\

Что заставило Петра I принять решение изменить летоисчисление?

uCrazy.ru

  • Войти через Соц.сети
  • Регистрация
  • Забыли пароль?

Навигация

  • 3D игры
  • Фотоприколы
  • Фотоподборки
  • Гифки
  • Демотиваторы
  • Видео
  • Знаменитости
  • Интересное
  • Фильмы и трейлеры
  • Анекдоты и истории
  • Хайтек
  • Авто / Мото
  • Спорт
  • Музыка
  • Флеш игры и ролики
  • Всячина
  • Животные
  • В хорошие руки
  • Жесть
  • Девушки
  • Конкурс
  • Новости сайта
  • On-Line Игры
  • Реклама на сайте

ЛУЧШЕЕ ЗА НЕДЕЛЮ

  • Виктор Васнецов. Образ тво.
  • Random GIFs
  • Весёлые
  • Заведи себе служанку
  • Картинки и мемы для настро.
  • Так себе картинки
  • Подборка приколов
  • Откровенно о сокровенном: .
  • Чуток картинок
  • Картинки
  • Гифки
  • Гифки
  • Отовсюду обо всем
  • Весёлые
  • Гифки
  • Гифки
  • Чем отличается отвёртка за.
  • Гифки
  • Всякое
  • «Первыми с корабля бежит Р.
  • Есть еще лучше!

ОПРОС

СЕЙЧАС НА САЙТЕ

КАЛЕНДАРЬ

Сегодня день рождения

Рекомендуем

Какой год сейчас на самом деле? Зачем Петр I поменял летоисчисление?

Для реформаторской энергии Петра Первого не было мелочей и препятствий. Многие свои шаги царь совершал одномоментно и без оглядки на мнение общества.

Так внезапно 20 декабря 7208 года по тогдашнему исчислению Петр объявил, что меняет и календарь, и дату смены лет. И первого января для ошарашенных подданных империи неожиданно наступил не 7208 год, а 1700-й.

Почему Петр так внезапно поменял календарь?

Чем объясняется разница между двумя этими традициями летоисчисления?

Какой порядок «отсчета» является правильным?

Тайна летоисчислений

До сих пор загадкой для историков является вопрос: как вели отсчет лет древние русичи до принятия христианства?

Неизвестно даже — было ли вообще единое летоисчисление у восточных славян до Х века.

Лишь с принятием христианства и появлением первых летописей появилась некоторая ясность.

Древняя Русь приняла для себя византийский подход, где подсчет лет велся с даты «сотворения мира».

Откуда взялась «точка отсчета» для календарей?

Дата эта была абсолютно условной и фантастической. Ее чисто технически «вывели» религиозные хронологи на основе анализа библейских текстов. В Книге Бытия приводится генеалогия и продолжительность жизни первых патриархов, начиная от Адама, затем в Книге Судий и Книге Царств аналогично перечисляется время правления каждого главы израильского государства. Религиозный историк Евсевий Памфил по этим данным составил таблицу и вывел общую сумму лет от Адама до восстановления Иерусалимского храма.

А дальше в ход пошла вообще кабалистика. Основываясь на отрывке из книги пророка Даниила о том, что от восстановления Иерусалима «…до Христа Владыки семь седьмин и шестьдесят две седьмины» было высчитано 7х(7+62) = 483. Оно имело сакральный смысл — божественную аналогию в форме мистического «корня» с числом 6 и разложения на половину числа Бога — 360 и числовой ряд 123, символизирующий начало.

Таким фантастическим образом было получено некое условное число лет — 5500, которое было принято как нулевой год — сотворение мира.

К реальной действительности эта дата не имела никакого отношения, история началась задолго до этого.

Но у отсчета «от сотворения мира» были и свои плюсы. Это была первая общеупотребительная хронология. К тому же в нее укладывались все известные тогда европейским историкам события, начиная с Древнего Египта.

Но позже появилась альтернативная версия. В Евангелиях упоминается, что Христос начал проповедовать в пятнадцатый год правления императора Тиберия, а было Иисусу примерно тридцать лет. На основе этого была выведена предположительная дата рождения Иисуса: ее объявили «нулевой».

Дата была не менее фантастической, так как при ее расчете использовали и условно установившийся народный праздник Благовещение плюс 9 месяцев беременности, и астрономические данные предположительной Вифлеемской звезды, и римские хроники, тоже не отличавшиеся точностью. Но новый вариант постепенно приняла католическая церковь.

Впервые так стал вести свою летопись папский архивариус Дионисий Малый, помечая хронологию «Anno Domini» — «лето господне», то есть год от условного рождения Иисуса.

У этой хронологии был «минус»: то есть годы до предполагаемого события обозначались в обратном порядке «до Рождества Христова». Зато ею можно было охватить любую древность, сколько бы новых фактов не открывалось историкам.

Постепенно установилась принципиальная разница: православная церковь считала «от сотворения мира», римско-католическая и большинство европейцев вслед за ней — «от рождества Христова».

Почему Петр меняет календарь?

У Петра были три основные причины для внезапной смены летоисчисления: европеизация, единообразие, светскость.

Во-первых, новый российский правитель был сторонником европеизации отечественной культуры. Одежда, этикет, правила — все менялось по западным образцам. Поэтому Петр вводит не только «европейский» календарь от Рождества Христова, но и переносит новый год.

До этого единого принципа определения даты нового года в России не было. В разные периоды истории датой нового года считали и 1 марта, и весеннее равноденствие 22 марта, и 14 сентября — окончание сбора урожая и т.п. Поэтому второй причиной для Петра было введение общего правила для определения начала календарного года.

В-третьих, не смотря на религиозный подтекст отсчета лет от Рождества Христова, этот календарь приобрел в Европе более широкий, светский характер. Так датировались книги, газеты, такой вариант проставлялся в официальных документах.

Естественно, резкая смена летоисчисления не могла пройти без разногласий и недовольства. Приближенная к Петру верхушка радостно приняла новый подход и связанные с ним новогодние праздники. Но церковные ортодоксы, особенно старообрядцы, были против перехода на «католический» календарь.

Как Петр I календарь установил

В 1700 году н.э. Пётр I издаёт указ об упразднении старого календаря, существовавшего на Руси, и вводит западный юлианский календарь от Рождества Христова. При этом он переносит начало календаря (Новолетие) со дня осеннего равноденствия (у славян-староверов) и первого сентября (у христиан) на первое «генваря» (января). 1700 год он выбирает как начальную дату.

Фото этого приказа в интернете мне найти не удалось, есть лишь тест, который начинается следующим:

Указ Петра I №1736 «О праздновании Нового года»
7208 году декабря в 20 день великий государь царь и великий князь Петр
Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России указал сказать:
Известно ему великому государю стало, не только что во многих
европейских христианских странах, но и в народах словенских, которые с
восточною православною нашею церковью во всем согласны, как: волохи,
молдавы, сербы, долматы, болгары, и самые его великого государя
подданные черкасы и все греки, от которых вера наша православная принята,
все те народы согласно лета свои счисляют от Рождества Христова в восьмой
день спустя, то есть, генваря с 1 числа, а не от создания мира, за многую
рознь и считание в тех летах, и ныне от Рождества Христова доходит 1699
год, а будущего генваря с 1 числа настает новый 1700 год, купно и новый
столетний век; и для того доброго и полезного дела указал впредь лета
счислять в приказах, и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего
генваря с 1 числа от Рождества Христова 1700 года

А вот каким был календарь на Руси до 1700 года? Ведь месяц «Генварь» по славянскому счёту аж пятый: Дата начала нового календаря была выбрана Петром I не случайно. 25 декабря, весь христианский мир отмечает Рождество Христово. Согласно Библии, на восьмой день младенец Иисус был обрезан по иудейскому обряду, т.е. первое «Генваря» христианской церковью отмечалось Обрезание Господне.

Читайте также  Мясной разгрузочный день

Вот эту дату и выбрал Петр Первый. Он своим указом приказал всем подданым отмечать начало нового календаря и поздравлять друг-друга с Новым Годом.

Хотя привести в доказательство сам приказ Петра I мне не удалось, можно выложить несколько других документов, не петровских, но вполне исторических, архивных и в которых четко видна дата не от Рождества Христава, а от Сотворения мира.

Почему годом, а не летом, как было принято на Руси? При дворе Петра I, на русском языке почти не разговаривали, так как он считался языком простого народа. В основном всё общение шло на немецком и голландском языках. Так вот слово Год (God) на этих языках означает Бог. Т.е. своим указом Пётр заставил подданых поздравлять друг друга с Новым Богом, в день его обрезания. Эта петрова шутка существует до сих пор, и люди, потеряв изначальный смысл, продолжают первого января поздравлять друг друга с Новым обрезанным Богом, а не с Новолетием, как это было раньше.

Почему же Новое Лето, а не год? Вспомним: древние своды о прошедших событиях назывались Летописями, а не Годописями. Мы до сих пор спрашиваем друг друга – «сколько тебе лет», а не «сколько тебе годов». У староверов и поныне летоисчисление ведётся от осеннего равноденствия (22-23 сентября). В отличии от первого января эта дата всё-таки привязана к астрономическим событиям.

Кроме того, Пётр I не просто сменил старый календарь на новый. Он украл у народа 5508 лет Великого Наследия и приказал иноземцам написать Историю, которой раньше не было. Сейчас мало кто помнит, что раньше даты Летописях записывались буквицей древнерусского языка, а не цифрами, которые ввели по приказу Петра.

До введения нового календаря русский народ отметил по своему Коляды Дару 7208 Новолетий, и даты всегда записывалась буквицей. Это доказывает то, что письменность существовала у Славян задолго до «монахов-просветителей» Кирилла и Мефодия. Если бы не реформа Петра I, то сказка о просвещение неграмотных язычников западными монахами выглядела бы, как чья-то глупая шутка. Не зря же императрица Екатерина II говорила: «Славяне за многие тысячи лет до Рождества Христова свои письмена имели». Событие, от которого вёлся отсчёт лет у наших предков — Сотворение Мира в Звёздном Храме (5508 г. до Р.Х.).

Под Сотворением подразумевалось вовсе не сотворение вселенной библейским богом, а буквально: подписание мирного договора в год Звёздного Храма по Круголету Числобога после победы Державы Великой Расы (в современном понимании — России) над империей Великого Дракона (в современном понимании — Китая). Кстати говоря, символическое изображение всадника на белом коне, поражающего копьём дракона, известное по христианской традиции как Георгий Победоносец, на самом деле символизирует как раз эту победу. Именно поэтому издавна этот символ так распространён и почитаем на Руси среди Славяно-Арийских народов.

Календарная реформа Петра l

20 декабря ( по другим данным 19 декабря) 1699 года Петр I издал указ, в соответствии с которым Новый год переносился с 1 сентября на 1 января. 1700 год Россия встречала вместе с остальной Европой.

До XV века новый год начинался 1 марта, а позже, через два столетия, 1 сентября. Петр перенес первый день года на 1 января по европейскому примеру. Тем не менее главным российским праздником, как и в других христианских странах, осталось Рождество. Эта традиция сохранялась до прихода большевиков к власти — в конце 20-х годов они отменили оба праздника.

Запрет продержался до 1935-го — советская власть решила, что без елочки рабочему человеку все-таки скучно, и восстановила Новый год в его современном виде в качестве замены и противовеса Рождеству.

Именно оттуда все знакомые выросшему в СССР человеку атрибуты: Дед Мороз, Снегурочка, красная звезда на елке. Праздник оставался неформальным, пока в 1947 году 1 января не объявили выходным днем.

В Древнем Риме, начиная с 46 года до Рождества Христова, началом нового года считалось 1 января. Календарный год состоял из 365 суток и 6 часов. Такая система дожила до момента, когда в мир пришло христианство. В Византии, ставшей преемницей Древнего Рима, новый год также начинался с 1 января. Однако в 312 году император-христианин Константин Великий постановил праздновать начало нового года не с 1 января, а с 1 сентября. В первую очередь это было связано с системой установки и сбора податей, по сути с началом нового финансового года.

В христианской Церкви эта традиция установилась далеко не сразу. Только лишь в VI веке, в правление императора Юстиниана I, традиция отмечать начало нового года 1 сентября вошла и в жизнь Церкви. На Руси новый год по преимуществу отмечался 1 марта. Во-первых, это было связано с церковным Преданием о сотворении мира, а, во-вторых, на эту же дату сместилась языческая традиция встречи нового года. Однако на церковном Соборе в Москве в 1492 году, следуя византийской традиции, было принято решение о начале праздновании нового года с 1 сентября. Так продолжалось до правления императора Петра I.

20 декабря 7208 года от сотворения мира Петр I подписал указ о праздновании гражданского нового года с 1 января 1700 года от Рождества Христова. Таким образом, с эпохи Петра в России даты празднования начала гражданского нового года и церковного нового года разделились, так как Церковь на новую дату не перешла.

Что же подтолкнуло Петра I к календарной реформе? В 1697 году царь Петр I отправился в путешествие по европейским странам, вошедшее в историю под названием Великого посольства. Он ехал инкогнито, под именем Петра Михайлова.

Руководили посольскими делами генералы Франц Лефорт и Федор Головин, а также думный дьяк Прокопий Возницын. Царь Петр попробовал европейскую жизнь в качестве частного лица. Он плотничал на голландских верфях, упражнялся в искусстве гравировки, изучал артиллерийские науки в Германии, а искусство кораблестроения — в Англии. Время “зимних вакаций” с 1697 года на 1698-й российский монарх провел в Голландии.
Рождество 1697 года Петр I отпраздновал со свитой в Амстердаме, а вслед за ним — Новый год, который, как и в Германии, там отмечали пышно и с большим размахом.

По окончании Великого посольства Петр I развернул широкую программу европеизации России. Дворянство должно было облачиться в европейскую одежду, жить в домах, выстроенных европейскими архитекторами, питаться, отмечать торжества и воспитывать потомство в европейских традициях, получать на службе должности и чины с европейскими названиями.
Именно тогда в русский быт вошли поездки на учебу в Европу, кофе, табак, парики, треуголки и балы. Календарная реформа стоит в одном ряду со всем этим.
Петр провел ее через год после возвращения из Европы, и невозможно отделаться от впечатления, что перед мысленным взором его все еще стояли голландские елочки, лодочки, фейерверки на фоне вечернего неба и их отражения в амстердамских каналах.

И вот, три с половиной месяца спустя, в декабре, появляется указ: “…указал Великий Государь впредь лета счислять в Приказах и во всяких делах и крепостях с нынешнего генваря с 1 числа от Рождества Христова 1700 года. А в знак того добраго начинания и новаго столетнаго века в царствующем граде Москве, после должного благодарения к Богу и молебного пения по большим и проезжим знатным улицам знатным людям и у домов нарочитых перед вороты учинить украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых…”

Читайте также  Что каждый человек генетически наследует от отца


Большой маскарад в 1722 году на улицах Москвы с участием Петра I и князя-кесаря И. Ф. Ромодановского, 1900 г
Художник Суриков

Тем не менее, русская столица не стала Амстердамом. Климат не тот. К концу петровского царствования этот праздник выглядел как нечто совершенно ненужное, пустая государева прихоть. После того, как Петр скончался, о новогодних торжествах скоро все забыли.

Лишь в середине XIX века в России вновь стали отмечать Новый год. Но уже не как свистопляску огней и буйство грома, а как тихий детский праздник, заново введенный с легкой руки немецких принцесс, становившихся русскими императрицами. Иначе говоря, его повторно “импортировали” из Западной Европы.

Скромный Новый год “детского формата” ни в какое сравнение не шел с Рождеством — оно первенствовало до 1920-х годов, когда его запретили большевики.

Для чего Петр I внезапно поменял летоисчисление?

Для реформаторской энергии Петра Первого не было мелочей и препятствий. Многие свои шаги царь совершал одномоментно и без оглядки на мнение общества. Так внезапно 20 декабря 7208 года по тогдашнему исчислению Петр объявил, что меняет и календарь, и дату смены лет. И первого января для ошарашенных подданных империи неожиданно наступил не 7208 год, а 1700-й.


Почему Петр так внезапно поменял календарь? Чем объясняется разница между двумя этими традициями летоисчисления? Какой порядок «отсчета» является правильным?

Тайна летоисчислений
До сих пор загадкой для историков является вопрос: как вели отсчет лет древние русичи до принятия христианства?

Неизвестно даже — было ли вообще единое летоисчисление у восточных славян до Х века.

Лишь с принятием христианства и появлением первых летописей появилась некоторая ясность.

Древняя Русь приняла для себя византийский подход, где подсчет лет велся с даты «сотворения мира».

Откуда взялась «точка отсчета» для календарей?
Дата эта была абсолютно условной и фантастической. Ее чисто технически «вывели» религиозные хронологи на основе анализа библейских текстов. В Книге Бытия приводится генеалогия и продолжительность жизни первых патриархов, начиная от Адама, затем в Книге Судий и Книге Царств аналогично перечисляется время правления каждого главы израильского государства. Религиозный историк Евсевий Памфил по этим данным составил таблицу и вывел общую сумму лет от Адама до восстановления Иерусалимского храма.

Книга Царств

А дальше в ход пошла вообще кабалистика. Основываясь на отрывке из книги пророка Даниила о том, что от восстановления Иерусалима «…до Христа Владыки семь седьмин и шестьдесят две седьмины» было высчитано 7х(7+62) = 483. Оно имело сакральный смысл — божественную аналогию в форме мистического «корня» с числом 6 и разложения на половину числа Бога — 360 и числовой ряд 123, символизирующий начало.

Таким фантастическим образом было получено некое условное число лет — 5500, которое было принято как нулевой год — сотворение мира.

К реальной действительности эта дата не имела никакого отношения, история началась задолго до этого.

Но у отсчета «от сотворения мира» были и свои плюсы. Это была первая общеупотребительная хронология. К тому же в нее укладывались все известные тогда европейским историкам события, начиная с Древнего Египта.

Но позже появилась альтернативная версия. В Евангелиях упоминается, что Христос начал проповедовать в пятнадцатый год правления императора Тиберия, а было Иисусу примерно тридцать лет. На основе этого была выведена предположительная дата рождения Иисуса: ее объявили «нулевой».

Дата была не менее фантастической, так как при ее расчете использовали и условно установившийся народный праздник Благовещение плюс 9 месяцев беременности, и астрономические данные предположительной Вифлеемской звезды, и римские хроники, тоже не отличавшиеся точностью. Но новый вариант постепенно приняла католическая церковь.

Впервые так стал вести свою летопись папский архивариус Дионисий Малый, помечая хронологию «Anno Domini» — «лето господне», то есть год от условного рождения Иисуса.

У этой хронологии был «минус»: то есть годы до предполагаемого события обозначались в обратном порядке «до Рождества Христова». Зато ею можно было охватить любую древность, сколько бы новых фактов не открывалось историкам.

Постепенно установилась принципиальная разница: православная церковь считала «от сотворения мира», римско-католическая и большинство европейцев вслед за ней — «от рождества Христова».

Почему Петр меняет календарь?
У Петра были три основные причины для внезапной смены летоисчисления: европеизация, единообразие, светскость.

Пётр I

Во-первых, новый российский правитель был сторонником европеизации отечественной культуры. Одежда, этикет, правила — все менялось по западным образцам. Поэтому Петр вводит не только «европейский» календарь от Рождества Христова, но и переносит новый год.

До этого единого принципа определения даты нового года в России не было. В разные периоды истории датой нового года считали и 1 марта, и весеннее равноденствие 22 марта, и 14 сентября — окончание сбора урожая и т.п. Поэтому второй причиной для Петра было введение общего правила для определения начала календарного года.

В-третьих, не смотря на религиозный подтекст отсчета лет от Рождества Христова, этот календарь приобрел в Европе более широкий, светский характер. Так датировались книги, газеты, такой вариант проставлялся в официальных документах.

Естественно, резкая смена летоисчисления не могла пройти без разногласий и недовольства. Приближенная к Петру верхушка радостно приняла новый подход и связанные с ним новогодние праздники. Но церковные ортодоксы, особенно старообрядцы, были против перехода на «католический» календарь.

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Музыка

Метки

Подписка по e-mail

Поиск по дневнику

Статистика

Петр I осемь лет у Христа украл.

Дата Рождества Христова в 5500 г. от Сотворения мира была принята в византийских и старорусских хрониках, а также у старообрядцев. Позднее за дату Рождества Христова был принят 5508 от Сотворения Мира, 753 от основания Рима. Обычное объяснение, что «лишние» восемь лет (5508, а не 5500) были введены для того, чтобы согласовать круглые даты календаря с началами индиктов, т.е. пятнадцатилетий, разбитых на 3 пятилетки, которые составляли экономический период (срок сбора налогов) в Римской империи, ошибочно. Отцы I Вселенского Собора, когда был составлен христианский календарь, полагали Р.Х. 745 г. от основания Рима, т.е. 5500 от Сотворения мира (такая дата дается в богослужебной книге православной «Следованная Псалтирь»). «Лишние» восемь лет (5508, а не 5500) появились в результате того, что Дионисий Малый (VI в.), являющийся автором летоисчисления от Р.Х. введенного на Западе в 532 г., определил дату Р.Х. 753 от основания Рима, или 5508 от Сотворения мира. В настоящее время датировка Дионисия признается большинством исследователей ошибочной. Кормчая Книга считает число лет от Р.Х. на 8 меньше, чем принято в настоящее время, а от Сотворения мира на 15 лет меньше, чем принято в настоящее время.
http://azbuka-hrist.narod.ru/k/kalendar_hristianskij.html

Послание правоверным. о.Аврамий Венгерский (1701г.)

  • Запись понравилась
  • 5 Процитировали
  • Сохранили
    • 5Добавить в цитатник
    • Сохранить в ссылки


    Комментировать &laquo Пред. запись — К дневнику — След. запись » Страницы: [1] [Новые]

    Исчисление прошедшего времени, на котором строятся познания о прошлом, т.е. то, что называется историей, искони считалось Церковью одной из важнейших основ христианского мировоззрения. Календарные вопросы, в особенности, дата празднования Св. Пасхи и её вычисление, рассматривались на целом ряде Соборов, начиная с Апостольского (см. пр. свв. Апостол 7-е; подробнее — 7-ю гл. буквы «П» «Алфавитной Синтагмы» (сборника церковных правил) византийского канониста XIV в. Матфея Властаря (по любому изд.)). Точная дата Рожества Христова, 5500-й год от Сотворения мира, дана в «Кормчей» патр. Иосифа на 1-м л. главы «О Вселенских и Поместных Соборах», а также в ряде других святоотеческих творений (подробнее — в статье «К 2000-летию Рожества Христова» в календаре РПСЦ на 1992 г.). На этой строго — канонической основе в Византии, Древней Руси и других христианских странах при монастырях и храмах велись летописи, составлялись такие хронологические пособия, как, например, «Миротворный круг» св. Геннадия, архиепископа Новгородского (XV в.). В некоторых же особенно важных случаях Предание Церкви извещает нас не только о годе и дне, но даже о часе того или иного события. Так, в 32-й гл. «Большого Устава» («Око церковное») сказано: «Господь наш Исус Христос распялся в лето 5533-е, марта 30, в пяток, в 6-й час дня». А в нашем ежегодном календаре под 25-м марта ст. ст. указывается, что «Благовещение Пресвятой Деве было в 5499 году от Сотворения мира, в субботу, в 5-й час дня».

    Нарушение названных выше постановлений считалось тяжким прегрешением. 1-е правило Поместнаго Собора Антиохийскаго гласит: «Все дерзающие нарушати определение … о святом празднике спасительныя Пасхи, да будут отлучены от общения и отвержены от Церкви». В толковании же Вальсамона разъясняется: эти нарушители «не должны быть удостаиваемы ни кафедры, ни звания, ни какого — либо другого священнического преимущества» (цит. по: «Трёхтолковая» Кормчая, т. 3, М., 2000. С. 139, 142). Соответственно, когда в 1582 г. католиками в подвластных им странах был введён т.н. «новый», или григорианский (по имени римского папы Григория XIII, автора реформы) календарь, изменивший даты и празднования Пасхи, и Рожества Христова (стали утверждать, что оно было в 5508 г. от Сотворения мира), на православном Востоке это восприняли как очередную ересь латинян. Чему был посвящён Константинопольский Собор 1583 г., осудивший данное новшество. И в Чин принятия в Православие из католичества было внесено проклятие тех, кто, разрушая исконное Предание Церкви, утверждает, будто Спаситель родился на 8 лет позднее 5500-го года «от Адама». Эти Чин и проклятие имеются и в нашем старопечатном «Большом Потребнике» патр. Филарета. Отсюда, повторю, предельно ясно, что вопросы хронологии отнюдь не являются в Церкви чем — то «неважным» или «малозначительным».

    Со времён никоновской «церковной реформы» середины XVII века верными хранителями неповреждённого православного Предания остались лишь христиане — старообрядцы. Когда в самом конце названного столетия Пётр I ввёл в России летоисчисление «от Рождества Христова», при переводе дат было, к сожалению, принято за основу то самое, проклятое свв. отцами латинское мнение о Воплощении Спасителя в 5508 г. И староверы обвинили царя в «краже восьми лет». Поскольку были твёрдо убеждены, что еретическое мнение в столь важном вопросе, как хронология Священной истории, никак не может быть истинным. В дальнейшем традиционные источники хронологических сведений — летописи, а также древнерусские, византийские и некоторые западные исторические сочинения, активно использовались старообрядцами как обоснования своей правоты в полемике с никонианами. Немало ссылок на эти труды можно встретить, в частности, в знаменитых «Поморских ответах» 1723 г. и в «Ответах диакона Александра» («Керженских») 1719-го.

    Страннический счет лет от рождества Христова, вне всякого сомнения, возник под влиянием так называемого александрийского летосчисления, согласно которому рождение Христа произошло в 5500 г. от сотворения мира. Но разница между александрийским и странническим летосчислением очень велика. Чтобы ее наглядно показать, приведем пример. 1850 г. от Р. X. по византийскому летосчислению, принятому в России, соответствует 1858 г. страннического счета лет и 1850 г. — александрийского. Эта же дата, взятая от сотворения мира, по византийской системе соответствует 7358 г., по страннической — также 7358 г., а по александрийской — 7350 г. У византийской и александрийской систем точкой соприкосновения является рождество Христово, но на восемь лет разнятся даты сотворения мира. У византийской и стран¬нической систем общая точка — сотворение мира, но на восемь лет расходятся даты рождества Христова.
    Существование страннического счета лет от рождества Христова прослеживается примерно с 20-х гг. XIX в. Его придерживались представители различных направлений странничества. Суждения же о причинах появления в России „ложного» счета лет различались. Сопелковцы считали, что „порча» летосчисления произошла еще до начала раскола и была занесена в Россию из Византии. Представители другой страннической конфессии — „безденежники», возражая сопелковцам, связывали потерю восьми лет с деятельностью Петра I

    Среди „антихристовых» признаков денег упоминается „летопись ложная». Как уже отмечалось, во всех толках страннического согласия было распространено мнение, что принятое в Российской Империи летосчисление отстает от истинного на восемь лет. Вопрос же о том, когда возникла эта разница и как следует ее трактовать, в каждом толке решался по-своему. Сопелковцы считали, что летосчисление было нарушено еще греками и от них проникло в Россию до реформы Никона. Безденежники же жестко привязывали „порчу» летосчисления к эпохе Петра I, связывая календарную реформу первого императора с апокалипсическим пророчеством, что Антихрист изменит „времена и закон». По мнению безденежников, именно Петр I убавил восемь лет от Р. X. Причем в сочинениях безденежников приводится совершенно фантастическая дата реформы: „Сие случися с 1728 лета. На двадцать девятыи год начали писать 1721″.
    1720 (или, по странническому летосчислению, 1728) год несет в учении безденежников очень большую смысловую нагрузку. Перемена времен считалась самым „страшным» деянием Антихриста и знаменовала его окончательное и полное воцарение в мире. Безденежники (в отличие от Евфимия и сопелковцев) считали, что именно введение „ложного» летосчисления сделало невозможным спасение в миру — ведь все подданные государства обязаны придерживаться официальной хронологии.

    (А. И. Мальцев «СТАРОВЕРЫ-СТРАННИКИ в XVIII — первой половине XIX в.»)

    Как ни странно, видимо под малоросским влиянием, употреблялось и летоисчисление от РХ по «новому», наряду с летоичислением от сотворения мира «по старому»:


    В деяниях БМС. (от РХ «по новому», от сотворения мира «по старому»)

    И многие допетровские ревнители благочестия ссылались на эту дату:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: