Гигиенические требования при проведении школьных экзаменов
Гигиенические требования при проведении школьных экзаменов
Гигиена учебно-воспитательной работы предусматривает также необходимость проведения специальных мероприятий в предэкзаменационный период и особенно во время самих экзаменов. Экзамены (или, иначе говоря, переводные испытания учащихся) являются чрезвычайно важным актом в школьной жизни, поскольку они дают возможность определить уровень знаний детей и подростков и судить об усвоении ими знаний, установленных учебными программами, обязательными для данного класса и обусловливающими переход их в следующий класс или (для оканчивающих среднюю школу) получение аттестата зрелости. Надо, однако, иметь в виду, что во время экзаменов и в процессе подготовки к ним учащиеся затрачивают весьма значительное количество энергии, что вызывает у них напряжение нервной системы.
Экзамены в тех случаях, когда они проводятся с соблюдением требований школьной гигиены, не только безвредны для здоровья учащихся, а, наоборот, они закаливают организм и повышают стойкость нервной системы детей и подростков. Конечно, при несоблюдении гигиенических требований слишком продолжительная, превышающая силы учащихся подготовка к экзаменам и неумелое их проведение могут неблагоприятно отразиться на состоянии здоровья детей и подростков, особенно их нервной системы.
Необходимо учесть опыт проведения экзаменов в школе начала 20-го века и понять печальные последствия их для здоровья учащихся крайне важно, так как это поможет при проведении экзаменов в нашей школе избежать возможных ошибок и обеспечить необходимые в этом важном деле мероприятия по охране и укреплению здоровья детей и подростков.
В предэкзаменационный и экзаменационный периоды следует принимать все меры для сохранения учащимися здоровья и максимума физических и нервно-психических сил, столь необходимых им в таком ответственном деле, каким являются экзамены.
Чтобы исключить или же по крайней мере уменьшить совершенно излишние и вредные для нервной системы учащихся волнение и беспокойство, необходимо своевременно ознакомить детей и подростков с задачами и целями экзаменов и порядком их проведения. Надо так организовать предэкзаменационный и экзаменационный периоды, чтобы дети и подростки понимали смысл и значение экзаменов, как одного из естественных итоговых этапов годовой учебной работы. Как показывает опыт, такая предварительная осведомительная работа снижает волнение учащихся. Не менее существенно обеспечение в предэкзаменационный период повседневной консультации учащимся со стороны учителей по вопросам, связанным со сдачей экзаменов.
Для правильного в гигиеническом отношении проведения экзаменов необходима совместная работа школы и семьи, учителей и родителей. Учителям следует позаботиться о том, чтобы при построении внутреннего распорядка в школе так организовать время учащихся до экзаменов и в течение их, чтобы они имели действительное облегчение и не были перегружены различными учебными заданиями, не имеющими отношения к экзаменам. Давая задания учащимся по подготовке к экзаменам по отдельным предметам, следует строго соразмерять количество и характер Учебных материалов, подлежащих проверке, в соответствии с реальными возможностями детей и подростков различных возрастов. Наряду с этим должны быть сведены до минимума всякого рода общественные и иные нагрузки учащихся с тем, чтобы дать им возможность целиком отдать своё время подготовке к предстоящим экзаменам.
Весьма существенно, чтобы родители в это время особенно внимательно относились к своим детям, всячески облегчая им подготовку к экзаменам и создавая в семье наиболее спокойную обстановку для занятий и отдыха. В частности, во время подготовки к экзаменам и особенно в течение их следует предоставлять детям и подросткам возможность более длительного сна, чем это имеет место обычно (примерно на один час по сравнению с обычной продолжительностью их сна). Чтобы учащиеся могли перед экзаменом как следует выспаться, экзамены следует начинать не ранее 10 часов утра.
Экзамен должен протекать в спокойной, дружеской обстановке, исключающей волнение детей и подростков. Поэтому нельзя одобрить такую практику, когда на экзаменах присутствуют многочисленные представители различных организаций. В предшествующие экзаменам дни учащиеся должны иметь свободное время, обеспечивающее им возможность спокойной подготовки к ним. Очень важно, чтобы в эти дни дети и подростки находились, достаточное время на свежем воздухе. Нельзя допускать, чтобы экзамены следовали один за другим. Необходимо устраивать между экзаменами интервалы в 3-4 дня для того, чтобы, с одной стороны, учащиеся могли отдохнуть, а с другой — полноценно подготовиться к следующему экзамену. Учителям и родителям надо следить за тем, чтобы в процессе подготовки к экзаменам дети и подростки строго соблюдали перерывы для отдыха после 40-45 минут усиленных занятий и по возможности выходили в это время на свежий воздух, где они находились бы в движении.
В самой школе следует отвести отдельные помещения (классы) для подготовки к экзаменам учащихся, особенно тех, которые не имеют дома достаточно спокойной обстановки для занятий. Не менее существенно обеспечить в процессе подготовки детей и подростков к экзаменам педагогический контроль и помощь со стороны учителей, что имеет как педагогическое, так и гигиеническое значение, поскольку это благотворно влияет на нервную систему учащихся, повышает их жизнерадостность и является одним из средств предупреждения чрезмерного возбуждения их нервно-психической сферы.
Поскольку затраты организма ребёнка и подростка во время подготовки и проведения экзаменов значительно выше, чем в обычные учебные дни, постольку и питание их в школе и особенно в семье должно быть усилено и качественно улучшено. Усиление и улучшение питания детей и подростков в эти дни должно главным образом идти за счёт полноценных белков, жиров и витаминов (в частности витаминов А, В1 и С). Особенно существенно усиление питания полноценными жирами, так как во время подготовки к экзаменам и в дни их проведения затрачивается по преимуществу нервно-мозговая энергия.
Таковы основные гигиенические требования к проведению экзаменов. Соблюдение этих требований обеспечивает как сохранение здоровья учащихся, так и успешное проведение переводных и выпускных испытаний. Указанные выше мероприятия распространяются на учащихся и имеют в виду прежде всего вполне здоровых в соматическом и нервно-психическом отношении детей и подростков. Но в практике школы среди учащихся иногда встречаются дети физически ослабленные, страдающие туберкулёзной интоксикацией, ревматизмом и другими патологическими отклонениями от нормы, а также перенёсшие в течение текущего учебного года тяжёлые заболевания, так называемые реконвалесценты. Иногда родители, а часто и сами учителя ставят перед директором школы вопрос об освобождении таких учащихся от переводных испытаний.
Школьному врачу, директору школы и учителям необходимо относиться к каждому такому случаю с особой осторожностью и внимательностью и учитывать не только субъективные ощущения и жалобы учащегося, но и все объективные данные, касающиеся его болезненного состояния. Не всегда многократные жалобы школьника и его ссылки на плохое самочувствие отражают действительное состояние его здоровья. Наоборот, даже при мало или неясно выраженных субъективных жалобах учащегося и даже при отсутствии их объективное врачебное обследование может обнаружить явно патологические явления, настоятельно требующие облегчения его учебной нагрузки и, в частности, освобождения от экзаменов.
Больных детей и подростков, у которых, например, имеется обострение туберкулёзного процесса, угрожающее дальнейшему ухудшению их здоровья, целесообразно по указанию врача освободить от переводных испытаний в случае наличия отличных и хороших отметок в течение учебного года. Такие учащиеся могут быть в виде исключения переведены в следующий класс без экзаменов. Это же самое относится к детям и подросткам, недавно перенёсшим тяжёлое инфекционное заболевание, у которых явно выражены явления после инфекционной слабости. Чрезмерное напряжение физических и нервно-психических сил у таких учащихся в предэкзаменационный и экзаменационный периоды представляет опасность в отношении замедления процесса восстановления здоровья. Сюда также относятся реконвалесценты после тяжёлых соматических заболеваний, а также после травматические состояния, особенно если травма сопровождалась обильной потерей крови или тяжёлыми повреждениями внутренних органов.
Вопрос об освобождении от экзаменов может быть поставлен и в отношении детей и подростков, страдающих ревматизмом, малярией и другими хроническими заболеваниями с явлениями общего истощения и слабости. Особого внимания в этом направлении заслуживают дети и подростки, имеющие значительное расстройство нервной системы, особенно находящиеся в состоянии нервного истощения. Тяжёлые формы заикания также могут служить показанием к освобождению от устных испытаний.
Определение медицинских показаний к освобождению больных детей и подростков от экзаменов в основном осуществляется школьным врачом, а там, где его нет, — врачом медицинского участка. Вопрос об освобождении того или иного учащегося от переводных экзаменов решается совместно школьным врачом и директором школы. Желательно каждый случай освобождения больного учащегося обсуждать на педагогическом совете школы.
С гигиенической точки зрения нецелесообразно переносить экзамены с весны на осень, так как это в значительной мере лишает детей и Подростков летнего отдыха и может неблагоприятно отразиться на их здоровье, особенно в тех случаях, когда в течение учебного года имело место то или иное тяжёлое заболевание, ослабившее организм учащегося. Но иногда всё же приходится делать в этом отношении исключение, если, например, имеется один или, в крайнем случае, два несданных предмета. В таком случае необходимо предусмотреть для такого учащегося специальный режим, который дал бы возможность сочетать занятия по подготовке к экзамену со здоровым отдыхом и физической культурой.
При окончании школы освобождение от выпускных экзаменов по болезни неприемлемо. Экзамены в таком случае должны быть отложены до того времени, как учащийся выздоровеет и вполне окрепнет после перенесённого заболевания.
Если предэкзаменационный и экзаменационные периоды требуют столь пристального внимания учителей, школьного врача и родителей к режиму дня детей и подростков и к соблюдению ряда гигиенических мероприятий, то не меньшего внимания заслуживает и период времени по окончании экзаменов. Обычно после экзаменов период возбуждения у детей и подростков сменяется периодом некоторого упадка. Особенно это выражено у физически ослабленных и нервных детей и подростков. Чтобы не было резкого перехода от экзаменационного периода к после экзаменационному и связанных с этим переходом неблагоприятных для организма реакций, следует предусмотреть с первых же дней отдыха переход детей и подростков на новый, каникулярный, режим дня.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека
Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии
в Республике Татарстан (Татарстан)» 
- Новости центра /
- Требования, выполнение которых должна обеспечить общеобразовательная организация при возобновлении очной формы обучения в условиях распространения COVID-19
В целях обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия детского населения, снижения рисков инфекционной заболеваемости детей в организованных коллективах постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации А.Ю.Поповой от 30.06.2020г. №16 утверждены санитарно – эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее – Санитарные правила или СП 3.1/2.4.3598-20).
Указанные санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к особому режиму работы общеобразовательных организаций в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (далее — COVID-19).
В условиях распространения COVID-19 СП 3.1/2.4.3598-20 применяются в дополнение к обязательным требованиям, установленным для общеобразовательных организаций государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях», СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда», СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», СанПиН 2.4.3259-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»).
С целью предупреждения распространения COVID-19 в общеобразовательных организациях должно быть обеспечено выполнение следующих требований:
- запрещается проведение массовых мероприятий с участием различных групп лиц (групповых ячеек2, классов, отрядов и иных), а также массовых мероприятий с привлечением лиц из иных (сторонних) организаций;
- лица, посещающие общеобразовательную организацию (на входе), подлежат термометрии с занесением ее результатов в журнал в отношении лиц с температурой тела 37,1 °С и выше в целях учета при проведении противоэпидемических мероприятий;
- лица с признаками инфекционных заболеваний (респираторными, кишечными, повышенной температурой тела) должны быть незамедлительно изолированы с момента выявления указанных признаков до приезда бригады скорой (неотложной) медицинской помощи либо прибытия родителей (законных представителей) или самостоятельной самоизоляции в домашних условиях. При этом дети должны размещаться отдельно от взрослых;
- с момента выявления указанных лиц общеобразовательная организация в течение 2 часов должна любым доступным способом уведомить территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Также, в общеобразовательных организациях должны проводиться следующие противоэпидемические мероприятия, включающие:
- уборку всех помещений с применением моющих и дезинфицирующих средств и очисткой вентиляционных решеток (далее — генеральная уборка) непосредственно перед началом функционирования общеобразовательной организации. Для проведения дезинфекции должны использоваться дезинфицирующие средства, применяемые для обеззараживания объектов при вирусных инфекциях, в соответствии с инструкцией по их применению;
- обеспечение условий для гигиенической обработки рук с применением кожных антисептиков при входе в общеобразовательную организацию, помещения для приема пищи, санитарные узлы и туалетные комнаты;
- ежедневную влажную уборку помещений с применением дезинфицирующих средств с обработкой всех контактных поверхностей;
- генеральную уборку не реже одного раза в неделю;
- обеспечение постоянного наличия в санитарных узлах для детей и сотрудников мыла, а также кожных антисептиков для обработки рук;
- регулярное обеззараживание воздуха с использованием оборудования по обеззараживанию воздуха и проветривание помещений в соответствии с графиком учебного, тренировочного, иных организационных процессов и режима работы общеобразовательных организаций;
- организацию работы сотрудников, участвующих в приготовлении и раздаче пищи, обслуживающего персонала с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания (одноразовых масок или многоразовых масок со сменными фильтрами), а также перчаток. При этом смена одноразовых масок должна производиться не реже 1 раза в 3 часа, фильтров — в соответствии с инструкцией по их применению;
- мытье посуды и столовых приборов в посудомоечных машинах при максимальных температурных режимах. При отсутствии посудомоечной машины мытье посуды должно осуществляться ручным способом с обработкой столовой посуды и приборов дезинфицирующими средствами в соответствии с инструкциями по их применению либо питание детей и питьевой режим должны быть организованы с использованием одноразовой посуды.
При наличии бассейна в общеобразовательной организации. Посещение бассейнов в общеобразовательных организациях допускается по расписанию отдельными группами лиц (групповая ячейка, класс, отряд и иные). При этом общеобразовательной организацией должно быть обеспечено проведение обработки помещений и контактных поверхностей с применением дезинфицирующих средств и обеззараживания воздуха в раздевалках после каждого посещения бассейна отдельной группой лиц.
С целью предупреждения распространения COVID-19 в общеобразовательных организациях должны соблюдаться также дополнительные санитарно-эпидемиологические требования, а именно:
- в общеобразовательных организациях за каждым классом должен быть закреплен отдельный учебный кабинет, в котором дети обучаются по всем предметам, за исключением занятий, требующих специального оборудования (в том числе физическая культура, изобразительное искусство, трудовое обучение, технология, физика, химия);
- общеобразовательной организацией должна осуществляться работа по специально разработанному расписанию (графику) уроков, перемен, составленному с целью минимизации контактов обучающихся (в том числе сокращения их количества во время проведения термометрии, приема пищи в столовой);
- проветривание рекреаций и коридоров помещений общеобразовательных организаций должно проводиться во время уроков, а учебных кабинетов — во время перемен.
При проведении итоговой и промежуточной аттестации общеобразовательной организацией должны быть обеспечены:
- составление графика явки обучающихся на аттестацию обучающихся в целях минимизации контактов обучающихся, в том числе при проведении термометрии;
- условия для гигиенической обработки рук с применением кожных антисептиков или дезинфицирующих салфеток при входе в помещение для проведения аттестации;
- соблюдение в местах проведения аттестации социальной дистанции между обучающимися не менее 1,5 метров посредством зигзагообразной рассадки по 1 человеку за партой;
- использование членами экзаменационной комиссии, присутствующими на экзамене, средств индивидуальной защиты органов дыхания (одноразовых масок или многоразовых масок со сменными фильтрами). При этом смена одноразовых масок должна производиться не реже 1 раза в 3 часа, фильтров — в соответствии с инструкцией по их применению.
Кроме того, обращаем внимание, что посещение общеобразовательной организации детьми, перенесшими заболевание, и (или) в случае, если ребенок был в контакте с больным COVID-19, допускается при наличии медицинского заключения врача об отсутствии медицинских противопоказаний для пребывания в указанной организации.
Мы желаем здоровья Вам и Вашим детям!
Гигиенические требования при проведении школьных экзаменов
от 29 декабря 2010 года N 189
(с изменениями на 22 мая 2019 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2021 года на основании
постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 года N 28;
отменено с 1 января 2021 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 8 октября 2020 года N 1631
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
* Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года в названии санитарных правил, утвержденных настоящим постановлением, слова «общеобразовательных учреждениях» с 13 апреля 2014 года заменены словами «общеобразовательных организациях». — Примечание изготовителя базы данных.
В соответствии с Федеральным законом от 30.03.99 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.1650; 2002, N 1 (ч.I), ст.2; 2003, N 2, ст.167; 2003, N 27 (ч.I), ст.2700; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 19, ст.1752; 2006, N 1, ст.10; 2006, N 52 (ч.I), ст.5498; 2007, N 1 (ч.I), ст.21; 2007, N 1 (ч.I), ст.29; 2007, N 27, ст.3213; 2007, N 46, ст.5554; 2007, N 49, ст.6070; 2008, N 24, ст.2801; 2008, N 29 (ч.I), ст.3418; 2008, N 30 (ч.II), ст.3616; 2008, N 44, ст.4984; 2008, N 52 (ч.I), ст.6223; 2009, N 1, ст.17; 2010, N 40, ст.4969) и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 «Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст.3295; 2004, N 8, ст.663; 2004, N 47, ст.4666; 2005, N 39, ст.3953)
1. Утвердить санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (приложение).
Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года в названии санитарных правил, утвержденных настоящим постановлением, слова «общеобразовательных учреждениях» с 13 апреля 2014 года заменены словами «общеобразовательных организациях».
— Примечание изготовителя базы данных.
2. Ввести в действие указанные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы с 1 сентября 2011 года.
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
3 марта 2011 года,
регистрационный N 19993
Приложение
УТВЕРЖДЕНЫ
Постановлением
Главного государственного
санитарного врача
Российской Федерации
от 29 декабря 2010 года N 189
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях*
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
СанПиН 2.4.2.2821-10
(с изменениями на 22 мая 2019 года)
В документе учтены:
* Наименование в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года. — См. предыдущую редакцию.
I. Общие положения и область применения
1.1. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее — санитарные правила) направлены на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных организациях.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года. — См. предыдущую редакцию)
1.2. Настоящие санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к:
— размещению общеобразовательной организации;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года. — См. предыдущую редакцию)
— территории общеобразовательной организации;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года. — См. предыдущую редакцию)
— зданию общеобразовательной организации;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года. — См. предыдущую редакцию)
— оборудованию помещений общеобразовательной организации;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года. — См. предыдущую редакцию)
— воздушно-тепловому режиму общеобразовательной организации;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года. — См. предыдущую редакцию)
— естественному и искусственному освещению;
— водоснабжению и канализации;
— помещениям и оборудованию общеобразовательных организаций, размещенных в приспособленных зданиях;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года. — См. предыдущую редакцию)
— режиму образовательной деятельности;
(Абзац в редакции, введенной в действие со 2 января 2016 года Изменениями N 3 от 24 ноября 2015 года. — См. предыдущую редакцию)
— организации медицинского обслуживания обучающихся;
— санитарному состоянию и содержанию общеобразовательной организации;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года. — См. предыдущую редакцию)
— соблюдению санитарных правил.
1.3. Санитарные правила распространяются на проектируемые, действующие, строящиеся и реконструируемые общеобразовательные организации.
Санитарные правила распространяются на все общеобразовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы, а также осуществляющие присмотр и уход за детьми в группах продленного дня.
Для создания условий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях при строительстве и реконструкции предусматриваются мероприятия по созданию доступной (безбарьерной) среды, обеспечивающие свободное передвижение детей в зданиях и помещениях.
(Пункт в редакции, введенной в действие со 2 января 2016 года Изменениями N 3 от 24 ноября 2015 года. — См. предыдущую редакцию)
1.4. Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией общеобразовательных организаций, воспитанием и обучением обучающихся.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года. — См. предыдущую редакцию)
Наряду с обязательными для исполнения требованиями, санитарные правила содержат рекомендации по созданию наиболее благоприятных и оптимальных условий для обучающихся общеобразовательных организаций, направленных на сохранение и укрепление их здоровья.
(Абзац дополнительно включен с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года)
1.5. Обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления образовательной деятельности*.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года. — См. предыдущую редакцию)
(Сноска в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года. — См. предыдущую редакцию)
1.6. При наличии в учреждении дошкольных групп, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, их деятельность регламентируется санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций.
1.7. Использование помещений общеобразовательных организаций не по назначению не допускается.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года. — См. предыдущую редакцию)
1.8. Контроль за выполнением настоящих санитарных правил проводится органами, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
II. Требования к размещению общеобразовательных организаций
(Наименование в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года. — См. предыдущую редакцию)
2.2. Здания общеобразовательных организаций должны размещаться в зоне жилой застройки, за пределами санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов, санитарных разрывов, гаражей, автостоянок, автомагистралей, объектов железнодорожного транспорта, метрополитена, маршрутов взлета и посадки воздушного транспорта.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года. — См. предыдущую редакцию)
Для обеспечения нормативных уровней инсоляции и естественного освещения помещений и игровых площадок при размещении зданий общеобразовательных организаций должны соблюдаться санитарные разрывы от жилых и общественных зданий.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года. — См. предыдущую редакцию)
Через территорию общеобразовательных организаций не должны проходить магистральные инженерные коммуникации городского (сельского) назначения — водоснабжения, канализации, теплоснабжения, энергоснабжения.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года. — См. предыдущую редакцию)
2.3. Вновь строящиеся здания общеобразовательных организаций размещают на внутриквартальных территориях жилых микрорайонов, удаленных от городских улиц, межквартальных проездов на расстояние, обеспечивающее уровни шума и загрязнения атмосферного воздуха требованиям санитарных правил и нормативов.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года. — См. предыдущую редакцию)
2.4. При проектировании и строительстве городских общеобразовательных организаций рекомендуется предусмотреть пешеходную доступность учреждений, расположенных:
Приемная 8-(38822)-6-42-27
- Руководство
- Структура
- Функции и полномочия
- История
- Пресс-служба
- 95 лет Санитарной слyжбе
- Памятки населению
- 75 лет ПОБЕДЫ
- Защита прав потребителей
- Направления деятельности
- Гигиеническое обучение
- Здоровый образ жизни
- Рекомендации гражданам
- Статические материалы
- Профилактическая дезинфекция
- Приказы
- Постановления
- Нормативные документы
- Противодействие коррупции
- Информационная безопасность
- Общая информация
- Структура
- Этапы инспекции
- Перечень документов
- Правила рассмотрения жалоб
- Платные услуги
- Для заявителей
- Общая информация
- Структура
- Аттестаты и лицензии
- Область аккредитации
- Информация для заказчиков
- Информация для заявителей
- Прейскурант на гос. услуги
- Прейскурант на платные услуги
- Фотогалерея
- Видеогаллерея
Это надо знать родителям! Гигиенические требования к режиму образовательного процесса
- размер шрифта уменьшить размер шрифта
увеличить размер шрифта
- Печать
- Эл. почта
— Наполняемость классов, не должна превышать 25 человек.
— Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков не допускается.
— Обучение в 3 смены в общеобразовательных организациях не допускается.
Расписание уроков
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет:
— для обучающихся 1-х классов — не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю — не более 5 уроков, за счет урока физической культуры;
— для обучающихся 2 — 4 классов — не более 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-дневной учебной неделе;
— для обучающихся 5 — 6 классов — не более 6 уроков;
— для обучающихся 7 — 11 классов — не более 7 уроков.
Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.
10.7. Расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов
10.8. При составлении расписания уроков должны чередоваться различные по сложности предметы в течение дня и недели:
наиболее трудные предметы должны проводить:
Для 1 классов на 2 уроке;
Для 2 — 4 классов — 2 — 3 уроках;
Для 5 — 11-х классов — на 2 — 4 уроках.
В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся.
В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы. Контрольные работы рекомендуется проводить на 2 — 4 уроках.
Продолжительность урока (академический час) во всех классах не должна превышать 45 минут.
— Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся должны иметь облегченный учебный день в четверг или пятницу.
— Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) — 20 — 30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая.
Рекомендуется организовывать перемены на открытом воздухе. С этой целью при проведении ежедневной динамической паузы рекомендуется увеличить продолжительность большой перемены до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно-активных видов деятельности обучающихся на спортплощадке учреждения, в спортивном зале или в рекреациях.
— Перерыв между сменами должен составлять не менее 30 минут для проведения влажной уборки в помещениях и их проветривания, в случае неблагополучной эпидемиологической ситуации для проведения дезинфекционной обработки перерыв увеличивают до 60 минут.
— Использование в учебном процессе инновационных образовательных программ и технологий, расписаний занятий, режимов обучения возможно при отсутствии их неблагоприятного влияния на функциональное состояние и здоровье обучающихся.
— В малокомплектных сельских образовательных учреждениях в зависимости от конкретных условий, числа обучающихся, их возрастных особенностей допускается формирование классов-комплектов из обучающихся на I ступени образования. Оптимальным при этом является раздельное обучение обучающихся разного возраста I ступени образования.
При объединении обучающихся I ступени образования в класс-комплект оптимальным является создание его из двух классов: 1 и 3 классов (1 + 3), 2 и 3 классов (2 + 3), 2 и 4 классов (2 + 4). Для предупреждения утомления обучающихся необходимо сокращать продолжительность совмещенных (особенно 4-х и 5-х) уроков на 5 — 10 мин. (кроме урока физической культуры).
— С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз
— Необходимо чередовать во время урока различные виды учебной деятельности (за исключением контрольных работ). Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) в 1 — 4 классах не должна превышать 7 — 10 минут, в 5 — 11 классах — 10 — 15 минут. Расстояние от глаз до тетради или книги должно составлять не менее 25 — 35 см у обучающихся 1 — 4 классов и не менее 30 — 45 см — у обучающихся 5 — 11 классов.
Продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на уроках
Физическая культура
— Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее 3-х уроков физической культуры в неделю, предусмотренных в объеме максимально допустимой недельной нагрузки. Заменять уроки физической культуры другими предметами не допускается.
— Двигательная активность обучающихся, помимо уроков физической культуры, в образовательном процессе может обеспечиваться за счет:
— физкультминуток в соответствии с рекомендуемым комплексом упражнений (приложение 4);
— организованных подвижных игр на переменах;
— спортивного часа для детей, посещающих группу продленного дня;
— внеклассных спортивных занятий и соревнований, общешкольных спортивных мероприятий, дней здоровья;
— самостоятельных занятий физической культурой в секциях и клубах.
— Распределение обучающихся на основную, подготовительную и специальную группы, для участия в физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях, проводит врач с учетом их состояния здоровья (или на основании справок об их здоровье). Обучающимся основной физкультурной группы разрешается участие во всех физкультурно-оздоровительных мероприятиях в соответствии с их возрастом. С обучающимися подготовительной и специальной групп физкультурно-оздоровительную работу следует проводить с учетом заключения врача.
Обучающиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной и специальной группам, занимаются физической культурой со снижением физической нагрузки.
— Уроки физической культуры целесообразно проводить на открытом воздухе. Возможность проведения занятий физической культурой на открытом воздухе, а также подвижных игр определяется по совокупности показателей метеоусловий (температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха) по климатическим зонам.
— В дождливые, ветреные и морозные дни занятия физической культурой проводят в зале.
— Присутствие медицинского работника на спортивных соревнованиях и на занятиях в плавательных бассейнах обязательно.
Занятия трудом.
— На занятиях трудом, предусмотренных образовательной программой, следует чередовать различные по характеру задания. Не следует на уроке выполнять один вид деятельности на протяжении всего времени самостоятельной работы.
Все работы в мастерских и кабинетах домоводства обучающиеся выполняют в специальной одежде (халат, фартук, берет, косынка). При выполнении работ, создающих угрозу повреждения глаз, следует использовать защитные очки.
— Не допускается привлекать обучающихся к работам с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18-ти лет, а также к уборке санитарных узлов и мест общего пользования, мытью окон и светильников, уборке снега с крыш и другим аналогичным работам.
— Для проведения сельскохозяйственных работ (практики) в районах II климатического пояса следует отводить преимущественно первую половину дня, а в районах III климатической пояса — вторую половину дня (16 — 17 ч) и часы с наименьшей инсоляцией. Сельскохозяйственный инвентарь, используемый для работы, должен соответствовать росту и возрасту обучающихся.
— Допустимая продолжительность работ для обучающихся 12 — 13 лет составляет — 2 часа; для подростков 14 лет и старше — 3 часа. Через каждые 45 минут работы необходимо устраивать регламентированные 15-минутные перерывы для отдыха. Работа на участках и в помещениях, обработанных пестицидами и агрохимикатами, допускается в сроки, установленные Государственным Каталогом пестицидов и агрохимикатов.
При организации в межшкольных учебных комбинатах занятий по трудовому обучению и профессиональной подготовке в 5 — 11 классах, предусмотренных образовательной программой, обеспечивается соблюдение санитарных правил и санитарно-эпидемиологических требований к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста.
— Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах):
во 2 — 3 классах — 1,5 ч,
в 4 — 5 классах — 2 ч,
в 6 — 8 классах — 2,5 ч,
в 9 — 11 классах — до 3,5 ч.
— При проведении итоговой аттестации не допускается проведение более одного экзамена в день. Перерыв между проведением экзаменов должен быть не менее 2-х дней. При продолжительности экзамена 4 и более часа необходима организация питания обучающихся.
— Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1 — 2-х классов — более 1,5 кг, 3 — 4-х классов — более 2 кг, — 5 — 6-х — более 2,5 кг, 7 — 8-х — более 3,5 кг, 9 — 11-х — более 4,0 кг.
Более подробно информация изложена в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
Как подготовить кабинеты к новому учебному году в соответствии с нормами СанПиН
Грядущий учебный год запомнится не только разрешенными после пандемии торжественными линейками на свежем воздухе, но и новыми санитарными требованиями. На этот раз под пристальным вниманием государства оказались школьные кабинеты. В статье расскажем, как грамотно и безопасно организовать учебное пространство. А чтобы вы самостоятельно смогли провести ревизию, в статье указана ссылка на листы контроля с подробной информацией.
1. Мебель
Требования, предъявляемые к школьной мебели, остались такими же. Но лучше перед началом первой четверти внимательно ее проинспектировать:
- все ли изделия, входящие в мебельный гарнитур, имеются в наличии;
- безопасна ли она для эксплуатации;
- из какого материала сделаны предметы мебели, экологичен ли он;
- изучите маркировку. Ее показатели можно найти в нормативном документе ГОСТ 22046-2016 «Мебель для учебных заведений. Общие технические условия».
После проверки качества необходимо измерить расстояние между рядами парт: по новым правилам оно должно составлять 50 см вместо предыдущих 60 см. Кроме того, если раньше допустимое пространство, разделяющее окно и парты, варьировалось в пределах 70 см (минимум — 50, максимум — 70), то сейчас оно уже жестко ограничено пятьюдесятью сантиметрами.
А промежуток между учительским столом и стеной, а также последней партой и находящейся за ней стеной, теперь может быть любым.
2. Доска
Следует изучить и учебную доску. Новые санитарно-эпидемиологические нормы и гигиенические правила затронули:
- освещение меловой доски;
- расположение и диагональ интерактивной доски;
- угол видимости остался таким же, однако, в связи с последними обновлениями, эта норма относится не только к трехметровым доскам.
Требования же, касающиеся маркерной доски, остались неизменными.
3. Условия
Чтобы сделать процесс обучения максимально комфортным и безопасным, важно уделить время и условиям пребывания в классе. Естественное и искусственное освещение должно быть достаточным, лампы — исправны, а окна защищены от яркого солнечного света шторами из ткани или жалюзи.
Также проинспектируйте качество ремонта кабинета и его чистоту:
- целые и хорошо вымытые окна;
- полы, стены, парты, стулья, шкафы не должны иметь сколы и иные повреждения;
- полки шкафов, поверхности оборудования, а также книги нужно протереть влажной тряпкой, чтобы по возможности исключить вероятность возникновения аллергии у детей и педагогов.
4. Оборудование
До конца 2021 года все классы в российских учебных заведениях нужно оснастить приборами, обеззараживающими воздух (СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»). Остальные нормы СанПиН остались такими же.
5. Оборудование, используемое в учебном процессе
Правила, относящиеся к кабинетам физики и химии, изменены не были. А кабинет технологии теперь должен быть оборудован по-новому, но пока не уточняется, каким именно образом.
Новые требования, регламентирующие техническое оснащение, привели к новшествам в оснащении кабинетов информатики, среди них:
- диагонали экранов интерактивной доски, ноутбуков и персональных компьютеров;
- допустимое расстояние между пользователем и монитором;
- отсутствие бликов на экране и т. д.