\

Проблема работоспособности школьников

Проектная работа на тему «Факторы, влияющие на уровень работоспособности детей и подростков»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Факторы, влияющие на уровень работоспособности детей и подростков

Дать определение понятию «умственная работоспособность».

Узнать признаки утомляемости школьников и ее стадии

Выяснить , что влияет на работоспособность

Изучить метод исследования работоспособности

Составить «Идеальный распорядок дня для учащегося ребенка»

Работоспособность

Работоспособность-это состояние физиологических и психических функций человека, показывающее его умение выполнять какую-то деятельность с данной эффективностью , качеством , которое требуется и временем выполнения.

Её основу составляет особые знания, умения, навыки, психические , физиологические и физические способности . Также для хороших результатов имеют значения и другие свойства личности: сообразительность, ответственность , добросовестность и др. сочетание качеств необходимых при конкретной деятельности.

Работоспособность может быть обусловлена подготовленностью человека к деятельности, физическим и интеллектуальным развитием, а также возрастом и здоровьем.

Например , за время работы дети 6−8 лет могут выполнять 40−50% той работы которую выполняют подростки 15−17 лет на 100%. Отличается только качество работы первых в разы от вторых. Темп роста умственных показателей растет с возрастом ребенка. Годичные темпы нарастания показателей умственной работоспособности от 6 до 15 лет колеблются в пределах от 2 до 53%. У здоровых детей 6—7 лет, которые поступают в школу, но не готовы к обучению, работоспособность снижается на 50% процентов от тех детей, которые готовы к обучению в школе. Однако устойчивость работоспособности у этих детей, повышается обычно уже к концу первого полугодия.

Работоспособность можно разделить на три направления : физическую, умственную и сенсорную.

Утомляемость

Развивающееся утомление — нормальная реакция организма на какую-то нагрузку. Без нагрузки невозможно развитие детей и подростков, их тренировка, привыкание к умственным и физическим нагрузкам. Но распределение нагрузок нужно проводить с учетом возраста, пола и других особенностей школьников. В обычной жизни необходимо чередовать умственную и физическую деятельность.

Каждодневное выполнение деятельности таких как, например, учебные занятия или какая-то трудовая деятельность приводит к совершенствованию умственной и физической работоспособности.

У большинства детей и подростков активность физиологических систем повышается от момента пробуждения и достигает максимума в момент времени между 11 и 13 ч, затем происходит спад активности и её подъёмом в промежутке от 16 до 18 ч . Это отражается в изменение физиологических системах : умственной работоспособности, температуры тела, частоты сердечных сокращений и дыхания.

Резкая утомляемость проявляется в неправильном чередование учебной и трудовой деятельности.

Первая фаза характеризуется напряжением в деятельности физиологических систем. Становится труднее поддерживать устойчивое состояние, но нарушенным оно быть еще не может.

Во второй фазе уже хорошо видно нарушение устойчивого состояния. Это видно при мышечной деятельности: одни показатели повышены в отличие от других. Например, может снизиться потребление кислорода, а скорость дыхания возрасти. Это показывает утомленность, характеризующуюся разбалансировкой вегетативных систем. Но выполнение работы идет в том же объеме и с прежней интенсивностью. При умственной деятельности это проявляется в увеличение ошибок.

Третья фаза — нарушение устойчивого состояния. Увеличивается разбалансировка вегетативных систем, а эффективность понижается. Казалось бы простая работа ,конечно, может и продолжаться ,но эффективности от неё не будет.

Было выяснено, что в возрасте 5-7 лет у детей активное внимание длится 15 минут; в 11-12 лет 25 минут; в 12-15 30 минут. Учеба требует сохранения одной неподвижной рабочей позы, которая создаёт нагрузку на опорно-двигательный аппарат и мышечную систему детей. Продолжительное пребывание за партой может привести к нарушению ряда функций ЦНС и других систем.

О начале утомляемости школьника могут говорить некоторые признаки :

Снижение продуктивности (частые ошибки)

Ослабление внутреннего торможения (частые отвлечения)

Ухудшение регуляции физиологических функций (нарушается сердечный ритм и координация движений)

Что влияет на работоспособность

Работоспособность определяется несколькими факторами, которые на нее действуют со стороны и изнутри не только по отдельности, но и совокупности. Их можно разделить на три группы:

Группа физиологического характера — это описание состояния здоровья (сердечнососудистая, дыхательная и другие системы)

Группа физического характера – совокупность всех факторов окружающей среды (освещение в комнате, температура воздуха, уровень шума и др.)

Группа психического характера – внутренне состояние каждого человека (самочувствие, настроение, мотивация)

Также стоит учитывать динамику работоспособности учеников в течение дня. Как было сказано выше, у школьников работоспособность возрастает с момента пробуждении до 11-12 часов, а затем снижается и снова повышается в период с 16 до 18 часов. Можно разграничить несколько фаз за учебный день школьников :

Первая фаза – Врабатывание

Работоспособность учеников во всех классах на первом уроке характеризуется невысоким уровнем, так как мозг только начинает включаться в работу. В эту фазу у учеников количественные и качественные показатели работы то улучшаются, то уменьшаются.

Вторая фаза – Фаза высокой (оптимальной) работоспособности

Эта фаза наступает тогда когда уровни количественных и качественных показателей согласуются между собой и меняются синхронно. У разных классов это разное время:

У младших классов максимальная работоспособность приходится на 2, 3 уроках. На 4 уроке она снижается

У средних и старших классов активность проявляется на 2, 3, 5 уроках и резко падает на 6 . Динамика показывает, что повышение работоспособности у учащихся 11 классов отсутствует.

Третья фаза – Утомление

Сначала утомление проявляется несущественно, но потом происходит резкий спад эффективности работы. Это показывает предел эффективной работы и даёт сигнал к её прекращению.

Динамика работоспособности в течение недели имеет свои отличительные черты. В понедельник работоспособность невысока ,так как после выходных идет врабатывание. Во вторник и среду она самая высокая, в четверг идёт на убыль и достигает минимума в пятницу.

Метод исследования работоспособности

Для того, чтобы измерить работоспособность будет браться Проба, которая состоит из двух нагрузок:

20 приседаний за 30 с

Трехминутный бег на месте в темпе 180 шагов в минуту

Затем, после окончания замеров измеряется восстановление частоты сердечных сокращений (ЧСС) и артериальное давление (АД). Данные регистрируются во время всего периода отдыха между нагрузками.

Оценка пробы происходит качественная. Она делится на несколько типов реакции:

Каждой нагрузкой отмечается учащение пульса, повышается максимальное и понижается минимальное АД

Резкое повышение максимального давления до 180 – 200 мм. рт. ст. Минимальное либо повышается, либо не изменяется.

Снижение минимального АД, которое после второй нагрузки становится равным 0 (феномен бесконечного тона). Минимальное АД повышается до 180-220 мм. рт. ст.

Незначительное повышение максимального АД, в ответ на нагрузки сопровождается резким учащением пульса на 2 нагрузки (170-190 уд мин), восстановление ЧСС и АД замедленно.

Идеальный распорядок дня учащегося

Для начальных классов

в 7 утра – подъем;

с 7 ч. до 7. 30 мин. – зарядка, гигиенические манипуляции, уборка своей постели;

с 7. 30 мин. до 7. 50 мин. – завтрак;

с 7. 50 мин. до 8. 20 мин. – время на дорогу в школу;

с 8. 30 мин. до 12. 30 мин. – школьные занятия;

с 12. 30 мин. до 13 ч. – время на дорогу из школы;

с 13 ч. до 13. 30 мин. – обед;

с 13. 30 мин. до 14. 30 мин. – сон или отдых;

с 14. 30 мин. до 16 ч. – игры на воздухе или прогулка;

с 16 ч. до 16. 15 мин. – полдник;

с 16. 15 мин. до 18 ч.– работа над домашними заданиями;

с 18 ч. до 19 ч. — вечерняя прогулка на воздухе;

с 19 ч. до 19. 30 мин. – ужин;

с 19. 30 мин. до 20. 30 мин. — занятия по интересам (чтение, спокойные игры, помощь семье и т.д.);

с 20. 30 мин. до 21 ч. – подготовка к следующему дню и сну (чистка обуви и одежды, гигиенические процедуры);

Для старших классов

Утренний подъем – 7.00;

Гимнастика, утренний туалет, гигиенические процедуры – 7.00-7.15;

Занятия в школе – 8.00-13.00;

Прогулка или отдых – 13.00-14.00;

Посещение кружков или секций – 15.00-17.00;

Выполнение школьных домашних заданий – 17.00-19.00

Свободное время или выполнение домашних обязанностей в семье – 19.30-21.30;

Гигиенические процедуры – 21.30-22.00;

Можно заметить, что в начальных классах больше времени выделено на прогулки, присутствует обеденный сон и отсутствуют какие-либо кружки или секции(не всегда)

В заключении хотелось бы сказать об условиях эффективной умственной работоспособности.

Читайте также  Изменение катехоламинов при действии сероводородных ванн

В любую работу следует входить не сразу, а постепенно. Эта фаза называется фаза врабатывания. Любую работу следует начинать со среднего уровня сложности, затем переходить к трудному и заканчивать самой легкой.

Для того, чтобы правильно выполнить работу следует выбрать и поддерживать ритм в режиме работы. Было установлено, что лучшая работоспособность у человека когда к нему поступает примерно 400 сигналов в час. Если их количество снижается до 40 в час, то активность человека теряется из-за маленькой нагрузки. Оптимальным ритмом является 1, 5 – 2 часа работы и 5 – 10 минут активного отдыха. Это обеспечит наибольшую производительность.

Работа должна проходить по заранее установленному плану. Она должна проходить в привычной последовательности и иметь систематический характер. Работа не может быть продуктивной, если она выполняется в условиях аврала, это ведет к снижению продуктивности и качества.

Необходимо правильно распределять работу и отдых и чередовать формы труда и отдыха. Нужно уметь переключаться с одного вида умственной деятельности на другую и совмещать это с небольшими физическими нагрузками. Это поможет повысить продуктивность в работе.

Необходимо правильно выбрать сферу деятельности, в которой человек сможет проявить свои творческие качества и будет соответствовать интересам, отвечающая потребностям его организма.

Исследовательская работа «Влияние учебной нагрузки на здоровье школьников»

Среди молодых людей все чаще встречаются такие, у которых исчезает интерес к учебе и ухудшается здоровье. Проблема ухудшения здоровья у школьников существует и в нашей школе. Более частыми заболеваниями являются: близорукость, простудные заболевания, нарушение осанки и др.

Содержимое разработки

ГУ «Абайская средняя общеобразовательная школа»

Секция: 8 – 11 классы

Влияние учебной нагрузки

на здоровье школьников

Работу выполнили:

Урянская Валерия Андреевна,

учащаяся 10-Б класса,

Мендыбай Зухра Хасановна,

учащаяся 9-Б класса

Руководитель:

Потапова Елена Мечиславовна,

СОДЕРЖАНИЕ

1. Проблема здоровья человека………………………..6

2. Здоровье и анализ общей заболеваемости

школьников в нашей школе……………………..8

3.Учебная нагрузка и здоровье школьников

3.1. Исследование тревожности учащихся…………9

3.2. Анализ расписания по шкале сложности………9

4. Экспериментальная часть работы

4.1. Выявление причин вызывающих

4.2. Затраты времени на подготовку

4.3. Объем домашнего задания по предметам…. 12

Отзыв руководителя об исследовательской работе

учащихся ГУ «Абайская средняя общеобразовательная школа»

Урянской Валерии и Мендыбай Зухры на тему:

«Влияние учебной нагрузки на здоровье школьников»

В современных условиях резко обозначились проблемы сохранения здоровья населения. Особую тревогу вызывает состояние здоровья школьников. Именно в этом возрасте формируется репродуктивный, интеллектуальный, трудовой и военный потенциал страны. Данные многочисленных исследований свидетельствуют о неблагоприятной динамике основных показателей здоровья детей по мере школьного обучения.

Влияние школы на формирование здоровья учащихся длительное и непрерывное, так как в образовательном учреждении дети и подростки проводят не менее 1/3 суток, выполняя интенсивную умственную работу в определенных эколого-гигиенических условиях.

Валерия и Зухра решили выяснить, влияет ли учебная нагрузка на здоровье учащихся нашей школы. Над темой они работали в течение двух месяцев.

Работа включает в себя введение, основную часть из четырех глав, заключение, список источников информации. Во введении указывается актуальность исследования, ставятся цель и задачи, выдвигается гипотеза.

В первой главе ведется обзор литературы по данной теме. В последующих главах описывается исследование, а результаты оформлены в виде таблиц и диаграмм. Каждый этап работы завершается выводами. В заключении работы описаны указаны причины, влияющие на здоровье школьников, и изложены рекомендации администрации школы и учителям по сохранению здоровья учеников.

При выполнении работы учащиеся проявили: самостоятельность, творчество, инициативу, спо­собность решать соответствующие исследовательские проблемы. Чётко выполняли все рекомендации руководителя, и вовремя устраняли замечания в процессе доработки исследовательской работы.

Руководитель работы Потапова Е.М.

«Здоровье – утверждал академик И.П.Павлов – это бесценный дар природы, оно дается, увы, не навечно, его надо беречь. Но здоровье человека во многом зависит от него самого, от его образа жизни, условий труда, питания, его привычек».
В приведенном выше определении речь о здоровье отдельного индивидуума, которое формируется на основе его наследственности, образа жизни, определенных социально-экономических условий.

Основной фактор здоровья – образ жизни включает в себя и режим дня. Режим дня школьника напрямую зависит от учебной нагрузки. А поскольку учебная нагрузка в школе разная, то и влияние этого фактора на здоровье учеников тоже разное.
Среди молодых людей все чаще встречаются такие, у которых исчезает интерес к учебе и ухудшается здоровье. Проблема ухудшения здоровья у школьников существует и в нашей школе. Более частыми заболеваниями являются: близорукость, простудные заболевания, нарушение осанки и др.

Поэтому мы решили изучить влияние учебной нагрузки на учеников нашей школы, а также их отношение к учебе.

Гипотеза проекта: существует прямая связь между учебной нагрузкой и здоровьем школьников.

Цель проекта: выяснить влияние учебной нагрузки на здоровье школьников

Работая по актуальной и интересной для нас теме, мы определили ряд задач:
1. По литературным источникам описать влияние учебной нагрузки на здоровье учащихся.

2. Изучить состояние здоровья школьников ГУ «Абайская средняя общеобразовательная школа»

3. Исследовать причины нарушения здоровья школьников посредством определения тревожности и учебной нагрузки.

4. Изучить отношение учащихся к выполнению домашнего задания по предметам.

5. Выработать рекомендации для администрации школы для сохранения здоровья учащихся.

В работе были использованы следующие методы:

Теоретические: работа с литературными источниками (книгами, журналами, Интернет — ресурсами).

Исследовательские: работа с медицинскими картами, расписанием школы, анкетирование учащихся.

Творческие: выработка рекомендаций

Теоретическая значимость нашей исследовательской работы заключается в том, что администрация школы и учителя, возможно обратят внимание на наше исследование, и сделают выводы, подтверждая их действиями.

Практическая значимость исследования заключается в составлении рекомендаций администрации и учителям по сохранению здоровья учеников.

Проблема здоровья человека

Понятие здоровья человека многогранно. Полностью здоровым можно считать человека, который не имеет заболеваний внутренних органов и физических дефектов, не страдает психическими заболеваниями, имеет хороший интеллектуальный и нравственный потенциал. Как правило, такие люди успешны, но их количество на планете не так велико, как хотелось бы. Основными факторами, влияющими на здоровье человека, являются: генетические, экологические, социальные, психологические, медицинские и культурные. Их соотношение отражено в диаграмме 1. (Приложение 1)

Обучающимся в школах обеспечиваются необходимые условия для сохранения и укрепления здоровья и гигиенического воспитания. Учебно-воспитательный процесс в школе совершается с учетом возрастных возможностей детей и подростков. Содержание, методы и темпы обучения детей в школе не должны вызывать перегрузку, а в конечном итоге — нарушений состояния их здоровья.

За последние годы органами и учреждениями образования осуществлена значительная работа по перестройке процесса обучения детей и подростков: учебный материал излагается теперь на более высоком уровне трудности, ускорился темп обучения, введена кабинетная система, внедрены технические средства обучения, изменена постановка трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации учащихся. Изменения в учебно-воспитательном процессе способствовали интенсификации умственной деятельности учащихся, а, следовательно, увеличилась нагрузка на центральную нервную систему, различные анализаторы, особенно зрительный и слуховой, опорно-двигательный аппарат, нормальное развитие которых может быть нарушено при нерациональной организации учебно-воспитательного процесса в школе. В то же время правильно организованное обучение способствует благоприятному росту и развитию учащихся, укрепление их здоровья.

Умственная деятельность детей, связанная с процессом обучения, относится к числу самых трудных. Нервные клетки коры большого мозга детей обладают еще относительно низкими функциональными возможностями, поэтому большие умственные нагрузки могут вызвать их истощение. Учебная работа требует также длительного сохранения вынужденной рабочей позы, создающей значительную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и мышечную систему детей. В режиме дня школьника соотношение между динамическими и статистическими нагрузками резко изменяется в сторону преобладания наиболее утомительного статистического напряжения. При интенсивной или длительной умственной деятельности у школьников развивается утомление. Его биологическое значение двойное: с одной стороны, оно является защитной, охранительной реакцией от чрезмерного истощения организма, а с другой – стимулятором восстановительных процессов и повышения его функциональных возможностей. Несомненно, оказывает влияние на развитие утомления также и отношение к учебе, мотивация волевых усилий.

Проблема работоспособности школьников

Высокая умственная работоспособность влияет не только на успеваемость и обучаемость, но и помогает сохранить здоровье учащихся. Создание необходимых условий, способствующих повышению умственной работоспособности школьников, является одной из приоритетных задач образовательного процесса.

Российские исследователи указывают на наличие трех уровней умственной работоспособности учащихся.

Читайте также  Туберкулез половых органов у девочек

Высокий уровень характеризуется длительной продуктивной деятельностью. Ученик вынослив, способен к длительным нагрузкам. В деятельность он включается сразу, ему не требуется время для подготовки к выполнению учебных заданий. Напряженная умственная работа приносит учащемуся не только успех, но и удовлетворение. Объем выполненных заданий за единицу времени по сравнению с другими учениками у него более высокий, а отвлекается он минимальное количество раз.

Средний уровень умственной работоспособности характеризуется интенсивной деятельностью, которая осуществляется то лучше, то хуже. Как правило, если учебная деятельность организована занимательно, учащиеся работают продуктивнее. Но как только интерес падает, сразу снижаются произвольные процессы, школьники занимаются вполсилы, включаются не сразу, теряют время, ждут распоряжений. В старшем возрасте умственная деятельность может поддерживаться путем волевых усилий, высокого уровня саморегуляции.

Низкий уровень умственной работоспособности проявляется в медленной врабатываемости, низком темпе выполнения заданий и недостаточной продуктивности. Снижается активность мозговых структур, отвечающих за энергетическое обеспечение психической деятельности. Если у старшеклассников эта активность может поддерживаться за счет волевых усилий, то у младших школьников не все процессы сформированы в достаточной степени. Ученик начинает черкать на бумаге, разговаривать, отвлекаться. Благодаря такому своеобразному отдыху осуществляется энергетическая подпитка мозга. При наличии жесткой дисциплины компенсация становится невозможной, возрастает вероятность развития утомления. Для учащихся с низким уровнем умственной работоспособности характерны нестабильность внимания, трудности со включением в деятельность, запоминанием и воспроизведением учебного материала, утомляемость [5].

На развитие умственной работоспособности оказывают влияние внутренние и внешние факторы, способствующие как ее повышению, так и понижению. К внутренним факторам относятся: генетические, состояние здоровья, нарушения развития в раннем периоде, сформированность высших психических функций и др. К внешним – социокультурные, экологические, психолого-педагогические условия. В рамках психолого-педагогического фактора рассматриваются психофизиологические основы эффективной организации учебного процесса.

Необходимым условием сохранения умственной работоспособности на оптимальном уровне является учет ее динамики в процессе проведения учебного занятия. Закономерности динамики умственной работоспособности проявляются в том, что в начале учебного занятия у учащихся происходит врабатывание, затем наступает период устойчивой работоспособности и постепенное ее снижение, приводящее к утомлению.

Период врабатывания характеризуется организацией произвольного внимания, напряжением. На этом этапе работоспособность невысокая, неустойчивая.

Этап устойчивой работоспособности проявляется в концентрации внимания, сосредоточенности, продуктивности мышления. Он сменяется периодом компенсаторной перестройки, который характеризуется снижением внимания, темпа деятельности, отвлечениями на занятии.

После этого наступает утомление. Первыми его признаками являются двигательное беспокойство, изменение почерка, повышенное количество ошибок, снижение темпа работы, а также ее качества. Утомление носит временный характер и проходит при смене видов деятельности или во время отдыха. Именно поэтому в ходе учебных занятий рекомендуется проводить физкультминутки, которые снимают не только мышечное, но и эмоциональное напряжение и позволяют переключиться с одного вида деятельности на другой [2].

Увеличению периода устойчивой работоспособности способствует рациональная организация учебного занятия. Педагогу в процессе проведения учебного занятия необходимо учитывать, что в среднем врабатывание происходит в течение 3–5 мин. Время зависит от возраста, состояния здоровья, самочувствия, индивидуально-типологических особенностей учащихся, функциональной зрелости организма. Врабатывание удлиняется у медлительных или ослабленных учащихся в 1,5–2 раза, сокращение данного периода приводит к эмоциональному напряжению, повышению тревожности у учеников.

Функциональная зрелость влияет на продолжительность устойчивой работоспособности, высокую концентрацию внимания, отсутствие отвлечений. При рациональной организации учебного занятия продолжительность устойчивой работоспособности у младших школьников длится около 10–15 мин, у старшеклассников – 25–30 мин, затем происходит ее снижение. Если педагогические условия не соответствуют функциональным особенностям организма, то сокращается период устойчивой работоспособности, быстрее наступает утомление [2].

Одним из необходимых условий рациональной организации учебного занятия является чередование различных видов деятельности [3]. Для поддержания умственной работоспособности на оптимальном уровне необходимо переключать внимание учащихся с одного вида деятельности на другой, например переходить с чтения на письмо и др. Педагогу также следует учитывать, что частые смены видов учебной деятельности требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий, что способствует росту утомляемости и снижению умственной работоспособности. Чередование различных видов учебной деятельности должно происходить не чаще чем через 10 минут.

Необходимо учитывать, что монотонность и однообразие также приводят к снижению умственной работоспособности и появлению утомления.

При проведении учебного занятия учителю необходимо учитывать, что громкая речь вызывает возбуждение центральной нервной системы, учащиеся начинают повышать голос, что приводит к появлению шума и нарушению дисциплины. Этот фактор также вызывает состояние усталости вплоть до появления головной боли. Поэтому в процессе проведения учебного занятия педагогу необходимо контролировать громкость своей речи.

Начало. Продолжение читайте в следующих публикациях.

Список использованных источников

  1. Акимова, М. К. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: учет и коррекция : учеб. пособие / М. К. Акимова, В. Т. Козлова. – М. : Изд. центр «Академия», 2002. – С. 160.
  2. Безруких, М. М. Психофизиологические основы эффективной организации учебного процесса / М. М. Безруких // Пед. ун-т «Первое сентября». – 2005. – № 21.
  3. Здоровьесбережение учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования (комплексный подход) : метод. рекомендации, 12 июня 2006 г. // Зб. нармат. дак. – Минск, 2006. – С. 54–111.
  4. Михайлова, О. П. Оптимизация умственной работоспособности детей младшего школьного возраста / О. П. Михайлова. – Чита : ЗабГПУ, 2005. – С. 133.
  5. Михайлова, О. П. Умственная работоспособность младших школьников, проживающих в условиях экологического неблагополучия : дис. … канд. психол. наук : 19.00.07 / О. П. Михайлова. – Чита, 2007. – Л. 198.
  6. Сиротюк, А. Л. Природосообразность обучения: дифференцированный или холистический подходы/ А. Л. Сиротюк // Нар. образование. – 2005. – № 1. – С. 117–123.
  7. Сиротюк, А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения / А. Л. Сиротюк. – М. : Творческий центр, 2003. – С. 282.

Ж. Ф. Ильченко,
методист высшей категории
управления мониторинга качества образования
Национального института образования

Профилактика переутомления школьников

Переутомление — временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки.

  • поведенческое переутомление — снижение производительности деятельности, уменьшение скорости и точности работы;
  • физиологическое — затруднение выработки условных связей, повышение инерционности в динамике нервных процессов;
  • психологическое — снижение чувствительности, нарушение внимания, памяти, интеллектуальных процессов, сдвиги в эмоционально-мотивационной сфере.

Признаки утомления при умственной деятельности

Признаки Незначительная усталость Значительная усталость Острая усталость
Внимание Редкие отвлечения Внимание рассеянное, частые отвлечения Внимание рассеянное, реакции на новые раздражители (новые словесные указания) отсутствуют
Движения Потягивание ног и выпрямление туловища. Движения точные Частая смена позы, повороты головы в разные стороны, поддерживание головы руками. Движения неуверенные, медленные Стремление положить голову на стол, выпрямиться, откинувшись на спинку стула. Суетливые движения рук и пальцев (ухудшение почерка).
Интерес Живой интерес Слабый интерес, отсутствие вопросов Полное отсутствие интереса, апатия.

Причинами усталости у школьников могут быть: недосыпание, чувство голода, неполное восстановление сил после перенесенной болезни, первые симптомы болезни и т.д. Различают субъективные критерии выяснения усталости (в чувство утомления, которое определяется путем опроса учащихся в течение учебного процесса) и объективные (эффективность учебного процесса, состояние функциональных систем организма школьников (опорно-двигательной, кровеносной, дыхательной, сенсорной, высшей нервной деятельности и т.д.), которые определяют с помощью специальных методов исследования).

Профилактика переутомления

  • Ночной сон для учащихся в 1–4 классе должен составлять 10–10,5 часа. Первоклассникам рекомендуется организовывать дневной сон продолжительностью до 2 часов. Младшие школьники не должны ложиться спать позднее 22 часов и делать уроки «на ночь».
  • Условия, в которых обучается и выполняет домашние задания ребёнок, ощутимо влияют на его успеваемость и здоровье.

Стол, за которым занимается ребёнок, должен стоять так, чтобы дневной свет падал слева (если ребёнок — левша, то наоборот), аналогично должно быть налажено полноценное искусственное освещение. Свет от настольной лампы не должен бить в глаза, избежать этого позволяет специальный защитный козырёк, абажур.

Оптимальное соотношение высоты стола и стула таково: сидя прямо, опершись локтем о стол и подняв предплечье вертикально (как поднимают руку для ответа на уроке), ребёнок должен доставать кончиками пальцев до наружного угла глаза. Для этого бывает достаточно отрегулировать высоту стула. Ноги ребёнка при правильной посадке должны упираться в пол или подставку, образуя прямой угол как в тазобедренном, так и в коленном суставе. Стул должен иметь невысокую спинку.

  • От усталости помогает чередование умственных и физических нагрузок. Просидев час за учебниками, школьник нуждается в прогулке на свежем воздухе. Продолжительность прогулок, подвижных игр и других видов двигательной активности должна составлять как минимум 3–3,5 часа в младшем возрасте и 2,5 часа у старшеклассников.
  • Не забывайте о правильном питании. Прежде всего, это соблюдение времени приёмов пищи и интервалов между ними. Промежутки между приёмами пищи у школьников не должны превышать 3,5–4 часов. Для школьников рекомендуется 4–5-разовое питание.

    Для нормальной работы головного мозга необходимо, чтобы питание было полноценным и разнообразным. Особенно полезны «для головы» молоко, творог, кефир, сыр, мясо, рыба, яйца, зелень, бобовые, грибы, орехи, семечки, бананы и морепродукты.

  • Первоклассник не должен работать за компьютером и смотреть телевизор больше одного часа в сутки. Если ребенок учится в старших классах и вынужден работать за компьютером часами — убедите его делать перерывы и выполнять гимнастику для глаз и спины.
  • Не стоит предъявлять ребенку завышенных требований. Сколько бы он ни занимался, если ваша «программа» его не заинтересует, усвоить ее школьнику будет сложно. Не корите его за отсутствие феноменальных успехов, ведь психоэмоциональная нагрузка от этого только возрастет. Предложите ребенку на выбор несколько путей самореализации: спорт, творчество, хобби.
  • Посоветуйтесь с врачом и составьте для ребенка программу закаливания и спортивных занятий. Не забывайте также о приеме поливитаминных комплексов в осенний и весенний период.
  • Умственному переутомлению способствуют и проблемы с осанкой. Мышечный каркас школьника еще не окреп, а от долгого сидения за столом ребенок сутулится — в мышцах возникает напряжение, которое провоцирует головную боль.
  • Ребенок должен регулярно посещать офтальмолога, ведь причиной умственного переутомления могут быть и проблемы со зрением. Из-за того, что школьник недостаточно четко видит окружающие предметы, он постоянно находится в напряжении и сильнее устает.
  • Пример родителей лучше любых советов научит школьника следить за своей физической и умственной формой. Старайтесь сами вести здоровый образ жизни и правильно питаться.
  • Проблема работоспособности школьников

    Введение

    В течение всего периода обучения ребенка в школе выделяют два физиологически уязвимых (критических) периода — начало обучения (1 класс; 6 — 7 лет) и период полового созревания (5 — 9 классы; 11-14 лет). Именно в это время отмечаются значительные функциональные перенапряжения, обусловленные перестройкой в деятельности основных физиологических систем, сопряженные с низкой и неустойчивой работоспособностью, сопровождающиеся снижением умственной и физической активности (Карданова и соавт., 2004). Следует отметить, что начало обучения ребенка в школе и переход из начального звена в среднее — наиболее сложные этапы в жизни подростка не только в физиологическом, но и в социальном и психологическом плане. Адаптация детей в средней школе совпадает с началом подросткового кризиса. Известно, что синхронизация двух кризисов в жизни человека может привести к гораздо более тяжким последствиям. При этом, рубеж перехода в среднее звено, как правило, характеризуется спадом учебной мотивации, нарастанием дисциплинарных трудностей, ростом тревожности, а также быстрым утомлением. Даже отличник может превратиться в отстающего ученика.

    Умственная работоспособность человека зависит от многих факторов, совокупность которых можно разделить на три основные группы: физиологические факторы — возраст, пол, уровень физического и функционального развития, состояние здоровья и питания; факторы физического характера, отражающие географические, климатические условия существования; психические факторы — это мотивация деятельности, эмоциональный настрой и т.д. Все вышеперечисленные факторы одновременно воздействуют на организм и взаимообусловливают друг друга.

    Цель данной работы состояла в исследовании показателей умственной работоспособности школьников подросткового возраста (12-13 лет) г. Владикавказа.

    Материалы и методы исследования

    В работе применяли корректурные буквенные пробы (таблицы Анфимова) и кольца Ландольта (Гуминский и др., 1990).

    Исследование проводилось на базе 26-ой общеобразовательной школы г. Владикавказа. Объектом исследования являлись школьники мужского и женского пола 12-13 лет (8 класс), обучающихся во вторую половину дня. Всего в эксперименте принимало участие 24 человека. Из них 12 человек — мальчики, 12 — девочки. Эксперимент проводился 15.04.2005 г. Время эксперимента — 16.10.-16.30. часов. В период с 16.00 до 18.00 часов наблюдается второй подъем уровня физической и умственной работоспособности (Ермолаев, 2001).

    Далее полученные результаты обрабатывали с помощью формул (Гуминский и др., 1990) и методов статистики. О достоверности различий между исследуемыми признаками судили по критериям Стьюдента и Хи-квадрата. Так же были вычислены коэффициенты корреляции между исследуемыми признаками (r). (Лакин, 1990).

    Результаты исследования и их обсуждение

    Результаты исследования представлены в таблицах 1-4.

    Таблица 1. Характеристика точности выполнения задания (А) у мальчиков и девочек 12-13 лет г. Владикавказа

    Статистические показатели

    Величина А у мальчиков

    Величина А у девочек

    Таблица 2. Характеристика коэффициента умственной продуктивности (Р) у мальчиков и девочек 12-13 лет г. Владикавказа

    Статистические показатели

    Величина Р у мальчиков

    Величина Р у девочек

    Было установлено, что у 9 из 12 обследуемых нами мальчиков коэффициент точности выполнения задания соответствует стандартам. У 4 из 12 мальчиков коэффициент умственной продуктивности соответствует норме. У 5 мальчиков из всей группы школьников мужского пола соответствует возрастным нормативам. Величина скорости обработки зрительной информации соответствует норме только у 4 школьников мужского пола.

    У школьниц коэффициент точности выполнения задания соответствует стандарту у 11 человек из исследованной группы. Коэффициент умственной продуктивности соответствует стандартному значению у 3 девочек из 12. Объем зрительной информации соответствует возрастным нормативам у 7 восьмиклассниц. Скорость переработки зрительной информации соответствует стандартному значению у 5 школьниц.

    Таблица 3. Характеристика объема зрительной информации (Q) у мальчиков и девочек 12-13 лет г. Владикавказа

    Статистические показатели

    Величина Q у мальчиков

    Величина Q у девочек

    Таблица 4. Характеристика скорости обработки зрительной информации (S) у мальчиков и девочек 12-13 лет г. Владикавказа

    Статистические показатели

    Величина S у мальчиков

    Величина S у девочек

    Нами был проведен сравнительный анализ средних величин показателей умственной работоспособности у школьников подросткового возраста г. Владикавказа и стандартных величин с помощью критерия хи-квадрата. В результате проведенного анализа было установлено, что у восьмиклассников мужского пола коэффициент точности выполнения задания (А) соответствует возрастным нормативам (P>0,05). Коэффициент умственной продуктивности у обследованных нами мальчиков 12-14 лет достоверно ниже, чем стандартные величины (P 0,05).

    Сказанное выше подтверждается средними величинами указанных показателей, представленных в таблицах 1, 2, 3, 4.

    Сравнительных анализ средних величин показателей умственной работоспособности обследованной нами группы учениц восьмого класса г. Владикавказа и стандартных значений, характерных для данного возраста с помощью критерия хи-квадрата показал следующее. Коэффициент точности выполнения задания у обследуемых нами школьниц не отличается от стандартных показателей (P>0,05). Коэффициент умственной продуктивности у группы девочек 12-14 лет школы №26 ниже, чем стандартная величина характерная для данного возрастного периода (P 0,05).

    Полученные нами данные, свидетельствующие о соответствии средних значений показателей коэффициента точности выполнения задания и скорости обработки зрительной информации и низком коэффициенте умственной продуктивности у обследованных нами школьников 12-14 лет, согласуются с результатами исследования авторов В.А. Бароненко и Д.О. Бретина (2003). Эти авторы объясняют данный факт тем, что у учащихся наблюдается дефицит внимания с гиперактивностью.

    Полученные нами данные можно также объяснить тем, что обследование проводилось в пятницу на четвертом уроке в 16 часов. В этот день недели в большинстве случаев умственная работоспособность снижена, кроме того, эти школьники учатся во вторую смену, когда работоспособность резко снижается уже на первых часах занятий, несмотря на то, что с 16 до 18 часов наблюдается второй подъем умственной работоспособности (Антропова, 1982; Ермолаев, 2001).

    В результате сравнительного анализа показателей умственной работоспособности между мальчиками и девочками 12-14 лет г. Владикавказа с помощью критерия Стьюдента было установлено, что достоверных различий между средними величинами коэффициента точности выполнения задания, коэффициента умственной продуктивности, объема зрительной информации и скорости ее обработки нет (P>0,05).

    Далее нами был проведен корреляционный анализ изученных показателей умственной работоспособности у группы школьников подросткового возраста г. Владикавказа. В результате нами было установлено следующее. У группы мальчиков обследуемой нами, обнаружена корреляционная зависимость между точностью выполнения задания и коэффициентом умственной продуктивности (r=0,598, P

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: