\

Рисование и лепка в процессе развития ребенка

Влияние рисования и лепки на развитие мелкой моторики и сенсорное развитие малышей

наталья вэлло
Влияние рисования и лепки на развитие мелкой моторики и сенсорное развитие малышей

Влияние рисования и лепки на развитие мелкой моторики и сенсорное

развитие малышей.

О чудесных свойствах мелкой моторики знали еще наши мудрые предки.Из поколения в поколение передаются забавные народные потешки: «Ладушки — ладушки», «Сорока – белобока» и другие пальчиковые игры. Все ученые, изучавшие психику детей, также отмечают большое стимулирующее влияние функций руки на развитие головного мозга. Педагог В. А.Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев». А известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки видимой частью полушарий головного мозга. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М. М. Кольцовой, являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

Ручные навыки успешно использовала в работе с детьми итальянский гуманист и педагог, автор ставшей всемирно известной методики Мария Монтессори. По ее мнению, в раннем дошкольном возрасте большое значение имеет сенсорное развитие. Познание окружающего мира малышом начинается с «живого созерцания», с сенсорных процессов — ощущения, восприятия, представления. Развитие их у ребёнка создаёт необходимые предпосылки для возникновения более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Формирование многих способностей (например, музыкальных, изобразительных) также связано с развитием ощущений, восприятий. А сенсорное развитие напрямую связано с мелкой моторикой руки, потому что осязание – одно из пяти чувств человека, при помощи которого дети в раннем возрасте получают огромное количество информации об окружающем мире. Правильно формирование мелкомоторных функций тем более важно еще и потому, что в раннем и дошкольном детстве сенсорные процессы развиваются особенно активно.

Тренировка пальцев рук является мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга. Изучая всевозможные предметы, трогая и ощупывая их руками, ребенок приходит к пониманию причинных связей.

В работе с детьми младшего дошкольного возраста для развития мелкой моторики рук и сенсорного восприятия мы используем различные пальчиковые игры, мозаики, игры-шнуровки, игры-вкладыши, различные пирамидки а так-же рисование и лепку.

Лепка — самый осязаемый вид художественного творчества. Дети не только видят то, что создали, но и трогают, берут в руки и по мере необходимости изменяют форму. Занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формой предмета, закрепляет цвета, у него формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, активно развиваются мелкие мышцы пальцев, глазомер, пространственное мышление. Когда ребенок лепит, развивается его мелкая моторика, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления, к тому же лепка благотворно влияет на нервную систему в целом. Дополняя готовую модель бусинками, семенами, ниточками и т. д. так-же развивается мелкая моторика о воображение ребенка.

Как указывают многие учёные (Л. Б. Осипова, Л. И. Плаксина, Н. П. Сакулина, рисование оказывает разностороннее влияние на формирование всей личности ребенка. Прежде всего, оно, являясь одним из средств отражения предметного мира, способствует развитию познавательной деятельности. В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы, происходит обогащение их словарного запаса. Благодаря рисуночной деятельности развивается зрительно–двигательная координация, происходит развитие функций руки, совершенствуется мелкая моторика кистей и пальцев рук.

Н. И. Докучаева пишет, что основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством сенсорного развития. Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходства и различия, то есть производят умственные действия. Таким образом, изобразительная деятельность содействует сенсорному воспитанию, развитию наглядно–образного мышления, а также развитию мелкой моторике.

Консультация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования». Одной из эффективных форм развития мелкой.

Игры-упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи Игры — упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи. Игры с крупами — не только отличное развивающее занятие для.

Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на развитие ребенка» Родители не раз слышали, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но наверное думали, серьезно ли это и зачем это делать. Что же.

Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей» «Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует её развитию» В. М. Бахтер. Практически каждый родитель знает о необходимости.

Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности детей раннего возраста Отчет по саморазвитию. «Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности, детей раннего дошкольного возраста».

Отчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у дошкольников посредством нетрадиционной техники рисования» Воспитатели МБДОУ «Детский сад «Сказка» села Веселое» городского округа Судак Арифова Сара Сегизбаевна и Бекирова Ленура Эдемовна И в десять.

Развитие мелкой моторики рук посредством нетрадиционного рисования «Рисуем зиму пальчиками и ладошками» Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционное рисование. Одним из способов развития мелкой моторики является нетрадиционное рисование.

Развитие мелкой моторики рук с детьми дошкольного возраста посредством лепки в технике мозаика Автор: Карцева Екатерина Викторовна, воспитатель высшей квалификационной категории МДОУ «Колосок» Цель: дать теоретическое обоснование.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помощью лепки из глины. Мастер-класс лепка из глины. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помошью лепки из глины. Мастер — класс лепка по мотивам сказки «Курочка Ряба».

Рисование и лепка в процессе развития ребенка

Рисование и лепка, как и игра, являются любимыми занятиями малышей. Дети четвертого года жизни рисуют, как и играют, искренне и самозабвенно.

Дети рисуют то, что их интересует и волнует. При этом они вовсе не стремятся добиться сходства. Для ребенка гораздо важнее передать свое отношение к изображаемому предмету.

Дети рисуют эскизно: быстро, обобщенно и достаточно небрежно. Ведь они решают иные, чем профессиональные художники, задачи. У детей нет постоянного художественного метода, они ищут выразительные средства в своей собственной деятельности.

Особое место рисование и лепка занимают в воспитании детей. Они обладают определенным психотерапевтическим эффектом. Рисуя то, что он хочет и как хочет, ребенок дает выход своим чувствам и обретает душевное равновесие.

Рисование и лепка являются продуктивными видами деятельности , дающими зримый и осязаемый результаты. Полученный продукт можно увидеть самому, потрогать. Его интересно показать другим и получить одобрение. Благодаря этому ребенок чувствует себя созидателем и испытывает удовлетворение и гордость по поводу своих достижений. Ведь в три года любой результат вполне удовлетворяет его!

Но на четвертом году жизни у малыша начинает появляться представление о том, какой должен быть результат его действий в рисовании и лепке. И «каляки-маляки» не доставляют ребенку удовольствия, потому что не соответствуют его представлениям об объекте, который он хотел изобразить.

Для того чтобы не наступило разочарование и дети не отказались от рисования и лепки, необходимо сформировать у малышей элементарные умения и навыки, которые помогут им добиваться желаемого результата.

Перед вами стоят следующие задачи:

1. Предоставлять детям возможность рисовать и лепить то, что им хочется.

2. Побуждать детей совершенствовать свой рисунок, лепку, помогать им овладевать для этого необходимыми умениями и навыками.

3. Научить детей смешивать белила с краской трех основных: цветов (красная, желтая, синяя) для получения новых цветов и оттенков.

4. Упражнять детей в основных формообразующих движениях и способах и приемах лепки.

Рисование и лепка с детьми осуществляются на занятиях, которые вы проводите один раз в неделю, и в процессе самостоятельных действий детей с изобразительными материалами.

Создание условий для самостоятельных занятий детей рисованием и лепкой

Полноценное развитие детей и овладение ими изобразительными умениями и навыками становится возможным только при условии их активных самостоятельных действий.

Специфика рисования и лепки состоит в том, что. это виды художественной деятельности, предполагающие передачу личного отношения к окружающей действительности.

У каждого из детей свои предпочтения и интересы. Каждый что-то лучше знает и что-то в особенности любит и хочет изобразить в рисунке или лепке. Возникновение такого желания и его реализация имеют большое значение для общего развития ребенка и развития его способностей в изобразительной деятельности. Поэтому, чтобы не погубить, а сохранить и взрастить юные дарования, надо создать в группе все необходимые условия для самостоятельной деятельности малышей.

Читайте также  О построении диагноза при гинекологическом обследовании детей

Кроме того, от организации самостоятельной деятельности детей во многом зависит эффективность их обучения на занятиях. Ведь для развития ребенка необходимо, чтобы он не только успешно выполнял задания, но и переносил то, чему научился на занятиях, в свою самостоятельную деятельность. Следовательно, недопустимо пускать эту важную сторону обучения на самотек — надо стремиться уделять ей больше внимания.

Пособия и оборудование . Для самостоятельной изобразительной деятельности детей в группе должно быть отведено и оборудовано специальное место.

Оно должно быть хорошо освещено и быть относительно спокойным (в стороне от шумных игр с движущимися игрушками и т. п.).

Для рисования идеальным рабочим местом являются мольберт и специальный пюпитр. Пюпитр должен быть складным. Откидные ножки крепятся на петлях. Внизу у него должна быть прибита рейка с закрепкой, которая служит полочкой для изобразительных материалов, В сложенном виде пюпитр занимает очень мало места. Простота конструкции позволяет малышам устанавливать его самостоятельно. Ваша задача будет состоять только в том, чтобы помогать им закрепить лист бумаги. Для индивидуальной работы с детьми достаточно иметь в группе 2-3 мольберта или пюпитра.

Для рисования можно также использовать навесные настенные планшеты, устанавливать валики с рулонами бумаги. Хороший эффект дают обычные школьные доски, на которых дети рисуют мелом.

Для рисования на участке можно использовать:
— школьные мелки для рисования на асфальте и на линолеумной доске, установленной на веранде;
— заостренные палочки для рисования на влажной земле, снегу, песке.

Для лепки самым удобным приспособлением является станок с поворотным кругом. Для индивидуальной работы детей достаточно иметь 4-5 станков на группу.

Станки должны храниться в доступном для детей месте, чтобы по мере возникновения желания что-то вылепить малыши могли самостоятельно, не спрашивая разрешения у вас, пользоваться ими.

Материалы и их хранение . Для рисования вы можете использовать все имеющиеся у вас изобразительные материалы: краску гуашь и акварельную, цветные карандаши, цветные восковые мелки, сангину, пастель, цветную тушь, шариковые ручки и т. п.

Для лепки можно использовать белую и красную глину, пластилин, специальную мастику.

В начале учебного года необходимо провести с детьми работу по знакомству с местом хранения изобразительных материалов и научить малышей по мере необходимости самостоятельно пользоваться ими.

Все изобразительные материалы должны храниться в УДОБНОМ и БЕЗОПАСНОМ месте. Это может быть нижняя полка шкафа для пособий. Но доступ к полке должен быть свободным, чтобы 3-4 ребенка могли одновременно доставать с нее нужные изобразительные материалы и между ними не возникало ссор из-за тесноты.

Подчеркну, что это должна быть именно нижняя полка, при падении с которой флакончики с тушью и баночки с краской не разобьются и не разольются.

Опыт работы с детьми четвертого года жизни показал, что самым экономным и удобным способом хранения краски гуашь является помещение ее в маленькие стеклянные баночки из-под мазей или лекарств с плотно завинчивающимися крышками. В начале учебного года вы разводите краску, разливаете ее по баночкам и плотно завинчиваете крышки с прокладкой из полиэтиленовой пленки. Стеклянная поверхность позволяет видеть цвет краски, а плотная крышка предохраняет клеящий пигмент от высыхания. Перед началом занятия вы лучинкой или тонкой пластмассовой трубочкой перемешиваете краску, и дети рисуют, набирая ее прямо из баночек. В дальнейшем вы научите детей самостоятельно перемешивать краску.

По окончании работы вы помогаете детям завинтить крышки, и они сами помещают баночки в шкаф.

Такой способ хранения краски значительно экономит время и силы, долго сохраняет краску пригодной для работы.

Помощь и руководство . В процессе свободного рисования и лепки дети доступными им средствами выразительности (линия, форма, цвет) стремятся что-то изобразить. Из собственного опыта вы знаете, что рисовать или лепить даже взрослому человеку довольно трудно. Тем более это чрезвычайно сложно делать маленькому ребенку. Жизненный опыт у него ограничен, мелкая мускулатура рук развита слабо и т. п. Поэтому, какой бы продукт (рисунок, лепку) ни создал малыш, надо всегда помнить, что это стоило ему огромных усилий. А следовательно, его надо похвалить и с уважением отнестись к результату его нелегкого труда.

Создавая изображения, ребенок не только испытывает потребность «выплеснуть» свои чувства на бумагу. Ему, как и всякому художнику, необходим зритель. И такими первыми и благодарными зрителями должны стать для малыша родители, а в детском саду — вы.

— Вначале похвалите ребенка.

— Проявите внимание, поинтересуйтесь тем, что он изобразил.

— Исходя из содержания рисунка, лепки (которое назвал ребенок), соответствующими вопросами побуждайте малыша к совершенствованию его работы.

Побуждая ребенка к внесению дополнений, вы можете столкнуться с тем, что он скажет: «А я не умею рисовать травку (цветок или др.)». Не торопитесь с показом способов изображения травы. Напомните малышу, как выглядит трава. Если есть такая возможность, то подведите его к окну комнаты и покажите траву, которая растет на участке. Можно показать ребенку несколько картинок, иллюстраций с изображением травы.

Но если все предложенные выше методы не помогут, то на отдельном листке бумаги покажите ребенку не один, а несколько способов изображении травы.

Закрепление в памяти детей графических образов способствует превращению их в шаблоны, что представляет большую опасность для развития ребенка. В дальнейшем он может так и не научиться ничего рисовать сам, кроме нескольких усвоенных штампов.

Таким образом, мы предлагаем вам очень простые методы руководства изобразительной деятельностью.

Вначале все, кто хочет, рисуют и лепят, а вы, наблюдая за детьми, намечаете для себя тех ребятишек, с которыми вы сегодня намерены работать. Как только первый из них закончит рисовать или лепить, вы подсаживаетесь к малышу и начинаете беседовать в той последовательности, которая описана выше. Закончив общаться с одним ребенком, вы переходите к следующему. И так изо дня в день вы постепенно сможете уделить внимание всем. Главное, чтобы ни один ребенок группы не остался без вашего внимания!

Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе продуктивной деятельности

«Каждый ребенок – художник.

Трудность в том, чтобы остаться художником,

выйдя из детского возраста»

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Не для кого не секрет, что на занятиях по продуктивным видам деятельности, дети стараются скопировать образец, не стремятся внести в свою работу новшество, отличительную особенность, в общем дети не стремятся проявлять творчество. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию, т. е. качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей. Формирование творческой личности – одно из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. Важный путь педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка и обеспечивающего его духовное развитие – формирование художественно — творческих способностей у всех детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях.

1. Актуальность темы.

Развитие продуктивных способностей неотделимо от гармоничного развития всех сторон личности. Только при общем гармоничном развитииребенка можно выявить задатки, склонности и уже на их основе развивать те или иные способности.

• Природа щедро наделила каждого здорового ребенка возможностями развиваться. И каждый здоровый малыш может подняться на самые большие высоты творческой деятельности и высокий уровень эстетической культуры!

Что же такое эстетическое воспитание?

Эстетическое воспитание в педагогической науке понимается как органическая часть всестороннего воспитания, как целенаправленный процесс совместной деятельности педагогов и воспитанников, направленный на формирование эстетической культуры, эстетического сознания, эстетических вкусов, чувств и оценок с целью эстетического развития личности.

• Именно в дошкольном возрасте у детей наблюдается свежесть и острота восприятия, способность удивляться, яркость воображения, умственная активность. Поэтому это наиболее благоприятный возраст для развитияэстетических и творческих способностей у детей.

Что такое творчество?

У каждого человека есть потребность в творческой деятельности и творческие способности. К сожалению, часто они остаются нереализованными. В детстве человек ищет возможности реализовать свой творческий потенциал, но, иногда, наталкивается на сопротивление среды и ближайшего окружения. Если ребёнок не приобретает положительный опыт творческой деятельности, то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение, что это направление развития ему не доступно. А ведь именно через творчество человек может раскрыться как личность.

Читайте также  Гигиеническое воспитание детей в школе

Что дает творчество человеку — ребенку?

Творчество даёт переживание своей целостности. Оно отражает его внутренний мир, его стремления, желания, переживания. В момент творчества человек наиболее полно и глубоко переживает себя как личность, осознаёт свою индивидуальность.

Рисование — одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры и т. д. Им доступно использование выразительных средств рисунка. Так, цвет применяется для передачи сходства с реальным предметом, для выражения отношения рисующего к объекту изображения и в декоративном плане. Овладевая приемами композиций, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах.

Своеобразие лепки как одного из видов продуктивной деятельностизаключается в объемном способе изображения. Дошкольникам доступно овладение приемами работы с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки, — глиной и пластилином.

В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета.

Конструирование из различных материалов больше других видов изобразительной деятельности связано с игрой. Игра часто сопровождает процесс конструирования, а выполненные детьми поделки обычно используются в играх.

В детском саду применяются такие виды конструирования: из строительного материала, наборов конструкторов, бумаги, природного и других материалов.

2. Ведущая педагогическая идея опыта.

Продуктивная деятельность дошкольников при создании определенных условий, будет способствовать развитию художественно–творческих способностей детей, а именно формированию у них самостоятельности, творческой активности, а также усвоения детьми специальных знаний и умений, благоприятствующих их формированию.

Творческие способности зависят от наличия разнообразия прежнего опыта человека, ребенка. Необходимо расширять опыт ребенка, для того чтобы создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видит и слышит, тем больше он понимает и усваивает.

Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в продуктивной деятельности дошкольников. Занятия рисованием, аппликацией, лепкой и художественным трудом смогут дать ребенку те необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития, для того чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком.

Новизна опыта заключается в переосмыслении целевых и содержательных ориентиров в художественно–творческом воспитании и развитии детей, обновлении тематики и технологии детских работ за счет учета современных условий, субкультуры детей.

3. Технология опыта.

Цель моей педагогической деятельности – создание условий для развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности.

Для решения поставленной цели были определены следующие задачи.

Для реализации намеченной цели были определены следующие задачи:

1. Развивать эстетическое восприятие (учить видеть разнообразие и красоту формы предметов, сочетание цветов)

2. Развивать образное мышление (можно выделить наглядно-действенное, наглядно-образное, логическое мышление и его свойства: анализ, синтез, умение сравнивать)

3. Развивать воображение, без которого невозможна ни одна художественно-творческая деятельность и которое развивается на основе воспринимаемых образов.

4. Формировать эмоциональное отношение к предметам эстетического характера. Эмоциональное отношение к художественной деятельности-важный фактор формирования у детей творческих способностей и эстетического воспитания.

5. Развивать мелкую моторику рук, координации движений.

6. Воспитывать самостоятельность, целеустремленность, волевые качества.

4. Описание опыта педагогической деятельности.

Основные направления моей деятельности.

1) Создание и обогащение развивающей среды необходимыми материалами для продуктивной деятельности детей, стимулирующей самостоятельность и инициативность детей и обеспечивающей развитие художественно–творческих способностей воспитанников.

2) Организация совместной деятельности с детьми и самостоятельной деятельности детей в области « Художественно-эстетическое развитие».

3) Вовлечение родителей в творческий процесс с детьми.

4) Развитие собственной креативности.

На первоначальном этапе работы изучила имеющиеся методические разработки по данной проблеме исследования, систематизировала полученные знания.

Провела мониторинг освоения детьми области « Художественно-эстетическое развитие», включающий в себя диагностику детей и анкетирование родителей.

С целью выявления особенностей художественно–творческого развития и развития изобразительной деятельности дошкольников, использовала методики Т. Г. Казаковой, Т. С. Комаровой. Основные методы, применяемые для диагностики, – это наблюдение за деятельностью детей, анализ продуктов творчества, беседа.

Первичная диагностика показала, что у 28 % детей высокий уровень развития художественно–творческих способностей, у 56 % – средний уровень, у 16 % — низкий уровень развития художественно–творческих способностей.

Уровень развития художественно–творческих способностей дошкольников

Диагностика позволила выявить типичные затруднения детей и спроектировать направления, по которым необходимо корректировать содержание педагогической работы.

Анкетирование родителей показало, что не всегда в современных семьях уделяется должное внимание развитию творческого потенциала детей (не знают, как это сделать, не хватает времени). Поэтому передо мной встала необходимость работы над данной проблемой.

В ходе следующего этапа деятельности я формировала у детей интерес к продуктивной деятельности, способствовала развитию художественно-творческих способностей. Свою деятельность осуществляю через создание игровых образовательных ситуаций,

на одних — дети погружаются в мир красоты, открывают для себя красоту окружающего мира, природы, предметов искусства, знакомятся с жанрами искусства (портрет, натюрморт, пейзаж);

на других – осваивают новые способы действий с материалами, экспериментировали с цветом, с разными фактурами.

Игровые образовательные ситуации состоят из трех частей:

1) чтобы заинтересовать совместной деятельностью детей в первой части провожу постановку игровой проблемы, игровой мотивации (кому-нибудь помочь, исправить чьи – то ошибки).

2) Во второй части происходит обогащение детского творческого опыта. Вместе с детьми мы рассматриваем произведение искусства и обсуждаем его, или активизирую детскую деятельность на создание какого–либо продукта детского творчества.

3) В третьей части обобщаю полученный опыт, обыгрываем ситуацию и она плавно перетекает в игру. Вместе с детьми мы отправляемся в путешествие или сказку, по дороге выполняя творческие задания, помогая персонажам.

Большой потенциал для развития художественно–творческих способностей дошкольников заложен в совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей. Моим ребятам очень нравится организовывать выставки своих работ («Внимание – пешеход!», «Мама лучшая на свете» и др., где они бывают главными экскурсоводами.

Использовала в своей работе метод проектов, где учитывался принцип интеграции с другими образовательными областями. Так, например, в проекте «В гостях у Федоры» дети учились создавать натюрморты из фруктов и овощей, лепили посуду, делали аппликацию чайного сервиза. В проекте «В лесу родилась елочка» дети узнали много нового о елке, о традициях празднования Нового года, научились изготавливать объемную елочку из разных материалов: бумаги, мишуры, шишек, одноразовых ложек.

Обязательно в конце каждого мероприятия провожу анализ детских работ. Достижения ребенка соизмеряю с его личными возможностями и оцениваю в сравнении с его же прежними результатами. Обстоятельно аргументирую оценку, которой придаю позитивный характер. Стимулирую и поддерживаю проявление самостоятельности и активности детей, их инициативу и аккуратность.

Для активизации творческого воображения и мышления использую следующие приемы:

— Приемы ТРИЗ-технологий, например

даю детям задание нарисовать рисунок по фантазийным темам «Пейзаж – пойди туда, не знаю куда», «Портрет пришельца»;

рисование по необычным словам, которые придумывают сами дети, «Снегоеды», «Зайцемух»;

рисование и лепка по ассоциативным темам «Грусть», «Злость», «Радость».

— Экспериментирование с изобразительными материалами и техниками.

Это игры– опыты по смешиванию цветов, опыты с фактурными отпечатками, опыты с бумагой, рисование мыльными пузырями.

— Использование нетрадиционных техник изображения, которые стимулируют творчество, вызывают интересные ассоциации.

Рисование и лепка: ребенок против

Нередко встречается, что родители сталкиваются с упрямым нежеланием малышей заниматься творчеством. Почему дети иногда так себя ведут и как их можно переубедить?

  1. Специфика разных возрастов
  2. Приобщаем ребенка к рисованию
  3. Вовлечение в лепку
  4. Рисовать любят далеко не все дети

Специфика разных возрастов

Существует несколько стадий развития в детском рисовании. Поначалу это каляки-маляки, различные пересекающиеся линии, которые не несут понятной взрослому человеку смысловой нагрузки.

До двух лет дети не способны нарисовать определенный образ. В этот период они подражают взрослым, пытаясь оставить на бумаге свой след. Сначала они только что-нибудь черкают, а затем все четче выводят различные загогулины и более округлые линии.

Следующим этапом является схематическое изображение, когда картинки получаются совершенно условными. Здесь ребенок уже для себя понимает, что же именно он хочет нарисовать. А вот четких контуров рисунка пока нет. Поэтому очень важно, чтобы участие в этом принимал и взрослый, который сможет помочь и подсказать.

Приобщаем ребенка к рисованию

Прежде всего, можно поэкспериментировать с разнообразными материалами для рисования. Обычно используются фломастеры, карандаши, маркеры, гелевые ручки, цветные мелки, цветной клей в тюбике. А кроме этого, гуашь и акварель, витражные, пальчиковые и даже акриловые краски. Так, витражная краска отлично подойдет для того, чтобы раскрасить бокал, небольшой стаканчик или же зеркало.

Читайте также  Краткие сведения об организации детского физиотерапевтического кабинета

К тому же, для рисования можно использовать не только альбомные листы. Некоторые дети заинтересуются и простой тетрадкой в клетку, небольшим блокнотом, стикером. Еще более интересно будет ребенку рисовать на большом листе, прикрепленном к мольберту или даже к стене. Не менее оригинальным «полотном» может оказаться и кусок обоев, светлые ткани, асфальт с использованием разноцветных мелков, влажный песок. Можно заняться росписью вырезанных кувшинов или, например, рукавичек. Или украсить стеклянную тару и одноразовые тарелочки, кухонные доски и ложки из дерева, которые затем следует покрыть специальным лаком.

Каждый раз необходимо предлагать ребенку новый занимательный сюжет, чтобы изобразить его. Так, можно попробовать нарисовать любимых персонажей – Машу и Медведя, Лунтика, или же кого-то другого. Попробуйте создать иллюстрации к мультикам. Еще малыши обожают рисовать цветы и животных.

Для того, чтобы привлечь ребенка следует попробовать поиграть с детьми в интересную «рисовательную» игру, которую можно поискать в интернете и различных книжках. Обязательно понравятся ребенку и дорисовки, изображение простеньких загадок, которые потом необходимо будет разгадать. Не обойтись здесь и без разнообразных наклеек или книжечек-раскрасок, в которых есть возможность дорисовать что-нибудь свое.

Вовлечение в лепку

Такие же приемы подходят и для занятий лепкой, ведь катать обычную колбаску или колобочков скучно. Поэтому нужно попробовать сделать что-нибудь такое, что может понадобиться для игр. Малышу обязательно понравится быть в роли пекаря, занимаясь изготовлением различных булочек, пирожков. Можно поиграть в магазин и налепить яблок, груш, бананов и косточек для игрушечной собаки. Не лишними для игр будут и машинки с бытовой мебелью, зоопарк из пластилина, любимые сказочные герои. Интересной темой могло бы стать создание макета двора или детского сада.

Однако, следует помнить о том, что ребенок может отказаться от лепки, если пластилин будет слишком твердым и плохо поддаваться неумелым детским пальчикам. Кроме того, зачастую ребенок устает, разминая пластилин, поэтому его желание что-нибудь вылепить сходит на нет. Поэтому нужно проследить, чтобы пластилин был достаточно теплым, поскольку некоторые сорта при охлаждении затвердевают. Таким образом, для работы с ребенком необходимо отдавать предпочтение эластичным и более мягким материалам: высококачественному пластилину, специальной смеси, предназначающейся для моделирования, а также обычному слоеному тесту.

Лепка, рисование и остальные виды самовыражения способствуют развитию не только физических, но и психических функций ребенка. Ведь в этом процессе задействуется моторика и зрение, речь и координация движений, воображение и фантазия.

Рисовать любят далеко не все дети

Во многих семьях случается так, что никакие уловки и старания не могут помочь приобщить ребенка к занятиям рисованием или лепкой. В таком случае следует подумать о том, какими другими особенностями может обладать малыш. Ведь творчество проявляется же не только в изображении чего-нибудь. К нему можно отнести и конструирование, и решение различных загадок, придумывание стишков и интересных историй.

К тому же есть дети, категорически отказывающиеся брать в руки карандаш или фломастер, но с интересом рисующие красками и гелевыми ручками. Необходимо внимательно понаблюдать за своим ребенком и понять, что его интересует, какие занятия он предпочитает. Таким образом, можно воспитать в своем малыше талант.

Рисование и лепка в процессе развития ребенка

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Аннотация: Консультация по инновационной деятельности.

Статья:

Задача дошкольного воспитания – подготовить ребёнка к школьному обучению. А изобразительная деятельность – одно из средств этой подготовки. Игра и изодеятельность это основные виды детской деятельности, поэтому в детском саду им уделяется много внимания. Изобразительная деятельность в детском саду- это рисование, лепка, аппликация. Сегодня мне хочется поговорить с вами о лепке и её влияние на развитие ребёнка.

Лепка положительно влияет на здоровье ребёнка.

В процессе манипуляций с материалами для лепки идёт естественный массаж биологически активных точек расположенных на ладонях и пальцах рук, что положительно сказывается на общем самочувствии ребёнка. Формируется общая умелость рук, в том числе и мелкая моторика — движения рук совершенствуются под контролем зрения и кинестетических ощущений, поэтому приобретаемые навыки оказывают колоссальное влияние на развитие физических и психических процессов и на всё развитие ребёнка в целом. Кроме того, решается большая часть мыслительных задач — рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми, тактильными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления.

В процессе лепки ребенок разминает пальцами тесто, глину, пластилин; регулирует силу нажатия; координирует работу обеих рук одновременно. Данная работа способствует подготовке руки к письму, укрепляя мелкие мышцы руки, учит регулировать нажим при письме, красиво писать, не испытывая при этом усталости и отрицательных эмоций.

В процессе лепки развиваются все психические процессы:

1) восприятиепроцесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств. Ребенок отражает объект в целом, выделяет его части, соотносит пропорции изображения, учится условно передавать с помощью символов реальные объекты и формы, обобщает, анализирует, сравнивает;

2) память ребенок воспроизводит запечатленные и сохраненные представления и образы окружающего мира, обращается к художественному слову, описывая или обыгрывая скульптуры;

3) вниманиесостояние психологической концентрации, сосредоточенность на каком-либо объекте. Ребенок учится концентрироваться на выполнении работы долгое время;

4) мышление — ребенок учится анализировать качество выполнения поделки, устранять имеющиеся ошибки, планировать свою деятельность

Влияние лепки на развития эмоциональной сферы

Эмоциональное душевное обогащение ребенка осуществляется посредством знакомства с произведениями искусства разных жанров, что позволяет обогатить впечатления ребенка, его воображение (способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им).

В лепке ребенок передает свои впечатления об окружающем мире, свои эмоции, переживания, впечатления, свое отношение к миру. Учится передавать выразительность изображаемых образов, овладевает способами творческих действий, которые в дальнейшем помогут ему самостоятельно организовать свою деятельность.

Рассматривая свойства предмета (форму, строение, цвет, величину, расположение в пространстве), у детей развивает чувство цвета, формы, ритма, являющиеся компонентами эстетического чувства. Эстетическое восприятие, прежде всего, следует направлять на предмет в целом — красоту цвета, стройность формы, пропорциональность частей и т. д. Затем обращаем внимание детей на отдельные свойства, которые необходимо будет передать в работе. В конце рассматривания и анализа предмета вновь возвращаемся к целостному восприятию.

Влияние лепки на социализацию ребенка

Ребенок связан с окружающими его людьми взаимными правилами и обязанностями:

— «для себя» — подчинение правилам, самоутверждение в коллективе сверстников, презентация себя и своих возможностей;

«для других» — выполнение обязанностей, объединение общим делом, заданием, распределение ролей и зоны ответственности, умение слушать других, доказывать свою точку зрения.

Во время лепки у детей формируются такие личностные качества, как инициативность, пытливость, самостоятельность, целенаправленность, сосредоточенность. Проявляется произвольность поведения — способность действовать по собственной инициативе, сознательно подчинять свои действия правилу; ориентироваться на заданную систему требований; внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме; самостоятельно выполнять требуемое задание по заданному образцу; доводить дело до конца.

Детская лепка имеет еще и общественную направленность (отражение явлений общественной жизни, посильное участие в общественной жизни). Ребенок изготавливает поделку не только для себя, но и для окружающих его людей. В процессе совместной деятельности дети могут готовить выставки своих поделок, совместно выполнять поручения типа «мастерим подарки для малышей», «кукольный театр своими руками», «сочиняем сказку».

В заключении хочется сказать. Лепка ненавязчиво и интересно позволяет сформировать важные для готовности к школе процессы, приобрести навыки. Все это происходит в психологически комфортной для воспитанника обстановке, не требующей сознательного контроля, специальных волевых усилий.

В детском саду мы лепим из глины, солёного теста, пластилина.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: