\

Роль ортодонта в обеспечении лечебно-профилактической помощи детям

Порядок оказания медицинской помощи детям при стоматологических заболеваниях

Порядок оказания медицинской помощи детям при стоматологических заболеваниях в АО «Тульская стоматологическая поликлиника им. С.А. Злотникова»

В соответствии с приложением к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 13 ноября 2012 г. № 910 — н.

1. Настоящий Порядок устанавливает правила оказания медицинской помощи детям при стоматологических заболеваниях.

2. Оказание медицинской помощи детям при стоматологических заболеваниях зубов осуществляется:

  • по программам добровольного медицинского страхования (ДМС),
  • платно, по договору на оказание платных стоматологических услуг

2.1.Платная стоматологическая помощь оказывается по желанию представителя ребенка и при предоставлении стоматологических услуг сверх программы ДМС.
Перечень платных услуг и прейскурант цен на них находится в справочном окне регистратуры № 1, в инфомате и на сайте www.stomatolog-tula.ru.

3. Медицинская помощь детям при стоматологических заболеваниях предусматривает выполнение необходимых профилактических, диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий и оказывается на основании лицензии № ЛО-71-01-001393 от 26 мая 2015 г. в соответствии с установленными стандартами медицинской помощи.

4. Первичная специализированная медико-санитарная помощь детям при стоматологических заболеваниях в амбулаторных условиях оказывается врачами-стоматологами детскими, врачами-стоматологами-хирургами, врачами-ортодонтами, врачами-стоматологами, зубными врачами, зубными техниками.
Перечень врачей – специалистов поликлиники находится на информационном стенде напротив входа в поликлинику и в инфомате. Более подробную информацию можно получить в справочном окне регистратуры №1.

5. Профилактика стоматологических заболеваний осуществляется при стоматологических заболеваниях, и включает в себя профилактические мероприятия, в том числе профилактические медицинские осмотры, которые рекомендуется проводить 1 раз в год.

6. Дети с высокой интенсивностью кариеса и (или) его осложнениями, заболеваниями тканей пародонта подлежат диспансерному наблюдению.

7. При наличии медицинских показаний у детей с пороками развития твердых тканей зубов, заболеваниями слизистой оболочки рта, генерализованными формами заболеваний пародонта врач-стоматолог детский направляет их на консультацию к врачам-специалистам по специальностям, предусмотренным номенклатурой специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 апреля 2009 г. N 210н.

8. При наследственных заболеваниях твердых тканей зубов врач-стоматолог детский направляет детей на медико-генетическую консультацию.

9. Врач-стоматолог детский направляет детей с зубочелюстно-лицевыми аномалиями, деформациями и предпосылками их развития, разрушением коронок зубов, ранним удалением зубов, нарушением целостности зубных рядов к врачу-ортодонту стоматологической поликлиники, который осуществляет профилактику, диагностику, лечение и диспансерное наблюдение детей.

10. Для уточнения диагноза при наличии медицинских показаний врач-ортодонт направляет детей на функциональные и (или) рентгенологические методы исследования, на основании результатов которых врач-ортодонт составляет план лечения и медицинской реабилитации детей.

11. При наличии медицинских показаний к хирургическому лечению дети с зубочелюстно-лицевыми аномалиями и деформациями направляются врачом-ортодонтом к врачу-стоматологу- хирургу стоматологической поликлиники и при показаниях — к челюстно-лицевому хирургу в детское отделение челюстно-лицевой хирургии (койки) медицинской организации ГУЗ «Городская больница № 7 г.Тулы»
Врач-ортодонт осуществляет дальнейшее лечение и диспансерное наблюдение детей.

12. Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь детям при стоматологических заболеваниях оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара врачами стоматологического профиля, по направлению врачей поликлиники.
Наличие показаний к высокотехнологичным видам медицинской помощи определяется врачебной комиссией.

13. В случае выявления в ходе оказания медицинской помощи детям при стоматологических заболеваниях симптомов онкологического заболевания пациенту выдаётся направление в профильную медицинскую организацию для оказания ему медицинской помощи в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 20.04.2010 г. № 255-н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи детям с онкологическим заболеваниями.

14. Для получения талона на приём к любому врачу представитель ребенка обязан предъявить паспорт для оформления медицинской карты, полис ДМС (для предоставления стоматологической помощи по программе добровольного медицинского страховании) и дать письменное согласие на обработку персональных данных.

15. Запись детей к врачам-специалистам осуществляется в следующем порядке:

  • на ортодонтическое лечение — запись осуществляется в регистратуре. В день обращения пациент получает талон на консультацию к врачу-ортодонту. Предварительная запись по тел. 33-28-21.
  • на хирургическое лечение – запись осуществляется в регистратуре по направлению врача-стоматолога детского или врача-стоматолога-ортодонта. В день обращения пациент получает талон на приём к врачу-хирургу. Предварительной записи на хирургический приём нет, помощь оказывается в день обращения.
  • на терапевтическое лечение (лечение зубов, пародонта, слизистой оболочки полости рта) – запись осуществляется в регистратуре в день обращения на свободное время (при его наличии). Предварительная запись проводится по тел.: 65-61-50, по инфомату, в регистратуре и через сайт www.stomatolog-tula.ru. Талон на приём к врачу выдается в регистратуре в день приёма после регистрации пациента. Регистрация пациента в регистратуре на первичный и повторный приёмы к врачу обязательна и осуществляется не позднее, чем за 10 минут до приёма. При отсутствии регистрации пациента за 10 минут до приёма, талон отдаётся другому пациенту. При острой боли помощь оказывается в день обращения.

16. Проведение рентгеновских диагностических исследований производится только по направлению врачей.

17. Любые врачебные вмешательства возможны лишь после подписания представителями ребёнка информированного добровольного согласия.

18. При возникновении вопросов по оказанию стоматологической помощи необходимо обращаться с понедельника по пятницу:

  1. к заведующему ортодонтическим отделением каб.103 с 8.00 до 14.00; +7 (4872) 33-28-21
  2. к главному врачу каб.316 с 8.00 до 15.30. +7 (4872) 35-40-92, 8-915-684-80-63

В субботу – к дежурному администратору.

19. Поликлиника работает:

  • с понедельника по пятницу с 8.00 до 20.00,
  • в субботу с 9.00 до 15.00,
  • в праздничные дни по дополнительному графику.
  • с понедельника по пятницу с 7.30 до 20.00,
  • в субботу с 8.30 до 15.00,
  • в праздничные дни по дополнительному графику.

Кафедра стоматологии детского возраста Специальность: «5 В 130200-Стоматология» Направление подготовки «Врач-стоматолог-ортодонт» Элективный курс: Принципы. — презентация

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемЛариса Гурчина

Похожие презентации

Презентация на тему: » Кафедра стоматологии детского возраста Специальность: «5 В 130200-Стоматология» Направление подготовки «Врач-стоматолог-ортодонт» Элективный курс: Принципы.» — Транскрипт:

1 Кафедра стоматологии детского возраста Специальность: «5В Стоматология» Направление подготовки «Врач-стоматолог-ортодонт» Элективный курс: Принципы невидимой ортодонтии в обеспечении эстетики Объем учебных часов – 135 часа Практические занятия – 45 часов Самостоятельная работа студентов (СРС) – 45 часа Самостоятельная работа студента с преподавателем (СРСП)- 45 часа Алматы 2015,-2016 уч.г.

2 1. Составители: асс. Рузденова А.С., асс. Дурумбетова М.М. Преподаватели: 1. д.м.н., профессор Мамеков А.Д. 2. асс. Рузденова А.С. 3. асс. Дурумбетова М.М. 4. Ст.преп. Мухамедиярова М.М.

3 Это самый современный способ выравнивания положения зубов без брекетов. Благодаря использованию компьютеризированной технологии, перед началом лечения проводится диагностика, проектируется конечный результат и внешний вид зубов. Прозрачные съемные элайнеры (каппы) изготавливаются индивидуально для каждого пациента и заменяются каждые две недели. Невидимые брекеты, или лингвальные брекеты, совершенно незаметны на зубах, и в этом их главный плюс. Благодаря расположению брекетов с внутренней стороны поверхности зубов пациенту и специалисту проще контролировать перемещения зубов визуально и оценивать их расположение относительно мягких тканей полости рта, губ и лица в целом. Так как эстетические проблемы во время ношения лингвальных брекетов отсутствуют, исключается возможность возникновения такой ситуации, когда пациент может потребовать срочного окончания ортодонтического лечения (например, в связи со свадьбой), что позволяет полноценно завершить лечение.

4 Чем прозрачные капы отличаются от брекетов? Самое главное преимущество элайнеров – это то, что их не видно при улыбке и разговоре. Даже самые эстетичные брекеты, которые крепятся с внешней стороны зубного ряда, все равно будут заметны окружающим. Ортодонтическое лечение на брекетах всегда имеет приблизительный прогноз. Ни один квалифицированный специалист не сможет точно сказать, какой результат вы получите после снятия брекет-системы. В случае с применением системы прозрачных кап врач и пациент имеют уникальную возможность оценить итоги лечения еще до его начала. В отличие от брекетов, элайнеры не повреждают эмали зубов, не провоцируют развития кариеса и появления неприятного запаха изо рта, так как гигиенические процедуры человек проводит в обычном режиме без использования дополнительных средств гигиены в виде орто-щеток, ирригатора и прочих приспособлений. В процессе исправления прикуса капой исключена возможность повреждения десен, внутренней поверхности щек и языка, что практически всегда сопровождает ношение обычных брекет-системы. Любое ортодонтическое лечение требует регулярных походов к специалисту для корректировки и оценки эффективности. В случае с классическими брекет-системами посещать ортодонта нужно раз в четыре недели. Если же вы носите самолигирующиеся брекеты, то раз в пять недель. Исправление прикуса капами: показания к применению На сегодняшний день ортодонтические каппы является самой высокотехнологичной и продвинутой системой выравнивания зубов и исправления прикуса. Давайте рассмотрим самые распространенные случаи, когда есть смысл задуматься о лечении элайнерами.

Читайте также  Ректовестибулярный и влагалищный свищи у детей

5 Невидимые брекеты, или лингвальные брекеты, совершенно незаметны на зубах, и в этом их главный плюс. Благодаря расположению брекетов с внутренней стороны поверхности зубов пациенту и специалисту проще контролировать перемещения зубов визуально и оценивать их расположение относительно мягких тканей полости рта, губ и лица в целом. Так как эстетические проблемы во время ношения лингвальных брекетов отсутствуют, исключается возможность возникновения такой ситуации, когда пациент может потребовать срочного окончания ортодонтического лечения (например, в связи со свадьбой), что позволяет полноценно завершить лечение. Еще одно преимущество, первостепенно важное для специалистов, – это возможность изначально планировать поэтапное перемещение зубов и изготавливать брекеты, в которых учтены все параметры, необходимые для достижения оптимального результата. Правда стоимость лингвальных брекетов, сделанных на заказ, довольно высокая, однако затраты стопроцентно себя оправдывают. Также среди плюсов лингвальных брекетов стоит отметить то, что в процессе их ношения гораздо реже возникают воспаления десен и гингивиты, что довольно часто наблюдается в случае с вестибулярными системами.

6 Когнитивные знания Операциональные (навыки) Аксиологический (коммун. навыки) Правовые вопросы Самообразование Возрастные особенности развития зубочелюстной системы Зубочелюстные аномалии: виды и классификации, Этиология зубочелюстных аномалий Методы диагностики зубочелюстных аномалий Выявлять морфологические и функциональные нарушения в различных периодах развития зубочелюстной системы Диагностировать различные виды зубочелюстных аномалий у детей, использовать классификации при постановке диагноза в ортодонтии Выявлять пренатальные и постнатальные этиологические факторы аномалий. Формировать умение войти в психологический контакт с детьми и их родителями Владеть коммуникативными навыками в коллективе и при работе со студентами Привить студенту навыки клинической работы с детьми. Права и обязанности студентов и преподавателей Закон о здравоохранение в РК Социальная политика в РК Организация лечебно- профилактического процесса в детских стоматологических учреждениях Санитарно- эпидемиологический контроль в детских стоматологических учреждениях Самостоятельная работа с дополнительной литературой и интернетом (учебной, справочной, нормативной, научной). Проведение научных исследований под руководством преподавателей кафедры

7 На практических занятиях изучаются симптомы формирующихся и сформированных аномалий, симптомы нарушения функций зубочелюстно- лицевой системы для проведения санитарно- просветительной работы с целью предупреждения развития стойких аномалий и деформаций челюстно-лицевой области, который влияют на здоровый образ жизни, карьерный успех, эстетический вид лица. На сегодняшний день ортодонтические каппы является самой высокотехнологичной и продвинутой системой выравнивания зубов и исправления прикуса. Давайте рассмотрим самые распространенные случаи, когда есть смысл задуматься о лечении элайнерами и лингвальные брекетами.

8 Преимущества Invisalign — Элайнеров 1. Индивидуальное изготовление элайнеров означает, что элайнеры будут идеально подходить для Ваших зубов, что снижает риск раздражения и царапин. 2. Система Invisalign разработана так, чтобы точно прогнозировать, когда Вы закончите лечение. Еще до начала лечения пациент сможет увидеть конечный результат. Создается виртуальный план лечения с помощью уникальной программой Align Technology ClinCheck®, показывается направление, по которому двигаются Ваши зубы во время лечения, что позволяет Вам до начала лечения увидеть конечный результат. 3. Элайнеры намного удобнее по сравнению с брекетами и дугами, а также менее заметны для окружающих. Легко снимаются, что дает возможность наслаждаться едой, не изменяя при этом своих привычек. 4. Элайнеры – это более гигиеничный способ исправить неправильный прикус. Одно из наилучших качеств Invisalign – это отсутствие металлических лент, брекетов или проволок, в которых остается пища и налет как в обычных скобах. И, так как Invisalign можно снимать, это позволяет Вам поддерживать хорошую гигиену полости рта, и Вы можете также снизить риск нарастания налета, стирания зубов и заболеваний десен. 5. Лингвальные брекеты- еще одно преимущество, первостепенно важное для специалистов, – это возможность изначально планировать поэтапное перемещение зубов и изготавливать брекеты, в которых учтены все параметры, необходимые для достижения оптимального результата. Правда стоимость лингвальных брекетов, сделанных на заказ, довольно высокая, однако затраты стопроцентно себя оправдывают. 6. Также среди плюсов лингвальных брекетов стоит отметить то, что в процессе их ношения гораздо реже возникают воспаления десен и гингивиты, что довольно часто наблюдается в случае с вестибулярными системами.

9 Скученность зубов Тесное положение зубов, при котором они налегают друг на друга и поворачиваются по оси из-за недостатка места в зубном ряду. Дистальный челюсть имеет заднее положение по отношению к верхней челюсти. Открытый прикус Значительная часть передних или боковых зубов не контактируют друг с другом. Перекрестный прикус При нормальном прикусе верхняя челюсть шире и перекрывает нижнюю в переднем и боковом отделах. При перекрестном прикусе наоборот – нижняя перекрывает верхнюю. Прямой прикус Верхние резцы смыкаются с нижними режущими краями край в край. Как и все аномалии прикуса, прямой прикус может также сопровождаться скученностью. Мезиальный прикус При данном виде прикуса характерно переднее положение нижней челюсти по отношению к верхней. прикус Когда нижняя

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТСКОМУ НАСЕЛЕНИЮ

Основной объем стоматологической помощи детскому населению оказывает детская стоматологическая поликлиника.

Детская стоматологическая поликлиника — лечебно-профилактическое учреждение, деятельность которого направлена на профилактику стоматологических заболеваний, своевременное выявление и лечение детей с болезнями челюстно-лицевой области. Детские стоматологические поликлиники как самостоятельные лечебно-профилактические учреждения организуют в крупных городах с численностью детского населения не менее 60-70 тыс. человек. В городах с небольшой численностью детского населения (до 20 тыс.) стоматологическую помощь оказывают в детских отделениях (кабинетах) стоматологических поликлиник для взрослых.

Основными задачами детской стоматологической поликлиники являются:

— проведение мероприятий по профилактике заболеваний челюстно-лицевой области среди детского населения в школах и других организованных детских коллективах;

— организация и проведение мероприятий, направленных на раннее выявление детей с заболеваниями челюстно-лицевой области и своевременное их лечение;

— оказание квалифицированной амбулаторной стоматологической помощи детскому населению.

Для осуществления основных задач детская стоматологическая поликлиника организует и проводит:

— в плановом порядке по графикам, согласованным с директорами школ и руководителями детских коллективов, профилактические осмотры детей с одновременным лечением выявленных больных;

— полную санацию полости рта всем детям, обращающимся в поликлинику по вопросам оказания стоматологической помощи;

— оказание экстренной медицинской помощи больным детям при острых заболеваниях и травмах челюстно-лицевой области;

— диспансерное наблюдение за детьми со стоматологическими заболеваниями;

— оказание квалифицированной стоматологической помощи с осуществлением своевременной госпитализации детей, нуждающихся в стационарном лечении;

— реабилитационное лечение патологии челюстно-лицевой области и прежде всего ортодонтическое лечение;

— анализ заболеваемости детей стоматологическими болезнями и разработку мероприятии по снижению и устранению причин, способствующих возникновению заболеваний и их осложнений;

— санитарно-просветительную работу среди населения с привлечением медицинской общественности, Общества Красного Креста и Красного Полумесяца и использованием всех средств массовой информации (печать, телевидение, радиовещание, кино и др.).

Существуют определенные требования к структуре детской стоматологической поликлиники: наличие как минимум 2-3 кабинетов врачей-ортодонтов, кабинета врача-психолога, игровой комнаты. В том случае, если стоматологическую помощь детям оказывают в отделении, входящем в структуру стоматологической поликлиники для взрослых, обязательным условием является наличие отдельного входа для детей и как минимум двух кабинетов — хирургического и терапевтического. Организационная структура детской стоматологической поликлиники устанавливается органом управления здравоохранением субъекта РФ с учетом региональных особенностей.

Для осуществления плановых профилактических, а также лечебных мероприятий в организованных детских коллективах детская стоматологическая поликлиника использует предоставляемые для этих целей помещения, а также стоматологические кабинеты (в школах с числом учащихся 800 и более).

Врач-стоматолог детский проводит лечебную, диагностическую, профилактическую и организационную работу в лечебно-профилактических учреждениях, а также в образовательных, детских дошкольных и других детских учреждениях. Он осуществляет лечебно-профилактические мероприятия, направленные на оптимальное развитие зубочелюстной системы у детей, снижение распространенности и роста стоматологических заболеваний у детей всех возрастов.

Детский врач-стоматолог обязан:

— осуществлять диспансерный учет прикрепленного детского населения;

— планировать профилактическую, лечебно-диагностическую работу на основании анализа стоматологической заболеваемости детей своего региона и объема работы, необходимого для проведения санации полости рта прикрепленного контингента детей;

— обеспечить наиболее полный охват детского населения плановой санацией полости рта, обратив особое внимание на проведение плановой санации детей в возрасте от 3 до 5 лет, а также дошкольников, учащихся образовательных учреждений;

Читайте также  Диспансеризация и реабилитация детей с опухолями и опухолеподобными процессами

— планировать и проводить диспансеризацию детей со стоматологическими заболеваниями с учетом темпов их развития и тяжести течения;

— обеспечивать неуклонное уменьшение количества случаев декомпенсированных форм кариеса у детей, одонтогенных воспалительных процессов, удалений постоянных и временных зубов;

— оказывать неотложную стоматологическую помощь терапевтического профиля на догоспитальном этапе в амбулаторных условиях и стационаре;

— обеспечить при наличии показаний оказание специализированной помощи детям с привлечением детского стоматологахирурга, анестезиолога-реаниматолога, ортодонта;

— направлять больных детей при необходимости на стационарное лечение;

— проводить анализ эффективности диспансеризации детей, лечебно-диагностической и профилактической работы;

— осуществлять преемственность с врачами детских поликлиник, медицинским персоналом и администрацией образовательных и дошкольных детских учреждений;

— проводить санитарно-просветительную работу среди населения по профилактике стоматологических заболеваний;

— участвовать в работе по повышению квалификации врачей-педиатров и среднего медицинского персонала в области стоматологии.

Должности детских врачей-стоматологов, врачей стоматологовхирургов, врачей стоматологов-ортодонтов устанавливают из расчета 0,45 должности на 1000 детей, проживающих в городе, где расположена поликлиника; 0,25 должности на 1000 детей в сельских населенных пунктах и 0,27 должности на 1000 детей в других населенных пунктах субъекта РФ. Должность заведующего стоматологическим отделением устанавливают на каждые 12 должностей врачей-стоматологов всех специальностей в поликлинике, но не более 3 на учреждение. Должность заместителя главного врача по медицинской части устанавливают в поликлиниках, в которых предусмотрено не менее 40 врачебных должностей, включая должность главного врача. Должности медицинских сестер врачебных кабинетов устанавливают из расчета 1 должность на 1 должность врача стоматолога-хирурга и 2 должности врачей-стоматологов и врачей стоматологов-ортодонтов.

Одна из особенностей в организации работы детских стоматологических поликлиник — широкое использование метода плановой санации, который предусматривает осмотр полости рта ребенка не реже 2 раз в год. Как правило, этот метод реализуется в два этапа.

первый этап — осмотр полости рта ребенка и определение необходимых видов стоматологической помощи;

второй этап — оказание стоматологической помощи в кратчайшие сроки до полной санации.

В ряде случаев плановая санация предусматривает третий этап — последующее активное динамическое наблюдение за больными детьми.

Успех проведения плановой санации детей в организованных детских коллективах во многом зависит от согласованных действий руководителей детских стоматологических поликлиник, дошкольных и школьных образовательных учреждений. Для этого заранее составляют графики плановой санации, обеспечивают организацию и контроль за их выполнением.

| следующая лекция ==>
СТОМАТОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА | ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

Дата добавления: 2016-04-14 ; просмотров: 5488 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Роль ортодонта в обеспечении лечебно-профилактической помощи детям

В книге изложены научно-организационные основы диспансеризации детей у стоматолога. Второе издание книги (первое вышло в 1978 г.) значительно переработано. В нем представлены данные о распространенности основных стоматологических заболеваний в разные возрастные периоды. Описаны методы диспансеризации детей в детских садах, школах и других организованных коллективах. Рассмотрены критерии гигиенического воспитания детей и их родителей, педагогов и медицинского персонала детских учреждений, а также методы профилактики стоматологических заболеваний.
Книга рассчитана на детских стоматологов, организаторов стоматологической службы.

Исходя из актуальных задач современной детской стоматологии, используя опыт работы детских стоматологов нашей страны, авторы настоящей книги постарались свести до минимума повторение материала первого издания и представить новые данные с позиций современных задач и использования достижений науки и практики.
Новые разделы посвящены этапам внедрения диспансеризации детей разного возраста у стоматолога, методам внедрения различных организационных форм профилактики стоматологических заболеваний у детей на всех этапах диспансеризации, содержания реабилитации детей со стоматологическими заболеваниями при условии максимального охвата диспансеризацией детей у стоматолога и др.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Научно-организационные основы диспансеризации детей у стоматолога. Т. Ф. Виноградова 5
Диспансеризация — метод профилактической медицины в СССР 5
Основные принципы диспансеризации детей 7
Принципы диспансеризации детей у стоматолога 10
Этапы диспансеризации в детских стоматологических учреждениях 27

2. Диспансеризация детей раннего возраста. Т. Ф. Виноградова. Н. В. Морозова, Н. Г. Снагина, Е. В. Басманова, О. П. Максимова, В. В. Рогинский 49
Методы клинического обследования детей раннего возраста и принципы группировки для диспансерного наблюдения 50
Стоматологический статус и профилактические мероприятия для детей I диспансерной группы 54
Стоматологический статус и профилактические мероприятия для детей II диспансерной группы 68
Стоматологический статус и профилактические мероприятия для детей III диспансерной группы 78
Диспансеризация детей с пороками развития лица и заболеваниями хирургического профиля 79
Диспансеризация детей с заболеваниями слизистой оболочки полости рта 90
Диспансеризация детей с пороками развития тканей временных зубов и кариесом 95
Диспансеризация детей с аномалиями прикуса 101

3. Диспансеризация детей дошкольного возраста. Т. Ф. Виноградова, Н. Г. Снагина, Е. В. Басманова, О. П. Максимова 104
Методы обследования детей 104
Диагностика кариеса зубов 107
Диагностика пульпитов и периодонтитов 110
Диагностика состояния прикуса 115
Диагностика пороков развития челюстно-лицевой области лимфаденитов, паротитов, опухолей и других заболеваний хирургического профиля 117
Диагностика заболеваний краевого пародонта 120
Группировка детей для диспансеризации у стоматолога 125
Организация лечебно-профилактической работы в детском дошкольном учреждении 130
Роль ортодонта в организации и обеспечении лечебно-профилактической помощи детям при диспансеризации 134

4. Диспансеризация детей школьного возраста. Т. Ф. Виноградова, О. П. Максимова, Н. Г. Снагина, Е. В. Басманова, А. В. Винниченко 135
Диспансеризация детей с кариесом зубов 136
Определение активности кариеса зубов 138
Формирование диспансерных групп в школе 138
Диспансеризация детей с пульпитами и периодонтитами 148
Диспансеризация детей с аномалиями прикуса 158
Диспансеризация детей с заболеваниями хирургического профиля 166
Диспансеризация детей с заболеваниями слизистой оболочю полости рта и пародонта 190

5. Диспансеризация детей с целью профилактики кариеса зубов Т. Ф. Виноградова, Н. В. Морозова 220
Средства профилактики кариеса зубов 235

6. Диспансеризация и реабилитация детей с опухолями и опухолеподобными процессами. В. В. Рогинский 247

5 Организация лечебно — профилактической помощи детскому населению

Организация лечебно — профилактической помощи детскому населению

Удельный вес детского населения достигает 14%. Дети – это лица в возрасте от 0 до 14 лет включительно (14 лет, 11 месяцев, 29 дней). Это – приоритетное направление в организации мед. помощи. Младенческая смертность – это смертность до 1 года на 100 родившихся. Заболеваемость у детей в 2 раза выше, чем у взрослых. Хотя младенческая смертность уменьшается, удельный вес в её в общей смертности остаётся высоким. Россия занимает 52 – 54 место в Мире по младенческой смертности. Удельный вес её в общей смертности составляет 205.

Причины младенческой смертности:

1. острое расстройство пищеварения

3. заболевания ВДП

4. острые детские инфекции

Основная причиной младенческой смертности заключается в неблагоприятных условиях вскармливания и ухода за грудными детьми. Смертность ребёнка надо рассматривать как ЧП для ЛПУ. Одна из основных задач органов и учреждений лечебно – профилактической помощи детям – уменьшение младенческой смертности.

Основными учреждениями охраны здоровья детей являются:

1. многопрофильные детские больницы

Рекомендуемые файлы

2. детские поликлиники

3. детские отделения взрослых поликлиник

4. детские отделения многопрофильных больниц для взрослых

5. специализированные детские больницы и учреждения

7. дошкольные учреждения

В городах основными учреждениями являются городские поликлиники. В селе за оказание медицинской помощи детям отвечает акушерка на ФАПе., в участковой больнице на 35 коек есть врач – педиатр, в ЦРБ есть поликлиническое отделение для детей и детское отделение в стационаре и районный педиатр. Всю помощь детям в области возглавляет Областная больница.

Раньше были детские консультации (до 3-х лет) и детские поликлиники, т.е. микро – и макропедиатр. Сейчас действует принцип единого педиатра.

По мощности детские поликлиники делятся ан 5 категорий:

1 – 800 посещений в день, 2 – 700, 3 – 500, 4 – 300, 5 – 150.

Городская детская поликлиника

Работает по территориально – участковому принципу (800 детей на участке). Основная нагрузка – дети до 1 года (50- 60 детей). В последнее время педиатры, акушеры гинекологи и терапевты работают на одном акушерско – терапевтическо – педиатрическом участке ( 1 акушер – гинеколог, 3 терапевта, 2 педиатра).

Детские поликлиники по своим штатам укомплектовываются таким образом, что состоят из участковых педиатров с патронажными сёстрами на 1,5 ставки. Врачи всех узких специальностей: 0,3 должности на 1000 детей, 0,45 должности на 1000 детей.

Структура детской поликлиники:

1. отделение здорового ребёнка

2. отделение специализированной помощи (специалисты, физиотерапия, лаборатория).

3. дошкольное – школьное отделение

В детской поликлинике есть:

1. фильтр с боксом

2. кабинеты участковых педиатров

Читайте также  Обратимая мегалобластическая анемия грудных и маленьких детей

3. прививочный и процедурный кабинет

4. кабинеты врачей – специалистов

5. кабинеты гигиенического и физического развития девочек

6. рентген – кабинет

7. физиотерапевтический кабинет

8. кабинет лечебной физкультуры

12. молочная кухня

13. пункт сбора материнского молока

14. кабинеты доврачебного приёма

Особенности детской поликлиники, которые связанны с её задачами:

1. Обслуживание здоровых детей: через главный вход идут здоровые дети. Там есть фильтр, где осматривают ребёнка и решают – пропускать его или нет. Если есть подозрение на инфекцию, то ребёнка помещают в бокс, где его осматривает врач.

2. Основным методом в обслуживании детей является метод диспансеризации.

Охрана здоровья ребёнка включает в себя 3 периода:

1. Антенатальная охрана плода (контакт акушера – гинеколога с педиатром)

2. Динамическое наблюдение за новорожденными. Принимает участие патронажная сестра: при выписке из роддома она должна принять ребёнка на учёт. Не позже, чем через 3 дня, врач должен осмотреть ребёнка, особенно детей, которые принадлежат к группе риска – матери которых токсикозом беременности и т.д. Здоровые дети осматриваются врачом не реже 3 раз в месяц, сестра посещает ребёнка не реже 6 раз в месяц. Если у ребёнка есть отклонения, заболевания, врач осматривает 4 раза. В течении года каждые 3,6,9,12 месяцев врач пишет этапные эпикризы.

3. Динамическое наблюдение от года до 7 лет. В 2 года врач осматривает 4 раза в год. В 3 года 2 раза в год. В последующие годы — 1 раз в год.

Все дети по состоянию здоровья делятся на 3 группы:

b) с риском возникновения патологии

Задачи кабинета здорового ребёнка:

1) пропаганда здорового образа жизни

2) обучение родителей правилам воспитания здорового ребёнка

3) санитарное просвещение детей

4) профилактика заболеваний

Много внимания отнимает необходимость уделять внимание правильному рациональному питанию. Дети да 4 – х месяцев должны получать грудное молоко, для чего в поликлинике организуется кабинет сбора грудного молока.

Все заболевшие дети обслуживаются на дому. Это основа противоэпидемической работы. Немало сил уделяется диспансеризации детей-школьников (выявляются больные туберкулезом, глистной инвазией, нуждающиеся в санации полости рта и глотки). В детских поликлиниках создаются специальные дошкольно — школьные отделения. В состав их входят педиатры и медсёстры, которые работают в детских яслях, детских садах и школах. Есть следующие штатные нормативы для детских учреждений: 1 врач на 2000 школьников, 1 медсестра на 600 –800 школьников; 1 врач на 400 – 600 детей в дет. садах , 1 медсестра на 100 детей в дет. садах. Если есть 6 – 9 врачей, то выделяется должность зав. отделением.

Основные задачи дошкольно – школьного отделения:

1. обследование всех детей, которые поступают и находятся в этом учреждении

2. мед. контроль за сан – гигиеническими условиями

3. контроль за выполнением режимов дня, питания, закаливания

4. мед. контроль за состоянием здоровья, проведения плановой диспансеризации, выявление больных

5. сан – просвет. работа

6. летние оздоровительные мероприятия

7. анализ деятельности учреждений

Для воспитания детей старше 3 лет в системе органов образования есть сеть детских домов. За организацию мед. помощи в них отвечают мед. учреждение. В детском доме должен быть врач, при его отсутствии мед. обслуживание возлагается на ближайшую детскую поликлинику.

Ясли – сад

Основной структурой яслей и садов является группа. В яслях группа из 15 детей; группы среднего и старшего возраста – из 20 детей. Считается выгоднее организовывать ясли – сад, чем ясли и сад отдельно. В этих учреждениях есть средний мед. персонал, который осматривает детей ежедневно. Если ребёнок заболел, то его не берут.

Дома ребёнка

Организуется для здоровых детей (дети сироты, подкинутые, от матерей – одиночек и временно больных матерей). Руководит домом ребёнка главный врач. Дом ребёнка построен по принципу детской больницы, но в нём лежат здоровые дети до трёх лет. В доме ребёнка врач ведёт 40 детей, в больнице – 20 детей. Благодаря тому, что дом ребёнка построен по такому принципу, что и детская больница, удалось значительно снизить детскую смертность. Стационарную помощь дети получают в детских больницах, в детских отделениях больниц для взрослых.

Детские больницы (отделения) бывают:

1. Соматические (многопрофильные)

4. Специализированные (противотуберкулёзные, нервно – психические идр)

Задачи детской больницы:

c) неотложная терапия

e) противоэпидемическая работа

f) оказание помощи детям в дошкольно – школьных учреждениях

Структура детской больницы:

1) отделение приёма и выписки больных

2) клинические отделения

3) изоляционно – диагностический отдел

4) вспомогательные отделения и службы

В детских больницах есть опасность внутрибольничной инфекции (ВБИ), гораздо больше, чем во взрослых больницах, — стремятся к боксированию палат, в приёмном отделении располагаются боксы.

Особенности организации и работы детского стационара:

1. Расставание ребёнка с матерью. Нужно окружить его лаской и заботой.

2. Есть различные отделения, куда помещаются дети в зависимости от возрастаи нозологии.

3. В возрасте до 7 лет мальчики и девочки находятся вместе, после 7 отдельно.

4. Обязательный сестринский уход. Стремятся приблизить пост мед. сестры к детям. В больших палатах пост мед. сестры располагается внутри палаты.

5. Врач педиатр ведёт 20 детей, инфекционист 15.

6. В определённых случаях матерей помещают вместе с детьми. Материнский уход – это витамин М (Сперанский).

7. Важной особенностью является воспитательная работа. Есть должность воспитателя, особенно у детей с хроническими заболеваниями прикрепляются и учителя, которые проводят занятия.

Профилактика ВБИ:

ВБИ считается заболевание, возникшее у ребёнка в сроки пребывания в больнице, которые больше срока инкубации, возникшие новые заболевания, если предшевствовал хотя бы один случай этого заболевания. Причины ВБИ: плохая изоляция, поступление детей в инкубационный период, занос инфекции персоналам и посетителями. При поступлении нужно: тщательно собирать эпидемиологический анамнез, создавать боксированные отделения. Только при подозрении на инфекции ребёнок изолируется в бокс.

Центры охраны здоровья детей

Имеют в составе:

1. амбулаторные, консультативные, консультативно-методические отделы.

2. дошкольно – школьные отделения.

3. обслуживают по принципу единого педиатра.

4. бригадный метод обслуживания: углубленный осмотр детского населения бригадой врачей.

Для обслуживания подростков (15 и более) организуются подростковые кабинеты и отделы при поликлиниках, поликлинических отделениях больниц и МСЧ. 1 врачебная должность на 1500 подростков. Их задачами являются: обслуживание работающих подростков и учащихся ПТУ. Основной фигурой в подростковом кабинете является врач – терапевт – специалист по физической патологии и гигиене подросткового возраста. Он решает вопрос по профессиональной патологии.

Задачи подросткового врача:

1. осуществление систематического учёта подростков, работающих на предприятиях или ПТУ.

2. оказание амбулаторной помощи подросткам, направление на стационарное лечение.

3. организация и проведение предварительных осмотров.

4. организация и проведение периодических мед. осмотров 1 раз в год, совместно с врачами – специалистами. Анализируют итоги т. е. он ведет диспансерное наблюдение

5. ведет отбор больных подростков, нуждающихся в санаторно – курортном лечении, в диетическом питании, ведет контроль за физическим воспитанием подростка.

6. ведет постоянный контроль за лечебно – профилактическими мероприятиями среди юношей допризывного возраста. Оформляет документы для сдачи в райвоенкомат. Участвует в приеме документов по графику из детской поликлиники на подростков. Врач подросткового кабинета оформляет различного вида справки подросткам, окончившим школу для поступления в ВУЗ, на работу

7. совместная работа с врачом – инфекционистом: проф. прививки, борьба с гельминтозом, сан – просвет. работа, направленная на улучшение гигиенического состояния

8. контроль за режимом и работой учебного заведения

9. ведет отчетность подросткового кабинета

10. в ПТУ организуются здравпункты, в которых работают фельдшера и мед. сестры (1 фельдшер или 1 мед. сестра на 500 подростков).

Основная задача здравпункта: организация лечебно – профилактических, санитарно – противоэпидемических мероприятий, оказание первой доврачебной помощи, плановая санация полости рта, участие в ежегодном мед. осмотре, который согласуется с администрацией, анализируется заболеваемость с временной утратой нетрудоспособности, участие в разработке единого комплекса оздоровительных мероприятий. Важна работа с допризывниками. Организуется стационарное лечение под контролем райвоенкомата. Стационарное лечение подросток получает в больнице для взрослых. Снабжение медикаментами здравпунктов осуществляют поликлинические учреждения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: