\

Заговор от испуга на воду

Как лечить невроз у детей: мнение педиатра

Невроз — это психологическое заболевание, которое представляет собой реакцию на психическую травму. Проявление детского невроза зависит от самой психической травмы, а также от личности самого ребенка.

Особенности формирования невроза у ребенка

Далее рассмотрим происхождение детских неврозов.

Их особенностью у детей является формирование на фоне незрелости личности. Для понимания, личность у детей определяется типом воспитания в семье.

Стоит выделить основные «‎неадекватные» типы воспитания:

  • Недостаточное уделение внимания малышу — «‎ гипоопека » .
  • Избыточное уделение внимания — « гиперопека » .
  • Жестокое воспитание.
  • Авторитарное воспитание.

Как правило, неправильное воспитание может навредить формированию личности и темперамента малыша. Вследствие чего появляются негативные черты характера, неадекватные реакции со стороны ребенка. Рано или поздно это приводит к чувству неполноценности, на фоне которого любое негативное внешнее воздействие может привести к неврозу. В роли негативного фактора могут выступать: грубое слово, громкое замечание, изменение условий жизни и многое другое.

Учитывая незрелость личности у детей, редко развиваются типичные формы невроза. Чаще у них отмечаются более простые расстройства — системные неврозы. Они могут проявиться со стороны любого органа и системы органов. Считают, что выбор поражения того или иного органа зависит от наследственной восприимчивости (слабости) органа или системы организма. Такими слабыми местами у детей часто является речедвигательный аппарат (формирование заикания) и мочевыделительная система (развитие энуреза).

Существует также другой механизм развития: сочетание повышенного нервного напряжения и выполнение определенного действия или движения в этот момент. Так, данное действие или движение, может привести к формированию тиков у малыша. Таким образом, неврозы в детском возрасте чаще всего проявляются тиками, заиканием и энурезом. При отсутствии лечения системные неврозы с возрастом нередко переходят в « классические » , как у взрослых.

При неврозах у детей часто встречается заиканияе.

Виды и симптомы неврозов

Существуют такие виды общих неврозов, как:

  • Истерия . У детей данное состояние проявляется избыточной, неадекватной реакцией на неудовлетворенность чем-либо. Дети с истерией нередко « притворяются » . Они могут добиваться желаемого путем манипуляции родителями. Манипуляция может заключаться в имитации симптомов заболевания. При этом врач, осматривая малыша, не находит объективных признаков заболевания.
  • Неврастения . У детей она проявляется раздражительностью и слабостью. Нередко возникают бурные реакции на незначительные замечания или действия. Характерными симптомами неврастении также являются: изменчивость настроения, повышенная утомляемость, снижение работоспособности, головная боль, ощущение сердцебиения, нарушение сна. Педиатры, осматривая этих детей, нередко выставляют всем известную вегето-сосудистую дисфункцию.
  • Навязчивые состояния . Развиваются у детей с определенными психологическими особенностями: боязливостью, мнительностью, нерешительностью. С раннего возраста характерно образование различных страхов. У большинства больных детей появляются разнообразные защитные реакции в виде навязчивых действий (хлопки руками, частое мытье рук, прыжки и другое). В более старшем возрасте могут появляться навязчивые мысли, сомнения и другое. При этом дети могут осознавать абсурдность своих действий и пытаются бороться с ними.

Ниже рассмотрим наиболее встречающиеся формы неврозов у детей:

  • Тики . Нередко предшествуют навязчивым состояниям и действиям. Для них характерны стереотипные сокращения отдельных групп мышц. В раннем возрасте часто возникают частые моргания глазами. При прогрессировании возможно вовлечение в процесс других мышечных групп (дергание носом, заведение глаз, приподнимание бровей, приподнимание плечами и многое другое). После перенесенных ОРВИ у таких детей возможно появление дыхательных тиков: кашель, откашливание, втягивания носом и другое).

После перенесенных ОРВИ у детей возможно появление дыхательных тиков (кашель, откашливание, втягивания носом и другое).

  • Заикание . Также можете встретить и другое название — логоневроз. Они являются словами-синонимами. Заикание представляет собой нарушение речи, свзанное с судорожным сокращение отдельных групп мышц речедвигательного аппарата. Более подробно с проявлением и лечением данной проблемы вы можете ознакомиться в нашей статье .
  • Энурез . Представляет собой ночное недержание мочи. Энурез является неврозом только в том случае, если развивается на фоне психологической травмы или изменений условий жизни (посещение первый раз садика, рождение брата или сестры и другое). Довольно характерна связь с обстановкой и ситуацией, в которой может находиться малыш. Со временем, из-за своего недуга у детей развивается ощущение неполноценности. В более старшем возрасте могут появиться негативные черты характера: несдержанность, злость, раздражительность. В ряде случаев, энурез может развиваться вместе с энкопрезом (недержание кала).

Невроз, как и другие заболевания, проходит ряд условных этапов. Эффект лечения зависит от своевременности оказания помощи. Довольно простое правило: чем на более ранних этапах оказана помощь, тем более благоприятнее эффект от лечения .

Лечение невроза у детей

Основным способом лечения является психотерапия.

Психотерапия способствует:

  • Улучшению обстановки в семье.
  • Улучшению взаимоотношения между ребенком и членами семьи.
  • Коррекции воспитания малыша.

Все методы психотерапии детских неврозов можно сгруппировать в три основные группы: индивидуальная, групповая, семейная. Среди индивидуальной психотерапии стоит выделить: разъясняющую, рисуночную (рисование, лепка), игровую, аутогенную. Более подробно на них мы останавливаться не будем. Лишь скажем, что правильным подбором и проведением данных методов терапии занимается специалист — психотерапевт.

Основным способом лечения неврозов является психотерапия.

Медикаментозное и физиотерапевтическое лечение в данном случае способствует лишь большему эффекту психотерапии и не является основным методом лечения.

Ниже рассмотрим основные группы средств и их представители, которые могут использоваться при лечении:

  • Ноотропы: пантогам, ноотропил, пирацетам, аминалон, фенибут.
  • Седативные средства: валериана, пустырник и др.
  • Общеукрепляющие и тонизирующие средства: препараты кальция (глюконат, хлорид, лактат, глицерофосфат); витамины (пиридоксин, тиамина бромид) ; настойки китайского лимонника, заманихи, элеутерококка, аралии, женьшеня; липоцеребрин;
  • Полезны ванны (хвойные).
  • В ряде случаев, по назначению лечащего врача, возможно использование психотропных средств: транквилизаторы (элениум, эуноктин, седуксен, триоксазин); антидепрессанты в малых дозах (мелипрамин, амитриптилин), при повышенной возбудимости, гиперкинезах — нейролептик соннапакс (меллерила).

Неврозы можно и нужно профилактировать. Основой профилактики является предотвращение стресса у детей. Немаловажную роль играет благоприятный микроклимат в семье и в садике, школе. В каждом конкретном случае важно найти индивидуальный личностный подход, который позволит избежать появления невроза.

Неврозы являются актуальной проблемой детской неврологии в связи с высокой распространенностью данного недуга у детей. Родителям очень важно знать основные проявления данной патологии у детей. Не занимайтесь самолечением, при появлении первых признаков невроза у малыша, обращайтесь к педиатру и детскому неврологу, которые помогут решить вам данную проблему.

Доктор Комаровский о неврологических проблемах у детей

Доктор, посещение которого вселяет в большинство российских родителей страх, — невролог. Мамы и папы боятся, что именно этот специалист обязательно найдет какое-то неврологическое отклонение у их ненаглядного чада. И эти опасения не так уж беспочвенны — по статистике, у 90% малышей в нашей стране есть тот или иной неврологический диагноз. Всегда ли этот диагноз достоверен и так ли распространены неврологические проблемы на самом деле, родителям рассказывает известный детский врач Евгений Комаровский.

Особенности детской нервной системы

Нервная система у новорожденного претерпевает самые существенные изменения в процессе роста. Дети рождаются с незрелой нервной системой, и ей еще только предстоит сформироваться, окрепнуть. Самые интенсивные изменения приходятся на период новорожденности и первый год жизни, а потому найти те или иным неврологические симптомы у малыша в 2 месяца или в 6 месяцев любому доктору-неврологу не составит никакого труда.

В период становления функций нервной системы не все идет гладко, говорит Евгений Комаровский, отсюда и непонятный крик по непонятному поводу, спазмы и тики, икание и срыгивание, которые доставляют столько переживаний родителям и богатую пищу для деятельности докторов.

Если мамы поймут всю серьезность происходящих с ребенком процессов, вопросов, страхов и сомнений станет значительно меньше.

Головной мозг новорожденного по сравнению с телом довольно большой, по мере роста чада пропорции меняются, усложняется структура мозга, появляются дополнительные борозды.

Самые активные перемены происходят в период с рождения до 5 месяцев.

Спинной мозг и позвоночник у крохи растут неравномерно, и их рост выравнивается в своих темпах только к 5-6 годам. Скорость передачи нервных импульсов в нервной системе ребенка иная, чем у взрослого, и в соответствие с маминой и папиной она придет только к 6-8 годам.

Некоторые рефлексы, которые есть у новорожденного, уходят со временем и уже к году от них не остается следа, им на смену приходят рефлексы постоянные. Органы чувств у новорожденных функционируют с первых минут после появления на свет, но не так, как у взрослых. К примеру, четко видеть малыш начинает примерно в 1,5-2 месяца, а хорошо слышать он может уже на третий день после рождения.

Читайте также  Гадания на Новый Год на исполнение желания

Неврологические проблемы

Когда мамы с жалобами на дрожащий подбородок чада, на трясущиеся ручки или регулярную икоту приходят к врачу, тот прекрасно понимает, что в 99% случаев такие симптомы являются вариантом нормы, учитывая интенсивный процесс совершенствования нервной системы. Доктор знает, что эти маленькие «неприятности», скорее всего, пройдут сами по себе, и возможно, уже очень скоро. Но он, по мнению Комаровского, не хочет брать на себя ответственность за вашего ребенка, а потому ему проще сказать, что трясущийся подбородок — неврологический симптом, и назначить определенное лечение, от которого вреда не будет (массаж, плавание в надувном круге на шею, витамины).

Реальные проблемы неврологического плана, конечно, существуют, и они все без исключения являются очень серьезными, говорит Комаровский, но встречаются они всего у 4% детей.

Поэтому большинство неврологических диагнозов, поставленных малышам неврологами в поликлинике на очередном плановом осмотре, мало что общего имеют с настоящими заболеваниями.

Хуже всего, если доктор назначает ребенку медикаменты для устранения неврологических симптомов, которые по большому счету существуют только на бумаге.

Реальных ситуаций, когда такие таблетки нужны — не более 2-3% от всех установленных диагнозов. Но принимают их все, кому они прописаны.

Эффективным медикаментозное лечение Комаровский считает только для детей первого месяца жизни, если у них действительно в процессе родов возникли серьезные нарушения. Затем даже им показаны только массаж и физиопроцедуры.

Когда проблема действительно существует?

Внутричерепное давление — диагноз, который очень любят ставить детям в российских поликлиниках. Тогда, когда оно действительно есть, ребенок нуждается в срочной госпитализации, а не в домашнем лечении таблетками, говорит Комаровский. Если ребенок весел, бодр, активен, общителен, не надо лечить ему внутричерепное давление, поскольку его с огромной долей вероятности, вообще нет.

Самая частая жалоба, с которой родители обращаются к детскому неврологу, — ор ребенка.

С этого в большинстве случаев и начинается поиск заболевания, которое, скорей всего, будет найдено.

Комаровский призывает мам перестать искать болезни у чада и просто понять, что для крика у ребенка есть масса других причин — голод, жара, желание общаться, желание обратить на себя внимание, неудобный подгузник и так далее. Все эти причины не имеют никакого отношения к неврологическим заболеваниям.

К больным причисляют очень активных детей, им немедленно ставят диагноз «гиперактивность», нездоровыми считают и спокойных и медлительных ребятишек, им ставят клеймо «заторможенность», неврологическими проблемами пытаются объяснить плохой сон и аппетит. Делать этого не надо, говорит Евгений Комаровский, поскольку настоящие неврологические болезни случаются редко, и звучат они грозно, пробиотики и гимнастика их не лечат.

К ним относятся эпилепсия, детский церебральный паралич, неврозы разной степени выраженности, болезнь Паркинсона, энцефалопатия, патологические непроизвольные нервные тики и другие состояния, многие из которых имеют врожденный характер.

Советы доктора Комаровского

Не нужно сравнивать своего ребенка с другими детьми и существующими в теории нормами развития малышей. Ваш ребенок — личность, которая развивается в соответствии со своими внутренними «настройками», они сугубо индивидуальны.

Лучшая профилактика, а заодно и лечение неврологических якобы «проблем», которые существуют только на бумаге врача и в головах у беспокойных мамы и бабушки, — правильный образ жизни ребенка.

Длительные и регулярные прогулки, купание, закаливание, разумное питание (без перекорма), удобный для мамы и ребенка режим дня, который неукоснительно соблюдается, укрепляющий массаж каждый день, помогут справиться и с гиперактивностью, и с дрожащим подбородком, и нарушениями сна у ребенка.

Не допускайте передозировки кальция и витамина D, поскольку такие состояния действительно могут вызывать определенные проблемы с нервной системой. Об этом более детально следует поговорить с лечащим педиатром, который определит необходимые дозировки для вашего конкретного ребенка, учитывая возраст, вес и состояние здоровья малыша.

Навсегда избавиться от страха, тревоги или фобии. Возможно ли?

Обновлено 13 августа 2021

Сегодня речь пойдёт об ещё одной большой группе психологических проблем, когда требуется помощь профессионального психолога или психотерапевта — а именно о страхах и фобиях, а также тревоге. Я расскажу, что это такое, почему возникает, какая возможна терапия и какой прогноз.

Что такое страх и тревога?

Во-первых, страхи и фобии — это не одно и то же. Страх — он по физиологическим процессам в организме похож на тревогу: это ответ центральной нервной системы на угрозу и опасность. Этот ответ нервной системы представлен как в виде реакций тела (потение, учащение сердцебиения, напряжение мышц, тошнота, дрожь и т.п.), так и в виде эмоций (собственно, страх, тревога, ужас, паника, омерзение и т.п.), а также в виде определённых мыслей («надо бежать»).

Страх вызывается определённым, вполне конкретным объектом или ситуацией, который угрожает или опасен. А если объекта нет, а страх присутствует — то есть ощущения что-то вроде «непонятно что такое нехорошее произойдёт» — это тревога, или состояние неопределённой угрозы или опасности. У всех разный уровень личной тревожности — кто-то более расслаблен, кто-то всё время более напряжён. О разнице между тревогой и тревожностью я уже писала.

Когда мозг оценивает нечто как угрожающее, он стимулирует вегетативную нервную систему, которая и заставляет в том числе сердце биться быстрее, надпочечники — выбросить в кровь гормоны кортикостероиды и т.п., что ощущается как тревога или страх. Когда угроза минует, мозг ещё раз активизирует вегетативную нервную систему, чтобы она восстановила нормальный порядок в организме.

Но иногда, по определённым причинам, мозг неправильно воспринимает угрозу или опасность, а именно, воспринимает её тогда, когда её на самом деле нет. Но мозг всё равно держит вегетатику активной, и человек всё равно испытывает сильную тревогу. И так всё время. Вот так-то и возникает тревожное расстройство.

Люди описывают своё состояние обычно так: «Я ничего не могу сделать. Я постоянно беспокоюсь обо всём. Я постоянно волнуюсь, что что-то произойдёт. Мне трудно сосредоточиться, и всё валится из рук. Даже на работе я беспрерывно беспокоюсь, что из-за этого моего состояния я сделаю ошибки, и меня уволят. Из-за этого я вообще не могу сконцентрироваться на том, что делаю.»

В психодинамической психотерапии (психоанализ и пр.) предполагается, что тревожное расстройство возникает в случае, когда защитные механизмы психики не выдерживают стресса и захлёстываются невротической и моральной тревогой, а также в случае, если имеющиеся защитные механизмы слабы для того, чтобы адекватно противостоять стрессу. Все мы родом из детства, поэтому психотерапевты-сторонники психодинамической модели будут искать причины тревожного расстройства где-то в вашем детстве, к примеру, в детско-родительских отношениях, в гиперопеке, в наказаниях или чрезмерном покровительстве родителей и т.п.

Когнитивно-поведенческая психотерапия исходит из предпосылок, что тревожное расстройство провоцируется дисфункциональными, неадекватными предпосылками или убеждениями, например, «Крайне необходимо, чтобы все проявляли ко мне уважение» или «Это ужасно, когда всё идёт не так, как хотелось бы.» Когда человек сталкивается в жизни с большим количеством фактов и ситуаций, которые противоречат его базовым иррациональным установкам, и влияние этих установок распространяется на всё большее количество сфер его жизни, может развиться тревожное расстройство.

Когнитивно-поведенческий психотерапевт будет концентрироваться на работе над неадекватными убеждениями и на обучении справляться со стрессом.

Например, в том числе, психолог психолог научит вести дневник мыслей-чувств-поведения, может научить технике под названием «Прививка от стресса«, которая способствует повышению веры в свои силы при борьбе со стрессом. Помимо этого, какая-то часть времени будет уделена обучению справляться с ситуациями неопределённости, которые внушают клиентам с тревожным расстройством большие опасения. Из-за того, что неопределённость тревожит, понижается предсказуемость исхода, что, в свою очередь, как замкнутый круг, вызывает возрастание тревожности.

Дополнительно к психотерапевтическим методам, врачом могут быть назначены противотревожные медикаменты.

Специфические фобии: боязнь высоты, темноты, замкнутых пространств (клаустрофобия), страх полетов (аэрофобия) и др.

А вот если мозг «выбрал и теперь предпочитает» в качестве угрозы и опасности какой-то определённый объект, например, полет на самолете, или пауки, или темнота, то у человека может развиться специфическая фобия.

Боязнь людей и социальных ситуаций, публичного выступления называется социофобией, боязнь появления в общественных местах — агорафобией. О них будет отдельная история, потому что эти два вида фобий стоят немного отдельно.

Читайте также  Заговор от измены парня на сигарету

Это, конечно же, нормально, если и вы чего-то боитесь, ну, например, темноты или летать на самолете. Как понять, фобия у вас или естественный страх перед опасным объектом? Фобия является сильным и стойким переживанием и вызывает такое напряжение, что влияет на личную, социальную или профессиональную жизнь. Человек начинает избегать ситуаций, в которых он может столкнуться с вызывающим страх объектом. Но некоторых объектов избежать трудно, поэтому в случае встречи с ними, человек испытывает сильный страх или панику. Вот кстати, ещё бывают панические расстройства, которые часто сопровождаются агорафобией — про них тоже будет отдельный разговор.

Так что, если из-за ваших страхов ваша личная, профессиональная или социальная жизнь каким-либо образом нарушена, изменена, если вы понимаете, что ваши страхи чрезмерны — значит, это фобия. Если вы по большому счёту просто любите поговорить с кем-нибудь на тему «ах, как я боюсь пауков, у меня наверняка настоящая арахнофобия, это же ужас какой-то!», и при этом никак это на вашу жизнь ни в каком смысле не влияет — это не фобия.

Большая часть людей никогда не обращается к психологу за консультацией по поводу своих страхов — потому что им кажется проще избегать пугающих объектов. Иногда фобии проходят сами (особенно, если начались в детстве). А вот если фобия началась во взрослом возрасте, она с большой долей вероятности будет сохраняться и уменьшится только в результате психотерапевтического или медикаментозного лечения.

Однако иногда жизнь складывается так, что вы не можете избегать объекта вашей фобии. Например, у вас аэрофобия (страх полетов), а вам надо делать карьеру, где без регулярных командировок — никак. Что тогда? Тогда остаётся выбор: или бросать карьеру, или заниматься аэрофобией.

Второе более выгодно, потому что когнитивно-поведенческая психотерапия специфических фобий показывает относительно быстрый успех до 95% случаев. На данный момент самым широко используемым и высокоэффективным методом для борьбы с фобией является экспозиционный метод.

Какие бывают фобии:

  • бедности
  • беременности
  • ветра
  • воды
  • воздуха
  • высоты
  • гомосексуальности
  • грабителей
  • грозы
  • дождя
  • животных
  • зеркал
  • змей
  • идти по мосту
  • иголок
  • кожных болезней
  • крови
  • кукол
  • лошадей
  • механизмов
  • мехов
  • микробов
  • могил
  • мышей
  • мяса
  • ночи
  • огня
  • пауков
  • полетов
  • привидений
  • птиц
  • пустых помещений
  • ранений и травм
  • скорости
  • снега
  • собак
  • темноты
  • толпы
  • уколов
  • церквей
  • червей
  • шума
  • яда
  • и чего угодно другого

Экспозиционный метод лечения фобий (exposure treatment)

Существует много разновидностей этого метода, но на данный момент именно он является самым эффективным и самым результативным для лечения специфических фобий. Разумеется, при условии, если его проводит профессиональный психотерапевт, и у клиента имеется мотивация избавиться от фобии.

Суть метода сводится к тому, что клиента «подвергают» воздействию того объекта, которого он и боится, но подвергают особым образом, под внимательным контролем и обсуждением происходящего:

  • постепенно, от наименее страшного к наиболее страшному;
  • постоянно контролируя состояние клиента и обсуждая с ним то, что происходит, что он чувствует и т.п.;
  • сознательный отказ клиента от тенденций избегания, ухода от страхов и его обсуждения, желание перебороть страх;
  • психотерапевт также участвует в процедуре в качестве модели;
  • параллельно ведётся когнитивно-поведенческое воздействие на дисфункциональные убеждения и обучение (коучинг) клиента методам нормального обращения с объектом страха;
  • воздействие продолжается до тех пор, пока уровень страха и беспокойства не достигнет максимума, после чего на некоторое время выровняется, а потом сразу же кардинально падает. На следующей ступени уровень страха уже не достигает такой высоты. Смысл в том, что нужно несколько раз осознанно, под контролем, зная способы помощи, «перетерпеть» это воздействие — и самое главное, не бросить в середине, потому что это «подкармливает» фобию! — после чего практически у всех наступает существенное облегчение от симптомов фобии.

По исследованиям автора метода OST (one-session treatment for specific phobias), шведского психиатра Л.Г.Оста и его последователей, подобный подход к терапии специфических фобий приводит к падению уровня страха и беспокойства за одно трехчасовое занятие минимум до 50%, а обычно почти до нуля. В дальнейшем, клиенту требуется несколько поддерживающих занятий, и конечно же, самое главное — практика самого клиента в реальной жизни.

Другие методы терапии специфических фобий

Помимо экспозиционного метода и его вариаций, в настоящее время для терапии фобий применяются и другие методы, например, десенситизация, наводнение и моделирование.

Во всех этих методах, так же, как и в экспозиции, клиент будет сталкиваться с объектом своего страха (потому что это самый результативный способ от него избавиться). В первом случае, при десенситизации, клиента учат расслабляться одновременно с появлением ситуаций или объектов, пугающих их. Поскольку одновременное расслабление и страх физиологически несовместимы, считается, что реакция страха будет уменьшаться.

При наводнении предъявление пугающих объектов или ситуаций происходит не постепенно, а также без расслабляющих упражнений. Клиента учат справляться со страхом сразу, без какой-либо специальной подготовки.

В случае использования метода моделирования, в роли «подопытного кролика» выступает терапевт, а клиент наблюдает за действиями, реакциями и состоянием терапевта со стороны. Впоследствии клиент присоединяется к терапевту. Частично моделирование используется и в экспозиционном методе, как одна из составляющих.

Резюмируя все подходы профессиональной психологической помощи при тревоге или фобиях, можно сказать, что самым эффективным методом помощи является контролируемое столкновение человека с объектом страха.

Нарушение психики у детей

Ультразвуковая чистка кожи лица со скидкой 50%

  • Медцентр на Коломенской

Консультация педиатра со скидкой 20%

  • Медцентр на Коломенской

Закладка и становление ребенка, как личности, в первую очередь происходит в семье. Именно из семьи начинается его путь в нашу жизнь, мать и отец – люди, в первую очередь несущие ответственность за состояние (как физического, так и психического) здоровья малыша.

Расстройства психики могут случиться в любом возрасте, поэтому в целях профилактики целесообразно регулярно показывать ребенка профильным специалистам.

Коварство нарушений у детей состоит в том, что они стерты, рудиментарны, не всегда проявляют себя на ранних стадиях, что затрудняет лечебный и диагностический процесс. Поэтому наряду с физическим воспитанием немаловажно наблюдать и развивать предпосылки интеллекта, определять зоны ближайшего развития.

При возникновении каких либо сомнений в поведении, возникновении диффузных страхов, нарушений сна, аппетита, особенностях коммуникативной и эмоционально-волевой сферах, родителям стоит сообщить о своей проблеме с ребенком квалифицированным специалистам (невропатологам,психиатрам).

Согласно приказу Минздрава России от 03.07.2018 №410Н в перечне профилактических осмотров несовершеннолетних, отмечено, что осмотр врачом-психиатром проводится в возрасте 2,6,14-17 лет

Доктора данного направления

Распространенные нарушения психики у детей

К психическим расстройствам у детей могут относиться незначительные проблемы, которые легко поддаются коррекции, а также более серьезные процессы, ведущие к расстройству психики ребенка.

Степень тяжести, обратимость и особенности протекания такого недуга пацаента во многом зависит от возраста и от особенностей невро-психического реагирования индивида. Часто психические отклонения остаются незамеченными в связи с невнимательностью родителей или их боязнью показать ребенка врачу. Впоследствии большинство таких детей психиатр и невролог вынуждены ставить на диспансерное наблюдение.

На самом деле, чем быстрее будет выявлено, то или иное отклонение в развитии, тем более эффективнее окажутся меры по его коррекции. Перечень наиболее распространенных расстройств, которые характеризуются нарушениями психического развития ребенка приводятся ниже. Каждый из них предполагает определенные варианты протекания, причины и симптоматику. Это: интеллектуальная недостаточность, расстройства аутистического спектра, эмоционально-волевая дефицитарность (нарушения поведения, синдром дефицита внимания), расстройства шизофренического спектра.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью

Такому ребенку присущи импульсивность, вспыльчивость, двигательная расторможенность, обилие «лишних»движений, снижение целенаправленности внимания. Он не в состоянии длительно сосредоточиться на цели деятельности, что естесственно мешает планированию и качественному выполнению задач. Порой родителям кажется, что малыш совершенно не слышит и не слушает то, что они ему говорят.

При этом ребенок все понимает, но обращен внутрь себя. Отличительная черта таких детей – склонность к постоянной рассеянности, предпочтение деятельности не требующей заинтересованности интеллектуальных структур. умственную нагрузку.

Аутизм

Сборная группа расстройств основными признаками которой, являются дефицитарность коммуникативной и эмоциональной сфер, бедность речи, двигательные стереотипии, манипуляции предметами, отсутствие сюжетной игры.

Проявление Раннего Детского Аутизма корректируются такими специалистами, как психиатр, невролог, дефектолог, логопед, нейропсихолог.

Задержка психического развития

В случае ЗПР личность малыша является инфантильной, незрелой по отношению к настоящему биологическому возрасту, а психика при этом развивается медленными темпами. Отмечается парциальная(частичная) задержка созревания предпосылок интеллекта(память, внимание, психическая работоспособность). Здесь особенно важно своевременно обеспечить комплексную реабилитацию и подключить к лечебному процессу сразу нескольких специалистов – логопеда, психиатра, психолога,дефектолога, невропатолога.

Читайте также  Приворот на вещь любимого

Умственная отсталость

Тотальная ретардация (снижение) всех сфер психики включающая группы заболеваний, имеющие разную этиологию и патогенез.Отмечается отсутствие способности к абстрактному мышлению. В настоящее время наиболее используется классификация картина в соответствии с параметрами IQ:

  • легкая степень интеллектуальной недостаточности – 50-70 баллов;
  • умеренная – 30-50 баллов;
  • тяжелая форма – 20-35 баллов;
  • глубокая р – менее 20 балльных единиц.

В данном случае необходимо уточнение образовательного маршрута ребенка(коррекционное ДОУ, школы с адаптированными образовательными программами).

Шизофрения

Расстройство характеризуется прогредиентными течением с нарастанием дефицитарной симптоматики(оскуднение эмоциального фона, снижением энергетического потенциала, утраты единства психических функций).

Клиническая картина у дошкольников:

  • редкий плач , отсутствие реакции дискомфорт,нарушения сна;
  • отсутствие инстинкта самосохранения;
  • состояния двигательной расторможенности либо заторможенности;
  • стереотипное поведение, манипулятивная игра;
  • речевые расстройства, употребление стереотипных выражений,
  • эхолали;
  • нелогичность мышления;слуховые, тактильные, зрительные галлюцинации;

Медицинская и психологическая диагностика

Данное мероприятие, в первую очередь, включает в себя проведение осмотра в целях сбора анамнестических данных, а также оценку неврологического, психического и соматического состояния малыша.

Этот метод предполагает обращение внимания на условия жизни и воспитания малыша, а также на характер общения. Исследование данного функционала всегда подразумевает учет возрастных особенностей и развития ребенка в целом. При этом дается оценка состоянию внимания, восприятия, памяти, интеллекта.

Аппаратные методы

Проведение ЭЭГ и МРТ исследований с целью выявления текущих патологических процессов в центральной нервной системе.

Лечение

Дети с отклонениями поддаются только комплексному лечению, которое включает в себя:

  • полноценный осмотр в специализированном медицинском кабинете(психиатр);
  • применение комплекса медикаментозных препаратов;
  • непрерывную работу с родителями и педагогами;
  • физиотерапию;
  • дефектологическую,логопедическую,нейропсихологическую,психологическую коррекцию.

Если выявлено психическое расстройство у ребенка, не стоит полагать, что, приняв определенные препараты, малыш сразу же станет чувствовать себя лучше. Лечение детей – это долгий, ответственный и кропотливый процесс, требующий колоссальных затрат времени.

Еще одна ключевая задача матери и отца – помочь ему адаптироваться в обществе и постоянно заниматься развивающими мероприятиями в домашних условиях. Только помощь родителей и компетентный врачи в сочетании смогут оказать поддержку в полноценном развитии личности малыша.

В медицинском центре «Президент-мед» г. Видное есть все виды обследования и все необходимые врачи для диагностики психических заболеваний и их лечения.

Невроз у ребенка: виноват не столько компьютер, сколько климат в семье. Беседуем с детским психологом

Почему невроз у ребенка может развиться от компьютерных игр? В каких случаях это защита организма? Как проявляется болезнь в зависимости от возраста? Практический психолог Татьяна Шаранда отвечает на эти и другие вопросы, а также объясняет, с каким состоянием обязательно нужно идти к врачу и как научиться понимать свое чадо?

Семья дает «старт» неврозу, компьютерные игры лишь передают эстафету дальше

— Я бы не сказала, что лишь длительное нахождение за компьютером провоцирует неврозы у детей. Скорее, это «лакмусовая бумажка» психологического климата семьи, которая и является основным источником заболевания.

Семья дает «старт» неврозу, а ближайшее социальное окружение (детсад, школа) передает «эстафету» далее. Так в упрощенной форме выглядит путь формирования невротической личности. В дальнейшем, создав семью, этот человек имеет большой шанс «наградить» своих детей отягощенной наследственностью.

У малышей невроз может проявляться в виде навязчивых страхов (боязнь темноты, монстров). Иногда наблюдается снижение аппетита, плаксивость, страх остаться одному, спазматические боли в области желудка. Дети постарше из-за недуга могут страдать невротическими тиками: покусыванием ногтей, сухим покашливанием, непроизвольными выкриками и энурезом.

— У старшеклассников в этом случае наблюдаются панические атаки и невротические тики, бессонница и социофобия. Невроз также может дополняться какой-либо зависимостью: игровой, никотиновой, пищевой.

— Как помочь детям справиться с такими состояниями?

— Невроз — это та болезнь, которая долгое время не проявляет внешних признаков. Она «долгоиграющая» и может идти с самого детства. Если с малышами проще, их контакт с родителями пока еще максимальный, то подросткам тяжелее. Им непросто самостоятельно, без помощи специалиста, найти причины страхов и избавиться от них.

Если исходить из общих рекомендаций, то всем без исключения подойдет физическая нагрузка, режим питания, активный отдых, массаж. Все это — действенные вспомогательные средства.

— Везде, в том числе и у нас в центре, применяется комплексный подход: когнитивно-поведенческая терапия, интегрированные психотехнологии, хромотерапия и ароматерапия.

— Считается, что невроз у ребенка может возникать даже в очень благополучной семье. К примеру, после сильного испуга. Испуг в компьютерных играх возможен?

— Безусловно. Компьютерные игры построены на эмоциональном захвате, на полном погружении в игру. У играющего исключается анализ происходящего, резко снижается критичность. Но мы не говорим об играх-головоломках или развивающих, нельзя смешивать все в одно целое. Запустить навязчивые страхи могут экшен, симуляторы, ролевые игры.

Сегодня часто бывает так, что у ребенка бывают проблемы с речью, но он отлично владеет компьютером, знает наизусть практически все мультфильмы, которые идут по телевизору.

— Начинаешь общаться с матерью малыша и понимаешь, что в то время, пока он занят просмотром очередного мультсериала, она проводит время в соцсетях. Встает вопрос: «С кем же все-таки надо работать в первую очередь?» Родители сами часто показывают пример своим детям. К сожалению, не всегда правильный.

Психолог говорит: еще российский коллега 20 века Николай Щелованов предупреждал, что созревающий мозг ребенка особенно чувствителен к перегрузкам, которые создаются при длительном влиянии интенсивных стимулов. То информационное давление, которому подвергаются дети, не рассчитано на психофизиологические возможности организма. Оно значительно превышает потенциал человека, а тем более ребенка. Это приводит к эмоциональным срывам. Пациентов с неврозами из-за перегрузки больше всего среди школьников. Ведь они, кроме ТВ и компьютера, постигают обязательную школьную программу. Специалист говорит, к сожалению, к ней в центр приходят именно такие дети и их большинство. Хотя болезнь может проявляться и раньше.

Развитие невроза не зависит от возраста

— Считается, что первые признаки невроза могут появиться в 3-4 года, когда идет «Я сам» и малыши отрываются от мам — идут «на работу» в детсад. Затем сложный период 6-7 лет — школа. Новая социальная роль, новый коллектив. Кроме того, к этому моменту ребенок уже наслушался много «ужасов» про школу. Так что он полностью «готов» вступить в период затяжного стресса.

Невроз — защита организма

— Невроз у ребенка — своеобразная защита организма. От чего? На этот вопрос должны ответить сами родители — и это будет первый шаг в профилактике заболевания. Болезнь обычно начинается с привычки невротическим, истерическим, депрессивным или психопатическим способами реагировать на ситуацию. А потому следующий шаг — научить детей выражать свои эмоции. Стереотипы неадекватного реагирования на ситуацию «утомляют» мозг, происходит сбой работы организма. Требуется подпитка витаминами и микроэлементами. Значит, изменяем рацион питания.

Далее — активные игры на свежем воздухе, бассейн и иппотерапия. Данный комплекс эффективен при неврозах.

— Чтобы научиться понимать свое чадо, нужно просто много общаться с детьми. Коммуникация должна вестись не через монолог и нотации. Лучше, если это будет диалог, где участвуют все члены семьи. Проходить он должен только в позитивном формате. Это не означает тотальную похвалу — ребенку нужна поддержка без излишних аплодисментов, но точная, корректная и к месту.

— Если все же не сложилось с пониманием, как узнать, что наступил час Х и нужно вести ребенка к специалисту?

— Это необходимо, если стали проявляться непривычные для ребенка эмоционально-поведенческие реакции (плаксивость, утомляемость, расстройство сна, двигательная расторможенность). Если на состояние малыша внимание родителей обращают воспитатели или педагоги. К примеру, когда есть конфликты в группе, крики, рыдания, падение на пол. Когда ребенок начинает часто и долго болеть, у него появляются навязчивые страхи, идеи, мысли, действия.

Специалист рекомендует вести малыша на прием к участковому педиатру. Тот, в свою очередь, назначит остальные визиты (невролог, психотерапевт, массажист, рефлексотерапевт). Чем раньше родители заметят проблему, тем счастливее будет малыш.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: