\

Психомоторное развитие недоношенных детей

Особенности раннего психического развития недоношенных детей, имеющих критически низкую массу тела при рождении и перинатальное поражение ЦНС

В последние годы в связи со значительными успехами в неонатологии ( в частности в таких ее областях, как реанимация новорожденных, усовершенствование и развитие новых методов выхаживания и т.п.) повысилась выживаемость недоношенных младенцев как с критически низкой массой тела при рождении, с одной стороны, так и с перинатальными поражениями, с другой.

Недоношенные дети составляют группу высокого риска возникновения у них в дальнейшем нарушений соматического, неврологического характера, что составляет базу для возникновения различного рода отклонений в психическом развитии. Данные, накопленные зарубежной статистикой, свидетельствуют о том, что среди недоношенных младенцев:

  • в 16 % случаев был диагносцирован ДЦП; процент данного заболевания оказался достаточно стабильным и был принят в качестве показателя распространенности ДЦП у выживших недоношенных младенцев;
  • в 20 % случаев была диагносцирована умственная отсталость; в 21% случаев уровень интеллектуального развития был ниже нормы (в США эту категорию детей называют «лица с пограничными интеллектуальными способностями»); в 10% случаев наблюдалась слепота или глухота;
  • в 1/3 случаев встречалось сочетание инвалидизирующих нарушений (например, ДЦП и умственной отсталости);
  • в 50 % случаев в возрасте 6-8 лет интеллектуальное развитие детей соответствовало норме (по данным Т. Монтгомери, 1996).

Отечественные и зарубежные авторы отмечают, что на раннее психическое развитие недоношенных младенцев значительное влияние оказывают следующие биологические факторы: гистационный возраст, морфофункциональная незрелость, масса тела при рождении, неврологические нарушения (Е.П. Бомбардирова, 1979; V. Krall et al., 1980; S. Grigoroiu, 1981; S. Goldberg et al., 1986; J. Watt, 1986; D. Sobotkova et al., 1994; А.Э. Лицев, 1995; Ю.А. Разенкова, 1997).

Целью настоящей работы было изучение особенностей раннего психического развития недоношенных младенцев, имеющих критически низкую массу тела при рождении и перинатальное поражение ЦНС.

Для этого использовались Шкалы интеллектуального и моторного развития детей раннего возраста теста Н.Бэйли (1993). Этот тест был выбран на основании того, что, во-первых, он хорошо стандартизован и, во-вторых, он позволяет сравнивать полученное ребенком значение стандартных баллов как с его же собственными, но полученными в другом возрасте, так и со значениями, полученными группой сверстников.

Испытуемыми были 24 недоношенных младенца с критической массой тела от 900 до 1500 гр. Гистационный возраст этих младенцев варьировал в пределах от 25 до 36 недель (средний гистационный возраст = 29,7 недель). Хронологический возраст этих детей колебался в пределах от 2 месяцев 13 дней до 13 месяцев 6 дней (средний хронологический возраст = 20 недель). Мальчики составили 42% (n = 10), девочки — 58% (n = 14). Все дети имели в анамнезе диагноз перинатальной энцефалопатии разной степени тяжести.

После выписки из больницы за детьми осуществлялось катамнестическое наблюдение. Обследование детей проводилось на амбулаторном приеме совместно с врачами неонатологом и невропатологом.

Результаты

Результаты выполнения детьми теста сравнивались с нормативными значениями, соответствующими их хронологическому возрасту, с одной стороны, и скорректированному возрасту, с другой. Скорректированный возраст представляет собой разницу между хронологическим возрастом ребенка и сроком (количество недель), на который ребенок недоношен. Например, хронологический возраст ребенка на момент обследования составляет 5 мес. 6 дн., гистационный возраст ребенка составляет 27 нед. Срок недоношенности равен 40 нед. (средняя продолжительность беременности) минус 27 нед. = 13 нед. (3 мес. 1нед.). Скорректированный возраст будет равен в данном случае 5 мес. 6 дн. — 3 мес. 7 дн. = 1 мес. 29дн. В целом по группе средние значения индекса интеллектуального развития (М = 59,6) и индекса моторного развития (М = 61,7), подсчитанные для хронологического возраста детей были ниже среднего значения нормы приблизительно на 2 23 стандартного отклонения (SD = 15). Эти значения соответствуют показателям значительной задержки развития.

Подсчитанные для скорректированного возраста детей среднее значение индекса интеллектуального развития (М = 89) ниже среднего значения для нормы приблизительно на 23 стандартного отклонения; а среднее значение индекса моторного развития (М = 93) ниже среднего значения для нормы на 13 стандартного отклонения. Оба эти значения находятся в границах нормы. (см. Гистограмму 1).

Гистограмма 1. Среднее значение интеллектуального и моторного развития по группе в целом

Анализ индивидуальных данных, полученных для хронологического возраста показывает, что интеллектуальное развитие только 8.9% детей соответствует норме, основная часть детей — 80% попадает в группу значительной задержки и 11% детей — в группу средней задержки. Аналогичное распределение детей по группам развития наблюдается и в моторном развитии: 10.2% — соответствует норме, 82% — значительной задержке и 7.8% — средней задержке. То есть, мы видим, что основная масса детей попадает в группу значительной задержки.

Противоположная картина наблюдается для данных, полученных для скорректированного возраста, однако и там, несмотря на то, что средние по группе в целом значения индексов интеллектуального и моторного развития, попадают в границы нормы, детальный анализ индивидуальных данных показывает, что интеллектуальное развитие 68.9% детей соответствует норме, 17.8% детей попадают в группу средней задержки, 2.2% — в группу значительной задержки, а 11.1% — в группу опережающего развития. Моторное развитие соответствует норме у 82% детей; в группу средней задержки попадает 7.7% детей, в группу значительной задержки — 2.6%, а 7.7% — в группу опережающего развития.

Лонгитюдное исследование показало, что с возрастом происходит изменение процентного соотношения детей по группам развития. Так, например, результаты, полученные для скорректированного возраста, показывают, что интеллектуальное развитие детей на первом обследовании соответствует возрасту у 47.8%, отстает у 39.1%, опережает — у 13.1%; на втором обследовании: соответствует — у 46.2% и отстает — у 53%; на третьем обследовании: соответствует — у 12.5%, отстает — у 37.5% и опережает — у 50% детей.

Таким образом, мы видим, что интеллектуальное развитие недоношенных младенцев на первом году жизни носит неравномерный характер. Один и тот же ребенок в разные возрастные периоды может попадать в разные группы развития. Сходные данные получены и относительно моторного развития. Так на первом обследовании в группу нормы для скорректированного возраста попадает 40% детей, отстает от своего возраста — 25%, опережает — 25%. На втором обследовании — уже 70% детей соответствует возрасту, 10% — отстает и 20% опережает свой скорректированный возраст. На третьем обследовании — 37.5% соответствует возрасту, 37.5% — отстает и 25% — опережает свой скорректированный возраст. Неравномерность как интеллектуального, так и моторного развития исследуемой категории детей хорошо видна на Гистограмме 2.

Гистограмма 2. Средние значения интеллектуального и моторного развития детей по группе в целом

Наиболее выраженное снижение уровня интеллектуального и моторного развития детей наблюдается в возрасте 3-4 мес. и 6-7 мес., что согласуется с данными, полученными в исследовании Ю.А.Разенковой, в котором автор на основании замедления темпа НПР детей выделяет данные возрастные периоды в качестве критических для детей групп повышенного риска. Анализ индивидуальных данных показывает, что другой характерной особенностью психического развития данной группы детей является асинхрония моторного и интеллектуального развития, которая наблюдается у 65% детей.

Проведенный анализ влияния тяжести перинатальной энцефалопатии (ПЭП) на интеллектуальное и моторное развитие недоношенных детей первого года жизни не выявил значимых различий между детьми с легкой, средней и тяжелой степенью выраженности ПЭП (индексы моторного развития составляют 100.75; 97.7; 96,18 , а индексы интеллектуального развития — 95.1; 96,3; 88,9 соответственно). Все эти значения находятся в границах нормы для скорректированного возраста детей (см. Гистограмму 3).

Гистограмма 3. Влияние тяжести ПЭП на интеллектуальное и моторное развитие недоношенных детей первого года жизни

Развитие недоношенных детей до года

Развитие недоношенных детей до года всегда должно учитываться с поправкой на скорректированное время (СВ). Оно рассчитывается путем вычисления количества недель до срока родов от фактического возраста малыша. Пример: крохе 28 недель, Чтобы вычислить скорректированный возраст необходимо 40 недель (норма вынашивания), вычесть 28 недель (возраст, когда малыш появился на свет) = 12 недель или 3 месяца. Другими словами, когда вашему малышу исполнится 7 месяцев, то его развитие должно оцениваться как для 4 месячного. И это абсолютно нормально для этой ситуации, родители должны понимать, чего ожидать от своего ребенка в этом возрасте с учетом (СВ). Выходит, что в 3 месяца фактического возраста у ребенка второе день рождение. Ведь в это время он должен был появиться на свет.

Читайте также  Диетолог рассказал как правильно похудеть и избавиться от целлюлита

Степени недоношенности:

  1. Критическая недоношенность. Рожденные в 25-28 недель. В этом возрасте внутренние органы сформировались не полностью, требуется реанимация, выхаживание проходит в специальных боксах инкубаторах, где поддерживается необходимая среда.
  2. Глубокая недоношенность. Родившиеся от 28 до 32 неделями. Наблюдается недоразвитость органов вялость, проблемы со здоровьем. Выхаживают таких деток в реанимационных условиях.
  3. Умеренная недоношенность. Ребенок родился в 32-37 недель. Могут возникнуть проблемы с кормлением, дыханием или терморегуляцией организма. а в основном выглядят как обычные новорожденные, только меньше весом.

Какие дети — жизнеспособные?

Понятия «жизнеспособность» и «живорождённость» различаются.

Понятно, что дети, рождающиеся преждевременно на дому, в обычном роддоме и современном перинатальном центре имеют совершенно разные шансы на выживание. А это уже момент юридический, затрагивающий понятия «неоказание помощи» и «умышленное убийство».

С юридической точки зрения: «жизнеспособность — состояние, при котором развитие тканей, органов и систем новорожденного обеспечивает его самостоятельную жизнь вне утробы матери».

С точки зрения медиков: живорождённый — плод, проявляющий хотя бы один признак жизни: сердцебиение, дыхание, пульсация пуповины, движения мускулатуры.

Ранее жизнеспособными считались детки, которые родились в 28 и более недель, имели вес килограмм и более, а рост — 28 см. Детей, рождённых на более раннем сроке и с меньшими росто-весовыми показателями считали нежизнеспособными и регистрировали в ЗАГС только в том случае, когда они выживали.

С 1993 года ситуация изменилась. Жизнеспособными считаются дети, рождённые на сроке не менее 22-х недель, весящие не менее 500 граммов и имеющие рост от 25 см. Среди появившихся на свет преждевременно различают детей:

  • с экстремально низкой массой (0,5 -1,0 кг);
  • с очень низкой массой (1,01 — 1,5 кг);
  • с низкой массой (1,51 — 2,5 кг).

Детей с очень маленьким весом называют теперь «потенциально жизнеспособными».

Родители недоношенного ребенка: не забывайте о себе

На первых порах пока вы привыкаете к тому, как правильно ухаживать за недоношенным ребенком, вам может понадобиться посторонняя помощь. Также вам следует подумать о том, как эффективнее распоряжаться временем. Как все успеть?

Недоношенные малыши, особенно если они какое-то время после рождения провели в больнице, позже, чем обычные дети, начинают понимать разницу между днем и ночью. К тому же их приходится чаще кормить, и кормления занимают больше времени. Ребенка придется кормить, укладывать спать, играть с ним не по расписанию, а по требованию. К тому же вам еще надо будет делать другие дела, связанные с уходом за малышом. Принимая все вышесказанное во внимание, вполне понятно, что времени на себя у вас практически не останется, если только вы не пересмотрите свои приоритеты и не позволите вашим близким помочь вам с повседневными делами.

Помощь и поддержка близких людей.

Раньше, когда несколько поколений одной семьи жили вместе, молодая мама и ее малыш всегда были окружены поддержкой родных. Сейчас ситуация несколько иная: большинство молодых семей живут отдельно от бабушек и дедушек. Поэтому и помощь приходится искать в других местах, например:

  • Многие молодые мамы, а иногда и папы, любят встречаться с другими молодыми родителями для того, чтобы обменяться опытом, поделиться полезной информацией. Такие группы родителей обычно образуются при клубах, развивающих центрах для детей, кружках для совместного занятия детей с родителями или других организациях для детей и родителей. Если же там, где вы живете, нет подобных родительских сообществ, то вы вполне можете создать их сами.
  • По вопросам здоровья ребенка также можно обратиться к вашему педиатру или патронажной сестре.
  • Информацию о правах родителей недоношенных детей, а также льготах и материальной помощи можно получить в службе социальной защиты населения.

Чтобы ребенка выписали из отделения интенсивной терапии, он должен пройти определенные этапы развития. Врачи не выписывают недоношенных детей, пока те не будут готовы самостоятельно дышать или принимать пищу без специального медицинского оборудования. У малышей может быть пожелтение кожи (желтуха), низкий уровень эритроцитов (анемия недоношенных), задержки дыхания (апноэ), болезнь глаз, при которой наблюдается недоразвитие сетчатки (ретинопатия недоношенных). У рано родившихся деток нередко выявляют нарушения когнитивных навыков, моторные дисфункции.

После выписки родителям нужно придерживаться некоторых принципов по уходу за новорожденным:

  1. Ваш ребенок подвержен более высокому риску инфекций из-за незрелой иммунной системы. На первых порах маме нужно принять все меры предосторожности и ограничить общение с другими людьми. Избегайте посещения общественных мест и не приглашайте пока гостей в дом. Организация такого домашнего режима должна строго соблюдаться, особенно первые 3 месяца после выписки.
  2. Подготовьтесь к тому, что малыш будет спать в течение короткого времени, но дольше, чем обычный доношенный ребенок.
  3. Старайтесь чаще общаться со своим маленьким сыном или дочкой, используя метод «кенгуру», при котором практикуется тесный физический контакт «кожа к коже». Исследования показали, что это оптимальный способ выхаживания недоношенных детей.
  4. Не стесняйтесь просить помощи у близких людей, ведь мама ребенка тоже должна достаточно отдыхать, хорошо питаться и не испытывать постоянный стресс.

Другие условия выписки

Во время пребывания ребенка в родильном доме за ним присматривают врачи-неонатологи, патронажные сестры. К выписке малыш должен окрепнуть и пройти первый медицинский осмотр. Каждый день доктора оценивают состояние пуповины, эпидермальных покровов, характер и частоту стула и мочеиспускания.

Ведется контроль веса, мышечного тонуса, двигательной активности, степени выраженности безусловных рефлексов.

Перед выпиской берется капиллярная кровь на анализ, исследуется порция урины. Данные диагностические мероприятия позволяют выявить тяжелые врожденные заболевания (например, галактоземию, фенилкетонурию, гипотериоз, адреногенитальный синдром, муковисцидоз и т.п).

Такие патологии важно обнаружить и начать лечить как можно раньше. От этого будет зависеть развитие и здоровье ребенка в будущем. Также до выписки из родильного дома крохе должны сделать прививки. В первые 12 часов после появления на свет младенца вакцинируют против заражения гепатитом В.

На третьи сутки ставят БЦЖ от туберкулеза. Эти прививки являются обязательными. Но по требованию родителей от них можно отказаться. Не иммунизируют больных и недоношенных детей. Срок выписки определяется неонатологом совместно с заведующим детским отделением родильного дома.

Женщине с малышом разрешают покинуть стены больницы при таких условиях:

  • у ребенка нормальный цвет кожи и слизистых (бледно-розовый), отсутствуют высыпания;
  • потеря веса прекратилась. Началась прибавка массы тела;
  • культя пуповины отпала. Отсутствует воспаление. Как правило, культя отпадает на третий или пятый день после рождения. В большинстве родильных домов сегодня пуповину обрезают на первые или вторые сутки после появления на свет;
  • малыш активный, у него хорошо развит рефлекс сосания. У новорожденного нормальный аппетит, отсутствует срыгивание после приема пищи;
  • мочеиспускание и стул соответствуют нормам. О хорошей работе почек говорит опорожнение мочевого пузыря до 20 раз в день. Урина должна иметь желтый цвет;
  • у малыша нормальная температура тела, а также хороший сон;
  • ребенок перенес вакцинацию без осложнений.

Если выполняются приведенные выше условия, то малыша могут выписать на четвертые сутки после рождения.

Недоношенный и незрелый — одно и то же?

Нет, это разные состояния.

  • Недоношенный ребёнок — родившийся раньше срока.
  • Незрелый ребёнок может быть рождён на любом сроке, однако его органы и системы ещё недостаточно созрели для того, чтобы он мог жить самостоятельно.

При этом почти всегда недоношенный ребёнок является незрелым. Но не каждый незрелый — недоношенный. Незрелые доношенные дети нуждаются в адекватной медицинской помощи так же, как и недоношенные.

Другие особенности развития недоношенных детей

Помимо отставания в росте и весе, детки, рожденные раньше срока, будут отставать от тех малышей, которые появились вовремя. Например, обычный здоровый ребенок в первый месяц своей жизни учится фокусировать взгляд на предмете или человеке, а также улавливать звук и поворачивать голову в сторону его источника. Детки, которые были рождены с массой не более 2 кг, смогут сфокусировать зрительное и слуховое восприятие не раньше 2 месяца жизни.

То же касается умения сидеть и ползать. Доношенный ребенок осваивает эти навыки в возрасте 6-8 месяцев, тогда как недоношенный малыш сможет порадовать родителей своими достижениями ближе к 10-11 месяцу.

Читайте также  Детский бассейн Центра детского творчества и досуга "Хорошево"

Такие особенности детей, рожденных раньше положенного срока, нужно учитывать и уделять им должное внимание.

Их взросление будет отличаться от этого процесса у обычных детей, и только после года различия начнут стираться. На темпы и результаты развития в большей степени влияет степень недоношенности. Чтобы повысить вероятность благополучного исхода, важно четко выполнять все рекомендации и назначения педиатров.

Недоношенные дети

Недоношенные дети – это дети, родившиеся ранее срока родов, функционально незрелые, с массой ниже 2500 г и длиной тела менее 45 см. Клинические признаки недоношенности включают непропорциональное телосложение, открытые швы черепа и малый родничок, невыраженность подкожно-жирового слоя, гиперемию кожных покровов, недоразвитие половых органов, слабость или отсутствие рефлексов, слабый крик, интенсивную и длительную желтуху и др. Выхаживание недоношенных детей подразумевает организацию специального ухода — температурного режима, влажности, уровня оксигенации, вскармливания, при необходимости – проведение интенсивной терапии.

  • Причины недоношенности
  • Классификация недоношенности
  • Внешние признаки недоношенности
  • Анатомо-физиологические особенности недоношенных детей
  • Особенности ухода за недоношенными детьми
  • Диспансеризация недоношенных детей
  • Цены на лечение

Общие сведения

Недоношенными считаются дети, рожденные в период с 28 по 37 неделю беременности, имеющие массу тела 1000-2500 г и длину тела 35-45 см. Наиболее устойчивым критерием считается срок гестации; антропометрические показатели, в силу их значительной вариабельности, относятся к условным критериям недоношенности. Ежегодно в результате самопроизвольных преждевременных родов или искусственно индуцированного прерывания беременности на поздних сроках недоношенными появляются на свет 5-10% детей от общего числа новорожденных.

По определению ВОЗ (1974 г.), плод считается жизнеспособным при гестационном сроке более 22 недель, массе тела от 500 г, длине тела от 25 см. В отечественной неонатологии и педиатрии рождение плода ранее 28 недели гестации, имеющего массу тела менее 1000 г и длину менее 35 см расценивается как поздний выкидыш. Однако, если такой ребенок родился живым и прожил после рождения не менее 7 суток, он регистрируется как недоношенный. Уровень неонатальной смертности среди недоношенных детей намного выше такового среди доношенных младенцев, и в значительной мере зависит от качества оказания медицинской помощи в первые минуты и дни жизни ребенка.

Причины недоношенности

Все причины, приводящие к рождению недоношенных детей можно объединить в несколько групп. К первой группе относятся социально-биологические факторы, включающие слишком юный или пожилой возраст родителей (моложе 18 и старше 40 лет), вредные привычки беременной, недостаточное питание и неудовлетворительные бытовые условия, профессиональные вредности, неблагоприятный психоэмоциональный фон и др. Риск преждевременного родоразрешения и рождения недоношенных детей выше у женщин, не планировавших беременность и пренебрегающих медицинским сопровождением беременности.

Вторую группу причин составляет отягощенный акушерско-гинекологической анамнез и патологическое течение настоящей беременности у будущей мамы. Здесь наибольшее значение имеют аборты в анамнезе, многоплодие, гестозы, гемолитическая болезнь плода, преждевременная отслойка плаценты. Причиной рождения недоношенных детей могут служить непродолжительные (менее 2-х лет) интервалы между родами. Нередко недоношенные дети рождаются у женщин, прибегающих к экстракорпоральному оплодотворению, однако это связано не с самим фактом использования ВРТ, а скорее – с «женским» фактором, препятствующим оплодотворению естественным путем. Неблагоприятно на вынашивании беременности сказываются гинекологические заболевания и пороки развития гениталий: цервицит, эндометрит, оофорит, фиброма, эндометриоз, двурогая седловидная матка, гипоплазия матки и др.

К третьей группе причин, нарушающих нормальное созревание плода и обуславливающих повышенную вероятность рождения недоношенных детей, относятся различные экстрагенитальные заболевания матери: сахарный диабет, гипертоническая болезнь, пороки сердца, пиелонефрит, ревматизм и др. Часто преждевременные роды провоцируются острыми инфекционными заболеваниями, перенесенными женщиной на поздних сроках гестации.

Наконец, рождение недоношенных детей может быть связано с патологией и аномальным развитием самого плода: хромосомными и генетическими болезнями, внутриутробными инфекциями, тяжелыми пороками развития.

Классификация недоношенности

С учетом обозначенных критериев (срока гестации, массы и длины тела) выделяют 4 степени недоношенности:

I степень недоношенности – родоразрешение происходит на сроке 36-37 недель гестации; масса тела ребенка при рождении составляет 2500-2001 г, длина – 45-41 см.

II степень недоношенности — родоразрешение происходит на сроке 32-35 недель гестации; масса тела ребенка при рождении составляет 2001-2500 г, длина – 40-36 см.

III степень недоношенности — родоразрешение происходит на сроке 31-28 недель гестации; масса тела ребенка при рождении составляет 1500-1001 г, длина – 35-30 см.

IV степень недоношенности — родоразрешение происходит ранее 28 недель гестации; масса тела ребенка при рождении составляет менее 1000 г, длина – менее 30 см. В отношении таких детей используется термин «недоношенные с экстремально низкой массой тела».

Внешние признаки недоношенности

Для недоношенных детей характерен ряд клинических признаков, выраженность которых коррелирует со степенью недоношенности.

Глубоко недоношенные дети, имеющие массу тела Автор: Елагина И.Л., врач педиатр-неонатолог

Задержка моторного развития у недоношенных деток

Риск задержки моторного развития у недоношенных деток намного выше, чем у тех, кто пришел в этот мир точно в «намеченный срок». Недавние исследования показали, что у детей, рожденных раньше срока, чаще наблюдаются проблемы с учебным процессом, возникают отставания в психоэмоциональном развитии. Самые важные отделы головного мозга наиболее активно развиваются на последних 5-6 неделях беременности. Поэтому недоношенные младенцы сразу же попадают в группу риска.

Опасность преждевременных родов

Количество недоношенных новорожденных растет, и медицина научилась их выхаживать на экстремально ранних сроках. Однако такие малыши очень уязвимы в плане дальнейшего развития. Увеличение среднего возраста будущих мам, развитие вспомогательных репродуктивных технологий привело к тому, что все чаще детки рождаются раньше того срока, который отвела на это природа.

Развитие моторики у малышей зависит от работы отделов мозга, которые отвечают за правильную позу, осанку, координацию движений. Малыш, родившийся раньше срока, начинает самостоятельно передвигаться только после того, как его опорно-двигательный аппарат сформировался. А поскольку он развивался в утробе недостаточное время, ему нужно оказать комплексную помощь, которая включает не только медикаментозное лечение, но и реабилитацию двигательной системы.

Особенности моторного развития недоношенных деток

Сразу хочется отметить, что часто психика малышей восстанавливается намного быстрее моторики. Поэтому вопросу развития двигательной функции и координации стоит уделять повышенное внимание.

  • С момента рождения до возраста 4,5-6 месяцев недоношенные малыши значительно отстают в развитии от доношенных деток.
  • В период с 4,5 месяцев до полугода скорость моторного развития немного увеличивается. Если подключить к процессу реабилитации специалистов, темпы развития могут догнать доношенных детей.
  • С 6 до 9 месяцев опять наблюдается снижение скорости развития недоношенных деток по сравнению с доношенными.
  • После 9 месяцев, в наиболее благоприятном случае, происходит выравнивание в моторном отставании. Передвижение и равновесие нормализуется к возрасту 13-18 месяцев. Наблюдается неловкость и неуклюжесть в движениях, однако это проходит к 42 месяцам или раньше, если проводить специальные занятия и реабилитацию.

Недоношенные детки догоняют своих сверстников по моторному развитию к 20 месяцам, по речевому – к 2-м годам. Это приблизительные сроки – здесь все зависит от индивидуальных неврологических нарушений, которые появились в результате преждевременных родов.

Дети, рожденные от 24 недель

Развитие передовых перинатальных центров в РФ привело к быстрому росту количества недоношенных младенцев с низкой и экстремально низкой массой тела. Сегодня доля деток с весом меньше 1500 грамм составляет 1-2%, а весом меньше 1000 г – 0,5%. И хотя процент выживаемости этих детей заметно повысился, риски инвалидизирующих патологий никуда не делись.

Малыши, рожденные на сроке 32-36 недель, встречаются с проблемами развития патологий и инвалидности намного реже, чем те, которые родились на 24-32 неделе. По статистике 1 из 5 недоношенных с массой тела 1500 г имеет несколько причин инвалидности. У 32% недоношенных деток развивается детский церебральный паралич, у 15-44% — бронхолегочная дисплазия, у 5-8% — умственная отсталость, у 3-5% — гидроцефалия. Есть риски развития слепоты, тугоухости, эпилепсии.

Изучение состояния здоровья недоношенных малышей с очень низкой массой тела играет ключевую роль – в первый год жизни возможно ранее прогнозирование инвалидизирующих патологии и проведение эффективных реабилитационных программ. В нашем Центре практикуется раннее вмешательство, которое предотвращает высокий уровень психомоторных нарушений и соматической патологии у глубоко недоношенных детей.

Читайте также  Занятия с детьми в возрасте до 9-10 месяцев

Фундамент реабилитационных программ стоит на трех «китах»:

  • Раннее начало реабилитации. Мы начинаем работать с недоношенными детками уже на 5-6 месяцах их жизни.
  • Индивидуальный подход. Учитываем возраст, зрелость, тяжесть патологий, сопутствующие заболевания, генетические характеристики.
  • Комплексная реабилитация. Она включает физические, психологические и медикаментозные средства.

Традиционно недоношенным деткам назначают курс массажа, однако он противопоказан в целом ряде случаев и не решает проблему ЗМР.

Задача нашего Центра – не только выходить недоношенного малыша, но и поставить его на ноги. И в этом нам помогают проверенные европейские методики реабилитации.

Лечение ЗМР у недоношенных детей

Перед тем, как назначить курс реабилитации таких малышей, наши специалисты проводят первичную диагностику, чтобы выявить спектр имеющихся проблем и разработать стратегию их решения. Программа лечения только комплексная и строго индивидуальная.

Все занятия и упражнения подбираются исходя из физических особенностей и потребностей маленьких пациентов. То, что эффективно работает с одним, может навредить другому. Поэтому мы не работаем «на поток» — в нашем деле спешка и невнимательность могут играть решающее значение.

Для того, чтобы не упустить время и не пропустить тревожных симптомов в развитии недоношенных малышей, мы предлагаем специальную программу динамического наблюдения. Первый визит мы рекомендуем провести в 4 месяца, а далее в 8 и 12 месяцев.

Мы поможем вам разобраться, какие особенности развития малыша носят временный характер и легко устранимы, а какие, возможно, потребуют больше внимания и знаний.

Программа лечения ЗМР у недоношенных деток включает:

  • Терапия по методу Войта
  • Методика Бобат
  • Методика
  • JKA-метод
  • Занятия на платформе Галилео
  • Микро-мануальная терапия
  • Краниосакральная терапия
  • Child’Space метод

Реабилитационный курс недоношенных малышей с ЗМР корректируется с учетом состояния пациента и темпов его развития.

В программу обязательно включается диагностика и занятия по методу Войта. Это уникальная терапевтическая методика лечения новорожденных с различными патологиями моторных функций, вызванных нарушениями ЦНС. Это хоть и трудный, но на 100% верный путь к движению и активности малыша.

Терапия Войта дает результат и в грудном, и даже в более старшем, подростковом возрасте. Занятия для младенцев достаточно интенсивные, но они дают оптимальную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и помогают запустить рефлексы. Плюс этой терапии в том, что ее могут выполнять родители. Наши специалисты проведут обучающий курс, покажут и расскажут, как и что нужно делать – а вам остается только работать вместе с малышом на результат.

Мы не обещаем чудесного исцеления и моментального результата. Мы предлагаем трудную совместную работу, которая в итоге даст вашему недоношенному малышу реальные шансы на полноценную жизнь и крепкое здоровье.

Психомоторное развитие недоношенных детей в неонатальном периоде

Ташкентский педиатрический медицинский институт, Узбекистан

В мире показатели преждевременных родов в среднем не превышают 7-8%, среди них при сроке менее 32 недель около 3%, а 28 недель и менее составляют около 1%. В Узбекистане переход на международные критерии живорожденности с 500 грамм и 22 недели гестации, внедрение программы «безопасное материнство» привели к коренным изменениям в организации работы по охране здоровья матери и ребенка, неуклонному снижению показателей материнской, младенческой и неонатальной смертности.

По мнению ряда исследователей, первый год жизни ребенка — это особый период манифестации перинатальных поражений особенно для недоношенных детей, отстающих от сверстников по корригированному возрасту. Имеются лишь единичные рекомендации о том, что постоянное наблюдение должно проводиться до возраста, когда по параметрам развития недоношенный ребенок сравнивается с доношенными сверстниками [1, 2].

За последнее десятилетие выживание недоношенных новорожденных значительно увеличилось, благодаря успехам неонатальной интенсивной терапии и реанимации.

Внедрение современных научных достижений в области перинатальных технологий выхаживания младенцев, родившихся с экстремально низкой массой тела (ЭНМТ) и очень низкой массой тела (ОНМТ), позволило повысить уровень их выживаемости и перейти к новым критериям живорожденности, рекомендуемым ВОЗ (ведение преждевременных родов при сроке беременности 22 недели и более; интенсивная терапия и выхаживание новорожденных с очень низкой и экстремально низкой массой тела) [2].

Изучение состояния здоровья и оценка психомоторного развития детей, родившихся с ОНМТ и ЭНМТ необходимо, так как именно среди этого контингента детей высоки показатели младенческой смертности, инвалидизации в раннем возрасте [5].

Глубоко недоношенные дети входят в группу высокого риска повреждения головного мозга в результате гипоксии, ишемии, задержки внутриутробного развития и инфекций, которые сочетаются с ПВЛ, через которое проходят волокна нисходящего пирамидного пути, отвечающие за двигательную функцию нижних конечностей.

По международным данным, частота задержек когнитивного развития такова: у 14-39% детей с ГВ 24 недель, 10-30% — 25 недель, 4-24% — менее 26 недель, 11-18% — менее 29 недель [6,7]. Между тем, нарушения когнитивных функций в раннем возрасте могут значительно не отразиться на интеллектуальном развитии в будущем. Когнитивные показатели ребенка в значительной степени зависят от психомоторного, речевого и социально-эмоционального развития.

Примерно у половины глубоко недоношенных детей наблюдается задержка речевого развития, а в школьном возрасте — трудности освоения чтения и письма [8].

Сахарова Е.С. рекомендуют [4] оказывать помощь детям, родившимся с ОНМТ и ЭНМТ, на базе амбулаторных центров «последующего наблюдения», в задачи которых должны входить: оценка психомоторного развития и динамический контроль состояния здоровья недоношенных детей в течение первых 3 лет жизни; дифференциация диагностики у недоношенных детей органической патологии и функциональных расстройств; коррекция выявленных отклонений, лечение и обследование с учетом особенностей созревания нервной системы. Раннее выявление отставания в двигательном и нервно-психическом развитии ребенка и ранние надлежащие вмешательства специалистов позволят достигнуть лучших результаты, поскольку резервные возможности ЦНС наиболее высоки в первые годы жизни.

Цель исследования. Выявить особенности физического и психомоторного развития (ПМР) у недоношенных детей в неонатальном периоде.

Материалы и методы. В исследовании проведена сравнительная оценка психомоторного развития (ПМР) доношенных и недоношенных новорожденных в двух возрастных периодах: 1) первая неделя жизни; 2) в возрасте одного месяца, рожденных и находившихся на выхаживании в перинатальном центре г. Ташкента в период с 2015 года по 2016 год включительно. Группу контроля составили 30 доношенных детей, в основную группу были включены 30 недоношенных детей со средним сроком гестации 31,70±2,67 (от 25 до 35 недель). Динамическое наблюдение и оценка ПМР проведены в месяц жизни у 22-х недоношенных детей.

Оценка ПМР проводилась по шкале количественной оценки возрастного развития ребенка [3], в рекомендованных первых двух возрастных группах, по основным сферам развития: двигательных, речевых (пред-речевое для новорожденных) и психических функций ребенка, с учетом факторов риска поражения ЦНС, для раннего выявления задержки возрастного развития. Критериями исключения для новорожденных являлись врожденные пороки развития, родовые травмы ЦНС, тяжелые перинатальные состояния.

При анализе полученных данных нами учитывалось, что достоверность результатов оценки ПМР новорожденных детей могут зависеть не только от истинного уровня психомоторного развития, но и от ряда факторов, таких как степень биологического комфорта, суточный биоритм, настроение ребенка и врача, обстановка, в которой проводится осмотр и др. Для снижения дефектности оценки, мы повторяли оценку функций у ребенка как в процессе одного осмотра, так и при повторных осмотрах с коротким интервалом.

Статическая обработка данных проводилась с использованием прикладных программ. Вычисляли среднее значение показателя и стандартное отклонение (М±m). Для сравнения средних применялся непарный t-критерий Стьюдента. Сравнение непараметрических данных выполнялось с использованием точного критерия Фишера.

Результаты собственных исследований. Анализ количественной оценки ПМР у 30 недоношенных новорожденных на первой неделе жизни проведен в сравнении с группой доношенных детей (табл. 1).

Сравнительная оценка проведена по показателям развития динамических функций: безусловные рефлексы, мышечный тонус, асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР) и цепной симметричный рефлекс (ЦСР). Средняя оценка по показателю «безусловные рефлексы» у недоношенных детей составила 1,40±0,10, что было достоверно в 2 раза меньше средней оценки у доношенных 2,83±0,07 (р

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: