\

Врачебная профессиональная консультация подростков

Профессиональная ориентация и врачебно-профессиональная консультация подростков

Выбор профессии — важная жизненная проблема для каждого человека. Этот выбор начинается в школе в подростковом возрасте и основывается для одних — на собственном опыте занятий в кружках, а для большинства других — на сведениях, полученных от родных и знакомых, почерпнутых из художественной литературы, теле- и радиопередач.

Наиболее распространенные ошибки при выборе профессии заключаются в следующем:

1. Переоценка своих сил и возможностей. С одной стороны, это следствие незнания содержания профессии и тех требований, которые она предъявляет к организму. С другой стороны, подростки совершенно не учитывают состояние своего здоровья: при наличии серьезных отклонений и даже хронических заболеваний большинство из них считали себя полноценными и работоспособными в любой отрасли деятельности.

2. Увлечение «модными» и престижными профессиями без учета физических возможностей и потребностей производства в данных специалистах.

3. Слепое подражание друзьям: «подруга пошла и я с ней» — частая мотивация при выборе профессии у школьников.

Для того, чтобы привести в соответствие стремления подростков и их индивидуальные качества, необходима специальная подготовка учащихся к сознательному выбору профессии. Эта система мероприятий носит название профессиональной ориентации.

Профориентация — научно обоснованная система мер, направленных на то, чтобы помочь учащимся выбрать профессию с учетом их интересов, склонностей, а также состояния здоровья и потребностей народного хозяйства в кадрах.

В этой работе принимают участие школа, семья, поликлиника, предприятия, организации и учебные заведения. Задействованы должны быть специалисты различного профиля: педагоги, психологи, физиологи, врачи, экономисты. Выделяют 3 основных аспекта профориентации:

1. Психологический — подразумевает изучение личности учащегося, его способностей, склонностей, психофизиологических особеностей организма.

2. Медицинский — включает изучение состояния здоровья учащегося, установление необратимых дефектов и аномалий развития, а при наличии хронических заболеваний — степени компенсации.

3. Социально-экономический — учет потребностей общества и данного экологического региона в кадрах и специалистах разного профиля и квалификации.

Комплекс мероприятий по профориентации должен проводиться в школах начиная с 5 класса. Эта работа ведется в основном педагогами с привлечением родителей. Цель ее — выявление и развитие способностей детей, знакомство с профессиями путем проведения экскурсий на производства, показа учебных фильмов. Уже на этом раннем этапе в профориентации принимает участие и врач школы, т.к. он на протяжении нескольких лет ведет наблюдение за раз­витием и состоянием здоровья ребенка. Он имеет возможность выяснить интересы и способности школьников,- их профессиональные намерения, установить контакты с педагогами и родителями, давая совет последним о трудоустройстве детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья ( в частности, при наличии необратимых хирургических дефектов или заболеваний, таких как остаточные явления полиомиелита, контрактуры и анкилозы суставов, аномалии рефракции, врожденные и приобретенные пороки сердца, эпилепсия, неврит слухового нерва, хронический нефрит, выраженный сколиоз, остаточные явления родовой травмы и др). Именно таких детей необходимо как можно раньше ориентировать на профессии и специальности,’показанные им по состоянию здоровья и тактично отвлечь их внимание от профессий, которые могут усугублять течение основного заболевания или отягощать его. Здесь самое время дать определение понятия «врачебно-профессиональная консультация» (ВПК). Основная задача ВПК — подбор для подростков из многих профессий такого вида трудовой деятельности, который бы не только не усугублял имеющихся у него отклонений, но и способствовал бы их кор-. рекции, укреплению здоровья, физическому развитию, т.е. рекомендация профессии и специальности конкретно каждому подростку в соответствии с состоянием его здоровья и функциональными возможностями. ВПК осуществляется начиная с 7 класса в отношении всех учащихся. С этой целью проводится углубленный осмотр педиатром (ас 15 до 18 лет — врачом подросткового кабинета) и другими специалистами (ЛОР, невропатолог, хирург, офтальмолог). Данные обследования и динамического наблюдения за учащимися на протяжении всех лет обучения позволяют выявить школьников с отклонениями в физическом развитии и состоянии здоровья, которые нуждаются в квалифицированном медицинском совете в отношении выбора профессии. По результатам этого осмотра и с учетом данных динамического наблюдения врача-педиатра, содержащихся в медицинской документации, дается врачебное заключение о профессиональной пригодности подростка. Данное заключение заносится в медицинскую справку (форма № 086/у), которая выдается подростку, поступающему на работу или на учебу в ПТУ, техникум, среднее специальное учебное заведение или вуз, из поликлиники по месту жительства или общеобразовательной школы, где он обучался.

Для врача, работающего с подростками, совершенно недостаточно знания только возрастных особенностей, клиники и терапии тех или иных отклонений в состоянии здоровья, функциональных и приспо-собительных возможностей пораженного органа, умения прогнозировать дальнейшее течение патологического процесса. Для полноценного профессионально-консультативного заключения врач должен еще располагать достаточными сведениями об осо­бенностях профессий, о характере воздействия факторов труда на организм работающих, требованиях, предъявляемых тем или иным видом труда к функциональному состоянию организма и отдельным органам и системам. Знания в области гигиены труда необходимы для подбора подростку такой специальности, которая бы не только полностью соответствовала его анатомо-физиологическим и возрастно-половым особенностям, но и оказывала бы оздоравливающее влияние. С этой целью совместно с санитарно-промышленными врачами и инженером по технике безопасности на каждую профессию должны быть составлены санитарные характеристики, отражающие все существенные ведущие факторы, присущие профессии на современном уровне развития производ­ства.

Врачебная профессиональная консультация подростков

УТВЕРЖДАЮ
Начальник
Главного управления
лечебно-профилактической
помощи Министерства
здравоохранения СССР
А.САФОНОВ
25 декабря 1965 г. N 10-61/14-129

Начальник Главного
санитарно-эпидемиологического
управления Министерства
здравоохранения СССР
П.ЛЯРСКИЙ
25 декабря 1965 г. N 567-65

ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ВРАЧЕБНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ ПОДРОСТКОВ*

* Разработаны Ленинградским научно-исследовательским институтом гигиены труда и профзаболеваний.

Проведенные в СССР законодательные мероприятия по укреплению связи школы с жизнью, сочетанию учебы с общественно полезным трудом включают в производство миллионы молодежи, в связи с чем правильное определение профессиональной пригодности подростков к различным профессиям и специальностям является актуальной проблемой, имеющей государственное значение.

Для рациональной подготовки школьников старших классов к труду должен быть своевременно развернут весь комплекс мероприятий по профессиональной ориентации.

Работники школы должны заблаговременно приступить к мероприятиям по профессиональной ориентации учащихся. Для этого педагогам, родителям и медицинским работникам необходимо иметь полноценные данные о состоянии здоровья, физическом развитии школьников, знать их интересы и наклонности.

В осуществлении этой работы необходим тесный контакт между педагогами, врачами и родителями.

Профессионально-ориентационная работа среди подростков должна базироваться на определении объема требований, предъявляемых профессией к организму работающих. Подростки должны быть ознакомлены со значением и сущностью профессии, объемом знаний и навыков, необходимых для овладения профессией. Им должны быть разъяснены перспективы личного роста в данной отрасли трудовой деятельности, трудности, с которыми связана профессия, условия оплаты труда, обстановка производства и т.д.

Врачебная профессиональная консультация предусматривает рекомендацию для подростков наиболее целесообразной, соответствующей их здоровью и физическому развитию профессий.

Задача врачебной профессиональной консультации состоит в том, чтобы помочь подростку выбрать такую профессию, которая будет отвечать его индивидуальным интересам, способностям, укреплять состояние здоровья и обеспечивать оптимальную производительность труда.

Врачебно-профессиональная консультация должна проводиться по двум направлениям: для подростков практически здоровых и для лиц, имеющих отклонение в состоянии здоровья и физическом развитии.

Здоровые подростки могут работать в большинстве профессий, рекомендуемых для этого возраста.

При оценке состояния здоровья подростка врач всегда обязан учитывать, что возникающие в этом возрасте новые соотношения в нейрогуморальной регуляции организма способствуют высокой динамичности физиологических процессов, что нередко затрудняет дифференциальную диагностику крайних вариантов физиологии от проявления патологии.

С еще большими трудностями, связанными со спецификой возраста, врач сталкивается при решении вопроса о профессиональной пригодности подростков с различными заболеваниями или физическими недостатками.

Читайте также  Любовный заговор на парня на день Ивана Купала

При определении профессиональной пригодности подростка следует исходить не столько из величины нагрузки в период профессионального обучения, сколько из объема требований, которые будут предъявлены к подростку по окончании обучения уже как к взрослому рабочему.

Согласно действующему в нашей стране законодательству каждый подросток перед поступлением в профессионально-техническое училище, на работу, а школьник перед началом производственного обучения, должен получить от врача подробную консультацию, каким видом труда ему целесообразнее всего заняться.

Правильное осуществление врачебной профессиональной консультации зависит от:

а) знания анатомо-физиологических особенностей пубертатного периода;

б) знания условий труда подростка и их влияния на организм;

в) полноты и тщательности медицинского освидетельствования подростков с учетом требований, выдвигаемых при решении профконсультационных вопросов;

г) знания и умения пользоваться перечнями медицинских противопоказаний к производственному обучению и к работе подростков;

д) осведомленности в законодательстве по охране труда подростков и т.д.

Организационно-методические указания

Специфические особенности подросткового возраста и разнообразие требований со стороны различных видов труда, предъявляемых к здоровью подростка вообще и к функциональным способностям отдельных органов и систем в частности, в значительной степени расширяют объем и характер предварительного медицинского освидетельствования подростка для целей врачебной профессиональной консультации. Предварительное медицинское освидетельствование подростков в возрасте 15-18 лет, поступающих на работу на промышленные предприятия, на учебу в профессионально-технические училища, техникумы, осуществляется медицинскими комиссиями, организуемыми главными врачами поликлинических отделений больниц, самостоятельных поликлиник, медико-санитарных частей.

Проведение врачебной профессиональной консультации для учащихся 8-10 классов средних общеобразовательных школ осуществляется врачами детских поликлиник.

Для квалифицированного проведения врачебной профессиональной консультации подростков врачи своевременно должны ознакомиться и изучить перечни медицинских противопоказаний к допуску подростков к работе и профессиональному обучению различным профессиям. При этом следует обратить особое внимание на противопоказания к работе и обучению, относящиеся к комплектуемым данной врачебной комиссией профессиям.

Врач, наблюдающий подростков, должен знакомиться с условиями работы в других профессиях, чтобы быть достаточно подготовленным дать рекомендации подростку о других, наиболее соответствующих состоянию здоровья, профессиях. Специалисты санитарно-эпидемиологических станций оказывают консультативную помощь врачам подростковых кабинетов по вопросам об условиях труда в конкретных производствах.

Большое значение имеет предварительный инструктаж врачей, привлекаемых к участию в освидетельствовании подростков.

При медицинском освидетельствовании подростков для определения профессиональной пригодности должно быть обращено особое внимание на четкость записей паспортных данных (возраст, адрес и т.д.), анамнеза жизни, заболеваний и травм и т.д. К собиранию сведений о перенесенных заболеваниях следует отнестись внимательно и критически в связи с тем, что подростки обычно плохо запоминают название болезней.

Предварительные, перед поступлением на работу, учебу, медицинские освидетельствования подростков проводятся в текущем порядке врачами:

— терапевтами подростковыми (председатель комиссии),

Врачебная профессиональная консультация как метод медико-социальной реабилитации. Проблемы при определении профильного обучения и выборе ЕГЭ

В.М.Ганузин

Ваш комментарий
(для участников конференции)

Врачебная профессиональная консультация является важным звеном в медико-социальной реабилитации, позволяющей подростку с отклонениями в состоянии здоровья правильно выбрать профильный класс и учебные дисциплины ЕГЭ, необходимые для зачисления в высшее учебное заведение и адаптироваться к современным социально-экономическим условиям, реализовав свои физические и интеллектуальные возможности.

Помощь учащемуся в рациональном выборе профессии, определение его профессиональной пригодности к выбранной профессии — один из путей сохранения и укрепления здоровья подростка, гармоничного развития личности (1). Своевременное определение профессиональной пригодности позволяет школьникам и их родителям выбрать профильный класс и определится с учебными дисциплинами ЕГЭ, необходимыми для зачисления в выбранное высшее учебное заведение.

Учитывая формирование психосоциальной зрелости, в том числе и выбор подростком профессии, приказом МЗ РФ № 154 от 05.05.1999 года предусмотрено тесное взаимодействие педиатров с педагогами и психологами.

Регламентируемый данным приказом дополнительный врачебный профилактический осмотр детей 11-12 лет предполагает обязательное врачебно-профессиональное консультирование (ВПК) в этом возрастном периоде. В связи с возможной динамикой заболевания, формированием или изменением склонности подростка к той или иной профессии, а также необходимостью выбора конкретной специальности повторная профконсультация проводится в 9-ом и 11-ом классах.

Основная роль в осуществлении профконсультации учащихся отводится школьному врачу с привлечением школьного психолога. Особое значение имеет врачебно-профессиональная консультация подростков, имеющих пороки развития, хронические заболевания, функциональные отклонения, а также риск их возникновения.

Врачебная профессиональная консультация – это консультация врачом подростков здоровых, из групп риска и с отклонениями в состоянии здоровья с целью выбора учебного заведения и будущей профессии, максимально соответствующей состоянию их физического и психического здоровья. При этом учитывается успеваемость подростка в школе, склонность его к той или иной профессии, прогнозируется влияние производственно-профессиональных факторов на возникновение и течение патологического процесса, а также возможность освоения им рекомендованной профессии при наличии имеющихся отклонений в состоянии здоровья.

Одним из условий полноценного осуществления ВПК является хорошее знание характера и условий труда, их влияния на растущий организм. Все выше перечисленные сведения содержатся в так называемых профессиограммах — санитарно-гигиенических характеристиках профессий — и включают в себя описание трудового процесса, характеристику материалов, оборудования, инструментов, рабочей позы, особые условия труда, указание о наличие требований к центральной нервной системе, анализаторам, органам и функциональным системам с учетом степени их напряженности, статокинетической устойчивости, возможности производственного травматизма, возможности и уровнях воздействия производственных факторов (5).

Для осуществления ВПК необходимо исследование и оценка состояния здоровья, уровня развития психофизиологических функций. Основные психофизиологические функции, от которых зависит развитие специфических для данной профессии навыков и умений и формирование рабочего стереотипа, называются ключевыми профессионально значимыми функциями и подразделяются на следующие группы:

¨ анализаторные: точность глазомера, цветовая, слуховая, обонятельная и тактильная чувствительность; мышечная точность;

¨ двигательные: мышечная сила и выносливость, быстрота реакции и т.д.;

¨ аттенционно-мнемические: механическая, смысловая, оперативная память, способность к концентрации и переключению внимания;

¨ интеллектуальные: уровень развития вербального и невербального интеллекта, мышления;

¨ индивидуально-типологичские свойства высшей нервной деятельности: сила, лабильность, подвижность и уравновешенность нервной системы;

¨ характерологические особенности личности, выраженность экстраверсии, нейротизма, ригидности и т.п.

Исследование психофизиологических функций должно проводиться по унифицированным методикам в одинаковых для всех условиях с целью максимального исключения тренированности и функционального состояния организма.

При медицинском обследовании с целью определения профессиональной пригодности подростка необходим активный сбор жалоб; применение скринингов, функциональных и лабораторных методов исследования для оценки функционального состояния основных систем и органов. При наличии у подростка хронического заболевания необходимо привлечение узких специалистов, а проводить профконсультацию рекомендуется в период ремиссии или компенсации хронического заболевания и желательно в присутствии родителей.

При составлении заключения ребенку с наличием патологического состояния следует учитывать, что профессиональную пригодность определяет не только диагноз заболевания, но и оценка его степени тяжести, тенденции течения и компенсаторных возможностей организма. Важно объективно оценить не только отрицательное влияние на больного вредных производственных факторов, но и положительную реабилитационную роль труда.

Помимо составления профессионального заключения врач должен дать и рекомендации по проведению лечебных, профилактических мероприятий, тренировке ключевых профессионально значимых функций — занятий профессионально-прикладной физической подготовкой, упражнений на специальных тренажерах, развитие аттенционно-мнемических функций и интеллекта с помощью специальных приемов запоминания и анализа материала.

Особо важной является профконсультация для школьников из группы риска по формированию хронических заболеваний при выборе профильных классов и определения учебных дисциплин ЕГЭ, необходимых для зачисления их в выбранное высшее учебное заведение.

Юридически нет ограничений для выбора ими той или иной профессии, в том числе с профессиональными и производственными факторами риска, способствующими реализации предрасположенности к заболеваниям, однако врач, проводящий консультацию, всегда должен о них помнить. Правильно данные рекомендации по выбору профессии не позволят развиться хроническому процессу под воздействием вредных производственных факторов.

Читайте также  Как красиво красить губы помадой

Наш опыт работы в кабинете профессиональной консультации показывает, что подростки в силу психологических особенностей возраста при выборе будущей профессии часто не учитывают состояния своего здоровья. Из 889 школьников, получивших консультацию в нашем кабинете, наибольшие трудности вызвали подростки — инвалиды с детства (27% от всех проконсультированных), поскольку круг профессий не противопоказанных им по состоянию здоровья, был резко ограничен. У 50% школьников было выявлено от 2 до 4 хронические заболевания. Абсолютное большинство подростков не знало вредных производственных факторов и условий труда по выбранной профессии.

Было проведено анкетирование подростков 7-9-х классов двух школ города Ярославля по выбору ими будущей профессии. Из 262 опрошенных школьников 7-9 классов 148 (56,5%) еще не выбрали будущей профессии. Из 144 подростков, выбравших будущую профессию, хотели получить рабочие специальности 34,2%, обучаться в средне-специальных учебных заведениях 17,5%, в высших учебных заведениях 48,3%.

Вызывают определенный интерес данные о направленности профессионального выбора школьниками. Учащиеся в 7 классах мальчики, определившиеся в выборе будущей профессии, в 53,8% хотели приобрести рабочие специальности, в 7,7% обучаться в средне-специальных и 38,5% в высших учебных заведениях. Девочки – соответственно в 22,2% в средне-специальных и в 77,8% в высших учебных заведениях. Среди подростков мальчики и девочки соответственно хотели получить рабочие специальности в 60,7% и 20, 6% (8 класс) и 50.0% и 33,3% (9 класс).

Нами выявлены наиболее престижные профессии среди подростков 7-9 классов в данных школах города. На первом месте стоит профессия юриста; на втором – шофера; на третьем – продавца, парикмахера; на четвертом – бухгалтера, программиста; на пятом – дизайнера, менеджера; на шестом – тренера; на седьмом – электрика, инженера, врача, автомеханика; на восьмом – машиниста электровоза, милиционера; на девятом – педагога, психолога, фармацевта, проводницы, охранника, строителя.

Появление на Российском рынке труда новых профессий (4), отсутствие широко доступной справочной литературы и наличие сложной комплексной патологии у подростков не всегда позволяет школьным врачам и врачам специалистам, на которых возложена обязанность ВПК, качественно выполнять эту работу (3).

Учитывая актуальность проблемы, нами предлагается перечень профессий, перспективных в XXI веке, рекомендуемый при ряде хронических заболеваний (2).

При бронхиальной астме с редкими и нетяжелыми приступами рекомендуются следующие профессии: административный менеджер, секретарь со знанием двух языков, менеджер культуры, инспектор по налогам, мастер по персональным компьютерам и компьютерным сетям, программист, дизайнер компьютерного макетирования, системный аналитик, аудитор, менеджер по организации конференций и выставок, бизнес-консультант (со знанием 2-3 языков), менеджер по франчайзингу, специалист по поиску менеджеров высшей квалификации, менеджер по связям с общественностью, консультант по налогам, финансовый аналитик, налоговый инспектор, страховой и биржевой брокер, online – продавец (продажа через интернет), маркетолог, психолог, социолог, философ, политолог, социальный работник.

При сахарном диабете средней тяжести — административный менеджер, секретарь со знанием двух языков, инспектор по налогам, консультант по налогам, мастер по персональным компьютерам и компьютерным сетям, программист, инженер по информационной безопасности, техник-электронщик, дизайнер компьютерного макетирования, системный аналитик ,менеджер по рекламе, аудитор, менеджер по организации конференций и выставок, бизнес-консультант (со знанием 2-3 языков), менеджер по недвижимости, менеджер по связям с общественностью, web -мастер, финансовый аналитик, страховой и биржевой брокер, консультант по новым формам бизнеса, маркетолог, косметолог, психолог, социальный психолог, социолог, политолог, философ, гувернер (домашний учитель), социальный работник.

Таким образом, врачебная профессиональная консультация является важным звеном в медико-социальной реабилитации, позволяющей подростку с отклонениями в состоянии здоровья правильно выбрать профильный класс и учебные дисциплины ЕГЭ , необходимые для зачисления в высшее учебное заведение и адаптироваться к современным социально-экономическим условиям, реализовав свои физические и интеллектуальные возможности.

1. Баранов А.А., Кучма В.Р., Рапопорт И.К. // Руководство по врачебному профессиональному консультированию подростков. – М., 2004, 199 с.

2. Ганузин В.М., Черная Н.Л., Ганузина Г.С. // Врачебная профессиональная консультация и профессиональный отбор школьников с хроническими заболеваниями и отклонениями в состоянии здоровья. Учебно-методическое пособие. — Ярославль, 2002, 80 с.

3. Ганузин В.М., Черная Н.Л., Ганузина Г.С. // Пути совершенствования системы врачебной профессиональной консультации подростков / Поликлиника, 2005, №1, с.50-51.

4. Каталог стандартов перспективных работ на российском рынке труда — М., Инновационный образовательный центр, 1997, 230 с. 5.Левин В.М., Рутенбург Э.С. // Профессиональная ориентация и врачебная профессиональная консультация подростков. – Л., 1977, 279 с.

Врачебная профессиональная консультация подростков

В.М. Ганузин, Г.С. Ганузина, ГОУ ВПО Ярославская государственная медицинская академия, г. Ярославль

Организация врачебной профессиональной консультации школьников с отклонениями в состоянии здоровья
Начинаясь в детском возрасте, хронические заболевания приводят к ограничению трудоспособности значительной части взрослого населения. Врачебная профессиональная консультация подростков (ВПК), страдающих хроническими заболеваниями, является одним из этапов их медико-социальной реабилитации.
ВПК – это консультация врачом подростков из групп риска и с отклонениями в состоянии здоровья с целью выбора учебного заведения и будущей профессии, максимально соответствующих состоянию их физического и психического здоровья. При этом учитывается успеваемость подростка в школе, склонность его к той или иной профессии, прогнозируется влияние производственно-профессиональных факторов на возникновение и течение патологического процесса, а также возможность освоения им рекомендованной профессии при наличии имеющихся отклонений в состоянии здоровья [2].
Согласно приказам МЗ РФ № 186/272 от 30.06.1992 г. «О совершенствовании медицинского обеспечения в образовательных учреждениях» и № 154 от 05.05.1999 г. «О совершенствовании медицинской помощи детям подросткового возраста», работа по профессиональной ориентации подростков проводится школьными врачами совместно с психологами и педагогами. В сложных случаях вопрос о рекомендации больному будущей профессии и учебного заведения решается в индивидуальном порядке клинико-экспертной комиссией (КЭК) детского ЛПУ с привлечением врачей специалистов. В особо сложных и конфликтных ситуациях по представлению КЭК к решению вопросов профпригодности и трудоустройства привлекаются врачи по гигиене труда.
ВПК подростков, страдающих хроническими заболеваниями проводится в несколько этапов [1].
Начальный этап – индивидуальное консультирование школьников 4–8-х классов. Задачей этого этапа является формирование профессионального определения у детей. При этом врач ориентирует больных подростков на выбор профессии и специальностей, не противопоказанных им по состоянию здоровья. На школьника заводится «Карта врачебной профессиональной консультации», которая вклеивается в Медицинскую карту ребенка (форма №026/у).
Вторым является этап окончательного формирования профессиональной направленности. Он проводится при завершении неполного или полного среднего образования, соответственно, в 9 и 11 классах. При индивидуальном подборе профессий и специальностей на этом этапе учитываются способности, интересы и желания подростка, страдающего какой-либо патологией, что позволяет избежать психологической травмы, неизбежной при необходимости изменения его первоначального решения в связи с медицинскими противопоказаниями. При этом для приемной комиссии учебного заведения, куда поступает подросток, оформляется «Врачебно-профессиональное заключение».
На этапе профессионального обучения ВПК проводится учащимся ПТУ, средне-специальных и высших учебных заведений. Необходимость проведения ВПК в данном случае заключается в том, что при прохождении подростком практики на предприятиях и в учреждениях имеющиеся там профессионально-производственные факторы в дальнейшем могут значительно усугубить отклонения в состоянии его здоровья и привести к прогрессированию патологического процесса.
Особенно важной является ВПК подростков из групп высокого риска по возникновению хронических заболеваний. Юридически такие подростки не имеют ограничений в выборе профессий, поэтому своевременный и правильный совет в этом вопросе необходим для предупреждения реализации факторов риска в болезнь. Основой для медицинских ограничений профессионального обучения и работы подростков является детальное знание условий труда в различных отраслях промышленности, элементов трудовой деятельности, профессиональных и экологически неблагоприятных микроклиматических факторов и состояния здоровья консультируемых. Исходя из этого, специалист при проведении ВПК должен рекомендовать ряд основных и резервных профессий, которые не смогут оказать вредного влияния на состояние здоровья подростка и принесут ему психологическое и материальное благополучие.
У подростков с отклонениями в состоянии здоровья и из групп риска необходимо определять социальную адаптированность, под которой понимается приспособляемость к широкому комплексу личностных связей в школе, в семье, в кругу друзей, на улице и т.д.
В свою очередь, не последнее место в освоении будущей профессии играет вегетативная устойчивость, под которой понимается способность организма достаточно стабильно и адекватно реагировать на различные воздействия среды, в том числе и производственной. Очевидно, что подростки из групп высокого риска, с низкой вегетативной устойчивостью и низкой социальной адаптированностью не смогут длительное время работать в определенных отраслях промышленности без ущерба для здоровья и будут вынуждены сменить профессию. Поэтому подростки с выраженной социальной дезадаптацией должны пройти курс реабилитации у педагога и психолога, а с выраженной вегетативной неустойчивостью – коррекцию у врача.
При проведении ВПК подростков врач, выносящий экспертное заключение о профпригодности, должен использовать Перечни медицинских противопоказаний к обучению в учебных заведениях начального профессионального, среднего и высшего образования, а также методические рекомендации и другие регламентирующие документы. При этом решающее значение имеет не только и не столько сам диагноз, сколько степень тяжести заболевания, особенности его течения, функциональное состояние органа и системы в целом и компенсаторные возможности организма [3, 4].
Наш многолетний опыт работы в кабинете ВПК показывает, что подростки, в силу психологических особенностей возраста, при выборе будущей профессии часто не учитывают состояние своего здоровья. Из 889 школьников, получивших консультацию, 50% имели по одному заболеванию, 33,9% – по два, 12,8% – по три, а 3,3% – по четыре хронических заболевания. При этом до консультации в кабинете ВПК 43% больных еще не определились в выборе будущей профессии, а 23% хотели выбрать профессии, противопоказанные им по состоянию здоровья. Абсолютное большинство из них не знало вредных производственных факторов и условий труда по выбранной профессии.
Нами также было проведено анкетирование подростков 7–9-х классов двух школ города Ярославля по выбору ими будущей профессии. Из 262 опрошенных школьников 148 (56,5%) еще не выбрали будущей профессии. Из 144 (43,5%) подростков, определившихся с выбором будущей профессии, хотели получить рабочие специальности 34,2%, обучаться в средне-специальных учебных заведениях 17,5%, в высших учебных заведениях 48,3%. Анализ данных опроса показал, что мальчики 7-х классов в 70,5%, а девочки в 60,9% ещё не выбрали будущей профессии. Соответственно, 50% мальчиков и 48,5% девочек 8-х классов и 71,4% мальчиков и 48,3% девочек 9-х классов также не определились в выборе будущей профессии. При этом на выбор будущей профессии школьниками 7-х классов в 45% повлияли родители, в 9% – учителя, а 46% подростков определились сами. В 9-х классах – 73% определились сами, в 18% советы по выбору профессии дали родители, в 9% – учителя.
Полученные нами данные свидетельствуют о низком качестве работы врачей, психологов и педагогов на начальном этапе профессиональной ориентации, несмотря на достаточное количество появившейся в последние годы справочной и методической литературы.
Таким образом, врачебная профессиональная консультация является важным звеном в медико-психологической реабилитации, позволяющей подростку адаптироваться к современным социально-экономическим условиям и максимально реализовать свои физические и интеллектуальные возможности.
Литература
1. Баранов А.А., Кучма В.Р., Рапопорт И.К. // Руководство по врачебному профессиональному консультированию подростков. – М., 2004, 199 с.
2. Ганузин В.М., Черная Н.Л., Ганузина Г.С. // Врачебная профессиональная консультация и профессиональный отбор школьников с хроническими заболеваниями и отклонениями в состоянии здоровья. Учебно-методическое пособие. – Ярославль, 2002, 80 с.
3. Ганузин В.М., Черная Н.Л., Ганузина Г.С. // Пути совершенствования системы врачебной профессиональной консультации подростков / Поликлиника, 2005, №1, с.50–51.
4. Левин В.М., Рутенбург Э.С. // Профессиональная ориентация и врачебная профессиональная консультация подростков. – Л., 1977, 279 с.

журнал «Поликлиника» № 1 2007 г., стр. 72–73

Читайте также  Как вести больных с конституциональной задержкой роста?

Будь умным!

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-06-09

;color:#333333″>Врачебно-профессиональное консультирование и медицинское обеспечение профессиональной ориентации подростков

;color:#3f3f3f»>Медицинская профессиональная ориентация (МПО) является системой мер, направленных на обеспечение правильного выбора профессии, специальности, формы обучения и места работы подростками с учетом состояния здоровья индивидуума, его психофизиологических и личностных особенностей.
МПО имеет 2 направления: врачебное профессиональное консультирование и психофизиологическую профессиональную ориентацию.
Врачебное профессиональное консультирование является системой мер, направленных на обеспечение правильного выбора профессии, подростками, имеющими отклонения в состоянии здоровья, с целью защиты их организма от неблагоприятного воздействия профессионально-производственных факторов, которые могут привести к прогрессированию функциональных нарушений и хронической патологии, возникновению осложнений, длительной утрате трудоспособности, ранней инвалидизации.
Психофизиологическая профессиональная ориентация – помощь в выборе профессии с учетом индивидуальных способностей, психологических и личностных особенностей подростка. ;color:#3f3f3f»>Врачебное профессиональное консультирование включает 2 формы работы: ;color:#3f3f3f»>

;color:#3f3f3f»>Информационное обеспечение ;color:#3f3f3f»> – ознакомление подростков, их родителей и педагогов с медицинскими аспектами выбора профессии, то есть с основными профессионально-производственными факторами, которые могут привести к ухудшению состояния здоровья, особенно у лиц с хроническими болезнями и функциональными нарушениями.

;color:#3f3f3f»>Индивидуальная врачебная профессиональная консультация ;color:#3f3f3f»>, в процессе которой основная задача врача состоит в определении степени риска прогрессирования отклонений в состоянии здоровья консультируемого подростка и разработке конкретных рекомендаций по выбору профессии или специ-альности, формы обучения и рациональному трудоустройству.
В соответствии с регламентирующими документами проведение врачебного профессионального консультирования возложено на школьного врача, а при его отсутствии индивидуальную врачебную профессиональную консультацию должен проводить участковый врач-педиатр.
Врачебно-профессиональная консультация является необходимым элементом медицинского обслуживания детей и подростков на протяжении всего периода школьного и профессионального обучения.
На каждом этапе педиатр решает задачи, соответствующие возрасту и уровню образования консультируемого подростка и потребностям данного этапа.
;color:#3f3f3f»>Условно выделяются следующие этапы проведения ВПК:

  1. ;color:#3f3f3f»>начальный этап — индивидуальное консультирование школьников 4-8 классов в процессе формирования профессионального самоопределения;
  2. ;color:#3f3f3f»>этап выбора профессии при завершении неполного (9 класс) или полного среднего образования (10-11 класс)
  3. ;color:#3f3f3f»>;этап профессионального обучения.

;color:#3f3f3f»> ;color:#3f3f3f»>Для полноценного осуществления ВПК врач должен знать:

  1. ;color:#3f3f3f»>морфофункциональные особенности подросткового возраста, обуславливающие своеобразие реакций организма подростка на различные профессионально-производственные факторы;
  2. ;color:#3f3f3f»>особенности течения функциональных нарушений и хронических заболеваний в подростковом возрасте;
  3. ;color:#3f3f3f»>объем медицинского освидетельствования подростка, необходимый для вынесения заключения о профессиональной пригодности;
  4. ;color:#3f3f3f»>условия труда и основные профессионально-производственные факторы, характерные для массовых профессий, и их влияние на организм;
  5. ;color:#3f3f3f»>законодательство по труду подростков;
  6. ;color:#3f3f3f»>основные регламентирующие и методические документы по проведению врачебного-профессионального консультирования.

;color:#3f3f3f»>При проведении врачебного профессионального консультирования основная задача врача, работающего в учреждении начального или среднего профессионального образования, заключается в подборе для подростка с отклонениями в состоянии здоровья оптимальной специализации, выборе места производственной практики и выработке рекомендаций по наиболее рациональному трудоустройству.

Узнать стоимость написания работы —>

Материалы собраны группой SamZan и находятся в свободном доступе

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: