\

Наследственная патология олигофрении

Нарколог-Психиатр

центр наркологической и психиатрической помощи

Олигофрения — причины, симптомы, лечение

Дети являются смыслом жизни многих людей. Как прекрасно то время, когда они маленькие, весёлые, добрые, отзывчивые. И как больно и тревожно, когда они болеют. А если ещё и это заболевание приводит к тому, что ребёнок начинает сильно отличаться от других детей, ребёнок не развивается по стандарту, то это вызывает у родителей полнейший ужас. Диагноз “олигофрения” многие родители воспринимают как приговор для своих детей и наказание для себя. Но так ли это на самом деле?

Олигофрения — это заболевание при котором у ребёнка происходит недоразвитие головного мозга, в результате которого его физические, интеллектуальные, эмоциональные способности сильно ограничены. Олигофрения может быть врожденной, а может быть и приобретенной в раннем возрасте. В качестве причин олигофрении ученые называют:

  • неблагоприятные внутриутробные воздействия (травма живота во время беременности, перенесённая во время беременности инфекционная болезнь);
  • генетические аномалии (хромосомные аномалии, мутации генов);
  • тяжёлые роды (асфиксия плода, травма головы, недоношенность);
  • педагогическая запущенность ребёнка в раннем детстве.

Олигофренией в той или иной степени болеет примерно 1 % населения. Основные особенности олигофрении — сниженные умственные и физические способности.

Степени олигофрении

  1. Дебильность — лёгкая степень слабоумия. Дети, у которых выявлена эта степень олигофрении, способны вести самостоятельную жизнь, они способны мыслить, оперировать конкретным предметными понятиями, однако они не способны к абстрактному мышлению.
  2. Имбецильность — средняя степень тяжести олигофрении. Такие дети способны понимать и произносить только короткие фразы, набор выполняемых ими действий не велик, они не способны ориентироваться в изменённых условиях.
  3. Идеотия — наиболее тяжёлая стадия олигофрении, при которой дети практически полностью лишены способности мыслить, разговаривать, совершать осознанные действия. Такие дети нуждаются в постоянном уходе.

Формы олигофрении

В международном классификаторе болезней выделяют следующие формы олигофрении:

  • лёгкая форма (уровень интеллекта согласно тесту IQ составляет 50-70 баллов);
  • умеренная (35-50 баллов);
  • тяжёлая (20-35 баллов);
  • глубокая (менее 20 баллов).

Симптомы олигофрении

Так как степени и формы олигофрении могут быть разными, то и симптомы заболевания различны. Так, у детей с дебильностью выявляется неспособность к абстрактному мышлению, отсутствие самостоятельности, неспособность к анализу.

Дети с имбецильностью не способны к построению сложных предложений, с трудом воспринимают новую информацию, не могут образовать понятия, не могут ориентироваться в нестандартной или незнакомой обстановке.

При идиотии дети не способны вообще ни к какому обучению, координация их движений сильно нарушена, они либо не разговаривают вообще, либо издают только мычащие звуки, многие даже не способны контролировать процесс мочеиспускания и дефекации.

Таким образом, основными признаками олигофрении являются следующие нарушения интеллекта больного:

  • недоразвитие речи;
  • слабая мыслительная деятельность;
  • неспособность к самоконтролю;
  • слабая память;
  • низкая концентрация внимания;
  • эмоциональное недоразвитие;
  • отсутствие воли.

Лечение олигофрении

Олигофрения поддается лечению. Это действительно так. Да, полностью вылечить больного олигофренией вряд ли удастся. Однако можно минимизировать отклонения в его развитии и олигофрен будет способен нормально жить в обществе: учиться, работать, дружить. Все методы лечения можно условно разделить на две группы: медикаментозные и педагогические.

В медицине для лечения олигофрении используют следующие средства:

  • гормональные препараты (для лечения микседемы, эндокринопатии);
  • антибиотики (при мозговых инфекциях, врожденном сифилисе);
  • переливание крови (при резус-конфликте с матерью);
  • психостимуляторы и ноотропы (для ускорения психического развития);
  • антиоксиданты и антигипоксанты (для ускорения работы мозга);
  • седативная терапия (для устранения тревожности и агрессии);
  • дегидратационная терапия (для уменьшения жидкости в организме);
  • диетотерапия (при ферментопатии) и др.

В педагогике для лечения олигофренов разработано огромное количество методик, которые способствуют развитию интеллекта больных. Также для реабилитации больных особое значение имеет трудотерапия, обучение профессиональным навыкам, игровая терапия.

Выбор вариантов лечения олигофрении зависит от причин развития болезни, степени тяжести, возраста больного, особенностей заболевания. Огромную роль в процессе лечения больных олигофренией играют родители и родственники больного. Они должны проводить с ребёнком много времени, устанавливать с ним контакт, обучать его (даже если у него ничего не получается), водить его в различные кружки и секции, способствовать налаживанию взаимоотношений ребёнка с другими людьми. Основная задача родителей — это научить ребёнка самообслуживанию и способствовать его адаптации в социуме. А помощниками в этом деле выступают психиатры, неврологи, психологи, педагоги-дефектологи, логопеды.

Таким образом, в результате своевременного, последовательного и систематического лечения дети, страдающие лёгкой степенью олигофрении, могут стать абсолютно нормальными людьми. При этом их окружение может даже не догадываться о том, что они чем-то болеют. Больных, находящихся на умеренной или тяжёлой стадии олигофрении, можно обучить простейшей профессии, самообслуживанию. Пациенты с глубокой олигофренией, к сожалению, не способны к нормальной жизни и требуют постоянного ухода.

Олигофрения

✪ Статья проверена экспертом

Лабутьева Ирина Сергеевна — детский психиатр, кандидат медицинских наук.

✰ Круглосуточная психиатрия ☛ 8 800 301 31 54

Клиника доктора Шурова проводит диагностику и поддерживающее лечение олигофрении. Врачи поставят точный диагноз и подберут подходящую корректирующую терапию. Анонимность обращения гарантирована.

О болезни

Олигофрения — группа разных по происхождению и клиническим проявлениям состояний, которые отличаются врожденным или приобретенным в раннем детстве слабоумием.

Для данной аномалии развития центральной нервной системы характерен недоразвитый интеллект. Выраженность психических нарушений зависит от тяжести интеллектуального дефекта. Патологическое состояние стабильное, отсутствует прогрессирование.

Олигофрении часто сопутствуют пороки развития внутренних органов и систем. На легкой и умеренной формах умственной недостаточности своевременные коррекционно-лечебные мероприятия помогают улучшить качество жизни, социализировать пациентов, научить их обслуживать себя и получить несложную профессию.

Причины формирования

Существует множество причин, из-за которых у ребенка может сформироваться олигофрения. В клинике Доктора Шурова в Москве психотерапевт проведет все необходимые исследования.

  • Генетические факторы связаны с нарушениями в хромосомах и мутациями в генах (синдром Дауна, трисомия, синдром Шерешевского-Тернера, Клайнфельтера).
  • Недоношенность, преждевременные роды.
  • Патология во время беременности (нефропатия, анемия, эклампсия, нарушение кровообращения в плаценте).
  • Травмы во время родов (внутриутробная гипоксия, асфиксия).
  • Перенесенные в младенчестве заболевания (менингоэнцефалит, энцефалит, черепно-мозговая травма).
  • Отсутствие воспитания и обучения ребенка с младенчества.
  • Поражения головного мозга из-за употребления женщиной некоторых лекарственных препаратов, алкоголя и других запрещенных препаратов во время беременности.
  • Заболевания у женщины, развившиеся во время беременности (сердечно-сосудистая недостаточность, диабет, заболевания печени и почек, эндокринные расстройства, инфекционные заболевания).
  • Иммунологический конфликт матери и плода из-за резус-фактора.

Симптомы

Для новорожденных до года существуют критерии, по которым можно распознать симптомы олигофрении:

  • Строение головы и лица непропорциональное.
  • Патологии внутренних органов (выявляются во время диагностики и консультации у профильных специалистов).
  • Чрезмерная бледность кожных покровов.
  • Отсутствие рефлексов.

После одного года дети с олигофренией отличаются от здоровых большим количеством симптомов:

  • Нарушения речи (отсутствие лепета и гуления, нет простых слов, произносит неправильные звукосочетания и построение фраз и предложений, плохо воспринимает чужую речь).
  • Отставание в психическом и физическом развитии: походка неустойчивая, покачивания в положении сидя, непроизвольные движения руками. Ребенок поздно начинает держать голову, сидеть и говорить. Если ребенок начинает ходить, то его походка неустойчивая, а координация движений нарушена.
  • Отсутствие интереса к животным, окружающим предметам, игрушкам, природе.
  • Отсутствие реакции на значимых взрослых (не узнает маму и других членов семьи).
  • Проявляемые эмоции не соответствуют ситуации (смеется, когда другие дети плачут, закатывает истерики без причины).

Диагностика

Диагноз “олигофрения” основывается на установлении дефекта психики и недоразвития интеллекта. Чтобы определить, глубину психического дефекта используют следующие методы:

  • Сбор анамнеза (состояние здоровья матери, информация о том, как проходили роды, наличиеотсутствие родовой травмы).
  • Психологическая оценка интеллекта, консультация врача для определения умственного и эмоционального фона, оценка речи, быстрота реакции на вопрос, эмоции во время разговора с доктором, величина словарного запаса, способность к абстрактному мышлению.
  • Лабораторные и инструментальные исследования для дифференциации умственной отсталости с другими диагнозами (педагогической запущенностью и прогрессирующими психическими заболеваниями). Проводится МРТ, выполняются анализы крови.
Читайте также  Простые способы удаления грязи в труднодоступных местах

Методы лечения

Современный подход к лечению олигофрении подразумевает комплекс медико-педагогических мероприятий для адаптации и реабилитации больных. Отставание в развитии можно скорректировать на ранних стадиях, если заболевания было обнаружено на поздних стадиях, назначается симптоматическую терапию. При установленном диагнозе в клинике лечение олигофрении включает следующие меры:

  • Компенсирующая гормонотерапия при установленной эндокринной недостаточности.
  • Фармакотерапия при врожденном токсоплазмозе или сифилисе.
  • Диетотерапия при нарушениях активности ферментов в ЖКТ.

Если олигофрения вызвана внешними факторами, то проводится лечение, направленное на коррекцию или полное устранение негативного влияния на организм. Для этого назначаются:

  • Антибактериальные лекарственные препараты.
  • Хирургическая терапия гидроцефалии.
  • Детоксикационные методики.
  • Ноотропные препараты для стабилизации когнитивных функций.
  • Реабилитационные мероприятия, обучение навыкам самообслуживания, тренировка памяти, сеансы психотерапии, обучение по специальным методикам.
  • Консультации и лечение у психолога, невропатолога, логопеда.

Правильно подобранная терапия и выстроенная программа обучения позволяет развить у ребенка способности к базовой социализации.

Цель терапии: адаптировать ребенка к социуму. Родителям нужно найти подход к своему ребенку, чтобы сохранять с ним контакт, и общаться. Это позволит во время занятий с ребенком беседовать и играть в развивающие игры.

Преимущества лечения в клинике

В клинике доктора Шурова врачи психотерапевты проводят диагностику олигофрении и поиск причин развития заболевания и назначают коррекционная терапия в соответствии с установленной степенью патологии. Преимущества терапии в клинике:

  • Команда высококвалифицированных специалистов: педиатров, неврологов, психотерапевтов, психологов. Подберут подходящее коррекционное комплексное лечение.
  • Полная анонимность обращения. О вашей проблеме не узнает никто. Сведения, передаваемые при оформлении медицинской карты, и вся подписанная вами документация.
  • Современное диагностическое и лечебное оборудование позволяет выявить отклонения.

Если вы заметили, что у ребенка появились проблемы с концентрацией внимания, он стал агрессивным или вялым, наблюдаются задержки в первый год манифестации патологии, обращайтесь к специалистам нашей клиники. Они не только поставят диагноз после консультации и обследования, но и подберут комплексную терапию. Записаться можно по телефону или через оператора онлайн-чата

Лечение олигофрении от 2500 руб.

Часто задаваемые вопросы

К сожалению, олигофрения — неизлечимая патология, но легкая степень умственной отсталости поддается коррекции. Ребенку можно помочь освоить речь, обучить простым навыкам. При заболевании средней и тяжелой степени при правильно подобранной терапии можно убрать тики, снять психическое возбуждение.

При тяжелой степени олигофрении, поставить диагноз можно уже в младенчестве. Генетические отклонения проявляются во внешности (особенный разрез глаз, форма лица). При средней форме тяжести патологии родителей может насторожить, что ребенок не фокусирует взгляд на предметах, или что у него заметна задержка в развитии, гиперактивность, агрессия. Легкую степень олигофрении можно выявить только в начальной школе, когда становится заметно, что у ребенка есть проблемы с восприятием и запоминанием информации.

Да. Детям при легкой степени умственной отсталости дается 3 группа инвалидности. Они могут посещать школу и получить профессию. Детям при средней степени олигофрении полагается 2 группа инвалидности, и им нужен специальный уход и постоянная коррекционная терапия. Пациентам с тяжелой формой заболевания дается 1 группа инвалидности, они не способны обслуживать себя, и им необходим постоянный присмотр в специализированных учреждениях.

Наследственные заболевания с умственной отсталостью

Наследственно обусловленные формы олигофрении имеют характерную клиническую картину, отличающую их друг от друга и других форм обще­ го психического недоразвития. Знание характерных симптомов и синдромов, результаты параклинических методов исследования (в данном случае, прежде всего генетических) позволяют провести дифференциальную диагностику и поставить определенный диагноз. Учитывая важность наследственно обуслов­ ленных олигофрении, в данной главе этой теме посвящен специальный раздел.

Генетически все наследственные болезни делятся на две большие груп­пы: хромосомные и генные. Этиологическими факторами наследственных бо­ лезней являются геномные, хромосомные и генные мутации. Заболевания, связанные с геномными (изменение числа хромосом) и хромосомными (изме­нения структуры хромосом) мутациями, называются хромосомными болез­ нями. Большинство форм наследственных заболеваний обусловлено генны­ ми мутациями, то есть молекулярными изменениями на уровне ДНК (фенилкетонурия, синдром Ретта и др.). Эта группа болезней называется гене­тические болезни.

В табл. 19 представлена примерная частота наиболее распространенных заболеваний различных типов наследования среди умственно отсталых детей.

Авторы отмечают, что значительная доля больных фенилкетонурией в этом контингенте (5,7%) связана не только с направлением в медико-генетичес­кую консультацию (МГК) большого числа ранее выявленных больных для назначения специфического лечения, но также и с относительно высокой популяционной частотой этого заболевания. Последнее относится и к болезни Дауна. Все остальные мутации впервые были диагностированы в МГК и по­ этому полученные данные могут, в какой-то степени, свидетельствовать о рас­пространении указанных нозологических форм у детей, особенно среди боль­ных, наблюдаемых невропатологами и психиатрами. Умственная отсталость различной степени является одним из признаков этих заболеваний.

Рассмотрим наиболее распространенные и известные наследственные (хро­мосомные и генные) заболевания, с которыми может встретиться на практи­ке психиатр.

Хромосомные болезни

Термин хромосомные болезни был предложен в 1959 г. французским ге­нетиком Ж. Леженом (J. Lejeune). Он первый показал, что при болезни Дауна в соматической клетке наблюдается не 46, а 47 хромосом — трисомия при 21-й паре хромосом. В виде исторической справки мы не можем не привести высказывание о причинах болезни Дауна отечественного педиатра профес­сора М. С. Маслова в 1928 г.: «Этиология данного страдания нам совер­шенно неясна. Некоторые видят главную причину в наследственном сифи­лисе (Lemare), в истощении матери во время беременности или половом ис­тощении отца (Berry), в несоответствии возраста родителей, наличии много­ численных родов, эндокринных и психических расстройств и т. п. Монголизм (так в те времена называли болезнь Дауна) есть сумма уродств, задержек развития от эндогенных факторов, заложенных в хромосомах». Последнее утверждение оказалось пророческим.

Среди различных групп умственно отсталых детей частота хромосомных нарушений составляет от 8 до 20%, что в 20 раз выше, чем в общей популя­ции. Около 80% всех случаев хромосомных аномалий приходится на болезнь Дауна, 4,5% — на другие тросомии, 9% — составляют аномалии половых хромосом и 6,5% — прочие дефекты хромосомного набора [Маринчева Г. В., ГавриловВ. И., 1988].

В настоящее время описано около 700 хромосомных болезней. Желательно у всех детей с умственной отсталостью проводить кариотипирование для исключения хромосомной аномалии. Выявление ее очень важно как для самого больного — для выработки тактики лечения, социального статуса и т. д., так и для его родителей — для прогнозирования состояния следующих де­тей при планировании расширения семьи и тактики проведения пренатальной диагностики.

Большинство хромосомных болезней возникает спорадически в виде ге­номной и хромосомной мутаций в половых клетках (гаметах) или на пер­ вых делениях зиготы (оплодотворенная яйцеклетка).

Болезнь Дауна

Болезнь Дауна (синоним: синдром трисомии хромосомы 21) впервые была описана в 1866 г. английским врачом Д. Л. Г. Дауном (J. L. H. Down).

Частота заболевания среди новорожденных равна 1:700, в популяции — 1:4000. Среди больных олигофренией болезнь Дауна является самой частой формой и составляет около 10%. Клиническая симптоматика болезни Дауна настолько типична, что врач любой специальности должен уметь поставить хотя бы предположительный диагноз этой патологии.

Больные болезнью Дауна отличаются своеобразным лицом: косой, иду­щий снаружи и сверху внутрь и вниз разрез глаз, нередко эпикант (верти­кальная кожная складка, прикрывающая медиальный угол глазной щели), короткий нос с широкой переносицей, маленькие деформированные уши, не­ редко полуоткрытый рот с высунутым языком и с выступающей нижней че­люстью, сухие в трещинах губы. Фигура больного расслаблена, походка и движения неловкие. Голос грубый, речь односложная, косноязычная. При­ знаком хромосомной патологии является особенность дерматоглифики — одна поперечная большая складка на одной или на обеих ладонях. Отметим, что в 5% случаев такая складка наблюдается у здоровых людей с нормальным кариотипом. Для больных болезнью Дауна характерны врожденный порок сердца, пороки желчевыделительной системы. У всех больных наблюдается врожденное слабоумие.

Читайте также  Клинические диагностические пробы при феохромоцитоме

В периоде грудного детства больные апатичны и ненормально спокойны, никогда не плачут, у них резко понижен мышечный тонус. И.И. Штильбанс (1965) пишет следующее: «Дети с болезнью Дауна ласковы, добродушны, по­ слушны, но временами упрямы, они пугливы, любопытны и любят подражать окружающим, благодаря чему их можно приучить помогать окружающим по хозяйству, одеваться, однако к систематическому труду они не способны. Несложные житейские навыки обычно усваиваются многими из них».

Олигофрения – формы, причины, коррекция

«Мой ребенок – олигофрен, – с горечью говорит одна моя знакомая, – он родился таким, и это уже навсегда, пожизненная болезнь, можно научить только навыкам самообслуживания, но программу общеобразовательной школы он уже никогда не освоит». Что же делать безутешным родителям олигофренов и как найти ответ на риторический вопрос: почему мой ребенок? Поговорим о причинах, формах и последствиях этого психического заболевания.

Олигофрения – нарушение интеллекта

Главная особенность олигофрении – нарушение интеллекта, то есть способности к пониманию и переработке информации. Иначе олигофрению называют умственная отсталость. Ученые выделяют в структуре интеллекта биологический, психометрический и социальный уровни, но ведущим является биологический интеллект, который определяется скоростью протекания процессов высшей нервной деятельности. Основным параметром, определяющим уровень интеллектуального развития, является индивидуальная скорость переработки информации, которая у олигофренов оказывается минимальной.

Уровень IQ человека характеризует психометрический интеллект и зависит также преимущественно от генотипа и от факторов среды. Социальный уровень интеллекта измеряется способностью человека использовать психометрический интеллект относительно адаптации к требованиям общества. У олигофренов наблюдается нарушение мышления на всех уровнях. Прежде всего, это затрагивает когнитивные способности, возможность к самостоятельному приобретению новых знаний, адаптационные способности. Особенности психофизиологических свойств центральной нервной системы свидетельствуют о врожденных нарушениях интеллекта.

В контексте культурно-исторических исследований интеллект отождествляется с понятийным мышлением, которое отсутствует у умственно отсталых детей. Они лишены возможности оперировать абстрактными понятиями, категориальными единицами, не способны к сравнению, обобщению, классификации предметов. Им не доступны такие мыслительные операции как умозаключение, а также совокупность различных операций (суждение, оценка, рассуждение). Мышление олигофренов примитивно, они мыслят конкретными понятиями, в лучшем случае способны только к простому описанию действий и предметов.

Главным критерием олигофренического слабоумия в психиатрии является клинико-психопатологический подход. Своеобразие психоповедения проявляется в недоразвитии эмоциональной сферы. Дети с умственной отсталостью часто очень открыты, добры и ласковы по отношению к людям. Интеллектуальная недостаточность протекает без нарастающих изменений, темп психического развития замедлен. Поэтому у детей-олигофренов нарушена социальная адаптация, приводящая к невозможности усвоения школьной программы.

Причины олигофрении

Основная причина возникновения олигофрении – наследственная. По определению многих ученых олигофрения – вид аномального развития в результате генетической патологии или поражения зародыша во время внутриутробного развития, или поражение ЦНС на самых ранних этапах развития ребенка, отражающемся на недоразвитии всей познавательной системы. Факторы развития олигофрении принято разделять на эндогенно-наследственные, экзогенно-органические и социально-средовые. Также в клинической картине часто наблюдается совокупность этих факторов.

К генетически наследуемым заболеваниям, влекущими за собой умственную отсталость, относятся такие заболевания, как фенилкетонурия, Синдром Клайнфелтера, галактоземия, Синдром XYY, Синдром Шерешевского-Тернера, болезнь Дауна, синдром Корнелии де Ланге. Таким образом, большое значение в развитии олигофрении отводится хромосомным нарушениям в первый триместр беременности. Эмбриологи отмечают, что к 28 недели беременности у плода завершается формирование нейронов и отростков к коре больших полушарий мозга. В мозге начинает функционировать собственно система проводников, которая передает информацию внутри всей нервной организации. У олигофренического эмбриона обнаруживается наименьшее количество ассоциативных нейронов, нежели у здорового.

Также большую роль в развитии слабоумия играют экзогенные вредности, действующие на организм плода через кровь матери. К кислородному голоданию плода ведут такие болезни матери во время беременности, как болезни почек, крови, сердечная недостаточность, инфекционные заболевания – краснуха, гепатит, грипп, цитомегалия. Вот почему при обнаружении данных инфекций в первой половине беременности женщинам рекомендуется сделать аборт. Также важное значение в развитии олигофрении имеет прием матерью во время беременности некоторых лекарственных препаратов типа антибиотиков, барбитуратов, сульфаниламидов. Не исключается также токсическое влияние алкоголя во время беременности. Во второй половине беременности, когда завершено формирование мозга и нервной трубки, происходит этап дифференциации и интеграции функций мозга, поэтому аномалии развития головного мозга в этот период отличаются неравномерностью поражения или наиболее выраженным недоразвитием. Клинически это выражается в появлении наряду с олигофренией различных психопатических расстройств.

Ученые отмечают два вида анатомических изменений в клинической картине олигофрении. В первом случае наблюдается слабое развитие полушарий и извилин – агирия и микрогирия, во втором случае – уменьшение количества корковых слоев, неправильное расположение клеток по этим слоям, недоразвитие белого вещества и малое количество нервных клеток. По результатам ЭЭГ у больных олигофренией замечено значительное нарушение в протекании нервных процессов, инертность нервной деятельности в коре полушарий мозга, обнаружено замедленное действие этих процессов, реакция торможения превалирует над реакцией возбуждения. Особенно у олигофренов страдают лобные и теменные доли мозга, что объясняет недостаточность у них аналитико-синтетических функций мышления.

К постнатальным этиологическим факторам олигофрении относят инфекционные заболевания – менингиты, энцефалиты, дистрофические заболевания, интоксикации, черепно-мозговые травмы и другие повреждения, которые обуславливают поражение головного мозга и аномалии его развития. К экзогенно-органическим факторам также относят иммунологическую несовместимость крови матери и плода по резус-фактору. У определенной категории детей олигофрения является вторичным нарушением (при гидроцефалии), обусловленным нарушением предпосылок интеллекта таких как памяти, работоспособности, внимания, эмоционально-волевой сферы. Формы умственной отсталости, с четко установленными причинами их появления, называют дифференцированными формами и составляют 35 % клинической картины, в других случаях с неясными или невыясненными причинами олигофрения считается недифференцированной или идиопатической.

Формы и степени олигофрении

Разнообразие клинических форм и вариативный подход к данной проблеме привели к созданию более 20 классификаций олигофрении. Все эти классификации в большинстве случаев построены на психологических принципах и определяют коэффициент IQ, но не отражают структуру дефекта. Наиболее распространенной классификацией в отечественной психиатрии является разделение олигофрений Г.Е. Сухаревой, основанное на критерии причины появления и времени поражения:

Олигофрения, связанная с генетическими факторами воздействия.

Олигофрения, связанная с перинатальными вредностями.

Олигофрения, связанная с постнатальными органическими поражениями мозга.

В МКБ-10 диагностируется четыре степени олигофрении, основанных на измерении уровня IQ:

Легкая степень расстройства – дебильность(F70), при данных IQ 50-69 баллов, что соответствует интеллектуальному развитию ребенка 9-12 лет.

Умеренная степень олигофрении – имбецильность (F71), IQ 35-49 баллов, что соответствует развитию ребенка 6-9 лет.

Тяжелая степень олигофрении – тяжелая олигофрения (F72), при IQ 20-34 балла, что соответствует интеллектуальному развитию малыша 3-6 лет.

Глубокая степень олигофрении – идиотия (F73), при IQ ниже 20 баллов, что соответствует умственному развитию ребенка 2-3 лет.

Чем сильнее расстройство интеллекта, тем раньше оно обнаруживается у младенца, а позже резко усиливается при освоении ребенком школьной программы с началом обучения. Пик олигофрении приходится на 10-15 лет, постепенно снижаясь до 1 % популяции. При любой степени олигофрении обязательно наблюдение детского психотерапевта и медикаментозное вмешательство.

Читайте также  Анемия при хронических инфекциях

Коррекция при олигофрении

Легкая степень слабоумия – дебильность, не смотря на заметную задержку умственного развития, легче других поддается коррекции. Дети в дошкольном возрасте зачастую выглядят как вполне здоровые, они легко усваивают навыки самообслуживания, хорошо слышат, видят и говорят вполне чисто. Их можно научить простым арифметическим действиям, приучить к ручному труду, поэтому они посещают коррекционную школу восьмого вида. При благоприятных условиях к позднему подростковому возрасту они осваивают программу 5-6 классов и выпускаются в 9 классе. Далее перед ними стоит выбор – либо идти работать в профессии, не требующие специальной подготовки (дворники, уборщицы), либо поступить в профучилище, где им вполне удается освоить профессии швеи, портного, парикмахера, обувщика по ремонту обуви, маникюрши, вышивальщицы.

В случае имбецильности ребенок не может обучаться в школе, ему с трудом удается даже научиться держать ложку. Навыки самообслуживания усваиваются плохо и достигают среднего уровня. Словарный запас беден – составляет 20-40 слов, речь невнятна, монотонна. При умеренной олигофрении больным доступны некоторые действия ручного труда, но работать на производстве они могут только под присмотром в специализированных условиях.

При тяжелой форме олигофрении развитие речи и ручной моторики минимально. Дети в дошкольном возрасте неспособны к самообслуживанию, не могут общаться с другими людьми. Школу такие дети не посещают, им недоступна программа даже начальной школы. В подростковом возрасте при постоянном обучении больным оказывается доступно ограниченное речевое и невербальное общение, а также некоторые навыки самообслуживания. Освоение ручных навыков невозможно, автономное существование снижено до минимального уровня. Такие больные до конца своих дней остаются под присмотром родных или сиделок.

Глубокая умственная отсталость – идиотия, предполагает, что больной просидит всю жизнь на препаратах дома или в психоневрологическом интернате. Минимальное развитие сенсомоторики лишь в единичных случаях позволяет научить его элементарным навыкам самообслуживания к 14-15 годам. Большинство больных остаются до конца жизни неподвижными и не способны контролировать физиологические отправления. Они не осваивают речь, плохо понимают речь окружающих, общение возможно лишь на языке жестов. Продолжительность жизни олигофренов невелика – 35-40 лет.

При любой степени олигофрении больного нужно продолжать обучать элементарным навыкам самообслуживания, развивать моторику рук. Благодаря современным технологиям многие формы олигофрения, обусловленные генетическими факторами, успешно диагностируется на стадии раннего внутриутробного развития, поэтому перед родителями ставят вопрос об искусственном прерывании беременности. В других случаях, когда ребенок уже родился, психологи рекомендуют родителям принять свое чадо таким. Это совсем нелегко, поэтому родителям детей-инвалидов обязательно психологическое сопровождение.

Олигофрения

Олигофрения — это синдром врожденного психического дефекта, выражающийся в умственной отсталости вследствие патологии мозга.

Олигофрения проявляется прежде всего в отношении ума, речи, эмоций, воли, моторики. Термин олигофрения был впервые предложен Эмилем Крепелином. Олигофрения характеризуется интеллектом физически взрослого человека, который не достиг нормального уровня в своем развитии.

Причины олигофрении

Причины заболевания обусловлены генетическими изменениями; внутриутробное повреждение плода ионизирующим излучением, инфекционное или химическое повреждение; недоношенность ребенка, расстройства во время родов (родовая травма, асфиксия).

Причины олигофрении могут быть вызваны травмой головы, инфекциями центральной нервной системы, гипоксией головного мозга. Не последнюю роль играет педагогическое пренебрежение в неблагополучных семьях. Иногда умственная отсталость остается необъяснимой этиологией.

Генетические изменения могут вызвать олигофрению, и, согласно статистике, до половины случаев обучают по этой причине.

Основные типы генных расстройств, приводящих к олигофрении, включают хромосомные аномалии (делеция, анеуплоидия, дупликация). Хромосомные аномалии также включают синдром Дауна (трисомия хромосомы 21), синдром Прадера-Вилли, синдром Ангельмана, а также синдром Уильямса.

Причины умственной отсталости могут быть вызваны дисфункцией отдельных генов, а также числом мутаций генов, при которых степень превышает 1000.

Характеристика олигофрении

Заболевание относится к обширной группе заболеваний, связанных с нарушением развития. Олигофрения считается аномалией недоразвития психики, личности, а также всего организма пациента. Показатель олигофрении в промышленно развитых странах достигает до 1% от общей численности населения, из которых 85% с небольшой умственной отсталостью. Соотношение заболевших мужчин и женщин составляет 2: 1. Более точная оценка распространения заболевания затруднена из-за различных диагностических подходов, а также зависит от степени толерантности общества к психическим аномалиям и степени доступности медицинская помощь.

Олигофрения не является прогрессирующим процессом, однако она развивается вследствие болезни. Степень умственной отсталости определяется количественно интеллектуальным коэффициентом после применения стандартных психологических тестов. Редко олигофрения считается человеком, неспособным к социально независимой адаптации.

Классификация олигофрении

Существует несколько классификаций олигофрении. Традиционно заболевание классифицируется по степени тяжести, однако существует классификация по М.С. Певзнеру, а также альтернативная классификация.

Традиционная степень тяжести делится на следующие: дебильность (слабо выраженная), слабость (умеренная), идиотизм (сильно выраженная).

Классификация по МКБ-10 содержит 4 степени тяжести: легкая, средняя, тяжелая, глубокая.

Классификация олигофрении по М.С. Певзнеру

Результаты работ М.С. Певзнера позволили понять, какова структура дефекта при олигофрении, на который приходится 75% всех типов детских аномалий, и создать классификацию с учетом этиопатогенеза, а также особенность ненормального развития.

В 1959 г. М. С. Певзнер предложила классификацию, типологию состояний, в которой она отметила три формы дефекта:

  • неосложненная олигофрения;
  • осложняется нарушением нейродинамики, что проявляется в трех вариантах дефекта: преобладание возбуждения над торможением; при выраженной слабости основных нервных процессов; в преобладании торможения над возбуждением;
  • дети-олигофреники с явной недостаточностью лобных долей.

С 1973 по 1979 годы М.С. Певзнер улучшил свою классификацию. Она выделяет пять основных форм:

  • несложно;
  • осложняется нарушенной нейродинамикой (тормозящей и возбудимой);
  • олигофрения в сочетании с нарушениями различных анализаторов;
  • умственная отсталость с психопатическими формами в поведении;
  • олигофрения с явной лобной недостаточностью.

Диагностика олигофрении

Выделяют диагностические критерии МКБ-10, для которых характерны следующие проявления:

A. Умственная отсталость, проявляющаяся в состоянии отсроченного, а также неполного развития психики, которое характеризуется нарушением способностей, которые не развиваются в период созревания и не достигают общего уровня интеллекта, включая речь, познавательные, двигательные и специальные способности.

B. Умственная отсталость, развивающаяся в сочетании с любыми другими психическими, а также соматическими расстройствами или возникающая независимо.

S Нарушается адаптивное поведение, однако, при благоприятных социальных условиях, когда обеспечивается поддержка, все эти нарушения с легкой степенью умственной отсталости не имеют очевидный курс на всех.

D. Измерение IQ проводится с учетом непосредственно кросс-культурных характеристик.

E. Определение степени тяжести поведенческих расстройств при условии отсутствия сопутствующих (психических) расстройств.

Классификация Е.И. Богдановой

  • снижение интеллекта
  • общее системное недоразвитие речи
  • нарушение внимания (сложность распределения, нестабильность, переключаемость)
  • нарушение восприятия (фрагментация, медлительность, снижение восприятия)
  • некритическое мышление, конкретность
  • низкая производительность памяти
  • неразвитость познавательных интересов
  • нарушения в эмоционально-волевой сфере (нестабильность эмоций, низкая дифференциация, их неадекватность)

Трудности в диагностике олигофрении возникают, когда необходимо отграничить ранние проявления шизофрении. Пациенты с шизофренией, в отличие от олигофреников, имеют частичную задержку развития, поэтому клиническая картина демонстрирует проявления, характерные для эндогенного процесса — аутизм, кататонические симптомы, патологические фантазии.

Степени олигофрении

Одна и та же причина может вызывать разную степень олигофрении у людей. В настоящее время, согласно МКБ-10, отмечается 4 степени олигофрении.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: