\

Как научиться быстро читать

Скорочтение: работает или нет? Часть 2: разбор методик

Краткое содержание первой части: скорочтение – это набор разных механик, которые [в некоторых случаях] помогают получать информацию из текста быстрее, чем при обычном чтении. Тем не менее, даже скорочтение не поможет читать с «пулеметной» скоростью – ваши способности возрастут, но вряд ли превысят 500-600 слов в минуту (среди комментаторов к предыдущей части материала, правда, были и те, кому удалось развить скорость чтения и до 700 слов в минуту). Большинство громких заявлений скорочтецов, ставивших мировые рекорды в тысячи слов в минуту, – не более чем самореклама и неподтвержденные данные (исключение – «человек дождя» Ким Пик).

Однако, как свидетельствуют исследования, не все методики скорочтения «одинаково полезны». Эффективность некоторых не подтверждена или спорна, но есть и такие техники, которые попросту идут вразрез с тем, что мы знаем о человеческой физиологии. Попробуем разобраться в возможностях наиболее популярных методик быстрого чтения.

/ Фото Kevin Thai / CC

Чтение «по диагонали»

Под этим собирательным названием можно объединить сразу несколько техник скорочтения: во-первых, чтение «зигзагами» (зигзагообразные движения взгляда по странице), во-вторых, «охватывание» страницы целиком, «одним взглядом». По словам скорочтецов, практикующих эти методики, подобный подход позволяет им читать, используя периферийное зрение.

Что говорят ученые: читать таким образом едва ли возможно. Вся проблема в том самом периферийном зрении. Ученые доказывают, что периферийное зрение (при всех его плюсах) не позволяет нам адекватно воспринимать и распознавать текст – в таких условиях мы просто не можем его прочесть.

Мы можем читать только тот текст, который попадает в зону нашего фовеального зрения (центральное в 1.5–2° поле зрения): для сравнения, примерно в эту область попадает наш большой палец, если вытянуть руку перед собой. Поэтому человеческому глазу не удается прочесть абзац или даже всю страницу целиком – вы просто не увидите текст.

При «чтении по диагонали» наш взгляд выхватывает отдельные слова или фразы, что не позволяет нам полноценно читать. Тем не менее, используя этот подход, мы можем, к примеру, получить некоторое представление о материале, если мы его уже когда-то прочли, и с тех пор в текст не были внесены изменения.

Вердикт: физиологически этот вид чтения невозможен.

Вы можете читать немного быстрее 500 слов в минуту, но вы ограничены возможностями ваших глаз и анатомией сетчатки. Чтобы понимать текст, вам нужно перемещать взгляд так, чтобы область фовеального зрения находилась в том участке [страницы], на котором вы хотите сфокусироваться. Вне этой области острота зрения заметно ниже – вы не можете различать слова и текст далеко за пределами центрального поля зрения. Это – фактор, ограничивающий скорость чтения и обработки информации мозгом

– Кит Рейнер, один из наиболее известных исследователей чтения (работал в Массачусетском университете в Амхерсте), книга «Движения глаз и обработка информации в процессе чтения»

Чтение без остановки

Еще одна стратегия скорочтения предполагает чтение без остановки. Для того, чтобы понять, чем оно отличается от обычного чтения, придется вспомнить то, о чем мы рассказывали в первой части: наше «стандартное» чтение – это дискретный процесс. Мы фиксируемся на определенной группе слов, затем скачкообразным движением переводим взгляд на другую группу и так далее. После нескольких скачков (или саккад), мы делаем небольшую паузу (во время которой мозг получает дополнительную возможность обработать прочитанное).

На эти регулярные паузы уходит от четверти до половины секунды – и скорочтение без остановки направлено на их подавление. Однако не все так просто: таким образом вы не только экономите время, но и не даете себе возможность лучше осознать и запомнить прочитанное. Более того, полностью подавить желание «дать себе передышку» не так-то просто – скорее всего, такие паузы у вас все-таки будут (пусть и реже), но качество восприятия прочитанного все равно ухудшится.

Вердикт: физически такое чтение вполне возможно. Проблема лишь в качестве восприятия текста. Некоторые читатели нашей первой части разграничивали «чтение с пересказом» и «чтение без пересказа» и не случайно – чтобы пересказать прочитанный текст, важно не просто пробегать глазами по строчкам «на одном дыхании».

Подавление субвокализации

Субвокализация – это «голосок у нас в голове», который звучит, когда мы читаем текст. На субвокализацию или проговаривание также уходит драгоценное время, которое экономят скорочтецы. В некоторых случаях такое проговаривание приводит к тому, что скорость чтения про себя оказывается равной скорости чтения вслух. Поэтому многие техники скорочтения учат подавлять желание проговорить про себя прочитанный материал и помогают настраиваться на «чтение глазами».

Проблема здесь в том, что субвокализация – важный элемент распознавания текста, и подавляя это желание, мы начинаем хуже понимать прочитанное:

Вы можете попрактиковаться и, вероятно, ваша скорость чтения возрастет, но, читая слишком быстро, вы перестанете понимать текст. Избавление от субвокализации применяется в большинстве методик скорочтения. Исследования [1, 2] показывают, что если текст при этом достаточно сложный, его становится невозможно понять.

Более того, и Рейнер, и Рональд Карвер (другой исследователь скорочтения и профессор в сфере педагогики и психологии Университета Миссури в Канзас-Сити) в своих исследованиях показали, что полностью избавиться от проговаривания текста невозможно – субвокализацию используют даже те, кто читает со скоростью 720 слов в минуту, и те, кто бегло просматривает текст (они проговаривают ключевые слова).

Доказано это было следующим образом – к горлу испытуемых подключали электромагнитные сенсоры, которые фиксировали слабые нервные импульсы, посылаемые к мышцам. В итоге выяснилось, что проговаривают текст даже те, кто утверждает, что не делает этого вовсе – наш мозг попросту не может обойтись без субвокализации.

Этот внутренний голос или «subvocal speech» даже стал предметом исследований NASA – там хотели понять, можно ли использовать эту особенность, чтобы отдавать «беззвучные команды»:

Биологические сигналы возникают при чтении или внутреннем диалоге – вне зависимости от того, фиксируется ли при этом движение губ и лицевых мышц. Человек, использующий субвокализацию, думает о каких-то словах и проговаривает их про себя так тихо, что этого невозможно услышать, но язык и голосовые связки все равно получают речевые сигналы от мозга.

– Чак Йоргенсен (Chuck Jorgensen), глава команды разработчиков системы субвокальной регистрации, NASA

Кстати, чемпионы по быстрому чтению необязательно должны быстро говорить или читать вслух, у них просто обширнее «внутренний словарь легко распознаваемых слов». Незнакомые слова мы проговариваем про себя медленнее, слова, которые уже есть в нашем внутреннем словаре – быстрее.

Вердикт: полностью избавиться от субвокализации невозможно. Более того, чтобы читать быстрее с учетом проговаривания слов, полезно сначала «учиться читать медленнее» – расширять внутренний словарь терминов, внимательно изучая новые и незнакомые слова, чтобы легче было проговаривать их, встретившись с ними вновь.

Быстрое последовательное визуальное предъявление, Rapid serial visual presentation, RSVP

Быстрое последовательное визуальное предъявление – метод, чем-то похожий на чтение без пауз. Однако за отсутствие пауз между демонстрацией слов тут отвечает не сам читатель, а приложение. RSVP – это метод вывода информации на дисплей, когда слова или группы слов показываются на экране «небольшими порциями». Эта технология вызывает множество дебатов, поскольку существуют исследования, свидетельствующие как за, так и против нее.

Часто разработчики RSVP-приложений строят свою аргументацию на том, что «только 20% времени в процессе чтения тратится на осмысление текста, а 80% – на движения взглядом по странице». Поэтому техника, позволяющая зафиксировать взгляд в одной точке, должна значительно сэкономить время читающего.

Здесь ученые могут поспорить: в действительности наш «процесс осмысления» текста не прекращается ни на минуту (мы думаем о тексте и когда читаем его, и когда переводим взгляд с одной группы слов на другую, и когда делаем паузы, чтобы «переварить» прочитанное). Поэтому техники RSVP действительно могут сэкономить нам какое-то время, но точно не увеличат скорость чтения на 80%.

Тем не менее, в защиту RSVP-техник свидетельствуют и более убедительные аргументы. Например, в исследованиях методики Spritz утверждается, что основа успеха этой техники – не только последовательный вывод на экран небольших порций слов, но и правильное выравнивание слов и подбор верной скорости и ритма их вывода.

Скорость и ритм здесь действительно играют важную роль: с ростом скорости, по словам Рейнера, наша возможность воспринимать и обрабатывать увиденное снижается. В итоге читающий перестает понимать, о чем, собственно, он читает.

Кроме того, приложение не «знает», какие слова будут для читателя знакомыми, а какие он видит впервые (все тот же «внутренний словарь»), поэтому не может адаптировать скорость вывода информации с учетом этого фактора. А вот при «обычном чтении» мы автоматически дольше удерживаем взгляд на менее знакомых словах, чтобы запомнить их и пополнить свой «словарик».

Все это усложняется тем, что в случае с большинством приложений, работающих по механике RSVP, пользователю не так-то просто «отмотать текст назад» – как правило, такая опция возможна, но при обычном чтении вернуться к прочитанному нам, само собой, намного легче.

Вердикт: техники быстрого последовательного визуального предъявления действительно помогают читать быстрее – как минимум за счет сокращения движения взгляда по экрану. Однако с увеличением скорости вывода слов на экран качество нашего восприятия может ухудшиться – фактически, чем быстрее будут выводиться слова, тем меньше будет запоминать читатель. Из-за того, что в приложениях невозможно дольше удерживать взгляд на всех незнакомых словах и сложно отматывать текст назад, такой метод вряд ли подойдет для изучения новой, сложной дисциплины.

По тем же причинам оказывается непросто использовать его и для чтения художественной литературы – колумнист Lifehacker, например, отметил, что метод RSVP может помочь переработать массу информации, но ощутить удовольствие от чтения с ним будет непросто. Поэтому в The Atlantic советуют использовать его для чтения новостных заметок и небольших статей – то есть текстов, которые не требуют глубокого погружения в тему. Если вы все-таки решите попробовать этот метод, посмотрите в сторону приложений из этих списков: 1 и 2.

Итак, вкратце:

Чтение по диагонали и попытка охватить взглядом всю страницу целиком вряд ли имеют что-то общее с реальным чтением. Большая часть текста в этом случае попадает в зону периферийного зрения и попросту не может быть прочитана. Эти методики не позволяют читать текст, однако их можно использовать, чтобы быстро пробежаться по уже знакомым материалам.

Чтение без остановки – также не самый удачный способ сэкономить время. Этот подход заметно снижает нашу способность к восприятию материала. В итоге вы сможете быстро читать текст, но запомнить и пересказать его содержание будет крайне трудно.

Подавление субвокализации – еще один плохо работающий прием. Исследования показывают, что читатель всегда проговаривает про себя текст, даже если уверен в обратном. Более того, субвокализация помогает нам лучше понимать прочитанное. Вместо того, чтобы подавлять ее, стоит расширять свой вокабуляр – на внутреннее проговаривание знакомых слов у нас уходит меньше времени, и этот навык не связан с умением быстро читать вслух.

RSVP – эта методика работает, но с ограничениями. Вы сможете читать быстрее, но вряд ли многократно увеличите скорость чтения. Кроме того, особенности этой методики делают ее использование затруднительным в случаях, когда нужно прочесть сложный материал (например, статью из научного журнала по новой для читателя теме). Читать для удовольствия в таком формате тоже неудобно. Идеальный вариант – почта, новостные заметки и статьи вроде этой.

В третьей [и последней] части мы расскажем о случаях, когда без скорочтения все-таки не обойтись, что такое «медленное» чтение и как сэкономить время на чтении «серьезной» научной литературы – не прибегая к сложным техникам.

4 лайфхака:
как освоить скорочтение

Развитие навыка быстрого чтения.

Святослав Викторенко — основатель центра интеллектуального развития Zig-zag. Психолог, тренер по развитию скорочтения и памяти. На воркшопе, организованном украинским издательством «Наш Формат», Святослав поделился лайфхаками, как научиться быстро читать и усваивать новую информацию.

Читайте также  Легкий приворот на любовь мужчины

Записали самое интересное.

Зачем учиться скорочтению

Американский футуролог Элвин Тоффлер говорил:

Я с ним согласен.

Сотни лет назад человек считался образованным, если просто умел читать. Сейчас этого недостаточно. Информации становится все больше, поэтому нужно читать быстро без потери смысла.

Наверное, многие могут узнать себя в описании: несколько месяцев читаете книгу, наконец дочитываете, но понимаете, что забыли 80% информации. Все это потому, что в школе нас никто не научил читать эффективно.

Максим Белов,
СМО в OLL.TV

Анастасия Стеценко,
Brand Ambassadors Lead, DataArt

Бытует мнение: быстро читаешь — меньше понимаешь. На самом деле, все наоборот. Один из основоположников когнитивной психологии Лев Выготский изучал этот вопрос.

Он пришел к выводу, что при быстром чтении человек лучше понимает информацию, «поскольку разные процессы происходят с разной скоростью, и скорость понимания отвечает более быстрому темпу чтения».

Многие известные люди своим примером подтверждают пользу скорочтения. Например, Оноре де Бальзак за 30 минут мог прочитать роман средних размеров. Наполеон Бонапарт читал со скоростью 2 тысячи слов на минуту.

Максим Горький на прочтение одной страницы тратил меньше минуты.

Скорочтение в цифрах: обычный темп чтения — прочитать среднюю книгу за 12 часов, быстрый — за 1,5 часа. Человек, который владеет техникой скорочтения, в среднем читает тысячу слов за минуту.

Как научиться читать быстрее

1. Расширяйте поле зрения

Вытяните руку вперед и посмотрите на свой большой палец. Размер ногтя — то, что мы видим четко. Остальное начинает расплываться. Это так называемое «пятно ясного зрения».

Чтобы научиться скорочтению, это пятно нужно расширять. Если оно обычного размера — как ноготь — мы читаем по одному слову. Если крупнее, охватываем большую часть текста. В идеале нужно читать минимум два слова одновременно.

Хороший тренажер для этого — таблица Шульте. На ней расположены числа или буквы, которые нужно быстро находить и выстраивать в определенном порядке.

Как правильно это делать?

смотрите на таблицу на расстоянии 30 см

сфокусируйте взгляд в центре и не двигайте

находите на таблице числа от 1 до 25

Самое важное здесь — не перемещать взгляд, а пытаться видеть таблицу целиком. Упражнение помогает расширить поле зрения. Это позволит читать в два раза быстрее.

2. Не повторяйте то, что читаете

Наверняка вы замечали: когда читаете, внутренний голос повторяет каждое слово. Это называется субвокализацией. Скорее всего, она появляется из-за того, что изначально мы учились читать вслух, и привычка осталась.

Субвокализация замедляет чтение. Она дает определенный лимит, ведь невозможно читать вслух быстрее 300 слов в минуту. Такой же темп сохраняется, когда вы мысленно проговариваете прочитанное.

Весь бизнес-контент в удобном формате. Интервью, кейсы, лайфхаки корп. мира — в нашем телеграм-канале. Присоединяйтесь!

Поэтому важно избавляться от внутреннего голоса. Его можно заменить на визуализацию — представлять, что вы читаете, а не говорить.

3. Концентрируйтесь на чтении

Во время чтения мы часто отвлекаемся — на телефон, соцсети или другие мысли. Потом возвращаемся к книге и теряемся: забываем, о чем читали, и начинаем перечитывать. Это происходит из-за слабо развитой концентрации.

Особенно проблема актуальна для «клипового поколения». С развитием технологий появилось больше отвлекающих факторов. Следовательно, упала концентрация внимания и уменьшился объем оперативной памяти. Если раньше люди могли запоминать от 5 до 9 чисел или слов, то сейчас этот показатель упал в два раза.

Когда вы отвлекаетесь, а после перечитываете то, что не поняли, теряете много времени. Скорость чтения замедляется.

Что делать?

Тренируйте концентрацию — практикуйте медитацию, дыхательную гимнастику.

Это позволяет меньше отвлекаться не только от чтения, но и от других важных дел.

Пробуйте читать с помощью карточки — закрывайте ею каждую прочитанную строку и не возвращайтесь к ней.

Это приучает мозг читать и понимать с первого раза.

Лайфхак: водите пальцем под строчками во время чтения. Со временем вы заметите, что начинаете ускоряться. За счет того, что у вас есть точка концентрации в тексте, концентрация внимания улучшается на 25%.

4. Быстрее узнавайте текст

Мы не читаем слова, а узнаем их. Соответственно, чем быстрее будем их узнавать, тем быстрее начнем читать. Эта техника в скорочтении называется антиципацией — способность додумать пропущенные фрагменты и правильно их трактовать.

Посмотрите на текст ниже.

Приложив немного усилий, можем прочитать: «Данное сообщение показывает, какие удивительные вещи может сделать наш разум».

Антиципация — как утяжелители для спортсменов. Чем больше таких текстов вы будете читать, тем легче и быстрее будете воспринимать обычные тексты.

Как научиться быстро читать: подробное руководство по развитию техники скорочтения

Привет, друзья! С вами Людмила Редькина. Бывают моменты, когда нам нужно обработать огромное количество информации. И эти терабайты новых знаний важно правильно “проглотить” и запомнить. Есть много разных методик, развивающих память и мышление, но я хочу рассказать о скорочтении, которое делает ваш мозг активнее, увеличивает скорость работы всех психических процессов, вы двигаетесь вперед и идете в ногу со временем! Ниже я расскажу вам, как научиться быстро читать, и опишу действенные методы для развития скорочтения.

Преимущества быстрого чтения

Исследования мозга дали нам ценную информацию: он может “додумывать” без осознания, “дорисовывать” без целой картинки. Но многие об этом и понятия не имеют. Мы пытаемся улучшить память и работу мозга, хотя изначально не знаем, на что действительно он способен.

А знаете ли вы, что без гласных букв в строке вы поймете, о чем идет речь? А догадывались ли вы, что при закрытии третьей части текста вертикально вы тоже полностью поймете его смысл? Обучение технике скорочтения основывается на этих, казалось бы, мелочах. Но при “поглощении” больших объемов информации скорочтение очень экономит время.

Скорее всего, среди ваших знакомых есть человек, которому для прочтения книги требуется максимум 1 день, тогда как вам потребуется около 5 дней. Да и заставить себя прочитать книгу иногда ой как трудно! Быстро читающих людей не много, но они используют этот навык себе на пользу для развития мышления и успехов на работе. Кто откажется от успешности и экономии времени?!

Наблюдая за быстро читающими людьми, вы, возможно, заметили, как они буквально через несколько секунд перелистывают страницы. Неужели они ничего не запоминают и не видят? Все они видят, но при таком чтении их мозг усиленно работает по заранее отработанной схеме, человек знает:

  • какую информацию он ищет;
  • как она ему пригодится в жизни;
  • какими другими способами он может получить подобную информацию.

Все эти хитрости помогают справиться с задачей получения информации как можно быстрее и эффективнее.

Подготовка

Чтобы научиться быстро читать в домашних условиях, нужно подготовиться. Остальное за нас сделает наш головной компьютер. Мозг привык работать быстро. Если вы сейчас быстро прочитаете этот текст, вы поймете, о чем речь.

По рзеузльаттам илссоевадний анлигсйокго унвиертисета, не вжнао, в каокм проякде в солве рсапжоолены бкувы. Галовне, чотбы преавя и пслонедяя бквуы блыи на мсете. Осатьлыне мгоут селдовтаь в аблосюонтм бсепордяке, все-рвано ткест без побрелм чтаитсея. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы чиаетм все солво цлиеком, а не кдаужю бкуву по отдльенотси.

Получилось? У меня тоже! Если не задумываться над каждой буквой отдельно, большой отрывок текста можно “проглотить”, даже если слова и буквы в нем запутанные.

Еще можете попробовать прочитать текст на этой картинке, где нет некоторых букв вообще, они заменены, но мозг все-равно считывает текст, и вы понимаете смысл.

❗ПРИГЛАШАЮ ВАС В СВОЙ TELEGRAM-КАНАЛ ПО ДЕНЬГАМ❗

Это канал о заработке денег и саморазвитии. В нем я публикую посты, аудио- и видеосообщения. Объясняю все простым языком и никакого спама.

О чем вы узнаете:

  1. Мой путь от безденежья к богатству.
  2. Почему у людей не получается зарабатывать и как это исправить.
  3. Понятным языком объясняю азы финансовой грамотности и законы денег.
  4. Как заработать и сохранить деньги.
  5. Как и куда я инвестирую и многое другое.

Вы решились развивать у себя скорочтение, но с чего начать? Я советую начать со статистики, чтобы через время видеть, чего вы достигли. Статистика – это тест, который покажет вам, как быстро вы читаете.

Отличным инструментом является тест для проверки скорости чтения на сайте Викиум. Это отличная развивающая площадка, на которой вы сможете найти тренажеры для развития мозга. Могу похвастать своими результатами: 600 слов в минуту и 50 % понимания текста. Это средний уровень, есть к чему еще стремиться. А какие у вас результаты? Отметьте в комментариях ваши первоначальные показатели.

После прохождения теста пора начинать развивать скорость чтения и понимания информации. Да, вот в этом вся и загвоздка. Читать быстро можно, но вот чтобы запоминать прочитанное, уже нужно тренироваться.

Кстати, о детях. Научить первоклассника скорочтению довольно сложно, но уже девочку или мальчика в 9 – 10 лет можно натренировать быстро и с пониманием усваивать информацию. В этом помогают разные техники, в частности таблица слогов.

Слоговая таблица

Слоговая таблица помогает тренировать чтение в любом возрасте. Ниже представлена простая таблица на русском языке.

А О У Е И
Б БА БО БУ БЕ БИ
В ВА ВО ВУ ВЕ ВИ
Г ГА ГО ГУ ГЕ ГИ
Д ДА ДО ДУ ДЕ ДИ
З ЗА ЗО ЗУ ЗЕ ЗИ

Для улучшения навыка читайте вслух все строки таблицы вправо и влево. Постепенно ускоряйте темп чтения. Затем можно переходить к слогам, состоящим из 2 согласных и 1 гласной буквы.

А О У Е И
НС НСА НСО НСУ НСЕ НСИ
МК МКА МКО МКУ МКЕ МКИ
ВБ ВБА ВБО ВБУ ВБЕ ВБИ
ПР ПРА ПРО ПРУ ПРЕ ПРИ
СТ СТА СТО СТУ СТЕ СТИ

Техника тренировки тут такая же. Старайтесь достигать своего максимума в темпе чтения. Необходимо читать вслух и взрослому человеку, чтобы нарабатывать быстрое чтение.

Ребенку в 7 лет при обучении чтению тоже можно давать эти слоговые таблицы. Это будет своего рода стимуляцией к чтению для его головного мозга и зрительного анализатора.

Пользуясь этой методикой, уже в 10 лет ребенок будет отличаться от сверстников. Ведь в этом возрасте мозг детей особенно пластичен и восприимчив к обучающим программам. Это нам взрослым нужно думать, как развивать память и внимание, чтобы эффективнее работать.

Как научиться скорочтению с помощью упражнений

Помочь ребенку научиться быстро читать можно, используя следующие упражнения:

  1. Чтение простых слов. Напишите на отдельных листах слова: дом, еж, кот, ров, кит. Показывайте их ребенку, а он должен как можно быстрее читать их. Когда он научится их мгновенно читать, напишите слова из 4 букв, затем из 5. После этого переходите к словосочетаниям.
  2. Показывайте ребенку сначала слова с картинками. Затем картинки прикрывайте. Следующим этапом показывайте слова вместе с примерами, чтобы он учился быстро считать в уме. Следите за тем, чтобы он грамотно читал, ведь в процесс подключена не только зрительная память, но и слуховая.
  3. Вместе с развитием быстрого чтения развивайте дикцию. Для этого используйте скороговорки или читайте с детьми рэп (в пределах разумного!). Совместное упражнение с ребенком принесет массу положительных эмоций вам и море впечатлений ребенку.

Между прочим, такая тренировка подойдет для обучения чтению по-французски, по-немецки, на английском языке и любых других иностранных языках. Кроме того, чтение с перепутанными буквами вам тоже будет удаваться, так как такая техника скорочтения в иностранных языках тоже работает.

Техника скорочтения на разных языках

Но вот на арабском языке так читать не получится, ведь там вместо букв используются знаки.

Упражнения для взрослых отличаются от вышеперечисленных. Быстро читать вам помогут следующие задания.

Настройка

Настройтесь. Посмотрите на картинку своего рабочего стола, всмотритесь в ее мелкие детали. Затем закройте глаза и вспомните всю картинку, вплоть до мелочей. Откройте глаза и сравните реальную картинку и воображаемую. В чтении нужно обращать внимание на содержание, а не на мельчайшие детали.

Читайте также  Инфекции дыхательных путей у новорожденных

Метроном

Если у вас есть метроном, настройте его на медленную скорость. Прочитайте отрывок текста медленно. Затем увеличьте скорость. Вы должны достичь не только быстрого чтения, но и понимания текста.

Обратный порядок

Читайте в обратном порядке. Скорость чтения вправо и влево должна стать равной.

Помощь друга

Попросите кого-нибудь найти в тексте слово, затем максимально быстро его отыщите. Тренируйтесь так несколько раз.

Скольжение

Одним из самых быстрых способов обучения является упражнение “скольжение”. Не всматривайтесь в буквы, а старайтесь охватить за несколько секунд максимальное количество единиц: букв, знаков, цифр. Сначала вы запомните мало, затем будет получаться усваивать все больше информации.

Кстати, это упражнение работает при обучении чтению нот с листа, чертежей и другой нужной информации.

Диагональ

Упражнение, при котором вы читаете начало и конец строки. Для чтения по-диагонали есть даже программа. Сначала вы будете ничего не понимать, через некоторое время тренировок вы увидите, что ваш мозг усваивает уже намного больше информации.

Полезные советы, как научиться хорошо и быстро читать

Учась быстро перерабатывать написанную информацию, вам следует воспользоваться следующими советами.

Не проговаривайте слова

Старайтесь читать только глазами. Еще в школе мы привыкаем проговаривать слова шепотом, когда читаем текст. Это мешает скорочтению. Известно, что шевеление губ его замедляет. Поэтому избавляйтесь от этой привычки, если хотите ускорить свое чтение.

Не возвращайтесь

Часто чтец при окончании строки возвращается на ту, которую только прочитал. Это значительно замедляет темп. Старайтесь не возвращаться к одной и той же строке несколько раз, лучше используйте линейку или указательный палец.

Не упускайте текст

Удивительная техника – слежение за текстом. Повороты головы, участие рук в процессе чтения помогают его ускорить. Подключение периферического зрения очень полезны для освоения огромного количества информации.

Обучайтесь

Не забывайте, что любой навык требует усердия и обучения. Узнать, как лучше читать, вы можете из книг. Например, очень полезной для вас будет книга Е. А. Нефедовой и О. В. Узоровой “Самый быстрый способ научиться читать. Слоговые таблицы”. Эти авторы также помогают научиться быстро читать по-английски.

Видео

Также будьте открыты для получения полезных советов из видеоисточников. Один из них смотрите ниже.

Проверка новой скорости

Конечно, пройдя все упражнения и воспользовавшись советами, вы захотите узнать, получилось ли у вас сдвинуть свое чтение с привычной скорости. Узнать свой новый уровень не составляет труда. Вы это сделаете с помощью уже пройденного однажды теста.

Тренинг для освоения скорочтения

Достичь отличных результатов вам поможет курс Скорочтение от Викиум. Курс позволит вам улучшить обработку и запоминание информации. Вы получите упражнения для развития внимания и памяти, тренажеры для активизации деятельности мозга, освоите разные техники на концентрацию, работу периферического зрения.

Викиум дает 7-дневную гарантию возврата средств!

Это вложение в себя очень быстро окупится, так вы станете гораздо более продуктивны.

В любом случае, друзья, у вас есть несколько вариантов, каким путем пойти: вы можете совершенствоваться самостоятельно или купить за небольшие деньги курс и максимально быстро добиться результатов.

Также на нашем блоге есть подборка из 11 лучших курсов скорочтения.

Заключение

Дорогие читатели, чтобы быстро читать, нужно:

  1. Подготовиться.
  2. Потренироваться с помощью упражнений.
  3. Почитать дополнительную информацию по этой теме.
  4. И работать, работать, работать!

Я надеюсь, в этой статье вы почерпнули важную информацию. Делитесь ею в соцсетях и пишите свои комментарии. Всем пока!

С Уважением, Людмила Редькина

Привет! Я профессиональный психолог и в каждую статью вкладываю душу и частичку своего опыта. Все советы, написанные мной для этого блога, помогут вам стать чуточку лучше. Очень рада делиться с вами своими идеями, верю, что вместе мы изменим этот мир в лучшую сторону! Подробнее обо мне вы можете прочитать в разделе «Об авторах».

7 упражнений для развития навыка скорочтения в домашних условиях

Люди, желающие стать профессионалами своего дела, должны проработать огромный массив информации. Кроме того, в мире столько интересных книг, и все хотелось бы прочитать, но времени катастрофически не хватает. Выход есть – научиться читать быстро. И это возможно: быстро, до 2 тысяч слов в минуту читали Наполеон Бонапарт, Оноре де Бальзак, Альберт Эйнштейн, Джон Кеннеди, Максим Горький и др. Например, Наполеон каждое утро перед завтраком прочитывал одну довольно объемную книгу, успевая отмечать на ее полях важные для него мысли.

А бывший американский президент Теодор Рузвельт, читающий с невероятной скоростью, разработал собственную методику скорочтения, которую успешно применяют и сейчас желающие ей обучиться.

Можно возразить, что быстрое чтение снижает понимание и усвоение прочитанного. Но практика показывает, что все наоборот: при обычном чтении усваивается примерно половина информации, в то время как при скорочтении 70-80%.

Почему так получается? Потому что быстрое чтение требует большей сосредоточенности, чем обычное, во время которого мы читаем не столь внимательно. У нас возникают параллельные мысли: мы думаем о делах текущих, например, что пора бы отключить холодильник, о предстоящем отпуске или мыслями возвращаемся к прошедшим событиям. Неудивительно, что чтение продвигается медленно, а новая информация запоминается плохо.

Овладеть методами скорочтения можно на специальных тренингах: достаточно 5 занятий по 3,5-4 часа. Их преимущество заключается не только в том, что занятия проводят специалисты, а и в том, что, во-первых, человек, оплативший обучение, вряд ли захочет добровольно пропустить занятия. Во-вторых, преподаватели формируют из слушателей пары, благодаря чему занятия становятся более результативными. Таким образом, тот, кто рискнет пропустить занятие, подведет партнера – обязательство же перед ним будет служить дополнительным стимулом не уклоняться от занятий.

Научиться скорочтению можно и самостоятельно. Для этого всего лишь нужны большое желание, вера в результат и ежедневные тренировки. И если желание есть у многих, то с верой будет посложнее. Вспомним, как дети учатся кататься на велосипеде: кто думает, что упадет, действительно падает; кто уверен, что сразу поедет, каким-то чудом держит равновесие и едет. Верим – у нас получится!

Что касается тренировок, то делаем специальные упражнения ежедневно по 30-40 минут в течение 21-го дня. Психологи считают, что столько времени нужно, чтобы избавиться от старой привычки и привить новую.

Для упражнений нужно выбрать удобное время и место, чтобы ничто не отвлекало от чтения. Бесполезно делать это, к примеру, в метро, где невозможно сосредоточиться.

Что тормозит чтение?

1. Проговаривание текста при чтении «про себя», или субвокализация

Эта привычка закладывается у нас тогда, когда мы учимся читать и каждое слово произносим вслух по слогам. Читать мы научились, а привычка осталась. Некоторые не только внутренне проговаривают текст, но и шевелят при этом губами. Естественно, что о быстром чтении не может быть и речи, ведь при всем желании человек не способен сказать более 500 слов в минуту. Значит, и читать он будет с той же скоростью. Тот же, кто овладеет методами скорочтения, сможет прочитать за это же время до 2 тысяч слов.

2. Регрессное чтение

Главный тормоз, сдерживающий скорость чтения – возвратные движения глаз к уже прочитанному тексту. Нам кажется, что, перечитывая фразу или абзац, мы глубже вникаем в их суть, но в действительности это не так. Нарушается логика самого текста, и мы вынуждены снова и снова возвращаться к прочитанному, что только усугубляет ситуацию. Специалисты по скорочтению считают, что при необходимости вернуться к какому-то месту лучше после того, как будет прочитан весь текст.

Избавившись от регрессий, с которыми читает большинство людей, можно увеличить скорость чтения в 2-3 раза.

3. Ограниченное поле зрения

Поле зрения – это пространство восприятия текста. У людей, читающих медленно (и таковых большинство) оно составляет 4-5 см. Их можно сравнить с подглядывающими в замочную скважину, которые видят лишь малую часть картины. Специалисты говорят, что расширить тренировками поле зрения невозможно. Зато с их помощью можно научиться воспринимать информацию, которая расположена в области, охватываемой периферическим зрением. И в результате тренировок она может составлять до 10 см.

Упражнения для развития навыка скорочтения

Зная «врага» скорочтения «в лицо», мы можем его устранить. Не стоит ждать немедленных результатов и разочаровываться, если их нет или они оставляют желать лучшего. Развитие любого нового навыка требует некоторого времени. Это как в спорте: высокие результаты достигаются только упорными тренировками.

1. Читаем с указкой

Чтобы наш взгляд плавно скользил вперед, читаем с указкой (палочкой для суши), двигая ее чуть быстрее нашего понимания текста. Можно это делать и с помощью пальца, если так удобнее.

Данное упражнение называется упражнением по форсированию скорости чтения. Взгляд должен следить только за строчками, вдоль которых передвигается указка, и ни в коем случае не выпускать ее из поля зрения, возвращаясь к уже прочитанному.

Через некоторое время мы избавимся от регрессий и сможем читать без указки.

2. Подавляем артикуляцию

Некоторые специалисты считают субвокализацию естественным процессом, помогающим снизить нагрузку, связанную с усвоением нового материала. Тем не менее, она существенно замедляет чтение.

Подавить артикуляцию – работу речевых органов (языка, губ, гортани) во время чтения «про себя», а не вслух, можно с помощью отвлечения внимания. То есть параллельно с чтением мы (или обучающийся вместе с нами партнер) можем выстукивать карандашом по столу какой-то ритм. Это отвлечет нас от мысленного проговаривания текста.

Кроме постукивания, можно воспользоваться методом обратного счета: 10, 9, 8, 7, 6 и т. д. Мы будем следить за счетом, чтобы не сбиться, и не сможем проговаривать слова. Вместо счета можно напевать какой-нибудь мотив (вслух или «про себя»), читать наизусть скороговорки или простенькие стишки.

3. Метод «зеленой точки»

Этот метод позволяет научиться воспринимать информацию, находящуюся в поле периферического зрения. В центре страницы с каким-нибудь текстом рисуем зеленую точку и в течение 10 минут концентрируем на ней свое внимание. Мысленно представляем зеленую точку перед собой и когда ложимся спать и закрываем глаза.

Поупражнявшись с концентрацией внимания на зеленой точке в течение двух недель, начинаем рассматривать текст, расположенный по горизонтали и вертикали от нее. Стараемся охватить взглядом как можно больше слов – их не нужно читать, достаточно просто видеть.

Упражнение с зеленой точкой могут дополнить занятия с таблицами Шульте, разработанными специально для улучшения периферического зрения. Сами таблицы и методику занятий по ним можно скачать с одного из сайтов.

4. Тренируем тарабарщину

Тренировки в так называемом тарабарском чтении, или чтении справа налево, развивают мышление, внимание и способность концентрироваться.

Для начала можно потренироваться читать справа налево с помощью палиндром (от греч. «назад» и «бег») – слов или словосочетаний, которые одинаково читаются что слева направо, что наоборот. Примеры палиндром: «А роза упала на лапу Азора», «Дорог Рим город или дорог Миргород», «Коту скоро сорок суток», «Нажал кабан на баклажан» и т. п. А затем можно приступить к тренировкам на обычном тексте. В Интернете можно найти сайт, где предлагаются электронные книги, написанные справа налево, и заказать их бесплатно.

5. Читаем вверх ногами

Упражнения по чтению книги, перевернутой вверх ногами, позволяют увеличить скорость чтения. Сначала читаем абзац в перевернутой книге, затем возвращаем ее в нормальное положение и перечитываем его. Мы сразу ощутим, насколько легко и быстро сможем это сделать!

6. Метод «тик-так»

Во время чтения захватываем взглядом только начало и конец строки, а не каждое слово, как при обычном чтении. Этого будет достаточно для понимания смысла прочитанного, скорость же чтения существенно увеличится.

7. Чтение по диагонали

Взгляд скользит по диагонали страницы. Движения глаз влево или вправо не допускаются, возврат к уже прочитанному тоже. Сначала взгляд будет охватывать лишь несколько слов, но по мере тренировок объем воспринимаемого будет увеличиваться. Главное в этом методе – научиться выделять ключевые фразы и пропускать словесный мусор. Читать нужно начинать от верхнего левого угла страницы к правому нижнему. Людям, овладевшим этим методом, достаточно лишь окинуть страницу взглядом, чтобы понять, о чем идет речь.

Читайте также  У меня пред раковое состояние шейки матки((((

Те, кто хочет досконально овладеть методами скорочтения, должны подобрать подходящую книгу. Это может быть «Учимся читать быстро» И. Головлевой. Также в Сети немало обучающих видеокурсов, например «Больше чем скорочтение».

Удобно и интересно обучаться скорочтению с помощью различных приложений. Одно из них – Spreeder. В него загружается текст, а количество слов и скорость их появления можно задать самостоятельно.

Как научиться читать быстро: упражнения и советы для скорочтения

Прежде чем говорить о том, как научиться быстро читать, следует задать вопрос, а зачем вообще нужно чтение. Что мы приобретаем во время прочтения литературы, в особенности сегодня, когда бумажный носитель информации можно заменить аудиокнигами и просмотром экранизаций интересных сюжетов.

Может уже и нет такой острой нужды в чтении?

Зачем нужно чтение

Только благодаря чтению человек может развивать свою грамотность. Согласитесь, абсолютно все правила написания слов мало кому запомнились, разве что преподавателям русского языка.

А начитанному человеку эти правила и не нужны, так как написание любых слов он легко может восстановить в своей памяти.

Даже правописание редко встречающихся слов можно воспроизвести на основе ассоциаций и знаний прочитанной массы слов.

Приоритетом для чтения всегда была художественная литература, так как в ней высокий словарный запас, а также воспринимается и читается она значительно легче, чем техническая или научная литература. Да и о том, что художественная литература интересней и увлекательней никто спорить не будет.

Благодаря чтению развивается образное мышление человека. Образы в фильмах порождаются картинками, которые мы просматриваем. А во время чтения происходит процесс сотворчества писателя и читателя. Воображение читателя творит и создает образы. В процессе чтения мозг тренируется и развивается.

Человеческие переживания и чувства, которые передает в литературе автор – это пережитый опыт человечества. Мы не в состоянии пережить все доступные нам эмоции и переживания за такую короткую жизнь. Воспитать эти чувства помогает проводник – книга, благодаря которой мы можем тонко понимать то, что чувствуют другие люди и лучше понимать свои эмоции.

Недостатки традиционного чтения

Ученые долго выясняли вопрос о том, почему люди читают так медленно, и им удалось установить пять основных недостатков медленного традиционного чтения:

  • Регрессия при чтении, то есть постоянное возвращение глаз на уже прочитанные строки с целью повторного чтения. Большинство из нас возвращаются, и даже не однажды, к исходной позиции прочитанного текста. Эта неуверенность в себе и приводит к тому, что прочитанные строки так и не запоминаются. Многократность возвратов разрушает цельность прочитанного текста.
  • Отсутствие программы чтения. Мы привыкли читать так, как придется. Но есть такая литература, которую действительно стоит читать медленно и внимательно. И наоборот, литература, которую нужно читать быстро, и ее большинство.
  • Проговаривание про себя читаемого текста, то есть артикуляция. На этот процесс люди тратят достаточное количество времени, так как подключается инерционный слуховой анализатор.
  • Невысокое поле зрения. Глазами во время их остановки на тексте воспринимается максимум три слова, а техника скорочтения предполагает охват всей страницы сразу. Вертикальное движение глаз лежит в основе быстрого чтения.
  • Отсутствие внимания, которое является катализатором процесса чтения. Мы можем читать даже тогда, когда мысли витают где-то далеко.

Упражнения для скорочтения как раз и помогают ликвидировать те недостатки, которые мы допускаем при традиционном чтении книг. Методика скорочтения формирует новые принципиально отличные способы чтения, развивает новые структуры мозга и повышает его активность. Н. П. Бехтерева говорила, что мозг должен работать, и чем больше он работает, тем эффективней результат его деятельности.

Основы быстрого чтения

Несмотря на то, что существует множество школ и методик скорочтения, в их основе лежат одни психологические законы.

Люди обучаются ставить свой взгляд таким образом, чтобы видеть как можно больше слов. Наш взгляд скользит от начала строки до ее конца, и мы схватываем каждую букву, а в лучшем случае каждое слово.

В технике скорочтения взгляд фиксируется на определенном месте, с заданным ритмом. Текст усваивается хорошо и качественно в тех случаях, когда есть симметрия или равные составляющие. Существуют специальные приемы расширения поля восприятия, так как мы используем не всю широту восприятия, которую возможно использовать.

Учеными была разработана специальная гимнастика для глаз, благодаря которой диапазон зрения расширяется, и можно увидеть вместо одного слова целую строку. На создание этой методики понадобилось несколько лет труда большого коллектива ученых, которые досконально изучали вопрос: как научиться быстрому чтению. Их разработки проверялись многими экспертами и защищены десятками патентов.

Молодежь уже успела оценить эту методику, и с каждым годом растет число желающих освоить технику быстрого чтения.

Советы, помогающие научиться быстро читать

Читаем правильно

Многие читатели жалуются на то, что сюжет книги не запоминается настолько, насколько хотелось бы. В чем причина такого результата чтения, может есть секреты того, как правильно читать книги, чтобы можно было бы и через месяц пересказать ее содержание?

  1. Перечитывая книги в метро или в очереди, не всегда получается запоминать их сюжет. Лучше выделить для чтения время в домашней, тихой и спокойной обстановке.
  2. Всегда следует иметь при себе карандаш или маркер, которым можно будет делать заметки или подчеркивать значимые для вас места. Если книгу портить жалко, то читать следует с блокнотом, для того чтобы записывать в него понравившиеся цитаты, интересные мысли и фразы.
  3. Специалисты советуют выбирать более узкий формат книги, что позволяет глазам не бегать по периметру страницы, а придерживаться ее середины. Этот метод дает возможность не только усвоить информацию, но и быстрее прочесть книгу, а также решить вопрос о том, как правильно читать книги.
  4. Всегда нужно помнить о закладке в книге, так как без нее место окончания чтения будет постоянно теряться. На поиски места и вторичное прочтение искомых мест уходит достаточное количество времени.
  5. И самое важное в вопросе о том, как правильно читать книги − это не стесняться узнавать значения неизвестных слов из книги, так пополняется словарный запас читателя. Знания значений различных слов позволят применять их в подходящих ситуациях.

Как успевать читать

Составляйте списки литературы, которую вам необходимо прочитать, да так, чтобы в него входила не только художественная литература, но и книги по психологии, научная литература или современная проза, которая сможет расширить ваш кругозор.

Каждый культурный человек, живущий в социуме, имеет определенный перечень того, что необходимо знать. Эти знания позволяют поддерживать беседу и понимать то, чем живет нынешний мир.

Списки мы можем составлять большие, но где взять столько времени на прочтение всей литературы, если кроме того, мы ежедневно имеем дело с текстами профессиональных книг, интернета, инструкций и другими.

Мы столько получаем информации, что среднему человеку не всегда под силу воспринимать и запоминать все услышанное, увиденное или прочитанное.

Для такого количества информации средней техники чтения недостаточно, оттого и стали появляться курсы и школы быстрого чтения, где можно выяснить как научиться быстро читать книги и постичь навыки техники скорочтения с помощью разнообразных методов и упражнений.

Техника скорочтения – актуальная тема для людей, занимающихся своим интеллектуальным развитием. Специалисту любого уровня необходимо идти в ногу со временем и знать о том, какие изменения происходят в жизни, о новых открытиях, новых именах.

Аналитическое чтение с высоким качеством усвоения прочтенного материала необходимо школьникам и студентам, чтобы на выполнение домашних заданий или изучения нового материала минимально затрачивать времени и усилий.

Упражнения для быстрого чтения

Мы нередко ловим себя на том, что читая книгу, мы останавливаемся, так как понимаем, что думаем о чем-то другом. Приходится перечитывать абзац за абзацем снова. Концентрация внимания отсутствует, и мы все снова перечитываем. Естественно, теряется время, и падает скорость чтения.

  • Для того чтобы избавиться от этой вредной привычки, ученые разработали метод форсирования скорости, в основе которого лежит принцип принуждения. Текст прикрывается листом бумаги, и независимо от того, прочли вы первую строку или нет, следующая строка уже открывается. Лист бумаги всегда движется чуть быстрее, чем мы успеваем прочесть предыдущую строку.
  • Затем, все происходит наоборот, независимо от того прочтена строка или нет, она закрывается листом бумаги, чтобы не было возможности прочесть все заново. Это упражнение приучает человека к концентрации внимания.
  • Еще одно упражнение, развивающее внимание – это работа с зашумленными текстами. Обычные слова вставляются в текст, нарушая его стройность, что заставляет читающего человека концентрировать свое внимание на важной информации.
  • Повысить скорость чтения на несколько шагов вперед позволяет упражнение, которое развивает антиципацию, то есть обучает умению домысливать текст. Для начала домысливаются окончания, затем слова и фразы, а дальше уже можно домысливать и абзацы. Это отличное упражнение для развития памяти , расширения поля восприятия.

Если часто выполнять такого рода упражнения, можно заставить свой взгляд двигаться вертикально.

Когда начинать обучаться

Глупо спорить с тем, что читать необходимо, причем постоянно. Лучше всего приучать к этому ребенка с самого детства, только что касается развития навыков быстрого чтения, однозначно ответить никто не может. Есть мнение, что до 14 лет такое чтение может даже навредить, но это только мнение, никем не доказанное.

Психологи считают, что обучать детей нужно, только не насильно, а в виде игры. Ну а пока идут споры о вреде и пользе быстрого чтения, сама жизнь заставляет нас овладевать такой техникой. Сотрудники крупных компаний и правительственных учреждений, а также те, кому по долгу службы приходится работать с большим объемом документов, это уже почувствовали.

Человек, который быстро читает, не может стать рабом скорости. Приобретая основные навыки быстрого чтения, он совершенствует и память и глубину восприятия, и неважно в каком возрасте он начнет осваивать эти навыки.

Что делать, если нет желания читать

Что такое чтение – это основной инструмент обучения. Школьник, который читает медленно, ничего не успевает, у него пропадает желание читать и учиться.

Прививать любовь к чтению нужно еще с детских лет, вместе с тем развивается творческое и логическое мышление ребенка. А как заставить себя читать взрослому человеку?

Психологи утверждают, что нужно вырабатывать в себе привычку. Для начала следует подбирать интересную литературу и откладывать ту, которая не понравилась. Также рекомендуется составить перечень литературы для создания символа личных достижений и приучать себя к тому, чтобы отводить на чтение не менее получаса в день.

Как заставить себя читать, если при большом потоке информации доступ к бумажному носителю самый ограниченный. Легче включить телевизор или обратиться за помощью к интернету, чем позволить себе потратить время на поход в библиотеку.

Пониженный интерес к чтению связан не только с ускорившимся ритмом жизни. Современной молодежи недостаточно той литературы, которая раньше входила в школьную программу. Она желает знать больше о современном мире, о происшествиях, которые преподносятся не книгами, а телевидением и интернетом.

Чтобы не думать о том, как заставить себя читать, нужно знать, что только книга может развить речь человека, а также его логическое и творческое мышление, кроме того, она дисциплинирует, воспитывает необходимые человеку качества.

Привить любовь к чтению можно упражнениями, обучающими быстрому чтению. Это увлекательный процесс, который благодаря некоторым упражнениям превращается из процесса хаотичного неорганизованного в организованное занятие. Люди читают быстрее, а самое главное – они полнее и глубже понимают прочитанное.

Автор статьи – Елена Жук

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: