\

Создание условий для эстетического восприятия ребенка

Развитие эстетических способностей детей
консультация по теме

Эстетические свойства личности не являются врожденными, но начинают развиваться с самого раннего возраста в условиях социального окружения и активного педагогического руководства. дошкольный возраст — это период, характеризующийся становлением эстетического развития, совершенствующегося под воздействием воспитания, которое направлено на решение конкретных задач, вытекающих из цели эстетического воспитания и его значения в развитии личности.

Задачи эстетического воспитания детей дошкольного возраста определяются общей целью коммунистического воспитания, возрастными возможностями детей. Исходя из цели эстетического развития, все задачи можно объединить в три группы, направленные:

1) на развитие эстетического сознания, эстетических чувств;

2) на освоение эстетической деятельности;

3) на развитие эстетических, художественных способностей.

К первой группе относятся задачи, обеспечивающие развитие эстетического восприятия и эстетического сознания детей. Сюда включается развитие восприятия и ознакомление с «эталонной системой» качеств и признаков, с постепенным введением их названий в активный словарь детей.
Сообщение детям знаний о прекрасном в искусстве, формирование эстетических представлений, понятий и суждений, определяющих эстетические оценки и вкусы, интересы и потребности и их развитие. В эту группу задач входит развитие эстетических эмоций и чувств детей: эмоциональной отзывчивости на все прекрасное или безобразное, комическое или трагическое и т. д.

Вторая группа задач — приобщение детей к активной эстетической и художественной деятельности: а) формирование первичных умений и навыков исполнительской художественной деятельности; б) формирование умения воспринимать и использовать разные средства выразительности того или иного вида искусства; в) воспитание у детей навыков и умений активно вносить элементы прекрасного в быт, природу, собственный облик, в отношения с окружающими людьми.

К третьей группе задач относится развитие общих и специальных художественно-творческих способностей. Общие способности — это сенсомоторное развитие, способность к эмоциональной отзывчивости, творческое воображение и др. К специальным художественным способностям в области, например, изобразительной деятельности относятся особая деятельность творческого воображения, особая зрительная чувствительность, дающая легкость и полноту восприятия пространственных и цветовых отношений, глазомер, хорошая зрительная память, специальная умелость руки, эмоциональная чувствительность, создающая эмоциональное настроение, и т. д.

Развитие эстетического восприятия, эстетических и художественных способностей, эстетической и художественной деятельности опирается на своевременное развитие сенсорных систем, деятельность различных анализаторов, обеспечивающих необходимую точность и тонкость дифференцировок.

Содержание эстетического воспитания включает в себя формирование знаний, умений и навыков, воспитание эстетических чувств, интересов, потребностей, оценок и вкусов.

Знания о прекрасном у детей формируются в процессе эстетического освоения окружающей действительности, во всем ее многообразии, а также искусства как наиболее концентрированного отображения прекрасного. Многообразие жизни рождает и многообразие видов и жанров искусства. Дети дошкольного возраста знакомятся с графикой, живописью, скульптурой, декоративно-прикладным искусством, каждое из которых имеет свои жанры.

Дети приобретают знания о различных жанрах литературного и музыкального искусства: о сказках, рассказах, повестях и т. д., а также о песнях, танцах, маршах, детских операх и балетах и т. д.

Дети также усваивают и основные эстетические понятия, отражающие наиболее существенные эстетические стороны и особенности окружающего нас мира. Под руководством взрослых дети должны освоить и понять основные критерии прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического, приобрести знания о них, с тем чтобы овладеть рядом навыков и умений, применять их в жизни, следовать им и соответственно выражать свои чувства. Основные методы эстетического воспитания можно объединить в следующие группы:

1. Методы и приемы формирования элементов эстетического сознания: эстетического восприятия, оценок, вкусов, чувств, интересов и т. д. Например, слушание музыкального произведения, рассматривание картины или иллюстрации, беседы и т. д.

При использовании этой группы методов воспитатель должен помнить, что эстетическое восприятие возможно лишь при относительной независимости человека от материальных нужд, потребностей, что необходим особый настрой на восприятие эстетического, особое ожидание эмоционального воздействия, направленность внимания на эстетические качества объекта, опора на эмоции и чувства с побуждением к сопереживанию. С этой целью применяются различные сочетания словесных и наглядных методов и приемов в зависимости от того, с каким эстетическим явлением знакомят детей. Это могут быть целенаправленные наблюдения за явлениями окружающего с опорой на зрительные, слуховые, осязательные восприятия, с прослушиванием музыкальных произведений, использованием художественного слова.

2. Следующая группа методов — методы, направленные на приобщение детей к эстетической и художественной деятельности, на развитие их умений и навыков художественно воспроизводить окружающее, осваивать элементарные средства художественной выразительности в зависимости от вида искусства: музыки, пения, танца, рисования, лепки, аппликации, художественного слова. Это могут быть сочетания различных наглядных, практических и словесных методов и приемов. Сущность этих методов в том, чтобы научить детей вглядываться, вслушиваться и соответственно активно действовать, осваивая элементарные приемы и способы отображения.
К этой группе методов и приемов можно отнести показ способа действия, образец для обследования, упражнения, тренировку в навыках, показ способа сенсорного обследования с сопровождением разъясняющего слова. Следует помнить, что в процессе усвоения умений и навыков воспитатель всегда должен поощрять творческую инициативу ребенка.

3. Третья группа методов и приемов направлена на развитие эстетических и художественных способностей, творческих умений и навыков, способов самостоятельных действий детей. Эти методы предусматривают необходимость создания поисковых, «проблемных» ситуаций, дифференцированного подхода к каждому ребенку с учетом его индивидуальных способностей.

Проблемно-поисковыми эти методы называются потому, что воспитатель предлагает детям самим найти способ решения намеченного задания или собственного замысла. Конкретные приемы будут несколько различаться в зависимости от того, связываются ли они только с восприятием или воспроизведением, с исполнительством или творчеством. В первом случае методы и приемы побуждают детей к самостоятельному высказыванию по поводу содержания, характера, выразительных средств конкретного произведения искусства, к оценке качества своего исполнения и исполнения сверстников, к различным сравнениям и сопоставлениям. Во втором случае дети выполняют задание в более сложных условиях.
Например, им не показывают способ изображения предмета, а предлагают догадаться, подумать, найти самим этот способ да еще спланировать все этапы действия и рассказать о них («Послушай пьесу, подумай, какого она характера, расскажи, как ты будешь двигаться, и танцуй так, как подсказывает тебе музыка», и т. п.).

Таким образом, ребенок учится думать, искать, пробовать, находить решение. Творческие усилия детей направляются на поиски в художественной деятельности новых средств, вариантов, комбинаций. Методы, которые используются на занятиях, при этом носят характер управления деятельностью детей.

Самостоятельная творческая деятельность детей осуществляется на праздниках, вечерах развлечений, экскурсиях и прогулках, в различных по типу играх (игре-опере, игре-сказке, игре-драматизации и т. д.). В этих случаях методы воздействия чаще всего носят лишь косвенный характер. Воспитатель создает условия для свободного и непринужденного проявления детьми своих художественных интересов и склонностей. Руководство такой самостоятельной деятельностью предполагает индивидуальный подход, и воспитатель имеет возможность наблюдать за детьми, изучать их индивидуальные особенности. Разнообразие задач и содержания эстетического воспитания требует разнообразия как методов, так и форм организации эстетического воспитания в детском саду.

Важнейшим условием полноценного эстетического воспитания является среда, которая окружает ребенка, и прежде всего здание детского сада, участок с его оборудованием и зелеными насаждениями, предметная среда: мебель, игрушки, инструменты и материалы для организации художественной деятельности детей на занятиях и вне их.

Второе условие — насыщенность быта произведениями искусства: картины, эстампы, скульптура, произведения декоративно-прикладного народного искусства, художественная литература, музыкальные произведения и т. д. Ребенок с раннего детства должен быть окружен подлинными произведениями искусства.

Третье условие — активная деятельность самих детей (их разнообразная художественная деятельность и стойкий интерес к ней). Создание эстетической среды еще не определяет успех эстетического воспитания ребенка: можно жить среди прекрасных произведений искусства или прекрасной природы и быть слепым к ним. Только через активную, посильную деятельность ребенок приобщается к пониманию прекрасного, овладевает элементарными художественными навыками и умениями и учится вносить элементы прекрасного в жизнь.

Четвертое условие — индивидуальный подход (учет возрастных и индивидуальных особенностей и создание соответствующих условий для эстетического развития каждого ребенка). Осуществляя эстетическое воспитание, необходимо учитывать особенности возраста детей, особенности протекания всех психических процессов, участвующих и в эстетическом восприятии, и в художественной деятельности, возможности развития на каждом возрастном этапе исполнительской и творческой деятельности и т. д. Следует учитывать и индивидуальные различия в способностях детей, многообразно проявляющиеся в познавательной и эстетической деятельности, и содействовать наиболее полному их развитию.

Читайте также  Исследование печени у детей

В процессе занятий создаются наилучшие условия для развития интересов, склонностей и способностей всех детей. Педагог, систематически осуществляя дифференцированный подход к каждому ребенку, способствует наиболее полному развитию общих эстетических и специально художественных дарований ребенка. Итак, эстетическое воспитание, пронизывая все стороны гармонического развития личности, способствует осуществлению задачи подготовки будущего строителя коммунистического общества.

Создание условий для эстетического восприятия ребенка

Предметами для эстетического восприятия ребенка могут быть: природа и природные материалы, произведения народного и декоративно-прикладного искусства, репродукции произведений живописи, красивая одежда, разноцветные лоскутки ткани, кусочки кожи, бумаги и многое другое, что, с вашей точки зрения, является красивым.

Красивые предметы и различные материалы. В повседневной жизни ребенка окружают разнообразные по форме, фактуре, цвету предметы: игрушки, одежда, предметы быта и многое другое. Играя, одеваясь и действуя с ними, дети постоянно сталкиваются с сочетаниями холодных, теплых и нейтральных цветов.

Вот малыш натянул фиолетовые рейтузы, надел розовую куртку и серые сапожки. Какая элегантная гармония цветовых сочетаний!

А какое богатство тончайших цветовых оттенков и переходов таится в составленных рядами детских сапожках! Какое разнообразие цветов и орнаментов на варежках, кофточках, свитерах! Очевидно, не стоит пренебрегать таким богатством и нужно использовать его для эстетического развития детей.

Но любое художественное явление требует от того, кто его воспринимает, соответствующей «эстетической готовности», т. е. определенного эстетического отношения, которое у детей этого возраста самостоятельно не проявляется. Поэтому требуется специальная работа по его формированию. И начать ее мы рекомендуем с восприятия самого простого — красивых лоскутков ткани, разноцветных бумажек, фантиков, природных материалов (листья, камешки, шишки и т. п.).

Наблюдения за поведением малышей показали, что их «эстетическая готовность» значительно возрастает, если объект восхищения становится их собственностью.

Вы вносите в групповую комнату красивые природные материалы, например осенние листья, и предлагаете каждому ребенку выбрать листок, который ему больше всего нравится. Вначале у детей будут превалировать не эстетические, а частнособственнические интересы: набрать побольше листьев и отнести к себе в шкафчик. Не огорчайтесь! Выделить в предмете такое качество, как красота, ребенок может только в процессе общения со взрослым. Поэтому вам придется предложить малышу найти среди листьев, которые он набрал, самый красивый листок.

Очевидно, что для трехлетнего малыша захваченные им «сокровища» представляют не эстетическую, а материальную ценность. Но ваш интерес к его отношению к этому предмету побуждает маленького собственника посмотреть на приобретения другими глазами и обязательно что-нибудь выбрать.

Таким образом, ИНТЕРЕС ВЗРОСЛОГО не к предметам, а к ОТНОШЕНИЮ ребенка к этой группе предметов способствует появлению эстетической готовности.

Вызывать у детей эстетическое отношение вы можете на любых красивых объектах, окружающих вас и ваших питомцев в группе и на прогулке. Так, очень важно, чтобы сборы на прогулку в осенне-зимний период проходили организованно и в определенной последовательности. Однако и этот прозаический момент работы с детьми вы можете использовать для решения задачи их эстетического развития. По вашей команде малыши достают из шкафов свои рейтузы, и вы с интересом рассматриваете их и отмечаете разнообразие цветов и оттенков. «Хваленые» рейтузы дети надевают быстрее обычного, а вы предлагаете им объединиться в группы по цветам (от темно-красного к розовому, от темно-синего к голубому и т. п.). Аналогичное эстетическое упражнение можно проделать с сапожками, затем с верхней одеждой. В результате монотонность одевания будет скрашена, нужная последовательность этой процедуры соблюдена, а упражнение по восприятию цвета проведено.

Природа . Детям четвертого года жизни можно показывать природу в ярких красках, образах, явлениях, картинах в разное время года. Это и вихрь цветовых сочетаний лета, и яркие, гармоничные цвета осени, и холодная искристость зимы, и брызжущая зелень весны.

Особое место в эстетическом развитии малыша занимают сады и парки. В них одними из основных объектов эстетического восприятия являются деревья. В прекрасной поэме «Сады» французского философа, педагога и поэта Жака Делиля так нарисован образ деревьев:

Деревья, прелесть их — вот главное в саду. Как много их у нас, деревьев самых разных, Густых или сквозных, всегда разнообразных: Вот это гибкостью своею тешит взгляд, Другое — высится сурово, как солдат, Одно — раскидистые ветви простирает, Другое — на ветру трепещет и играет .

К сожалению, не каждый детский сад располагает возможностью создать на своей территории уголок сада, леса, вырастить разнообразные и красивые деревья. Поэтому для работы по эстетическому развитию ребенка вам придется поискать красивые места в ближайшем окружении детского сада. Если таковых поблизости нет, может быть, вы найдете хотя бы одно красивое дерево, кустарник или клумбу. Это может быть и изящное оформление улицы, сквера, состоящее из валунов с цветами и зеркальца маленького водоема. Достаточно одного-двух красивых уголков природы, которые вы будете посещать с детьми 4-5 раз в течение года.

Методика работы очень проста. Вы заранее говорите детям, что завтра пойдете с ними гулять, и они увидят что-то очень красивое. Затем подробно рассказываете об эстетической стороне будущего объекта восприятия. Подойдя к нему, искренне выразите свое отношение к увиденному: «Посмотрите, дети, как красиво!» Предоставьте малышам возможность полюбоваться деревом (кустом и т. п.). Пусть дети побегают по пахучим, шуршащим листьям, соберут их, а вы поможете сделать из них красивые украшения для каждого.

Прежде чем уйти от красивого дерева или куста, еще раз обратите внимание детей на красоту его золотого убора, вместе полюбуйтесь красными упругими гроздьями рябины или яркими, как капельки крови, ягодами барбариса. Поделитесь с детьми своими мыслями, чувствами, но никогда не фальшивьте перед ними. Старайтесь говорить то, что вы в эту минуту чувствуете.

Стаья «Формирование эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста»

Педагогики и психологии

группа: ЛФЗПП17 – ОЗБД

студентка I II курса: Ненова Л. Н.

«Формирование эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста»

Благодаря эстетическому восприятию у детей развивается способность воспринимать, понимать и чувствовать прекрасное в жизни и искусстве. В результате ребенок сам начинает стремиться преобразовывать окружающий мир по законам красоты, он приобщается к художественной деятельности и развиваются творческие способности, поэтому так важно начинать формировать эстетическое восприятие как можно раньше.

Актуальность: В настоящее время в обществе наблюдается проблема преодоления культурного дефицита. Поэтому так важно заниматься духовным становлением подрастающего поколения.

Цель: изучить особенности формирования эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: дети, ребенок, эстетическое восприятие, искусство.

Thanks to aesthetic perception, children develop the ability to perceive, understand and feel the beautiful in life and art. As a result, the child himself begins to strive to transform the world around him according to the laws of beauty, he joins in artistic activity and develops creative abilities, so it is so important to begin to form an aesthetic perception as early as possible.

Relevance: Currently, in society there is a problem of overcoming the cultural deficit. Therefore, it is so important to engage in the spiritual formation of the younger generation.

Purpose: to study the features of the formation of the aesthetic perception of older preschool children.

Key words: children, child, aesthetic perception, art.

В современном обществе особо актуальна проблема преодоления культурного дефицита, отчуждения людей от культуры, общечеловеческих ориентиров и идеалов. В таких условиях резко возрастают требования к духовному становлению подрастающего поколения. Один из путей воспитания целостной и гармоничной личности, которая способна свободно ориентироваться в мире ценностей, является формирование у нее эстетического восприятия к окружающей действительности, к миру искусства.

Читайте также  Полужидкая шестидневная диета помогает похудеть на 3 кг

Эстетическое воспитание детей на основе требований ФГОС ДО следует осуществлять в ходе формирования их эстетического опыта и актуальных потребностей (эмоций и чувств, интересов и вкусов) как основы воспитания эстетического отношения, познавательной активности к восприятию, освоению и преобразованию действительности. [6, c .63]

С точки зрения психолого-педагогической науки, именно дошкольный период является сензитивным этапом для формирования эстетического восприятия, поскольку в этом возрасте дети очень любознательны, у них огромное желание познавать окружающий мир. Развитие способности к эстетическому восприятию искусства, окружающего мира, музыки, способно дать именно тот внутренний ориентир (чувство меры и гармонии), который направляет личностное развитие по сбалансированному пути.

Эстетическое восприятие, в первую очередь, это познавательный процесс или способность к оценке воспринятого в окружающем пространстве путем установления эмоционально-чувственного отношения к действительности. В психолого-педагогической литературе (Н.А. Ветлугина, И.Г. Галянт, Т.В. Волосовец, А.А. Грибовская, В.И. Волынкин и другие) довольно убедительно показано значение художественно-эстетического восприятия дошкольников. [2, c .439]

В настоящее время есть достаточное количество образовательных программ по эстетическому восприятию и методических пособий, которые направлены на развитие эстетического восприятия дошкольников. При этом содержание педагогической работы по развитию эстетического воспитания в ходе интегрированной художественной деятельности разработано недостаточно.

Итак, эстетическое восприятие – это сложный познавательный процесс. Ребенок под руководством взрослого в процессе восприятия совершает различные ориентировочные исследовательские действия, которые выступают в качестве практической проверки образа, который возник на основе непосредственного воздействия предмета на органы чувств.

В дошкольной педагогике достаточно средств для приобщения ребенка к эстетической культуре. [1, c .207]

Исследования ученых показывают, что в развитии эстетического восприятия важную роль играет искусство, это помогает в освоении детьми социокультурного опыта, формирования эстетического интереса, эстетических чувств, эстетической оценки художественных образов.

В процессе эстетического восприятия на основе сопереживания рождается сочувствие, содействие, расширяется палитра чувств (эстетического и художественного характера), появляется наслаждение творчеством как проявлением духовных сил человека.

Дети эмоционально воспринимают произведения искусства (декоративные изделия, иллюстрацию, скульптуру, картину), таким образом, постепенно постигая их художественный «язык».

Психологи говорят о возможности раннего зарождения у детей эстетического восприятия, которое проходит определенный путь становления. Как считает А.В.Запорожец, эстетическое отношение к предмету предусматривает ряд познавательных моментов, а в соответствии с этим и умение соотносить форму и содержание, художественный образ и изображаемый предмет, умение, которое возникает только на определенном этапе развития ребенка. [4, c .256]

Восприятие произведений искусства проходит несколько ступеней развития – от поверхностного, внешнего схватывания очертаний и бросающихся в глаза качеств, до постижения глубины и сути художественного содержания.

На протяжении дошкольного возраста восприятие готовит мышление и дает ему «пищу» для анализа, обобщения, сравнения, выводов. В свою очередь мышление положительно влияет на развитие и последующее совершенствование восприятия, усиливает его продуктивность и целостность. [5, c .416]

В старшем дошкольном возрасте важным средством эстетического восприятия служит родная природа, которая в детстве особенно глубоко оценивается и остается навсегда в наших мыслях, чувствах и в душе. Поэтому умение существовать в гармонии с природой и окружающей средой необходимо начинать как можно раньше. Поскольку истинная красота заложена в природе, основная задача воспитателя должна состоять в том, чтобы помочь ребенку ее увидеть.

Любовь к природе воспитывается с дошкольного возраста, поэтому в этот период следует прививать детям любовь к красоте, гармонии и единству, которые в ней царят.

Наблюдение за окружающей действительностью оказывает огромное влияние на всестороннее развитие личности ребенка. В процессе наблюдения за природой у детей включаются все анализаторы:

— зрительный – ребенок видит размер и цвет исследуемого объекта;

— слуховой – помогает ребенку услышать, как дует ветер, шелестят листья, шум дождя;

— осязание для ребенка – это вторые глаза, помогает ребенку различить температуру воды, почувствовать все шероховатости коры дерева;

— вкусовой – помогает ребенку различить вкус родниковой и морской воды.

В работе по эстетическому воспитанию средствами природы с детьми старшего дошкольного возраста, важно, чтобы воспитатель учитывал особенности этого возраста, поскольку в этот период наблюдается большое стремление к самостоятельности и независимости, так как дети все хотят увидеть, почувствовать, все открыть самим. Этот интерес и побуждает детей к активной деятельности.

Таким образом, можно выделить следующие основные средства:

— самостоятельная художественная деятельность детей.

Таким образом, у детей старшего дошкольного возраста происходит формирование эстетического восприятия и вкуса, они уже могут узнавать и оценивать произведения культуры, способны к переживанию эстетических чувств в начальных проявлениях по отношению к воспринимаемым предметам и объектам. [ 3, c.192]

Список используемой литературы

1.Ветлугина Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду: учебное пособие / Н. А. Ветлугина. 2-е изд., Перераб. и добавить. М.: Просвещение, 2015. – 207 с.

2. Волынкин, В. И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников [Текст] : учеб. пособие для вузов / В. И. Волынкин. – Ростов н/Д : Феникс, 2017. – 439 с.

3.Доронова, Т. Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников [Текст] : метод. пособие для воспитателей дошкол. образоват. учреждений / Т. Н. Доронова. – М. : Просвещение, 2016. – 192 с.

4.Дубровская Е.А. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 256 с.

5.Козлова С. А., Куликова Т. Д. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие на завод. По средам, пед. исследования. учреждения, 2-е изд., перераб. и добавить. / Козлова С.А., Куликова Т.Д. М .: Издательский центр «Академия», 2017. – 416 с.

6.Котлякова, Т. А. Современные технологии развития эстетического восприятия дошкольников [Текст] : учеб. пособие / Т. А. Котлякова ; Ульянов. ин-т повышения квалификации и переподгот. работников образования. – Ульяновск : Качалин Александр Васильевич, 2015. – 63 с.

Консультация для воспитателей
«Развитие эстетического восприятия дошкольников в процессе приобщения к изобразительному искусству»

Искусство занимает особое место среди других эстетичес­ких ценностей. Оно предстает перед нами в виде художествен­ных произведений, созданных писателями, музыкантами, жи­вописцами, скульпторами; рас­ширяет наш социальный опыт, взаимодействие с природой и обществом. Объект отражения в искусстве — все эмоциональ­ные стороны действительности, природы и общества и прежде всего эмоции людей — вне­шние проявления чувств, харак­тера.

К видам изобразительного искусства относятся живопись, графика, скульптура, декоратив­ное и прикладное искусство. А называются они так потому, что художник выражает в них свои мысли, чувства через изоб­ражение человека, природы, предметов, видимого мира, и воспринимаются они при по­мощи зрения. В отличие от ли­тературы, театра, кино, музыки, способных передавать движе­ние и развитие в виде действия во времени, изобразительное искусство всегда воплощает действительность в сиюминут­ный (данный) момент. И толь­ко через него художник должен дать почувствовать зрителю, что предшествовало изображенно­му мгновению и что, возможно, последует за ним. Художествен­ный образ в изобразительном искусстве — отражение дей­ствительности, но не буквальная ее копия. Явление действитель­ности, перенесенное в искусст­во, выражает отношение худож­ника к изображаемому и таким образом утверждает его эстети­ческие идеалы.

Изобразительное искусство обладает своим языком. Имен­но это помогает художнику вы­разить свои мысли, свое отно­шение к действительности. Язык изобразительного искус­ства многообразен, каждый его вид имеет свои особенности и законы. Знать их необходимо не только художникам, но и всем нам. Зная язык, мы будем воспринимать образы искусст­ва ярко, живо, у нас сформиру­ется эмоциональное отношение к описываемым событиям, явлениям, что, в свою очередь, поможет глубже воспринимать окружающую действитель­ность.

Приобщение человека к изобразительному искусству начинается уже в дошкольном возрасте и проходит, как счита­ли Л.С. Выготский и А.В. Запо­рожец, в своем развитии опре­деленный путь. По мнению А.В. Запорожца, эстетическое отношение к предмету предус­матривает ряд познавательных моментов и в соответствии с этим умение соотносить форму и содержание, художественный образ и изображаемый пред­мет, — умение, которое может возникнуть только на опреде­ленном этапе развития ребенка. И действительно, восприятие произведения искусства у детей проходит несколько ступеней развития: от поверхностного, чисто внешнего схватывания очертаний и бросающихся в глаза качеств до достижения сути и глубины художественно­го содержания. Только к стар­шему дошкольному возрасту, когда накоплены впечатления, появляются некий жизненный опыт, способность наблюдать, анализировать, классифициро­вать, сравнивать, ребенок может оценить предмет искусства, уви­деть разницу между реальнос­тью и ее изображением.

Читайте также  Ревматический полиартрит у детей

Психолого-педагогические исследования показали: до­школьникам при целенаправ­ленном обучении доступно по­нимание изобразительного ис­кусства, его содержательной сто­роны и средств выразительности (Н.В. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Б.М. Теплов, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина, П.М. Якобсон и др.).

Яркие зрительные образы живописных произведений эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, во­ображение, развивают наблюда­тельность и интерес ко всему окружающему. Рассматривая произведения живописи, отве­чая на вопросы педагога, состав­ляя рассказы по картинам, вы­сказывая свое отношение к изображенному на них, дети учатся не только понимать, чув­ствовать «дух» искусства, но и говорить связно, излагать свои мысли в логической последова­тельности, обогащать свою речь выразительными средствами (сравнения, эпитеты, метафоры и т.д.).

Работа по ознакомлению де­тей с живописью строится в строго определенной последо­вательности: сначала они учат­ся рассматривать произведения живописи, понимать их содер­жание, выделять главное, видеть выразительные средства созда­ния образа, строить предложе­ния описательного характера, использовать в речи сравнения, эпитеты, рассуждать, высказы­вать оценочные суждения. На втором этапе составляют связ­ные рассказы по картинам, при этом используются такие мето­дические приемы, как вопросы, упражнения на подбор образ­ных средств языка, задание при­думать свое название картине и объяснить его, пофантазировать и представить, какие события могут последовать за изобра­женными художником.

На занятиях мы используем музыкальные фрагменты и ли­тературные произведения (или отрывки из них), по содержа­нию и настроению соответ­ствующие живописному произ­ведению. Детские рисунки и рассказы по картинам оформ­ляются в виде альбомов или ус­траиваются выставки детских работ. Мы практикуем заочные эк­скурсии по картинным га­лереям. Дети с интересом рас­сматривают картины великих художников, слушают расска­зы об их жизни и творчестве. Больше всего детей привлека­ют яркие художественные про­изведения. Натюрморт и осо­бенно пейзажная живопись вызывают интерес к изображе­нию предметов, явлений при­роды, колориту. Пейзажная жи­вопись близка детям благодаря наблюдениям в природе, ока­зывает эмоциональное, эстети­ческое воздействие.

Дети с удовольствием слуша­ют сказки об искусстве. Выдумка здесь тесно переплетается с ре­альной историей и помогает ребенку легко запомнить необ­ходимые термины, важные фак­ты, а главное — сами картины знаменитых русских мастеров. В каждой из сказок создается правдивый человеческий образ художника. Это дает детям воз­можность почувствовать и по­дышать неповторимым возду­хом произведений художников.

Восприятию картин предше­ствуют наблюдения в природе. Окружающая действительность помогает понять неповтори­мую красоту, созданную худож­ником, открывает колористи­ческие возможности. И тогда, работая над рисунком, ребенок сможет найти золотистую гам­му, характеризующую осень, холодные цвета зимы, нежно-голубые, светло-зеленые оттен­ки весны. Повторные наблюде­ния, художественное слово, му­зыка не только накапливают впечатления, но и воспитывают культуру образного видения, способствуют формированию художественного образа в ри­сунках.

Создание условий для эстетического восприятия ребенка

Автор: Шерстнева Нина Александровна

Организация: МБДОУ Детский сад №36

Населенный пункт: Нижегородская область, г. Арзамас

Художественная деятельность у детей формируется постепенно. Задача нас взрослых – вовремя создать условия для ее зарождения и развития, заметить и поддержать устремления ребенка. Привлекая ребенка к изобразительной деятельности, следует помнить, что у детей раннего возраста главное – его интерес, удовольствие и радость от процесса, а не само по себе овладение умениями рисовать. Важен эмоциональный отклик ребенка, стремление действовать красками.

Малыш познает окружающий мир чувственным путем, исследуя его с помощью разнообразных действий. Приобщение ребенка к художественной деятельности начинается с познавательных и предметно – практических действий с разнообразными материалами: с бумагой, карандашом, пластилином, красками. При этом он делает «открытия», узнает, что краска оставляет след на бумаге, кусочек пластилина может принимать причудливые формы.

В настоящее время проблема изобразительной деятельности приобретает особую актуальность, так как способствует восприятию и эмоциональному отклику детей на красоту в окружающем мире – природе, человеческих отношениях, в мире вещей.

Изобразительная деятельность приучает малыша к наблюдательности.

Одной из задач эстетического воспитания маленьких детей является развитие способности воспринимать и любить прекрасное в окружающем. И несмотря на то, что эстетические чувства и восприятие в раннем возрасте носят неосознанный характер, необходимо обогащать их с помощью разнообразных средств.

Для повышения эффективности работы необходимо придумывать организацию занятий, используя игровые методы обучения. Занятия начинать с небольшой беседы, создание игровых ситуаций, игровых мотиваций, подбирать разнообразный иллюстрированный материал, использовать художественное слово. Большое внимание при создании творческой атмосферы необходимо уделять речи педагога – эмоциональной, выразительной.

В изобразительной деятельности идет интенсивное развитие эстетического мировоззрения, способности к творчеству, развитие интеллекта, нравственности. Дети, занимающиеся художественной деятельностью, способны эмоционально откликаться на окружающий человека мир, чувствовать красоту и безобразие в природе, в человеческих отношениях, в мире вещей, способны осознать и выражать свое чувство.

Ребенок более внимательно присматривается к окружающему. Он учиться замечать и удивляться своеобразию, уникальности предметов и явлений.

Как богаты, разнообразны, неповторимы краски неба в летний солнечный и хмурый день, на восходе и закате солнца; как причудливы формы деревьев! У детей развивается способность почувствовать выразительность старой согнувшейся сосны, тонкой стройной юной березки – белоснежки и могучего старого крепкого дуба; красоту, приволье широких просторов полей и особое богатство звучания тишины леса. У малыша познание, начинается с удивления, продолжается затем в изучении, разглядывание, практических действий, «экспериментирование» с предметом, явлениями. Возникает желание поделиться узнанным с близкими людьми в рисунке. Этим ребенок «подключает» близкого человека к сопереживанию. А если малыш умеет рассказать об увиденном и поразившем его явлении языком красок, линий и чувствует ответную эмоциональную реакцию близких людей, его зрителей – он счастлив. Ощущение того, что тебя понимают и принимают, сопереживают твоему чувству, поддерживает у ребенка стремление больше видеть, узнавать, искать еще более понятный и выразительный язык линий, красок, форм. Так стимулируется восприятие и воспитание эстетических чувств на занятии по изобразительной деятельности. В процессе изобразительной деятельности развивается способность всматриваться, вслушиваться, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличное, быть внимательным, усидчивым, тренировать руку и глаз, упражняться в координации зрительных, двигательных анализаторов и т. п.

Развитие эстетических чувств и восприятий через изобразительную деятельность появляется не сразу. Ее истоки начинаются в раннем детстве. Важно видеть перспективу ее развития и создать для этого соответствующие условия. А именно:

1. Формирование интереса малыша к изобразительному материалу и познавательным действиям с ним. Предоставлять ребенку материал, позволять разнообразно действовать с ним. Поддерживать его интерес к «экспериментированию» с материалом!

2. Поддерживание интереса ребенка к действиям взрослых с материалом. Рисовать на глазах у малыша и для него. Показывать, как пользоваться материалом. Читать свои рисунки вместе с ним.

3. Привлечение внимания малыша к следу, оставленному им на бумаге. Обращать внимание на появление ассоциативного образа.

Знакомить ребенка с окружающими предметами, явлениями. Рассматривать предметные и малосюжетные картинки. «Читать» и обыгрывать детские рисунки – каракули. Удивляться и радоваться им.

4. Стимулирование первых замыслов, принятие малышом самостоятельного решения что – то нарисовать. Поддерживать кроху в этом стремлении, хотя детский рисунок и представляет собой каракули. Постараться увидеть в каракулях образы, задуманные ребенком, радоваться вместе с ним, хвалить его, играть с рисунком. Развитие воображения малыша, закрепление интереса действий с материалом, объединение, сближение с взрослыми – развивает речь ребенка, способствует его личностному развитию. Что накладывает особую ответственность на взрослых за судьбу растущего человека.

Поэтому так важно через изобразительную деятельность развивать у детей потребность видеть в окружающем мире красоту, чувство прекрасного и воспитывать эмоциональный отклик.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: