\

Развитие иммунного аппарата в детском возрасте

Развитие иммунного аппарата в детском возрасте

Иммунная система ребенка начинает формироваться еще во время внутриутробного развития, когда между его организмом и организмом матери устанавливаются крепкие связи. В первые месяцы жизни ребенка защищают материнские антитела, так как синтезировать собственные иммуноглобулины организм малыша практически не способен. Нужное количество антител приближается к взрослым показателям только к 3-5 годам жизни ребенка.

Выделяют пять критических периодов в жизни детей, которые влияют на процесс формирования иммунной системы:

1. Период новорожденности (до 28 дня жизни ребенка).

Малыш находится под защитой материнского иммунитета, в то время, как его собственная иммунная система еще только начинает формироваться. Организм ребенка восприимчив к воздействию различного рода вирусных инфекций, особенно, к тем, от которых мама не передала малышу свои антитела. В это время крайне важно наладить и сохранить грудное вскармливание, так как грудное молоко – лучшая защита для малыша.

2. Период с 3 по 6 месяц жизни ребенка.

В это время в организме малыша разрушаются материнские антитела, формируется активный иммунитет. В этот период особенно активно начинают действовать вирусы ОРВИ. Кроме того, малыши легко могут подхватить кишечную инфекцию и перенести воспалительные заболеваниями органов дыхания. Малыш может не приобрести от матери антител к таким болезням, как коклюш, краснуха, ветрянка, если у нее нет прививок или она не переболела ими в детстве. Тогда велик риск того, что эти болезни могут протекать у малыша в довольно тяжелой форме. Велика вероятность повторения болезни, потому что иммунологическая память младенца еще не оформилась. Также велик риск возникновения аллергии у ребенка, прежде всего на пищевые продукты.

3. Период со 2 по 3 год жизни малыша.

Ребенок активно познает окружающий его мир, но в работе его иммунитета по-прежнему преобладает первичный иммунный ответ, а система местного иммунитета и выработка антител типа А остается довольно незрелой. Дети в этот период наиболее подвержены бактериальным, а не вирусным инфекциям, которые могут повторяться неоднократно.

4. Возраст 6-7 лет.

В этот период у ребенка уже есть багаж с накопленным активным иммунитетом. Тем не менее, родителям стоит беспокоиться о том, что болезнь может принять хронический характер. Кроме того, велик риск появления аллергических реакций.

5. Подростковый возраст.

У девочек он начинается в 12-13 лет, у мальчиков чуть позже – в 14-15 лет. В это время происходит бурный рост и гормональная перестройка организма, которые сочетаются с уменьшением лимфоидных органов. Хронические заболевания дают о себе знать с новой силой. Кроме того, иммунная система ребенка проходит испытания, если подросток сталкивается с вредными привычками.

Слабый иммунитет: основные признаки

Признаки пониженного иммунитета у детей:

  • Диатез в раннем возрасте.
  • У ребенка часто наблюдаются затяжные острые отиты, а насморк непременно преобразуется в синусит или гайморит. Возникают проблемы с аденоидами, а также небными миндалинами.
  • Постоянная плаксивость и раздраженность, плохой недолговременный сон.
  • Плохой аппетит.
  • Бледная кожа.
  • Плохая работа кишечника. Стул нерегулярный или слишком частный, либо жидкий, либо малышу трудно опорожнить кишечник.
  • Ребенок восстанавливается очень долго после того, как переболел.
  • Частое появление грибковых инфекций.

Факторы, снижающие детский иммунитет

Причины пониженного иммунитета у грудных детей:

  • Травма во время прохождения по родовым путям.
  • Тяжелое течение беременности.
  • Плохая наследственность и предрасположенность к инфекционным заболеваниям.
  • Малыш отказался от грудного молока, не достигнув и шестимесячного возраста.
  • Неправильный прикорм с избытком или недостатком необходимых пищевых элементов.
  • Сбой в работе ЖКТ.
  • Передозировка лекарствами.
  • Тяжелая психологическая травма.
  • Плохая экология, особенно, в районах с повышенной радиацией.

Причины снижения иммунитета у детей школьного возраста:

  • Повторяющиеся болезни уха, горла, носа.
  • Неправильное питание, включая употребление в пищу продуктов, в которых превышено содержание нитратов или пестицидов.
  • Стресс и постоянное нервное напряжение.
  • Возникновение конфликтов, приводящих к непониманию и неприятию в коллективе.
  • Злоупотреблением телевизором, компьютером, другими современными гаджетами.
  • Минимальное количество времени ребенок проводит на улице, не отдыхает. Усталость и непосильные нагрузки: школа плюс множество дополнительных кружков и секций.
  • Весной и осенью ежегодно обостряется аллергия.

Если иммунитет у ребенка слабый, то необходимо его укреплять.

Как укрепить иммунитет детей без лекарств?

Каждый родитель нацелен на то, чтобы защитить своего ребенка от простуд и болезней. Поэтому мам и пап интересует вопрос о том, как укрепить иммунитет своего малыша.

Но, более важный вопрос состоит в том, как не прибегая к лекарственным препаратам, улучшить работу иммунной системы ребенка.

Для укрепления иммунитета родителям следует приучить ребенка к правильному режиму, здоровому питанию и закаливанию. Ниже рассмотрим, как это можно сделать.

Чтобы ребенок рос здоровым и сильным, он не должен переутомляться и истощаться, иначе организм будет слабым и подверженным к инфекциям. В этом важную роль играет дневной и ночной сон.

Зарядка

Без физических нагрузок иммунитет укрепить не получится. Поэтому обязательно следует разминать все мышцы тела после ночного сна. Зарядка должна занимать в день не менее 15-ти минут. Благодаря упражнениям в тонус приходят не только мышцы, но и внутренние органы, а также ЖКТ.

Прогулки на свежем воздухе

Без свежего воздуха ребенок не может чувствовать себя бодро, поэтому важно ежедневно выходить с ребенком на прогулку.

Закаливание

Само слово «закаливание» вызывает у родителей зачастую тревогу и боязнь, что их малыш после процедур заболеет. Это вовсе не так, если подойти к этому делу со знанием всех тонкостей. Организм ребенка будет крепким только в том случае, когда его иммунитет сможет бороться с бактериями самостоятельно.

Закаливание – идеальный метод для выработки крепкого иммунитета у малыша. Рекомендуется начинать закаливать ребенка с года, когда он более-менее окреп физически.

Питание

Для повышения иммунитета следует большое внимание уделить питанию , так как главным условием для формирования сильного иммунитета является кишечник.

Для укрепления иммунитета в меню ребенка надо включать:

Белки. Самое большое количество белка содержится в мясе. Малышам и детям до 7 лет рекомендуется готовить блюда из легкоусвояемого мяса индейки, курицы и телятины.

Овощи. Особенно полезны брокколи и патиссоны. Они содержат большое количество хлорофилла, который защищает организм от внешней агрессии среды. Не менее благотворно влияют на работу иммунитета блюда из свежей моркови, в которой содержится огромное количество кератина. Любые овощи полезны для растущего организма. Важно умеренно кормить детей картофелем, ведь в нем много крахмала, а для детского желудка это не очень полезно.

Фрукты. В цитрусовых содержатся витамин С и каротин. При отсутствии у ребенка аллергии на апельсины, мандарины, грейпфруты, их стоит включать в меню ребенка в умеренных количествах. Железо, кальций, калий, фосфор, витамин А и В можно найти в яблоках, вишнях, бананах, киви.

Молочные продукты. Кефир, молоко, ряженка, сыр. Эти продукты источник кальция и микроэлементов.

Заместитель главного врача по поликлиническому разделу работы КГБ №3 — Чернявская Л. В.

Иммунная система у детей

Дата публикации: 23 мая 2018 .

Врач лабораторной диагностики
(зав. лабораторией)
Г.Н. Полевечко

Бытовавшее ранее представления об ареактивности организма ребенка раннего возраста ныне отвергнуты, поскольку установлено, что на любом этапе развития организм обладает определенным набором иммунологических факторов, имеющих ряд особенностей, зависимых от возраста.

При этом различают процесс закладки иммунной системы,

реализацию её потенциальных возможностей в развертывании специфических реакций и достижения зрелости.

От того, как развивается иммунная система, зависит устойчивость организма ребенка или, наоборот, его подверженность различным заболеваниям бактериальной, вирусной, грибковой породы, а также иммунодефицитным состояниям и развитию аллергии.

Процесс созревания этой глобальной природной защиты длится многие годы, поскольку иммунологическая память не наследуется, а приобретается человеком.

Формирование иммунной системы у малыша начинается еще внутриутробно, когда устанавливаются сложные связи между организмом матери и плода.

Иммунная система новорожденного находится в состоянии физиологического угнетения. Важнейшее биологическое значение этого состоит в предупреждении слишком бурных иммунных реакций, неизбежных при контакте новорожденного с огромным количеством антигенов (веществ, которые «узнаются» нашим организмом как чужеродные и которые могут запускать иммунную (защитную) реакцию). Новорожденные дети и дети первых месяцев жизни защищены материнскими антителами, то есть если мама переболела или была привита до беременности, например, от кори, краснухи, то она передаст готовые антитела малышу. Собственный синтез иммуноглобулинов у маленького ребенка крайне ограничен.

Всего в организме человека вырабатывается 5 разновидностей антител (иммуноглобулинов), каждый из которых выполняет свою функцию.

Иммуноглобулин А защищает слизистые оболочки человека. Он связывает микробы и вирусы непосредственно в полости рта, в дыхательных путях, пищеварительном тракте и не дает им проникнуть во внутренние органы (легкие, сердце, печень). Однако он не запоминает вирусы и микробы, то есть не обладает иммунологической памятью, поэтому на каждое последующее поступление вирусов в организм вырабатываются свои антитела.

Иммуноглобулин М вырабатывается В-лимфоцитами в ответ на первое появление патогена и тоже не обладает иммунологической памятью. Однако при повторных встречах с одной и той же инфекцией антитела класса М способны запомнить микроб.

Иммуноглобулин G вырабатываются при появлении вирусов, микробов, аллергенов. Они запоминают эти патогены и предотвращают развитие инфекции. Причем иммуноглобулины G реагируют не только на вновь поступившие бактерии, но и на те микробы и вирусы, которые циркулируют в крови длительное время.

Читайте также  Врожденные тромбопении у новорожденного и у детей грудного возраста

Иммуноглобулин Е появляются в ответ на размножение в организме паразитов (глистов) и контролируют развитие аллергических реакций.

Иммуноглобулин D участвует в синтезе В-лимфоцитов.

В процессе роста ребенка существуют определенные «критические» периоды в формировании иммунной системы.

Первый критический период – период новорожденности (до 28 дней жизни). В это время иммунная защита ребенка подавлена. Поэтому младенец очень восприимчив к вирусным инфекциям и воздействию условно-патогенных микробов, которые способны вызывать заболевания в условиях сниженного иммунитета.

Второй критический период – 3-6 месяцев жизни – обусловлен разрушением материнских антител в организме малыша. Но на проникновение инфекции в организме ребенка все же развивается первичный иммунный ответ. Однако в этот период дети подвержены воздействию разного рода вирусов, вызывающих ОРВИ. Также в это время отмечается высокая заболеваемость кишечными инфекциями, воспалительными заболеваниями органов дыхания. Кроме того, если на первом году жизни ребенок не получил материнские антитела (мама не болела и не была привита или не кормила грудью), тяжело и нетипично протекают детские инфекции (коклюш, ветряная оспа, краснуха и др.). И, к сожалению, в дальнейшем ребенок может заболеть ими вновь, поскольку пока у него еще не развита иммунологическая память. В этом же возрасте могут появляться пищевые аллергии.

Третий критический период – 2-3 года жизни ребенка. У малыша значительно расширяются контакты с окружающим миром. Основным в работе иммунной системы остается первичный иммунный ответ, хотя уже могут образовываться иммуноглобулины G. Система местного иммунитета (иммуноглобулины А) сохраняется незрелой. Дети все еще чувствительны к вирусам и бактериальным инфекциям, причем характерны повторные заболевания.

Четвертый критический период – 6-7 лет. У ребенка в этот период уровни иммуноглобулинов М и G соответствуют параметрам взрослых, однако иммуноглобулин А имеет еще низкие значения. В это же время величина иммуноглобулина Е достигает максимального уровня. В 6-7 лет формируются многие хронические болезни, нарастает частота аллергических заболеваний.

Пятый критический период – подростковый возраст (12-13 лет у девочек и 14-15 лет у мальчиков). Период бурного роста и гормональной перестройки сочетается с уменьшением лимфоидных органов (тканевых образований, в которых образуются иммунные клетки и где они приобретают иммунную специфичность). После периода спада отмечается новый подъем частоты хронических заболеваний.

Для укрепления защитных сил организма ребенка можно применять различные общеукрепляющие методики: закаливание, контрастные воздушные ванны, одевать малыша соответственно погоде, стараться максимально ограничить контакты с другими детьми в период вспышек сезонных вирусных заболеваний (например, не водить ребенка на различные массовые мероприятия во время эпидемии гриппа).

Достаточно эффективны средства народной медицины, например, чеснок и лук. Эти растения выделяют так называемые фитонциды – вещества, уничтожающие вирусы и бактерии. Обычно их измельчают и расставляют в стеклянных блюдцах в помещении. Нанизанный на ниточку зубчик чеснока можно повесить малышу на шею.

Когда нужно обратиться к иммунологу?

По данным Всемирной Организации Здравоохранения, дети до 3 лет переносят 6-8 респираторных заболеваний в год. В среднем, в течение года при нормальном функционировании иммунной системы, ребенок может переболеть 1-2 раза достаточно тяжелыми вирусными инфекциями (грипп, аденовирусная инфекция); до 4-5 инфекций могут протекать легко, в виде насморка, покашливания, невысокой температуры.

В этих случаях родителям не стоит считать, что у малыша снижен иммунитет. Ведь единственный способ полноценно защититься от инфекционных заболеваний – выработать собственный иммунитет, который формируется при встрече с микробом. Частые ОРВИ ни в коей мере не стоит рассматривать как проявление несостоятельности иммунной системы ребенка и говорить об иммунодефиците.

  • Серьезным поводом для обращения к врачу-иммунологу может послужить: частые простудные заболевания, протекающие с осложнениями (ОРВИ, переходящая в бронхит, пневмонию и т.п.);
  • повторные заболевания инфекциями, к которым должен вырабатываться пожизненный иммунитет (ветряная оспа, корь, краснуха и т.д.). Однако здесь стоит учитывать, что если малыш переболел этими заболеваниями до года, то иммунитет к ним может быть не стоек, не давать пожизненной защиты;
  • длительное лечение острых или хронических заболеваний ребенка антибактериальными, противогрибковыми, гормональными препаратами, ослабляющими иммунитет.

Дети, посещающие детский сад, первое время болеют достаточно часто, так как возможность контакта с заболевшими людьми увеличивается. Этот период обычно длится 6-12 месяцев. Причиной повышенной заболеваемости может стать и стрессовая ситуация, нежелание ребенка находиться в дошкольном учреждении и т.п. Однако отмечено, что дети, не посещающие детский сад, болеют реже, но как только они начинают ходить в школу, частота вирусных инфекций у них резко возрастает.

Возрастные особенности иммунитета у детей.

Возрастные особенности иммунитета у детей . Во время беременности иммунная система матери проявляет толерантность к антигенным структурам плода, благодаря чему не происходит его отторжения. Это связано с наличием плацентарного барьера, с низкой плотностью антигенов гистосовместимости на клетках трофобласта, а также с супрессорной направленностью иммунных реакций в системе мать — плод. Женский организм, плацента и плод синтезируют ряд белковых факторов (альфа-фетопротеин, уромодулин, белки трофобласта) и небелковых соединений (эстрогены, прогестерон, простагландины Е 1 и Е 2 ), подавляющих реакции отторжения.

На 8-й неделе внутриутробного периода в организме плода начинается синтез комплемента, а между 8-й и 10-й неделями появляются В-лимфоциты. Вначале это незрелые клетки, содержащие в цитоплазме тяжелые цепи lgM, а позднее — В-лимфоциты, несущие lgM и lgD на мембранах. Плод синтезирует ограниченные количества lgG. Его содержание в крови до 17 нед. беременности составляет в среднем 0,1 г/л , к 32 нед. повышается до 0,4 г/л , а у новорожденных составляет около 11,0 г/л . Однако у доношенных этот уровень достигается не за счет синтеза, а в результате активного транспорта lgG через плаценту в самые последние недели беременности. Иммуноглобулины других классов через плаценту не передаются. В случае контакта с антигенами иммунная система плода отвечает увеличением синтеза lgM. Повышение концентрации lgM в пуповинной крови более 0,3 г/л свидетельствует об антигенной стимуляции плода или о внутриутробном инфицировании. Синтез lgE может возрасти во внутриутробном периоде у детей из семей с повышенным риском развития атонических заболеваний. В этих случаях повышенная концентрация lgE определяется уже в пуповинной крови. Синтез lgA и особенно его секреторной формы у плода крайне ограничен, и лишь к 3—4 месяцам жизни секреторные lgA регистрируются в слюне, носовой слизи и слезной жидкости ребенка.

Т-лимфоциты появляются у плода на 12-й неделе внутриутробного периода, после этого срока плод способен проявлять слабые реакции гиперчувствительности замедленного типа и отторжения трансплантата. Абсолютное число лимфоцитов в крови резко повышается на первой неделе жизни (физиологический лимфоцитоз, сохраняющийся на протяжении 5—6 лет).

У новорожденных реакции бластной трансформации лимфоцитов в ответ на митогены проявляются слабо, низка цитотоксическая активность Т-лимфоцитов и естественных киллеров. Кожные пробы при постановке реакций гиперчувствительности замедленного типа отрицательны. Супрессорная активность иммунной системы сохраняется по отношению к лимфоцитам матери на протяжении всего первого года жизни. Она направлена на предупреждение тяжелой иммунокомплексной патологии, неизбежной при контакте новорожденного с огромным числом антигенов.

Особенности регуляции межклеточного взаимодействия в иммунном ответе новорожденных связаны с ограниченной продукцией интерлейкинов и интерферонов. Физиологический дефицит интерферонов определяет недостаточный противовирусный И. в ранние периоды жизни. У новорожденных ослаблены процессы активации системы комплемента, особенно альтернативного пути. Для них характерны низкие концентрации в крови компонентов системы комплемента С1, С2, С3, С4 (в 2 раза ниже уровня взрослых), что определяет низкую опсоническую активность крови новорожденных.

Для плода и новорожденного характерны определенные особенности фагоцитарной системы. Спонтанная миграция и хемотаксис фагоцитов проявляются слабо, что отчасти связано с более высокой, чем у взрослых, жесткостью мембран клеток. Низка продукция фактора, тормозящего миграцию макрофагов. Фагоцитоз часто оказывается незавершенным.

Материнские антитела класса lgG защищают новорожденного от дифтерийного токсина, вирусов полиомиелита, кори, краснухи, от микробных инфекций, вызываемых менингококками и стрептококками, отчасти от столбняка. Клеточно-опосредованная защита от некоторых вирусов и грибков обеспечивается трансплацентарной передачей трансфер-фактора и отдельных интерлейкинов. Однако новорожденные и дети первых месяцев жизни проявляют повышенную чувствительность к респираторному синцитиальному вирусу, а также к вирусу энцефаломиокардита. Полупериод элиминации (или катаболизма) материнских антител класса lgG — 21—23 сут. При крайне ограниченном собственном синтезе lgG у ребенка это ведет к существенному снижению концентрации lgG между 2-м и 6-м месяцами жизни.

Воздействие различных антигенов на первом году жизни вызывает первичный иммунный ответ, проявляющийся повышением синтеза антител класса lgM. Постепенно происходит переключение гуморальных реакций иммунного ответа на синтез антител класса lgG. К концу первого года жизни в крови имеется примерно 50—60% количества lgG и только около 30% lgA от средних значений у взрослых. К концу второго года жизни содержание lgM и lgG составляет уже около 80% значений взрослых, а lgA — около 40%. Содержание lgM достигает уровня такового у взрослых к 3—5 годам., Секреторные иммуноглобулины класса А. и секреторный фрагмент Sc полностью отсутствуют у новорожденных и появляются в секретах после 3-го месяца жизни. Но на протяжении первых четырех лет жизни их концентрация в слюне, назальных секретах в 4—5 раз ниже, чем у взрослых. Это дает основание говорить о недостаточности в первые годы жизни системы местного И. Недостаточность lgA в кишечнике предопределяет высокую частоту пищевой аллергии.

Читайте также  Помещение яслей и домов ребенка

Лимфоидные органы ребенка раннего возраста отвечают на инфекционные агенты значительной гиперплазией, которая сохраняется длительное время после преодоления инфекции. Лимфаденопатия сопровождает практически любой воспалительный процесс. При конституциональном лимфатизме реакции со стороны лимфатических узлов, как правило, сильно выражены. В лимфатических узлах у детей могут длительно сохраняться микроорганизмы. При персистирующих вирусных инфекциях, вызванных цитомегаловирусом, вирусом Эпстайна — Барр, или инфекциях, обусловленных токсоплазмами, возбудителями туберкулеза, наряду с лимфатическими узлами нередко увеличена и селезенка. Дети, родившиеся с внутриутробными вирусными инфекциями, длительно рассеивают их возбудителей, поражающих чувствительных к ним сверстников и взрослых.

В процессе роста ребенка существуют определенные критические периоды развития иммунобиологической реактивности, когда на антигенные воздействия иммунная система дает неадекватный или даже парадоксальный ответ: он может оказаться недостаточным для защиты либо чрезмерным гиперергическим (аллергическим) Первый такой период охватывает первые 29 дней жизни (период новорожденности). На 5—7-е сутки происходит первый перекрест в лейкоцитарной формуле крови, нейтрофилез сменяется относительным и абсолютным лимфоцитозом. Пассивный гуморальный И. обеспечивается в основном материнскими антителами. Характерны незавершенность фагоцитоза, низкая функциональная активность системы комплемента и опсонизация микробов. Хемотаксис и миграция фагоцитов ограничены. Ребенок проявляет слабую резистентность к условно-патогенной, гноеродной, грамотрицательной микрофлоре, некоторым вирусам. Проявляется склонность к генерализации микробновоспалительного процесса, септическим состояниям.

Второй критический период (3—6 мес.), характеризуется ослаблением пассивного гуморального И. в связи с элиминацией материнских антител. Сохраняется супрессорная направленность иммунных реакций при выраженном лимфоцитоза в крови. На большинство антигенов развивается первичный иммунный ответ с преимущественным синтезом антител класса lgM, не оставляющим иммунологической памяти. Такой тип иммунного ответа наблюдается при вакцинации против столбняка, дифтерии, коклюша, полиомиелита, кори, и только после 2—3 ревакцинаций формируется вторичный иммунный ответ с образованием антител класса lgG и стойкой иммунологической памяти. Вакцинация может не повлечь иммунного ответа, если в крови детей еще циркулируют материнские антитела или дети по показаниям получали препараты крови, гамма-глобулин, плазму. Дети сохраняют очень высокую чувствительность к респираторному синцитиальному вирусу, вирусам парагриппа, аденовирусам. Вирус гепатита В редко вызывает желтушные формы болезни, чаще акродерматит (синдром Джанотти). Атипично протекают коклюш, корь, которые не сопровождаются развитием И. Проявляется недостаточность системы местного И. (повторные острые респираторные вирусные инфекции); выявляются многие наследственные иммунодефициты; нарастает частота пищевой аллергии.

Третий критический период приходится на второй год жизни, когда значительно расширяются контакты ребенка с внешним миром. Сохраняется первичный характер иммунного ответа на многие антигены, однако синтез антител класса lgM уже переключается на образование антител класса lgG. В этот период дифференцируются клоны В-лимфоцитов, синтезирующие субклассы lgGI и lgG3. Однако синтез субклассов lgG2 и lgG4 запаздывает. Процесс переключения синтеза антител от lgM на lgG находится под контролем особых генов. Супрессорная направленность иммунной системы сменяется преобладанием хелперной функции по отношению к клонам В-лимфоцитов, синтезирующим lgM. Система местного И. остается неразвитой, дети по-прежнему чувствительны к вирусным инфекциям. Полисахаридные антигены отдельных серотипов пневмококка вообще не индуцируют гуморального М., он отсутствует по отношению к палочке инфлюэнцы у 30% детей данного возраста. В этот период проявляются многие малые (минорные) аномалии И., иммунопатологические диатезы (атопия), иммунокомплексные болезни. Дети особенно склонны к повторным вирусным и микробно-воспалительным заболеваниям органов дыхания, ЛОР-органов. Проявления иммунопатологического диатеза (атопические реакции, аутоиммунный диатез) четко не дифференцируются.

Четвертый критический период — 4 — 6-й годы жизни. В этом возрасте наблюдается второй перекрест в содержании форменных элементов крови. Средняя концентрация lgG и lgM в крови соответствует аналогичным показателям у взрослых, уровень lgA в плазме еще не достигает окончательных значений, но значительно повышается содержание lgE. Система местного И. у большинства детей еще не завершает своего развития. Данный период характеризуется высокой частотой атонических, иммунокомплексных заболеваний, проявлением поздних иммунодефицитов. Формируются многие хронические заболевания полигенной природы.

Пятый критический период — подростковый возраст (у девочек с 12—13 лет, у мальчиков с 14—15 лет). Пубертатный скачок роста сочетается с уменьшением массы лимфоидных органов. Стимуляция секреции половых гормонов (андрогенов) ведет к подавлению клеточного звена И. и стимуляции его гуморального звена. Содержание lgE в крови снижается. Окончательно формируются типы иммунного ответа (сильный и слабый). Нарастает воздействие на иммунную систему экзогенных факторов, например курения. Отмечается новый подъем частоты хронических, воспалительных, аутоиммунных и лимфопролиферативных заболеваний Тяжесть атопических болезней (бронхиальной астмы и др.) у многих детей ослабевает.

Отклонения в развитии иммунной системы чаще всего проявляются как поздний иммунологический старт. Его причинами служат следующие факторы: низкая масса тела при рождении; внутриутробное инфицирование лимфотропными ДНК-вирусами (цитомегалии, Эпстайна — Барр, герпеса); гипербилирубинемия; малые наследственные аномалии И. (дефицит lgA, отдельных субклассов lgG, отдельных компонентов системы комплемента, интерферона, дефекты хемотаксиса фагоцитов, опсонизации и др.): экзогенные, в т.ч. ятрогенные, влияния (введение гамма-глобулина без достаточных на то оснований, игнорирование профилактики рахита, длительное применение кортикостероидов, воздействия диоксинов и фенолов атмосферного воздуха и др.). Повторные инфекции (острые респираторные вирусные заболевания и др.) также вызывают вторичную депрессию иммунной системы. При ВИЧ-инфекции резко угнетается хелперная функция лимфоцитов и становление иммунной системы в целом происходит на фоне дистрофии и вялотекущих воспалительных процессов в легких, кишечнике, коже. Следует иметь в виду, что ряд лимфоцитотропных вирусов у детей может вызвать сходное состояние, получившее название псевдо-ВИЧ-синдрома (например, врожденная Эпстайна — Барр вирусная инфекция).

В критические периоды становления иммунной системы особенно часто проявляются наследственные вариации силы иммунного ответа и иммунопатологические диатезы (атопический, лимфатико-гипоиммунный, аутоиммунный). Наиболее тяжелые состояния у детей развиваются при классических моногенных иммунодефицитах (агаммаглобулинемия, аплазия вилочковой железы, тяжелые комбинированные формы иммунной недостаточности и др.), однако они встречаются редко, отличаясь крайне неблагоприятным прогнозом уже в раннем возрасте (см. Иммунопатология ) .

Об особенностях детской иммунной системы. Что важно знать родителям

Как формируется иммунная система ребёнка

Иммунитет новорожденного ребёнка очень слаб. Иммунная система производит защитные клетки, но их слишком мало, чтобы создать надёжную преграду для отражения атаки болезнетворных бактерий. На первых порах защита организма малыша основывается на иммуноглобулинах группы О, которые ребёнок получает от мамы еще в утробе на третьем триместре беременности. Если мама не имеет проблем со здоровьем, то малыш надёжно защищён, если нет, то возникнет плацентарная недостаточность и недобор клеток-спасателей.

Полученные от мамы антитела работают на защиту маленького организма от вирусов и бактерий всего лишь три месяца. В последующие месяцы жизни у младенца постепенно начинают вырабатываться собственные иммуноглобулины. Однако это лишь иммуноглобулины вида М, которые защищают не от всех инфекций. Большое значение для иммунной системы ребёнка имеет грудное молоко. С ним малыш получает иммуноглобулины типа А, которые отвечают за местный иммунитет носоглотки и создают надежный барьер инфекционным заболеваниям примерно до года.

Самым рискованным временем для детского иммунитета считается возраст от 6 месяцев до 1,5 лет. В этот период действие материнских антител начинает ослабевать, а выработка собственных еще не сформирована окончательно.

К 4−летнему возрасту начинает увеличиваться число собственных группы А. Именно поэтому рекомендуют определять ребёнка в детский сад не раньше пяти лет. Вплоть до школьного возраста клетки иммунной системы детей растут очень медленно. По этой причине предрасположенность дошкольников к заболеваниям вызываемых вирусными инфекциями очень высока.

Лишь к 7 годам у ребёнка формируется такое же число иммуноглобулинов М, О, А, что и у взрослого человека. Только к 8−летнему возрасту начинают вырабатываться клетки защиты организма от глистов, иммуноглобулин Е, поэтому гельминтоз столь распространён у дошкольников.

Кажется, что иммунная система подростков должна быть окончательно построена, но этому препятствуют гормоны, деятельность которых время уменьшает защитную систему организма. Это происходит в возрасте 12−15 лет. У молодых людей повышается предрасположенность к туберкулёзу и возникает риск перехода заболеваний в хроническую стадию. Лишь только гормональный фон тинэйджеров нормализуется, иммунная система становится сильной.

Последним возрастным этапом в формировании защитных сил организма специалисты называют период 18−20 лет, однако поддерживать иммунитет следует на протяжении всей жизни.

Друзья и враги иммунитета

1. Пеленание и укутывание Специалисты, наблюдающие детей трёхмесячного возраста, предупреждают, что пеленание мешает правильному формированию иммунной системы. В результате исследований неанотологи выяснили, что у ребёнка возникает привыкание к теплу, если он постоянно укутан, либо в пелёнках. В таком случае даже небольшой ветерок может вызвать переохлаждение и ослабление защитных сил младенца. Иммунная система грудничка не сможет бороться с болезнетворными микробами.

2. Стерильность Если дезинфицировать все предметы, с которыми соприкасается малыш, стерилизовать посуду и игрушки, кипятить плёнки и одежду, чистить пол спецсредствами, его организм не сможет развить защитных сил против вирусных инфекций, которые встретятся в детском саду и школе.

3. Наличие вредных привычек у родителей Известно, что даже пассивное курение губительно влияет на сопротивляемость инфекциям. Никотин разрушает в организме витамин С, т. е. аскорбиновую кислоту, которая ответственна за наши адаптационные возможности.

4. Неправильное питание

1) Полуфабрикаты и фастфуд: Содержат красители, загустители, консерванты, усилители вкуса. Такая пища наносит вред микрофлоре кишечника, которая оказывает большое влияние на работу защитных сил организма.

2) Кофеин: Диетологи считают употребление большого количества кофеина стрессом для организма. Это вещество содержится не только в кофе, но и черном чае, какао столь любимой детьми. Увлечение этими напитками может вызвать у ребёнка раздражение желудка, гастрит и нарушение работы иммунной системы.

Читайте также  Аденоиды у детей могут развиваться из-за курящих родителей

3) Сахар: Избыток сахара вызывает уменьшение синтеза антител, составляющих основу иммунной системы. Также сахар значительно понижает уровень селена, который необходим организму для противодействия инфекциям.

5. Иммуностимуляторы Неправильное применение препаратов, повышающих иммунитет, приносит больше вреда, чем пользы. Часто родители назначают детям эти лекарства, не советуясь с врачом. Так, например, известная всем эхинацея при обычном ОРЗ может внести дисбаланс в работу иммунной системы. Ведь принимать этот препарат следует лишь при отите, гайморите и других гнойных процессах.

6. Несоответствующие возрасту умственные и физические нагрузки Насыщенная школьная программа и дополнительные интеллектуальные занятия – серьёзная нагрузка на организм ребёнка, а, следовательно, и на его иммунитет. Постоянные мозговые атаки вызывают усталость и приводят к частым болезням. Чрезмерные нагрузки в спортивных секциях, как и малоподвижный образ жизни также ухудшают состояние защитных сил. Родителям важно это контролировать. Необходимо чтобы нагрузки не превышали для возраста норм и повышались постепенно.

ДРУЗЬЯ ИММУНИТЕТА

1. Материнское молоко С молоком матери малыш получает все нужные питательные веществам витамины и важные компоненты – иммуноглобулины. Дети, вскармливаемые грудью, болеют намного реже, меньше подвержены аллергиям.

2. Движение и прохлада Иммунологи называют эти факторы одними из самых важных для стимуляции иммунитета. Купание, обливания, проветривание помещения, прогулки на свежем воздухе развивают защитные силы организма, повышают устойчивость к вирусным заболеваниям.

3. Солнечные ванны Умеренные солнечные ванны стимулируют выработку в коже витамина D, укрепляющего кости и иммунную систему.

4. Кисломолочные продукты Йогурт, кефир, продукты с пробиотиками содержат лактобактерии, необходимые для создания благоприятной микрофлоры тракте. Правильная работа этого органа очень важна для иммунитета, ведь именно там вырабатываются клетки, синтезирующие иммуноглобулины.

Детские витамины для иммунитета

Иммунитет представляет собой способность организма человека поддерживать постоянство своей внутренней среды за счет борьбы с чужеродными веществами и клетками. В медицине чужеродные вещества называют антигенами. В роли антигенов могут выступать вирусы, бактерии, паразиты, аллергены и многие другие.

Виды иммунитета

Иммунитет включает в себя гуморальный и клеточный иммунитет. Остановимся более подробно на каждом из них. Гуморальный обеспечивается нахождением в крови антител (вещества, которые связываются с антигенами). Клеточный обеспечивается клетками иммунной системы. Иммунитет бывает врожденный и приобретенный. В свою очередь, приобретенный может быть активным и пассивным. Активный развивается после перенесенных заболеваний, например, ОРВИ. Также он формируется после вакцинации. Пассивный формируется при переливании в организм уже готовых антител в виде сыворотки. Также он развивается при передаче антител с молоком матери новорожденному ребенку. По сути, естественный иммунитет включает в себя врожденный, приобретенный после перенесенного заболевания, а также пассивный иммунитет при передаче антител от мамы к малышу. Искусственным называют иммунитет после введения вакцины или сыворотки с антителами.

Органы иммунитета

После того, как мы разобрали понятие иммунитет, основные его виды, необходимо уделить внимание и органам, которые его обеспечивают.

Выделяют центральные и периферические органы иммунной системы.

К центральным относятся:

  • Красный костный мозг. Находится в костях. Служит источником образования всех клеток крови, в том числе клеток иммунной системы.
  • Тимус. В нем происходит дальнейшее созревание некоторых клеток иммунной системы, поступающих из красного костного мозга.

Периферические органы:

  • Лимфоузлы.
  • Селезенка.
  • Скопления лимфоидных клеток в коже, органах дыхания, кишечнике.

Особенности формирования иммунитета у детей

Формирование иммунитета у детей имеет свои особенности в зависимости от возраста.

Особенностью формирования иммунной системы у детей является наличие так называемых « критических » периодов:

  • Первымкритическим периодом после рождения малыша является период новорожденности. В это время малыш встречается с огромным количеством болезнетворных микроорганизмов. Иммунная система в этот период подвержена сильным иммунноснижающим действиям. Для этого периода характерна низкая устойчивость по отношению ко многим инфекциям. Отмечается склонность к развитию распространенных инфекций.
  • Второйпериод приходится на возраст 3-6 месяцев. Характеризуется ослаблением иммунных реакций в связи с разрушением антител, которые передались от мамы.
  • Третий период развивается на втором году жизни. В этот период значительно увеличивается контакт малютки с внешним миром. В этом возрасте проявляются многие аномалии иммунной системы, а также аутоиммунные (направленные против собственного организма) заболевания. Дети склонны к повторным острым респираторным заболеваниям.
  • Четвертый период приходится на 4-6-й годы жизни. Этот период характеризуется высокой распространенностью аллергических и паразитарных заболеваний. В этот период формируются многие хронические заболевания.
  • Пятый период приходится на подростковый возраст. У девочек это соответствует 12-13 годам, у мальчиков – с 14-15 лет. Большой скачок роста сопровождается уменьшением массы лимфоидных (иммунных) органов. Увеличение образования мужских половых гормонов ведет к снижению клеточного звена иммунитета. В связи с этим многие аллергические заболевания ослабевают. Усиливается влияние внешней среды на развитие иммунитета. В это время отмечается новый подъем заболеваемости хроническими воспалительными, аутоиммунными, вирусными заболеваниями.

Процессы формирования иммунной системы у детей могут замедляться под действием различных внешних факторов:

  • Ксенобиотики (химические вещества).
  • Внутриутробные инфекции
  • Частые ОРВИ и инфекции пищеварительного тракта.
  • Влияние экологических факторов внешней среды и многие другие.

Некоторые внешние факторы могут замедлять формирование иммунной системы у детей.

Указанные факторы, замедляющие процессы формирования иммунной системы у детей, приводят к функциональной незрелости иммунной системы и, соответственно, предрасполагают к развитию у них иммунодефицитных состояний (состояние сниженного иммунитета).

Витамины и их роль в иммунитете

Витамины представляют собой необходимые для нормальной жизнедеятельности вещества, образование которых в организме отсутствует или очень ограничено. В основном, источником данных веществ у детей является пища и кишечные бактерии, которые также способны их образовывать.

Они имеют свои особенности:

  • Не включаются в структуру органов и тканей малыша.
  • Не используются организмом в качестве источника энергии.

В зависимости от способности растворяться в воде или жирах, витамины подразделяются на две большие группы:

  1. Жирорастворимые. К ним относятся витамины А, Д, Е, К, а также витаминоподобные вещества – убихинон (витамин Q), эссенциальные жирные кислоты (витамин F).
  2. Водорастворимые. К ним относятся витамины группы В, Н, С, витаминоподобные вещества – холин, липоевая кислота, карнитин, оротовая кислота и другие.

К сожалению, существуют причины, которые могут приводить к снижению уровня данных веществ в организме. Данная проблема имеет медицинское название – гипо- и авитаминозы.

Причины гипо- и авитаминозов:

  • Воздействие факторов внешней среды.
  • Нерациональное питание.
  • Нарушение всасывания.
  • Высокая потребность (например, у недоношенных детей и в период пубертата).
  • Заболевания печени.
  • Усиление распада витаминов.
  • Поражение микрофлоры кишечника. Более подробно с данной проблемой вы можете познакомиться в нашей статье.

Симптомы недостатка витаминов

Недостаток некоторых витаминов может привести к снижению иммунитета.

Гиповитаминозы, как правило, имеют неспецифические симптомы. К ним относятся: повышенная утомляемость, снижение защитных сил организма, слабость, вялость. Авитаминозы имеют более специфические (определенные) симптомы. Более подробно на каждом авитаминозе мы останавливаться не будем, а лишь рассмотрим витамины, недостаток которых может привести к снижению иммунитета.

К ним относятся:

  • Витамин А. Его дефицит проявляется поражением глаз, кожи, а также повышенной восприимчивостью к инфекциям.
  • Витамины группы В6 (пиридоксин, пиридоксаль). Недостаток указанных веществ может привести к дерматиту, лимфопении (снижение уровня клеток иммунитета), анемии, судорогам.
  • Биотин. Недостаток указанного вещества может приводить к себореи, выпадению волос, ухудшению работы иммунной системы.
  • Витамин С. Недостаток витамина С приводит к повышенной ломкости сосудов, быстрой утомляемости, болям в конечностях, выпадению зубов, плохому заживлению ран, повышенной восприимчивости к инфекциям.
  • Витамин Д. Недостаток витамина Д приводит к развитию рахита у малыша, который также сопровождается снижением иммунитета и повышению общей заболеваемости у малыша.

Витамины, используемые для повышения иммунитета

Выбор витаминного препарата у детей зависит от многих факторов, основным из которых является возраст крохи. Ниже перечислим список основных детских витаминов для иммунитета детям разных возрастных периодов.

Выбор витаминов для детей во многом зависит возраста малыша.

Для детей от года предпочтение отдается препаратам в виде сиропа или капель:

  • Капли «Мульти-Табс Беби».
  • Сироп «Пиковит».
  • «Алфавит Наш Малыш».

В возрасте от 3 до 5 лет уже возможно применение жевательных таблеток:

  • Жевательные таблетки «Компливит Актив».
  • Жевательные таблетки «Витрум Кидс Плюс».
  • Пастилки «Витамишки».

У детей старше 6 лет можно использовать:

  • Жевательные таблетки «Мульти-Табс».
  • Таблетки «Пиковит форте».
  • Таблетки «Алфавит школьник».

Указанные препараты содержат в своем составе вышеописанные витамины, поэтому являются витаминами для повышения иммунитета, которые позволяют укрепить иммунитет вашего малыша.

Как и любые другие препараты, они имеют свои показания и противопоказания. Применять их нужно только в тех случаях, когда есть недостаток данных веществ. Не занимайтесь самолечением, при возникновении у ребенка симптомов, связанных с дефицитом витаминов, обращайтесь к педиатру. Врач поможет подобрать подходящие лекарства для вашего малыша, а также назначит правильные дозировки и длительность применения выбранного препарата.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: