\

Обучение учащихся ударным движениям на уроках труда

—>Сайт учителя начальных классов Горскиной Тамары Васильевны —>

МКОУ «Болоховская основная общеобразовательная школа № 2»

Формирование общетрудовых умений и навыков на уроках трудового обучения

Учитель начальных классов Горскина Т.В.

Основой трудового воспитания и обучения в школе должно быть привитие любви к труду и уважения к людям труда, формирование у учащихся в процессе учебы и общественно полезной работы трудовых умений и навыков.

Трудовые умения и навыки подразделяются на две группы: общетрудовые умения и навыки и умения и навыки конкретного труда. Общетрудовые умения и навыки отличаются от умений и навыков конкретного труда по выполнению специфических трудовых операций (например, разметка, резание бумаги, строгание древесины) тем, что они находят применение в любом труде – умственном, физическом, техническом, сельскохозяйственном, хозяйственно-бытовом, индивидуальном и коллективном.

Общетрудовые умения и навыки служат основой для формирования умений и навыков конкретного труда и развиваются, совершенствуются в процессе любого труда.

К общетрудовым умениям и навыкам относятся умения и навыки трудовой культуры человека. Это – умения и навыки организации труда с целью достижения его высокой эффективности, производительности, экономичности. К этим умениям и навыкам относятся умения и навыки планирования труда, определения содержания и последовательности выполнения логически связанных между собой операций, умения и навыки самоконтроля выполнения работы по основным количественным и качественным показателям, учета и оценки результатов труда.

К общетрудовым умениям и навыкам относятся умения и навыки организации коллективного труда, простейших форм сотрудничества и взаимопомощи в труде, а также такие, как пользование технической документацией, простейшими инструкционными картами, техническими рисунками, соблюдение рационального порядка на рабочем месте, выполнение общих правил пользования инструментами и рабочими приспособлениями, дисциплинированное соблюдение установленных правил санитарии, гигиены и безопасности труда.

Общетрудовые умения и навыки учащихся, формируемые в процессе трудового обучения в I – III классах.

  1. Составить план предстоящей работы.
  2. Рационально организовать свое рабочее место и соблюдать порядок на нем.
  3. Пользоваться инструментами, соблюдая правила техники безопасности, заботиться о здоровье и безопасности всех работающих. Знать и соблюдать правила трудовой дисциплины.
  4. Работать быстро, ритмично, рационально используя время
  5. Бережно и экономно расходовать материал.
  6. Осуществлять самоконтроль.
  7. Каждую работу выполнять творчески, на высоком техническом и технологическом уровне, проявляя инициативу, смекалку и находчивость.
  8. Уметь оценить результаты выполненной работы, мотивируя свои выводы доказательно и тактично.

Уже в первом классе разбиваю детей на бригады, закрепляю за каждой бригадой постоянное место. Знакомлю детей с правилами техники безопасности, говорю, что надо тщательно производить уборку рабочего места, собирать мусор в специальные коробки.

Контролировать порядок на рабочем месте на протяжении всего урока учителю помогают ответственные в бригаде за чистоту. Поручение в бригадах между членами бригады меняются раз в месяц, и поэтому все ребята по очереди становятся строгими контролерами порядка на рабочих местах. Эти поручения учат детей собранности, дисциплинированности, ответственности за порученное дело, формируют наблюдательность и деловитость.

С первого дня, с самых первых изделий начинается подготовка учащихся к самостоятельному планированию трудовых операций.

При обучении учащихся планированию трудовых операций во время изготовления изделий задаю вопросы:

  1. Как устроено изделие, которое предстоит изготовить?
  2. Какие действия надо выполнить, чтобы его изготовить?
  3. Что надо научиться делать, чтобы изделие вышло таким, как задумано?
  4. С чего начать работу?
  5. Что будем делать дальше?

Начиная с первого класса ввожу коллективное изготовление изделий.

При работе над разметкой изделия требую соблюдения точности в размерах деталей, их форме и взаиморасположении. Для этого с первых уроков учу ребят контролировать свою работу, уметь пользоваться контрольными измерениями.

Чтобы приучить детей к точности, я не только сама проверяю разметку изделия, но и приучаю ребят проверять ее друг у друга, т.е. приучаю к самоконтролю. Неточность в разметке – это брак в работе, объясняю это, показывая на ошибках некоторых учащихся.

Воспитывая у школьников умений и навыков точной работы, предупреждаю, что при оценке изготовленных ими изделий особое внимание буду обращать на точность работы, ее соответствие требованиям технического рисунка.

Формируя у учащихся умения и навыки хозяйского отношения к материалам и орудиям труда, провожу беседы о бережливости.

Умения и навыки культуры труда неразрывно связаны с общей культурой человека, и в частности с культурой его речи, богатством словарного запаса, умением точно, ясно и понятно для окружающих излагать свою мысль. В процессе трудового обучения учащихся знакомятся с новыми терминами – названиями материалов, инструментов, трудовых процессов и операций: бригада, изделие, ножницы, циркуль и т.д. Новые термины при объяснении учебного материала выписываю на классной доске, вывешиваю написанные слова на наборной доске, используя буквы разрезной азбуки.

В системе общетрудовых умений и навыков важное значение имеют навыки трудовой дисциплины. Требую от учащихся строгого соблюдения правил работы в классной комнате (громко не разговаривать, не сорить, не отвлекать товарищей, четко соблюдать все этапы работы на уроке, уметь вовремя закончить работу, быстро убрать рабочее место, помочь товарищу, с разрешения учителя выйти из класса).

В конце урока отмечаю лучшую бригаду, все члены которой вовремя закончили работу, и которая работала организованно, дружно, слаженно. Очень важно при оценке изготовленного изделия отметить учеников, которые рационально организовали свой труд, творчески решили маленькую технологическую задачу или использовали приспособление, облегчающее работу. Показывая эту работу всем учащимся, отмечаю, как важен и необходим вдумчивый творческий подход к решению трудовых задач. Личный пример учителя, его требовательность к самому себе имеют большое значение при воспитании у учащихся трудовой культуры. В процессе работы формируются, совершенствуются общетрудовые умения и навыки.

Доклад на заседании методического объединения учителей трудового обучения по теме: «Коррекция двигательных навыков на уроках столярного дела в школе-интернате VIII вида»

Содержимое разработки

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ИВАНОВСКАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 3»

Доклад на заседании

методического объединения

учителей трудового обучения по теме:

«Коррекция двигательных навыков на уроках столярного дела в школе-интернате VIII вида»

учитель трудового обучения

Кузнецов А.В.

Одним из важнейших направлений в процессе профессионально-трудового обучения учащихся с недостатками психофизического и интеллектуального развития является механизм формирования целенаправленных действий и движений в процессе овладения навыками.

В процессе трудового обучения двигательным трудовым навыкам у разных групп учащихся продвижение идет неравномерно. Это вызвано неоднородностью их состава, которая определяется разными потенциальными возможностями и связана с особенностями присущих им дефектов.

Обучающиеся коррекционной школы VIII вида обучаются профессиям в основе которых лежит ручной труд. Подход в обучении приемам труда во многом связан с имеющимися у детей двигательными нарушениями.

Согласно исследования Степана Львовича Мирского, разнообразные двигательные недостатки детей с ОВЗ можно отнести к двум группам. К первой относятся преимущественно локальные нарушения, ко второй — системные, обусловленные поражением высшего (смыслового) уровня регуляции. Оба указанных вида нарушений затрудняют формирование трудовых движений, действий.

Характер трудностей зависит как от индивидуальных особенностей нарушения моторики, так и от состава трудового действия. Усвоение результата приема и орудия труда в основном зависит от уровня интеллектуального развития школьника, а формирование двигательной программы в значительной мере определяется развитием его моторики. В классе есть дети, которые успешно справляются во фронтальной работе и овладевают трудовыми навыками в значительной мере успешно. Есть группа детей относительно трудоспособные, но испытывающие трудности в овладении действиями и имеющие нарушения двигательной сферы. Неправильное положение тела, неправильная хватка инструмента, нерациональное приложение усилия часто наблюдается в процессе выполнения различных операций учащимися. Это позволяет целенаправленно осуществлять и применять индивидуальный и дифференцированный подход в процессе овладения двигательными умениями и навыками.

Формирование двигательных навыков является трудной задачей, для успешного решения которой учителю приходится преодолевать много трудностей. В одних случаях не удается достичь достаточной точности и вариативности выполняемого: в других — вырабатываемые двигательные навыки оказываются косными, с большим трудом переносятся в новые условия.

Чтобы успешнее и полнее решать проблему формирования двигательных умений и навыков, а следовательно и процесс обучения, необходимо искать такие подходы, в процессе использования которых этот подросток поднялся бы на более высокую ступень интеллектуального и моторного развития.

Читайте также  Поведенческая терапия снижает риск развития шизофрении

Процесс усвоения трудовых навыков может происходить наиболее эффективно при соблюдении одного из главных условий — максимально возможного осознания учащимися всех компонентов трудового действия.

При разработке методов, элементов, приемов, направленных на повышение уровня осознания при выполнении трудовых операций уделяется внимание осознанию функционально значимых элементов рабочего места, объекта труда, рабочих действий, движения, устройства инструмента, возможные виды брака. В качестве методических средств повышения осознания трудовых движений, действий использую таблицы, плакаты, фото и видеоматериалы, где показаны рациональные приемы работы. В качестве индивидуальных заданий применяю таблицы, фото с описанием трудовых действий и движения и возможные вида брака. Работаем с кроссвордами на обобщение знаний, движений отдельных операций технологического процесса.

При обучении осознанию двигательных навыков, умений действий следую методической последовательности:

1. Создание целевой установки на овладение операции.

2.Объяснение назначения операции и анализ её результатов.

3. Обсуждение в беседе и демонстрацией учителем правильно организованного рабочего места, размещения материала, инструмента.

4. Показ учителем рабочего приема с объяснением трудовых действий.

5. Изучение плаката с описанием последовательности трудовых действий операции и возможных видах брака.

6. Повторная демонстрация показа приема перед выполнением пробной работы учащимися. Демонстрация (показ) способна сформировать у учащихся точный и конкретный образец трудовых действий, которому они будут подражать, сверять с ним свои действия. Эффективность демонстрации во многом зависит от правильной методики показа. Вот несколько правил, которыми следует руководствоваться:

Информировать школьников о том, что они будут наблюдать и с какой целью;

Организовать наблюдение так, чтобы все учащиеся хорошо видели демонстрируемый предмет;

Позволить учащимся по возможности воспринимать предмет разными органами чувств, а не только посредством зрения;

Стараться, чтобы важнейшие особенности предметов производили на учащихся наиболее сильное впечатление;

Позволить учащимся увидеть предметы и процессы в присущих им движениях и изменениях.

7. Первоначальное выполнение операций учащимися с проговариванием.

8. Запись в тетрадях основных терминов, выражений относящихся к данной операции.

9.Индивидуальная работа учащихся на последующих занятиях на осознание действий, движений, распределения внимания.

Обучение успешному формирования двигательных умений и навыков невозможно представить без практического выполнения. Практической работе предшествует тренировочные действия. (Так, например, работа с ножовкой. Проводили упражнения: каждый учащийся тренировался у верстака в хватке инструмента рукой, распределения усилия. Расположение тела по отношению рабочей плоскости. Находили оптимальный угол наклона ножовки, пространственной ориентации при пилении продольном и поперечном).

На первоначальных этапах практического обучения могут применяться подготовительные упражнения по выработке правильной постановки, умению держать инструменты, по координации и т.д. При выполнении упражнений учитель должен предотвращать торопливость, побуждать учеников внимательно следить за своими действиями и оценивать их результат.

Особое внимание уделяю при формировании двигательных навыков тому, что у детей разные рабочие руки. Кто- то держит инструмент в правой руке, а кто- то в левой. Это говорит о том, что трудовые действия делаются зеркально. У большинства детей нарушено слуховое внимание и зрительное восприятие. Поэтому или я или более сильный ученик наглядно показываем правильный ухват столярного инструмента.

Для экономии трудовых движений и мышечных усилий оборудование, инструменты располагаются с учетом востребованности, необходимости. Дети должны осознать важность организации рабочей зоны. Учащиеся на практических занятиях работают группой (бригадой), звеном. Со стороны учителя – контроль, помощь и оценивание индивидуальных результатов. Выполнение трудовых действий, движений сопровождается проговариванием учащимися, обсуждением возможного вида брака или ошибки. Многократное выполнение действия, систематические упражнения с коррекцией неточностей, их осмысливанием, исправлением ошибок в повторных попытках, анализ каждого рабочего движения, объединение ряда движений в единое действие, в дальнейшем регулирование темы работы, позволяет учителю контролировать уровень осознания учащимися выполнения трудовых действий.

Учащиеся после окончания коррекционной школы-интерната VIII вида должны включиться в общественно-полезную деятельность, быть социально защищенным, равноправным гражданином государства. Им необходимо участвовать в трудовых процессах, быть физически и двигательно готовыми к выполнению предъявляемых нагрузок. Хорошая физическая подготовленность является основой высокой работоспособности во всех видах трудовой деятельности.

Успех формирования умений и навыков на уроках трудового обучения (столярное дело) во многом определяется материально-техническим обеспечением мастерской. В современных условиях это – один из наиболее болезненных факторов организации обучения.

Сегодня без полной комплектации школьных мастерских учитель затрудняется полноценно проводить уроки. Вряд ли новые учебные программы и учебники, как бы основательно они ни были подготовлены, могут быть реализованы учителем в полном объеме без оснащения учебного процесса средствами обучения.

Техника безопасности на уроках технического труда

Техника безопасности поможет в значительной мере минимизировать вероятность травм на уроках труда. Но в первую очередь безопасность зависит от сознательности каждого отдельно взятого школьника. Задача учителя — донести обучающимся важность правил техники безопасности.

Просмотр содержимого документа
«Техника безопасности на уроках технического труда»

Общие правила техники безопасности на уроках труда

Приступать к обучению и работе с инструментами могут только школьники, которые ознакомились с правилами техники безопасности на уроке труда;

Брать инструменты, использовать их, а также пользоваться станками можно только с разрешения учителя;

Приступая к уроку труда, школьник должен предварительно надеть все необходимые для каждого конкретного случая средства защиты (халат, головной убор, рукавицы, защитные очки и т.д.);

Запрещено выполнять задания сломанным или поврежденным инвентарём;

Рабочее место надо держать в чистоте, инструменты класть на место, мусор вовремя убирать;

На уроках труда запрещено использовать любой инвентарь не по прямому назначению, запрещено направлять острые части на других школьников или бросать инструменты;

Инструменты всегда надо держать так, чтобы самая опасная часть (острая) была направлена от себя;

В случае получения травмы немедленно прекратить работу и сообщить об этом учителю;

По окончанию урока сдать весь инструмент, спецодежду и средства защиты и привести в порядок рабочие места;

После урока труда необходимо тщательно вымыть руки с мылом и умыться.

Инструкция по технике безопасности на уроках труда

Техника безопасности на уроке труда при ручной обработке металла и древесины

Перед началом обработки материала нужно правильно надеть спецодежду и средства защиты. Особенно важна безопасность и защита глаз, при выполнении рубки металла всегда надевай защитные очки;

Перед тем как приступить к уроку надо проверить полное наличие необходимого инвентаря и удостовериться, что инструменты находятся в безопасном работоспособном состоянии. Их рукоятки должны быть без трещин, и плотно прилегать к основанию;

На верстаке все инструменты должны быть положены в указанном учителем порядке и в строго отведенных для этого местах. Ничего лишнего на верстаке быть не должно;

Весь обрабатываемый материал должен быть надежно закреплен в соответствующих зажимах (тиски, струбцины и т.д.);

При обработке материалов необходимо всегда использовать установленные упорные и подкладные приспособления;

Если во время выполнения учебного задания был повреждён или сломан инструмент, то работу надо прекратить, а его заменить у учителя;

В процессе обработки и соединения материалов необходимо соблюдать особую осторожность при работе с ударным, режущим инвентарём, клеем, острыми краями металла;

Запрещено использовать палец в качестве упора при начальном запиле дерева;

При пилении материала надо всегда следить за степенью натяжения полотна лучковой пилы. Не проверяй остроту режущей части пальцами, ты можешь порезаться;

При обработке материала напильником, пальцы должны быть на его поверхности, при резке металла придерживай отрезаемую часть рукой защищенной рукавицей или перчаткой;

Нельзя сдувать стружку ртом или смахивать её рукой, используй для этого специальный инвентарь.

Техника безопасности на уроке труда при обработке

металла и древесины на станках

Перед выполнением заданий необходимо соблюсти технику безопасности и надеть спецодежду и средства защиты;

Запрещено работать на станках при отсутствующем или поврежденном ограждении, а также, если детали закреплены непрочно в соответствующих пазах;

Нельзя выполнять действия на станке при неисправном или затупленном режущем или сверлящем инструменте;

Запрещено останавливать движущиеся части станка руками, менять или поправлять сверла, резцы или приводной ремень на включенном оборудовании;

Запрещено сильно наклоняться к станку, передавать через работающий станок предметы, измерять или трогать детали при работающем устройстве, класть на него посторонние предметы, ловить рукой отрезаемую деталь, отходить от включенного оборудования, смазывать или охлаждать сверла и резцы тряпкой;

Читайте также  Фиссурный кариес зубов

Категорически запрещено работать на станке с неисправным электрооборудованием или отсутствием заземления. При возникновении во время работы признаков неисправности (запах дыма, искры электропроводки, сбои двигателя и т.д.) немедленно отключить станок и сообщить учителю;

Перед работой на уроке труда по правилам техники безопасности необходимо проверить работоспособность оборудования на холостом ходу;

Резец или сверло всегда надо подводить плавно, не делая резких движений или рывков, особенно быть внимательным при выходе сверла из материала;

Перед работой с деревообрабатывающим станком необходимо убедиться, что деревянные заготовки не имеют трещин или значительных дефектов;

При выполнении задания на уроке труда на токарном станке не допускай значительного увеличения сечения стружки, подводи резец плавно и не спеша;

Перед остановкой металло- или деревообрабатывающего оборудования всегда предварительно отводи сверло или резец от детали;

Запрещено сдувать со станка стружку ртом или смахивать рукой.

Техника безопасности поможет в значительной мере минимизировать вероятность травм на уроках труда. Но в первую очередь безопасность зависит от сознательности каждого отдельно взятого школьника. Задача учителя — донести обучающимся важность правил техники безопасности.

ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ (ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ)

Трудовое обучение детей с умственной отсталостью и последующее их трудоустройство считаются основной задачей коррекционной школы. Это одна из сложнейших задач по нескольким причинам. Для детей-олигофренов характерны плохая моторика, неловкость, неуклюжесть движений, и эти качества нередко сочетаются с дефектами органов зрения или слуха. Плохой почерк и невнятная речь еще более затрудняют выбор какой-либо профессии. Учитель должен задолго до окончания школы, буквально с момента начала трудового обучения, учитывая местные конкретные условия, заботиться о их будущем. Но при этом практическая деятельность в ее простых видах наиболее понятна и доступна для умственно отсталых детей. Разнообразие видов труда обеспечивает разностороннюю и активную работу всех анализаторов.

Задачами трудового воспитания и обучения являются следующие:

♦ обеспечение максимально возможной самостоятельности в бытовом и санитарно-гигиеническом самообслуживании;

♦ вырабатывание положительного отношения к посильным видам труда, готовности к помощи в хозяйственно-бытовом труде;

♦ формирование привычки и положительной установки к определенному виду труда в течение 5-6 часов в день в мастерской или в сельском хозяйстве;

♦ вырабатывание навыков выполнения ряда операций в том или ином доступном виде труда;

♦ в зависимости от индивидуальных возможностей каждого из учащихся, помочь им научиться переключению с одного вида деятельности на другой;

♦ обучение детей совместной работе по бригадной системе, с соблюдением принятых норм и правил поведения.

Трудовое обучение и трудовое воспитание в школе для умственно отсталых детей играют важную роль в системе социальной адаптации. Особенно важно в системе трудового обучения детей использование наглядных методов и средств обучения. Успешность практической деятельности школьников на уроках труда зависит от способности детей усваивать предметные образы изделий, планировать и контролировать работу. Необходимым наглядным средством при трудовом воспитании детей служит изделие-образец, от качества которого во многом зависит способность учащихся изготавливать продукцию. В столярном, слесарном или переплетном деле основное наглядное средство — это натуральный образец. Помимо этого, используются натуральные образцы выполнения отдельных операций, соединений деталей или отдельных деталей (например, в швейном деле карманы или воротники). Иногда целесообразно дополнять натуральный образец макетом. Макетом называется увеличенный (уменьшенный) образец изделия или части изделия. Макет позволяет учителю объяснить устройство элементов изделия.

Практический показ приема работы также служит наглядным средством. Цель показа приемов работы — в первоначальном запоминании учащимися образов результата действия, орудия труда, трудовых движений. Приемы работы осваиваются по трем этапам:

♦ 1 этап — трудовые действия осуществляются в рабочем темпе, после чего учитель показывает полученный результат и дает необходимые объяснения;

♦ 2 этап — действия выполняются в замедленном темпе и сопровождаются объяснениями, остановками в сложных местах;

♦ 3 этап — прием работы повторяется несколько раз в обычном темпе.

После этого наиболее способные учащиеся повторяют прием, группа тем временем оценивает верность выполнения. Усвоение трудовых приемов вызывает сложности у большинства учащихся вспомогательной школы. Правильность выполнения трудового приема определяется способностями учащегося:

♦ выдерживать траекторию движения рук в соответствии с ранее приобретенным зрительным образом;

♦ контролировать прилагаемое к орудию труда усилие;

♦ осуществлять определенную скорость движений;

♦ учитывать необходимость изменения параметров работы в начале и конце деятельности.

Одновременно держать под контролем все параметры ребенок с отклонениями в умственном развитии не способен. Обычно дети могут следить за ведущим параметром. И задача учителя — указать на основной параметр деятельности (в швейном мастерстве это — расстояние от края лапки швейной машины до среза ткани, при строгании древесины — горизонтальное перемещение инструмента и т.п.). Как изучение, так и использование техники необходимо проводить с учетом принципа доступности.

Также в трудовом обучении учащихся коррекционных школ часто используются изобразительные наглядные средства — учебные плакаты, рисунки, чертежи, фотографии, экранные изображения. Они применяются в следующих случаях:

♦ для выделения свойств, малозаметных при восприятии реального предмета или требующих сложного демонтажа технических устройств;

♦ для изучения отсутствующей в школьных мастерских техники;

♦ для развития у детей умения создавать образ реального предмета на основе его изображения;

♦ при изучении классификации материалов, видов работ, инструментов;

♦ для формирования обобщающих образов частей и деталей машин. В коррекционной школе восьмого вида к изобразительным наглядным средствам предъявляются следующие требования:

♦ четкость, красочность изображений;

♦ изображения должны соответствовать задачам одного или нескольких занятий.

Не стоит размещать лишние изображения или другие наглядные средства рядом с необходимым — это затрудняет восприятие смысла изображения учащимися, отвлекает от основной цели урока.

Использование схематических изображений важно для развития абстрактного мышления учащихся с дефектами умственного развития, способностей к обобщению. Процесс абстракции заключается в мысленном выделении одних признаков изучаемого объекта и отвлечении от других. И важно развить абстрактное мышление детей с отставанием в развитии. Важно, чтобы дети научились вычленять из представляемого материала существенные признаки, отвлекаясь от менее существенных, это позволит осознанно классифицировать предметы или явления, выделять их общие признаки, в чем возникают сложности при обучении детей-олигофренов.

Для развития способности к абстрактному мышлению у детей-олигофренов используются такие наглядные средства, как схематические рисунки. Схематические рисунки применяются при формировании обобщенных образов деталей изделий и швов в швейном деле, устройства инструментов, производственных технологических процессов, для решения других учебных задач. В некоторых случаях только применение схематического рисунка при изучении того или иного трудового процесса позволяет достичь понимания детьми деятельности. Дополнительными наглядными средствами могут быть рисунки- копии реальных предметов.

Схематический рисунок должен частично отражать наглядные свойства реального предмета. Цепочка «рисунок-копия — схематический рисунок — схема» помогает детям-олигофренам перейти от конкретного восприятия к более абстрактному.

Также важным методом обучения умственно отсталых детей труду является демонстрация опытов. Например, опыты часто используются при изучении свойств материалов. Программа слесарного дела включает понятия твердости и прочности металлов, и для демонстрации этих свойств можно провести следующие опыты:

♦ воздействия ударной нагрузки на пластины из различных металлов.

Опыты также организуются для определения вида волокон ткани по характеру их горения, для изучения видов стружки при различных углах заточки режущего инструмента и т.д. После показа опыта следует кратко сформулировать его результаты. Причем результаты одновременно записываются на доске, или вывешивается соответствующий плакат. Учащимся задаются вопросы по демонстрируемому опыту, на которые необходимо ответить в письменной или устной форме. Благодаря наблюдению опытов и воспроизведению выводов прочность усвоенных знаний повышается.

Применение наглядных средств помогает также развить у учащихся умение организовать собственную умственную и физическую деятельность. Целенаправленное включение наглядных средств в структуру урока позволяет активизировать внимание учащихся, улучшить восприятие, понимание и запоминание учебного материала. А соответственно, успешное освоение предмета труда способствует вхождению детей-олигофренов в самостоятельную жизнь и трудовую деятельность.

Вводный урок по трудовому обучению «Трудовое обучение как учебная дисциплина и как наука»

Тема: Трудовое обучение как учебная дисциплина и как наука. Цель и задачи изучения предмета «Трудовое обучение» в 5 классе. Содержание предмета. Последовательность его изучения. Ознакомление с мастерскими, выставками работ учащихся. Санитарно-гигиенические требования и правила внутреннего распорядка при работе в школьных мастерских. Организация рабочего места.

Читайте также  Употребление миндаля снижает риск развития ожирения

Цели: ознакомить обучающихся с предметом «Трудовое обучение», выяснить насколько обучающиеся подготовлены к новому курсу ;

ознакомить с правилами внутреннего распорядка в кабинете трудового обучения ;

правилами безопасной работы и санитарно-гигиеническими требованиями при выполнении всех указанных работ;

сформировать у учащихся навыки рациональной организации рабочего места;

содействовать развитию коммуникативных умений в ходе групповой работы;

воспитывать аккуратное и бережное отношение к оборудованию и инструментам;

чувство ответственности, прививать на­выки по сохранению собственного здоровья и здоровья окружающих;

вызвать у обучающихся интерес к новым знаниям, наладить контакт с детьми и создать соответствующую психологическую установку.

Наглядные пособия: таблицы «Правила внутреннего распорядка в школьных мастерских», «Правила безопасной работы при работе на швейной машине»; «Правила безопасной работы при работе с ножницами, булавками, иголками»; «Правила безопасной работы при работе с горячими жидкостями»; презентация, проектные работы учащихся предыдущих лет, карточки — задания, тетради, письменные принадлежности.

Оборудование и инструменты: швейные машины, утюг, ножницы, иголки, булавки, крючки, спицы.

Тип урока — урок освоения новых знаний.

Формы работы: индивидуальная; фронтальная; работа в парах.

Методы: словесные — беседа , дискуссия; наглядные — демонстрация.

I .Организационный момент.

II .Актуализация опорных знаний.

Беседа и опрос учащихся.

-С какими видами рукоделия вы познакомились на уроках трудового обучения в начальной школе?

-Какие изделия изготавливали на этих уроках?

-Чем вам понравилось заниматься больше всего?

-Как оценивали результаты вашей работы ваши близкие, друзья?

-Какие правила безопасности во время работы с различными инструментами вы изучали в предыдущих классах?

-Какими видами рукоделия владеют ваши мамы, бабушки, папы и старшие сестры?

-Кто достоин звания «Мастер-золотые руки»? Почему?

III . Мотивация учебной деятельности.

Рассказ учителя.

Знания и умения, полученные вами в начальной школе, станут основой для приобретения новых навыков. Мы будем расширять их и совершенствовать.

В 5 классе на уроках трудового обучения, которые будут проходить в данном кабинете, вы узнаете много нового и полезного. Так, вы научитесь основам аграрной технологии, познакомитесь с понятиями «кулинария», «питание», «культура питания», научитесь готовить, правильно и рационально питаться, красиво оформлять готовые блюда и правильно сервировать стол, познакомитесь с основами черчения и графики, научитесь изготавливать красивые вещи и украшения, работать на швейной машине, конструировать и моделировать различные виды одежды.

Надеюсь, что все знания, умения и навыки, которыми вы овладеете на уроках по предмету, пригодятся в вашей повседневной трудовой деятельности, в школе и дома.

Ребята, посмотрите внимательно на экран. Вы видите работы, выполненные учениками нашей школы разных лет выпуска.

А сейчас давайте познакомимся с творческие работы учащихся прошлых лет, (ребята рассматривают предложенные проектные работы). Посмотрите, какие красивые и интересные вещи украшают стены нашего кабинета. Все увиденные вами работы выполнены руками наших учеников. С удовольствием хочу отметить, что авторами этих работ являются как девочки, так и мальчики.

Вот такие прекрасные вещи создают человеческие руки! Когда вы мастерите нечто, получается изделие! И будь то картина, салфетка, кружево или любое иное изделие, плод вашего труда уже начинает самостоятельное движение по жизни. Вы уже не просто труженик, вы — создатель нового, мастер своего дела! И всем нам известно, что работа, выполненная своими руками, ценится намного дороже, вы в неё вложили частицу своего труда, силы, душу и много времени.

УСПЕХ ПРИХОДИТ К ТОМУ,

КТО К НЕМУ СТРЕМИТСЯ.

IV .Изучение нового материала.

Дату и тему урока учащиеся записывают в тетрадях.

1.Правила внутреннего распорядка и правила безопасной работы в кабинете трудового обучения.

Рассказ учителя.

Успех занятий и, как следствие, ваш интерес к уроку зависит от четкой организации работы и соблюдения правил внутреннего распорядка.

Поэтому, прежде всего, ознакомьтесь с правилами поведения в кабинете трудового обучения. (Слайд).

Ознакомься. Запомни. Придерживайся!

Правила внутреннего распорядка

1.Ученики должны приходить на занятия за 5 минут до их начала.

2.Заходить в мастерские организованно, с разрешения учителя.

3.Перед началом занятия вымыть руки и надеть рабочую одежду.

4.Садиться на закрепленные места, не оставлять их без разрешения учителя.

5.Придерживаться порядка и чистоты на рабочем месте.

6.Придерживаться правил безопасной работы и санитарно-гигиенических требований.

7.Ученики, не ознакомленные с правилами безопасной работы, к занятиям в школьных мастерских не допускаются.

8.Осторожно и бережно относиться к инструментам и материалам, использовать их только по назначению.

9.Во время перерыва выходить из мастерских.

10.После окончания работы убрать свое рабочее место.

Общие правила производственной санитарии и личной гигиены

1.Все работы выполнять в рабочей одежде.

2.Рабочая одежда должна быть выстиранной и выглаженной.

3.Сидеть следует прямо, на всей поверхности стула, на расстоянии 10-15 см от края стола (неправильная рабочая поза портит фигуру, приводит к быстрому утомлению и вредит работе органов пищеварения).

4.Во время работы свет должен падать слева или спереди.

5.Рабочее место необходимо содержать в чистоте и порядке.

Знакомимся с правилами используя мультимедийный проектор.

После знакомства с «Правила внутреннего распорядка», помогаю учащимся сделать вывод, что необходимо не только знать все эти правила и требования, но и придерживаться их.

Постарайтесь запомнить, что рабочее место закрепляется за каждым на целый год. Сядьте поудобнее, почувствуйте себя хозяйкой закрепленного места, ведь вам предстоит не только работать, но и содержать его в чистоте и порядке. Во время работы необходимо будет следить за правильной позой. Неправильное положение корпуса вызывает усталость, снижает работоспособность, приводит к сутулости, искривлению позвоночника, ухудшает зрение.

На экране перед вами различные позы учащихся, выполняющих швейные работы .

1.Определите, номер какой картинки, изображенной на экране, отвечает санитарно-гигиеническим требованиям. (Ответы учащихся).

Самым ценным для каждого человека является его жизнь и здоровье. А кабинет трудового обучения – необычный кабинет.

Вы, наверное, уже обратили внимание, что на ваших столах лежат инструменты и приспособления, а на специальных столах стоит швейное оборудование. Они будут вашими помощниками при изготовлении различных изделий. Постарайтесь самостоятельно определить, для чего предназначены данные инструменты и приспособления . Многие вам незнакомы?

-Давайте знакомиться с ними! (Учащиеся называют увиденные предметы и говорят, для чего они предназначены, определяют степень их опасности).

Ребята, вы правильно заметили, что вам придется иметь дело с оборудованием и инструментами, неправильное обращение с которыми сопряжено с опасными факторами.

Опасные факторы: травмирование рук; ожоги; поражение электрическим током; пожар. На занятиях вы научитесь, как правильно работать с данным инструментом и оборудованием, чтобы исключить опасные факторы.

— Как вы думаете, для чего разработаны такие правила? Очень важно, чтобы во время работы человек не потерял свое здоровье и не нанес вред здоровью окружающим.

— Когда долго сидишь, быстро устаешь? Чтобы нашему организму немного расслабиться, что нужно делать?

— Правильно, двигаться! На наших занятиях мы будем обязательно делать специальную гимнастику для работников. Прошу вас встать и вместе со мной заняться своим здоровьем!

Наше здоровье позволяют сохранять также и соблюдение правил безопасного труда, техника безопасности.

Техника безопасности (ТБ) — это комплекс средств и мероприятий, внедряемых в производство с целью создания здоровых и безопасных условий труда.

Сегодня вы пройдете первичный инструктаж по охране труда перед началом работ в кабинете трудового обучения.

Будьте внимательны при проведении инструктажа! Знание и соблюдение правил техники безопасности служат надежной гарантией предупреждения несчастных случаев!

V .Формирование умений и навыков обучающихся.

Работа в парах.

Перед вами лежат карточки с рисунками.

Самостоятельно и очень внимательно рассмотрите инструменты и приспособления, изображенные на этих рисунках и впишите их в клеточки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: