\

Зачем в гробницы молодых девушек клали деревянных кукол

«Панка»

«Панка» — уникальная поморская деревянная кукла. В старину такими куклами не играли — верили, что в них переселяются души умерших родственников. К концу XIX века традиции были забыты, и «панки» превратились в игрушки для детей. Форма этих кукол настолько архаична, что, взяв ее в руки, невольно ощущаешь легкий мистический трепет. О «панках» и других куклах-оберегах — в новом выпуске проекта «100 символов Карелии».

Поморские деревянные куклы «панки». Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

Куклы-«панки» похожи на столбики. У них шарообразная голова и плоское лицо. Руки-ноги у «панки» не обозначены, глаза, рот и нос выжжены черточками и небольшими ямками с помощью раскаленного гвоздя. Внешне «панки» похожи на каких-то древних идолов или каменных баб, которым поклонялись наши предки.

В Петрозаводске живет художник, который знает почти все о традиционных деревянных игрушках поморов. Редким видом — северной плотницкой игрушкой — Дмитрий Москин интересуется уже около 30 лет. Последние лет 15 он сам делает из дерева кукол-«панок», лошадок и птичек — точные копии исторических народных игрушек, которые в прежние времена были и забавой, и важным обрядовым культовым символом.

Дмитрия Москина в туристический беспандемийный сезон можно встретить на острове Кижи у дома Ошевнева и посмотреть на технологию создания игрушки. Фото: музей-заповедник «Кижи» / Игорь Георгиевский

Дома у Дмитрия Москина хранятся огромные папки с этнографическими, историческими, искусствоведческими материалами о северной игрушке. Здесь есть схемы, замеры и подробные описания предметов, которые сам художник делал во время работы в музеях, где в фондах есть оригинальные образцы. Он досконально изучил внешний вид северной народной деревянной игрушки, ее сущность, собрал коллекцию книг, изучил технологию изготовления.

— Существует около десяти музеев, в фондах которых можно найти северные народные деревянные игрушки. Я постепенно собрал досье на каждую игрушку. У меня 100 «панок», около 200 вариантов лошадок и 50 птичек. Про каждую игрушку я знаю, где находится ее оригинал, какая у нее форма, чем она интересна. Это целое исследование, можно защитить докторскую диссертацию.

«Панки» на Белом море

Эти простые с виду игрушки долгое время не привлекали к себе внимания ни этнографов, ни художников, ни вообще любителей старины. Спохватились только в начале XX века. Всё, что собрано и хранится в музеях — образцы, в основном датируемые серединой или концом XIX века.

Глаза, рот, нос, а также знаки на самом теле «панки» мастера могли выжигать раскаленным гвоздем. Шляпка барочного гвоздя создавала узор в виде кружков с полой серединкой. Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

В XIX веке кукол-«панок» (иногда их называют прародительницами) делали крестьяне Русского Севера и поморы — рыбаки и охотники Белого моря, которые в сезон ездили на промысел. В минуты отдыха помор угольком прочерчивал силуэт игрушки, потом топориком создавал форму, ножичком чуть-чуть подравнивал, потом брал гвоздь или проволоку и создавал игрушке свое лицо. Другое определение этих игрушек — плотницкие.

Пять характерных особенностей куклы-«панки»

1. Древность, архаичность формы (похожа на идола).

2. Чаще всего это женская фигура, состоящая из трех частей.

3. У «панки» нет ног.

4. Черт лица тоже либо нет, либо изображены условно-схематично.

5. Поморы не красили этих кукол.

Иногда, редко, кукол-«панок» делали в образе мужчины. Есть предположение, что такие игрушки появились гораздо позже, поэтому они и выглядят более реалистичными.

На форму «панок», считают исследователи, повлияло наше соседство с ненцами и саамами, которые вплоть до ХХ века поклонялись идолам. Сами «панки», возможно, были связаны с культом предков и плодородием. Дмитрий Москин уверен в том, что «панки» напрямую связаны с образом Мать — сыра земля, который в славянской мифологии был основой жизни, дарил людям силу и здоровье.

О трех частях «панки» и космических символах в игрушке исследователь рассказывает в сюжете музея-заповедника «Кижи».

Принято считать, что этимология слова «панка» связана с ненецким словом «панк», обозначающим дерево, ствол, стебель. Это же слово можно перевести как «предок». По одной из версий (сказать наверняка уже никто не сможет), «панки» изображали предков рода, охраняющих дом и семью.

Рассказывает Дмитрий Москин:

— Есть гипотеза, что узоры на некоторых «панках» связаны с руническими письменами. Мне же особенно интересна предполагаемая связь северных игрушек с ритуальными деревянными фигурками малых народов Сибири. Когда человек умирает, делается фигурка из дерева, в которую может переселиться душа умершего. В нужное время, например, в день поминовения родственников, куклу доставали и с ней беседовали. Всё время она была в доме как элемент оберега. Скорее всего, культура этих фигурок пришла оттуда.

Из статьи Неонилы Криничной «Красный угол: об истоках и семантике сакрального локуса (по северорусским материалам)»

«В красном углу, в божнице, за иконами, согласно севернорусской традиции, хранились антропоморфные деревянные скульптуры -«панки», почитаемые в качестве изображений предков и устанавливаемые в определенные праздники на столе для участия в общей семейной трапезе. Уже и не помнили люди, кого изображали эти непонятные «куклы» — а хранили на одной полке с изображениями Вседержителя и прочих «небесных сил» христианства».

Философ Юрий Линник в эссе «Поонежские панки» приводит выдержки из двух источников, записанных в Пудожском районе (на Пудоге). Из контекста можно понять, что «панами» называли предков. Преданные земле, они участвуют в ее внутренней жизни — содействуют урожаю. В другом случае «паны» и «чудь» — это аборигены, которые выступают в битве с колонизаторами — русскими. На Пудоге панами называли пришельцев, построивших недалеко от Бесова Носа стеклянные заводы, также называли на Севере поляков и литовцев.

По мнению Юрия Линника, слово «панка» всё же имеет не славянское, а финно-угорское происхождение и корнем связана со словами «могила», «погребение». «Этимология подсказывает: «панки» связаны с культом мертвых», — пишет Юрий Линник. Мы снова приходим к тому, что кукла-«панка» до ее превращения в игрушку олицетворяла душу умершего родственника.

В доме такая «панка» была защитницей семьи, способствовала рождению детей, достатку в семье. Об этом свидетельствуют и знаки, которые мастера оставляли на ней. Ромбики и квадратики — это земля. С точечками — засеянное поле, это знак плодородия, земли, рождения. Точки и вертикальные линии — это знаки воды.

Все эти знаки в доме были повсюду: на предметах быта, в вышивках и прочем, потому что орнамент выступал как одна из форм защиты. Вообще кукол-«панок» нужно рассматривать в компании с другими плотницкими игрушками: лошадками и птичками. Тогда получается гармонично: кукла-«прародительница» (баба) — это символ земли, плодородия, конек — традиционный символ солнца, птички символизировали небо, дождь и воду. Книга Дмитрия Москина, написанная в соавторстве с поэтом и философом Юрием Линником, так и называется — «Бабы, кони, птицы».

Дмитрий Москин с внучкой Региной

Северную плотницкую игрушку как символ Карелии представляет Дмитрий Москин:

— Деревянная игрушка XIX-XX веков сохранила в себе наиболее архаичные формы деревянной скульптуры, связанной с языческими временами. Она была и игрушкой для ребенка, и его оберегом от болезней и зла. Верили крестьяне в ее защитную силу или нет, но древняя символика их защищала.

Кроме того, северная плотницкая игрушка тесно связана с деревянной архитектурой. Часто игрушки превращали монументальное в игровое. Так, лошадок, например, плотники изготавливали в виде охлупней, а птичек — в форме куриц. Охлупень — это бревно с желобом, венчающее крышу, конец которого часто завершался головой коня, а курица — это кронштейн-крюк, поддерживающий бревно с желобом (водосток). Его форма часто имела голову водоплавающей птицы. Плотники рубили дома, и между делом делали игрушечку. Для души, для показа мастерства, а не для продажи.

Народная игрушка в стародавние времена помогала передать ребенку космогонические, символические, мифологические знания. До сих пор некоторые игрушки сохранили двойное предназначение — игровое и ритуальное. Говоря об игрушках, выступающих в роли оберегов, невозможно не рассказать и о тряпичных куклах, которые были практически в каждой семье вне зависимости от района проживания. Между тем мы не можем представить читателю традиционную карельскую тряпичную куклу. Почему? Об этом рассказывает Мария Бабаева, директор Художественной галереи «Дом куклы Татьяны Калининой».

Дивики

«В английском языке есть разделение: doll — игровая кукла, pappet — это всё остальное (и театральная, и художественная кукла). И в русской традиции то же самое. Если брать традиционных кукол, они обычно делятся на три категории: игровые, обрядовые и обережные.

Традиционные куклы встречаются во всех регионах нашей страны. В целом их назначение и конструкции были схожими, но в каждом регионе, в каждой деревне и даже в каждом доме делали таких кукол на свой лад», — говорит Мария Бабаева.

Мария Бабаева — хозяйка Художественной галереи «Дом куклы Татьяны Калининой». Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

Своя художественная галерея досталась Марии в наследство от мамы — художника Татьяны Калининой. Она создавала авторские куклы, придумывала разных персонажей, в том числе кукол-дивиков. Слово «дивик» в раннем детстве придумала младшая сестра Марии.

Дивики Татьяны Калининой, несмотря на их сказочную природу, унаследовали часть функций обережных кукол.

Рассказывает Мария Бабаева:

— Мама говорила, что кукла для взрослых людей не менее важна, чем для маленьких. Она как-то заметила, что некоторые взрослые люди в галерее вдруг останавливаются у какой-то куклы, хотят пообщаться с ней, но стесняются этого. Дивики стали вызывать у некоторых людей, особенно у женщин, они более эмоциональны, неоднозначные реакции: кто-то смеялся, кто-то плакал с этими куклами. Оказалось, что взрослому человеку, когда он вырастает, тоже нужна поддержка. Для ребенка игрушки — это помощники и друзья. Это их защита в любой незнакомой ситуации. Ребенку приснился плохой сон, он берет куклу, обнимает ее и успокаивается. Ребенка обидели, расстроили, он инстинктивно хватает куклу, прижимает к себе и успокаивается. То есть ребенок с помощью куклы или игрушки избавляется от негативных эмоций, от стресса. Взрослые так делать не умеют, мы этот навык потеряли. Но кукла может помочь и взрослому человеку — это наш друг, надо ему довериться. Это своеобразный психолог — чем тяжелее времена, тем больше помощи требуется людям со стороны.

Люди и куклы: Традиции, обряды и мистика

Каждая маленькая девочка знает, что кукла — не обычная игрушка. Ее можно не только пеленать, наряжать, кормить и спать укладывать. С куклой можно посоветоваться, доверить ей свои секреты, поделиться радостью и проблемами. Потому что она — почти живая. Почти как мы.

Взрослея, большинство девушек об этом забывают. А зря. Психологи утверждают: куклы помогают избавляться от комплексов и неудач. А маги говорят, что при помощи особых, магических кукол можно отвести любую беду, защититься от проклятия, привлечь деньги, любовь, счастье. Словом, кардинально изменить жизнь.

КУКОЛКИ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ

Когда речь заходит о магических куклах, сразу возникает ассоциация с жуткими куклами вуду, которые используются колдунами для наведения проклятия.

Восковая фигурка со страшным лицом, с ног до головы утыканная булавками или ножами, — вот такую непривлекательную картину рисует воображение. Но ведь восковые убийцы — далеко не единственные существа в кукольном пантеоне вуду. А их всемирная известность объясняется довольно просто: ужасы нынче в моде.

На самом деле, куклы в магической традиции вуду встречаются самые разные. Наиболее распространенные — родовые. Они и теперь есть почти в каждой семье. Такая куколка передается по наследству из поколения в поколение: считается, что она хранит традиции и мудрость предков, аккумулирует энергию и защищает домочадцев от любых напастей.

В некоторых семьях есть и другая, тайная кукла-хранительница. Ее прячут подальше от посторонних, и каждое поколение снабжает такую куколку своими оберегами и талисманами, чтобы обеспечить максимальную защиту от врагов. Такую куклу обычно заводили люди, которым когда-то грозила серьезная беда, или враждующие на протяжении нескольких поколений семьи.

Куклы-метелки были почти в каждом доме. Их задача — отметать все дурное. Они и внешне напоминали маленькие метелки — подобно соломенным куклам в Европе и России.

Читайте также  Отказ от употребления мяса способствует развитию анемии и туберкулеза

Любовные куклы изготавливались для того, чтобы привлечь или вернуть возлюбленного. А свадебные — чтобы обеспечить молодоженам счастливую и безбедную жизнь. Такие куклы, кстати, и сейчас весьма популярны. Их делают перед свадьбой и передают гостям.

Прежде чем кукол отдадут жениху и невесте, каждый присутствующий должен высказать свое пожелание молодым и прикрепить к кукле булавку — иначе семейная жизнь не сложится. Например, чтобы любовь была вечной, булавки крепятся в области сердца, а чтобы в семье всегда водились деньги — к карманам куклы-жениха. После того как все гости примут участие в этом ритуале, куклу-жениха отдают невесте, а куклу-не-весту — жениху. Молодые несут их в новый дом.

Считается, что свадебные куклы будут всю жизнь хранить счастье, любовь и благополучие своих хозяев. Правда, здесь есть одно но: необходимо быть полностью уверенными, что все гости искренне желали молодым добра. Иначе эти куклы принесут молодой семье большие неприятности.

Если требуется помощь определенного божества, мастерят специальную, культовую куклу вуду. Ее наделяют особыми атрибутами, украшениями, талисманами, а главное — делают максимально похожей на прототип. Такая кукла изготавливается жрецом, который вкладывает в нее нужные энергии, проводит соответствующие обряды, заговаривает. А затем культовую куклу помещают на домашний алтарь, к которому никогда не допускают посторонних.

Есть и другие волшебные куклы, в народе их называют Ju Ju. Считается, что они приносят удачу и обеспечивают всестороннюю защиту. Сделать их можно самостоятельно, но, чтобы кукла работала в полную силу, освятить ее должен жрец вуду. Ju Ju украшают цветными нитками, обвешивают оберегами, набивают специальными травами и кореньями. Иногда их делают из сушеных голов крокодилов и куриных костей, иногда — из костей черной кошки, которая, согласно вудуистским поверьям, одно из сильнейших магических животных.

Естественно, разновидностей кукол вуду гораздо больше. Но, думаю, уже очевидно, что куклы-убийцы — далеко не единственные и уж тем более — не самые популярные магические создания древнего культа.

ВНЕ ЗАКОНА

Магические куклы были широко распространены и в средневековой Европе, о чем сегодня почему-то многие забыли. И далеко не всегда их использовали с благими намерениями. Так, например, в 1329 году французский монах Пьер Рикорди был приговорен к пожизненному заключению: служитель Бога признался, что создавал любовных куколок, смешивая воск с несколькими каплями собственной крови и слюны. Затем он зарывал фигурку у порога дома симпатичной ему женщины — и та отдавалась монаху. Известны минимум три жертвы его приворотов.

Другие колдуны не брезговали и убийствами. Для этого в воск подмешивали волосы или ногти жертвы, добивались максимального сходства с человеком, которого хотели сжить со свету, а иногда лепили восковые фигуры в полный рост — прямо как в современных музеях. Если инквизиции удавалось поймать таких «кукольников», их немедленно сжигали на кострах. Впрочем, слуги инквизиции не отличались особой разборчивостью: на костер можно было угодить и за безобидную куколку-берегиню и даже за детскую игрушку.

Но, несмотря на массовые репрессии, куклы выжили (и магия тоже). Вплоть до XX века во многих европейских деревнях из поколения в поколение передавались куклы День-Ночь. Это кукол: ка с двумя лицами — белым, дневным, и черным, ночным. Ее задача — круглосуточно охранять жилище. Первый, кто проснется, должен повернуть куколку светлой стороной, а последний, кто ложится спать, разворачивает ее ночным лицом вверх.

Мужчины в большинстве стран до кукольной магии не допускались. Однако иногда им тоже доставались особые куклы. Например, перед долгой разлукой (если супруг уходил на войну, отправлялся на заработки или в путешествие), жена делала для него куклу из своей старой одежды, часто — с прядкой собственных волос. Такая «жена в кармане» оберегала мужа в сложные моменты, а также следила, чтобы он хранил супружескую верность.

Активно использовали кукол лекари и целители. Например, в мусульманских странах врачи не имели права осматривать женщин, поэтому пациентки показывали, где болит, на специальной кукле. В Европе и на Руси целители набивали кукол лечебными травами и камнями, которые благотворно влияют на определенные органы — таких кукол больные всегда носили с собой (часто — под одеждой) до тех пор, пока недуг не отступит. Иногда делались куклы-болезни: целитель забирал всю нездоровую энергию у человека, передавал ее кукле, после чего ее сжигали, а больной выздоравливал.

Древних славян куклы сопровождали на протяжении всей жизни. Еще до рождения малыша делалась кукла-пеленашка: маленькое поленце обтесывали, заворачивали в лоскуты и клали в кроватку: чтобы будущий малыш рос здоровым и спокойным. Во многих областях девушка еще до свадьбы делала куклу Рожаницу.

Использовалась собственная старая одежда, но ее нельзя было ни резать, ни сшивать: чтобы жизнь ребенка была «не колотая, не резаная». Как следует из названия, Рожаница помогала забеременеть и родить здоровых детей. Когда малыш появлялся на свет, рядом с люлькой ставили куклу-няньку (или куклу-кормилицу): она оберегала ребенка от порчи и сглаза. А если младенец плохо спал, для него делали куклу Бессонницу: ее скручивали из лоскутов, а затем читали особый заговор. Люди верили, что злой дух, который мешает спать, заиграется с этой куклой и отстанет от ребенка.

Кстати, о духах. Наши предки никогда не делали куклам лица: либо рисовали или вышивали крест, либо оставляли абсолютно пустым: считалось, что обезличенная кукла безопасна, но если у нее появятся человеческие черты, в нее вселится злой дух. Или же кукла сама вытянет душу из своего хозяина.

Почти у каждой девочки и женщины имелась кукла Желанница, которая, как нетрудно догадаться, исполняла заветные мечты хозяйки. Такую куклу наряжали в красивый сарафан, украшали лентами и бусинками. А кукла По-дружка-плакушка выполняла функцию жилетки или психолога.

На свадьбу молодым дарились куклы-парочки, или, как называли их в некоторых районах, Неразлучники. Обычно их делали подружки невесты из лучины и разноцветных лоскутков. У Неразлучников была общая рука: символ того, что молодожены должны идти по жизни рука об руку. А еще свадебные куколки оберегали семью от сглаза и недобрых людей.

Молодым хозяйкам дарили кукол-берегинь. В них зашивали монеты, шерсть, зерно — чтобы в доме были достаток и благополучие.

Некоторые куклы делались раз в жизни, другие — ежегодно. Но в любом случае, если кукла ломалась, рассыпалась, становилась слишком ветхой, ее сжигали и заменяли новой: считалось, что она выработала свой ресурс и уже ничем не поможет человеку, наоборот — может навредить.

В некоторых областях делали две магические куклы — Долю и Недолю. Задача первой — защищать дом и его жителей, привлекать счастье и благополучие. Вторая же должна впитывать весь негатив, в том числе порчу, сглаз, проклятие, адресованные ее владельцам.

Недоли сжигались во время праздников или ритуалов (если не ломались раньше). А вот Долю следовало холить и лелеять, не бросать где попало, не давать маленьким детям (чтобы ненароком не испортили) и держать подальше от посторонних глаз.

НЕДЕТСКИЕ ИГРЫ

Замечено, что в последние годы многие женщины стали увлекаться изготовлением кукол. Казалось бы, зачем успешной бизнес-леди или счастливой матери семейства мастерить тряпичные игрушки? Есть более увлекательные и нужные занятия. Но, по мнению психологов, это, во-первых, совершенно естественно, а во-вторых, очень полезно. В древности так называемая бытовая магия была исключительно женским делом. Наши прапрабабушки вышивали узоры (которые имели определенный смысл), делали кукол (защищающих дом и семью), украшали жилище (на первый взгляд, обычными безделушками, но по сути — мощными оберегами).

Женщины вкладывали в любое изделие свою энергию, частичку души — и бытовая магия работала. Конечно, от чар настоящей ведьму или колдуна такие вещи редко спасали. Но от завистливого глаза соседа — очень даже. И сегодня в этом отношении ничего не изменилось. При помощи самодельной куклы можно избавиться от груза прошлого, стать более уверенной, успешной, любимой, рривлекательной.

Главное — заниматься ее изготовлением только в добром расположении духа, постоянно думая об исполнении своей мечты. Нельзя забывать и о внешнем подобии: кукла должна напоминать вас (хотя бы вам самим). Для этого можно подарить ей свое колечко или кулончик, вложить в ее сумочку монетку из собственного кошелька. Можно вплести в ее косу и прядь своих волос.

Еще одна важная деталь: пусть ваше сбывшееся желание воплотится в куколке. Например, если мечтаете избавиться от лишнего веса — сделайте ее худышкой. Если хотите разбогатеть — набейте кукольную сумочку монетами, и так далее. Тем, кто недавно пережил трагедию или не может избавиться от тех или иных проблем, психологи рекомендуют сшить «куклу отчаяния» (или «куклу страдания», «куклу беды»).

Во время работы надо постараться вложить в свою куклу максимум негативных эмоций, пропитать ее собственной болью, страхом, обидами. А когда все будет готово, такую куклу надо похоронить или сжечь. Правда, лучше это делать при поддержке психолога: чтобы не навредить себе же. И уж конечно, не стоит заниматься самодеятельностью, когда речь идет о магии, неважно, черной или белой. Магическая кукла действительно способна снять с хозяйки порчу, устроить ее карьеру и личную жизнь — но изготовить ее должен настоящий маг.

Детские иргушки в древности.

В Древнем Египте.

Древний Египет был высокоразвитой цивилизацией, и развлечения занимали в жизни египтян не самое последнее место. Куклы были и в бедных, и в богатых семьях. Только бедняки довольствовались простыми тряпичными куклами, а в богатых семьях дети играли с роскошными куклами из слоновой кости и даже драгоценных металлов. Также игрушки делали из дерева, глины, алебастра, камня, шерсти и льна. В захоронениях древнеегипетских детей часто находили кукол и фигурки животных, которые должны были сопровождать своих хозяев в загробной жизни.

По мнению археологов, куклы с механизмами были изобретены именно в Древнем Египте. Например, тянешь за веревочку, а у фигурки кота или крокодила открывается рот. А еще у древних египтян были куклы с шарнирами и даже марионетки.

Куклы в Древнем Египте использовались не только для детских игр, они также были важным элементом в некоторых религиозных обрядах и церемониях.

Благодаря находкам египтологов, мы можем иметь представление, как выглядели одни из самых древних кукол в истории. Таких кукол находили в гробницах, и увидеть их сейчас можно в различных музеях мира, например, в Британском, Берлинском, в музее «Метрополитен» в г. Нью-Йорке

Кукла выше относится к периоду Среднего Царства (Приблизительно 2160—1785 годы до нашей эры). Она сделана из дерева, глины и льняной нити, ее рост приблизительно 23 см. Существует мнение, что такие куклы применялись для религиозных ритуалов для музыкального сопровождения. При встряске тело и волосы куклы издавали звук, который должен был успокаивать и задабривать богов.

В некоторых регионах Древнего Египта крокодил являлся священным животным. Крокодилов могли бальзамировать и хоронить в гробницах вместе с людьми, а древнеегипетский бог Себек представлялся с головой крокодила на человеческом теле. Куклу крокодила, по мнению некоторых антропологов, помещали в гробницу для защиты умерших людей в загробной жизни.

Царица Клеопатра собирала кукол, у нее была большая коллекция, которая частично сохранилась до наших времен и хранится в музеях мира.

Египетская кукла уже имеет простейшие деревянные шарниры в руках.

Одна из самых древних погремушек Египта — «рыбка»(сер. 2 тысячелетия до н.э.), была погремушкой и детским амулетом одновременно, являясь символом рождения и возрождения (поскольку у рыб изо рта появляется живое потомство).

В Древней Греции.

Дети в Древней греции играли погремушками и маленькими глиняными зверюшками.

Греческие дети играли с йо-йо! У них были куклы и другие фигурки, сделанные из ткани и глины. У них было много игрушек. Ожидалось, что дети будут помогать по дому и в поле, если в семье не будет достаточно рабов для выполнения всей работы. Но у детей было достаточно времени, чтобы поиграть.

Одной из разновидностей игрушек в виде животных была лошадь на 4-х колесах, которую можно было тянуть на веревке.

Древнегреческие игрушки лошадки.

Читайте также  Признаки земных ангелов

Лошадка из греческой гробницы

Из гробницы 950-900 гг. До н. э.

В Древней Греции кукол делали специальные ремесленники, мастеря фигурки из тканей, воска, глины, иногда с подвижными конечностями. Как выглядела типичная игрушка в Древней Греции в VII веке до н.э., весь мир узнал благодаря Олимпийским играм 2004 года. Талисманами игр были два странных человечка: Феб и Афина — точные копии античных кукол, найденных при раскопках.

Само слово «кукла» попало в русский язык из греческого. Уже в 6-5 веке до н.э. в Греции существовало массовое производство кукол, служивших как для игр, так и использовавшихся в ритуальных целях.

Куклы делались преимущественно из глины (терракоты), а также из дерева и воска, подвижные конечности крепились с помощью деревянных или металлических деталей. Затем куклы раскрашивались и одевались.

Глиняная кукла. Греция. V в. до н.э. Париж, Лувр.

Накануне свадьбы (в классической Греции замуж выходили рано: в 14-15 лет) девушки жертвовали своих кукол женским божествам. Множество таких подношений найдено в Дельфах и в других местах.

Глиняная кукла-подношение из музея в Дельфах. VI-V вв. до н.э.

450-400 гг. до н.э.

Глиняные куклы. Греция. Начало V века до н. э.

Греция. Вторая половина V века до н. э.

Шарнирная терракотовая кукла, предположительно изображающая ритуального танцора коринфских греков V века до н.э., в Музее искусств Метрополитен.

В Древнем Риме.

Первые римские куклы немногим отличались от греческих, но вскоре обрели свое характерное «лицо».

Древнеримская кукла из рогожки.

В Древнем Риме игрушка сопровождала маленькую хозяйку до самого дня свадьбы, а после возлагалась на алтарь богини любви Венеры. Если же девушка умирала незамужней, игрушку хоронили вместе с ней. Пожалуй, самая удивительная из древних игрушек — кукла девочки по имени Креперейя Трифена (II век н. э.) Она была найдена в древнеримской гробнице в 1889 году и долго оставалась без внимания ученых. Кукла удивительна своими пропорциями, гнущимися конечностями на шарнирах и натуралистичностью — по всем этим параметрам она могла бы тягаться с современной Барби.

Кукла из слоновой кости Кукла из слоновой кости, найденная в женском захоронении римского II века н.э. во Палаццо Массимо в Риме, Италия.

Шарнирная кукла из слоновой кости, найденная в женском саркофаге в Тиволи, Италия. Римский II век н.э. сфотографирован в Палаццо Массимо в Риме, Италия.

Древние барби римлян

Все новое — это хорошо забытое старое. Нам постоянно это доказывает Древний Рим. Римляне и коллаген от морщин варили, и делали операции на катаракту, и знали почти все наши современные лекарства, и строили, применяя методы конструктора ЛЕГО, и даже изобрели кукол «барби».

Античные куклы у римлян изображают взрослую женщину, это были изображения богинь — Прозерпины, Весты или Венеры. У каждой девочки в Римской Империи была кукла, с которой она расставалась накануне свадьбы. Церемония прощания с детством перед свадьбой включала в себя приношение любимой куклы на алтарь богов Ларов — богов семьи и домашнего очага.

Кукла из слоновой кости, 3-4 век

Кукол делали из разного материала, в зависимости от благосостояния семьи девочки — ткань, дерево, глина, кость, иногда слоновая, янтарь. Самые дорогие куколки имели хорошо вылепленные лица, расписанные мастером-кукольником, их наряжали в туники с вышивкой и жемчужинами, делали для них миниатюрные драгоценности и предметы туалета — зеркала из бронзы.

Куклы сопровождали в загробную жизнь своих маленьких хозяек — умерших девочек. Самые известные находки античных римских кукол сделаны археологами Рима.

Рим, 10 мая 1889 год

Во время строительства Дворца Правосудия обнаружен саркофаг девушки 18 лет по имени Креперейа Труфаэна. Элементы саркофага позволили сказать приблизительную дату захоронения — около 170 года.

Саркофаг сразу открыли на месте находки, и археолог Родольфо Ланчани так описал свои впечатления: «Когда сняли крышку, увидели, что саркофаг наполнен водой, чистой, прозрачной и холодной. Удивление вызвало то, что под водой вокруг черепа мы увидели длинные и пышные «волосы». Такая удивительная находка собрала вокруг жителей квартала Прати, и останется надолго в памяти тех, кто это видел. Во время эксгумации наличие «волос» объяснили — ими оказались тонкие нити темного цвета водного растения, споры которого попали внутрь саркофага вместе с водой. Череп был повернут к левому плечу, где лежала изящная куколка…»

Кукла из саркофага Креперейи

В саркофаге найдены украшения девушки — кольца, броши, серьги и венок из мирта с серебрянной заколкой посередине. Кукла и венок доказывают, что девушка семьи Креперейя принадлежала к аристократическому роду, и на момент смерти не была замужем (что странно для возраста 18 лет, обычно девушек выдавали замуж в римском обществе с 12-14 лет). На пальцах три тоненьких колечка, одно на мизинце в виде камеи с надписью Филетус. Может быть это имя жениха? Второй саркофаг обнаружили рядом, он принадлежал родственнику Креперейя Эуходо. Теперь эти саркофаги находятся в запасниках Музея Капитолия и очень редко выставляются.

Кукла размером 23 см, г олова и туловище куклы, найденной около скелета девушки Креперейи сделаны из одного куска слоновой кости, потемневшей от времени, её ручки и ножки сгибаются до сих пор.

На пальчике куклы ключик от её сокровищ

Аккуратная работа кукольника закрепила суставы с помощью клиньев, и сделаны локтевые и коленные суставы с точностью и мастерством. Тело куклы стилизовано, маленькая грудь и кругленький животик, чтобы было понятно, что речь идет о женщине. Непропорционально длинные ручки, на пальцах — фаланги и ноготки, ступни на ногах — все выполнено необыкновенно тщательно.

Настоящий шедевр резьбы — это голова куклы с чертами лица — прямой нос, хорошо очерченные глазки и ротик, волосы разделены пробором посередине и открыты ушки с дырочками для сережек. На теле куклы остались следы ткани и украшения — два колечка из золота, малюсенькие жемчужинуи сережек и части ожерелья с бусинками из стекловидной цветной пасты. Одно колечко в виде маленького ключика открывало «приданое» куклы — коробочку, в которой маленькое зеркальце и косметичка.

Кукла весталки Коссинии

1929 год Берег реки Аньен, Тиволи (Рим)

В 1929 году на правом берегу Аньена в Тиволи в могиле Коссинии нашли ещё одну куклу из слоновой кости. Она также сделана настоящим мастером, теперь её выставили в Национальеном Музее в Палаццо Массимо в Риме. По прическе, сделанной кукольником, поняли, что такая мода была в эпоху Императора Сеттимо Северо, такие прически носила его жена Джулия Домна (193 — 211 гг) . В богатой модной одежде куколка была украшена золотыми браслетами на руках и ногах и золотым ожерельем.

Кукла с ожерельем и модной прической

Куколка не была найдена в захоронении молодой девушки или ребенка — саркофаг с телом 75-летней женщины по имени Коссиния из семьи римских патрициев. Её жизнь была посвящена Богине Весте, жрица-весталка умерла в преклонном возрасте, но в знак её девственности ей положили куколку в саркофаг. Весталки никогда не выходили замуж, поэтому и с куклой она не рассталась.

Джулия Домна, жена Императора, диктовала моду причесок даже куклам

Куколка из саркофага Гротаросса

6 февраля 1964 года Рим

Во время стройки на глубине 5 метров обнаружили мраморный саркофаг римской девочки 7-8 лет, тело которой было мумифицировано во втрой половине 2 века н.э. Теперь эту уникальную римскую мумию называют Мумия Гроттаросса, по улице на которой её нашли.

Кроме роскошной одежды и драгоценностей в саркофаге обнаружили и предметы из янтаря — несколько сосудов для ароматического масла, пудренницу для косметики, и необходимость для девочки — любимая игрушка — кукла из слоновой кости. Всего 16,5 см высотой куколка сделана мастером — у неё двигались ручки и ножки — древняя Барби. Подробно об этой находке читайте с статье Римская мумия.

19 марта 1993 года Валлерано

Серебрянное зеркало из саркофага Валлерано

В древнем некрополе вдоль Вия Лаурентина обнаружен саркофаг без надписей, в котором был скелет 16-летней девушки. Простой саркофаг был заполнен землей, и сначала решили, что это могила рабыни. Внутри обнаружили неожиданно ценные предметы, с которыми её похоронили — предметы из золота и серебра необычайно изящные и ценные, например, серебрянное зеркало с рельефом (миф о золотом покрывале), шелковая вышитая сеточка для волос, на которой 13 тысяч золотых фрагментов, камея из аметиста, сделанная в Пальмире (Сирия) и даже куколку из слоновой кости размером 20 см . Впервые найдено золотое кольцо с алмазом, оно пока первое и единственное на всей территории Римской Империи.

Золотое колечко с алмазом — первое найденное с таким камнем в древнем Риме

Противоречивые вывод ы сделаны учеными — если нет надписей на могиле, то речь могла идти о захоронении рабыни, но богатое убранство не долно было сопровождать рабыню в загробный мир.

Золотое украшение с аметистом в могиле Валлерано

Исследователи смогли приблизительно определить дату смерти и погребения в этом саркофаге — вторая половина 2 века — по прическе куклы. Она изображена по моде второй половины II века — заплетены косички и уложены вокруг головы . У куклы в ушах есть дырочки для сережек, двигаются и сгибаются ручки и ножки. Фотографии куклы пока не опубликованы.

Камея из аметиста, саркофаг девушки из Валлерано

Исследования ДНК сообщили нам об ужасном состоянии здоро вь я, здесь и анемия, недоедание, остановка роста и разные болезни зубов. Это доказывает, что девушка жила в нищете в обстановке отсутствия гигиены, скорее всего она была рабыней или вольноотпущенной — бывшей рабыней. Загадка драгоценностей в такой простой могиле пока не разгадана. Их можно увидеть в Национальном Музее во Дворце Массимо, вия Терме ди Диоклециано, Рим).

Кроме моды на прически разных эпох куклы рассказывают ученым и про древнюю женскую обувь. На костяных ножках кукол вырезаны низкие сапожки с отворотами, их шили из мягкой кожи и они назывались кальцеолус. Подробнее о римской обуви читайте в статье Древние каблуки.

Куколка и сапожок, рисунок куклы из коллекции Онтур, неизвестного происхождения

Два случая, когда куклы в захоронениях не сохранились, но о них есть упоминания в надписях — девочка по имени Гермофилис в возрасте 1 год 3 месяца и 14 дней в катакомбах Новациано в Риме была похоронена с куклой. Девочка Клаудия Виктория умерла в 10 лет 1 месяц и 11 дней (некрополь в Лионе), её тоже сопровождала любимая кукла. В христианские могилы в катакомбах куклу помещали в могилу перед тем как её запечатать. Примеры тому — находки куколок в катакомбах Присциллы на Вия Салария (Рим), Новациано на Вия Тибуртина, катакомбы Св. Ипполита на Вия Тибуртино (кукла в могиле взрослого, может быть, как и в случае Коссинии речь шла о весталке-девственице?), катакомбы Сант Аньезе на Вия Номентана и кукла из катакомб Джордани на Вия Салария Нова. Кукла из кости была найдена и в одном их захоронений позднего античного периода на детском кладбище в Поджио Граминьяно (Луньяно ин Теверина).

Вторая кукла коллекции Онтур в профиль — на ногах вырезаны ботиночки

Куколки сохранились только те, которые были сделаны из кости, ведь материалы как ткань и дерево не могли дойти до нас спустя века. Наверняка все детские могилы были с игрушками, но куклы зависели от благосостояния семьи.

Находки кукол были не только в окрестностях Рима — в Тренто в некрополе Парадизо в могиле (IV века) девочки 12-13 лет нашли две куклы из кости — одну целую, а от второй осталась только нога. В Остии и Аквилее, древних римских городах, также найдены куклы в могилах безвременно умерших девочек. Некрополь в Словениии (две куклы девочки Эмоны IV века), раннехристианская могила в Испании (Таррагона, III-IV век) также с куколкой из слоновой кости.

Слоновая кость куклы Крепереи потемнела от времени

Римские куклы назывались пупае, их делали из кости, янтаря, дерева, глины и ткани. Спустя века сохранились куколки только из кости и янтаря, менее прочные материалы разрушились. В некрополях Испании найдена 1 кукла из янтаря и 4 куклы из слоновой кости.

Читайте также  Как соблазнить любого мужчину

Кукла из кости с плечевыми суставами, 2 век

Как вы поняли часто клали кукол в могилы, где их находят археологи, а в домах, где жили римские девочки, куклы встречаются очень редко, они не сохранились — такие находки сделаны на территории Швейцарии и Франции.

В Риме найдены два производства, где ремесленники делали кукол из слоновой кости и кости других животных (район Палатинского холма и около эзедры Крипта Бальби). Там во время раскопок нашли многочисленные туловища, заготовки рук и ног для кукол, которых не успели доделать.

Фрагменты куклы из слоновой кости, 3 век

Расцвет производства кукол в Риме наступил во II веке, обычай класть кукол в могилы сохранялся долго — найдена могила взрослой женщины VI века на холме Оппио в Риме, где тоже была кукла.

Куклы восточной части Римской Империи отличались от тех, которые находят в окрестностях Рима. Они были уже с вырезанными на теле элементами одежды, их не одевали в красивые платья. Также у кукол на востоке руки двигались только в плечах, и были согнуты под прямым углом в локтевых сгибах.

«Повелитель мумий» Москвин: «Детей, которые переставали мне нравиться, я возвращал обратно в могилу»

3 мая 2012 10:06

Эта жуткая история потрясла всю Россию осенью прошлого года. Тогда выяснилось, что хорошо известный в научных кругах Нижнего краевед, лингвист, владеющий 13 языками, внештатный корреспондент одной из городских газет, автор нескольких учебных пособий превратил свою квартиру в склеп. Два года Анатолий Москвин на территории кладбищ Нижнего Новгорода и Нижегородской области раскапывал могилы малолетних девочек от 3 до 11 лет. Он доставал из гробов их тела или останки, относил к себе домой и мумифицировал. В квартире, расположенной на проспекте Ленина Нижнего Новгорода, Москвин облачал трупы в женские одежды и хранил их до обнаружения сотрудниками правоохранительных органов в ноябре прошлого года. На днях суд Ленинского района продлил ученому-шизофренику срок содержания под стражей. После суда его, скорее всего, поместят в психиатрическую клинику. Первое шокирующее интервью некрополист Москвин дал в день продления ареста. — Cкажите, зачем вы хранили трупы у себя в квартире? — Я хранил не трупы, а хранил тела. Дело в том, что я занимаюсь черной магией. Я хотел оживить людей. Мне было жалко умерших детей, которые могли еще жить и жить. Поэтому я хранил их до того времени, когда наука научилась бы бороться с раком, и оживила их. Исключительно, исключительно ради этого. Мне было жалко всех этих детей.

— Скажите, а вы сознаете что совершили преступление, что находитесь за решеткой? — Да, конечно я с самого начала знал, что я совершаю преступление, но мне было очень жалко детей. У нас в стране запрещено клонирование. Его рано или поздно все равно разрешат. Я просто хотел, чтобы для будущего клонирования был какой-то материал. Соответственно, чтобы эти дети еще жили, по второму разу. Да, я каждый раз, когда чего-то выкапывал, закапывал за собой могилу, чтобы ничего не было видно. Кроме того я общался с духами этих детей получал какую-то информацию от них. — Скажите, а как же родственники погибших? Их не жалко было, когда вы раскапывали могилы их близких? — Дело в том, что 10 лет это все было тайной. Я знал, что никто из родственников погибших никогда об этом не узнает. Поэтому я все так аккуратно делал. Если вы знаете подробности, то меня ведь взяли не на кладбище. Ко мне пришли с обыском и совершенно по другому делу. И случайно нашли куклы. Никто не знал, из чего сделаны эти куклы, даже мои родители не знали. Я их делал 10 лет. — Расскажите, а как вы это делали, как выкапывали трупы, как это происходило? — Я выкапывал не трупы, я выкапывал тела. Я приходил ночью, зная, на какую могилу, соответственно. Смотрел, насколько глубоко расположено тело, потом делал подкоп, стамеской слегка отдирал доски, выносил тело и потом его сушил с помощью соды и соли. Я их называл вакциной. Я занимался некромантией и общением с духами умерших детей, но также и мазал мусульманские могилы на кладбищах. Мотивы в разных случая были разные. Что вас конкретно интересует? — По поводу душ умерших детей. — По поводу душ умерших детей. Дело в том, что я специалист по кельтологии и, изучая кельтскую культуру, я заметил, что друиды в этой традиции общались с духами умерших посредством. они приходили на могилу и спали на этой могиле. Потом, когда я изучал культуру народов Сибири, конкретно, культуру древних якутов, там, тоже самое, — я заинтересовался. Тоже стал спать на могилах детей, которые мне понравились. Ко мне стали приходить духи умерших детей. Я долго, я долго этим занимаюсь — около 20 лет. Я, соответственно, проверял: то ли это бесы приходят, то ли — духи. Соответственно, собирал информацию, которую мог. Потом, по возможности, перепроверял эту информацию. Я убедился, что духи умерших детей, действительно, ко мне приходят. Не на всех могилах было удобно спать. Я приспособился переносить тела туда, где бы мне было удобно на них спать. Стал делать сушилки, тайники всевозможные. Потом мне . уже не стало хватать для экспериментов, поскольку количество детей увеличивалось. А дело в том, что духи являются только в теплое время года, в холодное время и сам на могиле не уснешь. И, соответственно, я стал понемногу их сушить, приносить домой. Это делалось очень хитро, не торопясь. А перед этим я изучил теорию, технологию мумификации по всем доступным книгам. Я изучил древнеегипетскую письменность для этого. Я ездил в Москву, специально изучал все это дело. Потом я ездил по различным областям России, соответственно, изучал технику мумификации в разных грунтах, потом настолько заинтересовался этим, что стал обращать внимание и на выдающихся людей, и в результате этого стал некрополистом. Около семи лет я себя считаю некрополистом. — Вы понимаете, что это было незаконно? — Да, я понимал, что это незаконно. Но в то время, когда герои нашей науки Дубинин, Четвериков, — когда они проводили эксперименты над дрозофилами где-то там у себя в кладовке, они тоже знали, что это было незаконно по законам сталинского времени. Просто тогда генетика была запрещена. Сейчас запрещено клонирование. — Зачем вы это делали? Говорят, что вы хотели ребенка иметь? — Да, я очень хотел ребенка. Да, мне очень хотелось, чтобы была своя дочь, чтобы передать ей все знания, что у меня есть. У меня большая библиотека. Я хотел взять ребенка из детдома, но родители не разрешили. Они думали, что я не справлюсь. Потом, видя, насколько я этого хочу, родители мне разрешили, но там возникли проблемы с органами опеки и попечительства, поскольку сказали, что у меня маленькая зарплата. А я ведь никогда не стремился за деньгами, я всегда стремился, чтобы была польза, чтобы было интересно. — Расскажите, как вы выкапывали детей из могил, каких-то понравившихся детей? — Как правило я спал на этой могиле и смотрел, есть контакт или нет контакта. Сначала, сначала я выкапывал только тех, с которыми есть контакт, но потом я выкапывал абсолютно всех, на могилах которых спал, чтобы разобраться почему контакт то есть, то нет. И, соответственно, приобрел большой опыт в этом деле. Детей, которые мне нравились, я сушил, воскрешал и приносил к себе домой. — А что вы делали дома с ними? — А дома я с ними общался. У нас был отряд, был лидер. Был антилидер, соответсвенно, у нас была иерархия, свой собственный язык, у нас были, соответственно, свои песни, у нас были свои праздники, у нас был свой, как говорится, внутренний мир. Родители почти ничего этого не видели, а остальных людей я в этот мир не пускал. Как правило, родители уезжали в апреле и приезжали в октябре. И вот в это время мы занимались этим миром. Потом я этот мир сворачивал и начинал то же самое описывать в литературных произведениях. Я очень люблю фантастику. Вот таким образом занимался су. креацией. — Скажите, вы выкапали 28 трупов. А дальше что планировали? — Да не трупов, а тел! Для меня они были тела. А вот дальше я не совсем знаю, поскольку я понял, что после 10 лет изучения белой магии, я зашел в тупик. Мне кажется, что сейчас я тоже зашел в тупик, поскольку последние два года новых данных никаких уже нет. Наверное, действительно, я исследовал все то, что я мог исследовать в этой области черной магии. Дальше, если честно, у меня были любимые дети. Я любимых детей планировал оставить у себя дома в любом случае. Тех, которые мне меньше нравились, я их планировал вывезти в гараж, и чтобы они жили там. Если кто-нибудь из детей мне совершенно разонравливался, я его опять относил на то место, откуда я его взял. Закапывал его в его же собственную могилу. Я ничего не ломал там, не уродовал, никак не расчленял, обращался нежно, ласково, вежливо, даже старался матом при этих детях не ругаться. Поскольку при детях нельзя. Тем более, что все они до этого были девочки. Так что: старался держать себя на высоте. Дело в том, что я очень страдал от одиночества, особенно в летний период времени, когда родителей не было и когда они забирали кота. Соответственно, я работал за компьютером. У меня такая работа журналистская, что я много чего, много чего писал, в основном за компьютером. Я их рассаживал, у них были просверлены дырочки под глазки, я им включал мультики, я им включал детские песенки, я им сам пел песни. — А какие? — Обычные детские песни. То, что я бы стал петь, когда у меня будет живая дочка. Да, после этого мы с ними ели, вернее ел я, им я просто предлагал еду, как это все положено в кельтской или якутской традиции. Я считаю, что культура древних кельтов и культура средневековых якутов очень похожи. После этого я работал за компьютером, я с ними общался. Я вообще имею такую привычку, когда никого нет, проговаривать все мысли вслух. Я говорил, все вслух. У меня огромная коллекция мультфильмов, я им включал мультфильмы и сам тоже одним глазком смотрел, когда работа была не особо ответственная. Им задавал какие-то вопросы, сам отвечал на эти вопросы. То есть я около 10 лет занимаюсь вопросами изучения детской психологии, готовлюсь к воспитанию ребенка. Кроме того, у меня есть опыт общения с живыми детьми на репетиторстве. То, что я делал бы с живыми детьми, я бы делал с этими. Я считал, что они живые, просто они временно мертвые.

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Адрес редакции: Нижний Новгород, Адрес: ул. Семашко, 37. Телефон: (831) 200-33-40, отдел рекламы — (831) 411-82-90, отдел распространения и продвижения — (831) 200-33-41

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: