\

Устройство школьных интернатов и детских домов

Школы-интернаты: классификация и содержание работы

Полина Колесникова
Школы-интернаты: классификация и содержание работы

Школа-интернат — образовательное учреждение с круглосуточным пребыванием

обучающихся, созданное в целях воспитания детей, формирования у них навыков

самостоятельной жизни и всестороннего раскрытия творческих способностей.

Классификация школ-интернатов в России.

1. Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

2. Для детей с ограниченными возможностями здоровья (слабовидящие,

слабослышащие и т. д)

3. Для детей со способностями (отбираемых в том числе на олимпиадах, см., напр. ,

4. Для «трудных» подростков (с частыми приводами в полицию за хулиганство,

состоящие на учёте в детской комнате полиции, или задерживаемые за

бродяжничество, с другими поводами).

По образовательной программе:

2. Специальные, с углублённым изучением некоторых дисциплин.

3. Коррекционные, с обучением, ориентированным на ограниченные способности.

Общеобразовательные школы-интернаты.

1. Начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования

2. С углубленным изучением предметов (напр., физико-математические

школы-интернаты и т. п.)

5. Санаторно-лесные школы, санаторные школы-интернаты

6. кадетские корпуса

7. спортивные интернаты

Коррекционные школы-интернаты.

Обозначаются номером типа по следующему списку:

1. Для глухих и слабослышащих детей

2. Для слабослышащих детей

3. Для слепых и слабовидящих детей

4. Для слабовидящих детей

5. Для детей с нарушениями речи

6. Для детей с ДЦП

7. Для детей с ЗПР

8. Для детей с умственной отсталостью

Наконец 2004 года в России насчитывалось 692 школы-интерната общего типа, в том

числе школ-интернатов для детей-сирот — 150, для детей с ограниченными

возможностями здоровья — 1410. Общее число воспитанников в общеобразовательных школах-интернатах — 342,6 тыс. чел (из них около 74 тыс. — детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

Преподавательский состав и их цели работы.

Цель: создание благоприятного эмоционального климата в коллективе,

психологического условий для развития потенциала личности воспитанников,

коррекции и компенсации нарушений в индивидуальном развитии; приобретения

опыта социальных отношений

— Создание комплекса условий, обеспечивающих психологический комфорт и успешность всех участников образовательного процесса;

— Научно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса;

— Формирование социальной адаптации детей и подростков.

— Учет общих закономерностей и специфических особенностей развития детей с умственной отсталостью;

— Использование приемов и средств учебной, игровой и трудовой деятельности;

— Дифференцированный подход, перераспределение учебного материала, изменение сроков его прохождения;

— Дозировка учебных нагрузок;

— Применение специальных форм и методов обучения;

— Для детей, которые имеют специфические речевые нарушения, организованные занятия по развитию речи;

— Укомплектованы и функционируют группы лечебной физкультуры и специальные медицинские группы;

Работа с детьми высокого уровня тревожности, с детьми, которые испытывают трудности в общении;

Работа с детьми-сиротами и детьми, которые находятся под опекой, и с детьми «группы риска».

— Коррекция сенсорной сферы детей, стимулирование и развитие их эмоциональной, познавательной и речевой активности;

— лечебно-восстановительной работы;

— Приоритетная ориентация детей на трудовую деятельность;

Работа по социально-психологической адаптации и самореализации учащихся как приоритетное направление деятельности школы-интерната.

4. Социальный педагог.

— Изучение особенностей социальной адаптации воспитанников;

— Выявление воспитанников социальной группы риска;

— Изучение интересов, способностей и склонностей детей;

— Составление индивидуальных карт развития;

— Диагностика индивидуальной социальной ситуации развития детей;

— Диагностика общения детей со взрослыми и сверстниками;

— Диагностика отклонений в социальном поведении и их причин;

— Диагностика причин не успешности в овладении социально-бытовыми навыками.

Цель: формирование физического здоровья у воспитанников

— Своевременная помощь детям с ограниченными возможностями при освоении программного минимума содержания образования в условиях ОУ;

— Коррекция развития познавательной сферы ребёнка в динамике образовательного процесса.

Образовательная цель – это приобретение воспитанниками необходимых знаний, умений и навыков для достижения успеха в жизни, которая реализуется через участие в оказании комплексной специализированной помощи детям, имеющим речевую патологию и непосредственное индивидуальное сопровождение речевого развития ребенка, включающее помощь конкретному ребенку.

Социальная цель – это помощь воспитанникам в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья через помощь его семье в решении проблем обучения и воспитания.

Основными задачами логопедической службы являются:

— Выявление и предупреждение различных отклонений в речевом развитии воспитанников школы;

— Комплексная углубленная первичная динамическая диагностика речевого развития ребёнка;

— Проведение коррекционно-профилактических и реабилитационных мероприятий, направленных на профилактику и коррекцию речевых отклонений;

— Коррекция дефектов звуковой стороны речи;

— Коррекция лексико-грамматических категорий и развитие связной речи;

— Коррекция нарушений письменной речи;

— Пропаганда логопедических знаний среди педагогов и родителей учащихся школы, предполагающая оказание консультативной помощи по вопросам речевого развития ребёнка, применения средств и способов профилактики речевых отклонений и закрепление речевых навыков;

Разработка педагогических рекомендаций по оптимизации образовательного процесса на профилактическом уровне.

Организация работы логопеда:

— Для оказания логопедической помощи воспитанникам школы создаются речевые группы. Зачисление обучающихся на логопедические занятия осуществляется на основании заключений ПМПК, диагностических данных логопедического обследования и утверждается приказом директора школы-интерната.

— Логопедические группы комплектуются с учётом возраста и структуры речевого дефекта: в 1-ом классе только из учащихся 1-го класса; во 2-6 классах из обучающихся одного класса или двух параллельных или смежных классов. При необходимости логопед производит перераспределение обучающихся по группам.

— Наполняемость групп 2 – 4 обучающихся.

— Сроки коррекционного обучения устанавливаются индивидуально, с учетом основного дефекта, и согласовывается с администрацией школы.

— Продолжительность подгрупповых занятий 20-45 минут. Продолжительность индивидуальных занятий 15-20 минут.

— Индивидуальные и групповые занятия проводятся 2-4 раза в неделю.

— В случае нарушений речи, обусловленных дизартрией и органической дислалией (нарушением строения и подвижности артикуляционного аппарата, проводятся индивидуальные дополнительные занятия по 15-20 минут с каждым ребенком.

— На логопедические занятия отводятся 5-е, 6-е уроки, свободное от классных занятий время. По договоренности с администрацией и учителями классов логопед может брать обучающихся с некоторых уроков.

Содержание логопедических занятий определяется программами, разрабатываемыми исходя из особенностей речевого и психофизического развития детей их индивидуальных возможностей, принимаемыми и реализуемыми в школе.

— Документация и отчетность учителя – логопеда.

— На ребенка, зачисленного в речевую группу, логопед заполняет речевую карту, где отражается полная картина состояния речевого развития ребенка, делается речевое заключение.

а) План индивидуальной коррекционной работы составляется на каждого ребёнка;

б) Перспективный план логопедической работы,в котором предусматривается: проведение бесед и консультаций с участниками образовательного процесса школы, проведение открытых логопедических занятий для логопедов и родителей, участие в педсоветах, семинарах, консультациях, М. О., конференциях и т. д., работа с родителями;

в) Планы фронтальных занятий по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи (тематической и на каждое занятие);

г) Тетрадь взаимосвязи логопеда с педагогами класса (учитель, воспитатель) по контролю и закреплению речевых навыков обучающихся;

д) Журнал учета посещаемости и фиксации логопедических мероприятий;

е) Паспорт (картотека) логопедического кабинета (речевого уголка).

— В конце учебного года все логопеды пишут отчёт об эффективности проведенной работы, сдают его заместителю директора, которых подаёт сводный отчет.

— Сроки хранения логопедической документации за учебный год не менее 3-х лет.

«Организация и содержание индивидуальной работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников» «Организация и содержание индивидуальной работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников» Цель: Успешное.

Анализ работы МО воспитателей Коу во Землянской школы-интернат за 2016–2017 учебный год. МО воспитателей работало по теме: Совершенствование методического уровня воспитателей. Цель: Совершенствование методического уровня воспитателей,.

Классификация игр «Классификация детских игр и этапы её развития» Рассмотрение этапов развития детской игры с неизбежностью приводит к рассмотрению проблемы.

Консультация для педагогов «Содержание коррекционно-логопедической работы по развитию связной речи у детей с ОНР» Консультация для педагогов «Содержание коррекционно-логопедической работы по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи».

«Праздник школы». Торжественная линейка, посвящённая очередной годовщине основания школы Ведущий I: Добрый день, уважаемые педагоги! Здравствуйте, дорогие ребята! Мы приветствуем вас на торжественной линейке, посвящённой дню.

Особенности организации и содержание работы танцевального кружка в специальной коррекционной школе IIIV вида У детей с ограниченными возможностями здоровья двигательная активность существенно зависит от вида заболевания и не находит выхода в естественных.

План работы методического объединения воспитателей школы-интерната VIII вида на 2017–2018 учебный год Цель: создание условий и механизмов для обеспечения компетентного подхода к воспитательной работе. Задачи: изучать новые воспитательные.

План работы по преемственности между ДОУ и школы Цель: обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным.

Содержание педагогической работы по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Детство — период наиболее быстрого и интенсивного развития человека. Это развитие осуществляется как качественные преобразования в психике.

Задачи и содержание работы по развитию диалогической речи в ДОО Задачи и содержание работы по развитию диалогической речи в ДОО. Задачи обучения диалогической речи определяются программой дошкольного.

Как сдать ребенка в интернат?

Интернат – учреждение не только для детей-сирот. В подобном учебном заведении, которое предоставляет место для проживания, могут оставаться и дети, чьи родители или попечители не лишены родительских прав. Органы опеки допускают временную отправку детей в интернат. Это разрешено в тех случаях, когда семейные обстоятельства не позволяют оказывать должный уход и внимание малышу или подростку. Обо всех подробностях сдачи ребенка в интернат без лишения родительских прав рассказано далее.

В каких случаях допускается сдача ребенка в интернат

Оформить чадо в интернат можно через органы опеки и районный отдел образования. Официально существует несколько поводов, достаточных для перевода ребенка:

  • Особенности проживания в интернате ↓
  • Порядок оформления в интернат ↓
  • Сроки пребывания ребенка в интернате ↓
  • Альтернативы ↓
  • плохое, неконтролируемое поведение ребенка (в данном случае основная цель перевода – перевоспитание);
  • недостаточное материальное обеспечение родителей;
  • стесненные условия проживания;
  • график родителей, который подразумевает длительное отсутствие дома, с раннего утра до позднего вечера.
Читайте также  Врожденные формы коагулопатии у детей

Все перечисленные проблемы должны быть временными, если родители не хотят лишиться родительских прав. При обращении в ООП они должны подчеркнуть, что отдают ребенка в специальное учреждение лишь на определенный срок, по истечению которого обязуются забрать его и предоставить все необходимые условия для проживания, учебы и развития.

Если этого не произойдет, будет возбуждено судебное разбирательство с возможностью лишения родительских прав. Представителям несовершеннолетнего необходимо соблюдать осторожность, чтобы не довести до этого этапа. Впрочем, при соблюдении правил о том, что ребенка могут забрать, не стоит волноваться.

Что касается неофициальных причин сдать ребенка в интернат, чаще всего родители идут на такой шаг в целях перевоспитания. Если подросток проявляет агрессию по отношению к старшим родственникам, ворует, злоупотребляет спиртными напитками, особенно плохо учится, целесообразно будет отправить его в учреждение постоянного пребывания. Резкая смена обстановки, отсутствие попечительства родителей, строгие правила – все это позволит улучшить уровень дисциплины. Конечно, прибегать к такому варианту следует в крайнем случае, если все другие возможности уже были испробованы.

Особенности проживания в интернате

Интернаты бывают различных типов. Зачастую детей без лишения родительских прав сдают в учреждения пятидневного ночного пребывания. На выходных ребенок отправляется обратно к родителям, а в будни круглые сутки, в том числе ночью, остается в школе или детском саду. Конечно, в учебном учреждении несовершеннолетнему предоставляют питание и место для сна.

Возможен и вариант семидневного пребывания, когда ученики интерната отправляются к родителям лишь 2-3 раза в месяц. Такой вариант целесообразен, если родители проживают в небольшом населенном пункте, а ближайший интернат находится в нескольких часах езды.

Важно помнить, если родители сдают ребенка в учреждение семидневного пребывания без основательных аргументов, таких как расстояние, встает вопрос о лишении родительских прав.

В период пребывания в интернате ребенок, если он уже достиг 6-7 лет, продолжает свое обучение в рамках общеобразовательной программы. Возможно обучение и по специальным системам, если речь идет о детях-инвалидах или несовершеннолетних с отклонениями умственного и психического развития. Детям с хроническими заболеваниями или степенью инвалидности в обязательном порядке предлагаются восстановительные меры: лечебная физкультура, занятия с психологом, логопедом и другими специалистами.

Конечно, резкая смена места жительства и временная потеря опеки родителей – это серьезный удар для ребенка. Родителям следует хорошо подумать, прежде чем отправить несовершеннолетнего в интернат. После отправки отношения с родителями могут резко ухудшиться.

Порядок оформления в интернат

Чтобы сдать ребенка в интернат без лишения родительских прав, для начала необходимо обговорить этот момент с самим несовершеннолетним. Если ему уже исполнилось 10 лет, согласие ребенка обязательно. Если несовершеннолетний в возрасте от 10 до 18 лет отказывается проживать в учреждении постоянного пребывания, отправить его в интернат, скорее всего, не получится. Эта процедура возможна только в случае лишения родительских прав, что в рассматриваемой ситуации является нежелательным.

После получения согласия со стороны ребенка, необходимо обратиться сразу в несколько органов: ООП или органы опеки и попечительства, интернат, в который родители собираются определить ребенка, а также в районный отдел образования.

Порядок действий следующий:

  1. Обращение в районный отдел образования. Необходимо объяснить ситуацию, привести аргументы, почему ребенка нужно перевести в интернат. После этого будут привлечены ООП.
  2. Беседа с органами опеки и попечительства. На данном этапе будет произведена проверка условий содержания ребенка. ООП проверят жилищные условия, сверят их с нормами по количеству квадратных метров на ребенка, в целом оценят обеспеченность родителей. Без внимания не останется и эмоциональная обстановка в семье, отношения. Если родители не применяют к ребенку насилие, не нарушают законодательство, а просто временно не могут содержать ребенка, тогда выносится решение об отправке в интернат без лишения прав опеки. В противном случае начинается судебное разбирательство.
  3. Если ООП не увидели никаких причин лишить родителей их прав, то законный представитель ребенка вновь обращается в районный отдел образования с пакетом документов. Отдел выдает ребенку путевку в определенный интернат. Родители вправе выбрать конкретное учреждение.
  4. Заключительный этап – это оформление трехстороннего соглашения. Родители, представители ООП и администрация интерната должны заключить соглашение о передаче ребенка на обучение и проживание в учреждение постоянного пребывания.

Теперь о нюансах. Чтобы районное отделение образования выдало путевку, необходимо предоставить ряд документов:

  • паспортные данные родителей или законных представителей;
  • решение суда о наделении родительскими правами, если ребенок не является родным;
  • свидетельство о рождении или паспорт ребенка, если ему уже исполнилось 14 лет;
  • медицинская карта с результатами общей диспансеризации ребенка;
  • заключение ООП об условиях проживания.

Если ребенок страдает от хронических заболеваний, является инвалидом, обязательно необходимо представить справку об имеющихся нарушениях, а также программу реабилитации. На основании этих документов несовершеннолетний будет направлен в то учреждение, где ему могут оказать необходимую медицинскую и реабилитационную поддержку.

Сроки пребывания ребенка в интернате

Сроки нахождения ребенка в специальном учреждении строго регламентированы. Согласно нормам, они должны составлять минимум 3 месяца, максимум – один год. Сроки четко прописываются в соглашении с интернатом. Помимо сроков пребывания в учреждении, указываются также обязанности всех сторон, в том числе и родителей.

Если родители не будут выполнять свои обязанности (забрать ребенка на выходные, оплатить обучение и проживание, поддерживать с ним связи и т.д., условия выбираются индивидуально), после истечении срока договора они лишаются родительских прав.

Есть возможность оставить ребенка в интернате дольше, чем на один год. Для этого по истечении 12 мес. после отправки необходимо продлить соглашение. Для этого придется снова привлечь ООП и подписать уже новый договор. Такая мера целесообразна только в том случае, если родители за время пребывания несовершеннолетнего в интернате уже начали улучшать жилищные условия, получили более высокооплачиваемую работу и т.д. Если положение семьи остается таким же бедственным, возможно лишение родительских прав.

Альтернативы

Не обязательно переводить несовершеннолетнего в интернат, если в семье возникли проблемы. Существуют дополнительные возможности.

Самый оптимальный вариант и для ребенка, и для родителей – это узкоспециализированные школы, направленные на воспитание спортсменов, кадетов или же гениев в определенной отрасли науки. Попасть в такие учреждения сложнее, чем в интернат – необходимо успешно сдать экзамены и пройти отбор. Но плюсы перевешивают:

  • обучение в таких учреждениях (если они государственные) предоставляется полностью бесплатно, как и проживание;
  • отсутствует риск лишения родительских прав;
  • ребенок чувствует себя комфортнее, так как контингент в интернате куда хуже, чем в спортивной или кадетской школе;
  • пребывание в спортивной, гуманитарной, кадетской или иной специализированной школе позволяет не просто решить проблему с дисциплиной, проживанием или материальным обеспечением, но и дает ребенку билет в успешную взрослую жизнь.

Родителям с проблемными отпрысками следует обратить особое внимание на военные училища. В них детям привьют основы дисциплины, что во многих случаях поможет справиться с тяжелым характером подростка.

Сдать ребенка в интернат без лишения родительских прав можно, но, прежде чем идти на такую меру, следует взвесить все «за» и «против». Отправка интернат должна быть крайней мерой, нельзя обращаться к этой процедуре из-за небольшой провинности ребенка.

Прежде чем перевести несовершеннолетнего в учреждение постоянного пребывания, обязательно нужно провести с ним беседу, желательно с привлечением детского психолога. В период пребывания ребенка в учебном учреждении важно поддерживать с ним контакт, чтобы отношения в семье не ухудшились.

Чем отличается интернат от детского дома, в чем разница?

Человек – существо социальное, и у него на уровне ДНК заложено защищать свое потомство. Вот только у некоторых особей эта функция почему-то нивелируется, как результат, в обществе начинают появляться такие организации, как интернаты и детские дома. Они призваны выполнять одну функцию: воспитывать подрастающее поколение, но, как ни посмотри, а отличия здесь есть. Итак, чем отличается интернат от детского дома?

Зачем нужны специализированные образовательные учреждения?

В современном мире власти пытаются решить проблемы, связанные с беспризорными детьми и детьми, проживающими в неблагополучных семьях. Помимо этого, в последнее время участилась рождаемость детей с физическими, неврологическими и психологическими отклонениями. Родители, как бы сильно ни любили своего ребенка, не могут оказать таким детям соответствующего ухода, поэтому вынуждены отправлять свои чада в специализированные интернаты.

Но не все настолько печально, существуют интернаты, в которых учатся не только безнадежно больные, но и удивительно одаренные. Но обо всем по порядку. Итак, чем отличается интернат от детского дома?

Интернат

Интернатом называются такие учебные комплексы, при школе которых есть особые учреждения для проживания учеников. Подобные заведения осуществляют воспитательную работу вместо родителей и опекунов.

Дети находятся здесь круглосуточно. Школы-интернаты созданы в воспитательных целях, чтобы формировать у детей навыки самообслуживания и раскрывать творческий потенциал. Отличие интерната и детского дома состоит в том, что первый имеет в основном коррекционную направленность.

В целом школы-интернаты делятся по:

  1. Контингенту. К примеру, есть заведения, предназначенные для сирот, детей с ограниченными возможностями и т. д.
  2. Образовательному профилю. Некоторые школы-интернаты специализируются на углубленном изучении разных учебных предметов, существуют кадетские корпуса, спортивные интернаты и т. д.
  3. Коррекционные заведения. Предназначенные для оказания специализированной помощи детям с явными отклонениями в развитии. В целом таких заведений насчитывается 8 видов.

Образование в интернатах

Первое, чем отличается интернат от детского дома, – это образовательная система. Во-первых, дети из детского дома посещают школы, которые находятся ближе всего к их месту проживания. Чаще всего это обычные общеобразовательные учреждения. Если говорить о школах-интернатах, то здесь учебный корпус создан специально, и уже при нем существует общежитие. Но это еще не все, чем отличается интернат от детского дома.

Читайте также  Каковы причины развития приобретенного гипотиреоза у детей?

Как и в детских домах, дети в интернате могут пребывать постоянно, но только по просьбе родителей или опекунов. На время выходных или каникул дети могут покидать стены своего учебного заведения, также могут уходить по уважительным причинам.

Воспитанники интернатов и детских домов обеспечены всем необходимым: обувью, одеждой, предметами личной гигиены и т. д. С одним только отличием: в детском доме это все покупается за государственный счет, в интернате — за счет родителей. Это еще один момент, чем отличается школа-интернат от детского дома.

Жилищный вопрос

Когда заканчивается учеба в школе-интернате, детей, которые остались без родительской опеки, отправляют для получения образования по месту жительства, закрепленному за ребенком. Это осуществляется в принудительном порядке. Согласно юридическому законодательству, родители, лишившиеся по каким-то причинам родительских полномочий, не имеют права разменивать ту жилплощадь, что у них имеется, так как она закреплена за ребенком.

По факту ребенка возвращают в ту же среду, из которой он ранее был изъят. В основном воспитанники интернатов возвращаются в аморальную среду или к развалинам. В этом вопросе полным сиротам повезло немного больше. Они имеют право самостоятельно выбирать место жительства и род деятельности. После окончания учебного заведения они могут получать бесплатное образование в любом вузе страны на свой выбор.

Детские дома

Что касается детских домов, то это учреждения, в которых содержатся дети, оставшиеся без родителей или их опеки. Такие воспитанники нуждаются в полноценной государственной помощи и защите. Разница интерната и детского дома в том, что последний является еще и организацией, которая оказывает социальные услуги.

Немного истории

В Российской империи, чтобы устранить проблему с социализацией беспризорников, начали строить разного рода приюты и воспитательные дома. Они находились под Ведомством учреждений императрицы Марии, позже была создана система Ольгинских приютов, в которых проживали беспризорные дети.

После Октябрьской революции система детских приютов была реорганизована. Учебный и воспитательный процесс строился на учениях русского педагога А. С. Макаренко. Правда, эта новая система образования и трудового воспитания долго не просуществовала. Правительство СССР раскритиковало ее и постановило, что дети до 16 лет не должны работать.

Отличия и сходства

Между собой детские дома и школы-интернаты схожи в том, что на территориях обоих учреждений проживают дети, в том числе и сироты. Тогда в чем разница интерната и детского дома? Во-первых, дети в интернатах содержатся за счет родителей или опекунов, в очень редких случаях за счет государства. Детские дома полностью находятся на государственном попечении.

Во-вторых, родители имеют право забирать детей на выходные, каникулы и праздники. Также дети могут не проживать на территории интерната, а просто посещать школу и дополнительные занятия при нем. Из детского дома ребенка может забрать только усыновитель или опекун, но лишь после того, как оформит все необходимые документы. Воспитанники детских домов не имеют права покидать его территорию за исключением экскурсионных поездок, которые проходят под присмотром воспитателей.

В-третьих, основная часть интернатов имеет коррекционную направленность. Большинство заведений предназначены либо для развития способностей, либо для оказания специализированной помощи детям с отклонениями в развитии. Стоит отметить, что детей, оказавшихся без родительской опеки и имеющих проблемы со здоровьем, редко принимают в детские дома. Чаще всего им приходится учиться в специализированных интернатах.

Устройство школьных интернатов и детских домов

РЕКОМЕНДАЦИИ
по проектированию детских домов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

1. РАЗРАБОТАНЫ: ГУП МНИИП «Моспроект-4» (архитекторы Любомудрова К.И., Кряжевских М.А., инженер Тихомирова И.Б.).

2. ПОДГОТОВЛЕНЫ К УТВЕРЖДЕНИЮ И ИЗДАНИЮ Управлением перспективного проектирования, нормативов и координации проектно-изыскательских работ Москомархитектуры.

3. СОГЛАСОВАНЫ: Департаментом образования города Москвы, Москомархитектурой.

4. УТВЕРЖДЕНЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ приказом Москомархитектуры от 12.08.2005 N 107

ВВЕДЕНИЕ

Детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, (далее ДД) является самостоятельным типом общеобразовательного учреждения стационарного типа для детей и подростков, сирот и оставшихся без попечения родителей или родственников в раннем возрасте. Это учреждение создает оптимальные условия для социальной адаптации, воспитания, образования, оздоровления и профессиональной ориентации воспитанников.

Назначением ДД является обеспечение условий, максимально приближенных к домашним, для воспитания, образования, психологической, медицинской, бытовой и социальной реабилитации детей и подростков, оставшихся без попечения родителей и родственников.

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящие «Рекомендации» разработаны в развитие нормативных документов по проектированию и строительству, действующих на территории г.Москвы. Их положения распространяются на проектирование новых и реконструкцию существующих ДД.

1.2. Настоящие «Рекомендации» устанавливают основные положения и требования к размещению, участку, территории, архитектурно-планировочным решениям и инженерному оборудованию ДД.

1.3. Проектирование ДД должно вестись в соответствии с положениями настоящих «Рекомендаций», а также требованиями нормативно-методических документов в строительстве, действующих на территории г.Москвы.

2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящих Рекомендациях приведены ссылки на следующие нормативно-методические документы:

СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения»;

СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»;

СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»;

НПБ 88-2001 «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования»;

СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха»;

СНиП 23-05-95* «Естественное и искусственное освещение»;

СНиП 2.04.01-85* «Внутренний водопровод и канализация зданий»;

СП 2.4.990-00 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 «Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий»;

СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»;

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению в жилых и общественных зданиях»;

СанПиН 2.1.2.1188-03 «Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды. Контроль качества»;

СН 441-72* «Указания по проектированию ограждений площадок и участков предприятий, зданий и сооружений»;

МГСН 4.15-98 «Общеобразовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

МГСН 1.01-99 «Нормы и правила проектирования, планировки и застройки г.Москвы»;

МГСН 2.06-99 «Естественное, искусственное и совмещенное освещение»;

МГСН 2.01-99 «Энергосбережение в зданиях»;

* Действует МГСН 4.07-05. Здесь и далее. — Примечание изготовителя базы данных.

«Рекомендации по проектированию сети и зданий детских внешкольных учреждений для г.Москвы», М, 1997 г.;

«Пособие по проектированию учреждений здравоохранения к СНиП 2.08.02-89*»;

«Проектирование бассейнов» Справочное пособие к СНиП 2.08.02-89*;

«Проектирование клубов» Справочное пособие к СНиП 2.08.02-89*.

3. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

3.1. Основной целью деятельности ДД является формирование интеллектуально и духовно богатой, физически и нравственно сформировавшейся, гуманистически ориентированной личности, готовой к осознанному выбору и освоению профессии, а также своего места в обществе, обладающей трудовыми навыками, способствующими самостоятельной последующей жизни.

3.2. Основными задачами ДД являются:

— создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности;

— обеспечение социальной защиты, медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации воспитанников;

— создание условий для разработки и реализации индивидуальных воспитательных и образовательных программ, обеспечивающих разноуровневый и индивидуальный подход в обучении и воспитании;

— создание основы для осознанного выбора профессии;

— создание условий для реализации программ дополнительного образования, способствующих максимальному развитию творческих и потенциальных возможностей детей;

— обеспечение охраны и укрепления здоровья воспитанников;

— обеспечение охраны прав и интересов воспитанников.

3.3. Предметом деятельности ДД является:

— организация питания и проживания воспитанников в соответствии с установленными нормами;

— осуществление мер по социальной адаптации воспитанников к предстоящей самостоятельной жизни;

— организация образовательной деятельности по общеобразовательным программам (основным и дополнительным) и начального профессионального образования в соответствии с индивидуальными особенностями воспитанников;

— организация развивающего досуга (культурное и эстетическое развитие, оздоровление и занятия спортом);

— организация мероприятий, направленных на формирование законопослушного поведения воспитанников.

3.4. Контингент воспитанников ДД составляют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в возрасте от 3 до 18 лет с нормальным интеллектом.

3.5. Структура и состав помещений ДД должны быть рассчитаны на использование городской социальной инфраструктуры. Воспитанники ДД должны обслуживаться муниципальными общеобразовательными учреждениями, учреждениями дополнительного образования, учреждениями начальной профессиональной подготовки (УПК), культурно-массовыми и спортивными учреждениями и т.п.

3.6. ДД в зависимости от организации жилой группы подразделяются на:

— ДД традиционного типа (далее ДД-1), в котором проживание воспитанников организуется по групповому (поло-возрастному) принципу, т.е. жилая группа рассчитана на проживание одновозрастных однополых воспитанников. Оптимальная вместимость жилой группы — 10 детей;

— ДД семейного типа (далее ДД-2), в котором организация работы строится по принципу проживания воспитанников в «семье». «Семья» состоит из детей разного пола и возраста при условии постоянного пребывания «мамы» — воспитателя. Оптимальная вместимость жилой группы — не более 7 детей, в том числе 2-3 ребенка дошкольного возраста.

3.7. ДД в зависимости от наличия в составе группы помещений общего образования подразделяются на:

— ДД без указанной группы помещений с обслуживанием воспитанников находящимися в непосредственной близости муниципальными общеобразовательными учреждениями (далее ДД-3);

— ДД с указанной группой помещений, дающей возможность обучать воспитанников по установленным воспитательным и общеобразовательным программам (далее ДД-4).

3.8. Оптимальная вместимость ДД — 50-70 мест.

3.9. Состав и площади помещений ДД должны определяться заданием на проектирование в соответствии с Разделом 5 настоящих Рекомендаций.

4. ПОЛОЖЕНИЯ ПО РАЗМЕЩЕНИЮ, УЧАСТКУ И ТЕРРИТОРИИ

4.1. ДД следует размещать в селитебной зоне города. ДД-4 следует размещать вблизи общеобразовательных школ с учетом радиуса пешеходной доступности.

4.2. Здания ДД следует размещать на обособленных земельных участках.

4.3. Площадь участка ДД принимается из расчета не менее 140-160 м на 1 воспитанника с учетом размещения на участке площадок и сооружений оздоровительного и досугового характера.

4.4. В составе территории участка ДД предусматриваются следующие зоны:

— учебная и общественная;

4.5. Размеры и состав зон участков в зависимости от объемно-планировочного решения уточняются в процессе проектирования с учетом положений настоящего раздела.

Читайте также  Формирование личности при детском аутизме

4.6. В зоне размещения функциональных блоков учебного и общественного назначения рекомендуется предусматривать мощеную площадку для массовых сборов воспитанников из расчета 0,8 м на 1 воспитанника.

4.7. В зоне проживания рекомендуется предусматривать прогулочную территорию, оборудованную газонами, цветниками, навесами, скамейками для отдыха и т.п.

4.8. В физкультурно-оздоровительной зоне рекомендуется предусматривать игровые и спортивные площадки, теневые навесы для отдельных групп детей.

Площадь игровых площадок следует принимать 6-8 м на 1 воспитанника из расчета одновременного присутствия всех детей дошкольного возраста и 40-50% детей школьного возраста. Площадки должны иметь травянисто-песчаный покров. На игровых площадках для детей дошкольного и младшего школьного возраста рекомендуется предусматривать следующее оборудование: качели, качалки, грибки, скамейки для отдыха, песочные дворики с ящиками для хранения песка, столы для игр с песком, а также оборудование для развития всех основных видов движения (для лазания, скатывания, перелезания).

Теневые навесы — 2 м на 1 место — должны примыкать к игровым площадкам и быть рассчитаны на проведение игр в плохую погоду, а также на возможность проведения занятий с детьми на воздухе. Теневые навесы должны иметь дощатый пол и ветрозащитные стенки с двух-трех сторон.

4.9. В составе физкультурно-оздоровительной зоны для воспитанников среднего и старшего школьного возраста рекомендуется предусматривать:

— баскетбольную и волейбольную площадки;

— гимнастическую площадку (15×16 м);

— комбинированную площадку для спортивных игр, метания мяча и прыжков (60×40 м).

Постановление о человечности: как реформа детдомов должна изменить жизнь сирот

Постановление правительства РФ «О деятельности организаций для детей-сирот», подписанное в мае 2014 года, запустило в стране масштабную реформу сиротских учреждений. В стране их насчитывается более 1300, почти все они — государственные, частных — менее десятка. Есть и своя специфика: так, все организации делятся на образовательные, медицинские и социальные, в зависимости от подведомственности. По данным на конец 2018 года, в них содержится примерно 73 тысячи детей.

О том, почему реформа детских домов была необходима и удалось ли ей за это время сделать жизнь воспитанников лучше, ТАСС рассказала руководитель благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская.

Почему назрели изменения

Изменения системы устройства детей в коллективные учреждения идут во всем мире примерно с 60-х годов. Если бы не распался СССР, мы бы это сделали еще в начале 90-х. В 50–60-х годах появились исследования психологов и социологов о том, как влияет на ребенка его проживание в условиях коллектива. Самое большое количество исследований связано с детьми раннего возраста, потому что проживание в коллективной среде оказывает на них самое пагубное воздействие.

Мы видим по выпускникам сиротских учреждений, насколько сложно и часто не очень успешно складывается их судьба. И эта ситуация не связана с качеством обслуживания, плохой едой или с угрюмым персоналом. Прежде всего, она связана с тем, что у ребенка раннего возраста есть потребность в конкретном заботящемся взрослом, она абсолютно естественна, не связана с культурой, это, скорее, биологическая потребность. Когда она не удовлетворяется, это приводит к довольно разрушительным последствиям для личности ребенка.

Многие не задумываются, что когда мы были маленькими, мы усваивали много разных вещей, которые мы реализуем во взрослой жизни: как устроены отношения в семье, как папа общается с мамой в нашей семье, в семье друзей, как устроен быт в доме, как заботятся или не заботятся о детях, каким образом взрослые зарабатывают деньги.

Ребенок начинает подстраиваться под эту среду, учиться в ней взаимоотношениям, правилам. Внутри этой среды нет человеческих, личностных отношений, таких, какие есть в семье. Потому что это рабочая среда, в ней профессиональные отношения. У людей там нет эмоциональной близости, это было бы странно, если бы ее проявляли воспитатели на рабочем месте, — обнимали друг друга, целовали, жаловались на жизнь, садились в обнимку, смотрели телевизор.

Понятно, что ничего подобного в учреждении не может быть. Там нет такой понятной разницы между семейной, внутренней средой и внешней средой окружающего мира, какая есть в любой семье. Люди уходят на работу, приходят домой, к ним приходят гости. Вся система координат усваивается ребенком не по рассказам, а через свою жизнь и переживания. Когда нет такого опыта, социализация дается с большим трудом.

Простой пример: когда ребенок живет в семье, он знает, что его родители уходят на работу и возвращаются с работы домой. Это правильный порядок жизни. Там они зарабатывают деньги, на них покупают продукты, вещи, игрушки, приносят их домой. Ребенок созревает, видя всю эту историю, и будет делать так же сам. Ребенок, который живет в детдоме, видит зеркальную картину — взрослый приходит к нему на работу, а уходит от него домой. Взрослый зарабатывает уходом за ним. Эти вещи разрываются в его сознании.

Что меняет реформа

Она меняет цели и задачи и тип функционирования детских домов. Вместо казарм постоянного содержания мы делаем из них временные центры, устроенные по семейному типу. Ведь, по сути, то, как были устроены детские дома до реформы, вредило ребенку. Именно задача снизить вред стояла перед подобной реформой во всех странах мира, и наша страна не исключение.

Когда мы начали предлагать в Совете при Правительстве по вопросам попечительства в социальной сфере предложения по реорганизации детских домов, мы опирались на существующий международный и российский опыт.

Доказано, что коллективное проживание не полезно для детей. Нужно сделать по-другому — организовывать семейно-воспитательные группы и семейные детские дома.

Это возможно, если мы выстраиваем работу с его кровной семьей. Мы оказываем помощь людям, чтобы они не отказывались от детей и чтобы у них детей не изымали в ситуациях, когда они не причиняют детям сознательного вреда, а просто не справляются с тяжелыми обстоятельствами. Надо развивать поддержку и семейному устройству, чтобы мы наконец начали подбирать ребенку семью, а не семье ребенка.

Эта идея заложена в несколько пунктов постановления — ребенок размещается в учреждение, только если органы опеки не нашли никакой возможности устроить ребенка даже на предварительную опеку (это такая опека, когда человек может не собирать много справок, достаточно паспорта и осмотра жилья). То есть опека должна сначала поискать близких и знакомых ребенка, и только если это не получается, она должна отправить его в детский дом. Пока это мало где заработало на практике. Чаще всего опека не очень охотно ищет родственников и знакомых, а сразу везет в детдом.

Важный пункт — план развития жизнеустройства ребенка, который каждые полгода опека должна пересматривать вместе с детским домом. В этом плане должно быть зафиксировано, какие действия предприняты, чтобы ребенка вернуть в кровную семью, устроить в семью родственников или устроить в замещающую. Это новая история, где-то это происходит формально, где-то действительно пересматривают каждые полгода вопрос, почему ребенок все еще находится в учреждении.

Усложнение передачи ребенка по заявлению родителей

Впервые какие-то ограничения ситуации передачи ребенка по заявлению появились только в этом постановлении, сейчас это требует еще больших изменений, потому что в учреждениях сейчас очень много детей находится по заявлению родителей. Раньше любая семья могла отдать ребенка в детдом — потому что было широкое определение, что такое тяжелая жизненная ситуация, кроме того, могли поместить, чтобы получить образовательные, социальные и медицинские услуги. Никакого ограничения на сроки никогда не было, не было и задачи работать с семьей над изменением ситуации.

За каждым ребенком стоит своя история. Иногда это трудная ситуация в семье, где нужна была помощь, но единственный вариант помощи, которую предложили, — разместить ребенка по заявлению. Очень много детей с инвалидностью, вроде как на получении «социальной услуги в стационарной форме» всю жизнь живут в детских домах — интернатах, потом переходят в психоневрологические интернаты, родители очень часто не навещают детей, никак не участвуют в их жизни. В результате у нас очень много детей не потому, что у них трудная ситуация и у родителей не было другого варианта, а потому что им никто другой вариант не предложил.

И сегодня в рамках законодательства уже нельзя просто так ребенка сдать. У нас появился формат трехстороннего соглашения, в котором прописаны четкие сроки, причины размещения ребенка, ответственность и обязанность родителей его навещать, участвовать в его воспитании. И требования к организациям предоставить родителям разнообразные виды помощи, чтобы их сложная ситуация разрешилась и они могли своего ребенка забрать домой. Где-то это стало инструментом реального сокращения сроков пребывания детей, но чаще это пока формальный документ. Это все — новые требования, новые инструменты. Нужно не только время, но и обучение кадров и контроль над тем, чтобы это исполнялось.

Создание благоприятной среды

Постановление закончило ситуацию с перемещением ребенка внутри детдома из группы в группу. Раньше это было повсеместно. Для малышей особенно это была острая травма и стресс. В домах ребенка были перемещения каждые полгода. Из дома ребенка он перемещался в детский дом, потом в интернат, то есть постоянно менял сначала группы, потом учреждения. В результате ребенок после выхода из детдома не умеет устанавливать постоянные отношения, не умеет беречь свое место в жизни. Удивляются, почему у него бардак, он все продал и пропил, но это то, как мы создали ему эту личную историю, вырастив среди бесконечных потерь и перемещений.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: