\

Как принимать рациональные решения с помощью самодистанцирования

Самодистанцирование помогает снизить агрессию

Соавтор исследования, профессор Брэд Бушман также подчеркивает, что обычно в ситуации, вызывающей гнев, люди делают то, что, как раз, делать не стоит. Они стараются сосредоточиться на своей боли и на своем гневе, чтобы лучше понять свои чувства. «Если вы будете слишком сильно фокусироваться на том, как вы испытываете гнев, то получите эффект бумеранга», — полагает Бушман. «Так агрессивные мысли и чувства остаются активными, а это, в свою очередь, увеличивает вероятность того, что вы будете действовать агрессивно».

Чтобы доказать свою гипотезу, ученые организовали эксперимент, в котором приняли участие 94 студента колледжа. Испытуемым сообщили, что они будут участвовать в психологическом исследовании, посвященном влиянию музыки на способность решать задачи, креативность и эмоциональность. Студенты слушали фрагмент классической музыки и одновременно пробовали решить 14 сложных анаграмм (слова с измененным порядком букв). На каждую анаграмму им давалось не больше семи секунд. За это время им нужно было решить анаграмму, записать ее и сообщить о решении экспериментатору через микрофон. В эксперименте была запланирована провокация. Для того, чтобы специально разозлить испытуемых, экспериментаторы использовали технику, которая часто используется в аналогичных исследованиях. Психолог по нескольку раз просил участников говорить в микрофон громче. В итоге он заявлял: «Слушай, я уже третий раз повторяю тебе одно и то же. Ты в состоянии выполнять инструкции? Говори громче!».

По окончании этой части эксперимента студентам сообщалось, что они будут участвовать в следующем задании, посвященном влиянию музыки на креативность и эмоциональность. Их просили вернуться к заданию «анаграммы» и «в своем воображении увидеть сценку». В зависимости от того, какую сценку нужно было представлять, испытуемых разделили на три группы. Одним студентам было дано задание погрузиться в себя и затем проанализировать свои чувства («прокручивайте у себя перед глазами эту ситуацию, как будто она случается с вами снова и снова»). Другим студентам надо было дистанцироваться от ситуации и затем также проанализировать свои чувства («выйдите мысленно из ситуации, отойдите на некоторое расстояние от нее и наблюдайте со стороны за тем, как разворачиваются события, как будто это все снова происходит, а вы смотрите со стороны»). Участникам третьей контрольной группы не сказали, каким образом им надо представлять сцену или анализировать чувства. Студентам каждой группы надо было прокручивать в своем воображении сценку на протяжении 45 секунд. Затем психологи оценивали, насколько у испытуемых были выражены агрессивные мысли или чувства.

В результате у студентов, использовавших перспективу самодистанцирования, обнаружилось меньше агрессивных мыслей и чувств, чем у студентов, которые погружались в свои переживания, и у испытуемых из контрольной группы. «Самодистанцирование помогает людям регулировать свой гнев и снижает интенсивность агрессивных мыслей», — подчеркивает Мишковски.

Во втором исследовании психологи решили пойти дальше и доказать, что самодистанцирование помогает людям снизить свою агрессивность даже когда их провоцируют. 95 студентов колледжа попросили решать те же анаграммы, что и в предыдущем эксперименте. Но в данном случае испытуемым было сказано, что каждому из них придется работать в паре с невидимым партнером, таким же, как они, студентом, но не психологом-исследователем (на самом деле этим партнером был как раз один из психологов). Потом оказывалось, что предполагаемый партнер позволяет себе резкие комментарии относительно действий своего напарника-испытуемого.

Как и в первом исследовании, участников разделили на три группы. В первой группе студентов просили погружаться в свои переживания, во второй – самодистанцироваться, а в третьей, контрольной, инструкций по поводу того, как смотреть на ситуацию, не давали. Далее всем участникам эксперимента сказали, что они будут соревноваться с теми же партнерами, что провоцировали их раньше, когда было дано задание на время. Победитель получит возможность посылать сигналы шума в наушники проигравшему, и у победителя будет возможность регулировать громкость этого шума и продолжительность шумовой атаки.

Психологи обнаружили, что участники, использовавшие самодистанцирование, думая о провокациях своих партнерах, продемонстрировали более низкий уровень агрессивного поведения, чем студенты из двух других групп. Шум, который они передавали в наушники партнеру, был значительно менее интенсивным, а само «наказание» было короче. «Мы проводили диагностику участников сразу после провокации напарников. Следовательно, тот факт, что участники, применяющие самодистанцирование, обнаружили более низкий уровень агрессивности, показывает, что данная техника помогает снизить накал страстей непосредственно в самом пике ситуации, когда эмоции еще свежи», — считает Мишковски.

Интересно, что участники, использующие самодистанцирование, продемонстрировали меньшую агрессивность по сравнению с участниками контрольной группы, не получившими инструкций, что им делать со своим гневом по поводу инцидента с партнером. Можно предположить, что люди в принципе склонны, конфронтируя с провокатором, естественным образом погружаться в свои агрессивные чувства, а это, в свою очередь, совсем не помогает уменьшить гнев. Погружаясь в свои гневные переживания, человек может, наоборот, накрутить себя еще больше и начать реагировать агрессивнее. Поэтому, чтобы справиться с гневом, лучше отвлечься, выйти из ситуации и подумать о чем-то успокаивающем. Правда, данная техника действует только короткое время. Мишковски полагает, что проведенное им исследование четко показывает действенность самодистанцирования в плане уменьшения гнева и раздражительности. Психолог убежден, что это лучший метод управления гневом. «Самодистанцирование действительно помогает успокоиться, даже если человека только что спровоцировали. Каждый человек может использовать этот несложный, но эффективный инструмент, чтобы справиться со своим гневом».

Результаты исследования опубликованы в журнале Экспериментальной Социальной Психологии.

Самодистанцирование: что это такое и как вы можете использовать его для принятия лучших решений

Нелегко справиться с эмоциями, когда нужно принять сложное решение. И это проблема, потому что эмоции часто вынуждают нас принимать неправильные решения в важных сферах жизни — в том, что касается отношений, финансов или здоровья.

Однако, используя несколько простых техник самодистанцирования, вы можете значительно уменьшить влияние эмоций, чтобы принимать более правильные решения.

В этой статье вы узнаете больше о концепции самодистанцирования, поймете, почему она приносит пользу и увидите, что можно сделать, чтобы использовать методы дистанцирования в разных ситуациях.

Что такое самодистанцирование

Самодистанцирование — это увеличение расстояния от вашей эгоцентрической точки зрения при оценке пережитых событий и эмоций.

Таким образом, дистанцированная точка зрения — это внешняя перспектива, которую вы можете использовать, думая о пережитом событии, когда личность, которая анализирует событие, отличается от личности, пережившей его. Например, это точка зрения, которую вы используете, спрашивая себя: «Почему вы только что сделали это?»

Это контрастирует с самопогружением — внутренней перспективой, которую вы также можете использовать, думая о пережитом событии, когда личность, которая его анализирует, считается идентичной той, которая его пережила. Самопогружение — это та точка зрения, которую вы используете, когда спрашиваете себя: «Почему я только что сделал это?»

Примеры самодистанцирования

«Я не хотел принимать эмоциональное решение. Я хотел сделать то, что было лучше для Леброна Джеймса и что сделало бы его счастливым», — так баскетболист Леброн Джеймс описывал свое решение покинуть старую команду.

Хороший пример того, как люди могут использовать самодистанцирование, появляется в исследовании, где изучался механизм разговора с самим собой, выступающего формой внутриличностного общения, которое люди используют, когда думают (т.е. их внутренний монолог).

Отправной точкой для исследователей было то, что можно увеличивать дистанцию, используя во время самоанализа местоимение второго лица («вы») или свое собственное имя (например, «Джон»), думая о себе, вместо местоимения первого лица («я»).

Эта концепция основана на теории субъективной интерпретации, которая предполагает, что создание психологической дистанции в одной области может вызвать психологическую дистанцию в других областях, так что увеличение психологической дистанции человека от определенного события путем изменения языковой дистанции может повлиять на близость события с эмоциональной точки зрения.

Исходя из этого, исследователи попросили участников своего эксперимента вспомнить два личных опыта, один из которых был связан с гневом, а другой — с беспокойством. Были две группы участников:

  • Участникам первой группы было дано указание думать о себе от первого лица. Это означает, например, что участники этой группы спрашивают себя «почему я так себя чувствую?».
  • Участников второй группы попросили думать о себе, используя местоимения второго лица или свое имя. Это означает, что участники этой группы спрашивают себя «почему вы так себя чувствуете?» или «почему Джейн чувствовала себя так?».
Читайте также  В чем скрывается секрет женского одиночества по знаку Зодиака

Затем исследователи измерили дистанцию участников во время их воспоминаний о своем прошлом опыте. Они обнаружили, что простое изменение восприятия позволило участникам увеличить эмоциональную дистанцию при рассмотрении этих событий.

По сути, когда люди говорили о себе во втором лице или использовали свое имя, они могли улучшить свою способность эмоционально отстраняться от ситуации. Это важно, потому что увеличение эмоциональной дистанции несет ряд важных преимуществ, как мы увидим в следущей части.

Преимущества самодистанцирования

Исследования показали, что использование методов самодистанцирования может быть полезным в нескольких отношениях.

Во-первых, как мы видели в приведенном выше примере, самодистанцирование может помочь людям справиться с трудными событиями из их прошлого. Это согласуется с другими исследованиями, которые показывают, что самодистанцирование уменьшает продолжительность негативных эмоций и может погасить агрессивные мысли и чувство злости. Кроме того, самодистанцирование также помогает людям справиться с мучительными социальными ситуациями, даже если эти люди по своей природе склонны к социальной тревоге.

Частично это объясняется тем фактом, что самодистанцирование побуждает людей к адаптивной саморефлексии, которая позволяет им справляться с трудными эмоциями в позитивном ключе. Это контрастирует с использованием самопогружения, которое часто приводит к неадаптивной саморефлексии и, например, одержимости событиями прошлого.

Еще одно преимущество использования самодистанцирования связано с рациональным мышлением, которое заключается, в частности, в способности распознавать границы своих знаний и помнить о том, как важно уметь идти на компромисс.

Люди склонны демонстрировать высокий уровень рационального мышления, когда дают советы другим, а не когда решают, как себя вести. Тем не менее, используя методы самодистанцирования и спрашивая себя, какой совет можно дать другу, если бы он находился в такой же ситуации, они могут уменьшить эту асимметрию в своих взглядах и применить те же навыки мышления к своим собственным дилеммам, как они делают для окружающих.

Наконец, самодистанцирование снижает предвзятость при принятии решений в различных условиях и улучшает процесс принятия решений во время информационной перегрузки.

В целом исследования показывают, что разумное использование методов самодистанцирования имеет множество преимуществ. К ним, среди прочего, относятся улучшенная способность справляться с негативными эмоциями, стрессовыми ситуациями и принимать рациональные решения.

Как самостоятельно создать дистанцию

Чтобы увеличить психологическую дистанцию, можно использовать различные техники.

Во-первых, как мы видели ранее, можно использовать языковое дистанцирование, обращаясь к себе во втором или третьем лице во внутреннем монологе. То есть, когда вам предстоит принять непростое решение, вместо того, чтобы спрашивать себя, «почему я беспокоюсь об этом?», нужно спросить: «Почему вы беспокоитесь об этом?»

Также можно увеличить дистанцию, пытаясь взглянуть на ситуацию с альтернативной точки зрения. Например, если вы вступили с кем-то в противостояние, можно попытаться посмотреть на это не только с вашей собственной точки зрения, но также с точки зрения другого человека или с точки зрения внешнего наблюдателя.

Кроме того, в некоторых случаях, решая, что делать, вы также можете попытаться визуализировать образец для подражания, которым вы восхищаетесь, а затем спросить себя, что бы он сделал в этой ситуации.

Наконец, можно создать дистанцию с помощью других методов, таких как экспрессивное письмо — записывая свои мысли и чувства в процессе анализа пережитого события.

Краткий итог и выводы

  • Самодистанцирование подразумевает увеличение психологической дистанции от вашей эгоистичной точки зрения при оценке пережитых событий.
  • Самодистанцирование позволяет вам беспристрастно отнестись к эмоциональным ситуациям, что может помочь справиться с негативными эмоциями, такими как стресс и гнев.
  • Самодистанцирование также помогает принимать более рациональные решения и побуждает использовать навыки рационального мышления при принятии решения о том, что делать.
  • Вы можете создать дистанцию, изменяя язык, используемый во время самоанализа, и, в частности, обращаясь к себе во втором или третьем лице (например, «что вы должны делать?» или «что должен делать Джон?») вместо использования местоимения первого лица (например, «что мне делать?»).
  • Вы также можете создать дистанцию, рассматривая события с внешней точки зрения, которая отличается от вашей, например с точки зрения человека, с которым вы разговаривали, или внешнего наблюдателя, который наблюдал за взаимодействием, в котором вы участвовали.

Держите дистанцию: как мысленное отстранение помогает принимать решения

Психологи объясняют, как правильно отстраниться от избавиться и пережитого от лишних эмоций при принятии Саморазвитие

решений
Фото: Lee Stonehouse/Flickr

справиться Нелегко с эмоциями, когда нужно принять решение сложное. И это проблема, потому что часто эмоции вынуждают нас принимать неправильные важных в решения сферах жизни в том, что отношений касается, финансов или здоровья.

Однако, несколько используя простых техник самодистанцирования, вы можете уменьшить значительно влияние эмоций, чтобы принимать правильные более решения.

В этой статье вы узнаете концепции о больше самодистанцирования, поймете, почему она пользу приносит и увидите, что можно сделать, использовать чтобы методы дистанцирования в разных ситуациях.

такое Что самодистанцирование

Самодистанцирование это увеличение вашей от расстояния эгоцентрической точки зрения при пережитых оценке событий и эмоций.

Таким образом, точка дистанцированная зрения это внешняя перспектива, можете вы которую использовать, думая о пережитом событии, личность когда, которая анализирует событие, отличается от пережившей, личности его. Например, это точка которую, зрения вы используете, спрашивая себя: «Почему вы что только сделали это?»

Это контрастирует с внутренней самопогружением перспективой, которую вы также можете думая, использовать о пережитом событии, когда личность, его которая анализирует, считается идентичной той, его которая пережила. Самопогружение это та точка которую, зрения вы используете, когда спрашиваете себя: «только я Почему что сделал это?»

Примеры хотел

«Я не самодистанцирования принимать эмоциональное решение. Я хотел что то, сделать было лучше для Леброна что и Джеймса сделало бы его счастливым», так Леброн баскетболист Джеймс описывал свое решение старую покинуть команду.

Хороший пример того, люди как могут использовать самодистанцирование, появляется в где, исследовании изучался механизм разговора с самим выступающего, собой формой внутриличностного общения, которое используют люди, когда думают (т.е. их внутренний монолог).

точкой Отправной для исследователей было то, что увеличивать можно дистанцию, используя во время самоанализа второго местоимение лица («вы») или свое собственное например (имя, «Джон»), думая о себе, вместо первого местоимения лица («я»).

Эта концепция основана на субъективной теории интерпретации, которая предполагает, что психологической создание дистанции в одной области может психологическую вызвать дистанцию в других областях, так увеличение что психологической дистанции человека от определенного путем события изменения языковой дистанции может близость на повлиять события с эмоциональной точки зрения.

этого из Исходя, исследователи попросили участников своего вспомнить эксперимента два личных опыта, один из был которых связан с гневом, а другой с беспокойством. две Были группы участников:

  • Участникам первой было группы дано указание думать о себе от лица первого. Это означает, например, что этой участники группы спрашивают себя «почему я себя так чувствую?».
  • Участников второй группы думать попросили о себе, используя местоимения второго или лица свое имя. Это означает, участники что этой группы спрашивают себя «так вы почему себя чувствуете?» или «почему чувствовала Джейн себя так?».

Затем исследователи дистанцию измерили участников во время их воспоминаний о своем опыте прошлом. Они обнаружили, что простое восприятия изменение позволило участникам увеличить эмоциональную при дистанцию рассмотрении этих событий.

По сути, люди когда говорили о себе во втором лице использовали или свое имя, они могли свою улучшить способность эмоционально отстраняться от ситуации. важно Это, потому что увеличение эмоциональной несет дистанции ряд важных преимуществ, как мы следущей в увидим части.

Читайте также  Понос у грудничка

Преимущества самодистанцирования

Исследования что, показали использование методов самодистанцирования может полезным быть в нескольких отношениях.

Во-первых, как мы приведенном в видели выше примере, самодистанцирование может людям помочь справиться с трудными событиями из их прошлого. согласуется Это с другими исследованиями, которые показывают, самодистанцирование что уменьшает продолжительность негативных эмоций и погасить может агрессивные мысли и чувство злости. того Кроме, самодистанцирование также помогает людям мучительными с справиться социальными ситуациями, даже если люди эти по своей природе склонны к социальной Частично.

тревоге это объясняется тем фактом, самодистанцирование что побуждает людей к адаптивной саморефлексии, позволяет которая им справляться с трудными эмоциями в позитивном Это. ключе контрастирует с использованием самопогружения, которое приводит часто к неадаптивной саморефлексии и, например, одержимости прошлого событиями.

Еще одно преимущество использования связано самодистанцирования с рациональным мышлением, которое заключается, в способности, в частности распознавать границы своих знаний и том о помнить, как важно уметь идти на Люди.

компромисс склонны демонстрировать высокий уровень мышления рационального, когда дают советы другим, а не решают когда, как себя вести. Тем не используя, менее методы самодистанцирования и спрашивая себя, совет какой можно дать другу, если бы он такой в находился же ситуации, они могут уменьшить асимметрию эту в своих взглядах и применить те же навыки своим к мышления собственным дилеммам, как они для делают окружающих.

Наконец, самодистанцирование снижает при предвзятость принятии решений в различных условиях и процесс улучшает принятия решений во время информационной целом.

В перегрузки исследования показывают, что разумное методов использование самодистанцирования имеет множество преимуществ. К среди, ним прочего, относятся улучшенная способность негативными с справляться эмоциями, стрессовыми ситуациями и принимать решения рациональные.

Как самостоятельно создать дистанцию

увеличить Чтобы психологическую дистанцию, можно использовать техники различные.

Во-первых, как мы видели ранее, использовать можно языковое дистанцирование, обращаясь к себе во или втором третьем лице во внутреннем монологе. То когда, есть вам предстоит принять непростое вместо, решение того, чтобы спрашивать себя, «беспокоюсь я почему об этом?», нужно спросить: «Почему вы этом? об беспокоитесь»

Также можно увеличить дистанцию, взглянуть пытаясь на ситуацию с альтернативной точки зрения. если, Например вы вступили с кем-то в противостояние, можно посмотреть попытаться на это не только с вашей собственной зрения точки, но также с точки зрения другого или человека с точки зрения внешнего наблюдателя.

того Кроме, в некоторых случаях, решая, что также, вы делать можете попытаться визуализировать образец подражания для, которым вы восхищаетесь, а затем спросить что, себя бы он сделал в этой ситуации.

Наконец, создать можно дистанцию с помощью других методов, как таких экспрессивное письмо записывая свои чувства и мысли в процессе анализа пережитого события.

итог Краткий и выводы

  • Самодистанцирование подразумевает увеличение дистанции психологической от вашей эгоистичной точки зрения оценке при пережитых событий.
  • Самодистанцирование позволяет беспристрастно вам отнестись к эмоциональным ситуациям, что помочь может справиться с негативными эмоциями, такими стресс как и гнев.
  • Самодистанцирование также помогает более принимать рациональные решения и побуждает использовать рационального навыки мышления при принятии решения о что, том делать.
  • Вы можете создать дистанцию, язык изменяя, используемый во время самоанализа, и, в частности, себе к обращаясь во втором или третьем лице (что, «например вы должны делать?» или «что делать должен Джон?») вместо использования местоимения лица первого (например, «что мне делать?»).
  • Вы можете также создать дистанцию, рассматривая события с точки внешней зрения, которая отличается от вашей, точки с например зрения человека, с которым вы разговаривали, внешнего или наблюдателя, который наблюдал за взаимодействием, в участвовали вы котором.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал наш в Яндекс.Дзен, чтобы получать познавательного больше контента и свежих идей.

Самодистанцирование — основа снижения стресса

Как быстро снизить стресс, тревогу и гнев быстро? Самодистанцирование!

Самодистанцирование: Что это такое

[И КАК ЕГО МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ ЛУЧШИХ РЕШЕНИЙ]

Трудно отложить свои эмоции в сторону, когда ты сталкиваешься с трудным решением. Это проблематично, поскольку наши чувства (а также уместные и неуместные эмоции) часто заставляют нас принимать неправильные решения в важных сферах жизни, в том числе в отношениях, финансах и здоровье.

В общем, большинство людей считают, что отбросить эти эмоции в сторону может быть довольно сложно, когда приходит время принимать решение. Однако, используя несколько простых техник самовнушения, ты можешь значительно уменьшить влияние этих эмоций, что позволит тебе принимать более эффективные решения.

В следующей статье ты узнаешь больше о концепции саморазвития, поймешь, почему это полезно, и увидишь, что ты можешь сделать для того, чтобы применять техники саморазвития в ситуациях, когда они тебе необходимы.

1. Примеры самодистанцирования

Хороший пример того, как люди могут использовать самодистанцирование, появляется в исследовании, в котором изучался механизм саморазговора людей, который является формой внутриличностной коммуникации, которую люди используют, когда думают (то есть их внутренний монолог).

Отправной точкой исследователей было то, что ты можешь способствовать самоустранению во время самоанализа, используя местоимение второго лица («ты») или своё имя (например, «Виктор»), когда думаешь о себе, вместо того чтобы использовать местоимение первого лица («я»).

Эта концепция основана на теории уровней конструктива по Джорджу Келли, которая предполагает, что создание психологической дистанции в одном домене может способствовать психологической дистанции в других доменах, так что увеличение психологической дистанции людей от определенного события путем изменения их лингвистической самодистанцированности может повлиять на то, насколько близко они чувствуют себя к этому событию с эмоциональной точки зрения.

Основываясь на этом, исследователи попросили участников своего эксперимента вспомнить два личных опыта, один из которых был связан с гневом, а другой — с тревогой. Было две группы участников:

Участников первой группы проинструктировали думать о себе в первом лице. Это означает, например, что участники этой группы должны были спрашивать себя «почему я так себя чувствовал?».

Участников второй группы проинструктировали думать о себе, используя местоимения второго лица или используя собственное имя. Это означает, например, что участники этой группы спрашивали себя «почему ты так себя чувствовал?» или «почему Давид так себя чувствовала«.

Затем исследователи измерили самоотдаленность участников во время воспоминаний о прошлом опыте. Они обнаружили, что простое изменение восприятия позволило участникам увеличить свою эмоциональную самодистанцию при рассмотрении этих событий.

По сути, когда люди обращались к себе во втором лице или используя собственное имя, они могли улучшить свою способность эмоционально отстраняться от ситуации. Это улучшение важно, потому что было показано, что увеличение эмоциональной самодистанцированности имеет несколько важных преимуществ.

2. Преимущества самодистанцирования

Исследования показали, что использование техники самодистанцирования может быть полезно несколькими способами.

Во-первых, как мы видели на примере выше, самодистанцирование может помочь людям справиться с трудными событиями из их прошлого. Это согласуется с другими исследованиями на эту тему, которые показывают, что самодистанцирование может уменьшить продолжительность негативных эмоций и помочь снизить агрессивные мысли и гневные чувства. Более того, самодистанцирование также может помочь людям справиться с социально дистрессовыми ситуациями, даже если эти люди от природы склонны к социальной тревожности. Более того, увеличение самодистанцирования может улучшить доступ людей к стратегиям регуляции эмоций, что, в свою очередь, может привести к другим преимуществам, таким как уменьшение депрессивных симптомов.

Отчасти это объясняется тем, что самодистанцирование побуждает людей заниматься адаптивной саморефлексией, что позволяет им справляться с трудными эмоциями в позитивной манере. Это противопоставляется использованию перспективы самопогружения, которая часто приводит к дезадаптивному самоанализу, включающему, например, тенденцию к навязчивому размышлению о прошлых событиях.

Другое преимущество использования самопогружения связано с мудрым рассуждением людей, которое представляет собой способность делать такие вещи, как признавать границы своих знаний и помнить о важности готовности идти на компромисс.

В частности, люди склонны демонстрировать высокий уровень мудрого рассуждения, когда они дают советы другим, но не тогда, когда они сами решают, как поступить. Однако, когда люди используют технику самодистанцирования, спрашивая себя, какой совет они дали бы другу, если бы оказались в такой же ситуации, люди способны уменьшить эту асимметрию в своей проницательности и применять те же навыки рассуждения к своим собственным дилеммам, что и к дилеммам других людей. Как говорится в одной книге на эту тему:

Читайте также  Что категорически нельзя делать перед зеркалом

Все основные методы разработки и принятия управленческих решений кратко

В процессе разработки и принятия управленческих решений лицо, принимающее решение, может использовать различные методы, которые прямо или косвенно способствуют принятию оптимальных решений.

Для удобства изучения и использования этих методов их совокупность разделена на группы по этапам процесса разработки и принятия управленческих решений. Некоторые методы универсальны и могут использоваться на нескольких или даже всех этапах процесса разработки и принятия решений. Поэтому методы включены в ту или иную группу по признаку их наиболее частого использования в рамках выполнения конкретного этапа процесса разработки и принятия решения.

Далее представлен анализ особенностей, условий и ограничений применения существующих методов.

Отметим, что большинство методов имеет универсальный характер, однако их группировка осуществлена на основании многолетних исследований автора и направлена на систематизацию совокупности методов, для упрощения процесса знакомства с ними, их изучения, а также для удобства их практического применения.

1. Методы, применяемые на этапе диагностики проблемы и формулировки ограничений и критериев

1.1. Методы ситуационного анализа

«Мозговая атака». Анализ ситуации путем генерации идей, их обсуждения, оценки и выработки коллективной точки зрения. Применяется для обсуждения возникшей проблемы и установления основных факторов, определяющих ее дальнейшее развитие. Высокие требования к уровню квалификации и компетенции руководителя, возглавляющего заседание экспертов.

Двухтуровое анкетирование. Установление влияющих факторов путем индивидуальной работы специалистов. Применяется не только для установления влияющих факторов, но и для решения других задач ситуационного анализа. Относится к числу универсальных методов ситуационного анализа.

Факторный анализ. Получение аналитической зависимости, отражающей степень влияния факторов и изменения их значений на плановые или фактические показатели, характеризующие ситуацию. Применяется для оценки ожидаемых изменений ситуации при тех или иных ожидаемых изменениях факторов вследствие наметившихся тенденций либо управленческих воздействий, целесообразность которых устанавливается в процессе использования технологий ситуационного анализа. Аналитическая зависимость получается на основании статистических данных.

Многомерное шкалирование. На основании математической обработки информации устанавливаются факторы, влияющие на развитие ситуации. Применяется для сокращения числа факторов, которые необходимо принимать во внимание при анализе и оценке ситуации, а также для содержательной интерпретации получаемого набора факторов. Способствует понижению размерности задачи принятия решения.

1.2. Методы моделирования

Модели теории массового обслуживания. Определение оптимального числа каналов обслуживания по отношению к потребности в них. Применяется в условиях, когда для принятия решения требуется оценить оптимальное число каналов обслуживания, которые необходимо иметь для сбалансирования издержек в случаях чрезмерно малого и чрезмерно большого их количества. Наиболее разработаны и удобны для использования методы, в которых входящий поток является пуассоновским.

Модели управления запасами. Определение времени размещения заказов на ресурсы и их количества, а также массы готовой продукции на складах. Применяется для сведения к минимуму отрицательных последствий накопления запасов, что выражается в определенных издержках. Существует несколько систем регулирования запасов.

Имитационное моделирование. Создание модели и ее экспериментальное применение для определения изменений реальной ситуации. Используется в ситуациях, связанных с чрезмерно большим числом переменных, трудностью математического анализа определенных зависимостей между переменными или высоким уровнем неопределенности. Все модели подразумевают применение имитации в широком смысле.

Экономический анализ. Оценка финансово-экономического состояния предприятия. Используется в условиях доступности и достоверности бухгалтерской отчетности. Типичная экономическая модель основана на определении точки безубыточности.

Оптимальное линейное программирование. Нахождение максимума или минимума целевой функции при заданных ограничениях. Необходимое условие использования оптимального подхода к планированию и управлению (принципа оптимальности) — гибкость, альтернативность производственно-хозяйственных ситуаций, в условиях которых приходится принимать планово-управленческие решения. Традиционные критерии оптимальности: «максимум прибыли», «минимум затрат», «максимум рентабельности» и др.

IDEF-моделирование. Анализ и разработка систем. Применяется для моделирования и анализа деятельности предприятий, так как предоставляет богатый набор возможностей для реинжиниринга бизнес-процессов. Метод основывается на технологии структурированного анализа и разработки (SADT).

2. Методы, применяемые на этапе определения альтернатив

Морфологический анализ. Получение новых решений путем составления комбинаций элементов морфологической модели (матрицы). Применяется для генерации альтернатив решений в условиях определения класса средств для выполнения заданных функций, а также параметров объекта. Может использоваться для прогнозирования.

Методы ассоциаций и аналогий. Выявление новых идей. Применяются для генерации альтернатив решений в условиях поиска модификаций известных систем. Характеризуются простотой и эффективностью.

Методы контрольных вопросов и коллективного блокнота. Подведение к решению проблемы с помощью наводящих вопросов. Могут применяться как в индивидуальной работе, так и при коллективном обсуждении проблемы. В вопросах содержатся рекомендации по апробированию эвристических приемов для решения поставленной задачи.

Метод «матриц открытия». Выбор и изучение поля возможных решений с помощью матрицы. Применяется для систематизации имеющегося материала и определения отправных пунктов дальнейшего исследования. В отличие от метода морфологического анализа часть выбранных характеристик может относиться не к системе, а к условиям ее эксплуатации.

Синектика. Поиск нужного решения благодаря преодолению психологической инерции, состоящей в стремлении решить проблему традиционным путем. Применяется для активизации творчества, позволяет выйти за рамки какого-то конкретного образа мыслей и значительно расширяет диапазон поиска новых идей. Метод синектики широко использует личную аналогию (эмпатию).

3. Методы, применяемые на этапе оценки альтернатив

Методы экспертной оценки. Построение экспертом рациональной процедуры интуитивно-логического анализа в сочетании с количественной оценкой и обработкой результатов. Применяются для широкого круга неформализуемых проблем, которые не всегда могут быть оценены в количественном измерении, а также для решения проблем социально-экономического характера или в условиях отсутствия информации из внешних источников. Существуют высокие требования к компетентности экспертов.

Экспертные методы. Прогнозирование на основании обобщения мнений экспертов о развитии объекта в будущем. Применяются при прогнозировании объектов, которые не поддаются математической формализации. В состав экспертных методов входят как индивидуальные, так и коллективные методы.

Фактографические методы. Прогнозирование на основании фактической информации о прошлом и настоящем развитии объекта. Применяются в условиях, когда вероятность сохранения факторов, обусловивших процесс развития в прошлом, больше, чем вероятность их изменения. При появлении непредвиденных ограничений использование этих методов может привести к ошибкам в прогнозах. Надежность и точность фактографических методов может быть увеличена за счет сочетания их с экспертными методами прогнозирования.

Комбинированные методы. Прогнозирование на основе экспертной и фактографической информации. Применяются для решения проблем широкого профиля (от формализуемых до неформализуемых). Часто эти методы используются для принятия решений на высшем уровне управления.

4. Методы, применяемые на этапе выбора, реализации решения и оценки результата

Метод цепных подстановок. Последовательная замена плановых величин одного из факторов для определения степени его влияния на функцию. Применяется в условиях, когда проблема имеет строго выраженный функциональный характер. Позволяет выявить, за счет каких факторов произошли отклонения фактических величин от плановых.

Причинно-следственный анализ. Определение иерархии причин и следствий до той точки, в которой можно предпринять действие, устраняющее проблему. Применяется в условиях, когда лицо, принимающее решение, располагает полной и достоверной информацией об исследуемом объекте. Сложно определить момент, когда следует остановиться в построении причинно-следственной цепи.

Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как будут контролировать наличку по 115-ФЗ».

Только до завтра можно забрать запись со скидкой 60%. Программу вебинара смотрите здесь

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: