\

Обеспечение школы питьевой водой

Учет расходов на организацию питьевого режима в школах

Автор: Мишанина М., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

В данном материале рассмотрены актуальные вопросы, связанные с организацией питьевого режима в школах и отражением в учете расходов на приобретение фонтанчика для питья и сменных фильтров для него, бутилированной воды, кулера и его санобработку, а также на покупку посуды многоразового и одноразового использования.

Какие требования предъявляются к организации питьевого режима в школах?

Требования к организации питьевого режима в общеобразовательных организациях установлены СанПиН 2.4.5.2409-08, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 № 45. Согласно этому документу школьники должны быть обеспечены качественной питьевой водой, отвечающей гигиеническим требованиям централизованных систем питьевого водоснабжения, – СанПиН 2.1.4.1074-01, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача от 26.09.2001 № 24.

Питьевой режим в школе может быть организован в следующих формах:

стационарные питьевые фонтанчики;

вода, расфасованная в емкости.

Форму организации питьевого режима администрация образовательного учреждения совместно с родительскими комитетами выбирает самостоятельно в зависимости от вида источника питьевого водоснабжения в школе, химического и микробиологического состава воды.

Обратите внимание: питьевая вода должна быть доступна школьникам в течение всего времени их нахождения в образовательном учреждении.

Стационарные питьевые фонтанчики должны быть оснащены ограничительным кольцом вокруг вертикальной водяной струи, высота которой должна быть не менее 10 см.

При организации питьевого режима с использованием бутилированной воды образовательное учреждение должно быть обеспечено:

достаточным количеством чистой посуды (стеклянной, фаянсовой – в обеденном зале и одноразовых стаканчиков – в учебных и спальных помещениях);

отдельными промаркированными подносами для чистой и использованной стеклянной или фаянсовой посуды;

контейнерами – для сбора использованной посуды одноразового применения.

В целях усиления контроля за организацией питьевого режима в образовательных учреждениях Роспотребнадзор в письмах от 08.05.2020 № 02/8900-2020-24, от 12.05.2020 № 02/9060-2020-24 рекомендовал обратить особое внимание на обеспеченность школьников питьевой водой, особенно в период сдачи экзаменов и проведения итоговой аттестации. При этом предлагается использовать емкости с водой промышленного производства и осуществлять подачу воды через установки с дозированным розливом (кулеры, помпы и т. п.). Также рекомендовано пользоваться одноразовой посудой и своевременно проводить обработку кулеров и дозаторов.

Обратите внимание: согласно п. 10.6 СанПиН 2.4.5.2409-08 замену емкости установок с дозированным розливом питьевой воды следует осуществлять по мере необходимости, но не реже одного раза в две недели.

В случае отсутствия централизованного водоснабжения в населенном пункте организация питьевого режима школьников осуществляется только с использованием воды, расфасованной в емкости, при условии организации контроля розлива питьевой воды.

Бутилированная вода, поставляемая в образовательные учреждения, должна иметь документы, подтверждающие ее происхождение, качество, безопасность, и соответствовать требованиям СанПиН 2.1.4.1116-02, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача от 19.03.2002 № 12.

Как учесть расходы на покупку питьевого фонтанчика и сменных фильтров к нему?

Питьевой фонтанчик – сантехническая конструкция, присоединенная к внутренней системе водопровода здания школы.

Пунктом 45 Инструкции № 157н установлено, что коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, в том числе внутренняя система водопровода, входят в состав здания, но отдельными инвентарными объектами не являются. В то же время оборудование указанной системы (оконечные приборы, устройства и др.) могут быть учтены в качестве отдельных инвентарных объектов.

Присоединенный к водопроводной сети и готовый к эксплуатации питьевой фонтан отвечает требованиям принятия его на учет в качестве объекта основных средств – отдельного инвентарного объекта, поскольку (п. 7, 8 СГС «Основные средства»):

срок его полезного использования составляет более 12 месяцев;

он будет постоянно или неоднократно использоваться в деятельности образовательного учреждения и от его использования возможно получение полезного потенциала – обеспечение детей питьевой водой;

его первоначальную стоимость можно надежно оценить.

Учет указанного объекта в составе основных средств следует вести на счете 0 101 04 000 «Машины и оборудование, а формированиеего первоначальной стоимости – отражать на счете 0 106 01 000 «Вложения в основные средства» (п. 37, 53, 130 Инструкции № 157н).

Согласно положениям порядков № 85н, 209н расходы на приобретение питьевого фонтана по договору, которым предусмотрены его поставка и установка, отражаются по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» в увязке со статьей 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ.

В свою очередь, если поставка и установка питьевого фонтана осуществляются в рамках разных договоров, расходы отражаются по подстатьям 347 «Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений» и 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений» КОСГУ соответственно.

Объясняется это тем, что указанный объект может выполнять свои функции только после присоединения к внутренней системе водопровода. Поэтому изначально его следует учитывать в составе материальных запасов на счете 0 105 04 000 «Строительные материалы» как оборудование, требующее монтажа и предназначенное для установки (п. 99 Инструкции № 157н).

После подключения к водопроводной сети питьевой фонтан принимается к учету в составе основных средств по стоимости, сформированной из расходов, связанных с его приобретением и установкой.

Фильтры к питьевому фонтанчику относятся к расходным материалам, учитываемым на счете 0 105 06 000 «Прочие материальные запасы». Расходы на их покупку отражаются по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» и относятся на подстатью 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов» КОСГУ.

Автономное общеобразовательное учреждение заключило с коммерческой организацией договор на поставку питьевого фонтанчика стоимостью 25 000 руб. и сменного фильтра для него на сумму 1 200 руб.

Установка фонтанчика произведена по отдельному гражданско-правовому договору, заключенному с физическим лицом. Сумма вознаграждения физического лица, а также начисленные на него страховые взносы составили 5 800 руб.

Оплата по указанным договорам произведена за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, не облагаемой НДС.

Питьевой фонтанчик будет использоваться при оказании услуг в рамках выполнения муниципального задания, он не отнесен к особо ценному имуществу. Согласно учетной политике амортизационные отчисления по этому объекту не формируют себестоимость услуг, оказываемых учреждением, и относятся на расходы текущего года.

В соответствии с положениями Инструкции № 183н в учете отражены следующие бухгалтерские записи:

Как организовать питьевой режим

Вода в рационе детей – самый большой по объему потребления пищевой продукт. Если дети потребляют недостаточно воды, то нарушается нормальная жизнедеятельность:

нарушаются процессы пищеварения и усвоения пищи;

замедляются биохимические реакции.

Постоянный дефицит жидкости может привести к кариесу зубов, заболеваниям почек и печени (письмо Минобрнауки России от 12 апреля 2012 г. № 06-731).

Чтобы удовлетворить потребность в воде:

проверяйте соответствие закупаемой воды, кипяченой воды из системы питьевого водоснабжения, воды из системы доочистки водопроводной воды санитарно-эпидемиологическим требованиям;

назначьте работников, которые будут отвечать за организацию питьевого режима детей и подростков, и включите в их должностные обязанности пункт об ответственности за организацию питьевогорежима;

Читайте также  Профилактика лекарственных экзантем

питьевую воду только по договорам, которые заключает руководитель образовательной организации с поставщиками. Воду может закупать предприятие питания, если это предусматривает договор на организацию питания;

обеспечьте свободный доступ детей и подростков к доброкачественной питьевой воде в течение всего времени их пребывания в образовательной организации.

Внимание: если питьевая вода или хозяйственно-бытовое водоснабжение не соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям, руководителя и должностных лиц образовательной организации могут оштрафовать по статье 6.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях

Как организовать питьевой режим в детском саду

Обеспечьте детям дошкольного возраста:

Какую воду выбрать

Особенности использования

Питьевую воду, расфасованную в емкости (бутилированную)

Проверьте расфасованную воду на соответствие гигиеническим требованиям по качеству и безопасности

Храните такую воду не более трех часов

Установку с дозированным розливом питьевой воды, расфасованной в емкости

Проверьте расфасованную воду на соответствие гигиеническим требованиям по качеству и безопасности. Предусмотрите замену емкости по мере необходимости и регулярную обработку дозирующих устройств

Такие правила устанавливает пункт 14.26 СанПиН детского сада.

Опыт показывает, что для дошкольников удобнее закупать воду в бутылках небольшого объема – 1,5–2 л.

Как организовать питьевой режим в школе

Какую воду выбрать

Особенности использования

Стационарные питьевые фонтанчики

Воду, расфасованную в емкости

Если используете установки с дозированным розливом питьевой воды, расфасованной в емкости, предусмотрите замену емкости по мере необходимости, но не реже одного раза в две недели, и регулярную обработку дозирующих устройств.

При использовании бутилированной воды обеспечьте чистую посуду в достаточном количестве:

Вид посуды

Где использовать

Как собирать

В обеденном зале

На промаркированные подносы

В учебных и спальных помещениях, перед физкультурным залом

Внимание: обеспечьте обучающимся свободный доступ к питьевой воде в течение всего времени пребывания в школе (п. 10.3 СанПиН 2.4.5.2409-08 организации питания в школе)

Требования к воде

Питьевая вода должна быть безопасна для детей по показателям:

ГОСТ 32220-2013 «Вода питьевая, расфасованная в емкости. Общие технические условия», утвержденный приказом Росстандарта от 22 ноября 2013 г. № 1606-ст;

СанПиН 2.1.4.1116-02 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды, расфасованной в емкости. Контроль качества», утвержденные постановлением Главного санитарного врача России от 15 марта 2002 г. № 12.

В ближайшее время должен быть принят технический регламент Таможенного союза на расфасованную в емкости питьевую воду.

Бутылки могут содержать воду:

питьевую воду первой и высшей категории;

природную минеральную воду: столовую, лечебно-столовую или лечебную.

Вода первой категории часто бывает умягчена и может не подходить для регулярного питья, так же как и большинство видов минеральных вод, которые чаще всего не отвечают критериям физиологической полноценности минерального состава.

И питьевая, и минеральная вода может быть газированной и негазированной.

Оптимальной для организации питьевого режима в образовательных учреждениях является только негазированная питьевая вода высшей категории качества.

Лечебно-столовую и лечебную воду недопустимо использовать для питья (ее применяют только по назначению и под контролем врача в лечебных целях).

При использовании минеральной столовой воды оцените ее соответствие критериям физиологической полноценности минерального состава питьевой воды:

Показатели

Единицы измерения

Нормативы физиологической полноценности питьевой воды, в пределах

Общая минерализация (сухой остаток), в пределах

Совет: для того чтобы рассчитать необходимое количество воды для полноценного обеспечения питьевого режима, ориентируйтесь на суточную потребность детей в питьевой воде – 80 мл/кг массы тела ребенка. Нормативные документы не устанавливают какие-либо нормы. Главное – обеспечьте неограниченный доступ детей к доброкачественной питьевой воде

Водопроводная вода

Требования к воде из систем водоснабжения устанавливают СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», утвержденные постановлением Главного санитарного врача России от 26 сентября 2001 г. № 24.

Совет: не используйте для организации питьевого режима некипяченую водопроводную воду. Если воду в системе водоснабжения хлорируют, то используйте устройства для ее доочистки (системы фильтров).

Документы на воду

Когда выбираете поставщика воды и заключаете с ним договор, запросите у него документы, которые подтверждают происхождение, качество и безопасность воды:

свидетельство о государственной регистрации на питьевую воду для детского питания или природную минеральную воду или

декларацию о соответствии на питьевую воду (обычную, не для детского питания).

Вода питьевая фасованная (бутилированная) должна иметь маркировку в соответствии с требованиями к маркировке упакованной пищевой продукции. Такое требование устанавливает статья 4Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки».

Маркировка должна содержать следующие сведения о воде:

наименование и место нахождения изготовителя;

рекомендации и (или) ограничения по использованию;

показатели пищевой ценности (для воды – показатели минерального состава);

сведения о наличии компонентов, полученных с применением ГМО;

единый знак обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза.

Маркировка упакованной пищевой продукции должна быть нанесена на русском языке.

Маркировка транспортной упаковки, в которую помещают воду, содержит следующие сведения о воде:

сведения, по которым идентифицируют партию пищевой продукции (например, номер партии);

наименование и место нахождения изготовителя.

Роспотребнадзор об организации питьевого режима учащихся

В преддверии нового учебного года Управление Роспотребнадзора по Владимирской области обращает внимание руководителей образовательных организаций и родителей школьников на необходимость правильной организации питьевого режима школьников.

Питьевой режим в образовательных учреждениях регламентирует СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования».

Согласно санитарным правилам, в образовательных учреждениях должно быть предусмотрено централизованное обеспечение обучающихся питьевой водой, отвечающей гигиеническим требованиям, предъявляемым к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения.

В школах предусмотрено две формы организации питьевого режима: стационарные питьевые фонтанчики и вода, расфасованная в емкости.

При этом доступ к питьевой воде детей должен быть обеспечен в течение всего времени их пребывания в образовательном учреждении.

Конструктивные решения стационарных питьевых фонтанчиков должны предусматривать наличие ограничительного кольца вокруг вертикальной водяной струи, высота которой должна быть не менее 10 см.

При организации питьевого режима с использованием бутилированной воды, образовательное учреждение должно быть обеспечено достаточным количеством чистой посуды (стеклянной, фаянсовой – в обеденном зале и одноразовых стаканчиков — в учебных и спальных помещениях), а также отдельными промаркированными подносами для чистой и использованной стеклянной или фаянсовой посуды; контейнерами — для сбора использованной посуды одноразового применения.

При использовании установок с дозированным розливом питьевой воды, расфасованной в емкости, предусматривается замена емкости по мере необходимости, но не реже 1 раза в 2 недели.

При отсутствии централизованного водоснабжения в населенном пункте организация питьевого режима обучающихся осуществляется только с использованием воды, расфасованной в емкости, при условии организации контроля розлива питьевой воды.

Бутилированная вода, поставляемая в образовательные учреждения должна иметь документы, подтверждающие ее происхождение, качество и безопасность.

Поветрие последнего времени – установка кулеров в классах по желанию родителей. Специалисты Роспотребнадзора предупреждают: если за кулером или механической помпой для воды ухаживать ненадлежащим образом, вместо пользы они могут принести вред. В литературе описаны случаи, когда в накопителях воды обнаруживалась слизь, плесень, колонии бактерий и неорганические примеси. И тогда употребление воды из кулера может стать причиной кишечных инфекций.

Читайте также  Что можно подарить врачу на день рождения?

Поэтому, используя для питьевого водоснабжения кулер, необходимо следовать рекомендациям Международной ассоциации бутилированных вод (IBWA) и инструкциям производителей кулеров, а именно:

1.Располагать прибор вдали от источников тепла, в месте, исключающем попадание прямых солнечных лучей.

2. Емкость с водой должна заменяться не реже одного раза в две недели. Бутилированная вода, поставляемая в образовательные учреждения, обязательно должна иметь документы, подтверждающие ее происхождение, качество и безопасность.

3. При каждой смене бутыли нужно протирать водоприемник и иглу водоприемника влажной салфеткой.

4. При наливе воды необходимо следить, чтобы носик крана не касался края стакана и воды в стакане.

5. Не следует касаться руками кранов кулера, нельзя пить воду непосредственно из кранов.

6. Для мытья поверхности кулера используются моющиесредства без хлора, те, которые обычно используют для мытья посуды.

7. В случае прекращения эксплуатации (даже временной) кулера нужно сливать воду из накопителей и закрывать приёмное гнездо чистой салфеткой для предотвращения попадания пыли и посторонних предметов.

8. Обязательно мыть руки при замене бутылей, удалении термоусадочного колпачка или наклейки с пробки.

9. Регулярно (обычно не реже одного раза в 3 месяца) проводить санитарную обработку кулеров самостоятельно в соответствии с рекомендациями производителя или в специализированных сервисных центрах.

Санитарная обработка кулера подразумеваетдезинфекцию кулера от микробов, очистку кулера от накипи и промывку кулера.

Для дезинфекции необходимо выбирать дезинфицирующие средства, разрешенные к применению в пищевой промышленности, официально зарегистрированные в РФ и имеющие инструкцию по использованию.

Только в том случае, если соблюдаются указанные выше рекомендации, употребление воды из кулеров может быть безопасным.

Питьевой режим у школьников

Вода необходима любому организму для нормального функционирования. Но она особенно важна школьникам, которые продолжают на протяжении многих лет расти и развиваться. Поэтому питьевой режим детей в учебных заведениях регламентируется на правительственном уровне и составляется, согласно СанПиН. Данный документ предусматривает обязательное обустройство в школе централизованной системы подачи воды, которую можно пить.

Как обустраивают подачу воды в школе

Согласно СанПиН, для обеспечения постоянного доступа питьевой воды в школе выполняют следующие операции:

  • устанавливают питьевые фонтаны;
  • организовывают поставки питьевой воды в фасованных емкостях;
  • раздают питьевую воду в столовой.

Поставлять в школу питьевую воду могут только те компании, которые прошли соответствующую сертификацию.

Норма потребления воды для школьников

Норма рассчитывается, исходя из возраста школьника. Дети от 7 до 10 лет должны ежедневно выпивать до 1,5-2 литров воды. Данная норма рассчитана без учета потребления сока, напитков и супов.

Дети старше 12 лет должны пить ежедневно до 2,2 литра воды. При расчете нормы потребления для подростков учитываются параметры тела и уровень физической активности по следующим критериям:

  • отсутствие физической активности — 300 мл воды в день на каждые 10 кг веса;
  • высокая физическая активность (школьник регулярно занимается спортом) — 1 литр;
  • девочки должны потреблять на 10% меньше воды, чем мальчики;
  • летом объем употребляемой воды должен быть увеличен.

При недостаточном потреблении жидкости развивается обезвоживание, которое чревато серьезными осложнениями для организма. В связи с тем что школьники большую часть дня проводят в учебном заведении, в этот период им необходимо выпивать до 70% суточной нормы. Поэтому правильная организация подачи питьевой воды обеспечивает здоровье ребенка.

Общие требования к бутилированной воде для школьников

Бутилированная вода, поставляемая в учебные заведения, обязательно проходит сертификацию в соответствующих инстанциях. Школьникам можно давать продукцию исключительно высшей либо первой категории.

Каждая бутылка с водой, поставляемая в учебные заведения, обязательно должна содержать этикетку, на которой помимо названия производителя и юридического адрес указана следующая информация:

  • тип жидкости(газированная, столовая и так далее);
  • где добыта (родник, горный водоем и другое);
  • категория;
  • уровень жесткости и минерализации;
  • дата и время розлива;
  • срок годности и условия хранения.

На этикетке также указывают сертификат соответствия. Емкости, в которых привозят воду, должны отвечать санитарным нормам.

Требования к безопасности воды, которая подается централизованно

Вода, которая подается централизованно, должна соответствовать санитарно-химическим нормам, может допустимый (неопасный для организма) процент паразитов и микробов и содержать минимально возможное количество радиоактивных веществ.

Состав такой жидкости необходимо регулярно проверять. Этим занимаются санитарно-эпидемиологические службы. Анализ состава воды в школьных учреждения проводится в специализированных лабораториях.

Итоги

Жидкость, которая поступает через централизованные водопроводы, обязательно хлорируется. Данная процедура позволяет уничтожить патогенные микроорганизмы. Хлор в жидкости не несет серьезного вреда для организма, но может нарушить работу органов ЖКТ. Поэтому для школы оптимальным вариантом обеспечения детей необходимым количеством жидкости станет покупка бутилированной воды.

Обеспечение школы питьевой водой

Если населённый пункт, где находится школа, не имеет центрального водоснабжения, лучшим решением вопроса о водоснабжении школы является устройство внутридомового водопровода. Такой водопровод может питаться водой либо из колодца (трубчатого или шахтного), либо из близко расположенной реки (озера).

Вода по трубам при помощи насоса подаётся в расположенный в чердачном помещении или в специальной водонапорной башне бак-резервуар, откуда она в силу тяжести по нисходящим стоякам направляется к внутрикомнатным кранам.

Устройство внутридомового школьного водопровода даёт возможность обеспечить школу центральным отоплением и водяными клозетами.

Для улучшения качества и обезвреживания питьевой воды применяется либо фильтрование воды через специальные фильтры из фарфора или инфузорной земли, либо через комнатные песчаные фильтры, либо кипячение.

Специально для обеспечения питьевой водой школ было предложено несколько типов так называемых комнатных песчаных фильтров. Комнатные песчаные фильтры, освобождая воду от взвешенной мути, не дают, однако, гарантии освобождения её от бактериального загрязнения; поэтому при малейшем подозрении на опасность загрязнения воды заразными микробами профильтрованная через такие фильтры вода должна кипятиться.

Кипячение является наиболее надёжным способом обезвреживания воды для удовлетворения питьевых нужд небольших коллективов, в частности школ. Кипячение должно продолжаться 10-15 минут. Кипячение воды производится в посуде, не изменяющей химических и вкусовых свойств воды. В этом отношении надо отдать предпочтение лужёной посуде.

В условиях небольшой сельской школы для приготовления кипячёной воды можно пользоваться обычным самоваром, хорошо вылуженным.

В деле обеспечения питьевой водой учащихся особенно большое значение приобретают два момента: а) хранение кипячёной воды, б) посуда для питья. Питьевая вода в школах, вынужденных пользоваться кипячёной водой, хранится в специальных бачках — с крышками, закрывающимися на замок во избежание загрязнения воды грязными руками.

Бачки для хранения кипячёной воды изготовляются из хорошего оцинкованного либо эмалированного железа, ещё лучше — из листов нержавеющей стали, но ни в коем случае не из крашеного железа, так как краска часто придаёт воде неприятный привкус. Хорошим материалом для бачков надо признать обожжённую глину. Бачок ежедневно по окончании занятий должен тщательно промываться, прополаскиваться горячей водой и опрокидываться для просушки до следующего утра. Недопустимо оставление в бачке остатков воды со вчерашнего дня.

Существующая посуда для питья воды в школе — кружка — может служить путём для передачи инфекции из полости рта одного ребёнка (дифтерия, скарлатина, грипп и др.) другим детям.

Читайте также  Липосакция не поможет справиться с ожирением

Наилучшей гарантией от такой опасности является применение так называемых фонтанчиков, при которых струя воды попадает прямо в рот пьющего. Это исключает пользование кружками. В тех местах, где водопровод снабжает совершенно доброкачественной водой, такой фонтанчик, включённый непосредственно в водопроводную сеть, должен обязательно заменить кружку.

В тех случаях, когда для питья приходится пользоваться исключительно кипячёной водой, такие фонтанчики оказываются мало практичными. Наливные фонтанчики требуют большого непроизводительного расхода воды и, следовательно, частой загрузки бака новой порцией кипячёной воды. Это на практике нередко приводит к фактическому отсутствию питьевой воды в бачках уже после первой или второй перемены.

В случае неизбежности пользования для питья кружками, надо категорически требовать отказа от практики одной кружки при бачке и тем более кружки эмалированной, у которой быстро сбивается эмаль по бортику края и в образовавшихся выбоинах застревают остатки пищи и слюна из полости рта с находящимися в них бактериями. В этом случае надо пользоваться стеклянными стаканами, причём у каждого бачка надо иметь возможно большее число стаканов, во всяком случае из расчёта минимально один стакан на 8-10 учащихся. Стаканы должны храниться на подвешенной к стенке около бачка полочке, которая делится на две половины, окрашенные в контрастные цвета (белый и темно-синий или другой). В одной половине (белой) помещаются чистые, вымытые стаканы, в другой (тёмной) — использованные. На каждой половине полочки делаются соответствующие надписи: «чистые стаканы», «грязные стаканы». Уборщицы должны регулярно обходить все бачки и обмывать использованные стаканы. При пользовании большим количеством стаканов, если бы дети даже и пользовались для питья уже использованными, всё же имеется громадное преимущество перед одной кружкой, так как создаётся меньшая опасность распространения инфекции.

В школе вода, помимо питьевого её назначения, играет ещё огромную роль в поддержании санитарного режима школы и особенно в обеспечении наиболее совершенных способов удаления нечистот (устройство водяных клозетов). Поэтому, если в данном населённом пункте нет общегородского или поселкового водопровода, желательно, как указано выше, при строительстве школы запроектировать устройство местного домового водопровода.

При наличии центрального или домового водопровода целесообразно устраивать умывальники-души с подачей воды непосредственно из водопровода. В зимние месяцы вода в таких умывальниках оказывается чрезмерно холодной, что делает самый процесс мытья неприятным — вплоть до появления болевых ощущений в кистях рук. Для устранения этого обстоятельства в приводящую трубу водопровода желательно включить такой же бачок с шаровым затвором, какие устраиваются для смывания уборных. В таком бачке, находящемся к тому же в верхних, более нагретых частях комнаты, температура воды будет постоянно поддерживаться на уровне комнатной. Емкость бачка должна быть исчислена в зависимости от количества предполагаемых к установке умывальных кранов и количества детей, на которых рассчитаны умывальники. Количество кранов в школьных умывальниках должно определяться из расчёта не менее 1 крана на 30 учащихся. В интернатах и детских садах 1 кран рассчитывается на 7-10 детей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: