\

Гигиенические требования к внеклассной и общественной работе

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека
Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения
«Центр гигиены и эпидемиологии
в Республике Татарстан (Татарстан)»

  • Новости центра /
  • Требования, выполнение которых должна обеспечить общеобразовательная организация при возобновлении очной формы обучения в условиях распространения COVID-19

В целях обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия детского населения, снижения рисков инфекционной заболеваемости детей в организованных коллективах постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации А.Ю.Поповой от 30.06.2020г. №16 утверждены санитарно – эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее – Санитарные правила или СП 3.1/2.4.3598-20).

Указанные санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к особому режиму работы общеобразовательных организаций в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (далее — COVID-19).

В условиях распространения COVID-19 СП 3.1/2.4.3598-20 применяются в дополнение к обязательным требованиям, установленным для общеобразовательных организаций государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях», СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда», СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», СанПиН 2.4.3259-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»).

С целью предупреждения распространения COVID-19 в общеобразовательных организациях должно быть обеспечено выполнение следующих требований:

  • запрещается проведение массовых мероприятий с участием различных групп лиц (групповых ячеек2, классов, отрядов и иных), а также массовых мероприятий с привлечением лиц из иных (сторонних) организаций;
  • лица, посещающие общеобразовательную организацию (на входе), подлежат термометрии с занесением ее результатов в журнал в отношении лиц с температурой тела 37,1 °С и выше в целях учета при проведении противоэпидемических мероприятий;
  • лица с признаками инфекционных заболеваний (респираторными, кишечными, повышенной температурой тела) должны быть незамедлительно изолированы с момента выявления указанных признаков до приезда бригады скорой (неотложной) медицинской помощи либо прибытия родителей (законных представителей) или самостоятельной самоизоляции в домашних условиях. При этом дети должны размещаться отдельно от взрослых;
  • с момента выявления указанных лиц общеобразовательная организация в течение 2 часов должна любым доступным способом уведомить территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Также, в общеобразовательных организациях должны проводиться следующие противоэпидемические мероприятия, включающие:

  • уборку всех помещений с применением моющих и дезинфицирующих средств и очисткой вентиляционных решеток (далее — генеральная уборка) непосредственно перед началом функционирования общеобразовательной организации. Для проведения дезинфекции должны использоваться дезинфицирующие средства, применяемые для обеззараживания объектов при вирусных инфекциях, в соответствии с инструкцией по их применению;
  • обеспечение условий для гигиенической обработки рук с применением кожных антисептиков при входе в общеобразовательную организацию, помещения для приема пищи, санитарные узлы и туалетные комнаты;
  • ежедневную влажную уборку помещений с применением дезинфицирующих средств с обработкой всех контактных поверхностей;
  • генеральную уборку не реже одного раза в неделю;
  • обеспечение постоянного наличия в санитарных узлах для детей и сотрудников мыла, а также кожных антисептиков для обработки рук;
  • регулярное обеззараживание воздуха с использованием оборудования по обеззараживанию воздуха и проветривание помещений в соответствии с графиком учебного, тренировочного, иных организационных процессов и режима работы общеобразовательных организаций;
  • организацию работы сотрудников, участвующих в приготовлении и раздаче пищи, обслуживающего персонала с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания (одноразовых масок или многоразовых масок со сменными фильтрами), а также перчаток. При этом смена одноразовых масок должна производиться не реже 1 раза в 3 часа, фильтров — в соответствии с инструкцией по их применению;
  • мытье посуды и столовых приборов в посудомоечных машинах при максимальных температурных режимах. При отсутствии посудомоечной машины мытье посуды должно осуществляться ручным способом с обработкой столовой посуды и приборов дезинфицирующими средствами в соответствии с инструкциями по их применению либо питание детей и питьевой режим должны быть организованы с использованием одноразовой посуды.

При наличии бассейна в общеобразовательной организации. Посещение бассейнов в общеобразовательных организациях допускается по расписанию отдельными группами лиц (групповая ячейка, класс, отряд и иные). При этом общеобразовательной организацией должно быть обеспечено проведение обработки помещений и контактных поверхностей с применением дезинфицирующих средств и обеззараживания воздуха в раздевалках после каждого посещения бассейна отдельной группой лиц.

С целью предупреждения распространения COVID-19 в общеобразовательных организациях должны соблюдаться также дополнительные санитарно-эпидемиологические требования, а именно:

  • в общеобразовательных организациях за каждым классом должен быть закреплен отдельный учебный кабинет, в котором дети обучаются по всем предметам, за исключением занятий, требующих специального оборудования (в том числе физическая культура, изобразительное искусство, трудовое обучение, технология, физика, химия);
  • общеобразовательной организацией должна осуществляться работа по специально разработанному расписанию (графику) уроков, перемен, составленному с целью минимизации контактов обучающихся (в том числе сокращения их количества во время проведения термометрии, приема пищи в столовой);
  • проветривание рекреаций и коридоров помещений общеобразовательных организаций должно проводиться во время уроков, а учебных кабинетов — во время перемен.

При проведении итоговой и промежуточной аттестации общеобразовательной организацией должны быть обеспечены:

  • составление графика явки обучающихся на аттестацию обучающихся в целях минимизации контактов обучающихся, в том числе при проведении термометрии;
  • условия для гигиенической обработки рук с применением кожных антисептиков или дезинфицирующих салфеток при входе в помещение для проведения аттестации;
  • соблюдение в местах проведения аттестации социальной дистанции между обучающимися не менее 1,5 метров посредством зигзагообразной рассадки по 1 человеку за партой;
  • использование членами экзаменационной комиссии, присутствующими на экзамене, средств индивидуальной защиты органов дыхания (одноразовых масок или многоразовых масок со сменными фильтрами). При этом смена одноразовых масок должна производиться не реже 1 раза в 3 часа, фильтров — в соответствии с инструкцией по их применению.

Кроме того, обращаем внимание, что посещение общеобразовательной организации детьми, перенесшими заболевание, и (или) в случае, если ребенок был в контакте с больным COVID-19, допускается при наличии медицинского заключения врача об отсутствии медицинских противопоказаний для пребывания в указанной организации.

Мы желаем здоровья Вам и Вашим детям!

Гигиенические требования к внеклассной и общественной работе

Внеклассная и общественная работа детей и подростков по своему существу является внешкольной работой, проводимой в отличие от последней не в специальных внешкольных и иных учреждениях, а в самой школе и под непосредственным её руководством. Во многом внеклассная работа совпадает с внешкольной, и в отношении их форм и видов между ними нет резких граней.

Внеклассная работа весьма широка и разнообразна в своих формах и видах. Сюда относятся: 1) всевозможные формы физкультурно-массовой работы, игры, спортивные развлечения, туристические походы и краеведческие прогулки и пр.; 2) кружковая работало различным областям науки, литературы, искусства и техники; 3) детские утренники, литературно-художественные вечера для учащихся старших классов, киносеансы во внеучебное время, посещение музеев и пр. Этими формами и видами не ограничивается внеклассная работа среди детей и подростков. При проведении этих форм и видов внеклассной работы следует пользоваться принципом разнообразия, смены одних видов работы другими и соблюдения известной дозировки, так как при этом обеспечивается сохранение сил детей и подростков и таким образом предупреждается их утомление.

Читайте также  Динамика физического развития и состояния здоровья учащихся сельских школ

Кружковая работа в большинстве случаев связана с некоторым напряжением сил детей и подростков. Особенно это относится к таким кружкам, занятия которых проводятся в закрытых помещениях и работа, в которых требует от детей и подростков известных усилий (кружки моделирования, радио, фото, рукоделия, драматический и т. п.). Кружковые занятия следует устраивать по преимуществу в старших классах и, как правило, не чаще одного, в крайнем случае — двух раз в неделю. При этом продолжительность такого занятия не должна превышать 50-60 минут. Как правило, каждый учащийся может заниматься лишь в одном кружке и в виде исключения (при условии наличия отличных и хороших оценок учебных занятий) — в двух. В противном случае неизбежна перегрузка детей и подростков кружковой работой, при которой имеет место нарушение нормального режима дня и. значительное утомление детей и подростков.

В младших классах участие детей в кружках допустимо лишь в отношении некоторых видов занятий, не вызывающих большого их утомления и связанных с их интересами (например, кружки пения, драматический, ручного труда и пр.). При этом занятия такого кружка могут происходить не чаще одного — двух раз в две недели, а продолжительность самого занятия не должна превышать 35-40 минут. В младших классах ребёнок может заниматься лишь в одном кружке, и никаких исключений из этого правила допускать не следует.

В гигиеническом отношении мы отдаём преимущество кружкам физической культуры и подвижных игр в младших классах и кружкам физической культуры и спорта — в старших. Занятия в этих кружках являются одним из наиболее действенных средств отдыха и укрепления здоровья детей и подростков лишь в тех случаях, когда соблюдаются известная мера и необходимые предосторожности. В некоторых школах в старших классах физкультурный кружок разделяется на ряд секций в зависимости от вида занятий и спорта (например, баскетбольную, волейбольную, лыжную, конькобежную и др.).

Занятия в физкультурных кружках также должны быть нормированы во времени и нагрузке, так как чрезмерное одностороннее увлечение каким-либо одним видом спорта не безвредно для здоровья и может вызвать значительное расстройство организма и нанести непоправимый вред юношескому сердцу. Занятия в таких кружках должны иметь продолжительность в старших классах не более 1-1,5 часа. В физкультурно-игровых кружках в младших классах продолжительность занятий не должна быть более 40-50 минут при условии соблюдения установленных возрастных норм и обязательных перерывов — пауз для отдыха. Последнее, впрочем, обязательно и в отношении кружковых занятий в старших классах.

Наряду с правильной в гигиеническом отношении организацией и проведением внеклассной работы среди детей и подростков необходимо обращать внимание на нормирование их общественной работы. Одним из основных гигиенических требований в этом направлении является то, чтобы учащийся имел в каждый данный отрезок времени не более одной постоянной общественной обязанности в школе или пионерском отряде, так как в противном случае возможна односторонняя перегрузка одних учащихся за счёт недогрузки других.

В целях предупреждения утомляемости детей и подростков полезно выделение для каждого класса школы определённых дней общественной работы. При этом необходимо учитывать общую учебную нагрузку учащихся на каждый день, не допуская проведения в один и тот же день внеклассной и общественной работы. Следует также зорко следить за тем, чтобы количество детских собраний и заседаний было сведено до минимума и чтобы строго была регламентирована продолжительность каждого собрания учащихся. Одним из основных требований при проведении общественной работы детей и подростков является равномерное распределение её во времени так, чтобы каждому учащемуся, особенно младших классов, приходилось участвовать не более чем на одном заседании (сборе) в течение 1-2 недель.

Детские собрания лучше всего проводить в виде живых бесед. Собрания (сборы) детей и подростков должны вестись в доступной и занимательной для них форме.

Ни в коем случае нельзя допускать таких видов общественной работы детей и подростков, которые не безопасны для их здоровья и могут вызвать те или иные заболевания. Так, например, нельзя разрешать детям и подросткам сбор утиля, поскольку это не безопасно с точки зрения занесения инфекции и возможности травматизма (порезы, ушибы и т. п.). В равной мере нельзя посылать детей и подростков к своим больным товарищам на квартиру для выяснения состояния их здоровья или причины отсутствия их на занятиях в школе, так как в этом случае возможно заражение инфекционной болезнью.

Необходимо помнить, что дети и подростки в психофизическом отношении неодинаковы. То, что совершенно безвредно и даже полезно для одного ребёнка или подростка, особенно если он вполне здоров и физически развит (например, работа по приведению в порядок школьного земельного участка, работа на огороде и т. п.), может оказаться не безвредным для здоровья другого, имеющего ослабленный организм или страдающего тем или иным заболеванием, которое на первый взгляд может быть незаметным для учителя. В связи со всем вышесказанным особенно важно при распределении общественной работы среди детей и подростков принимать во внимание и строго учитывать возраст каждого учащегося в отдельности, его интересы, индивидуальные способности, успеваемость в школе, а также физическое и нервно-психическое развитие и состояние его здоровья. В этом деле особенно существенна роль школьного врача как консультанта, учителей и пионервожатых.

Одним из видов общественной работы детей и подростков является участие их в помощи учителям и родителям в создании санитарно-гигиенических условий в школе и семье. В этом направлении дети и подростки многое могут сделать, принимая участие в порядке общественной работы в школьной организации Красного Креста.

Весьма существенным требованием школьной гигиены к внеклассной и общественной работе детей и подростков является то, чтобы она не проводилась сразу по окончании уроков, так как дети и подростки ещё утомлены и нуждаются в восстановлении своих сил. Занятия внеклассной и общественной работой следует допускать после того, как они пообедали и отдохнули на свежем воздухе, и после того, как они приготовили заданные на дом уроки. Однако дать единое решение этого вопроса нельзя, так как при двухсменных занятиях школы различно время как для приготовления уроков, так и для внеклассной и общественной работы учащихся. Во всяком случае внеклассная и общественная работа детей и подростков, как правило, не должна предшествовать учебным занятиям в школе и приготовлению заданных им на дом уроков, которые требуют от учащихся затраты значительных сил.

К числу важных гигиенических требований к внеклассной и общественной работе детей и подростков относится и то, чтобы учащиеся значительную часть этой работы проводили на свежем воздухе. С этой целью чрезвычайно полезны такие виды внеклассной работы, как занятия подвижными и спортивными играми, разными видами физической культуры и спорта, прогулки, экскурсии и туристические мероприятия.

Памятка «Гигиенические требования к организации внеурочной деятельности»

В данной памятке описаны гигиенические требования, которые необходимо соблюдать при организации внеурочной деятельности, для того чтобы работа была более продуктивной.

Читайте также  Вторичная частичная адентия

Просмотр содержимого документа
«Памятка «Гигиенические требования к организации внеурочной деятельности»»

Гигиенические требования к организации внеурочной деятельности

4.12. Набор и площади помещений для внеурочной деятельности, кружковых занятий и секций должен соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к учреждениям дополнительного образования детей.

4.28. Потолки и стены всех помещений должны быть гладкими, без щелей, трещин, деформаций, признаков поражений грибком и допускающими проводить их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств. Допускается в учебных помещениях, кабинетах, рекреациях и других помещениях оборудование подвесных потолков из материалов, разрешенных для применения в общеобразовательных учреждениях, при условии сохранения высоты помещений не менее 2,75 м, а во вновь строящихся не менее 3,6 м.

4.29. Полы в учебных помещениях и кабинетах и рекреациях должны иметь дощатое, паркетное, плиточное покрытие или линолеум. В случае использования плиточного покрытия поверхность плитки должна быть матовой и шероховатой, не допускающей скольжение.

5.1. Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом (за партой или столом, игровыми модулями и другими) в соответствии с его ростом.

6.2. Температура воздуха в зависимости от климатических условий в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18 — 24 С; в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских — 17 — 20 С; спальне, игровых комнатах, помещениях подразделений дошкольного образования и пришкольного интерната — 20 — 24 С; медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортивного зала — 20 — 22 С, душевых — 25 С.

6.7. Необходимо во время занятий в зале открывать одно или два окна с подветренной стороны при температуре наружного воздуха выше плюс 5 С и скорости движения ветра не более 2 м/с. При более низкой температуре и большей скорости движения воздуха занятия в зале проводят при открытых одной — трех фрамугах. При температуре наружного воздуха ниже минус 10 С и скорости движения воздуха более 7 м/с сквозное проветривание зала проводится при отсутствии учащихся 1 — 1,5 минуты; в большие перемены и между сменами — 5 — 10 минут.

7.1.9. Для рационального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений следует:

— не закрашивать оконные стекла;

— не расставлять на подоконниках цветы, их размещают в переносных цветочницах высотой 65 — 70 см от пола или подвесных кашпо в простенках между окнами;

— очистку и мытье стекол проводить по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год (осенью и весной).

Продолжительность инсоляции в учебных помещениях и кабинетах должна быть непрерывной, по продолжительности не менее:

— 2,5 ч. в северной зоне (севернее 58° с.ш.);

— 2,0 ч. в центральной зоне (58 — 48° с.ш.);

— 1,5 ч. в южной зоне (южнее 48° с.ш.).

7.2.2. В учебных помещениях система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками с люминесцентными лампами и светодиодами. Предусматривается освещение с использованием ламп по спектру цветоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый.

7.2.8. Для рационального использования искусственного света и равномерного освещения учебных помещений необходимо использовать отделочные материалы и краски, создающие матовую поверхность с коэффициентами отражения: для потолка — 0,7 — 0,9; для стен — 0,5 — 0,7; для пола — 0,4 — 0,5; для мебели и парт — 0,45; для классных досок — 0,1 — 0,2.

10.6. Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.

Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности организуют облегченный учебный день — четверг или пятница.

10.22. Двигательная активность обучающихся помимо уроков физической культуры в образовательной деятельности может обеспечиваться за счет:

— физкультминуток в соответствии с рекомендуемым комплексом упражнений (приложение 4);

— организованных подвижных игр на переменах;

— спортивного часа для детей, посещающих группу продленного дня;

— внеклассных спортивных занятий и соревнований, общешкольных спортивных мероприятий, дней здоровья;

— самостоятельных занятий физической культурой в секциях и клубах.

10.29. Кружковая работа в группах продленного дня должна учитывать возрастные особенности обучающихся, обеспечивать баланс между двигательно-активными и статическими занятиями и организована в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей.

Внеурочную деятельность реализуют в виде экскурсий, кружков, секций, олимпиад, соревнований и т.п.

Рекомендуется для организации различных видов внеурочной деятельности использовать общешкольные помещения: читальный, актовый и спортивный залы, библиотеку, а также помещения близко расположенных домов культуры, центры детского досуга, спортивные сооружения, стадионы.

Гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу.

В организации учебной и трудовой деятельности школьников придерживаются следующих физиолого-гигиенических принципов:

осуществлять последовательное и постепенное включение и тренировку адаптационных физиологических механизмов, которые в дальнейшем обеспечивают высокий уровень работоспособности и синхронизацию функций физиологических систем;

соблюдать установленный оптимальный ритм и режим работы;

сохранять привычную последовательность и систематичность работы, т. е. порядок ее во времени;

чередовать правильно работу и отдых, а также осуществлять смену одного вида деятельности другим;

способствовать совершенствованию навыков умственной работы и трудовой деятельности систематическими упражнениями и тренировкой;

обеспечивать благоприятное отношение к учебной и трудовой деятельности учащихся со стороны преподавателей, наставников и родителей.

Расписание занятий обычно составляют на полгода, и оно должно оставаться постоянным на этот период для того, чтобы у учащихся мог сформироваться устойчивый динамический стереотип учебной и трудовой деятельности, содействующий эффективности обучения и овладения профессией.

При составлении расписания рекомендуется учитывать степень трудности предметов, сложность их усвоения:

первая степень сложности — математика, физика, история, обществоведение, изучение языков;

вторая степень сложности — химия, специальная технология;

третья степень сложности — материаловедение, организация и технология производства работ;

четвертая степень сложности — физическое воспитание, начальная военная подготовка.

В дни высокой работоспособности (вторник, среда) следует проводить 3—4 урока по предметам первой степени сложности, а в понедельник и субботу включать не более двух предметов этой же сложности.

По одному и тому же теоретическому предмету, учитывая свойства памяти, интервал в учебном расписании не должен превышать трех суток. Лучше всего распределять в недельном расписании уроки по одному и тому же предмету с интервалом в 1—2 дня. В этом случае, при трех часах по этому предмету в неделю, учащиеся будут заниматься им ежедневно: один день работа на уроке, другой — выполнение домашних заданий. Если же предмету выделяется только один час в неделю, то занятия следует проводить в дни и часы наиболее высокой работоспособности (2—3-й часы во вторник или среду).

Школа в режиме дня является мощным средством повышения работоспособности организма и улучшения состояния здоровья. В режиме дня должны быть представлены, помимо 1—1,5-часового активного отдыха, утренняя гимнастика, прогулки, спортивные игры, катание на коньках, ходьба на лыжах. В режиме учебной недели обязательны два урока физической культуры, занятия в спортивных секциях, общественно полезный труд. Замена уроков физической культуры на занятия по общеобразовательным предметам приносит большой вред здоровью школьников.

Читайте также  Выявление антител к структурам клеточного ядра при СКВ

Проведение контрольных работ и экзаменов. Контрольные работы требуют большого нервного напряжения. Планировать их проведение следует в дни и часы относительно высокой работоспособности. Выполнение контрольных работ по ряду предметов в течение одной недели, а иногда и одного дня приводит к отрицательным изменениям в состоянии здоровья учащихся, особенно старших классов.

Строгое выполнение требований к нормированию дневной учебной нагрузки и рациональному чередованию работы и отдыха необходимо учащимся в период подготовки и сдачи экзаменов. В период экзаменов у учащихся IV, V, VII—VIII и IX классов диагностировано: резкое утомление организма, угнетение физиологических реакций (понижение электрической возбудимости глаза, ухудшение дыхательной функции), нарушение сна, снижение аппетита, падение массы тела, увеличение артериального давления.

Работоспособность учащихся после напряженного учебного года снижена, увеличение учебной нагрузки при подготовке к экзаменам вызывает еще более резкое ее падение. Подготовке к экзаменам следует отводить наиболее благоприятные для этого утренние часы, чередовать часы повторения учебного материала с активным отдыхом, прогулками. Целесообразно предусмотреть дневной сон. Подготовка к экзаменам в ночное время нарушает регулярность и продолжительность ночного сна, столь необходимого для восстановления работоспособности организма учащихся. Доброжелательное отношение преподавателей к учащимся, своевременная помощь им позволяют в значительной мере погасить отрицательные эмоции (страх, беспокойство, чувство тревоги, волнение) учащихся в период подготовки и сдачи экзаменов, повысить их эффективность.

Общая продолжительность подготовки к экзаменам не должна превышать нормативов суммарной дневной нагрузки в учебном году. Внеклассная, внешкольная и общественная работа сводится к минимуму. Продолжительность интервала между экзаменами по отдельным предметам не должна быть менее 3—4 дней. В помещениях, где ведется экзамен, создаются необходимые условия освещения, воздушного и теплового режимов.

Гигиенические требования к организации образовательного процесса

Тема.Педагогические и гигиенические требования к организации и проведению различных видов внеклассной работы

Цели:создать условия для усвоения студентами основных педагогических и гигиенических требований для организации учебного процесса.

Педагогические требования к организации процесса обучения

Время проведения внеклассных занятий – от 20 до 40 минут.

Внеклассные занятия имеют свою структуру:

2. Вступительная беседа

3. Содержательная часть

Требования к внеклассному занятию можно разделить на 3 группы:

1. Дидактические требования

— четкое определение места занятия согласно плану воспитательной работы,

— соответствие содержания возрастным особенностям учащихся,

— учет принципов целостного педагогического процесса,

— выбор методов и более эффективных средств и приёмов воспитания,

— наличие межпредметных связей,

— разнообразие форм занятий и методов педагогического воздействия,

2. Воспитательные и развивающие

— формирование памяти, внимания и мышления школьников,

— воспитание нравственных качеств личности,

— развитие познавательного интереса и мотивов,

— соблюдение учителем педагогического такта, выдержки и терпения,

— развитие творческих способностей,

3. Организационные требования

— наличие продуманного плана проведения занятия,

— чёткость проведения занятия (в соответствии со структурой урока),

— создание рабочей дисциплины,

— использование разнообразных средств воспитания,

— завершённость занятия, его гибкость и подвижность.

  • Обращение к учащемуся должно быть уважительным;
  • Учитель вырабатывает спокойный, сдержанный тон. Регулирование поведения учащихся достигается взглядом, изменением тембра голоса, молчанием и другими педагогическими способами;
  • Категорически запрещается крик, оскорбление ученика. Их альтернатива – спокойное требование, спокойный тон, выдержка.
  • Учитель не имеет право удалять учащихся с занятий, не может не допускать опоздавших до занятий.

Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается».

Закон РФ «Об образовании», ст.15, п.6)

Комментарий:
Физическое насилие — это применение физической силы к ученику.

Формами психического насилия являются:

  • угрозы в адрес обучающегося;
  • преднамеренная изоляция обучающегося;
  • предъявление к обучающемуся чрезмерных требований, не соответствующих возрасту;
  • оскорбление и унижение достоинства;
  • необоснованная систематическая критика ребенка, выводящая его из душевного равновесия;
  • постоянная негативная характеристика обучающегося;
  • демонстративное негативное отношение к обучающемуся.

(Комментарий к Закону РФ «Об образовании»)

«Применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или), психическим насилием над личностью обучающегося (воспитанника) является основанием для увольнения педагогического работника по инициативе администрации».

(Закон РФ «Об образовании», ст.56)

Гигиенические требования к организации образовательного процесса

1. Размещение учеников и мебели в кабинете.

В учебных кабинетах объемной прямоугольной конфигурации столы размещаются в три ряда с соблюдением нужной освещенности рабочих мест, разрывов 1.между рядами парт (столов) и стенами.

При этом должно выдерживаться следующее расстояние:

— от наружной стены до первого ряда парт (столов) — не менее 0,5 м;

— от внутренней стены до третьего ряда —0,5 м;

— от задней стены до последних парт (столов) — 0,65 м;

— от классной доски до первых парт (столов) —2м;

от классной доски до последней парты (стола) — не более 8 м;

— между рядами — 0,6 м.

В каждом классе в соответствии с количеством ростовых групп необходимо ставить мебель не менее трех различных групп (номеров). Если возникает затруднение с подбором мебели, лучше посадить школьника за парту большего, чем требуется, номера.

Для школьников принята ростовая шкала с интервалом в 15см. В соответствии с этой шкалой изготавливаются парты и комплекты ученических столов со стульями шести номеров. Ученики должны рассаживаться за парты строго согласно цветовой маркировке

Цвет Высота от пола в обуви, см
Оранжевый 100-115
Фиолетовый 115-130
Желтый 130-145
Красный 145-160
Зеленый 160-175
Голубой Свыше 175

Размеры мебели иее маркировка*

Номера мебели по ГОСТам 11015-93 11016-93 Группа роста (в см) Высота над по­лом крышки края стола, об­ращенного к ученику, по ГОСТу 11 01 5-93 (в см) Цвет маркиров­ки Высота над по­лом переднего края сиденья по ГОСТу 11 016-93 (в см)
100—115 Оранжевый
115—130 Фиолетовый
130—145 Желтый
145—160 Красный
160—175 Зеленый
Свыше 175 Голубой

Рассаживание учащихся должно проводить учителями и классными руководителями под руководством врача (медицинской сестры) после измерения роста учащихся (в обуви) в начале каждого учебного года.

На первых партах должны сидеть дети ниже других по росту, на последних – самые высокие. Слабовидящие и слабослышащие дети должны сидеть на первых двух партах, неза­висимо от их роста. Часто болеющие дети не должны сидеть в крайнем ряду (у окна). Необходимо менять местами (минимум два раза в год) детей, сидящих в крайних рядах.

Не менее двух раз за учебный год учащиеся, сидящих в 1-м и 3-м рядах, меняют местами, не нарушая соответствия номера парты их росту. При оборудовании учебных помещений для учащихся шестилетнего возраста рекомендуется использовать дошкольную мебель.

Поверхность классной доски должна быть ровной. Цвет покрытия может быть темно-зеленым, темно-коричневым, черным. Состояние зрительных функций, а также работоспособность учащихся более благоприятны при чтении и списывании текста, написанного на темно-зеленой доске ярко-желтым мелом. Нижний край классной доски над полом устанавливается: для начальной школы на уровне 75—80 см.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: