\

Роль музыкального руководителя в музыкальном воспитании детей

Роль музыкального руководителя в музыкальном воспитании детей

Сайт музыкального руководителя детского сада

  • Главная
  • Обо мне
  • Для вас, коллеги !
    • Праздники и развлечения
      • Для самых маленьких
    • Методическая копилка
    • Музыка
  • Для вас, родители !
  • Видеотека
  • Фотовернисаж
  • Презентации
  • Для Вас, воспитатели!

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ И РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ

Музыкальное занятие — это основная организационная форма по осуществлению задач музыкального воспитания и развития детей.

Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду – следовательно, он не может оставаться в стороне и от музыкально – педагогического процесса.

Наличие в детском саду двух педагогов – муз. руководителя и воспитателя, не всегда приводит к желаемым результатам. Если все музыкальное воспитание сводится только к проведению музыкальных занятий, а воспитатель при этом считает себя свободным от музыкального развития детей, то в таком случае музыкальное воспитание не является органической частью всей жизни детей: пляска, музыкальная игра не входит в быт ребенка. Воспитатель недооценивая значение музыкального воспитания в педагогической работе, не проявляет сам интереса к нему и не умеет вызвать интереса у детей.

Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит муз. руководителю, т.к. он может донести до детей особенности музыкальных произведений.

Непонимание воспитательных задач музыки воспитателем может свести на «нет» все усилия музыкального руководителя. Там, где воспитатель любит музыку, любит петь там и дети с большим интересом относятся к музыкальным занятиям. Кроме того, в разделе «Движение», музыкальный руководитель скован инструментом и тут обязателен показ движений воспитателем.

Ведущая роль музыкального руководителя ни в коей мере не снижает активности воспитателя.

Часто воспитатели допускают следующие ошибки на занятиях:

1. Воспитатель сидит с безучастным видом;

2. Воспитатель перебивает исполнение;

3. Дают словесные указания наравне с музыкальным руководителем (хотя двух центров внимания быть не может);

4. Нарушает ход занятия (входит и выходит из зала).

Активность воспитателя зависит от трех факторов

1. От возраста детей: чем меньше дети, тем больше воспитатель поет, пляшет и слушает наравне с детьми.

2. От раздела музыкального воспитания: самая большая активность проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая – при слушании

3. От программного материала: в зависимости новый или старый материал

Воспитатель обязан присутствовать на каждом музыкальном занятии и активно участвовать в процессе обучения детей:

· Поет вместе с детьми (не заглушая детского пения). При пении воспитатель садится на стул перед детьми, чтобы показывать при необходимости, движения, высоту звуков, прохлопывать ритм и пр.

· При обучении детей музыкально-ритмическим движениям (особенно в младших группах) – участвует во всех видах движений, активизируя тем самым малышей. В старших группах – по мере необходимости (показывая то или иное движение, напоминая построении или давая отдельные указания в пляске, игре).

· Направляет самостоятельную музыкальную деятельность, включая музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный с муз. руководителем материал.

· Воспитатель должен уметь играть на всех инструментах, которые используются детьми на музыкальных занятиях, чтобы уметь правильно показать детям способы звукоизвлечения на каждом инструменте.

· Повторяет с детьми слова песен, причем не заучивает, как стихи, а поет с детьми.

· Повторяет движения танцев, записав предварительно музыку на аудиокассету.

· Знает приемы кукловождения.

· Чем активнее воспитатель делает эту работу, тем больше нового дети могут узнать на музыкальных занятиях, в противном случае музыкальные занятия превращаются в бесконечное повторение одного и того же, т.е. «топтание на месте».

Успехи воспитателя в значительной мере зависят от интенсивности работы музыкального руководителя с ним. Чем меньше подготовлен воспитатель, тем больше приходится музыкальному руководителю заниматься непосредственно с детьми.

1. На музыкальном занятии дети должны быть нарядно одетыми, на ногах удобная обувь, девочки обязательно в юбочках.

2. Начиная со средней группы детей необходимо строить, чередуя мальчика и девочку.

3. На занятие приходить за две-три минуты до начала, чтобы построиться и настроить детей на занятие.

4. Во время занятия желательно не покидать зал, чтобы не пропустить какой-либо материал.

5. Выполнять вместе с детьми упражнения, движения танцев, дидактических и пальчиковых игр, петь песни, и т.д.

6. Следить за правильным выполнением детьми движений.

7. Перед занятием необходимо соблюдать музыкальную тишину: не включать магнитофон, так как у детей нарушается слуховое восприятие и сосредоточенность.

8. В свободной деятельности закреплять материал, полученный на занятии.

Праздники и развлечения:

1. На праздник дети одеваются нарядно и по своему желанию, если костюмы не определены в сценарии праздника.

2. Перед утренником в группе необходимо соблюдать праздничную атмосферу: украсить групповую комнату, повесить красочные плакаты, включить соответствующую музыку и т.д.

3. Воспитателям обязательно необходимо быть нарядными, иметь подходящую обувь, встречать детей в приподнятом настроении.

4. При подготовке к празднику задействовать по возможности всех детей: постараться каждому найти какую-либо роль, стихотворение, и т.д.

5. Во время разучивания с детьми стихов, ролей контролировать правильное произношение, ударение в словах, соблюдение пунктуации.

6. Перед началом праздника проверить еще раз атрибуты, расставить стулья по количеству детей;

7. На самом празднике обязательно присутствовать обоим воспитателям.

8. Во время праздника детей руками не трогать, а чтобы их перестроить, нужно просто сказать им об этом.

9. Ведущей необходимо произносить текст эмоционально, громко, внятно, не боясь гостей, поддерживая доброжелательную обстановку на празднике.

10. Во время исполнения детьми танцев, хороводов выполнять движения вместе с ними.

11. По окончании праздника воспитателям нужно собрать всех детей и организованно выйти из зала (за исключением новогодних праздников, когда дети фотографируются с Дедом Морозом).

12. Просьба к воспитателям – помогать украшать зал к праздникам и убирать после своего утренника все атрибуты.

Статья «Роль музыкального руководителя в процессе формирования личностных качеств дошкольников»

Статья на тему: «Роль музыкального руководителя в процессе формирования личностных качеств дошкольников»

«Влияние музыки на детей благотворно, и чем раньше они начнут его испытывать на себе, тем лучше для них».

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО, приказ Минобрнауки №1155 от 17 октября 2013 года) подчеркивается необходимость воспитания ценностно-смыслового восприятия и понимания детьми музыкального искусства, что является главным ориентиром в развитии природных способностей средствами разных видов музыкальной деятельности, включая игру на детских музыкальных инструментах.

В отечественной педагогике задача воспитания интереса к музыке является одной из значимых, так как современная ситуация в обществе, состояние культуры и науки обуславливают важность освоения детьми общечеловеческой культуры.

Музыкальное воспитание имеет важное значение в эстетическом и нравственном становлении личности. Средствами музыки дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. В процессе восприятия музыки у них формируется познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор.

Умение донести до детей музыкальное произведение, приобщить к нему, воздействуя на их чувства и мысли, — благородная и ответственная задача. Теория и практика музыкального воспитания показала, что эти задачи выполнимы при определенных условиях. Прежде всего процессом музыкального воспитания должен руководить педагог, идейно и профессионально подготовленный, творческий в своих педагогических исканиях, владеющий искусством и любящий своих воспитанников. Задачи художественно-эстетического воспитания дошкольников решаются путем интеграции образовательной деятельности и демократизации педагогического процесса при совмещении всех видов искусств. Главным является развитие у дошкольников эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с чем они встречаются сейчас и будут встречаться во взрослой жизни.

Музыкальный опыт детей дошкольного возраста еще очень прост, но он может быть достаточно разнообразным. Почти все виды музыкальной деятельности в самых первоначальных основах доступны детям и правильной постановки воспитания обеспечивают разносторонность их музыкального и общего развития на личность ребенка. Через воспитание эстетического отношения к окружающей жизни, через развитие способностей, эмоционально сопереживать, через разнообразие чувств и мыслей, выраженных в произведениях, ребенок входит в образ, верит и сам действует воображаемой ситуации. Влияние музыки побуждает его к «дивной способности радоваться за других, переживать за чужую судьбу, как за свою».

Музыкальный руководитель призван приобщать детей к музыке, воздействуя на них прежде всего выразительным ее исполнением, чтобы музыка вызывала яркие эмоциональные переживания, благотворно воздействовала на духовный мир ребенка.

Роль музыкального воспитания ребенка в системе общего развития крайне велика. Сложность профессии в том, что музыкальный руководитель должен быть не просто образованным человеком, он должен быть глубокой личностью.
Любовь к музыке, радость от общения с детьми, максимальная заинтересованность своим делом – вот что характеризует хорошего музыкального руководителя.

Музыкальный руководитель это:

Подбор и систематизация нотного, а также аудио- и видеоматериалов.

Обучение детей разных возрастных групп, индивидуальный подход к каждому воспитаннику.

Организатор

Планирование занятий, проведение семинаров с коллегами и родителями.

Разработка сценариев праздников и развлечений.

Организация и проведение музыкальных праздников и игр с элементами театрализации.

Профессия музыкального руководителя требует постоянного самосовершенствования, развития музыкальных интересов и творческих способностей, ведь от профессионализма педагога зависит уровень музыкального развития его воспитанников.
Самая сложная задача музыкального руководителя – заинтересовать ребенка.

Результативность будет выше, если на занятиях витает дух эмоционального подъема. Для этого педагог должен быть лично заинтересован своим делом, никогда не проявлять равнодушие, а также владеть образной речью, чтобы суметь донести эмоциональную составляющую музыки до детей разных возрастных групп.

Каким должно быть музыкальное занятие.

Музыкальные занятия занимают особое место в процессе воспитания гармоничной личности. Чтобы занятие было насыщенным и интересным, а дети имели бы возможность принимать активное участие в ходе всего занятия, оно должно учитывать возраст воспитанников и быть интегрированным, т.е. совмещать различные виды художественной деятельности.

Такие занятия пропитаны творческой атмосферой, а дети и педагог становятся партнерами. Естественный переход от одного вида деятельности к другому делают занятие динамичным и увлекательным. Дети не переутомляются, а напротив, включаются в процесс созидания, танца и пения.

Музыкальный руководитель проводит работу , связанную с тем, чтобы музыка постоянно присутствовала в повседневной жизни детского сада (на занятиях по изобразительной деятельности, развитию речи , физкультурных, на прогулках и т. п.)

Важно поддерживать инициативу детей.
Детские идеи и фантазии должны непременно находить свое место при организации праздничных мероприятий.

Тесный педагогический контакт музыкального руководителя и воспитателя дает положительные результаты в музыкальном развитии ребенка.

Умение музыкального руководителя сотрудничать не только с педагогическим коллективом, но также и с родителями воспитанников, позволяет решать ряд важнейших задач. Только посредством тесного творческого сотрудничества возможно всестороннее приобщение ребенка к музыкальному искусству.

Роль музыкального руководителя во взаимодействии с мамами и папами воспитанников не сводится только к объяснению, какую музыку давать слушать детям, а какую нет. Согласно ФГОС ДО, родители и заменяющие их лица являются непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса ДОУ. Поэтому все работники детского сада должны поддерживать их воспитательную деятельность и оказывать им квалифицированную педагогическую помощь.

В связи с этим музыкальный руководитель должен:

Вовлекать родителей в процесс воспитания и образования детей, используя разнообразные форматы совместной работы. Можно приглашать мам и пап на лекции, круглые столы по вопросам музыкального воспитания детей, давать групповые и индивидуальные консультации.

Организовать участие родителей в мероприятиях ДОУ, приобщить их к музыкальному искусству. Например, мамы и папы воспитанников могут участвовать в организации и проведении музыкальных вечеров – оформлять пригласительные афиши, вести фото- и видеосъемку, придумывать номера, танцевать и петь вместе с детьми. Если планируется какое-то выездное мероприятие, например, посещение концерта классической музыки, свободные в этот день родители могут пойти вместе с группой.

Способствовать развитию семейной музыкально-художественной деятельности. Можно давать воспитанникам домашние задания для выполнения вместе с родителями, бабушками и дедушками, братьями и сестрами, например, разучивание песенки по куплетам и записи совместного выступления на видео.

Подводя итог, хочется напомнить о важности музыкального образования дошкольников. Музыкальное развитие обеспечивает полноценное развитие ребенка, помогает ему приобщиться к ценностям мира современного искусства, а также активизируют у ребенка стремление исследовать окружающий мир и развивать эмоциональную составляющую его характера.

Профессионализм музыкального руководителя складывается из уровня его квалификации, а также личных качеств, таких любовь к детям, терпение, доброжелательность.

Грамотное и уместное использование современных информационных технологий существенно повышает мотивацию детей к обучению, а также способствует раскрытию их творческих способностей. Именно поэтому педагог музыки должен постоянно совершенствовать свои навыки.

Ветлугина Н.А. «Музыкальное воспитание в детском саду» — М.: Просвещение, 1981

М.Б. Зацепина. «Музыкальное воспитание в детском саду» М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.

Роль музыкального руководителя, его взаимодействие с педагогами как условие для развития творческих способностей дошкольников

Ирина Манаенкова
Роль музыкального руководителя, его взаимодействие с педагогами как условие для развития творческих способностей дошкольников

Основная цель музыкального воспитания в детском саду – подготовка к школе эстетически воспитанного и развитого ребенка, умеющего эмоционально воспринимать содержание музыкального произведения, проникаться его настроением, мыслями, чувствами.

Воспитание художественного вкуса у детей, эмоциональной отзывчивости на музыку – ведущие задачи педагогов детского сада.

Музыкальный руководитель дошкольного учреждения в одинаковой степени является музыкантом — исполнителем и педагогом- музыкантом. Знание психолого- педагогических особенностей и закономерностей воспитательно- образовательной работы в детском саду помогает эффективно отбирать инновационные методы и приемы обучения и развития, успешно формировать музыкальные способности ребенка, воздействовать на детский коллектив с позиций гуманной педагогики. Главная цель педагога – музыканта состоит не в том, каких и сколько он даст знаний и умений ребенку- дошкольнику, а сумеет ли он стать соучастником и партнером воспитанникам, поможет ли им совершить путешествие в удивительный мир музыки.

Деятельность музыкального руководителя в дошкольном учреждении многообразна. Это прежде всего организация и проведение музыкальных занятий в соответствии с программой, выбранной данным дошкольным учреждением.

Выполняя воспитательные функции, музыкальный руководитель должен обладать организаторскими, коммуникативными и конструктивными способностями.

Кроме проведения музыкальных занятий, в обязанности музыкального руководителявходит планирование и проведение:

1. регулярных занятий — практикумов с воспитателями каждой из возрастных групп;

2. консультаций по организации музыкальных зон в группах, подбор музыкально — дидактических игр;

3. вечеров досуга и развлечений

4. праздничных утренников;

5. музыкально — дидактических игр (включая изготовление дидактических игр и пособий).

Музыкальный руководитель проводит работу, связанную с тем, чтобы музыка постоянно присутствовала в повседневной жизни детского сада (на занятиях по изобразительной деятельности, развитию речи, физкультурных, на прогулках и т. п.)

Очень важен контакт музыканта — педагога с родителями: проведение консультаций, помощь в организации домашней фонотеки, рекомендации по подбору и использованию детских музыкальных инструментов, по прослушиванию музыки, просмотру телепередач и т. д.

Музыкальный руководитель ведет работу по самообразованию, повышению исполнительского мастерства, приобретению новых знаний, аналитическому восприятию собственной деятельности.

В группах детского сада воспитатель является активным участником педагогического процесса. Он помогает музыкальному руководителю в проведении занятий. Функции воспитателя в каждой возрастной группе различны, а степень активности на занятии обусловлена возрастом детей и теми конкретными задачами, которые стоят на данном занятии. Наибольшая роль воспитателю отводится в тех частях занятия, что связаны с музыкальноритмической деятельностью: упражнения, танцы, игры. Он поет вместе с детьми, играет с ними, водит хороводы, помогает им при выполнении различных действий, воспитатель привлекается для показа движений в упражнениях и танцах. Меньшая — в процессе слушания музыки. В своей работе воспитатель действует только по указанию музыкального руководителя (при знакомстве с инструментальной музыкой проводит беседу по картине, при пении может исполнить отдельный куплет или фразу, при разучивании игры выбирает ведущего, помогает распределить роли, т. е. не участвует, а только организует).

Только тесный педагогический контакт музыкального руководителя и воспитателя даст положительный результат при проведении музыкальных занятий!

Навыки и умения, полученные детьми на занятиях, необходимо закреплять, а это значит, что музыка должна звучать и во время индивидуальной работы, утренней гимнастики, подвижных игр, проведении дидактических игр и развлечений, в вечерние часы досуга, стать иллюстрацией к рассказу, сказке и т. д. Воспитатель должен осуществлять преемственность между музыкальными занятиями и другими звеньями процесса музыкального воспитания и развития детей. В задачи воспитателя по музыкальному развитию детей вне музыкальных занятий входит: исправление, закрепление навыков и умений, полученных на музыкальном занятии; расширение музыкальных представлений, кругозора, выявление и формирование склонностей и музыкальных интересов каждого ребенка; развитие музыкальных способностей и самостоятельных способов действий. В индивидуальной работе воспитателю необходимо учитывать особенности ребенка, его способности к музыке и движению, степень усвоения им музыкального материала; активизировать пассивных детей, способствовать формированию музыкальных интересов. Для решения этих задач воспитатель – педагог должен обладать определенным объемом музыкально — эстетических знаний. А подбирая музыкальное сопровождение к различным занятиям, следует продумывать содержание произведений и их эмоциональное воздействие.

Велика роль воспитателя в руководстве самостоятельной деятельности детей. В своей работе воспитатель должен применять косвенные методы руководства и гибкий творческий подход. Он активно формирует художественные интересы ребенка, влияет на его музыкальные впечатления, полученные на занятиях, праздниках, в семье.

Таким образом, основные вопросы музыкально – эстетического развития дошкольников решает музыкальный руководитель, а воспитателю отводится роль его помощника, но эти отношения характеризуются единством цели, в качестве которой выступает музыкальное развитие ребенка как главного объекта педагогических отношений.

Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные.

Роль музыки в повседневной жизни дошкольника. Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя Консультация для воспитателей на тему: «Роль музыки в повседневной жизни дошкольника. Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя».

Взаимодействие детского сада и семьи как условие развития музыкальных способностей ребенка Консультация для родителей Музыкальный руководитель МАДОУ № 23, г. Армавир Федорова М. В. Музыка обладает возможностями воздействия не.

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников «LEGO» — одна из самых известных и распространённых педагогических систем, которая позволяет применять детям в конструктивной деятельности.

Мастер-класс для воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников» Мастер- класс для воспитателей на тему «Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников» воспитатель МБДОУ.

Отчет по самообразованию музыкального руководителя «Развитие творческих способностей детей 5–7 лет посредством танца» Отчет по самообразованию музыкального руководителя «Развитие творческих способностей детей 5-7 лет посредством танца» Последнее время дети.

Презентация «Творческий отчёт «Взаимодействие детского сада и семьи как условие развития музыкальных способностей ребенка» Для полноценного развития комплекса музыкальных способностей у дошкольников необходима помощь родителей. Семья — первая социальная общность,.

Выступление музыкального руководителя на педсовете «Реализация творческих способностей через театрализованную деятельность» Театральная деятельность в детском саду имеет свои особенности. «Это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает.

Взаимодействие детского сада и семьи как условие развития музыкальных способностей ребенка Современный мир диктует свои правила жизни. Осваивать их приходится как взрослым, так и детям. Поэтому одна из самых главных задач взрослых.

Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в решении задач музыкального воспитания и развития ребёнка-дошкольника Придавая большое значение личности педагога, его руководящей роли в воспитательном процессе, Н. А. Метлов возлагал большие надежды на его.

Роль музыкального руководителя в эстетическом воспитании детей

Дорогие друзья, мы рады представить вам Ванину Елену Анатольевну, музыкального руководителя МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 116» г. Иркутска. Сегодня Елена Анатольевна в своей статье расскажет о роли музыкального руководителя в эстетическом воспитании детей. Данный материал будет полезен педагогам ДОУ.

Краткий комментарий к статье от Елены Анатольевны:

«Все мы родом из детства…» Эти прекрасные слова Антуана де Сент- Экзюпери могли бы быть эпиграфом к работе педагогов, которые стремятся понять, как чувствует, думает, запоминает, творит человек в самом начале своего жизненного пути. Именно в детстве, и на протяжении такого небольшого отрезка времени, как дошкольное детство, закладывается то, что во многом определяет нашу «взрослую» судьбу».

Полезного чтения…

Наша задача — научить воспринимать прекрасное в окружающей жизни и искусстве. Свою работу в детском саду мы начали с создания той обстановки, атмосферы прекрасного, которая рождает у детей чувство повседневного общения с чем-то необычным и удивительным, воспитывает тонкий вкус, вызывает положительные эстетические эмоции. Переоборудовали интерьер зала: мягкие, теплые тона стен, штор, мебели – все до мелочей продумано в едином стиле.

Периодически меняются выставочные экспозиции и оформление зала в зависимости от темы занятий или предстоящего праздника. Обновление – неиссякаемый источник детского интереса. Входя в зал, дети не могут удержаться от восклицания: «Как красиво!»

Звуковая среда, в которой находятся наши дети, — важное средство эстетического воспитания. Мы стараемся создать потребность постоянного общения с прекрасной музыкой, которой буквально насыщена вся «музыкальная жизнь» наших ребят.

Записи классической, народной и современной музыки мы используем дополнительно к программному репертуару для слушания музыки, при разучивании музыкально — ритмических движений, постановке танцевальных композиций, для развития детского творческого мышления.

Как узнать, понимают ли наши дети музыку, происходит ли общение с ее эстетической сущностью? Так невелик еще запас детских слов, чтобы выразить всю глубину эстетических переживаний, которые она вызывает. Мы не раз замечали: если музыка нравится, у ребят возникает желание двигаться, им трудно усидеть на месте, они буквально «выплескивают» свои эмоции: пытаются хлопать в ладоши, притопывать.

Оказывается, даже ритм можно «переживать». Вспоминаются слова замечательного русского психолога Теплова: «Нельзя просто слышать ритм, слушатель только тогда переживает ритм, когда он его сопереживает».

Детям легче передать свое понимание музыки не словом, а посредством движения – это хорошая предпосылка для творческого процесса. В процессе работы мы неоднократно убеждались, что дети с большим удовольствием могут танцевать и двигаться под сравнительно длинные произведения, составленные из фрагментов контрастной, выразительной музыки, и без особого интереса воспринимать, пусть короткие, но малоэмоциональные произведения.

Работа под фонограммы дает возможность наблюдать за каждым ребенком, корректировать движения прямо в процессе исполнения, увлекать детей собственным показом. И конечно, приятно видеть результаты такой работы: четкость, синхронность, ритмичность, выразительность, образность – все эти качества достигаются с легкостью, увлечением, а главное – всеми детьми. Яркая, интересная музыка вызывает желание двигаться, танцевать, позволяет раскрыться каждому ребенку, показать, на что он способен.

Одной из важных задач эстетического воспитания является развитие музыкальных и художественных способностей детей, привитие культуры художественного исполнительства. Мы не раз задумывались, как научить детей пользоваться удивительным свойством человеческой природы, природным музыкальным инструментом – человеческим голосом. Как известно, вокальное искусство является труднейшим для овладения, несмотря на кажущуюся общедоступность. Часто процесс развития голоса сводится к пассивному тренингу на малоэстетических попевках, повторяемых из занятия в занятие. У детей быстро пропадает интерес к ним, а следовательно, снижается результативность работы. Мы пошли по другому пути: подобрали систему попевок на основе фольклорного материала и в соответствии с программными задачами. Пение веселых скороговорок и прибауток помогло нам в развитии дикции и артикуляции, пение протяжных напевок – в развитии дыхания и т.д. Становление каждого звука, каждого гласного взято под контроль – подобраны соответствующие упражнения, распределены по степени возрастания трудности. Так, не теряя заинтересованных ребят, мы добиваемся высокой культуры звукоизвлечения, эстетического начала вокального исполнительства.

Интерес и увлеченность позволяют держать на высшем пределе внимание и умственную активность ребят, достичь наиболее быстрых и качественных результатов в учебном процессе. Восприятие звуковысотной основы музыки стало вполне осознанным. Мы смогли пополнить программный песенный репертуар народными и современными детскими песнями.

Общий высокий уровень развития музыкальных и художественных способностей детей позволил нам улучшить качество решения программных задач во всех видах музыкальной деятельности. Одной из самых интересных и увлекательных из них стала для ребят игра на музыкальных инструментах – оркестр. Участие в оркестре приучило наших детей к собранности и внимательности, привило определенные навыки ансамблевого исполнительства, активизировало все музыкальные способности, творческую фантазию.

У детей появились собственные суждения в подборе тех или иных средств выразительности, первые проявления эстетического вкуса, а главное, возникло горячее желание совместно действовать, самостоятельно творить.

Рождение творческой инициативы может служить свидетельством подлинной эстетической зрелости. Наши маленькие человечки немножко волшебники. Они умеют менять мир по своему «хотению» и потом жить и действовать в этом воображаемом мире. Важно использовать всесильную детскую фантазию, направить ее в творческое русло.

Чтобы всколыхнуть художественное воображение ребят, стараемся привлечь игру. Каждый танец, каждое движение предваряется игровым образом. Мы не раз были свидетелями удивительных всплесков детской творческой фантазии, эмоционального исполнительства. Мы пытаемся не потерять свежести первого детского восприятия, не допускать заученности и вымученности движений, сохранять сюрпризность каждого детского выступления.

Результатами своего труда, своими творческими успехами дети неприменно хотят поделиться с окружающими. Так воспринимают они наши праздники и досуги – как итог большой творческой работы. Праздник – это не только радость для себя, но и возможность порадовать других, и в первую очередь своих близких, показать свои достижения.

К каждому празднику мы готовимся как к маленькому спектаклю: выстраиваем композицию сценария, подбираем высокохудожественные тексты и музыку, готовим декорации и костюмы. Все это делается на программном материале, без натаскиваний и излишних тренировок. Серьезно и увлеченно относятся к подготовке и сами ребята: они устраивают конкурсы на лучшее исполнение стихотворений, песен, танцев, сами намечают исполнителей. Их настолько увлекает работа, что и после возвращения с занятия долго несмолкают споры и обсуждения, самостоятельно проводят репетиции, отрабатываются движения танцев.

Огромную радость приносят детям тематические композиции, проведенные прямо на улице. В них – и массовость народных гуляний, коллективность, и «заразительность» общего приподнятого настроения.

В один из солнечных дней подарили мы ребятам замечательную «Встречу с летом». Празднично украшенная площадка перед садом преобразилась в сцену, вокруг зрители – ребята.

Большую радость приносят детям зрелища. Но, пожалуй, самый сильный эмоциональный отклик находит в детском сердце кукольный театр. Общеизвестна огромная сила его эстетического воздействия.

Так, радуя и развлекая, воспитываем мы в детях любовь к традициям русского народа. Фольклорный материал, объединенный единой музыкально – литературной идеей, несет огромную воспитательную функцию – закладываются основы глубокого понимания русского национального искусства, происходит первое серьезное соприкосновение детей с музыкой своего народа, с красотой народной поэзии.

Обучая на образцах прекрасного, мы, несомненно, вмешиваемся в сложный процесс становления личности ребенка. Эстетическое воспитание вносит черты целостности и гармонии в мироощущение и характер детей, диктует определенные нормы поведения и взаимоотношений.

В результате многогранной, комплексной работы происходит нравственно – эстетическое становление человека.

Роль музыкального руководителя в музыкальном воспитании детей

Материал для музыкальных руководителей, работающих в младших группах детских садов.

Главными задачами музыкального воспитания являются :

— формирование эстетического вкуса (эстетических идеалов);

— развитие эмоциональной сферы детей, их эмоционального отношения к окружающему звучащему миру;

— приобщение детей к народной культуре и создание благоприятной среды — среды психологического комфорта — путем использования национально-культурных традиций.

Музыкальное воспитание в детском саду не предполагает профессионального музыкального, хорового или танцевального образования. Ваша задача значительно шире и благороднее, а потому труднее: открыть ребенку дверь в мир музыки, познакомить со звучанием окружающего мира и его внутреннего «Я», дать возможность реализовать себя с помощью музыки, ощутить гармонию и красоту.

Таким образом, в этом году от профессионального музыканта, требуется много сил, энергии и поиска разных форм работы с детьми и воспитателями.

Остановимся на содержании работы музыкального руководителя с воспитателями. Прежде всего вам следует продолжить занятия пением — петь с воспитателями те песни, которые они потом будут петь детям, предлагать новые варианты колыбельных песен, плясовых, обрядовых и др. Необходимо также знакомить воспитателей с хороводными играми и различными орнаментальными хороводами. Для того чтобы играть с детьми, взрослые должны хорошо знать движения, присущие каждой игре, владеть четкой координацией движений, хорошо ориентироваться в пространстве, ясно представлять себе возможности и варианты его освоения в процессе игр или танцев (в группе и на улице). Надо, чтобы воспитатели умели строить хоровод в два и в три ряда, при этом движение рядов должно быть различным:

а) внутренний и внешний ряды движутся в одну сторону, средний — в другую;

б) внутренний и средний ряды движутся в одну сторону, внешний — в другую;

в) внутренний ряд движется по часовой стрелке, а внешний и средний — против;

г) движение каноном: начинает движение внутренний ряд по часовой стрелке (медленно); средний ряд начинает (на следующий куплет песни) двигаться по часовой стрелке (медленно), а внутренний ряд меняет направление движения; внешний ряд повторяет движение среднего, средний меняет направление, а внутренний движется опять по часовой стрелке, но в два раза быстрее (почти бегом) или как вариант — внутренний ряд может остановиться и хлопать в ладоши. Затем на каждый новый куплет (полкуплета) песни происходит смещение движений от ряда к ряду.

Вы учите воспитателей исполнять разные ритмы и ритмические фигуры при помощи музыкальных инструментов или «шумелок-гремелок»:

а) две группы: у одной — ложки деревянные, у другой — бубны (банки с наполнителями). Во время исполнения песни первая группа — «ложки» — отстукивает каждую четверть, а вторая — каждую половинную;

б) три группы: у каждой свой инструмент. При исполнении песни (с трехдольным размером) первая группа отстукивает первую долю, вторая — вторую, третья — третью;

в) три группы. Все вслух хором считают до тридцати, первая группа отстукивает каждый счет, вторая группа — числа, кратные двум (каждый второй счет), третья, группа — каждый третий счет.

Музыкальный руководитель формирует у воспитателей умение исполнять на музыкальных инструментах простые мелодии и ритмы:

а) аккомпанировать на металлофоне, арфе (детской), гуслях, ложках, трещотках и др. во время спектаклей, инсценировок, сказок, исполнения детьми русских народных песен;

б) вместе с музыкальным руководителем исполнять на детских музыкальных инструментах какие-либо произведения;

в) в оркестре русских народных инструментов (организует музыкальный руководитель) исполнять какие-либо произведения, слушая друг друга, соотнося звучание своего инструмента со звучанием всех остальных инструментов;

г) импровизировать (каждый воспитатель индивидуально) на народных музыкальных инструментах, с «шумелками», на фортепиано (с помощью музыкального руководителя).

С вашей помощью воспитателям нужно учиться петь русские народные песни (те, которые потом они будут петь детям, и те, которые нравятся им самим):

а) петь хором в унисон;

б) петь на два-три голоса каноном;

в) петь на два голоса (с подголоском);

г) импровизировать голосом, строить свободные подголоски.

Вы продолжаете знакомить воспитателей с фольклорной музыкальной культурой:

а) показываете новые игры и песни;

б) организуете посещение концертов профессиональных фольклорных коллективов;

в) организуете более тщательную подготовку к праздникам, так как дети стали старше.

В содержание вашей работы входит также организация продолжения знакомства воспитателей с классической авторской музыкальной культурой:

а) посещение симфонических концертов, филармонии, концертов исполнителей-инструменталистов;

б) посещение занятий-лекций с рассказами о композиторах и их произведениях, слушание этих произведений в записи;

в) разучивание вокальной музыки: романсов, песен, арий, каватин и др. с теми воспитателями, которые хотят и могут исполнять такую музыку. При этом вы исполняете
партию фортепиано.

Вообще, во второй младшей группе работа с воспитателями является самой важной, так как ребенку четвертого года жизни еще необходимо слышать музыку и пение непосредственно в группе, каждый день. Малыши уже готовы подражать взрослым и делают это хорошо, поэтому особенно важно, чтобы перед детьми все время был пример художественного исполнения и искреннего отношения к музыке. Таким образом, занимаясь с воспитателями, вы не только работаете над тем, чтобы они научились правильно исполнять музыкальный материал, чисто петь, красиво и легко двигаться в хороводе, познакомились с несколькими вариантами разных песен и игр, но и стремитесь заронить в их души любовь к искусству, уверенность в необходимости нести детям это отношение к музыке, живописи, архитектуре, к природе, к людям.

Выше мы рассмотрели формы работы с воспитателями. Перейдем теперь, к вопросу о музыкальном развитии ребенка.

Формы работы с детьми

— Подготовка и проведение праздников: традиционных, обрядовых, религиозных и сюрпризных.

— Посещение один раз в неделю детей в группе:
а) пение песен по заявкам и выбору детей;
б) рассказывание историй (сказок) об интересных звуках, музыке, мелодиях, существующих в природе, окружающей жизни (сказки об автомобильных гудках, о голосах птиц и животных, о дельфинах и звуках морского мира и т. д.);
в) показ детям кукольных спектаклей «на столе» (потом их могут повторно показывать воспитатели и сами;
г) занятия (индивидуальные, по 5 мин с теми детьми, которые выразят желание заниматься на детских музыкальных инструментах). (Можно принести в группу настоящую скрипку, флейту, ксилофон, виолончель, кларнет, гитару, балалайку);
д) помощь детям в проведении и оформлении праздников-сюрпризов;
е) пение (хорошо, если на два голоса) с воспитателями при детях ваших любимых песен. Это желательно делать во второй половине дня, в длинные зимние вечера или в пасмурную погоду.

— Проведение музыкальных занятий (один раз в неделю).

Немаловажное значение в музыкальном развитии ребенка занимают фольклорные танцы. Фольклорные танцы — это пляски и хороводы, где, с одной стороны, движения и рисунок танца строго регламентированы. С другой стороны, элементарные жесты народного танца (которые мы можем показать детям, и малыши с удовольствием повторят их) предполагают совершенную свободу эмоционального выражения, т. е., исполняя одно и тоже движение, дети (и взрослые) вкладывают в него свой смысл, свое настроение, субъективные эмоции.

В течение занятия вы можете включать запись с оркестром народных музыкальных инструментов, можете что-то играть на фортепиано, можете организовать хоровод под ваше собственное пение, без музыкального сопровождения.

Занятия на основе второго стилистического направления предполагают свободный танец под классическую музыку.

Можно использовать произведения Ф. Шопена: вальсы, мазурки, полонезы, прелюдии, ноктюрны, чередуя их по темпу и жанрам (эти произведения — фортепианные, и было бы хорошо, если бы вы исполняли их сами на фортепиано, а не прибегали к грамзаписи).

Можно использовать сюиты И. С. Баха, Г. Ф. Генделя. Напомним, что сюита-это музыкальное произведение, включающее несколько танцев, контрастны: по характеру! На занятии можно использовать сюиту целиком, поскольку ее построение удовлетворяет наши требования и с точки зрения темпа, и с точки зрения смены настроений, и с точки зрения художественного единства.

Хороши для танцевальных занятий танцевальные (и не только танцевальные) произведения В. Моцарта, И. Гайдна, например соната В, Моцарта для фортепиано си-бемоль мажор, а также произведения Ф, Листа, И. Брамса, Э. Грига, например Венгерские танцы И. Брамса, пьесы Э. Грига, в которых есть танцы сказочных персонажей, его симфоническая сюита «Пер Гюнт».

Общими для всех этих видов занятий являются полная свобода детей в выборе движений и пластических средств и обязательное участие воспитателя и ваше (если вы не играете на фортепиано). При этом взрослые не учат детей выполнять те или иные движения, а сами пытаются выразить себя в танце (и непременно искренне!).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: