\

Почему православная церковь не признает имя Светлана

Почему церковь не признаёт имя Светлана

Автор: Павел Каменев

Русский традиционный именослов – вещь консервативная и лишенная всякой гибкости. Особенно это утверждение справедливо по отношению к дореволюционным имперским именам. Тогда список имен мог пополниться только в единственном случае: если православная церковь признает нового святого и тем самым «откроет» его имя для последующего применения. Разумеется, в те времена среди русских людей и речи не могло идти о том, чтобы называть детей на привычный нам достаточно вольный манер. Тем не менее, часть нестандартных личных имен преодолела тьму запретов и прижилась в нашем обществе. Ярчайшим тому примером служит имя «Светлана».

Александр Востоков – «праотец» всех Светлан

Вопреки устоявшемуся в народе мнению, имя Светлана не имеет прямого отношения к языческой дохристианской старине. Хотя довольно удачно мимикрирует под нее. В сущности, история этого имени хорошо известна и досконально изучена историками. В первую очередь из-за того, что оно имеет четко установленное авторское происхождение и возникает достаточно поздно, лишь в первой половине XIX века.

Первоначально оно родилось на страницах книг и лишь спустя долгое время перешло в народ. Впервые оно было использовано его автором, филологом и поэтом-славянофилом Александром Христофоровичем Востоковым в произведении «Светлана и Мстислав». Это была некая вольная стилизация на тему славянской старины, написанная в духе очень модного тогда романтизма. Поэма, впрочем, не произвела ощутимого влияния на общественную жизнь и, пожалуй, выдуманное писателем женское имя непременно бы кануло в лету, если бы им не воспользовался другой, более маститый русский литератор, Василий Жуковский.

В 1813 году этот выдающийся деятель русского романтизма издает балладу, названную, собственно, по заглавному женскому персонажу – «Светлана». Можно ли считать этот поступок Жуковского плагиатом? Однозначно нет. На пограничье XVIII-XIX веков была очень большая мода на всяческие псевдославянские древности. И перечень искусственно выведенных женских псевдорусских имен был неимоверно велик. Всеразличные Прелесты, Прияты, Милолики и Добравы регулярно мелькали на страницах романтических книг. Любопытно, что, будучи однократно выдуманными одним автором, они вполне комфортно перекочевывали в произведения других писателей. Впрочем, все эти Добравы и Приветы так и остались данью локальной литературной моде своего времени, а вот имени «Светлана» было суждено вырваться с книжных страниц в большой мир.

Несомненный гений Василия Жуковского сумел привлечь внимание читающей аудитории к звучному и приятному русскому уху имени, однако позиции церкви и государства были непреклонны: православные люди могут называться только в честь святых, имена которых зафиксированы в святцах.

Запрет на использование имени

Так вышло, что баллада Жуковского стала по-настоящему народной, она выбралась за пределы элитарного круга дворянского общения и просочилась в простую городскую среду. Начали возникать пародии на произведение, песни, написанные по мотивам поэмы. А уже совсем скоро имя зажило своей собственной жизнью. Полюбившееся россиянам, оно постепенно начало входить в оборот. В 1857 году так был наречен пароход, а уже в 1913 году так был назван завод по производству ламп накаливания (хозяев производства привлекла связь имени с их главным видом деятельности – изготовлением приборов освещения). Уже в скором времени имя попадает в русские сказки: переиздавая старые истории, авторы временами начинают давать главным героиням именно это псведорусское имя. Через несколько десятков лет у широких масс не осталось и тени сомнения в том, что это имя действительно уходит своими корнями в глубину веков.

Но позиция религиозных кругов была непреклонной. Так, например, в 1912 году в журнале «Церковный вестник» были даны предельно четкие комментарии на тему использования имени: «В 1900 году в Священный Синод дважды поступали ходатайства о разрешении наименовать дочерей просителей по имени «Светлана», но Священный Синод не нашёл оснований к удовлетворению означенных ходатайств, так как имени Светлана в православных святцах нет». Известно, впрочем, что однажды Синод сделал исключение и отменил табу, но для очень уважаемого человека и по веской причине: назвать дочь этим именем разрешили коменданту Петропавловской крепости, во многом такое решение было принято из-за того, что дядя новорожденной возглавлял боевой корабль «Светлана».

ХХ век – пик популярности имени

Всплеск популярности имени пришелся на 20-е годы ХХ века: в это время вопросы регистрации граждан из ведения церковных функционеров перешли к светским властям, начали работать загсы. И, соответственно, бытовавший ранее запрет на использование имени утратил силу. В это время как из рога изобилия полились новые, революционные имена, но вместе с Октябринами и Баррикадами в общее употребление наконец-то просочилось и имя Светлана.
Мощным популяризирующим фактором было то обстоятельство, что Светланой звали единственную дочь Иосифа Сталина. И, разумеется, с оглядкой на высшее партийное руководство многие коммунистические функционеры начали именно так называть своих дочерей. Таким образом получилось, что старинное желание простых людей называть дочек этим красивым и звучным именем получило невольный дополнительный импульс, исходящий из верхов правящей элиты.

В 1943 году православные священники немного смягчили свое отношение к имени: ими было принято решение приравнять его к ближайшему по смыслу греческому аналогу – Фотинье (имя, производное от греческого «фотос», что означает «свет»). Это, впрочем, не означает, что имя было одобрено церковью для использования и, если ребенок с таким именем будет проходить обряд крещения, то девочку нарекут именно Фотиньей, но не Светланой.

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 30.09.2020. Хит-парад стихирных шедевров. Осенний выпуск
  • 29.09.2020. Психология. Разбираемся в себе и в людях
  • 26.09.2020. Видео-ретро
  • 24.09.2020. Песней — по жизни. Часть 4
  • 23.09.2020. Песней — по жизни. Часть 3
  • 22.09.2020. Песней — по жизни. Часть 2
  • 21.09.2020. Песней — по жизни. Часть 1
  • 19.09.2020. ММ 106. Новая редакция
  • 18.09.2020. Вишня о Цое. Обиды бабушки русского рока
  • 17.09.2020. Пять признаков на заметку. Перечисляют.
  • 16.09.2020. Забавные зарисовки из жизни-4
  • 15.09.2020. Забавные зарисовки из жизни-3
  • 13.09.2020. Этикет в пределах десяти
  • 12.09.2020. Надо ли? Советуют.
  • 11.09.2020. Что вреднее? Сравнивают.
  • 10.09.2020. С таким адвокатом и прокурор не нужен
  • 09.09.2020. Пает побрЭдил о любви.
  • 08.09.2020. Забавные зарисовки из жизни-2
  • 07.09.2020. Забавные зарисовки из жизни-1
  • 06.09.2020. Михаил Щербаченко. Жиртрест
  • 05.09.2020. Почему церковь не признаёт имя Светлана
  • 04.09.2020. Реальные проблемы сорокалетних

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Читайте также  Форум о туберкулезе

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Почему имя Светлана не признается церковью

Образование русских имен происходило столетиями под действием множества факторов и культур. Несмотря на это, наш именослов трудно назвать гибким. Особенно это хорошо было заметно в дореволюционную эпоху, когда новое имя могло появиться только в случае канонизации нового святого. Называть детей как сегодня, на свое усмотрение, родители не могли, но некоторые имена, не связанные с православной традицией, все же смогли прижиться. Одно из этих немногих имен — Светлана.

Многие считают, что имя Светлана пришло к нам из дохристианских времен, но это не так. История этого имени хорошо известна ученым, в первую очередь потому, что оно — авторское, то есть придуманное конкретным человеком. Появилось оно в начале 19 века и сначала присутствовало только на страницах литературных произведений. Но затем оно полюбилось народу и им стали называть детей.

Александр Христофорович Востоков

Впервые это красивое женское имя появилось в поэме «Светлана и Мстислав», написанной филологом и поэтом-славянофилом Александром Христофоровичем Востоковым в 1806 году. Но после публикации «богатырской повести в четырех песнях», стилизованной под славянскую старину, оно не стало популярным. Гораздо больше сделал для его «внедрения в массы» другой русский литератор — Василий Жуковский.

Василий Андреевич Жуковский

В 1813 году Жуковский, которого по праву считают основоположником русского романтизма, издает балладу под названием «Светлана». Можно подумать, что был допущен плагиат, но это не так. В конце 18 и начале 19 столетий разные псевдославянские вещи были в большой моде, поэтому на свет появлялись всевозможные Добравы, Милолики и Прияты, порожденные фантазией писателей и поэтов.

Гадающая Светлана. Карл Брюллов, 1836 год

Почти всегда эти героини, появившись в произведении одного автора, тут же перекочевывали в работы других. В начале 19 века литература была перенасыщена экзотическими псевдорусскими именами, но все они канули в Лету, оставшись лишь данью литературной моде. А вот имя Светлана ждала другая участь — оно стало общепринятым и даже популярным.

Так что Светланы могут благодарить сразу двух человек — Востокова, придумавшего это имя и Жуковского, чей гений привлек к нему всеобщее внимание. Баллада «Светлана» стала не просто популярной, многие ее называли народной. Это удивительный пример того, как произведение, написанное для дворянства, просочилось в народную среду и стало там своим.

Фрегат «Светлана», 1856 год

Очень скоро начали появляться подражания «Светлане», пародии и вольные пересказы, а затем самостоятельные стихи и поэмы. В 1856 году появился фрегат «Светлана», а в 1913 году этим именем назвали электроламповый завод. Разумеется, владельцев бизнеса привлекло созвучность имени с назначением продукции, призванной нести свет в массы.

Примерно в середине 19 века Светланы появились в русских сказках, благодаря стараниям авторов, пересказывающим старые истории на более современный лад. Очень скоро абсолютно все, кроме специалистов-филологов, были убеждены, что история имени уходит своими корнями в глубокую дохристианскую славянскую древность.

Пансионат «Светлана» в Сочи. 1910 год

Но церковников не интересовало настоящее происхождение имени Светлана — они точно знали, что в святцах его нет, а значит благословить родителей назвать им дочь нельзя. В 1912 году «отраслевое издание» журнал «Церковный вестник» писал по этому поводу вот что:

«В 1900 году в Священный Синод дважды поступали ходатайства о разрешении наименовать дочерей просителей по имени „Светлана“, но Священный Синод не нашел оснований к удовлетворению означенных ходатайств, так как имени Светлана в православных святцах нет».

Несмотря на свою, казалось бы, жесткую позицию, Синод один раз все же сделал исключение. Было разрешено назвать Светланой дочку коменданта Петропавловской крепости и то, лишь благодаря тому, что об этом ходатайствовал ее дядя — капитан военного корабля «Светлана».

После падения Российской империи все запреты были сняты и в России появилось немало новых, подчас нелепых и откровенно глупых имен. Первые годы после революции народ наслаждался вседозволенностью и называл девочек Октябринами и Баррикадами, но потом, постепенно, остепенился. Уже к середине 20-х годов стало очень популярным имя Светлана.

Сталин с дочерью Светланой. 1930-е годы

Со временем Светлан становилось все больше и больше, чему немало способствовало то, что дочь И. Сталина звали именно так. Особенно много тезок у дочки вождя было в среде партийного руководства — дать это имя ребенку считалось признаком хорошего тона. Простые граждане СССР тоже не отставали и имя прочно вошло в пятерку самых востребованных на долгие годы.

Святая Фотинья Палестинская

Дошло до того, что даже церковное руководство смягчилось и в 1943 году подобрала греческий аналог Светлане — имя Фотинья, происходящее от греческого «фотос», то есть свет. Это означало, что девочек в православных семьях можно было называть Светами, но при крещении их нарекали однозначно Фотиньями.

По каким причинам имя Светлана не признается церковью

Образование русских имен происходило столетиями под действием множества факторов и культур. Несмотря на это, наш именослов трудно назвать гибким. Особенно это хорошо было заметно в дореволюционную эпоху, когда новое имя могло появиться только в случае канонизации нового святого. Называть детей как сегодня, на свое усмотрение, родители не могли, но некоторые имена, не связанные с православной традицией, все же смогли прижиться. Одно из этих немногих имен — Светлана.


Многие считают, что имя Светлана пришло к нам из дохристианских времен, но это не так. История этого имени хорошо известна ученым, в первую очередь потому, что оно — авторское, то есть придуманное конкретным человеком. Появилось оно в начале 19 века и сначала присутствовало только на страницах литературных произведений. Но затем оно полюбилось народу и им стали называть детей.


Александр Христофорович Востоков

Впервые это красивое женское имя появилось в поэме «Светлана и Мстислав», написанной филологом и поэтом-славянофилом Александром Христофоровичем Востоковым в 1806 году. Но после публикации «богатырской повести в четырех песнях», стилизованной под славянскую старину, оно не стало популярным. Гораздо больше сделал для его «внедрения в массы» другой русский литератор — Василий Жуковский.


Василий Андреевич Жуковский

В 1813 году Жуковский, которого по праву считают основоположником русского романтизма, издает балладу под названием «Светлана». Можно подумать, что был допущен плагиат, но это не так. В конце 18 и начале 19 столетий разные псевдославянские вещи были в большой моде, поэтому на свет появлялись всевозможные Добравы, Милолики и Прияты, порожденные фантазией писателей и поэтов.


Гадающая Светлана. Карл Брюллов, 1836 год

Почти всегда эти героини, появившись в произведении одного автора, тут же перекочевывали в работы других. В начале 19 века литература была перенасыщена экзотическими псевдорусскими именами, но все они канули в Лету, оставшись лишь данью литературной моде. А вот имя Светлана ждала другая участь — оно стало общепринятым и даже популярным.
Так что Светланы могут благодарить сразу двух человек — Востокова, придумавшего это имя и Жуковского, чей гений привлек к нему всеобщее внимание. Баллада «Светлана» стала не просто популярной, многие ее называли народной. Это удивительный пример того, как произведение, написанное для дворянства, просочилось в народную среду и стало там своим.

Читайте также  От теплового удара спасет холодная вода и белая одежда


Фрегат «Светлана», 1856 год

Очень скоро начали появляться подражания «Светлане», пародии и вольные пересказы, а затем самостоятельные стихи и поэмы. В 1856 году появился фрегат «Светлана», а в 1913 году этим именем назвали электроламповый завод. Разумеется, владельцев бизнеса привлекло созвучность имени с назначением продукции, призванной нести свет в массы.

Примерно в середине 19 века Светланы появились в русских сказках, благодаря стараниям авторов, пересказывающим старые истории на более современный лад. Очень скоро абсолютно все, кроме специалистов-филологов, были убеждены, что история имени уходит своими корнями в глубокую дохристианскую славянскую древность.


Пансионат «Светлана» в Сочи. 1910 год

Но церковников не интересовало настоящее происхождение имени Светлана — они точно знали, что в святцах его нет, а значит благословить родителей назвать им дочь нельзя. В 1912 году «отраслевое издание» журнал «Церковный вестник» писал по этому поводу вот что:
«В 1900 году в Священный Синод дважды поступали ходатайства о разрешении наименовать дочерей просителей по имени „Светлана“, но Священный Синод не нашел оснований к удовлетворению означенных ходатайств, так как имени Светлана в православных святцах нет».


Несмотря на свою, казалось бы, жесткую позицию, Синод один раз все же сделал исключение. Было разрешено назвать Светланой дочку коменданта Петропавловской крепости и то, лишь благодаря тому, что об этом ходатайствовал ее дядя — капитан военного корабля «Светлана».

После падения Российской империи все запреты были сняты и в России появилось немало новых, подчас нелепых и откровенно глупых имен. Первые годы после революции народ наслаждался вседозволенностью и называл девочек Октябринами и Баррикадами, но потом, постепенно, остепенился. Уже к середине 20-х годов стало очень популярным имя Светлана.


Сталин с дочерью Светланой. 1930-е годы

Со временем Светлан становилось все больше и больше, чему немало способствовало то, что дочь И. Сталина звали именно так. Особенно много тезок у дочки вождя было в среде партийного руководства — дать это имя ребенку считалось признаком хорошего тона. Простые граждане СССР тоже не отставали и имя прочно вошло в пятерку самых востребованных на долгие годы.


Святая Фотинья Палестинская

Дошло до того, что даже церковное руководство смягчилось и в 1943 году подобрала греческий аналог Светлане — имя Фотинья, происходящее от греческого «фотос», то есть свет. Это означало, что девочек в православных семьях можно было называть Светами, но при крещении их нарекали однозначно Фотиньями.

Почему имя Светлана не признается церковью

Образование русских имен происходило столетиями под действием множества факторов и культур. Несмотря на это, наш именослов трудно назвать гибким. Особенно это хорошо было заметно в дореволюционную эпоху, когда новое имя могло появиться только в случае канонизации нового святого. Называть детей как сегодня, на свое усмотрение, родители не могли, но некоторые имена, не связанные с православной традицией, все же смогли прижиться. Одно из этих немногих имен — Светлана.

Многие считают, что имя Светлана пришло к нам из дохристианских времен, но это не так. История этого имени хорошо известна ученым, в первую очередь потому, что оно — авторское, то есть придуманное конкретным человеком. Появилось оно в начале 19 века и сначала присутствовало только на страницах литературных произведений. Но затем оно полюбилось народу и им стали называть детей.

Александр Христофорович Востоков

Впервые это красивое женское имя появилось в поэме «Светлана и Мстислав», написанной филологом и поэтом-славянофилом Александром Христофоровичем Востоковым в 1806 году. Но после публикации «богатырской повести в четырех песнях», стилизованной под славянскую старину, оно не стало популярным. Гораздо больше сделал для его «внедрения в массы» другой русский литератор — Василий Жуковский.

Василий Андреевич Жуковский

В 1813 году Жуковский, которого по праву считают основоположником русского романтизма, издает балладу под названием «Светлана». Можно подумать, что был допущен плагиат, но это не так. В конце 18 и начале 19 столетий разные псевдославянские вещи были в большой моде, поэтому на свет появлялись всевозможные Добравы, Милолики и Прияты, порожденные фантазией писателей и поэтов.

Гадающая Светлана. Карл Брюллов, 1836 год

Почти всегда эти героини, появившись в произведении одного автора, тут же перекочевывали в работы других. В начале 19 века литература была перенасыщена экзотическими псевдорусскими именами, но все они канули в Лету, оставшись лишь данью литературной моде. А вот имя Светлана ждала другая участь — оно стало общепринятым и даже популярным.

Так что Светланы могут благодарить сразу двух человек — Востокова, придумавшего это имя и Жуковского, чей гений привлек к нему всеобщее внимание. Баллада «Светлана» стала не просто популярной, многие ее называли народной. Это удивительный пример того, как произведение, написанное для дворянства, просочилось в народную среду и стало там своим.

Фрегат «Светлана», 1856 год

Очень скоро начали появляться подражания «Светлане», пародии и вольные пересказы, а затем самостоятельные стихи и поэмы. В 1856 году появился фрегат «Светлана», а в 1913 году этим именем назвали электроламповый завод. Разумеется, владельцев бизнеса привлекло созвучность имени с назначением продукции, призванной нести свет в массы.

Примерно в середине 19 века Светланы появились в русских сказках, благодаря стараниям авторов, пересказывающим старые истории на более современный лад. Очень скоро абсолютно все, кроме специалистов-филологов, были убеждены, что история имени уходит своими корнями в глубокую дохристианскую славянскую древность.

Пансионат «Светлана» в Сочи. 1910 год

Но церковников не интересовало настоящее происхождение имени Светлана — они точно знали, что в святцах его нет, а значит благословить родителей назвать им дочь нельзя. В 1912 году «отраслевое издание» журнал «Церковный вестник» писал по этому поводу вот что:

Несмотря на свою, казалось бы, жесткую позицию, Синод один раз все же сделал исключение. Было разрешено назвать Светланой дочку коменданта Петропавловской крепости и то, лишь благодаря тому, что об этом ходатайствовал ее дядя — капитан военного корабля «Светлана».

После падения Российской империи все запреты были сняты и в России появилось немало новых, подчас нелепых и откровенно глупых имен. Первые годы после революции народ наслаждался вседозволенностью и называл девочек Октябринами и Баррикадами, но потом, постепенно, остепенился. Уже к середине 20‑х годов стало очень популярным имя Светлана.

Сталин с дочерью Светланой. 1930‑е годы

Со временем Светлан становилось все больше и больше, чему немало способствовало то, что дочь И. Сталина звали именно так. Особенно много тезок у дочки вождя было в среде партийного руководства — дать это имя ребенку считалось признаком хорошего тона. Простые граждане СССР тоже не отставали и имя прочно вошло в пятерку самых востребованных на долгие годы.

Святая Фотинья Палестинская

Дошло до того, что даже церковное руководство смягчилось и в 1943 году подобрала греческий аналог Светлане — имя Фотинья, происходящее от греческого «фотос», то есть свет. Это означало, что девочек в православных семьях можно было называть Светами, но при крещении их нарекали однозначно Фотиньями.

Читайте также  Что поведение собаки расскажет о ее хозяине

А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Почему православная церковь не признает имя Светлана

Вопрос: «Умерла девочка 6-ти лет, крестили ее Светланой. Действительно ли разрешено теперь крестить со своими именем, а не Фотинией, как раньше?»

Ответ: Вопросы, связанные с именем при Крещении задаются довольно часто. Причина тому – некоторое недопонимание, которое существует среди прихожан. Есть мнение, что при Крещении человеку дается какое то «тайное, церковное» имя, которое надо называть только в Церкви. Конечно, это не так. В Таинстве Крещения присутствует чин наречения имени, которое священник, по согласованию с родителями, возглашает, налагая на малыша руку. Дело в том, что по учению Церкви, к каждому христианину при его Крещении приступает ангел – хранитель, присутствующий рядом с ним всю жизнь. Однако есть благочестивая традиция, согласно которой если младенец носит имя кого-то из угодников Божиих, уже прославленных в святости, то кроме ангела-хранителя, ему споспешествует в жизни еще и небесный покровитель, имя которого он носит. Важно понимать, что младенца крестят не «во имя» того или иного святого. Крещение может быть совершено только во имя Пресвятой Троицы, как заповедал нам Спаситель: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,» (Мф 28:19). Наличие небесного покровителя не возникает «автоматически», это не «механическое колдовское действо». К тому святому, имя которого носит малыш надо еще обратиться, «познакомиться» с ним, почитать его жития, узнать каким подвигом он прославлен в сонме угодников Божиих. И обязательно молитвенно обратиться к нему. Конечно, святые угодники всегда готовы прийти нам на помощь, но надо, чтобы человек попросил об этом, сказал, что помощь действительно нужна ему. Для обращения ко святым есть молитвы, акафисты, особенно хорощи Каноны ко святым. И конечно, должна быть икона своего небесного покровителя, чтобы нам знать, видеть к кому мы обращаемся.

Что касается того, можно ли давать при Крещении такие имена, которых нет в «Святцах», то каких либо строгих канонических соборных запрещений этому нет. Однако, на наш взгляд, разве плохо, если у новокрещеного малыша появится небесный покровитель, заступник, к которому можно обратиться в трудную минуту за молитвенной помощью и советом. Важно лишь, чтобы это обращение действительно было, и было осознанным. Поэтому в Русской Церкви (именно в Русской, в других Православных Церквах, скажем в Грузинской, Сербской, Греческой такой традиции нет), существует многовековая благочестивая традиция называть новокрещеных теми именами, которые носят святые угодники. Поэтому при Крещении священники обычно следуют этой традиции.

Наиболее часто этот вопрос возникает в связи с русским именем «Светлана». На наш взгляд здесь имеет место некая путаница. Имя «Фотинья» (Фотиния, Фотина), греч. Φωτεινή», является лишь переводом на греческий имени Светлана, или, скорее, наоборот, имя «Светлана» — перевод с греческого на русский имени Фотинья. Мы считаю, что это одно и тоже имя, просто произнесенное на разных языках, а не разные имена. Церковное Предание доносит до нас, что это имя носила Самарянка, с которой Спаситель говорил у колодца, (Ин 4:4-42). С древних времен она поминалась как Фотиния, затем в 19-м веке имя перевели и появилась «Светлана», но это одно и то же имя. Сейчас в издающихся церковных календарях это разночтение устранено, и так и указывается: «Фотина (Светлана) Самаряныня Римская» или «Светлана (Фотина, Фотиния) Палестинская». Поэтому поминать можно и с так и так, повторим, это одно и то же имя.

Вообще, предаваясь излишне рассуждениям на тему «как правильно поминать, как написать, где точку поставить и т.д.» мы тем самым выражаем подспудно недоверие Богу и нашей Святой Церкви. Господь же ведает все наши имена, все о нас, грешных, «у вас же и волосы на голове все сочтены;» (Мф 10:30), так говорит Спаситель. Поэтому храни, Господи всех наших Светлан, Фотиний, Фотин, живых и усопших!

Иерей Михаил Макаров

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: