\

Проявления аутизма при вялотекущей шизофрении

Аутизм в вопросах и ответах: 8 часть

Почему диагноз «аутизм» после 18 лет меняют на диагноз «шизофрения»?

Это происходит потому, что в России психиатры часто нарушают медицинские регламенты.

Диагноз могут изменить, когда ребенок переходит от детского психиатра к взрослому, иногда даже не сообщая об этом родителям. Чаще всего его меняют на «шизофрению» или «умственную отсталость». Неверный диагноз означает неверное лечение и невозможность получить адекватную социальную помощь, специальные образовательные условия и программы.

Екатерина Заломова, пресс-офицер Ассоциации «Аутизм Регионы», мама Вани (10 лет): Аргументы для смены диагноза быть самые разные: детский аутизм может быть только у детей; с аутизмом человека могут призвать в армию, а с шизофренией – нет; аутизм – это «модный, но не настоящий» диагноз и т.д. Однако ни один из этих аргументов не может служить причиной смены диагноза. Об этом напрямую говорится в письме заместителя министра здравоохранения Сергея Краевого, направленном в региональные органы власти в сфере здравоохранения.

Евгений Бондарь, к. ф-м н. член правления Ассоциации «Аутизм Регионы», член правления Ассоциации «Аутизм Европа», эксперт фонда «Выход»: Смена диагноза детям с аутизмом совершенно не этична, даже если у психиатров есть т.н. «рациональные» аргументы. Потому что расстройства аутистического спектра (РАС) – это конвенция. Все договорились, что мы понимаем под РАС. И этим людям нужна определенная помощь. Лишать их диагноза, это все равно что врачи, например, сказали бы: «А мы считаем, что рак легких это не рак, это, например, аллергия. И это наша научно обоснованная позиция». Что это означает? Что эти люди выпадут из системы онкологической помощи. С аутизмом происходит примерно то же самое.

Как часто при аутизме встречаются нарушения интеллекта?

Дать точный ответ на этот вопрос, к сожалению, невозможно.

Эпидемиологические исследования показали, что среди людей с РАС есть значительный процент пациентов с нарушением интеллекта – в среднем это 4060%. В зависимости от применяемых диагностических критериев, возрастных ограничений и других факторов, данные заметно варьируют. Эрик Эмерсон и Сюзанна Бэйнс в 2010 году обобщили данные исследований с 2000 по 2010 год. По их данным процент подобных нарушений составляет: в Великобритании от 15% до 71%, в США – 37%, в Исландии – 84%, в Финляндии – 50%.

Фред Волкмар, психолог, один из самых известных специалистов в области РАС, редактор Энциклопедии расстройств аутистического спектра: Сегодня мы понимаем, что многие дети – возможно, около 50% – с четко диагностированным аутизмом страдают интеллектуальной недостаточностью или ограниченными интеллектуальными возможностями. Это важно понимать по нескольким причинам. Во первых, данный факт опровергает мнение, сложившиеся в 1950-е и 1960-е годы, что отсутствие реакции со стороны детей с аутизмом на окружающих обусловлено не задержкой в развитии, а осознанным решением (негативизмом). Во-вторых, наличие сопутствующей интеллектуальной недостаточности противоречит предположению о «нетестируемости» детей с аутизмом. Многим родителям диагноз интеллектуальной недостаточности кажется более страшным, чем диагноз аутизма. Имейте в виду, что дети с аутизмом, у которых в той или иной степени есть интеллектуальные нарушения, будут продолжать расти и развиваться. Некоторым из них со временем удастся добиться удивительного прогресса: особенно в детском возрасте, в меньшей степени в подростковом.

Если вы подозреваете у своего ребенка расстройство аутистического спектра, обратитесь к психиатру за консультацией.

Смотрите и читайте нас в соцсетях

Проявления аутизма при вялотекущей шизофрении

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Аннотация: Хоть аутизм и шизофрения – это далеко не одно и то же, у данных патологий имеется масса общего.

Статья:

Аутизм с шизофренией относятся к отдельным расстройствам неврологической сферы, отражающимися на высших мозговых функциях и межличностном взаимодействии в социуме. Аутистическая симптоматика начинает себя проявлять в период раннего детства, а вот шизофренические проявления выявляются только по достижении подросткового возраста. Хоть аутизм и шизофрения – это далеко не одно и то же, у данных патологий имеется масса общего.

Детские психозы

Признаки психоза, проявляющиеся до 13-летнего возраста, относятся к достаточно тяжелой и редко встречающейся шизофренической форме. Патологии предшествуют комплекс нарушений аутистического типа вроде дефицита внимания и общения, сложности в развитии мелкой моторики. Подобная клиника присутствует примерно у 30-50% аутистичных деток.
В процессе диагностики выявляются задержки в речевом развитии и координационные нарушения, возникающие еще до проявления психотической симптоматики. Отставания в развитии речи сочетаются с часто повторяющимися словами, позами движениями.

Общие проявления

Рассеянность, отсутствие связи с окружающими и изоляция социального характера считаются общими проявлениями аутизма и детской шизофрении. Если у пациента с высокофункциональным аутизмом возникает стрессовое состояние, то они начинают проявлять параноидальную симптоматику и излишнюю тревожность.
Основными шизофреническими характеристиками специалисты считают:

    1. Спонтанная речь и бредовые мысли, дезориентированное поведение, явные галлюцинации;
    2. Асоциальность и алогия, мотивационная недостаточность и дефицит общения, пониженная выразительность и сила проявления переживаний или чувств.

Для аутизма критериями выступают:

  • Нехватка коммуникации и способности к общению, недостаток социального межличностного взаимодействия;
  • Систематический поведенческий алгоритм, цикличные движения, излишне повышенный или чересчур пониженный ответ на сенсорику.

Дезорганизованные поведенческие особенности в шизофрении похожи на непредсказуемое перевозбуждение, повторяющуюся стереотипную двигательную активность и апатичное безразличие в аутических расстройствах.

Шизофренические состояния

Шизофренией называют поведенческие нарушения и расстройства психофункций, вроде бредовых мыслей, галлюцинаций, скудной речи и дезорганизованности, неконтролируемых и непредсказуемых эмоций. Совсем недавно к проявлениям шизофрении относили все недуги, которые характеризовались тяжелой, пограничной симптоматикой.

На начальном этапе шизофренического расстройства отмечаются такие проявления:

  1. Нарушения концентрации внимания;
  2. Неспособность к обучаемости;
  3. Расстройства сна;
  4. Постоянное избегание общения;
  5. Бессвязность речи;
  6. Видение того, что остальным недоступно.

Расстройство протекает с периодическими ухудшениями состояния и ремиссиями. При обострениях ребенок не способен как-то выразить свои мысли, он страдает от галлюцинаций и бреда. Такие детки уверены в собственных сверхспособностях, они опасаются гонений, а в период обострений проявляют агрессию и суицидальные наклонности.

В целом, пока патология не началась, детки развиваются вполне нормально, но когда начинается шизофрения, то происходит быстрое развитие клинической симптоматики. Отличие аутизма от шизофрении в том, что при аутистических расстройствах патология отражается на интеллектуальной сфере в течение всей жизни больного. А при высокофункциональной шизофрении имеют место нарушения обработки информации и незначительная депрессивная симптоматика.

Особенности аутического расстройства

При раннем аутизме деток наблюдается отрешенность и самоизоляция, неспособность приобретения коммуникативных навыков и формирования межличностных отношений. Такие детки зациклены на однообразной деятельности. При этом детскому аутизму присущи многие проявления, типичные для шизофрении, например:

  • Невозможность мыслить абстрактно;
  • Расстройства исполнительных функций;
  • Невозможность настроиться на сосредоточенное и целенаправленное решение проблемы.

В ходе диагностики специалисты выявляют массу клинических сходств, хотя шизофренические расстройства отличаются большим количеством наследственных предрасположенностей.

Аутизм и шизофрения – где связь

Оба недуга отличаются низкой эмоциональной распознаваемостью, недостаточной способностью к зрительному и социальному контактированию, что в дальнейшем приведет к дезорганизации и излишней агрессивности.
В чем разница аутизма и шизофрении, сразу сказать сложно, а вот биологическая основа у данных недугов общая и закладывается еще на этапе развития нервносистемных структур. Чересчур зрелый возраст отца или резус-конфликт, а также наличие у матери ТОРЧ-инфекций – все это значительно повышает риски развития нарушений у ребенка.

Причины шизофрении у детей

Иногда при постановке диагноза шизофрении или аутического расстройства специалист понимает, что имеет дело с коморбидностью. Это сочетание нескольких патологических состояний, тесно взаимосвязанных, к каким относят аутизм с шизофренией. Точной причины шизофренических расстройств специалисты указать не могут, хотя основополагающие факторы развития подобного недуга все же были выделены. К ним относят:

  1. Наследственность. Детки, чьи кровные родственники имеют шизофренические расстройства, относятся к группе риска.
  2. Стрессовые факторы вроде насилия над детьми, смерти близкого человека или аморального образа жизни родителей, в данном контексте стрессы не рассматриваются, как причина шизофренического расстройства, они выступают в качестве пускового фактора.
  3. У подростков пусковым механизмом развития шизофрении выступают лекарственные медикаменты или наркотические вещества вроде солей, Спайса, Экстази и пр.

Ранние признаки детской шизофрении

Иногда первая шизофреническая клиника начинает себя проявлять до 7-летнего возраста. Основной задачей родителей ребенка своевременно заметить эти проявления.

Подозрительными признаками можно считать:

  • Разговор ребенка с вымышленным другом или с самим с собой, причем негативного характера.
  • Необъяснимый детский страх перед повседневными и постоянно окружающими вещами, порой достаточно выраженный.

Многие не согласятся с подозрительностью данных проявлений, ведь их можно наблюдать у каждого ребенка, имеющего яркую фантазию. И это отчасти так, но, возможно, именно поэтому шизофреническая ранняя симптоматика ошибочно списывается на личностные качества ребенка, его увлеченностью игрой и фантазиями. В результате недуг диагностируется гораздо позднее.
В дальнейшем патология обрастает новыми проявлениями:

  1. У ребенка возникают параноидальные мысли, что все сговорились против них, окружающие настроены к ним негативно;
  2. Беспокоят слуховые и зрительные галлюцинации;
  3. Деток мучают страхи вроде всяческих монстров, вылезающих по ночам из-под кроватки, боязнь спать в темноте и пр.;
  4. Обычные дети всегда легко заводят друзей, однако, с шизофреническим диагнозом ребенок старается жить изолированно, он избегает общения и всяческого контакта с остальными детьми, у него нет друзей.
  5. При шизофрении у детей прослеживается хаотичность мыслительного процесса, такие пациенты не могут различить придуманную фантастику и реальный мир. При этом дети-шизофреники часто утрачивают нить беседы, часто перескакивают с темы на тему или обсуждают несуществующие вещи.

Подобная симптоматика считается типичной при шизофренических расстройствах у ребенка. Если он относится к группе риска развития шизофрении, то при появлении подобных признаков нужно обратиться к соответствующим специалистам.

Проблема диагностики

Трудности относительно дифференциальной диагностики детской шизофрении и аутизма связаны с возрастными особенностями пациентов. До наступления 7-летнего возраста очень сложно выявить галлюцинации и бредовые состояния, обнаружить проблемы логического мышления, потому как симптоматика имеет стертый характер. Именно по этой причине патология не диагностируется на ранних этапах, а обнаруживается лишь тогда, когда клинические проявления приобретут яркую выраженность по достижении подросткового возраста.

Идентичных клинических проявлений у шизофрении с аутизмом немало, потому патологии зачастую дополняют друг друга. Примерно у трети подростков, с детства страдающих аутическими расстройствами, выявляются шизофренические проявления.
Основными факторами, объясняющими, чем отличается шизофрения от аутизма, являются:

  • Меньшее воздействие на интеллектуальную сферу пациента;
  • Шизофренические состояния проявляются и вызывают отклонения значительно позднее, нежели аутистические;
  • С возрастом бредовые идеи и галлюцинации только усиливаются;
  • Для шизофрении типично наличие легкого характера нарушений развития речи и социально-поведенческих расстройств;
  • С течением шизофренического расстройства у пациента периодически будут происходить ремиссии и рецидивы, тогда как аутистические нарушения имеют постоянный характер.
Читайте также  Как можно улучшить мозговую деятельность?

Аутисты не страдают галлюцинациями или маниями величия и уверенностью в собственной исключительности и совершенстве.

Чем различаются аутизм и шизофрения?

Шизофрения и аутизм относятся к расстройствам неврологической сферы. Оба заболевания проявляются в нарушении мозговых функций и отражаются на социальном поведении. У этих патологий довольно много общего, но и отличий тоже немало.

В этой статье

  • Аутистические проявления
  • Аутизм в разном возрасте
  • Причины появления аутизма
  • Шизофрения
  • В чем причины шизофрении?
  • Есть ли связь между аутизмом и шизофренией?
  • Отличия аутизма от шизофрении и проблемы диагностики
  • Чем отличается шизофрения от аутизма?

Такие диагнозы, как аутизм и шизофрения иногда путают между собой. Это происходит из-за того, что у них есть общие признаки. Среди них:

  • рассеянность и невнимательность;
  • циклично повторяющиеся движения;
  • эхолалия;
  • склонность к социальной изоляции и коммуникативные проблемы;
  • сниженный уровень эмоциональности.

Давайте рассмотрим каждую патологию сознания по отдельности. Это поможет нам лучше прояснить разницу между ними.

Аутистические проявления

Как правило, аутизация начинается в самом раннем возрасте. При этом у ребенка наблюдаются:

  • отрешенность от внешнего мира;
  • стремление к частой самоизоляции;
  • пониженный или повышенный ответ на сенсорные возбудители;
  • сложности в межличностных отношениях;
  • затрудненная коммуникация;
  • однообразие действий.

Кроме того, фиксируется неспособность к абстрактному мышлению, невозможность сосредоточиться, проблемы с исполнительными функциями. Но тоже самое присуще некоторым формам шизофрении, то есть данные признаки — это не то, чем отличается аутизм от шизофренического расстройства.

Симптомы данного заболевания в различных случаях могут иметь разные сочетания. В соответствии с этим классифицируют различные виды аутизма. Классификация имеет довольно размытый характер, и ее границы очень условны. Аутизм был выделен как отдельное заболевание сравнительно недавно. Многие вопросы диагностики и лечения этой болезни до сих пор находятся в стадии обсуждения.

Любопытно то, что аутизм у мальчиков встречается в 5 раз чаще, чем у девочек. Точные причины этого не установлены, но есть определенные теории. Согласно одной из них, в женском организме находится защитный геном, который в большинстве случаев не дает развиваться данной патологии. По другой гипотезе у девочек просто лучше развиты коммуникативные навыки, поэтому легкие формы аутизма у них зачастую остаются незамеченными.

Аутизм в разном возрасте

В ряде случаев заболевание выявляется уже у грудных детей. При его диагностике обращают внимание на то, как ребенок реагирует на окружающих, как развивается и проявляет свое настроение. Первые признаки детского аутизма — нежелание идти ко взрослым на ручки, отсутствие оживления при виде мамы, нарушение норм развития.

В 2-3 года в качестве аутического проявления может выступать полное развитие речи. В некоторых случаях словарный запас ребенка неплохой, но он использует слова неверно и с неподходящими интонациями. Еще один яркий признак — эхолалия. При этой патологии дети склонны к тому, чтобы по нескольку раз повторять одни и те же, иногда совершенно бессмысленные, фразы.

По мере взросления возникает все больше сложностей при коммуникации. Аутисты отказываются от игр со сверстниками и не понимают их правила, им некомфортно в детском коллективе. Обычно они играют сами с собой. Со стороны это выглядит как набор бессмысленных движений.

К школьному возрасту проявляются проблемы с обучением. У таких детей часто диагностируют умственную отсталость. Но в редких случаях у аутистов, наоборот, оказывается интеллект выше среднего. И даже тогда наблюдаются проблемы с абстрактным мышлением и обобщением, а также с пониманием вещей эмоционального плана.

Причины появления аутизма

Они до сих пор не установлены, существует лишь ряд гипотез. Есть теория, согласно которой все дело заключается в определенной комбинации генов, которая формируется в результате мутации. Некоторые специалисты видят причину аутизма в токсических воздействиях на плод — наркомания, алкоголизм, курение, инфекции, прием лекарственных препаратов во время беременности.

Но последнее, скорее, является пусковым механизмом, ведь природа данной патологии все же имеет генетическую обусловленность. Иначе говоря, это заболевание всегда врожденное, оно не может быть приобретенным с течением времени. Бывают случаи, когда аутизм просто “спит” и не проявляет себя до поры до времени.

Именно по причине генетической природы данное заболевание не лечится. Но существует корректирующие терапевтические методы. Они носят симптоматический характер и включают в себя целый ряд мер — психологических, медикаментозных и др.

Шизофрения

Центральными характеристиками данного диагноза считают:

  • бредовые мысли, спутанная речь;
  • галлюцинации;
  • дезориентация в пространстве;
  • асоциальное поведение;
  • отсутствие логики в поступках;
  • сложности с общением;
  • сниженная эмоциональность.

Чаще всего данное расстройство возникает еще в детстве, в возрасте до 7 лет. Детская шизофрения обычно сопровождается следующими проявлениями:

  • нарушение концентрации;
  • низкие способности к обучению;
  • бессонница;
  • нежелание общаться со сверстниками и взрослыми;
  • невнятная речь;
  • выдуманные образы.

Шизофрения в детстве проходит с различными стадиями — периодическими ремиссиями и осложнениями. Во время последних у ребенка часто возникают галлюцинации. Он может начать верить в то, что у него появились сверхспособности, видеть воображаемых друзей и др.

В период ремиссии такие дети вполне нормально развиваются и ни в чем не уступают ровесникам. Но когда им становится хуже, возможны агрессивные и суицидальные проявления, а также страх преследования.

Для того чтобы своевременно начать эффективное лечение детской шизофрении, важно как можно раньше распознать начало заболевания. Родителям стоит проявить повышенное внимание, если:

  • ребенок часто разговаривает сам с собой или придуманным собеседником;
  • эти разговоры имеют негативный или даже агрессивный характер;
  • ребенок боится множества повседневных вещей, когда причин для страха нет;
  • малыш часто говорит о том, что все против него;
  • случаются зрительные и слуховые галлюцинации;
  • у ребенка нет друзей, и он избегает прямого общения со сверстниками;
  • прослеживается хаотичное неупорядоченное мышление.

Подобная симптоматика при шизофрении довольно типична, но сами по себе эти признаки еще не говорят о наличии диагноза. Но если ребенок входит в группу риска, то при появлении даже 1-2 из них необходимо как можно скорее обратиться к врачу.

В чем причины шизофрении?

Указать точные причины формирования данной патологии практически невозможно. Но есть некоторые факторы, которые выступают неким пусковым механизмом для развития болезни.

  • Наследственность. В основную группу риска входят люди, у которых в семье есть или были случаи подтвержденной шизофрении.

  • Стрессовые факторы. Как правило они влияют на пациентов из группы риска. Смерть близкого человека, насилие, алкоголизм в семье или даже обычный переезд могут сработать таким образом, что легкие шизоидные наклонности переходят в начальную стадию шизофрении у ребенка.
  • Токсические воздействия. Здесь уже речь идет о подростковом возрасте, когда определенные наследственные тенденции могут перейти в стойкое шизофреническое расстройство. Зачастую употребление наркотических средств или алкоголя провоцируют стремительное развитие психического недуга.

Есть ли связь между аутизмом и шизофренией?

Конечно же, аутизм и шизофрения — не одно и то же. Но некая связь на биологическом уровне между ними имеется. Основа и того, и другого заболевания закладывается еще в перинатальном периоде. Оказать негативное воздействие на формирование нервносистемных структур могут:

  • наличие ТОРЧ-инфекций у будущей мамы;
  • слишком зрелый возраст отца;
  • резус-конфликт у родителей;
  • токсические влияния.

Данную связь подтверждают случаи, когда у пациента фиксируют коморбидность. Под этим термином подразумевают сочетание у одного человека симптомов одновременно нескольких психических заболеваний с общим патогенетическим механизмом, к которым как раз относятся аутизм и шизофрения.

Отличия аутизма от шизофрении и проблемы диагностики

Итак, задача отличить от шизофрении аутизм в ряде случаев может быть непростой. Ведь обе болезни характеризуются многочисленными схожими проявлениями. Как мы уже говорили, к ним относятся: сниженный эмоциональный фон, слабые способности к поддержанию коммуникации, дезорганизованность и, в некоторых ситуациях, чрезмерная агрессивность.

Так в чем разница? Как отличить аутизм от шизофрении?

Основная сложность в определении того, чем аутизм отличается от шизофрении, связана с возрастными особенностями этих патологий. Как правило, примерно до 7 лет выявить точный диагноз практически невозможно. Ведь различия между двумя заболеваниями в это время достаточно стерты, симптоматика неявная и размытая.

Чаще всего патология — аутизм или шизофрения — обнаруживается в период подросткового созревания. Именно в это время все признаки становятся наиболее выраженными.

Может ли аутизм в детстве перерасти в шизофрению в юношеском возрасте? Нет, но примерно в ⅓ случаев в подростковом возрасте расстройства аутического спектра дополняются шизофреническими проявлениями.

Чем отличается шизофрения от аутизма?

Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрите на таблицу ниже.

Таким образом, шизофрения и аутизм у детей начинаются в разном возрасте. Кроме того, при расстройствах шизофренического спектра меньше страдает интеллект, чаще бывают галлюцинации и бред, случаются периоды ремиссий и рецидивов. А также в случае отсутствия лечения со временем шизофрения достаточно быстро прогрессирует, чего при аутизме не бывает.

Проявления аутизма при вялотекущей шизофрении

Анализ особенностей познавательной деятельности при шизо френии, закономерное формирование ее диссоциированного ха рактера — снижение социальной регуляции при относительной сохранности операционного аспекта — подводят нас к рассмот рению ведущих компонентов в структуре психологического син дрома шизофренического дефекта.ним следует отнести недо статочность социальной направленности личности и снижение со циальной регуляции деятельности, обусловленных снижением по требности в общении. Эти категории, на наш взгляд, наиболее адекватно раскрывают основное психологическое содержание клинического понятия аутизм.

Социальная направленность человека заключается в первую очередь в готовности к взаимодействию с другими, которая реа лизуется в его поведении, общении, в совместной деятельности. Потребность в общении проявляется в активном поиске контактов с другими людьми.

В психологии принято различать две основные функции общения и соответственно две его формы: 1) личностное «неофициаль ное» общение, направленное на удовлетворение духовной потреб ности человека в другом человеке; 2) «официальное», деловое общение, направленное на осуществление совместной деятельно сти [43; 100 и др.].

Читайте также  Классификация форм парапроктита

В личностном общении основную регуляторную функцию осуществляет эмоциональный компонент, в совместной деятельности наряду с эмоционально-волевой регуляцией существенна роль когнитивного компонента общения. Тем общим, что объединяет разные формы общения, является процесс взаимодействия людей друг с другом.

Дефицит потребности в общении, снижение его активности значительно затрудняет развитие других сторон психики, необхо димых для общения, социально-перцептивных способностей (вос приятие мимики, поз), развитие выразительных движений и в вы разительности речи и т. д., которые относятся к необходимым предпосылкам и средствам общения. Нарушение общения является и непосредственной причиной недостаточности развития психиче ских процессов, свойств личности и способностей, необходимых для общения, и следствием этой недостаточности.

Исследования нарушения общения при шизофрении направ лены в первую очередь на анализ его предпосылок: когнитивного аспекта общения (социальной перцепции, социальной компетен ции), а также социальных способностей и умений.

Исследования социальной перцепции у больных шизофренией представлены достаточно широко. Особенностью методического приема, примененного в ряде исследований, явилось то, что ис пытуемые самой инструкцией были ориентированы на восприятие и оценку мимики, эмоциональных состояний, поз, интонаций и т. д. Учитывалась адекватность этих оценок. К этой группе мож но отнести серию экспериментов с использованием методики аудиторского анализа [11]. Результаты исследования показали, что больные шизофренией способны правильно понимать эмоциональное значение отдельных экспрессивных признаков, что свидетельствует об их потенциальной возможности адекватно воспринимать эмоциональные воздействия. Сходные результаты были получены в исследовании восприятия речевой и мимической экспрессии у больных шизофренией. Испытуемые при прослушивании записи эмоционально окрашенного голоса должны были выбрать из предложенного набора фотографий ту, на которой выражение лица в наибольшей степени соответствовало бы эмо циональному состоянию диктора. Результаты исследования груп пы больных шизофренией не отличались от результатов здоровых.

Вместе с тем многими исследователями подчеркивается сни жение точности распознавания эмоций у больных шизофренией [180]. Больным хронической шизофренией предъявлялись фото графии с изображением восьми разных эмоций. Больные были значимо менее точны, чем здоровые испытуемые, в восприятии всех эмоций, кроме эмоций удовольствия. Те же задания исполь зовали и другие авторы [244] при исследовании трех возрастных групп больных шизофренией (8—12, 13—19, 20—50 лет). Все взрослые больные были хроники с плохим преморбидом. Шизо френики были менее точны, чем здоровые, в распознавании эмо ций по всем трем возрастным группам. Взрослые больные дали более низкие показатели, чем дети. Снижение способности боль ных шизофренией к адекватной оценке мимики отмечено и в дру гих исследованиях [219; 242]. Обнаружено также снижение спо собности больных шизофренией к опознанию эмоциональных сос тояний по голосу к распознаванию эмоциональных состояний по позе.

Противоречивость фактов, полученных в разных исследова ниях, по-видимому, объясняется как разнородностью клинических групп, включенных в эксперимент, так и различиями в экспери ментальных условиях: разной сложностью стимульного материала и т. д. Из приведенных фактов следует, что трудности в распоз навании эмоциональных стимулов в первую очередь испытывают хронические больные шизофренией.

Более однозначные результаты были получены в исследованиях с использованием методик «открытого типа», предоставляю щих испытуемым возможность самостоятельно выбирать основа ния для распознавания социальных объектов. Ряд исследователей [187] предлагали больным шизофренией с нарушениями мышления, больным шизофренией без нарушений мышления и непси хиатрическим пациентам расклассифицировать девять схематических изображений человеческих лиц и девять абстрактных схема тических изображений. Первая группа больных шизофренией хуже классифицировала лица, а две другие группы лучше клас сифицировали лица, чем абстрактные изображения.

В исследовании И. Г. Беспалько [13, 14] больные шизофренией выполняли роль экспертов по оценке выражения лиц. При этом они реже, чем здоровые, ориентировались на эмоциональные при знаки и чаще — на формальные особенности изображений.

В исследованиях, выполненных в лаборатории патопсихоло гии ВНЦПЗ АМН СССР [163], особенность методического под хода заключалась в создании неопределенной ситуации со мно гими возможными вариантами решений. Исследовались особен ности классификации изображений человеческих лиц и восприя тия межличностных взаимодействий больными шизофренией с относительно благоприятным течением заболевания. Полученные результаты подтвердили исходную гипотезу о снижении ориенти ровки больных на социально значимые признаки, учет и оценка которых являются необходимым условием общения.

Были обнаружены также значительное снижение у больных шизофренией точности и дифференцированности восприятия взаимодействий между людьми, нарушение восприятия интеракц ионной стороны общения, уменьшение направленности на опи сание эмоциональных состояний персонажей. Для больных с чертами негрубого дефекта была характерна выраженность этих изменений в отношении восприятия собственных взаимодействий, в то время как для больных с выраженным дефектом эти изменения распространялись и на восприятие взаимодействия между другими людьми [152].

Подводя итог исследованиям, направленным на анализ соци альной перцепции больных шизофренией, можно констатировать, с одной стороны, принципиальную способность больных с нерез ко выраженным дефектом к адекватному восприятию распознавания социальных признаков и эмоциональных состояний. Вместе с тем у больных шизофренией снижены направленность и ориен тировка на эти признаки, что, безусловно, затрудняет установле ние адекватных отношений с другими людьми, поскольку нор мальное общение помимо обмена речевой информацией необхо димо предполагает учет эмоционального состояния, нюансов на строения собеседника, проявляющихся в мимике, жестах, позе, интонации и т. д.

Большое место среди работ, направленных на изучение ком муникативных способностей больных шизофренией, занимают мно гочисленные исследования особенностей их речи [231; 218; 215]. Не останавливаясь на анализе конкретных исследований, можно сказать, что речевые особенности больных шизофренией не могут быть определены как неспособность понять или упот реблять речь, скорее, они могут быть объяснены дефицитом таких умений, как самоконтроль и речевое прогнозирование, как невы разительность и монотонность речи, недостаточная эмоциональ ная окраска речевых высказываний. Эта недостаточность прису ща не всем больным шизофренией и обнаруживается не всегда.

О снижении коммуникативных способностей и умений у боль ных шизофренией косвенно могут свидетельствовать трудности, которые они испытывают при решении проблем, связанных с ана лизом межперсональных отношений.

Исследовали больных шизофренией женщин с плохим преморб идом, с хорошим преморбидом и группу психически здоровых женщин. Им предлагалось дать двенадцать личностных характеристик, различающих людей, которые им нравятся, и людей, ко торые им не нравятся. Больные с плохим преморбидом могли разделить эти две группы лишь по двум признакам, больные с хорошим преморбидом не отличались по этим показателям от здоровых. Дж. Платт и Д. Спивак [220] исследовали способность больных шизофренией к генерированию идей и принятию оптимальных решений в интерперсональных проблемных ситуациях. Результаты показали, что больные предлагают меньше вариантов решений, чем здоровые. Наиболее низкие результаты показали больные шизофренией с плохим преморбидом. Была обнаружена связь между уровнем психической патологии, измеряемой с по мощью IQ , и способностью к решению межперсональных проблем. Не продолжая дальше списка этих исследований, можно заклю чить, что больные шизофренией имеют по сравнению со здоровыми менее сложные и менее дифференцирующие личностные кон структы (параметры для сравнения людей и событий между со бой — по Келли) [198] и меньшую способность к генерированию и эффективному решению межперсональных проблем. Этот де фицит характеризует прежде всего некоторые группы больных шизофренией: хронических больных, больных с нарушениями мышления и больных с плохим преморбидом.

Таким образом, многочисленные экспериментальные исследо вания, часть из которых была здесь упомянута, свидетельствуют более прямо или косвенно о существенном дефиците у больных шизофренией ряда коммуникативных способностей и умений, обес печивающих успешное общение с другими людьми.

Другой большой круг исследований касается проявлений на рушения общения в поведении больных шизофренией. К этому кругу можно отнести целый ряд работ, прежде всего американ ских авторов, имеющих социально-психологическую направлен ность. В этих исследованиях нарушение общения рассматрива ется в непосредственной связи с нарушением интерперсонального поведения и снижением социальной адаптации. В них широко используются методы непосредственного наблюдения за поведе нием больных, психометрические и социометрические методы (опросники, шкалы и т. д.). Рядом авторов отмечается снижение частоты общения у больных шизофренией по сравнению с конт рольными группами лиц. Больные шизофренией обнаруживают меньшую подверженность социальному подкреплению и социаль ным оценкам. В ряде исследований выявилось предпочтение боль ными шизофренией изоляции и избегания общения.

Для анализа межперсонального функционирования была пред ложена теоретическая модель межперсональных умений [245], согласно которой предполагается, что адекватная межперсональ ная реакция должна быть результатом: 1) точного восприятия интерперсонального стимула, 2) оценочного процесса отбора со ответствующей реакции, 3) доведения реакции до степени мак симального достижения цели общения. Предложенная модель использовалась для анализа данных, имеющихся в литературе, которые рассматривались под углом зрения трех составляющих модели интерперсональных умений. Во всех трех аспектах боль ные шизофренией обнаруживали дефицит по сравнению со здо ровыми и нешизофреническими пациентами. Указанные три ас пекта межперсонального функционирования, как правило, изуча лись изолированно друг от друга. Об этом свидетельствует и про веденный выше анализ исследований, посвященных проблеме патологии общения при шизофрении.

Целостную картину особенностей социального поведения и общения больных шизофренией, включающую и социально-перцеп тивный, и регуляторный, и поведенческий компоненты, можно получить при анализе реальной деятельности, живого взаимодей ствия в ситуации совместной деятельности.

Специфический характер протекания психических процессов в условиях реального взаимодействия по сравнению с индивидуальной деятельностью подчеркнут в целом ряде психологических исследований [81; 102; 83].

В условиях совместной деятельности общение выступает не только как предмет изучения, но и как методологический прин цип, позволяющий проанализировать специфику протекания пси хических процессов в этих условиях и выявить ряд специфических свойств личности, необходимых для успешного осуществления и достижения цели совместной деятельности.

Шизофрения у детей. Неочевидные признаки

Несмотря на длительную историю изучения шизофрении, до настоящего времени существуют лишь гипотезы о причинах её возникновения. Описанная Э. Крепелиным в конце XIX века под названием «раннее слабоумие» (dementia praecox), шизофрения всегда была одной из центральных проблем психиатрической науки. Стараниями учёных всего мира накопился огромный массив данных о её вариациях, найдены эффективные способы лечения многих форм.

В данной статье будут рассмотрены признаки и потенциальные предвестники подострых вариантов шизофрении у детей и подростков, выявление которых требует внимательного отношения со стороны родителей.

Шизофрения: мифы и реальность

Для начала «разрушим» некоторые устоявшиеся мифы, прочно сформировавшиеся в общественном сознании:

№1. Диагноз шизофрения ставит крест на будущем.

Читайте также  Пупочная грыжа у новорожденных

№2. Наличие шизофрении означает обязательную инвалидизацию и лишение дееспособности.

№3. При шизофрении человек пожизненно получает лекарства.

№4. Лекарства от шизофрении не лечат, а лишь затормаживают психику.

№5. Человек с шизофренией социально-опасен и его следует изолировать.

Все это далеко не так! Подобное бывает далеко не в каждом случае!

Как правило, мифы касаются наиболее тяжёлых вариантов течения болезни. Стоит отметить, что иные варианты шизофрении у детей (подострые, медленно прогрессирующие) составляют не менее половины от всех случаев. Правильный лечебно-реабилитационный подход в таких случаях позволяет сохранить на достаточном уровне качество жизни.

Шизофрении у детей. Признаки и примеры из практики

Поводом для обращения к врачу-психиатру обычно служат нарушения поведения, отказы от посещения школы, разные варианты нестандартного реагирования, к которым можно относить чрезмерную чувствительность к обычным житейским ситуациям, приводящую к выходу из социальной жизни. У детей наиболее частый вариант – проблемы в детских коллективах (детский сад, школа). Отказ от посещения школы – это не симптом шизофрении, но наиболее часто встречающаяся жалоба родителей.

Болезнь приводит к рассогласованности эмоционально-волевой, интеллектуально-мнестической и психомоторной сфер психики. Устойчивый, немотивированный или необычным образом мотивированный отказ от посещения школы или сада требует комплексной оценки квалифицированным специалистом.

Важной особенностью болезненного процесса у детей является его совпадение с периодом активного развития всего организма: психики, нервной и эндокринной систем. В ряде случаев диагноз шизофрения ставится спустя длительное время от начала наблюдения. В других случаях, когда ребенок болеет «по-взрослому» диагноз будет более очевиден.

Отказ от посещения школы может быть мотивирован чрезмерным желанием заниматься другой определённой деятельностью (сложные науки, рисование, написание литературных или музыкальных произведений). Однако следует понимать, что и это не может однозначно свидетельствовать о наличии шизофрении. Деятельность или бездеятельность сама по себе не является симптомом, она является отражением психических процессов. Беспокоиться следует в том случае, если «необычность» поведения ребёнка видна невооруженным взглядом.

Шизофрения у детей дошкольного возраста

У детей дошкольного возраста необходимо внимательно смотреть за развитием сферы эмоций – малыши создания живые, эмоциональные, ярко радующиеся и быстро расстраивающиеся. Чрезмерная серьёзность, безразличие, «бедность» эмоций, увлечённость определёнными своеобразными занятиями, зачастую несвойственными детскому возрасту, слабая эмоциональная привязанность к родителям и низкая потребность в контакте являются тревожными знаками риска развития шизофрении у детей.

Пример из наблюдений врача Мамцевой В.Н. Мальчик, 3 года. Не стремился к детям, обращал мало внимания на близких, не проявлял интереса к игрушкам, подолгу играл с обувью, переставлял ботинки, туфли, строил из них поезда, разговаривая при этом сам собой. Когда его пригласили на новогодний праздник, не обращал никакого внимания на красиво наряженную ёлку, игрушки и подарки. Очень обрадовался, увидев в коридоре ботинки и боты, стал играть с ними. Ребёнка с трудом удалось оторвать от этого занятия, чтобы увезти домой.

Следует также обращать внимание на резкие «откаты в развитии», утрату ранее приобретенных навыков (речь, опрятность, самообслуживание, немотивированные отказы от еды).

В игровой деятельности ребёнка дошкольного возраста большую роль играет воображение. В этот период происходит бурное развитие фантазии, способность к представлению чего-либо и возникновение совместной игры с детьми и взрослыми.

Следует внимательно относиться к любому чрезмерному «перекосу» фантазий – усилению, угасанию или искажению. Усиление может проявляться безграничным игровым перевоплощением во время которого ребёнок перестаёт выходить из фантазийного образа (например, образ животного). С другой стороны, могут иметь место разнообразные страхи, усиленные болезненным воображением. Для оценки принадлежности таких феноменов к шизофреническим расстройствам требуется длительное наблюдение.

Младший школьный возраст

В младшем школьном возрасте следует следить за адаптацией в коллективе детей, агрессивным поведением и эмоциональным фоном. Описанные выше односторонние интересы с возрастом могут принимать всё более интеллектуализированный вид.

Пример из наблюдений врача Ковалёва В.В. Мальчик, 7 лет, проявлял особый интерес к календарям, часами рассматривая их и тщательно переписывая часы восхода и захода солнца и луны, а также долготу дня. В результате этих длительных занятий он мог безошибочно назвать указанные данные для любого дня года. Ребенок не проявлял интереса к играм других детей, говорил, что ему «с ними скучно». Скупо и неохотно, отвечал на вопросы врача, заметно оживлялся, когда разговор касался его увлечения, сообщая с различными подробностями сведения о восходе и заходе солнца и луны.

Подростки

В подростковом возрасте возможно оформление интересов в так называемую метафизическую (философическую) интоксикацию.

Пример из наблюдений врача Мамцевой В.Н. Мальчик младшего школьного возраста проявлял повышенный интерес к схемам и чертежам машин, переписывая их из технических журналов, проводил много времени в промышленных павильонах ВДНХ. В возрасте 13 лет стал думать о создании двигателя, работающего без горючего с высоким КПД. Был поглощен проектом такого двигателя, раздражался, когда его отвлекали.

Иным вариантам односторонней идеи является чрезмерная фиксированность на внешнем облике. Этот вариант чаще встречается у девочек в период полового созревания. Нередко имеет место болезненное стремление к худобе, достигаемое различными способами – ограничение в питании, чрезмерные физические нагрузки, вызывание рвоты после еды, приём слабительных средств, мочегонных и прочих средств влияющих на массу тела. Характерно, что в отличие от рационального желания изменить внешний облик, в данном случае нижняя граница веса или суточный калораж с течением времени опускается ниже, приводя к жизнеугрожающему истощению.

Пример из практики. Девочка подросток 15 лет, обратилась с жалобами на снижение веса, ограничение в еде, недовольство внешностью, отсутствие менструаций, отсутствие аппетита, повышенную сухость кожи, зябкость, склонность к запорам.

Интеллектуальное и речевое развитие соответствует возрастным нормам. Неохотно посещала детский сад (не нравился воспитатель), бывала рвота во время истерик, если пытались заставить. В школу пошла своевременно, посещала дополнительно кружки и секции, в коллективе адаптировалась, но близких подруг не было. В 13 летначало менструального цикла. Примерно с этого же времени, на фоне замечаний о внешности со стороны тренера, врачей, начались первые изменения в поведении. На тот момент рост 163 см., вес 65-67 кг. Начала «питаться правильно», избегала сладкое и мучное, сократила суточный рацион, усиленно занималась спортом. С течением времени ограничила суточный калораж, который в пиковые периоды эмоционального напряжения сокращался до 100-200 ккал/сутки. Изменилась эмоциональностала безрадостной, высказывала страхи за будущее, отрицательно реагировала на комплименты о внешности, периодически пропускала школу, стала неопрятной. Жаловалась, что стало трудно учится, не справлялась с нагрузкой в школе.

В беседе с врачом жаловалась на «плохие мыслизачем я живу, вдруг у меня ничего не получится», «как будто все знания стерли из головы». Противоречиво относилась к состояниюговорила о том, что испортила здоровье, но в то же время не могла есть, боялась набрать вес, часто заговаривала о выписке из стационара. Прошла курс лечения в стационаре, длительно наблюдалась амбулаторно.

По наблюдению через 5 летуспешно окончила школу, в ВУЗ поступать не стала, устроилась на работу в салон красоты.

Среди начальных проявлений подострых форм шизофрении у детей можно отметить разнообразные эмоциональные и поведенческие расстройства. Тяжелая депрессия или выраженные нарушения поведения, которые возникают внезапно у детей, не отличавшихся в развитии от сверстников, могут служить предвестником заболевания.

Шизофрения и страхи

Отдельно следует отметить страхи. Содержание страхов в подростковом возрасте бывает различным, приведём 2 клинических случая.

Мальчик, 13 лет. В развитии от сверстников не отличался. В возрасте 11-12 лет после просмотра передачи про микробов стал много размышлять о болезнях. В последний год крайне щепетильно относится к личной гигиене, по 3-4 раза в день принимает душ, часто моет руки, из-за чего кожа на руках трескается. Нередко заставляет родителей следовать его правилам личной гигиены, если они отказываются называет их «грязными», говорит, что их грязь может «прилипнуть к нему». Временами проявлял агрессию к дяде потому, что тот отказывался идти в душ. Стал хуже учиться, потому что в школе «грязные» дети и учителя, отказывался идти в школу. В течение года наблюдения стал высказываться, что «грязь»это «не совсем обычная грязь, а грязь душевная, которую могут передать мысленно». Старался не думать о «плохих вещах», создал систему ритуалов, которые защищали его от действия микробов. Из-за нарастания агрессивности был доставлен на осмотр к врачу-психиатру, направлен на госпитализацию.

Наблюдение в течение 5 лет, около 3-х лет непрерывно принимал лекарства, после 9-го класса поступил и окончил ветеринарный колледж, повторных госпитализаций не было. Остаётся не очень общительным и тревожным, взаимоотношения в семье наладились.

Мальчик, 13 лет. Развитие без особенностей. Рос ласковым, нежным, общительным, доброжелательным. В 12 лет внезапно стал следовать определённым ритуалам в быту и учёбенеобходимо было определённое количество раз поднести ложку ко рту перед тем как начать есть, не мог переступать сразу через порог, стал крайне медленно читать из-за соблюдения собственных правил чтения. Изменилась походка, стал менее эмоциональным, имел истощенный, болезненный вид. Как выяснилось в беседе, основной мотивировкой нарушений был доходящий до абсурда страх сообщить неправдоподобные сведения. За 2 года симптоматика видоизменилась. Несмотря на активное лечение, ритуалы то возникали, то пропадали, в пиковые моменты подросток не мог нормально разговаривать, т.к. необходимо было соблюдать правила при формулировании предложений. С течением времени, на фоне лечения состояние стабилизировалось. Окончил школу, поступил в ВУЗ, успешно занимается музыкой.

В описанных выше случаях, несмотря на тяжесть симптоматики на момент обращения, имели место положительные изменения в недалеком будущем. В момент начала болезненных проявлений в организме включатся различные формы психологической защиты. Именно они позволяют детям и взрослым справляться с симптомами на ранних этапах. Однако, следует понимать, что течение болезни имеет прогрессирующий характер, а защитные ресурсы организма не безграничны. Раннее получение специализированной психолого-психиатрической помощи способствует благоприятному прогнозу.

В настоящее время можно с уверенностью сказать, что диагноз шизофрения – не приговор!

Абрамов Александр, врач-психиатр Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: