\

Краткие сведения о физиологии уха

Устройство человеческого уха

Основные сведения по анатомии слуха.

Орган слуха

  • уха;
  • афферентных (приводящих) слуховых путей;
  • слуховых центров в головном мозге.

В органе слуха различают периферическую и центральную части, границей между которыми является мостомозжечковый угол, т.е. место, в котором преддверно-улитковый нерв входит в ствол мозга.

Периферическая часть органа слуха включает наружное, среднее и внутреннее ухо, а также слуховую часть преддверно-улиткового нерва (рис. 1).

Центральная часть представлена центральными слуховыми путями, а также подкорковыми и корковыми слуховыми центрами.

Наружное ухо (auris externa)

  • ушной раковины;
  • наружного слухового прохода.

Ушная раковина представляет собой моделированный эластический хрящ с рядом углублений и выпуклостей, покрытый кожей, за исключением ушной мочки, образованной кожной складкой. Кожа плотно прилегает к хрящу на передней поверхности и несколько более рыхло на задней. Ушная раковина расположена между височно-нижнечелюстным суставом спереди и сосцевидным отростком височной кости сзади. Ушная раковина снабжена мышечным аппаратом, состоящим из ряда малых мышц, сокращение которых у некоторых лиц способно вызывать движения раковины. Отдельные части ушной раковины и их названия представлены на рисунке 2.

Наружный слуховой проход обычно имеет длину около 3 см. Различают наружную хрящевую и внутреннюю костную части, в месте их соединения образуется сужение — isthmus (это сужение в терминологии слухопротезистов называют поворотом наружного слухового прохода).

Хрящевой наружный проход имеет извилистую форму и соединяется с костной частью мощным соединительнотканным соединением. Хрящевая часть прохода выстлана кожей с многочисленными волосяными мешочками, сальными и потовыми железами; последние образуют ушную серу и поэтому называются серными железами. Сера, состоящая из сального вещества и пигмента, содержит также клетки ороговевающего эпителия. Хрящ прохода образует желоб, дополненный вверху волокнистой соединительной тканью. Поэтому наружный слуховой проход способен расширяться в хрящевой части при введении ушной воронки. Костная часть выстлана более тонкой кожей, лишенной волосков и желез, плотно прилегающей к стенкам прохода. Просвет прохода слепо заканчивается барабанной перепонкой. Наружный слуховой проход суживается в направлении барабанной перепонки, поэтому инородные тела чаще всего задерживаются на границе его хрящевой и костной частей. Как форма наружного слухового прохода, так и защитные элементы (волоски, сера) призваны предохранять барабанную перепонку от травм, изменений температуры, высыхания, потери эластичности и упругости.

Чувствительная иннервация наружного уха происходит от тройничного нерва (V черепной нерв), большого ушного, блуждающего (Х черепной нерв) и чувствительных волокон лицевого нерва (VII черепной нерв). Иннервацией с участием блуждающего нерва можно объяснить возникновение кашлевого рефлекса при касании к задней стенке наружного слухового прохода.

Функции наружного уха:

  • защитная;
  • усиление высокочастотных тонов;
  • определение смещения источника звука в вертикальной плоскости;
  • локализация источника звука.

Среднее ухо (auris media)

  • барабанной перепонки;
  • барабанной полости с цепочкой слуховых косточек (тимпанальный отдел);
  • слуховой трубы (туботимпанальный отдел);
  • сосцевидного отростка (мастоидальный отдел).

Барабанная перепонка имеет толщину 0,1 мм, овальную форму и размеры 9х11 мм. Она состоит из трех слоев: кожного, волокнистого и слизистого. Кожный слой является продолжением кожи наружного слухового прохода. Волокнистый слой состоит из пучков коллагеновых волокон, расположенных циркулярно и радиально. Радиальные волокна расположены вокруг центральной точки перепонки — пупка. Пучки радиальных волокон расходятся от пупка барабанной перепонки на ее периферию, напоминая спицы колеса. На периферии они переходят в волокнисто-хрящевое кольцо, фиксирующее оболочку к кости. Радиально расположенные пучки волокон плотно соединяются с рукояткой молоточка, переходя в ее надкостницу. Рукоятка молоточка образует выпячивание на перепонке, которое оканчивается в воронкообразном углублении — пупке барабанной перепонки. От контуров молоточка направляются вверх под почти прямым углом складки барабанной перепонки, отделяющие расслабленную часть перепонки, лишенную волокнистого слоя и прикрепленную непосредственно к барабанной выемке височной кости. Остальные 2/3 барабанной перепонки представляют собой плотную колеблющуюся поверхность, образующую натянутую часть барабанной перепонки, прикрепленную к волокнисто-хрящевому кольцу. Слизистый слой является продолжением слизистой оболочки среднего уха.

Линии, проведенные вдоль контуров рукоятки молоточка и перпендикулярно к ней, разделяют барабанную перепонку на квадранты: передневерхний, передненижний, задненижний и задневерхний.

Барабанная перепонка является боковой стенкой барабанной полости. Медиальная стенка образуется латеральной стенкой костного лабиринта с выпячиванием основного завитка улитки — промонториума. На медиальной стенке расположены два лабиринтных окна — овальное (окно преддверия) и круглое (окно улитки), закрытое эластической соединительнотканной оболочкой, т.н. вторичной мембраной.

Барабанная полость — это наполненная воздухом полость, расположенная между наружным и внутренним ухом, в которой различают:

  • верхний отдел — надбарабанное пространство, или аттик (эпитимпанум);
  • средний отдел (мезотимпанум);
  • нижний отдел — подбарабанное пространство (гипотимпанум).

В барабанной полости расположены три слуховые косточки:

  • молоточек, частично сращенный с барабанной перепонкой;
  • наковальня, соединенная телом посредством сустава с головкой молоточка, а длинным отростком — с головкой стремени;
  • стремя, закрывающее через посредство циркулярной связки овальное окно (окно преддверия).

Слуховые косточки представляют собой цепь, соединяющую барабанную перепонку с внутренним ухом (рис. 3).

В среднем ухе находится мышечный аппарат барабанной полости, предохраняющий внутреннее ухо от звуков чрезмерной интенсивности, причем мышцы сокращаются рефлекторно. Наименьшая интенсивность звука, вызывающая рефлекс стременной мышцы или мышцы натягивающей барабанную перепонку, составляет 92 дБ над порогом слуха, независимо от частоты. Мышца, натягивающая барабанную перепонку, находится в верхней части канала слуховой трубы, а ее сухожилие прикреплено к рукоятке молоточка. Стременная мышца расположена на задней стенке барабанной полости, ее сухожилие прикреплено к задней ножке стремени. Сокращение мышц барабанной полости ограничивает колебания слуховых косточек и напрягает барабанную перепонку; следствием этого является ослабление звука на 15-20 дБ.

Слуховая труба состоит из подвешенной к основанию черепа подвижной хрящевой (2/3 длины) и костной (1/3 длины) частей. Костная часть с мышцей, натягивающей барабанную перепонку, образуют мышечно-трубный канал височной кости. Воронкообразное глоточное устье хрящевой части трубы расположено в носовой части глотки. Костная часть трубы открывается в барабанную полость; это устье постоянно открыто. Посредством слуховой трубы происходит выравнивание давления между воздухоносными пространствами среднего уха и носовой частью глотки. Увеличение давления в барабанной полости пассивно компенсируется посредством слуховой трубы, но снижение давления требует активной вентиляции со стороны трубы. Со стороны носоглотки труба открывается благодаря сокращению мышц, натягивающих и поднимающих мягкое небо, причем этот механизм частично контролируется волей человека. Такие рефлексы как зевание, чихание или глотание, сопровождающиеся открытием глоточного устья трубы, находятся под контролем автономной нервной системы и не зависят от нашей воли. Если слуховая труба функционирует правильно, прослушивание собственного голоса непосредственно из глотки (т.н. аутофония), а также других звуковых явлений, возникающих в этой области, невозможно. Слуховая труба функционирует также как канал, дренирующий среднее ухо при патологических процесах и после ушных операций.

Сосцевидный отросток (пневматическая система височной кости) представлен многочисленными, соединяющимися друг с другом воздухоносными полостями, наибольшей из них является пещера — antrum . У разных лиц пневматическая система отличается разной степенью пневматизации. Хорошо развитая пневматическая система может распространяться на чешую височной кости, затылочную кость или на основание скуловой дуги. Слабо пневматизированный сосцевидный отросток может представлять собой плотную кость с единичными клетками вокруг небольшого антрума. Пневматические клетки сосцевидного отростка выполняют функцию термической и акустической защиты как для среднего, так и для внутреннего уха. Полная пневматизация сосцевидного отростка наступает между 6 и 12 годами жизни.

Внутреннее ухо (auris interna)

Расположено в височной кости, анатомически представлено лабиринтом и условно делится на функционально различные рецепторные аппараты:

  • преддверный орган — преддверие и полукружные каналы;
  • периферическая часть органа слуха — улитка.

Морфологически с учетом анатомического строения отличают костный и перепончатый лабиринт. Костный лабиринт — это костная оболочка значительной плотности, единственная костная структура организма, в которой не прекращается механизм перестройки кости. В улитке костная часть представлена веретеном и спиральным каналом улитки, 2,5 раза окружающим веретено. От веретена отходит костная спиральная пластинка, вместе с основной мембраной спирального улиткового хода разделяющая просвет канала на лестницу преддверия, соединенную с овальным окном, а вместе с мембраной Рейсснера улиткового хода — на барабанную лестницу, закрытую вторичной мембраной круглого окна (рис. 8). Барабанная лестница и лестница преддверия выполнены жидкостью, называемой перилимфой, они соединяются на верхушке улитки геликотремои.

Перепончатая часть улитки образует спиральный улитковый ход, имеющий на поперечном разрезе форму треугольника, образованного упомянутыми оболочками: снизу — основной мембраной, сверху — мембраной Рейсснера. Улитковый ход, расположенный между лестницами преддверия и барабанной, образует т.н. среднюю лестницу, наполненную эндолимфой. Он оканчивается с обеих сторон слепыми концами: вверху прилежащим к геликотреме, а внизу — преддверным.

Читайте также  Некоторые аномалии положения матки у девочек

На основной мембране располагается спиральный орган улитки, или орган Корти, с волосковыми рецепторными клетками и опорными клетками. Реснички чувствительных клеток пронизывают сетчатую оболочку, покрывающую спиральный орган. К рецепторным клеткам органа Корти направляются волокна клеток ганглия, отростки которых, в свою очередь, образуют слуховой нерв и доходят до улитковых ядер ствола мозга. Волосковые рецепторные клетки разделяются на внутренние и наружные. Внутренние клетки расположены в одном ряду: каждая из них соединяется с афферентным волокном, проводящим раздражитель к мозговым центрам слуха. Эти волокна составляют 95% всех афферентных волокон слухового нерва. Наружные волосковые клетки расположены тремя рядами, определенную группу этих клеток снабжает одно единственное волокно. Афферентные волокна, идущие от наружных волосковых клеток, составляют лишь 5% волокон слухового нерва. Сокращение наружных клеток вызывает явление отоакустической эмиссии — сигналы, исходящие из внутреннего уха (чаще всего после звуковой стимуляции).

Анатомия и физиология уха

Анатомически ухо делится на

ü систему среднего уха

ü внутреннее ухо — лабиринт, в котором различают улитку, преддверие и полукружные каналы.

Улитка, наружное и среднее ухо представляют собой орган слуха, в состав которого входит не только рецепторный аппарат (кортиев орган), но и сложная звукопроводящая система, предназначенная для доставки звуковых колебаний к рецептору.

Наружное ухо

Наружное ухо состоит из ушной раковины и наружного слухового прохода.

Ушная раковина имеет сложную конфигурацию и разделяется на два отдела: мочку, представляющую собой дупликатуру кожи с жировой тканью внутри, и часть, состоящую из хряща, покрытую тонкой кожей. Ушная раковина имеет завиток, противозавиток, козелок, противокозелок. Козелок прикрывает вход в наружный слуховой проход. Надавливание на область козелка бывает болезненным при воспалительном процессе в наружном слуховом проходе, а у детейипри остром среднем отите, так как в раннем детском возрасте (до 3-4 лет) наружный слуховой проход не имеет костного отдела и поэтому бывает короче.

Ушная раковина, воронкообразно суживаясь, переходит в наружный слуховой проход.

Хрящевой отдел наружного слухового прохода, состоящий частично из хрящевой ткани, снизу граничит с капсулой околоушной слюнной железы. Нижняя стенка имеет в хрящевой ткани несколько поперечно идущих щелей. Через них воспалительный процесс может распространяться на околоушную железу.

В хрящевом отделе имеется много желез, продуцирующих ушную серу. Здесь также расположены волосы с волосяными луковицами, которые могут воспаляться при проникновении патогенной флоры и вызывать образование фурункула.

Передняя стенка наружного слухового прохода тесно граничит с височно-нижнечелюстным суставом и при каждом жевательном движении происходит перемещение этой стенки. В случаях, когда на этой стенке развивается фурункул, каждое жевательное движение усиливает боль.

Костный отдел наружного слухового прохода выстлан тонкой кожей, на границе с хрящевым отделом имеется сужение.

Верхняя стенка костного отдела граничит со средней черепной ямкой, задняя — с сосцевидным отростком.

Среднее ухо состоит из трех частей: слуховая труба, барабанная полость, система воздухоносных полостей сосцевидного отростка. Все эти полости выстланы единой слизистой оболочкой.

Барабанная перепонка является частью среднего уха, ее слизистая оболочка едина со слизистой оболочкой прочих отделов среднего уха. Барабанная перепонка представляет собой тонкую мембрану, состоящую из двух частей: большая — натянутая и меньшая—ненатянутая. Натянутая часть состоит из трех слоев: наружного эпидермального, внутреннего (слизистая оболочка среднего уха), срединного фиброзного, состоящего из волокон, идущих радиально и циркулярно, тесно переплетающихся между собой.

Ненатянутая часть состоит только из двух слоев — в ней отсутствует фиброзная прослойка.

В норме перепонка серовато-голубоватой окраски и несколько втянута по направлению к барабанной полости, в связи с чем в центре ее определяется углубление, носящее название «пупок». Направленный в наружный слуховой проход пучок света, отражаясь от барабанной перепонки, дает световой блик — световой конус, который при нормальном состоянии барабанной перепонки всегда занимает одно положение. Этот световой конус имеет диагностическое значение. Кроме него, на барабанной перепонке необходимо различать рукоятку молоточка, идущую спереди назад и сверху вниз. Угол, образованный рукояткой молоточка и световым конусом, открыт кпереди. В верхнем отделе рукоятки молоточка виден небольшой выступ — короткий отросток молоточка, от которого вперед и кзади идут молоточковые складки (передняя и задняя), отделяющие натянутую часть перепонки от ненатянутой. Перепонка делится на 4 квадранта: передне-верхний, передненижний, задневерхний и задненижний.

Барабанная полость — центральный отдел среднего уха, имеет довольно сложное строение и объем около 1 см 3 . Полость имеет шесть стенок.

Слуховая труба (евстахиева труба) у взрослого человека имеет длину около 3,5 см и состоит из двух отделов — костного и хрящевого. Глоточное отверстие слуховой трубы открывается на боковой стенке носоглотки на уровне задних концов носовых раковин. Полость трубы выстлана слизистой оболочкой с мерцательным эпителием. Его реснички мерцают по направлению к носовой части глотки и тем самым предотвращают инфицирование полости среднего уха микрофлорой, постоянно там присутствующей. Кроме того, мерцательный эпителий обеспечивает и дренажную функцию трубы. Просвет трубы открывается при глотательных движениях, и воздух поступает в среднее ухо. При этом происходит выравнивание давления между наружной средой и полостями среднего уха, что очень важно для нормального функционирования органа слуха. У детей до двух лет слуховая труба короче и шире, чем в более старшем возрасте.

Сосцевидный отросток

Система клеток сосцевидного отростка бывает разнообразной в зависимости от степени развития воздухоносных клеток. Выделяют разные типы строения сосцевидных отростков:

Пещера (антрум) — большая клетка, непосредственно сообщающаяся с барабанной полостью. Проекция пещеры на поверхность височной кости находится в пределах треугольника Шипо. Слизистая оболочка среднего уха является мукопериостом, и практически не содержит желез.

Внутреннее ухо

Внутреннее ухо представлено костным и перепончатым лабиринтом и расположено в височной кости. Пространство между костным и перепончатым лабиринтом заполнено перилимфой (видоизмененная спинномозговая жидкость), перепончатый лабиринт заполнен эндолимфой. Лабиринт состоит из трех отделов – преддверие, улитка, три полукружных канала.

Преддверие средняя часть лабиринта и соединяется с барабанной перепонкой через круглое и овальное окно. Овальное окно закрыто пластинкой стремени. В преддверии находится отолитовый аппарат, который выполняет вестибулярную функцию.

Улитка представляет спиральный канал, в котором расположен кортиев орган – это периферический отдел слухового анализатора.

Полукружные каналы расположены в трех взаимно перпендикулярных плоскостях: горизонтальной, фронтальной, сагитальной. В расширенной части каналов (ампуле) расположены нервные клетки, которые вместе с отолитовым аппаратом представляют периферический отдел вестибулярного анализатора.

Физиология уха

В ухе расположены два важнейших анализатора – слуховой ивестибулярный. Каждый анализатор состоит из 3 частей: периферическая часть (это рецепторы, которые воспринимают определенные виды раздражения), нервные проводники и центральная часть (расположена в коре головного мозга и проводит анализ раздражения).

Слуховой анализатор – начинается от ушной раковины и заканчивается в височной доле полушария. Периферическая часть делится на два отдела – звукопроведение и звуковосприятие.

Звукопроводящий отдел – воздушный — это:

· ушная раковина — улавливает звуки

· наружный слуховой проход – препятствия снижают слух

· барабанная перепонка – колебания

· цепь слуховых косточек, пластинка стремени вставлено в окно преддверия

· перилимфа — колебания стремени вызывают колебания перилимфы и, двигаясь по завиткам улитки, она передает колебания на кортиев орган.

Есть еще костная проводимость, которая происходит за счет сосцевидного отростка и костей черепа, минуя среднее ухо.

Звуковоспринимающий отдел – это нервные клетки кортиевого органа. Звуковосприятие – это сложный процесс превращения энергии звуковых колебаний в нервный импульс и проведение к центрам коры головного мозга, где проходит анализ и осмысление полученных импульсов.

Вестибулярный анализатор обеспечивает координацию движений, равновесие тела и мышечный тонус. Прямолинейное движение вызывает смещение отолитового аппарата в преддверии, вращательное и угловое — приводит в движение эндолимфу в полукружных каналах и раздражение расположенных здесь нервных рецепторов. Далее импульсы поступают в мозжечок, передаются в спинной мозг и на опорно-двигательный аппарат. Периферическая часть вестибулярного анализатора расположена в полукружных каналах.

Краткие сведения о физиологии уха

Клиническая физиология

Физиология слухового анализатора (органа слуха). Слуховой анализатор — это единая система, берущая начало от наружного уха и заканчивающаяся в коре головного мозга. Каждому участку этой системы свойственна определенная функция, нарушение которой на любом уровне ведет к частичной или полной потере слуха.

Адекватным раздражителем слухового анализатора является звук. Восприятие звуков начинается во внутреннем ухе в рецепторном отделе улитки — спиральном органе — с последующей передачей импульсов по нервным проводникам в кору височной доли мозга. Этим процессам предшествует проведение звуковой волны через структуры наружного и среднего уха и жидкостные системы лабиринта.

Читайте также  Что известно о громком побеге из ГУЛАГа

Слуховой орган позволяет человеку воспринимать и соответствующим образом реагировать на изменения среды, происходящие на том или ином расстоянии от негр. Кроме того, слух у человека является необходимым фактором развития речи и речевого общения.

С физиологической точки зрения под звуком понимают такие механические колебания газообразной, твердой или жидкой среды, которые, воздействуя на слуховой анализатор, вызывают в нем определенный физиологический процесс, субъективно воспринимаемый как ощущение звука. Скорость распространения звуковых колебаний в воздухе составляет 332 м/с, в воде — 1450 м/с. Вполне понятно, что в безвоздушном пространстве звук отсутствует.

К физическим характеристикам звука относятся частота и амплитуда звуковых колебаний. Единицей измерения частоты колебаний является герц (Гц), обозначающий число колебаний в 1 с.

По характеру колебательных движений звуки делятся на три группы: чистые тоны, сложные тоны и шумы. Гармонические (ритмичные) синусоидальные колебания создают чистый, простой звуковой тон, например звук камертона. Негармоничный звук, отличающийся от простых тональных звуков сложной структурой, называется шумом. Восприятие шума часто сопровождается неприятными субъективными ощущениями.

К основным свойствам органа слуха относится его способность различать высоту (частоту) звука, громкость и тембр (окраску).

Ухо человека воспринимает полосу звуковых частот от 16 до 20 000 Гц (от 12 — 24 до 18 000 — 24 000 Гц). Колебания с частотой менее 16 Гц называются инфразвуком, а выше верхней границы слухового восприятия (т. е. более 20 000 Гц) — ультразвуком. Инфразвук и ультразвук ухо человека в обычных условиях не воспринимает, однако при специальном исследовании эти частоты также воспринимаются.

Минимальная энергия звуковых колебаний, способная вызвать ощущение слышимого звука, называется порогом слухового ощущения. Единицей измерения слуха является децибел (дБ).

Физиологическое приспособление органа слуха к действующему звуковому раздражителю называют адаптацией, которая создает оптимальный настрой анализатора на восприятие звука данной силы и частоты. Адаптация играет также защитную роль против сильных и продолжительных звуков. От адаптации следует отличить утомление слухового анализатора, которое происходит при его перераздражении. Этот процесс более длительный и в отличие от адаптации всегда снижает работоспособность органа слуха.

Важным свойством слухового анализатора является его способность определять направление звука, получившая название ототопики. Ототопика возможна только при наличии нормально слышащих двух ушей, т. е. при хорошем бинауральном слухе.

Периферический отдел слухового анализатора выполняет две основные функции: 1) звукопроведение, т. е. доставку звуковой энергии к рецепторному аппарату, это преимущественно механическая (физическая) функция; 2) звуковосприятие, превращение (трансформация) физической энергии звуковых колебаний в нервное возбуждение (электрический потенциал) периферического рецептора — спирального (кортиева) органа, передающийся затем в кору мозга.

Соответственно этим функциям различают звукопроводящий и звуковоспринимающий аппараты.

Физиология вестибулярного анализатора. Вестибулярный анализатор — орган равновесия, регулирует тонус мышц, поддерживает заданное положение тела, доставляет в кору мозга информацию о положении и перемещении тела в пространстве. При раздражении рецепторов вестибулярного анализатора возникают рефлекторные реакции на мышцы, способствующие сохранению равновесия тела.

Различают функцию полукружных каналов и функцию мешочков преддверия. Рефлекс может исходить из отолитового аппарата — адекватным раздражителем в этом случае будет сила тяжести или прямолинейное ускорение, и из ампулярного — при воздействии углового ускорения.

При раздражении полукружных каналов возникают рефлексы на поперечнополосатую мускулатуру. Среди них различают рефлексы на мышцы глаз, конечностей, туловища, шеи. Рефлекс на мышцы глаз выражается в появлении нистагма — ритмичных колебаний глазных яблок, которые состоят из медленного и быстрого компонентов.

Следует отметить, что наибольшую информацию о фукнциональном состоянии лабиринта дает исследование нистагма после экспериментального раздражения рецепторов полукружных каналов.

Методы исследования функции вестибулярного анализатора — вращательная проба, калорическая проба, прессорная (фистульная) проба — входят в комплекс его обследования.

Краткие сведения о физиологии уха

6.3.3. Строение и функции среднего уха

Среднее ухо (рис. 51) представлено системой воздухоносных полостей в толще височной кости и состоит из барабанной полости, слуховой трубы и сосцевидного отростка с его костными ячейками.

Барабанная полость центральная часть среднего уха, расположена между барабанной перепонкой и внутренним ухом, изнутри выстлана слизистой оболочкой, заполнена воздухом. По форме она напоминает неправильную четырехгранную призму, объемом около 1 см 3 . Верхняя стенка или крыша барабанной полости отделяет ее от полости черепа. Во внутренней костной стенке, отделяющей среднее ухо от внутреннего уха, имеются два отверстия: овальное и круглое окна, затянутые эластическими мембранами.

В барабанной полости располагаются слуховые косточки: молоточек, наковальня и стремя (называются так благодаря своей форме), которые взаимосвязаны между собой суставами, укреплены связками и представляют собой систему рычагов. Рукоятка молоточка вплетена в центр барабанной перепонки, его головка сочленяется с телом наковальни, а наковальня в свою очередь длинным отростком сочленяется с головкой стремени. Основание стремени входит в овальное окно (как в рамку), соединяясь с краем посредством кольцевой связи стремени. Косточки снаружи покрыты слизистой оболочкой.

Функция слуховых косточек — передача звуковых колебаний от барабанной перепонки к овальному окну преддверия и их усиление, что позволяет преодолеть сопротивление мембраны овального окна и передать колебания перилимфе внутреннего уха. Этому способствует рычажный способ сочленения слуховых косточек, а также разница в площади барабанной перепонки (70 — 90 мм 2 ) и площади мембраны овального окна (3,2 мм 2 ). Отношение поверхности стремечка к барабанной перепонке составляет 1:22, что во столько же раз усиливает давление звуковых волн на мембрану овального окна. Этот механизм увеличения давления является чрезвычайно целесообразным приспособлением, направленным на обеспечение эффективной передачи акустической энергии из воздушной среды среднего уха в заполненную жидкостью полость внутреннего уха. Поэтому даже слабые звуковые волны способны вызвать слуховое ощущение.

В среднем ухе имеются две мышцы (самые маленькие мышцы в организме), прикрепленные к рукоятке молоточка (мышца, напрягающая барабанную перепонку) и головке стремени (стременная мышца), они поддерживают на весу слуховые косточки, регулируют их движения, обеспечивая аккомодацию слухового аппарата к звукам разной силы и высоты.

Для нормального функционирования барабанной перепонки и цепи слуховых косточек необходимо, чтобы давление воздуха по обе стороны от барабанной перепонки (в наружном слуховом проходе и барабанной полости) было одинаковым. Эту функцию выполняет слуховая (евстахиева) труба — канал (длиной около 3,5 см, шириной около 2 мм), соединяющий барабанную полость среднего уха с полостью носоглотки (рис. 51). Изнутри она выстлана слизистой оболочкой с мерцательным эпителием, движение ресничек которого направлено в сторону носоглотки. Часть трубы, прилегающая к барабанной полости, имеет костные стенки, а часть трубы, прилегающая к носоглотке, — хрящевые стенки, которые обычно соприкасаются друг с другом, но при глотании, зевании, благодаря сокращению глоточных мышц, расходятся в стороны и воздух из носоглотки поступает в барабанную полость. Этим поддерживается одинаковое давление воздуха на барабанную перепонку со стороны наружного слухового прохода и барабанной полости.

Сосцевидный отросток – отросток височной кости (по форме напоминающий сосок), расположен позади ушной раковины. В толще отростка имеются полости – ячейки, заполненные воздухом и сообщающиеся между собой посредством узких щелей. Они улучшают акустические свойства среднего уха.

Рис. 51. Строение среднего уха:

4 – молоточек, 5 – наковальня, 6 – стремя; 7 – слуховая труба

Реферат по Анатомии и возрастной физиологии на тему: Возрастные особенности слухового анализатора и слуха. Гигиена слуха.

Реферат по

Анатомии и возрастной физиологии

на тему:

Возрастные особенности слухового анализатора и слуха. Гигиена слуха.

Просмотр содержимого документа
«Реферат по Анатомии и возрастной физиологии на тему: Возрастные особенности слухового анализатора и слуха. Гигиена слуха.»

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский исследовательский государственный университет им. Н.И.Лобачевского» (ННГУ)

Анатомии и возрастной физиологии

Возрастные особенности слухового анализатора и слуха. Гигиена слуха.

Студентка 1 курса

Профиль психолого-педагогическое образование

Направление психология и социальная педагогика.

2) Отличительные особенности анализаторов………………………………….4

4) Возрастные особенности слухового анализатора……………………….…. 6

5) Гигиена слухового анализатора………………………………………….……7

6) Причины нарушения слуха……………………………………………………8

7) Дети с нарушением слуха……………………………………………………. 9

Орган слуха один из важнейших аппаратов с помощью которого осуществляется связь организма с внешней средой. Аппарат – это анализатор составляющий целую систему.

Анализатор состоит из трех отделов:

1) периферический (рецепторный);

2) проводниковый (средний);

3) корковый (центральный).

● Рецепторный – это отдел анализатора состоящий из нервных клеток, который улавливает определенный вид раздражения. Такие клетки и есть рецептор, действующий как преобразователь энергии с внешнего раздражителя на внутреннюю энергию нервного возбуждения.

Читайте также  Гонорея у девочек

● Средний – это отдел анализатора состоящий из нервных волокон , клеточных центров нерва (в спинном мозгу) и в стволовой части головного мозга. Его функция – это проведение нервного возбуждения от рецептора к корковому концу анализатора.

● Центральный – это высший отдел анализатора. В нем осуществляется нервное возбуждение постепенно перетекающее в ощущение , так же в коре головного мозга протекает соединение раздражений, поступающих из разных рецепторов. Так или иначе процесс обеспечивает взаимосвязь организма с внешней средой.

Отличительные особенности анализаторов Отличительными особенностями анализаторов являются:

● Высокое воздействие, например:

Яркий свет влияет на зрение, сильный звук на слух или тепло (холод) на кожу и т.д;

● Взаимозаменяемость анализаторов или их тесная связь, например:

Если человек слеп, то у него хорошо развита слуховая система;

● Адаптация к раздражению, например:

Светлый коридор (сначала ничего не видишь, а потом постепенно начинаешь различать предметы);

● Ответная реакция на раздражитель, например:

При ударе по голове у человека искры сыплются из глаз или стукнув молоточком по коленной чашечке у человек сразу же распрямляет ногу.

3. Слуховой анализатор

Слуховой анализатор – это анализатор обеспечивающий адаптивные реакции и познавательную деятельность человека. Его особая роль связана с членораздельной речью, которая в свою очередь связанна с слуховым восприятием.

Слуховое восприятие – это основа членораздельной речи. Например:

Ребенок, потерявший слух в раннем детстве, усваивает речевую способность, хотя весь его артикулярный аппарат остается ненарушенным.

Слуховой анализатор включает вестибулярный аппарат, обеспечивающий удержание тела в пространстве.

Слуховой анализатор воспринимает слуховые волны , отличающиеся по высоте, частоте внутреннего уха. Звуковые волны проходя в наружное ухо, состоящее из ушной раковины и слухового прохода переводит в среднее ухо, состоящее из барабанной перепонки и трех слуховых косточек – молоточек, наковальни, стремечко, затем поступает во внутреннее ухо, включающее лабиринт, который состоит из трех частей: в центре преддверие, спереди от него находится улитка, состоящая из 2,5 витков, сзади полукружные каналы. В центре улитке расположены рецепторы слухового анализатора – звуковоспринимающий аппарат — спиральный или кортиев орган, представляющий собой слуховые волоски, ударяясь о которые звуковая волна преобразуется в электрический импульс, передающийся в слуховой нерв, который поступает в слуховой центр.

4. Возрастные особенности слухового анализатора

Все части анализатора действуют как единое целое. Если вдруг нарушается деятельность одной из частей, то нарушается и функционирование всего анализатора. Органы чувств (анализаторы) обеспечивают взаимосвязь организма с внешней средой благодаря воздействию на рецепторы, которые делятся по месту своего расположения: экстерорецепторы (воспринимают раздражения внешней среды, снаружи вне); интерорецепторы (расположены в тканях внутренних органов, внутри); проприорецепторы (находятся в мышцах, сухожилиях и суставах, тем самым воспринимают сокращение и растяжение мускулатуры).

Реакция на сильные звуки отмечается ещё у плода. В последние месяцы внутриутробного развития звуковые раздражения могут вызвать шевеление плода.

Реакция на звук в виде вздрагивания отмечается не только у плода но и у новорожденных. Иногда она сопровождается изменениям дыхания, закрыванием глаз, открыванием рта. Условный защитный (мигательный) рефлекс на звуковое раздражение образуется в конце 1-го месяца после рождения. Дифференцирование различных звуков, например, гудка и звука колокольчика, возможно на 3-м месяце.

С первых дней после рождения самые низкие пороги звуковой чувствительности лежат в области средних звуковых частот (1000 Гц) .

Пороги на низкие частоты меньше, чем на высокие. В процессе онтогенеза происходит постепенное уменьшение порогов, что указывает на увеличение звуковой чувствительности. Наименьшая величина порогов ощущения звуков достигается в 14-19 лет. По сравнению с этим возрастом слуховая чувствительность ниже как у детей более младшего возраста, так и у людей старше 20 лет.

5. Гигиена слухового анализатора

Гигиена слухового анализатора – это комплекс норм, условий и требований, направленных на охрану слуха, сознания оптимальных условий для деятельности слухового анализатора, способствующих нормальному его развитию и функционированию.

Благоприятные условия для гигиены слуха:

1) Для слуха детей вредны слишком сильные звуки. Это может привести к снижению слуха или к полной глухоте.

2) Профилактика «школьного шума» (шум школы во время урока, шум детей на перемене, шум в классе во время урока).

3) Речь учителя должна быть живой, слова должны произноситься четко и самое главное речь должна произноситься разнообразной интонацией.

4) Правильная дозировка слуховых нагрузок. (в меру прослушивать музыку не на самой громком ритме, особенно звучащую в наушниках).

5) Не советуется повреждать покров уха , так как это может привести как уже говорилось к глухоте.

6. Причины нарушения слуха

В зависимости от причины тугоухость и глухоту подразделяют на наследственную, врожденную и приобретенную.Нарушения слуха возникают в результате заболеваний, поражающих наружное, среднее ухо и слуховой нерв.

К факторам риска тугоухости и глухоты относятся: инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, герпес), внутриутробные интоксикации химическими, лекарственными веществами, алкоголем и др.

Приобретенные нарушения слуха встречаются чаще. Причинами тугоухости и глухоты могут стать детские инфекции (скарлатина, корь и др).

Значительное место занимают последствия острого воспаления среднего уха. Стойкое понижение слуха часто возникает в результате воспалительных заболеваний носа и носоглотки и связанной с этими заболеваниями непроходимостью евстахиевой трубы. Наиболее опасны они в раннем возрасте.

К числу сравнительно редко встречающихся причин нарушения слуха можно отнести поражения центральных отделов слухового анализатора, возникающие в результате заболеваний головного мозга (черепно-мозговые травмы, кровоизлияние, опухоль). При таких повреждениях наблюдается небольшое снижение слуха, либо корковая глухота, когда утрачивается способность анализа, синтеза и понимания того, что человек слышит.

Существует зависимость распространенности и причины различных видов тугости от принадлежности детей к той или иной возрастной группе. Так, если на первом году жизни преобладает наследственный и врожденный характер глухоты или тугоухости, то в дальнейшем возрастает роль приобретенных факторов понижения слуха (неадекватное применение токсических медикаментов, в частности антибиотиков; длительное воздействие звуковых предельной интенсивности, использование плейеров).

7. Дети с нарушением слуха

Слух-это способность человека воспринимать и различать звуки. Человек отличается от животных тем, что обладает фонематическим слухом (способность различать фонемы-звуки речи).

На слух приходится только 2 % информации о внешнем мире, которую человек воспринимает органами чувств. Состояние слуха оказывает огромное влияние на речевое и психическое развитие ребенка.

Изучением проблем с нарушением слуха занимаются науки судопсихология и сурдопедагогика.

Судопсихология-раздел специальной психологии. Изучающий проблемы своеобразия познавательной и эмоционально-волевой сфер, деятельности людей с недостатками.

Сурдопедагогика-раздел специальной педагогики, представляющий систему знаний об образовании лиц с нарушением слуха.

По состоянию слуха различают детей слабослышащих (страдающих тугоухостью) и глухих. Тугоухость-стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи. Тугоухость может быть выражена в различной степени-от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости. При тугоухости у ребенка возникают затруднения в восприятии и самостоятельном овладении речью. Однако остается возможность овладения с помощью слуха хотя бы ограниченным и искаженным составом слов. Детей с тугоухостью называют слабослышащими детьми. Глухота-глубокое стойкое поражение слуха, при котором восприятие речи без слухового аппарата становится невозможным. При глухоте самостоятельного овладения речью детьми (спонтанное формирование речи) не происходит.

Таким образом, дети с нарушениями слуха представляют собой неоднородную группу, характеризующую разной степенью и характером нарушений слуха; временем, в котором произошло понижение слуха; уровнем речевого развития. 9

1) Самойленко Е.В. Дефектология. — А.: Арзамасский филиал ННГУ, 2013.

2) Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков: Учебное пособие для студентов педагогических вузов.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.

3) Селивестров В.И. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи.-М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2001.

4) Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология 8 класс. Человек: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. 2-е изд, испр. – М.: Дрофа, 2000.

5) Фарбер Д.А., Корниенко Д.Д., Сонькин В,Д. Физиология школьника.-М.: Педагогика, 1990.

6)Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов педагогический институтов- М.: Просвещение, 1990.

7) Чумаков Б.Н. Основы здорового образа жизни. Учебное пособие.-М.: Педагогическое общество России, 2004.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: