\

Гигиена занятий по пению

Режим певца и гигиена голоса

Семова Марианна Алексеевна
Режим певца и гигиена голоса

В понятие певческой культуры входят не только правила и законы голосоведения, вокально-разговорные и исполнительские требования. Достаточно важный аспект – режим певца, гигиена голоса и его охрана. Несоблюдение соответствующих рекомендаций чаще всего вызывает негативные последствия.

Режим:

1) Обозначенный распорядок жизни – работы, отдыха, питания и т. д.

2) Система обязательных принципов, правил, мероприятий, норм, установленных для конкретного вида деятельности.

Как видим, режим понятие простое, но режима нужно придерживаться всем певцам, потому что пренебрежение им таит в себе опасность. Именно поэтому требования к режиму певца пристально отбираются, отрабатываются и их необходимо строго придерживаться. Можно ещё добавить что в понятие режима певцавходят все жизненно важные составляющие: работа, отдых, жильё, питание, одежда, сон и весь быт.

Гигиена голоса – соблюдение норм поведения и певчего режима. Голосовые органы певцов больше, чем голосовые органы других людей, зависят от соблюдения правил гигиены и требуют особого внимания. Выполнение правил гигиены голосового аппарата способствуют предупреждению заболеваний голосовых органов и создают условия, которые обеспечивают возможность сберечь певцу свой голос для полноценной и продуктивной работы. Это должен знать и уметь каждый певец-практик, всему этому ещё нужно учиться на студенческой скамье.

Невыполнение правил пользования голосовым аппаратом может привести к перегрузке, связанной с избыточной продолжительностью, громкостью пения, перенапряжением голосовых связок. Это вызывает быстрое утомление голоса.

Пагубно сказываются на нём склонность к простуде разного характера, острый или хронический катар верхних дыхательных путей. Особенно непредсказуемыми и нежелательными в работе певца являются стрессы, которые могут стать причиной заболевания органов, которые берут участие в голосообразовании, больше всего стресс влияет на голосовые связки, которые считаются наиболее чувствительным органом человека.

У певцов случаются нарушения работы голосового аппарата. Они проявляются в быстрой утомляемости голоса, периодическом или постоянном хрипении – дисфонии, полного его отсутствия – афонии, постоянной потребности откашляться, изменения природного тембра голоса, усиленные его вибрации. Временами появляется новая или горловая окраска в голосе, затруднение произношения некоторых согласных звуков (особенно шипящих, возникает плохая дикция и том подобное.

Каждый певец должен придерживаться определённых правил общей и голосовой гигиены, которые помогут рационально пользоваться голосом, способствовать избеганию заболеваний голосового аппарата.

Следует хорошо усвоить, что длительное пение не поставленным голосом и при форсированном звуке неминуемо ведёт к расстройству голосового аппарата.

Общие заболевания, вирусные, эпидемии не стоит оставлять без внимания, ведь их последствия могут быть довольно непредсказуемыми. Категорически нельзя петь при условии больного состояния голоса. Молчание на протяжении двух-трех дней по большей части способно обновить и привести голос в норму.

Следует уделять надлежащее внимание физической культуре, занятиям легкими видами спорта, гимнастики, развитием мышц, особенно ритмике. Всё это придаёт телу пластичности, а к тому же способствует лучшему обмену веществ. Закалка голоса и всего организма желательно начинать в тёплые месяцы. Как ни странно, но умываться нужно только холодной водой во все времена года. Кожа, привыкшая к холодной воде, меньше поддаётся простудным заболеваниям. Полезно приучить тело к ежедневному обмыванию холодной водой. Важно заниматься закалкой настойчиво и беспрерывно. Таким образом можно добиться беспрерывной творческой работы на протяжении года.

Следует помнить, что голосовые и дыхательные органы очень чувствительно воспринимают действие как сухого и горячего воздуха, так и влажного и холодного. Экстримальные погодные условия крайне вредно влияют на органы звукообразования.

Известно, что физическая культура укрепляет сердечно-сосудистую и и дыхательную системы и стимулирует их деятельность. Для певцов может быть полезным гребной спорт как один из видов дыхательной гимнастики. При этом не следует увлекаться теми видами спорта, которые требуют больших нагрузок (футбол, тяжелая атлетика, бег и тому подобное).

Гигиена органов, которые берут активное участие в образовании голоса, предусматривает так же и упражнения с дыхательной гимнастики. Пренебрежение этими правилами может привести к усиленной дрожи голоса, сухости во рту и другим неприятностям.

Необходима профилактика инфекционных заболеваний органов голосообразования. Среди них – насморк, который нарушает дыхательные функции, заболевания ротовой полости, ангина, частое повторение которых приводит к хроническому тонзиллиту – воспаление поднёбных миндалин, хронический катар глотки, острый и катаральный ларингит, спазм голосовой щели, кровоизлияние в голосовые связки, узлы голосовых связок, острый узловой ларингит, заболевание трахеи, острый трахеит.

Катар проявляется сухостью в носоглотке. Фарингит (воспаление слизистой оболочки глотки, ларингит (воспаление слизистой оболочки гортани) в основном вызывает ощущение жжения в глотке, ззуда в горле, хрипота. При первом ощущении признаков заболевания голоса необходимо обратиться к врачу. Следует стараться не перенагружать голосовой аппарат, потому что длительное перенапряжение голосовых связок может привести к их болезненному состоянию.

Из опыта можно порекомендовать:

1. Избегать охлаждение тела, быстрой ходьбы, разговоров на воздухе в холодные дни, употребление холодных и очень горячих напитков, особенно после голосового напряжения, когда в клетках происходит усиленный обмен веществ в результате того, что горло разогретое длительной работой и ткани наполнены кровью.

2. Перед концертом, спектаклем или занятием с голосовым напряжением нельзя (не желательно) есть, потому что переполненный едой желудок давит на диафрагму, что является механической помехой для дыхания.

3. Одежда должна быть свободной, не мешать движениям, дыханию, крообращению.

4. Для смягчения сухости во рту использовать мятные таблетки, щёлочные минеральные воды, аптечный препарат «Фалиминт». Когда во время концерта сушит во рту и нет чем снять сухость, на паузе или в другой подходящий момент, можно покусать кончик языка.

Соблюдение указанных правил и советов будет способствовать здоровью и прочности вашему голосу, надолго сбережет его трудоспособность.

Консультация для родителей «Гигиена детей» консультация для родителей «Гигиена детей» Здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребёнка чувствительный к воздействиям внешней.

Дидактическая игра-презентация «Личная гигиена» Предлагаю Вашему вниманию игру «Четвертый лишний» на тему «Личная гигиена». Данную презентацию можно использовать на занятиях по окружающему.

Фотоотчет занятия недели здоровья «Гигиена полости рта» На этой неделе в нашей группе проводится мероприятие в рамках недели здоровья. В связи с этим помимо отгадывания загадок, рассматривания.

Игра и гигиена душевной жизни ребенка Много сил тратят мамы, стараясь обеспечить детям полноценное питание, теплую и удобную одежду, неустанно следят за чистотой помещения, достаточным.

Конспект занятия «Принцесса Гигиена и её друзья» Принцесса Гигиена и её друзья. Цель: • формирование у детей знаний о правилах личной гигиены. Задачи: • Формирование у детей навыков личной.

Конспект занятия «Здоровье и личная гигиена» Задачи: — формировать основные правила личной гигиены; уметь правильно чистить зубы, соблюдать правила личной гигиены; — привитие навыков.

Конспект занятия «Здоровье и личная гигиена» с презентацией Задачи: — формировать основные правила личной гигиены; уметь правильно чистить зубы, соблюдать правила личной гигиены; — привитие навыков.

Конспект занятия «Гигиена жилища» Тема занятия: «Гигиена жилища» Цель: создать условия для усвоения и осмысления знаний по гигиеническим требованиям в жилых помещениях, способствовать.

Конспект занятия «Гигиена жилища» Тема занятия: «Гигиена жилища» Цель: создать условия для усвоения и осмысления знаний по гигиеническим требованиям в жилых помещениях, способствовать.

Гигиена певческого голоса

Правила гигиены

Певческий голос – рабочий инструмент вокалиста, который необходимо беречь, и о котором необходимо заботиться. А для этого следует выполнять следующие правила гигиены певческого голоса:

— не переохлаждаться, избегать простуд. Вокалист больше подвержен простудным заболеваниям, чем человек не поющий, так как трахея и глотка вокалиста в результате вокальной работы и большой нагрузки имеют более высокую температуру, и есть все шансы переохладиться и простыть, стоит лишь выпить холодный напиток в жару, или поговорить на воздухе в холодную погоду

— не подвергать голосовой аппарат резким сменам температур: в жару не пить холодные напитки; в морозную погоду, выпив горячий чай, не выходить сразу на улицу

— в холодную и влажную погоду не разговаривать, не смеяться на улице

— в повседневной жизни дышать носом. Это предохраняет дыхательные пути от пыли и инфекций, оседающих в носу, а воздух, проходя через нос, согревается и увлажняется

— соблюдать паузу (не менее часа) между приемом пищи и занятиями вокалом. После еды много энергии уходит на переработку пищи. Полный желудок давит на диафрагму, что затрудняет ее подвижность.

— следить за состоянием зубов. Здоровые зубы – прежде всего, это эстетично, а еще — и правильная дикция. Больные же зубы – источник инфекций верхних дыхательный путей и слизистой оболочки ротовой полости

— не злоупотреблять раздражающей пищей — острой, соленой, маринованной, кислой

— помните – мороженое и газированные напитки вредны для певческого голоса

— соблюдать режим пения

— не перегружать голос звучанием в нерабочей тесситуре, диапазон расширять постепенно, без форсирования процесса и учитывая природные данные вокалиста

Здоровый голос и гигиена

Человеческий голос – хрупкий инструмент. На состояние певческого голоса оказывают влияние самые разные факторы:

— атмосферное давление и его изменение
— погода и ее смена
— влажность или сухость воздуха
— чистота воздуха или пыль
— состояние организма человека и его нервной системы

Для вокалиста главное требование – наличие здорового голосового аппарата, пригодного для профессионального применения.

Здоровый певческий аппарат – это
*отсутствие хронических заболеваний рото-глоточной полости
* отсутствие дефектов голосового аппарата
* отсутствие голосовых узелков

Что нужно знать для сохранения здоровья голосового аппарата?

Чтобы голосовой аппарат оставался здоровым:

— нельзя петь в больном состоянии

— вредно петь сразу после принятия пищи – затрудняется естественное дыхание

— не злоупотребляйте высокими нотами

Читайте также  Гемолитическая болезнь у новорожденного

— не переутомляйте голос речевой нагрузкой

— не форсируйте звук, это приводит к напряжению мышц
Следует помнить, что крик, форсирование звука, репертуар, не свойственный голосу по тесситуре, зажимы в голосе вызывают появление узелков на голосовых связках.

— не пейте перед пением кофе, чай, так как эти напитки обезвоживают организм и вызывают чувство жажды

— укрепляйте иммунитет – пейте соки, ешьте фрукты, овощи, мед, черную смородину. Употребляйте имбирь как противовоспалительное средство (корень имбиря натереть, залить кипятком, настоять, добавить мед и сок лимона)

— при заболеваниях горла и верхних дыхательных путей обязательно обратитесь к доктору для постановки диагноза и определения тактики лечения

— при кашле принимайте сироп натуральных трав, делайте ингаляции с эфирными маслами – эвкалипта, чайного дерева, хвойных. Но применяйте очень осторожно – возможна аллергическая реакция на какой-либо компонент. Не применяйте масла с добавлением ментола – он вызывает ощущение сухости

— делайте ингаляции с минеральной щелочной водой

Основные условия охраны певческого голоса:

— правильная постановка голоса, умелое пользование певческим дыханием и резонаторами

— правильная певческая постановка корпуса, чтобы не допускать перенапряжения мышц

— отсутствие физических и нервных перегрузок

— свободное пение, без напряжения и без крика, без форсирования звука

— отказ от алкоголя и курения. Даже пассивное курение, когда находитесь в накуренной комнате, оказывают негативное влияние на голосовой аппарат

— чистое, с увлажненным (в меру) воздухом рабочее помещение для занятий вокалом. Сухой воздух сушит слизистую оболочку верхних дыхательных путей

— перед пением не употребляйте шоколад, виноград, семечки, орехи, печенье, частички этих продуктов оседают на складках слизистой оболочки и вызывают раздражение

— если охрипли – молчите, не пойте и не разговаривайте. Помните, что причиной нарушения голоса могут быть изменения структуры щитовидной железы или последствие стресса, изменения дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной системы.

— пение всегда начинайте с распевания – разогрева голосовых связок, активизации и приведения голосового аппарата в рабочее состояние

— вырабатывайте волю, настойчивость, самодисциплину, уверенность в своих силах – необходимые качества вокалиста, которые появляются в результате хорошей профессиональной подготовки и выработки совершенных технических навыков

— правильно организуйте свои силы в день выступления (концерта, экзамена, конкурса). Ни в коем случае не употребляйте тонизирующее или успокоительное средство, так как вы не знаете, как отреагирует на них ваш организм.

Человеческий голос – показатель здоровья – и физического, и психологического. Голос звучит хорошо, когда человек здоров и бодр. Качество голоса зависит и от настроения, так как настроение – это эмоциональное состояние, оказывающее влияние на тонус организма и активность нервной системы.

Вот такие правила гигиены певческого голоса, необходимые для выполнения каждым вокалистом. А результат – профессиональный голос, который будет служить вам верой и правдой долгие годы.

Сегодня в рубрике для Всезнаек новое задание. Соберите пазлы в целостную картинку и узнайте интересные сведения о музыкальном инструменте.

Если Вам интересно узнать об этом инструменте больше, нажмите на любую кнопку социальных сетей, и материал станет доступен.

Арфа – древний музыкальный инструмент в виде массивной рамы, на которой вертикально натянуты струны. Рама устанавливается на полу. Арфа используется как один из инструментов оркестра, а также как сольный инструмент. На основании корпуса установлен педальный механизм и укреплена колонка. Продолжением колонки является шейка, которая соединяется верхней частью корпуса. На ней размещены колки и главный механизм. Арфа имеет хроматический строй. По диапазону арфа уступает только роялю У инструмента сорок пять струн, которые натянуты на раму треугольной формы.

В древние времена охотники, натягивая тетиву лука, услышали протяжный звук. Они натянули следующую тетиву, и можно было слушать уже два звука, и на них можно было воспроизвести простую мелодию. Так появился первый струнный щипковый инструмент. Со временем добавились новые струны, но форма инструмента оставалась прежней. Арфу держали в руках, и во время игры перебирали пальцами по струнам. Арфа была распространена в Древнем Египте, Древней Греции и Риме, а позже появилась в Европе.
Арфа изображена на гербе Ирландии, музыканты этой страны любили петь, играя на арфе.

Арфу обычно украшали золотом, резьбой. Исполнители на данном музыкальном инструменте, в основном, арфистки-женщины. Нежное звучание арфы воспевали поэты и писатели. Например, в романе «Война и мир» Толстой рассказывает, что Наташа Ростова играла на арфе. Арфу можно услышать в «Вальсе цветов» из балета «Щелкунчик», в «Лебедином озере» и Адажио из «Спящей красавицы» Чайковского. Есть произведения для арфы у Глазунова и Глиэра.

Композиторы используют арфу для воссоздания образов природы, для передачи звучания народных струнных инструментов.

Статья: « Гигиена и охрана детского голоса при обучении пению».

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

« Гигиена и охрана детского голоса при обучении пению».

Певческий голос — уникальный музыкальный инструмент созданный природой, который следует охранять и использовать разумно. К сожалению, в последнее время увеличилось число расстройств голосового аппарата у детей школьного возраста. Педагогам вокалистам довольно часто приходится сталкиваться с этим печальным фактом при прослушивании детей, желающих заниматься пением. Причину следует искать, вероятно, в неправильном не только певческом, но и речевом режиме учащихся.

Голосовой аппарат ребенка требует очень осторожного и бережного отношения. Детский голос обладает особыми качествами, отличающимися от качеств голоса взрослых. Детские голосовые связки короткие и тонкие по сравнению со связками взрослых – отсюда и особое звучание детских голосов. Легкие у детей также малы по своей емкости, поэтому сила голоса ограничена. Чрезмерное пение губительно отражается на голосовых связках детей. Малейшее напряжение голоса приводит к тому, что он теряет необходимую легкость, приобретает неприятный горловой характер и переходит в крик. Громкий разговор, пение, крик не только портят голосовые связки, но и понижают слух. Одним из самых действенных способов охраны детских голосов является вокальное обучение, то есть овладение певческими навыками, которые обеспечивают не только развитие голосового аппарата, но и его нормальную функцию.

Начинающим певцам свойственна быстрая утомляемость. Поэтому режим занятий с ними должен строиться с учетом этой особенности. Недопустимо, чтобы ученик уходил с занятия с усталым голосом. По мере развития выносливости занятия постепенно удлиняются до 30-45 минут с 2-3 перерывами по 5-10 минут в течении этого времени. К детям следует подходить с особой осторожностью, учитывая недоразвитость их голосовых органов, слабость мышц и быструю утомляемость нервной системы. Педагогу необходимо следить, чтобы дети не перегружали голос, связки, не форсировали звук во время пения, использовали мягкую атаку звука, следили за плавным голосоведением,

Вокальный репертуар для детей, которые только начинают заниматься пением, должен быть подобран грамотно, а песни – соответствовать диапазону голоса учащихся, состоять из небольших музыкальных фраз. Для воспитания вокально- музыкальных способностей при отборе песен следует учитывать необходимость развития мелодического слуха .Очень часто дети начинают петь взрослые песни, и хотя, это нравится родителям, ребенку это наносит большой вред. Он не может проникнуть в смысл и содержание песни, поэтому вместо выразительного исполнения наблюдается кривляние или попытка неумелого подражания. При таком пении не только портится художественный вкус ребенка, но и наносится вред голосовому аппарата. Текст песни должен быть доступен пониманию детей и опираться на имеющиеся у них представления и образы. Понимание текста песни заставляет детей прислушиваться к звучанию и таким образом приучаться различать музыкальную выразительность. В результате этого вырабатывается активное слуховое внимание, то есть слуховая чувствительность, которая имеет большее значение для развития голоса. Слуховая чувствительность позволяет воспринимать и точно воспроизводить звуковысотные соотношения мелодии, а слуховые ощущения напрямую связаны с мышечными ощущениями. Таким образом в процессе тренировки одновременно развивается слуховая и мышечная чувствительность, то есть вокально- слуховая координация, которая необходима для качественного развития голоса.

Еще одно из основных правил гигиены и охраны голоса детей и подростков является систематическое занятие пением, способствующее более интенсивному и планомерному развитию голосового аппарата. При этом укрепляются голосовые складки, тренируется музыкальная память, таким образом, вырабатываются певческие навыки, необходимые при профессиональном использовании голоса.

Исследователи доказали, что пение прививает ребенку художественно-эстетические навыки, оказывает благоприятное влияние на организм и его интеллект в целом. Однако, при воспитание правильных навыков и естественное развитие детского голоса, не стоит забывать об основных законах возрастной физиологии. При несоблюдении этих законов у детей часто возникают заболевания голосового аппарата.
Учитывая физиологические особенности голосового аппарата в период роста, следует как можно больше внимания уделять укреплению организма детей и подростков. При этом одной из важных мер является закаливание, которое следует рассматривать, как важнейшую составляющую часть физического воспитания как детей, так и подростков-вокалистов. К методам закаливания следует отнести активное пребывание детей на воздухе, различные спортивные игры, физическую работу на открытом воздухе. Наконец, в педагогическом процессе необходимо максимальная простота в пояснении приемов, применяемых педагогом. Ребенок способен очень легко воспринимать и выполнять требования педагога, если они поставлены в определенной форме, отчетливо и ясно сформулированы понятным для детей языком. Основные вокально — технические навыки должны прививаться только с целью помочь ребенку найти и зафиксировать наиболее естественные приемы голосоведения. Так же следует отметить, что такой сложный процесс, как певческое голосоведение, особенно у детей, может нормально развиваться и протекать только при наличии благоприятных условий. Несомненно, что одним из основных условий является полноценность функции центральной нервной системы, так как ей принадлежит ведущая роль в координации и регулирования процесса голосообразования на всех этапах.

Педагоги вокала всегда должны помнить о хрупкости и малой выносливости детских и юношеских голосов. Профилактика стойких нарушений голоса у детей и подростков должна предусматривать соблюдение ими гигиены голоса, санацию патологических очагов верхних дыхательных путей, своевременную диагностику изменений в голосовом аппарате на ранних стадиях, когда они обратимы.

Читайте также  Гистопатология нервной системы при столбняке

Гигиена и охрана детского голоса

Методические рекомендации по профилактике и гигиене детского голоса

Гигиена и охрана детского голоса

Гигиена голоса — соблюдение певцом определенных правил поведения, певческий режим.

Созревание голоса охватывает длительный период жизни человека: с рождения до периода его зрелости. За это время голос претерпевает влияние самых разнообразных вредностей,которые при длительном влиянии могут приводить к более или менее стойким нарушениям голоса.

Первое, необходимо бороться с криком. Резкий, напряженный крик портит голосовой аппарат.Чтобы воспитать детский голос правильно, нужно, прежде всего, не допускать у детей крика. Некоторые из них слишком резко и много кричат дома, на переменах в школе, на улице.

В результате такие дети обычно начинают сипеть, кашлять, а иногда и теряют на время голос, потому, что от напряжения у них воспаляется гортань, а часто и самые голосовые связки, которые перестают нормально смыкаться.

С охрипшими, больными голосами эти дети приходят на занятия по вокалу. Привыкнув кричать, они и петь начинают крикливо, грубо, хриплыми голосами, что приносит им только вред. Резкое, напряженное,крикливое пение точно так же портит голоса учащихся, как и крик в быту.Кроме того, такое пение некрасиво, нехудожественно, приносит вред самим учащимся и является дурным примером для других солистов, которые их слушают.

Конечно, громкая речь и даже крик во время игр – явление в значительной мере естественное для детей. Поэтому, если подходить к голосовому режиму детей вне вокального пения с точки зрения охраны их голоса, надо иметь в виду не насильственное ограничение детей , а главным образом доведение до их сознания представления о вреде чрезвычайного злоупотребления голосом .

Еще одно из основных правил гигиены и охраны голоса детей и подростков – систематические занятия пением, способствующие более интенсивному и планомерному развитию голосового аппарата. При этом укрепляются голосовые складки, формируются их функциональные особенности, тренируется музыкальная память и, таким образом, вырабатываются певческие навыки, необходимые при профессиональном использовании голоса.

Исследования доказали, что пение оказывает благоприятное влияние на организм ребенка и его интеллект. При соблюдении правил охраны голоса пение является своеобразной гимнастикой, которая способствует правильному развитию грудной клетки, регулирует функцию сердечно-сосудистой системы и прививает ребенку художественно-эстетические навыки.

Нужно помнить, что продолжительное пение непрерывное утомляет голос, поэтому занятия должны идти по регламенту. Перерывы являются такой же важной частью воспитательного процесса, как соблюдение основных положений гигиены – педагогического процесса.

Для воспитания вокально-музыкальных способностей ребенка при отборе песен следует учитывать необходимость развития мелодического слуха и певческого голоса.

Необходимо выбирать песни, удобные по тесситуре, ограниченного диапазона соответственно возрастным показателям и состоящие из небольших музыкальных фраз. Текст песен должен быть доступен пониманию детей и опираться на имеющиеся у них представления и образы. Понимание текста песни заставляет детей прислушиваться к звучанию и таким образом приучаться различать музыкальную выразительность. В результате этого вырабатывается активное слуховая чувствительность, которая имеет большое значение для развития голоса. Слуховая чувствительность позволяет воспринимать и точно воспроизводить звуковысотные соотношения мелодий. Как уже отмечалось, слуховые ощущения связаны с мышечными ощущениями, таким образом, в процессе тренировки одновременно развивается слуховая и мышечная чувствительность, т.е. вокально-слуховая координация, которая необходима для качественного развития голоса.

При обучении детей пению необходимо:

♦ занятия с детьми нужно проводить в хорошо проветренных помещениях;

♦ при выборе репертуара обращать внимание на звуковой диапазон песен, который должен соответствовать объему голоса детей той или иной возрастной группы;

♦ удерживать детей от громкого пения (прежде всего во время разучивания); не громкое пение — одно из важнейших условий, обеспечивающих нормальное звучание детских голосов, а, следовательно, их нормальное развитие;

♦ недопустимо исполнение детьми сложных вокальных композиций из репертуара взрослых;

♦ количество песен на музыкальном занятии должно соответствовать для
каждой возрастной группы, не предлагать детям много песен для исполнения ( 2-3 песни);

♦ не петь на улице при температуре воздуха ниже +18° С и влажности выше 40-60 %.

♦ в случае заболевания органов голосового аппарата не посещать занятия до полного выздоровления ребенка.

Профилактика стойких нарушений голоса у детей и подростков должна предусматривать соблюдение ими гигиены голоса, санацию патологических очагов верхних дыхательных путей, своевременную диагностику изменений в голосовом аппарате на ранних стадиях, когда они обратимы.

Гигиена и охрана голоса детей способствует нормальному развитию и функционированию голосового аппарата .

Родители и педагоги должны знать основные правила охраны детского голоса.

Гигиена голоса неразрывно связана с режимом жизни и правилами общей гигиены. Под гигиеной голоса понимают соблюдение человеком определенных правил поведения, обеспечивающих сохранение здоровья голосового аппарата

Необходимо осуществлять следующие мероприятия по гигиене и охране голоса ребенка:

— недопустимо форсированное звучание голоса, злоупотребление высокими нотами, криком во время игры , неумеренной речевой нагрузкой. В быту по возможности откажитесь от всех форм перенапряжения голоса (откашливание, крик, шепот, длительные телефонные переговоры, разговоры на шумовом фоне, либо в условиях работающего транспорта). Избегайте визга;

– не допускать большие речевые нагрузки, пение во время болезни;

— нагрузка на голосовой аппарат должна соответствовать степени его тренированности;

– необходимо избегать резкой смены температуры, а также жары, холода, духоты, пыли и т.п.;

– с разгоряченным голосовым аппаратом нельзя выходить на улицу в холодное время года, необходимо несколько остыть;

— не петь на улице при температуре воздуха ниже +18° С и влажности выше 40-60 %.

– рекомендуется избегать пищи и напитков, раздражающих слизистую оболочку горла, – острого, излишне соленого, чрезмерно горячего или холодного;

– в случае болезни органов голосового аппарата необходимо своевременно обращаться к врачу:

— необходимо полоскать горло. Полоскание соленой водой смягчает горло, дезинфицирует слизистую, помогает вывести слизь. Проводить эту процедуру надо 2 — 3раза в день;

— в случае болезни органов голосового аппарата необходимо своевременно обращаться к специалисту, проводить комплексное обследование ребенка;

— в быту говорите достаточно громко, на удобной высоте тона;

— говорите легко, плавно и без усилий. При разговоре голову держите прямо. Участвующие в голосоведении мышцы лица, глотки и шеи должны быть расслаблены. Дыхание должно быть оптимальным.

Соблюдение гигиенических правил, постановка голоса, ежедневные голосовые тренировки позволяют даже слабому от природы голосу быть работоспособным, постоянно совершенствоваться и сохранить отличные профессиональные качества голоса .

Пройти вопросы по теме и прислать мне ответы :

1.Что понимают под гигиеной голоса?

2.Почему вредно много кричать?

3. Можно ли детям исполнять песни из репертуара взрослых?

4.Какие правила нужно соблюдать для профилактики и гигиены голоса?

Гигиена певческого голоса

Рассказ о гигиене певческого голоса. Рекомендации о соблюдении правил для здорового голоса.

Просмотр содержимого документа
«Гигиена певческого голоса»

Методическое сообщение преподавателя эстрадного вокала Звонаревой Ларисы Витальевны МБУДО «ДМШ№ 24» Кировского района г.Казани

«Гигиена певческого голоса»

Правила гигиены

Певческий голос – рабочий инструмент вокалиста, который необходимо беречь, и о котором необходимо заботиться. А для этого следует выполнять следующие правила гигиены певческого голоса:

— не переохлаждаться, избегать простуд. Вокалист больше подвержен простудным заболеваниям, чем человек не поющий, так как трахея и глотка вокалиста в результате вокальной работы и большой нагрузки имеют более высокую температуру, и есть все шансы переохладиться и простыть, стоит лишь выпить холодный напиток в жару, или поговорить на воздухе в холодную погоду

— не подвергать голосовой аппарат резким сменам температур: в жару не пить холодные напитки; в морозную погоду, выпив горячий чай, не выходить сразу на улицу

— в холодную и влажную погоду не разговаривать, не смеяться на улице

— в повседневной жизни дышать носом. Это предохраняет дыхательные пути от пыли и инфекций, оседающих в носу, а воздух, проходя через нос, согревается и увлажняется

— соблюдать паузу (не менее часа) между приемом пищи и занятиями вокалом. После еды много энергии уходит на переработку пищи. Полный желудок давит на диафрагму, что затрудняет ее подвижность.

— следить за состоянием зубов. Здоровые зубы – прежде всего, это эстетично, а еще — и правильная дикция. Больные же зубы – источник инфекций верхних дыхательный путей и слизистой оболочки ротовой полости

— не злоупотреблять раздражающей пищей — острой, соленой, маринованной, кислой

— помните – мороженое и газированные напитки вредны для певческого голоса

— соблюдать режим пения

— не перегружать голос звучанием в нерабочей тесситуре, диапазон расширять постепенно, без форсирования процесса и учитывая природные данные вокалиста

Здоровый голос и гигиена

Человеческий голос – хрупкий инструмент. На состояние певческого голоса оказывают влияние самые разные факторы:

— атмосферное давление и его изменение
— погода и ее смена
— влажность или сухость воздуха
— чистота воздуха или пыль
— состояние организма человека и его нервной системы

Для вокалиста главное требование – наличие здорового голосового аппарата, пригодного для профессионального применения.

Здоровый певческий аппарат – это
*отсутствие хронических заболеваний рото-глоточной полости
*отсутствие дефектов голосового аппарата
* отсутствие голосовых узелков

Что нужно знать для сохранения здоровья голосового аппарата?

Основные условия охраны певческого голоса:

— правильная постановка голоса, умелое пользование певческим дыханием и резонаторами

— правильная певческая постановка корпуса, чтобы не допускать перенапряжения мышц

— отсутствие физических и нервных перегрузок

— свободное пение, без напряжения и без крика, без форсирования звука

Читайте также  Дисфункциональные маточные кровотечения

— отказ от алкоголя и курения. Даже пассивное курение, когда находитесь в накуренной комнате, оказывают негативное влияние на голосовой аппарат

— чистое, с увлажненным (в меру) воздухом рабочее помещение для занятий вокалом. Сухой воздух сушит слизистую оболочку верхних дыхательных путей

— перед пением не употребляйте шоколад, виноград, семечки, орехи, печенье, частички этих продуктов оседают на складках слизистой оболочки и вызывают раздражение

— если охрипли – молчите, не пойте и не разговаривайте. Помните, что причиной нарушения голоса могут быть изменения структуры щитовидной железы или последствие стресса, изменения дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной системы.

— пение всегда начинайте с распевания – разогрева голосовых связок, активизации и приведения голосового аппарата в рабочее состояние

— вырабатывайте волю, настойчивость, самодисциплину, уверенность в своих силах – необходимые качества вокалиста, которые появляются в результате хорошей профессиональной подготовки и выработки совершенных технических навыков

— правильно организуйте свои силы в день выступления (концерта, экзамена, конкурса). Ни в коем случае не употребляйте тонизирующее или успокоительное средство, так как вы не знаете, как отреагирует на них ваш организм.

Человеческий голос – показатель здоровья – и физического, и психологического. Голос звучит хорошо, когда человек здоров и бодр. Качество голоса зависит и от настроения, так как настроение – это эмоциональное состояние, оказывающее влияние на тонус организма и активность нервной системы.

Вот такие правила гигиены певческого голоса, необходимые для выполнения каждым вокалистом. А результат – профессиональный голос, который будет служить вам верой и правдой долгие годы.

Элементарная гигиена голоса

Берегите голос. Не ходите в холодное время года по улице с открытым горлом. Не переохлаждайтесь. Желательно, не выходите на мороз сразу после пения (когда связки разогреты, холод может быть опасен). И уж тем более не пойте и не кричите на морозе! Петь на открытом воздухе можно лишь в тёплое время года при температуре выше 15 градусов. Старайтесь не простужаться и не болеть: иногда бывает, что после простуды, гриппа или ОРВИ голос не может прийти в норму месяц и более! Но к счастью, обычно через неделю уже всё в порядке. Я не знаю, от чего это зависит, боюсь, это непредсказуемо. В любом случае лучше предпринимать меры профилактики, чем болеть.

Конечно, важен здоровый образ жизни (но он важен и не только для голоса), оптимальный режим восстановления, сна, закаливание — безусловно, всё это полезно и для вашего голоса тоже.

Распевайтесь! Правильнее петь с предварительной распевкой. Она аналогична разминке, которая всегда должна проводиться перед тренировкой. Распевание не только разогревает голосовые связки, но и настраивает, концентрирует певца перед основной вокальной работой. Увы, бывает, что в реальной жизни распеться перед пением не всегда возможно и не всегда получается. Тем не менее, старайтесь перед пением хотя бы немного распеться.

Избегайте форсированного звука, постоянной твёрдой атаки и перехода на крик. Избегайте многократного повторения высоких нот, ни в коем случае не занимайтесь высокими нотами самостоятельно, когда рядом нет педагога.

Сухость в помещениях — ещё один враг голоса. К сожалению, с этим трудно бороться. Центральное отопление для голоса вредно, но проще принять это как данность нашего времени. Пробуйте использовать увлажнители воздуха. Когда-то ещё, кажется, Шаляпин говорил о том, что певцам рекомендуется жить в помещениях с печным, а не паровым отоплением. У многих из нас с вами вряд ли есть выбор;)

Общеизвестно, что голос «просыпается» часа так через 3-4 после того, как проснулся остальной организм. То есть утром голос звучит плохо, а чтобы распеться, требуется гораздо больше времени, чем обычно и т.д. Есть вокалисты, которые предлагают не напрягать голос в утреннее время, пока голос не проснулся, «иначе вы рискуете его потерять». Не могу с этим согласиться. Если вы профессионально занимаетесь пением, вы наверняка знакомы с таким словосочетанием, как «петь надо» — так вот, бывает, надо петь и утром.
Да, утром голос просыпается медленнее, чем вы сами. Да, если хотите, чтобы он звучал — распевайтесь заранее. Но петь утром, сразу как вы встали, не вредно! Более того, постепенно голос привыкает просыпаться раньше!

Отдельная тема для женщин — можно ли петь во время месячных.

Ещё одна отдельная тема — занятия пением детей в период мутации. Мутация — период изменения голоса во время полового созревания. Если коротко, то петь в период мутации не запрещено, но показан щадящий голосовой режим, интенсивные занятия не рекомендуются. В этот период не нужно планировать и участие в вокальных конкурсах. Мальчики, которые занимаются пением серьёзно, в идеале должны хотя бы раз в погода показываться фониатру. У девочек мутация происходит проще и легче, так как и рост голосовых связок менее значителен, и увеличение гортани не настолько заметно.

Нагрузка на голос.

Обычная и нормальная для профессионала нагрузка на голос — это пение в течение дня на протяжении 3-4 часов с небольшими перерывами. Это теория. На практике часто бывает больше. Иногда — гораздо больше. Но на этапе обучения вокальная нагрузка 3-4 часа в день может считаться максимальной. А если вы только-только начинаете учиться петь, делаете свои первые шаги, час в день — более чем достаточно.

Однако, меня всегда умиляли преподаватели вокала, которые считали дополнительный час пения в неделю(!) значительным увеличением нагрузки на голос для вокалиста.
Действительно большая нагрузка (для профессионала) — 6 и более часов пения в день с перерывами.

Самый сложный для голоса режим — сочетание пения и громкой речи. Сочетание пения и крика — режим, убийственный для голоса. В моём случае голос в таком режиме «кончается» в течение часа.

При усталости голоса. Молчите. Это самый надёжный рецепт. Хорошо отдохните и выспитесь! Не ленитесь использовать кальций и витамины (об этом подробнее ниже).

Питание, витамины, вредные привычки

Перед пением не употребляйте:

напитки с газом, особенно сладкие газировки.

Питайтесь правильно: включайте в свой рацион достаточное количество белка и не забывайте про витамины, особенно группы B.

При повышенных нагрузках на голос фониатры рекомендуют препараты кальция, например, Кальций Сандоз (растворимые шипучие таблетки, принимать по 1000 мг в сутки, лучше во время еды), витамины группы B, женьшень, элеутерококк.

Отдых для голоса — это молчание. Если хотите, чтобы голос эффективней отдохнул — не слушайте музыку, особенно вокальную. Известно, что голосовые связки неосознанно, непроизвольно напрягаются, когда вы слушаете музыку. Это называется пассивным пением. Если голос очень устал — не разговаривайте, даже шёпотом, и не переписывайтесь в чатах и соцсетях (связки и при этом «работают»!). Полное молчание и тишина!

Петь лучше не на голодный желудок, но и не на переполненный. Если вы занимаетесь пением, вы наверняка уже почувствовали это сами. Считается, что оптимально принимать пищу за 2-3 часа до пения. В реальной жизни — как получится) Но перед выступлением действительно стоит позаботиться о том, чтобы покушать заранее))

Голос и алкоголь

Про вред алкоголизма я писать не буду. Понятно, что алкоголь может разрушить вашу жизнь. Многие талантливые певцы спивались и переставали быть талантливыми. Но сейчас немного о другом. Напишу несколько слов об употреблении небольшого количества крепких алкогольных напитков перед пением (как правило, это коньяк). Многие певцы интуитивно поняли, что крепкий алкоголь влияет на работу голосовых связок, и есть иллюзия, что влияет благоприятно. Нет! Ни в коем случае не употребляйте алкоголь перед пением — хотя бы потому, что не нужно и нельзя ни репетировать, ни выходить на сцену в состоянии алкогольного опьянения, даже незначительного. Лишь в экстренных случаях, если голос звучит плохо, если голос уставший, севший, а петь НАДО, возьмите несколько граммов коньяка, глотните медленно, постарайтесь как бы прополоскать связки («как бы», потому что реально это сделать не так просто). И у вас есть шанс чуть-чуть реанимировать голос. Но помните, что эта мера — крайний, экстренный случай! Она вредна для голоса, ни в коем случае не прибегайте к ней часто! Такая тонизация даёт лишь временный эффект, затем наступает пересушивание связок и потеря эластичности.

Курение и голос

Влияет ли курение на голос? Если совсем честно, ответ не будет однозначным. Да, бывали случаи, мне приходилось наблюдать у своих учеников т.н. «прокуренные» голоса. Они грубые, имеют характерный сип, некую надломленность. Часто абсолютно отсутствует звонкость, полётность. Если человек курит много лет, несмыкание связок у него случается гораздо чаще, чем у некурящих. Но, не буду скрывать, мне приходилось встречаться с людьми, которые курят много лет, и на голосе это как будто абсолютно никак не сказывается. Присутствует и яркий, сочный тембр, и здоровый звонкий голос.

Курение может оказывать крайне пагубное влияние на голос — на его тембр и здоровье в целом. А может и не оказывать. Хотите испытать судьбу?

Курение наносит вред слизистым оболочкам дыхательных путей и лёгких, табачный дым сушит связки. Вы можете продолжать курить до тех пор, пока не отметите, что голос меняется. Но скорее всего, вы не сможете отметить первые незначительные изменения, а когда голос изменится в значительной степени, эти процессы уже будут необратимы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: