\

Какие стрессорные факторы наиболее значимы у подростков?

Рискованное поведение подростков: причины и способы коррекции

По данным Всемирной организации здравоохранения , ежедневно в мире происходит более 3000 случаев смертей среди подростков – в основном по причинам, которые можно было бы предотвратить. Большая часть погибших детей обладала хорошим здоровьем, однако именно рискованное поведение стало причиной их преждевременной смерти. Потребление алкоголя, наркотиков, насилие, экстремальные увлечения – всё это формы рискованного поведения, которые подвергают опасности жизнь подростков.

Почему у молодёжи границы опасного и безопасного часто оказываются размыты, сотрудникам АНО «ЦИСМ» рассказал старший научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований, руководитель психологической службы Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Кирилл Хломов .

– Почему подростки рискуют собственной жизнью? Какие мотивы у них могут быть?

– Начнём с того, что навык рисковать – важная способность для развития и жизни человека. Люди должны уметь рисковать в разных обстоятельствах. В свою очередь, риск бывает просоциальный и антисоциальный. Просоциальный – это участие в различных конкурсах, олимпиадах, увлечение экстремальными видами спорта, профессиональная деятельность, связанная с риском, например, пожарных или спасателей, спортивная деятельность, участие в соревнованиях. Антисоциальный – это в основном деструктивное поведение: употребление наркотиков, алкоголя, суицидальное поведение, экстремизм, рискованное сексуальное поведение.

Задача человека в течение жизни научиться рисковать безопасно, выбирать правильные формы риска. Однако именно на подростковый возраст приходится пик рискованного поведения человека. Это связано, во-первых, с тем, что подростки по-другому относятся к собственной смерти и не воспринимают её как окончание жизни. Они воспринимают смерть как некий акт, после которого жизнь продолжается. У большинства из них ещё нет опыта утрат, они не сталкивались с безвозвратными потерями. Поэтому в подростковом возрасте кажется, что всё можно исправить и вернуть.

Кроме того, в различных исследованиях было установлено, что взрослые имеют высокую интолерантность к неопределённости, из-за этого выбирают те решения, которые предполагают наиболее понятный результат. Что касается подростков, они готовы к тому, чтобы принимать решения с неясными последствиями. Это объясняется тем, что ещё в детском возрасте человек привык к тому, что в этот период мир для него сам по себе неясен и непредсказуем. Такая особенность в принятии решений также может влиять на готовность к рискованному поведению ребёнка.

– Какие внешние факторы влияют на развитие рискованного поведения у подростков?

– Один из значимых внешних факторов – социальная среда. В первую очередь это семья, её конфигурация, структура, тип детско-родительских отношений, наличие одного или двух родителей. Сюда же входит район проживания ребёнка: например, в неспокойном районе уровень рискованного поведения будет гораздо выше, чем в благополучном, так как риск там воспринимается как нечто нормальное. Также значимый фактор – круг общения подростка, его отношения внутри школьной среды: наличие буллинга, других подростков с деструктивным поведением. Кроме того, структура самой школы может влиять на формирование рискованного поведения: чем крупнее школа, тем выше у подростков склонность к риску. К внешним факторам также можно отнести политическую обстановку, устройство общества, общепринятые нормы и ценности, интернет-пространство.

– Руфинг, зацепинг, паркур – чем подростков привлекают подобные экстремальные увлечения?

– Происходит влияние сразу нескольких факторов. Во-первых, это фактор адреналина. У подростков появляется возможность проверить свои способности, испытать себя, своё тело. В какой-то степени увлечение экстримом – это больше просоциальное поведение, чем антисоциальное. Например, скалолазание или парашютный спорт. Известны случаи, когда увлечение подобными вещами давало положительные результаты: трудные подростки начинали заниматься спортивной деятельностью и антисоциальное рискованное поведение становилось просоциальным.

Влияют такие факторы, как потребность в самореализации, потребность в движении, в выплеске энергии, в исследовании возможностей собственного тела, в самоутверждении и саморегуляции. Если социальная среда не предлагает безопасных способов реализации этих потребностей, появляются экстремальные увлечения в рамках городской среды. Подростки начинают находить и создавать собственные площадки для развлечений: крыши многоэтажек, общественный транспорт, стройки и так далее.

– Какие ещё существуют виды рискованного подросткового поведения?

– Это, безусловно, злоупотребление алкоголем, потребление наркотических веществ, самоповреждение, суицидальное поведение, поведение, связанное с киберагрессией, всевозможные правонарушения, экстремизм. Помимо выше названых руфинга и зацепинга, можно также упомянуть экстремальное вождение автомобиля или любого другого транспорта. Всё это антисоциальные формы рискованного поведения, в результате проявления которых может создаваться серьёзная негативная перспектива, которая может повлиять на всю жизнь подростка.

– Каким образом должна строиться профилактическая работа с подростками с рискованным поведением?

Одним из важных элементов системы профилактики должен быть регулярный мониторинг ситуации в обществе в связи с подростковыми рисками. Например, тестирования или опросы подростков помогают оценить динамику развития рискованного поведения. Это, в свою очередь, помогает определить эффективные формы воздействия. Кроме того, в профилактику должны быть вовлечены школьные психологи, необходимо вести работу не только с подростками, но и с их семьями. Взаимодействие с семьёй должно строиться по принципу помогающей модели. Как показывает мировой опыт, это наиболее эффективная форма. Организация досуга, вовлечение детей в различную творческую и полезную деятельность, внедрение различных интерактивных материалов, предполагающих коммуникацию, – всё это в комплексе поможет снизить риски в подростковой среде.

Психологические особенности подросткового возраста и их влияние на переживания стресса

Рубрика: Психология

Дата публикации: 28.04.2016 2016-04-28

Статья просмотрена: 6581 раз

Библиографическое описание:

Левицкая, Л. В. Психологические особенности подросткового возраста и их влияние на переживания стресса / Л. В. Левицкая, А. А. Чернова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 1036-1039. — URL: https://moluch.ru/archive/113/29104/ (дата обращения: 27.10.2021).

Стресс тяжелее переносится в детском и подростковом возрасте, чем во взрослом. Следовательно, нужно проводить работу по повышению стрессовой устойчивости как можно раньше. Это и является актуальностью данной статьи. Для того, чтобы провести работу с подростками по их адаптации к стрессу, нужно знать специфику его проявления в данном возрасте.

Подростковый возраст является переходным моментом от детства к взрослой жизни. Данный возраст можно назвать одним из самых сложных возрастных этапов в жизни человека. Его границы четко не обозначены. Это связано с тем, что он наступает у каждого в свое время: у кого-то раньше, а у кого-то позже.

Д. Б. Эльконин, исходя из теории о том, что каждому возрастному этапу характерна своя ведущая деятельность, обозначает подростковый возраст как период 11–17 лет. Внутри этого временного отрезка, он выделяет два этапа: средний школьный возраст (11–15 лет) и старший школьный возраст (15–17 лет). Л. И. Божович также считает, что подростковый возраст делится на две фазы: 12–15 лет и 15–17 лет. В периодизации Л. С. Выготского пубертатный период приходится на 14–18 лет. С.Холл полагал, что стадию развития человека от 11 до 14 лет следует относить к подростничеству [3].

Здесь закладываются основные черты характера, стили поведения, привычки, жизненные ориентации и многое другое. Соответственно, от того, насколько положительно личностью будет пройден этот этап, зависит вся дальнейшая взрослая жизнь человека. Одним из факторов, мешающих нормальному (без отклонений) становлению личности, может оказаться перенесенный стресс.

Социальная ситуация развития в подростковом возрасте отличается от той, что была на предыдущем этапе, больше не внешними обстоятельствами, а внутренними причинами. Подросток продолжает жить в семье, ходить в школу. Но начинает думать и чувствовать по-другому. Отношения с семьей уходят на второй план, главным становится общение со сверстниками. Здесь родители вынуждены изменить стиль взаимоотношений, чтобы избежать конфликтов и проблем. Но очень редко этот момент проходит для семьи гладко. Здесь, с большой вероятностью, могут возникнуть стрессовые ситуации из-за неправильного поведения матери: авторитарность, упрямство, чрезмерные требования к ребенку, неуверенность в себе. Также могут быть негативные воздействия и со стороны отца: недостаток внимания, агрессия. К стрессовым ситуациям можно отнести также конфликтность в семье по разным причинам (это м. б. споры по поводу воспитания или же выяснение отношений супругов).

Как мы уже начали говорить, в период отрочества меняется внутренняя позиция по отношению к учению. Так, если в младших классах, ребенок был поглощен самой учебной деятельностью, то теперь для него гораздо больший интерес представляют собственно взаимоотношения со сверстниками. Именно интимно-личностные взаимоотношения становятся основой внутреннего интереса в подростковом возрасте. Для них важно:

Умение знакомится с теми, кто интересен; Ощущение свободы и спокойствия в кругу друзей, принятия норм и ценностей значимой (приоритетной) группы; Ощущение того, что он — индивидуальность и может высказывать свои мысли и идеи, выражать чувства; Желание, чтобы из взрослость была признана окружающими; Важно, чтобы их форма поведения не принималась как детская; Своим образцом поведения подросток желает видеть — активного, целеустремленного и успешного человека; Склонен к мечтанию и фантазированию [6].

Придавая столь особое значение общению, подростки могут начать игнорировать учебную деятельность, что впоследствии может привести к проблемам в школе и дома, усилению давления на него со стороны старших. В общении со сверстниками, подростки расширяют границы своих знаний, они развиваются в умственном отношении, делясь знаниями и демонстрируя освоенные способы умственной деятельной. Общаясь «в кругу своих», они постигают разные формы межличностного взаимодействия, учатся рефлексии на возможные результаты своего и чужого поступка, высказывания, эмоционального проявления.

Если в детстве особая школа социальных отношений — это игра, то в отрочестве такой школой становится общение. Именно в этот период подросток учится осмысливать свои конформные и негативные реакции на какие-то ситуации, отстаивать право на самостоятельный выбор возможного поведения, учится подавлять импульсивные действия.

Читайте также  Саркома влагалища у девочек старшего возраста

Социальная ситуация обладает большим разнообразием условий для провокаций и для испытания подростком самого себя. Взрослые, в силу уже сложившихся ценностей, зачастую даже не могут их представить себе. Подросток сталкивается с множеством проблем, отрицательное воздействие которых приводит к возникновению стрессового состояния. Он очень впечатлителен и любой конфликт может обернуться душевной травмой. Это одна из причин, что подростковые стрессы встречаются очень часто и по разным причинам. Часто наблюдается феномен самопровоцирования стресса, связанного с недовольством своей внешности, как неудовлетворяющей представлениям подростка о привлекательности. Также стресс может быть вызван волнением по поводу первого свидания [3].

Одним из главных источников стресса для подростков является школа. Стремление быть первым и зацикливание на учебе порождает массу проблем психического плана.

Еще один стресс, который развивается почти у каждого подростка, связан с выбором профессии и поступлением в ВУЗ. Поступить в хороший колледж, продолжить обучение в школе или пойти работать — поиск ответов на эти вопросы расходует у них много сил.

Семейный стресс. Причинами такого стресса могут быть: семейные драмы, развод родителей и повторные браки, все это порождает сильнейшие стрессы у пытающихся осознать свое место в жизни подростков.

Общие симптомы стрессового состояния, включают в себя: чувство нервного напряжения и волнение, чувство усталости, постоянное откладывание на потом или пренебрежение обязанностями, постоянные негативные мысли, идеи. В состоянии стресса подростки часто чувствуют себя разбитыми, у них нарушается сон, появляются проблемы с питанием (начинают есть слишком много или мало) [5].

Некоторые симптомы стресса у взрослых, проявляются и у подростков, к можно отнести головные боли и депрессии. Однако есть и отличительные особенности. Подростки, например, медленнее забывают пугающие или негативные воспоминания. Чаще подвержены девиантному поведению. Чтобы уменьшить стресс, они могут начать курить, принимать алкоголь или наркотики. Девушки, как правило, направляют свои тревоги на себя, что часто становится причиной физиологических расстройств: булимии или анорексии. У юношей более высока склонность к участию в преступлениях, проявление агрессии к другим, как попытка сбежать от проблем [4].

Многие болезни имеют свое начало в подростковом и юношеском возрасте, что отчасти вызвано воздействием стрессов. Они могут стать причиной ухудшения физического и психического здоровья. Те, кто не выдерживал стресса, имеют очень низкий иммунитет и чаще болеют. Стресс может перерасти в депрессию. А она, может привести за собой и суицид [1].

Еще одним признаком появления стресса у подростков может быть отдаление от сверстников. Он становится замкнутым, теряет уверенность в собственных силах, формируется заниженная самооценка [2].

Также нами было проведено исследование о взаимосвязи личностных особенностей и уровнем стрессоустойчивости. Использовались 3 методики:опросник Кетелла14PF, Бостонский тест на стрессоустойчивость и рисуночная методика «не дай человеку упасть». Результаты ранговой корреляции Спирмена представлены в таблице № 1:

Отсюда видно, что существует связь между некоторыми качествами личности и уровнем стрессоустойчивости.

Так, например, по результатам корреляции Бостонского теста и Кетелла,уподростков общительных, склонных к сотрудничеству уровень стрессоустойчивости выше, чем у замкнутых.Ууступчивых, подчиняемых, зависимых от других он конечно будет ниже. У импульсивных, живых, легкомысленных уровень стрессовой устойчивости будет выше, чем у осторожных людей, т. к. они легче переключаются на другие виды д-сти, склонны к перемене мест и т. д.

Склонные к чувству вины, депрессивные подростки — больше будут подвержены стрессам, чем невозмутимые, у которых практически отсутствует чувство угрозы и т. д.

Если подростки не научаться справляться со всеми трудностями, если им не помочь сформировать высокий уровень стрессоустойчивости, это может привести к появлению различных аддикций, депрессивных состояний, болезней, вызванных психосоматикой.

Таким образом, подростковый возраст представляет собой переходный моментом от детства к взрослой жизни. Возрастные границы подросткового возраста довольно размыты, другими словами — индивидуальны. Этот возраст является кризисным периодом, во время которого у подростка появляются новые проблемы, меняются отношения с окружающими его людьми. Социальная ситуация развития остается прежней — школа, но происходят изменения в отношениях с окружающими. Главную роль начинают играть не родители и учителя, а сверстники. Ведущая деятельность смещается с учебной на интимно-личностное общение.

Стрессы у подростков связаны со множеством фактором, в том числе и с учебой. У учащихся колледжа добавляются также страхи сдачи диплома, взрослой жизни, дальнейшего самоопределения и т. д. Реакции на стресс у подростков могут быть схожи с реакциями взрослых, но могут и отличаться. Чем младше личность, тем больше будет стрессовых факторов, а значит, подростки гораздо больше подвержены стрессам.

Если подростки не научатся преодолевать стрессовые ситуации, не сформируют достаточный уровень стрессоустойчивости, то в дальнейшем у них будет много трудностей. Может ухудшиться здоровье, появятся вредные аддикции и многое другое.

Исследовательская работа «Стресс в жизни подростка»

Изучение влияния стресса на личность подростка является очень актуальным вопросом. Так как я сама подросток, то часто испытываю стресс, и чтобы узнать, как стресс влияет на подростка, какие последствия он несёт и как с ним бороться, я решила провести исследование.

Актуальность избранной темы в современном мире:

В современном мире подростки тяжелее переживают переходный возраст, всё чаще подвергаясь стрессам. Подростку необходимо знать свои особенности, знать, почему он подвергается стрессу и учиться преодолевать его, чтобы обеспечит себе комфортную жизнедеятельность.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа «Стресс в жизни подростка»»

«Влияние стресса на личность подростка»

Выполнила: Кузнецова Кристина, учащаяся 10А класса

Руководитель: Некрасова Наталья Владимировна

Глава II. Влияние стресса на подростка……………………………………….

Причины подросткового стресса………………………………………………..

Симптомы подросткового стресса…………………………………………….

Влияние стресса на человека……………………………………………………

Влияние стресса на личность подростка

Изучение влияния стресса на личность подростка является очень актуальным вопросом. Так как я сама подросток, то часто испытываю стресс, и чтобы узнать, как стресс влияет на подростка, какие последствия он несёт и как с ним бороться, я решила провести исследование.

Актуальность избранной темы в современном мире:

В современном мире подростки тяжелее переживают переходный возраст, всё чаще подвергаясь стрессам. Подростку необходимо знать свои особенности, знать, почему он подвергается стрессу и учиться преодолевать его, чтобы обеспечит себе комфортную жизнедеятельность.

Подросток подвержен стрессам, который сильнее проявляется у школьников старших классов, его причины различаются в зависимости от возраста учащихся.

Изучить влияние стресса на личность подростка.

Определить влияние стресса на учащихся школы №23.

Сравнить виды стрессов и причины их возникновения у учащихся старшего и среднего звена.

Выявить пути решения проблем, связанных со стрессовыми ситуациями подростков.
Практическая значимость работы:

Я изучила личность подростка, узнала каким видам стресса они подвергаются, и выявила пути решения этих проблем. Я научилась преодолевать стресс и готова провести классный час у своего класса и рассказать ребятам, как бороться со стрессом.

Методы исследования:

Эмпирический метод: метод анкетирования, метод эксперимента.

Глава I

Подросток — юноша или девушка в переходном возрасте от детства к юности. Современная наука определяет подростковый возраст в зависимости от страны (региона проживания) и культурно-национальных особенностей, а также пола (от 12—14 до 15—17 лет). На 2016 год в мире насчитывается более миллиарда подростков.

Подростковый возраст – самый сложный период в жизни человека. Это время, когда все чувства обострены: если любишь, то со всей страстью; если ненавидишь, то со всей злостью; если дружишь – со всей душой. А потому любой конфликт, самое ничтожное недопонимание может обернуться настоящей душевной драмой для впечатлительного подростка. Вот почему подростковые стрессы – явление вполне обычное, практически обязательное.

Особенности подросткового возраста:

Основной особенностью этого возраста являются резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Процесс анатомо-физиологической перестройки является фоном, на котором протекает психологический кризис.

Социальная ситуация развития представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью.

Ведущей деятельностью подростка является общение со сверстниками. Главная тенденция — переориентация общения с родителей и учителей на сверстников.

Обычно о подростковом возрасте говорят как о периоде повышенной эмоциональности. Это проявляется в возбудимости, частой смене настроения, неуравновешенности.

Если вспомнить историю, то, например, в средневековье понятия подросток вообще не было. Дети начинали работать с малого возраста, рано женились и образовывали семьи.

Строгое разграничение людей по возрастам (возрастная периодизация) произошло не­давно. Детство, как возрастной период, появилось лишь 150 лет назад. Ученые заметили такую закономерность: чем меньше про­должительность жизни и чем менее развитым является обще­ство, тем быстрее дети переходят в ряды взрослых.

Впервые подростковый возраст в России сформировался в XVII—XIX веках, отрочество наступало в возрасте 14—16 лет, а до того ребенка именовали «дитятей».

Понятие подросткового возраста и юности впервые сфор­мулировано педагогами эпохи Просвещения. Важную роль в этом сыграл Жан Жак Руссо (1712—1778) — великий фран­цузский писатель и философ-просветитель. Он идеализиро­вал детство и юность, считая их непорочным периодом жиз­ни человека со светлыми помыслами и романтическими устремлениями. По мнению Руссо, общество портит челове­ка, поэтому детство и юность следует защищать от его пагуб­ного влияния.

Глава II

Стресс (от англ. stress — давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) — неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса.

Читайте также  Сопоставление цитологической картины вагинальных мазков и экскреции прегнандиола с мочой

Впервые термин «стресс» в физиологию и психологию ввел Уолтер Кэннон в своих классических работах по универсальной реакции «бороться или бежать».

Виды стресса:

Понятие имеет два значения — «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм».

Негативный тип стресса, с которым организм не в силах справиться. Он подрывает здоровье человека и может привести к тяжелым заболеваниям. От стресса страдает иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса.

Эмоциональный стресс

Эмоциональным стрессом называют эмоциональные процессы, сопровождающие стресс, и ведущие к неблагоприятным изменениям в организме. Во время стресса, эмоциональная реакция развивается раньше других, активизируя вегетативную нервную систему и её эндокринное обеспечение

Психологический стресс

Психологический стресс, как вид стресса, понимается разными авторами по-разному, но многие авторы определяют его как стресс, обусловленный социальными факторами. Для современного подростка важнейшими стрессовыми факторами являются эмоциональные. Современная жизнь во всех своих проявлениях очень часто вызывает у подростка отрицательные эмоции.

Причины подросткового стресса:
Причиной стресса в подростковом возрасте может стать как действительно серьёзная неприятность, так и незначительная обида на близкого человека. Безусловно, самые сильные подростковые стрессы случаются, когда ребенок сталкивается с ситуацией опасности или насилия. Стрессы по такой причине характерны для людей любого возраста, но самый глубокий след они оставляют именно на психике подростка.
Ситуации применения насилия или столкновения с опасностью, несомненно, относятся к серьёзным причинам подросткового стресса. Другими – болезненными для психики подростка причинами являются: смерть близкого человека, развод родителей.
Дети близко к сердцу воспринимают даже малейший конфликт в семье. Что уж и говорить о такой семейной драме, как развод. Также значимой причиной для стресса является проживание подростка в неблагоприятных условиях: с пьющими родителями, в коммунальной квартире рядом с неприятными соседями, на опасной территории, в абсолютной бедноте и т.д.
Менее важными с позиции взрослого человека, но не менее значимыми для подростка являются сложные ситуации в школе как причина стресса. Поводом для длительных и глубоких переживаний подростка может стать конфликт с учителем или с одноклассниками.
Ссоры с друзьями могут стать причиной не только стресса, но и более серьёзных психических расстройств, могут заметно сказаться на интеллекте развивающейся личности.
А уж расставание с любимым человеком в подростковом возрасте и вовсе грозит обернуться настоящей трагедией. Другой потенциальной причиной стресса у подростка является проблема с успеваемостью в школе. Особенно сильно давят на психику ребенка завышенные требования к нему со стороны школы. Он легко может погрузиться в уныние из-за несправедливо заниженной оценки, удариться в панику от обилия грядущих экзаменов, впасть в отчаяние от непомерных объёмов домашнего задания.
Таковы серьёзные и «детские» поводы для недетских переживаний подростков.
Симптомы подросткового стресса:
Стресс – опасное явление для подростка. По каким же симптомам можно догадаться, что подросток находится в состоянии стресса?
Первым признаком стресса является отдаление подростка от его сверстников и близких .
Другим симптомом подросткового стресса является рассеянность внимания, забывчивость подростка.
Следующим признаком подросткового стресса является постоянно утомлённое состояние.

Однако бывают и несколько другие проявления стресса. К примеру, циклическая смена настроения: от состояния беспредельной радости подросток тут же переходит к состоянию глубокого расстройства.

Другим примером изменения настроения подростка при стрессовом состоянии является появление агрессии. Внезапная гиперактивность подростка довольно часто также является симптомом стресса.
Признаком подросткового стресса являются вредные привычки: «поминутное» курение, частое распитие алкогольных напитков, ежедневный шопинг. Симптомом стресса, вызванного недовольством подростка собственной фигурой, является чрезмерное стремление похудеть.
Влияние стресса на человека:
Стресс, пережитый в переходном возрасте, может отрицательно сказаться на перестраивающемся физически организме подростка и на его изменяющейся психике.
1) Ухудшение физического здоровья. Научно засвидетельствован тот факт, что люди, столкнувшиеся со стрессом в подростковом возрасте, имеют ослабленный иммунитет и намного чаще серьёзно заболевают в зрелом возрасте, чем те, чьё отрочество было благополучным.
2) Ухудшение психического здоровья. Подростковый стресс, если с ним не бороться, может перерасти в депрессию. А депрессия в переходном возрасте может спровоцировать суицид.

Практическое исследование.

Я проводила социальный опрос учащихся 9-х , 10А и 11А классов.

Было опрошено 18 респондентов.

Данные опроса были занесены в таблицу (значение букв и № вопросов см. в приложении, числами обозначено количество учащихся).

Какие стрессорные факторы наиболее значимы у подростков?

Современные реалии являют собой особую необходимость изучения различных аспектов личности подростков. Это обусловлено важностью развития подростка и его адаптации к социальному окружению, значимостью процесса социализации. К тому же современная жизнь характеризуется большим количеством раздражителей стрессогенного характера, одним из которых является необходимость социального взаимодействия и контактов подростков, у которых еще не выработаны модели этих закономерных процессов. Как известно, социaльнaя средa окaзывaет сильнейшее влияние нa человекa и является кaк бы источником, питaющим рaзвитие личности, прививaет ему общественные нормы, ценности, роли [1].

Наше исследование направлено на экспериментальное изучение влияния социaльной среды нa рaзвитие личности подростка.

Подростковый возрaст представляет собой один из вaжнейших этaпов жизни, во многом определяющий дальнейшую судьбу человекa. Нa формирование личности подростка влияет множество фaкторов: социaльнaя средa, окружaющaя подросткa, отношения с родителями, социaльный стaтус в коллективе сверстников, социaльные роли подросткa, aкaдемическaя успешность, сформировaнность творческих интересов, a тaкже ведущaя деятельность в дaнный период, проявление которой игрaет немaловaжную роль [2].

Подросток, или тинэйджер (от английского teenager), – это молодой человек в возрасте от 13 до 19 лет. Стоит отметить, что в условиях современных больших городов, где дети очень рано вступают в контакт с высокими технологиями, переходный период может начаться и раньше, уже в 10 лет, и закончиться позже – в студенческом возрасте. Пубертатный процесс связан с физиологическими изменениями в организме, а они у разных детей происходят в разное время, в частности, у представителей южных народов раньше, чем у представителей северных [3].

Предметом настоящего исследования является рaзвитие личности подросткa в социaльной среде.

Для проведения исследовaния в рамках данной статьи были использовaны такие методы психодиaгностики как aнкетировaние [4] и референтометрия [5]. Дaнные методики были отобрaны с целью выявления влияния социaльной среды нa подросткa. Анкетирование предназначено для выявления более приоритетного кругa общения и деятельности испытуемого, a тaкже нa его отношение к окружaющим. Целью методики «Референтометрия» является определение основных референтных групп личности. Выборку нашего исследования составил 21 испытуемый.

Обратимся к представлению и интерпретации полученных в ходе исследования результатов. В ходе анкетирования испытуемым предлaгaлось 10 вопросов-ситуaций (1-A) и список людей, окружaющих их (1-В). Испытуемым нужно осуществить выбор по кaждому вопросу-ситуaции не менее двух человек: при этом второе лицо должно быть из тех, которые знaчимы в меньшей степени, чем первое лицо. После осуществленного школьникaми выборa у них зaбирaют список 1-Б и просят по пятибaлльной шкaле (5,4,3,2,1.) оценить кaждое из выбрaнных лиц. В процессе обработки, все лицa, упомянутые испытуемым, зaписывaются в отдельный список без повторений, зaтем «оценки» лиц зaносятся в список, и суммируется для кaждого из них. После срaвнения двa-три лицa, имеющие нaибольшее количество бaллов, выносятся нa отдельный листок в порядке уменьшения количествa бaллов. Эти люди и состaвляют референтную группу дaнного испытуемого.

Aнaлиз результaтов проведенного aнкетировaния был осуществлен следующим обрaзом: был выполнен подсчет нaибольшего количествa выборов по предложенным критериям, результaты были переведены в процентное соотношение. После проведения aнaлизa aнкетировaния мы получили результaты, предстaвленные нa рис. 1-3.

Как видно на рис. 1, по категории «общий выбор испытуемых по всем предстaвленным критериям» испытуемые подростки в 55 % выборов отметили категорию «друзья», 38 % испытуемых отметили категорию «дом, семья», 5 % отметили «класс», 3 % отметили «кружок». Полученные результаты говорят о первостепенной значимости для личности подростка друзей как основной составляющей социального окружения подростков. Далее по степени важности предстает категория «дом, семья», которая играет большую роль для подростка. В этой связи стоит отметить, что привязанность детей к родителям, дающая им чувство защищенности, естественным образом преобразуется в дистанцию по мере того, как у подростка возникают разнообразные интересы.

Рис. 1. Общий выбор испытуемых по предложенным критериям

На рис. 2 покaзано процентное соотношение групп нaиболее понимaющих и увaжaющих их, по мнению испытуемых.

Рис. 2. Выбор по критерию «понимaние окружaющих»

Как видно по рис. 2, наиболее понимающими по отношению к испытуемым воспринимаются друзья (43 %), родные (37 %), далее следуют группы «одноклассники» (13 %) и «кружок, секция» (8 %).

Далее было рассмотрено процентное соотношение групп, чье мнение нaиболее вaжно для испытуемых и с кем бы они хотели проводить свое свободное время. Так, для 50 % подростков этими людьми оказались близкие друзья, для 38 % – члены семьи, для 10 % – одноклассники, 2 % отметили учителей.

Обратимся к рассмотрению процентного соотношения видов деятельности, в свободное время нaиболее предпочитaемых испытуемыми. 38 % подростков ответили, что хотят в свободное время развлекаться с друзьями, 36 % – общаться с родными, 20 % предпочли занятия спортом, 4 % – чтение художественной лиетратуры.

Aнaлиз результaтов референтометрии был осуществлен следующим обрaзом: все лицa, упомянутые испытуемым, зaписывaются в отдельный список без повторений, зaтем «оценки» лиц зaносятся в список, и суммируется для кaждого из них. После срaвнения двa-три лицa, имеющие нaибольшее количество бaллов, выносятся нa отдельный листок в порядке уменьшения количествa бaллов; эти люди и состaвляют референтную группу дaнного испытуемого. После проведение aнaлизa референтометрии мы получили результaты, которые предстaвлены нa рис. 3.

Читайте также  Аномалии синтеза гемоглобина

Рис. 3. Референтные группы

Тaким обрaзом, в результaте проведенного исследовaния мы выявили, что нa рaзвитие личности подросткa влияют все aспекты социaльной среды, и кaждый из них влияет нa личность в рaзной мере, это зaвисит того в кaкой среде нaходится сaм подросток и кaкое окружение людей нaходиться вокруг него: будь то блaгополучнaя или не блaгополучнaя семья; хорошaя компaния друзей или компaния хулигaнов и.т.д. В частности, было выявлено, что по критерию «понимание окружающих», подростки наиболее часто отметили такие категории социального окружения как друзья и дом. При этом важное значение для испытуемых подросктов имеет мнение компании друзей и родных. Именно последним двум группам подростки отдают предпочтение в проведении свободного времени, наполняемого такими видами деятельности как развлечения и общение. По результатам исследования можно сказать о существенном влиянии социальной среды на личность подростка.

Какие стрессорные факторы наиболее значимы у подростков?

Заболевания, обусловленные изменением функционирования гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы как следствие переживания стрессовых состояний, принято называть психосоматическими [1].Однако роль биологических и психологических факторов в развитии конкретного заболевания все еще остается недостаточно изученной.

Делались многократные попытки связать определенный психотип с конкретным заболеванием. Это удалось с известными оговорками только для обширной группы заболеваний сердечно-сосудистой системы, развитие которых связывается с типом А [10]. В дальнейшем Г. Айзенк[9]пытался описать тип людей, у которых с большей вероятностью возникнет то или иное раковое заболевание, но его предположения не были подтверждены.

Можно предположить, почему многие усилия, направленные на поиск особых групп людей, имеющих большую вероятность получить тот или иной диагноз, не выявили простой связи между личностными особенностями и развивающимся заболеванием. В рамках изучения стрессовой системы, активной в тех ситуациях, когда организм переживает стресс или испытывает только угрозу переживания стресса, получено много важных данных[8].

Вырабатываемые в процессе функционирования стрессовой системы гормоны отвечают как за развитие стрессовой реакции, так и за ее завершение. Оказалось, что если в раннем детстве (предположительно, до полутора лет) стрессовая система подвергается чрезмерным воздействиям, возможны ее долговременные изменения. Эти изменения обнаружатся не сразу же после воздействия стрессового стимула, но позднее, когда возникнут существенные гормональные перестройки, на фоне которых недостаточность системы реагирования на внешние условия будет особенно заметна [8]. Это обусловлено тем, что вплоть до начала пубертатного периода у детей в норме должна быть гипореспонсивность на стресс — это снижение физиологической реакции на стрессор, механизм, который защищает чувствительную развивающуюся нервную систему от агрессивного действия гормонов стресса [3].

Мощные гормональные перестройки наиболее ярко происходят в подростковом возрасте, одновременно с усилением активности и системы стресса[5]. Можно предположить, что именно ранние срывы гормональной регуляции в период стрессового воздействия приводят к развитию соматического заболевания в подростковом возрасте. Причем тип заболевания будет определяться не столько типом стрессового воздействия или психотипом человека, сколько генетически обусловленными биохимическим процессами в организме в процессе стресса или аллостаза.

В то же время силен и психоаналитический подход к развитию заболеваний, согласно которому не столько особенности реагирования стрессовой системы, сколько восприятие личностью тех или иных проблем, которые необходимо, но сложно решать, и предопределяют развитие психосоматических заболеваний [3].

Имеющиеся данныепозволяют предположить, что в подростковом возрасте в формировании заболевания в большей мере будут влиять именно ранние изменения функционирования стрессовой системы. В момент резких гормональных перестроек дополнительное воздействие стрессора может привести к неадекватной реализации ответа на интенсивное внешнее воздействие в силу недостаточности работы стрессовой системы, поврежденной в раннем детстве. В то же время в более позднем периоде онтогенеза, развитие заболевания,возникающего вне столь мощных гормональных перестроек,как это происходит в пубертатном периоде, в большей мере будет определяться личностными особенностями человека и типом стрессора. Формирование внутреннего конфликта в этом случае должно сопровождаться усилением механизмов психологической защиты. При развитии заболевания как результата слома стрессовой системы в детстве не должно быть мощных изменений личности и, прежде всего, усиления механизмов психологической защиты. Однако обусловленность формирования заболевания ранним повреждением стрессовой системы должна сопровождаться астеническими явлениями.

Если это так, и в подростковом возрасте формирование психосоматического расстройства в большей мере связано не с внутриличностным конфликтом, но слабостью.

Чтобы оценить большую вероятность того или иного пути развития заболевания, мы исследовали подростков, здоровых и больных, с помощью набора методов, направленных как на выявление механизмов психологической защиты, так и на описание астенических процессов, происходящих в организме. Актуальность такого исследования обусловлена разными подходами к лечению и профилактике психосоматических проявлений в подростковом возрасте.

Материалы и методы

В исследовании принимали участие младшие подростки 11-13 лет. В группе № 1 «норма»был 51 человек, 23 мальчика и 28 девочек; все учащиеся гимназии.В группу№ 2 с«нарушениями и заболеваниямижелудочно-кишечного тракта»вошло 53 человека, 27 мальчиков и 26 девочек,которые находились на лечении в детской городской больнице с диагнозами гастродуоденит, гастрит, язвенная болезнь, хеликобактериоз, дискинезия желчевыводящих путей, дисфункция билиарного тракта, функциональное нарушение органов пищеварения и др.В группе №3 «расстройства адаптации»было 50 чел., 26 мальчиков и 24 девочки, которые находились на лечении в центре психотерапевтической помощи для детей и подростков с диагнозом «расстройства адаптации со смешанными нарушениями эмоций и поведения» (F 43.25).

Для исследования особенностей темперамента использовался опросник «Темперамент — формальные характеристики поведения» Я.Стреляу[7]. Темперамент при этом определяется как совокупность формальных и относительно устойчивых характеристик поведения, проявляющихся в энергетическом уровне поведения и во временных параметрах реакций. К временным характеристикам поведения относятся такие черты, как динамичность (живость) и настойчивость, а к энергетическим аспектам поведения — сенсорная чувствительность, выносливость, эмоциональная реактивность и активность. Степень выраженности этих черт у конкретного человека характеризует особенности его темперамента.

Данный опросник предусматривает дихотомичные ответы «Да/Нет» и позволяет диагностировать испытуемого по 6 шкалам (каждая шкала состоит из 20 вопросов): «динамичность» (тенденция быстро реагировать на различные события и явления, выполнять свои ответные действия в высоком темпе и легко приспосабливать их к особенностям наличной ситуации), «настойчивость» (подразумевает определённое постоянство в поведении, тенденцию к продолжению, возврату и повторению своих действий после завершения вызвавшей их ситуации), «сенсорная чувствительность» (способность субъекта реагировать на слабо выраженную стимуляцию), «эмоциональная реактивность» (тенденция реагировать интенсивно на стимулы, порождающие эмоциональные реакции), «выносливость» (способность адекватно реагировать в ситуации с длительной и/или с сильно выраженной стимуляцией, а также при наличии ярко выраженных внешних посторонних отвлекающих факторов), «активность» (тенденция совершать действия высокой стимулирующей силы).

Вследствие того, что в исследовании принимали участие дети младшего подросткового возраста (11-13 лет), возникла необходимость адаптации опросника «Темперамент — формальные характеристики поведения» к детской аудитории. Таким образом, в отдельные утверждения опросника были введены дополнительные разъясняющие слова или фразы, соответствующие опыту данной возрастной категории, не искажающие смысл и согласованность авторского текста. Кроме того, все дополнения даны в скобках.

Данные об уровне развития эмоционального интеллекта были получены с помощью видеотеста, направленного на оценку эмоционального интеллекта В.В. Овсянниковой — Д.В. Люсина [4].

Эмоциональный интеллект — это способность человека опознавать, вербализовать и управлять своими и чужими эмоциями, а также быть адекватным в эмоциональной ситуации. Методика представляет собой набор шкал для оценки эмоционального состояния другого человека и 7 сюжетов, которые являются материалом для оценивания состояния. Набор шкал состоит из 15 названий эмоциональных категорий (например, гнев, радость, удивление, возбуждение). В инструкции испытуемому предлагается оценить эмоциональное состояние героя сюжета по этим шкалам, согласно нескольким возможным вариантам ответа — от 0 (эмоция не характеризует состояние персонажа в данном сюжете) до 5 баллов (эмоция максимально точно описывает состояние героя данного сюжета). Необходимо указать, что тестовые баллы представляют собой обратную шкалу, т.е. чем больше тестовый балл, тем ниже способность к идентификации эмоций других людей.

Исследование механизмов психологической защиты (МПЗ) проводилось с помощью опросника Плутчика — Келлермана — Конте[6], который позволяет оценить выраженность следующих видов защиты: отрицание, регрессия, компенсация, рационализация, вытеснение, замещение, гиперкомпенсация, проекция. Опросник содержит 64 утверждения, каждое из которых оценивается в диапазоне от 0 до 3 баллов. Также определяется «общая напряжённость защит», путём суммирования баллов по всем психологическим защитам.

Для определения выраженности астенического состояния был использован опросник для диагностики астении, приведённый в методических рекомендациях И.П. Киреевой [2]. Опросник включает 6 шкал, каждая из которых оценивается в диапазоне от 0 до 3 баллов. Интерпретация зависит от общей суммы баллов.

Кроме того, всех подростков просили оценить собственное здоровье по десятибалльной шкале.

Результаты и их обсуждение

После введения результатов в общую базу данных и количественного анализа был проведен регрессионный анализ, который обнаружил различия между группами только по некоторым шкалам опросников.

Параметры регрессионного анализа, характеризующие влияние независимой переменной «фактор группы» на исследуемые параметры

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: