущества деятельности в одиночку, но подчеркивает преимущества, положительный эффект при попытках ребенка действовать кооперативно. Эта цель достигается обычно с помощью внешних, сначала несоциальных подкреплений; социальное развитие осуществляется как следствие заинтересованности ребенка в определенном подкреплении. Наказания как форма негативного подкрепления в настоящее время не применяются (Trevarthen at al, 1998).

Подход Ловааса или прикладной поведенческий анализ (applied behavioral analysis — АВА)

Метод Ловааса – наиболее жесткий поведенческий подход — систематическая, продуманная, интенсивная и длительная программа тренинга навыков с помощью “дискретных попыток” (заданий), индивидуально подобранных для каждого ребенка с учетом его привычек и ответов на стимулы.

В 80-х годах двадцатого века группа Ловааса работала с аутичными детьми, начиная с возраста около 2-х лет. Ловаас и его сотрудники (Lovaas, 1987) сообщают о высоком проценте детей, успешно интегрированных в обычные сады и школы, при условии занятий по интенсивной (30-40 часов в неделю) программе на протяжении не менее двух лет. Обычно в работе с одним ребенком задействованы несколько студентов-терапевтов, прошедших тренинг, а также родители, обученные техникам АВА.

В первый год работа направлена преимущественно на уменьшение аутостимуляции и агрессивного поведения, формирование “послушного поведения” (следование инструкциям) и имитации. Проводится также и работа с семьей. Во второй год внимание сосредотачивается на развитии экспрессивного и абстрактного языка, интерактивной игры со сверстниками, а также на генерализации сформированных навыков в общественных ситуациях. Если существует такая возможность, то на этом этапе стараются ввести ребенка в группу обычного детского сада. В течение третьего года происходит обучение начальным школьным навыкам и умению адекватно выражать свои эмоции. В качестве общей стратегии по отношению к агрессивному поведению и аутостимуляции выбираются, обычно, игнорирование и так называемый «тайм-аут» (проще говоря – «угол»), с одновременным формированием более социально адекватного поведения, а также громкое «нет» или «легкий шлепок по бедру».

Хотя сегодня во многих школах, работающих в рамках АВА-подхода, все чаще обращаются к функциональному анализу, позволяющему понять, что лежит под неадекватным поведением ребенка, тем не менее критики АВА указывают на излишнее акцентирование специалистами успешного финала каждого выполненного ребенком задания. В рамках данного подхода подчеркивается, что каждое задание должно заканчиваться успехом, на положительной ноте, невзирая на то, что ребенок может быть расстроен.

В АВА-терапии считается недопустимой сама возможность прекращения занятия в случае крика, истерики (tantrum) ребенка. Противоположного взгляда на этот счет придерживаются представители так называемого «метода мягкого обучения» и «программы выбора», и, тем более, тех видов терапии, где проработка ребенком негативных эмоций отслеживается, отражается и направляется терапевтом (Trevarthen at al, 1998).

«Лечение обучением» детей с аутизмом и сходными нарушениями коммуникации (ТЕАССН)

Программа была разработана в университете Северной Каролины, в Чэппел Хилл, более 30 лет назад. Только в штате Северная Каролина насчитывается сейчас около 130 классов для аутичных детей, работающих по ТЕАССН-методикам. Также семинары по методикам данной программы проходят в Великобритании и некоторых других европейских странах, и активно внедряются в ряде центров для аутичных детей и подростков.

ТЕАССН-программа фокусируется на развитии навыков коммуникации и самостоятельности с помощью структурированного обучения в предсказуемой и контролируемой среде. Для организации поведения ребенка используются различные формы зрительной организации пространства и времени: деление помещения на функциональные зоны, наглядное структурирование заданий, учебные и дневные расписания в виде объектов, фотографий, картинок, символов или слов. Данный подход применяется с аутичными детьми от трех лет и старше.

Терапия повседневной жизнью (подход Хигаши)

Метод коллективного обучения был разработан доктором Кио Хигаши в Токио в 60-х годах. Идея данного подхода – в уменьшении аутистических тенденций с помощью установления тесных связей между ребенком и его близкими в семье, учителями и детьми той группы, которую посещает ребенок, в процессе интенсивной деятельности, и, тем самым, – в познании “ритма жизни” (Trevarthen at al, 1998). Все виды деятельности – групповые и очень структурированные; считается, что обучение осуществляется от ребенка к ребенку через синхронизацию и имитацию. При этом, оценке индивидуальных достижений каждого ребенка не уделяется особого внимания.

Акцент делается на физической активности: в течение дня дети бегают три раза по 20 минут, час занимаются в гимнастическом зале, и в течение часа играют на улице в футбол или баскетбол. Поведение организуется с помощью твердых и энергичных вербальных инструкций. Учебное расписание состоит во многом из физических упражнений, музыки и рисования, а в качестве кульминационного момента устраивается фестиваль, организуемый каждой из групп. Считается, что большой объем физических упражнений полезен для людей с аутизмом, особенно для снижения уровня аутостимуляции, улучшения внимания и способности к обучению (Waters, Waters, 1980).

По образцу японской школы была создана школа в Бостоне, штат Массачусетс, США. Однако, между ними существовало принципиальное различие, касающееся меньшей интеграции и отсутствия участия родителей в учебном процессе в американской школе (Hardy, 1991). Кроме того, на обучение по этой системе оказывают влияние и культурные различия, например, подчеркивание общественных ценностей (Япония) в противовес индивидуальным (Америка), что безусловно влияет на направление обучения.

Некоторые из методов «Терапии повседневной жизнью» использовались в Британии, но данный подход не укладывался в концепцию обучения большинства английских школ, где развитию индивидуальных навыков и академическим достижениям ребенка по традиции уделяется больше внимания, чем уровню его социальной активности в группе (Jordan, Powell, 1995).

До настоящего времени не проводились систематические исследования этого подхода. Отсутствуют и ссылки на то, с какого возраста начинается обучение в школах, в которых практикуется данный вид терапии.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: