\

Педагогическая работа по формированию ролевой игры

Доклад на тему «Ролевая игра как один из методов работы в педагогической деятельности

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Формирование педагогической культуры педагога предполагают развитие коммуникативных способностей личности, которые являются одним из важнейших факторов в инженерно- педагогической деятельности. Это и составная часть базовой культуры личности как системной характеристики человека. В свою очередь педагогическая культура личности включает в качестве своих необходимых компонентов понимание психологического аспекта человеческой сущности, внутреннего мира человека и самого себя, человеческих отношений и поведения, гуманистически ориентированную целостно- смысловую сферу (стремление, интересы, мировоззрение), а также творчество в собственной жизни.

Ролевые игры представляют собой мощное образовательное средство, позволяющее глубже вникнуть в проблему, пропустить ее «через себя», т. е. роль которою учащийся принимает на себя.

Под ролевой игрой понимаются разные виды ролевой деятельности: чтения по ролям, драматизации, инсценировки, симуляции. Ролевая игра в образовании всегда носит обучающий характер, она имеет определенную дидактическую цель, предполагает определенный сценарий развертывания, хотя он может меняться по ходу его реализации в соответствии с характером взаимоотношений персонажей, их видения проблемы. Ролевая игра отличается от традиционных обучающих (дидактических) игр, которые также имеют дидактическую задачу, но не предусматривают драматизации. Ролевые игры могут строиться на выдуманных ситуациях или вполне реальных, отражающих реальные события. Если игра имеет проблемную направленность, т.е. содержит еще и некую проблему, требующую разрешения, это позволяет учащимся глубже понять ее.

Ролевая игра может использоваться как самостоятельный метод или в качестве компонента других методов, (метода проектов, контекстного метода). Кроме того, ролевая игра используется при научном исследовании защиты проекта. В данном случае мы будем говорить о ролевых играх как о самостоятельном методе в контексте гуманистической педагогики.

Игра — форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.

Любая игра обязательно предполагает собственную активность ее участников. То есть в игре человек действует не столько по заданию, сколько сам, так как он представляет себе возникшую ситуацию и, оказавшись в ней, пытается найти из нее выход. Игра — это значимое для ее участников действо. Важно только правильно расставить акценты. В ролевой и деловой игре проблемной направленности непременным условием является опора на знания, имеющиеся факты, опыт в данной предметной области и смежных областях. Участники игры не могут опираться только на собственную интуицию и воображение, они должны продемонстрировать свою эрудицию в данном вопросе и соответственно строить деятельность своего персонажа. В деятельности они должны продемонстрировать знание контекста проблемы.

Образовательный смысл любой обучающей игры и игровых методов заключается в формировании и дальнейшем совершенствовании навыков и умений, необходимых в реальных условиях, и в праве на ошибку. В игровой ситуации ошибки допустимы. Они не наказуемы в обычном понимании и даже могут стать новым интересным поворотом в игровой ситуации. Они для того и используются в качестве метода обучения, чтобы предостеречь будущих специалистов и просто обычных людей от возможных ошибок в профессиональной деятельности, жизненных ситуациях, научить грамотно искать выход из любых проблемных ситуаций.

Преимуществом ролевых игр как образовательного средства является:

Мотивация. Знания, овладение которыми является дидактической целью, рассматриваются как средство достижения игрового результата.

Прагматизм. Прикладной характер получаемых знаний. Игра не действительность, но она моделирует жизненные ситуации, которые вполне реально могут возникнуть.

Научность. Студент должен разработать свой проект и уметь объяснить почему он выбрал именно этот метод.

Доступность. Каждому из учащихся должно быть понятно о чем рассказывает его товарищ.

Системность. Обеспечение плавности перехода между задачами, связями между ними и более качественного усвоения материала.

Прочность связей. При разработки проекта находятся множество вариантов решения поставленных задач, и выбираются оптимальные решения, в поиске которых немаловажную роль играют и другие предметы.

Взаимосвязь теории и практики. Ей отводиться особое внимание, для того что бы данные методы и разработки можно было воплотить в жизнь.

Личностно ориентированный подход. Ученик должен быть активным строителем собственного образования — не мы его учим, а он учится.

К характерным признакам роевой игры проблемной направленности относятся следующие.

1. Наличие в предлагаемой проблемной ситуации реальной профессиональных знаний и умений для принятия решений.

2. Наличие компетентного специалиста в качестве участника игры, осуществляющего координацию действий всех участников.

3. Моделирование сопутствующих атрибутов реальной профессиональной деятельности — обстановки, социально-психологической установки взаимоотношений действующих участников: руководитель—подчиненный; специалист — помощник и т.п.

4. Альтернативность решений. Деятельность участников ролевой игры оценивается по следующим параметрам:

— эффективность принимаемых участниками игры решений;

— активность участников игры;

— оригинальность, творческий подход к поиску выхода из создавшейся проблемной ситуации;

— использование интеллектуальных умений критического мышления;

— достоверность моделируемой ситуации, предпринимаемых действий участников игры, их взаимодействия и контексте данной ситуации.

5. Наличие единой коллективной цели у игроков: они должны выступать одной командой, поскольку от их компетентных действий зависит успех поставленной задачи. Ошибки допустимы (они не приводят в данном случае к реальным потерям), но нежелательны, поскольку демонстрируют недостаточную профессиональную компетентность игроков.

6. Наличие и распределение ролей подчинено основному сценарию, связанному с моделированием ситуации реальной профессиональной деятельности.

В ролевых играх немаловажное значение приобретает сопровождающий фон — все виды наглядности: иллюстрации, фотографии, видеоклипы, слайды, схемы, диаграммы (как работает автоматическая система регулирования или этапы ее регулировки) и т.д. В зависимости от сценария игры, ее сюжета возникает необходимость показать, где будет происходить действие, кто в нем участвует.

