\

Гигиена мест проведения внешкольной работы

Гигиена мест занятий

При занятиях в помещении не допускается наличие в воздухе даже незначительного количества вредных веществ, пыли, увеличенного процентного содержания углекислого газа. Запрещается курение. Пол должен быть ровным, нескользким без выбоин и выступов.

  • — соблюдение правил индивидуальной гигиены;
  • — гигиеническое состояние места, где проводятся занятия;
  • — наличие специального исправного спортивного инвентаря;
  • — гигиенические требования к погодным условиям;
  • — учёт экологического состояния в определённом районе;
  • — наличие специальной спортивной обуви и одежды;
  • — обязательное проведение водных процедур по окончании занятий.

Гигиенические правила содержания спортивных сооружений:

  • — необходимо проведение регулярного санитарного надзора спортивных помещений;
  • — соблюдение взаимосвязи таких служебных помещений, как гардеробные, раздевалки, душевые и туалеты;
  • — внутренняя отделка помещений должна быть ровной, без лепных украшений и выступов, обладать устойчивостью к ударам и допускать регулярную влажную уборку;
  • — создание в спортивном зале оптимального микроклимата, обеспечение необходимого воздухообмена при помощи системы вентиляции;
  • — установка равномерного рассеянного освещения согласно нормам;
  • — наличие медицинского пункта возле спортивного зала;
  • — поддерживание спортивного инвентаря в исправном состоянии;
  • — проведение ежедневной влажной уборки;
  • — проведение медицинского осмотра для лиц, посещающих бассейн.

Используя тренажеры и другие технические средства, следует проверять их соответствие гигиеническим нормам.

Наибольший оздоровительный эффект дают занятия на открытом воздухе в любое время года. Во избежание загазованности воздуха места занятий в лесу, лесопарке, на скверах выбираются на удалении 300-500 м. от автомобильных дорог и магистралей, от производственных зданий, учитывая направление и скорость движения воздуха.

При занятиях на спортивных сооружениях гигиенические условия обеспечиваются их администрацией.

Правила организации и гигиены самостоятельных занятий физической культурой включают в себя, прежде всего здоровый образ жизни, рациональный режим дня, соблюдение личной гигиены, меры профилактики спортивного травматизма и закаливания, кроме того, необходимо поддерживать хорошее санитарное состояние мест занятий, спортивной одежды и обуви, а также знать основной характер воздействия применяемых упражнений на организм человека. Рекомендуется также уметь пользоваться некоторыми восстанавливающими средствами, такими, как парная баня и массаж или самомассаж.

Причинами заболеваний и травматизма, связанных с физическими упражнениями, являются нарушения их гигиенического обеспечения, нерациональная методика и организация занятий, неполноценное материально-техническое обеспечение и неудовлетворительное состояние здоровья занимающихся. Профилактика отрицательных явлений требует выполнения ряда условий. Например, заниматься физическими упражнениями желательно в одно и то же время суток, не ранее, чем через 1,5-2 часа после еды (но не натощак), в соответствующей спортивной форме. Необходимо соблюдать постепенность в разучивании новых сложных упражнений и в увеличении их количества. Обувь, одежда и спортивный инвентарь должны соответствовать возможностям и возрасту занимающихся, а также погодным условиям. Недопустимы занятия в период болезни, в состоянии значительного утомления или недомогания, особенно девушкам и женщинам. Очень важно соблюдать правила личной гигиены, особенно чистоту тела.

Рекомендуется занятия физическими упражнениями всегда проводить на открытом воздухе, полностью использовать факторы закаливания — солнце, свежий воздух.

Современный специалист должен быть закаленным, физически культурным человеком. Строить себя, свое здоровье по жесткому графику трудно. Но если это удается, то удается и все остальное.

Санитарно-гигиенические условия обеспечения учебного процесса
консультация по теме

Обеспечение оптимальных гигиенических условий в школе — важный элемент здоровьесберегающих технологий. Их нарушение отражается на всем, что происходит в школе: на учебном процессе, обучении сохранению и укреплению здоровья, воспитании культуры здоровья (создаются противоречия между словами учителя и реальностью).

Скачать:

Вложение Размер
sanitarno-gigienicheskie_usloviya.pptx 181.25 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Санитарно-гигиенические условия обеспечения учебного процесса Презентация подготовлена учителем ОБЖ МАОУ СОШ №3 г.Пушкино Салиной Е.М.

Обеспечение оптимальных гигиенических условий в школе — важный элемент здоровьесберегающих технологий. Их нарушение отражается на всем, что происходит в школе: на учебном процессе, обучении сохранению и укреплению здоровья, воспитании культуры здоровья

Санитарно-гигиеническое состояние школы Санитарно-гигиеническое состояние школы включает соблюдение чистоты, регулярное и правильное проведение уборок всех помещений, дезинфекции и т.д Удачный подбор тонов окраски стен, потолков и школьного оборудования не только имеет эстетическое значение, но и существенным образом влияет на эмоциональное состояние школьников, их самочувствие и работоспособность. Цвета коротковолнового спектра (синий, голубой ) действуют успокаивающе, длинноволнового (красный, оранжевый), — наоборот, возбуждающе, а средневолновой участок спектра содержит цвета психофизического равновесия (зеленые, желтые), которые воздействуют на психику положительно, повышают трудоспособность. Белый цвет значительно усиливает освещенность, отражает до 80% цвета, но лишен эмоционального воздействия. Правильно сформированная цветовая гамма школьных помещений повышает внимание учащихся.

Требования к школьной мебели Школьная мебель должна способствовать правильной, удобной позе ребенка, соответствовать его анатомо-физиологическим особенностям. Самая экономичная поза на уроке — сидя, с минимальным отклонением центра тяжести от положения равновесия. При правильном положении тела устойчивое равновесие и центр тяжести не выходят за площадь опоры и отсутствует дополнительное статическое напряжение.

Признаки правильной позы учащегося во время занятий За столом (партой). Длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер ребенка. Высота ножек стула должна равняться длине голеней. Голеностопный, коленный и тазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол. Между краем стола и грудной клеткой сидящего ученика необходимо выдерживать расстояние, равное ширине кисти ребенка. При письме . Сидеть нужно с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы. Позвоночник опирается на спинку стула. Предплечья лежат на поверхности стола симметрично и свободно. Плечи находятся на одном уровне. Голова чуть наклонена вперед. Расстояние от глаз до стола (тетради, книги) соответствует 30-35 см. Тетрадь при письме должна лежать на столе под углом 30°. Левая рука ученика (у левшей правая) поддерживает и двигает тетрадь снизу вверх.

Признаки правильной позы учащегося во время занятий При чтении. Поза при чтении в основном совпадает с позой при письме. Предплечья симметрично без напряжения лежат на поверхности стола (парты), кисти поддерживают книгу с наклоном по отношению к глазам под углом 15°. Стоя. Стоять надо свободно, без напряжения, с равномерной нагрузкой на обе ноги. Голову не наклонять, следить за симметричным положением плеч, углов лопаток.

Гигиенические условия в классе

Освещенность Учебная деятельность в условиях недостаточной и неправильной освещенности рабочего места приводит к прогрессирующему ухудшению зрения, снижению работоспособности, повышению нервно-психического напряжения, утомляемости .

Освещенность По мере изменения естественной освещенности в течение дня и года учителю нужно как можно точнее определять время включения искусственных источников света Сочетание искусственного и естественного освещения оценивается некоторыми физиологами как неблагоприятное для зрения, поэтому следует по возможности использовать дневной свет. Задача учителя — следить, чтобы все светильники в классе были исправлены, и незамедлительно требовать у администрации замены перегоревших ламп. Недопустимо также, чтобы в рабочем состоянии люминесцентные лампы жужжали, даже слабо.

Воздушно-тепловой режим Температура и другие характеристики воздуха в рабочем помещении во многом определяют как психофизиологическое состояние человека , так и риск ухудшения здоровья. В течение урока температура в классе может повышаться на 3-4°, что само по себе ухудшает условия для проведения занятий, поэтому на каждой перемене учителю необходимо интенсивно проветривать классное помещение в отсутствии детей, контролируя температуру воздуха термометром. Тепловой комфорт школьников обеспечивается при температуре воздуха в учебных помещениях +18-20°С.

В зимнее время основное внимание администрации школы и учителей сосредоточено на температуре воздуха («Чтобы дети не замерзли»), что нередко приводит к повышению сухости воздуха, а это также неблагоприятно сказывается на состоянии как учащихся, так и педагогов, особенно на их голосовых возможностях. На переменах следует легко увлажнить и слегка очистить воздух с помощью опрыскивания помещения из бутылочки с простой насадкой, используемой на садовых участках. Оптимальные параметры влажности, определяемые показаниями психрометра в зоне дыхания, составляют 30-50% (допустимо 25-60%).

Уровень шума Для психогигиенической обстановки в школе существенным является такой фактор, как шум. Дети более чувствительны к шуму, чем взрослые, поэтому в школах должны предусматриваться специальные акустические мероприятия, препятствующие усилению звука, его распространению Не следует забывать о еще одной актуальной задаче — уменьшении «внутреннего» шума, возникающего от чрезмерно громких разговоров, криков.

Очевидный вред слуху и здоровью школьников вообще наносит постоянное прослушивание музыки через наушники, особенно при повышенной громкости. Задача учителя, классного руководителя — донести до сознания учащихся потенциальный вред для их здоровья от такого избытка сильных звуковых воздействий.

Гигиенические требования к использованию видеоэкранных средств обучения При применении ТСО расписание занятий должно строиться таким образом, чтобы в течение учебного дня происходило переключение деятельности учащихся с предметов, нагружающих преимущественно вторую сигнальную систему (математика, чтение, русский язык), на предметы, включающие в работу первую сигнальную систему, создающие положительную атмосферу (труд, физкультура, ритмика). В старших классах активное использование ТСО может приводить к большей утомляемости: за то же время, что и при традиционных формах обучения, дается больший объем информации.

Неблагоприятное изменение работоспособности и функционального состояния организма учащихся Отмечается, главным образом, под влиянием: передач длительностью свыше 25-35 мин (в зависимости от предмета); преобладания в передаче слова над изображением, а также слишком большого количества схем, печатного текста, диаграмм, вызывающих значительное напряжение зрительного анализатора; однообразной структуры урока при недостаточном контакте ведущий — учащийся — педагог; неблагоприятных условий просмотра телевизионных передач (1 телевизор на класс; расположение учащихся к экрану телевизора ближе 2 м и далее 6 м; засветка экрана солнечными лучами или просмотр в полной темноте; плохое качество изображения и т.д.)

Характер и условия работы на ПК Неблагоприятное воздействие характера и условий работы на ПК может быть уменьшено путем установления регламента продолжительности работы школьников с компьютерами, рационального кондиционирования воздуха, введения регулярных занятий физкультурой, специальных упражнений для профилактики зрительного утомления. Непрерывная длительность занятий с ПК не должна превышать для учащихся: 1 класса — 10 мин; 2-5 классов — 15 мин; 6-7 классов — 20 мин; 8-9 классов — 25 мин; 10-11 классов — на первом часе учебных занятий -30 мин; на втором — 20 мин.

Чтобы свести к минимуму неблагоприятные факторы, связанные с компьютером, следует выполнять 5 правил: Расположить компьютер в углу комнаты или задней панелью к стене. Проводить ежедневную влажную уборку в помещении, где используется компьютер, поэтому пол в нем не следует закрывать паласом или ковром. До и после работы на компьютере протирать экран слегка увлажненной чистой тряпкой или губкой. Можно поставить перед экраном кактусы. Считается, что они помогают уменьшить негативное влияние компьютера. Чаще проветривать комнату, в которой работает компьютер, разместить в ней аквариум или другие емкости с водой, что повышает влажность воздуха.

В обязанности педагога входят умение и готовность видеть и определять органолептически (с помощью органов чувств) явные нарушения гигиенических условий проведения урока и по возможности исправлять их — самому или с помощью администрации школы, других учителей, медиков. Установлено, что только оптимизация санитарно-гигиенических условий способствует улучшению здоровья учащихся на 11% .

Гигиенические требования к организации и проведению урока. Гигиенические требования к учебной нагрузке. Режим дня учащихся и его компоненты.

Учебно-воспитательный процесс в школе строится в соответствии с гигиеническими нормативами и рекомендациями. Основной документ, регламентирующий гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса, — СанПиН 14-46 — 96 «Санитарные правила и нормы устройства, содержания и организации учебно-воспитательного процесса учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования».

В подготовительных и первых классах продолжительность урока равна 35 мин. В общеобразовательных учреждениях, расположенных на территориях, загрязненных радионуклидами, рекомендуется сокращать продолжительность урока в этих классах до 30 мин, во 2 — 3 — до 35 мин, 4 -9 классах — до 40 мин. По согласованию с органами санитарно-эпидемиологического надзора до 40 мин могут сокращаться уроки в лицеях, гимназиях, профилированных школах. Продолжительность урока не должна превышать 45 мин.

Структура урока едина во всех классах. Условно урок делится на три части: вводную, основную, заключительную. Учебная нагрузка должна увеличиваться постепенно, достигая максимума к середине урока, после чего снижается к концу занятия. В начале урока (10 — 15 мин) идет врабатывание. Это время отводится для организационных вопросов и опроса учеников. Во время основной части урока, в период наилучшей работоспособности, учитель объясняет новый материал, наиболее активно используя это время. Продолжительность непрерывного объяснения должна ограничиваться периодом активного внимания неустойчивой работоспособности учеников. Для 6 — 7-летних детей это не более 15 мин, в средних классах — приблизительно 25 — 30 мин, в старших -30 — 35 мин. Учитель должен знать, что характер объяснения влияет на сроки возникновения утомления. Так, объяснение нового материала в форме лекций утомляет больше по сравнению с объяснением, которое проводится в форме беседы, делающей урок более живым, эмоциональным, интересным, учащиеся легче усваивают и запоминают новый материал. Интерес к излагаемому материалу длительно поддерживает работоспособность на должном уровне. И напротив, отсутствие интереса, невыразительная, монотонная речь или недоброжелательность учителя способствуют быстрому развитию запредельного торможения.

За 10 — 15 мин до окончания урока у школьников начинается утомление. Заключительная часть урока отводится для тренировочного воспроизводства. Характерно, что младшие школьники «не умеют по-настоящему утомиться». При продолжительной работе у них развивается запредельное, или охранительное, торможение, которое предохраняет клетки коры головного мозга от перевозбуждения и переутомления. Старшие школьники могут продолжать работу при утомлении, что и приводит к переутомлению.

В школе практикуется проведение сдвоенных уроков. Органами санитарно-эпидемиологического надзора допускается объединение двух уроков для проведения лабораторных и контрольных работ, уроков информатики, труда, изобразительного искусства, для предметов с повышенным и углубленным уровнем их изучения, а также при выполнении программы но лыжной подготовке. В процессе проведения сдвоенного урока обязательно чередование практической и теоретической частей, заданий по самоподготовке. На обоих уроках обязательна физкультурная пауза, перемена между уроками — не менее 10 мин. Заблаговременно, перед уроком, класс должен быть проветрен.

Правильный режим дня — это рациональное чередование различных видов деятельности и отдыха, что имеет большое оздоровительное и воспитательное значение.

Правильно организованный режим дня благоприятствует сохранению относительно высокой работоспособности организма в течение длительного времени. Регулярность отдельных режимных моментов и их чередование обеспечивают выработку определенного ритма в деятельности организма.

Нарушение режима дня, так же как неправильные условия воспитания, неблагоприятный климат в семье, приводит к серьезным отклонениям в здоровье ребенка, прежде всего к неврозам. Симптомы: беспокойство, плохой сон, отставание физического развития. В более старшем возрасте — раздражительность, неадекватные реакции, нервные тики, кишечные колики, лабильность температуры. Течение определяется влиянием окружающей среды, правильным воспитанием и обучением. Профилактика: строго проводимый режим с самого раннего возраста, правильный педагогический подход к ребенку. Широкое использование оздоровительных мер воздействия: воздушные и солнечные ванны, купание, хвойные и соленые ванны, обтирания, обливания, занятия физической культурой, максимальное пребывание на свежем воздухе, достаточный гигиенически полноценный ночной сон, дневной сон. Целесообразно, особенно в подростковом возрасте, воздействие взрослых (родителей, воспитателей) своим личным авторитетом, постоянное подчеркивание отсутствия у ребенка (подростка) какого-либо серьезного заболевания.

Внеклассные и внешкольные занятия. Внеклассные и внешкольные занятия с учащимися проводят в учебные дни с меньшим числом учебных занятий, а также в воскресные дни и во время каникул. Работа школьников в различных кружках внешкольных учреждений должна находиться под непосредственным наблюдением и руководством опытных педагогов-воспитателей и пионервожатых, разумно направляющих деятельность детей и подростков в соответствии с их развитием, возрастными возможностями и при правильном чередовании работы и отдыха.

Планируя внеклассную и внешкольную работу, необходимо учитывать возрастные особенности учащихся.

Организация свободного времени учащихся. В режиме дня следует предусмотреть время, которое используется учащимися сообразно их индивидуальным наклонностям и интересам: для учащихся младших классов 1—1,5 ч, а средних и старших классов — 1,5—2,5 ч. Это время учащиеся могут использовать для чтения художественной литературы, конструирования, рисования, просмотра телевизионных передач, прослушивания радиопередач.

В свободное от занятий время школьники должны помогать семье, выполняя ту или иную работу по собственной инициативе или по указанию родителей. Посильный труд не только способствует правильному воспитанию детей, но и содействует наилучшему их физическому развитию и укреплению здоровья.

Специальное время предусматривают для пребывания на открытом воздухе. Всякий час, проведенный школьниками на открытом воздухе в подвижных играх и спортивных развлечениях, благоприятно влияет на здоровье. Исследования показали, что 1—1,5-часовой отдых, сопровождающийся подвижными играми, дающими умеренную физическую нагрузку, повышает работоспособность учащихся.

В тех случаях, когда активный отдых учащихся превышает 1,5 ч или проводится с интенсивной нагрузкой, работоспособность резко падает, увеличивается количество ошибок, уменьшается объем выполняемой работы, на приготовление уроков после такого отдыха уходит больше времени, чем после рационально организованного.

Спортивные игры, такие, как волейбол, баскетбол, футбол, не рекомендуются учащимся в промежутке между учебными занятиями в школе и приготовлением уроков. Связанные с большой подвижностью, а следовательно, интенсивной нагрузкой, они могут оказать отрицательное влияние на работоспособность.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека
Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения
«Центр гигиены и эпидемиологии
в Республике Татарстан (Татарстан)»

  • Новости центра /
  • Требования, выполнение которых должна обеспечить общеобразовательная организация при возобновлении очной формы обучения в условиях распространения COVID-19

В целях обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия детского населения, снижения рисков инфекционной заболеваемости детей в организованных коллективах постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации А.Ю.Поповой от 30.06.2020г. №16 утверждены санитарно – эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее – Санитарные правила или СП 3.1/2.4.3598-20).

Указанные санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к особому режиму работы общеобразовательных организаций в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (далее — COVID-19).

В условиях распространения COVID-19 СП 3.1/2.4.3598-20 применяются в дополнение к обязательным требованиям, установленным для общеобразовательных организаций государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях», СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда», СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», СанПиН 2.4.3259-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»).

С целью предупреждения распространения COVID-19 в общеобразовательных организациях должно быть обеспечено выполнение следующих требований:

  • запрещается проведение массовых мероприятий с участием различных групп лиц (групповых ячеек2, классов, отрядов и иных), а также массовых мероприятий с привлечением лиц из иных (сторонних) организаций;
  • лица, посещающие общеобразовательную организацию (на входе), подлежат термометрии с занесением ее результатов в журнал в отношении лиц с температурой тела 37,1 °С и выше в целях учета при проведении противоэпидемических мероприятий;
  • лица с признаками инфекционных заболеваний (респираторными, кишечными, повышенной температурой тела) должны быть незамедлительно изолированы с момента выявления указанных признаков до приезда бригады скорой (неотложной) медицинской помощи либо прибытия родителей (законных представителей) или самостоятельной самоизоляции в домашних условиях. При этом дети должны размещаться отдельно от взрослых;
  • с момента выявления указанных лиц общеобразовательная организация в течение 2 часов должна любым доступным способом уведомить территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Также, в общеобразовательных организациях должны проводиться следующие противоэпидемические мероприятия, включающие:

  • уборку всех помещений с применением моющих и дезинфицирующих средств и очисткой вентиляционных решеток (далее — генеральная уборка) непосредственно перед началом функционирования общеобразовательной организации. Для проведения дезинфекции должны использоваться дезинфицирующие средства, применяемые для обеззараживания объектов при вирусных инфекциях, в соответствии с инструкцией по их применению;
  • обеспечение условий для гигиенической обработки рук с применением кожных антисептиков при входе в общеобразовательную организацию, помещения для приема пищи, санитарные узлы и туалетные комнаты;
  • ежедневную влажную уборку помещений с применением дезинфицирующих средств с обработкой всех контактных поверхностей;
  • генеральную уборку не реже одного раза в неделю;
  • обеспечение постоянного наличия в санитарных узлах для детей и сотрудников мыла, а также кожных антисептиков для обработки рук;
  • регулярное обеззараживание воздуха с использованием оборудования по обеззараживанию воздуха и проветривание помещений в соответствии с графиком учебного, тренировочного, иных организационных процессов и режима работы общеобразовательных организаций;
  • организацию работы сотрудников, участвующих в приготовлении и раздаче пищи, обслуживающего персонала с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания (одноразовых масок или многоразовых масок со сменными фильтрами), а также перчаток. При этом смена одноразовых масок должна производиться не реже 1 раза в 3 часа, фильтров — в соответствии с инструкцией по их применению;
  • мытье посуды и столовых приборов в посудомоечных машинах при максимальных температурных режимах. При отсутствии посудомоечной машины мытье посуды должно осуществляться ручным способом с обработкой столовой посуды и приборов дезинфицирующими средствами в соответствии с инструкциями по их применению либо питание детей и питьевой режим должны быть организованы с использованием одноразовой посуды.

При наличии бассейна в общеобразовательной организации. Посещение бассейнов в общеобразовательных организациях допускается по расписанию отдельными группами лиц (групповая ячейка, класс, отряд и иные). При этом общеобразовательной организацией должно быть обеспечено проведение обработки помещений и контактных поверхностей с применением дезинфицирующих средств и обеззараживания воздуха в раздевалках после каждого посещения бассейна отдельной группой лиц.

С целью предупреждения распространения COVID-19 в общеобразовательных организациях должны соблюдаться также дополнительные санитарно-эпидемиологические требования, а именно:

  • в общеобразовательных организациях за каждым классом должен быть закреплен отдельный учебный кабинет, в котором дети обучаются по всем предметам, за исключением занятий, требующих специального оборудования (в том числе физическая культура, изобразительное искусство, трудовое обучение, технология, физика, химия);
  • общеобразовательной организацией должна осуществляться работа по специально разработанному расписанию (графику) уроков, перемен, составленному с целью минимизации контактов обучающихся (в том числе сокращения их количества во время проведения термометрии, приема пищи в столовой);
  • проветривание рекреаций и коридоров помещений общеобразовательных организаций должно проводиться во время уроков, а учебных кабинетов — во время перемен.

При проведении итоговой и промежуточной аттестации общеобразовательной организацией должны быть обеспечены:

  • составление графика явки обучающихся на аттестацию обучающихся в целях минимизации контактов обучающихся, в том числе при проведении термометрии;
  • условия для гигиенической обработки рук с применением кожных антисептиков или дезинфицирующих салфеток при входе в помещение для проведения аттестации;
  • соблюдение в местах проведения аттестации социальной дистанции между обучающимися не менее 1,5 метров посредством зигзагообразной рассадки по 1 человеку за партой;
  • использование членами экзаменационной комиссии, присутствующими на экзамене, средств индивидуальной защиты органов дыхания (одноразовых масок или многоразовых масок со сменными фильтрами). При этом смена одноразовых масок должна производиться не реже 1 раза в 3 часа, фильтров — в соответствии с инструкцией по их применению.

Кроме того, обращаем внимание, что посещение общеобразовательной организации детьми, перенесшими заболевание, и (или) в случае, если ребенок был в контакте с больным COVID-19, допускается при наличии медицинского заключения врача об отсутствии медицинских противопоказаний для пребывания в указанной организации.

Мы желаем здоровья Вам и Вашим детям!

САНИТАРНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ в школе

Расстановка ударений: САНИТА`РНОЕ ПРОСВЕЩЕ`НИЕ в школе

САНИТАРНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ в школе. В сов. школе сложилась система санитарного просвещения, которая ставит своей задачей сообщение школьникам определённого круга мед. и гигиенич. знаний, привитие навыков и привычек по охране здоровья. Гл. составными частями этой системы, взаимосвязанными между собой, являются: 1) гигиенич. обучение и воспитание уч-ся, в к-рое входит преподавание на уроках основ гигиены, предусмотренных школьными уч. программами; внеклассное и внешкольное санитарное просвещение; развитие санитарной самодеятельности уч-ся; повседневное гигиенич. воспитание и контроль за выполнениями уч-ся санитарных навыков и требований; 2) систематич. санитарное просвещение родителей; 3) гигиенич. подготовка учителей.

Ведущим звеном гигиенического обучения и воспитания учащихся является преподавание основ гигиены на уроках. В 1 — 2-х классах на уроках рус. языка (тема «Забота о здоровье») предусматривается сообщение знаний и воспитание навыков по правильной посадке во время занятий в школе и дома (см. Осанка), умыванию, чистке зубов, уходу за волосами и ногтями, уходу за одеждой и обувью, утренней гимнастике, режиму дня и др. В 3 — 4-х классах элементарные сведения по гигиене даются в сочетании с нек-рыми понятиями о работе органов человека: как беречь и укреплять сердце, как сохранить зрение, правила питания и др. В 5 — 8-х классах вопросы медицины и гигиены включены в биологию: ботаника (бактерии — возбудители болезней, съедобные и ядовитые грибы, лекарственные и ядовитые растения и др.), зоология (насекомые — переносчики болезней, черви — паразиты, и предупреждение глистных заболеваний, клещи — переносчики энцефалита, меры личной защиты от клещей и др.). Наиболее полно основы гигиены освещаются в курсе анатомии и физиологии человека. Отдельные вопросы медицины и гигиены имеются в курсах физики, химии и других предметов.

Преподавание гигиенич. знаний служит основой для воспитания гигиенич. навыков. Поэтому очень важно, чтобы уч-ся сами проделали работу, связанную с выполнением данного гигиенич. навыка.

Преподавание гигиенич. сведений но мере перехода из класса в класс построено так, чтобы дать уч-ся систематизированные, постепенно усложняющиеся знания. В школьниках надо воспитывать твёрдую убеждённость, что здоровье в руках самого человека, его нужно не только сохранять, но и создавать. Гигиеническое обучение и воспитание осуществляется в тесной связи с физическим, эстетическим и нравственным воспитанием.

Внеклассная и внешкольная санитарно-просветительная работа углубляет и пополняет гигиенич. и мед. знания уч-ся, полученные на уроках, способствуют успешному проведению различных санитарных и лечебных мероприятий в школе. Внеклассная санитарнопросветительная работа тесно связана с мед. осмотром уч-ся, проведением профилактич. прививок, противоглистных лечений и др. Лекции и беседы рекомендуется проводить на актуальные «сезонные темы» (напр., «Гигиена подготовки к экзаменам», «Как хорошо отдохнуть в каникулы», «Весна и витамины», «Гигиена труда в мастерских» и т. п.), на темы, связанные с особенностями возраста, в частности в старших классах — гигиена юноши и девушки. Для уч-ся старших классов проводятся циклы лекций: «Достижения медицинской науки»,

«Великие учёные — медики», «Береги здоровье смолоду», устраиваются специальные вечера, посвящённые вопросам медицины и гигиены. К таким вечерам приурочиваются выставки, уч-ся готовят доклады, демонстрируют опыты, показывается специальный кинофильм.

Широкое распространение получила кружковая работа: кружки «юных медиков», «юных микробиологов» и др. Как формы внеклассной и внешкольной работы можно рекомендовать викторины, мед. олимпиады, беседы и краткие информации через школьный радиоузел и др. Издательства выпускают научно-художественные и научно-популярные мед. книги для учащихся, по которым можно провести читательские конференции.

Одна из самых распространённых форм санитарной пропаганды — выпуск санитарных газет и бюллетеней. В школах создаются специальные «уголки здоровья» и выставки. Санитарное просвещение входит и в систему работы пионерской организации — организуются сборы: «Цена минуты» (о режиме дня), «Будь сильным, ловким, стройным» и др., проводятся «Дни здоровья».

Важная роль в гигиенич. воспитании школьников принадлежит Союзу об-в Красного Креста и Красного Полумесяца (работа санитарного актива, занятия по программе БГСО).

Одним из практич. результатов санитарно-просветительной работы является санитарная самодеятельность школьников (контроль за чистотой, питьевым режимом, помощь при мед. осмотре и т. п.).

Успех гигиенич. воспитания школьников возможен только в тесном содружестве школы и семьи. Поэтому очень важно санитарное просвещение родителей. Проводятся специальные циклы лекций для родителей, родительские конференции, создаются родительские ун-ты здоровья, родителям раздаются брошюры и памятки по гигиенич. воспитанию детей. Родителей информируют о главнейших медико-санитарных мероприятиях, проводимых в школе, особенно о результатах мед. осмотра.

Не менее важна гигиенич. подготовка учителя, к-рую он получает через общую сеть курсов повышения квалификации учителей, организуемых ин-тами усовершенствования учителей и методич. кабинетами, а также через спец. курсы и семинары по вопросам гигиены и гигиенич. воспитания. Вся система гигиенич. обучения и воспитания школьников и санитарного просвещения родителей осуществляется в тесном содружестве учителей и мед. работников школы. Мед. работники являются членами пед. совета, они систематически информируют учителей о состоянии здоровья школьников, о достижениях мед. науки, посещают уроки учителей, особенно по анатомии, физиологии и гигиене. Методич. консультации для учителей, школьных врачей и мед. сестёр проводят Дома санитарного просвещения, к-рые имеются во всех областных центрах.

Лит.: Трахтман Я. Н., Внеклассная и внешкольная санитарно-просветительная работа, М., 1960; Казанский А. М., Работа учителя по охране здоровья детей. Пособие для учителей нач. классов 8-летней школы, М., 1961; Мильман И. И., Гигиеническое воспитание и обучение в нач. классах восьмилетней школы. Пособие для учителей 1 — 4 кл., 3 изд., М., 1961; Сергиевский А. М., Олимпиады и конкурсы школьников по охране здоровья, М., 1961; Школьникам о здоровье. Сб. стихотворений и рассказов. Сост. И. И. Мильман, Т. С. Черкасова, 2 изд., М., 1961; Коростелев Н. Б., Использование опытов в пропаганде медицинских и гигиенических знаний, М., 1961; его же, Фланелеграф в санитарном просвещении, М., 1962; его же, Природа и здоровье. Методич. пособие для педагогов, пионервожатых и школьных мед. работников, М., 1963; Сапожникова Р. Г. и Куинджи Н. Н., Гигиеническое воспитание и обучение в процессе занятий в школьных мастерских, М., 1964; Шибаева А. Н., Коростелев Н. Б., Прейсман А. Б., Гигиена девочки, девушки и юноши. (Примерные тексты бесед), М., 1964; Шибаева А. Н., Заяц Л. Д., Туманян Н. Г., Материалы для санитарно-просветительной работы по гигиене девочки и девушки, М., 1964.

Н. Б. Коростелев. Москва.

  1. Педагогическая энциклопедия/Глав. ред. И. А. Каиров и Ф. Н. Петров. т. 3. — М.: Советская энциклопедия, 1966. — 880 с. с илл.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: