\

В каких случаях мастурбация у детей рассматривается как патология?

Детский онанизм. Стоит ли волноваться?
консультация

Консультация для радителей

Скачать:

Вложение Размер
detskiy_onanizm.docx 20.91 КБ

Предварительный просмотр:

Детский онанизм. Стоит ли волноваться?

педагог-психолог МБДОУ №10

Что такое детский онанизм?

Детский онанизм – это когда ребенок ласкает себя сам (занимается онанизмом), это довольно распространенное явление, конечно, нежелательное, но ничего особенно трагического или позорного в нем нет. И наказывать за это не нужно.

Он не имеет ничего общего со взрослым онанизмом (после полового созревания). По сути, манипуляция с половыми органами у ребенка ничем не отличается от расчесывания болячки. Ведь механизм сексуального удовлетворения у детей еще не сформирован, и «разрядки», типичной для взрослых, никогда не наступает.

Подавляющее большинство детей (мальчики практически все, а девочки — в подавляющем большинстве ) занимаются онанизмом . Изначально он связан с появлением интереса к собственному телу, абсолютно нормальным этапом в развитии. А область половых органов очень богата нервными окончаниями и, касаясь ее, ребенок испытывает новые ощущения.

Ребенок может обнаружить у себя и другие эрогенные зоны, помимо половых органов, и начать стимулировать их. Это может быть сосание пальца (чаще большого) или любых других предметов, чесание пяток, поглаживание спины, опять же — длительное сидение на унитазе (горшке). Но это не вызывает у окружающих панической реакции, хотя природа этих явлений абсолютно такая же, как при раздражении половых органов.

Детский онанизм- это проблема?

Сами по себе прикосновения к каким-либо областям своего тела вовсе не являются проявлением какого-то заболевания. Совершенно ничего плохого в этом нет.

Проблема кроется в реакции взрослых на данное событие, как правило – это сильный испуг, который всегда и очень быстро передается ребенку. Он начинает думать, что занимается чем-то отвратительным и гадким, и, если родители или прародители, или воспитатели довершат цикл неверных действий и отругают, то ребенок начинает ощущать себя очень-очень плохим мальчиком (или девочкой).

Этот испуг, эта заниженная самооценка могут стать первопричиной больших проблем: от утраты доверия в отношениях со взрослыми до грубых нарушений в последующей сексуальной жизни, восприятии ее как чего-то недостойного, гадкого.

Безусловно, неадекватная реакция взрослых на детский онанизм напрямую связана с уровнем развитости общества, его терпимости к различным человеческим проявлениям.

На бытовом уровне детский онанизм рассматривается как нечто порочное, а между тем, детским онанизмом занимаются практически все, а сексуальными расстройствами (слишком раннее половое развитие, патологическое сексуальное влечение, ранние, так называемые, «школьные» беременности и аборты) страдает все-таки ограниченная часть населения.

Очень часто человека отвращает именно то, что в нем самом является подавленным и нереализованным.

Еще одна важная деталь: представление о том, что прикосновение ребенка к своим половым органам непременно вызывает у него возбуждение, вовсе не является правилом. Наоборот, ребенок может успокаивать себя таким образом. Многие дети после занятий онанизмом легче засыпают.

Как правильно реагировать на детский онанизм?

Самое лучшее, что вы можете сделать — это никак не реагировать. Если же ребенок занимается этим прилюдно, его не следует ругать и обзывать, его нужно отвлечь (но вовсе не подзатыльником), потому что у окружающих это может вызвать отрицательную реакцию. Возможно, вас успокоит то, что современные детские врачи в большинстве своем не считают детский онанизм проявлением нездоровья.

Более того, даже усматривают в этом свои положительные стороны. Ведь сам по себе прилив крови к половым органам, вызываемый онанизмом – это профилактика мочеполовых инфекций, которые нередки в раннем возрасте.

Когда обязательно нужно беспокоиться?

Когда у ребенка возникают расстройства поведенческих реакций, частый плач, недовольство всем и вся. Он начинает плохо спать, просыпается по ночам, у него появляются различные навязчивые движения. Вот в этих случаях движения, связанные с онанизмом, становятся в один ряд с другими навязчивыми движениями. Тогда он может начать заниматься онанизмом прилюдно.

Как правило, родители в большинстве случаев живут в счастливом неведении и даже не подозревают, что их ребенок занимается онанизмом, хотя бы потому, что он делает это в одиночестве, когда никого дома нет, или когда все уже спят. Нормальный ребенок, с нормальной социализацией в глубине души осознает, что онанизм афишировать не следует.

Если он начинает заниматься этим в любом месте, не считаясь с тем обстоятельством, есть вокруг люди или нет, значит, он не в состоянии контролировать свои желания и движения.

В данном случае упорный онанизм может быть проявлением нервности, поскольку представляет собой хотя и патологический, но все же способ снятия нервного напряжения, предупреждая появление невротических расстройств.

Какие причины детского онанизма?

1. Характерологические особенности ребенка, а именно, активный, нередко неукротимый темперамент и соответствующая ему повышенная потребность в разрядке накопившегося психического напряжения.

При прочих равных условиях онанизм чаще проявляется у девочек, предпочитающих общение с мальчиками, и у мальчиков с ярко выраженными мальчишескими чертами поведения.

2. Неправильное воспитание (излишняя строгость, ограничение активности, многочисленные запреты и частые физические наказания), при котором ребенок ощущает себя ненужным, нелюбимым, одиноким. Его это настолько тяготит и мучает, что он пытается отвлечься, чтобы компенсировать одиночество.

Если ребенок в этот момент случайно обнаружит, что онанизм заглушает его беспокойство, делает жизнь приятней, то он сознательно будет заниматься им.

3. Проблемы эмоционального контакта с родителями, которые нарастают при недостатке ласки, родительского тепла, раннем выходе матери на работу, передаче ребенка родственникам и няням.

Такие дети неоткровенны с родителями. Скрывая многие из своих чувств и переживаний, они зачастую живут в своем воображаемом, закрытом от окружающих мире, в котором компенсируют недостаток любви и тепла со стороны взрослых. Онанизм становится для них своеобразной «компенсацией».

Кстати сказать, детский онанизм очень распространен в домах ребенка. Брошенные, лишенные ласки дети буквально с колыбели начинают ласкать себя сами.

4. Если ребенок узнал о том, что в семье ждали ребенка другого пола. Он мальчик, а папе нужна девочка… Переживания и страдания ребенка также могут найти свой выход через онанизм.

5. Насильственное кормление. Когда родители воюют с малышом, впихивают, заставляя все съесть. Наиболее часто это встречается у детей с невропатией, у которых снижен вес и недостаточно активны пищеварительные соки.

Если в норме ребенок получает удовольствие от пищи, ее вкуса, то при насильственном кормлении, тем более детей с невропатией, этого не происходит. Более того, сам процесс еды сопровождается отрицательными эмоциями, а пища кажется не только безвкусной, но и неприятной, вызывающей тошноту и рвоту.

В результате, из нормального процесса развития чувства тела выключается одна из чувствительных зон организма. А так как слизистая оболочка губ и рта рефлекторно связана с генитальной областью, то «молчание» одной рефлекторной зоны заставляет «говорить» раньше времени другую, в данном случае генитальную.

Ее преждевременно повышенная возбудимость создает напряжение, которое временно устраняется посредством онанизма. Малыш начинает трогать свои половые органы. Если вы продолжаете насильно кормить ребенка, он продолжает разряжаться. Привычка закрепляется надолго.

6. Несоблюдение гигиены, излишне тугая одежда, зуд в генитальной области при диатезах, глистах, опрелости приводит к появлению специфических ощущений и желанию вызывать их.

7. Психологическое заражение, когда взрослые находятся в одной постели с ребенком, чрезмерно ласкают ребенка и целуют в губы, качают на ноге или излишне тщательно соблюдают гигиенические мероприятия (подмывание у девочек) — все это может привести к преждевременному появлению специфических генитальных ощущений и желанию их воспроизвести.

8. Очень часто мы упускаем из виду такое очевидное обстоятельство: ребенок — произведение двух родителей, а не одного из них, какими бы разными эти люди ни были. Поэтому дети любят обоих родителей и крайне болезненно реагируют на любые конфликты между ними.

Безжалостно, даже, более того, преступно делать их союзниками или прокурорами в семейных неурядицах, а то и войнах. Дети очень зависимы от авторитета родителей, и подобные «игры» вряд ли сделают их вашим сторонником, а комплекс неполноценности вызовут определенно.

Кроме того, детям свойственно усугублять собственные проблемы в надежде, что родители перед лицом детской беды забудут свои распри и, наконец, помирятся между собой.

Упорный онанизм вполне может оказаться средством давления на родителей. Нормализуется обстановка в семье, и ребенок сам может отказаться от некрасивой привычки.

9. Физическое наказание (шлепки, порка) способствуют приливу крови к генитальной области, непроизвольно сексуально возбуждая ребенка.

10. Подражание старшим — если ребенок видел в кино, случайно увидел родителей или старших детей с повышенным половым интересом.

11. Клинической предпосылкой онанизма является повышенный уровень возбудимости большей частью как проявления невропатии на фоне минимальной мозговой дисфункции (которая может возникнуть из-за патологии беременности, реже родов).

Другим проявлением данного состояния является расстройство сна: затрудненное засыпание, беспокойный, поверхностный, прерывистый сон. Долгое нахождение в постели без сна провоцирует проявление онанизма, поскольку возникает беспокойство и желание его устранить.

Как предупредить детский онанизм?

Помните, онанизм – это способ разрядки нервного напряжения . Если он появился у вашего ребенка, ищите истоки напряжения. Не придавайте онанизму излишнего значения.

Ваши угрозы для малыша страшнее, чем сам онанизм. Именно они, а не онанизм, способны искалечить будущее ребенка. То, что случилось, по-видимому, имеет несколько причин. Ваш ребенок, несомненно, испытывает недостаток внимания и тепла со стороны родителей.

Огромное значение имеет телесный контакт с ребенком. Дети, которых ласкают родители, вырастают гораздо более спокойными, уравновешенными, доброжелательными.

Дарите детям больше ласки! Это можно делать безо всякой нарочитости: проходит мимо вас ребенок по каким-то своим делам — погладьте его по голове, поцелуйте просто так, для этого не нужен повод!

Укладывая спать, посидите рядом, расскажите что-нибудь, опять-таки поглаживая ребенка. Ласкаемое дитя и само потом станет любящим и нежным родителем.

Очень важно понимать, что дети хотят, чтобы их любили только за то, что они есть. Поверьте, ребенок, который получает любовь и ласку родителей «за себя», а не за хороший поступок, будет внимательнее к родителям, их проблемам, заботам, нуждам.

И последнее. Введите в правило прогулки на свежем воздухе, даже небольшие прогулки перед сном нередко оказывают магическое действие: ведь можно поговорить с вечно занятой мамой или папой и устать так, что сон наступит сам собой. Благоприятное воздействие оказывают водные процедуры, повышающие чувство тела. Запишите ребенка в спортивную секцию, больше играйте с ним в подвижные игры.

Прислушавшись к этим несложным рекомендациям, вы, скорее всего, забудете про эту вредную привычку. Но если, несмотря ни на что, попытки онанизма все же имеют место, следует обратиться к гинекологу или урологу (в зависимости от пола ребенка), чтобы исключить воспалительный процесс в мочеполовой сфере, который может вызывать зуд в промежности.

Затем целесообразен визит к невропатологу, а уж потом к психологу и, тем более, к психотерапевту.

Что делать если ребенок занимается онанизмом?

— Найдите причину и постарайтесь ее устранить.

— Не кормите ребенка насильно.

— Одевайте на малыша свободную одежду и нижнее белье.

— Следите, чтобы ребенок сразу засыпал. При необходимости давайте успокоительные отвары и микстуры (после консультации невропатолога).

— Увеличивайте физическую нагрузку ребенка: спортивные секции, прогулки на свежем воздухе.

— Чаще обнимайте, ласкайте, целуйте ребенка. Уделяйте ему больше внимания.

— Не ругайте, не запугивайте, не упрекайте его, особенно при посторонних.

Половое и психосексуальное развитие детей

КОНСИЛИУМ: ПСИХОЛОГ + ЭНДОКРИНОЛОГ

  • определение особенностей психосексуального развития вашего ребенка;
  • выявление отклонений и степени их выраженности;
  • установление причины нарушений;
  • программа коррекции или лечения.

Психосексуальное развитие — это формирование и осознание своей половой принадлежности, половой роли и ориентации. Оно начинается с рождения и заканчивается к 20-25 годам.
По законам физиологии половое развитие — это период между детством и зрелостью, в котором нейроэндокринные факторы влияют на физическое и психическое созревание организма.

В нашей клинике принята следующая классификация:
1. 0 — 5 лет. В этот период происходит формирование полового сознания ребенка под влиянием семьи, т.е. ребенок начинает осознавать свою принадлежность к тому или иному полу, понимать ее необратимость. В процессе научения ребенком на практике реализуются манеры поведения родителя своего пола.
2. 5 — 10 лет. Формирование половой роли в соответствии со своим полом. В норме у ребенка происходит идентификация с родителем своего пола (т.е. девочка идентифицируется с матерью, а мальчик — перенимает модель поведения отца). Однако, нередки случаи, когда этот процесс может быть искажен в силу ряда причин.
3. 10 — 20-25 лет. Формирование психосексуальных ориентаций, обуславливающих выбор объекта полового влечения и форм его реализации. Психосексуальная ориентация подразумевает под собой то представление, которое сложилось у юноши или девушки относительно объекта его/ее влечения, с характеристикой черт этого объекта (пола, возраста, телосложения и т. п.). В связи с этим для молодых людей весьма характерно повышенная влюбленность во множество объектов, частая их смена, то есть становление психосексуальных предпочтений происходит путем проб и ошибок, что в последующем приводит к развитию гармоничных отношений с тем партнером, который, действительно, является наиболее подходящим для данного человека. А «застревание» с юности на одном объекте любви не является, как это могло бы показаться на первый взгляд, хорошим знаком. Наоборот, это скорее признак некой ригидности, нарушения психосексуального развития, отсутствие гибкости, и как следствие, трудностей в адаптации.

Причины нарушения полового развития:
1. Биологические: нарушения в работе эндокринной системы.
2. Психологические: нарушения в работе центральной нервной системы.
3. Социальные: неправильное половое воспитание (к примеру, запрет на обсуждение в семье тем, связанных с сексом, осуждение и «порочность», греховность данной темы).

Физиология психосексуального развития

Главной системой, отвечающей за активацию полового созревания является гипоталамо-гипофизарно-гонадная система, работающая по принципу обратной связи. Гипоталамус вырабатывает гонадотропин-рилизинг гормон, стимулирующий гипофиз. Гипофиз в свою очередь продуцирует ЛГ и ФСГ, которые воздействуют на яичники или яички, тем самым, стимулируя выброс половых стероидов: тестостерона и эстрадиола.

В различные периоды развития ребенка гонадотропная активность весьма вариабельна. В период от 1 мес до 1,5 лет отмечается повышенная активность системы, носящая название «Мини пубертат», далее, в период от 2-х до 6 лет отмечается «период покоя», при котором уровни ЛГ и ФСГ минимальны, и с 8-9 лет система вновь активизируется, обеспечивая половое развитие и дальнейшую репродуктивную функцию.

В период от 2-х до 6 лет гонадотропная активность минимальная, это так называемый «период покоя».

У мальчиков и девочек появление вторичных половых признаков происходит в разные сроки. У мальчиков первым признаком является увеличение тестикул (яичек) (более 4мл считается признаком активации пубертата), затем появляется лобковое оволосение и увеличение пениса. Ростовой скачок приходится на период от 10-13 лет до 16,5-17,5 лет.

В отличие от мальчиков, у девочек первые признаки полового развития появляются с 8-13 лет в виде увеличения молочных желез. Затем следует половое оволосение. Менархе приходится на период от 10 до 16,5 лет, а ростовый скачок отмечается раньше, чем у мальчиков — 9,5 до 14,5 лет.

Стоит отметить, что первые импульсные пики половых гормонов в раннем пубертате начинаются в ночное время, достигая максимальной амплитуды и длительности в период пубертата.

В это время завершается формирование психосексуального развития, окончательно оформляется психосексуальная ориентация, социальные ожидания (представление о том, как должны вести себя мужчины и женщины), выбор полового партнера и регулярная половая жизнь.

Патофизиология

Нарушение на одном из этих этапов затрудняет благополучное прохождение следующего, то есть каждый этап задает важный фундамент для развития. Без правильного формирования собственной половой идентичности никак невозможно гармоничное формирование психосексуальной ориентации, установок и социальных ожиданий.

Клиника нарушений полового развития:

  • задержка роста;
  • высокий рост по сравнению со сверстниками;
  • позднее менархе;
  • раннее менархе;
  • отсутствие менархе;
  • изолированное телархе;
  • юношеская гинекомастия;
  • крипторхизм.

Необходимо ли это лечить? Да!

В диагностике (в случае выявленных отклонений) и коррекции нарушений необходим комплексный подход, осуществляемый совместными усилиями врача-эндокринолога и медицинского психолога. В нашем центре вы в один день сможете пройти обследование специалистов в целях диагностики состояния, и в случае выявления отклонений будут проведены все необходимые терапевтические мероприятия!

Л.И. Данилычева, Е.В.Щетинина, НДЦ клинической психиатрии

Половое развитие: норма или патология.

Половым развитием называют период между детством и половой зрелостью, происходящем под контролем нейроэндокринных факторов, и обеспечивающих ряд изменений, приводящих к физической и психической зрелости организма.

Главной системой, отвечающей за активацию полового созревания является гипоталамо-гипофизарно-гонадная система, работающая по принципу обратной связи. Гипоталамус вырабатывает гонадотропин-рилизинг гормон, стимулирующий гипофиз. Гипофиз в свою очередь продуцирует ЛГ и ФСГ, которые воздействуют на яичники или яички, тем самым, стимулируя выброс половых стероидов: тестостерона или эстрадиола.

В различные периоды развития ребенка гонадотропная активность весьма вариабельна. В период от 1 мес до 1,5 лет отмечается повышенная активность системы, носящая название «Мини пубертат», далее, в период от 2-х до 6 л отмечается «период покоя», при котором уровни ЛГ и ФСГ минимальны, и с 8-9л система вновь активизируется, обеспечивая половое развитие и дальнейшую репродуктивную функцию.

Патологией мини-пубертата у мальчиков считается крипторхизм, так как в отсутствии стимуляции ЛГ, не происходит выработки тестостерона, который влияет на процесс опущения яичка. У девочек, при повышенной выработке ФСГ, может отмечаться изолированное увеличение молочных желез, носящее название «Изолированное телархе», при этом темпы роста и физического развития при этом состоянии нормальные. Лечения эта ситуация не требует. Однако в 0,1% случаев Изолированное телархе может переходить в Истинный пубертат, поэтому такие дети требуют наблюдения.

В период от 2-х до 6 лет гонадотропная активность минимальная ,это так называемый «период покоя», патологией данного этапа является Преждевременное половое развитие.

Преждевременным половым развитием (ППР) называется появление вторичных половых признаков до 8-ми лет у девочек и до 9-ти лет у мальчиков. Вторичными половыми признаками считается увеличение молочных желез, менструации, появление лобкового и подмышечного оволосения, увеличение размеров яичек и полового члена. Кроме этого при активации полового созревания изменяется архитектоника тела, ускоряются темпы роста и меняется поведение. Формы ППР разделяется на: центральное и периферическое. При центральном ППР, происходит активация гонадотропной системы по анологии с нормальным пубертатом, но раньше срока. Причинами такой активации могут служить опухоли гипоталамуса, органические поражения ЦНС, травмы, нейроинфекции, последствия лучевой терапии. ППР приводит к патологически низкому росту в результате преждевременного закрытия ростовых зон под действием половых стероидов, и является тяжелой психологической травмой для детей и их близких.

У мальчиков центральные формы ППР встречаются реже чем у девочек, однако частота выявлений патологии ЦНС у мальчиков выше.

Половое развитие или Пубертатный период, при котором происходит активация гонадотропной функции, активация гонадной функции и как следствие развитие вторичных половых признаков, ростовой скачок, формирование репродуктивной функции.

У мальчиков и девочек появление вторичных половых признаков происходит в разные сроки. У мальчиков первым признаком является увеличение тестикул( более4 мл считается признаком активации пуберата) , затем появляется лобковое оволосение и увеличение пениса. Ростовой скачок приходится на период от 10-13лет до 16,5-17,5 лет.

В отличие от мальчиков, у девочек первые признаки полового развития появляются с 8-13 лет в виде увеличения молочных желез. Затем следует половое оволосение. Менархе приходится на период от 10 до 16,5 лет, а ростовой скачок отмечается раньше, чем у мальчиков- с 9,5 до 14,5 лет.

Стоит отметить, что первые импульсные пики половых гормонов в раннем пубертате начинаются в ночное время, достигая максимальной амплитуды и длительности в период пубертата.

Патологией этапа полового созревания является Задержка пуберата или Гипогонадизм. Критериями задержи пубертата является отсутствие роста молочных желез у девочек до 12,5-13л, и отсутсвие роста тестикул у мальчиков до 13,5л.

Гипогонадотропный гипогонадизм наиболее часто встречается у мальчиков. Существуют различные формы гипогонадотропного гипогонадизма: транзиторный(задержка пубертата при соматических и эндокринных заболеваниях, недостаток питания, конституциональная задержка роста); врожденный и приобретенный(опухоли гипоталамо-гипофизарной системы).

У девочек задержка пубертата встречается значительно реже и чаще связан с синдромом нервной анорексии или врожденными синдромами.

Но наиболее распространенной формой гипогонадотропного гипогонадизма является конституциональная задержка роста и пубертата. Это состояние, при котором половое развитие возникает позже нормативных сроков, но протекает нормально и не влияет на фертильность.
Возникает вопрос, необходимо ли лечить этих детей? Существует ряд медицинских а в большей степени психологических проблем, с которыми сталкивается пациент и врач.

Данилычева Л.И., НДЦ клинической психиатрии

Онанизм у детей. Норма или патология 6 4740

Тема детского онанизма всегда была и остаётся для родителей деликатной, трудной и глубокой. В первую очередь она связанна с половой идентификацией и сексуальностью самих родителей. Но всё по порядку.

В этой статье я предлагаю рассмотреть следующие вопросы:

Что такое детский онанизм и каковы причины детского онанизма?

Каковы последствия ошибочных действий родителей для будущей жизни их ребёнка?

Как правильно реагировать на возникшую ситуацию, чтобы родители смогли самостоятельно помочь своему ребёнку?

Начитавшись разного рода литературы от медицинских справочников до справочников по сексологии и рефлексологии, я дала свою, более щадящую, формулировку процессу и теме этой статьи:

— детский онанизм — это искусственное возбуждение половых органов в период от 1 года до 10-11 лет, т.е. до полового созревания, для получения приятных физиологических и психических ощущений.

Особое внимание хотелось бы уделить тому, что к детям вообще нельзя применять подобное выражение. И вот почему:

Во-первых, для детей тело является естественным. Ребёнок изучает его с самого рождения, начиная с ручек и ножек, которые попадают в его поле зрения. Он лежит на спине, машет ручками, сосёт кулачок или подолгу разглядывает ладошку. Потом он занят ножками. Когда ребёнок начинает сидеть, ползать и вставать, в мир его исследований входят другие предметы, а так же расширяются самоощущения своего тела. Это — лицо, волосы, животик и пупок. Мальчики могут наблюдать как они писают. И, конечно, их начинает интересовать и сам предмет, который «умеет» писать. К девочкам этот интерес приходит в более старшем возрасте — с 3-4 лет. Это связано со «скрытым» строением половых органов.

Хочу подчеркнуть, что здесь ведущим мотивом является интерес к своему телу, его изучение. Такое исследование себя может длиться до 4-5 лет.

Во-вторых, все ощущения, которые получает ребёнок через тело, напрямую связаны с его эмоциями. Когда ребёнок изучает мир вокруг или своё тело, он может прислушиваться к внутренним чувствам. Звуки, запахи, разные вкусы, разные температуры, краски, другие живые существа и родители вызывают в ребёнке огромный диапазон чувств, своего рода «отклик» на происходящее. И нет никакой разницы, обжог он палец или случайно обнаружил новые возможности своих половых органов. Всё это для ребёнка — опыт. И больше ничего. Ведущий мотив — получить новую информацию, опыт, понять свои возможности, заставляет ребёнка испытывать своё тело «на прочность».

Другое дело — реакции взрослых на такие испытания. Но к этому моменту я ещё вернусь.

В-третьих, если ребёнок всё чаще и чаще обращает внимание на свои половые органы и стремиться получить приятные ощущения, то в данном случае речь идёт о реакции ребенка на тревогу. С таким же успехом для эмоциональной разрядки малыши сосут пальцы, грызут карандаши, рвут бумагу, чешутся. И главным мотивом здесь будет — достичь равновесного эмоционального и физиологического состояния, успокоиться.

И лишь в этом случае, но с большой натяжкой, можно сказать, что ребёнок мастурбирует. Хотя вы понимаете, что это определение не корректно.

Теперь давайте рассмотрим, как обычно реагируют на подобные проявления детей их родители и к чему это может привести в будущем.

Вспомните, пожалуйста, какие чувства и эмоции посетили вас, когда однажды вы увидели, что ваш малыш занят не игрушкой.

Как правило, первым чувством является стыд. Потом его может сменить неприятие, сопротивление, страх. И как следствие, ребёнку тут же запрещается это делать.

Подобные запреты на себе испытал почти каждый человек в своё время.

Особо опасными становятся агрессивные запреты: крики, битьё по рукам и фразы вроде таких «фу, как не красиво!», «этого делать нельзя!», «не тереби, а то . отвалится/ заболит/будет грязным. «. Все эти активные попытки пресечь изучение тела/получения опыта/самоуспокоения приводят ребёнка к чувству чего-то «неправильного», «плохого». В последствии, ребёнок отождествляет всего себя с этим «неправильным» и «плохим»: «я — плохой», «моё тело — это плохо».

Почему так происходит? Сознание ребёнка работает несколько иначе, чем у взрослого — он воспринимает мир вокруг и самого себя единым потоком. Если с самого рождения до 4-6 месяцев мама была для ребёнка всем, то дальше в его мир начинает встраиваться все, всё и вся. В ближайшем окружении — это папа, бабушки и дедушки, старшие братья и сестрички, няни и педагоги. Он не разделяет своих чувств от чувств своих родных и близких. И особо ярко ребёнок чувствует то, что чувствуют его родители. Так все, кто занимается воспитанием ребёнка, попадают в ловушку собственных внутренних проблем, делая ошибки. И когда придёт время полового созревания, в подсознании подростка уже будет сидеть основа «моё тело — это плохо». Далее на эту основу будут накладываться все чувства, которые были переданы родителями во время запрета: стыд, агрессия, страх, неприятие себя и т.д.

Как вы думаете, сможет ли подросток с подобной программой благополучно решить вопросы полового самоопределения и сексуально раскрыться во взрослости?

Занимаясь психотерапией не один год, я выявила, что эта программа работает всю жизнь, не давая женщине почувствовать себя Женщиной, а мужчине — Мужчиной, заставляя страдать от неудовлетворённости, неуверенности в себе, часто проводит к разводам и депрессиям.

Какая реакция из всех возможных будет самой адекватной?

Если коротко, то самое оптимальное — это никакой реакции. Ребёнок будет занят собой не больше 10-15 минут, а потом переключится на что-то новое.

Но основным затруднением в такой ситуации для близких — это сдержать себя от каких-либо действий и высказываний. Особенно это трудно даётся людям старшего поколения, воспитанных в строгости. «Как же так? Надо что-то делать! Ведь происходит что-то неправильное и грязное!» — это основной ход мыслей, который проносится в голове у многих родителей, особенно, у бабушек и дедушек.

Итак, рекомендации для родителей:

1) если ваш ребёнок играет со своими половыми органами — не спешите делать, наблюдайте! (и не обязательно буквально).

2) помните главное — ребёнок изучает себя, его здоровое отношение к своему голому телу — основа здоровой сексуальности в будущем.

3) если вас начинают переполнять собственные негативные эмоции, постарайтесь не выдавать себя для ребёнка, уйти в другую комнату и разобраться в ситуации (если это происходит каждый раз, когда ребёнок играет с собой, и вы чувствуете, что не можете справиться самостоятельно, то стоит задуматься о помощи у специалиста).

4) если вы думаете, что ребёнок играет слишком много — оцените обстановку дома, выясните на сколько ребёнку комфортно в вашем присутствии и без вас, что может его тревожить, и попробуйте убрать источник дискомфорта, либо обращайтесь за помощью к специалисту.

5) если вы обнаружили, что кто-то из старшего поколения ругает ребёнка за игру со своим телом, стыдит и т.д., нужно взять ребёнка на руки и занять мультиком, конструктором, книжкой, а бабушку/дедушку успокоить без нравоучений, мол, это скоро пройдёт и, вообще, дети очень похожи на животных.

Отдельно хочется сделать заметку о мастурбации в подростковом возрасте. Пока этот процесс в нашей культуре составляет неотъемлемую часть становления сексуальности.

Основной трудностью для родителей здесь могут стать следующие моменты:

  • донесение нужной информации о безопасном сексе,
  • деликатность в обсуждении данной темы,
  • право подростков на тайну в этом вопросе.

Что необходимо помнить родителям, чьи дети начали процесс взросления:

  1. не замыкаться на самом вопросе сексуального воспитания — главным здесь остаётся момент чувств, дружбы, привязанности, доверия и любви, но чтобы грамотно и в романтичной форме донести это, нужен ваш собственный настрой и соответствующая литература. Я рекомендую «Дао любви — секс и даосизм». В своё время она помогла многим людям выйти из чисто технической стороны межполовых отношений.
  2. подростков всегда волнуют вопросы секса, но часто из-за отсутствия доверия к матерям у девочек и к отцам у мальчиков, у них нет никакого желания посвящать «предков» в свои тайны и переживания. Как правило, это бывает из-за того, что взрослые не умеют слушать и не интересуются мыслями своих детей. Переключите своё внимание со своих страхов и своего опыта и послушайте, что говорит ваш подросток, постарайтесь понять его. Или, в крайнем случае, дайте ему возможность иметь свои тайны без чувства вины перед вами.
  3. Помните, что в 80-90 % случаев источником любых психологических проблем у детей являются внутрисемейные отношения. То, как мама и папа относятся друг к другу, учит детей относится также ко всем вокруг.

На сегодня у меня всё. Здоровья Вам и Вашим детям!

Детская мастурбация: Есть чего бояться?

Здравствуйте, уважаемые родители!
Сегодня мы с вами поговорим о непростой, но волнующей многих родителей теме — детская мастурбация. Что это такое за явление? Опасно ли оно? И как реагировать?

«Природа» детской мастурбации

На сегодняшний день медицина и психология неоднозначно подходят к данной теме. Одни говорят, что мастурбация в детском возрасте – это вполне нормальное явление, непременное составляющее развития ребенка, которое может проявиться уже в раннем возрасте из-за испытанного возбуждения. Это может проявиться случайно: во время сна, во время лазания на детской площадке, в ответ на физическое раздражение, при опрелостях, в момент изучения собственного тела ребенком. Однажды испытав такое ощущение, ребенок может найти это достаточно приятным и будет пробовать повторить его. И тогда становится менее значимой ПРИЧИНА появления этого поведения, а на первый план выходит ЧАСТОТА. Другие же специалисты считают это поведение опасным, иногда даже предвестником более серьезного психического нарушения.

В медицине существует несколько видов классификаций этого явления. Психологи тоже решили не отставать: так, в работе Д.Н. Исаева и В.Е. Кагана «Психогигиена пола у детей» указаны различные виды мастурбации у детей и подростков, в основу которой положены представления о различных механизмах мастурбаторного поведения. Однако, не будем раньше времени пугаться, а разберемся с тем, когда и почему это происходит.

Младенческая мастурбация

Встречается РЕДКО, именно как поведение, которое можно назвать мастурбационным. Видна на 1-м году жизни, чаще у девочек. Она связана с мозговыми дисфункциями, которые могут быть преходящей фазой развития, но иногда должны настораживать в плане более серьезных мозговых нарушений. Младенческая мастурбация выражается в различных манипуляциях с половыми органами — частое дотрагивание, потирание и другие формы механического раздражения, во время которых ребенок, как правило, испытывает удовольствие, краснеет, шумно дышит, покрывается потом.

Дошкольная мастурбация

Может быть следствием интереса к себе и тому, как все устроено, испытав приятные ощущения, ребенок может стремиться к их повторению. Чаще всего происходит в ситуации, когда ребенок предоставлен самому себе и, что важно, не имеет других, альтернативных форм реализации своих интересов и получения удовольствия.

Пубертатно-юношеская мастурбация

В подростковом возрасте мастурбация становится массовым явлением. И.С. Кон указывал, что у мальчиков она нарастает после 12 лет, достигая своего «пика» в 15 — 16 лет, когда ею занимаются 80-90% мальчиков.

Подростковая мастурбация

Является средством разрядки сексуального напряжения, вызываемого физиологическими причинами, среди которых: переполнение семенных пузырьков, механическое раздражение гениталий и др. Наряду с этим есть и психические факторы — пример ровесников, желание проверить свою потенцию, получить удовольствие. Она сопровождается нередко яркими образами, фантазиями, зачастую — даже выбором в своих фантазиях вполне определенных партнеров.

При психических расстройствах

В зависимости от их специфики различны и ее проявления:

  • Симптоматическая. В результате прямого раздражения генитальной или близких зон при инфекционно-соматических заболеваниях, чаще гельминтозах, зудящих дерматозах, а также при отсутствии необходимой гигиены тела.
  • Фрустрационная или Невротическая Возникает в дошкольном и школьном возрасте, и не связана непосредственно с сексуальным влечением. Ребенок находится под давлением постоянного стресса, например, высокий уровень требований в школе, дома жесткие правила и запреты, дополнительное образование тоже связано с концентрацией и сосредоточением. Ребенку везде нужно быть дисциплинированным, организованным и сконцентрированным. Для любого ребенка это напряженно, а если ваш ребенок ещё и обладает холерическим темпераментом, тогда мастурбация выступает «спасением». Она является единственной разрядкой, снимает напряжение нервной системы. Ребенок, как правило, после «тяжелого дня» ищет возможности мастурбации, не для сексуального удовлетворения, а как способа снять напряжение, разрядиться.

Порой онанизм начинается в первом классе, когда ребёнок находится в постоянном стрессовом состоянии, а оргазм приносит ему временное облегчение, отвлекая от угроз, исходящих со стороны учительницы, одноклассников и т. д. Некоторые дети начинают потихоньку мастурбировать прямо на уроке: во время контрольной, перед выходом к доске. Однако дети никогда не занимаются онанизмом напоказ и важно знать, что если такое все-таки происходит, то вот тут и лучше посоветоваться с психиатром.

Ну, и наконец, есть еще и ПСЕВДОмастурбация — исследовательская или привычная. Ребенок по существу играет половыми органами — трогает их, теребит и т. д., без учащенного дыхания и кульминационной разрядки.

Опасно ли оно? Почему так пугаются взрослые?

Чаще всего мастурбация является частью познавательного процесса себя, своего тела, а также, адаптивно-компенсаторным механизмом получения положительных эмоций и ощущений при стрессах и других психофизических и эмоциональных дискомфортных состояниях. Ну и ещё одна функция – сексуальная разрядка в подростковом возрасте до момента нахождения объекта любви и привязанности.

Сама по себе мастурбация не опасна, если:

  • она не имеет вычурного характера с применением посторонних предметов, которые могут повредить ребенку.
  • если мастурбация эпизодическая и не носит навязчивого характера как каждодневный ритуал.

Однако опасность все-таки есть, но исходит она не от процесса, а от РЕАКЦИИ РОДИТЕЛЕЙ или других ВЗРОСЛЫХ (воспитатель, учитель). Взрослые чаще всего боятся, что это «психическое нездоровье», «сексуальная патология», признаки «дурных наклонностей и пагубных привычек» и начинают активно ПРЕСЛЕДОВАТЬ за такое поведение ребенка. Это заблуждение! Ни для одного из перечисленных состояний мастурбация не является ведущим или основным симптомом! А вот преследования со стороны взрослых, неадекватные реакции, обусловленные самыми лучшими побуждениями, могут принести неприятные последствия для ребенка, для формирования его сексуальности, отношения к собственному телу и к выстраивания отношений с противоположным полом.

Несмотря на достаточно большую информацию о сексуальном развитии человека, большинство родителей факт «игры с половыми органами» своего ребенка очень настораживает. Состояние паники часто мешает родителям правильно отреагировать на появление детской мастурбации. Какие только страхи не одолевают заботливых родителей: а «нормальный ли он», а «не рано ли этим заниматься», а «сможет ли ребенок потом вообще жить нормальной половой жизнью», а «не повредит ли он (она) «там» что-нибудь».

И нужно совершенно определенно сказать, что вред здесь может нанести ТОЛЬКО неправильная реакция взрослых. В случае АГРЕССИВНОГО поведения взрослых (высмеивание, запугивание, обнародование, в том числе и среди сверстников, гневливость, преследование ребенка, хлопки по рукам и другим частям) у малыша может закрепиться связь сексуальных ощущений со страхом и позором, которая очень негативно скажется на его будущем. Стыд, окружающий всё, что связано с полом и соответствующими органами, может привести к тому, что, став постарше, ребёнок не расскажет вам о ситуации, требующей вмешательства (например, о приставании со стороны взрослого или старшего ребёнка), ведь НЕДОВОЛЬСТВА родителей, связанного с темой секса и тела малыш будет бояться ещё больше, чем потенциального насильника. И вот это смертельно опасно!

В долгосрочной же перспективе такая «страусовая политика» аукнется невозможностью обсудить с партнёром те или иные интимные вопросы, не говоря уже о трудностях, связанных с восприятием своего тела как чего-то грязного и стыдного. Ещё более серьёзные последствия неадекватного реагирования взрослых могут привести к неправильному формированию сексуальности, выражающейся в сниженной потенции у мужчин, и отсутствии оргазма, а то и самого возбуждения у женщин.

Если значимый для ребёнка человек будет настойчиво внушать ему, что у него есть порочные наклонности, то рано или поздно малыш постарается оправдать такие предположения. В случае игнорирования данного поведения и попыток делать вид, что все нормально родителями, ребенок может просто «ПРИВЫКНУТЬ» к такой форме поведения, как к доступному и быстрому единственному способу достижения цели (снятия стресса, например).

Что же делать?

Правильное восприятие и реакция родителей, как мы с вами обсудили, при обнаружении факта мастурбации ребенка имеет гораздо бóльшую важность, чем сам факт этого явления.

Психологи предлагают придерживаться нескольких простых принципов:

  • появление мастурбации как явления познания не должно вызывать настороженность – её же закрепление и увеличение фактов повторений должно подтолкнуть к анализу причин;
  • строгий запрет на мастурбацию может только стимулировать интерес к ней и её использование;
  • не стоит делать тему мастурбации значимой в семейном кругу;
  • нет причин воспринимать детскую мастурбацию, возбуждение идентичными взрослому сексуальному возбуждению, особенно в раннем возрасте;
  • не следует самим стимулировать применение ребенком мастурбации (показывать фильмы, программы, пропагандирующие это, а также создавать почву, чрезмерными ласками взрослого, поцелуи в паховые области, ягодицы, щекотания, а так же тесная одежда, шумные бурные игры перед сном).

Как реагировать, если Вы заметили за своим ребенком мастурбационное поведение:

  • Спокойно и выдержанно, с привлечением медицинского, физиологического языка, объяснить своему ребенку о том, что это интимные органы и чрезмерное прикосновение или стимулирование их негигиенично, может повредить нежную структуру ткани (не запугивая. );
  • Важно также объяснить ребенку, что это очень интимно и не может происходить в общественных местах, если ребенок пытается это осуществить, например, во время лазания на детской площадке, что бывает довольно часто!
  • Обязательно следить за гигиеной ребенка, чтоб не провоцировать дополнительного повода в виде зуда;
  • Вовремя предоставлять малышу медицинскую помощь в случае специфических заболеваний;
  • Проявить внимание и проанализировать (в каких ситуациях или после каких событий с наибольшей вероятностью это происходит), подумать над возможными альтернативами. Как иными, более социально приемлемыми способами можно снять эмоциональное напряжение и ненавязчиво предлагать их ребенку (увеличение двигательной активности, например, в виде тренировок, прогулок, и т.д. ).

Резюмируя все вышесказанное

Ранняя детская мастурбация обычно бывает вызвана вовсе НЕ СЕКСУАЛЬНЫМИ причинами, поскольку период полового созревания ещё не начался и уровень половых гормонов не настолько высок, чтобы заставлять ребёнка разряжать себя. Не нужно искать в ребенке «испорченность», бороться с «дурными наклонностями», стыдиться и т.п. Напротив, если детская мастурбация вызвала у вас бурную реакцию и подобные мысли, то, возможно, помощь по приобретению адекватного отношения к телу и его жизненным функциям нужна скорее вам, чем ребенку. Так что нужно его и себя не пугать последствиями, наказывать, переживать и фантазировать на тему возможного негативного будущего, а постараться успокоиться, последовать вышеприведенным рекомендациям или обратиться за более вдумчивой помощью к педиатру и детскому психологу.

Проявления сексуальности в детском и подростковом возрасте

Автор статьи: Назарьев Николай Васильевич , нарколог, психиатр, сексолог, физиотерапевт

Сексуальность присуща каждому человеку с рождения. Она есть даже у новорожденных младенцев. Разумеется, детская сексуальность отличается от взрослой и вовсе не означает готовности вступать в сексуальные отношения. Речь идет о врожденных проявлениях тела и души, связанных с эротическим влечением, свойственным человеку так же, как дыхание или пищеварение.

Сексуальное развитие ребенка неотделимо от психического развития. То, как оно проходит, непосредственно влияет на сексуальность и психику во взрослом возрасте. Любые сексуальные наклонности, в том числе и сексуальная ориентация, формируются в возрасте до 6 лет. Все серьезные нарушения возникают обычно задолго до вступления в подростковый возраст, поэтому столь важно вовремя обратить внимание на сексуальное развитие ребенка.

Психосексуальное развитие ребенка включает несколько стадий.

От 0 до 1,2 (1,5) лет

Совсем маленький ребенок познает мир через рот. Именно рот — главный источник ощущений младенца. Когда малыш сосет материнскую грудь, он не только ест, но и получает эротическое удовольствие.

Возможные нарушения

Зависимый сексуальный характер формируется, если младенец получает грудь не по потребности (недостаточно или не вовремя). Повзрослев, в любви такой человек сможет быть только «ребенком», который постоянно нуждается в заботе. Склонность к садо-мазохистским отношениям зарождается, если грудь дают насильно.

Как правильно?

Важно, чтобы кормление происходило в атмосфере спокойствия и любви и по потребности ребенка. Если младенец, находясь у груди, проявляет агрессию, ее можно останавливать, но нельзя отвечать ему тем же.

От 1,2 (1,5) до 3 лет

В этом возрасте ребенок начинает активно познавать собственное тело. Процесс отправления его естественных надобностей вызывает у него закономерный интерес. Сексуальное развитие ребенка на этом этапе зависит от того, как происходит приучение к горшку.

Возможные нарушения

Если приучение к горшку происходит слишком жестко и за «оплошность» малыша всякий раз наказывают или стыдят (что еще хуже), в его характере могут появиться или усилиться мазохистские черты. Если же ребенка вообще не знакомят с горшком и никак не направляют, из-за отсутствия ограничений формируется наоборот склонность к агрессивному, деструктивному поведению или даже к садизму.

Как правильно?

Приучать к горшку ребенка нужно, но ненавязчиво, без спешки, спокойно и доброжелательно.

От 3 до 6 лет

Ребенок продолжает исследовать собственное тело. Он осознает свой пол и начинает обращать внимание на противоположный. Первый предмет влюбленности возникает в семье. Для мальчиков таким объектом становится мама, для девочек – папа. Родитель своего пола временно воспринимается ребенком, как соперник. В это время от мальчиков нередко можно услышать слова о том, что они хотят «жениться на маме», а от девочек – фантазии о союзе с папой.

Возможные нарушения

Некоторые родители пугаются эротических проявлений ребенка или начинают всерьез ревновать к нему супруга, забыв, что, проявляя свое детское влечение к папе или маме, малыш ничего «такого» в виду не имеет. Другие, наоборот, легкомысленно смеются над ребенком, не понимая, что он испытывает настоящие и довольно сложные чувства. Если ребенка подвергать насмешкам или осуждению, в будущем это сильно осложнит его сексуальную жизнь.

Как правильно?

На этом этапе чрезвычайно важно постоянное присутствие в жизни ребенка обоих родителей. К чувствам ребенка необходимо отнестись внимательно и серьезно. При этом важно сразу ему объяснить, что папа и мама его любят, но дети на родителях не женятся и замуж за них не выходят. Ребенок должен понять, что папа будет с мамой, а мама – с папой, а сам он, когда вырастет, будет с кем-нибудь другим. Сторонникам совместного сна следует учесть, что ребенку старше трех лет уже не стоит спать под одним одеялом с родителем противоположного пола.

От 6 лет до начала полового созревания

Жизнь ребенка выходит за пределы семьи. Он больше общается со сверстниками. Если раньше преобладал интерес к собственному телу, то теперь возникает интерес к телам других. Самопознание продолжается путем сравнения себя с другими. Случаются влюбленности в сверстников и учителей. Ребенок начинает интересоваться мужскими и женскими ролями, а также тем, как устроены сексуальные отношения.

Возможные нарушения

Главный вред ребенку на этом этапе может принести отсутствие доверительных отношений с родителями, особенно с родителем своего пола. Насмешки, осуждение или невнимание вынуждают маленького человека замкнуться в себе и остаться наедине со своими вопросами, что в дальнейшем, безусловно, осложнит ему жизнь.

Как правильно?

В этом возрасте ребенок утверждается в ощущении себя мальчиком или девочкой. В первую очередь становится важен надежный и эмоционально теплый контакт с родителем (или другим старшим родственником) своего пола, которому можно довериться, задать все личные вопросы, с кем можно обсудить любые проблемы.

Разговаривать с детьми о сексе можно и нужно уже лет с 6–7. Существуют специальные издания, рассчитанные на разный детский возраст. Но важно понять, что это не литература для детей, а учебные пособия для родителей. Они созданы не для того, чтобы родитель мог, избежав неудобного разговора, молча подсунуть ребенку книжку, но чтобы он просмотрел ее сам, а потом поговорил с ребенком на основании прочитанного.

Половое созревание

С ним развитие детской сексуальности заканчивается. Все сексуальные особенности человека к этому моменту уже сформировались. В это время родители опасаются, что их большой ребенок начнет искать сексуальные приключения. Если подобное случается, то это говорит не о сексуальности, проснувшейся раньше времени (она свойственна человеку с рождения), а о психологическом неблагополучии, которое было заложено раньше. Это значит, что ребенок чувствует себя одиноким в семье, ему не хватает понимания и любви, недостаток которых он и пытается таким радикальным способом найти на стороне.

Самое главное

Главное условие того, что ребенок будет развиваться нормально и в будущем сможет создать счастливую семью, присутствие в его жизни любящих и понимающих взрослых.

Запись на прием к врачу-сексологу

Для уточнения подробностей, пройдите консультацию квалифицированного специалиста в клинике «Семейная».

Единый контактный центр

Чтобы уточнить цены на прием врача-сексолога или другие вопросы пройдите по ссылке ниже:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: