\

Место аутизма в клинической картине шизофрении

Место аутизма в клинической картине шизофрении

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая!

Аннотация: Хоть аутизм и шизофрения – это далеко не одно и то же, у данных патологий имеется масса общего.

Статья:

Аутизм с шизофренией относятся к отдельным расстройствам неврологической сферы, отражающимися на высших мозговых функциях и межличностном взаимодействии в социуме. Аутистическая симптоматика начинает себя проявлять в период раннего детства, а вот шизофренические проявления выявляются только по достижении подросткового возраста. Хоть аутизм и шизофрения – это далеко не одно и то же, у данных патологий имеется масса общего.

Детские психозы

Признаки психоза, проявляющиеся до 13-летнего возраста, относятся к достаточно тяжелой и редко встречающейся шизофренической форме. Патологии предшествуют комплекс нарушений аутистического типа вроде дефицита внимания и общения, сложности в развитии мелкой моторики. Подобная клиника присутствует примерно у 30-50% аутистичных деток.
В процессе диагностики выявляются задержки в речевом развитии и координационные нарушения, возникающие еще до проявления психотической симптоматики. Отставания в развитии речи сочетаются с часто повторяющимися словами, позами движениями.

Общие проявления

Рассеянность, отсутствие связи с окружающими и изоляция социального характера считаются общими проявлениями аутизма и детской шизофрении. Если у пациента с высокофункциональным аутизмом возникает стрессовое состояние, то они начинают проявлять параноидальную симптоматику и излишнюю тревожность.
Основными шизофреническими характеристиками специалисты считают:

    1. Спонтанная речь и бредовые мысли, дезориентированное поведение, явные галлюцинации;
    2. Асоциальность и алогия, мотивационная недостаточность и дефицит общения, пониженная выразительность и сила проявления переживаний или чувств.

Для аутизма критериями выступают:

  • Нехватка коммуникации и способности к общению, недостаток социального межличностного взаимодействия;
  • Систематический поведенческий алгоритм, цикличные движения, излишне повышенный или чересчур пониженный ответ на сенсорику.

Дезорганизованные поведенческие особенности в шизофрении похожи на непредсказуемое перевозбуждение, повторяющуюся стереотипную двигательную активность и апатичное безразличие в аутических расстройствах.

Шизофренические состояния

Шизофренией называют поведенческие нарушения и расстройства психофункций, вроде бредовых мыслей, галлюцинаций, скудной речи и дезорганизованности, неконтролируемых и непредсказуемых эмоций. Совсем недавно к проявлениям шизофрении относили все недуги, которые характеризовались тяжелой, пограничной симптоматикой.

На начальном этапе шизофренического расстройства отмечаются такие проявления:

  1. Нарушения концентрации внимания;
  2. Неспособность к обучаемости;
  3. Расстройства сна;
  4. Постоянное избегание общения;
  5. Бессвязность речи;
  6. Видение того, что остальным недоступно.

Расстройство протекает с периодическими ухудшениями состояния и ремиссиями. При обострениях ребенок не способен как-то выразить свои мысли, он страдает от галлюцинаций и бреда. Такие детки уверены в собственных сверхспособностях, они опасаются гонений, а в период обострений проявляют агрессию и суицидальные наклонности.

В целом, пока патология не началась, детки развиваются вполне нормально, но когда начинается шизофрения, то происходит быстрое развитие клинической симптоматики. Отличие аутизма от шизофрении в том, что при аутистических расстройствах патология отражается на интеллектуальной сфере в течение всей жизни больного. А при высокофункциональной шизофрении имеют место нарушения обработки информации и незначительная депрессивная симптоматика.

Особенности аутического расстройства

При раннем аутизме деток наблюдается отрешенность и самоизоляция, неспособность приобретения коммуникативных навыков и формирования межличностных отношений. Такие детки зациклены на однообразной деятельности. При этом детскому аутизму присущи многие проявления, типичные для шизофрении, например:

  • Невозможность мыслить абстрактно;
  • Расстройства исполнительных функций;
  • Невозможность настроиться на сосредоточенное и целенаправленное решение проблемы.

В ходе диагностики специалисты выявляют массу клинических сходств, хотя шизофренические расстройства отличаются большим количеством наследственных предрасположенностей.

Аутизм и шизофрения – где связь

Оба недуга отличаются низкой эмоциональной распознаваемостью, недостаточной способностью к зрительному и социальному контактированию, что в дальнейшем приведет к дезорганизации и излишней агрессивности.
В чем разница аутизма и шизофрении, сразу сказать сложно, а вот биологическая основа у данных недугов общая и закладывается еще на этапе развития нервносистемных структур. Чересчур зрелый возраст отца или резус-конфликт, а также наличие у матери ТОРЧ-инфекций – все это значительно повышает риски развития нарушений у ребенка.

Причины шизофрении у детей

Иногда при постановке диагноза шизофрении или аутического расстройства специалист понимает, что имеет дело с коморбидностью. Это сочетание нескольких патологических состояний, тесно взаимосвязанных, к каким относят аутизм с шизофренией. Точной причины шизофренических расстройств специалисты указать не могут, хотя основополагающие факторы развития подобного недуга все же были выделены. К ним относят:

  1. Наследственность. Детки, чьи кровные родственники имеют шизофренические расстройства, относятся к группе риска.
  2. Стрессовые факторы вроде насилия над детьми, смерти близкого человека или аморального образа жизни родителей, в данном контексте стрессы не рассматриваются, как причина шизофренического расстройства, они выступают в качестве пускового фактора.
  3. У подростков пусковым механизмом развития шизофрении выступают лекарственные медикаменты или наркотические вещества вроде солей, Спайса, Экстази и пр.

Ранние признаки детской шизофрении

Иногда первая шизофреническая клиника начинает себя проявлять до 7-летнего возраста. Основной задачей родителей ребенка своевременно заметить эти проявления.

Подозрительными признаками можно считать:

  • Разговор ребенка с вымышленным другом или с самим с собой, причем негативного характера.
  • Необъяснимый детский страх перед повседневными и постоянно окружающими вещами, порой достаточно выраженный.

Многие не согласятся с подозрительностью данных проявлений, ведь их можно наблюдать у каждого ребенка, имеющего яркую фантазию. И это отчасти так, но, возможно, именно поэтому шизофреническая ранняя симптоматика ошибочно списывается на личностные качества ребенка, его увлеченностью игрой и фантазиями. В результате недуг диагностируется гораздо позднее.
В дальнейшем патология обрастает новыми проявлениями:

  1. У ребенка возникают параноидальные мысли, что все сговорились против них, окружающие настроены к ним негативно;
  2. Беспокоят слуховые и зрительные галлюцинации;
  3. Деток мучают страхи вроде всяческих монстров, вылезающих по ночам из-под кроватки, боязнь спать в темноте и пр.;
  4. Обычные дети всегда легко заводят друзей, однако, с шизофреническим диагнозом ребенок старается жить изолированно, он избегает общения и всяческого контакта с остальными детьми, у него нет друзей.
  5. При шизофрении у детей прослеживается хаотичность мыслительного процесса, такие пациенты не могут различить придуманную фантастику и реальный мир. При этом дети-шизофреники часто утрачивают нить беседы, часто перескакивают с темы на тему или обсуждают несуществующие вещи.

Подобная симптоматика считается типичной при шизофренических расстройствах у ребенка. Если он относится к группе риска развития шизофрении, то при появлении подобных признаков нужно обратиться к соответствующим специалистам.

Проблема диагностики

Трудности относительно дифференциальной диагностики детской шизофрении и аутизма связаны с возрастными особенностями пациентов. До наступления 7-летнего возраста очень сложно выявить галлюцинации и бредовые состояния, обнаружить проблемы логического мышления, потому как симптоматика имеет стертый характер. Именно по этой причине патология не диагностируется на ранних этапах, а обнаруживается лишь тогда, когда клинические проявления приобретут яркую выраженность по достижении подросткового возраста.

Идентичных клинических проявлений у шизофрении с аутизмом немало, потому патологии зачастую дополняют друг друга. Примерно у трети подростков, с детства страдающих аутическими расстройствами, выявляются шизофренические проявления.
Основными факторами, объясняющими, чем отличается шизофрения от аутизма, являются:

  • Меньшее воздействие на интеллектуальную сферу пациента;
  • Шизофренические состояния проявляются и вызывают отклонения значительно позднее, нежели аутистические;
  • С возрастом бредовые идеи и галлюцинации только усиливаются;
  • Для шизофрении типично наличие легкого характера нарушений развития речи и социально-поведенческих расстройств;
  • С течением шизофренического расстройства у пациента периодически будут происходить ремиссии и рецидивы, тогда как аутистические нарушения имеют постоянный характер.

Аутисты не страдают галлюцинациями или маниями величия и уверенностью в собственной исключительности и совершенстве.

Аутизм в вопросах и ответах: 8 часть

Почему диагноз «аутизм» после 18 лет меняют на диагноз «шизофрения»?

Это происходит потому, что в России психиатры часто нарушают медицинские регламенты.

Диагноз могут изменить, когда ребенок переходит от детского психиатра к взрослому, иногда даже не сообщая об этом родителям. Чаще всего его меняют на «шизофрению» или «умственную отсталость». Неверный диагноз означает неверное лечение и невозможность получить адекватную социальную помощь, специальные образовательные условия и программы.

Екатерина Заломова, пресс-офицер Ассоциации «Аутизм Регионы», мама Вани (10 лет): Аргументы для смены диагноза быть самые разные: детский аутизм может быть только у детей; с аутизмом человека могут призвать в армию, а с шизофренией – нет; аутизм – это «модный, но не настоящий» диагноз и т.д. Однако ни один из этих аргументов не может служить причиной смены диагноза. Об этом напрямую говорится в письме заместителя министра здравоохранения Сергея Краевого, направленном в региональные органы власти в сфере здравоохранения.

Евгений Бондарь, к. ф-м н. член правления Ассоциации «Аутизм Регионы», член правления Ассоциации «Аутизм Европа», эксперт фонда «Выход»: Смена диагноза детям с аутизмом совершенно не этична, даже если у психиатров есть т.н. «рациональные» аргументы. Потому что расстройства аутистического спектра (РАС) – это конвенция. Все договорились, что мы понимаем под РАС. И этим людям нужна определенная помощь. Лишать их диагноза, это все равно что врачи, например, сказали бы: «А мы считаем, что рак легких это не рак, это, например, аллергия. И это наша научно обоснованная позиция». Что это означает? Что эти люди выпадут из системы онкологической помощи. С аутизмом происходит примерно то же самое.

Читайте также  Что такое жесткое дыхание?

Как часто при аутизме встречаются нарушения интеллекта?

Дать точный ответ на этот вопрос, к сожалению, невозможно.

Эпидемиологические исследования показали, что среди людей с РАС есть значительный процент пациентов с нарушением интеллекта – в среднем это 4060%. В зависимости от применяемых диагностических критериев, возрастных ограничений и других факторов, данные заметно варьируют. Эрик Эмерсон и Сюзанна Бэйнс в 2010 году обобщили данные исследований с 2000 по 2010 год. По их данным процент подобных нарушений составляет: в Великобритании от 15% до 71%, в США – 37%, в Исландии – 84%, в Финляндии – 50%.

Фред Волкмар, психолог, один из самых известных специалистов в области РАС, редактор Энциклопедии расстройств аутистического спектра: Сегодня мы понимаем, что многие дети – возможно, около 50% – с четко диагностированным аутизмом страдают интеллектуальной недостаточностью или ограниченными интеллектуальными возможностями. Это важно понимать по нескольким причинам. Во первых, данный факт опровергает мнение, сложившиеся в 1950-е и 1960-е годы, что отсутствие реакции со стороны детей с аутизмом на окружающих обусловлено не задержкой в развитии, а осознанным решением (негативизмом). Во-вторых, наличие сопутствующей интеллектуальной недостаточности противоречит предположению о «нетестируемости» детей с аутизмом. Многим родителям диагноз интеллектуальной недостаточности кажется более страшным, чем диагноз аутизма. Имейте в виду, что дети с аутизмом, у которых в той или иной степени есть интеллектуальные нарушения, будут продолжать расти и развиваться. Некоторым из них со временем удастся добиться удивительного прогресса: особенно в детском возрасте, в меньшей степени в подростковом.

Если вы подозреваете у своего ребенка расстройство аутистического спектра, обратитесь к психиатру за консультацией.

Смотрите и читайте нас в соцсетях

PsyAndNeuro.ru

Шизофрения и расстройства аутистического спектра

Расстройства аутистического спектра (РАС) — гетерогенные расстройства, для которых характерны трудности во взаимодействии с обществом, а также ограничивающие и повторяющиеся действия. Симптомы РАС проявляется рано и остаются на протяжении всей жизни, что отрицательно влияет на экономическую сторону жизни семьи и общества в целом. Тем не менее, до сих пор не разработаны эффективные средства для лечения РАС в клинических условиях. Из-за социальных, когнитивных и поведенческих ограничений, вызванных РАС, лица с данным расстройством более подвержены таким физическим осложнениям, как ожирение или желудочно-кишечные расстройства (но не астме или аллергиям). Более того, РАС коморбидно иным психическим расстройствам, таким как шизофрения или расстройство дефицита внимания/гиперактивности.

Известно, что шизофрения и РАС взаимосвязаны: об этом говорят определённые генетические, нейровизуальные, нейрохимические процессы, а также особенности окружающей среды. В недавних исследованиях учёные старались определить подвержены ли пациенты с РАС шизофрении больше, чем контрольная здоровая группа лиц, но ответ на этот вопрос оставался неоднозначным. Zheng Z. et al. провели систематический обзор существующих исследований на английском языке.

В качестве источников были использованы PubMed, Embase, и Cochrane Library. Из 8137 потенциально подходящих статей в итоге выбрали 59. Исследователи посчитали общее количество пациентов в исследованиях; оказалось, что лица с диагнозом РАС всё же с большей вероятностью приобретают в течение жизни расстройство шизофренического спектра (от 3,4 до 52%). Такой результат подтверждается рядом общих у обоих расстройств внешних факторов риска: возрастом родителей, гестационным набором веса, дефицитом витамина D. Кроме того, при шизофрении и РАС специалисты отмечают схожие отклонения с помощью нейровизуализации: у пациентов снижен объём серого вещества в лимбико-стриато-таламической области. Также при обоих расстройствах наблюдаются изменения в веретенообразной извилине и миндалевидном теле. Обе этих анатомических структуры связаны с притупленным эмоциональным восприятием. Более того, у шизофрении и РАС обнаруживаются общие гены, ассоциированные с развитием данных патологий. Данные гены экспрессируются в мозге и влияют на его структуное строение и изменённую регуляцию дофамина.

Для клиницистов в ходе лечения важно определить наличие РАС при шизофрении и наоборот, как минимум, чтобы выписать правильные лекарственные средства и спрогнозировать дальнейшее развитие расстройства. Кроме того, такой шаг позволит лучшим образом понять специфику обоих расстройств. В дальнейшем исследователи рекомендуют провести крупномасштабные работы со стандартизированными критериями и инструментами.

Материал подготовлен в рамках проекта ProШизофрению — специализированного раздела официального сайта Российского Общества Психиатров, посвященного шизофрении, современным подходам к её диагностике и лечению.

Автор перевода: Корнеева К.К.

Редакция: Касьянов Е.Д.

  1. Zhen Zhen , Peng Zheng, Xiaobing Zou. Association Between Schizophrenia and Autism Spectrum Disorder: A Systematic Review and Meta-Analysis. International Society for Autism Research, Wiley Periodicals, Inc., DOI: 10.1002/aur.1977
  2. Abdallah, M. W., Greaves-Lord, K., Grove, J., Norgaard-Pedersen, B., Hougaard, D. M., & Mortensen, E. L. (2011). Psychiatric comorbidities in autism spectrum disorders: Findings from a Danish historic birth cohort. European Child & Adolescent Psychiatry, 20, 599–601.
  3. Stahlberg, O., Soderstrom, H., Rastam, M., & Gillberg, C. (2004). Bipolar disorder, schizophrenia, and other psychotic disorders in adults with childhood onset AD/HD and/or autism spectrum disorders. Journal of Neural Transmission, 111, 891–902.

Определение аутизма у детей

Автор: Башина Вера Михайловна, доктор медицинских наук, врач-психиатр, Научный Центр психического здоровья РАМН

Аутизм в детстве как отдельный признак или в целом психическое расстройство признается специалистами большинства стран. Основными определяющими его признаками являются аутистические формы контактов, расстройство речи, ее коммуникативной функции, нарушение социальной адаптации, расстройства моторики, стереотипная деятельность, нарушения развития. Во взглядах на патологическую сущность, структуру, систематику аутизма до сих пор отмечаются противоречия.

Выделяют несколько этапов в развитии учения об аутизме у детей. Первые упоминания о детях со стремлением к одиночеству и уходам приходятся на конец XIX — начало XX в. (I этап).

Так называемый доканнеровский период в развитии проблемы аутизма охватывает 20—40-е годы нашего столетия, когда формировалось понятие аутизма у детей (II этап).

Термин «аутизм» введен в психиатрию E. Bleuler (1911, 1922). Автор назвал аутизмом отрыв от реальности с наличием внутренней жизни, особого мира грез и фантазий при шизофрении. Значительно позже он признавал возможность присутствия аутизма в клинической картине таких болезней, как маниакально-депрессивный психоз (МДП), а также шизоидная психопатия, при истерических и аффективных расстройствах. По мнению автора, в основе аутизма лежат аффективные комплексы, как, несомненно, и нарушения мышления.

В определении E. Bleuler аутизм как феноменологический признак представлял достаточно сложную категорию, не укладывающуюся в один симптом, а определяемую скорее констелляцией симптомов, характерных для клиники шизофрении. Понятие «аутизм» быстро вошло в практику психиатрии и стало широко использоваться применительно не только к шизофрении, но и другим патологическим состояниям.

Многие клиницисты внесли свои дополнения в понятие аутизма. E. Kretschmer (1924) отмечал взаимосвязь аутизма с шизоидней; по мнению E. Minkowski (1927), аутизм является следствием нарушения «витального» инстинкта; этот автор описал «аутистическую активность» не только «богатого», но и «бедного» аутизма; J. Glatzel (1982) проанализировал аутизм в аспекте информационного нарушения между личностью и средой.

Собственную трактовку аутизма предложил H. S. Sullivan (1953), отнеся его к следствиям регресса на ранние уровни психического онтогенеза. На взаимосвязь личностной дезадаптации и аутизма обращал внимание И. Т. Викторов (1980), а на связь между нарушением сознания «Я» и аутизмом — С. Ф. Семенов (1975) и др. Многие аспекты в понимании аутизма остаются дискутабельными до сих пор. Наибольший интерес в этом плане представляет тот факт, что такие неравнозначные понятия, как «аутизм», «аутистическое расстройство», «аутистический синдром», «аутистическое мышление», «аутистическое поведение», нередко употребляются как синонимы; это ведет к серьезным квалификационным и диагностическим трудностям [Красильников Г. Т., 1996]. Не меньшие сложности встают перед клиницистами, сталкивающимися с проблемой аутизма в детстве.

В детской психиатрии понятие аутизма как симптома или синдрома стало впервые использоваться со времени выделения ранней детской шизофрении [Сухарева Г. Е., 1926, 1937; Гуревич М. О., Озерецкий Н. И., 1930; Bender L., 1933, 1956; Lutz J., 1938] и шизоидии [Симеон Т. П., 1929; Homburger A., 1926, и др.]. Впервые Т. П. Симеон проследила за формированием шизоидной психопатии у детей 3—5 лет, подчеркнув, что им свойственны аутизм и малая привязанность к объектам реального мира. J. Lutz (1938) назвал аутизм у детей «пустым», что сближало его с так называемым бедным аутизмом, по E. Minkowski (1927). Как видим, на том этапе перед клиницистами стояла проблема доказательства возможности формирования аутизма у незрелой личности ребенка. Уход от реальности, погружение в хотя и бедный, но собственный мир, нередко ограниченный только однообразной деятельностью, послужил основанием отнести этот вид расстройств у детей к аутизму, по E. Bleuler.

Третий этап в развитии проблемы аутизма в детстве принято называть каннеровским (40—80-е годы). Этот период ознаменован выходом в свет кардинальных работ по детскому аутизму, среди них первая принадлежала L. Kanner (1943). В ней автор особые состояния у детей, начинающиеся с первых лет жизни и определяемые крайней самоизоляцией, предложил назвать «ранним детским аутизмом». Концепция раннего детского аутизма L. Kanner отличалась от блейлеровской трактовки аутизма, несмотря на то что в ее истоках лежали крупнейшие исследования аутизма при шизофрении, шизоидии, проведенные в Европе, США [Bleuler E., 1911, 1922; Kraepelin Е., 1913; Kretschmer E., 1921].

Читайте также  Интересный вгляд на причины возникновения стресса

Ранний детский аутизм L. Kanner отнес к особому расстройству шизофренического спектра, подчеркнув его отличие от шизофрении и шизоидии. В клиническое описание раннего детского аутизма L. Kanner внес не только собственно симптомы аутизма, но и расстройства речи, моторики, поведения, стереотипность деятельности, интересов. Сложные и разные психопатологические симптомы в клинике детского аутизма позволили автору отнести его к обособленному расстройству, но феноменологическое определение автор сохранил за ним прежнее — аутизм. С этого периода времени нередко возникает смешение понятий детского аутизма как расстройства и аутизма как симптома, по Е. Блейлеру. Поэтому мы считаем необходимым особо подчеркнуть еще раз, что, когда речь идет о раннем детском аутизме, имеется в виду не симптом аутизма в блейлеровском понимании, который свойствен как признак разным болезням и прежде всего шизофрении, а расстройство (болезнь), называемое ранним детским аутизмом Каннера, или синдромом Каннера.

Нам хотелось бы обратить внимание читателей и на тот факт, что ранний детский аутизм по своей структуре отличается от того, что в общепатологическом смысле принято называть болезнью, поскольку аутизм — это расстройство, которое с рождения определяется преимущественно симптомами нарушенного развития, и в клинической его картине практически отсутствуют явные психопатологические симптомы позитивного ряда. Уместно вспомнить, что и на более ранних этапах изучения психозов у детей в классической психиатрии можно найти описания особых форм помешательства, которые, обнаруживаясь с рождения, определялись преимущественно дегенеративными признаками в виде отклонений в умственном развитии и поведении [Morel В., 1860].

Позже и другие исследователи высказывались в пользу существования с раннего детства непрогредиентных состояний, которым свойственна «неуравновешенность», или неравномерность в развитии [Magnan V., Legrand M., 1903]. Об особом развитии детей, которое могло представлять собой «предрасположение к слабоумию» либо быть уже болезнью, проявляясь только симптомами нарушения развития, высказывался и E. Kraepelin (1920).

Следовательно, если выделение раннего детского аутизма как расстройства не было неожиданностью и являлось результатом длительного изучения особого вида врожденных расстройств у детей, то феноменологическое определение его как ранний детский аутизм внесло путаницу, смешение понятий.

С этого времени ранний детский аутизм как расстройство, обособленная болезненная единица стала смешиваться с узким аутистическим синдромом, аутизмом по E. Bleuler. В 50—90-е годы (так называемые каннеровский и послеканнеровский этапы) изучение аутистических расстройств у детей шло разными путями.

Прежде всего продолжалось уточнение клинико-психопатологических особенностей раннего детского аутизма. В результате работ многих авторов [Башина В. М., Пивоварова Г. Н., 1970; Башина В. М., 1980; Anthony E., 1958; Rimland В., 1964; Lutz J., 1968; Spiel W., 1968; Wing L., 1981; Rutter M., 1987; Gillberg Ch., 1992] в структуре раннего детского аутизма удалось выявить такие расстройства, как извращение аппетита, отсутствие адаптации к положению, особый характер двигательных маньеризмов, установить аффективные расстройства, уточнить сроки развернутого проявления (к 3—5 годам) клиники детского аутизма, как и возможность появления в его картине позитивных психопатологических расстройств наряду с симптомами нарушения развития всех сфер деятельности [Башина В. М., 1975, 1978, 1980; Eisenberg L., Kanner L., 1956, и др.].

Появились работы, в которых авторы стали доказывать неспецифичность раннего детского аутизма. Идею возможности фенокопирования раннего детского аутизма в связи с органическим поражением тех же структур, что и при шизофренически обусловленном раннем детском аутизме Каннера, выдвинул Arn. D. van Krevelen (1952) и вслед за ним другие авторы [Мнухин С. С., Исаев Д. Н., 1967; Bosch G., 1962; Rutter M., 1981, и др.].

Последователи психогенеза стали связывать формирование раннего детского аутизма с нарушением симбиоза между матерью и младенцем, расстройством адаптационных механизмов у незрелой личности, со слабостью интеграционных процессов в нервной системе ребенка, с влиянием таких внешних факторов, как роды, возрастные кризовые периоды, инфекции, травмы, отстаивая многофакторность РДА [Mahler M., 1959, 1972; Ruttenberg Z., 1970; Fisch В., 1978, и др.].

В круге особой болезни «sui generis» гередитарной природы ранний детский аутизм рассматривался В. Rim-land (1964), В. М. Башиной, Г. Н. Пивоваровой (1970), В. М. Башиной (1974, 1980). При шизофрении и в постприступных ее периодах выявляли расстройство, похожее на ранний детский аутизм, многие детские психиатры [Юрьева О. П., 1971; Вроно М. Ш., Башина В. М., 1975].

Позже ряд исследователей [Bender L., Faretra G., 1972, и др.] отнесли раннюю детскую шизофрению к раннему детскому аутизму (РДА). Наконец, к раннему детскому аутизму стали относить расстройства при обменных нарушениях, фенилпировиноградной олигофрении, синдроме Дауна, Х-ломкой хромосоме и других расстройствах. Крупные достижения в области изучения дифференцированных форм умственной отсталости привели к описанию аутистических симптомов в круге умственной отсталости, при фенилпировиноградной олигофрении, Х-ломкой хромосоме, туберозном склерозе, синдроме Дауна и других расстройствах [Маринчева Г. С., Гаврилов В. И., 1988; Gillberg Ch., 1995, и др.].

Из детской шизофрении был выделен и тщательно описан синдром Ретта, при котором отмечались аутистические симптомы в первой стадии его развития [Башина В. М. и др., 1993, 1995; Rett A., 1966; Gillberg Ch., 1985; Hagberg В., 1985]. Привлекало к себе внимание изучение парааутистических состояний, в особенности у детей-сирот в связи с ростом этих контингентов [Каган В. Е., 1981; Ермолина Л. А. и др., 1994; Шевченко Ю. С., 1994; Проселкова М. Е. и др., 1995; Проселкова М. Е., 1996; Nissen G., 1971, и др.].

Исследования проблемы вторичной профилактики детского аутизма, разработка лечебных и реабилитационных программ для детей с разными его видами имеют очень важное значение; к этому вопросу мы вернемся в отдельной главе [Башина В. М., Симашкова Н. В., 1989, 1990, 1993; Ohta M., 1987; Schopler E., Mesibov G., 1988; Wing L., 1988, 1989, и др.].

В последнее время немалое место принадлежит изучению психологических и педагогических подходов к коррекции разных видов детского аутизма [Критская В. П. и др., 1991; Лебединская К. С., Никольская О. С., 1991; Schopler E., Mesibov G., 1988, и др.].

Таким образом, вопрос об аутистических расстройствах в детстве поднимается на протяжении более чем полувека. В зависимости от уровня развития психиатрии, научного направления, в аспекте которого рассматривается круг аутистических расстройств, их природа и клиника, они соответственно верифицируются как симптом, синдром, болезнь, патология развития. Это находит отражение и в международных классификациях болезней, в которых аутистические расстройства определяются в круге самых разных нарушений развития или психозов детского возраста. Отход от клинико-нозологического направления в международной психиатрии привел к смешению разных по течению и происхождению видов аутизма в детстве.

Шизофрения у детей. Неочевидные признаки

Несмотря на длительную историю изучения шизофрении, до настоящего времени существуют лишь гипотезы о причинах её возникновения. Описанная Э. Крепелиным в конце XIX века под названием «раннее слабоумие» (dementia praecox), шизофрения всегда была одной из центральных проблем психиатрической науки. Стараниями учёных всего мира накопился огромный массив данных о её вариациях, найдены эффективные способы лечения многих форм.

В данной статье будут рассмотрены признаки и потенциальные предвестники подострых вариантов шизофрении у детей и подростков, выявление которых требует внимательного отношения со стороны родителей.

Шизофрения: мифы и реальность

Для начала «разрушим» некоторые устоявшиеся мифы, прочно сформировавшиеся в общественном сознании:

№1. Диагноз шизофрения ставит крест на будущем.

№2. Наличие шизофрении означает обязательную инвалидизацию и лишение дееспособности.

№3. При шизофрении человек пожизненно получает лекарства.

№4. Лекарства от шизофрении не лечат, а лишь затормаживают психику.

№5. Человек с шизофренией социально-опасен и его следует изолировать.

Все это далеко не так! Подобное бывает далеко не в каждом случае!

Как правило, мифы касаются наиболее тяжёлых вариантов течения болезни. Стоит отметить, что иные варианты шизофрении у детей (подострые, медленно прогрессирующие) составляют не менее половины от всех случаев. Правильный лечебно-реабилитационный подход в таких случаях позволяет сохранить на достаточном уровне качество жизни.

Шизофрении у детей. Признаки и примеры из практики

Поводом для обращения к врачу-психиатру обычно служат нарушения поведения, отказы от посещения школы, разные варианты нестандартного реагирования, к которым можно относить чрезмерную чувствительность к обычным житейским ситуациям, приводящую к выходу из социальной жизни. У детей наиболее частый вариант – проблемы в детских коллективах (детский сад, школа). Отказ от посещения школы – это не симптом шизофрении, но наиболее часто встречающаяся жалоба родителей.

Болезнь приводит к рассогласованности эмоционально-волевой, интеллектуально-мнестической и психомоторной сфер психики. Устойчивый, немотивированный или необычным образом мотивированный отказ от посещения школы или сада требует комплексной оценки квалифицированным специалистом.

Важной особенностью болезненного процесса у детей является его совпадение с периодом активного развития всего организма: психики, нервной и эндокринной систем. В ряде случаев диагноз шизофрения ставится спустя длительное время от начала наблюдения. В других случаях, когда ребенок болеет «по-взрослому» диагноз будет более очевиден.

Читайте также  Почему человек при засыпании дергается и вздрагивает

Отказ от посещения школы может быть мотивирован чрезмерным желанием заниматься другой определённой деятельностью (сложные науки, рисование, написание литературных или музыкальных произведений). Однако следует понимать, что и это не может однозначно свидетельствовать о наличии шизофрении. Деятельность или бездеятельность сама по себе не является симптомом, она является отражением психических процессов. Беспокоиться следует в том случае, если «необычность» поведения ребёнка видна невооруженным взглядом.

Шизофрения у детей дошкольного возраста

У детей дошкольного возраста необходимо внимательно смотреть за развитием сферы эмоций – малыши создания живые, эмоциональные, ярко радующиеся и быстро расстраивающиеся. Чрезмерная серьёзность, безразличие, «бедность» эмоций, увлечённость определёнными своеобразными занятиями, зачастую несвойственными детскому возрасту, слабая эмоциональная привязанность к родителям и низкая потребность в контакте являются тревожными знаками риска развития шизофрении у детей.

Пример из наблюдений врача Мамцевой В.Н. Мальчик, 3 года. Не стремился к детям, обращал мало внимания на близких, не проявлял интереса к игрушкам, подолгу играл с обувью, переставлял ботинки, туфли, строил из них поезда, разговаривая при этом сам собой. Когда его пригласили на новогодний праздник, не обращал никакого внимания на красиво наряженную ёлку, игрушки и подарки. Очень обрадовался, увидев в коридоре ботинки и боты, стал играть с ними. Ребёнка с трудом удалось оторвать от этого занятия, чтобы увезти домой.

Следует также обращать внимание на резкие «откаты в развитии», утрату ранее приобретенных навыков (речь, опрятность, самообслуживание, немотивированные отказы от еды).

В игровой деятельности ребёнка дошкольного возраста большую роль играет воображение. В этот период происходит бурное развитие фантазии, способность к представлению чего-либо и возникновение совместной игры с детьми и взрослыми.

Следует внимательно относиться к любому чрезмерному «перекосу» фантазий – усилению, угасанию или искажению. Усиление может проявляться безграничным игровым перевоплощением во время которого ребёнок перестаёт выходить из фантазийного образа (например, образ животного). С другой стороны, могут иметь место разнообразные страхи, усиленные болезненным воображением. Для оценки принадлежности таких феноменов к шизофреническим расстройствам требуется длительное наблюдение.

Младший школьный возраст

В младшем школьном возрасте следует следить за адаптацией в коллективе детей, агрессивным поведением и эмоциональным фоном. Описанные выше односторонние интересы с возрастом могут принимать всё более интеллектуализированный вид.

Пример из наблюдений врача Ковалёва В.В. Мальчик, 7 лет, проявлял особый интерес к календарям, часами рассматривая их и тщательно переписывая часы восхода и захода солнца и луны, а также долготу дня. В результате этих длительных занятий он мог безошибочно назвать указанные данные для любого дня года. Ребенок не проявлял интереса к играм других детей, говорил, что ему «с ними скучно». Скупо и неохотно, отвечал на вопросы врача, заметно оживлялся, когда разговор касался его увлечения, сообщая с различными подробностями сведения о восходе и заходе солнца и луны.

Подростки

В подростковом возрасте возможно оформление интересов в так называемую метафизическую (философическую) интоксикацию.

Пример из наблюдений врача Мамцевой В.Н. Мальчик младшего школьного возраста проявлял повышенный интерес к схемам и чертежам машин, переписывая их из технических журналов, проводил много времени в промышленных павильонах ВДНХ. В возрасте 13 лет стал думать о создании двигателя, работающего без горючего с высоким КПД. Был поглощен проектом такого двигателя, раздражался, когда его отвлекали.

Иным вариантам односторонней идеи является чрезмерная фиксированность на внешнем облике. Этот вариант чаще встречается у девочек в период полового созревания. Нередко имеет место болезненное стремление к худобе, достигаемое различными способами – ограничение в питании, чрезмерные физические нагрузки, вызывание рвоты после еды, приём слабительных средств, мочегонных и прочих средств влияющих на массу тела. Характерно, что в отличие от рационального желания изменить внешний облик, в данном случае нижняя граница веса или суточный калораж с течением времени опускается ниже, приводя к жизнеугрожающему истощению.

Пример из практики. Девочка подросток 15 лет, обратилась с жалобами на снижение веса, ограничение в еде, недовольство внешностью, отсутствие менструаций, отсутствие аппетита, повышенную сухость кожи, зябкость, склонность к запорам.

Интеллектуальное и речевое развитие соответствует возрастным нормам. Неохотно посещала детский сад (не нравился воспитатель), бывала рвота во время истерик, если пытались заставить. В школу пошла своевременно, посещала дополнительно кружки и секции, в коллективе адаптировалась, но близких подруг не было. В 13 летначало менструального цикла. Примерно с этого же времени, на фоне замечаний о внешности со стороны тренера, врачей, начались первые изменения в поведении. На тот момент рост 163 см., вес 65-67 кг. Начала «питаться правильно», избегала сладкое и мучное, сократила суточный рацион, усиленно занималась спортом. С течением времени ограничила суточный калораж, который в пиковые периоды эмоционального напряжения сокращался до 100-200 ккал/сутки. Изменилась эмоциональностала безрадостной, высказывала страхи за будущее, отрицательно реагировала на комплименты о внешности, периодически пропускала школу, стала неопрятной. Жаловалась, что стало трудно учится, не справлялась с нагрузкой в школе.

В беседе с врачом жаловалась на «плохие мыслизачем я живу, вдруг у меня ничего не получится», «как будто все знания стерли из головы». Противоречиво относилась к состояниюговорила о том, что испортила здоровье, но в то же время не могла есть, боялась набрать вес, часто заговаривала о выписке из стационара. Прошла курс лечения в стационаре, длительно наблюдалась амбулаторно.

По наблюдению через 5 летуспешно окончила школу, в ВУЗ поступать не стала, устроилась на работу в салон красоты.

Среди начальных проявлений подострых форм шизофрении у детей можно отметить разнообразные эмоциональные и поведенческие расстройства. Тяжелая депрессия или выраженные нарушения поведения, которые возникают внезапно у детей, не отличавшихся в развитии от сверстников, могут служить предвестником заболевания.

Шизофрения и страхи

Отдельно следует отметить страхи. Содержание страхов в подростковом возрасте бывает различным, приведём 2 клинических случая.

Мальчик, 13 лет. В развитии от сверстников не отличался. В возрасте 11-12 лет после просмотра передачи про микробов стал много размышлять о болезнях. В последний год крайне щепетильно относится к личной гигиене, по 3-4 раза в день принимает душ, часто моет руки, из-за чего кожа на руках трескается. Нередко заставляет родителей следовать его правилам личной гигиены, если они отказываются называет их «грязными», говорит, что их грязь может «прилипнуть к нему». Временами проявлял агрессию к дяде потому, что тот отказывался идти в душ. Стал хуже учиться, потому что в школе «грязные» дети и учителя, отказывался идти в школу. В течение года наблюдения стал высказываться, что «грязь»это «не совсем обычная грязь, а грязь душевная, которую могут передать мысленно». Старался не думать о «плохих вещах», создал систему ритуалов, которые защищали его от действия микробов. Из-за нарастания агрессивности был доставлен на осмотр к врачу-психиатру, направлен на госпитализацию.

Наблюдение в течение 5 лет, около 3-х лет непрерывно принимал лекарства, после 9-го класса поступил и окончил ветеринарный колледж, повторных госпитализаций не было. Остаётся не очень общительным и тревожным, взаимоотношения в семье наладились.

Мальчик, 13 лет. Развитие без особенностей. Рос ласковым, нежным, общительным, доброжелательным. В 12 лет внезапно стал следовать определённым ритуалам в быту и учёбенеобходимо было определённое количество раз поднести ложку ко рту перед тем как начать есть, не мог переступать сразу через порог, стал крайне медленно читать из-за соблюдения собственных правил чтения. Изменилась походка, стал менее эмоциональным, имел истощенный, болезненный вид. Как выяснилось в беседе, основной мотивировкой нарушений был доходящий до абсурда страх сообщить неправдоподобные сведения. За 2 года симптоматика видоизменилась. Несмотря на активное лечение, ритуалы то возникали, то пропадали, в пиковые моменты подросток не мог нормально разговаривать, т.к. необходимо было соблюдать правила при формулировании предложений. С течением времени, на фоне лечения состояние стабилизировалось. Окончил школу, поступил в ВУЗ, успешно занимается музыкой.

В описанных выше случаях, несмотря на тяжесть симптоматики на момент обращения, имели место положительные изменения в недалеком будущем. В момент начала болезненных проявлений в организме включатся различные формы психологической защиты. Именно они позволяют детям и взрослым справляться с симптомами на ранних этапах. Однако, следует понимать, что течение болезни имеет прогрессирующий характер, а защитные ресурсы организма не безграничны. Раннее получение специализированной психолого-психиатрической помощи способствует благоприятному прогнозу.

В настоящее время можно с уверенностью сказать, что диагноз шизофрения – не приговор!

Абрамов Александр, врач-психиатр Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: