\

Гигиеническая оценка условий работы подростков на химическом производстве

Минтруд и Минздрав разъяснили, как классифицировать условия труда медработников

В общем письме Минздрава, Минтруда и Профсоюзов работников здравоохранения Российской Федерации даны разъяснения по поводу классификации условий труда медицинских работников на рабочих местах при воздействии биологического фактора.

Напоминаем, что до 1 января все работодатели должны произвести оценку условий труда (СОУТ). В противном случае Минтруд грозит штрафами.

Информация актуальна слушателям курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации по направлениям:

Необходимость проведения специальных измерений условий труда для определения биологического фактора?

В данном письме даются разъяснения о том, как при проведении СОУТ соотнести условия труда на рабочем месте к классу и подклассу условий труда при воздействии биологического фактора.

Напомним, что Минтруд в целях реализации требований Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» разработал Методику проведения СОУТ. Данная методика утверждена приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.01.2014 N 33н.

Согласно этой методике все рабочие места медицинских работников, а также тех, кто непосредственно осуществляет медицинскую деятельность (биологи, лаборанты) автоматически относятся к классу условий труда при воздействии биологического фактора (работы с патогенными микроорганизмами). Об этом гласит второй абзац пункта 29.

То есть для отнесения рабочих мест к данному классу не нужно проводить исследования (испытания) и измерения. Измерения определяют лишь концентрацию патогенных микроорганизмов.

Почему для рабочих мест медработников не нужно проводить специальные исследования (измерения) на предмет биологического фактора?

Согласно требованиям ФЗ от 04.05.1999 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» для получения права работы с патогенными микроорганизмами нужно получать лицензию. Это правило распространяется только на те организации, которые не осуществляют медицинскую деятельность. Эти организации используют возбудителей инфекционных заболеваний человека (животных) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности в замкнутых системах.

Что же касается медработников, то тут достаточно, чтобы должность работника и его должностная инструкция соответствовали положениям Номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников (Приказ Минздрава России от 20.12.2012 N 1183н) и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (приказ Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н).

ЕКС предусмотрена квалификационная характеристика должности врача-специалиста, применяемая в отношении должностей врачей-специалистов, по которым в ЕКС отсутствуют отдельные квалификационные характеристики.

Таким образом, наличие наименования должности в Номенклатуре, а в должностной инструкции медицинского или иного работника медицинской организации (учреждения), разработанной в соответствии с ЕКС хотя бы одного соответствия определению понятия «медицинская деятельность» является достаточным основанием для осуществления дальнейшего отнесения условий труда с учетом групп патогенности к классу (подклассу) условий труда без проведения исследований (испытаний) и измерений.

Как определить класс и подкласс условий труда для рабочих мест медработников?

Минздрав и Минтруд указывают, что для этого достаточно определить группу патогенности микроорганизмов (возбудителей инфекционных заболеваний). Здесь нужно пользоваться Приложением N 9 к Методике проведения СОУТ.

Эксперты и те, кто проводит специальную оценку условий труда, для определения группы патогенности микроорганизмов, нужно сопоставить и установить совпадения по наименованию болезней.

Как определяются группы патогенности микроорганизмов?

Группа патогенности микроорганизмов определяется в соответствии с

  • «Классификацией биологических агентов, вызывающих болезни человека, по группам патогенности» (приложение N 3 к Санитарно-эпидемиологическим правилам СП 1.3.3118-13 «Безопасность работы с микроорганизмами I — II групп патогенности (опасности), утвержденной постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 64),
  • «Классификацией микроорганизмов — возбудителей инфекционных заболеваний человека, простейших, гельминтов и ядов биологического происхождения по группам патогенности» (приложение N 1 к Санитарно-эпидемиологическим правилам СП 1.3.2322-08 «Безопасность работы с микроорганизмами III — IV групп патогенности (опасности) и возбудителей паразитарных инфекций, утвержденной постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2008 г. N 4).

Для целей специальной оценки условий труда иные положения санитарно-эпидемиологических кроме правил СП 1.3.3118-13 и СП 1.3.2322-08 не применяются.

При специальной оценке условий труда в медорганизациях учитываются все патогенные микроорганизмы (возбудители инфекционных заболеваний), которые воздействуют на работника в ходе осуществления медицинской деятельности, исходя из наличия потенциального контакта с инфицированными пациентами, или с инфицированным биологическим материалом, включая кровь, выделения (внешние и внутренние) организма человека, с учетом механизмов и путей передачи патогенных биологических агентов (патогенных микроорганизмов).

Оценка условий труда на основе изучения документов и отчетов

Минздрав и Минтруд указывают, что изучив обязательные отчёты статнаблюдения, можно определить наименования болезней и группы патогенности возбудителей этих инфекционных заболеваний. Единственное правило: эти документы должны быть не старше пятилетней давности.

В качестве исходных материалов при проведении специальной оценки условий труда на рабочих местах медицинских и иных работников, непосредственно осуществляющих медицинскую деятельность, наряду с документами, перечисленными в пункте 4 Методики, должны использоваться данные статистической отчетности, предоставляемые организацией в установленном порядке в вышестоящие органы об имеющихся либо имевшихся инфекционных заболеваниях у пациентов, которые определяют наличие воздействия биологического фактора в условиях труда на рабочих местах.

Для подтверждения наличия на рабочих местах медицинских и иных работников, непосредственно осуществляющих медицинскую деятельность, контакта с патогенными микроорганизмами — возбудителями инфекционных заболеваний (работы в условиях воздействия биологического фактора) и дальнейшего отнесения условий труда на рабочих местах к классу (подклассу) условий труда по биологическому фактору используются данные имеющейся в медицинской организации документации, в которой отражены основные и сопутствующие заболевания пациентов (больных), а также данные из форм федерального статистического наблюдения.

Например, приказами Росстата:

  • от 28.01.2009 N 12 утверждена форма N 8 «Сведения о заболеваниях активным туберкулезом»;
  • от 31.12.2010 N 483 утверждена форма N 33 «Сведения о больных туберкулезом»;
  • от 30.12.2015 N 672 утверждена форма N 61 «Сведения о болезни, вызванной вирусом иммунодефицита человека»;
  • от 21.07.2016 N 355 утверждена форма N 12 «Сведения о числе заболеваний, зарегистрированных у пациентов, проживающих в районе обслуживания медицинской организации»;
  • от 22.12.2016 N 866 утверждена форма N 14 «Сведения о деятельности подразделений медицинской организации, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях» и т.д.

Сведения, полученные в ходе изучения указанной медицинской документации и (или) из обязательных для предоставления медицинской организацией форм федерального статистического наблюдения, являются достаточным основанием для установления наименований болезней и групп патогенности возбудителей этих инфекционных заболеваний.

Сведения в вышеуказанных и других формах статистической отчетности, обязательные для предоставления медицинской организацией, являются основными для отнесения условий труда медицинских и иных работников к классу (подклассу) условий труда при воздействии биологического фактора

Примеры использования методики

В ходе оказания медицинской помощи больному ОРВИ, герпесом I типа и сифилисом на рабочем месте работника, непосредственно осуществляющего медицинскую деятельность, устанавливается III группа патогенности, в соответствии с Классификацией биологических агентов, вызывающих болезни человека, по группам патогенности, что соответствует нахождению в данной группе возбудителя сифилиса — Treponema pallidum. При дальнейшем отнесении условий труда рабочего места работника к классу (подклассу) условий труда при воздействии биологического фактора с использованием приложения N 9 к Методике это соответствует вредному классу условий труда второй степени (подкласс 3.2).

При оказании медицинской помощи больному ринитом, гастроэнтеритом, туберкулезом и ВИЧ-инфицированному отнесение условий труда на рабочем месте к классу (подклассу) условий труда при воздействии биологического фактора устанавливается по наиболее высокой II группе патогенности микроорганизмов, к которой относятся возбудители вируса иммунодефицита человека (ВИЧ), что при использовании приложения N 9 к Методике соответствует вредному классу условий труда третьей степени (подкласс 3.3).

Оценка условий труда по обращению работника и инициация Комиссии

Согласно положениям статьи 5 Закона N 426-ФЗ, работник имеет право обращаться к работодателю, его представителю, организации и эксперту, проводящим специальную оценку условий труда, с предложениями по осуществлению на его рабочем месте идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов.

В этой связи, одновременно со сбором исходных данных рекомендуется провести опрос работников на предмет наличия у них предложений по осуществлению на их рабочих местах идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов, с учетом того, что Федеральным законом не ограничивается состав подлежащих идентификации по просьбе работников вредных производственных факторов.

Результаты указанного опроса оформляются протоколом заседания Комиссии по проведению специальной оценки условий труда у работодателя (далее — Комиссия), в котором указываются наименования рабочих мест и их количество, наименования должностей и количество занятых на них работников, а также перечень подлежащих идентификации вредных производственных факторов на каждом рабочем месте, где заняты обратившиеся с предложениями работники.

Все перечисленные выше исходные данные передаются представителю организации, проводящей специальную оценку условий труда, и ее эксперту для дальнейшей работы с оформлением со стороны Комиссии акта передачи, в котором перечисляются передаваемые материалы и стоят подписи председателя и членов Комиссии, включая представителя первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии), а также представителя организации, проводящей специальную оценку условий труда, и ее эксперта.

Читайте также  Дифференциальная диагностика низкорослости

Одновременно работодатель согласовывает график работы эксперта и обеспечивает его сопровождение членом комиссии по проведению специальной оценки условий труда (например: специалистом по охране труда или лицом, на которого приказом возложены его функции).

Когда не нужна идентификация потенциально вредных и опасных производственных факторов?

В отношении рабочих мест, предусмотренных частью 6 статьи 10 и частью 1 статьи 11 Закона N 426-ФЗ, идентификация потенциально вредных (опасных) производственных факторов не осуществляется, а декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда не оформляется.

Согласно части 6 статьи 10 Закона N 426-ФЗ идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не осуществляется в отношении:

рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости;

рабочих мест, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

рабочих мест, на которых по результатам ранее проведённых аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

Одновременно обращаем внимание, что в соответствии со статьёй 4 Закона N 426-ФЗ для работодателя установлена обязанность не предпринимать каких бы то ни было преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении специальной оценки условий труда и влияющих на результаты ее проведения.

Гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для профессионального обучения и труда подростков

Обозначение: СанПиН 2.4.6.664-97
Название рус.: Гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для профессионального обучения и труда подростков
Статус: утратил силу
Заменен: СанПиН 2.4.6.2553-09 «Санитарно-эпидемиологические требования к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста»
Дата актуализации текста: 05.05.2017
Дата добавления в базу: 01.09.2013
Дата введения в действие: 01.01.2010
Утвержден: 04.04.1997 Главный государственный санитарный врач РФ (Russian Federation Chief Public Health Officer 5)
Опубликован: Информационно-издательский центр Минздрава России (1997 г. )

Государственная система санитарно-эпидемиологического нормирования Российской Федерации

Федеральные санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы

2.4.6. ГИГИЕНА ТРУДА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Гигиенические критерии допустимых условий
и видов работ для профессионального
обучения и труда подростков

Санитарные правила и нормы
СанПиН 2.4.6.664-97

Минздрав России
Москва · 1997

1. Разработаны: НЦ охраны здоровья детей и подростков РАМП (Л.М. Сухарева, Е.И. Шубочкина, Н.Г. Самотолкина, С.С. Молчанова, К.Э. Павлович); Институтом повышения квалификации федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Минздраве РФ (А. А. Каспаров); Омской медицинской академией Минздрава РФ (Г.А. Оглезнев, А.Е. Петухова).

2. Рекомендованы Комиссией по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию при Минздраве России.

3. Утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 апреля 1997 г. № 5.

4. Введены впервые.

Закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

Закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения «Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы (далее — санитарные правила) — нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды его жизнедеятельности.

Санитарные правила обязательны для соблюдения всеми государственными органами и общественными объединениями, предприятиями и иными хозяйствующими субъектами, организациями и учреждениями, независимо от их подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами (статья 3).

«Санитарным правонарушением признается посягающее на права граждан и интересы общества противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездействие), связанное с несоблюдением санитарного законодательства РСФСР, в том числе действующих санитарных правил.

Должностные лица и граждане РСФСР, допустившие санитарное нарушение, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности (статья 27).

санитарного врача РФ

от 4 апреля 1997 г. №5

Дата введения с момента

2.4.6. ГИГИЕНА ТРУДА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Гигиенические критерии допустимых условий
и видов работ для профессионального
обучения и труда подростков

Нуgiеniс сгitеrа оf регmissible conditions and jobs fог
vocational training and labour of adolescent

Санитарные правила и нормы
СанПиН 2.4.6.664-97

1. Область применения

Настоящие санитарные правила и нормы разработаны в соответствии с Законом РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и «Положением о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 1994 г. № 625 и устанавливают критерии:

· определения допустимости применения труда лиц, не достигших 18-летнего возраста;

· выбора рабочих мест для профессиональной подготовки учащихся общеобразовательных школ и учреждений профессионального образования;

· внесения изменений и дополнений в «Список производств, профессий и работ с тяжелыми и вредными условиями труда, на которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет;

· выделение профессий и видов работ для преимущественного применения труда подростков и занятости в свободное от учебы время.

2. Требования к условиям и видам работ для профессионального обучения и труда подростков

2.1. Принципы определения безопасных для подростков видов деятельности:

· соответствие возрастным и функциональным возможностям;

· отсутствие неблагоприятного влияния на рост, развитие и состояние здоровья;

· исключение повышенной опасности травматизма для себя и окружающих;

· учет повышенной чувствительности организма подростков к действию факторов производственной среды.

2.2. Нормативная база для разработки критериев допустимых для подростков условий труда:

· гигиенические нормативы для подростков;

· гигиенические нормативы для взрослых;

· деление условий труда на классы в соответствии с «Гигиеническими критериями оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса»;

· экспериментальное обоснование предельно-допустимых физических нагрузок для подростков разного возраста и пола;

· законодательные документы по ограничению труда несовершеннолетних Российской Федерации;

· международные документы по регулированию труда подростков.

2.3. Основные определения

2.3.1. Допустимыми для применения труда подростков являются оптимальные и допустимые (1 и 2) классы условий, определенные в соответствии с «Гигиеническими критериями оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса» с учетом изменений и дополнений, внесенных в эти критерии (п. 3.4, 3.5, 3.6)*.

*Используются все таблицы указанного документа, кроме табл. 7 (классы условий труда по показателям тяжести трудового процесса) и табл. 9 (классы условий труда при действии ионизирующих излучений).

2.3.2. К видам работ и профессиям, отвечающим вышеуказанным требованиям могут допускаться подростки для самостоятельного труда (с 15 лет)** и занятости в свободное от учебы время (с 14 лет)***.

**Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ».

***Допускается прием учащихся. для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающего процесса обучения в свободное от учебы время по достижении ими 14-летнего возраста (Кодекс законов о труде РФ по состоянию на 01.09.1994).

2.3.3. Работа и условия должны быть отнесены к запрещенным и включены в «Список производств, профессий и работ с тяжелыми и вредными условиями труда, на которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет», если они соответствуют 3-му (вредный) и 4-му (опасный) классам, или не отвечают параметрам условий, представленных в п. 2.4, 2.5, 2.6 настоящих правил.

2.3.4. По видам и условиям работ, отнесенных к запрещенным для самостоятельного труда, может допускаться производственное обучение и практика при сокращении времени воздействия вредных производственных факторов и ограничении их интенсивности. При этом:

· условия труда не должны превышать по вредности класс 3,1;

· к практике допускаются учащиеся, достигшие 16-летнего возраста и прошедшие медицинский осмотр в соответствии с существующими документами;

· продолжительность рабочего дня должна составлять не более 1/2 рабочего дня взрослых рабочих.

2.4. Гигиенические критерии для установления профессий и видов работ, допустимых для применения труда подростков

Факторы производственной среды и трудового процесса

Гигиенические критерии допустимых условий

Вредные вещества 3-4 класса опасности, кроме веществ, указанных в разделе 2.6

Аэрозоли преимущественно фиброгенного действия

· препарата, содержащие живые клетки и споры микроорганизмов 3-4 класса опасности

1. Область применения

Настоящие санитарные правила и нормы разработаны в соответствии с Законом РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и «Положением о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 1994 г. № 625 и устанавливают критерии:

· определения допустимости применения труда лиц, не достигших 18-летнего возраста;

· выбора рабочих мест для профессиональной подготовки учащихся общеобразовательных школ и учреждений профессионального образования;

· внесения изменений и дополнений в «Список производств, профессий и работ с тяжелыми и вредными условиями труда, на которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет;

Читайте также  Для чего на батоне нужны надрезы

· выделение профессий и видов работ для преимущественного применения труда подростков и занятости в свободное от учебы время.

2. Требования к условиям и видам работ для профессионального обучения и труда подростков

2.1. Принципы определения безопасных для подростков видов деятельности:

· соответствие возрастным и функциональным возможностям;

· отсутствие неблагоприятного влияния на рост, развитие и состояние здоровья;

· исключение повышенной опасности травматизма для себя и окружающих;

· учет повышенной чувствительности организма подростков к действию факторов производственной среды.

2.2. Нормативная база для разработки критериев допустимых для подростков условий труда:

· гигиенические нормативы для подростков;

· гигиенические нормативы для взрослых;

· деление условий труда на классы в соответствии с «Гигиеническими критериями оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса»;

· экспериментальное обоснование предельно-допустимых физических нагрузок для подростков разного возраста и пола;

· законодательные документы по ограничению труда несовершеннолетних Российской Федерации;

· международные документы по регулированию труда подростков.

2.3. Основные определения

2.3.1. Допустимыми для применения труда подростков являются оптимальные и допустимые (1 и 2) классы условий, определенные в соответствии с «Гигиеническими критериями оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса» с учетом изменений и дополнений, внесенных в эти критерии ( п. 3.4 , 3.5, 3.6)*.

*Используются все таблицы указанного документа, кроме табл. 7 (классы условий труда по показателям тяжести трудового процесса) и табл. 9 (классы условий труда при действии ионизирующих излучений).

2.3.2. К видам работ и профессиям, отвечающим вышеуказанным требованиям могут допускаться подростки для самостоятельного труда (с 15 лет)** и занятости в свободное от учебы время (с 14 лет)***.

**Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ».

***Допускается прием учащихся. для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающего процесса обучения в свободное от учебы время по достижении ими 14-летнего возраста (Кодекс законов о труде РФ по состоянию на 01.09.1994).

2.3.3. Работа и условия должны быть отнесены к запрещенным и включены в «Список производств, профессий и работ с тяжелыми и вредными условиями труда, на которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет», если они соответствуют 3-му (вредный) и 4-му (опасный) классам, или не отвечают параметрам условий, представленных в п. 2.4 , 2.5 , 2.6 настоящих правил.

2.3.4. По видам и условиям работ, отнесенных к запрещенным для самостоятельного труда, может допускаться производственное обучение и практика при сокращении времени воздействия вредных производственных факторов и ограничении их интенсивности. При этом:

· условия труда не должны превышать по вредности класс 3,1;

· к практике допускаются учащиеся, достигшие 16-летнего возраста и прошедшие медицинский осмотр в соответствии с существующими документами;

· продолжительность рабочего дня должна составлять не более 1/2 рабочего дня взрослых рабочих.

2.4. Гигиенические критерии для установления профессий и видов работ, допустимых для применения труда подростков

Факторы производственной среды и трудового процесса

Гигиенические критерии допустимых условий

Вредные вещества 3-4 класса опасности, кроме веществ, указанных в разделе 2.6

Аэрозоли преимущественно фиброгенного действия

· препарата, содержащие живые клетки и споры микроорганизмов 3-4 класса опасности

Гигиеническая оценка условий труда

При аттестации рабочих мест по условиям труда оценке подлежат все имеющиеся на рабочем месте вредные и (или) опасные производственные факторы (физические, химические, биологические), тяжесть и (или) напряженность трудового процесса. Уровни вредных и (или) опасных производственных факторов определяются на основе инструментальных измерений при ведении производственных процессов в соответствии с технологической документацией при исправных и эффективно действующих средствах коллективной защиты, при этом используются методы контроля, предусмотренные действующими нормативными актами. При проведении измерений физических, химических, биологических факторов, тяжести и напряженности трудового процесса необходимо использовать средства измерений, прошедшие государственную поверку в установленные сроки.

Оценка фактического состояния условий труда по степени вредности и опасности производится в соответствии с Руководством Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» на основе сопоставления результатов измерений всех опасных и вредных факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса с установленными для них гигиеническими нормативами. На базе таких сопоставлений определяется класс условий труда как для каждого фактора, так и для их комбинации и сочетания, а также для рабочего места в целом. К опасным и вредным производственным факторам относятся факторы физического, химического, биологического и психофизиологического типа. Определение допустимого времени контакта работников с опасными и вредными производственными факторами за рабочую смену и (или) период трудовой деятельности (ограничение стажа работы) осуществляют лабораторные подразделения организации или, при их отсутствии, центры Роспотребнадзора.

В общем случае при проведении гигиенической оценки условий труда в рамках аттестации рабочих мест по условиям труда необходимо выделить следующие основные этапы:

  • – определение нормируемых параметров опасных и вредных производственных факторов;
  • – проведение измерений уровней опасных и вредных производственных факторов;
  • – оценка условий труда;
  • – оформление результатов измерений и гигиенической оценки (протоколов).

Инструментальные измерения физических, химических, биологических и психофизиологических факторов, а также эргономические исследования должны выполняться в процессе работы, т.е. при проведении производственных процессов в соответствии с технологическим регламентом, при исправных и эффективно действующих средствах коллективной и индивидуальной защиты. При проведении измерений используются методы контроля и средства измерений, предусмотренные соответствующими нормативными документами.

При оценке условий труда, обусловленных факторами производственной среды, исследуются микроклимат, световая среда, ультрафиолетовое и инфракрасное излучения, шум, инфразвук, ультразвук, вибрация, электрические и электромагнитные поля и излучения, повышенная (пониженная) аэроионизация воздуха и химические вещества в воздухе рабочей зоны.

При оценке условий труда, обусловленных факторами трудового процесса, исследуются его тяжесть и напряженность. Здесь на основе инструментальных исследований важно определить рабочие места, где при аттестации необходимо оценивать только тяжесть или напряженность, и те, где требуется проводить комплексную оценку тяжести и напряженности трудового процесса.

Тяжесть трудового процесса рекомендуется оценивать на тех рабочих местах, где трудовая деятельность преимущественно характеризуется:

  • – перемещением груза вручную (например, работа грузчика);
  • – подъемом значительных тяжестей без грузоподъемных механизмов (например, строительные рабочие, повара, слесари по ремонту оборудования и др.);
  • – выполнением большого числа одинаковых операций (операторы ПК, маляры, рабочие на поточно-конвейерных линиях и др.);
  • – работой стоя (станочники, продавцы, парикмахеры) или в неудобной рабочей позе (при сварочных работах, лаборанты при работе с микроскопом, электромонтеры по ремонту линейных сооружений связи и др.);
  • – частыми наклонами корпуса (например, каменщики);
  • – прижатием инструмента к обрабатываемой поверхности (работы с электро- и пневмоинструментом);
  • – прижатием обрабатываемого изделия к инструменту (заточка, шлифовка, полировка);
  • – поддержанием груза на весу (работа маляра с краскопультом);
  • – перемещением в пространстве на большие расстояния (линейные обходчики, почтальоны, сторожа и др.).

Основным документом для оценки тяжести трудового процесса является Приложение 15 к Руководству Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» (Методика оценки тяжести трудового процесса).

Тяжесть трудового процесса оценивают по ряду показателей, выраженных в эргометрических величинах, характеризующих трудовой процесс, независимо от индивидуальных особенностей человека, участвующего в этом процессе. Основными показателями тяжести трудового процесса являются:

  • – физическая динамическая нагрузка;
  • – масса поднимаемого и перемещаемого вручную груза;
  • – стереотипные рабочие движения;
  • – статическая нагрузка;
  • – рабочая поза;
  • – наклоны корпуса;
  • – перемещение в пространстве.

Каждый из перечисленных показателей может быть количественно измерен и оценен в соответствии с указанной выше методикой.

Напряженность трудового процесса необходимо оценивать на рабочих местах, где трудовая деятельность преимущественно характеризуется нагрузкой на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу труда. К их числу можно отнести работы:

  • – с большим количеством и сложностью принимаемой и перерабатываемой информации (диспетчеры, операторы);
  • – необходимостью одновременного наблюдения за большим числом производственных объектов (авиадиспетчеры, операторы на сложных пультах управления, водители);
  • – длительным сосредоточенным наблюдением (водители автотранспортных средств, оперирующие врачи);
  • – риском для собственной жизни (водители, взрывники, специалисты аварийно-спасательных служб);
  • – монотонностью действий (работники поточно-конвейерных линий, штамповщики) или обстановки (операторы-наблюдатели);
  • – большой длительностью рабочих смен и наличием ночных смен (работники со сменным режимом работы, вахтовики).

Основными показателями напряженности трудового процесса являются:

  • – нагрузки интеллектуального характера;
  • – сенсорные нагрузки;
  • – эмоциональные нагрузки;
  • – монотонность нагрузок;
  • – режим работы.

Оценка напряженности труда профессиональной группы работников основана на анализе трудовой деятельности и ее структуры, которые изучаются путем хрономегражных наблюдений в динамике всего рабочего дня, в течение не менее одной недели. Анализ основан на учете всего комплекса производственных факторов (стимулов, раздражителей), создающих предпосылки для возникновения неблагоприятных нервно-эмоциональных состояний (перенапряжения).

Читайте также  Выводы из эпидемиологического обследования при дифтерии

Гигиеническая оценка условий работы подростков на химическом производстве

Гигиенические требования к условиям труда подростков отражены в СанПиН 2.4.6.2553-09 « Санитарно-эпидемиологические требования к безопасности условий труда работников , не достигших 18-летнего возраста», утвержденных Постановлением №58 от 30.09.2009г. Условия труда на рабочем месте в организациях по конкретной профессии, в которых используется труд лиц моложе 18 лет, должны отвечать требованиям санитарного законодательства, предъявляемым к факторам производственной среды и трудового процесса, в которых осуществляется деятельность человека. Рабочие места для подростков подбираются с таким расчетом, чтобы при наличии вредных или опасных факторов производственной среды (химических, физических, биологических) и факторов трудового процесса, уровень их не превышал гигиенических нормативов, установленных санитарным законодательством и настоящими санитарными правилами.

Противопоказанными для трудоустройства лиц моложе 18 лет являются условия труда, характеризующиеся наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающего подростка и условия труда, воздействие которых создает угрозу для жизни, высокий риск возникновения острых профессиональных поражений, а именно:
— присутствие химических веществ 3 — 4 класса опасности в концентрациях, превышающих предельно допустимые концентрации (ПДК) для воздуха рабочей зоны;
— присутствие химических веществ 1 — 2 класса опасности в концентрациях, превышающих ПДК для атмосферного воздуха населенных мест;
— присутствие химических веществ, опасных для развития острого отравления (с остронаправленным механизмом действия и раздражающего действия), веществ, канцерогенных для человека, веществ, опасных для репродуктивного здоровья человека, аллергенов в концентрациях, превышающих ПДК для атмосферного воздуха населенных мест;
— присутствие противоопухолевых лекарственных средств, гормонов эстрогенов, наркотических анальгетиков (с целью исключения контакта с органами дыхания и кожей при их получении и использовании в работе);
— присутствие ядовитых растений и лекарственного сырья, относящихся к списку «Б» Государственной фармакопеи, и контакт с ними;

— присутствие в воздухе микроорганизмов-продуцентов и препаратов, содержащих живые клетки и споры микроорганизмов в концентрациях, превышающих ПДК для воздуха рабочей зоны;

— присутствие в воздухе микроорганизмов-продуцентов и препаратов, содержащих живые клетки и споры микроорганизмов, способных вызывать аллергические заболевания в производственных условиях в концентрациях, превышающих ПДК для атмосферного воздуха населенных мест;
— присутствие патогенных микроорганизмов и возбудителей паразитарных болезней, продуктов их жизнедеятельности;
— присутствие слабофиброгенных аэрозолей в концентрациях, превышающих ПДК для воздуха рабочей зоны;
— присутствие высоко- и умереннофиброгенных аэрозолей преимущественно фиброгенного действия в концентрациях, превышающих ПДК для атмосферного воздуха населенных мест;
— шум на рабочих местах, превышающий установленный для подростков предельно допустимый уровень (ПДУ) эквивалентный уровень звука 70 дБА;
— общая вибрация 1 и 2 категории транспортных и транспортно-технологических машин и механизмов;
— общая вибрация 3 категории (эквивалентный корректированный уровень виброскорости, виброускорение, дБ/раз), превышающая ПДУ на рабочем месте;
— вибрация локальная (эквивалентный корректированный уровень виброскорости, виброускорение, дБ/раз), превышающая ПДУ;
— инфразвук (общий уровень звукового давления, дБ Лин) на рабочем месте, превышающий ПДУ;
— ультразвук воздушный (уровни звукового давления в 1/3 октавных полосах частот, дБ) на рабочем месте, превышающий ПДУ; наличие контактного ультразвука;
— электромагнитные излучения на рабочих местах (постоянное магнитное поле, электростатическое поле, электрические поля промышленной частоты — 50 Гц, магнитные поля промышленной частоты — 50 Гц, электромагнитные излучения радиочастотного диапазона), превышающие ПДУ для населения;
— условия работ с лазерами 2-го, 3-го, 4-го класса опасности;
— ультрафиолетовое излучение при наличии производственных источников (Вт/м2), превышающее установленные нормативы для рабочих мест;
— в условиях работ, связанных с наличием радиоактивных веществ и источников ионизирующих излучений;
— параметры микроклимата (температура, влажность, скорость движения воздуха), превышающие допустимые на рабочих местах для различных категорий работ;
— параметры световой среды (освещенность рабочей поверхности; показатель ослепленности; коэффициент пульсации; уровни ультрафиолетовой радиации), не соответствующие нормативам, принятым для работ выполняемого класса точности, установленных для рабочих мест в различных видах экономической деятельности;
— отсутствие естественного освещения на рабочих местах;
— при повышенном атмосферном давлении (в кессонах, барокамерах, водолазные работы и т.п.).

При наличии на производстве вредных физических факторов, превышающих гигиенические нормативы, необходимо предусмотреть сокращение времени контакта работников в возрасте от 16 до 18 лет с этими вредными факторами (защита временем) в следующих случаях:
— при превышении уровня шума более 70 дБА, но не превышающего 80 дБА, сократить время работы в условиях шума; в условиях воздействия общей вибрации, соответствующей ПДУ, время работы подростка не должно превышать 3,5 часов в день. Подростки моложе 16 лет к таким работам не допускаются;
— в условиях воздействия локальной вибрации, соответствующей нормативным требованиям, время работы не должно превышать 3,5 часов в день. Подростки моложе 16 лет к таким работам не допускаются.

Допустимая тяжесть трудового процесса для подростков разного возраста и пола (по физической динамической и статической нагрузке, массе перемещаемого груза, стереотипным рабочим движениям, рабочей позе, перемещениям) не должна превышать величин, соответствующих требованиям санитарных норм и правил.
Напряженность труда для подростков должна исключать повышенные нервно-психические нагрузки (интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные и монотонные нагрузки). В связи с этим для подростков должны быть исключены: условия труда и виды деятельности с высокой степенью интеллектуальных нагрузок, при которых осуществляется:
— решение сложных задач с выбором по известным алгоритмам (работа по серии инструкций); восприятие сигналов с последующей коррекцией действий, требование принятия срочных решений. Примерами таких работ могут быть операторские профессии на транспорте и при управлении технологическими процессами;
— условия (труда) работы и виды деятельности с высокой степенью сенсорных нагрузок, при которых:
— длительность сосредоточенного контроля превышает 50% рабочего времени;
— плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 час работы превышает 175 сигналов;
— число производственных объектов одновременного контроля составляет более 10;
— имеет место повышенная нагрузка на слуховой анализатор (восприятие речи и дифференцированных сигналов, разборчивость которых менее 70%; имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 2 метров);
— нагрузка на голосовой аппарат (суммарное количество часов, наговариваемое в неделю) превышает половину рабочих часов в неделю;
-. условия труда и виды деятельности с высокими нагрузками на зрительный анализатор, при которых:
— зрительно-напряженная работа при величине объектов различения от 1 мм до 0,3 мм превышает более 50% рабочего времени, при величине объектов менее 0,3 мм — превышает более 25% времени;
— зрительно-напряженная работа с оптическими приборами (микроскопы, лупы и т.п.) превышает более 50% рабочего времени;
— зрительно-напряженная работа при наблюдении за экранами видеотерминалов более 2-х часов в день при буквенно-цифровом типе отображения информации и более 3-х часов в день при графическом типе отображаемой информации;
— условия работы, связанные со значительными эмоциональными нагрузками, при которых:
— повышена ответственность за функциональное качество основной работы (задания);
— имеется риск для собственной жизни и безопасности других людей;
— условия работы, связанные с высокой степенью монотонности, при которых:
— число элементов (приемов), необходимых для реализации простого задания или в многократно повторяющихся операциях, менее 6;
— продолжительность операций менее 25 секунд;
— время активных действий менее 10% продолжительности смены, а в остальное время работы осуществляется контроль за ходом производственного процесса.
Станки, оборудование, инструменты, рычаги управления, рабочая мебель по своим параметрам должны соответствовать эргономическим требованиям с учетом роста и физического развития подростка. Условия прохождения производственной практики на штатных рабочих местах подростков, проходящих обучение в системе общего, начального и среднего профессионального образования должны соответствовать требованиям санитарных правил. Условия прохождения производственной практики по отдельным профессиям, входящим в перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет, и по обоснованным технологическим причинам и особенностям трудового процесса не могут быть соблюдены указанные требования, определяются санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования. К производственной практике на рабочих местах по указанным профессиям допускаются учащиеся, прошедшие медицинский осмотр в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: