\

Главные отличия современных подростков от советских

Чем современные подростки отличаются от советских

Во времена СССР многое было совершенно не так, как в современной России — от системы образования и медицины, до обустройства быта и мировоззренческих идей большинства. Отличались даже. дети.
Чем современные подростки отличаются от советских? В этой статье мы рассмотрим 9 характеристик.

Современные подростки родились в эпоху интернета и смартфонов и воспринимают информацию по-другому. Как минимум не так, как их родители. В чем их главные отличия от предыдущих поколений — обсудили социологи Юлия Юзбашева и Ирина Морозова (ValidataKIDS) и психолог Анна Привезенцева (центр «Точка»).

1. Гордится тем, что он ребенок
Детство в СССР, будем честны, никак не было устроено. Оно считалось обыкновенным возрастным этапом, когда ребенок ходит в школу, делает уроки, бегает во дворе и как-то сам по себе растет. Современный мир стал детоцентричным. Теперь женщина выстраивает целый сценарий вокруг своего материнства. Ребенок едва успевает родиться, а уже спит на подушке с собственным изображением (какой кадр для инстаграма!).

Детство сейчас — это огромная инфраструктура: детские медиа, политика, бренды. И подростки прекрасно осознают свой детский статус. Они садятся и говорят: «Окей, сыграем в ваши маркетинговые игры. Кто тут интереснее за меня борется, тому и отдам родительские деньги». При этом подростки плохо понимают, например, зачем идти в сберкассу и за что-то платить. Для них взрослый мир — какая-то далекая реальность.

2. Рано осознает свой гендер
В СССР, как известно, секса не было. А гендер был, но, скорее, функциональный. Он определял общественные роли: мужчина — защитник родины и семьи, женщина — хранительница очага. И тем не менее в детстве мы все носили одинаковые штанишки. Выпячивать свою девочковость или мальчиковость никому и в голову не приходило. Даже герои мультфильмов (Карлсон или кот Леопольд) были совсем не про пол.

Сегодня мамы наряжают годовалых девочек маленькими принцессами, а мальчики, которые лежат как кабачки и еще ничего не понимают, уже облачены в футболки с Суперменом. Годам к десяти дети отлично осознают свой гендер и иногда даже заводят первые романтические отношения. А вот дальше, когда ребенок превращается в подростка, он радикально переворачивает какие-то детские модели. Отсюда тенденция к унисексу — ему гораздо менее интересно выпячивать то, что и так с ним с рождения.

3. Ищет выгоду из дружбы с родителями
На замену строгим мамам-консерваторам с их любимым «нельзя» приходят мамы либеральные. Самые продвинутые из них живут по принципу современных психологических учебников. Такая мама многое разрешает ребенку, но выбор за него все равно делает сама, причем заранее. Например: «Что ты будешь, сынок, — яблоко или грушу?» Здесь нет варианта с чипсами. Но отношения в таких семьях все равно хорошие, потому что ребенок уверен: к его мнению прислушиваются.

У подростка не возникает ощущение давления, как раньше, поэтому он не отторгает родителей. Получаются не авторитарные отношения, а мир-дружба-жвачка (только без жвачки, вредно ведь). Детям это выгодно, в том числе с материальной точки зрения. Они везде ездят с мамой и папой, которые балуют их одеждой и айфонами. И ребенок часто проводит прямую связь между тем, что родители покупают и насколько сильно они его любят.

4. Увлекается сразу всем, но поверхностно
Мы все помним архетипы советских детей. Например, бунтарь, который не хотел участвовать в школьных огоньках и постоянно прогуливал. Или ботан-отличник, который в жизни всегда почему-то оказывался на троечку с минусом. Считалось, что чем лучше человек учится, тем меньше он приспособлен к реальной жизни.

Сегодня формируется совокупный архетип — этакий Леонардо, о котором грезят все родители: одновременно и спортивный, и интеллектуальный, и добрый, и умеет постоять за себя. У современного подростка полно неглубоких знаний, но их спектр колоссален. Такой ребенок-трикстер набит актуальными темами, но слабо ориентируется в них. Он рассекает социальное пространство, как водомерка, и знает лишь то, как выкинуть очередную ложноножку и сформировать цепкий социальный контакт.

Если подросток серьезно увлечен какой-то одной темой, например, компьютерным миром и гаджетами, в современном мире он уже гик — и сверстники теряют к нему интерес. Хотя еще несколько лет назад это казалось крутым. Теперь немодно увлекаться и определенным стилем в музыке. Подростки зовут себя меломанами — это значит, что в музыкальных течениях ровным счетом ничего не смыслят. Просто они живут синглами из плейлиста «Топ-100 песен за последний год».

5. Социализируется в сети
Нынешние дети живут в социальных сетях. С одной стороны, это здорово. Если раньше социализация в школе не удавалась, ребенок был несчастным (вспомните фильм «Чучело»). Сейчас даже если в школе ребенок никто, в интернет-мире он повелитель драконов и окружающие его обожают. У человека нет такого ужасного ощущения одиночества.

С другой стороны, вся жизнь теперь выстраивается по принципу постоянного формирования социальной сети. И это тяжело. Нам в СССР было гораздо проще нагулять крутизну — хватало, например, прикида. Сейчас все иначе: популярность — это прежде всего твоя социальная активность, в том числе в интернете.

6. Старается быть умеренным во всем
Поскольку мы живем во время тотального плюрализма, сверху не спущено никаких моральных, этических или эстетических норм. Подросткам дают полную свободу и максимум возможностей. А они все мигрируют к центру и формируют собственные нормы — пожестче, чем были в Советском Союзе. Вот вам яркий пример: папа-рокер повел дочку на концерт, она встала в очередь. Он ей: «Стоять тыщу лет, давай через забор!» Она: «Папа, ну ты чего?!»

Хороший тон среди подростков — соответствовать общему хипстерскому стилю. Выпендриваться уже не круто. Есть даже понятие «пояснить за шмот», когда ты оделся слишком вызывающе. Наши дети умерены в питании, в употреблении химических веществ и даже в политических взглядах. Да-да, большинство подростков лояльны к власти и не особенно включены в происходящие события. У них принято быть в меру патриотичным.

7. Постоянно хочет развлекаться
Дети сегодня в восторге от агрессивного монтажа. Долго следить за тем, что происходит на экране с одним человеком, они не могут. Еще в 2000 году внимание подростка в среднем концентрировалось на 12 секунд, а к 2012 году этот показатель снизился до 8 секунд. В общем, детское сознание уже окончательно и бесповоротно стало клиповым. Поэтому ребенок живет демотиваторами и общается стикерами.

Подростки все реже берутся за большие книги: скучно, сложно, много букв. Выражать свои чувства с помощью слов им тоже тяжело. Впрочем, и самих чувств, особенно негативных, ребенок стал избегать. Он просто не представляет, как вообще можно остаться наедине со своей грустью, раздражением или скукой. Потому что под рукой всегда гаджеты, есть чем поднять настроение.

8. Некритично относится к информации
Раньше учеба была джедайством: знания перерабатывались внутри подростка и превращались в жизненный багаж. Сегодня «шведский стол» Гугла и Яндекса работает круглосуточно, и количество подходов к нему не ограничено. Дети не решают задачи, а сразу ищут ответы. Например, если раньше ребенок задумывался над вопросом «Быть или не быть?», то сегодня он забивает его в поисковую строку — и ему вываливаются тысячи весьма неглупых ответов.

Все взрослые восхищаются тем, как дети умеют работать с информацией. Но ведь ребенок просто берет ее во временную аренду, и она не вызывает такого критического отношения, как вещи, которые мы просматриваем через призму знаний. Сегодня дети — не столько созидатели, сколько айтишники: они просто комбинируют разные данные и составляют коллаж, который и становится их взглядом на мир.

9. Боится свободы выбора
Родители почему-то уверены, что подросток живет с ними в одном пространстве. На деле физическое пространство и правда одно, а вот человеческое изменилось. Если раньше было советское общество, то сегодня у нас социум. Это не просто новое модное слово, а единство непохожих, когда каждый изначально рождается уникальной личностью.

В СССР был культ личности, сейчас — культ личностей (сколько людей, столько и личностей). Чтобы помочь ребенку раскрыться, почувствовать тягу к какому-нибудь занятию, родители отдают его в миллион секций. Педагоги там только и делают, что хвалят детей (ведь ругать психологи не советуют). И когда человек «вылупляется» во взрослую жизнь, он представляет собой не всесторонне развитую личность, а набор пробников. В нем пруд пруди успешных понравившихся опытов, и вдруг он должен выбрать что-то одно.

Читайте также  Диагностика внутриутробных инфекций у плода и новорожденных

Раньше профессия была общественной функцией, винтиком в государственной машине. А сегодня это только твое дело, лишь бы получал от него удовольствие. Родители дают подростку полную свободу выбора. Но ребенок не знает, что с этой свободой делать. Он боится, что не сможет резко выбрать специализацию, что не станет успешным и счастливым.

Если вы хотите получать свежие статьи по вопросам карьеры, информацию о бесплатных событиях и акциях Центра, подпишитесь на нашу рассылку.

Главные отличия современных подростков от советских

Российские ученые провели масштабное историческое сравнение психологических характеристик современных подростков и их сверстников, которые были подростками в 1989 году. Результаты сравнения, по словам авторов, помогут лучше понять как самих современных старшеклассников, так и то, чем это поколение подростков отличается от поколения их родителей, когда им было 15-16 лет. Об этом говорится в исследовании Психологического института Российской академии образования (ПИ РАО), которое имеется в распоряжении РИА Новости.

Теория «X, Y, Z»: наука или нашумевший тренд?

Директор ПИ РАО Павел Сергоманов пояснил, что не существует отдельной теории «X, Y, Z» поколений. Это лишь часть общей теории поколений, которая была создана Уильямом Штраусом и Нилом Хау в 1991 году и отражала историю поколений на территории современных США начиная с 1584 года. Сточки зрения строгой науки эта теория представляет собой скорее историческое эссе, нежели теоретический анализ проблемы поколений.

«Глобализация экономических, социальных, технологических процессов сделала эту теорию популярной и в других странах, поскольку описания типичных для поколений X, Y, Z черт легко подходили к большинству людей, живущих в современной технологической среде. В этой своей части это уже не теория про поколения людей. Она про поколения технологий, массовой технологической среды», – объяснил Павел Сергоманов.

По словам эксперта, поколения X, Y, Z – последние в этой цепочке, и в их характеристиках уже присутствуют современные коммуникационные технологии как неотъемлемый элемент среды.

Ученый отметил, что в теории поколений «X, Y, Z» нет свидетельств того, как меняются люди – их когнитивные способности, эмоции, ценности, самооценка и уровень притязаний.

«На сегодняшний день люди совершенно разного возраста (20-летние, 40-летние, 60-летние и даже старше) быстро приобретают одни и те же навыки и привычки – пользоваться поисковиками, переписываться в мессенджерах, смотреть стримы. С помощью мобильного телефона любой может мгновенно связаться с нужным человеком. Все это стало обыденной частью повседневной жизни даже очень пожилых людей», – подчеркнул спикер.

Ученые считают, что столь обобщенные и поверхностные характеристики поколений X, Y, Z не могут дать представления о реальных отличиях поколений людей, выросших и сформировавшихся в конкретных условиях жизни той или иной страны.

«Проведенное исследование – это попытка сравнить и проанализировать два поколения российских подростков: детей и их родителей, временной интервал между которыми не превышает 30 лет. Так получилось, что это подростки разных для нашей страны исторических эпох, и теория поколений не может дать ответы на вопрос о том, чем же конкретно они отличаются друг от друга», – подчеркнул Павел Сергоманов.

Детали: что отличает современного подростка от советского

Современные подростки, по результатам исследования, стали более амбициозными, рассчитывают на достижение более высоких целей, выше ценят и больше уважают себя.

«Они научились понимать, что к чему. У них более высокая познавательная активность, и современная школа научилась понимать их намного лучше. Особенно, мне кажется, велика тут роль дополнительного образования – у нас оно одно из лучших в мире», – прокомментировал Павел Сергоманов.

Самая большая разница между советскими и современными подростками, по словам ученых, проявляется по параметру ответственности. Сегодня подростки предпочитают перекладывать ее на других.

«Это свидетельствует не только об их неготовности к принятию важных жизненных решений, но и о том, что современное общество и не требует от детей личной ответственности, максимально ограждает их от самостоятельности и инициативных действий. В этом смысле современные подростки адекватны обществу, в котором они растут, равно как и советские подростки были адекватны требованиям своего общества», – объяснила заведующая лабораторией научных основ детской практической психологии ПИ РАО Алла Андреева.

По словам экспертов, также серьезно возросла мотивация личных желаний, но желаний для ближайшего окружения стало заметно меньше.

«Что касается советских подростков, то, конечно, массовая идеология другого социально-экономического строя оказывала свое влияние: «прежде думай о Родине, а потом о себе». Не берусь оценивать, насколько это лучше или хуже», – прокомментировал Сергоманов.

Современные подростки, по результатам исследования, также предпочитают жить в настоящем «здесь и теперь».

«Они больше дорожат своей текущей жизнью: жить в настоящем предпочитают свыше 40% респондентов, что, по-видимому, также соответствует тенденции удлинения подросткового периода, отмечаемой многими современными исследователями. Они рассматривают свой нынешний возраст как мораторий на принятие «взрослых» решений, к которым они не готовы, говорят о том, что переживают сейчас лучшие годы своей жизни», – отметила Алла Андреева.

Сравнение результатов современного исследования и данных 80-х годов также показало, что советские школьники относились к учебе преимущественно равнодушно, как к «школьной скуке». Отношение к учебе сегодняшних девятиклассников более противоречивое и эмоционально насыщенное.

Однако, несмотря на такое отношение к учебе в школе, современные подростки стали более любознательны и активны в познавательной деятельности.

«Это связано с особенностями современной социальной ситуации развития… Рост требований к профессиональной компетентности сформировали в общественном сознании представление о том, что определение своего места в жизни находится в тесной связи с уровнем и качеством общего и профессионального образования, готовностью осваивать новые знания и умения», – объяснила Алла Андреева.

Современная образовательная среда, по мнению ученых, откликается на это требование времени, предлагая обучение по весьма широкому кругу профессий и специальностей, однако не все они оказываются реально востребованными на рынке труда.

Что и как изучали

В исследовании принимали участие подростки в возрасте 15-16 лет: 1974 и 2004 года рождения. Эксперты отметили, что сравнение психологических характеристик провели с разницей в 30 лет, в 1989 и в 2019 году.

«Наше исследование относится к категории сравнительно-исторических, позволяющих установить изменения, которые претерпевают культурные и социально-психологические явления в разные исторические эпохи. Такой подход предполагает преемственность исследовательских стратегий, методов и научных принципов, это обеспечивает высокую надежность и достоверность получаемых эмпирических материалов», – прокомментировала Алла Андреева.

По ее словам, для сопоставления данных были использованы одни и те же методики или их аналоги. В исследовании принимали участие подростки из Москвы и ее окрестностей.

«Для изучения психологической и социальной зрелости подростков, завершающих основной этап школьного образования, мы выбрали те параметры личностного развития, которые отражают меру «взрослости» человека, его ориентированность на будущую самостоятельную жизнь, его представления о своих желаниях и возможностях, его готовность учиться и совершенствоваться», – рассказала эксперт.

Чтобы сравнить подростков, ученые выбрали несколько психологических характеристик: самооценка, уровень ответственности, эмоциональное отношение к учению, мотивационные предпочтения, самоощущение психологического возраста, основания и мотивация выбора образовательного маршрута и жизненного пути в целом, общий уровень притязаний личности.

Психологи считают, что понимание современных подростков может помочь директорам и завучам школ, учителям, родителям и самим детям лучше понимать себя, научиться выбирать, перевыбирать и начинать заново; разрабатывать учебные планы и программы; понимать, что обсуждать со своим ребенком.

Исследование выполнено при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ.

В чем разница между советскими и современными детьми

«Вот мы другими были», – часто говорят родители своим детям. И ученые это подтверждают. Нынешнее подрастающее поколение отличается от юношества времен СССР.

Дети с разницей в полстолетия

На тему изучения изменений в разных поколениях проведено немало исследований. Одно из них сравнивает школьников 4-5 классов в возрасте 11-12 лет. Первое исследование проводилось в 1967 году, второе – в 2017. Основным предметом изучения являлось «чувство взрослости», то есть то, насколько дети хотят стать взрослыми и стремятся выглядеть таковыми.

Целых 50 лет разницы! Изменилась страна, изменился строй, изменилось образование. Конечно, изменились и дети. Как обнаружили исследователи, советские школьники гораздо сильнее хотели быть взрослыми, чем современные. По словам научного сотрудника Центра исследований современного детства Александра Бочавера, школьники 60-х хотели, чтоб к ним относились, как к взрослым, уважали их мнение. Нынешние же дети считают себя маленькими и взрослеть не торопятся, для них детство намного более привлекательно, чем полная проблем взрослая жизнь.

Читайте также  Вячеслав Кантор об опасностях утраты исторической памяти и росте антисемитизма

Это проявляется и в выборе занятий по душе. В советское время, когда существовало множество бесплатных кружков, дети проявляли бОльшую самостоятельность в их выборе. Современные дети чаще следуют родительским решениям, чем делают собственный выбор.

Однако исследователи отмечают, что у современных детей гораздо больше отличий друг от друга. И дело не только в социальном расслоении, но и в целом в отношении к жизни. То есть нынешние дети оказались куда более разными по степени взрослости и осознанности, чем их сверстники 50 лет назад.

Подростковые различия

Еще одно исследование было проведено с разницей в 30 лет – 1989 и 2019 годах. В исследованиях принимали участие 15-летние подростки соответственно 1974 и 2004 года рождения. Объект изучения аналогичен – психологическая и социальная зрелость подростков из разных поколений.

Результаты оказались достаточно противоречивыми. С одной стороны современные подростки проявляют гораздо большую амбициозность, ставят высокие жизненные цели, выше ценят себя. Но при этом самая большая разница между ними и подростками СССР в нежелании брать на себя ответственность.

Эксперты говорят, что это полностью отражает отношение общества к детям. Заведующая лабораторией научных основ детской практической психологии Психологического института Алла Андреева поясняет, что такие результаты свидетельствует не только о неготовности современных подростков к принятию важных жизненных решений, но и о том, что нынешнее общество и не требует от детей личной ответственности, максимально ограждает их от самостоятельности и инициативных действий.

Удивительно, что советское общество, во времена когда, казалось бы, все было предрешено и стабильно, взращивало в подростках умение действовать и принимать решение самостоятельно. А сейчас, когда от каждого требуется гораздо больше инициативности в выстраивании своей жизни, подростковый период затягивается.

А вот что вполне объяснимо, так это смена фокусировки с общественного на личном. Эксперты говорят, что за прошедшие 30 лет у подростков серьезно возросла мотивация личных желаний, а вот желаний даже для ближнего окружения стало намного меньше. В целом это вполне объяснимая тенденция, связанная со сменой общественной идеологии. А уж насколько это хорошо или плохо, рассудит время.

9 любопытных отличий современного подростка от советского

Современные подростки родились в эпоху интернета и смартфонов и воспринимают информацию по-другому. Как минимум не так, как их родители. В чём их главные отличия от предыдущих поколений — обсудили социологи Юлия Юзбашева и Ирина Морозова (ValidataKIDS) и психолог Анна Привезенцева (центр «Точка») в рамках совместного проекта «Мела» и Pioner Talks «Вы нас даже не представляете: Подростки 2.0».

1. Гордится тем, что он ребёнок

Детство в СССР, будем честны, никак не было устроено. Оно считалось обыкновенным возрастным этапом, когда ребёнок ходит в школу, делает уроки, бегает во дворе и как-то сам по себе растёт. Современный мир стал детоцентричным. Теперь женщина выстраивает целый сценарий вокруг своего материнства. Ребёнок едва успевает родиться, а уже спит на подушке с собственным изображением (какой кадр для инстаграма!).

Детство сейчас — это огромная инфраструктура: детские медиа, политика, бренды. И подростки прекрасно осознают свой детский статус. Они садятся и говорят: «Окей, сыграем в ваши маркетинговые игры. Кто тут интереснее за меня борется, тому и отдам родительские деньги». При этом подростки плохо понимают, например, зачем идти в сберкассу и за что-то платить. Для них взрослый мир — какая-то далёкая реальность.

2. Рано осознаёт свой гендер

В СССР, как известно, секса не было. А гендер был, но, скорее, функциональный. Он определял общественные роли: мужчина — защитник родины и семьи, женщина — хранительница очага. И тем не менее в детстве мы все носили одинаковые штанишки. Выпячивать свою девочковость или мальчиковость никому и в голову не приходило. Даже герои мультфильмов (Карлсон или кот Леопольд) были совсем не про пол.

Сегодня мамы наряжают годовалых девочек маленькими принцессами, а мальчики, которые лежат как кабачки и ещё ничего не понимают, уже облачены в футболки с Суперменом. Годам к десяти дети отлично осознают свой гендер и иногда даже заводят первые романтические отношения. А вот дальше, когда ребёнок превращается в подростка, он радикально переворачивает какие-то детские модели. Отсюда тенденция к унисексу — ему гораздо менее интересно выпячивать то, что и так с ним с рождения.

3. Ищет выгоду из дружбы с родителями

На замену строгим мамам-консерваторам с их любимым «нельзя» приходят мамы либеральные. Самые продвинутые из них живут по принципу современных психологических учебников. Такая мама многое разрешает ребёнку, но выбор за него всё равно делает сама, причём заранее. Например: «Что ты будешь, сынок, — яблоко или грушу?» Здесь нет варианта с чипсами. Но отношения в таких семьях всё равно хорошие, потому что ребёнок уверен: к его мнению прислушиваются.

У подростка не возникает ощущение давления, как раньше, поэтому он не отторгает родителей. Получаются не авторитарные отношения, а мир-дружба-жвачка (только без жвачки, вредно ведь). Детям это выгодно, в том числе с материальной точки зрения. Они везде ездят с мамой и папой, которые балуют их одеждой и айфонами. И ребёнок часто проводит прямую связь между тем, что родители покупают и насколько сильно они его любят.

4. Увлекается сразу всем, но поверхностно

Мы все помним архетипы советских детей. Например, бунтарь, который не хотел участвовать в школьных огоньках и постоянно прогуливал. Или ботан-отличник, который в жизни всегда почему-то оказывался на троечку с минусом. Считалось, что чем лучше человек учится, тем меньше он приспособлен к реальной жизни.

Сегодня формируется совокупный архетип — этакий Леонардо, о котором грезят все родители: одновременно и спортивный, и интеллектуальный, и добрый, и умеет постоять за себя. У современного подростка полно неглубоких знаний, но их спектр колоссален. Такой ребёнок-трикстер набит актуальными темами, но слабо ориентируется в них. Он рассекает социальное пространство, как водомерка, и знает лишь то, как выкинуть очередную ложноножку и сформировать цепкий социальный контакт.

Круче велосипеда: 4 транспортных новинки, которые сделают вашего ребёнка счастливым

Если подросток серьёзно увлечён какой-то одной темой, например, компьютерным миром и гаджетами, в современном мире он уже гик — и сверстники теряют к нему интерес. Хотя ещё несколько лет назад это казалось крутым. Теперь немодно увлекаться и определённым стилем в музыке. Подростки зовут себя меломанами — это значит, что в музыкальных течениях ровным счётом ничего не смыслят. Просто они живут синглами из плейлиста «Топ-100 песен за последний год».

5. Социализируется в сети

Нынешние дети живут в социальных сетях. С одной стороны, это здорово. Если раньше социализация в школе не удавалась, ребёнок был несчастным (вспомните фильм «Чучело»). Сейчас даже если в школе ребёнок никто, в интернет-мире он повелитель драконов и окружающие его обожают. У человека нет такого ужасного ощущения одиночества.

С другой стороны, вся жизнь теперь выстраивается по принципу постоянного формирования социальной сети. И это тяжело. Нам в СССР было гораздо проще нагулять крутизну — хватало, например, прикида. Сейчас всё иначе: популярность — это прежде всего твоя социальная активность, в том числе в интернете.

6. Старается быть умеренным во всём

Поскольку мы живём во время тотального плюрализма, сверху не спущено никаких моральных, этических или эстетических норм. Подросткам дают полную свободу и максимум возможностей. А они все мигрируют к центру и формируют собственные нормы — пожёстче, чем были в Советском Союзе. Вот вам яркий пример: папа-рокер повёл дочку на концерт, она встала в очередь. Он ей: стоять тыщу лет, давай через забор! Она: папа, ну ты чего?!

Хороший тон среди подростков — соответствовать общему хипстерскому стилю. Выпендриваться уже не круто. Есть даже понятие «пояснить за шмот», когда ты оделся слишком вызывающе. Наши дети умерены в питании, в употреблении химических веществ и даже в политических взглядах. Да-да, большинство подростков лояльны к власти и не особенно включены в происходящие события. У них принято быть в меру патриотичным.

7. Постоянно хочет развлекаться

Дети сегодня в восторге от агрессивного монтажа. Долго следить за тем, что происходит на экране с одним человеком, они не могут. Ещё в 2000 году внимание подростка в среднем концентрировалось на 12 секунд, а к 2012 году этот показатель снизился до 8 секунд. В общем, детское сознание уже окончательно и бесповоротно стало клиповым. Поэтому ребёнок живёт демотиваторами и общается стикерами.

Читайте также  Диагностика и симптомы болезней эндокринной системы

Подростки всё реже берутся за большие книги: скучно, сложно, много букв. Выражать свои чувства с помощью слов им тоже тяжело. Впрочем, и самих чувств, особенно негативных, ребёнок стал избегать. Он просто не представляет, как вообще можно остаться наедине со своей грустью, раздражением или скукой. Потому что под рукой всегда гаджеты, есть чем поднять настроение.

8. Некритично относится к информации

Раньше учёба была джедайством: знания перерабатывались внутри подростка и превращались в жизненный багаж. Сегодня шведский стол гугла и яндекса работает круглосуточно, и количество подходов к нему не ограничено. Дети не решают задачи, а сразу ищут ответы. Например, если раньше ребёнок задумывался над вопросом «Быть или не быть?», то сегодня он забивает его в поисковую строку — и ему вываливаются тысячи весьма неглупых ответов.

8 способов подтолкнуть ребёнка к профессии, которая ему подойдёт

Все взрослые восхищаются тем, как дети умеют работать с информацией. Но ведь ребёнок просто берёт её во временную аренду, и она не вызывает такого критического отношения, как вещи, которые мы просматриваем через призму знаний. Сегодня дети — не столько созидатели, сколько айтишники: они просто комбинируют разные данные и составляют коллаж, который и становится их взглядом на мир.

9. Боится свободы выбора

Родители почему-то уверены, что подросток живёт с ними в одном пространстве. На деле физическое пространство и правда одно, а вот человеческое изменилось. Если раньше было советское общество, то сегодня у нас социум. Это не просто новое модное слово, а единство непохожих, когда каждый изначально рождается уникальной личностью.

В СССР был культ личности, сейчас — культ личностей (сколько людей, столько и личностей). Чтобы помочь ребёнку раскрыться, почувствовать тягу к какому-нибудь занятию, родители отдают его в миллион секций. Педагоги там только и делают, что хвалят детей (ведь ругать психологи не советуют). И когда человек вылупляется во взрослую жизнь, он представляет собой не всесторонне развитую личность, а набор пробников. В нём пруд пруди успешных понравившихся опытов, и вдруг он должен выбрать что-то одно.

Раньше профессия была общественной функцией, винтиком в государственной машине. А сегодня это только твоё дело, лишь бы получал от него удовольствие. Родители дают подростку полную свободу выбора. Но ребёнок не знает, что с этой свободой делать. Он боится, что не сможет резко выбрать специализацию, что не станет успешным и счастливым.

Следующая встреча «Мела» и Pioner Talks «Современные подростки и интернет» пройдёт 18 июня в парке «Сокольники». О том, почему жизнь современных подростков больше не делится на офлайн и онлайн, расскажут психолог и специалист по интернет-зависимости Артем Кондрашкин, SMM-менеджер телеканала RTVi Роман Бордунов и учитель московской гимназии № 45 Иван Сорокин.

Вход бесплатный, но нужно заранее зарегистрироваться.

Фото: iStockphoto (Choreograph, Beo88, shironosov, Germanovich, STUDIO GRAND OUEST, PavelIvanov, Yalana)

Чем отличаются современные подростки от подростков времен СССР?

Современным детям нередко достается от взрослых, родившихся в эпоху СССР, мол испортились, нравы изменились. Безусловно, много воды утекло с тех пор — отошли в небытие стационарные телефоны, вместо них появились гаджеты, интернет, молодые люди научились по-другому воспринимать информацию. Как говорят психологи, клипово — быстро, на бегу. Чем же еще кардинально отличаются современные подростки от своих ровесников 50-летней давности?

Не торопятся стать взрослыми

Согласно некоторым психологическим исследованиям, которые проводились еще в 50-60-е гг прошлого века, дети спешили стать взрослыми, мечтали взять ответственность за собственную жизнь. Тому было объяснение — вечно занятые родители. Детство было не так устроено, как сейчас. Взрослые считали, что у ребенка должны быть свои обязанности — ходить в школу, делать уроки, слушать старших, самостоятельно готовить или разогревать еду, иногда и смотреть за младшими. Ответственность зашкаливала. Что же теперь? Современные дети не хотят взрослеть, они надолго остаются инфантильными и чуть ли не беспомощными.

Теперь многое вращается вокруг ребенка. Женщины с самого зачатия выстраивают вокруг своего материнства целый культ. Малыш едва успевает появиться на свет, а уже обрастает модными одежками и суперсовременными игрушками — в «Инстаграме» же всем надо показать. Детство сейчас — глобальная инфраструктура: бренды, медиа, развлекательные мероприятия, грандиозные праздники, разного рода развивающие занятия. Каждый с малолетства осознает свой детский статус и успешно этим пользуется.

Мальчики — отдельно, девочки — отдельно

Все знают, что секса в СССР не было. Да и что душой кривить — гендерные различия тоже были слегка размыты. Женщины работали наравне с мужчинами, порой даже в очень непростых условиях — и на заводах, и на фабриках. Соответственно, и отличий между девочками и мальчиками фактически не было — все в детских садах ходили в одинаковых штанишках, шортиках и колготках. Тогда никому и в голову прийти не могло, что мальчиковость и девочковость — разные вещи. Вспомните даже героев из любимых мультиков — это сплошь бесполые существа (кот Леопольд, заяц из «Ну, погоди!», Чебурашка).

Сегодня границы давно обозначены. Женщины если не стремятся быть такими же значимыми, как мужчины в социуме, то развивают себя в материнстве. Годовалых малышей они обязательно наряжают или в принцесс или в «суперменов». Годам к 12-13 подростки уже отлично понимают свои гендерные отличия и иногда даже заводят первые любовные отношения. А вот дальше происходит уже странная трансформация — мода переворачивает представления о мужском и женском, входит в обиход стиль унисекс. Особенно рьяно его пропагандирует Запад.

Дружить с родителями выгодно

Вместо мам-консерваторов с их строгими постулатами приходят родительницы свободных взглядов. Самым продвинутым нравится жить по законам современных психологических постулатов. Теперь ребенок — это друг, ему разрешается все, хотя выбор все равно остается за взрослым. Отношения в таких семьях обычно выстраиваются вполне гармонично — дети уверены, что к их мнению могут прислушаться, не критикуя при этом.

Давления как при тоталитаризме никто и не ощущает. Поэтому с родителями выстраиваются не авторитарные отношения, а такие, где мир-дружба-жвачка заправляют всем. Но дети давно смекнули при этом, что мама или папа-либерал всегда сможет в случае чего откупиться айфоном или дорогими кроссовками. Ребенок начинает проводить вполне логичные параллели — если задаривают подарками, значит сильно любят.

Повальные увлечения всем и сразу

Советские дети знали, что такое быть бунтарем или ботаником-отличником. Четкие архетипы давно были сформированы обществом. При этом от таких товарищей знали, что можно ожидать. Первый тип не спешит учиться, разлагает дисциплину и не хочет участвовать в разного рода школьных мероприятиях. Второй ему совсем не чета, он обожает учиться, лучше всех все знает и обязательно показывает себя во всей красе в самодеятельности. Правда, ботаники редко были приспособлены к реальной жизни.

В наши дни уже совершенно другие клише. Теперь есть образ некого Леонардо, который и швец, и жнец, и на дуде игрец. Родители куда только не отдают своих чад, в надежде, что те станут вундеркиндами. Соответственно, нынешний подросток хватает всего по чуть-чуть. Знания у него неглубокие, а крайне поверхностные. Если ребенок увлекается чем-то одним всерьез, в современном мире он уже изгой — сверстникам не о чем с таким разговаривать.

Социализация в Интернете

Ранее дети были более общительными, практически не сидели дома, собирались во дворах, активничали в школах. Теперь же подростковым миром управляют социальные сети. С одной стороны, плюсы очевидные — к примеру, если общение в коллективе с ровесниками не заладилось, всегда можно поднять свою самооценку посредством интернетного самовыражения — вступить в перепалку с подписчиками какой-нибудь группы или стать администратором крутого сообщества. Глядишь, и ты не изгой.

Но с другой стороны, жизнь вращается вокруг социальных сетей. Здесь можно и зарабатывать, и хвастаться мнимыми достижениями, и ссориться, и дружить, и даже заводить романтические отношения. Так недолго и родную речь позабыть.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: