\

Гигиена технических и агробиологических занятий учащихся

Гигиенические основы трудового обучения и воспитания школьника

Трудовое обучение и воспитание школьников направлено на формирование у детей трудолюбия, определенных навыков, социально-ценных мотивов труда, нравственно-психологических качеств.

Основной формой трудового обучения в школе является урок труда. Число этих уроков определяется учебными планами. Предусматривается также общественно полезный труд. В учебных программах сельских школ наряду с техническим трудом (для мальчиков) и обслуживающими видами труда (для девочек) предусматривается раздел сельскохозяйственного труда.

Трудовое обучение в школе является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и осуществляется в зависимости от возраста. В младших классах (1-4-х) трудовые операции направлены на развитие тонкой координации движений и укрепление мелких мышц кисти (склеивание, лепка, вышивание). Это во многом помогает детям осваивать трудный для этого возраста навык письма. Для учащихся начальной школы, обладающих меньшими физическими возможностями, предусматриваются относительно простые операции с материалами, легко поддающимися обработке (бумага, ткань, картон, пластилин, проволока).

В возрасте 10-12 лет (5-7 классы) учащиеся получают общетрудовую политехническую подготовку. Мальчики приобретают навыки по обработке металла, дерева, знакомятся с основами электротехники, металловедения. Девочки обучаются шитью, домоводству. В этом возрасте они могут изготавливать некоторые несложные изделия для школы.

С 15 лет учащиеся могут применять инструменты для взрослых, так как к этому возрасту заканчиваются рост костей верхних конечностей и формирование кисти.

Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» определены гигиенические требования к помещениям для проведения занятий и их оборудованию, к состоянию рабочего инструмента, уровню освещенности и параметрам микроклимата в мастерской, организации рабочего места и др. Площадь мастерской для трудового обучения рассчитывается из расчета 6,0 м2 на 1 рабочее место.

Используемые в трудовой деятельности оборудование, инструменты, рычаги управления, рабочая мебель по своим параметрам должны соответствовать требованиям с учетом роста и физического развития детей.

Учитель должен контролировать соблюдение учащимися правильной рабочей позы при выполнении определенных видов работ. Правильная рабочая поза обеспечивается в первую очередь соответствием высоты рабочего места росту учеников.

Столярные мастерские, где проводится работа с деревом, оборудуются верстаками, расставленными либо под углом 45° к окну, либо в 3 ряда перпендикулярно светонесущей стене так, чтобы свет падал слева. Верстаки расставляются на расстоянии не менее 0,8 м в передне-заднем направлении.

В слесарных мастерских допускается как левостороннее, так и правостороннее освещение с перпендикулярным расположением верстаков к светонесущей стене. Расстояние между рядами одноместных верстаков – не менее 1,0 м, двухместных – 1,5 м. Тиски крепятся к верстакам на расстоянии 0,9 м между их осями. Слесарные верстаки должны быть оснащены предохранительной сеткой высотой 0,65-0,7 м.

Сверлильные, точильные и другие станки устанавливают на специальном фундаменте, обеспечивают предохранительными сетками, стеклами и местным освещением. Верстаки должны соответствовать росту обучающихся и оснащаться подставками для ног.

На уроках труда учащимся приходится пользоваться чертежами, выполненными или установленными преподавателями на доске. Поэтому необходимо соблюдать определенные расстояния при расстановке оборудования. Так, расстояние от доски до первого ряда рабочих мест должно быть не менее 2,4 м, а от доски до последних рабочих мест – не более 8,6 м.

В мастерских оборудуются умывальные раковины с подводкой холодной и горячей воды, электрополотенцами или бумажными полотенцами, мылом.

Для кабинета домоводства необходимо предусмотреть наличие не менее двух помещений: для обучения навыкам приготовления пищи и для кройки и шитья.

В кабинете домоводства, используемого для обучения навыкам приготовления пищи, предусматривается установка двугнёздных моечных раковин с подводкой холодной и горячей воды со смесителем, не менее 2-х столов с гигиеническим покрытием, холодильника, электроплиты и шкафа для хранения посуды. Около моечных раковин должны быть предусмотрены разрешенные моечные средства для мытья столовой посуды.

Кабинет домоводства, используемый для кройки и шитья, оборудуется столами для черчения выкроек и раскроя, швейными машинами.

Швейные машины устанавливают вдоль окон для обеспечения левостороннего естественного освещения на рабочую поверхность швейной машинки или напротив окна для прямого (спереди) естественного освещения рабочей поверхности.

При наличии одного кабинета домоводства предусматривается отдельное место для размещения электроплиты, разделочных столов, мойки для посуды и умывальника.

Важным моментом является соблюдение режима проветриваний учебных помещений во время перемен. До начала занятий и после их окончаний необходимо проводить сквозное проветривание кабинета в отсутствие детей. Температура воздуха в мастерских должна составлять 17-20 0С, а относительная влажность воздуха – 40-60%.

В мастерских и кабинетах обслуживающего труда обязательно обеспечивается естественное освещение, а уровень искусственного освещения на рабочей поверхности должен составлять 300-500 лк.

При организации производственного обучения (производственной практики) подростков от 14 до 18 лет должны соблюдаться требования Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.6.2553-09 «Санитарно-эпидемиологические требования к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста». Условия труда подростков не должны оказывать неблагоприятное влияние на рост, развитие и состояние здоровья. Не допускается привлечение подростков к тяжелым работам, связанным с переносом и перемещением тяжестей вручную свыше установленных норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе 18 лет. В обязательном порядке перед началом работы подростки должны пройти предварительный медицинский осмотр и ежегодный обязательный медицинский осмотр до достижения возраста 18 лет.

Трудовое воспитание школьников может продолжаться и в период каникул. Так, ежегодно, во время каникул подростки могут и отдохнуть, и потрудиться в лагерях труда и отдыха.

Условия труда подростков, режим дня, организация питания, организация физкультурно-оздоровительных и культурно-массовых мероприятий, условия пребывания детей в лагере – все это должно способствовать сохранению и укреплению здоровья подростков и соответствовать требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2842-11 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы лагерей труда и отдыха для подростков».

Хотелось бы обратить внимание, что ни в школе, ни в лагере труда и отдыха не допускается привлекать детей и подростков к уборке санитарных узлов и мест общего пользования, мытью окон и светильников, работе с растворами дезинфицирующих средств и другим аналогичным работам.

В местах организации трудовой деятельности детей и подростков – будь это в школе, в месте проведения производственной практики, либо в лагере труда и отдыха, в наличии обязательно должна быть аптечка для оказания первой медицинской помощи.

Учебные планы по трудовому обучению в школе будут выполнены, но, важно помнить, что основное воспитание, в том числе и приучение к труду, должно быть в семье. Дома ребенок тоже нуждается в соблюдении режима труда, правильной организации рабочего места и соблюдению требований безопасности при выполнении работ.

САНИТАРНО — ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ.
статья по теме

Большинство причин ухудшения здоровья детей по мере их обучения в школе носит не объективный, а субъективный характер и связано или с неправильными действиями учителей, или с их бездействием в отношении охраны здоровья. Необходимо, чтобы девиз медиков «Прежде всего не навреди!» стал бы и девизом педагогов.

Скачать:

Вложение Размер
sanitarno-gigienicheskie_trebovaniya_k_uroku.docx 16.85 КБ

Предварительный просмотр:

САНИТАРНО — ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРНБОВАНИЯ К УРОКУ.

Большинство причин ухудшения здоровья детей по мере их обучения в школе носит не объективный, а субъективный характер и связано или с неправильными действиями учителей, или с их бездействием в отношении охраны здоровья. Необходимо, чтобы девиз медиков «Прежде всего не навреди!» стал бы и девизом педагогов.

Работоспособность и возникновение утомления у учащихся на уроке в определенной степени зависит от продолжительности урока и учета гигиенических требований при его построении. Продолжительность урока в школах не должна превышать 45 минут, продолжительность уроков в классах компенсирующего обучения должна составлять не более 40 минут. Однако, как показали исследования, для начальной школы даже такая продолжительность урока является чрезмерной, особенно для 1-х классов. Было обнаружено, что к концу 15 минутного урока работоспособность первоклассников резко падает. Сокращение длительности урока до 35 минут значительно улучшает функциональное состояние центральной нервной системы (ЦНС) учащихся и позволяет сохранить более высокую работоспособность на протяжении всего учебного дня. Руководством для нас должны стать «Санитарные правила и нормы СанПиНа».

Кроме продолжительности урока, на сроки возникновения утомления влияет и его построение. По мнению многих исследователей, структура урока должна быть достаточно гибкой, так как разные предметы требуют различного чередования элементов урока видов деятельности. Вместе с тем можно выделить и ряд общих физиолого-гигиенических положений по правильной организации уроков. Правильная организация урока в первую очередь подразумевает учет динамики работоспособности школьников. Динамика работоспособности школьников на уроке имеет 5 фаз: переход на новый уровень; установление максимального уровня работоспособности; максимальная работоспособность; неустойчивая работоспособность; падение работоспособности. 1-2 фазы – врабатываемость; 4-5 фазы – утомление.

Во время фазы врабатываемости (длительность этой фазы на 1 уроке составляет около 10 минут, на последующих – 5 минут) нагрузка должна быть относительно невелика, необходимо дать школьникам войти в работу. В период оптимальной устойчивой работоспособности ( в начальной школе этот период продолжается в среднем 15 – 20 минут, в средних и старших классах – 20 – 25 минут) нагрузка может быть максимальной. Затем нагрузку следует снизить, так как развивается утомление.

Сохранить высокую работоспособность на уроке помогают правильная регламентация продолжительности и рациональное чередование различных видов деятельности.

Многочисленными наблюдениями и экспериментальными исследованиями доказано, что переключение с одного вида деятельности на другой обеспечивает возобновление нормальной деятельности коры головного мозга и восстанавливает работоспособность.

В начальной школе преподавание должно в большей мере строиться на чувствительном восприятии, на использовании первой сигнальной системы. Наилучшим способом для этого служит наглядный метод обучения. Увеличивает продолжительность периода оптимальной устойчивой работоспособности рациональное использование технических средств обучения (ТСО), а также проведение урока по типу диалога «учитель-ученик».

Очень важная роль в сохранении высокой работоспособности на протяжении урока принадлежит физкультминуткам (физкультпаузам). Исследования показывают, что физкультминутки совершенно необходимы на каждом уроке в начальных классах, на предпоследнем и последнем уроках в средних классах и весьма рекомендуемы на предпоследнем и последнем уроках в старших классах. Проводить физкультминутки целесообразно в тот момент, когда наблюдаются первые признаки утомления у школьников (рассеивание внимания, частая смена поз,отвлечения). Упражнения физкультминуток (пауз) должны быть направлены на активизацию позных мышц (наклон туловища, вращения головой), мышц нижних конечностей ( приседания, тыльные и подошвенные сгибания стоп). Сидячая поза самая вредная для здоровья: сдавлены легкие, хуже работают сосуды, питающие головной мозг, сжат шейный симпатический ствол. Полезное действие на функции организма оказывает изменение рабочей позы во время урока. В своей работе используем систему Владимира Филипповича Базарного. Система «динамической смены поз» предусматривает организованный перевод учащихся из положения сидя в положение стоя 2 – 3 раза в течение урока. Продолжительность работы стоя должна составлять от 3 до 7 минут, для неё подбираю соответствующие виды заданий. Хорошо, если в классе будет стоять несколько конторок, за которыми дети поочерёдно смогут работать по 5 – 8 минут.

Значительное внимание должно уделяться профилактике нарушений осанки. Для профилактики нарушений осанки в начальных классах необходимо предусмотреть занятия в системе динамических поз, со сменой рабочей позы «сидя-стоя». Во время пояснения задания, после выполнения заданий, сделал задание «встань» и т. д. В течение урока целесообразно предусмотреть посадку в позе «кучера» для релаксации скелетной мускулатуры до 30 секунд. Исследования В.Ф. Базарного убедительно показали, что источником очень многих «школьных» болезней является . зрительная система.

Световой режим в учебных помещениях – момент, о котором никак нельзя забывать. Зрение приносит человеку наибольшее количество (80-85%) информации об окружающем мире , при этом свет не только обеспечивает нормальную жизнедеятельность организма, но и определенный жизненный тонус и ритм. Исследования показали, что длительное световое голодание приводит к ослаблению иммунобиологической реактивности организма и к функциональным нарушениям нервной системы. Свет воздействует и на психику человека, являясь также эмоциональным фактором. Неблагоприятные условия освещения ведут к снижению работоспособности; эти же причины обуславливают развитие заболеваний органов зрения. Для профилактики переутомления глаз и развития близорукости рекомендуются упражнения, направленные на укрепление глазных мышц.

Для снижения утомления от умственной деятельности рекомендуется легкий самомассаж всеми пальцами волосистой части головы, стимуляция расположенных на лице и шее биологически активных точек (БАТ), дыхательные упражнения по типу гипервентиляции.

Для увеличения двигательной активности учащихся необходимо проводить гимнастику до занятий, подвижные перемены для учащихся начальных классов, спортивный час в ГПД.

Воздушно-тепловой режим в учебных помещениях не менее важный аспект. Оптимальные условия воздушной среды являются важным фактором сохранения здоровья и работоспособности человека. Учебные помещения должны проветриваться во время перемен, а рекреационные во время уроков. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Желательно, чтобы каждый класс или кабинет были снабжены термометром и прибором для определения влажности воздуха. Показано, что 3-5 минут такого проветривания вполне достаточно, чтобы воздух в классе полностью обновился.

Рациональная организация учебно – воспитательного процесса и комплекс профилактических мероприятий в процессе обучения являются важными факторами сохранения и укрепления здоровья у школьников в процессе обучения. С учётом психолого – педагогических особенностей детей в своей работе придерживаемся разработанных требований — «Валеологические требования к уроку», что является основой педагогической терапии.

Гигиена трудового и профессионального обучения детей и подростков (стр. 1 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-ОСЕТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ»

ГИГИЕНА ТРУДОВОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Медико-профилактическое дело»

ВЛАДИКАВКАЗ

2011 г.

Учебное пособие подготовлено доцентом кафедры гигиены медико-профилактического факультета с эпидемиологией к. м.н. и ассистентами кафедры гигиены медико-профилактического факультета с эпидемиологией Ю, к. м.н.

– профессор кафедры общей, военной, радиационной гигиены и медицинской экологии ГОУ ВПО СПбГМА им. .

– заведующий кафедрой обшей гигиены с экологией ГОУ ВПО СПбГМУ им. академика , д. м.н., профессор.

Тема 1. Трудовое обучение школьников.

Тема 2. Анатомо-физиологические особенности организма подростков, организация производственного обучения.

Тема 3. Профессиональная и врачебная консультация подростков.

Тема 4. Санитарно-эпидемиологическая экспертиза среднего специального образовательного учреждения.

Приложение 1. Необходимый уровень развития КПЗФ для успешного освоения некоторых профессий.

Приложение 2. Средства и формы физического воспитания, способствующие профессиональному обучению учащихся 15-17 лет.

Приложение 3. Профессионально-прикладная физическая подготовка подростков.

Приложение 4. Санитарные правила и нормы СанПиН 2.4.6.664-Гигиена труда детей и подростков гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для профессионального обучения и труда подростков.

Приложение 5. Методические указания по оценке условий труда с целью определения противопоказаний и показаний к применению труда подростков.

Приложение 6. СанПиН 2.4.3.1186Учреждения начального профессионального образования Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 26 января 2003 г.) (с изменениями от 01.01.01 г., 23 июля 2008 г., 30 сентября 2009 г.)

Тестовые задания.

Эталоны ответов.

ТЕМА 1: ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ

Цель занятия: ознакомить студентов с современными представлениями о механизмах позитивного влияния рационально организованной трудовой деятельности на растущий и развивающийся организм, а также приобрести профессионально-ориентированный навык объективной оценки урока технологии.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

1. Особенности реакции организма подростка на физическую нагрузку.

2. Влияние физического труда на растущий организм. Особенности формирования функциональной системы трудовой деятельности детей и подростков.

3. Физиолого-гигиенические требования к содержанию и организации трудового обучения учащихся.

4. Санитарно-гигиенические требования к организации и проведению урока технологии.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

Дать гигиеническую оценку организации урока трудового обучения учащихся начальных, средних и старших классов с использованием хронометражных наблюдений и исследований функционального состояния организма.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:

Урок технологии в настоящее время характеризует увеличение продолжительности (при рассматриваемой в качестве оптимальной 10-11 мин) теоретического компонента с неизбежным в этих условиях снижением моторной плотности занятия.

Отрицательные гигиенические последствия данной ситуации, ведущей причиной которой является обеднение и моральное устаревание материально-сырьевой базы учебных мастерских общеобразовательных учреждений, во многом связаны с нарушением энергетического правила скелетных мышц. Согласно этой закономерности, только реальное наличие физического утомления может стать пусковым механизмом индукции последовательно возникающего избыточного анаболизма.

Контроль специалистов Роспотребнадзора за проведением урока технологии должен включать следующие вопросы:

— содержание учебно-трудовых заданий с позиций их адекватности возрасту, состоянию здоровья и функциональным возможностям организма учащихся;

— режим труда, характеризуемый принятым вариантом размещения урока в расписании учебного дня (недели), структурой занятия, его моторной плотностью, общим количеством и продолжительностью непрерывного выполнения наиболее типичных учебно-технологических операций;

— условия трудовой деятельности, предопределяемые площадью мастерских в расчете на 1 рабочее место школьника, метеорологическими параметрами рабочей зоны, достаточностью и качественными показателями ее освещения, уровнем шума, принятой схемой расстановки основного оборудования мастерских, эргономичностю его и применяемых учащимися инструментов, рабочей позой школьников (ГОСТ 12.2.032 ССБТ «Рабочее место при выполнении работ сидя» и ГОСТ 12.2.033 ССБТ «Рабочее место при выполнении работ стоя» устанавливают требований к рабочим местам школьников), экологическими характеристиками используемых исходных материалов заготовок и полуфабрикатов (на уроке технологии запрещено проведение работ с взрывоопасными и легковоспламеняющимися соединениями, а также сопровождающихся образованием фиброгенной пыли; концентрация пыли с содержанием свободного диоксида кремния 6

Расчетная температура воздуха. °С:

при металлообработке 16-17

Относительная влажность воздуха. % 40-60

Коэффициент естественного освещения, % >1,5

Горизонтальная освещенность, лк:

при лампах накаливания >150

при люминесцентных лампах >300

6. Коэффициент аэрации >1:50

7. Объем воздухоподачи в расчете на 1 учащегося, м3/ч >20

8. ПДУ шума, дБ ПС-65

9.Содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны не должно превышать ус­тановленных ПДК в соответствии с ГОСТ12.1.005 ССБТ «Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зо­ны». ГОСТ 12.1.007 ССБТ «Вредные вещества. Классификация. Общие требования безопасности» и ГН 2.2.5.686-98.

5. Соответствие специализированного оборудования, ручного инструмента и оформление интерьера помещений мастерских требованиям эргономики и технической эстетики, а также ГОСТ 28139 «Оборудование школьное. Общие требования к безопасности». Наличие полученных в установленном порядке санэпидзаключений на всю используемую продукцию машиностроения.

Обеспечение необходимой, исходя из возрастно-ростовых данных школьников, высоты верстаков над полом (методику ее подбора иллюстрирует рисунок 1), легко достигается за счет использования оборудования, имеющего соответствующую переналадку.

Рисунок 1. Проверка соответствия высоты столярного (а) и слесарного (б) верстаков росту учащегося.

а — при требуемой высоте столярного верстака, одну вертикаль должны занимать плечо и предплечье школьника, который стоя боком к торцу верстака, поместил на его столешницу ладонную поверхность кисти:

б — при требуемой высоте слесарного верстака, должны касаться подбородочного выступа ногтевые фаланги выпрямленных пальцев школьника, который согнув руку в локтевом суставе, установил ее на тиски.

Конструкция подобных верстаков учитывает силовые показатели детей разного возраста. Подъем крышки, как правило, необходимый учащимся 7-х классов, требует большего усилия, чем уменьшение высоты верстака 5-классниками, имеющими меньший рост.

Ручной инструмент для взрослых разрешено предоставлять подросткам старше 15 лет. Адекватные антропометрическим параметрам школьников, полностью, как и в предыдущем случае, исправные инструменты № 1 и № 2 должны применять соответственно 10-12-летние и 13-15-летние учащиеся.

6. Рациональная схема размещения основного оборудования мастерских, позволяющая обеспечить предупреждение травматизма, оптимальную рабочую позу, благоприятные условия выполнения необходимых зрительных операций и успешность овладения предусмотренными учебной программой практическими навыками.

Столярную мастерскую (работа с древесиной требует широкой амплитуды движений из-за использования, как правило, длинномерных заготовок и значительных габаритов применяемого инструмента) оборудуют индивидуальными верстаками, которые следует размещать перпендикулярно и (или) под углом 30-40° к стене с окнами. Левостороннее светораспределение позволяет в этом случае предупредить затенение рабочей зоны. Минимальное расстояние между столярными верстаками внутри ряда должно быть 0,8 м, между рядами — 1,2 м.

В слесарной мастерской, где размеры рабочей зоны учащегося уступают характерным для столярной, тиски крепят к многоместным, размещенным перпендикулярно к светонесущей стене верстакам с таким расчетом, чтобы поток естественного света падал на рабочие места справа. Расстояние между вертикальными осями соседних тисков и ширина проходов между слесарными верстаками внутри ряда должны быть не менее 1 м.

Расстановка основного оборудования мастерских, выполненная с нарушением указанных выше требований, является гигиенически нерациональной. Например, при так называемых спаренных слесарных верстаках, когда один школьник размещен спиной, а другой — лицом к светонесущей стене, защитной сетке и одновременно к работающему непосредственно напротив первому школьнику, вызывает затенение каждой рабочей зоны.

При расстановке верстаков параллельно линии окон поток естественного света падает на рабочие места спереди. Поэтому в их последних рядах значительно снижается уровень освещенности, тогда как дети, занимающие первые ряды оборудования, могут испытывать слепящее и перегревающее действие прямого солнечного излучения.

7. Обеспечение в процессе выполнения трудовых операций оптимальной рабочей позы учащихся.

Ее характеризует не только устойчивое положение тела, но и минимизация статического напряжения мышечного аппарата, количества выраженных (по визуальной оценке более 30° от вертикали) наклонов корпуса, наличие необходимых условий нормального функционирования кардиореспираторной системы и зрительного анализатора.

Так, при опиливании металла правильная рабочая поза предполагает разворот корпуса школьника под углом 45° к оси тисков и прямой угол в локтевом суставе установленной на их губки правой руки с напильником. Стопы должны находиться на расстоянии ширины плеч (Рисунок 2).

Рисунок 2. Правильная рабочая поза школьника при опиливании металла.

8. Оптимальное (27-36 мин) время, затрачиваемое учащимися непосредственно на выполнение учебно-трудовых операций, которое, будучи выражено в процентах к общей продолжительности урока (величина его моторной плотности), составляет не менее 60 и не более 80 %.

Указанные параметры являются важной предпосылкой успешного овладения умениями и навыками ручной обработки основных конструкционных материалов, а также обеспечивают адекватную нагрузку на сердечно-сосудистую систему учащихся. Критерием наличия такой нагрузки считают прирост частоты пульса во время наиболее трудоемких работ на 25-30% по сравнению с индивидуальным исходным значением.

9. Выполнение школьниками на уроке 3-5 технологических операций, что должно предопределять содержание правильно сформулированного учебно-трудового задания.

Требование наличия неснижаемого минимума рабочих действий объясняется малой толерантностью детей к мышечной нагрузке преимущественно статического характера. Одновременно, учащенная смена выполняемых ими операций тормозит процесс формиро­вания рабочего динамического стереотипа, что чревато травматиз­мом и препятствует успешному освоению программы обучения.

10. Соблюдение с целью предупредить активное развитие процессов утомления оптимальной (допустимой) продолжительности непрерывного выполнения слесарных или столярных операций (таблица 1).

11. Наличие регламентированных (длительностью до 3 мин) пауз в работе, которые с учетом возраста, а также интенсивности трудовой деятельности учащихся необходимо предусматривать через каждые 12, 15-18 или 20 мин соответственно для школьников 5-х, 6-х или 7-х классов.

К указанным перерывам целесообразно приурочивать проведение физкультминуток, которые благодаря эффекту активного отдыха обеспечивают улучшение функционального состояния мышечных групп, испытывавших наиболее выраженные нагрузки, прежде всего статического характера.

Норма продолжительности непрерывной работы (НПНР) школьников в учебных мастерских

Глава 32. Гигиенические основы трудового воспитания и обучения школьников

Важнейшей частью коммунистического воспитания подрастающего поколения яв­ляется трудовое обучение в числе других факторов, обеспечивающее всестороннее гармоническое развитие детей и подрост­ков. Идея трудового политехнического об­учения была выдвинута К. Марксом и раз­вита В. И. Лениным.

Постановления ЦК КПСС и Совета Ми­нистров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению работы средней общеобразова­тельной школы» (1966 г.) и «О дальнейшем

совершенствовании процесса обучения и воспитания учащихся в общеобразова­тельных школах и подготовке их к труду» (1977 г.) подчеркивают, что школа будет продолжать развиваться как общеобразо­вательная, трудовая, политехническая.

Трудовое обучение школьников имеет большое политическое и народнохозяй­ственное значение, так как воспитывает у детей — будущих строителей коммунисти­ческого общества любовь и уважение к труду, готовит их к участию в произво-

дительном труде. Наряду с этим дозиро­ванный труд детей в детском саду, школе имеет и большое оздоровительное значе­ние, содействуя разностороннему, гармони­ческому развитию. Под влиянием труда в растущем организме развиваются функции различных органов и систем — сердечно­сосудистой, дыхательной и особенно мы­шечной, возникают новые и укрепляются старые связи в коре большого мозга, улуч­шаются дифференцировка в двигательном анализаторе и координация движений рук, увеличиваются сила мышц, выносливость к статическому мышечному напряжению, вырабатываются новые и совершенствуют­ся старые двигательные навыки.

Кроме того, трудовое воспитание явля­ется средством, способствующим повыше­нию работоспособности детей, уменьшению их утомления: под влиянием уроков труда увеличивается скорость двигательных и словесных реакций, улучшается качество ответов, становится более прочной диффе­ренцировка. Это объясняется тем, что при выполнении трудовых операций в коре большого мозга возникают новые очаги возбуждения, которые в силу отрицатель­ной индукции вызывают торможение ра­нее активно работающих участков коры большого мозга, что способствует более быстрому восстановлению их функцио­нального состояния. Кроме того, обеспе­чивается возможность смены вынужденно­го положения тела, отдыха зрительного анализатора.

Уроки труда, проведенные в благопри­ятной гигиенической обстановке, особенно на открытом воздухе, способствуют повы­шению работоспособности учащихся не только после урока труда, но и на протя­жении всего учебного дня. Наиболее выра­женный эффект достигается, если такие занятия включены в понедельник и в пят­ницу на тех уроках, на которых выявлена начальная фаза утомления.

В современной школе используются сле­дующие формы трудового обучения: уроки ручного труда в первых—третьих классах (2 ч в неделю), уроки труда в четвертых— восьмых классах (2 ч в неделю), трудовые практикумы для учащихся девятых-деся­тых классов (4 ч в неделю). Наряду с этим предусмотрена производственная практика в пятом классе (6 ч), шестом (18 ч), седьмом (24 ч), девятом (132 ч). В начальных классах школьники на уро-

ках ручного труда занимаются лепкой ра­ботают с тканью и картоном. Занятия про­ходят в комнате ручного труда либо в классной комнате. С четвертого класса программа трудового обучения в нашей стране раздельная для мальчиков и дево­чек: первые обучаются элементам механи­зации и технологии обработки древесины и металла в столярной и слесарной мас­терских, девочки — обслуживающему тру­ду в кабинете обслуживающего труда. Учащиеся девятых-десятых классов прохо­дят трудовые практикумы по одной из от­раслей промышленности или сельского хозяйства на уровне допрофессиональной подготовки. С целью совершенствования трудового обучения и профессиональной ориентации для учащихся старших клас­сов организованы учебно-производственные комбинаты, в которых школьники могут ознакомиться с интересующими их специ­альностями и приобрести определенные навыки в работе. Часть школ, где для это­го есть соответствующие условия (учебные цеха, межшкольные мастерские, учебно-производственные комбинаты, близко рас­положенные предприятия и т. п.), выделя­ется для проведения производственного обучения учащихся 9—10 классов. В этих школах обеспечивается профессиональная подготовка учащихся и количество часов в неделю на трудовое обучение увеличено. Программа трудового обучения школьни­ков предусматривает также самообслужи­вание, общественно полезный труд. Боль­шую роль в трудовом воспитании школь­ников призваны сыграть лагеря труда и отдыха для учащихся 6—8 классов.

Касаясь структуры уроков труда, следу­ет иметь в виду, что однообразная работа содействует раннему наступлению утомле­ния. Напротив, чередование двух-трех раз­личных трудовых операций на уроке обу­словливает смену рабочей позы и попере­менное вовлечение в активную деятель­ность различных мышечных групп, спо­собствует повышению работоспособности. В связи с указанным продолжительность одной операции, которую учащиеся вы­полняют на уроке, должна быть не более 10 мин.

В младших классах уроки ручного труда не рекомендуют планировать сдвоенными. Педагог в них не должен длительно объяс­нять материал, требовать выполнения ра­боты в едином темпе и т. п.

В старших классах интересы выполне­ния программы трудового обучения тре­буют организации спаренных уроков. При наличии сдвоенных уроков через 45 мин следует устраивать 10 мин перерыв, в те­чение которого учащиеся должны занима­ться комплексом физических упражнений, который коррегирует однообразные трудо­вые движения во время урока. Среди дру­гих гигиенических требований к урокам труда, следует указать на необходимость воспитания у школьников надлежащей ра­бочей позы (с целью охраны зрения и профилактики пороков осанки), на соблю­дение равномерной нагрузки на левую и правую половину тела; Необходимо доби­ваться соответствия ручного инструмента­рия возрастным особенностям. Важно воспитывать у школьников навыки личной гигиены, культуры труда и техники безо­пасности; осуществлять медицинский конт­роль с целью выявления школьников, ко­торым по состоянию здоровья занятия в мастерских и в сельском хозяйстве проти­вопоказаны. Все эти требования разработа­ны и регламентируются соответствующи­ми санитарными правилами и инструктив­но-методическими указаниями Министер­ства здравоохранения и Министерства про­свещения.

С четвертого класса учащиеся работают на учебно-опытном участке и в сельском хозяйстве, где выполняют садово-огород­ные полевые работы (обработка почвы, посадка огородных культур, поливка, про­полка и т. д.). При такого рода работах большое значение имеет соответствие раз­меров грядки длине рук, поэтому грядки должны иметь ширину 50—80 см.

При проведении производственной прак­тики на земельном участке школы школь­ный врач должен регламентировать массу переносимого груза, для чего ведра, лейки должны иметь соответствующие пометки.

При организации общественно полезного труда, а также производственной практики в сельском хозяйстве учащихся городских школ на этот период следует объединять в комсомольско-молодежные лагеря, сель­ских школ — в ученические производствен­ные бригады, что дает возможность орга­низовать режим и условия работы в соот­ветствии с гигиеническими требованиями.

Сельскохозяйственные работы можно разделить по тяжести на три группы: 1) тяжелые работы, вызывающие значи-

тельное напряжение функциональных си­стем (переноска тяжести, вскапывание почвы и др.); 2) работы средней тяжести (высаживание рассады, прореживание по­севов и др.); 3) легкие работы (рыхление почвы, сгребание листьев и др.).

Мальчиков и девочек среднего школьно­го возраста (11—14 лет) следует привле­кать к работам средней тяжести, а к тя­желым видам работ только мальчиков в порядке усвоения определенных навыков. В этом случае следует устраивать двух­минутный перерыв через каждые 15 мин.

С целью устранения возможности пере­грева учащихся работу в поле рекоменду­ется начинать в 7 ч и проводить ее в два приема — с 7 до 11 ч и с 16 до 18. Норма выработки для ученических бригад уста­навливается в процентах от часовой нор­мы взрослых: для учащихся пятых-шестых классов 40%, седьмых-восьмых — 60% и девятых-десятых — 75%.

При трудоемких работах (значительное засорение поля во время прополки и др.) нормы выработки следует снижать, напри­мер, для учащихся девятых-десятых клас­сов до 60—65%. Работа школьников на сельскохозяйственных машинах (трактор, комбайн), связанная с воздействием шума, вибрации, неблагоприятного микроклима­та, разрешается только с 17 лет. Ее про­должительность в течение рабочего дня может быть не более 3 часов. После часо­вого перерыва учащиеся могут заниматься другими видами работ. Районный педиатр обязан контролировать общую продолжи­тельность рабочего дня школьников во время сельскохозяйственных работ. Общая продолжительность работы рекомендуется для учащихся девятых-десятых классов — 6 ч, для школьников седьмых-восьмых классов не более 4 ч, шестых — 2—3 ч, пя­тых классов не свыше 2 ч. В соответствии с динамическим стереотипом, сложившим­ся у школьников в период обучения, через каждые 45 мин работы нужно устраивать перерывы на 10 мин.

Привлекать школьников к участию в сельскохозяйственных работах на протя­жении всего периода летних каникул не следует. Учащиеся пятых—восьмых клас­сов должны отдыхать 1,5 мес, а девятых-десятых классов — не менее одного ме­сяца.

Изучение корковой нейродинамики уча­щихся старших классов при проведении

трудового производственного практикума и производственной практики показало, что наиболее благоприятные функциональ­ные изменения обнаруживаются у учащих­ся, у которых предусмотрено ежедневное сочетание теоретических знаний (2—3 ч) и работы на производстве либо в учебно-производственных мастерских (3—4 ч). Помимо обеденного перерыва (30 мин) следует предоставлять школьникам отдых (10 мин) через каждые 45 мин работы, со­здавать наиболее благоприятные условия внешней среды. Соблюдение рационально­го режима работы у подростков может быть обеспечено при проведении практи­кума в ученических цехах, школьных и межшкольных учебно-производственных мастерских и комбинатах. Работа учащих­ся в ученических цехах вызывает меньшее утомление, чем в цехах, где работают взрослые рабочие.

Физическая нагрузка школьников во время работы должна быть дифференциро­вана по полу, поскольку установлено более медленное нарастание мышечной силы у девушек после 14 лет.

При гигиеническом нормировании произ­водственной деятельности учащихся обыч­но учитывается плотность работы, которая

должна быть при 6-ти часовой ее продол­жительности 60—75%, а при 4-х часовой длительности может быть и выше — у де­вушек 60—85%, юношей — 75—85%.

Последнее время в нашей стране уделя­ется огромное внимание профессиональной ориентации учащихся, основное назначе­ние которой — подготовить молодежь к со­знательному выбору профессии, к широко­му участию в производительном труде. Формирование профессиональной направ­ленности должно происходить в школьные годы, что достигается хорошей постановкой работы по профессиональной ориентации в школе; привлечением учащихся к работе в различных кружках, посещением пред­приятий, общением со знатными рабочими и т. д.

Проблема профессиональной ориента­ции предусматривает несколько аспектов: 1) изучение различных профессий с точки зрения требований, которые они предъяв­ляют к определенным качествам подрост­ка, как в период его обучения, так и про­цессе последующей работы; 2) изучение физиологических и психологических ка­честв личности подростка и их значение в освоении профессий; 3) соответствие здо­ровья подростков избираемой профессии.

ГИГИЕНА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

система оптимальных, научно обоснованных требований к организации уч. процесса — нормирование умственных и физич. нагрузок, рациональная организация уроков (в т. ч. трудового обучения и физич. воспитания), чередование видов уч. работы в течение дня, недели, уч. года. Нарушение гигиенич. требований приводит к истощению нервной системы учащихся, переутомлению и ослаблению организма, снижению его сопротивляемости разл. инфекциям.

Гигиенич. требования учитываются в рациональной организации всего дня школьников (см. Режим дня): определённая продолжительность разл. занятий (в т. ч. занятия физкультурой и спортом), сна и отдыха, достаточное пребывание на свежем воздухе, регулярное и калорийное питание, выполнение правил личной гигиены.

Эти требования по организации уч. процесса разрабатываются гигиенистами при участии педагогов с учётом анатомо-физиол. особенностей развития детей и подростков, их функциональных возможностей. Для учащихся мл., ср. и ст. классов устанавливается разл. продолжительность уч. года, уч. дня и урока. Нормируется и длительность перемен. Длительность уч. дня определяется с учётом недельной нагрузки в макс, числе обязательных уч. часов в неделю. Специально отводится время на проведение факультативных и доп. занятий.

В общем объёме уч. времени особо планируются занятия по общественно полезному труду и трудовая практика (для учащихся ср. и ст. ступени общеобразоват. школы).

Работоспособность учащихся в течение разл. временных интервалов подвержена большим изменениям. Так, в течение года наиб. высокие показатели работоспособности отмечаются во 2-й пол. первой и в начале второй четверти, а в конце второй и особенно в конце третьей четверти и конце уч. года они значительно снижаются. Каникулы, даже короткие, способствуют восстановлению работоспособности. Недельная кривая изменения работоспособности детей имеет свои особенности: наиб. низкие показатели отмечаются в первый и предпоследний день уч. недели. Снижение работоспособности в начале года, недели объясняется тем, что для включения организма в работу необходимо нек-рое время. Отмечаемое повышение работоспособности учащихся в последний день уч. недели объясняется меньшей (специально задаваемой) уч. нагрузкой, а также феноменом т. н. конечного прорыва.

Работоспособность ребёнка неодинакова и в течение дня: у детей мл. шк. возраста она более высокая в середине 1-го и на 2-м уроках, у детей ст. и ср. возраста — с сер. 1-го и до конца 3-го уроков; это время используется для проведения контрольных работ или для занятий, требующих от учащихся особо напряжённого внимания. Чередование разл. предметов в режиме уч. занятий, благодаря чему обеспечивается переключение внимания ребёнка с одного вида деятельности на другой, создаёт благоприятные условия для восстановления работоспособности головного мозга. Так, для улучшения умственной деятельности необходимо правильно организовать уроки физкультуры и ручного труда. Поэтому с гигиенич. позиций целесообразно отводить этим предметам третьи часы занятий в нач. школе и третьи-четвёртые уроки в 5—8-х кл.

Письмо и чтение — осн. виды работы первоклассников, требующие большого напряжения ЦНС, и прежде всего зрительных и двигат. анализаторов. Длит. выполнение письменных работ, когда уроки рус. яз. и математики следуют друг за другом, способствует быстрому сильному утомлению детей. Поэтому для первоклассников наиб. рациональной является такая последовательность уроков: рус. яз., чтение, математика либо математика, чтение, рус. язык. Для снижения, томления школьников 6—9 лет важно чередовать виды работы в течение одного урока.

Гигиенич. требования предусматривают нормирование длительности разл. видов уч. работы. Так, у мл. школьников, особенно у детей 1—2-х к л., из-за недостаточного развития мышц кисти рук, несовершенной координации движений затруднён процесс письма. Оптимальная продолжительность письменной работы, составляющая в начале урока 2 мин 40 с, к концу урока снижается до 1 мин. Общую продолжительность письменных работ как на уроке, так и дома следует ограничить 5—10 мин, в течение к-рых необходимо 2 раза делать гимнастику для пальцев рук. Имеются нормы непрерывной работы и для разных видов деятельности на уроках труда: непрерывная работа уч-ся 1-х кл. с картоном, бумагой, тканью ограничивается 5 мин, 2—3-х кл. — 5- 7 мин, 4-х кл. — 10 мин, а работа с деревом и проволокой — 4—5 мин. Используемые в работе инструменты по массе и размерам должны соответствовать силе, размерам руки и амплитуде осн. движений ребёнка. Учащимся мл. классов удобнее работать с бумагой толщиной не более 0,5 мм, легко поддающейся резанию по прямым и закруглённым линиям, для лепки пользоваться пластилином, к-рый более податлив, чем глина. Для снижения утомляемости учащихся рационально чередовать разл. виды операций.

При составлении расписания уроков особого внимания заслуживает планирование сдвоенных уроков. Известно, что длит. занятия одним и тем же видом работы утомляют учащихся, способствуют Значит. снижению работоспособности на последующих уроках. В то же время в нек-рых случаях сдваивание уроков оказывается целесообразным и необходимым, напр. для выполнения лабораторных работ по физике, химии и др., отличающихся разнообразным содержанием и требующих больше времени для исполнения. Это же относится и к урокам трудового обучения детей ср. и ст. шк. возраста.

Для поддержания работоспособности учащихся большое значение имеют формы и методы преподавания. Если учитель ведёт урок эмоционально, использует ди-лактич. материал, соответствующий возрастным особенностям и возможностям учащихся, они лучше усваивают знания. Подобные уроки менее утомительны, потому что при такой форме изложения уч. материала функционируют и слуховой, и зрительный анализаторы. Это особенно относится к урокам в 1-м кл., когда учитель должен показать детям связь не только слов, но и чисел с образом и действием. Во время урока дети устают не только от умственной работы, но и от длит. сидения за партой. Для отдыха, восстановления работоспособности между уроками используются перерывы разл. продолжительности. Для большей информативности совр. методы преподавания предусматривают широкое использование ТСО. Продолжительность уроков о использованием телевидения не должна превышать 25—30 мин при условии установки в помещении двух телевизоров и рассаживании учащихся на расстоянии от 2 до 5,5 м от экрана. Предельно допустимая работа с программиров. звукозаписями для учащихся нач. классов на уроках математики 15—20 мин, на уроках рус. яз. 20—24 мин. На уроках чтения применять звукозаписи рекомендуется лишь в качестве иллюстративного материала. Их целесообразно использовать не более чем на 2 уроках подряд. Не рекомендуется применять программиров. звукозаписи во 2-й пол. четвёртой четверти: они утомительны на фоне сниженной работоспособности в конце уч. года. Для гигиенич. организации трудового обучения на ср. и ст. ступенях школы каждому учащемуся отводится рабочее место с учётом его роста, обеспечивается достаточное искусств, и естеств. освещение. Перед началом занятий проводится проверка техн. состояния оборудования, инструментов, изоляции электропроводки, заземления. Уч-ся должны ознакомиться с правилами техники безопасности. Особые гигиенич. требования предъявляются к организации производит, труда. Работа учащихся на пром. произ-вах разрешается только в утреннюю смену и при отсутствии на участке вредных факторов (шум — не выше 75 дБ и др.). При наличии в воздухе токсич. веществ учащимся до 18 лет разрешается работать не более 3 ч в день. К трудовому обучению и производит, труду допускаются только учащиеся, не имеющие мед. противопоказаний.

Уроки физкультуры проводятся во всех классах ср. школы и по спец. программе в проф.-тех. и ср. спец. уч. заведениях в специально оборудованных залах или на открытом воздухе. Во время занятий более интенсивная физич. нагрузка чередуется с отдыхом или с менее интенсивной нагрузкой. К макс, физич. нагрузке, к-рая даётся во второй четверти урока (в нач. классах — подвижные игры, в ср. и ст. классах — упражнения на снарядах), организм детей готовят постепенно возрастающей нагрузкой. Заканчивается урок ходьбой, медленно выполняемыми упражнениями, успокаивающими организм. Уроки физкультуры не разрешается сдваивать (кроме занятий плаванием и лыжами). В спорт, зале поддерживается оптимальный воздушно-тепловой режим, во время занятий обеспечивается постоянный приток свежего воздуха.

Для поддержания работоспособности учащихся, снижения утомления большое значение имеет правильная организация отдыха и работы дома. Начинать приготовление домашнего задания рекомендуется после приёма пищи и отдыха (лучше на свежем воздухе). К вечеру утомляемость детей резко возрастает. Учащимся 1-х кл. задания на дом не задаются. Макс, продолжительность приготовления уроков составляет для учащихся 2-х кл. 30 мин, 3—4-х — до 1 ч, 5—6-х — до 1,5 ч, 7—8-х. — до 2 ч, 9—11-х кл. до 2,5 ч.

После определённого периода непрерывных занятий (уч-ся 7—9 лет через 35 мин, а уч-ся ср. и ст. шк. возраста через 45 мин) делают перерыв в 5—10 мин., а в середине каждого уч. часа — физкультурную разминку с офтальмотренингом. Чрезмерно длит. занятия сокращают время сна и прогулки на свежем воздухе.

Общие гигиенич. рекомендации по режиму уч. занятий не подходят для детей, страдающих отклонениями в состоянии здоровья, напр. перенёсших тяжёлые нервные заболевания, страдающих ревматизмом. Для таких детей рекомендуется сокращённая продолжительность дневных уч. занятий и доп. день отдыха среди недели. Индивидуального подхода требуют также уч-ся, перенёсшие инфекц. заболевания. Работоспособность остаётся пониженной после выздоровления в течение 10—14 дней. Необходимо организовывать индивидуальные консультации по каждому предмету, освобождать от занятий физкультурой (на 2 нед) и от работ в мастерских (на 7—15 дней в зависимости от заболевания).

Лит.: Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников, под ред. М. В. Антроповой, М., 1974; Гигиенич. оценка обучения учащихся в совр. школе, под ред. Г. Н. Сердюковской, С. М. Громбаха, М., 1975; Адаптация организма учащихся к уч. и физич. нагрузкам, под ред. А. Г. Хрипковой, М. В. Антроповой, М., 1982; Физиолого-гигиенич. аспекты уч. нагрузки старшеклассеиков, под ред. В. И. Козлова, М. В. Антроповой, М., 1986; Гигиена детей и подростков, под ред. Г. Н. Сердюковской, А. Г. Сухарева, М., 1986. Л. А. Леонова.

Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия» . Под ред. В. Г. Панова . 1993 .

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: