\

Основные требования к гигиеническому содержанию школы

Основные требования к гигиеническому содержанию школы

2.4.2. Общеобразовательные организации, а также организации дополнительного образования

Документ или орган, утвердивший санитарные требования

СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

Внимание! Срок действия документа ограничен 01.01.2027

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28

СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения»

Внимание! Срок действия СанПиН 2.3/2.4.3590-20 ограничен 01.01.2027

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020 N 32

СП 3.1/2.4.3598-20 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)

Внимание! Срок действия документа ограничен 01.01.2022.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 N 16

Обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности при перевозке организованных групп детей железнодорожным транспортом в период летней оздоровительной кампании 2021 года в условиях сохраняющихся рисков распространения COVID-19

Постановление Главного государственного санитарного врача по железнодорожному транспорту РФ от 31.05.2021 N 3

О подготовке образовательных организаций к новому 2021 — 2022 учебному году

Письмо Роспотребнадзора от 22.07.2021 N 02/14750-2021-24

Памятка для детей по профилактике заболеваний в школе

Памятка педагогам образовательных организаций по профилактике и раннему выявлению новой коронавирусной инфекции

Письмо Минздрава России от 19.08.2020 N 15-2/И/2-11861

Об усилении санитарно-эпидемиологических мероприятий в образовательных организациях

Минпросвещения России (письмо от 13.03.2020 N СК-150/03)

Роспотребнадзор (письмо от 13.03.2020 N 02/414б-2020-23)

Рекомендации по поэтапному возобновлению деятельности дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций

Минпросвещения России (письмо от 12.05.2020 N ВБ-1007/03)

Рекомендации по организации работы образовательных организаций в условиях распространения COVID-19

Роспотребнадзор (письмо от 12.05.2020 N 02/9060-2020-24)

Рекомендации ВОЗ относительно мер общественного здравоохранения, связанных с учебными учреждениями, в контексте COVID-19. Приложение к рекомендациям по корректировке мер общественного здравоохранения и социальных мер в контексте COVID-19

Всемирная Организация Здравоохранения 10.05.2020

Методические рекомендации по нормативно-правовому регулированию предоставления услуги по присмотру и уходу за детьми в группах продленного дня в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования

Письмо Минобрнауки России от 24.09.2014 N 08-1346

Рекомендации по оказанию медицинской помощи обучающимся «Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований к условиям организации физического воспитания в образовательных организациях»

Профильная комиссия Минздрава России по гигиене детей и подростков 15.02.2014, протокол N 2, на XVII Конгрессе педиатров России 15 — 16.02.2014

Методическое письмо «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и содержанию медицинских пунктов (кабинетов) в детских образовательных учреждениях»

Роспотребнадзор от 12.04.2010

Методические рекомендации по организации деятельности медицинских работников, осуществляющих медицинское обеспечение обучающихся в общеобразовательных учреждениях

Минздравсоцразвития России 15.01.2008 N 207-ВС

Методические рекомендации по проведению профилактических мероприятий направленных на охрану и укрепление здоровья обучающихся в общеобразовательных учреждениях

Минздравсоцразвития России 15.01.2008 N 206-ВС

Временные методические рекомендации «Гигиенические условия организации учебных занятий с применением компьютеров в средней общеобразовательной школе»

Минздрав СССР 11.11.1986 N 4217-86

Методические рекомендации по санитарному контролю за организацией кружковой деятельности во внешкольных учреждениях

Минздрав СССР 10.07.1985 N 3910-85

Методические рекомендации «Врачебный контроль за нагрузкой учащихся на уроках физической культуры в общеобразовательных школах»

Основные требования к гигиеническому содержанию школы

от 29 декабря 2010 года N 189

(с изменениями на 22 мая 2019 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2021 года на основании
постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 года N 28;
отменено с 1 января 2021 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 8 октября 2020 года N 1631
____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

* Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года в названии санитарных правил, утвержденных настоящим постановлением, слова «общеобразовательных учреждениях» с 13 апреля 2014 года заменены словами «общеобразовательных организациях». — Примечание изготовителя базы данных.

В соответствии с Федеральным законом от 30.03.99 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.1650; 2002, N 1 (ч.I), ст.2; 2003, N 2, ст.167; 2003, N 27 (ч.I), ст.2700; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 19, ст.1752; 2006, N 1, ст.10; 2006, N 52 (ч.I), ст.5498; 2007, N 1 (ч.I), ст.21; 2007, N 1 (ч.I), ст.29; 2007, N 27, ст.3213; 2007, N 46, ст.5554; 2007, N 49, ст.6070; 2008, N 24, ст.2801; 2008, N 29 (ч.I), ст.3418; 2008, N 30 (ч.II), ст.3616; 2008, N 44, ст.4984; 2008, N 52 (ч.I), ст.6223; 2009, N 1, ст.17; 2010, N 40, ст.4969) и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 «Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст.3295; 2004, N 8, ст.663; 2004, N 47, ст.4666; 2005, N 39, ст.3953)

1. Утвердить санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (приложение).

Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года в названии санитарных правил, утвержденных настоящим постановлением, слова «общеобразовательных учреждениях» с 13 апреля 2014 года заменены словами «общеобразовательных организациях».

— Примечание изготовителя базы данных.

2. Ввести в действие указанные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы с 1 сентября 2011 года.

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
3 марта 2011 года,
регистрационный N 19993

Приложение

УТВЕРЖДЕНЫ
Постановлением
Главного государственного
санитарного врача
Российской Федерации
от 29 декабря 2010 года N 189

Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях*

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
СанПиН 2.4.2.2821-10

(с изменениями на 22 мая 2019 года)

В документе учтены:

* Наименование в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года. — См. предыдущую редакцию.

I. Общие положения и область применения

1.1. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее — санитарные правила) направлены на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных организациях.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года. — См. предыдущую редакцию)

1.2. Настоящие санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к:

— размещению общеобразовательной организации;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года. — См. предыдущую редакцию)

— территории общеобразовательной организации;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года. — См. предыдущую редакцию)

— зданию общеобразовательной организации;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года. — См. предыдущую редакцию)

— оборудованию помещений общеобразовательной организации;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года. — См. предыдущую редакцию)

— воздушно-тепловому режиму общеобразовательной организации;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года. — См. предыдущую редакцию)

— естественному и искусственному освещению;

— водоснабжению и канализации;

— помещениям и оборудованию общеобразовательных организаций, размещенных в приспособленных зданиях;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года. — См. предыдущую редакцию)

— режиму образовательной деятельности;

(Абзац в редакции, введенной в действие со 2 января 2016 года Изменениями N 3 от 24 ноября 2015 года. — См. предыдущую редакцию)

— организации медицинского обслуживания обучающихся;

— санитарному состоянию и содержанию общеобразовательной организации;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года. — См. предыдущую редакцию)

— соблюдению санитарных правил.

1.3. Санитарные правила распространяются на проектируемые, действующие, строящиеся и реконструируемые общеобразовательные организации.

Санитарные правила распространяются на все общеобразовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы, а также осуществляющие присмотр и уход за детьми в группах продленного дня.

Для создания условий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях при строительстве и реконструкции предусматриваются мероприятия по созданию доступной (безбарьерной) среды, обеспечивающие свободное передвижение детей в зданиях и помещениях.

Читайте также  Цитологические методы диагностики опухоли яичника

(Пункт в редакции, введенной в действие со 2 января 2016 года Изменениями N 3 от 24 ноября 2015 года. — См. предыдущую редакцию)

1.4. Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией общеобразовательных организаций, воспитанием и обучением обучающихся.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года. — См. предыдущую редакцию)

Наряду с обязательными для исполнения требованиями, санитарные правила содержат рекомендации по созданию наиболее благоприятных и оптимальных условий для обучающихся общеобразовательных организаций, направленных на сохранение и укрепление их здоровья.

(Абзац дополнительно включен с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года)

1.5. Обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления образовательной деятельности*.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года. — См. предыдущую редакцию)

(Сноска в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года. — См. предыдущую редакцию)

1.6. При наличии в учреждении дошкольных групп, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, их деятельность регламентируется санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций.

1.7. Использование помещений общеобразовательных организаций не по назначению не допускается.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года. — См. предыдущую редакцию)

1.8. Контроль за выполнением настоящих санитарных правил проводится органами, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

II. Требования к размещению общеобразовательных организаций

(Наименование в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года. — См. предыдущую редакцию)

2.2. Здания общеобразовательных организаций должны размещаться в зоне жилой застройки, за пределами санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов, санитарных разрывов, гаражей, автостоянок, автомагистралей, объектов железнодорожного транспорта, метрополитена, маршрутов взлета и посадки воздушного транспорта.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года. — См. предыдущую редакцию)

Для обеспечения нормативных уровней инсоляции и естественного освещения помещений и игровых площадок при размещении зданий общеобразовательных организаций должны соблюдаться санитарные разрывы от жилых и общественных зданий.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года. — См. предыдущую редакцию)

Через территорию общеобразовательных организаций не должны проходить магистральные инженерные коммуникации городского (сельского) назначения — водоснабжения, канализации, теплоснабжения, энергоснабжения.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года. — См. предыдущую редакцию)

2.3. Вновь строящиеся здания общеобразовательных организаций размещают на внутриквартальных территориях жилых микрорайонов, удаленных от городских улиц, межквартальных проездов на расстояние, обеспечивающее уровни шума и загрязнения атмосферного воздуха требованиям санитарных правил и нормативов.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года. — См. предыдущую редакцию)

2.4. При проектировании и строительстве городских общеобразовательных организаций рекомендуется предусмотреть пешеходную доступность учреждений, расположенных:

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека
Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения
«Центр гигиены и эпидемиологии
в Республике Татарстан (Татарстан)»

  • Новости центра /
  • Требования, выполнение которых должна обеспечить общеобразовательная организация при возобновлении очной формы обучения в условиях распространения COVID-19

В целях обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия детского населения, снижения рисков инфекционной заболеваемости детей в организованных коллективах постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации А.Ю.Поповой от 30.06.2020г. №16 утверждены санитарно – эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее – Санитарные правила или СП 3.1/2.4.3598-20).

Указанные санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к особому режиму работы общеобразовательных организаций в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (далее — COVID-19).

В условиях распространения COVID-19 СП 3.1/2.4.3598-20 применяются в дополнение к обязательным требованиям, установленным для общеобразовательных организаций государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях», СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда», СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», СанПиН 2.4.3259-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»).

С целью предупреждения распространения COVID-19 в общеобразовательных организациях должно быть обеспечено выполнение следующих требований:

  • запрещается проведение массовых мероприятий с участием различных групп лиц (групповых ячеек2, классов, отрядов и иных), а также массовых мероприятий с привлечением лиц из иных (сторонних) организаций;
  • лица, посещающие общеобразовательную организацию (на входе), подлежат термометрии с занесением ее результатов в журнал в отношении лиц с температурой тела 37,1 °С и выше в целях учета при проведении противоэпидемических мероприятий;
  • лица с признаками инфекционных заболеваний (респираторными, кишечными, повышенной температурой тела) должны быть незамедлительно изолированы с момента выявления указанных признаков до приезда бригады скорой (неотложной) медицинской помощи либо прибытия родителей (законных представителей) или самостоятельной самоизоляции в домашних условиях. При этом дети должны размещаться отдельно от взрослых;
  • с момента выявления указанных лиц общеобразовательная организация в течение 2 часов должна любым доступным способом уведомить территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Также, в общеобразовательных организациях должны проводиться следующие противоэпидемические мероприятия, включающие:

  • уборку всех помещений с применением моющих и дезинфицирующих средств и очисткой вентиляционных решеток (далее — генеральная уборка) непосредственно перед началом функционирования общеобразовательной организации. Для проведения дезинфекции должны использоваться дезинфицирующие средства, применяемые для обеззараживания объектов при вирусных инфекциях, в соответствии с инструкцией по их применению;
  • обеспечение условий для гигиенической обработки рук с применением кожных антисептиков при входе в общеобразовательную организацию, помещения для приема пищи, санитарные узлы и туалетные комнаты;
  • ежедневную влажную уборку помещений с применением дезинфицирующих средств с обработкой всех контактных поверхностей;
  • генеральную уборку не реже одного раза в неделю;
  • обеспечение постоянного наличия в санитарных узлах для детей и сотрудников мыла, а также кожных антисептиков для обработки рук;
  • регулярное обеззараживание воздуха с использованием оборудования по обеззараживанию воздуха и проветривание помещений в соответствии с графиком учебного, тренировочного, иных организационных процессов и режима работы общеобразовательных организаций;
  • организацию работы сотрудников, участвующих в приготовлении и раздаче пищи, обслуживающего персонала с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания (одноразовых масок или многоразовых масок со сменными фильтрами), а также перчаток. При этом смена одноразовых масок должна производиться не реже 1 раза в 3 часа, фильтров — в соответствии с инструкцией по их применению;
  • мытье посуды и столовых приборов в посудомоечных машинах при максимальных температурных режимах. При отсутствии посудомоечной машины мытье посуды должно осуществляться ручным способом с обработкой столовой посуды и приборов дезинфицирующими средствами в соответствии с инструкциями по их применению либо питание детей и питьевой режим должны быть организованы с использованием одноразовой посуды.
Читайте также  Как изгнать аскарид

При наличии бассейна в общеобразовательной организации. Посещение бассейнов в общеобразовательных организациях допускается по расписанию отдельными группами лиц (групповая ячейка, класс, отряд и иные). При этом общеобразовательной организацией должно быть обеспечено проведение обработки помещений и контактных поверхностей с применением дезинфицирующих средств и обеззараживания воздуха в раздевалках после каждого посещения бассейна отдельной группой лиц.

С целью предупреждения распространения COVID-19 в общеобразовательных организациях должны соблюдаться также дополнительные санитарно-эпидемиологические требования, а именно:

  • в общеобразовательных организациях за каждым классом должен быть закреплен отдельный учебный кабинет, в котором дети обучаются по всем предметам, за исключением занятий, требующих специального оборудования (в том числе физическая культура, изобразительное искусство, трудовое обучение, технология, физика, химия);
  • общеобразовательной организацией должна осуществляться работа по специально разработанному расписанию (графику) уроков, перемен, составленному с целью минимизации контактов обучающихся (в том числе сокращения их количества во время проведения термометрии, приема пищи в столовой);
  • проветривание рекреаций и коридоров помещений общеобразовательных организаций должно проводиться во время уроков, а учебных кабинетов — во время перемен.

При проведении итоговой и промежуточной аттестации общеобразовательной организацией должны быть обеспечены:

  • составление графика явки обучающихся на аттестацию обучающихся в целях минимизации контактов обучающихся, в том числе при проведении термометрии;
  • условия для гигиенической обработки рук с применением кожных антисептиков или дезинфицирующих салфеток при входе в помещение для проведения аттестации;
  • соблюдение в местах проведения аттестации социальной дистанции между обучающимися не менее 1,5 метров посредством зигзагообразной рассадки по 1 человеку за партой;
  • использование членами экзаменационной комиссии, присутствующими на экзамене, средств индивидуальной защиты органов дыхания (одноразовых масок или многоразовых масок со сменными фильтрами). При этом смена одноразовых масок должна производиться не реже 1 раза в 3 часа, фильтров — в соответствии с инструкцией по их применению.

Кроме того, обращаем внимание, что посещение общеобразовательной организации детьми, перенесшими заболевание, и (или) в случае, если ребенок был в контакте с больным COVID-19, допускается при наличии медицинского заключения врача об отсутствии медицинских противопоказаний для пребывания в указанной организации.

Мы желаем здоровья Вам и Вашим детям!

Как подготовить кабинеты к новому учебному году в соответствии с нормами СанПиН

Грядущий учебный год запомнится не только разрешенными после пандемии торжественными линейками на свежем воздухе, но и новыми санитарными требованиями. На этот раз под пристальным вниманием государства оказались школьные кабинеты. В статье расскажем, как грамотно и безопасно организовать учебное пространство. А чтобы вы самостоятельно смогли провести ревизию, в статье указана ссылка на листы контроля с подробной информацией.

1. Мебель

Требования, предъявляемые к школьной мебели, остались такими же. Но лучше перед началом первой четверти внимательно ее проинспектировать:

  • все ли изделия, входящие в мебельный гарнитур, имеются в наличии;
  • безопасна ли она для эксплуатации;
  • из какого материала сделаны предметы мебели, экологичен ли он;
  • изучите маркировку. Ее показатели можно найти в нормативном документе ГОСТ 22046-2016 «Мебель для учебных заведений. Общие технические условия».

После проверки качества необходимо измерить расстояние между рядами парт: по новым правилам оно должно составлять 50 см вместо предыдущих 60 см. Кроме того, если раньше допустимое пространство, разделяющее окно и парты, варьировалось в пределах 70 см (минимум — 50, максимум — 70), то сейчас оно уже жестко ограничено пятьюдесятью сантиметрами.

А промежуток между учительским столом и стеной, а также последней партой и находящейся за ней стеной, теперь может быть любым.

2. Доска

Следует изучить и учебную доску. Новые санитарно-эпидемиологические нормы и гигиенические правила затронули:

  • освещение меловой доски;
  • расположение и диагональ интерактивной доски;
  • угол видимости остался таким же, однако, в связи с последними обновлениями, эта норма относится не только к трехметровым доскам.

Требования же, касающиеся маркерной доски, остались неизменными.

3. Условия

Чтобы сделать процесс обучения максимально комфортным и безопасным, важно уделить время и условиям пребывания в классе. Естественное и искусственное освещение должно быть достаточным, лампы — исправны, а окна защищены от яркого солнечного света шторами из ткани или жалюзи.

Также проинспектируйте качество ремонта кабинета и его чистоту:

  • целые и хорошо вымытые окна;
  • полы, стены, парты, стулья, шкафы не должны иметь сколы и иные повреждения;
  • полки шкафов, поверхности оборудования, а также книги нужно протереть влажной тряпкой, чтобы по возможности исключить вероятность возникновения аллергии у детей и педагогов.

4. Оборудование

До конца 2021 года все классы в российских учебных заведениях нужно оснастить приборами, обеззараживающими воздух (СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»). Остальные нормы СанПиН остались такими же.

5. Оборудование, используемое в учебном процессе

Правила, относящиеся к кабинетам физики и химии, изменены не были. А кабинет технологии теперь должен быть оборудован по-новому, но пока не уточняется, каким именно образом.

Новые требования, регламентирующие техническое оснащение, привели к новшествам в оснащении кабинетов информатики, среди них:

  • диагонали экранов интерактивной доски, ноутбуков и персональных компьютеров;
  • допустимое расстояние между пользователем и монитором;
  • отсутствие бликов на экране и т. д.

Основные требования к гигиеническому содержанию школы

Автор: ООО «Издательская Группа «Основа»

Организация: ООО «Издательская Группа «Основа»

Населенный пункт: г. Москва

План лекции

1. Общие положения и область применения «Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10».

2. Требования к воздушно-тепловому режиму.

3. Гигиенические требования к режиму образовательной деятельности.

4. Гигиенические рекомендации к расписанию уроков.

Под санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами подразумеваются меры, направленные на оберегание человека и среды его существования от инфекций, вредных веществ, заражения, а также на контроль деятельности различных предприятий и соответствия их продукции гарантированному высокому качеству. В компетенцию санитарно-эпидемиологических правил и норм включен значительный перечень вопросов, задача которых заключается в установлении регламента основных правил, способных обеспечить безопасность среды и условий человеческого обитания.

1. Общие положения и область применения «Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10».

Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.2821-10) были утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 189 от 29 декабря 2010 года и вступили в силу 01 сентября 2011 года.

Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (далее – СанПиН) регламентируют все сферы жизнедеятельности общеобразовательных учреждений и приводят их в соответствие с современными представлениями о здоровье и безопасности детей от начальной до старшей школы.

СанПин направлены на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных учреждениях и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к: — размещению общеобразовательного учреждения;

— территории общеобразовательного учреждения;

— зданию общеобразовательного учреждения;

— оборудованию помещений общеобразовательного учреждения;

— воздушно-тепловому режиму общеобразовательного учреждения;

— естественному и искусственному освещению;

— водоснабжению и канализации;

— помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений, размещенных в приспособленных зданиях;

— режиму образовательного процесса;

— организации медицинского обслуживания обучающихся;

— санитарному состоянию и содержанию общеобразовательного учреждения;

— соблюдению санитарных правил.

Санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией общеобразовательных учреждений, воспитанием и обучением обучающихся.

СанПин распространяются на все общеобразовательные учреждения, реализующие программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и осуществляющие образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования.

Образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, территорий, помещений, оборудования и иного имущества, режима образовательного процесса, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления образовательной деятельности.

Читайте также  Увеличение груди по индонезийским рецептам

При наличии в учреждении дошкольных групп, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, их деятельность регламентируется санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций.

Использование помещений общеобразовательных учреждений не по назначению не допускается. Территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена. Озеленение территории предусматривают из расчета не менее 50 % площади его территории. При размещении территории общеобразовательного учреждения на границе с лесными и садовыми массивами допускается сокращать площадь озеленения на 10%.

Деревья высаживают на расстоянии не менее 15,0 м, а кустарники не менее 5,0 м от здания учреждения. При озеленении территории не используют деревья и кустарники с ядовитыми плодами в целях предупреждения возникновения отравлений обучающихся.

Допускается сокращение озеленения деревьями и кустарниками территорий общеобразовательных учреждений в районах Крайнего Севера, с учетом особых климатических условий в этих районах.

На территории общеобразовательного учреждения выделяют следующие зоны: зона отдыха, физкультурно-спортивная и хозяйственная. Допускается выделение учебно-опытной зоны.

При организации учебно-опытной зоны не допускается сокращение физкультурно- спортивной зоны и зоны отдыха.

Физкультурно-спортивную зону рекомендуется размещать со стороны спортивного зала. При размещении физкультурно-спортивной зоны со стороны окон учебных помещений уровни шума в учебных помещениях не должны превышать гигиенические нормативы для помещений жилых, общественных зданий и территории жилой застройки.

При устройстве беговых дорожек и спортивных площадок (волейбольных, баскетбольных, для игры в ручной мяч) необходимо предусмотреть дренаж для предупреждения затопления их дождевыми водами.

Оборудование физкультурно-спортивной зоны должно обеспечивать выполнение программ учебного предмета «Физическая культура», а также проведение секционных спортивных занятий и оздоровительных мероприятий.

Спортивно-игровые площадки должны иметь твердое покрытие, футбольное поле — травяной покров. Синтетические и полимерные покрытия должны быть морозоустойчивы, оборудованы водостоками и должны быть изготовленными из материалов, безвредных для здоровья детей.

Занятия на сырых площадках, имеющих неровности и выбоины, не проводят.

Физкультурно-спортивное оборудование должно соответствовать росту и возрасту обучающихся. Для выполнения программ учебного предмета «Физическая культура» допускается использовать спортивные сооружения (площадки, стадионы), расположенные вблизи учреждения и оборудованные в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству и содержанию мест занятий по физической культуре и спорту.

При проектировании и строительстве общеобразовательных учреждений на территории необходимо предусмотреть зону отдыха для организации подвижных игр и отдыха обучающихся, посещающих группы продленного дня, а также для реализации образовательных программ, предусматривающих проведение мероприятий на свежем воздухе.

Хозяйственная зона располагается со стороны входа в производственные помещения столовой и имеет самостоятельный въезд с улицы. При отсутствии теплофикации и централизованного водоснабжения на территории хозяйственной зоны размещают котельную и насосную с водонапорным баком.

Для сбора отходов на территории хозяйственной зоны оборудуется площадка, на которую устанавливаются мусоросборники (контейнеры). Площадка размещается на расстоянии не менее 25,0 м от входа на пищеблок и окон учебных классов и кабинетов и оборудуется водонепроницаемым твердым покрытием, размеры которого превышают площадь основания контейнеров на 1,0 м во все стороны. Мусоросборники должны иметь плотно закрывающиеся крышки.

Въезды и входы на территорию, проезды, дорожки к хозяйственным постройкам, к площадкам для мусоросборников покрываются асфальтом, бетоном и другим твердым покрытием.

Территория учреждения должна иметь наружное искусственное освещение. Уровень искусственной освещенности на земле должен быть не менее 10 лк.

Расположение на территории построек и сооружений, функционально не связанных с общеобразовательным учреждением, не допускается.

При наличии в общеобразовательном учреждении дошкольных групп, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, на территории выделяется игровая зона, оборудованная в соответствии с требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций.

Уровни шума на территории общеобразовательного учреждения не должны превышать гигиенические нормативы для помещений жилых, общественных зданий и территории жилой застройки.

Контроль за выполнением СанПиН осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка и его территориальными органами.

Надо отметить, что СанПиН подверглись критике многих специалистов из-за несоответствия реалиям жизни. Большинство учреждений не в состоянии соблюсти некоторых из требований этого нормативного документа. Например, во многих учреждениях отсутствует возможность оборудовать отдельные спальни для групп продленного дня первоклассников. Психологи и педагоги подвергают сомнению правильность пункта правил, запрещающего привлекать несовершеннолетних к уборке помещений. Недоумение вызывают у директоров школ требования обеспечить процесс принятия душа после уроков физкультуры и необходимость организовать хранение наборов для душа на весь контингент учащихся.

Однако, несмотря на парадоксальность некоторых требований, они являются обязательными для исполнения всеми административными и педагогическими работниками общеобразовательных учреждений России.

2. Требования к воздушно-тепловому режиму.

Здания общеобразовательных учреждений оборудуют системами централизованного отопления и вентиляции, которые должны соответствовать нормам проектирования и строительства жилых и общественных зданий и обеспечивать оптимальные параметры микроклимата и воздушной среды.

Паровое отопление в учреждениях не используется. При установке ограждений отопительных приборов используемые материалы должны быть безвредны для здоровья детей.

Ограждения из древесно-стружечных плит и других полимерных материалов не допускаются. Не допускается использование переносных обогревательных приборов, а также обогревателей с инфракрасным излучением.

Во внеучебное время при отсутствии детей в помещениях общеобразовательного учреждения должна поддерживаться температура не ниже 15 С°.

В помещениях общеобразовательных учреждений относительная влажность воздуха должна составлять 40 — 60 %, скорость движения воздуха не более 0,1 м/сек. Уроки физической культуры и занятия спортивных секций следует проводить в хорошо аэрируемых спортивных залах.

Необходимо во время занятий в зале открывать одно или два окна с подветренной стороны при температуре наружного воздуха выше плюс 5 С° и скорости движения ветра не более 2 м/с. При более низкой температуре и большей скорости движения воздуха занятия в зале проводят при открытых одной — трех фрамугах. При температуре наружного воздуха ниже минус 10 С° и скорости движения воздуха более 7 м/с сквозное проветривание зала проводится при отсутствии учащихся 1 — 1,5 минуты; в большие перемены и между сменами — 5 — 10 минут.

При достижении температуры воздуха плюс 14 С° проветривание в спортивном зале следует прекращать.

Окна должны быть оборудованы откидными фрамугами с рычажными приборами или форточками. Площадь фрамуг и форточек, используемых для проветривания, в учебных помещениях должна быть не менее 1/50 площади пола. Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года.

Температура воздуха в зависимости от климатических условий в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18 — 24 С°; в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских — 17 — 20 С°; спальне, игровых комнатах, помещениях подразделений дошкольного образования и пришкольного интерната — 20 — 24 С°; медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортивного зала — 20 — 22 С°, душевых — 25 С°.

Для контроля температурного режима учебные помещения и кабинеты должны быть оснащены бытовыми термометрами.

3. Гигиенические требования к режиму образовательной деятельности.

Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки.

Величину недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий), реализуемую через урочную и внеурочную деятельность, определяют в соответствии с таблицей 1.

Гигиенические требования к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: