\

Взаимодействие врача и ребенка в разрезе медицинской деонтологии

Значение деонтологии в практической деятельности медицинской сестры
статья

ОГАПОУ «Валуйский колледж», г.Валуйки

Автор: преподаватель Боброва Ирина Александровна

Медицинская деонтология (греч. deon, deontos — должное, надлежащее; logos — учение) — совокупность нравственных норм профессионального поведения медицинских работников. Деонтология изучает нравственное содержание действий и поступков медицинского персонала в конкретной ситуации.

Цель: роль принципов деонтологии, этики и морали в деятельности медицинских сестёр.

— повысить у студентов интерес к выбранной профессии,

— воспитать творческое отношение к профессии,

— формировать ответственность за выполняемую работу.

Медицинская деонтология охватывает широкий круг проблем, связанных с взаимоотношениями медиков с больными, их близкими, со здоровыми людьми, а также между собой в процессе лечения больного. Главный принцип медицинской сестры в отношении к больному состоит в следующем: относись к заболевшему так, как хотелось бы, чтобы относились в аналогичном положении к тебе.

Научно-техническая революция и специализация в медицине резко увеличили число врачей и средних медицинских работников, принимающих участие в лечебно-диагностическом процессе. На многих научных форумах, посвященных проблемам медицинской деонтологии, обсуждаются вопросы о том, что медицинская техника, аппаратура, многочисленные лабораторные анализы отдалили медицинских работников от больного и обезличили пациента. На фоне прогрессирующей специализации и улучшения технической оснащенности медицины может теряться не только целостное восприятие больного, но и интерес к нему как к личности. Это явление получило название дегуманизации медицины. В таких условиях потребность больного в сердечном отношении к нему медиков еще более возрастает.

Обязанности медицинской сестры очень велики. На ней лежит большая ответственность по оказанию помощи больным. По сути, медицинская сестра для них является их «ангелом-хранителем», «путеводной звездой» в их сложный период жизни, период заболевания. И, именно, ей они могут поведать свои сокровенные мысли, переживания, насущие проблемы.

Своеобразие медицинской этики заключается в том, что в ней, все нормы, принципы и оценки ориентированы на здоровье человека, его улучшение и сохранение.

Таким образом, актуальность данной темы заключается в том, что по мере совершенствования медицинской науки все большее место в деятельности медицинских сестер занимают привитие норм морали, этики и деонтологии. Каковы бы ни были технические достижения медицины, забота о больном, заинтересованность в его выздоровлении была и остается основным вопросом в проблеме лечения и ухода за пациентами.

В каждую историческую эпоху в соответствии с господствовавшей в данном обществе моралью принципы медицинской деонтологии имели характерные особенности, но, тем не менее общечеловеческие, внеклассовые этические нормы медицинской профессии, определяемые ее гуманной сущностью — стремлением облегчить страдания и помочь больному человеку, оставались незыблемыми.

Присяга, которую не дают представители ни одной другой мирной специальности, подчеркивает уникальность деятельности медицинского работника. Она предполагает органичное сочетание гуманизма, высоких нравственных качеств и глубоких профессиональных знаний.

Неоценимую роль в развитии медицинской деонтологии сыграл Гиппократ. Ему принадлежат выражения: «Где любовь к людям, там и любовь к своему искусству», «Не вредить». «Клятва Гиппократа» пережила века.

Одним из примеров беззаветного служения людям является клятва Флоренс Найтингейл для медицинских сестер. В своей клятве Флоренс Найтингейл дает нам образ идеального морального портрета медицинской сестры.

Профессиональная этика и деонтология призывают к уважительному отношению медицинских сестер не только к пациенту, но и к медицинскому персоналу. Основным звеном профессиональных отношений в больнице является взаимодействие среднего медицинского персонала с врачами и младшим медицинским персоналом.

Во взаимоотношениях с коллегами медицинская сестра должна быть честной, справедливой и порядочной, признавать и уважать их знания и опыт.

Высокий профессионализм медицинской сестры — важнейший моральный фактор товарищеских, коллегиальных взаимоотношений медицинской сестры и врача.

Не менее важным аспектом в деятельности медицинских сестер со стороны медицинской деонтологии является беседа с родственниками пациента. Общение должно быть вежливым, в плане психологического характера щадящим, без медицинской и научной терминологии.

Внутренний настрой медицинской сестры должен вызывать у пациента чувство расположения, доверия. Для установления доверительных отношений между медсестрой и пациентом необходимо дать ему почувствовать, что вас заботит его судьба, и вы искренне хотите ему помочь.

Гуманизм профессии медицинского работника создает базис для защиты личного достоинства медсестры, обеспечения ее неприкосновенности, права на помощь вовремя исполнении профессиональных обязанностей.

В системе взаимоотношений «медсестра — больной» большое значение имеет индивидуальный стиль работы медицинской сестры. Основными качествами, которыми должна обладать хорошая медсестра, являются знание, умение, нежность, ласковость, сострадание, милосердие, безграничное терпение, ответственность и вежливость

Таким образом, медицинская деонтология играет важную роль в практической деятельности медицинских сестер и является необходимым условием для качественной работы и профессионализма медработника.

Мною было проведено анкетирования о значении деонтологии в практической деятельности медицинских сестёр на базе ОГБУЗ «Валуйская ЦРБ». В анкетировании приняли участие 20 пациентов кардиологического отделения. «Какие личные качества медицинских сестер вашего отделения Вы цените больше?». Личные качества медицинской сестры

Общение врача и пациента

Тактика отношения врача к пациенту должна быть индивидуализирована. Она зависит от тяжести болезни пациента, его культурного уровня, образования и т. д. Некоторым пациентам требуется достаточно мягкое обращение, другим же больше подойдут строгость и даже командный стиль. При этом доктору следует помнить о том, что любому человеку важно ощущать личную заинтересованность медицинского персонала в успешном лечении. Во всех случаях врач должен ставить пациента в известность о тяжести его состояния и потенциальных осложнениях. Исключение составляют пациенты, у которых обнаружены онкологические заболевания: следует отмечать любые, даже самые незначительные изменения в лучшую сторону. Необходимость информирования пациента о наличии у него онкозаболевания является дискуссионной. С одной стороны, любой человек имеет право знать свой диагноз. С другой стороны, информация о наличии рака может негативным образом сказываться на прогнозе, ведь многие люди уверены в том, что онкология не поддается лечению.

Ятрогенные заболевания

Деонтология в медицине очень важна: если врач и медицинский персонал не соблюдают этические принципы в отношениях с пациентами, то состояние последних может ухудшаться. Существует так называемые ятрогении, то есть расстройства, которые возникают вследствие некорректного поведения медперсонала. Ведь состояние больного человека и без того достаточно тяжелое: он чутко прислушивается ко всем словам врача, и любое неосторожное высказывание может привести к непредсказуемым последствиям. Обычно ятрогении проявляются как невротические реакции или фобии (например, канцерофобия). У внушаемых пациентов могут возникать вегетативные дисфункции (аритмии, изменения давления, рвота, расстройства стула и т. д.). Деонтология — это наука, которая позволяет предотвратить развитие ятрогений или свести их появление к минимуму.

Медицинская этика и деонтология очень важны: доброжелательный индивидуализированный подход к пациенту, этичное отношение со стороны медицинского персонала и уверенность врача в успехе лечения дарят пациенту надежду на выздоровление.

Правила медицинской деонтологии и врачебной этики в хирургической стоматологии

Автор презентации: Дубских Денис, студент стоматологического факультета УГМУ, 404 гр.

1. студент стоматологического факультета 4 курс УГМУ Дубских Денис

2. Врачебная этика — это совокупность норм поведения и морали медицинских работников. Первоначально смыслом слова этос было совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество, преодоление индивидуализма и агрессивности. По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести, сострадания, дружбы, смысла жизни, самопожертвования и т. д. В начале 19 века английский философ Бентам термином «деонтология» определил науку о поведении человека в любой профессии. Для каждой профессии есть свои деонтологические нормы. Деонтология происходит от двух греческих корней: deon-должное, logos-учение. Таким образом, хирургическая деонтология — это учение о должном, это правила поведения врачей и медицинского персонала, это долг медицинских работников перед больными.

3. Впервые основной деонтологический принцип сформулировал Гиппократ: «Должно обращать внимание, чтобы все, что применяется, приносило пользу». Основные деонтологические принципы сформулированы в клятве Гиппократа.

4. Работа в хирургическом отделении или в стационаре должна подчиняться строгой дисциплине, должна соблюдаться субординация, то есть служебное подчинение младшего по должности к старшему. Медицинский работник в отношении к больным должен быть корректным, внимательным, не допускать панибратства. Врач должен быть специалистом высокой квалификации, всесторонне грамотным. Сейчас больные читают медицинскую литературу, особенно по своей болезни. Врач должен в такой ситуации профессионально и деликатно общаться с больным.

5. Неправильные действия врачей или медицинского персонала, неосторожно сказанное слово, анализы или истории болезни, ставшие доступным больному, могут привести к фобии, то есть боязни того или иного заболевания, например: канцерофобия — боязнь заболевания раком. К деонтологии относится сохранение врачебной тайны. В ряде случаев приходится скрыть от больного его истинное заболевание, например рак. Сохранение врачебной тайны относится не только к врачам, но и мед. персоналу, студентам, то есть всем тем, кто контактирует с больными. Есть правило: «Слово лечит, но слово может и калечить». Врачебная тайна не распространяется на родственников больного. Врач должен сообщить родственникам истинный диагноз, состояние больного и прогноз. С медицинской деонтологией тесно связана ятрогения — это болезненное состояние, обусловленное деятельностью медицинского работника. Если человек мнительный, психологически неустойчив, то ему легко внушить, что у него есть какое-либо заболевание, и этот человек начинает находить у себя различные симптомы мнимого заболевания.

6. К деонтологии относится и отношение с коллегами. Нельзя критиковать или давать оценку действиям коллеги в присутствии больного. Замечания коллегам необходимо делать при необходимости с глазу на глаз, не подрывая авторитета врача.

7. Хирург в своей работе не должен замыкаться в себе. Хирургия более чем другая отрасль медицины является коллегиальной. Хирург должен не гнушаться любым советом, будь то от старшего или младшего. При постановке диагноза, определении показаний и противопоказаний, выборе метода операции хирург должен советоваться. Не случайно все будущие операции обсуждаются коллегиально. То же относится к выбору тактики во время операции. Если во время операции хирург сталкивается с непредвиденной ситуацией, техническими сложностями, аномалией развития, то он должен советоваться, вызвать старшего коллегу, при необходимости попросить его участие в дальнейшем ходе операции.

8. Исходя из общих принципов хирургической деонтологии, рекомендуется осуществлять в челюстно-лицевых стационарах ряд мероприятий психопрофилактического характера.  Все больные, находящиеся в разных палатах общехирургического отделения, должны быть сосредоточены в отдельных (челюстно-лицевых) палатах. Это благотворно отражается на психоэмоциональном состоянии обезображенных больных. Создание специальных челюстнолицевых клиник является одним из важнейших компонентов психотерапии и психопрофилактики.

9. Поступающим в клинику обезображенным больным необходимо демонстрировать муляжимаски и фотографии ранее успешно оперированных больных; это вселяет в них веру в успех лечения, позволяет осмысливать значение и перспективу предстоящих операций, нередко многоэтапных.

10. Следует учитывать, что наиболее убедительно действуют на вновь поступившего больного беседы с соседом по палате; поэтому нужно проводить беседы с оперированными больными, призывая их бережно относиться к переживаниям поступившего в клинику пациента. Помимо ежедневных утренних обходов желательно, чтобы врач посещал больных в течение дня. Накануне операции нужно еще раз объяснить больному необходимость предполагаемого вмешательства и вселить чувство уверенности в благополучном исходе его. Если операция почему-либо будет проведена под непотенцированным местным обезболиванием, следует договориться с больным относительно сигнализации в момент появления болей и заверить, что будет сделано все возможное, чтобы боли не появлялись или же были минимальными.

11.Трудотерапию и развлечения необходимо использовать с учетом того, что некоторые больные в силу своей обезображенности или дисфункции речевого аппарата не посещали в свое время школу и остались малограмотными. Отдельным больным, особенно длительно (месяцы, годы) находящимся на лечении, можно разрешить посещение кинотеатра (самостоятельно, в сопровождении медперсонала или же родственников).  Очень важными деонтологическими факторами являются мероприятия, направленные на сокращение длительности и травматичности оперативного вмешательства. Они делятся на две группы: а) организационные б) оперативно-технические Первые заключаются в правильной организации работы персонала операционного блока, обеспечении хорошего состояния аппаратуры, инструментария, достаточного освещения, хорошей вентиляции операционной и т. д. Вторая группа включает мероприятия, направленные, главным образом, на уменьшение степени травматичности и продолжительности операции.

12. Заканчивая рассмотрение комплекса психопрофилактических и психостимулирующих мероприятий, следует подчеркнуть, что среди них весьма важное значение имеет предоперационная седативная подготовка (премедикация), которая должна начинаться за несколько дней до операции и быть особенно тщательной накануне дня операции.

13. Список литературы:

  • Г. П. Рузин, Ю. Ф. Григорчук, В. П. Голик, А. Н. Зосимов ; под ред. Г. П. Рузина «Основы деонтологии в стоматологии : учебное пособие для студентов и врачей». 2008г.
  • Походенько-Чудакова И.О., Абаимова О.И. «Деонтология и этика врача-стоматолога». 2004г.
  • Е.Е. Тен «Основы медицинских знаний». 2008г.
  • И. Шамов «Биомедицинская этика» 2006г.
Читайте также  Всегда ли пролапс митрального клапана у детей является патологией?

Добавить комментарий Отменить ответ

  • Главная
  • Новости
  • Коллектив
  • Контакты
  • Информация для пациентов
  • Документы
  • ОМС
  • 3D — Тур
  • График работы
  • Отзывы
Горячая линия ГАУЗ СО «СП № 12»:
тел. 350-32-32 (Кировский район), 366-22-27(23) (Железнодорожный район), 261-31-71 (Октябрьский район)
Единая городская регистратура:
тел. 204-76-76
Запись маломобильных граждан:
тел. 350-32-49, 350-37-50
Служба социального такси:
тел. 269-18-18, 260-44-44
«Телефон доверия» Администрации Губернатора Свердловской области:
(343) 370-72-02
«Телефон доверия» Администрации г. Екатеринбурга:
(343) 253-88-44
Правила поведения пациентов в ГАУЗ СО «СП № 12» Памятки для регистрации на Едином портале государственных и муниципальных услуг Политика в отношении обработки персональных данных в ГАУЗ СО «СП № 12» Грамоты и благодарности

СПОСОБЫ ОПЛАТЫ УСЛУГ:

НАШИ КЛИЕНТЫ ИМЕЮТ ВОЗМОЖНОСТЬ ПРОИЗВЕСТИ ОПЛАТУ ЗА ЛЕЧЕНИЕ
КАК НАЛИЧНЫМИ, ТАК И ПО КРЕДИТНЫМ КАРТАМ (VISA, MASTER, JCB, NPS, UNION, MAESTRO)

Все права защищены. Государственное автономное учреждение здравоохранения Свердловской области «Стоматологическая поликлиника № 12 город Екатеринбург»

Деонтология в детской стоматологии

Deontology in pediatric dentistry

Калиниченко Наталия Викторовна, Калиниченко Виктор Сергеевич, Калиниченко Татьяна Павловна
Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко

Kalinichenko Nataliya Viktorovna, Kalinichenko Viktor Sergeevich, Kalinichenko Tatyana Pavlovna
Voronezh State Medical University named after N. Burdenko

Аннотация: Данная статья посвящена деонтологическим аспектам в детской стоматологии. Данная наука учит врача относиться к больному не как к объекту своих наблюдений и лечебных действий, но как к личности со своим духовным миром, своими желаниями, надеждами, опасениями, страхами, т.к. каждый человек индивидуален, особенно ребенок. Взрослые в большинстве случаев, мобилизуют свою волю на активное подавление страха и отрицательных эмоций, связанные с предстоящим лечением зубов, а ребенок не может сознательно оценивать опасность, и убедиться в необходимости лечения.

Abstract: This article is devoted to the deontological aspects of pediatric dentistry. This science teaches the physician to treat the patient, not as the object of his observations and therapeutic actions, but as a person with his spiritual world, his desires, hopes, fears, fears, because each person is an individual, especially a child. Adults, in most cases, to mobilize their will to actively suppress the fear and negative emotions associated with the upcoming dental treatment, and the child may not consciously evaluate the risk and make the need for treatment.

Ключевые слова: Деонтология, детская стоматология, врач стоматолог, пациент, страх

Keywords: Deontology, children’s dentistry, dentist, patient, fear

Вопросы медицинской деонтологии в стоматологической практике, особенно в детской стоматологии в настоящее время представляет собой большую актуальность. Врач, выполняющий свой профессиональный долг в отношении больного или здорового человека, обязан максимально обеспечить ему необходимую медицинскую помощь и вместе с тем всемерно избежать нанесения своими действиями какого-либо вреда его физическому состоянию и психике. Нарушение этих действий осуждается обществом как нарушение этических норм.

Медицинская деонтология — учение о профессиональном долге медицинского работника перед человеком, находящимся в сфере его деятельности, и перед всем обществом. Данная наука учит врача относиться к больному не как к объекту своих наблюдений и лечебных действий, но как к личности со своим духовным миром, своими желаниями, надеждами, опасениями, страхами, т.к. каждый человек индивидуален [2].

Познать индивидуальность стоматологического больного, особенно, ребенка можно лишь при общении с ним, внимательном наблюдении за его поведением. А знание психологии, и конечно, в особенности психологии «маленького пациента» очень важны, совершенно необходимы для врача- стоматолога. Стоматологическое лечение накладывает свой отпечаток на психику и характер ребенка, а возникшая мнительность, боязливость, повышенная реактивность, всегда может быть связана с ранее перенесенными страданиями, со страхом ожидания лечебных процедур, операций и т.д. [1]

Отношение к лечению зубов, как ребенка, так и взрослого, зависит от индивидуальных особенностей личности — характера, темперамента, индивидуального опыта. При этом большую роль играет предшествовавшее воспитание, тяжесть переживаемого болезненного состояния, окружающая обстановка.

Взрослые в большинстве случаев, осознавая предстоящий «поход к стоматологу», угрожающую им опасность и необходимость лечения, мобилизуют свою волю на активное подавление страха и отрицательных эмоций, связанные с предстоящим лечением. А ребенок не может сознательно оценивать опасность, и убедиться в необходимости лечения. Основное место в его отношении к болезни занимает эмоциональная сторона — страх боли, страх перед неизвестным и перед предстоящим лечением, переживания.

Взрослого человека врачу приходится убеждать в необходимости лечения (например, кариес зуба), а у ребенка необходимо, прежде всего, преодолеть его отрицательные эмоции. Дети нуждаются в любви, ласке, внимании и сочувствии. Например, девочке предстоит вылечить кариес — эту манипуляцию она переносит не первый раз. В процессе подготовки врач и ассистент ведут посторонние разговоры, раздается смех. У ребенка, ожидаемого эту манипуляцию возникает страх, неприязнь и раздражение в отношении этих равнодушных и, как ей кажется, жестоких людей [3].

Опытный врач знает, что доверие ребенка можно легко утратить, если его обмануть, например, успокоив его обещанием, что с ним ничего не будут делать, произвести какую-то болезненную лечебную манипуляцию. Здесь нужна психологическая подготовка, а не обман. Улыбка, ласковая шутка, катание на кресле, располагают ребенка. Но шутить с ним надо умеючи, с тактом. У ребенка ещё не развито чувство юмора и добрую, но не понятую для него шутку он может воспринять как обиду, насмешку.

Одним из условий успешного лечения необходимо хорошее взаимоотношение, доверие родителей врачу, ассистенту, а также к лечебному учреждению, где лечится ребенок.

Об этом можно узнать, только поговорив с врачом, проникнув к нему доверием, пообщаться с пациентами, а также руководствуясь, внешними атрибутами — научным званиями и атрибутами врача. Большую роль при этом играет неоднократное общение, личность врача, его искренняя доброжелательность, гуманность, независимо от его профессионального стажа и звания [3,4].

При осмотре ребенка, врачом, мать внимательно следит за поведение врача, его отношением, неуверенностью или, наоборот, самоуверенностью, равнодушием , грубой бесцеремонностью в обращение с ребенком, проявлении брезгливости или страха заражения от больного — все это отрицательно действует на мать и может направить ее против врача. Поэтому необходимо, чтобы врач проявлял внимание, чуткость и терпеливость к матери [4].

Самое важное, чтобы врач, ассистент и любой медик прониклись сознанием своего высокого долга перед находящимся на их попечении больным или здоровым человеком, чтобы он воспринимался ими не как объект их наблюдений, лечебных действий и забот, а как личность со всеми своими индивидуальными, неповторимыми особенностями. Необходимо, чтобы врач руководствовался основными принципами медицинской деонтологии и сам находил наилучший путь решения тех или иных вопросов этического характера и стремился максимально помочь ребенку, не нанеся ему какого-либо вреда.

С годами медицинской работы накапливаются знания и опыт, нарастает и крепнет сознание ответственности за больного. Закрепляются профессиональные моральные принципы, формируется нравственный облик врача. Но вместе с тем постепенно происходит своеобразная профессиональная адаптация к той атмосфере, в которой ему приходится работать. Однако неправильно думать, что врачи душевно черствеют, конечно, у них притупляется острота эмоциональных переживаний, но при каждом крике со слезами на глазах, у них по-прежнему сжимается сердце.

Если пропадает чувство сострадания, развивается равнодушие к больным, черствость, нравственная глухота, т.е. происходит деформация личности, теряется драгоценное свойство врача — его истинная гуманность. Даже если это опытный квалифицированный специалист, он не может считаться хорошим врачом [1].

Коммуникативные основы медицинской деятельности (общение врача и пациента). Часть 1

Основные трудности взаимодействия врача и пациента; барьеры общения. Коммуникативная компетентность, модели лечебного процесса.

Эта статья в формате видеолекции здесь.


Основные задачи, которые ставит перед собой врач, общаясь с пациентом:
— Установление контакта с больным;
— Диагностика болезни;
— План лечения;
— Оценка эффективности лечения.

Наименее определенным здесь является психологическое содержание «установления контакта с больным».
При этом процесс лечения заболевания сопровождается:
— Психологическими явлениями, связанными с личностью больного;
— Изменениями личности, связанными с болезнью (будь то острые заболевания, например, ОРВИ, или тяжелые хронические заболевания);
— Личностью врача;
— Применяемыми методами лечения.

Основные трудности, возникающие при общении с пациентом, представляют собой:
— Осознание пациентом угрозы здоровью (оптимистический настрой в отношении прогноза заболевания, когда пациент не осознает угрозу своему здоровью либо обратная ситуация, когда у пациента присутствует ипохондрическое состояние, которое усугубляет течение заболевания);
— Трудности, связанные с ограничением привычного нормального режима жизни;
— Заболевание как препятствие к реализации личных целей (вызывает негативные эмоции, которые сказываются на процессе общения с врачом);
— Возникновение у больного состояния психической напряженности как реакции на трудность (или опасность);
— Существенные изменением у пациента привычных параметров деятельности и общения.

Предпосылок для усугубления таких трудных ситуаций в медицине достаточно, и, если их не предупреждать, они реализуются в конфликты. В случаях неудовлетворенности медицинской помощью имеют место трудности взаимодействия между врачом и больным (по статистическим данным, у пациентов наибольшую неудовлетворенность вызывает работа регистратуры, отсутствие возможности записаться на прием к врачу через интернет, ожидание в очереди при записи на прием на определенное время, когда у врача нет возможности принять пациента именно в это время (не всегда удается уложиться в строго выделенные 15 минут на каждого пациента).

Это необходимо учитывать на всех этапах оценки качества медицинской помощи.

В целом качество медицинской помощи можно разделить на два основных направления:
— качество работы врача, а именно его коммуникативные навыки (профилактика и предупреждение конфликтных ситуаций);
— организация медицинской помощи в поликлинике (работа главного врача и его компетенции как управленца).

Трудности взаимодействия врача и пациента находят свое выражение:
— в искажении восприятия (для каждого человека характерна избирательность внимания, что означает подсознательный выбор именно той информации, которая ему интересна, восприятие информации через собственные оценочные критерии; информация, которая не вызывает ни интеллектуального ни эмоционального отклика, человеком не воспринимается; в то же время вся воспринятая информация искажается человеком с учетом его психологических установок, эмоциональной оценки и личного опыта; таким образом, пациент непроизвольно искажает информацию, полученную от врача, с учетом доверия/недоверия врачу, понимания/непонимания того, о чем говорит доктор) ;
— в отсутствии понимания и оценки информации (в этой ситуации врач должен уметь говорить с пациентом на его языке и обладать навыком получения обратной связи от больного);
— в конкурирующем взаимодействии врача и больного вплоть до конфронтации (для предотвращения подобной ситуации всегда необходимо дать пациенту высказаться, выразить свою точку зрения, согласиться с его утверждением, но в дальнейшем инициативу по принятию решения брать в свои руки).

Профессионализм врача состоит из трех основных компонентов:
— Знание – это теоретическая парадигма, определяющая, что делать и зачем.
— Умение – дает представление о том, как делать.
— Желание – это мотивация: хочу делать.
Чтобы развить профессиональные навыки, необходимо сочетание Знания, Умения и Желания.

Для врача как профессионала важны такие ключевые моменты, как правильная диагностика, назначение адекватного лечения и получение определенного результата, а также наличие клинического мышления (позволяет врачу выстроить сотруднические отношения с пациентом).


Успех во врачебной деятельности также определяется следующими психологическими особенностями:
I. Высокий уровень коммуникативной компетентности:
— Аффилиация − потребность человека быть в обществе других людей, живое, заинтересованное отношение к пациентам, стремление помогать им, защита от профессиональной деформации.
— Эмоциональная стабильность − контроль над эмоциональными реакциями.
— Эмпатия − психологическая «включенность» в мир переживаний больного.
— Сенситивность к отвержению − способность воспринимать негативное отношение окружающих.
II. Независимость и автономность, сочетающаяся с уверенностью в собственных силах.
III. Гибкость и пластичность поведения в изменяющихся нестандартных профессиональных ситуациях.
IV. Высокая степень устойчивости к стрессу, информационным и эмоциональным перегрузкам.

Помимо этого важна коммуникативная компетентность, которая подразумевает наличие определенных психологических знаний (например, о типах личности, о способах переживания и реагирования на стресс у разных людей в зависимости от типа темперамента, о специфике связи между типами телосложения и особенностями психического склада личности и т. п.). Иными словами, это сформированность специальных навыков: умения устанавливать контакт, слушать, «читать» невербальный язык коммуникации, строить беседу, формулировать вопросы; владение врачом собственными эмоциями, способность сохранять уверенность, контролировать свои реакции и поведение в целом, правильное понимание больного и соответствующее реагирование на его поведение; коммуникативная толерантность и умение не только психологически правильно строить отношения с больным, но и способность в процессе этих отношений оставаться в рамках профессиональной роли.

Врачи, владеющие коммуникативными навыками:
— могут поставить точный диагноз, особенно, если это касается психологических проблем пациента;
— могут научить пациента контролировать свое состояние и лечение;
— имеют более хорошие результаты лечения;
— обеспечивают большую безопасность для пациента;
— сталкиваются с меньшим количеством жалоб по поводу использования служебного положения.

Во врачебной практике также присутствуют различные виды общения. Рассмотрим их подробнее:
— Формальное общение — контакт масок (отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски – вежливости, учтивости, скромности, участливости);
— Малая заинтересованность мед.работника или пациента в результатах взаимодействия;
— Примитивное общение (когда оценивают человека как нужный или мешающий объект; цель обращения к врачу – получение дивидендов; от пациента зависит авторитет врача);
— Формально-ролевое общение (вместо знания личности собеседника ограничиваются знанием его социальной роли);
— Манипулятивное общение (извлечение выгоды путем специальных приемов; способ ипохондризации пациента; пациенты-манипуляторы);
— Деловое общение (учитывающее особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника при нацеленности на интересы дела, а не на возможные личностные расхождения);
— Духовное общение (диагностическое и лечебное взаимодействие не подразумевает столь интимного контакта).

Модель лечебного процесса с точки зрения всего вышесказанного (о том, что база компетенций врача – коммуникативные навыки, так как именно с них начинается общение врача и пациента), выглядит следующим образом: на входе пациент, его личностные качества и характеристики его заболевания; на выходе – лечение и результат; в процессе взаимодействия врача и пациента очень важным моментом является квалификация врача, лечебные и диагностические мероприятия, ресурсы (материальные возможности пациента и ресурсы лечебного учреждения).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: