\

Специализированные группы в яслях для больных и выздоравливающих детей

Специфика медицинских осмотров детей

С момента рождения и до 18 лет дети регулярно проходят медицинские осмотры – профилактические, предварительные, периодические. По результатам медосмотра ребенку устанавливают группу здоровья, которая необходима для определения допустимой физической нагрузки, своевременного и эффективного лечения заболеваний.

Приоритет в работе каждой медицинской организации, которая оказывает первичную медико-санитарную помощь, – медицинские осмотры. Они в свою очередь направлены на профилактику и раннее выявление различных заболеваний.

Медицинские осмотры детей регламентируются приказом Министерства здравоохранения РФ от 21.12.2012 №1346н и начинаются с рождения ребенка, когда его прикрепляют к детской поликлинике. Здесь кипит работа участковых врачей-педиатров, а также других специалистов, которые и проводят эти медицинские осмотры.

Профилактические осмотры детей проводятся в поликлинике по месту прикрепления ребенка. Цель таких осмотров – понять, каково состояние ребенка, выявить заболевания на ранней стадии. Во время профосмотров устанавливают группу здоровья и дают рекомендации. Детей того или иного возраста осматривают определенные специалисты, назначают необходимые исследования. Осмотры младенцев проходят по одному алгоритму, подростков – по-другому, с учетом возрастных особенностей детей.

Также существуют предварительные осмотры. Их проводят в поликлинике по месту прикрепления перед поступлением в детский сад, школу, среднее специальное учебное заведение, вуз, при устройстве несовершеннолетнего на работу. Предварительные осмотры детей также предполагают определение группы здоровья, к которой относится ребенок, – это нужно для выбора правильной нагрузки на занятиях физкультурой.

Раз в год медицинская организация, осуществляющая медицинское сопровождение образовательного учреждения, проводит периодические осмотры детей.

Все виды осмотров существуют для того, чтобы вырабатывать тактику наблюдения за детьми, исходя из их индивидуальных особенностей.

Чем болеют дети?

На первом месте у детей практически любого возраста стоят болезни органов дыхания: ОРВИ и другие острые простудные заболевания.

Если мы говорим о детях до года – на втором месте после болезней органов дыхания идет патология нервной системы. На третьем месте по распространенности у детей этой группы стоят болезни пищеварения: непереносимость каких-либо веществ, аллергия на отдельные продукты питания и другие.

У детей дошкольного (3–7 лет) и младшего школьного возраста (от 6–7 до 10 лет) наряду с болезнями органов дыхания чаще всего встречаются заболевания костно-мышечной системы и соединительной ткани, а также болезни глаза и его придаточного аппарата.

Среди заболеваний детей старшего школьного возраста (15–18 лет) болезни глаза и его придаточного аппарата занимают уже первое место: самая распространенная патология подростков – близорукость. На втором месте стоят болезни костно-мышечной системы, в том числе сколиоз и нарушение осанки.

У подростков, особенно у мальчиков, отмечается травматизм, количество повреждений при этом в два раза превышает число травм у девочек. Тем не менее стоит отметить, что в последнее время девочки стали вести более активный образ жизни и чаще получать травмы, осваивая, например, роликовые коньки или скейтборды.

Группы здоровья

Профилактические медицинские осмотры детей позволяют оценить состояние здоровья ребенка и присвоить ему так называемую группу здоровья, от I до V. Критериями для выбора той или иной группы служат наличие или отсутствие функциональных нарушений, хронических заболеваний, состояние основных систем организма, степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям, уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.

Группы здоровья нужны для того, чтобы понимать, к какой физкультурной группе относить ребенка, когда он поступает в дошкольное или учебное учреждение.

I группа здоровья – это здоровые дети с нормальным физическим и психическим развитием, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных нарушений.

Во II группу здоровья входят дети, у которых нет хронических заболеваний, но есть некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения, а также выздоравливающие дети, которые перенесли инфекционные заболевания тяжелой и средней степени тяжести. Также во II группу здоровья попадают несовершеннолетние с общей задержкой физического развития при отсутствии заболеваний эндокринной системы (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), с дефицитом или избыточной массой тела. Наконец, в указанную группу включают детей, которые часто и долго болеют острыми респираторными заболеваниями, а также несовершеннолетних с физическими недостатками, последствиями травм или операций с сохранением функций органов и систем организма.

III группу здоровья составляют дети с хроническими заболеваниями (с редкими обострениями). Ребенка относят к III группе, если у него есть физические недостатки, он переживает последствия травм и операций, но функции его органов и систем организма компенсируются, позволяют работать и учиться.

В IV и V группы здоровья входят дети с хроническими и тяжелыми хроническими заболеваниями, имеющими частые обострения, несовершеннолетние с выраженными физическими недостатками. Отдельно в V группу здоровья входят дети-инвалиды.

В течение первого года жизни детей относят, как правило, к I группе здоровья. К подростковому возрасту процент здоровых детей уменьшается, и значительному числу детей присваивают уже II группу здоровья.

В целом среди детей от 0 до 18 лет около 30% относятся к I группе здоровья, 60–67% – это II группа, на III, IV и V группу приходится приблизительно 13% детей.

Группа здоровья – важный показатель для доктора, позволяющий сделать выводы о необходимости диспансерного наблюдения, дополнительных обследований, оказании высокотехнологичной медицинской помощи, объеме реабилитационных мероприятий, построить индивидуальный маршрут для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Если медосмотр выявляет функциональные отклонения у ребенка, ему назначают реабилитационные мероприятия – чтобы он мог перейти из одной группы здоровья в другую в сторону повышения либо остался в своей группе, но без риска прогрессирования того или иного заболевания.

К примеру, есть дети, которых отнесли к III группе здоровья, означающей стабилизацию некоторых процессов, происходящих в организме. Ребенка из III группы важно наблюдать для того, чтобы исключить возможность рецидивов, а само заболевание протекало более спокойно.

Врач-педиатр определяет, какое количество детей на его участке относятся к той или иной группе здоровья, после чего планирует и проводит необходимые мероприятия. В этом и заключается работа учреждений первичной медико-санитарной помощи.
Осмотры учащихся проходят строго по графику, который согласуется руководителями медицинских и образовательных учреждений. Родителей обязательно оповещают о том, что ребенок будет проходить медицинский осмотр в определенный день.

В целях профилактики инфекционных заболеваний в юном возрасте и для предупреждения эпидемий в детских коллективах в детских поликлиниках проводится вакцинация.

Медицинские осмотры детей и профилактические прививки регламентируются разными документами. Медосмотры идут по собственному графику, и календарь прививок с ним не совпадает. Детские медицинские осмотры и вакцинация никак не связаны между собой: медицинский (врачебный) осмотр перед вакцинацией проводится в день прививки и не зависит от прохождения профилактических или периодических медицинских осмотров.

Повысить группу здоровья позволит ведение здорового образа жизни: занятия физической культурой и спортом, здоровое питание, своевременное лечение заболеваний, вакцинопрофилактика, регулярное прохождение медицинских осмотров.

Важное подспорье в деле укрепления детского здоровья – детские санатории Департамента здравоохранения Москвы, которые работают круглый год.

В санаториях проходят дни открытых дверей, которые позволяют увидеть, какие оздоровительные, образовательные, воспитательные мероприятия организуют в детских лечебно-профилактических учреждениях столицы.

Направление в детский санаторий Департамента здравоохранения Москвы можно получить в детской поликлинике.

Правовые аспекты медосмотров

Все медицинские мероприятия в поликлинике или образовательном учреждении (если образовательная организация имеет на то медицинскую лицензию) проходят после подписания информированного согласия родителями.

Ребенок, который достиг возраста 15 лет, может проходить профилактические осмотры самостоятельно. Для этого не требуется получения информированного добровольного согласия от родителей или законных представителей ребенка.

Информация о состоянии здоровья, полученная по результатам медицинского осмотра, предоставляется подростку лично врачом или другим медицинским работником, который принимал непосредственное участие в проведении медицинского осмотра. Если ребенок не достиг 15 лет, информация о состоянии здоровья предоставляется его законному представителю.

Если у ребенка обнаружили заболевание, которое вызывает тревогу врачей, законных представителей в обязательном порядке информируют об этом.

Специализированные группы в яслях для больных и выздоравливающих детей

В первые годы существования в ясли принимались только здоровые дети. Постепенно возникла необходимость обслуживать ребенка не только здоровым, но и во время заболевания; этого требовали интересы и ребенка, и матери. Выздоровление ребенка в условиях ясельного ухода наступает скорее, чем дома; кроме того, оставленный дома на время заболевания, он нуждается в уходе, что отвлекает мать от работы, приводит к потере времени на производстве. Поэтому вопрос обслуживания в яслях заболевших детей был разрешен положительно путем создания при яслях изоляторов для детей, заболевших незаразными заболеваниями.

В дальнейшем в яслях начали организовываться группы для детей, заболевших некоторыми заразными заболеваниями — коклюшем, ветряной оспой, эпидемическим паротитом — так называемые временные стационары.

Для детей с хроническими заболеваниями возникли санаторные группы.

Изоляторы. Одной из трудностей в организации изоляторов в последние годы было отсутствие штатов для отдельного поста персонала, так как число коек изолятора не входило в общее число коек яслей. В 1946 г. в постановлении правительства об улучшении и расширении ясельного обслуживания это обстоятельство было учтено и в штатное расписание яслей был включен отдельный пост персонала для обслуживания детей в изоляторе.

Для изолятора выделяется обособленное помещение, с отдельным входом и отдельным санитарным узлом. Число коек в изоляторе должно составлять примерно 10% общего числа коек в яслях. В изоляторах на 10 и более коек желательно иметь две комнаты, в одной из них нужно поставить передвижные боксы. Строить постоянные закрытые боксы не следует ввиду трудности обслуживания в них детей и отсутствия надобности в этом, так как направлять в изолятор детей с острозаразными заболеваниями нельзя.

В изолятор помещают детей с нетяжелыми заболеваниями — верхних дыхательных путей, простой диспепсией, кожными и глазными болезнями; при наличии постоянного врачебного наблюдения возможно помещать в изолятор детей с воспалением легких. Дети, больные дизентерией, корью, ветряной оспой, эпидемическим паротитом, в изолятор не помещаются.

При двух комнатах возможно поместить в изолятор детей, больных коклюшем, когда их немного и специальную группу открывать нецелесообразно.

Коклюш, как известно, при хорошей изоляции и правильно организованном обслуживании больного не распространяется. Чрезвычайно важно обслуживание в изоляторе детей, больных гриппом и катаром верхних дыхательных путей. Удельный вес этих заболеваний среди других в яслях особенно велик и наибольшее число пропущенных детьми дней приходится именно на эти заболевания.

Читайте также  Критические ошибки при воспитании ребенка

Однако к направлению больного гриппом в изолятор нужно относиться сугубо внимательно, так как имеется опасность поместить в изолятор ребенка в продромальном периоде кори, поэтому каждый раз нужно выяснять, не было ли в окружении ребенка заболевших корью; особая бдительность нужна во время эпидемии кори.

Необходимо указать на некоторые ошибки, допускаемые при использовании изолятора. Некоторые врачи помещают в изолятор детей с тяжелой формой гипотрофии, больных рахитом, туберкулезом. В данном случае они исходят не столько из пользы, которую получит больной ребенок, сколько из трудностей обслуживания его в группе для здоровых детей. Между тем пребывание таких детей в изоляторе не только не приносит пользы, но иногда и прямо вредит ребенку. В борьбе с гипотрофией большая роль принадлежит воспитательным мероприятиям, которые в изоляторе осуществить сложнее, чем в группе. Затруднительна также организация длительного пребывания ребенка на воздухе, что является совершенно необходимым как для детей, больных гипотрофией, так и для детей, больных рахитом и туберкулезом. Поэтому направление детей указанных категорий в изолятор по поводу их основного заболевания не должно иметь места.

Работа в изоляторе может быть дневной или круглосуточной.

Режим детей, находящихся в изоляторе, должен приближаться к режиму группы для здоровых детей, поэтому при первой возможности с разрешения врача постельный режим частично или полностью отменяется и ребенок принимает участие в общей жизни группы изолятора.
Особенно настойчиво следует обеспечить пользование свежим воздухом путем прогулок и сна на воздухе. При круглосуточной работе изолятора в проведении прогулок принимают участие матери.

Для работы в изоляторе нужно выделять преимущественно сестер с законченным медицинским образованием.

Группы для больных коклюшем, ветряной оспой, эпидемическим паротитом. Коклюшем, ветряной оспой и эпидемическим паротитом болеет значительное количество детей.

При возникновении первых заболеваний из яслей удаляют заболевших детей. Если распространение, инфекции не удалось купировать, заболевшие дети посещают ясли; принимаются все меры к изоляции группы, где находятся больные дети. Новых детей, не перенесших данное заболевание, в эту группу не принимают. Распорядок дня в группе тот же, что и в группах здоровых детей.

Вначале, когда заболевших еще немного и группа не укомплектована, в нее принимают детей, ранее перенесших данное заболевание. По мере пополнения группы больными детьми переболевших переводят в группу здоровых детей.

Группы для больных коклюшем должны быть круглосуточными, чтобы предотвратить распространение инфекции по дороге в ясли, в квартире, в общежитии. Для коклюшной группы желательно иметь помещение с отдельным входом. При полной невозможности этого требуется большая четкость в работе при приеме, раздаче детей и при выводе на прогулку надо категорически исключить возможность встречи больных со здоровыми.

Обязательным условием правильного содержания больных коклюшем является пользование свежим воздухом. Поэтому помещение коклюшных групп нужно систематически и тщательно проветривать; необходимо стараться увеличить пребывание детей на свежем воздухе путем прогулок и сна на веранде с открытыми окнами. Для дополнительной вечерней прогулки целесообразно привлекать матерей после окончания их работы. Будучи свободными от ухода за ребенком при круглосуточном его пребывании в яслях, матери охотно приходят вечером в ясли для прогулки с ребенком.

Питанию детей в коклюшной группе персонал должен уделять много внимания; у некоторых детей приступы кашля заканчиваются рвотой. Этих детей нужно кормить часто и понемногу и избегать большого количества жидкости; необходимо следить и за тем, чтобы дети систематически получали витамины.

Приступы кашля при коклюше бывают реже при спокойном, ровном настроении ребенка. Поэтому воспитательная работа с детьми, занятия и игры уменьшают число приступов.

Иногда целесообразно на время приступа выделять ребенка из группы, так как такой приступ кашля может вызывать приступы и у других детей. Не следует оставлять в группе детей, у которых коклюш осложняется воспалением легких.

Группы для больных корью открывать в яслях не рекомендуется, так как ввиду особенностей распространения коревого вируса заболевание может возникнуть и в других группах. Только при крайней необходимости в условиях очень хорошей изоляции в помещении верхнего этажа и при тщательном наблюдении за работой группы возможно допустить организацию в яслях группы для больных корью детей.

5 Организация лечебно — профилактической помощи детскому населению

Организация лечебно — профилактической помощи детскому населению

Удельный вес детского населения достигает 14%. Дети – это лица в возрасте от 0 до 14 лет включительно (14 лет, 11 месяцев, 29 дней). Это – приоритетное направление в организации мед. помощи. Младенческая смертность – это смертность до 1 года на 100 родившихся. Заболеваемость у детей в 2 раза выше, чем у взрослых. Хотя младенческая смертность уменьшается, удельный вес в её в общей смертности остаётся высоким. Россия занимает 52 – 54 место в Мире по младенческой смертности. Удельный вес её в общей смертности составляет 205.

Причины младенческой смертности:

1. острое расстройство пищеварения

3. заболевания ВДП

4. острые детские инфекции

Основная причиной младенческой смертности заключается в неблагоприятных условиях вскармливания и ухода за грудными детьми. Смертность ребёнка надо рассматривать как ЧП для ЛПУ. Одна из основных задач органов и учреждений лечебно – профилактической помощи детям – уменьшение младенческой смертности.

Основными учреждениями охраны здоровья детей являются:

1. многопрофильные детские больницы

Рекомендуемые файлы

2. детские поликлиники

3. детские отделения взрослых поликлиник

4. детские отделения многопрофильных больниц для взрослых

5. специализированные детские больницы и учреждения

7. дошкольные учреждения

В городах основными учреждениями являются городские поликлиники. В селе за оказание медицинской помощи детям отвечает акушерка на ФАПе., в участковой больнице на 35 коек есть врач – педиатр, в ЦРБ есть поликлиническое отделение для детей и детское отделение в стационаре и районный педиатр. Всю помощь детям в области возглавляет Областная больница.

Раньше были детские консультации (до 3-х лет) и детские поликлиники, т.е. микро – и макропедиатр. Сейчас действует принцип единого педиатра.

По мощности детские поликлиники делятся ан 5 категорий:

1 – 800 посещений в день, 2 – 700, 3 – 500, 4 – 300, 5 – 150.

Городская детская поликлиника

Работает по территориально – участковому принципу (800 детей на участке). Основная нагрузка – дети до 1 года (50- 60 детей). В последнее время педиатры, акушеры гинекологи и терапевты работают на одном акушерско – терапевтическо – педиатрическом участке ( 1 акушер – гинеколог, 3 терапевта, 2 педиатра).

Детские поликлиники по своим штатам укомплектовываются таким образом, что состоят из участковых педиатров с патронажными сёстрами на 1,5 ставки. Врачи всех узких специальностей: 0,3 должности на 1000 детей, 0,45 должности на 1000 детей.

Структура детской поликлиники:

1. отделение здорового ребёнка

2. отделение специализированной помощи (специалисты, физиотерапия, лаборатория).

3. дошкольное – школьное отделение

В детской поликлинике есть:

1. фильтр с боксом

2. кабинеты участковых педиатров

3. прививочный и процедурный кабинет

4. кабинеты врачей – специалистов

5. кабинеты гигиенического и физического развития девочек

6. рентген – кабинет

7. физиотерапевтический кабинет

8. кабинет лечебной физкультуры

12. молочная кухня

13. пункт сбора материнского молока

14. кабинеты доврачебного приёма

Особенности детской поликлиники, которые связанны с её задачами:

1. Обслуживание здоровых детей: через главный вход идут здоровые дети. Там есть фильтр, где осматривают ребёнка и решают – пропускать его или нет. Если есть подозрение на инфекцию, то ребёнка помещают в бокс, где его осматривает врач.

2. Основным методом в обслуживании детей является метод диспансеризации.

Охрана здоровья ребёнка включает в себя 3 периода:

1. Антенатальная охрана плода (контакт акушера – гинеколога с педиатром)

2. Динамическое наблюдение за новорожденными. Принимает участие патронажная сестра: при выписке из роддома она должна принять ребёнка на учёт. Не позже, чем через 3 дня, врач должен осмотреть ребёнка, особенно детей, которые принадлежат к группе риска – матери которых токсикозом беременности и т.д. Здоровые дети осматриваются врачом не реже 3 раз в месяц, сестра посещает ребёнка не реже 6 раз в месяц. Если у ребёнка есть отклонения, заболевания, врач осматривает 4 раза. В течении года каждые 3,6,9,12 месяцев врач пишет этапные эпикризы.

3. Динамическое наблюдение от года до 7 лет. В 2 года врач осматривает 4 раза в год. В 3 года 2 раза в год. В последующие годы — 1 раз в год.

Все дети по состоянию здоровья делятся на 3 группы:

b) с риском возникновения патологии

Задачи кабинета здорового ребёнка:

1) пропаганда здорового образа жизни

2) обучение родителей правилам воспитания здорового ребёнка

3) санитарное просвещение детей

4) профилактика заболеваний

Много внимания отнимает необходимость уделять внимание правильному рациональному питанию. Дети да 4 – х месяцев должны получать грудное молоко, для чего в поликлинике организуется кабинет сбора грудного молока.

Все заболевшие дети обслуживаются на дому. Это основа противоэпидемической работы. Немало сил уделяется диспансеризации детей-школьников (выявляются больные туберкулезом, глистной инвазией, нуждающиеся в санации полости рта и глотки). В детских поликлиниках создаются специальные дошкольно — школьные отделения. В состав их входят педиатры и медсёстры, которые работают в детских яслях, детских садах и школах. Есть следующие штатные нормативы для детских учреждений: 1 врач на 2000 школьников, 1 медсестра на 600 –800 школьников; 1 врач на 400 – 600 детей в дет. садах , 1 медсестра на 100 детей в дет. садах. Если есть 6 – 9 врачей, то выделяется должность зав. отделением.

Основные задачи дошкольно – школьного отделения:

1. обследование всех детей, которые поступают и находятся в этом учреждении

2. мед. контроль за сан – гигиеническими условиями

3. контроль за выполнением режимов дня, питания, закаливания

4. мед. контроль за состоянием здоровья, проведения плановой диспансеризации, выявление больных

5. сан – просвет. работа

6. летние оздоровительные мероприятия

7. анализ деятельности учреждений

Для воспитания детей старше 3 лет в системе органов образования есть сеть детских домов. За организацию мед. помощи в них отвечают мед. учреждение. В детском доме должен быть врач, при его отсутствии мед. обслуживание возлагается на ближайшую детскую поликлинику.

Читайте также  Сердечная недостаточность у детей

Ясли – сад

Основной структурой яслей и садов является группа. В яслях группа из 15 детей; группы среднего и старшего возраста – из 20 детей. Считается выгоднее организовывать ясли – сад, чем ясли и сад отдельно. В этих учреждениях есть средний мед. персонал, который осматривает детей ежедневно. Если ребёнок заболел, то его не берут.

Дома ребёнка

Организуется для здоровых детей (дети сироты, подкинутые, от матерей – одиночек и временно больных матерей). Руководит домом ребёнка главный врач. Дом ребёнка построен по принципу детской больницы, но в нём лежат здоровые дети до трёх лет. В доме ребёнка врач ведёт 40 детей, в больнице – 20 детей. Благодаря тому, что дом ребёнка построен по такому принципу, что и детская больница, удалось значительно снизить детскую смертность. Стационарную помощь дети получают в детских больницах, в детских отделениях больниц для взрослых.

Детские больницы (отделения) бывают:

1. Соматические (многопрофильные)

4. Специализированные (противотуберкулёзные, нервно – психические идр)

Задачи детской больницы:

c) неотложная терапия

e) противоэпидемическая работа

f) оказание помощи детям в дошкольно – школьных учреждениях

Структура детской больницы:

1) отделение приёма и выписки больных

2) клинические отделения

3) изоляционно – диагностический отдел

4) вспомогательные отделения и службы

В детских больницах есть опасность внутрибольничной инфекции (ВБИ), гораздо больше, чем во взрослых больницах, — стремятся к боксированию палат, в приёмном отделении располагаются боксы.

Особенности организации и работы детского стационара:

1. Расставание ребёнка с матерью. Нужно окружить его лаской и заботой.

2. Есть различные отделения, куда помещаются дети в зависимости от возрастаи нозологии.

3. В возрасте до 7 лет мальчики и девочки находятся вместе, после 7 отдельно.

4. Обязательный сестринский уход. Стремятся приблизить пост мед. сестры к детям. В больших палатах пост мед. сестры располагается внутри палаты.

5. Врач педиатр ведёт 20 детей, инфекционист 15.

6. В определённых случаях матерей помещают вместе с детьми. Материнский уход – это витамин М (Сперанский).

7. Важной особенностью является воспитательная работа. Есть должность воспитателя, особенно у детей с хроническими заболеваниями прикрепляются и учителя, которые проводят занятия.

Профилактика ВБИ:

ВБИ считается заболевание, возникшее у ребёнка в сроки пребывания в больнице, которые больше срока инкубации, возникшие новые заболевания, если предшевствовал хотя бы один случай этого заболевания. Причины ВБИ: плохая изоляция, поступление детей в инкубационный период, занос инфекции персоналам и посетителями. При поступлении нужно: тщательно собирать эпидемиологический анамнез, создавать боксированные отделения. Только при подозрении на инфекции ребёнок изолируется в бокс.

Центры охраны здоровья детей

Имеют в составе:

1. амбулаторные, консультативные, консультативно-методические отделы.

2. дошкольно – школьные отделения.

3. обслуживают по принципу единого педиатра.

4. бригадный метод обслуживания: углубленный осмотр детского населения бригадой врачей.

Для обслуживания подростков (15 и более) организуются подростковые кабинеты и отделы при поликлиниках, поликлинических отделениях больниц и МСЧ. 1 врачебная должность на 1500 подростков. Их задачами являются: обслуживание работающих подростков и учащихся ПТУ. Основной фигурой в подростковом кабинете является врач – терапевт – специалист по физической патологии и гигиене подросткового возраста. Он решает вопрос по профессиональной патологии.

Задачи подросткового врача:

1. осуществление систематического учёта подростков, работающих на предприятиях или ПТУ.

2. оказание амбулаторной помощи подросткам, направление на стационарное лечение.

3. организация и проведение предварительных осмотров.

4. организация и проведение периодических мед. осмотров 1 раз в год, совместно с врачами – специалистами. Анализируют итоги т. е. он ведет диспансерное наблюдение

5. ведет отбор больных подростков, нуждающихся в санаторно – курортном лечении, в диетическом питании, ведет контроль за физическим воспитанием подростка.

6. ведет постоянный контроль за лечебно – профилактическими мероприятиями среди юношей допризывного возраста. Оформляет документы для сдачи в райвоенкомат. Участвует в приеме документов по графику из детской поликлиники на подростков. Врач подросткового кабинета оформляет различного вида справки подросткам, окончившим школу для поступления в ВУЗ, на работу

7. совместная работа с врачом – инфекционистом: проф. прививки, борьба с гельминтозом, сан – просвет. работа, направленная на улучшение гигиенического состояния

8. контроль за режимом и работой учебного заведения

9. ведет отчетность подросткового кабинета

10. в ПТУ организуются здравпункты, в которых работают фельдшера и мед. сестры (1 фельдшер или 1 мед. сестра на 500 подростков).

Основная задача здравпункта: организация лечебно – профилактических, санитарно – противоэпидемических мероприятий, оказание первой доврачебной помощи, плановая санация полости рта, участие в ежегодном мед. осмотре, который согласуется с администрацией, анализируется заболеваемость с временной утратой нетрудоспособности, участие в разработке единого комплекса оздоровительных мероприятий. Важна работа с допризывниками. Организуется стационарное лечение под контролем райвоенкомата. Стационарное лечение подросток получает в больнице для взрослых. Снабжение медикаментами здравпунктов осуществляют поликлинические учреждения.

Про ОРВИ и детский сад. Продолжаем острую тему поста «Сопливый ребенок в детском саду — благо?»

Недавняя публикация про сопливых детей вызвала бурю возмущения в родительских массах. Давайте попробуем разобраться, почему дети болеют в детском саду и, главное, как можно на это повлиять.

К сожалению, дети, посещающие детский сад, могут болеть до 12–16 раз в год. Сложно назвать это нормой. Скорее, это можно назвать обычным явлением. Каковы же причины этого «обычного явления»?

1. Особенности социального поведения.
Дошкольники общаются значительно более тесно, нежели школьники. Чем младше ребёнок, тем больше познавание мира и сверстников завязано на тактильном контакте. Тем больше вероятности заразиться вирусной инфекцией. В школе начинается разобщение, ограничение тесных контактов — дети болеют реже.

Как решить проблему?
Время.

2. Рост детей.
Чем ниже ребёнок, тем выше концентрация вирусов, выделяемых окружающими, около его лица — капельки влаги, летящие из носов и ртов, благодаря силе всемирного тяготения, стремятся вниз, а не вверх. Чем выше становится ребёнок, тем быстрее он уходит из взвеси вирусов, которая остаётся внизу.

Как решить проблему?
Время.

3. Личная гигиена.
Чем младше дети, тем хуже они соблюдают правила личной гигиены. А в детских садах с большим количеством детей в группе снижен контроль за тем, как и когда дети моют руки и лицо (да, лицо тоже нужно регулярно ополаскивать!). Школьники взрослеют и начинают, в большинстве своём, следить за чистотой кожи рук и лица.

Как решить проблему?
Приучить детей мыть руки и лицо прохладной водой несколько раз в день.

4. Дневной сон.
Конечно, не сам дневной сон повышает частоту ОРВИ, а его условия. Немногие детские сады могут похвастаться отдельной спальней, в которой дети отдыхают на достаточном расстоянии друг от друга. Частая проблема — многоярусные кровати из вызвижных ящиков — тут, как несложно догадаться, больше всех «везёт» тому, кто спит в самом низу. Школьники не спят в школе, у них меньше шансов заболеть ОРВИ.

Как решить проблему?
Забирать ребенка домой после обеда, искать детский сад с просторной спальней. Фантастика, правда? Значит, смирение.

5. Несоответствие гигиеническим нормам температуры и влажности воздуха в детских садах.
в детском саду всегда сухо и жарко. А ведь температура не должна превышать 19–20 градусов, а влажность должна быть не менее 40–50%. Покупка мойки воздуха, или, хотя бы, постоянное проветривание могли бы помочь, но….
В школах ситуация тоже не ахти какая, но жары в 25 градусов уже нет, поэтому ситуация гораздо лучше.

Как решить проблему?
Требовать наладить климат в детском саду.

6. Наличие в группе откровенно больных, а не просто сопливых детей.
Многие родители ведут в сад больного ребенка, потому что им некуда его деть. Просто насморк без ухудшения самочувствия — это, собственно, не болезнь. Это состояние, которое в англоязычных источниках называют common cold. Не заразно, но неприятно для окружающих.

Решение проблемы — …. ну, это проблема государственной поддержки родительства. Боюсь, что мы не сможем ее решить.

7. Отсутствие нормальной информированности родителей о мерах профилактики ОРВИ помимо вышеупомянутых.
Многие уверены, что оксолиновая мазь, промывание носа, виферон и прочие -фероны, гомеопатические горошки, чеснок успешно предотвращают ОРВИ. Увы, это совершенно не соответствует действительности. Сейчас поднимется лес рук: «а мне помогает». И придется сделать маленькое отступление.

Во всем мире медицина основана на фактах и доказательствах. Почти во всём. 1/6 суши, увы, живет по другому принципу — «у нас так принято». Огромное количество препаратов, не имеющих доказанных эффективности и, главное, безопасности, «работает» исключительно потому, что так совпало. После — не значит, . Помогает чеснок в коробочке от ? — (у ребенка нет аллергии, у окружающих не подступает тошнота к горлу ) — ОК, используйте! Но давать ребенку препарат с недоказанными эффективностью и безопасностью или же с доказанными неэффективностью и небезопасностью не стоит. Это важно.

Позднее мы подробно поговорим о многих заблуждениях, а сейчас вернёмся к детскому саду.

Итак, эффективны и безопасны:

— вакцинация от гемофильной и пневмококковой инфекций — снижают риск тяжелых осложнений ОРВИ
— витамин Д — снижает риск ОРВИ. Его должны принимать все дети с рождения до 3 лет (сейчас обсуждается приём до 7–8 лет) ежедневно круглый год без перерывов в дозировке 500 МЕ вне зависимости от региона проживания и количества солнечных дней (кстати, от солнца нужно защишаться, но об этом отдельно и позже)
— вакцинация от гриппа в учреждениях закрытого типа (круглосуточные детские сады, кадетский корпус )

Васильева Наталья Рашидовна
врач-педиатр

Специализированные группы в яслях для больных и выздоравливающих детей

Питание детей с неврологической патологией

Сотрудник «Государственного педиатрического медицинского университета» г. Санкт-Петербург, подготовила статью посвященную теме питания детей с неврологической патологией. Дети с неврологической патологией часто нуждаются в постороннем уходе и кормлении. Сопутствующая гастроинтестинальная патология усугубляет нутритивный дефицит. Оценка нутритивного статуса у детей с церебральным параличом проводится с учетом шкалы двигательной активности. Расчет питания — в зависимости от патологии. Выбор питания должен быть адаптирован к особенностям процессов пищеварения и метаболизма, что повышает эффективность лечебного процесса и реабилитации. Предложены варианты диетической коррекции питания при пищевых ограничениях.

Читайте также  Сильный заговор от высокой температуры и лихорадки у ребенка

Дети с неврологической патологией нередко нуждаются в постороннем уходе. Особые проблемы вызывает кормление этих пациентов. Затруднения для введения пищи могут возникнуть при некоторых неврологических, гастроинтестинальных, соматических нарушениях, врожденных пороках развития и травмах пищеварительного тракта и челюстно-лицевой области. В большинстве этих патологических состояний причиной невозможности самостоятельного приема пищи является дисфагия — затрудненное глотание, симптом заболеваний пищевода, смежных с ним органов или неврогенных расстройств акта глотания. Традиционно для питания тяжелых пациентов использовали протертую полужидкую пищу, бульоны. Процесс кормления длителен, иногда занимает более часа за один прием пищи.

Изменение вкусовых предпочтений, капризность в питании, истощение нервной системы и наступление сна в процессе кормления, приводят к ежедневному дефициту энергии и основных нутриентов. При этом со временем прогрессирует дефицитность питания, развиваются сопутствующие гастроэнтерологические нарушения.

Нередко, с прогрессированием белково-энергетической недостаточности, идет регресс наработанных навыков, ребенок чаще и более тяжело болеет. Ситуация приобретает социальную значимость. Частая госпитализация этих пациентов, необходимость использования для лечения банальных инфекций препаратов резерва ведут к дополнительным материальным затратам. При дефиците веса имеются сложности в дозировке специфической терапии (антиконвульсантами), которую нередко дети с органическим поражением головного мозга получают на постоянной основе. Лежачее положение, отсутствие навыка самостоятельного жевания и глотания у данных пациентов обусловливает необходимость постоянного искусственного питания.

Среди пациентов, имеющих дефицит нутритивного статуса, недостаток веса, 40% приходится на детей с неврологической патологией. Причин этому несколько. При наличии двигательных нарушений у детей, нередко имеются нарушения и со стороны желудочно-кишечного тракта, в частности моторики ЖКТ. В зависимости от места, характера и степени поражения центральной нервной системы дети имеют разные варианты гастроинтестинальных проявлений и выраженности дефицита питания.

Двигательные нарушения кодируются по международной шкале Gross Motor Function Classification System. Градация возможностей к движению построена по возрасту: до 2 лет, 2–4 года, 4–6 лет, 6–12 лет, 12–18 лет и по возможности передвижения для каждой возрастной группы. Вариантов двигательной активности несколько: передвижение в поддерживающих ходунках, с помощью ручных приспособлений, с физической помощью, или на моторизированных средствах передвижения, самостоятельно в инвалидном кресле, или возит другое лицо, либо сам может ходить, использует колесные средства передвижения. Уровней двигательной активности пять:

1 уровень — ходьба без ограничений;

2 уровень — ходьба с ограничениями;

3 уровень — ходьба с использованием ручных приспособлений для передвижения;

4 уровень — самостоятельное передвижение ограничено, могут использоваться моторизированные средства передвижения;

5 уровень — перевозка в ручном инвалидном кресле.

Оценка физического развития и оценка нутритивного статуса у пациентов с нарушениями движения проводится по центильным таблицам не для здоровых детей, а в соответствии с уровнем двигательной активности, согласно шкале GMFCS.

Измерение роста у детей, длительно находящихся в спастическом состоянии, с деформациями скелета, также затруднительно, и рассчитывается по таблицам коэффициентов, в зависимости от длины голени. Для спинальных больных применим метод Далласа-Хода. Долженствующая масса тела вычисляется уменьшением стандартного значения на 5–10% при параплегии, и на 10–15% при тетраплегии. В соответствии с полученными результатами диагностируется недостаточность питания, степень выраженности и рассчитывается нутритивный риск.

Дополнительное искусственное питание показано пациентам с выраженным дефицитом веса; при невозможности обеспечения более 60–80% рациона более 10 дней у детей старшей возрастной группы, более 5 дней — дошкольников и, более 3 дней детей 1 года, если общее время кормления составляет более 4 часов в день, при неадекватных прибавках роста и массы тела более 1 месяца у детей младше 2 лет и более 3 месяцев у детей старше 2 лет, потере веса более 5% на фоне терапии, снижении скорости роста более 2 см/год от долженствующего, а также, когда кормление является стрессом для обеих сторон.

Особую группу составляют дети с детским церебральным параличом и двигательными нарушениями, сопутствующими симптомами, как и у детского церебрального паралича: с поражениями головного мозга травматического и нетравматического характера; ранним аутизмом; фенилкетонурией; поражениями спинного мозга; шизофренией. Самые тяжелые нарушения нутритивного статуса у пациентов со спастическими и атетозными двигательными нарушениями. Они, как правило, сопровождаются болевыми ощущениями разной степени выраженности, но на постоянной основе, о которых дети не всегда могут сказать. Парезы; деформации конечностей и костей скелета и связанные с ними боли; нарушение осанки и тонуса мышц; проблемы с проглатыванием пищи; хаотичные движения конечностями, судорожный синдром сопутствуют органической патологии ЦНС. Сопутствует неврологической патологии поражение желудочно-кишечного тракта. Дисфагия оральная, фарингеальная или эзофагеальная, более чем у 75% выявлен гастроэзофагеальный рефлюкс, более 60% страдают запорами, гипоплазия эмали, зубной кариес, аномалии прикуса, бруксизм и постоянное слюнотечение — не полный список проблем этих детей.

Искусственное питание включает в себя энтеральное и парентеральное питание, при работающем желудочно-кишечном тракте выбирают более физиологичный первый способ. Энтеральное питание за последние десятилетия неуклонно внедряется в практику стационаров, хосписов, в домашний уход. Выбор введения питательного субстрата зависит от степени неврологического повреждения и сопутствующих гастроинтестинальных нарушений. При невозможности естественного способа кормления, или его неэффективности, частых аспирациях выбор за введение пищи через зонд или стому.

Для определения объема питания, которое может метаболизировать пациент с неврологической симптоматикой, необходимо установить индивидуальные потребности. Энерготраты у пациентов неврологического профиля отличаются от здоровых и зависят от уровня физической активности — или уровня двигательной активности (шкала GMFCS), особенностей заболевания и выбора терапии. Потребности неврологического пациента отличаются от здоровых детей и общепринятых рекомендаций! Боль, тревожность, гипертермия могут повышать потребности с 7 до 66% от исходной цифры по возрасту. Наличие пролежней требует увеличения энергоценности рациона на 20%. Реабилитационные мероприятия увеличивают потребности от 42 до 91%, поэтому, оставаясь на привычном рационе, ребенок в процессе реабилитации худеет. При этом применение седативных и блокирующих нейромышечную проводимость препаратов, обезболивание понижают потребности в энергии от 20 до 40%. Ряд антиконвульсантов увеличивают аппетит, и соответственно набор веса, а некоторые, наоборот, имеют анорексигенный эффект.

Итак, расчет потребностей для неврологического пациента лучше проводить по специальным формулам, как и оценку физического развития.

Потребности в нутриентах. Доля белка в рационе должна составлять 10–15% от всей энергоценности рациона, не менее. Возможно увеличение квоты белка до 15–20% при лечении глюкокортикостероидами, при нарушении трофики тканей — пролежнях, во время реабилитационных мероприятий.

Потребности в жидкости составляют около 1,5 мл/ккал, если нет патологических потерь (рвота, диарея…). При наличии сопутствующей бульбарной или псевдобульбарной патологии необходимо использовать загустители пищи для жидких продуктов питания.

Ряд неврологических патологий требуют в своем генезе исключения пищевых белков, как одного из патогенетических звеньев патологического процесса. В частности, самыми проблемными являются белки глютена (чаще пшеницы) и белки коровьего молока. Что касается непереносимости глютенсодержащих белков, то эти состояния не относятся к целиакии, однако, могут сопровождать и ее тоже. Безглютеновая диета часто обсуждается в качестве перспективного дополнения к стандартной диете при аутистических расстройствах личности (РАС). Положительное влияние безглютеновой и безмолочной диеты обеспечено за счет выявленных ранее расстройств ЖКТ, при этом достоверное улучшение коммуникативных навыков по шкалам наблюдения и диагностики аутизма. Подбор диетотерапии у таких детей индивидуален. Потенциально эффективна безглютеновая и безказеиновая диета при шизофрении, резистентной к препаратам эпилепсии. Диета рассматривается как дополнение к основной терапии. Положи-тельная роль диетотерапии при вышеописанных заболеваниях связана с функционированием структуры «Gut-Brain Axis» — оси взаимодействия кишечника и ЦНС. Глютен активирует экспрессию зонулина (белка группы гаптоглобинов, вырабатываемых в печени и тканях внутреннего эпителия), облегчает свое проникновение во внутреннюю среду организма. При этом продукт частичного расщепления глютена в ЖКТ является глютеморфин (глиадоморфин), обладающий опиоидной активностью, способный проникать через гематоэнцефалический барьер. В условиях повышенной проницаемости слизистой оболочки кишечника и активном употреблении глютенсодержащих продуктов, опиоидное действие может активно реализовываться. Аналогичным действием обладают и продукты метаболизма казеина белка коровьего молока — казоморфины. Глютен может уменьшать содержание триптофана в ЦНС. Триптофан является предшественником серотонина, при уменьшении концентрации последнего развиваются когнитивные и поведенческие расстройства. Также, невозможно исключить воздействие глютена на состав микрофлоры кишечника, что объясняет различие в профиле жирных кислот в кале больных аутиз- мом от такового у здоровых детей. Тем не менее, доказательная база находится в стадии накоплении материала, катанемнистических данных в настоящее время нет.

Исключение из рациона важных для детского организма нутриентов без адекватной замены невозможно. Молочный белок может быть заменен на растительное «молоко», широко распространенное в специализированных диетических магазинах: рисовое, миндальное, кокосовое, кедровое, соевое молоко. Для детей с нутритивным дефицитом используются специализированные смеси на основе глубокого гидролизата белков коровьего молока.

Глютенсодержащие крупы заменяются на рис, гречу, кукурузу, пшено, киноа, амарант. Для диетического разнообразия возможно использование макаронных безглютеновых изделий с растительными маслами и мясом. В виду исключения творога и сыра из рациона ребенка, замена по белковому и жировому компоненту идет за счет мясных блюд.

Таким образом, выбор диетотерапии пациенту неврологического профиля должен опираться на данные объективного исследования нутритивного статуса, способности принятия пищи и жидкости, способов доставки пищевого субстрата. Мониторинг нутритивного статуса осуществляется традиционно, как субъективно, так и объективно. Повышение физической активности, положительный эмоциональный фон, адекватное реагирование на медикаментозную терапию по основному или сопутствующему заболеванию, возможность вертикализации и продолжения реабилитационных мероприятий отнесем к положительным моментам нутритивной поддержки. К объективному мониторингу относится антропометрия, окружность плеча в сантиметрах, кожно-жировые складки, и данные лабораторных исследований: нормализация уровней альбумина, трансферрина, мочевины, креатинина, электролитов и глюкозы в динамике. В то же время при наличии диетических ограничений рост и развитие ребенка не должны замедляться.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: