\

Что должна была уметь десятилетняя девочка на Руси

Как воспитывали девочек на Руси: что умели наши прабабушки в 8-10 лет?

Как часто можно услышать от старшего поколения: «Вот я в твоей возрасте». И дальше список можно перечислять бесконечно. В 8 лет сама ходила в школу, в 9 лет готовила, в 10 вышивала крестиком. А если своего примера мало, то начинают вспоминать воспитание крестьянских девочек на Руси. Вот мол, твои ровесницы, что умели, а тебе бы только играть и развлекаться. А давайте вместе посмотрим, какие обязанности были раньше у девочек в этом возрасте.

Принципы воспитания

Раньше жили большими семьями, порой по 4 поколения. Поэтому у подрастающей девочки постоянно перед глазами был пример старших женщин. Сравните с современной ситуацией, когда мама постоянно на работе, и ребенок ее видит лишь перед сном.

Второй момент — это особенности жизненного уклада. В магазинах тогда нельзя было ничего купить, пользовались тем, что сделали сами. Поэтому домашних обязанностей было столько, что хватало на всех членов семи. И детям, по мере их подрастания, старались передать часть задач. Во всех крестьянских семьях строго придерживались принципа: «маленькое дело лучше большого безделья».

Самые маленькие дети могли держать пряжу, пока бабушка перематывала ее в клубок, подавать семена при посадке и выполнять ряд других простых поручений. Это позволяло постоянно держать его в поле зрения. А к 10 годам ребенок мог выполнять уже практически все хозяйственные задачи.

Девочка — будущая хозяйка

Больше всего обязанностей было у женщин. Уход за скотиной, работа на огороде, приготовление еды, изготовление пряжи и шитье, стирка и уборка, воспитание детей — это еще неполный перечень. И конечно, мама остро нуждалась в помощниках. Поэтому уже к 5 годам они должны были уметь прясть и помогать по дому, присматривать за младшими детьми, домашней птицей и скотиной.

Вместе с мамой

Раньше в избах был специальный угол, который отделялся занавеской. Это было женское место, где и проводила большую часть времени девочка. Наблюдая за мамой, она училась наводить порядок в «посуднике», раскладывать сыпучие продукты, перематывать пряжу. Так, подрастая, она постепенно перенимала определенные домашние задачи. Это происходило естественно.

Уборка в доме

Это не слишком сложное занятие, поэтому оно также переходило «по наследству» к девочкам. Причем следить за порядком они начинали рано, лет с 5 — 6. Ну а 10 годам они подметали пол и чистили лавки, вытряхивали половики, убирали постель и меняли лучины. Нередко подрастающей девочке передавали и еще одну тяжелую обязанность — стирать белье в речке, а потом развешивать его на просушку. В зимнее время эта задача становилась серьезным испытанием и могла стоить здоровья.

Уход за малышами

Когда в семье рождался еще один ребенок, уход за ним автоматически передавался старшему. С матери никто не снимал огромного количества домашних обязанностей, поэтому она находила время только покормить кроху. Поэтому девочку садили за рукоделие, а между делом она качала люльку. Для этого она крепилась веревкой к потолочной балке и оставалось только сунуть ногу в петлю.

К 10 годам девочка уже считалась полноценной нянькой. Она спокойно могла пеленать и кормить младшего брата или сестру, развлечь его играми и успокоить. Если семья нуждалась в деньгах или продуктах, то ее могли отдать в няньки в богатый дом. А там ей приходилось брать на себя практически все домашние обязанности.

Ткачество

Обычно этим занимались зимой, когда вся женская половина семейства собиралась вместе. Девочка с самого раннего возраста помогала наматывать нитки, трепать лен, чесать шерсть. Потом ее учили прясть. К 5 — 7 годам отец делал ей личное веретено, теперь она делала пряжу. Ближе к подростковому возрасту осваивали и ткацкое искусство. Первыми изделиями обычно бывал пояс или рушник. После этого ей предстояло начать изготавливать свое приданное.

Развлечения

Несмотря на тяжелый физический труд, дети успевали и поиграть. Малышки возились с тряпичными куклами, плели им косы. Подростки собирались своими компаниями. Здесь они пели, болтали, занимались рукоделием. Если для взрослой женщины необходимость штопать рубаху между всей остальной работой — это скорее «неприятный бонус», то девчата выполняли эту работу весело и непринужденно. Все ребята, независимо от возраста, ходили в лес за ягодами и грибами, ловили рыбу. Это было обязанностью и веселым приключением. По пути можно было поиграть с друзьями, полакомится ягодами, выкупаться. Но такие походы развивали и ответственность, нужно было привести домой всех младших, да еще и проследить, чтобы они шли не с пустыми руками.

Не придуманные истории

Был запущен специальный проект, в рамках которого женщинам предлагали поделиться историями о своем детстве, о бабушках и прабабушках. Это помогло понять, как протекал воспитательный процесс на самом деле:

  • «Я с 8 лет ходила за животными, в 10 уже была пастухом стада. Когда нужно было, присматривала за младшими братьями. Своих воспитывала также, дети не должны сидеть без дела. Младшему 8 лет, он моет посуду и метет пол, следит за своими вещами. Старшему 10 — может нарезать овощи на салаты, вместе со мной делает котлеты и пельмени. На огороде помогают по мере возможностей, учеба на первом месте».
  • «Прабабушке 12 лет было, ее отдали в город, нянькой в богатый дом. Помимо присмотра за малышом, ей приходилось быть еще и домохозяйкой с полным функционалом. Готовка, уборка, стирка и полоскание белья в речке. Так что, детей в те времена даже не приучали к труду, они учились в процессе работы.»
  • «Мне бабушка рассказывала о своем детстве, и действительно в 8 лет девочки умели все перечисленное и даже больше. Сложно сказать о качестве изготовленной пряжи или вкусе сваренного супа. Но пряла моя бабушка до самой смерти, а потом из этой пряжи вязала носки».
  • «Я считаю, что детей нельзя оставлять без заданий и обязанностей. Сама 1961 года рождения, жила не в деревне, но от этого меньше обязанностей не становилось. В 10 лет могла почистить и сварить картошку, нарезать салат и сходить в сад за братом, накормить и уложить спать. Мама приезжала с работы ночью, поэтому по мере необходимости ходила в магазин. Моей дочери 10 лет, умеет все тоже самое, просто я дома сижу, поэтому ей нет острой необходимости применять свои умения».
  • «У меня две бабушки. По отцовской линии бабушка жила в деревне, была старшим ребенком в большой семье. Учиться было некогда, вся помощь по дому была на ней. Умела все: шить и вязать, ткать и готовить, доить скотину, чистить хлев и смотреть за детьми. Вторая бабушка была из зажиточной семьи, закончила гимназию. Но после раскулачивания вышла замуж и переехала в деревню. Научилась всему, вырастила 8 детей.

Вместо заключения

Как видите, большое значение играло не только желание родителей приучить ребенка к труду, а еще и социальный статус, и положение родителей. В бедных семьях детям приходилось много работать по хозяйству, все делать самостоятельно. Так было 100 лет назад, ничего не поменялось и сегодня. А в богатых семьях и тогда дети были неженками и белоручками. Девочки занимались рукоделием, учились танцевать.

Играют роль и меняющиеся условия жизни. Живя в деревне, дети должны были уметь многое делать своими руками. Городские условия сильно отличаются. Здесь нет необходимости колоть дрова, таскать воду из колодца, учиться ходить за скотиной. Кроме того, сегодня одежду уже практически все покупают в магазинах, а не изготавливают сами.

Но это вовсе не говорит о том, что современные дети могут лежать на диване. Они должны учиться ухаживать за своей одеждой, помогать готовить еду, ходить в магазин. У них намного больше нагрузки в школе, в спортивных секциях, чем это было раньше в деревнях.

Как воспитывали дочерей 100 лет назад или что должна была уметь 10-летняя девочка на Руси

Воспитание детей дело не из лёгких это вам подтвердит каждый родитель. Мало того что ребёнку нужно обеспечить светлое будущее, родитель также должен позаботиться о воспитании своего чада, который должен вырасти хорошим человеком. Воспитание современных детей чуть ли не коренным образом отличается от тех методов, которыми воспитывали детей, а если точнее сказать, дочерей 100 лет назад на Руси и сейчас мы вам это докажем.

«Непряха» — позор для родителей

В давние времена воспитание мальчиков и девочек на Руси сильно отличалось. И если первых родители воспитывали как добытчиков, то вторых — как будущих матерей и хозяек. А ежели о 12-летней девочке говорили, что она «непряха», а о мальчике, что он «только и может гонять бабки» – это было большим позором и для ребенка, и его родителей.

Подготовка к основной роли женщины начиналась очень рано, а взросление девочек сопровождалось множеством традиционных обрядов. В том числе немаловажным было приготовление приданного, в котором девушка с раннего детства участвовала сама. Она его ткала, шила, вышивала, пряла, вязала и мастерила.

Народные традиции и обряды в полной мере отражались и на внешнем облике девочек, которым с малых лет волосы заплетали в одну косу, символизирующую единение трех жизненных сил. При том, ее плели так, чтобы она строго ложилась вдоль позвоночника. Это было связано с поверьем, что светлые силы из волос переходили в него и наполняли энергией. После замужества косу делили на две. И это являлось символом того, что сил понадобится вдвойне — на саму девушку и на ее ребенка.

Древний «Домострой» — устав по которому жило крестьянство, был неписаным законом. Он требовал от отца семейства строгости в воспитании своих детей. В особенности это касалось дочерей, так как выдать дочь замуж беспорочной, да к тому же приученной к разному труду, считалось предметом большой гордости для родителей.

«Хозяйство водить — не разиня рот ходить»

Дочерей намного раньше начинали приучать к посильному труду, нежели сыновей. Видимо отсюда и пошло, что девушки взрослели быстрее.

«Маленькое дело лучше большого безделья», — по такому принципу мать воспитывала свою дочь, а обучение любой сельскохозяйственной или рукодельной работе она начинала с личного примера. Показывая и объясняя дочке тонкости и последовательность выполнения того, или иного дела, помалу вовлекала ее в сам процесс

Так, если в пяти-шести летнем возрасте маленькая хозяюшка присматривала за утятами иль цыплятами, то уже к десяти-двенадцати она выгоняла коров на пастбище и могла их подоить. Рано привитые трудовые навыки давали возможность женщине стойко переносить все тяготы крестьянских будней. И не зря веками в народе бытовала поговорка: «С ремеслом весь свет пройдешь – не пропадешь»

Таким образом маленькая дочь пяти-шести лет по крестьянскому кодексу должна была освоить основы прядения, помогать матери управляться по дому: мыть посуду, убираться, готовить несложную еду, а так же подметать пол, мыть и чистить лавки, вытрясать и чистить половики, убирать постель, перетряхивать ее, менять лучину, свечи, чистить керосиновые лампы; присматривать за домашней птицей и скотиной. А еще под ее присмотром могли оставлять младших братьев и сестер.

Постирай, приготовь и воду с колодца принеси

В 10-летнем возрасте к девочке, прошедшей первоначальную «науку» мамы, бабушки, требования ужесточались, и она становилась по-взрослому ответственной за ту работу, которая ей поручалась. Она должна была собирать дрова и приносить воду из колодца, чистить и топить печь, варить каши и готовить борщи, стряпать пироги и другую выпечку.

Частенько десятилетним девчушкам самим приходилось стирать и полоскать белье на речке, а затем развешивать его на просушку. И если летом это было почти как развлечение, то стирка в проруби зимой превращалась в довольно суровое испытание.

А еще в многодетных семьях присмотр за младшими ложился на плечи старшей сестры, которая уже могла самостоятельно перепеленать и накормить из рожка, убаюкать и развлечь песнями, «пестушками» и прибаутками.

Нередко девочку 10-11 лет родители могли отдать в няньки–«пестуньи», чтобы присматривала за чужими детьми. С «пестуньей» расплачивались или продуктами, или отрезами ткани, а то и деньгами. Так, за сезон девочка могла заработать от трех до пяти рублей.

Уметь ткать в 10 лет — привычное дело

Очень важно для девочки в отрочестве было освоить элементы ткачества, так как все ткани для одежды, полотенец, скатертей крестьяне изготавливали сами. Поэтому ткань и называли домотканой.
Вначале девочку учили «наматывать нитки на цевки (берестяные трубочки-катушки), затем – трепать лен, и прясть из него кудели (нитки)». В некоторых регионах чесали и пряли шерсть. Как правило, ткачеством занимались зимой большими «бабьими» компаниями.

И если в пяти-семилетнем возрасте малышка овладевала первичными навыками прядения пряжи на веретене или прялке, которую отец изготавливал для нее в уменьшенном варианте, то к 10 годам она могла уже самостоятельно соткать на ткацком стане для себя пояс или рушник. С этих лет она и начинала готовить для себя приданое.

Работать не только по дому, но и в поле

Множество было обязанностей для маленькой хозяюшки и в не дома. Ей приходилось вязать снопы, собирать колоски, ворошить сено; сажать рассаду, полоть сорняки и поливать огород; пасти корову, козу, гусей, уток; убирать навоз и чистить скотину.

Развлечения крестьянских детей

Однако исходя из вышесказанного, не следует думать, что деревенская ребятня на Руси была лишена обычных детских радостей. На досуге младшие девочки играли в «дочки-матери» куклами-мотанками, которым сами шили наряды и придумывали украшения. А девушки немногим постарше собирались на посиделки, где резвились, пели, вязали, вышивали и шили. А еще детей всех возрастов отправляли в лес для сбора ягод, грибов, трав, хвороста. Эти развлечения их также адаптировали ко взрослой жизни.

«Отец бережет дочь до венца, а муж до конца»

Все свое детство и отрочество девочка была под покровительством отца, который отдав ее замуж, эти обязанности передавал мужу. На Руси поговаривали: «Отец бережет дочь до венца, а муж до конца». И став женой, она была обязана почитать мужа, как главу семейства. И то, чему ее научили отец с матерью она передавала своим детям, внукам. А освоенные трудовые навыки с малолетства были основным залогом ее выживания во взрослой жизни.

Что должна была уметь десятилетняя девочка на Руси

Наш народ издавна говорил: «маленькое дело лучше большого безделья». Этого принципа строго придерживались и в воспитании детей. К десяти годам и мальчишки, и девчонки в крестьянских семьях уже становились самостоятельной «хозяйственной единицей» и имели много обязанностей.

Девочек очень рано приучали к посильному труду, даже раньше, чем мальчиков. Так, с 5-6 лет они уже должны были уметь прясть, помогать по дому и на огороде, в уходе за младшими братьями и сестрами, за домашней птицей и скотиной.

К 10 годам, благодаря «науке» мам, бабушек и других старших женщин в семье, они переходили на новый уровень ответственности. Десятилетняя дочь считалась уже вполне взрослой девушкой со всеми вытекающими отсюда требованиями к ней. Если знакомые и соседи давали девочке-подростку уничижительное определение «непряха», это было очень плохой характеристикой, и на хорошего жениха впоследствии ей можно было даже не рассчитывать.

Как строился процесс обучения?

Исключительно на личном примере: обычно мать в процессе домашних либо полевых хлопот показывала и объясняла дочери, как и что она делает, затем доверяла ей выполнять более простую часть работы. По мере усвоения нужных навыков функционал, выполняемый девочкой, усложнялся. Если в 5-6 лет маленькая хозяйка должна была присматривать за цыплятами, то в 10-12 – уже выгонять корову на пастбище и доить ее. Эта поступательность и непрерывность процесса гарантировала высокие результаты обучения.

Не бунтовали ли подростки против такого уклада? Разумеется, нет. С одной стороны, трудовые навыки, привитые с самого раннего детства, позволяли им выжить в довольно непростых социальных реалиях, не зря же в народе сложилась поговорка «С ремеслом весь свет пройдешь – не пропадешь». А с другой – в среде простых людей очень сильна была христианская традиция, причем именно в той ее части, что касается сурового Ветхого Завета. Согласно ему, служение отцу и матери уподоблялось служению Богу, а оскорбление родителей и непослушание приравнивалось к оскорблению высших сил. Детям сызмальства прививали такие понятия как сыновний/дочерний долг, уважение к старости, и осознание того, что семья – это самое главное в жизни, а любой труд на ее благо был уважаем.

«Хозяйство водить — не разиня рот ходить»

Что же конкретно должна была уметь деревенская девочка к своему десятилетию? Ее задачи были весьма многообразны, несмотря на кажущуюся простоту крестьянского быта.

«Бабий кут». Это «женское царство» у печи. Обычно отделялась от остальной избы занавеской, и сильный пол без крайней надобности старался туда не заходить. Более того, появление постороннего мужчины в «бабьем углу» приравнивалось к оскорблению. Здесь хозяйка проводила большую часть своего времени: готовила еду, поддерживала порядок в «посуднике» (шкафу, где хранилась кухонная утварь), на полках вдоль стен, где стояли кринки для молока, глиняные и деревянные миски, солонки, чугунки, в деревянных поставцах с крышками и в берестяных туесах, где хранились сыпучие продукты. Десятилетняя девочка активно помогала матери во всех этих хлопотах: мыла посуду, убиралась, могла сама приготовить несложную, но здоровую крестьянскую пищу.

Уборка в доме. В обязанности девочки-подростка вменялось также поддерживать чистоту в доме. Она должна была подметать пол, мыть и чистить лавки, прибитые к стенам и/или переносные скамьи; вытрясать и чистить половики; убирать постель, перетрясать ее, менять лучину, свечи, чистить керосиновые лампы. Нередко десятилетние девочки сами справлялись и еще с одной обязанностью – стирали и полоскали белье на речке, а затем развешивали его на просушку. И если в теплое время года это было скорее развлечением, то стирка в проруби зимой превращалась в довольно суровое испытание.

Пестунство. В многодетных семьях «догляд» старших детей за младшими был суровой необходимостью, ведь родители много и тяжело работали в поле. Поэтому девочку-подростка нередко можно было увидеть еще и у люльки, которая крепилась за кольцо к центральной балке потолка («матице»). Старшая сестра, сидя на лавке, вставляла ногу в петлю, качала люльку, а сама занималась рукоделием.

Помимо укачивания младенца, к 10 годам маленькая нянька могла сама перепеленать его, сделать соску из нажеванного хлеба, покормить из рожка. И, конечно же, успокоить плачущего малыша, развлечь его песнями, «пестушками» и прибаутками. Если была такая необходимость, то в 10-12 лет девочку могли отдать в няньки – «пестуньи». За летний период она зарабатывала от трех до пяти рублей – сумма, немалая для подростка. Иногда, по уговору с родителями, с няней расплачивались «натурпродуктами»: мукой, картошкой, яблоками, другими овощами и фруктами, отрезами ткани.

Ткачество. Очень важный элемент крестьянской культуры. Ведь всю ткань для одежды, полотенец, скатертей и других предметов обихода крестьяне делали сами, поэтому ее и называли домотканой. Сначала девочку учили наматывать нитки на цевки (берестяные трубочки-катушки), затем – трепать лен, и прясть из него кудели (нитки). В южных губерниях они еще и чесали шерсть. Обычно всем этим занимались долгой зимой в большой «бабьей» компании.

Уже в 5-7 лет девочка овладевала первичными навыками, и отец делал ей личную прялку или веретено – поменьше, чем у взрослых. Кстати, считалось, что собственный инструмент – это очень важно. Свою прялку нельзя было давать подружкам – «спортят», и чужими прялками пользоваться тоже было нельзя, ведь «хороший мастер работает только своим инструментом». Потом девушку обучали работе на ткацком стане, и к 10 годам многие могли уже сами создать пояс или рушник. Первый «хенд-мейд» обязательно оставляли маленькой мастерице, а на следующем этапе она начинала готовить свое приданое.

Помимо перечисленного, девочка в 10 лет помогала взрослым в поле: вязала снопы, собирала колоски, ворошила сено. Еще она занималась огородом, могла пасти корову, козу, гусей, уток; убирала навоз и чистила скотину. В общем, подростковый кризис пролетал незаметно, ведь у взрослеющей девочки просто не было на это времени. Зато трудолюбивая помощница всегда получала поддержку и похвалу от старших, которые жили по принципу «Не та родна дочь, что бежит от дела прочь, а та дочь родна, что на всякой работе видна».

Однако не стоит думать, что крестьянские дети на Руси были полностью лишены обычных детских радостей. Младшие девочки играли в «дочки-матери» тряпичными куклами, сами плели для них косы, шили наряды и придумывали украшения. Кстати, считалось, что если девочка охотно играет в куклы, то она будет отличной хозяйкой и матерью. Девочки постарше собирались на посиделки, где болтали, пели, вязали, вышивали и шили. Всех детей – от мала до велика – нередко отправляли в лес собирать ягоды, грибы, травы, хворост, или на речку – удить рыбу. И это тоже было веселым приключением, которое, в то же время, адаптировало их ко взрослым обязанностям.

Что умела 10-летняя девочка век назад на Руси?

Наш народ издавна говорил: «маленькое дело лучше большого безделья». Этого принципа строго придерживались и в воспитании детей. К десяти годам и мальчишки, и девчонки в крестьянских семьях уже становились самостоятельной «хозяйственной единицей» и имели много обязанностей.

Девочек очень рано приучали к посильному труду, даже раньше, чем мальчиков. Так, с 5-6 лет они уже должны были уметь прясть, помогать по дому и на огороде, в уходе за младшими братьями и сестрами, за домашней птицей и скотиной.

К 10 годам, благодаря «науке» мам, бабушек и других старших женщин в семье, они переходили на новый уровень ответственности.

Десятилетняя дочь считалась уже вполне взрослой девушкой со всеми вытекающими отсюда требованиями к ней. Если знакомые и соседи давали девочке-подростку уничижительное определение «непряха», это было очень плохой характеристикой, и на хорошего жениха впоследствии ей можно было даже не рассчитывать.

Константин Маковский «Дети, бегущие от грозы» (1872)

Как строился процесс обучения?

Исключительно на личном примере: обычно мать в процессе домашних либо полевых хлопот показывала и объясняла дочери, как и что она делает, затем доверяла ей выполнять более простую часть работы. По мере усвоения нужных навыков функционал, выполняемый девочкой, усложнялся. Если в 5-6 лет маленькая хозяйка должна была присматривать за цыплятами, то в 10-12 – уже выгонять корову на пастбище и доить ее. Эта поступательность и непрерывность процесса гарантировала высокие результаты обучения.

Не бунтовали ли подростки против такого уклада? Разумеется, нет. С одной стороны, трудовые навыки, привитые с самого раннего детства, позволяли им выжить в довольно непростых социальных реалиях, не зря же в народе сложилась поговорка «С ремеслом весь свет пройдешь – не пропадешь». А с другой – в среде простых людей очень сильна была христианская традиция, причем именно в той ее части, что касается сурового Ветхого Завета. Согласно ему, служение отцу и матери уподоблялось служению Богу, а оскорбление родителей и непослушание приравнивалось к оскорблению высших сил. Детям сызмальства прививали такие понятия как сыновний/дочерний долг, уважение к старости, и осознание того, что семья – это самое главное в жизни, а любой труд на ее благо был уважаем.

«Хозяйство водить — не разиня рот ходить»

Что же конкретно должна была уметь деревенская девочка к своему десятилетию? Ее задачи были весьма многообразны, несмотря на кажущуюся простоту крестьянского быта.

«Бабий кут». Это «женское царство» у печи. Обычно отделялась от остальной избы занавеской, и сильный пол без крайней надобности старался туда не заходить. Более того, появление постороннего мужчины в «бабьем углу» приравнивалось к оскорблению. Здесь хозяйка проводила большую часть своего времени: готовила еду, поддерживала порядок в «посуднике» (шкафу, где хранилась кухонная утварь), на полках вдоль стен, где стояли кринки для молока, глиняные и деревянные миски, солонки, чугунки, в деревянных поставцах с крышками и в берестяных туесах, где хранились сыпучие продукты. Десятилетняя девочка активно помогала матери во всех этих хлопотах: мыла посуду, убиралась, могла сама приготовить несложную, но здоровую крестьянскую пищу.

Харитон Платонов «Крестьянская девочка» (1876)

Уборка в доме. В обязанности девочки-подростка вменялось также поддерживать чистоту в доме. Она должна была подметать пол, мыть и чистить лавки, прибитые к стенам и/или переносные скамьи; вытрясать и чистить половики; убирать постель, перетрясать ее, менять лучину, свечи, чистить керосиновые лампы. Нередко десятилетние девочки сами справлялись и еще с одной обязанностью – стирали и полоскали белье на речке, а затем развешивали его на просушку. И если в теплое время года это было скорее развлечением, то стирка в проруби зимой превращалась в довольно суровое испытание.

Пестунство. В многодетных семьях «догляд» старших детей за младшими был суровой необходимостью, ведь родители много и тяжело работали в поле. Поэтому девочку-подростка нередко можно было увидеть еще и у люльки, которая крепилась за кольцо к центральной балке потолка («матице»). Старшая сестра, сидя на лавке, вставляла ногу в петлю, качала люльку, а сама занималась рукоделием.

Помимо укачивания младенца, к 10 годам маленькая нянька могла сама перепеленать его, сделать соску из нажеванного хлеба, покормить из рожка. И, конечно же, успокоить плачущего малыша, развлечь его песнями, «пестушками» и прибаутками. Если была такая необходимость, то в 10-12 лет девочку могли отдать в няньки – «пестуньи». За летний период она зарабатывала от трех до пяти рублей – сумма, немалая для подростка. Иногда, по уговору с родителями, с няней расплачивались «натурпродуктами»: мукой, картошкой, яблоками, другими овощами и фруктами, отрезами ткани.

Алексей Венецианов «Первые шаги» (начало 1830-х)

Ткачество. Очень важный элемент крестьянской культуры. Ведь всю ткань для одежды, полотенец, скатертей и других предметов обихода крестьяне делали сами, поэтому ее и называли домотканой. Сначала девочку учили наматывать нитки на цевки (берестяные трубочки-катушки), затем – трепать лен, и прясть из него кудели (нитки). В южных губерниях они еще и чесали шерсть. Обычно всем этим занимались долгой зимой в большой «бабьей» компании.

Уже в 5-7 лет девочка овладевала первичными навыками, и отец делал ей личную прялку или веретено – поменьше, чем у взрослых. Кстати, считалось, что собственный инструмент – это очень важно. Свою прялку нельзя было давать подружкам – «спортят», и чужими прялками пользоваться тоже было нельзя, ведь «хороший мастер работает только своим инструментом». Потом девушку обучали работе на ткацком стане, и к 10 годам многие могли уже сами создать пояс или рушник. Первый «хенд-мейд» обязательно оставляли маленькой мастерице, а на следующем этапе она начинала готовить свое приданое.

Помимо перечисленного, девочка в 10 лет помогала взрослым в поле: вязала снопы, собирала колоски, ворошила сено. Еще она занималась огородом, могла пасти корову, козу, гусей, уток; убирала навоз и чистила скотину. В общем, подростковый кризис пролетал незаметно, ведь у взрослеющей девочки просто не было на это времени. Зато трудолюбивая помощница всегда получала поддержку и похвалу от старших, которые жили по принципу «Не та родна дочь, что бежит от дела прочь, а та дочь родна, что на всякой работе видна».

Алексей Венецианов «Крестьянские дети в поле» (1810-е)

Однако не стоит думать, что крестьянские дети на Руси были полностью лишены обычных детских радостей. Младшие девочки играли в «дочки-матери» тряпичными куклами, сами плели для них косы, шили наряды и придумывали украшения. Кстати, считалось, что если девочка охотно играет в куклы, то она будет отличной хозяйкой и матерью. Девочки постарше собирались на посиделки, где болтали, пели, вязали, вышивали и шили. Всех детей – от мала до велика – нередко отправляли в лес собирать ягоды, грибы, травы, хворост, или на речку – удить рыбу. И это тоже было веселым приключением, которое, в то же время, адаптировало их ко взрослым обязанностям.

Что умела крестьянская девочка на Руси по достижении 10 лет

Современное воспитание детей нацелено на получение ими качественного образования и развитие творческих способностей. Во многих семьях девочки ни разу не притрагивались к пылесосу и даже не представляют, как зажечь газовую плиту. Но чуть больше века назад дочери в деревенских семьях к 10 годам были уже полноценными домохозяйками.

Как воспитывали детей

Главой семьи во времена крестьянской Руси был отец, его слушались все домочадцы. Никому и в голову не могло прийти ему перечить. Батюшка учил своих дочерей самым простым истинам, которые являлись многовековыми устоями, переходящими от поколения к поколению.

Девушки должны были:

  • почитать старших членов семьи;
  • быть послушными, работящими и набожными;
  • блюсти целомудрие;
  • с благоговением относиться к хлебу как к результату тяжелого труда;
  • помогать старикам и жалеть нищих и юродивых.

Отец, помимо тяжкого труда в поле, распределял повседневные работы, в том числе и между самыми маленькими детьми. Уже с 3 лет девочкам давали мелкие бытовые поручения, которые в основном сводились к функции «принеси-подай».

Помощница уже в 5 лет

С 5-6 лет обязанности дочек расширялись, им доверяли присмотр за младшими детьми (даже за грудничками), ведь мать от зари до зари была занята в поле, в огороде или домашними заботами. Для того чтобы утихомирить малышей, разжевывали хлебный мякиш или печеный картофель и давали вместо соски. Большую часть времени малыш проводил в самодельной деревянной люльке, которая подвешивалась к потолку хаты.

Если требовалось передать старшим обед, то детвора с радостью исполняла поручение, относя в поле воду, хлеб, кашу или нехитрую похлебку. Также в эти годы разрешали бегать в торговые лавки за мелкими покупками, к примеру за табаком.

Сестрички помогали старшим братьям пасти домашнюю живность, приглядывали за цыплятами и гусями.

Они щипали для птицы и скотины траву на прикорм, помогали матери и старшим сестрам управляться в огороде.

В этом возрасте девочки начинали готовить вместе с мамой еду, печь хлеб, а после трапезы мыть посуду. Маленьким хозяюшкам доверяли чинить рубахи, кафтаны, прохудившиеся штаны.

Работа по дому

В 7 лет девочки становились полноценными участниками всех ежедневных работ. Если раньше они ходили в одной коротенькой рубашке, то, повзрослев, надевали длинное платье, а обувь носили по-прежнему только в холодное время года. От простого пришивания заплаток девочки переходили к созданию домотканой одежды.

Первое, чему они обучались – это прядение. Обычно отец самостоятельно изготавливал для дочери прядильный станок. После этого нежелательно было использовать чужие прялки, да и свою доверять никому не стоило, а то могли и поломать.

Далее учили ткать полотно, из которого изготавливали не только одежду, но и скатерти, полотенца, занавеси. В некоторых губерниях помимо прядения и ткацкого дела обучали еще и чесанию шерсти домашних животных.

Старые обязанности никуда не исчезали: девочки продолжали много работать в огороде, поливая и собирая урожай, пропалывая сорняки. Убирали дом, подметая и вымывая скамьи, столы и пол. Они могли самостоятельно затапливать печь, а при хорошей сноровке разрешалось и растапливать баньку. Девочки ходили с матерью и сестрами на речку стирать белье, а затем развешивали его для просушки.

Присмотр за младшими детьми

К 10 годам каждая девица могла похвастаться сшитым собственными руками приданным к будущей свадьбе. Взрослея, девушки учились не только изготавливать ткань, но и красиво вышивать и прясть тончайшие кружева.

Если барышня показывала себя как грамотная нянька, умеющая развлечь играми и песнями малышей и уследить за самыми большими непоседами, то ее могли отправить в богатый дом на услужение. Примерно в эти годы они выходили на работы в поле, занимались вязанием снопов или собирали колоски. Каждодневно доили коров, чистили скот, убирали навоз, наводили порядок в доме и готовили. Помимо всего этого, девушки ухаживали за престарелыми членами семьи, относясь к ним с глубоким почтением и любовью.

Чем занимались в свободное время

Детвора не все время была занята только работой или домашними делами. Хоть в старину и были тяжелые времена, но дети оставались детьми. Они любили играть, гулять и общаться со сверстниками. Были у ребятишек и куклы, сшитые из обрывков тряпок и соломы. Они часто ходили на речку купаться и удить рыбу, в лес — собирать грибы, ягоды и орехи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: