\

Состояние некоторых физиологических функций у школьников при работе на комбайнах

Научная работа по физике «Влияние механической работы на организм школьника»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

За последние 3 года, по данным диспансеризации учащихся общеобразовательных школ, практически в 2 раза вырос процент заболеваний, как гипертония, ишемическая болезнь, которые могут привести к более серьезным болезням и даже к инвалидности.

В последнее время участились случаи переутомления школьников при увеличении физической и умственной нагрузки на их организм.

Объект исследования – учащиеся начальной школы и среднего звена в течение учебного дня.

Предмет исследования – механическая работа, совершаемая школьниками в течение учебного дня.

Цель – изучить влияние механической работы на переутомление школьников во время учебного дня.

В соответствии с поставленной целью решались задачи:

Выявить траектории движения учеников различных возрастных категорий во время учебного дня.

Рассчитать пути их движения.

Вычислить механическую работу, производимую учениками различных классов.

Дать практические рекомендации для уменьшения механической работы.

Государство заботиться о сохранении здоровья нации, но невозможно сохранить здоровье нации без просветительской работы среди «подростков». Ученики должны знать, как лучше распределить порядок своего учебного дня во избежание переутомления.

Специалисты бьют тревогу: все больше школьников и студентов страдают от сильных головных болей и перепадов давления. Начало всего этого – переутомление. Проблема чрезмерного утомления у подростков волнует не только школьников и их родителей, но и многих медиков.

Переутомление – это крайняя степень утомления, при которой самопроизвольное, физиологическое восстановление организма после нагрузки уже не происходит и необходимы специальные реабилитационные воздействия, программы, длительный отдых, а в некоторых случаях – лечебные процедуры, медикаментозная терапия.

Признаки переутомления:

1) резкое и длительное снижение умственной и физической работоспособности, снижение памяти и внимания;

2) расстройства невротического характера (нарушение сна, чувство страха, плаксивость, раздражительность и т.п.);

3) снижение иммунитета.

Причины, вызывающие переутомление:

перегруженность школьных учебных программ;

переполненность классов учащимися (более двадцати человек), затрудняющая индивидуализацию учебно-воспитательного процесса;

недостаток освещения (слабое, тусклое, неравномерное);

физический дискомфорт от неудобного положения тела, который обычно возникает при несоответствии размера парты (стола и стула) росту и комплекции учащегося и при авторитарной тактике учителя, когда дети «боятся пошевелиться»;

длительное выполнение учащимися однообразной и напряженной работы (например, при проведении контрольной работы на спаренных уроках).

невозможность рассчитать индивидуальную нагрузку для каждого учащегося с учетом его способностей, возможностей, состояния здоровья;

обучение во вторую смену, что особенно часто вызывает состояние переутомления.

I . Что такое работа?

1. Е сли на тело действует сила и оно перемещается в направлении действия силы, то сила совершает механическую работу A , равную произведению модуля силы и модуля перемещения:

Единица работы в СИ — джоуль (1 Дж).

За единицу работы принимают такую работу, которую совершает сила 1 Н на пути 1 м.

Из формулы следует, что механическая работа не совершается, если сила равна нулю (тело покоится или движется равномерно и прямолинейно) или перемещение равно нулю.

Предположим, что вектор силы, действующей на тело, составляет некоторый угол a с вектором перемещения. Так как в вертикальном направлении тело не перемещается, то проекция силы F y на ось Y работу не совершает, а проекция силы F x на ось X совершает работу, которая равна A = F x s x .

работа постоянной силы равна произведению модулей векторов силы и перемещения и косинуса угла между этими векторами.

2. Проанализируем полученную формулу работы.

Если угол a = 0°, то cos 0° = 1 и A = Fs. Совершенная работа положительна и ее значение максимально, если направление силы совпадает с направлением перемещения.

Если угол a = 90°, то cos 90° = 0 и A = 0. Сила не совершает работу, если она перпендикулярна направлению перемещения тела. Так, работа силы тяжести равна нулю при движении тела по горизонтальной плоскости. Нулю равна работа силы, сообщающей телу центростремительное ускорение при его равномерном движении по окружности, так как эта сила в любой точке траектории перпендикулярна направлению движения тела.

Если угол a = 180°, то cos 180° = –1 и A = –Fs. Данный случай имеет место тогда, когда сила и перемещение направлены в противоположные стороны. Соответственно совершенная работа отрицательна и ее значение максимально. Отрицательную работу совершает, например, сила трения скольжения, поскольку она направлена в сторону, противоположную направлению перемещения тела.

Если угол a между векторами силы и перемещения острый, то работа положительна; если угол a тупой, то работа отрицательна.

3. Получим формулу для расчета работы силы тяжести. Пусть тело массой m свободно падает на землю из точки A , находящейся на высоте h относительно поверхности Земли, и через некоторое время оказывается в точке B . Работа силы тяжести при этом равна

В данном случае направление движения тела совпадает с направлением действу.щей на него силы, поэтому работа силы тяжести при свободном падении положительна.

Если тело движется вертикально вверх из точки B в точку A, то его перемещение направлено в сторону, противоположную силе тяжести, и работа силы тяжести отрицательна:

Работа – скалярная физическая величина, равная произведению действующей силы тяжести на путь и на косинус угла α.

Чтобы найти работу надо действующую силу тяжести умножить на пройденный путь и на с osα .

A = F · S ·с osα

Способы уменьшения работы: уменьшить силу, действующую на тело, либо уменьшить пройденный им путь.

Профилактика переутомления школьников

Переутомление — временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки.

  • поведенческое переутомление — снижение производительности деятельности, уменьшение скорости и точности работы;
  • физиологическое — затруднение выработки условных связей, повышение инерционности в динамике нервных процессов;
  • психологическое — снижение чувствительности, нарушение внимания, памяти, интеллектуальных процессов, сдвиги в эмоционально-мотивационной сфере.

Признаки утомления при умственной деятельности

Признаки Незначительная усталость Значительная усталость Острая усталость
Внимание Редкие отвлечения Внимание рассеянное, частые отвлечения Внимание рассеянное, реакции на новые раздражители (новые словесные указания) отсутствуют
Движения Потягивание ног и выпрямление туловища. Движения точные Частая смена позы, повороты головы в разные стороны, поддерживание головы руками. Движения неуверенные, медленные Стремление положить голову на стол, выпрямиться, откинувшись на спинку стула. Суетливые движения рук и пальцев (ухудшение почерка).
Интерес Живой интерес Слабый интерес, отсутствие вопросов Полное отсутствие интереса, апатия.

Причинами усталости у школьников могут быть: недосыпание, чувство голода, неполное восстановление сил после перенесенной болезни, первые симптомы болезни и т.д. Различают субъективные критерии выяснения усталости (в чувство утомления, которое определяется путем опроса учащихся в течение учебного процесса) и объективные (эффективность учебного процесса, состояние функциональных систем организма школьников (опорно-двигательной, кровеносной, дыхательной, сенсорной, высшей нервной деятельности и т.д.), которые определяют с помощью специальных методов исследования).

Профилактика переутомления

  • Ночной сон для учащихся в 1–4 классе должен составлять 10–10,5 часа. Первоклассникам рекомендуется организовывать дневной сон продолжительностью до 2 часов. Младшие школьники не должны ложиться спать позднее 22 часов и делать уроки «на ночь».
  • Условия, в которых обучается и выполняет домашние задания ребёнок, ощутимо влияют на его успеваемость и здоровье.

Стол, за которым занимается ребёнок, должен стоять так, чтобы дневной свет падал слева (если ребёнок — левша, то наоборот), аналогично должно быть налажено полноценное искусственное освещение. Свет от настольной лампы не должен бить в глаза, избежать этого позволяет специальный защитный козырёк, абажур.

Оптимальное соотношение высоты стола и стула таково: сидя прямо, опершись локтем о стол и подняв предплечье вертикально (как поднимают руку для ответа на уроке), ребёнок должен доставать кончиками пальцев до наружного угла глаза. Для этого бывает достаточно отрегулировать высоту стула. Ноги ребёнка при правильной посадке должны упираться в пол или подставку, образуя прямой угол как в тазобедренном, так и в коленном суставе. Стул должен иметь невысокую спинку.

  • От усталости помогает чередование умственных и физических нагрузок. Просидев час за учебниками, школьник нуждается в прогулке на свежем воздухе. Продолжительность прогулок, подвижных игр и других видов двигательной активности должна составлять как минимум 3–3,5 часа в младшем возрасте и 2,5 часа у старшеклассников.
  • Не забывайте о правильном питании. Прежде всего, это соблюдение времени приёмов пищи и интервалов между ними. Промежутки между приёмами пищи у школьников не должны превышать 3,5–4 часов. Для школьников рекомендуется 4–5-разовое питание.

    Для нормальной работы головного мозга необходимо, чтобы питание было полноценным и разнообразным. Особенно полезны «для головы» молоко, творог, кефир, сыр, мясо, рыба, яйца, зелень, бобовые, грибы, орехи, семечки, бананы и морепродукты.

  • Первоклассник не должен работать за компьютером и смотреть телевизор больше одного часа в сутки. Если ребенок учится в старших классах и вынужден работать за компьютером часами — убедите его делать перерывы и выполнять гимнастику для глаз и спины.
  • Не стоит предъявлять ребенку завышенных требований. Сколько бы он ни занимался, если ваша «программа» его не заинтересует, усвоить ее школьнику будет сложно. Не корите его за отсутствие феноменальных успехов, ведь психоэмоциональная нагрузка от этого только возрастет. Предложите ребенку на выбор несколько путей самореализации: спорт, творчество, хобби.
  • Посоветуйтесь с врачом и составьте для ребенка программу закаливания и спортивных занятий. Не забывайте также о приеме поливитаминных комплексов в осенний и весенний период.
  • Умственному переутомлению способствуют и проблемы с осанкой. Мышечный каркас школьника еще не окреп, а от долгого сидения за столом ребенок сутулится — в мышцах возникает напряжение, которое провоцирует головную боль.
  • Ребенок должен регулярно посещать офтальмолога, ведь причиной умственного переутомления могут быть и проблемы со зрением. Из-за того, что школьник недостаточно четко видит окружающие предметы, он постоянно находится в напряжении и сильнее устает.
  • Пример родителей лучше любых советов научит школьника следить за своей физической и умственной формой. Старайтесь сами вести здоровый образ жизни и правильно питаться.
  • Двигательный режим школьника

    Одной из важнейших естественных потребностей организма человека является двигательная активность, или движение. Оно формирует структуру и функции человеческого организма. В ходе длительного эволюционного развития человека сложилась тесная связь между его двигательными функциями и деятельностью внутренних органов. В период роста и развития человека движение стимулирует обмен веществ и энергии в организме, улучшает деятельность сердца и дыхания, а также функции некоторых других органов, играющих важную роль в приспособлении человека к постоянно изменяющимся условиям внешней среды. Большая подвижность детей и подростков оказывает благоприятное воздействие на их головной мозг, способствуя развитию умственной деятельности. Особенно важно это в детско-подростковом возрасте, когда происходит активное физиологическое и психологическое развитие ребенка. Однако, в последние годы, в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин, у большинства школьников отмечается дефицит в режиме дня, недостаточная двигательная активность.

    Исследования гигиенистов свидетельствуют, что до 82 – 85% дневного времени большинство учащихся находятся в статическом положении (сидя).

    Даже у младших школьников произвольная двигательная деятельность (ходьба, игры) занимает только 16 – 19% времени суток, из них на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1 – 3 %. Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50%, снижаясь от младших классов к старшим.

    Особенно мала двигательная активность школьников зимой.

    ПОСЛЕДСТВИЯ НЕДОСТАТОЧНОЙ

    ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

    • Недостаточная двигательная активность, гиподинамия школьников особенно вредна для их растущего организма. Она приводит к так называемой гипотензии (ослабление или замедление движения), которая может вызвать ряд серьезных изменений в организме школьника, привести к снижению функциональной активности многих органов и систем:
    • Наблюдается недостаточность сердечно — сосудистой системы: сила сердечной мышцы и ее размеры уменьшаются, ухудшается кровообращение, снижается артериальное давление, сердечная мышца и тонус сосудов ослабляются, происходит застаивание крови в сосудах, ухудшается снабжение тканей кислородом (гипоксия).
    • Ухудшается дыхание, уменьшается амплитуда дыхательных движений, уменьшается жизненная емкость легких, развивается одышка.
    • Снижаются мышечная сила, работоспособность, выносливость организма, появляются прослойки жировой ткани, нарушается осанка и координация движений, суставы перестают двигаться, все ткани опорно-двигательного аппарата начинают болеть: связки становятся жесткими, мышцы теряют способность сокращаться, гиалиновый хрящ суставов истончается и замещается костью, а кости теряют механическую прочность, — то есть опорно-двигательный аппарат быстро стареет.
    • Наблюдается ухудшение работы пищеварительной системы, происходит задержка пищи, что приводит к запорам.
    • Нарушается обмен веществ, снижается интенсивность и скорость обменных процессов, (нарушения в балансе белков, жиров, углеводов, воды и солей), повышается масса тела.
    • Падает умственная работоспособность, ухудшается внимание, память, мышление и другие психические процессы, нарушается сон, повышается эмоциональна возбудимость и склонность к стрессам.
    • Снижается репродуктивная способность, повышается вероятность появления застоев в органах малого таза, нарушение полового созревания, трудности при вынашивании плода у женщин.
    • Ухудшается состояние органов чувств, особенно зрительного анализатора и вестибулярного аппарата, снижается мышечная чувствительность, ухудшается координация движений.
    • Снижается контроль нервной системы за процессами обмена веществ клеток, что ведет к снижению иммунитета и устойчивости к различным заболеваниям.
    • Повышается утомляемость, вялость, плохое самочувствие, усталость в течение дня.

    ИЗ ЧЕГО СКЛАДЫВАЕТСЯ ДВИГАТЕЛЬНЫЙ

    РЕЖИМ ШКОЛЬНИКА

    Ни одно лекарственное средство не заменит двигательную активность человека, и медицина не защитит организм, который не будет достаточно двигаться.

    Единственная возможность нейтрализовать отрицательные последствия, возникающие у школьников при продолжительном напряженном сидячем умственном труде, — это активный отдых от школы, организованная физическая деятельность, соблюдение двигательного режима в повседневной жизни.

    Двигательный режим школьника складывается в основном из:

    • утренней физической зарядки;
    • подвижных игр на школьных переменах, уроках физической культуры;
    • занятий в кружках и спортивных секциях;
    • прогулок перед сном;
    • активного отдыха в выходные дни;
    • занятий физической культурой и спортом.

    В систему организации двигательной активности школьников в урочное и внеурочное время необходимо включать различные формы, средства и методы:

    • Гимнастику до уроков. Длительность гимнастики зависит от возраста детей. Рекомендуемое время для начальной школы – 7-8 минут, для остальных 9-10 минут.

    Гимнастику лучше проводить на открытом воздухе, либо в рекреационных помещениях, которые должны быть хорошо проветриваемые. Не следует проводить гимнастику в классных комнатах.

    Упражнения для гимнастики выбираются с участием мышц плечевого пояса (махи, вращения рук и головы), спины (наклоны в нескольких направлениях), ног (приседания, прыжки). Недопустимы упражнения на силовую нагрузку и сложную координацию.

    Гимнастика до уроков обязательно проводится под руководством педагогов (учителей физкультуры, тренера, специалиста ЛФК, дежурного педагога).

    • Физкультурные минутки. Состоят из комплекса физических упражнений (2-4 упражнения), выполняемых в течение 1-1,5 минут во время урока. Комплекс упражнений для 1-4 классов состоит, как правило, из 2-3 упражнений, для 5-8 и 9-11 из 3-4 упражнений.
    • Оздоровительные паузы (дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж и самомассаж). Оздоровительная пауза может включать не только физические упражнения, но и пальцевые упражнения, дыхательные упражнения, офтальмотренинг, психологические тренинги.
    • Динамическую перемену (подвижная перемена). Она чаще всего проводится на открытом воздухе под контролем взрослых после второго урока (на большой перемене) в течение 30 минут, с необходимой двигательной деятельностью не менее 25 минут.

    Если не позволяют погодные условия, то динамическую перемену можно провести в хорошо проветренном помещении (спортивный зал, коридор и т.п.).

    Содержание динамической перемены должно быть разнообразным: подвижные игры, игры-эстафеты, спортивные упражнения, самостоятельные игры детей.

    Во внеурочное время ребёнок должен чередовать интеллектуальную и физическую активность, копируя режим в школе: урок- пауза-урок-пауза. Двигательная минутка – 5-10 минут: приседания, отжимания, прыжки со скакалкой, махи руками, элементы гимнастики йоги и т.п.

    БЛАГОТВОРНОЕ ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ

    АКТИВНОСТИ НА ЗДОРОВЬЕ

    • Физические упражнения способствуют хорошей работе органов пищеварения, помогая перевариванию и усвоению пищи, активизируют деятельность печени и почек, улучшают работу желез внутренней секреции: щитовидной железы, половых желез, надпочечников, играющих огромную роль в росте и развитии молодого организма.
    • Под влиянием физических нагрузок увеличивается частота сердцебиения, мышца сердца сокращается сильнее, повышается выброс сердцем крови в магистральные сосуды. Постоянная тренировка системы кровообращения ведёт к её функциональному совершенствованию.
    • Физические упражнения повышают потребность организма в кислороде, в результате чего увеличивается «жизненная ёмкость» лёгких, улучшается подвижность грудной клетки, что способствует профилактике заболеваний органов дыхания.
    • Занятия физическими упражнениями также вызывают положительные эмоции, бодрость, создают хорошее настроение, поэтому человек, познавший «вкус» физических упражнений и спорта, стремится к регулярным занятиям.

    Соразмерное сочетание физических нагрузок на организм и «сидячей» школьной и иной деятельности, правильная организация режима дня школьника – способствуют не только хорошей работоспособности, успешному усвоению учебного материала, но и вырабатывают у молодых людей потребность в здоровом и активном образе жизни, что благоприятно сказывается на их дальнейшей успешной жизнедеятельности и продолжительной активной жизни.

    Состояние некоторых физиологических функций у школьников при работе на комбайнах

    Проблема здоровья детей и подростков требует постоянного изучения её новых сторон. В младшем школьном возрасте усиливается необходимость целостного взгляда на организм как систему взаимосвязанных компонентов, так как в данном возрастном периоде отмечается нестабильность, в результате которой могут формироваться пограничные состояния. Увеличивается число детей, которые перенесли тяжёлые инфекционные заболевания, а также заболевания центральной нервной системы. Как следствие, у учащихся появляются различные виды нарушений, к которым относится, в частности, нарушение слуха различных степеней, как одного из свойств функциональной системы человека. Современные исследования показывают, что важным звеном адаптации является её «цена». Любая деятельность учащихся связана с большими умственными, физическими, эмоциональными нагрузками и напряжением. Срывы адаптации приводят к нарушению ещё неустоявшихся механизмов саморегуляции физиологических функций и могут привести к возникновению неизлечимых заболеваний.

    Функциональные системы имеют свойство взаимозаменяемости, взаимокомпенсации ведущих эффекторных механизмов. Поэтому при выходе из строя определенного звена системы обеспечения достижение полезного приспособительного результата может быть возложено на другие её компоненты [1].

    К среднему и старшему школьному возрасту формируется новый динамический стереотип со значительным повышением адаптационных возможностей. У слабослышащих учащихся этот процесс происходит замедленно. Отсутствие отрицательного эмоционального фона, полная или почти полная адаптация к условиям школы-интерната приводит к тому, что учащиеся с депривацией догоняют и обгоняют своих сверстников общеобразовательных школ, но лишь к старшему школьному возрасту [2]. Наличие такого отклонения, как нарушение слуха, значительно осложняет социализацию, особенно в том случае, если у глухого либо слабослышащего ребёнка наблюдается сложная структура дефекта, например тугоухость на грани с глухотой в сочетании с первичными недостатками интеллекта, нарушениями со стороны двигательной сферы, центральной нервной системы и др. [3]. Школьники с депривацией слуха обучаются в специализированных образовательных учреждениях, учебный процесс в которых ведётся с использованием дактильной речи. При воспитании депривированного учащегося внимание следует уделять физическому, функциональному, умственному и гигиеническому воспитанию. Самое главное – не отделять школьника с нарушением слуха от общества сверстников с нормальным слухом, так как общение постоянно побуждает ребёнка говорить, воспринимать новую информацию и слова, а развитие идёт с опорой на сохранный анализатор [4]. Лонгитудинальное и комплексное наблюдение за учащимися общеобразовательной школы-интерната показало, что их здоровье также подвергается общим закономерностям роста и развития, но ухудшается в значительно меньшей степени, что связано с особыми условиями обучения, а к окончанию старшего (12-го класса) стабилизируется по всем показателям.

    Реабилитация включает в себя все формы систематических воздействий, существующие в области профилактики и воспитания. В педагогической науке существует понятие сенсорного воспитания, которое направлено на развитие зрительного, тактильного, кинестетического восприятия. По мнению ряда исследователей, поскольку первичный дефект депривированных по слуху учащихся в большей части случаев связан с нарушениями со стороны сенсорных систем и ЦНС, то следует организовывать целенаправленную деятельность школьников в микросоциуме школы, чтобы корректировать и компенсировать дефект [5]. Поражение звукопроводящего аппарата может наступать внезапно – это касается как тугоухости определенной степени, так и глухоты. Наблюдения за слабослышащими и глухими детьми убеждают, что специально подобранные физические упражнения значительно улучшают нарушенную координацию, мелкую моторику рук, динамическое и статическое равновесие. В связи с этим рекомендуются игры, направленные на сопряженное развитие скоростных, координационных способностей. Благодаря таким принципам работы, как комплексность, системность, целостность; динамичность (подвижность); методическое единство и постепенность коррекции депривированных по слуху детей, формируется целостная интегративная деятельность организма с постепенным вовлечением новых звеньев.

    Цель исследования: выявить особенности силы нервной системы у учащихся младшего школьного возраста с депривацией слуха, а также подтвердить разработанную систему коррекционной работы с учащимися начальной школы (1–4 классы) с помощью их оценки (простой зрительно-моторной реакции, динамометрии).

    Материалы и методы исследования

    В качестве основной группы для исследования были взяты школьники с депривацией слуха (с 1 по 4 классы), которые вовлечены в учебный процесс (50 мальчиков и 50 девочек с депривацией слуха). У некоторых из них адаптация к новым условиям школы-интерната еще не завершена (младший школьный возраст). Рассматривая многовариативность индивидуального развития, а также его когерентность (т.е. согласованность действия определенных элементов в системе), связанную также с эволюцией развития и способностью к самоорганизации, нами была разработана индивидуальная программа работы с такими учащимися, в результате которой школьник постепенно достигает определенного полезного приспособительного навыка. Эксперимент проводился с учётом биоэтических норм.

    Наиболее опасным в развитии таких школьников является появление стрессогенного фактора, встречаются расстройства движений и судороги. Нередко отмечаются пониженные динамометрические и спирометрические показатели (не соответствующим возрастным нормам), двигательные беспокойства, отставание в созревании зрительно-моторной сферы. Мелкая и крупная моторика, УР (уровень реакции) тесно связана с речевой активностью. При нарушении крупной и мелкой моторики рук, особенно у детей младшего школьного возраста, ослабляется развитие уровня реакции, внимания, памяти, мышления. В 90 % случаев у глухих и слабослышащих детей, достигших 9-летнего возраста, слабо сформирована моторная программа, которая позволяет овладеть навыками письма [6].

    В исследовании применялся также аппаратно-программный комплекс «Истоки здоровья» версия (My Body 1.4), в данной статье, приведены результаты одного из функциональных тестов – теста реагирования (тест простой зрительно-моторной реакции), который отражает деятельность ЦНС, а также подтверждает результаты теппинг-теста.

    Физиометрические показатели оценки динамометрического теста – (оценка максимальной изометрической силы мышц кисти и предплечья) отражают также эффективность разработанной и применяемой методики.

    При изучении личностных характеристик учащихся мы придерживались методологических положений: биокибернетики; системной организации функций; принципа снятия психоэмоционального стресса по методике («Три в одном») и ступенчатости (ступенчатого изменения раздражения).

    В результате в процессе перехода из одного возрастного периода в другой происходит формирование функциональной системы, которая характеризуется улучшением параметров физиологического и функционального состояния учащихся с депривацией слуха, взаимосвязей между ними.

    Коррекционные занятия проводились с подгруппой из 1–3 человека или индивидуально два раза в неделю. Время занятия 30–40 мин с группой. Время занятия – 25 мин индивидуально. Блоки занятий: макроуровень (упражнения на равновесие и баланс); микроуровень (диагностика и упражнения на развитие мелкой моторики); средний уровень (упражнения с различными предметами на развитие отдельных групп мышц); упражнения на развитие зрительного анализатора; работа с сегментами тела (упражнения на проработку сегментов: глаза, рот, шея, грудь, диафрагма, живот, таз); основы саморегуляции (упражнения на дыхание, массаж, растяжки, постизометрическая релаксация) [7].

    Принципы проведения эксперимента:

    1. Научный комплексный подход в изучении личностных характеристик учащихся.

    2. Системность исследования.

    3. Целенаправленное исследование в соответствии с целями и задачами образовательного учреждения.

    4. Применение жестовой и дактильной речи при общении с глухими и слабослышащими детьми.

    6. Работа с опорой на сохранную сенсорную систему.

    Методика экспресс-диагностики свойств нервной системы по психомоторным показателям Е.П. Ильина (теппинг-тест)

    Методика основана на определении динамики максимального темпа движения кисти в первой и во второй половине опыта (учащиеся по сигналу ставят точки в квадратах). Испытуемые в течение 30 с стараются удержать максимальный для себя темп. Показатель темпа фиксируется через каждые 5 с, по 6 квадратам с точками строится кривая работоспособности данного испытуемого. Теппинг-тест определяет силу, подвижность, выносливость нервной системы и ее функциональное состояние.

    Методы статистической обработки материала

    Статистическая обработка цифровых показателей осуществлялась с помощью пакета компьютерной программы Excel. Полученные параметрические величины оценивались с помощью Microsoft office Excel 2003 Windows7, программы Stat Graphics Plus for Windows,а также с помощью статистического критерия Манна – Уитни.

    Наиболее важными методологическими парадигмами в работе с учащимися с депривацией слуха для нас явились:

    1. Деятельность, непосредственно связанная с опорой на ведущую сенсорную систему в зависимости от степени дефекта (глухота, тугоухость определённой степени).

    2. Обязательная индивидуализация действий с разработкой траектории воздействия, системность и регулярность.

    3. Выявление уровня физиологического и психофизиологического здоровья с выделением факторов риска.

    4. Предотвращение дезадаптационных, своевременное снятие стрессовых состояний.

    Результаты исследования и их обсуждение

    Учащиеся с депривацией слуха, согласно многолетним наблюдениям авторов, очень ранимы, часто чрезмерно эмоциональны. Однако в отличие от детей с другими недостатками они стремятся к познанию нового, имеют высокую мотивацию. Самое главное – правильно оценить состояние ребенка, уметь сопереживать ему, добиваться его расположения и взаимопонимания, а не беспрекословного подчинения [8].

    По полученным результатам было установлено, что у всех детей 7-летнего возраста (мальчиков и девочек) преобладающей является слабая сила нервных процессов – 100 %. Сила нервных процессов у мальчиков 7 лет остаётся неизменной в течение всего учебного года. Общее количество точек, которые мальчики проставляли за 30 с, в среднем было равным 122,5 ± 0,35. Максимальный темп работы составил 9,0 ± 0,07 точек. Для 50 % из них характерна высокая врабатываемость (в первых трёх квадратах), у девочек отмечается такая же тенденция (p

    Близорукость у школьников: причины, профилактика и лечение

    Содержание статьи:

    • Что такое школьная близорукость?
    • Этапы развития болезни
    • Что может привести к миопии?
    • Симптоматика
    • Виды близорукости
    • Методы профилактики миопии у школьников
    • Гигиена зрения при работе с гаджетами
    • Коррекция рациона питания школьника с близорукостью

    Миопия у школьников – бич современности. По итогам Всероссийской диспансеризации заболеваемость детей и подростков миопией за последние 10 лет выросла в 1,5 раза 1 . Причем процент детей с нарушениями зрения увеличивается, если речь идет о школьниках. Иногда заболевание обнаруживается случайно, во время планового осмотра у офтальмолога. А иногда ребенок сам начинает жаловаться на дискомфорт в глазах и проблемы со зрением. Что делать, если ребенку ставят диагноз «миопия», и как правильно ее лечить, узнаем в этой статье.

    Что такое школьная близорукость?

    Как правило, миопия в школьном возрасте возникает вследствие интенсивного роста ребенка, когда происходит чрезмерный рост глазного яблока в передне-заднем его размере. Ситуацию усугубляют большие нагрузки на зрительную систему, так как современные школьники практически не выпускают из рук смартфоны и планшеты, часами проводят время за компьютером. Если добавить к этому еще и напряжение, которое глаза получают во время школьного процесса, выполнения домашних заданий, становится очевидно, что зрительная система просто не справляется с нагрузкой.

    Как развивается патология?

    Миопия или близорукость – это болезнь цивилизации. Люди, страдающие этой патологией, прекрасно видят вблизи и испытывают сложности с фокусировкой на удаленных предметах. Объекты на расстоянии кажутся нечеткими, смазанными.
    У здорового человека глазное яблоко имеет шаровидную форму. Но из-за избыточного роста глазное яблоко становится вытянутым. Из-за этого лучи света, проникающие внутрь глаза, фокусируются не на сетчатке глаза, как у здорового человека, а перед ней. По мере дальнейшего роста глаза фокус отодвигается еще дальше от сетчатки. Поэтому объекты, расположенные вдалеке, начинают казаться размытыми.

    С учетом того, что именно в первые 18 лет жизни человека происходит формирование его зрительной системы, глаза особенно восприимчивы к негативному влиянию в школьный период.

    Поскольку практически все современные родители стремятся научить своих детей письму и чтению как можно раньше, первые нагрузки на зрительную систему приходятся на дошкольный возраст, после чего учеба в школе становится своего рода детонатором, ускоряющим прогрессирование близорукости.

    Что еще может привести к миопии?

    Влияют на состояние здоровья зрительной системы школьника и следующие факторы:

    1. Неправильное и недостаточное освещение рабочей зоны.
    2. Хроническая усталость и переутомление.
    3. Длительная работа за компьютером/телевизором.
    4. Неправильная поза во время чтения, письма.
    5. Ослабление организма в результате несбалансированного питания, авитаминоза.

    Симптомы миопии у детей школьного возраста

    Главный симптом, свидетельствующий о близорукости школьника – снижение остроты зрения в отношении удаленных на расстояние объектов.

    Ребенок, сидящий на задней парте, может испытывать затруднения с восприятием информации, написанной на школьной доске.

    Кроме того, нередко у детей с близорукостью могут наблюдаться такие жалобы:

    • боль и жжение в глазах после длительной работы с текстовой информацией, просмотра телевизора, использования смартфона;
    • головные боли и головокружение;
    • затуманенность в глазах и ощущение темной пелены;
    • быстрая утомляемость при длительной монотонной работе.

    Родители могут заметить проявление близорукости по поведению ребенка. «Звоночками» для похода к врачу могут быть такие изменения:

    • ребенок часто щурится, когда пытается рассмотреть предмет на расстоянии дальше вытянутой руки;
    • школьник подносит разные предметы поближе к глазам, читает, прижимая книгу вплотную к лицу;
    • в течение дня ребенок часто трет глаза.

    При наличии любых из вышеупомянутых симптомов нужно срочно обратиться к офтальмологу. Врач проведет диагностику, определит степень тяжести заболевания и пропишет соответствующее лечение.

    Виды близорукости

    Важно понимать, что близорукость может быть двух видов: истинной и ложной.

    Во втором случае жалобы могут быть такие же, как и у истинной миопии. Однако с физиологической точки зрения развитие болезни будет протекать иначе. При ложной близорукости не происходит патологического растяжения глазного яблока. Но за счет больших зрительных нагрузок, длительной работе за компьютером или другими электронными девайсами, при неправильной организации рабочего места, недостаточной освещенности и нарушении гигиены зрения, когда ребенок подносит близко учебники к глазам или низко наклоняется над тетрадью происходит зрительное утомление и напряжение цилиарной мышцы, когда она не может расслабиться при переводе взгляда на удаленные объекты, что приводит к их размытому изображению.

    Снижение зрения вдаль может быть признаком функциональных изменений, то есть проявлением ложной близорукости. Если вовремя это выявить и принять соответствующие меры, то можно избежать перехода этого вида миопии в истинную близорукость. Чаще всего в таких случаях врачи выписывают пациентам капли, устраняющие спазм. Но капли – это не панацея, здесь важен комплексный подход к решению проблемы.

    Все о близорукости

    изучите наш информационный материал о миопии: симптомы, профилактика, виды, методы лечения и коррекции зрения

    Методы профилактики миопии у школьников

    Забота о здоровье глаз ваших детей, лечение и замедление роста близорукости не только помогут ребенку жить полноценной жизнью, но и позволят сохранить зрение в будущем.

    Дети могут не осознавать наличия проблем со зрением, поскольку не понимают, что есть норма. Рекомендуется минимум раз в год делать профилактический осмотр ребенка у офтальмолога в присутствии родителей.

    Также взрослым необходимо самостоятельно контролировать зрение ребенка. И в случае появления каких-либо жалоб, указывающих на близорукость, незамедлительно обратиться к врачу. Чем раньше начаты профилактика и лечение, тем меньше риск возникновения осложнений, так как каждая дополнительная диоптрия при близорукости приводит к увеличению риска развития в будущем таких серьезных осложнений, как миопическая макулопатия, отслойка сетчатки, катаракта и глаукома.

    Полностью вылечить близорукость невозможно, можно только замедлить ее прогрессирование. Необходимо стремиться не только к коррекции близорукости, которая достигается с помощью правильного подбора очков или контактных линз, но и к замедлению ее прогрессирования.

    Есть 3 главных направления профилактики: зрительная гигиена, образ жизни и питание. Каждый из них дополняет друг друга, и они отлично работают в комплексе. Зрительная гигиена – это основное правило нагрузки на глаза.

    1. Нельзя подносить книги, тетради и гаджеты слишком близко к лицу. Минимальное расстояние от глаз до предмета должно составлять 30 см, в идеале — все 40;
    2. Делать перерывы каждые 20 минут во время работы за компьютером, выполнения домашнего задания и переводить взгляд на любой объект на расстоянии не менее 6 метров от глаз хотя бы на 20 секунд;
    3. Следует отказаться от чтения лежа и во время поездок в машине или общественном транспорте, так как во время движения происходит колебание книги/гаджета, что приводит к чрезмерной зрительной нагрузке;
    4. Нужно соблюдать режим. Дети младшего школьного возраста должны спать не менее 10 часов. Старшеклассникам следует отдыхать 8-9 часов в сутки;
    5. Стоит отметить, что дети, которые придерживаются активного образа, занимаются физкультурой, посещают спортивные кружки, гораздо реже имеют проблемы со зрением;
    6. Ежедневно нужно проводить на свежем воздухе не менее 2-х часов.

    Лучшая профилактика миопии у школьника – создание условий для занятий в домашних условиях. Важно организовать учебное пространство у школьника в домашних условиях. В школе детям обеспечено выполнение всех гигиенических требований – высота парты и стульев, удаленность доски, качество освещений учебных классов. Дома же многие школьники делают домашние задания на маленьких журнальных столиках, лежа в кроватях или сидя в кресле, прямо у себя на коленках.

    Родителям следует позаботиться о наличии полноценного письменного стола, размещенного как можно ближе к окну. При этом ребенку не должен мешать яркий свет. Прямые солнечные лучи будут слепить школьника и заставлять его перенапрягать зрение. Идеально, если окна в детской комнате будут закрывать римские шторы, не препятствующие проникновению света, но в то же время корректирующие его яркость.

    Многие школьники, возвращаясь с учебы, откладывают выполнение домашней работы на поздний вечер. С учетом этого факта, нужно позаботиться о наличии хорошей настольной лампы, способной заменить дневной свет. Если ребенок правша, свет лампы должен падать слева. Если школьник пишет левой рукой, лампу нужно установить справа. Верхний свет в комнате так же должен светить, минимизируя контрастность настольного освещения.

    Гигиена зрения при работе с гаджетами

    Сегодняшние школьники активно привлекают к своему учебному процессу ноутбуки, планшеты, смартфоны и прочие гаджеты. Компьютерная техника настолько прочно вошла в нашу жизнь, что приходится устанавливать жесткие ограничения. Запрещать ребенку пользоваться благами цивилизации – абсурд. Однако нужно прививать гигиену работы с гаджетами.

    Постараться свести к минимуму просмотр телевизора, игры в телефоне и компьютере, обязательно во время этих занятий делать перерывы, так же, как и во время чтения и уроков.

    При использовании монитора компьютера отрегулируйте его высоту. Для максимального комфорта разместите центр экрана компьютера примерно на 12-20 см ниже горизонтальной линии взора. Расстояние от глаз до монитора должно быть не менее 50-60 см.

    Коррекция рациона питания школьника с близорукостью

    Следить за питанием. Ежедневный рацион ребенка должен быть богат витаминами, минералами и различными микроэлементами, способными поддерживать остроту зрения. Для здоровья зрительной системы питание должно быть сбалансированным. Родителям следует добавить в меню продукты, содержащие большое количество витаминов А, Е, В и С, лютеина, кальция. Увеличить количество молочных продуктов, яиц, печени, цитрусов, рыбы, моркови и темных ягод в повседневном рационе (при отсутствии у ребенка пищевой аллергии).

    Витамины для глаз

    узнайте из нашей статьи, какие витамины и микроэлементы важны для здорового зрения школьника

    Чем раньше начать заниматься проблемой близорукости у школьника, тем выше шансы сохранить зрение.

    Вышеперечисленные методы профилактики позволяют не только избежать развития миопии, но и исключить риски ее прогрессирования.

    Ничто в этой статье не должно быть истолковано как медицинский совет или заменять рекомендации медицинского работника. По конкретным вопросам обращайтесь к своему офтальмологу.

    Примечания и литература:
    1 Баранов А. А. Оценка здоровья детей и подростков при профилактических осмотрах/ А. А. Баранов, В. Р. Кучма, Л. М. Сухарева. — М.: Медицина, 2005. Стр. 8-17

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: