\

В каком возрасте дети учатся перерисовывать геометрические фигуры?

Изучаем геометрические фигуры: игры для детей дошкольного возраста

Одним из важных аспектов развития математических представлений у дошкольников является изучение основ геометрии. В ходе знакомства с геометрическими фигурами, ребенок приобретает новые знания о свойствах предметов (форме) и развивает логическое мышление. В этой статье мы поговорим о том, как помочь дошкольнику запомнить геометрические фигуры, как правильно организовать игры для обучения геометрии, а также о том, какие материалы и пособия можно использовать для развития математических способностей малыша.

В каком возрасте можно начинать изучать геометрические фигуры?

Многих родителей посещает вопрос, нужно ли маленьким детям знакомиться с геометрическими фигурами. Специалисты считают, что занятия в игровой непринужденной форме оптимально начинать с 1,5 лет. До этого возраста уместно проговаривать ребенку названия форм предметов, с которыми малыш встречается в реальной жизни (например, «тарелка круглая», «стол квадратный»).

Знакомя ребенка с геометрическими фигурами, ориентируйтесь на его реакцию. Если малыш начал проявлять к ним интерес в раннем возрасте (играя с сортером или рассматривая картинки), поощряйте его любопытство.

В 2 года малыш должен уметь различать:

  • Круг;
  • Квадрат;
  • Треугольник.

К 3 года к ним можно добавить:

  • Овал;
  • Ромб;
  • Прямоугольник.

В более старшем возрасте ребенок может запомнить такие фигуры, как трапеция, пятиугольник, шестиугольник, звезда, полукруг. Также дети, посещающие Монтессори-центр «Созвездие», с интересом знакомятся с геометрическими телами.

Как помочь ребенку запомнить геометрические фигуры?

Обучение ребенка геометрическим формам должно происходить поэтапно. Приступать к новым фигурам нужно только после того, как малыш запомнит предыдущие. Самой простой фигурой считается круг. Покажите ребенку круглые предметы, пощупайте их, пусть малыш проведет по ним пальчиком. Также можно сделать аппликацию из кругов, слепить круг из пластилина. Чем больше ощущений, связанных с изучаемым понятием, получит ребенок, тем лучше малыш его запомнит.

Для знакомства с формами можно использовать объемные фигуры. Это могут быть делали конструктора, сортера, шнуровки, рамок-вкладышей. Так как в раннем возрасте наиболее развит наглядно-действенный тип мышления, то различные действия с фигурами помогут лучше их запомнить.

Как дети разного возраста воспринимают геометрические фигуры

Операции, которые ребенок может производить с геометрическими фигурами, и то, как он воспринимает формы, зависят от возраста малыша. В соответствии с возрастными особенностями, можно выделить следующие этапы обучения:

  1. На втором году жизни малыш способен зрительно распознавать знакомые ему фигуры и сортировать предметы по форме.
  2. В 2 года ребенок может найти нужную фигуру среди ряда других геометрических фигур.
  3. К 3 годам малыши могут называть фигуры.
  4. В 4 года ребенок способен соотносить объемную фигуры с плоским изображением.
  5. В старшем дошкольном возрасте (а иногда и раньше) можно начинать изучение геометрических тел (шар, куб, пирамида). Также в этом возрасте ребенок может анализировать сложные картинки, состоящие из множества фигур.

В независимости от возраста малыша старайтесь обращать его внимание на формы окружающих предметов и сопоставлять их с известными геометрическими фигурами. Это можно делать дома и на прогулке.

Игры для изучения геометрических фигур

Чтобы ребенку было интересно, обучение геометрическим фигурам должно происходить в игровой форме. Следует также подбирать яркие и красочные материалы для занятий (их можно приобрести в магазине или сделать своими руками). Вот некоторые примеры игр и пособий для изучения геометрических фигур:

  1. Сортировка. Игры с сортером можно начинать уже с 1 года. Предложите малышу найти для фигуры ее окошко. Так ребенок будет не только запоминать геометрические фигуры, то и развивать мелкую моторику, мышление и пространственные представления, ведь чтобы деталь попала в отверстие, нужно повернуть ее под правильным углом. Сортировать можно и любые другие предметы, например, элементы конструктора, блоки Дьенеша или счетный материал.
  2. Рамки вкладыши. По сути, это пособие аналогично сортеру. Для каждой геометрической фигуры необходимо найти ее место.
  3. Геометрическое лото. Для игры понадобится поле с изображением геометрических фигур и раздаточные карточки с каждой фигурой в отдельности. Маленькие карточки ребенок может доставать из сундучка или мешочка, а затем искать их место на игровом поле. Эта игра также отлично тренирует внимание малыша.
  4. Геометрическая аппликация. Вырежьте из бумаги различные геометрические фигуры и вместе с ребенком составьте из них картинку (например, из треугольников можно сделать елочку, из квадрата и треугольника – домик).

  1. Рисование (в том числе, при помощи трафаретов).
  2. Лепка.
  3. Выкладывание фигур из счетных палочек.
  4. Геометрическая мозаика.
  5. Шнуровки с геометрическими фигурами.
  6. Игры с карточками.
  7. «Угадай на ощупь».
  8. Активные игры. На асфальте мелом нарисуйте геометрические фигуры. Попросите малыша представить, что фигуры – это домики, в которые надо забежать по сигналу. Далее Вы называете геометрическую фигуру, а ребенок бежит к ней.

Кроме того, для изучения геометрических фигур можно использовать развивающие мультфильмы. Вот один из них:

Выводы

Обучение основам геометрии в дошкольном возрасте является важной частью формирования у ребенка математических и сенсорных представлений. Знакомство с фигурами должно происходить постепенно (сначала простые фигуры – круг, квадрат, треугольник). Чтобы малышу было интересно, занимайтесь изучением геометрических фигур в игровой форме. Вашими помощниками в этом могут стать такие развивающие пособия, как рамки-вкладыши, мозаики, лото, сортеры, наборы геометрических фигур и тел, трафареты. Изучать геометрические фигуры можно и на улице: просто проговаривайте с ребенком, что вы видите вокруг и на какие фигуры похожи эти предметы. Тогда малыш обязательно научится различать геометрические фигуры и запомнит их названия.

Заключение

Для всестороннего и гармоничного развития каждого малыша в детском центре «Созвездие» специально создана Монтессори-среда. В процессе свободной работы в ней дети не только знакомятся с основами геометрии, но и развивают свои познавательные процессы, мелкую моторику, учатся писать, читать, считать. Кроме этого Монтессори-среда дает ребенку возможность в полной мере проявить самостоятельность и ответственность. Будем рады видеть Вас и Вашего малыша у нас в центре!

Статью подготовила Монтессори-педагог
Малышева Евгения

Методика ознакомления с геометрической фигурой и формой предмета на разных этапах дошкольного возраста.

Билет 5, вопрос 2

1. ознакомление с геом. фигурами в младшей группе;

2. ознакомление с геом. Фигурами в средней группе;

3 ознакомление с геометрическими фигурами в старшей группе;

Малыши должны знать следующие плоские фигуры: круг, квадрат, треугольник (эта последовательность)

Материал: модели геом.фигур должны быть представлены в течении года различными цветами, чтобы малыш мог сделать обобщение. Так же в течении года модели должны быть разных размеров. ( например: круги бывают разных цветов и размеров, но все они имеют один признак.)

Что есть у квадрата? Стороны, углы. Дети должны правильно показывать фигуру изначально, рукой проводить по контуру.

У квадрата и треугольника показываем стороны (от вершины одного угла до вершины другого)…ещё сторона, ещё сторона. Угол-часть плоскости, его показываем от середины одной стороны до середины другой, вершина показываем как точка.

При показе любой фигуры последовательность вопросов:1.как наз.фигура?2.какого цвета?3.что есть у фигуры? (покажи)

Если круг, какой он? — круглый. В течение всего года дети должны не только различать фигуры, но и сравнивать их. Для сравнения берём фигуры разных цветов, следующей последовательности :круг-квадрат; треугольник.-круг; треугольник-квадрат. Для усиления зрительного анализатора, одна фигура всегда накладывается на другую. Вопросы: чем отличаются? Чем похожи?

Читайте также  Муковисцидоз у детей

Уточнить и расширить представления детей о знакомых геометрических фигурах, при анализе фигур, кроме круга, появляется дополнительный вопрос связанный с количеством элементов фигуры. «Как называется эта фигура?» «Какого она цвета?»

«что есть у фигуры?» (обязательно с показом элементов: стороны. Углы, вершины).

Дети должны уметь сравнивать фигуры между собой, поэтому при сравнении следует задавать такие вопросы: «Чем отличается одна фигура от другой?» «Чем фигуры похожи?»

Новая задача -познакомить детей с прямоугольником.

Методика: на доске модель квадрата, рядом прямоугольник.

. Кто знает, как называется эта фигура? какого цвета? что есть у него?

Квадрат накладывается на прямоугольник для усиления зрительного анализатора.

Чем отличается прямоугольник от квадрата? (прямоугольник удлинен) Чем похожи?(у них есть 4 стороны, у них есть углы, есть вершины).

Далее квадрат и прямоугольник другого цвета.(только прямоугольник прикрепляем горизонтально). Также накладываем квадрат на прямоугольник.

В дальнейшем предлагаются прямоугольники разных цветов и размеров, чтобы дети могли сделать обобщение, что у них разные размеры и цвета, но у них 4 стороны, 4 вершины и 4 угла.

Так же детей следует знакомить с объёмными телами (шар, куб, цилиндр, конус) дети должны уметь правильно называть фигуры, приносить любую из указанных фигур по просьбе воспитателя и знать свойства перечисленных объёмных тел (шар-неустойчивый, куб-устойчивый, итд) желательно, чтобы эти свойства дети могли прочувствовать через строительные игры, где для соотв.построек берут соотв.детали.

3 Старшая группа.

В этой группе уже следует группировать геометрические фигуры по цвету. Справа отложить красные, слева синие, или справа красные слева все остальные, справа красивые слева некрасивые и т.д.

По величине большие, маленькие и т.д.

По форме справа фигуры, которые имеют углы, слева фигуры без углов.

Дети должны уметь выкладывать узоры из геометрических фигур. В начале по образцу, потом по словесному указанию, потом по желанию. При этом ребенок не только составляет узоры, но и рассказывает из каких геометрических фигур состоит этот узор, в определенной последовательности (в центре, слева, справа, в верху, в низу, по углам)

Помимо узоров, обязательно должны быть настольно-печатные игры типа:монгольской игры, тангран, в которых дети, соблюдая правила игры, составляют силуэты. В начале вместе с воспитателем, потом по рисунку, потом по графическому изображению.

В индивидуальном порядке должны быть такие задания детям: подбери 2е фигуры одного размера, но разной формы, цвета и т.д. Возьми фигуру маленькую, но не синюю, не круг и т.д.

Вводится новая задача: познакомить с понятием четырехугольник.

На доске четырехугольники разных размеров и цветов.

Перечисли, какие фигуры на доске?.

Чем отличаются эти фигуры между собой? Чем они похожи?

Верно у них у всех 4 стороны, 4 угла, 4 вершины. И тут же показывается треугольник.

Почему эта фигура называется треугольник?

Так как же, одним словом можно назвать все эти фигуры?

В дальнейшем задание: выложи четырехугольники, у которых равны все стороны; выложи те, у которых равны только противоположные стороны, те же самые задания из счетных палочек.

Дети должны помнить, что у квадрата все стороны равны, уметь это доказать и проверить (сложить по диагонали).

У прямоугольника равны только противоположные стороны

Еще одна задача: учить детей находить сходства в предметах с той или иной геометрической фигурой.

1.дети находят сходство в реальных предметах. У детей фигуры, у воспитателя предметы (какой Фомы косынка, подними эту фигуру)

2. Ребенок ищет сходство с нарисованными предметами.(покажите картинку на которой предмет вот такой формы)

3. Дети составляют предмет из геометрических фигур и анализируют.

4. Дети ищут предметы указанной формы в окружающем.

5. Дети называют предмет по представлению. Я назову предмет, а ты скажешь какой он формы.

Формирование представлений о геометрических фигурах у детей в старшей группе (5-6 лет)

Просмотр содержимого документа
«Формирование представлений о геометрических фигурах у детей в старшей группе (5-6 лет)»

Тема: Формирование представлений о геометрических фигурах в старшей группе (5-6 лет)

Область представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей старшей группы.

Методика формирования у детей шестого года жизни обобщенного понятия «четырехугольник»

Совершенствование умения определять форму предметов, навыков трансфигурации

Область знаний о геометрических фигурах и форме детей старшей группы.

В старшем возрасте обследование геометрической фигуры становится еще более подробным и детальным. Вся работа по формированию представлений и понятий строится на сравнении и сопоставлении их моделей, модели сопоставляются уже не попарно, а сразу три – четыре фигуры. Так, уточняя представления о прямоугольнике, детям показывают несколько прямоугольников, разных по размеру, изготовленных из разных материалов, разного цвета. При этом обращается внимание на то, что форма не зависит от размера, цвета. Дети выявляют особенности этой фигуры: попарно равны, стороны тоже равны. Проверяют это.

В старшем дошкольном возрасте дети свободно изучают, называют плоские и объемные геометрические фигуры, различают однородные и разнородные фигуры по конфигурации и соотношению сторон, активно используют их в играх.

Для более подробного и детального изучения фигур, в работе с детьми используется измерение с помощью условной мерки и дети еще раз убеждаются, что у квадрата и ромба все стороны равны, а у прямоугольника и трапеции – только боковые противолежащие.

Детям старшего дошкольного возраста так же предлагается зарисовка геометрических фигур в тетради в клеточку. При зарисовке детям даются точные, четкие указания: что рисовать, какого размера, в каком количестве.

Детей знакомят с элементарными геометрическими понятиями. Воспитатель показывает на квадрате и прямоугольнике углы, вершины, стороны фигуры.

Вершина — это точка, в которой соединяются стороны.

Угол – часть плоскости, ограниченная сторонами.

Вершины и стороны образовывают границу фигуры,

Граница вместе с внутренней областью образует саму фигуру.

Эти представления надо давать детям ненавязчиво, доступно, в про­цессе практической деятельности:

Покажи углы, стороны, вершины.

Обведи квадрат.

Заштрихуй внутреннюю область фигуры, а границу обвести другим.

Методика формирования у детей шестого года жизни обобщенного понятия «четырехугольник»

Программой определена задача сформировать у детей старшего дошкольного возраста обобщенные понятия – четырехугольник.

На основе выявления существенных, уже известных детям, признаков их подводят к общению. Сравнивая разные по цвету, величине квадраты, прямоугольники, квадраты, ромбы, трапеции, дети устанавливают, что у всех этих геометрических фигур есть по четыре угла, четыре вершины, четыре стороны. Это количество является их общим свойством, общим признаком, который положен в основу определения четырехугольника.

Дети начинают осознавать, что какой – бы формы не была фигура, но если у нее четыре угла, четыре стороны, четыре вершины – четырехугольник.

Понятие четырехугольник – является обобщением таких понятий как квадрат, ромб, трапеция и др., независимо от их вида и размера. Подобные взаимосвязи и обобщения доступны детям, поднимают их умственное развитие на наиболее высокий уровень.

Например:

Найдите знакомые геометрические фигуры (см. рис. ).

Что вы про них знаете?

Что общего у всех этих фигур?

Как их можно назвать одним словом?

Почему все эти фигуры являются четырехугольниками?

Для закрепления представлений детей о четырехугольниках организуются задания на классификацию фигур разной формы, цвета, размера. Можно использовать следующие задания:

отобрать все четырёхугольники, назвать фигуры данной группы;

отобрать 4-угольники с равными сторонами, назвать их, назвать остальные фигуры;

Читайте также  Трахеобронхоскопия и эзофагоскопия при обследовании детей

отобрать все большие четырехугольники, назвать их форму, цвет;

справа положить все четырехугольники называя их, а слева – ГФ, которые не четырехугольники;

подобрать ГФ по контуру и названию.

Полезно применять и такой приём: детям раздаются карточки с контурным изображением фигур разного размера и формулируется задание подобрать соответствующие фигуры по форме и размеру и наложить их на контурное изображение.

Зарисовка, преобразования, классификация, экспериментирование, решение занимательных задач, помогают ребенку овладеть этим сложным понятием.

Совершенствование умения определять форму предметов, навыков трансфигурации

Важной задачей является формирование умения детей определять форму предметов, сравнивая ее с геометрическими фигурами как эталонами предметной формы. Это способствует более полному, целенаправленному распознанию предметов окружающего мира и воспроизведению их в рисунке, лепке, аппликации. Хорошо усвоив геометрические фигуры, ребёнок всегда успешно справляется с обследованием предметов.

В старшем возрасте детей учат определять не только основную форму предметов, но и форму деталей (домик, машина, снеговик). Игровые упражнения проводят с целью обучения детей зрительно расчленять предметы на части определённой формы и воссоздавать предмет из частей.

Такие упражнения с разрезными картинками, кубиками лучше проводить вне занятия.

В старшем возрасте продолжается работа по формированию умений детей выкладывать геометрические фигуры из палочек. Для организации работы с детьми необходимо иметь наборы счетных палочек, карточки с графически изображенными на них фигурами, которые подлежат преобразованию. На обратной стороне карточки — указывается, какое преобразование надо проделать и какая фигура должна получиться в результате.

На начальных этапах дети выкладывали геометрические фигуры по образцу, в старшей же группе – по представлению, также их учат видоизменять выложенные предметы путем перекладывания одной или нескольких палочек.

Для детей 5-7 лет задачи-головоломки со счетными палочками можно объединить в 3 группы:

Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек: составить 2 равных квадрата из 7 палочек, 2 равных треугольника из 5 палочек.

Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек.

Задачи на смекалку, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения, преобразования заданной фигуры.

Трансфигурация становится важным моментом в расширении у детей геометрических представлений. Трансфигурация – видоизменение фигуры, объекта. Главное в трансфигурации – сохранение количества деталей.

У детей продолжают формировать умения составлять плоские ГФ путём преобразования разных фигур. Например, из двух треугольников сложить квадрат, а из двух квадратов – прямоугольник. Эти задания целесообразно связывать с упражнениями по делению фигур на части.

Очень важно упражнять детей в комбинировании геометрических фигур, в составлении разных композиций из одних и тех же фигур. Это приучает их всматриваться в форму различных частей любого предмета, читать технический рисунок при конструировании. Из ГФ могут составляться изображения предметов.

Для этого используются специальные игры: «Танграм», «Пифагор», «Волшебный круг», «Монгольская игра» и др. Эти игры построены на принципе Фребеля (есть одна единая фигура, ее детали служат для выкладывания других фигур).

Последовательность работы:

Первый этап — ознакомление с набором фигур к игре, преобразование их с целью составления из 2-3 имеющихся новой.

Второй этап – работа с «расчлененными» образцами (составление фигур методом наложения на схему, анализ предъявляемых изображений, выражение речи способа соединения и пространственного расположения частей; выкладывание изображения методом проб и ошибок).

Третий этап — воссоздание фигур по образцам контурного характера (нерасчлененным)

Четвертый этап — упражнения в составлении изображений по памяти

Пятый этап — составление изображений по собственному замыслу.

Эти упражнения способствуют развитию сообразительности, памяти, мышления детей.

Жытко, I. У. Гуляем, навучаем, развiваем, цi Знаёмiм дзяцей з матэматыкай /I. У. Жытко, В. П. Бараноуская. Л. С Хадановiч. Мiск, 1997.

Теория и методика формирования элементарных математических представлений у детей: учебно-методический комплекс по учебной дисциплине/ Составитель Тышкевич И.В. – Минск : БГПУ
имени М.Танка, 2013

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников /под ред. А.А.Столяр. – М., Просвещение 1988

Щербакова, Е.И. Методика обучения математике в детском саду: учебное пособие для студентов дошк. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений. — М., Изд. Центр «Академия», 1998

Обучение детей видоизменению геометрических фигур. Формирование у детей системных знаний о геометрических фигурах и элементарных геометрических представлений

Систематизация знаний о геометрических фигурах возможна лишь тогда, когда сама фигура будет представлена ребенку как непрерывное множество (точек, сторон, углов, вершин). Формирование такого представления требует: а) четкого различения признака формы и других признаков, что лучше всего осуществляется, если она показана ребенку в «чистом виде», в виде геометрического эталона (геометрических фигур); б) четкого дифференцирования понятий: «сторона», «угол», «вершина», умения детей анализировать любую фигуру с выделением этих элементов; в) умения детей применять разные способы количественного и качественного анализа и синтеза фигур, умения быстро установить то что является особенным и что общим, закономерно повторяющимся в разных фигурах. В качестве дидактических задач формулируются следующие: различать и называть геометрические фигуры; группировать фигуры по разным признакам (объемные, * плоскостные, имеющие углы и округлые); сравнивать предметы по форме, понимать зависимость формы от других качеств, признаков; называть и показывать элементы геометрических фигур (стороны, углы, вершины, основания, боковая поверхность); воссоздавать и трансформировать фигуры (рисовать, вычерчивать, выкладывать, делить на две-четыре части и др.); знать особенности геометрических фигур как эталонов при определении формы предметов; владеть разными способами сравнения предметов по форме, находя общее и различное; развивать глазомер. Содержание знаний детей о геометр.фигурах и форме предметов представлено в Программе воспитания детей в детском саду. Реализация Программы зависит от возрастных особенностей детей. Так, в 1 младшей группе дети знакомятся с шаром и кубом в процессе практических действий с ними (поднять, поднести, прокатить). Во 2 младшей группе малышей можно ознакомить с квадратом, кругом, бруском, закрепить их знания о кубе и шаре. Основным содержанием является обучение приемам обследования фигуры осязательно-двигательным и зрительным путем. Дети сравнивают одинаковые по форме, но разные по цвету и величине знакомые фигуры: круги, кубы, квадраты, треугольники, шары, бруски. В средней группе закрепляются знания детей об уже знакомых фигурах, а также они знакомятся с прямоугольником и цилиндром. В старшей группе продолжается формирование знаний о геометрических фигурах. Детей можно ознакомить с ромбом, пирамидой, овалом. На основании имеющихся знаний у детей формируется понятие о четырехугольнике. В подготовительной группе детям предлагается только одна новая фигура — конус. Однако дети упражняются в различении и построении многоугольников (пяти-, шести-, семиугольников). Самым важным моментом при ознакомлении детей с формой является зрительное и тактильно-двигательное восприятие формы, разнообразные практические действия, развивающие его сенсорные способности. В организации работы по ознакомлению детей с формой предмета значительное место занимает показ (демонстрация) самой фигуры, а также способов ее обследования. Для развития у детей навыков обследования формы предмета и накапливания соответствующих представлений организуются разные дидактические игры и упражнения. Так, с целью усвоения названия и уточнения основных особенностей отдельных геометрических фигур воспитатель организует игры («Назови геометрическую фигуру»).

Систематизация знаний о геометрических фигурах возможна лишь тогда, когда сама фигура будет представлена ребенку как непрерывное множество (точек, сторон, углов, вершин). Формирование такого представления требует: а) четкого различения признака формы и других признаков, что лучше всего осуществляется, если она показана ребенку в «чистом виде», в виде геометрического эталона (геометрических фигур); б) четкого дифференцирования понятий: «сторона», «угол», «вершина», умения детей анализировать любую фигуру с выделением этих элементов; в) умения детей применять разные способы количественного и качественного анализа и синтеза фигур, умения быстро установить то что является особенным и что общим, закономерно повторяющимся в разных фигурах. В качестве дидактических задач формулируются следующие: различать и называть геометрические фигуры; группировать фигуры по разным признакам (объемные, * плоскостные, имеющие углы и округлые); сравнивать предметы по форме, понимать зависимость формы от других качеств, признаков; называть и показывать элементы геометрических фигур (стороны, углы, вершины, основания, боковая поверхность); воссоздавать и трансформировать фигуры (рисовать, вычерчивать, выкладывать, делить на две-четыре части и др.); знать особенности геометрических фигур как эталонов при определении формы предметов; владеть разными способами сравнения предметов по форме, находя общее и различное; развивать глазомер. Содержание знаний детей о геометр.фигурах и форме предметов представлено в Программе воспитания детей в детском саду. Реализация Программы зависит от возрастных особенностей детей. Так, в 1 младшей группе дети знакомятся с шаром и кубом в процессе практических действий с ними (поднять, поднести, прокатить). Во 2 младшей группе малышей можно ознакомить с квадратом, кругом, бруском, закрепить их знания о кубе и шаре. Основным содержанием является обучение приемам обследования фигуры осязательно-двигательным и зрительным путем. Дети сравнивают одинаковые по форме, но разные по цвету и величине знакомые фигуры: круги, кубы, квадраты, треугольники, шары, бруски. В средней группе закрепляются знания детей об уже знакомых фигурах, а также они знакомятся с прямоугольником и цилиндром. В старшей группе продолжается формирование знаний о геометрических фигурах. Детей можно ознакомить с ромбом, пирамидой, овалом. На основании имеющихся знаний у детей формируется понятие о четырехугольнике. В подготовительной группе детям предлагается только одна новая фигура — конус. Однако дети упражняются в различении и построении многоугольников (пяти-, шести-, семиугольников). Самым важным моментом при ознакомлении детей с формой является зрительное и тактильно-двигательное восприятие формы, разнообразные практические действия, развивающие его сенсорные способности. В организации работы по ознакомлению детей с формой предмета значительное место занимает показ (демонстрация) самой фигуры, а также способов ее обследования. Для развития у детей навыков обследования формы предмета и накапливания соответствующих представлений организуются разные дидактические игры и упражнения. Так, с целью усвоения названия и уточнения основных особенностей отдельных геометрических фигур воспитатель организует игры («Назови геометрическую фигуру»).

Читайте также  Гипотония у детей

(2 вар) Алгоритм ознакомления дошкольников с геометрическими фигурами:

— педагог показывает геометрическую фигуру, называет ее;

— предлагает детям показать такую же, назвать ее;

— предлагает детям найти ее среди других;

— предлагает детям обследовать геометрическую фигуру;

В каком возрасте дети учатся перерисовывать геометрические фигуры?

Конспект занятия

Тема: Счет до двух. Круг.

Цель: Познакомить с геометрической фигурой — круг.
Задачи: Закрепить умение считать до двух, учить узнавать предметы круглой формы в окружающей обстановке и на рисунке. Закрепить понятия «столько же, поровну, больше, учить уравнивать группы предметов по количеству двумя способами.
Материалы: 2 белочки, 2 зайчика на наборное полотно, круг для знакомства с формой, круги для рисования предметов круглой формы.
Раздаточный материал: карточки с машинами, кружочки по 3-5 на каждого для выкладывания, круги большого размера для исследования формы.

1. Пальчиковая гимнастика. Пальчик-мальчик, где ты был?
Мальчик – пальчик, где ты был?
Долго по лесу бродил.
Встретил я медведя, волка,
зайку, ёжика в иголках,
встретил белочку, лисичку,
встретил лося и синичку,
Всем подарки подарил,
всяк меня благодарил.

(загибаем пальчики при перечислении)
Кого встретил пальчик в лесу? Как называют всех этих животных? Дикие.

2. Сравнение групп предметов.
Отгадайте загадку.
Кто по веткам ловко скачет и взлетает на дубы?
Кто в дупло орешки прячет, сушит на зиму грибы? Белка.
А вот и белочки. Какие пушистые. Сколько белочек к нам пришло в гости?
2
А это кто?
Летом серый, а зимой белый
. Зайчик.
Сколько зайчиков? Два. Одинаково ли у нас зайчиков и белочек? У каждой белочки есть пара. Значит их поровну. Два и два – одинаково, белочек столько же, сколько зайчиков.
Закройте глазки. Воспитатель убирает одну белочку. Откройте глазки. Что изменилось? А теперь белочек и зайчиков поровну? Кого больше? Как снова сделать поровну? Один способ – прибавим недостающую белочку. Два и два снова поровну.
Опять закройте глазки.
Воспитатель убирает зайчика. Что изменилось? Поровну ли теперь белочек и зайчиков? Кого больше? Как снова сделать поровну? Зайчик убежал в лес и не вернется. Надо убрать одну белочку. Один и один – одинаково, поровну.

3. Закрепление понятия «столько же».
Выкладывание. Что изображено на карточке? Машины. Сколько машин? Две. Положи столько же колес, сколько машин. Сколько колес ты положил? Почему?

4. Знакомство с кругом.
Знакомство с кругом.
На какую фигуру похоже колесо? На круг. Вот и к нам в гости пришел круг.
— Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали? Я круг. Очень люблю катиться по дорожке. У меня нет углов, поэтому я быстро могу докатиться туда, куда хочу.
Возьмите по одному кругу. Попробуйте покатить. Катятся круги? Покажите левую руку – эта ручка левая, прижмите круг левой рукой к столу. Обведем круг по краю пальчиками правой руки. Нашли уголочки? Их нет. Это круг.

5. Физминутка. Пузырь.
Раздувайся пузырь,
раздувайся большой,
да не лопайся.

6. Фантазеры.
Какие предметы напоминает круг?
Сейчас я дорисую круг до предмета, а вы назовете, что получилось.
Воспитатель дорисовывает круги, а дети называют, например, часы, солнышко, воздушный шарик и т.д.
Теперь вы возьмите карточку с кругом и сами дорисуйте его до какого-нибудь предмета.

В какие игры играли? Какая игра больше всего понравилась?

Рабочий лист к занятию

Игры по теме урока:

1. Резиночка (подвижная):

Дети встают в круг и берут в руки резинку, у которой концы сшиты вместе. Задание: с помощью резинки покажите большой круг, маленький. Можно изобразить любую геометрическую фигуру.

2. Положи столько же (настольная):

У детей карточки с изображением различных предметов (до 5). Задание: положи столько же кружков (квадратов и т.п.) , сколько предметов на карточке.

3. Геометрическое лото. (настольная)

На большой карточке изображен круг. Задание: найти все карточки с предметами круглой формы и выложить их в «окошках».

4. Геометрическая мозайка. (настольная)

У детей карточки с изображением какого-нибудь предмета из геометрических фигур. Задание: выбрать из набора геометрических фигур нужные для создания данной картинки и сложить.
1 вариант: накладывать геометрические фигуры на карточку,
2 вариант: самостоятельно выложить такое же изображение, как на карточке.
3 вариант: запомнить и выложить изображение предмета по памяти.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ КАК ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: