\

Занятие трехлетних детей математикой

Занятия математикой с детьми 3-4 лет: лучшие игры и упражнения

Для развития гармоничной личности очень полезными станут занятия математикой для детей, приступать к которым можно с 3–4 лет – именно в этом возрасте у малышей начинают возникать первые математические представления. Не стоит забывать, что обучать дошкольников следует в игре, используя куклы, картинки, необычные методы и приемы, позволяющие поддерживать интерес, – только так эффект будет максимальным, знания надолго отложатся в голове, а ребенок не утратит интереса к процессу.

Советы родителям

Чтобы занятия по математике стали не только полезными, но и интересными, веселыми, следует придерживаться следующих рекомендаций:

  • Действовать по принципу «от простого к сложному»: сначала предлагать малышу те задания, с которыми он справится, не спешить, детально прорабатывать материал и не браться за новое, пока в старом имеются пробелы. Не стоит сравнивать ребенка с другими детьми, ведь развитие у каждого идет по индивидуальному пути, и то, что понятно одному крохе, может быть очень сложным для другого. Это важно учитывать.
  • Похвала родителя – мощная мотивация, ее необходимо использовать всегда, даже если успехи не впечатляющие. Похвалить можно хотя бы за старание.
  • Из двух вариантов – любой ценой вбить в голову малыша полезный материал или привить ему любознательность и желание учиться, – без сомнения, нужно выбирать второй. Ребенок со временем запомнит цифры, величины, научится ориентироваться в пространстве, но если у него пропадет интерес к процессу, то вернуть его будет непросто.
  • Правильный выбор задания. Секрет успеха в том, чтобы подарить ребенку момент маленького открытия, поэтому и задания нужно подбирать так, чтобы он смог справиться. Успех поможет обрести и укрепить веру в себя.

Не стоит подгонять малыша. Если при изучении счета он будет использовать пальцы – ничего страшного. Очень часто те дети, которые уже научились считать устно, таким образом проверяют себя. Со временем у них появится уверенность в себе, и пользоваться пальцами они не будут.

Задания и упражнения по возрасту

Самые простые варианты для дошкольников 3–4 лет – это игры с пальцами.

  • Используя пальцы, показать одно и то же число разными способами (например, 5 – это 4 и 1, 2 и 3, 5 и 0).
  • Необходимо загнуть несколько пальцев, задача ребенка – назвать точное число.

Помимо пальцев, можно использовать и иной счетный материал – пуговицы, палочки, карандаши, ракушки – все, что интересно малышу.

Занятия дома

Есть множество интересных игр, в которые с малышами 3–4 лет можно сыграть дома. Например, обвести цифру. Заранее мама готовит материал – на листе бумаги пишет в хаотичном порядке знакомые ребенку цифры, потом простит его найти все двойки и обвести их. Задание можно усложнить, предложив обводить двойки синим цветом, тройки – зеленым, единицы – красным.

Математика – это не только счет, но и логика, поэтому можно сыграть с ребенком в игру «Составь букет». Для этого рисуется заготовка: простые горшки, из которых виднеются три стебелька. Также заранее нужно подготовить набор из пуговиц трех цветов. Далее мама дает задание – для каждого горшка подобрать «цветы» так, чтобы один из них обязательно был синего цвета или так, чтобы рядом в каждом горшке оказались синий и красный цветки. Задание хорошо еще и тем, что тренирует мелкую моторику.

Игры можно придумывать самостоятельно, используя подручные материалы. К примеру, предложить ребенку составить из разноцветных пуговиц гусеницу, используя 3 красных, 4 синих, 1 зеленую пуговицу. Чтобы кроха не забыл комбинации, нужно нарисовать квадрат, закрасить его соответствующим цветом, а рядом написать цифру. Из цветных прямоугольников аналогичным образом можно сделать поезд с вагончиками.

Многие дети любят рисовать и разукрашивать, этим также можно воспользоваться при занятиях, предложив малышам раскраски с цифрами (их можно нарисовать самостоятельно или же воспользоваться готовыми вариантами). Суть таких рисунков проста: ребенку дается картинка, которую ему необходимо раскрасить разными цветами. Изображение разделено на блоки, отмеченные цифрами, каждой из которых соответствует свой цвет.

В 3–4 года нужно познакомить малышей с геометрическими фигурами. Для этого подойдут такие задания:

  • Родитель рисует ряд из фигур (круг – квадрат – треугольник – прямоугольник), затем просит ребенка показать, например, круг.
  • Далее задание усложняется – необходимо раскрасить круг красным, квадрат – зеленым, треугольник – синим, а прямоугольник оставить белым.

Чтобы малышу не было скучно, можно придумать вместе с ним сказку про волшебный мир фигур, которые попали в беду. Только правильное выполнение заданий поможет их спасти.

Подвижные игры

Не стоит думать, что занятия по математике с дошкольником – это нечто скучное. Если подойти к делу творчески, то можно и повеселиться. Так, есть несколько забавных и полезных игр:

  • «От одного до четырех». Мама напевает песенку, а затем произносит число от 1 до 4. Как только оно прозвучало, ребенок должен занять определенную позицию, соприкоснувшись с полом количеством точек, обозначенных названным числом (например, если это 1, то нужно встать на одну ногу, если 2 – просто остаться стоять на двух ногах, 3 – опереться на руку и обе ноги, 4 – на руки и ноги одновременно).
  • «Мяу-гав». Мама дает установку: ребенок должен пропрыгать вперед столько раз, сколько она скажет «мяу», а назад – столько, сколько произнесет «гав». Для выполнения малыш сначала считает мамины фразы, а потом – собственные прыжки.

Заниматься математикой с крохой можно и на улице, предложив ему посчитать всех встретившихся на пути кошек или найти везде цифру 3, показать предметы, формой напоминающие круг. Также можно попросить малыша сравнить, какая машина больше, что дальше – лавка или магазин, и давать аналогичные задания.

Получение математических умений и навыков можно и нужно организовать в игровой форме. Только в этом случае ребенок будет получать удовольствие и незаметно для себя запоминать необходимый материал.

Занятия математикой с детьми 3-4 лет дома и в детском саду

  • Чему учит математика малышей 3-4 лет
  • Счет и нумерация чисел
  • Математические упражнения
  • Развивающие карточки
  • Сравнение «Больше-меньше»
  • Изучение понятия «Столько же»
  • О счете на пальцах
  • Счет на предметах параллельно с устным счетом

Акцент в современном образовании дошкольников делается на развивающее обучение. Занятия по математике не являются исключением. Формирование элементарных математических представлений развивает личность, интеллект, формирует логику и абстрактное мышление. Обостряет внимание и память, развивает речь и способствует максимально комфортной интеграции малыша в окружающий мир. Веселая математика для детей 3-4 лет поможет развить такие качества, как любознательность, достижение целей, дисциплина. Ознакомит с пространственной и временной логикой.

Чему учит математика малышей 3-4 лет

Каждый образованный родитель хочет понимать, насколько его ребенок хорошо развит. Не упускает ли каких навыков, которые важны в современном мире, на что стоит сделать упор. Чтобы адекватно оценить знания и умения детей, нужно знать, что требует от них сегодняшняя система образования.

Математика у трехлетних детей

  • Освоить работу с числами в пределах пяти. Это и порядковый, и обратный счет.
  • Понимать, из чего состоит то или иное число (например, 5 – это 4+1).
  • При счете пользоваться пальцами, счетными палочками, другими доступными предметами.
  • Правильно использовать названия порядковых числительных, а также количественных в названиях цифр.
  • Узнавать написанные числа, уметь их написать самостоятельно.
  • Называть число, которое идет перед заданным, а также после.
  • Использовать понятия «больше», «меньше», «столько же». Четко понимать разницу между ними.
  • Освоить ориентацию в пространстве (например, показать на листке тетради, где строчки выше, а где ниже, которые слева, справа, между ними, что находится в центре, что вверху, что внизу).

К сведению! Дети должны различать предметы.

  • Большой — больше.
  • Маленький — меньше.
  • Короткий — короче.
  • Длинный — длиннее.
  • Высокий — выше.
  • Низкий — ниже.
  • Широкий — шире.
  • Узкий — уже.

Занятия по математике

По геометрической форме:

  • квадрат;
  • круг;
  • треугольник;
  • прямоугольник.

Должны находить эти фигуры и уметь их нарисовать, называть геометрическую форму окружающих предметов. Научиться определять их цвет. Различать круг и шар, квадрат и куб.

Счет и нумерация чисел

Задача преподавателя — понять, осознают ли дети конечную цель счета, для чего они это делают.

Математика для малышей в 3-4 года имеет свои особенности. Нужно направить их внимание на изучение серьезного предмета. Для этого используются всевозможные вспомогательные материалы, презентации.

Изучение фигур в ДОУ

Сказки, игрушки, кубики, картинки (распечатанные на цветном принтере персонажи из сказок и мультфильмов будут прекрасным раздаточным материалом), пригодятся и лэпбуки. Их достаточно просто сделать самостоятельно.

Дети должны освоить название чисел. Но часто они не проецируют это знание на то, что касается их самих. Например, ребенок прекрасно знает порядковый счет, но не может посчитать свои пальцы. Он просто не связывает эти два понятия.

Важно! Задача педагога не только дать понятие нумерации и счета, а и связать эти вещи с реальным миром в сознании малыша.

Математические упражнения

Для занятий по математике потребуется дополнительный материал. ДОУ рекомендует «Игралочку» Л. Г. Петерсон. Это методическое пособие направлено на использование на уроках математики в 3 годика в детском саду. Эти тетради можно приобрести онлайн. Также рекомендуется использование методики Е. В. Колесниковой.

Развивающие карточки

Математика для 3-летнего ребенка начинается с картинок. Изготавливается пять карточек с цифрами 1, 2, 3, 4, 5.

Нужно подготовить картинки одного цвета, но разных предметов. Например:

  • Синий цвет – машинка, шарик, цветок, зонтик и т. д. (все одного цвета).
  • Красный цвет – машинка, мяч, карандаш, зонтик и т. д.
  • Желтый цвет – машинка, шарик, мяч, ложка и т. д.
  • Зеленый цвет – машинка, шарик, цветок, зонтик и т. д.
  • Черный цвет – машинка, мяч, карандаш, зонтик и т. д.
  • Белый цвет – машинка, шарик, цветок, зонтик, заяц и т. д.
Читайте также  Острый передний полиомиелит у детей

Так соберется рабочий презентатор для изучения начального счета. Предметы на картинках должны быть разного размера.

  • Найти все карточки красного цвета. Найти и каждую картинку назвать.
  • Найти все карточки желтого цвета. Найти и каждую картинку назвать.
  • Найти все карточки синего цвета. Найти и каждую картинку назвать.
  • Найти все карточки зеленого цвета. Найти и каждую картинку назвать.
  • Найти все карточки черного цвета. Найти и каждую картинку назвать.
  • Найти все карточки белого цвета. Найти и каждую картинку назвать.

После того, как дети выполнили задание, можно переходить к следующему этапу.

Далее задания усложняются. Нужно выбрать все карточки, где нарисована машинка. Все карточки, где нарисован мяч.

К сведению! Наличие разных цветов сначала сильно сбивает детей с толку.

Сравнение «Больше-меньше»

Математика для 3-летнего ребенка, занятия которой проходят в ДОУ, включает изучение сравнений. Детям объясняется понятие «больше» и «меньше». Используется набор карточек с прошлых занятий:

  • Найти все карточки, где нарисован мяч. Потом найти все карточки, где нарисован зонтик. Сравнить количество карточек. Найти, каких рисунков больше.
  • Найти все карточки с нарисованным цветком. Потом найти все карточки с нарисованным автомобилем. Найти, каких картинок меньше.

Для наглядности можно ставить вместе картинку с машинкой и цветком. Какие картинки останутся без пары, тех и больше. Какие закончились раньше, тех и меньше.

Изучение понятия «Столько же»

В начале урока (если кто-то празднует свой четвертый год рождения) родители именинника принесли торт и конфеты. Как определить, сколько нужно каждому ребенку сладостей, не употребляя цифры? Дети высказывают свои предложения.

Вводится термин «столько же». Ребята практикуются в закреплении нового слова. Решаются задачи с похожими терминами:

  • также;
  • равное количество;
  • одинаково.

О счете на пальцах

На первом этапе обучения счета на пальцах нужно твердо усвоить все возможные комбинации. Ребенок не должен задумываться над ответом в пределах одной руки.

Развивается внимательность и память, в том числе и тактильная, ведь подсчет происходит в голове. Приходится удерживать в памяти несколько данных одновременно. Быстрое решение зависит от сообразительности и скорости восприятия.

Ребенок считает на пальцах

До обучения счету на пальцах ребенок уже ознакомлен с понятиями «больше», «меньше», «также». Может пересчитать предметы по порядку в пределах пяти.

  • Нужно начинать с 1+1=2. Дети складывают два пальца вместе и получают 2.
  • Потом добавляют еще один палец = 3.
  • К трем добавляют еще один и получают четвертый результат (четыре).
  • К четырем добавляют еще один палец и получают пять.

Теперь осваивается вычитание:

  • От пяти отнять один палец и станет четыре.
  • От четырех отнять один палец и станет три.
  • Если от трех отнять один палец, их останется два.
  • От двух отнять один палец и останется один.

Занятие не должно превышать 20 минут. Дети быстро устают. Разнообразить урок можно сменой деятельности — разминка, спеть что-либо, разгадать загадки и так далее.

Важно! Нельзя заставлять. Всегда проще «заманить» куда-либо, чем заставить. Элементы игры, соревнования и поощрения сделают больше и лучше, чем все остальное.

Счет на предметах параллельно с устным счетом

Научившись правильно называть числа, дети все же не совсем понимают, что это толком значит. Для понимания, привязки к реальности нужны осязаемые предметы, которые можно взять в руки или потрогать. Необходим визуальный помощник для детского мозга.

Раздаточные пособия несут функцию тактильного и зрительного восприятия предмета изучения. Используется и покупной инвентарь, и изготовленный самостоятельно. Подойдут карточки с рисунками животных, кубики (лучше разного цвета, но одного размера), всевозможные палочки, трубочки, шарики. Главным требованием к инвентарю на уроке будет объединяющая характеристика (одна или две).

Применение кубиков при подсчете

Примеров использования несколько:

  • Найти одинаковые рисунки на розданных карточках и посчитать их.
  • Найти предметы одного цвета и сосчитать сколько их.
  • Выбрать на картинках домашних животных и назвать их количество.
  • Выбрать диких животных и сказать, сколько их всего.

Важно! Во время выполнения задания все цифры проговариваются вслух для лучшего закрепления материала.

Можно усложнить задачу:

  • Пронумерованные карточки разложить на полу. Перевернуть одну обратной стороной. Задача учеников определить, какой цифры не хватает.
  • Назвать «соседей» этой цифры.
  • Убрать две карточки с цифрами и предложить найти пропавшие числа. Пересчитать по порядку от одного до пяти и найти отсутствующие числа.

Методик обучения счету в детском саду великое множество. Можно пробовать применять разные элементы в своей собственной системе. Менять, дополнять, совершенствовать.

Задача преподавателя — найти подход ко всем ученикам в группе независимо от их начальных знаний и умений. Распределить нагрузку таким образом, чтобы «сильные» дети не скучали, а «слабые» успевали усваивать материал. Результатом успешной работы преподавателя будет выравнивание навыков всей группы учащихся до одного высокого уровня. Важно отсутствие слабо подготовленных членов коллектива.

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Все для раннего Развития Детей

Страницы

  • Главная страница
  • Дети до 1 года
  • Дети от 1 до 2 лет
  • Дети от 2 до 3 лет
  • Дети от 3 до 4 лет
  • Дети от 4 до 5 лет
  • Дети от 5 до 7 лет
  • Мир Вокруг Нас
  • Здоровье Детей
  • Математика-Логика
  • Азбука-Грамматика
  • Английский для Детей
  • Развивающие КНИГИ
  • Развивающие Игрушки
  • Раскраски
  • Сайт

Дети от 3 до 4 лет

В данном разделе мы поможем Вам узнать и определить уровень развития вашего ребенка, а именно , что должен знать и уметь делать Ваш ребенок в возрасте от 3 до 4 лет.
Что должен знать и уметь 3 летний ребенок.

Данная статья предназначена для вашего ознакомления и дает примерные нормы степени сформированности психических процессов вашего ребенка в этом возрасте. Вы можете проверить его потенциальные возможности в разных областях знаний, узнать, в каких областях знаний Ваш ребенок преуспевает, а в каких требуется дополнительное внимание и время.

В данном разделе «Дети от 3 до 4 лет» мы собрали весь материал, опубликованный на нашем сайте, который поможет Вам и Вашему ребенку заниматься, подготавливаться к следующему, более углубленному этапу занятий.

Материалы для Ваших занятий вы можете использовать дома, в детском саде или в начальных классах.
Математика
Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет должен уметь:

1. Ребенок должен уметь считать до трех и показывать соответствующее количество пальчиков на руке.
2. Ребенок должен уметь владеть понятиями: один — много, большой — маленький, высокий — низкий и т. д.
3. Ребенок должен знать основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный) .
4. Ребенок должен знать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).
5. Ребенок должен уметь сравнивать предметы по величине, цвету, форме. Уметь сравнивать количество предметов.
6. Ребенок должен уметь подбирать пару к предмету с заданным признаком.

Логическое мышление
-Развитие Мышления, Памяти, Внимания
Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет должен уметь:

1. Ребенок должен уметь складывать разрезанную картинку из 2-4 частей.
2. Ребенок должен уметь находить и объяснять несоответствия на рисунках.
3. Ребенок должен уметь находить лишний предмет и объяснять почему он сделал такой выбор.
4. Ребенок должен уметь находить сходства и различия между предметами.
5. Ребенок должен уметь запоминать 2-3 картинки.
6. Ребенок должен уметь запоминать 3-4 слова, которые взрослый повторил несколько раз.
7. Ребенок должен уметь запоминать и повторять движения, которые показал взрослый 1-2 раза,
8. Ребенок должен уметь запоминать какую-либо деталь или признак предмета.
9. Ребенок должен уметь не отвлекаясь, в течение 5 минут выполнять задание.
10. Ребенок должен находить парные предметы. Уметь из группы предметов выбирать нужный.
11. Ребенок должен уметь обращать внимание на свойства и признаки предметов, находить сходства и различия между предметами.

Развитие Речи
Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет должен уметь:

1. Ребенок должен уметь не только зрительно воспринимать образы, но и описывать увиденное.
2. Ребенок легко формирует простые предложения, постепенно переходит к сложным (из 5-6 слов).
3. Ребенок должен уметь разделять предметы по группам: мебель, посуда, одежды и т.д.
4. Ребенок должен уметь называть по одному признаку каждого предмета.
5. Ребенок должен знать названия основных действий людей и животных (лежит, сидит, бежит и т.д.)
6. Ребенок должен уметь повторять за взрослым стишки и песенки.
7. Ребенок должен знать свое имя и фамилию.
8. Ребенок должен уметь управлять силой голоса, говорить громко – тихо.

Окружающий мир
Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет должен уметь:

1. Ребенок должен знать названия и уметь показывать домашних (корова, коза, лошадь, кошка, собака и т.д.) и диких (волк, заяц, лиса и т.д.) животных.
2. Ребенок должен знать названия 3-4 птиц (воробей, ласточка, ворона), 3-4 рыб (кит, сом, акула) и 3-4 насекомых (кузнечик, бабочка, пчела).
3. Ребенок должен знать названия основных растений: 3-4 деревьев (береза, дуб, яблоня) и 3-4 цветов (ромашка, тюльпан, роза).
4. Ребенок должен знать, что такое овощи, фрукты, ягоды, грибы.
5. Ребенок должен иметь представление о материалах, из которых изготовлены окружающие предметы.
6. Ребенок должен знать части суток — утро, день, вечер, ночь.
7. Ребенок должен уметь называть явления природы — дождь, снег, ветер.

Навыки обихода
Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет должен уметь:

1.Ребенок должен уметь самостоятельно одевать вещи (без застежек).
2. Ребенок должен уметь разрезать ножницами бумагу.
3. Ребенок должен уметь пользоваться карандашами, фломастерами, ручками и т.д. Уметь рисовать кружочки, точки, линии.
4. Ребенок должен уметь обводить и раскрашивать картинки.
5. Ребенок должен знать основные правила гигиены.

Читайте также статью для Родителей Что нужно знать о Развитии Ребенка.

Читайте также  Карантинное отделение и изолятор в домах ребенка

Узнайте что должен знать и уметь ребенок по возрастам. Воспользуйтесь пособиями для занятий, которые предлагает наш сайт.

Как заниматься математикой с детьми 3-4 лет

Сколько бы вам сейчас не было лет, но слово «математика» у взрослых ассоциируется со школой. Многие помнят школьные уроки, а возможно и своих учителей, но мало кто из родителей может припомнить занятия по математике в детском саду. А именно у детей с дошкольного возраста начинают формировать элементарные математические представления.

Многие родители подумают «Для чего обучать малыша математике с 3 лет?». В нашей статье мы постараемся подробно рассказать, для чего ребенку нужны занятия по математике и чему он должен научиться в 3-4 года.

Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, занятия по математике существенно отличаются от уроков в школе. Для детей, посещающих детские сады, обучение проводится в игровой форме и на специально организованных занятиях, закрепить материал, ребята могут с помощью дидактических (развивающих) игр. Для каждой возрастной группы существуют определенные задачи.

Занятия по математике развивают у детей логику, мышление. Какие представления и навыки должен приобрести ребенок 3-4 лет?

Количество

В этом возрасте дети должны понимать, что множество предметов состоит из отдельных или однородных предметов. Например, взрослый просит детей найти среди множества зайчат такого же, как у него в руке.

Далее предлагаются упражнения, с помощью которых дети подбирают и группируют предметы по определенным признакам, например: «Сложите все мячики синего цвета в корзину, в одну коробку – маленькие грибочки, а в другую – большие». Выполняя задания, дети понимают, что все предметы можно объединить по определенному признаку.

Учим понятие количество по картинке

Для того чтобы научить детей 3 лет понимать слова «один» и «много» предлагается следующее упражнение: в соответствии с количеством детей, на стол кладутся яблоки. Взрослый обращает внимание, на то, что на столе лежит много яблок, после чего просит каждого ребенка взять по яблоку. Малыши видят, что с каждым разом яблок становится все меньше и меньше, и в результате «много» исчезает. Взрослый говорит, что у каждого ребенка по одному яблоку, а на столе нет ни одного. После того, как взрослый предлагает детям положить по одному яблоку обратно на стол, то получается снова много яблок.

Обучая детей 3 – 4 лет сравнивать группы предметов, взрослый знакомит с понятиями «равенство» и «неравенство».

Для этого используется прием наложения. Например, на карточке изображено 5 котят. Взрослый предлагает каждого котенка «посадить» в корзинку, разместив картинку, с изображением корзины под каждым котенком. После чего обращает внимание, что корзин «столько же» сколько котят, а значит «поровну». Убрав одну картинку с изображением корзины, дети понимают, что котят стало «больше», а корзин – «меньше».

Величина

Дети 3 – 4 лет учатся сравнивать различные предметы (брусочки, полоски бумаги, ленты) по ширине, длине и высоте, и пользоваться словами: «длиннее – короче», «одинаковые по длине»; «шире – уже», «одинаковые по ширине»; «выше – ниже», «одинаковые по высоте»; «больше – меньше», «одинаковые по величине».

Карточки изучения величины “больше-меньше”

Вначале дети, учатся сравнивать предметы по какому-нибудь определенному признаку. Так, например, накладывая одну ленточку на другую, ребята понимают, что красная лента длиннее синей, а синяя – короче красной.

После того, как дети научатся сравнивать величину и обозначать ее словами, можно провести дидактическую игру «Поручение». Взрослый, от имени куклы, просит принести, высокую елочку, длинную дорожку, короткую ленту, найти морковку такой же высоты…

Игры на понятия “больше/меньше” можно купить в магазине

Геометрические фигуры

Дети 3-4 лет знакомятся с квадратом и кругом. Для этого взрослый дает каждому ребенку разные по цвету силуэты квадрата и круга. Показывая, например, квадрат синего цвета просит детей найти у себя такую же фигуру. То же самое он проделывает с кругом красного цвета, при этом название фигуры не произносит. Дальнейшее обследование геометрических фигур происходит осязательно-двигательным путем. Ребята многократно проводят пальцем по контуру фигуры и произносят ее название.

Изучение фигур проще всего проводить в игровой форме

Для закрепления материала, можно поупражнять детей и предложить, например, положить все квадраты на нижнюю полоску, а круги – на верхнюю; поднять фигуру в руке и назвать ее; сложить круги в лоток, а квадраты – в коробочку или поиграть в игры «Отгадай, что лежит в мешочке», «Найди домик».

Ориентировка в пространстве

В этом возрасте ребята учатся ориентироваться в пространстве «от себя», и усваивать такие понятия как: направо (справа), налево (слева), вперед (впереди), сзади (позади), вверху, внизу.

При обучении ориентировки в пространстве, за основу берутся части тела самого ребенка: внизу – там где ноги, вверху – там где голова, сзади – спина, а впереди – лицо, справа – правая рука, а слева – левая. Научиться ориентироваться в пространстве малышам помогут следующие упражнения: «Помаши курочке правой рукой, затем – левой»; «Куда поскакал зайчик» (вверх, вниз по горочке); «Вытяните флажки вперед (перед собой), спрячьте их назад (за спину).

Ориентирование в пространстве по карточкам

Следует учитывать, что при выполнении всех упражнений все дети должны стоять лицом в одну сторону, а движения взрослого должны быть выполняться в зеркальном отражении.

Ориентировка во времени

В повседневной жизни дети учатся ориентироваться во времени. Хорошим помощником станет четкое выполнение режима дня.

Взрослый знакомит детей с частями суток – утро, день, вечер, ночь. В процессе выполнения режимных моментов, взрослый говорит, что сейчас утро, мы с вами проснулись, умылись, делаем зарядку и завтракаем. Перед обедом нужно сказать, что сейчас день, мамы с папами на работе, а мы с вами занимаемся, гуляем, и обедаем.

Игрушечные часы пазлы

Для закрепления частей суток можно предложить детям рассмотреть картинки, которые позволят ответить на вопросы: «Что делают ребята, изображенные на картинке?»; «Когда мы гуляем, спим?». Читая художественные произведения, можно предложить детям указать на картинку, которая характерна для деятельности людей в определенное время суток (день, ночь, утро, вечер).

Надеемся, что все вышеперечисленные упражнения помогут взрослым правильно сориентироваться и поспособствуют качественному проведению занятий по математике с дошкольниками.

Обучение детей 3-4 лет математике

Как обучать детей младшей группы математике? Математические игры для детей 3, 4 лет.

Часто мы слышим, как считает ребенок трех лет: «Один, два, три, четыре, пять». Причем он делает это совершенно серьезно и с увлечением. В этом возрасте его интересуют предметы и их качество: форма, цвет, размер, расположение в пространстве, — и их количество. А как научить ребенка этого возраста элементарным математическим действиям и понятиям? Для этого надо учиться, играя. Ведь только в игре ребенок ненавязчиво овладевает математическими навыками. И тогда он сможет помочь маме разложить столько ложек на столе, сколько тарелок в стопке. И, не ссорясь с сестрой, разделить поровну пять конфет. И узнает, как измерить Удава Попугаями.

Вот несколько полезных советов для воспитания будущих великих математиков.

♦ Сначала нужно научить ребенка сравнивать группы предметов, не считая их.

♦ Научите использовать в речи понятия: «один», «много», «ни одного», «мало», «поровну», «больше», «меньше».

♦ Сравнивать между собой предметы нужно сначала по одному-двум математическим признакам (форма, размер).

♦ Ребенок должен понять, что количество предметов не зависит от их расположения в пространстве, расстояния между ними.

♦ Помните, что ребенок 3-4 лет лучше считает предметы, а не цифры.

Олимпиада Мудрой Совы

Необходимый инвентарь: 10 картонных полосок одинаковой ширины, различающихся по длине на 2 см, и Мудрая Сова (игрушечная или нарисованная).

◈ Как играем: скажите ребенку, что к вам в гости будет прилетать Мудрая Сова. Сегодня она предлагает провести олимпиаду, для этого надо построить «спортсменов» по росту: от самого низкого до самого высокого, т. е. выбрать из полосок самую маленькую, затем самую маленькую из оставшихся и т. д. Можно дать им имена.

◈ Пусть ребенок закроет глаза, а вы переставьте спортсменов — они перепутали свои места. Посмейтесь над ними. Помогите стать им правильно. А как же зовут самого невнимательного?

Матрешки-подружки

Игра учит сравнивать предметы по росту

Необходимый инвентарь: матрешки, колечки от пирамидок по числу матрешек.

◈ Как играем: рассмотрите с ребенком матрешек. Расскажите стихотворение:

Подарили мне матрешку.

Допустила я оплошку

Интересно, что же там?

Там еще одна матрешка,

Хоть и жаль ее ломать,

Буду дальше разбирать.

◈ Скажите, что одна шаловливая матрешка убежала и теперь не может найти свое место, придется ей помочь. Матрешки можно расставлять по росту и наоборот. Предложите угостить их фруктовым салатом. Каждой матрешке дайте миску (колечко) по ее размеру.

◈ Закрепляем: можно включить в игру ложечки (палочки разной длины). Ведь ребенок не даст самой большой матрешке самую короткую палочку? А если даст не очень длинную, придется сравнить ее с другими.

◈ Обыграйте ситуацию «после обеда». Придумайте свою историю про матрешек.

◈ А что можно еще сравнивать по размеру, по росту? Бумажные кружочки, наклеив их на бумагу от самого большого до самого маленького; пирамидки по росту, если их у вас несколько штук. А как же игрушки-зверушки? Кто из них самый высокий? (Жираф, медведь, волк, лиса, заяц и т. д.). Недаром говорят: «Жираф большой, ему видней».

Цветные ленточки

Игра знакомит с понятием длины

Необходимый инвентарь: две ленточки разного цвета, разной длины, но одинаковой ширины, наклеенные на один стержень, карандаш.

◈ Как играем: устройте веселое соревнование по сворачиванию лент. Обратите внимание на то, что одну ленту удалось свернуть быстрее. Выясните причину этого (выясняет ребенок, а вы соглашаетесь с ним). Для этого разверните и положите их рядом, выровняв с одного конца. Или наложите их друг на друга — длинная лента будет выглядывать. «Вот такая она любопытная!».

Читайте также  Костная система ребенка

◈ Закрепляем: сверните 3-4 ленточки. Отметьте, какая самая короткая, длиннее и т. д. Наклейте полоски разной длины на бумагу. Разница по длине — 2 см. А что это будет, пусть придумает сам ребенок.

Речка-реченька

Цель игры: Выделение признака ширины; развитие речи

Необходимый инвентарь: четыре шнура или скакалки.

◈ Как играем: скажите, что сегодня отправитесь в путешествие на полянку, путь до которой лежит через лес. А чтобы было веселее, можно петь песенки, наблюдать за бабочками или за любимыми мамиными цветами. Итак, поем: «Вот оно какое, наше лето. ». А вот два ручья (из скакалок): один широкий, другой узкий. Узкий можно перешагнуть. А через широкий придется перепрыгнуть, не замочив при этом ноги. Выясните, почему нужно прыгать (второй ручей шире первого). А если на полянку проехать на папиной машине?

◈ Закрепляем: «Через мост перейти надо нам, ребята. ». Предложите ребенку построить мосты через ручейки-речки. Их можно сделать из картона, ватмана. Как правильно подобрать его длину? Приложить к речкам. Обыграйте ситуацию.

◈ На улице сравнивайте ручейки по ширине. Напомните о том, что ноги мочить нельзя, а вот пускать кораблики можно.

«В лесу родилась елочка»

Игра знакомит детей с понятием величины: высота, длина, ширина.

Развивает творческое воображение, речь

Необходимый инвентарь: две елочки, наклеенные в разных углах листа. Разница по высоте — 2 см.

◈ Как играем: перед Новым годом расскажите ребенку историю: под большой елочкой зарыт клад с новогодними подарками для зверей. Как помочь им определить, где нужно копать? Видимо, нужно измерить высоту елочек. Но как? Нужно взять полоску бумаги, приложить ее к одной из елочек, загнуть лишнее и отрезать. Затем эту полоску приложить к другой елочке и узнать, выше она или ниже.

◈ Пофантазируйте, какие подарки спрятаны под елочкой? Пусть ребенок выскажется. А может, подарки заберет волк? Как их вернуть зверушкам? Вот и новогодняя сказка готова!

◈ Закрепляем: напомните ребенку, что те предметы, которые нельзя сравнить, прикладывая друг к другу (стол, скамейку и т. д.), можно мерить меркой. А может, скамейки выкопать и измерить их? Посмейтесь вместе.

◈ Поиграйте в игру «Измеряй-ка». Мерить в квартире можно все: стол, кровати, стулья и т. д. Что выше, ниже, шире? Для меры можно использовать нитки, шнур. Например, отмерить длину крышки одного стола и этой мерой измерить крышку другого стола.

Наблюдатели фигур

Игра учит группировать геометрические фигуры по их признакам.

Необходимый инвентарь: геометрические фигуры: круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник — одного цвета и размера, счетные палочки.

◈ Как играем: предложите поиграть в игру «Будь наблюдательным». Сравните фигуры. Чем они отличаются? А есть ли похожие? Не торопите, пусть ребенок сам ответит. Сделайте вывод: круглые фигуры можно обвести пальчиком, у них нет углов. Многоугольники все с углами. У треугольника их меньше всего. А чем отличается квадрат от прямоугольника?

◈ Закрепляем: наклейте фигуры на бумагу: круглые с одной стороны, многоугольники — с другой. Поиграйте в игру «Рисовалки». Нарисуйте точки по контуру круга, треугольника (три точки-вершины), квадрата (четыре точки) и т. п. Ребенок должен соединить их. Отметьте, что получается фигурная страна. Не забывайте хвалить ребенка.

◈ Усложняем: выкладывайте фигуры из счетных палочек, спичек (без серы), из кусочков проволоки и т. п.: квадрат — по две палочки каждая сторона; треугольник — по одной палочке каждая сторона. А круг из чего сделать? А овал? Чем он отличается от круга? Для наглядности можно наложить их друг на друга. Поиграйте в игру «На что похоже?». Зеркало, яйцо — на овал, книга — на прямоугольник и т. д.

Все такие разные

Игра учит группировать геометрические фигуры по их признакам

Необходимый инвентарь: геометрические фигуры разного цвета и размера.

◈ Как играем: дайте ребенку коробку с перемешанными в беспорядке геометрическими фигурами (сначала все фигуры должны быть одного размера, но разных цветов). Предложите ему самостоятельно навести порядок: все круги сложить в одну стопочку, все квадраты — в другую и т. п. Отметьте, например, что среди кругов есть и желтые, и красные, и зеленые.

◈ Усложняем: добавьте в коробку фигуры разного размера и также предложите разложить их по стопочкам. Отметьте, например, что среди кругов теперь есть и большие, и маленькие, и синие, и красные.

◈ Если ребенку трудно отличить круг от овала, то можно положить их сначала рядом. Или для наглядности наложите круг и овал друг на друга (они должны обязательно быть разного цвета). Продолжайте играть в игру «Дорисуй-ка»: рисуйте фигуры по опорным точкам.

Учимся, играя

Игра закрепляет элементарные знания о геометрических фигурах

Необходимый инвентарь: геометрические фигуры большого размера, в том числе прямоугольные треугольники, треугольники со сторонами разной и одинаковой длины.

◈ Как играем: покажите ребенку сундучок Мудрой Совы, куда сложены разные фигуры. Рассмотрите их. Если фигуры переворачивать, они от этого изменятся или нет?

◈ Итак, играем. Выложите из фигур на полу дом, лодочку, солнце и т. д. Фантазируйте вместе с ребенком. А если выложить несложный сюжет: домик, солнце, елочку?

Дерзайте. Но не мешайте ребенку самому делать выбор. А может, он самостоятельно будет выкладывать сюжеты? Вы в это время сможете заняться своими делами. А потом вместе придумаете рассказ по картине.

Делим собираем

Игра развивает целостное восприятие

Необходимый инвентарь: геометрические фигуры, в том числе полукруги, полуовалы.

◈ Как играем: поиграйте в игру «Собирай-ка»: сложите круг из двух полукругов, треугольник из двух меньших, квадрат из двух прямоугольников и т. д.

➣ Внимание: если ребенок не справляется с заданием, то можно предложить разрезать, например, круг пополам. А затем из половинок сложить его. Аналогично с другими фигурами.

➣ Хотите, чтобы ребенок лучше справлялся с заданием? Наклеивайте собранные фигурки в тетрадь. Тетрадь храните и добавляйте в нее новые элементы, сюжеты (домик из квадрата и двух треугольников, солнце из двух полуовалов) и т. п. Ну а если ваш ребенок сложит прямоугольник из большого квадрата и двух маленьких? — Значит, у вас растет будущий математик.

◈ Закрепляем: поиграем в игру «Дорисуй-ка», дорисуем лодочке флаг (из прямоугольного треугольника), машине — колеса (круги) и т. д.

Садово-огородный расчет

Задачи этой игры — снять феномен Пиаже (количество предметов не зависит от их Величины); учить устанавливать равенство двух групп предметов

Необходимый инвентарь: фрукты или овощи одного вида, но разных размеров (по 5 штук).

◈ Как играем: разложите на столе слева, например, пять больших яблок на одинаковом расстоянии. Справа положите тоже 5 яблок, но маленьких. Спросите, поровну ли больших и маленьких яблок? (Как правило, дети говорят, что справа больше). Предложите проверить, так ли это. А как это сделать? Под каждое большое яблоко подложите маленькое.

◈ Закрепляем: когда ребенок убедится, что их поровну, можно разложить яблоки опять по группам. И отметить, что их поровну, по пять (если ребенок умеет считать). В следующий раз можно взять другое количество овощей или фруктов (по два лучше не брать).

◈ Усложняем: возьмите равное количество двух видов овощей (или фруктов). В одной группе овощи положите на расстоянии друг от друга, в другой — вплотную. Попросите ребенка сравнить группы. Дети обычно говорят, что предметов больше там, где они расположены на расстоянии. Докажите их равенство путем подкладывания друг под друга.

◈ В следующий раз возьмите группы предметов разного размера, но равного количества. Положите их на разное расстояние. Сравните их количество аналогичным способом.

◈ Играть можно со счетными палочками, с пуговицами и т. д. Количество предметов в группах можно довести до 10.

Медведь и пчелы

Игра формирует представление о количестве, помогает отработать понятия «много», «один», «ни одного»; учит согласовывать существительные и числительные в роде и падеже

Необходимый инвентарь: стулья.

◈ Как играем: привлеките к игре всех членов семьи или группу детей, если у вас гости. Все «пчелки» — в своих ульях-домиках. Папа — «медведь». Спросите ребенка: «Сколько пчелок?» (Много.) А медведь один. Пчелки летают по полянке, выходит медведь — все летят в свои улья. На поляне нет ни одной пчелки. В каждом домике сидит по одной пчелке. Не поймал медведь ни одной пчелки и пошел спать. Вот на поляну опять вылетают пчелки: одна, еще одна и еще одна. Сколько их на полянке? — Опять много.

◈ Играть можно до тех пор, пока не надоест. Меняйтесь ролями.

◈ Закрепляем: уберите один стульчик. Спросите, почему одной пчеле не хватило улья? Чего больше, меньше? Как же помочь пчелке?

◈ Вариантов игры множество: в свои домики могут прятаться зайчики от волка, цыплята от лисы и т. д.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: