\

Гигиенические требования при проведении школьных экзаменов

Гигиенические требования при проведении школьных экзаменов

Гигиена учебно-воспитательной работы предусматривает также необходимость проведения специальных мероприятий в предэкзаменационный период и особенно во время самих экзаменов. Экзамены (или, иначе говоря, переводные испытания учащихся) являются чрезвычайно важным актом в школьной жизни, поскольку они дают возможность определить уровень знаний детей и подростков и судить об усвоении ими знаний, установленных учебными программами, обязательными для данного класса и обусловливающими переход их в следующий класс или (для оканчивающих среднюю школу) получение аттестата зрелости. Надо, однако, иметь в виду, что во время экзаменов и в процессе подготовки к ним учащиеся затрачивают весьма значительное количество энергии, что вызывает у них напряжение нервной системы.

Экзамены в тех случаях, когда они проводятся с соблюдением требований школьной гигиены, не только безвредны для здоровья учащихся, а, наоборот, они закаливают организм и повышают стойкость нервной системы детей и подростков. Конечно, при несоблюдении гигиенических требований слишком продолжительная, превышающая силы учащихся подготовка к экзаменам и неумелое их проведение могут неблагоприятно отразиться на состоянии здоровья детей и подростков, особенно их нервной системы.

Необходимо учесть опыт проведения экзаменов в школе начала 20-го века и понять печальные последствия их для здоровья учащихся крайне важно, так как это поможет при проведении экзаменов в нашей школе избежать возможных ошибок и обеспечить необходимые в этом важном деле мероприятия по охране и укреплению здоровья детей и подростков.

В предэкзаменационный и экзаменационный периоды следует принимать все меры для сохранения учащимися здоровья и максимума физических и нервно-психических сил, столь необходимых им в таком ответственном деле, каким являются экзамены.

Чтобы исключить или же по крайней мере уменьшить совершенно излишние и вредные для нервной системы учащихся волнение и беспокойство, необходимо своевременно ознакомить детей и подростков с задачами и целями экзаменов и порядком их проведения. Надо так организовать предэкзаменационный и экзаменационный периоды, чтобы дети и подростки понимали смысл и значение экзаменов, как одного из естественных итоговых этапов годовой учебной работы. Как показывает опыт, такая предварительная осведомительная работа снижает волнение учащихся. Не менее существенно обеспечение в предэкзаменационный период повседневной консультации учащимся со стороны учителей по вопросам, связанным со сдачей экзаменов.

Для правильного в гигиеническом отношении проведения экзаменов необходима совместная работа школы и семьи, учителей и родителей. Учителям следует позаботиться о том, чтобы при построении внутреннего распорядка в школе так организовать время учащихся до экзаменов и в течение их, чтобы они имели действительное облегчение и не были перегружены различными учебными заданиями, не имеющими отношения к экзаменам. Давая задания учащимся по подготовке к экзаменам по отдельным предметам, следует строго соразмерять количество и характер Учебных материалов, подлежащих проверке, в соответствии с реальными возможностями детей и подростков различных возрастов. Наряду с этим должны быть сведены до минимума всякого рода общественные и иные нагрузки учащихся с тем, чтобы дать им возможность целиком отдать своё время подготовке к предстоящим экзаменам.

Весьма существенно, чтобы родители в это время особенно внимательно относились к своим детям, всячески облегчая им подготовку к экзаменам и создавая в семье наиболее спокойную обстановку для занятий и отдыха. В частности, во время подготовки к экзаменам и особенно в течение их следует предоставлять детям и подросткам возможность более длительного сна, чем это имеет место обычно (примерно на один час по сравнению с обычной продолжительностью их сна). Чтобы учащиеся могли перед экзаменом как следует выспаться, экзамены следует начинать не ранее 10 часов утра.

Экзамен должен протекать в спокойной, дружеской обстановке, исключающей волнение детей и подростков. Поэтому нельзя одобрить такую практику, когда на экзаменах присутствуют многочисленные представители различных организаций. В предшествующие экзаменам дни учащиеся должны иметь свободное время, обеспечивающее им возможность спокойной подготовки к ним. Очень важно, чтобы в эти дни дети и подростки находились, достаточное время на свежем воздухе. Нельзя допускать, чтобы экзамены следовали один за другим. Необходимо устраивать между экзаменами интервалы в 3-4 дня для того, чтобы, с одной стороны, учащиеся могли отдохнуть, а с другой — полноценно подготовиться к следующему экзамену. Учителям и родителям надо следить за тем, чтобы в процессе подготовки к экзаменам дети и подростки строго соблюдали перерывы для отдыха после 40-45 минут усиленных занятий и по возможности выходили в это время на свежий воздух, где они находились бы в движении.

В самой школе следует отвести отдельные помещения (классы) для подготовки к экзаменам учащихся, особенно тех, которые не имеют дома достаточно спокойной обстановки для занятий. Не менее существенно обеспечить в процессе подготовки детей и подростков к экзаменам педагогический контроль и помощь со стороны учителей, что имеет как педагогическое, так и гигиеническое значение, поскольку это благотворно влияет на нервную систему учащихся, повышает их жизнерадостность и является одним из средств предупреждения чрезмерного возбуждения их нервно-психической сферы.

Поскольку затраты организма ребёнка и подростка во время подготовки и проведения экзаменов значительно выше, чем в обычные учебные дни, постольку и питание их в школе и особенно в семье должно быть усилено и качественно улучшено. Усиление и улучшение питания детей и подростков в эти дни должно главным образом идти за счёт полноценных белков, жиров и витаминов (в частности витаминов А, В1 и С). Особенно существенно усиление питания полноценными жирами, так как во время подготовки к экзаменам и в дни их проведения затрачивается по преимуществу нервно-мозговая энергия.

Таковы основные гигиенические требования к проведению экзаменов. Соблюдение этих требований обеспечивает как сохранение здоровья учащихся, так и успешное проведение переводных и выпускных испытаний. Указанные выше мероприятия распространяются на учащихся и имеют в виду прежде всего вполне здоровых в соматическом и нервно-психическом отношении детей и подростков. Но в практике школы среди учащихся иногда встречаются дети физически ослабленные, страдающие туберкулёзной интоксикацией, ревматизмом и другими патологическими отклонениями от нормы, а также перенёсшие в течение текущего учебного года тяжёлые заболевания, так называемые реконвалесценты. Иногда родители, а часто и сами учителя ставят перед директором школы вопрос об освобождении таких учащихся от переводных испытаний.

Школьному врачу, директору школы и учителям необходимо относиться к каждому такому случаю с особой осторожностью и внимательностью и учитывать не только субъективные ощущения и жалобы учащегося, но и все объективные данные, касающиеся его болезненного состояния. Не всегда многократные жалобы школьника и его ссылки на плохое самочувствие отражают действительное состояние его здоровья. Наоборот, даже при мало или неясно выраженных субъективных жалобах учащегося и даже при отсутствии их объективное врачебное обследование может обнаружить явно патологические явления, настоятельно требующие облегчения его учебной нагрузки и, в частности, освобождения от экзаменов.

Больных детей и подростков, у которых, например, имеется обострение туберкулёзного процесса, угрожающее дальнейшему ухудшению их здоровья, целесообразно по указанию врача освободить от переводных испытаний в случае наличия отличных и хороших отметок в течение учебного года. Такие учащиеся могут быть в виде исключения переведены в следующий класс без экзаменов. Это же самое относится к детям и подросткам, недавно перенёсшим тяжёлое инфекционное заболевание, у которых явно выражены явления после инфекционной слабости. Чрезмерное напряжение физических и нервно-психических сил у таких учащихся в предэкзаменационный и экзаменационный периоды представляет опасность в отношении замедления процесса восстановления здоровья. Сюда также относятся реконвалесценты после тяжёлых соматических заболеваний, а также после травматические состояния, особенно если травма сопровождалась обильной потерей крови или тяжёлыми повреждениями внутренних органов.

Вопрос об освобождении от экзаменов может быть поставлен и в отношении детей и подростков, страдающих ревматизмом, малярией и другими хроническими заболеваниями с явлениями общего истощения и слабости. Особого внимания в этом направлении заслуживают дети и подростки, имеющие значительное расстройство нервной системы, особенно находящиеся в состоянии нервного истощения. Тяжёлые формы заикания также могут служить показанием к освобождению от устных испытаний.

Определение медицинских показаний к освобождению больных детей и подростков от экзаменов в основном осуществляется школьным врачом, а там, где его нет, — врачом медицинского участка. Вопрос об освобождении того или иного учащегося от переводных экзаменов решается совместно школьным врачом и директором школы. Желательно каждый случай освобождения больного учащегося обсуждать на педагогическом совете школы.

С гигиенической точки зрения нецелесообразно переносить экзамены с весны на осень, так как это в значительной мере лишает детей и Подростков летнего отдыха и может неблагоприятно отразиться на их здоровье, особенно в тех случаях, когда в течение учебного года имело место то или иное тяжёлое заболевание, ослабившее организм учащегося. Но иногда всё же приходится делать в этом отношении исключение, если, например, имеется один или, в крайнем случае, два несданных предмета. В таком случае необходимо предусмотреть для такого учащегося специальный режим, который дал бы возможность сочетать занятия по подготовке к экзамену со здоровым отдыхом и физической культурой.

При окончании школы освобождение от выпускных экзаменов по болезни неприемлемо. Экзамены в таком случае должны быть отложены до того времени, как учащийся выздоровеет и вполне окрепнет после перенесённого заболевания.

Читайте также  Геморрой и диабет спутники сидячей работы

Если предэкзаменационный и экзаменационные периоды требуют столь пристального внимания учителей, школьного врача и родителей к режиму дня детей и подростков и к соблюдению ряда гигиенических мероприятий, то не меньшего внимания заслуживает и период времени по окончании экзаменов. Обычно после экзаменов период возбуждения у детей и подростков сменяется периодом некоторого упадка. Особенно это выражено у физически ослабленных и нервных детей и подростков. Чтобы не было резкого перехода от экзаменационного периода к после экзаменационному и связанных с этим переходом неблагоприятных для организма реакций, следует предусмотреть с первых же дней отдыха переход детей и подростков на новый, каникулярный, режим дня.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека
Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения
«Центр гигиены и эпидемиологии
в Республике Татарстан (Татарстан)»

  • Новости центра /
  • Требования, выполнение которых должна обеспечить общеобразовательная организация при возобновлении очной формы обучения в условиях распространения COVID-19

В целях обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия детского населения, снижения рисков инфекционной заболеваемости детей в организованных коллективах постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации А.Ю.Поповой от 30.06.2020г. №16 утверждены санитарно – эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее – Санитарные правила или СП 3.1/2.4.3598-20).

Указанные санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к особому режиму работы общеобразовательных организаций в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (далее — COVID-19).

В условиях распространения COVID-19 СП 3.1/2.4.3598-20 применяются в дополнение к обязательным требованиям, установленным для общеобразовательных организаций государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях», СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда», СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», СанПиН 2.4.3259-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»).

С целью предупреждения распространения COVID-19 в общеобразовательных организациях должно быть обеспечено выполнение следующих требований:

  • запрещается проведение массовых мероприятий с участием различных групп лиц (групповых ячеек2, классов, отрядов и иных), а также массовых мероприятий с привлечением лиц из иных (сторонних) организаций;
  • лица, посещающие общеобразовательную организацию (на входе), подлежат термометрии с занесением ее результатов в журнал в отношении лиц с температурой тела 37,1 °С и выше в целях учета при проведении противоэпидемических мероприятий;
  • лица с признаками инфекционных заболеваний (респираторными, кишечными, повышенной температурой тела) должны быть незамедлительно изолированы с момента выявления указанных признаков до приезда бригады скорой (неотложной) медицинской помощи либо прибытия родителей (законных представителей) или самостоятельной самоизоляции в домашних условиях. При этом дети должны размещаться отдельно от взрослых;
  • с момента выявления указанных лиц общеобразовательная организация в течение 2 часов должна любым доступным способом уведомить территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Также, в общеобразовательных организациях должны проводиться следующие противоэпидемические мероприятия, включающие:

  • уборку всех помещений с применением моющих и дезинфицирующих средств и очисткой вентиляционных решеток (далее — генеральная уборка) непосредственно перед началом функционирования общеобразовательной организации. Для проведения дезинфекции должны использоваться дезинфицирующие средства, применяемые для обеззараживания объектов при вирусных инфекциях, в соответствии с инструкцией по их применению;
  • обеспечение условий для гигиенической обработки рук с применением кожных антисептиков при входе в общеобразовательную организацию, помещения для приема пищи, санитарные узлы и туалетные комнаты;
  • ежедневную влажную уборку помещений с применением дезинфицирующих средств с обработкой всех контактных поверхностей;
  • генеральную уборку не реже одного раза в неделю;
  • обеспечение постоянного наличия в санитарных узлах для детей и сотрудников мыла, а также кожных антисептиков для обработки рук;
  • регулярное обеззараживание воздуха с использованием оборудования по обеззараживанию воздуха и проветривание помещений в соответствии с графиком учебного, тренировочного, иных организационных процессов и режима работы общеобразовательных организаций;
  • организацию работы сотрудников, участвующих в приготовлении и раздаче пищи, обслуживающего персонала с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания (одноразовых масок или многоразовых масок со сменными фильтрами), а также перчаток. При этом смена одноразовых масок должна производиться не реже 1 раза в 3 часа, фильтров — в соответствии с инструкцией по их применению;
  • мытье посуды и столовых приборов в посудомоечных машинах при максимальных температурных режимах. При отсутствии посудомоечной машины мытье посуды должно осуществляться ручным способом с обработкой столовой посуды и приборов дезинфицирующими средствами в соответствии с инструкциями по их применению либо питание детей и питьевой режим должны быть организованы с использованием одноразовой посуды.

При наличии бассейна в общеобразовательной организации. Посещение бассейнов в общеобразовательных организациях допускается по расписанию отдельными группами лиц (групповая ячейка, класс, отряд и иные). При этом общеобразовательной организацией должно быть обеспечено проведение обработки помещений и контактных поверхностей с применением дезинфицирующих средств и обеззараживания воздуха в раздевалках после каждого посещения бассейна отдельной группой лиц.

С целью предупреждения распространения COVID-19 в общеобразовательных организациях должны соблюдаться также дополнительные санитарно-эпидемиологические требования, а именно:

  • в общеобразовательных организациях за каждым классом должен быть закреплен отдельный учебный кабинет, в котором дети обучаются по всем предметам, за исключением занятий, требующих специального оборудования (в том числе физическая культура, изобразительное искусство, трудовое обучение, технология, физика, химия);
  • общеобразовательной организацией должна осуществляться работа по специально разработанному расписанию (графику) уроков, перемен, составленному с целью минимизации контактов обучающихся (в том числе сокращения их количества во время проведения термометрии, приема пищи в столовой);
  • проветривание рекреаций и коридоров помещений общеобразовательных организаций должно проводиться во время уроков, а учебных кабинетов — во время перемен.

При проведении итоговой и промежуточной аттестации общеобразовательной организацией должны быть обеспечены:

  • составление графика явки обучающихся на аттестацию обучающихся в целях минимизации контактов обучающихся, в том числе при проведении термометрии;
  • условия для гигиенической обработки рук с применением кожных антисептиков или дезинфицирующих салфеток при входе в помещение для проведения аттестации;
  • соблюдение в местах проведения аттестации социальной дистанции между обучающимися не менее 1,5 метров посредством зигзагообразной рассадки по 1 человеку за партой;
  • использование членами экзаменационной комиссии, присутствующими на экзамене, средств индивидуальной защиты органов дыхания (одноразовых масок или многоразовых масок со сменными фильтрами). При этом смена одноразовых масок должна производиться не реже 1 раза в 3 часа, фильтров — в соответствии с инструкцией по их применению.

Кроме того, обращаем внимание, что посещение общеобразовательной организации детьми, перенесшими заболевание, и (или) в случае, если ребенок был в контакте с больным COVID-19, допускается при наличии медицинского заключения врача об отсутствии медицинских противопоказаний для пребывания в указанной организации.

Мы желаем здоровья Вам и Вашим детям!

Гигиенические требования при проведении школьных экзаменов

от 29 декабря 2010 года N 189

(с изменениями на 22 мая 2019 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2021 года на основании
постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 года N 28;
отменено с 1 января 2021 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 8 октября 2020 года N 1631
____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

* Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года в названии санитарных правил, утвержденных настоящим постановлением, слова «общеобразовательных учреждениях» с 13 апреля 2014 года заменены словами «общеобразовательных организациях». — Примечание изготовителя базы данных.

В соответствии с Федеральным законом от 30.03.99 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.1650; 2002, N 1 (ч.I), ст.2; 2003, N 2, ст.167; 2003, N 27 (ч.I), ст.2700; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 19, ст.1752; 2006, N 1, ст.10; 2006, N 52 (ч.I), ст.5498; 2007, N 1 (ч.I), ст.21; 2007, N 1 (ч.I), ст.29; 2007, N 27, ст.3213; 2007, N 46, ст.5554; 2007, N 49, ст.6070; 2008, N 24, ст.2801; 2008, N 29 (ч.I), ст.3418; 2008, N 30 (ч.II), ст.3616; 2008, N 44, ст.4984; 2008, N 52 (ч.I), ст.6223; 2009, N 1, ст.17; 2010, N 40, ст.4969) и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 «Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст.3295; 2004, N 8, ст.663; 2004, N 47, ст.4666; 2005, N 39, ст.3953)

1. Утвердить санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (приложение).

Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года в названии санитарных правил, утвержденных настоящим постановлением, слова «общеобразовательных учреждениях» с 13 апреля 2014 года заменены словами «общеобразовательных организациях».

— Примечание изготовителя базы данных.

2. Ввести в действие указанные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы с 1 сентября 2011 года.

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
3 марта 2011 года,
регистрационный N 19993

Приложение

УТВЕРЖДЕНЫ
Постановлением
Главного государственного
санитарного врача
Российской Федерации
от 29 декабря 2010 года N 189

Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях*

Читайте также  Лечебная физкультура при инфаркте миокарда

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
СанПиН 2.4.2.2821-10

(с изменениями на 22 мая 2019 года)

В документе учтены:

* Наименование в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года. — См. предыдущую редакцию.

I. Общие положения и область применения

1.1. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее — санитарные правила) направлены на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных организациях.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года. — См. предыдущую редакцию)

1.2. Настоящие санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к:

— размещению общеобразовательной организации;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года. — См. предыдущую редакцию)

— территории общеобразовательной организации;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года. — См. предыдущую редакцию)

— зданию общеобразовательной организации;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года. — См. предыдущую редакцию)

— оборудованию помещений общеобразовательной организации;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года. — См. предыдущую редакцию)

— воздушно-тепловому режиму общеобразовательной организации;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года. — См. предыдущую редакцию)

— естественному и искусственному освещению;

— водоснабжению и канализации;

— помещениям и оборудованию общеобразовательных организаций, размещенных в приспособленных зданиях;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года. — См. предыдущую редакцию)

— режиму образовательной деятельности;

(Абзац в редакции, введенной в действие со 2 января 2016 года Изменениями N 3 от 24 ноября 2015 года. — См. предыдущую редакцию)

— организации медицинского обслуживания обучающихся;

— санитарному состоянию и содержанию общеобразовательной организации;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года. — См. предыдущую редакцию)

— соблюдению санитарных правил.

1.3. Санитарные правила распространяются на проектируемые, действующие, строящиеся и реконструируемые общеобразовательные организации.

Санитарные правила распространяются на все общеобразовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы, а также осуществляющие присмотр и уход за детьми в группах продленного дня.

Для создания условий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях при строительстве и реконструкции предусматриваются мероприятия по созданию доступной (безбарьерной) среды, обеспечивающие свободное передвижение детей в зданиях и помещениях.

(Пункт в редакции, введенной в действие со 2 января 2016 года Изменениями N 3 от 24 ноября 2015 года. — См. предыдущую редакцию)

1.4. Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией общеобразовательных организаций, воспитанием и обучением обучающихся.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года. — См. предыдущую редакцию)

Наряду с обязательными для исполнения требованиями, санитарные правила содержат рекомендации по созданию наиболее благоприятных и оптимальных условий для обучающихся общеобразовательных организаций, направленных на сохранение и укрепление их здоровья.

(Абзац дополнительно включен с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года)

1.5. Обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления образовательной деятельности*.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года. — См. предыдущую редакцию)

(Сноска в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года. — См. предыдущую редакцию)

1.6. При наличии в учреждении дошкольных групп, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, их деятельность регламентируется санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций.

1.7. Использование помещений общеобразовательных организаций не по назначению не допускается.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года. — См. предыдущую редакцию)

1.8. Контроль за выполнением настоящих санитарных правил проводится органами, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

II. Требования к размещению общеобразовательных организаций

(Наименование в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года. — См. предыдущую редакцию)

2.2. Здания общеобразовательных организаций должны размещаться в зоне жилой застройки, за пределами санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов, санитарных разрывов, гаражей, автостоянок, автомагистралей, объектов железнодорожного транспорта, метрополитена, маршрутов взлета и посадки воздушного транспорта.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года. — См. предыдущую редакцию)

Для обеспечения нормативных уровней инсоляции и естественного освещения помещений и игровых площадок при размещении зданий общеобразовательных организаций должны соблюдаться санитарные разрывы от жилых и общественных зданий.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года. — См. предыдущую редакцию)

Через территорию общеобразовательных организаций не должны проходить магистральные инженерные коммуникации городского (сельского) назначения — водоснабжения, канализации, теплоснабжения, энергоснабжения.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года. — См. предыдущую редакцию)

2.3. Вновь строящиеся здания общеобразовательных организаций размещают на внутриквартальных территориях жилых микрорайонов, удаленных от городских улиц, межквартальных проездов на расстояние, обеспечивающее уровни шума и загрязнения атмосферного воздуха требованиям санитарных правил и нормативов.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года. — См. предыдущую редакцию)

2.4. При проектировании и строительстве городских общеобразовательных организаций рекомендуется предусмотреть пешеходную доступность учреждений, расположенных:

Приемная 8-(38822)-6-42-27

  • Руководство
  • Структура
  • Функции и полномочия
  • История
  • Пресс-служба
  • 95 лет Санитарной слyжбе
  • Памятки населению
  • 75 лет ПОБЕДЫ
  • Защита прав потребителей
  • Направления деятельности
  • Гигиеническое обучение
  • Здоровый образ жизни
  • Рекомендации гражданам
  • Статические материалы
  • Профилактическая дезинфекция
  • Приказы
  • Постановления
  • Нормативные документы
  • Противодействие коррупции
  • Информационная безопасность
  • Общая информация
  • Структура
  • Этапы инспекции
  • Перечень документов
  • Правила рассмотрения жалоб
  • Платные услуги
  • Для заявителей
  • Общая информация
  • Структура
  • Аттестаты и лицензии
  • Область аккредитации
  • Информация для заказчиков
  • Информация для заявителей
  • Прейскурант на гос. услуги
  • Прейскурант на платные услуги
  • Фотогалерея
  • Видеогаллерея

Это надо знать родителям! Гигиенические требования к режиму образовательного процесса

  • размер шрифта уменьшить размер шрифта увеличить размер шрифта
  • Печать
  • Эл. почта

Наполняемость классов, не должна превышать 25 человек.

Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков не допускается.

Обучение в 3 смены в общеобразовательных организациях не допускается.

Расписание уроков

Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет:

для обучающихся 1-х классов — не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю — не более 5 уроков, за счет урока физической культуры;

для обучающихся 2 — 4 классов — не более 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-дневной учебной неделе;

для обучающихся 5 — 6 классов — не более 6 уроков;

для обучающихся 7 — 11 классов — не более 7 уроков.

Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.

10.7. Расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов

10.8. При составлении расписания уроков должны чередоваться различные по сложности предметы в течение дня и недели:

наиболее трудные предметы должны проводить:

Для 1 классов на 2 уроке;

Для 2 — 4 классов — 2 — 3 уроках;

Для 5 — 11-х классов — на 2 — 4 уроках.

В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся.

В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы. Контрольные работы рекомендуется проводить на 2 — 4 уроках.

Продолжительность урока (академический час) во всех классах не должна превышать 45 минут.

Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся должны иметь облегченный учебный день в четверг или пятницу.

Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) — 20 — 30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая.

Рекомендуется организовывать перемены на открытом воздухе. С этой целью при проведении ежедневной динамической паузы рекомендуется увеличить продолжительность большой перемены до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно-активных видов деятельности обучающихся на спортплощадке учреждения, в спортивном зале или в рекреациях.

Читайте также  Доброкачественные опухоли наружных половых органов и влагалища

Перерыв между сменами должен составлять не менее 30 минут для проведения влажной уборки в помещениях и их проветривания, в случае неблагополучной эпидемиологической ситуации для проведения дезинфекционной обработки перерыв увеличивают до 60 минут.

Использование в учебном процессе инновационных образовательных программ и технологий, расписаний занятий, режимов обучения возможно при отсутствии их неблагоприятного влияния на функциональное состояние и здоровье обучающихся.

В малокомплектных сельских образовательных учреждениях в зависимости от конкретных условий, числа обучающихся, их возрастных особенностей допускается формирование классов-комплектов из обучающихся на I ступени образования. Оптимальным при этом является раздельное обучение обучающихся разного возраста I ступени образования.

При объединении обучающихся I ступени образования в класс-комплект оптимальным является создание его из двух классов: 1 и 3 классов (1 + 3), 2 и 3 классов (2 + 3), 2 и 4 классов (2 + 4). Для предупреждения утомления обучающихся необходимо сокращать продолжительность совмещенных (особенно 4-х и 5-х) уроков на 5 — 10 мин. (кроме урока физической культуры).

С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз

Необходимо чередовать во время урока различные виды учебной деятельности (за исключением контрольных работ). Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) в 1 — 4 классах не должна превышать 7 — 10 минут, в 5 — 11 классах — 10 — 15 минут. Расстояние от глаз до тетради или книги должно составлять не менее 25 — 35 см у обучающихся 1 — 4 классов и не менее 30 — 45 см — у обучающихся 5 — 11 классов.

Продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на уроках

Физическая культура

Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее 3-х уроков физической культуры в неделю, предусмотренных в объеме максимально допустимой недельной нагрузки. Заменять уроки физической культуры другими предметами не допускается.

Двигательная активность обучающихся, помимо уроков физической культуры, в образовательном процессе может обеспечиваться за счет:

физкультминуток в соответствии с рекомендуемым комплексом упражнений (приложение 4);

организованных подвижных игр на переменах;

спортивного часа для детей, посещающих группу продленного дня;

внеклассных спортивных занятий и соревнований, общешкольных спортивных мероприятий, дней здоровья;

самостоятельных занятий физической культурой в секциях и клубах.

Распределение обучающихся на основную, подготовительную и специальную группы, для участия в физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях, проводит врач с учетом их состояния здоровья (или на основании справок об их здоровье). Обучающимся основной физкультурной группы разрешается участие во всех физкультурно-оздоровительных мероприятиях в соответствии с их возрастом. С обучающимися подготовительной и специальной групп физкультурно-оздоровительную работу следует проводить с учетом заключения врача.

Обучающиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной и специальной группам, занимаются физической культурой со снижением физической нагрузки.

Уроки физической культуры целесообразно проводить на открытом воздухе. Возможность проведения занятий физической культурой на открытом воздухе, а также подвижных игр определяется по совокупности показателей метеоусловий (температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха) по климатическим зонам.

В дождливые, ветреные и морозные дни занятия физической культурой проводят в зале.

Присутствие медицинского работника на спортивных соревнованиях и на занятиях в плавательных бассейнах обязательно.

Занятия трудом.

На занятиях трудом, предусмотренных образовательной программой, следует чередовать различные по характеру задания. Не следует на уроке выполнять один вид деятельности на протяжении всего времени самостоятельной работы.

Все работы в мастерских и кабинетах домоводства обучающиеся выполняют в специальной одежде (халат, фартук, берет, косынка). При выполнении работ, создающих угрозу повреждения глаз, следует использовать защитные очки.

Не допускается привлекать обучающихся к работам с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18-ти лет, а также к уборке санитарных узлов и мест общего пользования, мытью окон и светильников, уборке снега с крыш и другим аналогичным работам.

Для проведения сельскохозяйственных работ (практики) в районах II климатического пояса следует отводить преимущественно первую половину дня, а в районах III климатической пояса — вторую половину дня (16 — 17 ч) и часы с наименьшей инсоляцией. Сельскохозяйственный инвентарь, используемый для работы, должен соответствовать росту и возрасту обучающихся.

Допустимая продолжительность работ для обучающихся 12 — 13 лет составляет — 2 часа; для подростков 14 лет и старше — 3 часа. Через каждые 45 минут работы необходимо устраивать регламентированные 15-минутные перерывы для отдыха. Работа на участках и в помещениях, обработанных пестицидами и агрохимикатами, допускается в сроки, установленные Государственным Каталогом пестицидов и агрохимикатов.

При организации в межшкольных учебных комбинатах занятий по трудовому обучению и профессиональной подготовке в 5 — 11 классах, предусмотренных образовательной программой, обеспечивается соблюдение санитарных правил и санитарно-эпидемиологических требований к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста.

Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах):

во 2 — 3 классах — 1,5 ч,

в 4 — 5 классах — 2 ч,

в 6 — 8 классах — 2,5 ч,

в 9 — 11 классах — до 3,5 ч.

При проведении итоговой аттестации не допускается проведение более одного экзамена в день. Перерыв между проведением экзаменов должен быть не менее 2-х дней. При продолжительности экзамена 4 и более часа необходима организация питания обучающихся.

Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1 2-х классов — более 1,5 кг, 3 — 4-х классов — более 2 кг, — 5 — 6-х — более 2,5 кг, 7 — 8-х — более 3,5 кг, 9 — 11-х — более 4,0 кг.

Более подробно информация изложена в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

Как подготовить кабинеты к новому учебному году в соответствии с нормами СанПиН

Грядущий учебный год запомнится не только разрешенными после пандемии торжественными линейками на свежем воздухе, но и новыми санитарными требованиями. На этот раз под пристальным вниманием государства оказались школьные кабинеты. В статье расскажем, как грамотно и безопасно организовать учебное пространство. А чтобы вы самостоятельно смогли провести ревизию, в статье указана ссылка на листы контроля с подробной информацией.

1. Мебель

Требования, предъявляемые к школьной мебели, остались такими же. Но лучше перед началом первой четверти внимательно ее проинспектировать:

  • все ли изделия, входящие в мебельный гарнитур, имеются в наличии;
  • безопасна ли она для эксплуатации;
  • из какого материала сделаны предметы мебели, экологичен ли он;
  • изучите маркировку. Ее показатели можно найти в нормативном документе ГОСТ 22046-2016 «Мебель для учебных заведений. Общие технические условия».

После проверки качества необходимо измерить расстояние между рядами парт: по новым правилам оно должно составлять 50 см вместо предыдущих 60 см. Кроме того, если раньше допустимое пространство, разделяющее окно и парты, варьировалось в пределах 70 см (минимум — 50, максимум — 70), то сейчас оно уже жестко ограничено пятьюдесятью сантиметрами.

А промежуток между учительским столом и стеной, а также последней партой и находящейся за ней стеной, теперь может быть любым.

2. Доска

Следует изучить и учебную доску. Новые санитарно-эпидемиологические нормы и гигиенические правила затронули:

  • освещение меловой доски;
  • расположение и диагональ интерактивной доски;
  • угол видимости остался таким же, однако, в связи с последними обновлениями, эта норма относится не только к трехметровым доскам.

Требования же, касающиеся маркерной доски, остались неизменными.

3. Условия

Чтобы сделать процесс обучения максимально комфортным и безопасным, важно уделить время и условиям пребывания в классе. Естественное и искусственное освещение должно быть достаточным, лампы — исправны, а окна защищены от яркого солнечного света шторами из ткани или жалюзи.

Также проинспектируйте качество ремонта кабинета и его чистоту:

  • целые и хорошо вымытые окна;
  • полы, стены, парты, стулья, шкафы не должны иметь сколы и иные повреждения;
  • полки шкафов, поверхности оборудования, а также книги нужно протереть влажной тряпкой, чтобы по возможности исключить вероятность возникновения аллергии у детей и педагогов.

4. Оборудование

До конца 2021 года все классы в российских учебных заведениях нужно оснастить приборами, обеззараживающими воздух (СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»). Остальные нормы СанПиН остались такими же.

5. Оборудование, используемое в учебном процессе

Правила, относящиеся к кабинетам физики и химии, изменены не были. А кабинет технологии теперь должен быть оборудован по-новому, но пока не уточняется, каким именно образом.

Новые требования, регламентирующие техническое оснащение, привели к новшествам в оснащении кабинетов информатики, среди них:

  • диагонали экранов интерактивной доски, ноутбуков и персональных компьютеров;
  • допустимое расстояние между пользователем и монитором;
  • отсутствие бликов на экране и т. д.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: