\

Развитие представлений детей о различных признаках и свойствах

Развитие представлений детей о различных признаках и свойствах

Методический принцип : взрослый указывает на объект, обладающий соответствующим признаком или свойством, и называет (фиксирует, выделяет в сознании ребенка с помощью слова) данный признак или свойство. Подобная процедура должна быть многократно повторена в опыте каждого ребенка.

Внимание! Многие признаки и свойства (цвет, величина) достаточно часто отмечаются в повседневной жизни всеми взрослыми, окружающими детей. Поэтому дети редко нуждаются в специальных занятиях, чтобы научиться понимать, что означают слова красный, мокрый, большой, длинный, высокий и т. д. В связи с этим мы предлагаем в начале года провести обследование знаний каждого ребенка и на его основе составить план индивидуальной работы, для того чтобы уделить больше внимания действительно нуждающимся в нем детям.

Перечень основных признаков : цвет (красный, синий, желтый, белый, черный), форма (круг, треугольник, квадрат, четырехугольник, пяти-, шестиугольник; прямая, кривая, волнистая, ломаная линии; шар, куб), размер (контрастные признаки: большой — маленький, длинный — короткий, высокий — низкий), контрастные свойства (легкий- тяжелый, мягкий — твердый, теплый — холодный, яркий — тусклый, светлый — темный, гладкий — шероховатый).

Форма работы : индивидуальная или подгрупповая работа в течение всего дня.

Развивать у детей представления о признаках и свойствах предметов следует практически во всех ситуациях, из которых складывается их повседневная жизнь. Опорой при этом должна служить соответствующая мотивация.

Игра с песком создает хорошие возможности для практического выделения в предметах признаков формы, размера и количества. Предоставьте в распоряжение детей разнообразные емкости для изготовления куличиков и скажите, что большой медведь просит испечь ему большой-пребольшой пирог, а куклы хотят маленьких кругленьких пирожных. Маленьким зверушкам нужны маленькие куличики, а большим — большие, одним нравятся круглые пироги, а другим — четырехугольные. Наконец, одна из кукол просит сделать ей точно такой же пирог, как у соседки.

Можно строить гаражи для больших и маленьких автомашин, выкапывать норки для зверей, соотнося их по размеру с будущими жильцами.

Весной дети станут старше и с удовольствием начнут строить дома, замки (высокие и низкие), дороги, мосты и тоннели между ними (широкие и узкие), рыть колодцы (глубокие и мелкие). Если взрослый примет участие в игре, она станет богаче и содержательнее.

Общение с природой . Осенью очень хорошо собирать опавшие листья. Сначала можно разобрать их по форме, а затем разложить листья клена от самого маленького до самого большого, от самого желтого до самого красного. Далее можно отдельно отложить маленькие листочки разной формы и отдельно — большие. Так же можно сортировать желуди, каштаны, шишки.

В раздевалке . Преимущественно зимой, когда на детях много разнообразной одежды, можно использовать ее в качестве дидактического пособия: сравнивать по длине шарфы («Покажите, как важно совместить концы шарфов»), по высоте сапожки; разбирать по парам перепутанные варежки или носки, считать пуговки на рубашке или платье, сравнивать по цвету шапки или рейтузы.

Цвет
« Город разноцветных человечков ». Вы начинаете занятие с рассказа:
— Ребята, хотите, я расскажу вам про город разноцветных человечков? Слушайте. Когда-то, близко ли, далеко ли, был сказочный разноцветный город. И жили в нем разноцветные человечки: красный, желтый, синий — как вы думаете, какие еще. И курточка, и штанишки, и лицо, и руки у красного человечка были красные. И жил он в красном домике с красной крышей, и пил из красной (только из красной) чашечки, и ел из красной тарелочки, и спал на красной подушке. И даже кошка у него в доме была красная, а мышки — тоже -какие, как вы думаете. И цветочки на окошке. А у желтого человечка и штанишки, и курточка были. И чашечка. и подушка. и собачка. Хотите, у вас тоже будут разноцветные человечки?

Каждый ребенок выбирает себе силуэт человечка, вырезанного из цветной бумаги того цвета, какой ему понравится.

— Дети, попробуйте угадать, что больше всего любит есть ваш человечек. Конечно, продукты тоже своего любимого цвета! Красный человечек любит есть помидоры, клубнику, редиску. Желтый — репу, бананы, яблоки. Оранжевый — мандарины и апельсины, морковку. Зеленый — горох, салат, петрушку, лук, крыжовник.

Предложите детям нарисовать, вылепить, раскрасить или выбрать в наборе карточек те продукты, которые понравятся каждому из человечков.

Величина
« Гусенички ». Дети получают кисти, клей, а также поднос с нарезанными взрослым бумажными полосками двух оттенков зеленого цвета, длинными и короткими. Вы рассказываете, что из этих полосок можно сделать двух гусеничек — длинную и короткую. Попросите детей вспомнить, как гусеницы выглядят, как передвигаются, что едят.

Предложите детям подумать, какого цвета они сделают длинную гусеницу, какого цвета — короткую. Обратите их внимание на то, что полоски разной длины. Для изображения головы предложите детям круги такого же цвета и таких же оттенков.

После наклеивания дети могут дорисовать гусеницам все, что подскажет фантазия: «личики», ножки, щетинку, листья, которые те будут есть.

Постарайтесь индивидуально поговорить с каждым ребенком — какой характер у длинной гусеницы и какой у короткой, дружат или враждуют они между собой, что собираются делать и т. п.

Форма
« Круги ». Коллективная аппликация — создание абстрактного, панно из бумажных кругов разного цвета и величины. Дети работают с готовыми, вырезанными воспитателем формами и располагают их на общем большом листе бумаги по своему усмотрению. Вы помогаете детям совершенствовать навыки работы с клеем и обсуждаете, какой круг выбрал ребенок — большой или маленький, какого цвета; куда ребенок собирается его наклеить. Желательно научить детей вначале прикладывать круг на то место, куда они собираются его приклеить, смотреть, красиво ли получается, а затем приклеивать. В ходе этой работы можно начать учить детей соотносить свои действия с уже созданным другими детьми целым, находить место своей детали в сложившейся на этот момент композиции.

Обратите внимание детей на интересные сочетания цвета, на то, что большой круг, будучи наклеенным на маленький, полностью может закрыть, «спрятать» маленький, а маленький, помещенный поверх большого, производит эффект «глазка». Обратите внимание детей на то, что один круг можно наклеить на другой, примерно совместив их центры (естественно, нет необходимости объяснять это детям именно в таких выражениях).

« Треугольники ». Это также коллективное абстрактное панно. Важно, чтобы дети работали с треугольниками разных видов.

« Четырехугольники ». Для этой работы вы приготовите детям самые разные четырехугольники (в том числе квадраты, ромбы, параллелограммы, прямоугольники, трапеция и др.).

Внимание! Важно, чтобы на описываемых занятиях взрослый постоянно употреблял в своей речи названия всех фигур, не требуя от детей повторения этих названий (но и не запрещая им этого делать).

Коллективный коллаж «Вазы и кувшины» . Попросите родителей поискать в старых журналах, на открытках изображения разных ваз и кувшинов и принести их к определенному дню. Рассмотрите вместе с детьми принесенное, а затем наклейте все изображения на два листа бумаги. Обсудите с детьми, чем отличается ваза от кувшина, для чего предназначен каждый из сосудов.

Развитие представлений детей о различных признаках и свойствах

Автор: Кузнецова Елена Анатольевна

Организация: МБДОУ ДС № 108

Населенный пункт: Челябинская область, г. Челябинск

Проблема воспитания дошкольников средствами окружающей природы привлекала внимание исследователей с давних времен и по сей день. Первые высказывания в этой области можно обнаружить в трудах Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, а в отечественной педагогической литературе у А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского, и др.

В настоящее время учеными определены методологические и теоретические основы формирования осознанного отношения к социоприродному окружению, в соответствии с возможностями определенного возраста, отобрано содержание, определены наиболее целесообразные методы и формы воспитательно-образовательной работы с детьми (Н. Ф. Виноградова, С. Н. Николаева, А. А. Плешаков и др).

Окружающий мир — это мир, который окружает ребенка: природа, люди, предметы. Данное понятие может рассматриваться в широком смысле и узком. В широком смысле окружающим миром можно считать всю планету, на которой мы живем. В узком смысле — это то конкретное окружение, в котором родился, растет и развивается ребенок. Природный мир — живая и неживая природа, которая является частью окружающего мира. Социальный мир — люди, общество людей. Этот мир люди создают сами, структурируют его. В нем люди социализируются, действуют, преобразуют его в соответствии со своими потребностями. Социальная действительность — конкретные события, факты, взаимоотношения, которые характеризуют текущий временной период функционирования человеческого общества.

В дошкольном детстве отражение предметов или явлений окружающего мира осуществляется на уровне представлений. Дошкольник мыслит наглядно, образами. Основными задачами ознакомления с окружающим миром дошкольников являются:

1. формирование у ребенка целостной картины окружающего мира;

2. развитие интереса к предметам и явлениям окружающей действительности (мир людей, животных, растений), местам обитания человека, животных, растений (земля, вода, воздух);

3. ознакомление с предметами быта, необходимыми человеку, их функциональным назначением (одежда, обувь, посуда, мебель и др.);

4. формирование первоначальных представлений о себе, о ближайшем социальном окружении («Я и взрослый», «Я в семье», «Я в детском саду», «Я на улице»), о простейших родственных отношениях (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра и т. д.);

Читайте также  Повышает ли фототерапия частоту открытия артериального протока у недоношенных детей?

5. формирование первоначальных представлений о макросоциальной среде (двор, магазин, аптека, поликлиника, школа, транспорт и пр.), о деятельности людей, явлениях общественной жизни;

6. формирование первоначальных представлений о явлениях природы, суточных, сезонных и пространственных изменениях в природе;

формирование экологических представлений, ценностных основ отношения к окружающему миру.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка оформляется новое психическое качество – ценностная ориентация. В связи с этим особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Задача педагога – помочь ребенку научиться свободно ориентироваться, правильно использовать по назначению и ценить предметы материальной культуры, которые окружают его в повседневной жизни дома, в детском саду, на улице. В старшем возрасте у дошкольника формируются отчетливые представления о предметах материальной культуры, с которыми он сталкивается в повседневной жизни. Обогащаются знания ребенка о свойствах и разновидностях различных материалов (бумага, картон, резина, пластмасса, дерево, металл и др.), используемых для изготовления предметов в зависимости от их назначения и применения в жизни человека. Знания о явлениях природы, полученные детьми в предшествующей группе, расширяются, уточняются и систематизируются.

Особое внимание уделяется формированию у детей обобщенных представлений на основе выделения характерных и существенных признаков природных объектов. Воспитание бережного отношения к природе происходит через формирование осознанно правильного отношения к ней. Главной становится задача воспитания у дошкольников основ экологического сознания, ценностных ориентаций в поведении и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социальной и природной среде, здоровью (собственному и окружающих людей), следование экологическим правилам в доступных для ребенка формах: культурно вести себя в природе: не загрязнять места отдыха, бережно относиться к цветущим растениям, кустам, животным.

По мнению Дыбиной О. В., особое внимание педагогам следует обратить на то, что при ознакомлении с окружающим миром нельзя:

* ограничиваться только монологом-рассказом о предметах, явлениях действительности – необходимо включать в занятия как можно больше действий (посидеть на стуле, диване, надеть одежду и походить в ней, пригласить маму, угостить бабушку и т. д.);

* перегружать детей большим количеством вопросов;

* сводить организацию работы с детьми только к форме познавательных занятий.

В старшей группе ознакомление с окружающим миром проводится и в форме игр-занятий, и в форме собственно дидактической игры, когда игровое правило регулирует действия и взаимоотношения детей, а правильное решение задач является достижением цели игры. При организации и проведении игр-занятий, дидактических игр важно создать атмосферу, позволяющую каждому ребенку реализовать свою активность по отношению к окружающему миру. Занятия по ознакомлению с окружающим включают в себя:

• ознакомление с явлениями социальной жизни;

• ознакомление с предметным миром, созданным человеком;

• ознакомление с явлениями живой и неживой природы.

Для стимулирования активности детей в процессе познания окружающего мира, так же могут использоваться различные дидактические игры, как в совместной деятельности детей и взрослого, так и в самостоятельной деятельности дошкольников. Еще одним способом познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования.

Основными видами детской деятельности дошкольного периода являются игровая и продуктивная. Продуктивной деятельностью в дошкольном образовании называют деятельность детей под руководством взрослого, в результате которой появляется определённый продукт.

Многочисленные исследования показали, что именно продуктивная деятельность способствует развитию графического навыка у детей старшего дошкольного возраста, воспитывает настойчивость, создаёт педагогические условия для процесса социализации старших дошкольников и, наряду с игрой, имеет в этот период наибольшее значение для развития психики.

Исследования последних лет показывают, что растёт число детей, имеющих отставание в речевом и личностном развитии. Как известно, речь детей впрямую зависит от тонкой моторики пальцев рук.

Занятия продуктивной деятельностью развивают творческое воображение ребёнка, способствуют развитию мускулатуры руки, координации движений, развивают свойства мышления (анализ, синтез, умение сравнивать).

Продуктивная деятельность как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей.

При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств, как пытливость, инициатива, любознательность и самостоятельность. Продуктивная деятельность оказывает влияние на всестороннее воспитание дошкольника. Она тесно связана с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве.

В процессе продуктивной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо совершить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями.

Дошкольники овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разных работ, приобретают умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельным.

На занятиях продуктивной деятельностью, успешно реализуется интегрированный подход. Занятия позволяют снять перенапряжения, страхи детей.

Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении.

Продуктивные виды деятельности дошкольника включают изобразительную и конструктивную. Изобразительную деятельность составляют рисование, лепка, аппликация.

Рисование — одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев, декоративные узоры и т. д. В данном опыте, я не буду представлять традиционные техники изобразительной деятельности, а остановлюсь на таких техниках как:

* монотипия, по гладкой поверхности стекла или толстой глянцевой бумаге (она не должна пропускать воду) — делается рисунок гуашевой краской или красками. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отображении;

* граттаж еще называют «цап-царапки»! Рисунок выделяется путем процарапывания пером или острым инструментом по бумаге или картону, залитых тушью (чтобы не расплывалась надо немного добавить моющего средства или шампунь, всего несколько капель). Слово произошло от французского gratter — скрести, царапать, поэтому другое название техники — техника царапанья.

Обычно берём плотную бумагу, заштриховывая толстым слоем из цветных восковых мелков. Можно взять цветной картон с готовым пёстрым рисунком, тогда можно ограничиться обычной восковой свечой (не цветной). Затем широкой кистью или губкой наносим на поверхность слой туши. Можно, конечно, и гуашь использовать, но она пачкается после высыхания. Можно и акриловыми красками чёрного цвета воспользоваться. Когда она высохнет, острым предметом — скребком, ножом вязальной спицей, пластиковой вилкой, зубочисткой — процарапываем рисунок. Образуется на черном фоне рисунок из тонких белых или цветных штрихов;

* пуантилизм (фр. Pointillisme, буквально «точечность») — стиль письма в живописи, использующий чистые, не смешиваемые на палитре краски, наносимые мелкими мазками прямоугольной или круглой формы в расчете на их оптическое смешение в глазу зрителя, в отличие от смешения красок на палитре. Оптическое смешение трех основных цветов (красный, синий, желтый) и пар дополнительных цветов (красный — зеленый, синий — оранжевый, желтый — фиолетовый) дает значительно большую яркость, чем механическая смесь пигментов. Смешение цветов с образованием оттенков происходит на этапе восприятия картины зрителем с дальнего расстояния или в уменьшенном виде.

Своеобразие лепки как одного из видов продуктивной деятельности заключается в объемном способе изображения. Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка. Передача пространственных соотношений предметов в лепке также упрощается — объекты, как в реальной жизни, расставляются друг за другом, ближе и дальше от центра композиции. Вопросы перспективы в лепке попросту снимаются.

В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета. Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше). Выполнение аппликативных изображений способствует развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами, правильно вырезывать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга. На занятиях по аппликации, я знакомила детей с техникой «мозаика из бумажных комочков». Бумагу можно использовать самую разнообразную: простую цветную, гофрированную, бумажные салфетки, фантики, фольгу и даже старые газеты. Единственное условие – бумага должна быть достаточно мягкой;

Таким образом, изобразительная деятельность играет важную роль в развитии представлений ребенка об окружающем мире. Взрослый может и должен целенаправленно руководить творческими проявлениями детей, использовать полученные в процессе развития рисования навыки в других видах организованной образовательной деятельности ребенка, в частности при ознакомлении его с окружающим миром.

Развитие представлений детей о различных признаках и свойствах

Дошкольник.ру — сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф — журнал воспитателя.

Читайте также  Профилактика свинки в детских садах и школах

Сервисы

  • Реклама у нас
  • Новости портала
  • Форум
  • Авторы детских сказок, стихов
  • Дошкольник рекомендует
  • Стартовая
  • Пользовательское соглашение
  • Авторские права
  • Файлы cookie
  • Пожертвования
  • Сезонные скидки

Размещаем статьи

Фейсбук

Развитие элементарных естественнонаучных представлений
Развивающие занятия
Автор: Рысьева Екатерина Владимировна
03.11.2020 21:11

Развитие элементарных естественнонаучных представлений

Автор: Рысьева Екатерина Владимировна Старший воспитатель МАДОУ №2 «Росточек» Свердловская область. Город Серов

Педагоги обеспечивают условия для развития у детей представлений о физических свойствах окружающего мира в соответствии с их возрастными возможностями.

Знакомят детей с различными свойствами веществ: твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и др. (предлагают поиграть с песком, снегом, водой, тестом; наблюдают за таянием снега, льда, замерзанием, кипением воды; используют приемы детского экспериментирования и т.д.).

Знакомят с основными видами и характеристиками движения: скорость, направление и др., (устраивают соревнования детей в беге наперегонки или в запуске заводных игрушек, наблюдают за движением транспорта и т.д.).

Развивают представление об основных физических явлениях: магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света и др. (организуют детское экспериментирование с магнитами; лупой, биноклем, микроскопами и др.; взвешивание легких и тяжелых предметов и т.п.).

Педагоги обеспечивают условия для развития у детей географических представлений в соответствии с их возрастными возможностями.

Рассказывают о земном шаре, атмосфере (знакомят с глобусом, картами, показывают Северный и Южный полюсы, материки, океаны, моря и пр.).

Знакомят с различными природно-климатическими зонами, условиями жизни на Земле (рассказывают о том, что на севере — тундра и холодный климат, на экваторе — джунгли и жарко и др., наблюдают за дождем, снегопадом^ инеем, росой, грозой, радугой и пр.; используют художественную литературу, картины, слайды для ознакомления детей со стихийными бедствиями: засухой, землятресением, наводнением и пр.).

Знакомят с разными видами ландшафта (ходят на прогулку в лес, на озеро, в овраг и т.д.; используют макеты, показывают диафильмы; читают книги с описанием пустыни, степи, гор и пр.; ходят на экскурсии в лес, на озеро и пр.).

Развивают представление детей о природных богатствах недр Земли (рассказывают или читают о том, как добывают и используют уголь, нефть, руды, минералы и пр., в том числе с учетом местных условий).

Рассказывают детям о странах и населяющих их народах разных рас и национальностей.

Читают и рассказывают о видах поселения людей (город, село, поселок, деревня, хутор и пр.), в том числе о родном крае.

Педагоги создают условия для развития у детей элементарных представлений о Солнечной системе и основных космических явлениях (показывают на открытках, слайдах, иллюстрациях и т.п. изображения Солнца и вращающихся вокруг него планет, звездного неба и Луны; комет и метеоритов; рассказывают и читают о затмении Солнца, Луны и т.п.).

Развитие представления

У человека может быть и несколько ведущих видов представлений.

Динамика представлений в онтогенезе человека еще не изучена в достаточной степени, но к настоящему времени, накоплен достаточно большой объем экспериментальных данных. Вот некоторые из них:
— в полтора года появляются первые представления (именно этот возраст зафиксирован при поиске ответа на вопрос, к какому возрасту относятся первые воспоминания из жизни);
— к двум годам быстро развиваются слухо-двигатель-ные и речевые представления, обеспечивающие быстрое освоение речи;
— к 5-6 годам развитие получает свойство наглядности представлений (ребенок познает мир больше через наглядные образы).

Представления можно развивать. Однако в этом процессе приоритет не должен отдаваться «силовым» приемам, связанным исключительно с волевыми усилиями. Развитию представлений в какой-либо области должно предшествовать кропотливое накопление соответствующей перцептивной информации. Нельзя, например, вызвать представление о возможной причине неисправности мотора автомашины, если человек никогда не изучал устройство и принцип действия двигателя.

Как и восприятия, представления совершенствуются, претерпевая значительное развитие в процессе жизненного опыта, обучения и воспитания.

Начальные представления, возникающие у ребенка в первые месяцы его жизни, естественно, не являются полными и дифференцированными образами предметов и явлений действительности. Они носят пока еще фрагментарный характер, в них нередко отражаются в сознании ребенка второстепенные или малосущественные особенности предметов лишь потому, что эти особенности случайно были восприняты с большей яркостью и отчетливостью, чем другие. Представления ребенка еще разобщены и не образуют системы; они крайне неустойчивы; не получая подкрепления в повторном воспроизведении, они могут на долгое время выпадать из сознания и даже полностью утрачиваться; их возникновение носит непроизвольный характер.

По мере накопления и усложнения жизненного опыта ребенка, совершенствования и дифференциации его процессов восприятия, делаются более точными и отчетливыми и его представления. Значительную роль при этом играет активная речь ребенка: знакомясь с теми или другими предметами и явлениями действительности, ребенок закрепляет в своем сознании их особенности путем словесного обозначения. Это делает соответствующие представления более стабильными и структурно оформленными; особенно положительное влияние оказывает при этом речь в форме описания представляемого предмета в виде системного перечня характерных для него признаков.

Дальнейшее развитие представлений связано с различными видами практической деятельности ребенка — рисованием, лепкой, моделированием, лабораторными опытами, трудом, творческой деятельностью в области искусства. Во всех этих и других видах практики представления уточняются и делаются более полными и правильными, так как в процессе деятельности они постоянно проверяются практикой. Составляя необходимую и существенную часть замысла, которым предваряется всякая деятельность, представления утрачивают свойственный раннему детскому возрасту пассивный, созерцательный характер, активизируются в связи со стоящей перед ребенком задачей и исправляются в процессе сравнения замысла с результатами работы.

Большое значение в развитии представлений имеют направляющие указания учителей и воспитателей. В процессе обучения многие учителя, особенно специальных предметов —музыки, рисования, труда, физической культуры,— находят и целенаправленно осуществляют наиболее эффективные пути формирования у учащихся правильных и полных представлений об изучаемых предметах и явлениях, научают их приемам проверки, уточнения и исправления своих представлений, правильного использования их в практической деятельности. Там, где такая специальная педагогическая работа по развитию представлений не ведется, представления учащихся приостанавливаются в своем развитии, теряют гибкость, приобретают закостенелый, стандартный характер, становятся бедным, схематичным отражением действительности и уже не только не обогащают личность ученика, но становятся своеобразным тормозом в его творческой деятельности.

Большую роль в развитии определенных видов представлений играет профессиональная деятельность человека. Представления, как правило, отличаются меньшей ясностью, живостью, чем соответствующие им восприятия. Однако некоторые люди имеют очень яркие представления, если последние играют важную роль в их практической деятельности. Так, опытный художник может по памяти, на основании только сохранившегося у него представления о виденном предмете, нарисовать этот предмет очень точно, воспроизведя мельчайшие его детали. У музыкантов слуховые представления отличаются большей ясностью, чем у людей, не знакомых с музыкой.

Слабость и значительная неясность тех или других видов представлений у многих людей не означает, что эти представления таковы у них от природы. В большинстве случаев их представления не отличаются ясностью и живостью вследствие того, что в своей практической деятельности эти люди не нуждались в ярких и точных представлениях и поэтому не имели случая и возможности их развить. Если человек не в состоянии сейчас представить ярко и живо тот или другой музыкальный аккорд, мелодию, тембр, музыкальный тон, это не значит, что он никогда не сможет добиться этого: отчетливость, дифференцнрованность, ясность слуховых представлений, связанных с музыкой, у большинства людей может быть развита путем специальных упражнений. Известно, что когда дети впервые приступают к занятиям музыкой, соответствующие слуховые представления у них бывают слабые и неясные. Но в процессе обучения музыке эти представления у них развиваются в очень большой степени. У ребенка, который делает первые попытки рисовать, зрительные представления еще не отличаются яркостью и отчетливостью; этот недостаток, однако, устраняется в процессе систематической практики в рисовании.

В спортивной деятельности, как и во всякой .другой, большую роль играет полнота, правильность, ясность и отчетливость соответствующих представлений. Готовясь как можно лучше выполнить то или другое физическое упражнение, спортсмен всегда руководствуется необходимыми для этого представлениями. Нельзя думать, что для выполнения сложного опорного прыжка спортсмену достаточно путем тренировки приобрести опыт в силе толчка, угле взлета, группировке в полете и т. д. Успех в выполнении такого прыжка в очень большой степени зависит также и от того, насколько ясно спортсмен представляет себе особенности техники данного прыжка и те условия, с помощью которых эта техника может быть осуществлена. Вот почему спортсмен на старте тщательно и долго готовится к прыжку, измеряет длину разбега, проделывает имитации толчка, приземления и т. д. Это он может с успехом выполнить потому, что в процессе тренировки развил свои представления, довел их до требуемой степени полноты и отчетливости.

Для успешного выполнения любой задачи в практической или учебной деятельности необходимы яркие и правильные представления; с другой стороны, педагогически правильно поставленное обучение неминуемо развивает эти качества наших представлений. К сожалению, в ряде случаев и учителя и учащиеся не уделяют должного внимания развитию представлений в процессе обучения. Часто можно наблюдать, как ученик, отвечая хорошо выученный урок или читая знакомое стихотворение, выполняет эту работу почти автоматически, так, что она у него сопровождается очень неясными представлениями. Такой процесс обучения, естественно, не может служить целям развития представлений.

В обычной, повседневной практической деятельности мы часто не фиксируем нашего внимания на сопровождающих эту деятельность представлениях. Нередко это бывает и в процессе учебной работы. Если ученик, механически заучивший известное стихотворение А. С. Пушкина ,попробует прочесть наизусть заученное, это прочтение будет иметь характер простого звукового воспроизведения, оно не вызовет у слушателей живых наглядных образов и ярких чувств, связанных с содержанием стихотворения. «Художественное» прочтение стихотворения возможно лишь тогда, когда во время чтения ученик будет ясно представлять соответствующие образы — и летучий снег, и рассеянный мутный свет «невидимки» луны, и метущиеся клочки туч и т. д. А этого можно достигнуть лишь тогда, когда на яркость и живость соответствующих представлений будет обращено внимание в самом процессе обучения.

С помощью соответствующим образом направленного внимания можно развить также и устойчивость представлений, воспитать у человека способность «владеть» и управлять своими представлениями. От этого, по словам К. С. Станиславского, зависит успех актера в исполнении порученной ему в спектакле роли. Чтобы успешно сыграть эту роль, артист должен «войти» в систему представлений, которые связаны с характером изображаемого им персонажа пьесы, должен в течение всего того времени, пока он находится на сцене, играть с учетом именно этих, а не каких-либо других представлений: мимика .лица, позы в различных мизансценах, действия в отношении других персонажей пьесы, движения, которые он делает, когда надевает платье, берется за головной убор (а это может быть и шляпа, и меховая шапка,и цилиндр, и сомбреро, и военный кивер, и многое другое, что требует для манипулирования различных движений) — все это должно выполняться им в полном согласии с системой представлений, характеризующих данный персонаж пьесы. Актер, «овладевший» ролью, способен к ярким и устойчивым в течение всей пьесы представлениям, характерным для его роли на сцене. Достигается же это путем сознательного сосредоточения внимания на этих представлениях в процессе изучения роли.

Таким образом, развитие представлений идет от первоначальных неполных, недифференцированных, часто неправильных и нечетких, мало связанных друг с другом (разобщенных) образов действительности к построению отчетливых, ярких, отличающихся известной полнотой и правильностью, взаимосвязанных друг с другом представлений. Основными этапами этого развития, связанными с возникновением новых качественных особенностей представлений, являются: первоначальное расширение жизненного опыта ребенка и сопутствующее ему совершенствование восприятий; включение речи в формирование представлений путем словесного обозначения их существенных особенностей и элементов; использование представлений в различных видах деятельности ребенка, в связи с чем представления активизируются, проверяются и уточняются практикой; использование специальных приемов формирования представления в связи с требованиями профессиональной деятельности человека, что связано с целенаправленным на эти представления вниманием, развитием их яркости и устойчивости в процессе специального обучения и тренировки.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Формирование геометрических представлений детей младшего дошкольного возраста

Рубрика: Педагогика

Дата публикации: 06.07.2020 2020-07-06

Статья просмотрена: 227 раз

Библиографическое описание:

Лукаш, В. А. Формирование геометрических представлений детей младшего дошкольного возраста / В. А. Лукаш. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 27 (317). — С. 234-236. — URL: https://moluch.ru/archive/317/72392/ (дата обращения: 27.10.2021).

В статье автор рассматривает способы и возможности формирования геометрических представлений у дошкольников младшего возраста.

Ключевые слова: фигура, наждачная бумага, продуктивная деятельность, геометрическое представление детей, форма предметов, окружающий мир, предмет.

Во многих источниках по педагогике и психологии описаны методики, с помощью которых родители, педагоги могут помочь ребенку сформировать знания и о цвете, и о величине. Такие методики помогают освоить и сформировать знания по геометрическим представлениям. Наиболее сензитивным периодом освоения цветовой гаммы и первых представлениях о геометрических объектах является период раннего развития. Уже к 2 годам ребенок получает знание о том, что яичко овальное, коробка от подарка – квадратная, солнышко – круглое. Под обучающим контролем взрослого, спектр знаний увеличивается.

В детских дошкольных учреждениях дети проводят в среднем по 10 часов. Находясь в окружении сверстников, в окружении педагогов-воспитателей, дети учатся играть, общаться. И вот в момент игры (а занятия в младших группах проходят по 15 минут), кругозор наших ребят расширяется. Конечно, во время проведения занятий по окружающему миру, по основам безопасного поведения, во время физической активности, педагог дает такие знания, как сравнительные аллегории. Солнышко, как мячик, машина – прямоугольник, окна в доме квадратные и. т.д. Но в процессе игры, собирая несложные пазлы, строя здание из конструктора, ребенок несомненно овладевает знаниями об объемных конструкциях. Также не нужно забывать, что во время режимных моментов, дети получают знания, которые тоже формируют их представления об окружающем мире: тарелка круглая, она белая, салфетка квадратная, она голубая, одеяло прямоугольное, подушка квадратная, мыло имеет прямоугольную форму и т.д.

В моей практике, для формирования сенсорных ощущений помогли фигурки на магнитах различной текстуры. Солнышко было из мягкого плюша, машинка из фоамирана, светофор из наждачной бумаги, фигурка девочки из вельвета. Дети, беря фигурки разной текстуры, сначала эти фигуры ощупывают, т. е. получают тактильные ощущения. Наощупь они знакомятся с предметами, этот предмет гладкий, он пластиковый, а этот мягкий и пушистый – он из меха. Проводя пальчиком по контуру изделия, запоминают, что круг и овал – по краю мягкие, без четких линий и углов, а вот машинка – с углами и твердая. Использование фланелеграфов помогает сформировать и закрепить знания детей о цвете и форме. Фланелеграф представляет собой учебное наглядное пособие: доску или картон, которые обтянуты фланелью, куда затем крепятся вырезанные фигурки, например, геометрические объекты.

Рис.1. Пример использования фланелеграфа

На фото показан фланелеграф, на котором изображены бусы. Контур бусин обозначен разным цветом – подсказка для малышей, какого цвета искать бусину: красную или желтую. При выполнении данного задания ребенок «включает» логическое мышление, сначала путем подбора, постепенно его действия являются более осознанными: бусина треугольной формы не войдет в круг, значит формы у них разные, несмотря на то, что они одного цвета.

Такие же приемы можно использовать и в разные временные периоды. Так ребята наряжали елочку к Новому году. Фоамиран использовался с блестящим покрытием – наощупь оно шершавое, как наждачная бумага.

Именно на этом примере ребята познакомились с формой звезды. Далее, в продуктивной деятельности, ребятам было дано задание – нарисовать украшения для елочки, бусы для мамы, часы для папы. Здесь можно использовать и рисунок, и лепку из пластилина, и работу с соленым тестом, фигурки из которого после высыхания можно раскрасить, и не всегда кистью. Творчество очень качественно помогает прочувствовать формы предметов. Они объемные, и они могут быть разных цветов.

В дальнейшем, работая с целью формирования геометрических представлений у ребят, мною были использованы объемные люстры, на ветвях которых могут находиться различные объемные геометрические фигуры. Их можно сделать из гофрированного картона. Здесь применяется тот же прием: сенсорное восприятие придметов. Запоминания ощущения при касании граней различных геометрических фигур, детские пальчики «запоминают» и формы предметов.

Чтобы лучше познакомиться с предметом, дети тянутся его потрогать, взять в руки, повертеть, изучая таким образом новые объекты, фигуры. Ощупывания различны в зависимости от формы и конструкции познаваемого объекта, поэтому основную роль в восприятии предмета и определении его формы имеет обследование, осуществляемое одновременно зрительным и двигательно-осязательным анализаторами с последующим обозначением словом.

В более старшем возрасте у ребят уже приходит осознание того, что фигуры, имеющие на первый взгляд одну и ту же форму, могут отличаться. У фигур могут быть разные стороны, разные углы, количество углов также может отличаться. Первые представления о предметах, об их нахождении в пространстве формируют геометрические представления детей. Детский познавательный опыт накапливается, давая возможность в дальнейшем ребятам впитывать и приобретать еще больший опыт, большие знания.

Именно поэтому первоочередной задачей первого этапа обучения (детей 3–4 лет) сенсорное восприятие формы предметов и геометрических фигур. Второй этап обучения детей 5–6 лет должен быть посвящен формированию системных знаний о геометрических фигурах и развитию у них начальных приемов и способов «геометрического мышления».

  1. Герасимова А.С., Жукова О.С., Кузнецова В.Г. Программа развития и обучения дошкольника. Учимся считать. От 3 до 6 лет Художники Е. Базанова, О. Воронова, Д. Непомнящий, О. Попугаева. Серия: Золотая коллекция детского сада. СПб: Нева, М.: Олма-пресс 2001г. 80 с.
  2. Касицына М.А. Дошкольная математика.2-й год обучения. Пособие для педагогов Демонстрационный материал к занятиям с детьми 4-5 лет М. Гном и Д 2001 г.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: