\

Синдром врожденного или рано приобретенного слабоумия у детей

Психопатологические синдромы в младенческом и раннем детском возрасте (продолжение)

Судорожный синдром. Он может возникнуть на фоне уже имеющихся неврологических нарушений или явиться первым сим­птомом поражения мозга. Чаще это — генерализованные фрагмен­тарные, очаговые клонические припадки или миоклонические су­дороги. Этиология этого синдрома у новорожденных — наследст­венные нарушения обмена аминокислот, углеводов, липидов, витаминов, аномалии развития мозга, гипоксия, родовая травма, нейроинфекции. В грудном возрасте могут возникнуть генерализо­ванные судороги, они нередко сопровождаются вегетативными симптомами. Наблюдаются также парциальные судороги, абсансы (относительно редко), приступы миоклонического типа (инфан­тильные спазмы). Эти пароксизмы протекают серийно и имеют злокачественное течение, вызывая глубокую умственную отста­лость. Причина этих синдромов — органическое поражение нер­вной системы, болезни обмена, факоматозы, леикодистрофии, нейроинфекции, поствакцинальные осложнения. В этом возрасте возможны фебрильные судороги, возникающие при подъеме тем­пературы во время ОРВИ, гриппа, отита, пневмонии.

Аффективно-респираторные судороги (приступы мгновен­ного выключения сознания во время плача), возникающие в связи с бурным эмоциональным разрядом, отмечаются чаще в возрасте 7-12 мес. Диагноз судорожного синдрома может быть уточнен проведением биохимических исследований крови и мочи на содер­жание кальция, калия, натрия, фосфора, глюкозы, пиридоксина, аминокислот, спинно-мозговой пункции, ЭЭГ.

Синдром вегетативно-висцеральных дисфункций. Прояв­лениями этого синдрома могут быть нарушения функций желу­дочно-кишечного тракта, сердечной деятельности, дыхания, тер­морегуляции. Они сопровождаются нарушениями сна, повышен­ной возбудимостью, эмоциональной лабильностью, склонностью к реакциям страха. Этот синдром нередко сочетается с любыми вы­шеописанными синдромами.

Синдром врожденного и рано приобретенного слабоумия. Признаками этого синдрома являются отсутствие дифференциро­ванного зрительного и слухового восприятия, избирательных эмо­циональных реакций и интегративных форм нервно-психической деятельности. В клинической картине преобладает недоразвитие психических функций, а недостаточность двигательных и сенсор­ных оказывается на втором плане. Слабоумие может сочетаться с пороками и аномалиями развития, неврологической симптомати­кой, судорожными явлениями или выступать изолированно. Этот синдром, как правило, отличается стабильностью, в некоторых же случаях может быть прогредиентным. Причина стационарных форм слабоумия — эмбрио- и фетопатии (поражения плода), пери­натальные и ранние постнатальные поражения мозга, аномалии хромосом, генные мутации. Наследственные дефекты метаболизма также могут быть причиной слабоумия. Ранними признаками это­го синдрома (во второй половине 1-го года жизни) оказываются отсутствие или слабость реакций на окружающее, отсутствие диф­ференцированной улыбки, комплекса оживления при приближе­нии родных. Неспособность отличить своих от чужих, отсутствие дифференцированной реакции на мать, интереса к игрушкам, вы­разительных мимических движений являются его характерными признаками. У детей с этим синдромом маловыразительный взгляд, поздно появляется улыбка, отсутствует предметно-манипулятивная деятельность и начальное понимание обращенной речи. Степень отставания моторного развития различна. Психомоторное развитие этих детей находится в зависимости от тяжести слабо­умия.

Рекомендуемая литература

Козловская Г. В. Психические нарушения у детей раннего возраста. Дис­сертация д-ра. мед. наук — М., 1995.

Журба Л. Т., Мастюкова Е.М. Нарушения психомоторного развития детей 1-го года.- М.: Медицина, 1981.

Внешняя среда и психическое развитие ребенка/Под ред. Р. В.Тонковой-Ямпольской.- М.: Медицина, 1984.

Бауэр Т. Психическое развитие младенца.- М., 1979.

Киригенко Е. И. и др. Клинико-психологическое изучение детей раннего возраста с невротическими и неврозоподобными нарушениями.-М 1982.

Мнухин С. С. О роли возрастного фактора в картинах эпилепсии/ Журн Невр. Психиат.- 1960.-№ 7 — С. 846-851.

Синдром врожденного или рано приобретенного слабоумия у детей

Умственная отсталость у детей – это снижение познавательной деятельности, обусловленное патологиями головного мозга и ЦНС. Психика такого ребенка развивается по особому «сценарию», не так, как у других детей. Происходит полное изменение личностных качеств. Нарушения сказываются не только на умственных способностях, ребенок отстает в физическом развитии, возникают поведенческие расстройства, страдает эмоциональная и волевая сфера.

ПРИЗНАКИ

Прежде всего стоит отметить, что отставание в интеллектуальном развитии не является заболеванием, от которого можно исцелиться. Это состояние вызывается необратимыми изменениями коры головного мозга еще на этапе формирования нервной системы в перинатальном периоде. Основные действия врачей и других специалистов будут направлены на социализацию такого ребенка в обществе и обучению его простейшим навыкам.

Признаки умственной отсталости у детей:

  • низкий уровень познавательной активности. Ребенок попросту не понимает, зачем ему что-то нужно узнавать, а значит и не хочет прилагать усилия в этом направлении;
  • моторика практически не развивается;
  • значительное отставание в речевом развитии, маленький словарный запас. Ребенок не может выстраивать предложения, произносит слова неправильно;
  • отсутствие абстрактного мышления, невозможность выполнить даже самые простые логические операции, мыслительные процессы замедлены или полностью отсутствуют;
  • ребенок играет в самые простые игры, поскольку он способен только подражать окружающим. Труд такой ребенок выбирает очень легкий, поскольку это не требует волевых усилий;
  • настроение может резко колебаться без особых на то причин, возбудимость может быть как достаточно высокой, так и низкой;
  • ребенок воспринимает окружающий его мир со значительными трудностями, он не способен ориентироваться в пространстве. Такие дети не в состоянии понять процесс формирования целого из отдельных частей, не могут определять главное;
  • концентрация внимания отличается непродолжительностью, переключение с одного вида деятельности на другой происходит очень медленно.

Для детей с подобными отклонениями характерна произвольная память, они обычно сосредотачиваются на внешних признаках объекта, нежели на его внутренних особенностях.

Признаки умственной отсталости у детей могут проявиться сразу после рождения, но чаще всего эту патологию выявляют после 3-х лет. Время постановки диагноза во многом зависит от тяжести состояния: чем значительнее поражение ЦНС, тем раньше будут заметны симптомы умственной отсталости.

ФОРМЫ ЗАБОЛЕВАНИЯ

Под умственной отсталостью у детей обычно понимают олигофрению. Но также встречается и иная форма этого состояния – деменция. Эти две патологии имеют несколько существенных различий:

  1. Олигофрения является состоянием, которое развивается в период внутриутробного формирование плода или в течение первых 3-х лет жизни ребенка. То есть, такой дефект чаще всего является врожденным. Причинами поражения ЦНС в этом случае могут быть наследственные факторы, родовые травмы, в частности – асфиксия, инфекционные заболевания, перенесенные матерью в период вынашивания, а также злоупотребление родителей алкогольными и наркотическими средствами.
  2. Деменция возникает у ребенка после трёх лет. Органическое поражение ЦНС может возникнуть в результате травмирования головного мозга или стать осложнением инфекционного заболевания (менингит и т.д.), также может развиться на фоне шизофрении, эпилепсии и других психических патологий. Приобретенное слабоумие проявляется в снижении интеллекта, но до возникновения дефекта, развитие ребенка обычно соответствует возрастной норме.

Кроме того, сегодня под отставанием в умственном развитии нередко подразумевают низкий интеллект на фоне педагогической и социальной запущенности. В современной же классификации болезней данное состояние описано как расстройство интеллектуального развития.

Отсталость в умственном развитии может различаться не только по времени возникновения. Деление на виды производится, исходя из тяжести поражения ЦНС, а также конкретного места. Традиционно выделяется три степени олигофрении: дебильность, имбецильность и идиотия. Однако современная классификация исключает эти названия, поскольку они уже давно вышли за рамки медицинской терминологии и приобрели негативную социальную окраску. Сегодня отставание в интеллектуальном развитии может быть легким, умеренным, тяжелым и глубоким.

ДЕБИЛЬНОСТЬ ИЛИ ЛЕГКАЯ ФОРМА

При дебильности наблюдаются наименьшее поражение ЦНС, такая форма отсталости является относительно легкой. Дети способны произносить небольшие фразы, они весьма наблюдательны и упрямы, их отличительной чертой является неспособность к обману.

Дебильность может быть нескольких типов:

  • неосложнённая дебильность. Это состояние характеризуется отставанием только в интеллектуальном развитии. Серьезных отклонений в эмоциональной и волевой сфере не наблюдается;
  • с осложнениями в виде нарушения анализаторов. Характеризуется вторичными отклонениями;
  • осложнения в виде нейродинамических нарушений. Патология сопровождается повышенной утомляемостью и плохой координацией, развивается после поражения коры мозговых полушарий;
  • лобная недостаточность, как осложнение дебильности, приводит к тому, что у ребенка становятся вялыми руки. Он вообще не способен ориентироваться в пространстве, а его поведение становится немотивированным;
  • психопатные поведенческие формы приводят к тому, что возникает недоразвитие всех личностных качеств. Это наиболее тяжелая форма патологии.
Читайте также  Какой женщине точно придется коротать свой век в одиночестве

Дети с дебильностью способны к обучению в обычной школе, но при этом используются вспомогательные программы и специальные методики. В ходе коррекционных и образовательных занятий дети способны научиться считать, писать и читать, а также они усваивают простейшие знания об окружающем мире и приобретают простейшие трудовые навыки.

УМЕРЕННАЯ И ТЯЖЕЛАЯ ФОРМА ИЛИ ИМБЕЦИЛЬНОСТЬ

При умеренном поражении головного мозга развивается имбецильность. Этот диагноз подразумевает, что ребенок способен понять обращенную к нему речь, сам обладает относительно развитыми речевыми навыками, может научиться выполнять несложные автоматические действия после длительного обучения.

У имбецилов нарушена поведенческая сфера, внимание довольно неустойчивое. Такие дети очень сложно поддаются обучению, поскольку не понимают смысла своей работы и полностью безразличны к ее результатам. Они обычно очень привязаны к своим воспитателям.

Своевременная коррекция при имбецильности позволит детям овладеть такими навыками:

  1. Несложные трудовые операции.
  2. Способность к самообслуживанию, но в меру способностей конкретного ребенка.
  3. Ориентация в быту.
  4. Основы правильного поведения.

В процессе коррекционной работы с такими детьми особе внимание уделяется развитию у них психических функций и познавательной деятельности. Имбецилы признаются недееспособными, процесс их обучения осуществляется в специализированных детских домах.

ГЛУБОКАЯ СТЕПЕНЬ ИЛИ ИДИОТИЯ

Идиотия является наиболее тяжелой формой патологии. Ребенок не в состоянии осмыслить окружающий его мир, речевые функции весьма ограничены. Сильно нарушена координация движений, поведенческие и эмоциональные расстройства, также нарушена моторика. Все желания таких детей направлены лишь на удовлетворение потребностей, обусловленных физиологией человека.

В свою очередь, идиотия делится на три вида:

  • глубокие идиоты, их также могут называть полными и лежачими. У таких детей отсутствуют ощущения, их поведение сродни поведению животных, раздражители могут вызвать неадекватную реакцию. Не способны к самообслуживанию;
  • типичные идиоты имеют более выраженные инстинкты. Для того чтобы иметь возможность удовлетворять свои потребности, такие дети даже могут произносить несколько звуков, но больше этого речь не развивается;
  • речевые идиоты способны произносить некоторые слова, у них присутствует реакция на окружающих людей и мир, но познавательной деятельности у них нет. Особенностью этого состояния является низкая координация и неуверенные движения.

Дети с таким диагнозом признаются недееспособными, они не обучаемы. Усилия специалистов обычно бывают направлены на то, чтобы идиоты смогли приобрести простейшие навык самообслуживания. Процесс коррекции этого состояния производится в условиях специализированных детских интернатов.

ПРИЧИНЫ

Выше уже упоминались некоторые причины нарушений, которые приводят к отставанию ребенка в интеллектуальном развитии. Это различные травмы и осложнения во время родов, воздействие на плод токсичных веществ или возбудителей инфекционных заболеваний. Однако больше половины случаев обусловлены генетическими причинами.

Некоторые хромосомные аномалии приводят к нарушению дозового баланса генов, также может возникать дисфункция отдельных генов. На сегодняшний день выявлено более 1000 генов, мутации которых могут привести к развитию различных видов отставания в интеллектуальном развитии.

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

Способными к обучению являются дети с такой формой задержки интеллектуального развития, как дебильность. Такие дети могут посещать обычные школы, но их обучение ведется по вспомогательным программам. Но не стоит оценивать их по количеству полученных знаний, намного важнее научить отстающего ребенка навыкам, которые помогут ему в дальнейшем. Если он будет расти в любви при поддержке близких людей, то он сможет научиться выполнять простейшие трудовые операции, и выполнять их он будет с удовольствием.

Умственная отсталость не излечивается, такие люди на всю жизнь останутся добродушными детьми, которые не умеют врать. Они хорошо обучаются рукоделию, с удовольствием помогают по хозяйству. Если близкие будут с ними постоянно разговаривать, читать им познавательные книги и показывать развивающие телепередачи, то человек с умственной отсталостью будет развиваться. Отсутствие такой поддержки приводит к неизбежной деградации и утрате приобретенных навыков.

Задержка умственного, интеллектуального развития

Умственная отсталость (задержка умственного развития) — это состояние ребенка у которого задержанное или неполное развитие психики, что в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания ребенка и обеспечивающих общий уровень интеллекта IQ, то есть моторных, специальных способностей, когнитивных, речевых.

Причины умственной отсталости.

Некоторые причины задержки умственной отсталости могут быть предотвращены при надлежащей медицинской помощи. Дети с диагнозом умственной отсталости лечатся наиболее успешно в раннем возрасте. Если вы подозреваете, что ваш ребенок может иметь интеллектуальную инвалидность, обратитесь к врачу.

Обнаружено несколько сотен причин умственной отсталости, но многие до сих пор неизвестны. Наиболее распространенными из них являются:

  • Инфекции во время беременности:
  • ВИЧ;
  • Токсоплазмоз;
  • Простой герпес;
  • Краснуха;
  • Сифилис;
  • ЦМВ-инфекция;
  • Поведенческие проблемы во время беременности:
  • Курение;
  • Использование лекарственных средств, потребление наркотиков или алкоголя, которые влияют на развитие плода;
  • Недоедание;
  • Воздействие некоторых заболеваний или инфекций во время беременности;
  • Проблемы при рождении:
  • Преждевременные роды или низкий вес при рождении;
  • Ребенок не получает достаточное количество кислорода во время родов;
  • Травмирование ребенка во время родов;
  • Факторы в детстве:
  • Дефицит питательных веществ;
  • Заболевания или инфекции, которые влияют на мозг — менингит, энцефалит, ветряная оспа, коклюш и корь;
  • Воздействие свинца, ртути и других токсинов;
  • Травмы головы или утопление;
  • Социальные факторы;
  • Недостаток образования.
  • Факторы риска интеллектуальной инвалидности
  • Ребенок может иметь высокий риск интеллектуальной инвалидности по любой из причин, перечисленных выше, или из-за умственной отсталости других членов семьи. Если вы подозреваете, что ваш ребенок в опасности, скажите об этом врачу.
  • Травмы головы у ребенка

Слабоумие

Слабоумие — это расстройство интеллекта, в следствии которого у человека снижается способность не только понимать связь между окружающими явлениями, а так же утрачивается способность отделять главное от второстепенного, утрачивается понимание своих же высказываний.

В психиатрии слабоумие относится к интеллектуальным расстройствам (изменениям процесса рационального познания, умозаключений, суждений, критических способностей).

Приобретённое заболевание — Деменция — от лат. de — приставка, означающая снижение, понижение, движение вниз, + mens — ум, разум.
Шизофреническое слабоумие (или апатическое, атактическое слабоумие) — характеризуется интеллектуальной бездеятельностью, безынициативностью, в то время как предпосылки к умственной деятельности ещё длительное время могут сохраняться. Именно поэтому интеллект таких больных сравнивают со шкафом, полным книг, которыми никто не пользуется, или с музыкальным инструментом, закрытым на ключ и никогда не открываемым.
Эпилептическое слабоумие — выражается не только в значительном снижении памяти, но и в своеобразном изменении мышления, когда человек начинает терять способность различать главное и второстепенное, ему всё кажется важным, все мелочи — значительными. Мышление становится вязким, непродуктивным, патологически обстоятельным, больной никак не может выразить свою мысль (недаром эпилептическое мышление называют иногда лабиринтным). Характерно также сужение круга интересов, концентрация внимания исключительно на своём состоянии (концентрическое слабоумие).
Врожденное заболевание — олигофрения (от греч. oligos — малый в смысле количества + phren — дума, ум).

Умственно отсталые дети. Олигофрения.

Соматически ребенок-олигофрен практически здоров. Олигофрения — это не болезнь, но такое состояние ребенка, при котором наблюдается стойкое недоразвитие всей его психики.

Недоразвитие познавательной и эмоционально-волевой сферы у олигофренов проявляется не только в отставании от нормы, но и в глубоком своеобразии. Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, иногда с резкими отклонениями. Однако это подлинное развитие, в ходе которого происходят и количественные, и качественные изменения всей психической деятельности ребенка.

Читайте также  Цитотоксическая реакция у детей

Умственная отсталость, возникающая после того, как речь ребенка уже сформировалась, встречается относительно редко. Одной из ее разновидностей является деменция — слабоумие. Как правило, интеллектуальный дефект при деменции необратим, так как происходит прогрессирование заболевания, которое иногда может привести к полному распаду психики. Особыми являются случаи, когда имеющаяся у ребенка умственная отсталость сопровождается текущим психическим заболеванием (эпилепсией, шизофренией), что усугубляет основной дефект, и прогноз развития таких детей бывает весьма неблагоприятным.

В отечественной дефектологии умственно отсталых детей обычно делят на три группы: дебилы, имбецилы, идиоты. Дебилы — это дети с легкими степенями умственной отсталости. Они являются основным контингентом специальных детских садов и специальных школ для умственно отсталых учеников. Дети со средней и глубоко выраженной отсталостью (соответственно имбецилы и идиоты) живут и воспитываются в семьях или помещаются в интернатные учреждения Министерства социальной защиты, где находятся пожизненно.

Дети с органическими поражениями коры головного мозга (олигофрены) растут обычно ослабленными, нервными, раздражительными. Многие из них страдают энурезами. Им свойственна патологическая инертность основных нервных процессов, отсутствие интереса к окружающему и поэтому эмоциональный контакт со взрослыми, потребность общения с ними у ребенка в дошкольном возрасте часто не возникает. Дети не умеют общаться и со своими сверстниками. Спонтанность усвоения общественного опыта у них резко снижена. Дети не умеют правильно действовать ни по словесной инструкции, ни даже по подражанию и образцу. У умственно отсталых дошкольников ситуативное понимание речи может сохраняться вплоть до поступления в школу.

Для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для наделения и фиксирования ярко обозначенных свойств и простейших отношений между предметами, для понимания важности того ли иного действия умственно отсталому дошкольнику требуется гораздо больше вариативных повторений, чем для нормально развивающегося ребенка.

У умственно отсталых детей — дошкольников, лишенных специального коррекционно-направленного обучения, отмечается существенное недоразвитие специфических для этого возраста видов деятельности — игры, рисования, конструирования, элементарного бытового труда.

Умственно отсталый ребенок проявляет крайне слабый интерес к окружающему, долго не тянется к игрушкам, не приближает их к себе и не пытается ими манипулировать. В возрасте 3—4 лет, когда нормально развивающиеся дети активно и целенаправленно подражают действиям взрослых, умственно отсталые дошкольники только начинают знакомиться с игрушками. Первые предметно-игровые действия появляются у них (без специального обучения) лишь к середине дошкольного возраста.

У большинства умственно отсталых детей, не посещающих специальный детский сад, не имеющих дома контактов со специалистами-дефектологами или заботливыми и разумными родителями, графическая деятельность до конца дошкольного возраста находится на уровне бесцельного, кратковременного, хаотического черкания. У умственно отсталых детей в большой степени страдает произвольное внимание. Невозможным оказывается для них сколько-нибудь длительно концентрировать внимание, одновременно выполнять разные виды деятельности.

Сенсорное развитие в предшкольном и школьном возрасте у этих детей значительно отстает по срокам формирования. Они действуют либо хаотически, не учитывая свойства предметов, либо ранее усвоенным способом, не адекватным в новой ситуации. Восприятие олигофренов характеризуется недифференцированностью, узостью. У всех умственно отсталых детей наблюдаются отклонения в речевой деятельности, которые в той или иной мере поддаются коррекции.

Развитие речевого слуха происходит у умственно отсталых детей с большим опозданием и отклонениями. Вследствие этого у них наблюдается отсутствие или позднее появление лепета. Для олигофренов характерна задержка становления речи, которая обнаруживается в более позднем (чем в норме) понимании обращенной к ним речи и в дефектах самостоятельного пользования ею. У некоторых умственно отсталых детей наблюдается отсутствие речи даже к 4—5 годам.

Большие трудности возникают у умственно отсталого ребенка при решении задач, требующих наглядно-образного мышления, то есть действовать в уме, оперируя образами представлений. Умственно отсталые дошкольники часто воспринимают изображения на картинке как реальную ситуацию, в которой пытаются действовать. Их память характеризуется малым объемом, малой точностью и прочностью запоминаемого словесного и наглядного материала. Умственно отсталые дети обычно пользуются непроизвольным запоминанием, то есть запоминают яркое, необычное, то, что их привлекает. Произвольное запоминание формируется у них значительно позднее — в конце дошкольного, в начале школьного периода жизни.

Отмечается слабость развития волевых процессов. Эти дети часто бывают безынициативны, несамостоятельны, импульсивны, им трудно противостоять воле другого человека. Им свойственна эмоциональная незрелость, недостаточная дифференцированность и нестабильность чувств, ограниченность диапазона переживаний, крайний характер проявлений радости, огорчения, веселья.

Воспитывая умственно отсталого ребенка в семье, родителям следует задуматься о его будущем. Если предполагается, что он всю жизнь пробудет только в семье, нигде не работая, то ему достаточно иметь навыки самообслуживания и элементарного бытового труда. Если возникают другие перспективы, то надо заранее готовить к ним умственно отсталого ребенка.

Интеллектуальная инвалидность.

Симптомы интеллектуальной инвалидности (интеллектуального развития).

Симптомы задержки в области интеллектуального развития появляются до достижения ребенком возраста 18 лет. Симптомы варьируют в зависимости от степени умственной отсталости. Приведенные симптомы, кроме интеллектуальной инвалидности, могут быть вызваны другими, менее серьезными заболеваниями.

Симптомы задержки интеллектуального развития (интеллектуальной инвалидности) включают в себя:

Легкая умственная отсталость у детей

Легкая умственная отсталость у детей

Умственная отсталость легкой степени у детей – врожденное или приобретенное в раннем детстве состояние задержки или недоразвития психики, центральным дефектом которого является снижение интеллектуальных функций.

Причины легкой умственной отсталости у детей

Причиной любой умственной отсталости является повреждение головного мозга. Самые грубые структурные дефекты проявляют себя в недоразвитии мозга.

Основные причины, обуславливающие развитие умственной отсталости у детей, можно объединить в основные группы:

  • Наследственность (генные и хромосомные заболевания). К этой группе относят: различные синдромы (например, Дауна, Тернера); формы, связанные с наследственным нарушением обменных процессов, неврологическими заболеваниями;
  • Воздействие вредных факторов во время внутриутробного развития: внутриутробные инфекции (например, краснуха, токсоплазмос и др.), интоксикации (прием алкоголя, токсических для плода веществ), гемолитическая болезнь плода и др.;
  • Факторы, воздействие которых имело место быть во время родов или в раннем возрасте (родовые травмы, кислородное голодание, травмы, инфекции);
  • Педагогическая запущенность, возникающая на фоне полноценных возможностей работы мозга, но при отсутствии полноценного воспитания и социализации;
  • Наличие сразу нескольких причин, смешанные состояния.

Алкоголизм беременной, по данным ряда авторов, является самой частой причиной легкой умственной отсталости у детей.

Умственная отсталость у детей младше 3 лет, симптомы и психологические особенности детей с умственной отсталостью

Диагноз умственной отсталости у детей может быть поставлен официально не раньше 7 лет. Однако важно понимать, что есть симптомы легкой умственной отсталости у детей, по которым можно заподозрить её наличие еще в раннем детстве, до 3 лет.

Умственная отсталость легкой степени у детей, признаки:

  • Ребенок отстает в моторном развитии: поздно начинает держать голову, садиться, вставать, ходить. У малыша может быть нарушен хватательный рефлекс, а в 1-1,5 года ребенок еще не держит предметы (игрушки, ложку и вилку);
  • Речь отсутствует или появляется с большим опозданием; ребенок имеет трудности в построении фразы, связной речи. В 2-3 года малыш плохо понимает обращенную к нему речь, не может выполнить элементарные инструкции;
  • Легкая умственная отсталость у детей характеризуется неуравновешенностью процессов нервного возбуждения и торможения; Выражается это в чрезмерной импульсивности, несдержанности, возбудимости, раздражительности или, наоборот, вялости и медлительности;
  • Ребенок не проявляет интереса к окружающему миру, кажется замкнутым в себе; Его эмоционально-волевая сфера «обеднена»;
  • Отсутствует сюжетная игра. Игры примитивны по содержанию, игрушки могут не интересовать ребенка или он использует их не по назначению.

Диагностика легкой умственной отсталости у детей

Диагнoз умственной отсталости основывается на установлении психического дефекта, главное место в котором занимает недоразвитие интеллектуальных и высших психических функций, а также отсутствии признаков прогрессирования недоразвития.

Читайте также  О возникновении психиатрии детского и юношеского возраста

С целью определения степени выраженности психического дефекта и его ведущего звена используются специальные психологические методы оценки интеллекта. Так же проводится нейропсихологическая диагностика, которая помогает не только определить уровень развития высших психических функций ребенка с умственной отсталостью, но и увидеть его актуальные и потенциальные возможности (те сильные стороны, на которые возможно будет опереться в коррекции и лечении умственной отсталости).

Легкую степень умственной отсталости необходимо разграничивать от диагнозов, обусловленных психическими заболеваниями (например, шизофренией) и выраженной педагогической запущенностью.

Особенности психического развития и мышления у детей с умственной отсталостью

Любой ребенок с умственной отсталостью отличается от другого с таким же диагнозом, в силу того, что каждый имеет свои особенности работы мозга, незрелость или дефицитарность его структур и отделов, а так же сохранных звеньев.

Л.С. Выготский считал, что первичным дефектом умственной отсталости выступает инертность, тугоподвижность основных нервных процессов, а так же слабость ориентировочной деятельности, лежащей в основе пониженной активности ребенка и отсутствии интереса к окружающему миру. Вторичным дефектом является недоразвитие высших психических функций. В свою очередь, при попадании ребенка в условия неадекватной обучающей и воспитательной среды, возникают возможности для развития дефекта третичного уровня, а именно нарушений поведенческих и особенностей эмоционально-волевой сферы.
Кроме этого, можно выделить следующие особенности:

  • Большинство авторов доказывают, что познавательные расстройства у таких детей заключаются в трудностях формирования понятий и обобщений, затруднении абстрактного мышления;
  • Ребенок с умственной отсталостью плохо обучаем, ему с трудом дается восприятие любой новой информации;
  • По мере взросления ребенка ко всему вышесказанному присоединяется бедность кругозора, поверхностность мышления.

Лечение и коррекция детей с легкой умственной отсталостью. Особенности обучения детей с умственной отсталостью

Коррекция детей с легкой умственной отсталостью ведется исходя из ведущего дефекта (связанная с нарушением разных анализаторов, с лобной недостаточностью, с психопатоподобным поведением и др.) и по нескольким направлениям:

  1. Нейрокоррекционная помощь. Грамотно выстроенная программа, с учетом нейропсихологических особенностей ребенка, его сильных, «ресурсных» сторон может помочь в развитии:
  • моторных и координаторных навыков, мелкой моторики;
  • развитии устойчивых межполушарных связей, увеличении скорости обработки сенсорной информации;
  • зрительно-моторной координации, связи «рука-глаз», укреплении глазных мышц и прослеживающих движениях глаз (что важно, в частности, для формирования навыков письма и чтения);
  • расширении полей зрения, формировании пространственного восприятия, развитии функций мышления, что необходимо для усвоения математики, умения строить логико-грамматические конструкции, связной речи;
  • развитии саморегуляции, произвольности, внимания, снижении истощаемости;
  • формировании возможностей к «оттормаживанию» нежелательного поведения;
  • улучшении восприятия неречевых шумов, непосредственно речи, умении различать темпо-ритмические рисунки: то есть, слуховом восприятии;
  1. Специализированная программа обучения в саду и школе. Дети с легкой степенью умственной отсталости способны к усвоению специальных программ, основанных на конкретно-наглядном обучении, которое проводится в медленном темпе, а также способностью к овладению несложными трудовыми навыками.
  2. Дополнительно может потребоваться помощь дефектолога (развитие социальных навыков, самообслуживания, мышления), логопеда, невролога.

Прогноз ребенка с легкой умственной отсталостью

Прогноз детей с легкой умственной отсталостью зависит от степени поражения или незрелости мозга, от вида ведущего дефекта.

На сегодняшний день это нарушение считается неизлечимым. Тем ни менее, при умственной отсталости легкой степени возможна полная социальная адаптация, удовлетворительная адаптация к обычным условиям жизни. Многие дети с легкой умственной отсталостью заканчивают школы и училища, работают, строят семьи.

Самое важное родителям, столкнувшимся с данным нарушением у своего ребенка, понимать необходимость и своевременность коррекционной помощи; осознавать, что с помощью правильных, часто долгих, занятий со специалистами (нейропсихолог, дефектолог, логопед, невролог, специальные коррекционные сады и школы) многие отклонения могут быть успешно скорректированы.

Умственная отсталость

Определение

Умственная отсталость (олигофрения) — психическое расстройство, вызванное врожденной задержкой и неполным развитием психики, Проявляется снижением интеллекта, и неполноценным формированием всех психических функций: эмоций, волевой сферы, памяти, внимания и др. и как следствие нарушением взаимодействия с обществом (социальная дезадаптация).

Причины

Причины умственной отсталости — органическое поражение головного мозга на ранних этапах развития (во внутриутробном периоде, в первые годы жизни).

К органическому поражению нервной системы приводят следующие факторы:

  • Генетические дефекты.
  • Злоупотребление родителями алкоголем и наркотиками.
  • Гипоксия и нарушения нормального кровоснабжения мозга.
  • Недоношенность и преждевременные роды.
  • Патология во время родов.
  • Инфекции, затрагивающие мозговую ткань,
  • Механические повреждения центральной нервной системы.
  • Социальная изоляция («синдром Маугли»), отсутствие нормальных условий для развития психики в грудном возрасте (дефицит питания, общения, обучения, игр и игрушек и др.).

Классификация и степени умственной отсталости

В зависимости от степени выраженности сниженного интеллекта и ограничения психических функций выделяют четыре степени умственной отсталости:

  • Легкая (дебильность)
  • Умеренная (не сильно выраженная имбецильность)
  • Тяжелая (выраженная имбецильность)
  • Глубокая (идиотия).

Код по МКБ 10

В современной классификации болезней (МКБ-10) умственная отсталость шифруется в разделах F 70 — F 79.

У детей

Диагноз олигофрении обычно выставляется в детском возрасте, при тяжелых формах — в первые годы жизни, при легких — в первых классах школы, где обнаруживается неспособность усваивать школьный материал.

Диагноз

Выставить диагноз умственной отсталости может только врач психиатр, осмотревший пациента, собравший анамнез и оценивший психические функции. Уровень интеллекта, оцененный по специальным шкалам (например IQ ниже 70), может лишь предполагать олигофрению.

Как понять что человек умственно отсталый

Неспециалисту такой вывод сделать сложно. Предположить умственную отсталость можно в случаях неусвоения школьной программы, непонимания переносного смысла поговорок и выражений, неспособности к обучению, сниженного словарного запаса, грубых ошибок при письме.

Аутизм и умственная отсталость

У этих расстройств общее то, что они начинаются в раннем детском возрасте. Аутизм отличается преимущественным нарушением общения и взаимодействия со сверстниками, при относительно сохраненном интеллекте, памяти и внимании. При умственной отсталости нарушены все психические функции.

Деменция и умственная отсталость

При деменции также наблюдается снижение интеллекта и других психических функций. Но при деменции это снижение наблюдается у до этого психически здоровых и нормально развитых людей. То есть деменция это приобретенное слабоумие, а умственная отсталость — врожденная.

Шизофрения и умственная отсталость

Это два разных заболевания, которые иногда могут совмещаться. Сочетание психических расстройств, вызванных шизофреническим процессом и умственной отсталостью называю пропфшизофренией. Это относительно редко встречающееся заболевание обнаруживается в детском возрасте. Характерны не сильно выраженные продуктивные симптомы (бред, галлюцинации) и грубые эмоционально-волевые и интеллектуальные нарушения.

К кому обратиться при подозрении умственной отсталости

Выявлением, лечением и реабилитацией при умственной отсталости занимается врач психиатр. Если возраст пациента менее 15 лет — то обратиться нужно к детскому психиатру, если старше 15 лет — к обычному врачу психиатру.

Лечение умственной отсталости

Умственная отсталость — хроническое заболевание, поэтому терапевтические мероприятия должны быть системными и последовательными. Чем раньше начинается терапия, тем больше шансов на сохранение психики и компенсацию нарушенных функций.

Методы лечения умственной отсталости:

  • Психолого-коррекционная работа.
  • Воспитательная и педагогическая работа.
  • Психотерапия.
  • Психотерапия и психообразование для родителей.
  • Физиотерапия.
  • Медикаментозное лечение.
  • ЛФК, массаж, диетотерапия.

В лечебном процессе должны участвовать врач психиатр, психолог, дефектолог или логопед, реабилитолог, массажист, невролог.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: