\

Соматогенные нарушения психики у детей

Нарушение психики у детей

Ультразвуковая чистка кожи лица со скидкой 50%

  • Медцентр на Коломенской

Консультация педиатра со скидкой 20%

  • Медцентр на Коломенской

Закладка и становление ребенка, как личности, в первую очередь происходит в семье. Именно из семьи начинается его путь в нашу жизнь, мать и отец – люди, в первую очередь несущие ответственность за состояние (как физического, так и психического) здоровья малыша.

Расстройства психики могут случиться в любом возрасте, поэтому в целях профилактики целесообразно регулярно показывать ребенка профильным специалистам.

Коварство нарушений у детей состоит в том, что они стерты, рудиментарны, не всегда проявляют себя на ранних стадиях, что затрудняет лечебный и диагностический процесс. Поэтому наряду с физическим воспитанием немаловажно наблюдать и развивать предпосылки интеллекта, определять зоны ближайшего развития.

При возникновении каких либо сомнений в поведении, возникновении диффузных страхов, нарушений сна, аппетита, особенностях коммуникативной и эмоционально-волевой сферах, родителям стоит сообщить о своей проблеме с ребенком квалифицированным специалистам (невропатологам,психиатрам).

Согласно приказу Минздрава России от 03.07.2018 №410Н в перечне профилактических осмотров несовершеннолетних, отмечено, что осмотр врачом-психиатром проводится в возрасте 2,6,14-17 лет

Доктора данного направления

Распространенные нарушения психики у детей

К психическим расстройствам у детей могут относиться незначительные проблемы, которые легко поддаются коррекции, а также более серьезные процессы, ведущие к расстройству психики ребенка.

Степень тяжести, обратимость и особенности протекания такого недуга пацаента во многом зависит от возраста и от особенностей невро-психического реагирования индивида. Часто психические отклонения остаются незамеченными в связи с невнимательностью родителей или их боязнью показать ребенка врачу. Впоследствии большинство таких детей психиатр и невролог вынуждены ставить на диспансерное наблюдение.

На самом деле, чем быстрее будет выявлено, то или иное отклонение в развитии, тем более эффективнее окажутся меры по его коррекции. Перечень наиболее распространенных расстройств, которые характеризуются нарушениями психического развития ребенка приводятся ниже. Каждый из них предполагает определенные варианты протекания, причины и симптоматику. Это: интеллектуальная недостаточность, расстройства аутистического спектра, эмоционально-волевая дефицитарность (нарушения поведения, синдром дефицита внимания), расстройства шизофренического спектра.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью

Такому ребенку присущи импульсивность, вспыльчивость, двигательная расторможенность, обилие «лишних»движений, снижение целенаправленности внимания. Он не в состоянии длительно сосредоточиться на цели деятельности, что естесственно мешает планированию и качественному выполнению задач. Порой родителям кажется, что малыш совершенно не слышит и не слушает то, что они ему говорят.

При этом ребенок все понимает, но обращен внутрь себя. Отличительная черта таких детей – склонность к постоянной рассеянности, предпочтение деятельности не требующей заинтересованности интеллектуальных структур. умственную нагрузку.

Аутизм

Сборная группа расстройств основными признаками которой, являются дефицитарность коммуникативной и эмоциональной сфер, бедность речи, двигательные стереотипии, манипуляции предметами, отсутствие сюжетной игры.

Проявление Раннего Детского Аутизма корректируются такими специалистами, как психиатр, невролог, дефектолог, логопед, нейропсихолог.

Задержка психического развития

В случае ЗПР личность малыша является инфантильной, незрелой по отношению к настоящему биологическому возрасту, а психика при этом развивается медленными темпами. Отмечается парциальная(частичная) задержка созревания предпосылок интеллекта(память, внимание, психическая работоспособность). Здесь особенно важно своевременно обеспечить комплексную реабилитацию и подключить к лечебному процессу сразу нескольких специалистов – логопеда, психиатра, психолога,дефектолога, невропатолога.

Умственная отсталость

Тотальная ретардация (снижение) всех сфер психики включающая группы заболеваний, имеющие разную этиологию и патогенез.Отмечается отсутствие способности к абстрактному мышлению. В настоящее время наиболее используется классификация картина в соответствии с параметрами IQ:

  • легкая степень интеллектуальной недостаточности – 50-70 баллов;
  • умеренная – 30-50 баллов;
  • тяжелая форма – 20-35 баллов;
  • глубокая р – менее 20 балльных единиц.

В данном случае необходимо уточнение образовательного маршрута ребенка(коррекционное ДОУ, школы с адаптированными образовательными программами).

Шизофрения

Расстройство характеризуется прогредиентными течением с нарастанием дефицитарной симптоматики(оскуднение эмоциального фона, снижением энергетического потенциала, утраты единства психических функций).

Клиническая картина у дошкольников:

  • редкий плач , отсутствие реакции дискомфорт,нарушения сна;
  • отсутствие инстинкта самосохранения;
  • состояния двигательной расторможенности либо заторможенности;
  • стереотипное поведение, манипулятивная игра;
  • речевые расстройства, употребление стереотипных выражений,
  • эхолали;
  • нелогичность мышления;слуховые, тактильные, зрительные галлюцинации;

Медицинская и психологическая диагностика

Данное мероприятие, в первую очередь, включает в себя проведение осмотра в целях сбора анамнестических данных, а также оценку неврологического, психического и соматического состояния малыша.

Этот метод предполагает обращение внимания на условия жизни и воспитания малыша, а также на характер общения. Исследование данного функционала всегда подразумевает учет возрастных особенностей и развития ребенка в целом. При этом дается оценка состоянию внимания, восприятия, памяти, интеллекта.

Аппаратные методы

Проведение ЭЭГ и МРТ исследований с целью выявления текущих патологических процессов в центральной нервной системе.

Лечение

Дети с отклонениями поддаются только комплексному лечению, которое включает в себя:

  • полноценный осмотр в специализированном медицинском кабинете(психиатр);
  • применение комплекса медикаментозных препаратов;
  • непрерывную работу с родителями и педагогами;
  • физиотерапию;
  • дефектологическую,логопедическую,нейропсихологическую,психологическую коррекцию.

Если выявлено психическое расстройство у ребенка, не стоит полагать, что, приняв определенные препараты, малыш сразу же станет чувствовать себя лучше. Лечение детей – это долгий, ответственный и кропотливый процесс, требующий колоссальных затрат времени.

Еще одна ключевая задача матери и отца – помочь ему адаптироваться в обществе и постоянно заниматься развивающими мероприятиями в домашних условиях. Только помощь родителей и компетентный врачи в сочетании смогут оказать поддержку в полноценном развитии личности малыша.

В медицинском центре «Президент-мед» г. Видное есть все виды обследования и все необходимые врачи для диагностики психических заболеваний и их лечения.

Расстройство соматоформное (психосоматическое заболевание) — симптомы и лечение

Что такое расстройство соматоформное (психосоматическое заболевание)? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Ильченко Е. Г., психотерапевта со стажем в 10 лет.

Определение болезни. Причины заболевания

Соматоформные расстройства — это группа психогенных заболеваний, в основе которых лежат физические симптомы, напоминающие соматическое (телесное) заболевание, но при этом никаких специфических нарушений органов и систем обнаружить не удаётся. Проще говоря, это телесное проживание психологических проблем.

Раньше такие расстройства называли «органными неврозами». [14] В дальнейшем по отношению к ним стал применяться термин «психосоматические заболевания» или «психосоматика», но со временем на смену ему пришло понятие «соматоформные расстройства».

Сам термин «психосоматическое расстройство» — один из самых противоречивых. Изначально он обозначал заболевание, необъяснимое с биологической точки зрения, причина которого кроется в смещении психического конфликта в соматический. [3] [4] Сейчас же психосоматические расстройства включают в себя разнообразные конкретные нарушения органов и систем организма, в появлении которых ведущую роль играют психогенные факторы. Такое определение расстройства не раз подвергалось критике, так как безусловное утверждение о психическом происхождении определённого класса заболеваний приводит к мысли о том, что и другие соматические нарушения имеют биопсихосоциальную основу. [2] [5]

Психика и тело (сома) неразделимы, поэтому проявление какого-либо соматического заболевания может быть вызвано иррациональной психологической защитой (аффективной переработкой), но при этом расстройство будет проявляться не психологическими, а соматическими симптомами. [2] [10]

Распространённость соматоформных расстройств достигает 6,3%. [6] И в последние годы пациенты с нечёткими, полиморфными соматическими симптомами, быстро сменяющими друг друга и не укладывающимися в клиническую картину какого-то определённого заболевания, встречаются всё чаще. [7] Такие люди многократно и подолгу диагностируются и лечатся у общемедицинских специалистов — терапевтов, кардиологов, гастроэнтерологов, аллерго-иммунологов, эндокринологов и врачей другого профиля. [3] [11] Частично из-за этого подходы к лечению соматоформных расстройств недостаточно разработаны.[9,14] Другие причины — недостаточное внимание к соматоформному расстройству со стороны психотерапевтов и психиатров [3] [10] и отсутствие консолидации врачей психотрепевтического и общемедицинского профиля в борьбе с данной патолгией.

Процесс появления соматоформных расстройств затрагивает три взаимосвязанные сферы жизни человека: биологическую, психологическую и социальную. [3] Именно их нарушение и приводит к психогенным нервно-психическим расстройствам. [4] [5]

«Пусковым механизмом» возникновения соматоформных расстройств чаще всего являются:

  • переутомление и астения, возможный обморок;
  • нарушения сна-бодрствования;
  • душные и закрытые помещения;
  • многолюдные общественные места;
  • перенесённые частые инфекционные заболевания, токсикоинфекции;
  • оперативные хирургические вмешательства;
  • злоупотребление алкоголем;
  • гормональные перестройки;
  • острый стресс в результате развода, рождения ребёнка, болезни или смерти близкого человека.

При этом важно понимать, что не каждый человек, однажды потеряв сознание или испытав скачок артериального давления, заболевает соматоформным расстройством.

Симптомы соматоформного расстройства

Пациенты с данным расстройством не видят связи между психологическими переживаниями и клиническими проявлениями заболевания. Они зациклены на физических (соматических) симптомах и настроены в основном на медикаментозное лечение у терапевтов.

Чаще всего людей с соматоформным расстройством беспокоят различные боли (алгии), при этом болевые проявления не всегда являются симптомами патологии органов. С подобными болезненными ощущениями, вызванными психическими нарушениями, сталкиваются достаточно часто. Как правило, они не снимаются даже сильными анальгетиками. Особенно это относится к психогенным головным болям, которые встречаются чаще, чем другие головные боли вместе взятые. Наиболее распространённые головные боли — цефалгии (в области от бровей до затылка).

Часто возникают расстройства желудочно-кишечного тракта, в частности запоры и диарея. С психоаналитической точки зрения, склонность к запорам может говорить о жадности, нежелании человека расставаться с чем-либо. Диарея (речь идёт не о единичном поносе, а о затяжной или часто повторяющейся проблеме) может являться реакцией на сильный страх и выраженное беспокойство. Понос — это «бегство» от проблемы, которая не поддаётся осмыслению.

К эмоциональному проявлению соматоформного расстройства относится депрессия. Она связана с агрессией, направленной на себя. К физическим появлениям в основном относят ишемическую болезнь сердца, скачки артериального давления, язвенную болезнь желудка или двенадцатиперстной кишки. Последнее чаще характерно для людей, не умеющих распознавать в себе агрессивные эмоции, такие как раздражение, гнев, злость. Стараясь запретить себе их испытывать, не умея «экологичным» образом их проявлять, человек разрушает себя изнутри.

Читайте также  Редкие формы макроцитарной и мегалобластической анемии у детей

Подавление чувства тревоги и страха, особенно когда их причины непонятны, вызывают каскад психофизиологических реакций (раньше это называлось симпатоадреналовым кризом).

В первобытном мире источник угрозы, вызывающей страх, был очевиден — например, встреча с медведем. В таком случае было только два варианта реагирования — бить или бежать. В современном обществе угроза не столь очевидна, а социальные нормы и установки накладывают свои «запреты» на проявление реакций. В связи с этим паника и ужас разворачиваются внутри человека, вызывая каскад вегетативных реакций — пробивает холодный пот, учащается сердцебиения, происходит скачок артериального давления на фоне выработки гормонов стресса, дыхание становится поверхностным и частым. И тут возникает вторична тревога, а с ней и страх потери контроля, наступления инфаркта, инсульта и смети. Часто такие пациенты вызывают бригаду скорой помощи, многократно обследуются у терапевтов, кардиологов, неврологов и эндокринологов, проходят ряд диагностических и лабораторных исследований и, не находя причин страха в заболеваниях внутренних органов, с диагнозом «Паническая атака» направляются к психотерапевту.

Частые заболевания горла (ангины или тонзиллиты) могут говорить о страхе человека что-то высказать или попросить о чём-то очень важном. Иногда такие люди боятся поднять голос в собственную защиту и тем самым «теряют» его.

Бронхиальная астма, как и некоторые другие болезни, связанные с возникновением дыхательной недостаточности, чаще случается у людей (в основном детей), которые патологически сильно привязаны к своей маме. Их любовь буквально «удушающая». Ещё один вариант — строгость родителей при воспитании сына или дочери. Если человеку с самого раннего возраста внушают, что плакать нельзя, громко смеяться неприлично, прыгать и бегать на улице — верх дурного тона, то ребёнок растёт, боясь выражать свои истинные чувства и потребности: они его постепенно начинают «душить» изнутри.

Нейродермиты, псориаз, атопические дерматиты, крапивница, как и большинство заболеваний, имеющих отношение к аллергии, могут свидетельствовать о неприятии чего-либо. Кожа — первый защитный психологический барьер, поэтому её заболевание указывает на нарушение психологических границ человека.

Патогенез соматоформного расстройства

В основе возникновения соматоформных расстройств лежит нейропсихологическая концепция. Она базируется на предложении о том, что соматические проявления у таких пациентов указывают на их низкий порог переносимости физического дискомфорта: [4] [6] [12] то, что здоровые люди воспринимают как напряжённость, пациенты с соматоформными расстройствами будут расценивать как боль. При этом в качестве пускового механизма выступают значимые внутриличностные противоречия и неразрешимые психотравмирующие ситуации, которые являются неочевидными, причём чаще не острыми, а хроническими.

Так, из-за воспитания, нарушенной системы отношений или неконструктивного копинг-поведения саму психогенную (чаще конфликтогенную) ситуацию не получается решить рационально. В дальнейшем это приводит к нервно-психическому ослаблению и аффективной переработке — психологической защите психики от неразрешимого внутриличностного конфликта. Однако возникшее напряжение всё же должно найти выход. И так как психика и сома неразделимы, то конфликт находит разрешение не в психологических, а в соматических проявлениях.

Например, те чувства, эмоции, переживания, которые возникли в ответ на психотравмирующую ситуацию, подавляются, вытесняются или подвергаются отрицанию: нельзя расстраиваться и плакать, надо быть всегда сильным. В результате эти переживания выливаются в виде соматоформного расстройства, например сердечно-сосудистой или желудочно-кишечной систем.

Классификация и стадии развития соматоформного расстройства

В Международной классификации болезней десятого пересмотра выделяют три уровня психосоматических нарушений.

Психические расстройства детского возраста (до 10 – 12 лет)

© Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Альтер»:

Сегодня в цикле сравнительно-возрастные аспекты психических расстройств мы поговорим о психических расстройствах детского возраста.

Речь пойдет о допубертатном возрасте, то есть примерно до 10 – 12 лет, во время которого ребёнок проходит несколько этапов своего психофизического развития. Это очень важный возраст с точки зрения становления его психических функций, его личности, характера. В этом возрасте тоже есть свои наиболее значимые периоды. Они отличаются особой уязвимостью психики ребенка к внешним социальным, иногда патогенным факторам. Эти периоды особой уязвимости называются возрастные кризы.

В детском возрасте возрастные кризы хорошо известны врачам-психиатрам, психологам, педагогам — это возраст 3 года и 7 лет.

Формирование первых коммуникативных связей

В возрасте 3 года ребёнок оказывается на пороге детского сада. Когда в один из радостных дней 1 сентября мама отводит его в какое-то странное заведение, в котором надо находиться почему-то без родителей в течение достаточно длительного времени, в окружении очень странных, похожих на него людей, да ещё и какая-то тётя, называющая себя «воспитатель», требует, чтобы он выполнял требования, которые необходимы.

Этот возраст очень важен с точки зрения формирования первых коммуникативных связей ребенка со сверстниками. Именно в этом возрасте, в 3 года, появляются первые зачатки ролевого самосознания. Ребёнок начинает осознавать себя личностью и идентифицировать себя как личность, отдельную от окружающих. Находит в себе те черты, которых нет в других, и находит в других те черты, которых нет у него. Он начинает понимать разницу между собой и другими, у него формируются первые признаки его индивидуальности.

Это очень важный период, и лично я категорически не советую игнорировать дошкольные учреждения, детские сады, спортивные секции, кружки, где ребенок имеет возможность формировать у себя достаточное количество коммуникативных навыков.

Домашние дети, которые сидят с бабушками и дедушками круглосуточно, и выходят только при хорошей погоде в песочницу во дворе, гораздо хуже адаптированы к школе, чем те дети, которые в дошкольном возрасте имели возможность устанавливать коммуникативные связи и формировать свою социальную роль.

Невротические расстройства детского возраста

В этот период ребенок стрессует, у него может быть большое количество различного рода невротических расстройств. И мы эти расстройства хорошо знаем. В этом возрасте внезапно может появиться энурез – недержание мочи, мы можем наблюдать обгрызенные ногти у этих детей. Эти дети могут испытывать большое количество страхов, они отказываются спать в отдельной комнате с выключенным светом, они, даже если их силой всё-таки укладывают спать в детской, всё равно находят возможность ночью пробраться в спальню родителей и залезть к ним под одеяло.

У этих детей очень часто появляются проблемы с поведением в случае, если они сталкиваются с довольно большим количеством стрессовых факторов. И на эти проблемы с поведением обращают внимание воспитатели детского сада. Может появиться расстройство сна, плохое настроение, плаксивость, капризность, крикливость, иногда излишняя демонстративность, позерство – всё это мы называем неврозами детского возраста или детскими неврозами.

Дети не обнаруживают таких невротических симптомов, какие мы привыкли видеть у взрослых, потому что у них ещё не созрела аффективная эмоциональная сфера, и они не могут переживать так, как взрослые ту или иную сложную жизненную ситуацию, поэтому чаще всего они реагируют телом.

У детей очень развито психосоматическое реагирование. У них неврозы, как правило, носят такой соматический характер. Как я уже сказал, энурез – один из видов детских неврозов. Есть ещё заикание – это тоже в 90% случаев относят к психологическим невротическим проблемам ребенка. Сюда же можно отнести и различного рода условные заболевания, скорее всего, их можно найти в виде симптомов со стороны желудочно-кишечного тракта. У детей могут появляться болевые симптомы, которые никак не подтверждаются на обследованиях.

Иногда у детей возникает так называемый аспирационный синдром, когда в момент именно вот такого очередного бурного эмоционального реагирования они вдруг начинают задыхаться, у них появляется бронхоспазм, возникает вопрос о том, что возможно это бронхиальная астма. Ну и много-много чего ещё такого полиморфного, необычного, что бывает у детей именно в период их возрастных кризов.

Проблемы школьной дезадаптации

Есть еще криз 7-летнего возраста. Это возраст, когда ребенок приходит в школу. И здесь он получает ещё больше самостоятельности, здесь он начинает понимать что такое ответственность, начинает получать задатки представлений о дееспособности, то есть представление о том, что его действия имеют какие-то последствия, и эти последствия связаны именно с ним.

В этом возрасте ребёнок тоже достаточно уязвим. Первоклашки могут спотыкаться уже в первые месяцы учёбы, это мы называем проблемой школьной дезадаптации. У них не получается установить связи с одноклассниками, возникают постоянные недоговоренности с учителем, они отказываются идти в школу, они устраивают истерики прямо на уроке, мешают всем учиться, вставая со своего места, не понимая, что ходить по классу нельзя. Реакция учителей для них ничего не значит, это приводит к серьезному конфликту со многими участниками школьного процесса, не только с одноклассниками и учителями, но и с директором школы. И родители в этом тоже начинают принимать участие.

Многие родители встают на сторону ребёнка, считая его незаслуженно обиженным. Видят проблему в некомпетентности учителей, начинают обвинять учителей, часто подливая масло в огонь этих невротических симптомов и расстройств поведения, о которых я уже говорил.

Ранние психические заболевания. Умственная отсталость

Кроме невротических расстройств в детском возрасте могут начинаться и довольно серьезные психические заболевания, среди которых на сегодняшний день, пожалуй, два заболевания мы можем отнести к наиболее распространённым из всех других психических расстройств детского возраста.

Первое заболевание называется умственная отсталость. К сожалению, встречается достаточно часто. Если мы говорим о тяжелых формах умственной отсталости, то она обращает на себя внимание еще в первые годы жизни. Если мы говорим о ее легких или пограничных формах, то это проявляется только тогда, когда ребёнок идёт в школу, и уже с первых дней не успевает за своими сверстниками в усвоении материала.

Умственная отсталость может быть различной, причин её возникновения очень много. Среди них много разного рода неврологических или терапевтических, педиатрических заболеваний, которыми ребёнок страдает с самого раннего грудного возраста. Или которые начались чуть позже. Это и черепно-мозговые травмы, и какие-то нейроинфекции, возможно, какая-то генетическая, наследственная, хромосомная патология, которая приводит к недоразвитию центральной нервной системы и соответственно к психическим расстройствам в виде умственной отсталости.

Читайте также  Расстройства в развитии речи у детей

Дети с умственной отсталостью в большей степени оказываются уязвимы в отношении как раз невротических симптомов, поскольку они в случае легкой умственной отсталости понимают и осознают факт своей несостоятельности, видят, как они отстают от сверстников. И они оказываются очень часто в центре так называемого буллинга. Сверстники начинают над ними издеваться, болезненно подшучивая над их странностями поведения.

В этих ситуациях, когда мы имеем дело с умственной отсталостью, очень важно своевременно решить вопрос о форме обучения, насколько эта форма в обычной общеобразовательной школе будет комфортна для самого ребенка, если он там не успевает. И насколько ему будет легче учиться в той школе, где требования к учебному процессу несколько иные, и они близки к индивидуальным, как мы говорим, вальдорфским требованиям.

Расстройства аутистического спектра

Вторым наиболее распространённым расстройством психики в детском возрасте является расстройство аутистического спектра. Сокращённо РАС. В структуру этих расстройств входит очень много различного рода клинических единиц. Одно из самых ярких и классических проявлений расстройства аутистического спектра описали в свое время отечественный психиатр Груня Ефимовна Сухарева и её зарубежный коллега Ганс Аспергер.

Эта форма на сегодняшний день носит название синдром Аспергера, то есть синдром раннего детского аутизма, при котором происходит довольно выраженная асинхрония психического развития ребенка. В его развитии мы видим значительное ускорение в отношении сверстников интеллектуальных, когнитивных функций, и в значительной степени отставания в отношении эмоциональных и волевых функций.

Личность такого ребенка формируется деформированным образом, он в конечном итоге оказывается лишённым психических возможностей для коммуникации со сверстниками. Ему ничего не остается делать, как замыкаться в своем собственном внутреннем мире, который носит название «аутистического мира». Мир аутиста – это мир его фантазий, установок, известных очень часто только ему. Помощь такому ребёнку может оказать только тот специалист, которому удалось в этот мир хоть как-то заглянуть, не говоря уже о том, чтобы пробраться в этот мир и понять его законы.

Атипичный детский аутизм

Помимо синдрома Аспергера в расстройства аутистического спектра входят и другие его варианты: синдром Каннера, синдром Геллера – это так называемый атипичный детский аутизм. Про атипичный детский аутизм мы начинаем говорить, когда у ребёнка на фоне аутистических проявлений начинают проявляться какие-то психопатологические феномены, указывающие нам на начало какой-то психической болезни. Например, у него появляются какие-то галлюцинации, или он становится отрешенным от происходящего настолько, что вообще перестает реагировать на происходящее вокруг и «застывает» – это так называемый синдром кататонии. Однако целостной картины психического заболевания не возникает. И эти симптомы оказываются в конечном итоге обратимыми.

Надо помнить о том, что ранний детский аутизм и все расстройства аутистического спектра в прогностическом отношении очень неоднозначная группа. В частности, есть варианты, которые имеют довольно благоприятный прогноз, в буквальном смысле полностью исчезают все проявления аутизма с возрастом и соответствующим лечением. На другом полюсе находятся те формы детского аутизма, которые с возрастом, к сожалению, трансформируются уже в текущие психические заболевания, более характерные для подросткового или для зрелого возраста.

Начало взрослых психических болезней. Детская форма шизофрении

Кроме этого, в детском возрасте мы можем наблюдать, к сожалению, и начало взрослых психических болезней. Редко, тем не менее бывает, что в этом возрасте развивается детская форма шизофрении. Протекает она, как правило, очень тяжело, неблагоприятно и злокачественно. В этих случаях ребенок оказывается во власти очень тяжелых болезненных симптомов, когда он слышит голоса или видит какие-то зрительные образы, вызывающие у него те или иные страхи. Когда он, находясь в этом психотическом состоянии, прячется от этих призраков, которые кажутся ему очень опасными и присутствующими где-то рядом.

С этим ребёнком практически не удаётся на вербальном уровне установить какой-то контакт. Единственный способ помочь – это госпитализировать его в детскую психиатрическую больницу. Такие больницы существуют, они специализируются как раз именно на психических заболеваниях детского возраста, когда специалисты в этом случае имеют опыт работы именно с детьми.

Благоприятный прогноз лечения

Есть ещё и много других психических заболеваний, всего охватить практически невозможно. Единственное, что нужно сказать, что дети с теми или иными психическими расстройствами, как правило, достаточно хорошо лечатся, то есть с ними удается достигнуть порой гораздо больших результатов, чем со взрослыми. Но только при одном условии: если их родственники, прежде всего родители, которые чрезвычайно озабочены здоровьем своего ребёнка, соглашаются с врачами-психиатрами о том, что их любимому чаду необходима помощь детского психиатра.

Детская психиатрия, как правило, использует не только медицинские, то есть чисто психиатрические технологии, с лекарствами или какими-то другими методами лечения. В большей степени в детской психиатрии участвуют психологи. В оказании помощи участвуют семейные психологи, проводящие групповую психотерапию, педагоги, различного рода воспитатели, дефектологи, логопеды, педиатры. Как правило, это целая полипрофессиональная бригада, которая берется за здоровье ребёнка, и которая сообща решает разные аспекты его проблемы.

Обращение за медицинской помощью в такой ситуации в значительной степени облегчит задачу диагностики, поскольку в детской психиатрии существует много способов, в том числе, очень точные почти 100% способы диагностики тех или иных психических заболеваний.

Очень широко применяют, например, генотипирование, когда мы можем с высокой долей вероятности поставить диагноз того или иного заболевания, ассоциированного с мутацией, с генетикой. Главное, чтобы ребёнок оказался в поле зрения профильных специалистов. Главное, чтобы он вовремя получил медицинскую помощь, которая ему так необходима для того, чтобы дальнейшая его жизнь была здоровой.

Соматогенные нарушения психики у детей

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в последнее время неуклонно возрастает число детей, страдающих бронхиальной астмой, сахарным диабетом, заболеваниями желудочно-кишечного тракта, кожными заболеваниями, язвенными болезнями — все это — психосоматические расстройства. Неумение своевременно распознать эту патологию часто приводит к тому, что истинный диагноз устанавливается спустя многие годы после возникновения первых проявлений болезни. Дальнейшее развитие психосоматических нарушений приводит к становлению большинства патологических состояний, что требует максимальной диагностики и лечения этих расстройств, которые нередко взаимно дополняются и усиливаются, а в ряде случаев утяжеляют проявления основного заболевания.

Объект исследования: психосоматические расстройства у детей подросткового возраста.

Предмет исследования: основные причины, способствующие развитию психосоматических заболеваний у подростков.

Цель: исследовать особенности этиологии и патогенеза психосоматических расстройств у детей подросткового возраста.

  1. Проанализировать теоретические источники по проблеме развития психосоматических расстройств у детей подросткового возраста.
  2. Осуществить подбор диагностического материала, способствующего достижению поставленной цели.
  3. Произвести эмпирические исследования, направленные на изучение основных причин развития психосоматических расстройств у детей подросткового возраста.
  4. Осуществить анализ и интерпретацию результатов теоретического и эмпирического исследований.

Гипотеза исследования: предполагается, что развитию психосоматических расстройств у детей подросткового возраста способствует ряд определенных факторов: бытовые условия и конфликты в семье; дефекты воспитания; отсутствие дружеских отношений или непринятие в детском коллективе; негативное отношение со стороны учителя; психоэмоциональные перегрузки, неспособность справиться с учебной нагрузкой, а также личностные особенности ребенка.

Психосоматические расстройства (от греч. psyche — душа и soma — тело) — расстройства функций органов и систем, в происхождении и течении которых ведущая роль принадлежит воздействию психотравмирующих факторов, переживанию острой или хронической психологической травмы, а также специфическим особенностям эмоционального реагирования личности [1]. По мнению Ф. Александера, каждый телесный процесс прямо или косвенно подвержен влиянию психологических стимулов, поскольку организм в целом представляет собой единицу, все части которой взаимосвязаны между собой.

Эмоции, вернее, их изменения, особенно в отрицательном плане, ведут к целому ряду телесных (соматических) нарушений. С 30-х годов XX века такое положение активно разрабатывалось представителями психосоматической медицины на основе психоаналитического подхода З. Фрейда. Рассматривая эмоции и их нарушения как этиологический фактор, психоаналитики отражали этот факт в определении психосоматического заболевания. Подчеркивая то, что психосоматическим можно считать такое заболевание, природа которого может быть понята только из установления несомненного влияния эмоционального фактора на физическое состояние.

Этиологическое значение в развитии заболевания, согласно Ф. Александеру, может иметь следующие факторы: наследственную предрасположенность; родовые травмы; органические заболевания раннего возраста; особенности воспитания; переживание телесно травмирующего опыта; эмоциональный климат в семье и характерные личностные особенности родителей и сиблингов; недавние телесные повреждения и эмоциональные переживания, связанные с интимными, личными и профессиональными отношениями.

Д.Н. Исаев подчеркивает большую сложность патогенеза психосоматических расстройств: неспецифическую наследственность и врожденную отягощенность соматическими нарушениями и дефектами; наследственную предрасположенность к психосоматическим расстройствам; нарушения деятельности ЦНС; психическое и физическое состояния во время действия психотравмирующих событий; фон неблагоприятных семейных и других социальных факторов; особенности психотравмирующих событий, а также личностные особенности.

Многие исследователи пытались выделить базисные характеристики личности психосоматического больного, указывая на инфантилизм, алекситимию, перфекциониз, выученную беспомощность, дефицитарную агрессию [2].

Для эмпирической части исследования были выбраны методы диагностики по методикам: диагностики уровня школьной тревожности Филипса, направленной на изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей подросткового возраста; методике «Завершение предложения» (вариант В.Михала), направленной на диаг­ностику отношения ребенка к родителям, братьям, сестрам, к сверстникам, учителям, школе, своим собственным спо­собностям, а также на выявление целей, ценностей, конфликтов и значимых переживаний.

Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 15. Респондентами выступили учащиеся 7 класса в количестве 23 человек.

С помощью методики Б.Н. Филлипса были выявлены основные факторы тревожности. Эмоциональное состояние школьника (в частности негативное) во многом влияет на его психофизиологическое состояние, что в последствие может привести к целому ряду заболеваний. Результаты исследования показали, что основными причинами, которые могут повлиять на развитие психосоматических расстройств, у детей подросткового возраста являются: общее эмоциональное состояние ребенка в школе; неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата, негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, демонстрации своих возможностей; а также негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки знаний, возможностей (особенно публично).

Читайте также  Как должно проводиться обследование ребенка с нейтропенией?

Методика «Завершение предложения» — проективная методика исследования личности. Самопонимание ребенка изучалось с помощью предложений, направлен­ных на исследование значимых переживаний ребенка, оценку своих возмож­ностей, а также рефлексивную самооценку, формирующуюся к началу под­росткового возраста. Интерпретация результатов показала, что наиболее значимыми переживаниями ребенка, в подростковом возрасте являются: непонимание со стороны взрослых (матери, отца); конфликты и недопонимание со сверстниками или, наоборот, отсутствие дружеских отношений; плохое самочувствие; боязнь проверки знаний и конфликты с учителями, переживания по поводу своей привлекательности, боязнь потерять значимую фигуру/близкого родственника, тревога за свое будущее, а также личностные особенности ребенка, которые также могут способствовать развитию психосоматических заболеваний.

Подводя итоги, следует прийти к выводу, что стрессовые состояния, беспокойство, семейные, социальные и школьные проблемы влияют на психофизиологическое состояние подростка, что нередко выражаются в расстройствах сна, приема пищи — такими как нервная анорексия и булимия, развитии депрессии, головных болей, болей в животе, энуреза, снохождения и лунатизма, а также приводит к целому ряду заболеваний, таких как бронхиальная астма, сахарный диабет, заболевания желудочно-кишечного тракта, язвенные болезни и т.д. Своевременное распознание у ребенка психосоматического расстройства, позволит вовремя разработать методы медицинской и психологической помощи.

Психические и поведенческие расстройства у детей и подростков

В подростковом возрасте личность проходит сложный процесс формирования. Физические, эмоциональные и социальные изменения серьезно влияют на подростков, усиливая их уязвимость для психических расстройств. Следствием становятся поведенческие нарушения, проблемы со здоровьем и другие негативные проявления, в частности — депрессия, которая может повлечь за собой суицид. Большинство психических и поведенческих расстройств поддаются лечению и коррекции — сохранить здоровье и жизнь подростка можно, вовремя обратившись к врачу.

Почему у детей и подростков возникают психические и поведенческие расстройства

Ребенок — «чистый лист», личность которого начинает формироваться с момента его появления на свет. Малыш постепенно учится узнавать окружающих, следит за их реакциями и взаимоотношениями, копирует старших. Он сильно подвержен влиянию взрослых, не обладает навыками критического мышления.

Многие жизненные установки, которыми он будет руководствоваться во взрослой жизни, закладываются в «канву личности» именно в это время. Нервная и негативная обстановка дома, ссоры, насилие и другие негативные факторы могут нанести психике ребенка серьезный вред, сильно отразиться на его поведении и здоровье уже в этот период.

Ребенок постепенно растет и развивается, исследуя окружающий мир. В возрасте 10 лет он вступает в уникальный период — подростковый возраст. «Гормональный взрыв», изменение социального статуса и отношения окружающих, новые проблемы и сложности — все это выбивает привычную почку из-под ног ребенка. Личность продолжает развиваться, но во многих аспектах становится более ранимой и восприимчивой к внешнему влиянию.

В этот период особенно важно оградить подростков от факторов риска и тяжелых потрясений, которые могут помешать дальнейшему развитию, а также создать проблемы со здоровьем и психикой в будущем.

У 15% детей и подростков в возрасте до 18 лет наблюдаются диагностированные эмоциональные расстройства, и менее половины из них вовремя получают необходимое лечение. Еще у 10-20% детей в этом возрасте психические нарушения вовсе не диагностируются должным образом.

Проблема в том, что многие родители и сами подростки не осознают рисков и боятся обратиться за помощью к врачу. Многие боятся, что окружающие узнают об обращении к психиатру, и это поставит крест на дельнейшей успешной карьере или нормальной жизни ребенка.

Но если не лечить психические заболевания в детском и подростковом возрасте, они могут настолько укорениться в личности, что во взрослом возрасте вылечить их будет невозможно. Большинство неизлечимых психических заболеваний — психические расстройства, с которыми можно было справиться в детском и подростковом возрасте.

Специалисты клиники «КОРСАКОВ» знают, как успешно решать психические и поведенческие проблемы подростков и детей. Квалифицированные врачи проводят тщательное обследование, назначают эффективную лекарственную терапию и психотерапию. Современные методы лечения помогают предотвратить развитие серьезных психических заболеваний и избавиться от существующих расстройств.

Вызов психиатра на дом 7 000 руб.

Вызов врача психиатра или психиатрической бригады по Москве и области. Круглосуточно

Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.

Симптомы психических и поведенческих расстройств у детей и подростков

Тревоги, плач, капризы — типичные эпизоды в поведении многих детей. Для подросткового периода характерны периоды бунтарства, повышенная эмоциональность. Важно понимать, когда нормальное поведение сменяется патологией.

Обратиться к психиатру необходимо, если у ребенка или подростка наблюдаются:

  • агрессия;
  • нервные тики;
  • прогулы школы;
  • проблемы в общении;
  • странные телодвижения;
  • заторможенность, вялость;
  • частые перепады настроения;
  • постоянные нарушения правил;
  • ежедневные страхи или тревоги;
  • ухудшение или нарушение памяти.

Даже при наличии этих признаков психического расстройства у ребенка или подростка может не быть. Точный диагноз может поставить только врач на основании профессионального обследования. Если расстройства нет, специалист может назначить несколько сессий с психологом, который поможет выявить проблему и помочь решить ее.

Мы рекомендуем проверить психическое состояние ребенка или подростка, чтобы предупредить проблему и установить ее на начальной стадии.

Какие бывают психические и поведенческие расстройства у подростков

У детей и подростков может проявляться множество психических расстройств. Их можно условно разделить на три группы, хотя некоторые расстройства из разных групп могут сочетаться друг с другом:

  1. Поведенческие расстройства — повышенная конфликтность и систематическое нарушение общественных норм. Это расстройства социализации, которые могут выражаться, например, в воровстве, постоянной лжи, срыве занятий. Следствием такого расстройства обычно становятся подростковый алкоголизм и наркомания. Причиной появления таких расстройств считают избыточное давление или недостаточное участие родителей в жизни ребенка или подростка.
  2. Эмоциональные расстройства — социофобия, повышенная тревожность, уход от общения со сверстниками. Эти нарушения часто становятся следствием травмирующей ситуации, например, нездоровой семейной атмосферы, регулярными страхами. Также эмоциональное расстройство может спровоцировать наличие нарушений психики у одного из родителей.
  3. Расстройства развития — проблемы с речью (устрой и письменной), замедленное мышление, нарушения внимания и памяти. Ребенок или подросток с такими нарушениями отстает в обучении от сверстников и плохо усваивает новые знания. Отставание в развитии не считается расстройством в полном смысле этого слова. Но из-за него часто возникают расстройства поведенческого типа.

Расстройство может появиться у ребенка внезапно, без явных предпосылок. Например, родители могут не знать о трудностях (и эмоциональном прессинге, буллинге) в школе, глубоких переживаниях и даже актах насилия над ребенком, о которых он боится рассказывать.

Опасно думать, что с ребенком или подростком не может случиться ничего плохого — от случайностей не застрахован никто. Лучше проверить состояние ребенка один раз, чем пытаться решить проблему собственными силами, усугублять ее или пытаться не замечать.

Лечение психических и поведенческих расстройств у подростков и детей

Клиника «КОРСАКОВ» предоставляет профессиональную психиатрическую и психологическую помощь детям и подросткам. Кроме того, проводятся консультации с их родителями и родственниками, при необходимости — сеансы семейной психотерапии. Наши специалисты работают для того, чтобы вернуть детям и подросткам здоровье психики и эмоциональную стабильность.

При работе с детьми и подростками мы применяем:

  • физиотерапию;
  • медикаментозное лечение;
  • когнитивно-поведенческую терапию;
  • психотерапевтические техники, адаптированные по возрасту.

Комплексный подход к лечению позволяет добиться решения проблемы в самые короткие сроки и закрепить успешный результат. В каждом случае терапия подбирается индивидуально. Она не ограничивается лекарственными препаратами или процедурами, проводимыми в клинике. Работа с родителями и родственниками направлена на то, чтобы выработать правильное отношение к ребенку, скорректировать его воспитание и устранить стрессовые и негативные факторы в семейном кругу.

Оптимальный курс лечения для каждого пациента включает совместную работу психотерапевта и психолога, а также при необходимости — терапевта и специалиста по физиотерапии.

Какие проблемы решаются в результате лечения:

  • улучшается учеба и поведение;
  • нормализуется общение со сверстниками;
  • минимизируются последствия психологических травм.

Для детей и подростков, у которых наблюдается гиперактивность, нарушение поведения и социальных навыков, разработаны специальные программы. Они помогают исправить нежелательное поведение и эффективно закрепляют достигнутый результат.

Клиника «КОРСАКОВ» заботится о будущем детей и подростков не только с помощью эффективной терапии. Мы обеспечиваем полную конфиденциальность лечения — информация о нем не передается третьим лицам, отсутствует постановка на учет.

Психические и поведенческие расстройства могут перерасти в серьезные заболевания, привести к снижению качества жизни, наркомании, алкоголизму и другим печальным последствиям. Исправьте их на начальной стадии с помощью профессиональной врачебной помощи в клинике «КОРСАКОВ» — сохраните будущее своего ребенка, его здоровье и жизнь!

* Администрация медицинского центра «КОРСАКОВ» принимает все меры по своевременному обновлению размещенного на сайте прайс-листа, однако во избежание возможных недоразумений, советуем уточнять стоимость услуг в контакт-центре по телефону +7 (499) 288-19-74

Размещенный прайс не является офертой. Медицинские услуги оказываются на основании договора.
Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.

Проверил врач-психиатр, врач-нарколог: Орлов Андрей Михайлович.
Медицинская информация корректна, достоверна, актуальна.
Последняя дата проверки:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: