Обмен энергии и терморегуляция
Занятие 27. Обмен энергии. Терморегуляция энергетический обмен
Все процессы, происходящие в организме, можно разбить на 3 группы: пластические, энергетические, информационные.
Использование химической энергии в организме называют энергетическим обменом.
В процессе обмена веществ постоянно происходит превращение энергии: потенциальная энергия сложных органических соединений, поступивших с пищей, превращается в тепловую, механическую и электрическую.
За счет освобождающейся в организме энергии поддерживается определенная постоянная температура тела и совершается внешняя работа. Наибольшее количество энергии в организме расходуется на процесс движения, а также сердечную деятельность дыхание, перистальтику кишечника и др.
Часть заключенной в питательных веществах химической энергии преобразуется в другие биологически полезные формы — электрическую, осмотическую, механическую. Основная часть энергии выделяется в виде тепла.
В основе процессов обмена энергии лежат законы термодинамики — взаимных превращений различных видов энергии при переходах ее от одних тел к другим в форме теплоты или работы. С точки зрения термодинамики живые организмы относятся к открытым стационарным неравновесным системам. Это означает, что во-первых, они обмениваются с окружающей средой веществом и энергией.
Определение энергозатрат организма.
Вся энергия, выделяемая при распаде питательных веществ до конечных продуктов зависит только от состояния исходного вещества и конечных продуктов и не зависит от того, через какие промежуточные стадии или пути обмена идет их распад.
Когда физическая работа не совершается, вся химическая энергия переходит в тепло, что дает возможность использовать теплопродукцию в качестве показателя интенсивности энергетического обмена.
Количество тепла, выделяемого или поглощаемого в ходе различных физических и химических процессов, рассчитывают методами прямой и непрямой калориметрии.
В физиологии и медицине калориметрия используется для изучения тепловых эффектов в покое, при различных видах деятельности и при заболеваниях.
Прямая калориметрия.
Прямая калориметрия основана на непосредственном и полном учете количества выделенного организмом тепла. Измерения проводят в специальных камерах — биокалориметрах, хорошо герметизированных и теплоизолированных от окружающей среды. Для расчета количества выделенного тепла учитывают разность температур поступающей в камеру и оттекающей от нее воды.
Непрямая калориметрия.
Для расчета энергообразования у человека применяют метод непрямой калориметрии. Метод основан на определении количества потребленного кислорода и выделенной двуокиси углерода за определенный отрезок времени (полный газовый анализ) или в условиях относительного покоя — только количества поглощенного кислорода (неполный газовый анализ) с последующим расчетом теплопродукции.
Полный газовый анализ.
В настоящее время полный газовый анализ проводят открытым респираторным методом Дуглас а—Xолдейна. Метод основан на сборе выдыхаемого воздуха в специальный приемник (воздухонепроницаемый мешок) с последующим определением общего его количества и содержания в нем кислорода и двуокиси углерода при помощи газоанализаторов.
Схема определения энергетических затрат.
1. Зная содержание газов в атмосферном воздухе, можно вычислить, насколько уменьшилось содержание кислорода и насколько увеличилось содержание двуокиси углерода в выдыхаемом воздухе, а затем на основании этих данных определить дыхательный коэффициент.
Дыхательный коэффициент. Отношение объема выделенной двуокиси углерода к объему поглощенного кислорода называется дыхательным коэффициентом.
ДК = С02 (л) / 02 (л)
Для углеводов:ДК =1 Для жиров: ДК = 0,7 Для белков: ДК = 0,80
При смешанной пище дыхательный коэффициент составляет 0,8 — 0,9.
2. Определенному дыхательному коэффициенту соответствует определенный калорический эквивалент кислорода, т.е. количество тепла, которое освобождается при полном окислении 1 г питательного вещества (до конечных продуктов) в присутствии 1 л кислорода.
3. Найденный калорический эквивалент кислорода умножают на количество потребленного кислорода и находят количество энергии необходимое для выполнения определенного вида деятельности.
Энергетический обмен
Обмен веществ
Обмен веществ (метаболизм) складывается из процессов расщепления и синтеза — диссимиляции и ассимиляции, постоянно протекающих в организме. Чтобы жизнь продолжалась, количество поступающей энергии должно превышать (или как минимум равняться) количеству расходуемой энергии, поэтому диссимиляция и ассимиляция поддерживают определенный баланс друг с другом.
Энергетический обмен
Энергетический обмен (диссимиляция — от лат. dissimilis ‒ несходный) — обратная ассимиляции сторона обмена веществ, совокупность реакций, которые приводят к высвобождению энергии химических связей. Это реакции расщепления жиров, белков, углеводов, нуклеиновых кислот до простых веществ.
Возможно три этапа диссимиляции: подготовительный, анаэробный и аэробный. Среда обитания определяет количество этапов диссимиляции. Их может быть три, если организм обитает в кислородной среде, и два, если речь идет об организме, обитающем в бескислородной среде (к примеру, в кишечнике).
Обсудим этапы энергетического обмена более подробно:
-
Подготовительный этап
Подготовительный этап осуществляется ферментами в ЖКТ. В результате действия ферментов сложные вещества превращаются в более простые: полимеры распадаются на мономеры. Это сопровождается разрывом химических связей и выделением энергии, большая часть которой рассеивается в виде тепла.
Под действием ферментов белки расщепляются на аминокислоты, жиры — на глицерин и жирные кислоты, сложные углеводы — до простых сахаров.
Этот этап является последним для организмов-анаэробов, обитающих в условиях, где кислород отсутствует. На этапе гликолиза происходит расщепление молекулы глюкозы: образуется 2 молекулы АТФ и 2 молекулы пировиноградной кислоты (ПВК). Происходит данный этап в цитоплазме клеток.
Кислородный этап (аэробный)
Этот этап доступен только для аэробов — организмов, живущих в кислородной среде. Из каждой молекулы ПВК, образовавшейся на этапе гликолиза, синтезируется 18 молекул АТФ — в сумме с двух ПВК выход составляет 36 молекул АТФ.
Таким образом, суммарно с одной молекулы глюкозы можно получить 38 АТФ (гликолиз + кислородный этап).
Кислородный этап протекает на кристах митохондрий (складках, выпячиваниях внутренней мембраны), где наибольшая концентрация окислительных ферментов. Главную роль в этом процессе играет так называемый цикл Кребса, который подробно изучает биохимия.
АТФ — аденозинтрифосфорная кислота
Трудно переоценить роль в клетке АТФ — универсального источника энергии. Молекула АТФ состоит из азотистого основания — аденина, углевода — рибозы и трех остатков фосфорной кислоты.
Между остатками фосфорной кислоты находятся макроэргические связи — ковалентные связи, которые гидролизуются с выделением большого количества энергии. Их принято обозначать типографическим знаком тильда «∽».
АТФ гидролизуется до АДФ (аденозиндифосфорная кислота), а затем и до АМФ (аденозинмонофосфорная кислота). Гидролиз АТФ сопровождается выделением энергии (E) на каждом этапе и может быть представлен такой схемой:
- АТФ + H2O = АДФ + H3PO4 + E
- АДФ + H2O = АМФ + H3PO4 + E
- АМФ + H2O = аденин + рибоза + H3PO4 + E
Пластический обмен
АТФ является универсальным источником энергии в клетке: энергия макроэргических связей АТФ используется для реакций пластического обмена (ассимиляции), протекающих с затратой энергии: синтеза белка на рибосоме (трансляции), удвоению ДНК (репликации) и т.д.
В результате пластического обмена в нашем организме происходит синтез белков, жиров и углеводов.
© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2021
Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.
Энергетический обмен в организме
» data-shape=»round» data-use-links data-color-scheme=»normal» data-direction=»horizontal» data-services=»messenger,vkontakte,facebook,odnoklassniki,telegram,twitter,viber,whatsapp,moimir,lj,blogger»>
Энергетический обмен в организме
В процессе жизнедеятельности организм непрерывно расходует энергию: на синтез различных соединений, на совершение мышечной работы, на осуществление дыхания, пищеварения, кровообращения, на поддержание температуры тела, на преодоление осмотических сил во время секреторных и выделительных процессов, на поддержание, мембранных потенциалов и т. д.. Эту энергию клетки получают из белков, жиров и углеводов пищи. Все превращения веществ связаны с энергетическими превращениями. В процессе обмена веществ сложные органические вещества с большим содержанием энергии превращаются в результате окислительных процессов в менее сложные вещества, при этом происходит освобождение энергии, которая переходит из одного вида в другой. В конечном итоге все виды энергии переходят в тепловую; часть энергий сразу выделяется в виде тепла
первичное тепло, после использования АТФ часть энергии трансформируется во вторичное тепло.
Разработка основных норм питания разных групп населения.
Физиологические нормы питания для различных возрастных и профессиональных групп населения дифференцированы в зависимости oт:
– пола;
– возраста;
– состояния здоровья;
– профессии;
– климатических условий
Особенность: у женщин учитывают состояние беременности и лактации.
Профессия: используется лечебно – профилактическое питание для работающих с вредными производственными факторами, применяют продукты (молоко, вареная свекла, морковь, творог, сыр, соки), которые либо снижают действие вредного фактора, либо способствуют его быстрому выведению из организма.
Состояние здоровья:
– лечебное питание: в стационарах, 15 столов (диет).
– диетическое питание: для людей, страдающих хроническими заболеваниями вне обострения. Ограничение продуктов, блюд, формы приготовления.
Исследование энергетического обмена в клинике.
1. Для диагностики и прогноза заболевания, наблюдения за его течением и эффективностью лечебных мероприятий
2. Исследование энергетического обмена при физической нагрузке позволяет выяснить функциональную недостаточность сердечно – сосудистой и дыхательной системы, которая не обнаруживается в состоянии покоя.
3. Исследование энергетического обмена у реконвалесцентов может служить основанием; для определения времени восстановления работоспособности,
4. У спортсменов позволяет выяснить эффективность тренировки, предельных возможностей спортсмена.
Приход и расход питательных веществ.
Приход — суточный рацион питания.
Расход:
– на обеспечение пластических процессов: рост и обновление клеточных элементов тканей.
– энергетическое обеспечение физиологических процессов: электрических, химических, осмотических, механических.
Суточная потребность: определяется физиологическими нормами питания для различных возрастных и профессиональных групп населения.
У адекватно питающегося взрослого человека с достаточной двигательной активностью обычно имеет место энергетическое равновесие: поступление в организм энергии соответствует ее расходу.
Методы физиологической калоримерии
Методы оценки энергетического баланса основаны на двух принципах:
– прямого измерения количества выделившегося тепла (прямая калориметрия);
– непрямого измерения путем определения количества поглощаемого кислорода и выделяемого углекислого газа (непрямая калориметрия).
Прямая калориметрия:
1. водяная;
2. воздушная;
3. изотермическая;
4. компенсационная.
Непрямая калориметрии:
1. метод Крога;
2. метод Шатерникова;
3. метод Дугласа-Холдейна.
Непрямая (косвенная) калориметрия
Не проводится теплоизмерение, осуществляется газовый анализ: определяется химический состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха с помощью газоанализаторов.
На основании газоанализа определяют:
1. Объем потребленного организмом кислорода;
2. Объем выделенного из организма углекислого газа.
Показатели косвенно отражают интенсивность окислительных процессов. На основании полученных данных рассчитывают дыхательный коэффициент.
Дыхательный коэффициент – это отношение выделенного углекислого газа к объему потребленного организмом кислорода.
Значение этого показателя зависит от того, какие вещества и в каком количестве окисляются в организме.
При окислении белков ДК=0,8; жиров ДК=0,7.
В организме осуществляется смешанный тип окисления и результирующая сумма ДК зависит от количественного соотношения 3-х типов реакций.
Так как человек находится на смешанном питании в стандартных условиях ДК=0,85-0,86.
Определение калорической стоимости кислорода.
Калорическая стоимость кислорода – это количество тепловой энергии в килокалориях, выделяемой из организма при потреблении 1 л кислорода.
Данный показатель зависит от дыхательного коэффициента и определяется по специальным таблицам, где каждому значению ДК соответствует значение калорической стоимости кислорода.
Например: ДК = 0,8; КС = 4,801 ккал,
ДК = 0,9; КС = 4,924 ккал.
Таким образом, данные газоанализа переводят в тепловые единицы.
Объем кислорода, потребленный организмом в единицу времени (сутки, час, минута).
Появляется возможность определить количество тепла, выделенного организмом в единицу времени. Используется табличная калорическая стоимость кислорода и умножается на объем кислорода.
Методы косвенной калориметрии
1. Методы закрытых систем.
Используются замкнутые камеры, в которые помещается исследуемый объект. Температура постоянная = 18-20° С. Постоянная влажность. В камеру подается кислород, прибор показывает расход кислорода. Из камеры удаляется отработанный воздух, проходит через фильтры поглотителей. Прибор поглотителя углекислого газа покажет объем газа, выделенного из организма.
Метод Шатерникова в клинике не используется.
Метод Крога.
Крог предложил метаболиметр. Дыхательный коэффициент не определяется, для анализа используется стандартная величина ДК=0,86; т.е. допускается, что пациент находится на смешанном питании.
В ходе дыхания часть кислорода, который находится в метаболиметре, поглощается организмом. Выдыхаемый воздух поступает в метаболиметр и поглощается натронной известью, следовательно, в метаболиметре поддерживается низкая концентрация углекислого газа, что не делает воздух вредным для здоровья и дыхания.
Через несколько минут происходит опускание верхнего цилиндра, так как уменьшается объем кислорода. На специальной шкале можно определить объем кислорода, потребленного организмом. Объем углекислого газа не определяется, так как значение ДК принимают стандартное.
2. Методы открытых систем.
Метод называется Дугласа – Холдейна.
Для забора выдыхаемого воздуха используется мешок Дугласа. Испытуемый вдыхает воздух атмосферы, а отработанный воздух поступает в мешок. Через несколько минут выдыхаемый воздух поступает в газоанализатор, который выдает информацию о содержании кислорода и углекислого газа в выдыхаемом воздухе.
Содержание кислорода и углекислого газа в атмосфере постоянно, следовательно, по изменениям концентраций кислорода и углекислого Таза вычисляется объем потребленного кислорода и выделенного углекислого газа в единицу времени. Дальнейший расчет проводится по схеме. Им пользуются все клиники, где имеются больные с нарушениями энергетического обмена.
Основной обмен и факторы, влияющие на его величину
Основной обмен – это физиологический показатель, отражающий уровень энергетических процессов в стандартных условиях, которые максимально приближены к состоянию функционального покоя организма.
Косвенно отражает интенсивность обмена энергии в условиях мышечного и психического покоя. Это минимальный уровень энергетических затрат: базальный уровень энергетического обмена.
Для определение основного обмена необходимо выполнение 5 условий:
1. Время – исследование проводится утром до 9 часов после сна.
2. Натощак, так как прием и действие пищи вызывает интенсификацию энергетических процессов: специфически динамическое действие пищи (СДД).
3. Температура комфорта в помещении: 18-20° С.
4. Исследование проводится лежа, т.е. в состоянии мышечного покоя.
5. Предварительно исключается прием фармакологических препаратов, влияющих на энергетические процессы; а также наркотических веществ.
В данных условиях у здорового взрослого человека основной обмен составляет от 1600 до 1800 ккал. Допустимые колебания + 10%.
Факторы, определяющие потребность организма в энергии.
1. Уровень обменных процессов, направленных на сохранение постоянства внутренней среды организма и самообновление его морфологических структур.
2. Расход энергии на питание/ адаптацию организма к меняющимся условиям окружающей среды, на трудовую деятельность и активный отдых.
Q = ОО + МД + СДД.
Q – энерготраты;
ОО – основной обмен;
МД – мышечная деятельность;
СДД – специфическое динамическое действие пищи.
Затраты энергии в условиях основного обмена.
1. Химические процессы в организме.
2. Механическая работа, выполняемая отдельными органами:
– сердце;
– дыхательная система (дыхательные мышцы);
– кровеносные сосуды;
– кровеносные сосуды;
– кишечник.
3. Постоянная деятельность железисто- секреторного аппарата.
Факторы, повышающие основной обмен
Внешние факторы:
1. Мышечная работа;
2. Изменение температуры окружающей среды;
3. Процессы переваривания и усвоения пищи;
4. Нервно-эмоциональное напряжение;
5. Условно-рефлекторная деятельность и другие нервные влияния;
6. Эндокринные заболевания.
Внутренние факторы:
1. Возраст;
2. Масса тела (вес);
3. Рост;
4. Пол.
Совокупность основного обмена и энергетических трат организма, обеспечивающих его жизнедеятельность в условиях терморегуляторной, эмоциональной, пищевой и рабочей нагрузок называют рабочим обменом.
Терморегуляторное повышение интенсивности обмена веществ и энергии развивается в условиях охлаждения и может достигать 300%.
При эмоциях увеличение расхода энергии у взрослого человека составляет 40-90% от уровня основного обмена и связано главным образом с вовлечением мышечных реакций – фазных и
Во время сна уровень метаболизма на 10-15% ниже, чем в условиях бодрствования, что обусловлено расслаблением мышц, снижением тонуса симпатическом нервной системы, снижением выработки гормонов надпочечников и щитовидной железы, увеличивающих катаболизм.
Специфическое динамическое действие пищи представляет собой повышение расхода энергии, связанное с превращением питательных веществ в организме, после их всасывания из пищеварительного тракта. Так прием белковой пищи увеличивает обмен на 30-40%, а при питании жирами и углеводами обмен увеличивается на 4-15%.
Регуляция обмена энергии
На уровне отдельных клеток и органов можно обнаружить наличие местных механизмов регуляции процесса энергообразования. Так, при повышении активности и расхода энергии в клетках организма накапливается АДФ и неорганический фосфат, образующийся при расщеплении молекулы АТФ. Повышение концентрации АДФ является фактором, ускоряющим ресинтез АТФ. Неорганический фосфат играет роль сигнального фактора, который по принципу обратной связи активируй пластические процессы клетки. В результате яри длительном повышении нагрузки увеличивается синтез структур и растут функциональные возможности клетки,
Регуляция процессов в целом организме осуществляется вегетативной нервной и эндокринной системами. В гипоталамусе расположены центры голода, жажды, пищевого и питьевого насыщения; раздражение «эрготропных» и «трофотроиных» зон гипоталамуса может приводить к значительному преобладанию соответственно катаболических или анаболических процессов.
Гормоны гипоталамуса, гипофиза, поджелудочной и других эндокринных желез оказывают влияние как на рост, размножение. Развитие организма, так и на соотношение процессов анаболизма и катаболизма.
Лимбическая кора больших полушарий способствует вегетативному, в том числе метаболическому обеспечению, эмоциональных реакций. Новая кора может быть субстратом: для выработки индивидуальных механизмов регуляции – условных рефлексов.
Биоэнергетика и терморегуляция. Теоретические вопросы по кафедральному методическому пособию
Страницы работы
Фрагмент текста работы
Биоэнергетика и терморегуляция.
Теоретические вопросы по кафедральному методическому пособию.
1. Источники и пути превращения энергии в организме человека. Понятие о первичной и вторичной теплоте.
2. Принцип метода прямой калориметрии.
3. Принцип методов непрямой калориметрии. Метод полного (Дугласа-Холдена) и неполного газового анализа (метод Крога).
4. Понятие о калорическом эквиваленте кислорода, дыхательном коэффициенте и энергетической ценности белков, жиров, углеводов.
5. Основной обмен и факторы, обусловливающие уровень основного обмена у людей.
6. *Факторы, влияющие на уровень основного обмена (индивидуальные, климатические, патологические).
7. Рабочий обмен. Факторы, его определяющие. Коэффициент физической активности (КФА).
8. *Энергетический баланс организма человека и животных. Понятие о гомо-, пойкило- и гетеротермии.
9. *Температура человека, ее характеристики для различных частей тела человека.
10. Физические пути теплообмена тела человека с окружающей средой.
11. *Адаптивные системы терморегуляции: поведенческая, морфологическая и физиологическая адаптация.
12. Физиологические механизмы теплообразования – химическая терморегуляция (сократительный и несократительный термогенез).
13. Физиологические механизмы теплоотдачи – физическая терморегуляция.
14. Регуляция температуры тела человека. Нервные механизмы терморегуляции: центральные и периферические терморецепторы.
15. Структура центральной нервной системы, участвующие в регуляции температурного гомеостазиса.
16. Роль гуморальных факторов в регуляции теплообразования и теплоотдачи.
17. *Нарушение терморегуляции. Гипотермия и гипертермия. Применение гипотермии в клинике.
1. Источники и пути превращения энергии в организме человека. Понятие о первичной и вторичной теплоте.
Источником энергии для организма являются продукты гидролиза углеводов, жиров и белков, поступающих с пищей, циркулирующие в крови вместе с продуктами диссимиляции клеточных структур и составляющие общий фонд питательных веществ (в основном, мономеров).
В энергетическом обмене углеводы и жиры имеют большее значение, чем белки, которые в основном используются в организме для поддержания и реконструкции его клеток. Углеводы являются основным материалом, за счет которого происходит освобождение энергии необходимой для внутриклеточной работы. Углеводы в организме существуют в виде глюкозы, циркулирующей в крови, и в виде гликогена, который находится во внутриклеточных включениях в различных тканях (в печени – в нем гликоген составляет 1-4% массы клеток, в мышцах – в нем гликоген составляет около 0,5% массы клеток). Если запасы собственного гликогена клетки исчерпаны, используется глюкоза крови.
Освобождение энергии химических связей углеводов может идти двумя путями:
· без участия кислорода – анаэробный гликолиз;
· с участием кислорода – аэробный гликолиз, который дает в 25-30 раз больше энергии, чем анаэробный гликолиз.
Освобождение энергии из химических связей жиров и белков идет только с участием кислорода.
Энергетические потребности головного мозга покрываются исключительно за счет глюкозы.
Несмотря на огромную значимость глюкозы в энергетическом обмене, жиры являются «энергетическим банком» организма – так, в одном грамм-молекуле жира содержится в 2,8 раза больше энергии, чем в глюкозе. Жир может подвергаться непосредственному окислению, а также превращаться в гликоген.
Живая клетка может использовать только энергию макроэргических соединений. Поэтому химическая энергия белков, жиров и углеводов пищи
Обмен энергии и терморегуляция
Учебник подготовлен в соответствии с новой программой по физиологии для вузов физической культуры и требованиями Государственного стандарта высшего профессионального образования.
Для студентов, аспирантов, научных сотрудников, преподавателей, тренеров и врачей, работающих в области физической культуры.
Книга: Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная
3.5. Особенности терморегуляции, обмена веществ и энергии
3.5. Особенности терморегуляции, обмена веществ и энергии
Процессы теплообмена у подростков и юношей отличаются от этих процессов у детей более младшего возраста. С увеличением габаритов тела увеличиваются градиенты температуры кожи от туловища к дистальным отделам конечностей.
Становятся более выраженными суточные колебания температуры тела. Средние суточные изменения температуры ядра тела у годовалого ребенка составляют 0,25 °C, у дошкольников – 0,34 °C, в юношеском возрасте – около 1,0 °C.
После 9-летнего возраста происходят качественные изменения процессов терморегуляции. Снижается значение химической терморегуляции, обеспечивающей поддержание постоянства температуры тела за счет изменений интенсивности метаболических процессов, и повышается роль физической терморегуляции, изменяющей отдачу тепла с поверхности кожи за счет сосудистых реакций. Хотя терморегуляционное усиление теплопродукции в целом снижается по мере взросления, у подростков 10–14 лет этот механизм снова временно возрастает в 1-ю фазу пубертатного периода.
В среднем школьном возрасте завершается созревание физиологических механизмов, регулирующих потоотделение. По количеству и характеру реакций термическое и психогенное потоотделение с окончанием переходного периода приближается к аналогичным показателям взрослых.
Совершенствование механизмов теплоотдачи улучшает адаптацию юношеского организма к большому диапазону изменений температур окружающей среды. Терморегуляционные реакции в юношеском возрасте становятся более эффективными и экономичными. В температурном ядре тела к 18-летнему возрасту устанавливается средняя величина температуры тела, соответствующая взрослым.
На протяжении среднего и старшего школьного возраста происходят перемены в обмене веществ и энергии. Уменьшается преобладание процессов ассимиляции над процессами диссимиляции.
Величина основного обмена у детей этого возраста в расчете на единицу массы тела или поверхности тела заметно снижается. У девочек она ниже, чем у мальчиков, и раньше приближается к уровню зрелого организма. Лишь в пубертатном возрасте основной обмен у девочек временно оказывается выше, чем у мальчиков. Суточная величина основного обмена возрастает у подростков по отношению к детям младшего школьного возраста почти в 1,5 раза, достигая примерно 1300–1400 ккал, а в юношеском возрасте приближается к уровню зрелого организма (1700 ккал).
Увеличение массы тела и повышение двигательной активности вызывают нарастание и общего объема суточных энерготрат: в среднем школьном возрасте они составляют около 2500–2700 ккал, а в старшем школьном возрасте – 2800–2900 ккал.
С возрастом происходит и перестройка в процессах обмена веществ. С окончанием роста массы тела падает относительная потребность организма в белках. Положительный азотистый баланс к юношескому возрасту постепенно сменяется азотистым равновесием, характерным для взрослого организма. Относительная потребность в белке (на 1 кг массы тела) с возрастом снижается: в 1–3 года – 4–4,5 г, в 6-10 лет – 2,5–3 г, у подростков – 2–2,5 г, у взрослых – 1,5–1,8 г. Общая же суточная потребность в белках возрастает с ростом массы тела: у дошкольников – около 70 г, в младшем школьном возрасте – 75–80 г, в среднем школьном возрасте – примерно 85–90 г, в старшем школьном возрасте – 90-100 г (как у взрослых).
Аналогичны величины суточной потребности в жирах. У подростков еще достаточно высока потребность в поступлении жира с пищей. В период полового созревания жиры используются для пластических процессов формирования состава тела, а холестерин необходим для синтезирования половых стероидных гормонов. Вместе с тем избыточное поступление жира при низкой двигательной активности приводит к ожирению. У подростков, характеризующихся избыточными жировыми отложениями, величина основного обмена на единицу массы тела может быть ниже на 20–30 % из-за низкой интенсивности процессов обмена в жировых клетках. Сравнительно большим содержанием жира в составе тела объясняется также более низкий уровень основного обмена у женщин по сравнению с мужчинами.
Относительная интенсивность углеводного обмена у подростков снижается, а суточная потребность в углеводах растет: у младших школьников она составляет около 300 г, в среднем школьном возрасте – 340–370 г, в старшем школьном возрасте – около 400 г, у взрослых – 500–600 г. Углеводы обеспечивают в организме подростка как пластические процессы, так и энергетические. Повышение объема двигательной активности подростков увеличивает их потребность в углеводах.
В растущем организме велика потребность в поступлении необходимого количества витаминов и минеральных веществ. Кальций и фосфор нужны для формирования скелета, железо – для образования гемоглобина. Однако по мере увеличения возраста относительная потребность в воде, витаминах и минеральных веществах снижается.