Ролевые игры проблемной направленности носят продуктивный характер, что выражается в имитации, моделировании социально значимых отношений между участниками игры, в умении применять знания, творчество, практические умения в различных областях в моделируемых ситуациях. Это действенное средство для развития критического и творческого мышления у обучающихся.

Психолого-педагогические рекомендации по проведению сюжетно-ролевых игр в ДОУ

Психолого-педагогические рекомендации

по проведению

сюжетно-ролевых игр в ДОУ

Сюжетно-ролевую игру называют королевой детских игр. Поэтому воспитателю очень важно правильно её организовать, не нарушая детского творчества. Данные рекомендации помогут молодым воспитателям и студентам.
Прежде чем вы начнете проводить сюжетно – ролевую игру в одной из возрастных групп, обратите особое внимание на те задачи, которые вы будете решать в работе с дошкольниками. Они включают следующее:

Ø развитие игры как деятельности;

Ø расширение тематики детских игр, углублении их содержания;

Ø приобретение положительного социального опыта;

Ø использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей;

Ø развитие всех сторон личности: движений, всех психических процессов (мышления, воображения, памяти, речи), качеств личности и черт характера, усиление и дальнейшее развитие эмоциональных и волевых проявлений ребёнка;

Ø подготовка ребёнка – дошкольника к жизни в социуме, социализация его личности.

Прежде чем, вы будете организовывать, и проводить сюжетно – ролевую игру, необходимо изучить особенности сюжетно-ролевой игры, которые раскрыты в работах исследователей (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин, и др.). В отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе сюжетно-ролевая игра рассматривается как деятельность особого рода, которая характеризуется наличием всех компонентов деятельности: цель, мотив, средства и даже в ряде случаев говорят о результате, но при этом каждый из элементов игровой деятельности специфичен.

Проанализировав теорию, каждый из вас должен сделать для себя свои выводы по заученным вопросам, уяснив особую значимость сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольников

При организации сюжетно – ролевой игры важно учитывать, что в младшем дошкольном возрасте вы должны: подобрать игрушки, позволяющие развернуть игры в семью, дом, детский сад, «шофёры», «поездка», «поезд», «у врача», «магазин» и др. Обратите особое внимание на их доступность детям и хранение их в игровых уголках в поле зрения ребёнка, стимулируя его игровой замысел.

В старшем дошкольном возрасте необходимо скомплектовать игрушки по темам (для игры в больницу, почту, космонавтов, школу, библиотеку и др.) Подготовить готовые комплекты, состоящие из самых необходимых атрибутов и игрушек, дополнительного игрового материала, предметов – заместителей. Не давать детям материал в готовом виде, привлекать их к этому по мере развития игры.

Хочется обратить особое внимание на следующие моменты методики применения сюжетно — ролевой игры:

1. Выбор игры, которую вы будете включать.

2. Оснащение (оборудование).

3. Наличие предметно–игровой среды в зависимости от возраста и тематики.

4. Наличие плана – конспекта.

Организуйте наблюдение за свободной игровой деятельностью детей (с целью выявления игровых интересов и навыков детей).
Ознакомьтесь с перспективным планом развития сюжетно-ролевой игры в данной группе (обратите внимание на предыдущую работу, проделанную воспитателем в этом направлении).

Выбор игры.
Приступайте к разработке плана организации игровой деятельности.
При этом учитывайте интересы детей, уровень развития игровых действий, способности развивать сюжет и др.
Продумайте и опишите содержание игры.
Спланируйте возможные направления развития сюжета.
Определите игровые правила.
Подготовьте все необходимые атрибуты для игры.
Организуйте игровую среду.
Создайте игровую ситуацию для возникновения игрового замысла детей.
Организуйте ситуацию распределения ролей между детьми.
Обговорите игровой замысел и правила игры.
Осуществляйте прямое (младший дошкольный возраст) или косвенное руководство игровой деятельностью, следите за развитием сюжета.
— Педагогическая разработка плана игры, т.е. начальный этап педагогического конструирования: намётки её сюжета, определение игровых ролей и наполнение их конкретным содержанием (старший дошкольный возраст).
— Ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка.
— Создание воображаемой ситуации.
Распределение ролей в зависимости от желания ребёнка.
Начало игры: создайте игровую или проблемную ситуацию, проведите предварительную беседу, обговорите тему предстоящей игры и т.д.
Сохранение игровой ситуации: используйте напоминание, указание, совет, положительную оценку, ролевое взаимодействие и др.
Завершение игры: положительная оценка, анализ ролевых и товарищеских взаимоотношений.

Вопросы к анализу
1. Начало игры: как был создан интерес к игре; соответствие выбранных приёмов возрасту детей, уровню развития игровых умений.
2. Подготовка к игре: создаётся специально; дети действуют в воображаемой ситуации; создаётся по ходу игры. Соответствие подготовки возрастным особенностям детей.
3. Какие воспитательные задачи решались в ходе игры?
4. Помогали ли методы и приёмы руководства игрой развитию сюжета, игровых умений, формированию взаимоотношений детей?
5. Были ли реализованы в ходе игры принципы гуманистической педагогики?
6. Уровень развития игровых, отобразительных умений детей; умение использовать различные средства для воплощения образа героя (речь, мимика, жесты, элементы костюмов и т.д.).
7. Увлечённость детей игрой, насколько был реализован индивидуальный подход к детям.
8. Конец игры, её завершённость, к какой деятельности перешли дети после игры.
9. Оценка воспитателем деятельности детей в игре, её соответствие возрасту, целям руководства, принципам личностно-ориентированного подхода.
10. Предполагаемая последующая работа воспитателя над развитием игровой деятельности.
11. Предположения, рекомендации:

Читайте также  Редко встречающиеся гемоглобинопатии

Как можно преобразовать предметно-игровую среду, чтобы повлиять на развитие сюжета и содержание игр дошкольников?

Можно ли повлиять на ролевое поведение детей в игре, и каким образом?

В чём может проявиться творчество детей в игре?

Что вы открыли сегодня для себя, организуя с детьми сюжетно–ролевую игру?

Какие приёмы руководства Вы считаете наиболее эффективными?

Какие трудности возникли у Вас при руководстве данным видом игры?

Какие ресурсы своей педагогической деятельности Вы обнаружили?

Что изменилось в Вашем отношении к данному виду игровой деятельности?

Воспитанию, развитию и закреплению качеств личности, необходимых будущему школьнику, способствуют такие сюжетно-ролевые игры, как «Школа», «Библиотека». В них отражаются имеющиеся у детей представления о школе, правилах школьного поведения, требованиях учителя, а также их мечты и желания. Особое внимание при ознакомлении ребят со школьной жизнью уделите таким явлениям, как школа, кого называют учениками, обратите внимание на деятельности учеников, на их отношениях между собой и с учителем, расскажите о лучших учениках, возбуждая желание подражать им. Пригласите их в группу и расскажите об интересных школьных делах, о любимом уроке, о том, как ребята помогают отстающим, как проводят субботники, участвуют в труде взрослых, как отдыхают летом, в какие игры играют. Проведите беседу «Адреса хороших дел», используйте произведения о школе. Знания о школе, полученные детьми во время экскурсии, наблюдений, целевых прогулок помогут вам при организации и проведении сюжетно-ролевой игры «Школа».

игра соответствует возрасту ребёнка;

вовлеченность в игру (количество человек – участников игры);

соблюдение алгоритма игры;

эмоциональная насыщенность соответствует замыслу игры;

особенности поведения детей в игре, подчинение правилам игры;

степень удовлетворённостью игрой.

Замысел возникает по инициативе самого ребенка, обсуждает его с партнёрами по игре, учитывая его точку зрения. Формулировка игровой цели и игровой задачи, устойчивость замысла, использование импровизации в игре.

Основное содержание игры, его разнообразие, соотношение предметных, бытовых и отражающих общественные отношения действий.

Сюжет игры. Разнообразие, устойчивость и развёрнутость сюжета. Умения ребёнка совместно строить и творчески развивать сюжет игры.

Игровая роль обозначается словом через ролевую речь, предметные действия, мимику. Степень развёрнутости ролевого диалога, его длительность, умение передать характерные особенности персонажа.

Взаимоотношения, их численность, устойчивость и характер.

Игровые действия: степень обобщённости, развёрнутости, разнообразия, адекватности.

Отношение к правилам: умения выполнять их с взятой на себя ролью, следить за выполнением правил другими детьми.

Достижение результата игры, умение соотносить его с замыслом.

Бедность сюжетов детских игр, их однообразие.

Отражение в игре отрицательных сторон жизни взрослых, подчинительная позиция отдельных детей в игре, где они выступают пассивными участниками.

Частые конфликты по поводу распределения ролей, выполнению правил, обладанию игрушкой и др.

Обогащение детского опыта за счёт расширения, уточнения и систематизацию знаний об окружающем.

Развитие игровых умений у детей.

Copyright © 13.11.2018 Педагог-психолог Никитина С.Н.

Ролевые педагогические игры

Проводила данные игры (ситуации) со студентами не один раз. Всегда с удовольствием решают и обыгрывают эти ситуации. Хороший вариант активного метода обучения.

Просмотр содержимого документа
«Ролевые педагогические игры»

Ролевая игра «Официант, в моем супе муха!»

Каждому участнику ролевой игры предлагается обыграть конфликтную ситуацию, место действия – дорогой ресторан. Цель этой игры — выявление некоторых особенностей общения с помощью диалога.

Роли всего две. А значит, двум добровольцам необходимо продемонстрировать присутствующим описанную конфликтную ситуацию и пути ее решения.

После этой небольшой сценки, нужно расспросить участников и наблюдателей об их впечатлениях, узнать их мнение и оценку поведения каждого из участников сценки. Эту ролевую игру можно проводить сколько угодно раз, только важно менять участников.

Роль А. Представьте, что вы отправились в путешествие, и решили пообедать в дорогом модном ресторане. Вам приносят суп, вы благодарите официанта и принимаетесь за трапезу, но обнаруживаете в супе нечто похожее на муху. Вас это возмутило, и вы решили пожаловаться официанту, почему в вашем супе плавают насекомые. Официант уверяет вас, что это ни как не муха, а приправы. Однако ему не удается вас убедить, и вы решили переговорить с управляющим ресторана. Управляющий ресторана подходит к вам…

Роль В. Вы управляющий дорогого ресторана, вы знаете, что ваш ресторан один из самых лучших и уважаемых ресторанов в городе. Вы гордитесь своим заведением: обслуживание высшего качества и цены соответствующие. Ваш ресторан рекомендован иностранцам. Сегодня на обед пришел иностранец, и у него возникли претензии по поводу еды. Он желает переговорить с вами. Вы направляетесь к столику.

После розыгрыша этой небольшой сценки задайте присутствующим вопросы для анализа ситуации:

1. Определите реакцию А на испорченный обед. Жаловался ли он, говорил спокойно или же был взбешен?

2. Как отреагировал Б? Попытался ли он разобраться в проблеме клиента, извинился ли он, или отнесся с равнодушием, высокомерием?

3. Удалось ли участникам разрешить конфликт, смогли ли они прийти к общему мнению?

Такая ролевая игра очень информативна. Она позволяет выделить отличия в решении конфликтных ситуаций между мужчинами и женщинами, люди могут понять, на что нужно обратить внимание в своем характере. Возможно, нужно быть более коммуникабельным, сдержанным?

Подведение итогов. Нельзя определить наилучший способ решения проблем, у каждого он по-своему правилен, однако, участники поймут, что решать конфликты можно разными способами. Они увидят перспективы своего развития.

Ролевая игра «Пиратский бриг»

Существует очень интересная ролевая игра, под названием «Пиратский Бриг». С помощью ролевого общения, она поможет выяснить способы взаимодействия в группе участников с жесткой диктатурой.

Напишите на бумажке следующие роли и их функции.

Капитан. У него больше всего власти, поэтому он может перебивать любого участника игры.

Старший помощник. Может перебивать любого участника кроме капитана.

Штурман. Может обрывать речь любого кроме капитана и старпома.

Боцман-подхалим. Имеет право перебивать всех, кроме капитана, штурмана, старпома.

Матрос-шут. Прерывает речь любого кроме капитана.

Матрос-марионетка. Может перебивать всех кроме кочегаров и капитана.

Кочегары (недовольные матросы) – прерывать могут всех кроме капитана и старпома.

Юнги на самом низком положении, они никого не могут обрывать, зато их обрывают все.

Путем жеребьевки раздайте роли участникам. Условием является то, что тот, кто нарушил правила, переводится в юнги, а если юнга нарушил правила, то он выбывает из игры.

Задачей команды является составление плана ограбления корабля с золотом, а также выяснение кому и как будет распределена добыча.

На основе этой игры, часто выясняется, что тем людям, которые привыкли «начальствовать» по жизни, тяжело вжиться в роли, предполагающие подчинение. Также людям мягким и подчиняющимся по жизни сложно взять на себя управление и ответственность капитана и боцмана. Таким образом, группа приходит к выводу, что деловое ролевое общение зависит от характера человека, его ценностей и установок.

Также будет интересно, если вы заснимите игру на видео. Вы сможете отследить, какие именно моменты взаимодействия в группе вызывают конфликтные ситуации. Эти моменты обычно касаются дисциплины, самооценки.

Итогом игры будет предоставление участникам следующей информации:

— правила примитивной реакции

— уровень ролевого общения (духовное, игровое, манипулятивное и т.д.)

Ролевая игра «Гостиница»

Ситуация. Три члена группы оказались в командировке в другом городе, где самолет сделал незапланированную посадку из-за непогоды. Рейс перенесен на сутки. Люди незнакомы между собой. Они отправились в ближайшую от аэропорта гостиницу, испытывая лишь одно желание — как можно быстрее устроиться.

Действующие лица: администратор гостиницы, дама 54 лет и три педагога из разных городов 38, 33 и 42 лет.

Инструкция администратору гостиницы. У вас только одно свободное место, вам нужно поговорить с каждым приезжим, а потом решить, кому вы отдадите номер. Свое решение нужно записать на листочке и молча отдать ведущему тренинг.

Инструкция приехавшим в командировку педагогам. Для того чтобы получить номер, нужно поговорить с администратором гостиницы. Вы подозреваете, что свободных номеров может не быть. Используйте при разговоре все конструктивные приемы, которыми вы владеете (техники установления контакта, активного слушания, аргументации). «Грязные технологии» запрещены.

Инструкция ведущему тренинг. Организуйте видеозапись игры. Помогите администратору организовать его рабочее место. Выведите всех участии ков игры в коридор (приезжих) и пригласите в комнату по очереди. Тот педагог, который поговорил с администратором, остается в комнате и слушает вместе с остальными членами группы.

После игры просматривается видеозапись и проводится обсуждение. Администратор объявляет о своем первоначальном решении, а также о последнем, если его мнение изменилось после просмотра видеозаписи. Во время обсуждения администратору задают ряд вопросов о том, что понравилось и не понравилось в поведении командировочных.

Ролевые игры

Ситуация 1. Педагог испытывает затруднения при работе со студентами, которые не боятся резко отвечать или даже хамить. Он может достойно противостоять грубости или вместо этого «зарывается головой в песок».

Действующие лица: молодой преподаватель и студент курса, на котором педагог читает лекции.

Задание студенту. Вести себя уверенно, даже нагловато.

Задание молодому педагогу. Поставить студента на место, используя техники установления контакта, аргументации.

Ситуация 2. Педагог работает в данной школе 12 лет, имеет двоих детей, школьного и дошкольного возраста. На работе зарекомендовала себя с хорошей стороны, является ветераном труда. Она обратилась к администрации школы с просьбой предоставить ей дополнительно к летнему отпуску 2 недели за свой счет, поскольку по состоянию здоровья она может выехать с детьми на море только в сентябре.

Руководитель школы не подписал заявление, заявив, что в сентябре начинается учебный процесс и заменить ее некому. Однако отказ не был категорическим, поскольку этот педагог, если возникала такая необходимость, по первой просьбе директора оставалась после работы для выполнения срочных заданий или заменяла заболевших коллег.

Получив отказ, педагог подала директору два заявления: 1) с просьбой об отпуске; 2) в случае отказа — на увольнение, прося еще раз подписать первое, а если нет — второе. Говоря это, педагог обливалась слезами.

Действующие лица: педагог и директор школы.

Задание педагогу. Продемонстрировать страдание, невразумительную речь, изложить просьбу и ее причину.

Задание директору. Успокоить педагога, разобраться в случившемся, принять правильное решение.

Ситуация 3. Директор школы оповестил персонал о том, что в ближайшее время ожидается проверка представителей вышестоящего руководства, к которой следует должным образом подготовиться: от этого зависит будущее данной организации.

Рабочего времени на оформление документации не хватало, и сотрудникам ежедневно приходилось на несколько часов оставаться после работы. Когда же большинство документов были приведены в порядок, ведущие преподаватели (председатели цикловых комиссий) и завуч по воспитательной работе отказались оставаться после рабочего дня, ссылаясь на то, что постоянное отсутствие дома разрушает их семьи, дети брошены и вообще они устали.

Действующие лица: директор, завуч по воспитательной работе, два педагога.

Читайте также  Какие цвета охраняют знаки Зодиака

Задание директору школы. Нужно поговорить с работниками, снять их эмоциональное напряжение и убедить в необходимости дополнительной работы еще несколько дней.

Инструкция педагогам и завучу. Реагировать бурно, отказываться выходить на сверхурочную работу; в процессе беседы вести себя по ситуации, в зависимости от того, как будет вести себя директор.

Ситуация 4. Рабочий контакт пожилого и молодого педагогов. Старший, более опытный, не принимает современных технологий обучения: игры, тренинги, анализ кейсов.

Действующие лица: молодой педагог (председатель цикловой комиссии); педагог в зрелом возрасте (пенсионер), считающий традиционные методы обучения достаточно эффективными и не собирающийся перестраиваться, считающий все новое быстро проходящим веянием.

Задание. Смоделировать ситуацию, опираясь на опыт педагогического общения, и разыграть ее, используя техники и приемы установления контакта. Молодой педагог стремится привлечь пожилого педагога к внедрению в учебный процесс инновационных технологий, с этой целью пытается установить эмоциональный контакт, провести беседу с опытным, но несговорчивым педагогом.

Ситуация 5. Управление подчиненным, который раньше был хорошим другом, коллегой.

После получения диплома о втором высшем образовании по специальности менеджера вас назначили на должность директора той же школы, в которой вы работали раньше. Ваша подруга Валентина Петровна теперь стала вашей подчиненной и старалась при всех публично продемонстрировать свои близкие с вами отношения. На днях она заявила при всех, что власть быстро портит человека. С каждым днем вам становится все труднее отдавать приказы, контролировать их выполнение, оценивать результаты работы. На любое ваше замечание реакция у Валентины Петровны неадекватная, она пытается все время демонстрировать окружающим степень своей дружественности с вами и влияния на вас. Вам это надоело. Вы решили изменить ситуацию.

Действующие лица: директор школы, ее бывшая подруга.

Задание. Установите хороший рабочий контакт со своей подчиненной. Объясните бывшей подруге, что ситуация изменилась и ей придется перестроить отношения с вами.

Педагогическая работа по формированию ролевой игры

Дошкольное детство — самый важный период ста­новления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к лю­дям, к труду, вырабатываются навыки и привычки пра­вильного поведения, складывается характер.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинирован­ность, ловкость. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения об­щественного опыта. В игре формируются и развивают­ся все стороны личности ребенка, происходят значитель­ные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития.

Психологи считают игру ведущей деятельностью дош­кольника.

Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, это творчес­кие или сюжетно-ролевые игры. В них дети воспроиз­водят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справед­ливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.

Основными особенностями сюжетно-ролевой игры являются:

1. Соблюдение правил.

Правила регламентируют действия ребенка и воспи­тателя и говорят, что иногда надо делать то, чего совсем не хочется. Взрослым сложно сделать то, что им не нра­вится, а ребенку это в сотни раз сложнее. Просто так умение действовать по правилу у ребенка не появляется. Важным этапом дошкольного развития является сюжетно-ролевая игра, где подчинение правилу вытекает из самой сути игры. Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребе­нок осваивает и моральные нормы, заключенные в роли. Дети осваивают мотивы и цели деятельности взрослых, их отношение к своему труду, к событиям и явлениям общественной жизни, к людям, вещам: в игре форми­руется положительное отношение к образу жизни лю­дей, к поступкам, нормам и правилам поведения в об­ществе.

2. Социальный мотив игр.

Социальный мотив закладывается в сюжетно-ролевой игре. Игра — это возможность для ребенка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношений. Когда игра достигает своего пика, то ре­бенку становится недостаточно заменять отношения иг­рой, вследствие чего зреет мотив сменить свой статус. Единственный способ, как он это может сделать, — это пойти в школу.

3. В сюжетно-ролевой игре идет эмоциональное раз­витие.

Игра ребенка очень богата эмоциями, часто такими, которые в жизни ему еще не доступны. Многие отече­ственные психологи задавались следующими вопросами: «Испытывает ли ребенок чувства или только изображает их? Какое влияние оказывают они на формирование морального облика ребенка?» А, Н. Леонтьев считает, что в самой глубине генезиса игры, в самых ее истоках имеются эмоциональные основания. Изучение детских игр подтверждает правильность этой мысли. Ребенок отличает игру от действительности, в речи дошкольни­ков часто присутствуют такие слова: «как будто», «пона­рошку» и «ло правде». Но, несмотря на это, игровые переживания всегда искренни. Ребенок не притворяет­ся: мама по-настоящему любит свою дочку-куклу, во­дитель серьезно озабочен тем, удастся ли спасти попав­шего в аварию товарища.

Выдающийся русский психолог Л. С. Выготский так­же отмечал, что, хотя ребенок создает в ходе ролевой игры воображаемые ситуации, чувства, которые он при этом испытывает, самые настоящие. «Катя — мама» — говорит крошечная девочка, и, примеряя на себя но­вую роль, погружается в воображаемый мир. И, неза­висимо от того, куплена ли ее «дочка» в дорогом игру­шечном магазине или сшита заботливой бабушкой из Катиных же старых колготок, маленькая мама не просто повторяет за старшими манипуляции, которые положе­но совершать над младенцами, а испытывает настоящее чувство материнской любви к своему «ребеночку».

С усложнением игры и игрового замысла чувства де­тей становятся более осознанными и сложными. Игра и выявляет переживания ребенка, и формирует его чув­ства. Когда ребенок подражает космонавтам, он пере­дает свое восхищение ими, мечту стать таким же. А при этом возникают новые чувства: ответственность за пору­ченное дело, радость и гордость, когда оно успешно выполнено. И. М. Сеченов дал физиологическое обо­снование значения игры для формирования чувств, он доказал, что игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка. Многократное повторение дей­ствий взрослых, подражание их моральным качествам влияют на образование таких же качеств у ребенка.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что, сюжетно-ролевая игра — это школа чувств, в ней формиру­ется эмоциональный мир малыша.

4. В ходе сюжетно-ролевой игры происходит разви­тие интеллекта дошкольника.

Развитие замысла в сюжетно-ролевой игре связано с общим умственным развитием ребенка, с формирова­нием его интересов. У детей дошкольного возраста воз­никает интерес к различным событиям жизни, к раз­ным видам труда взрослых; у них появляются любимые герои книг, которым они стремятся подражать. Вслед­ствие чего и замыслы игр становятся более стойкими, иногда на длительное время овладевают их воображени­ем. Некоторые игры (в «моряков», «летчиков», «кос­монавтов») продолжаются неделями, постепенно раз­виваясь. Появление длительной перспективы игры го­ворит о новом, более высоком этапе развития игрового творчества. При этом наблюдается не повторение изо дня в день одной и той же темы, как это бывает у малы­шей, а постепенное развитие, обогащение задуманного сюжета. Благодаря этому мышление и воображение де­тей становятся целенаправленными. Продолжительное пребывание ребенка в одной роли заставляет его глубже вникать в смысл того, что он изображает.

5. В сюжетно-ролевой игре развивается воображе­ния и творчество.

Плановость, согласованность действий в длительных сюжетно-ролевых играх сочетается с импровизацией. Дети намечают общий план, последовательность дей­ствий, а во время игры возникают новые идеи, новые образы. Так, во время многодневного «морского путе­шествия» то один, то другой участник игры придумывал новые интересные эпизоды: водолазы опускались на дно моря и находили сокровища, в жарких странах ловили львов и отвозили их в зоопарк, в Антарктике кормили белых медведей. Развитие игрового творчества сказыва­ется и в том, как в содержании игры комбинируются различные впечатления жизни. Уже в конце третьего и па четвертом году жизни детей можно наблюдать, что они объединяют в игре разные события, а иногда могут включать эпизоды из сказок, которые им показывали в кукольном театре. Для детей этого возраста важны яр­кие зрительные впечатления. В дальнейшем (на четвер­том и пятом году жизни) у детей новые впечатления включаются в старые любимые игры. Отражение жизни в игре, повторение жизненных впечатлений в разных комбинациях — все это помогает образованию общих представлений, облегчает ребенку понимание связи меж­ду разными явлениями жизни.

Для осуществления замысла в сюжетно-ролевой игре ребенку необходимы игрушки и разные предметы, ко­торые помогают ему действовать в соответствии со взя­той на себя ролью. Если под рукой нужных игрушек нет, то дети заменяют один предмет другим, наделяя его во­ображаемыми признаками. Эта способность видеть в предмете несуществующие качества составляет одну из характерных особенностей детства. Чем дети старше и более развиты, тем требовательнее они относятся к пред­метам игры, тем больше сходства ищут с действитель­ностью.

6. Развитие речи.

В создании образа особенно велика роль слова. Сло­во помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовать с ними свои действия. Развитие целенаправленности, способ­ности комбинирования связано с развитием речи, со все возрастающей способностью облекать в слова свои замыслы.

Л. С. Выготский доказывал, что развитие детского воображения непосредственно связано с усвоением речи. Задержанные в своем речевом развитии дети оказывают­ся отсталыми и в развитии воображения.

Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой — сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребенок словом обозначает свои дей­ствия, и этим самым осмысливает их; словом он пользу­ется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства. В старшем дошкольном возрасте иногда це­лые эпизоды игры создаются с помощью слова. Осо­бенно заметна роль слова в так называемых режиссерс­ких играх, где ребенок не берет на себя роли, как в обыч­ной игре, а передвигает кукол и другие игрушки, говорит за них. Элемент режиссуры содержится в каждой игре с куклами. «Мама» говорит и действует и за себя, и за свою дочку-куклу.

Виды сюжетно-ролевых игр:

— Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праз­дники», «дни рождения». И этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрос­лых, их отношениях.

— Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, биб­лиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт (автобус, поезд, самолет, корабль), милиция, пожар­ные, цирк, театр, зверинец, завод, фабрика, шахта, строительство, колхоз, армия).

— Игры на героико-патриотические темы, отражаю­щие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.).

— Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зай­ца и Волка, крокодила Гену и Чебурашку (по содержа­нию мультфильмов), в четырех «танкистов» и собаку (по содержанию кинофильма) и др. В этих играх ребята от­ражают целые эпизоды из литературных произведений, подражая действиям героев, усваивая их поведение.

Читайте также  Любовный приворот на Пасху

— «Режиссерские» игры, в которых ребенок застав­ляет говорить, выполнять разнообразные действия ку­кол. Действует он при этом в двух планах — и за куклу и за себя, направляя все действия. Участники игры зара­нее продумывают сценарий, в основу которого могут быть положены эпизоды из знакомых сказок, рассказов, или собственной жизни. Дети «учат» кукол кукольного и пальчикового театров, театра игрушек «действовать» в соответствии со взятой на себя ролью, наделяют их ли­тературными или воображаемыми признаками.

Уровни развития сюжетно-ролевой игры:

Первый этап. Основным содержанием игры являются действия с предметами. Они осуществляются в опреде­ленной последовательности, хотя эта последовательность часто нарушается. Цепочка действий носит сюжетный характер. Основные сюжеты — бытовые. Действия де­тей однообразны и часто повторяются. Роли не обозна­чены. По форме это игра рядом или одиночная игра. Дети охотно играют со взрослым. Самостоятельная игра кратковременна. Как правило, стимулом возникнове­ния игры является игрушка или предмет-заместитель, который ранее использовался в игре.

Второй этап. Основное содержание игры — действия с предметом. Эти действия развертываются более пол­но и последовательно в соответствии с ролью, которая уже обозначается словом. Последовательность действий становится правилом. Возникает первое взаимодействие между участниками на основе использования общей иг­рушки (или направленности действия). Объединения кратковременны. Основные сюжеты — бытовые. Одна и та же игра может многократно повторяться. Игруш­ки заранее не подбираются, но дети чаще используют одни и те же — любимые. В игре уже могут объеди­няться 2—3 человека.

Третий этап. Основное содержание игры — также дей­ствия с предметами. Однако они дополняются действи­ями, направленными на установление разнообразных контактов с партнерами по игре. Роли четко обозначе­ны и распределяются до начала игры. Игрушки и пред­меты подбираются (чаще всего по ходу игры) в соответ­ствии с ролью. Логика, характер действий и их направ­ленность определяются ролью. Это становится основным правилом. Игра чаще протекает как совместная, хотя взаимодействие перемежается с параллельными действи­ями партнеров, не связанных друг с другом, не соотне­сенных с ролью. Продолжительность игры увеличива­ется. Сюжеты становятся более разнообразными: дети отражают быт, труд взрослых и яркие общественные яв­ления.

Четвертый этап. Основное содержание игры — отраже­ние отношений и взаимодействий взрослых друг с дру­гом. Тематика игр может быть разнообразной: она оп­ределяется не только непосредственным, но и опосре­дованным опытом детей. Игры носят совместный, коллективный характер. Объединения устойчивы. Они строятся или на интересе детей к одним и тем же иг­рам, или на основе личных симпатий и привязаннос­тей. Игры одного содержания не только длительно по­вторяются, но и развиваются, обогащаются, существу­ют долгое время.

В игре на этом этапе четко выделяется подготови­тельная работа: распределение ролей, отбор игрового материала, а иногда и его изготовление (игрушек -самоделок). Требование соответствия жизненной логике рас­пространяется не только на действия, но и на все по­ступки и ролевое поведение участников. В игру вовле­каются до 5—6 человек.

Вышеперечисленные уровни отражают общее разви­тие сюжетно-ролевой игры, однако в конкретной возра­стной группе смежные уровни сосуществуют.

Исходя из концепции Н. Я. Михайленко развитие сюжетной игры на разных возрастных этапах можно пред­ставить в следующей сводной таблице.

«Ясли-сад д. Б.Мотыкалы»

Методические рекомендации по проведению сюжетно-ролевых игр

Сюжетно-ролевую игру называют королевой детских игр. Поэтому воспитателю очень важно правильно её организовать, не нарушая детского творчества. Прежде чем вы начнете проводить сюжетно-ролевую игру в одной из возрастных групп, обратите особое внимание на те задачи, которые вы будете решать в работе с дошкольниками. Они включают следующее:

развитие игры как деятельности;

расширение тематики детских игр, углубления их содержания;

приобретение положительного социального опыта;

использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей;

развитие всех сторон личности: движений, всех психических процессов (мышления, воображения, памяти, речи), качеств личности и черт характера, усиление и дальнейшее развитие эмоциональных и волевых проявлений ребёнка;

подготовка дошкольника к жизни в социуме, социализация его личности.

При организации сюжетно-ролевой игры важно учитывать, что в младшем дошкольном возрасте вы должны: подобрать игрушки, позволяющие развернуть игры в семью, дом, детский сад, «шофёры», «поездка», «поезд», «у врача», «магазин» и др. Обратите особое внимание на их доступность детям и хранение их в игровых уголках в поле зрения ребёнка, стимулируя его игровой замысел.

В старшем дошкольном возрасте необходимо скомплектовать игрушки по темам (для игры в больницу, почту, космонавтов, школу, библиотеку и др.) Подготовить готовые комплекты, состоящие из самых необходимых атрибутов и игрушек, дополнительного игрового материала, предметов-заместителей. Не давать детям материал в готовом виде, привлекать их к этому по мере развития игры.

Хочется обратить особое внимание на следующие моменты методики применения сюжетно- ролевой игры:

  1. Выбор игры, которую вы будете включать.
  2. Оснащение (оборудование).
  3. Наличие предметно–игровой среды в зависимости от возраста и тематики.
  4. Наличие плана – конспекта.

Организуйте наблюдение за свободной игровой деятельностью детей (с целью выявления игровых интересов и навыков детей).

Ознакомьтесь с перспективным планом развития сюжетно-ролевой игры в данной группе (обратите внимание на предыдущую работу, проделанную воспитателем в этом направлении).

  1. Выбор игры.

— Приступайте к разработке плана организации игровой деятельности.

— При этом учитывайте интересы детей, уровень развития игровых действий, способности развивать сюжет и др.

— Продумайте и опишите содержание игры.

— Спланируйте возможные направления развития сюжета.

— Определите игровые правила.

— Подготовьте все необходимые атрибуты для игры.

— Организуйте игровую среду.

— Создайте игровую ситуацию для возникновения игрового замысла детей.

— Организуйте ситуацию распределения ролей между детьми.

— Обговорите игровой замысел и правила игры.

— Осуществляйте прямое (младший дошкольный возраст) или косвенное руководство игровой деятельностью, -следите за развитием сюжета.

— Педагогическая разработка плана игры, т.е. начальный этап педагогического конструирования: намётки её сюжета, определение игровых ролей и наполнение их конкретным содержанием (старший дошкольный возраст).

— Ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка.

— Создание воображаемой ситуации.

— Распределение ролей в зависимости от желания ребёнка.

  1. Начало игры :

— создайте игровую или проблемную ситуацию,

— проведите предварительную беседу,

— обговорите тему предстоящей игры и т.д.

  1. Сохранение игровой ситуации:

используйте напоминание, указание, совет, положительную оценку, ролевое взаимодействие и др.

  1. Завершение игры :

— анализ ролевых и товарищеских взаимоотношений.

Вопросы к анализу:

  1. Начало игры: как был создан интерес к игре; соответствие выбранных приёмов возрасту детей, уровню развития игровых умений.
  2. Подготовка к игре: создаётся специально; дети действуют в воображаемой ситуации; создаётся по ходу игры. Соответствие подготовки возрастным особенностям детей.
  3. Какие воспитательные задачи решались в ходе игры?
  4. Помогали ли методы и приёмы руководства игрой развитию сюжета, игровых умений, формированию взаимоотношений детей?
  5. Были ли реализованы в ходе игры принципы гуманистической педагогики?
  6. Уровень развития игровых, отобразительных умений детей; умение использовать различные средства для воплощения образа героя (речь, мимика, жесты, элементы костюмов и т.д.).
  7. Увлечённость детей игрой, насколько был реализован индивидуальный подход к детям.
  8. Конец игры, её завершённость, к какой деятельности перешли дети после игры.
  9. Оценка воспитателем деятельности детей в игре, её соответствие возрасту, целям руководства, принципам личностно-ориентированного подхода.
  10. Предполагаемая последующая работа воспитателя над развитием игровой деятельности.
  11. Предположения, рекомендации :

Можно ли повлиять на ролевое поведение детей в игре, и каким образом?

В чём может проявиться творчество детей в игре?

Что вы открыли сегодня для себя, организуя с детьми сюжетно–ролевую игру?

Какие приёмы руководства Вы считаете наиболее эффективными?

Какие трудности возникли у Вас при руководстве данным видом игры?

Какие ресурсы своей педагогической деятельности Вы обнаружили?

Что изменилось в Вашем отношении к данному виду игровой деятельности?

Как можно преобразовать предметно-игровую среду, чтобы повлиять на развитие сюжета и содержание игр дошкольников?

Критерии оценки:

игра соответствует возрасту ребёнка;

вовлечённость в игру (количество человек – участников игры);

соблюдение алгоритма игры;

эмоциональная насыщенность соответствует замыслу игры;

особенности поведения детей в игре, подчинение правилам игры;

степень удовлетворённостью игрой.

Показатели эффективности:

Замысел возникает по инициативе самого ребенка, обсуждает его с партнёрами по игре, учитывая его точку зрения. Формулировка игровой цели и игровой задачи, устойчивость замысла, использование импровизации в игре.

Основное содержание игры, его разнообразие, соотношение предметных, бытовых и отражающих общественные отношения действий.

Сюжет игры. Разнообразие, устойчивость и развёрнутость сюжета. Умения ребёнка совместно строить и творчески развивать сюжет игры.

Игровая роль обозначается словом через ролевую речь, предметные действия, мимику. Степень развёрнутости ролевого диалога, его длительность, умение передать характерные особенности персонажа.

Взаимоотношения, их численность, устойчивость и характер.

Игровые действия: степень обобщённости, развёрнутости, разнообразия, адекватности.

Отношение к правилам: умения выполнять их с взятой на себя ролью, следить за выполнением правил другими детьми.

Достижение результата игры, умение соотносить его с замыслом.

Возможные риски:

Бедность сюжетов детских игр, их однообразие.

Отражение в игре отрицательных сторон жизни взрослых, подчинительная позиция отдельных детей в игре, где они выступают пассивными участниками.

Частые конфликты по поводу распределения ролей, выполнению правил, обладанию игрушкой и др.

Как избежать:

Обогащение детского опыта за счёт расширения, уточнения и систематизацию знаний об окружающем.

Развитие игровых умений у детей.

«Алгоритм организации сюжетно-ролевых игр»

  1. Задачи руководства:

— расширение представлений об окружающем;

— формирование игровой деятельности:

а) развивать сюжет;

б) обучение игровым действиям;

  1. Подготовка к игре:

— приемы, направленные на обогащение впечатлений:

а) составление плана-сюжета по теме игры по этапам;

б) определить сопутствующие сюжеты;

— атрибуты к игре;

— оборудование места игры.

  1. Ход игры:

— приемы создания интереса к игре;

а) определение плана-сюжета;

б) планирование игры;

в) распределение ролей;

г) создание воображаемой ситуации

— приемы обучения игровым действиям;

— приемы поддержания и развития игры:

а) внесение дополнительных атрибутов;

б) участие педагога во второстепенных ролях;

в) показ новых игровых действий;

г) напоминание, вопросы;

д) введение новых игровых ситуаций;

— приемы формирования взаимоотношений в игре:

а) напоминание о взаимоотношениях;

б) направление на внимание друг к другу;

в) поощрение вежливости.

  1. Окончание игры:

— краткий итог работы в ролях;

— перевод интереса детей к следующему виду деятельности.

  1. Оценка игры:

— оценка действий в соответствии с взятой на себя ролью.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: