\

Специальные занятия и игры для развития ребенка

Развивающие игры для детей на логику, мышление, внимание и память

На ЛогикЛайк более 3500 заданий на логику и сообразительность в игровом формате. Интерактивные ребусы и головоломки, соты, судоку, занимательные вопросы и многое другое.

Выберите возраст, чтобы начать

  • Гибкий ум и уверенность в себе Решая задачи и головоломки на LogicLike, вы тренируете «извилины» и развиваете смекалку.
  • Фундамент для IT Учим грамотно работать с информацией, развиваем логико-математический интеллект.
  • Двойная выгода! Можно потратить 20-30 минут на себя, пока ребёнок развивает способности. В результате — лучше успехи в школе, призовые места на олимпиадах и в конкурсах, повышается интерес к учёбе.

В игре дети познают мир и постоянно развиваются

Игра для ребёнка — естественная непринужденная активность, основная форма развития мышления и личности. Что дети всегда делают с особым удовольствием? Играют! Самостоятельно, с родителями или сверстниками, игрушками или любыми приглянувшимися предметами.

Через игровую деятельность ребёнок познает мир: узнает свойства и характеристики окружающих его предметов, осваивает социальные роли и учится взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, приобретает навыки и подтверждает свою состоятельность.

Пытливый детский ум постоянно ищет новую пищу для исследований. И этот факт нельзя игнорировать, а наоборот, надо максимально использовать для развития и обучения малышей, дошкольников и школьников.

Развивающие игры и задания онлайн на платформе ЛогикЛайк

Популярные игры и упражнения по теме

Всё это и многое другое ждёт вас в курсе развития мышления LogicLike. Процесс обучения построен от простого к сложному.

У нас есть всё, что вы искали

Развивающие игры и задания по возрасту

Какими должны быть игры для развития логики у детей?

Хорошие логические игры развивают внимательность и сообразительность, способность находить нестандартные решения.

  • Один из ключевых моментов для гармоничного развития ребенка — свобода выбора, отсутствие принуждения со стороны взрослого.
  • Игра должна приносить радость и желание достичь успеха: найти правильный способ решения проблемы, дать верный ответ, стать первым среди участников.
  • Детские игры для развития внимания, мышления, наблюдательности должны иметь образное выражение, сопровождаться понятными и яркими иллюстрациями.
  • Задачи и загадки для дошкольников и младших школьников состоят из простых предложений, не имеют двойного толкования и должны касаться понятных ребенку предметов, явлений и процессов.

У каждой игры свой образовательный потенциал: развивают логику, внимательность и быстроту мышления.

Лучшие виды логических игр для детей 5-10 лет

Использование игрового формата как основного метода развития логики и мышления очень эффективно, особенно для учащихся 1-5 классов. Среди множества игр, развивающих логику, память и мышление у младших школьников, рекомендуем следующие:

  • Шахматы, шашки. Эти игры давно признаны лучшими тренажерами абстрактного мышления, логики, математических и прогностических способностей. Играя в шахматы и шашки, дети учатся анализировать действия противника, продумывать варианты возможного поведения, выстраивать логические цепочки и делать самостоятельные умозаключения. Кроме того, шахматы требуют от игрока большой концентрации внимания, хорошей памяти и определенных волевых усилий, при этом активно работает образное и стратегическое мышление. Попробуйте занимательные задания на шахматном поле.
  • Нестандартные задания. Выполняя однообразные упражнения, ребенок быстро устает, теряет интерес к занятию. Чтобы поддерживать мыслительную активность на высоком уровне, детям нужно предлагать непривычные задачи. Решение заданий заставляет активнее работать мозг ребенка, быть более внимательным.
  • Олимпиадные задания для детей. Решение примеров, задач, уравнений, алгоритмов, использование системы координат, построение проекций и другие математические действия напрямую направлены на развитие логики, пространственного мышления, аналитических способностей, способствуют формированию системного мышления и интеллектуальных способностей в целом.
  • Числовые и другие математические ребусы. Их использование сделает учебный процесс более увлекательным и разнообразным. Для развития логического мышления необходимо постепенное усложнение заданий и отсутствие однотипности.
  • Логические задачи и загадки на логику. Решая задачи на логику, память и мышление, ребенок учится устанавливать логические связи, анализировать и сопоставлять данные, классифицировать предметы, выявлять их общие свойства и черты, обобщать, выполнять другие логические действия. Дети любят разгадывать загадки, и чем больше нужно думать, размышлять, тем больше азарта и удовольствия они получают. Разгадка не должна быть очевидной.
  • Задания со спичками. У детей 5-7 лет преобладает наглядно-образное мышление, поэтому им особенно нравятся задания на перемещения предметов.
  • Головоломки – популярный вид интеллектуальных игр как у детей, так и у взрослых. Есть интересные головоломки в формате логических задач, загадок и вопросов с подвохом, самостоятельных игр для развития логики и мышления (анаграммы, криптограммы, различные виды кроссвордов, скреббл, судоку и т.д.) и тренажеров (логическая рамка, кубик Рубика, логическая змейка и другие).

Попасть в рейтинг ЛогикЛайк может каждый. Пройди стартовый тест и будешь принят в команду логиков! Кто занимается регулярно и с удовольствием, становятся лучшими в своём городе или даже в стране.

На платформе ЛогикЛайк более 10 занимательных разделов: логические игры, головоломки, ребусы, задачи и другие задания. Регулярные занятия помогают тренировать память, быструю реакцию и внимательность. Многоуровневая программа, комплексное и системное развитие мышления и логики у детей.

Игры-занятия с малышом

Татьяна Ярцева
Игры-занятия с малышом

Игры — занятия с малышом

В маленьком ребенке изначально заложена жажда познания.

Наша задача – создать условия для наиболее полной реализации его стремления к развитию.

В рамках реализации программы «Обучение с пеленок» развивающие игры— занятия с детьми первого года жизни проводятся по таким направлениям как:

Развитие мелкой моторики.

Развитие общей моторики.

Ознакомление с окружающим миром.

Для занятий используем разнообразнейшие игрушки, дающие массу тактильных, зрительных, звуковых, обонятельных ощущений

В специально созданной жизненной среде, наполненной интересными и необычными объектами, малышка может разглядывать и изучать их.

Для занятий используем пространство Лекотеки обустроенное в соответствии с зонами,которые разделяются по своему содержанию и функциональной пригодности:

Зона сюжетно – ролевых игр

Зона интеллектуальных игр для развития высших психических функций

Зона игр по развитию мелкой моторики.

Зона строительных игр.

Зона активных игр.

Зона для рисования и прикладной деятельности.

Наши игры-занятия с малышом- это естественное игровое взаимодействие ребенка со взрослыми, в процессе которого у малышки формируются базовые структуры личности, основы различных психических сфер,закладываются важные фундаментальные человеческие способности:

уверенность в себе;

доверие к окружающим.

Наша задача, помочь малышу развить эти способности с помощью игры, которая доставляет им удовольствие.

Играя, с оборудованием ребенок упражняется в моторных навыках;

учится обращаться с предметами;

исследует предметный мир;

совершает первые открытия;

начинает понимать речь;

приобретает умение взаимодействовать с другими людьми.

Все это создает благоприятные условия для личностного роста, всестороннего развития малышей на данном этапе жизни, укрепления их психическое здоровье с помощью игр.

В процессе развивающих игр — занятий, ребёнок учится, всему этому, без усилий и с удовольствием

Игры – занятия осуществляются через зоны лекотеки.

Программный материал усложняется с учетом дидактических целей и возраста.

Читайте также  Нехореические формы ревматизма у детей

Игры-занятия направляем на формирование тех умений, которые не могут возникнуть у ребенка без специального обучения (понимание речи, подражание звукам, развитие речи, выполнение некоторых движений).

Развивая речь используем :

-прием «параллельного разговора»,

-прием «объяснения»,

-прием «вопросов и ответов»,

-прием «лесов».

Для того чтобы активизировать речь крохи,мы используем:

картинки с изображением животных, людей, предметов и игрушек (животные – мишка, зайчик, лиса, кошка, собачка;

предметы – стул, стол, чашка, ложка;

игрушки – кукла, машинка, пирамидка и т. д.);

сюжетные картинки с изображением действий (девочка играет в куклы, мальчик спит, умывается, кушает и т. д.);

наборы картинок с различным пространственным положением одних и тех же персонажей (например, птичка сидит на дереве, под деревом и летает над деревом, чтобы малыш учился понимать пространственные предлоги.

Помимо чтения книжек и рассматривания картинок, слушаем звукозаписи детских сказок. Их рассказывают профессиональные артисты, как правило, звучит музыка. Слушая такие сказки, малышка учатся понимать связную речь и представлять простые сюжеты.

Для развития игровой деятельности и воображения используем также разные куклы, игрушечные животные и кукольную утварь (посуда, одежда, кубики с буквами, в которые малыш просто играет вместе со взрослыми.

Первые навыки рисования и прикладной деятельности дети получают на наших занятиях.

Детская художественная литература является неиссякаемым источником самых разнообразных эмоций. Восприятие рассказа, сказки, ярких образных описаний взаимоотношений персонажей, их действий в разных ситуациях, влияние положительных и отрицательных поступков на эмоциональное состояние действующих лиц вызывает у малышки непосредственный отклик. Неограниченная физическая активность на занятиях с ребёнком, «подкрепляемая» специально оборудованными уголками, даёт крохе возможность лучше и раньше овладеть своим телом, быть ловчее, сильнее, увереннее, крепче чувствовать себя.

Строительно-конструктивные игры, используемые на занятиях, способствуют развитию у малышки творчества, мышления, пространственного воображения, лежащих в основе конструкторской деятельности.

В процессе этих игр происходит формирование положительных взаимоотношений между взрослыми и ребенком. Кроме того, у малышки заметно развивается интерес к играм – занятиям.

Залогом развития ума наших детей служат наши теплые эмоциональные отношения, ощущения желанности и любви, которые мы дарим им. Малыш должен быть уверен: «Меня любят. Я самый лучший на свете!».

С самых первых дней поощряем стремление к знаниям и сообразительности малышей. Хвалим их, даем им понять, что они молодцы! Всегда демонстрируем детям, что мы рады их успехам.

Конспект игры-занятия «В гости к зайке» Конспект игры-занятия для детей I группы раннего возраста «В гости к зайке» (область «Социально-коммуникативное развитие») Программные.

Игры с малышом-творческий процесс Необязательно покупать дорогие игрушки, а потом огорчаться: «Ну, вот поиграл два дня и бросил, а она же денег стоит». Вот, чем можно заменить?.

Игры — занятия с малышами Игры — занятия с куклами 1. «Укладываем Машеньку спать» Цель. Помочь детям запомнить последовательность раздевания. Учить детей аккуратно.

Конспект интегрированного занятия «Олимпийские игры!» Проблема: Олимпийские игры в Сочи. Цели: — Выявить способности детей и интерес к физкультурным занятиям; воспитать волевые качества, развивать.

Конспект занятия «Игры с водой» Цель: Формирование у ребенка представлений об особенностях воды. Задачи Образовательная: Познакомить детей со свойствами воды (жидкая, прозрачная,.

Конспект занятия-познавательной игры «Что? Где? Когда?» БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА- ЮГРЫ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ.

Конспект занятия-развлечения «Игры с Почемучкой» Конспект познавательного занятия — развлечения «Игры с Почемучкой» для детей с ОНР средней группы совместно со сверстниками из массовой.

Консультация для родителей «С малышом играем здоровье укрепляем» Форма проведения: игровой тренинг. Цель: повышение компетентности родителей в вопросах формирования здорового образа жизни детей раннего.

Консультация для родителей «Во что поиграть с малышом по дороге из детского сада и дома?» Во что поиграть с малышом по дороге из детского сада и дома? «Найди такой же» 1. Ищем абсолютно одинаковый предмет по размеру, форме, цвету.

На заметку родителям: Как можно отдохнуть со своим малышом летом в деревне У каждой мамы летом возникает вопрос: «Куда увезти ребенка от городской суеты?». Кто-то едет на море, кто-то в другой город к родственникам,.

Развивашки для детей

Каждый год летом нас начинают засыпать вопросами: “обязательно ли водить ребенка в детский сад для социализации, или обойтись развивашками?”, “как выбрать развивашки для ребенка, если есть и Монтессори, и с английским языком, и с бассейном?”, “обязательно ли водить ребенка в развивашки, или до школы можно спокойно сидеть дома?”. Давайте разбираться.

Развивашки для детей

Ах, как жаль, что не существует развивашек для взрослых! Многие дяди и тети с удовольствием пели бы песни по расписанию, кувыркались в бассейне и рисовали солнышки и домики, чтобы вывесить их на общую стену. С тех пор, как в СМИ появились публикации с рассказами об открытиях психологов и нейрофизиологов в области детского развития, идея развивать детей специальными усилиями нашла реализацию в специальных учреждениях — детских центрах и клубах. Как правило, занятия в таких учреждениях называют “развивашки”. Их отличие от детского сада заключается в не обязательном присутствии режимных моментов: сна, обеда и ужина и т.п.

Развивающие занятия и игры для детей от 2 до 11 лет

Только подумайте: весь смысл развивающих занятий для детей заключается в том, чтобы помочь родителям организовать веселый и полезный досуг ребенка. Да, привлекать родителей можно различными лозунгами и смыслами: “старше трех уже поздно”, “надо растить гармоничного ребенка” и прочими. Но правда жизни в том, что чем бы мы ни занимались с детьми, любая деятельность их развивает. Особенно если в этой деятельности есть элементы новизны. Уж педагоги умеют об этом позаботиться.

Чем принято заниматься в детских центрах и клубах? Развивающие игры, в отличие от развлекательных, помогают ребенку получить новый опыт, научиться решать новые жизненные задачи, учат выстраивать коммуникацию вокруг игровой проблемной ситуации. В детских центрах и клубах малыши занимаются деятельностью, которой они не смогут заниматься дома или на детских площадках, ведь родителей с минимальной педагогической подготовкой не так много. Давайте познакомимся с играми, которые смогут вам предложить “развивашки”.

Развивающие игры для детей 2-3 лет

В первую очередь отметим сюжетно-ролевые игры. Это могут быть как классические дочки-матери, так и взаимодействие с куклой, которая приходит на занятия к деткам и дает им интересные задания.

Важны игры как на мелкую, так и на крупную моторику. Сортировать предметы, лазать, бросать мяч, прыгать через низкие препятствия не просто в компании со взрослым, но и совместно с другими малышами, координируя усилия, соблюдая очередность, проявляя терпение и демонстрируя взаимопомощь, для малышей двух лет очень полезно. Двух- и трех-летние малыши способны вырезать простые формы (полоски, кусочки) детскими ножницами, лепить из пластилина, рисовать “каляки” и тематически называть их.

Читайте также  Почему ребенку опасно гостить у бабушки?

Выполните развивающие упражнения от Айкьюши

Дидактические игры для детей двух лет включают ознакомление с цветом, начальные навыки счета, знакомство с животными и растениями, геометрическими формами.

Игры на развитие речи в 2-3 года направлены на расширение словарного запаса и формирование грамматического строя речи. Такие игры помогают употреблять слова с правильными окончаниями, формулировать мысли, отвечать на вопросы, вспоминать синонимы.

Развивающие игры для детей 4-5 лет

Ролевые игры в этом возрасте расширяются по темам и сюжетам. Малыши способны воображать себя водителями, продавцами, врачами и действовать в соответствии с ролью. Играть в ролевые игры со сверстниками намного интереснее, чем со взрослыми дома!

Игры на моторику продолжают развивать способность лазать, прыгать, ходить задом наперед, передвигаться в разном темпе, вырезать, лепить, конструировать. В 4-5 лет ребята уже способны осваивать правила, поэтому к занятиям присоединяются подвижные игры по правилам с водящим, с использованием игровых стишков и песенок.

Дидактические игры продолжают знакомить малышей 4-5 лет с цветом и формой, учат осваивать счет предметов, выполнять простейшие математические операции сложения и вычитания по одному, расширяют кругозор и представления о мире животных, растений, профессиях и занятиях человека, устройстве Земли.

Игры на развитие речи в 4-5 лет направлены на совершенствование речи и расширение словарного запаса. Дошкольники этого возраста способны освоить сложные предложения, рассуждать на заданные темы, пересказывать услышанные и увиденные сюжеты, составлять рассказ по картине и даже сочинять простые рифмы.

Помимо развивающих игр для дошкольников детские центры с удовольствием занимаются театрализованной деятельностью, ручным творчеством, английским языком, музыкальной деятельностью. Как правило, родители, которые приводят малышей на занятия в клубы, не остаются разочарованными и продолжают водить туда детей годы напролет.

Комплекс физических упражнений для дошкольников

Плюсы занятий спортом:

  • при физических занятиях в человеческом организме происходит ускорение процессов метаболизма, в результате чего интенсивно сжигаются клетки жира;
  • спорт помогает укреплению иммунитета, особенно против вирусных и простудных заболеваний;
  • спорт положительно влияет на позвоночник человека, вырабатывая правильную здоровую осанку;
  • постоянные спортивные занятия способствуют укреплению мышечного каркаса, улучшают костную ткань, кислород намного легче поступает ко всем мышцам, за счет этого улучшается метаболизм в клетках и липидный обмен;
  • благодаря занятиям спортом улучшается состояние сердечно-сосудистой системы;
  • спорт благотворно воздействует на нервную систему человека;
  • активные занятия улучшают внимание и познавательные способности детей.

Занимаемся спортом дома

Длительность утренней зарядки зависит от возраста ребенка

  • для малышей 1-2 года длительность одного занятия должна быть около 5-8 минут,
  • для 3-4 года — 10-15 минут
  • для 5-6 лет — 15-20 минут

Одежда

Просторное место для занятий

Твое здоровье. 5-6 лет (наклейки в комплекте)

Из чего состоит зарядка

Маленькому ребенку вряд ли понравятся традиционные упражнения, поэтому родителям придется проявить фантазию и сделать зарядку веселой увлекательной игрой.
Не стоит принуждать детей к выполнению того или иного движения раз за разом, превращая занятие в скучный урок. Главная и самая правильная форма физического воспитания — игровая. Можно включить веселую фоновую музыку, придумать интересные названия для упражнений или подключить к занятиям игрушки.

Утренний гимнастический комплекс можно разделить на три основные части:

  • Разминка
  • Основной комплекс
  • Завершающий этап

Разминка

Основной комплекс

Завершающий этап

В финале зарядки предложите малышу вновь побегать и потанцевать.
Утренний гимнастический комплекс должен завершиться спокойным видом деятельности: нужно вернуть дыхание в нормальный режим и постепенно расслабить мышцы.

Мы приведем примеры упражнений, которые составляют ежедневный комплекс занятий. Их можно использовать все, а можно потестировать и выбрать те, что понравится ребенку.

Упражнения для рук и плеч

  • «Тянемся к солнышку» — занимаем исходное положение: ребенок стоит, расставив ноги на ширине плеч, руки вытянуты вдоль тела. На вдох руки поднимаются вверх, ребенок становится на цыпочки. На выдохе руки опускаются вниз, ноги встают полностью на ступню.
  • «Поздороваемся с пальчиками ног» — занимаем исходное положение: ребенок стоит, расставив ноги на ширине плеч, руки в стороны. Поочередно на выдохе ребенок наклоняется к носкам ног, стараясь дотянуться руками как можно дальше.
  • «Мельница» — занимаем исходное положение: ребенок стоит, расставив ноги на ширине плеч. Наклон вперед, руки в стороны. Поочередно одна рука тянется к полу, вторая поднимается вверх.
  • «Аплодисменты» — ребенок ходит по комнате, хлопает в ладоши, максимально разводя руки, чтобы потренировать плечевой пояс. Поочередно совершает хлопок спереди, над головой, за спиной.

Упражнения для ног

  • «Невидимый стул» — занимаем исходное положение: ребенок стоит, расставив ноги на ширине плеч, руки перед собой. Делаем медленные приседания. В зависимости от возраста, выбирайте «глубину» присяда.
  • «Топотушки» — ребенок стоит, расставив ноги на ширине плеч, руки на поясе. Ходьба на носках, пятках, на тыльной и внутренней стороне стопы.
  • «Шагающая цапля» — ноги на ширине плеч, руки на поясе. Ходьба с высоким поднятием колен. Можно сопроводить веселыми криками цапли и других птиц.
  • «Лабиринт» — выставляется несколько предметов в ряд, по очереди, попарно «воротами». Ребенок передвигается между предметами, стараясь не задевать и не пропускать «ворота».

Упражнения для туловища

  • «Старт пловца» — занимаем исходное положение: ребенок стоит, расставив ноги на ширине плеч, руки сомкнуты за спиной. На вдохе наклон вперед, руки приподнимаются. На выдохе возврат в исходное положение. Для малышей упражнение можно переименовать в «Грача» или «Пингвинчика», при наклонах делая вид, что ищем червяков или разглядывая следы на снегу.
  • «Спиралька» — занимаем исходное положение: ребенок стоит, расставив ноги на ширине плеч, руки на поясе. Поочередный поворот туловища в разные стороны, не отрывая ног от пола. Можно усложнить упражнение, добавив руку, тянущуюся в сторону поворота.
  • «Тюлень» — ребенок лежит на спине, руки вытянуты над головой. На вдох переворот на живот. На выдохе — возврат обратно. Поочередно выполнять через левое и правое плечо. Посмотрите вместе с ребенком видео National Geographic, чтобы потом смело ползать и хлопать «ручками-ластами», как настоящие тюлени!
  • «Зайка» — положение стоя, пятки вместе, носки врозь. Руки скрещены на плечах. Прыгаем на месте. Усложняем упражнение, прыгая вокруг предметов.

Растягиваемся

  • «Кошечка» — ребенок становится на четвереньки, голова опущена вниз. На вдох голова поднимается, тело максимально выгибается. На выдох возврат в исходное положение. Мяукать разрешается!
  • «Прятки» — ребенок садится на пол, ягодицы должны касаться пяток. Наклоняемся вперед, стараясь животом коснуться коленей, не забываем вытягивать руки. Можно сыграть в игру: за нами следят вредные птицы, а мы — супергерои-Мимимишки. Нужно так прижаться к земле, чтобы никто не заметил.
  • «Гибкий кустик» — ребенок стоит прямо, ноги вместе. Поднимаем руки и соединяем ладони над головой. Прогибаемся в грудном отделе и откидываем корпус назад. Необходимо исключить сильный прогиб в пояснице.
  • «Березка на ветру» — ребенок стоит прямо, руки подняты вверх над головой, пальцы сцеплены в замок. Тянемся вверх и наклоняемся сначала в одну, а потом в другую сторону.
Читайте также  Детали в дизайн-проекте интерьера

Исследуем свойства предметов. Пособие для детей 5-7 лет. Учебное пособие

ВАЖНО : если у ребенка есть проблемы со здоровьем, рекомендуются занятия лечебной физкультурой. Лечебная физкультура — комплекс физических и дыхательных упражнений, который оказывает общеоздоровительное и терапевтическое действие. Для выбора подходящих упражнений, свяжитесь со своим терапевтом или воспиитателем.

Ежедневная зарядка для вашего ребенка станет отличным помощником в самоорганизации и самодисциплине, поможет увеличить сопротивляемость организма к атакам вирусов, а повысить настроение и увеличить заряд энергии.

Желаем вам хорошего настроения и здоровья!

Сборник игровых упражнений и дидактических игр для занятий с дошкольниками

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дворец творчества детей и молодежи

Сборник игровых упражнений и дидактических игр для занятий с дошкольниками

Худошина Татьяна Геннадьевна – педагог дополнительного образования Дворца творчества детей и молодежи

Под редакцией Глущенко Н.Н., замдиректора по научно — методической работе.

В пособии представлены апробированные на практике упражнения и дидактические игры, которые помогут сформировать у детей интерес и желание творить. Приведены примеры танцевально-дидактических игр, которые можно использовать на занятиях с дошкольниками и во время досуговых мероприятий.

Данное пособие является приложением к экспериментальной программе «Ритмика и танец».

Предназначено для музыкальных руководителей детского сада, преподавателей ритмики в ДШИ и других педагогов, работающих с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

© Худошина Т.Г., 2017

Игровой метод. Особенности методики ритмического воспитания

Игровые упражнения с речитативом

«Мы не знаем более могущественного и более благоприятного средства воздействия на жизнь и процветание всего организма, чем чувство радости… Урок ритмической гимнастики должен приносить детям радость, иначе он теряет половину своей цели»

(Жак Далькроз)

В процессе педагогической деятельности каждый педагог, преподающий ритмику детям дошкольного возраста, наверняка не раз задумывался: как сделать занятия наиболее продуктивными? Ведь часто педагоги и хореографы сталкиваются с негативным или безразличным отношением детей к двигательной активности, и поэтому ищут те средства, с помощью которых можно успешно вовлечь ребенка в учебный процесс и творческую деятельность.

Безусловно, таким эффективным средством является игра как особая форма усвоения ребенком окружающей действительности.

Игра оказывает значительное влияние на развитие ребенка, поскольку в ней эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы. Советские психологи (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В. С. Мухина) определяют игру как ведущую деятельность детей.

Использование на занятиях ритмикой и хореографией игр развивает умение понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивая мышечную силу организма, пластику, грацию и выразительность, дает представление об актерском мастерстве. Для обучения танцам детей дошкольного возраста игровой метод просто необходим. Игра превращает скучную рутинную работу для дошкольников в увлекательное занятие. Широкое внедрение игрового метода в учебный процесс позволяет объединить в единое целое обучение, развитие и воспитание обучающихся.

В этом пособии представлены апробированные на практике упражнения и дидактические игры, которые позволят сформировать у детей интерес и желание творить. Приведены примеры танцевально-дидактических игр, которые можно использовать на занятиях с дошкольниками и во время досуговых мероприятий.

I . Игровой метод. Особенности методики ритмического воспитания

Игровой метод – один из методов физического воспитания, обучения и совершенствования, основанный на выполнении двигательных действий в процессе игры, которые организуются на основе игрового сюжета (замысла и правил игры) и определяют цель и характер деятельности.

С его помощью решаются следующие задачи:

• развитие быстроты, силы, ловкости, выносливости;

• воспитание смелости, решительности, находчивости, инициативы, самостоятельности;

• становление тактического мышления;

• закрепление и совершенствование двигательных умений и навыков.

Достоинства игрового метода:

1. Высокий уровень мотивации.

2. Свободный характер деятельности.

3. Комплексный характер воздействия.

Объединяя игры с обучением, мы приобретаем возможность сделать интересным разучивание любых скучных с точки зрения ребенка движений, комбинаций, учебных заданий.

В методике ритмического воспитания определены несколько видов игр: игры под инструментальную музыку, игры под пение и игры с речевым сопровождением.

В свою очередь, игры под инструментальную музыку разделяются на образно-игровые упражнения (сюжетные), где выступают определённые персонажи, развёртывается действие и решается основная задача – передать музыкально-игровой образ персонажа, и музыкально-подвижные игры (несюжетные), правила которых связаны с музыкой, и решается задача – двигаться в соответствии с содержанием, характером и формой музыкального произведения.

Содержание образно-игровых упражнений диктуется названием и текстом. Например, музыкальная игра «На бабушкином дворе». Разучивание игры связано с раскрытием музыкально-поэтического образов обитателей деревенского двора.

Музыкально-подвижные игры чаще всего имеют определенные движения. В таких играх разучивание включает показ, объяснение. Можно использовать и другие приемы. Прежде всего дети слушают музыку, чтобы почувствовать общее ее настроение, характер. Далее им объясняют построение, форму произведения (так как движения меняются в соответствии с частями, музыкальными предложениями, фразами). Например, «Музыкальные змейки», «Побегаем, попрыгаем», «Найди себе пару» и т.д.

Игры под пение включают хороводы, инсценировки песен и тесно связаны между собой. Построение их зависит от содержания. В действие поочерёдно включаются отдельные дети, небольшая их группа, весь коллектив. Меняется направление движения, происходит перестроение в круг, шеренги, пары, колонны и т.д. (например, «Если нравится тебе», «Я полю лук, лук», «Ворон», «Где ты был, Иванушка?», «Заинька»). Хороводные игры — это целый комплекс игровых упражнений, которые включают в себя свободное движение, музыку, пение, пантомиму, а также декламацию стихов. Хороводные игры знакомят детей с древними традициями и обрядами, развивают коммуникативные навыки, способствуют совершению двигательных навыков, развивают чувство ритма, музыкальный слух.

Особенностью игр с речевым сопровождением является то, что все эти игры можно проводить без музыкального сопровождения, под речитатив, который в определённой степени как бы заменяет собой мелодичный напев. Наличие мелодического и ритмического начала позволяет выполнять движения по содержанию текста в нужном ритме и темпе. Одновременно у детей совершенствуются двигательные навыки: прыжки, пружинный и дробный топающий шаг, поскок, переменный шаг, галоп, шаг с высоким подъёмом ног, лёгкий стремительный бег. Текст любой игры способствует развитию у ребёнка чувства ритма. Его легко воспроизвести в хлопках – ритмизировать.

Музыкальные игры способствуют быстрому запоминанию изученного материала, интенсивности обучения, раскрепощению детей, избавлению от комплексов.

В игровой форме разучиваются различные хлопки, притопывания, взмахи, вращения кистями рук и т. п.

Некоторые упражнения носят вспомогательный характер: направлены на усвоение элементов движений, которые затрудняют детей в пляске, хороводе, игре.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: