\

Профилактика малокровия в детских садах и школе

Лечение и профилактика малокровия у детей

Малокровие и анемия – это заболевание связано с понижением уровня эритроцитов (всем известных еще со школы как кровяные тельца) и гемоглобина. Последствием этого заболевания кровь не насыщается кислородом и это затрудняет нормальное и полноценное функционирование организма.

Гемоглобин представляет собой вещество, состоящее из железа и белка. Гемоглобин содержится только в эритроцитах здоровой клетки и нигде больше. Он образовывается одновременно с эритроцитом, после чего он накапливается и со временем достигает своей нормы. При рождении у ребенка уровень гемоглобина в норме считается 145-225 г/л, к половине года он снижается до 95-135 г/л, после чего начинает опять подниматься и в возрасте до 16 лет уровень нормальных показателей должен составлять 120-160 г/л.

Причины анемии у детей

Возможных причин малокровия у детей много, наиболее распространенными из них являются:

  • В некоторых случаях анемия встречается у только родившихся малышей, в большинстве случаев это связано с недоношенностью плода и как следствие организм еще не донца сформирован.
  • У новорожденных еще одной из причин малокровия, является несовместимость с кровью матери.
  • Дефицит железа может быть вызван у грудничка тем, что его слишком рано перевели на вскармливание коровьим молоком, а также не ввели дополнительно в рацион пищевые добавки содержание железо.
  • Бледность у ребенка на фоне анемии может быть вызвана плохим питанием, а также не соблюдением гигиенических норм в доме.
  • Потеря крови, которая произошла вследствие травмы.
  • Помимо этого одной из наиболее распространенных причин малокровия является заражение глистами, в данной ситуации если дома есть животные, то не менее 1 раза в 6 месяцев необходимо проводить профилактические мероприятия, для предотвращения возникновения в организме паразитов.
  • Вызвать малокровие может дефицит в организме железа, это происходит вследствие, не достаточного употребления в пищу железосодержащих продуктов.

Симптомы малокровия у ребенка

Одними из ярко выраженных симптомов анемии у детей являются:

  1. Бледность и шелушение кожных покровов;
  2. Возникновение заед в уголках рта;
  3. Волосы начинают тускнеть и ломаться, в некоторых случаях наблюдается даже их выпадение;
  4. Нарушения в росте ногтей, они могут деформироваться, плохо расти и ломаться;
  5. Малыши с анемией часто плачут, даже по пустякам;
  6. Если анемия возникает на первых годах жизни, то это может приостановить развитие, дети начинают позже говорить, ходить или сидеть;
  7. Анемия в школьном возрасте может стать причиной отставания в программе на ряду со сверстниками, а также плохой памяти;
  8. При сильном понижении гемоглобина возможны обморочные состояния;
  9. Снижается аппетит и как следствие ребенок начинает быстро сбрасывать вес;
  10. В редких случаях могут возникать боли в области сердца, но со временем они проходят.

При малокровии страдает практически весь организм, поэтому так важно вовремя диагностировать и лечить данное заболевание.

Диагностика и лечение анемии

Диагностировать малокровие можно только при сдаче общего анализа крови, это можно сделать в любой лаборатории. После сдачи анализа врач педиатр определяет степень тяжести заболевания, он бывает: легкой, средней и тяжелой формы. А уж после этого назначается лечение, направленное на восстановление и поднятие уровня гемоглобина в крови.

Первым этапом при лечении детской анемии необходимо установить правильный и сбалансированный режим его питания. В данной ситуации помимо медикаментозного лечения ребенка рекомендуется:

  • больше бывать на свежем воздухе;
  • дневной сон;
  • лечебная гимнастика;
  • а также посещение УФО и курса массажа.

Находящимся на грудном вскармливании первым делом лечение будет направленно на маму, которой рекомендуется откорректировать свое питание. Искусственникам рекомендовано вводить в прикорм смеси содержащие железо.

Дети старшего возраста ежедневно должны получать в пищу печень, говядину, бобовые, морепродукты, свежие фрукты и овощи.

Помимо коррекции питания больным с малокровием назначают медикаментозную терапию препаратов железа. А также комплекса витаминов. Курс лечения в данной ситуации зависит от лабораторных исследований, которые покажут, насколько поднялся уровень гемоглобина в крове и стоит ли продолжать данное лечение.

Профилактика малокровия

Одной из основных профилактических мер анемии является правильно организованный режим его дня: с отдыхом, дневным сном и сбалансированным питание. В ежедневном рационе питание ребенка должны присутствовать свежие фрукты и овощи, а также морепродукты, орехи, бобовые, сухофрукты, говядина или печень.

Ежедневно необходимо совершать пешие прогулки, не менее 30-40 минут, это полезно для всего организма в целом. Для предотвращения данного заболевания особое внимание необходимо уделить детям, находящимся в группе риска: близнецам, двойняшкам недоношенным, рожденным с маленьким весом, а также искусственникам.

В 90% процентов случаев лечение анемии у детей проходит без осложнений, однако в данной ситуации не стоит пренебрегать походом к врачу и назначением лечения.

Анемия у ребенка. Профилактика и лечение

В современных условиях достаточно трудно найти качественные продукты, содержащие в своем составе все необходимые для растущего организма вещества. В добавок к этому большинство беременных и кормящих матерей не питаются должным образом, цельное коровье молоко слишком рано вводится в рацион ребенка. Все это приводит к тому, что диагноз железодефицитная анемия ставится практически каждой беременной женщине и множеству детей в раннем возрасте. Как же решить эту проблему? Ведь лекарства от анемии могут вызывать различные нарушения стула, аллергические реакции и так далее, а само заболевание отрицательно сказывается на самочувствии и развитии ребенка.

Профилактика железодефицитной анемии

Так как проблема недостатка железа в организме — это в большей степени проблема питания, основная мера профилактики патологии заключается в обеспечении сбалансированного рациона (вне зависимости от возраста человека). Взрослым необходимо 1-2 мг железа в сутки, детям от 0,5 до 1,2. Необходимо отметить, что в кишечнике всасывается лишь часть потребляемого с пищей железа — примерно 10-15%.

Главный источник железа из пищи — продукты животного происхождения. Самыми ценными в этом плане являются говядина и баранина. В рыбе, курице и твороге содержание железа значительно меньше. Важно не только количество вещества в продукте, но и его биодоступность (то есть всасываемость). В отличие от продуктов животного происхождения, растительная пища имеет более низкий уровень всасываемости железа. Для хорошей всасываемости необходимы определенные факторы. Так, например, витамин C улучшает показатели всасываемости железа, а тининовая кислота (содержится в чае) или фитаты значительно снижают степень всасываемости микроэлемента.

Рассмотрим основные рекомендации по профилактике дефицита железа, опубликованные Американской академией педиатрии:

1. У здорового доношенного ребенка в первые 4 месяца жизни имеется достаточный запас железа, и в употреблении железосодержащих лекарств нет необходимости. Затем ребенку на грудном вскармливании необходим дополнительный прием железа вплоть до введения прикорма. Дозировка препарата в этом возрасте должна составлять 1 мг на 1 кг веса в день.

2. Если здоровый доношенный ребенок находится на смешанном типе вскармливания (материнское молоко составляет около 50%), ему необходим дополнительный прием железа в дозировке 1 мг на 1 кг веса в день. Длительность приема — до введения прикорма.

3. При искусственном вскармливании рекомендуется давать ребенку смеси, обогащенные железом. В таком случае необходимость дополнительного приема препаратов не потребуется. При этом, цельное коровье молоко не рекомендуется давать детям в возрасте до года!

4. Детям с 6 месяцев и до года необходимо употреблять около 11 мг железа в сутки. Чтобы обеспечить нормальное функционирование организма, в ранний прикорм следует вводить красное мясо и овощи, содержащие большое количество железа. При недостаточном потреблении таких продуктов ребенку назначаются железосодержащие капли или сиропы.

5. От года до 3 лет суточная норма железа составляет 7 мг. При этом рекомендуется получать его из тех продуктов, которые содержат и железо, и витамин C.

6. Дети, рожденные раньше срока, должны в обязательном порядке получать минимум 2 мг железа на 1 кг веса в сутки до наступления 12 месяцев.

Отметим, что содержание мяса в рационе является лишь профилактикой анемии, если у ребенка уже диагностировалась патология, с ней можно бороться исключительно препаратами железа! Однако если анемии на данный момент не выявлено, то пить железо в качестве профилактики нецелесообразно.

Лечение железодефицитной анемии

Самой главной задачей при лечении анемии является устранение причины ее возникновения (режим питания, обнаружение и ликвидация источников кровопотери и др.), а также борьба с нехваткой железа в организме.

К основным положениям лечения заболевания относятся:

1. Употребление лекарственных железосодержащих препаратов. Иных способов восстановления нормального уровня микроэлемента на данный момент не изобретено. Не стоит ошибочно полагать, что только одной диетой удастся поднять уровень гемоглобина в крови. Запасы железа надо пополнять целенаправленно.

2. Прием пероральных препаратов. Лечение при помощи внутримышечных или внутривенных инъекций рекомендуется лишь при наличии противопоказаний к приему пероральных средств или если они оказались малоэффективны.

3. Предварительный расчет дозировки препарата в соответствии с массой тела ребенка и выбранной тактикой лечения анемии.

4. Расчет длительности приема железа в зависимости от тяжести заболевания. Легкая степень — 3 месяца, средняя — 4,5, тяжелая — полгода. В процессе лечения контролируется общеклинический анализ крови.

5. Восполнение запасов микроэлемента в так называемом «депо железа».

6. Регулярный контроль эффективности лечения при помощи сдачи анализов крови.

В нашей стране тактику лечения анемии определяет Протокол ведения больных с диагнозом «Железодефицитная анемия», который был опубликован в 2004 году. Также имеются соответствующие рекомендации ВОЗ, базирующиеся на принципах доказательной медицины.

На сегодня существует лишь два препарата железа:

1. На основе солевых растворов. Препарат токсичен, нередко вызывает побочные эффекты. Однако встречаются случаи, когда помогает только он.

2. На основе полимальтозного комплекса гидроксида. Наиболее целесообразен при лечении анемии.

Современные исследования показывают, что у лекарственных средств первой и второй группы одинаковая степень эффективности. В педиатрии детская дозировка средств второго типа составляет 5 мг на 1 кг веса в сутки (независимо от возраста ребенка).

Критерии эффективности терапии при анемии

1. На 7-10-е сутки с начала терапии уровень ретикулоцитов начинает повышаться.

Читайте также  С какого возраста можно давать детям здрайверы?

2. Концентрация гемоглобина повышается к концу 4-й недели на 10 г/л. Гематокрит увеличивается на 3% в сравнении с первоначальными данными.

3. Спустя 1-1,5 месяца приема препаратов исчезают клинические проявления дефицита железа.

4. «Депо железа» восстанавливается спустя 3-6 месяцев (в зависимости от степени заболевания). Оценивать уровень необходимо по показателям сывороточного ферритина (более 30 нг/мл).

В случае, если спустя 4 недели результаты анализа крови не изменяются, необходимы остановка лечения и пересмотр диагноза. В ряде случаев у таких пациентов имеется не железодефицитная анемия.

При возникновении устойчивости к лечению железосодержащими препаратами следует проверить адекватность назначенной терапии. Может быть анемия не связана с дефицитом железа. Для этого требуется дополнительная консультация гематолога.

Роль воспитателя в становлении и укреплении здоровья дошкольников

РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В СТАНОВЛЕНИИ И УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Дошкольный возраст – это сенситивный возраст для возможности усвоения основ поведения, усвоения тех или иных навыков и выработке привычек. То есть, иначе говоря, все, что ребенок познает в дошкольном возрасте и все то, чему он научится в это время, становится зачатком для развития дальнейшей деятельности – учебной, а затем и трудовой. Ведущим видом деятельности ребенка-дошкольника является игра, именно в ней он реализует свои потребности: в общении, в подражании взрослым, а также, что немаловажно, потребность в движении.

Ранний и дошкольный возраст ребенка характеризуется усиленным ростом и развитием всех систем организма, закладывается основа для формирования физических и духовных способностей, здоровья и продолжительности жизни. В дошкольном возрасте у ребенка происходит непрерывное созревание центров коры головного мозга, которые отвечают за развитие сенсорных, физических и умственных способностей. Поэтому весь данный период жизни ребенка является чувствительным к развитию и созреванию разнообразных способностей и развитию одарённости к многообразным сферам деятельности человека.

Одним из важных показателей здоровья человека, будь это ребенок или взрослый, является их физическое развитие , под которым понимают совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процессы его роста и развития. Для оценки физического развития детей проводят антропометрические исследования. Антропометрические исследования включают в себя морфологические признаки: длину тела и массу тела; функциональные признаки: емкость легких, экскурсию грудной клетки, мышечную силу рук; соматоскопические признаки – т.е состояние кожных покровов и видимых слизистых оболочек, степень жироотложения; состояние опорно-двигательного аппарата (форма грудной клетки, позвоночника, ног, стон, развитие мускулатуры).

Физическое развитие здорового ребенка в течение жизни подвергается изменениям и должны соответствовать возрасту ребенка.

О состоянии физического развития ребенка можно судить только на основании совокупности всех исследуемых признаков (морфологических, функциональных, соматоскопических). Чтобы судить о гармоничности его развития, необходимо сопоставить показатели массы тела с данными длины тела. Если разрыв между показателями массы и длины тела больше установленной в стандарте нормы, это свидетельствует о начинающейся дисгармонии физического развития, причем полное заключение об этом может дать только врач. Примерно каждые 5— 10 лет стандарты необходимо уточнять, так как они зависят от изменения материального и культурного уровня жизни населения.

Основой всестороннего развития ребёнка является правильный уход за ним, а также физическое воспитание. В процессе овладения такими естественными двигательными навыками, как ползание, ходьба, бег, возможность преодоления препятствий, участие в подвижных играх, способствует интеллектуальному и функциональному развитию, усиливает процессы роста (анаболические процессы), укрепляет здоровье ребенка, повышает адаптацию организма к различным условиям окружающей среды.

Физическое воспитание представляет собой педагогический процесс, направленный на достижение высокого показателя здоровья, а также физического и двигательного развития ребенка. Физическое воспитание одновременно решает задачи всестороннего развития (умственного, нравственного, эстетического, трудового). Если ранее понятие трудовое воспитание трактовалось в таком понимании, то сейчас четкого определения и единого понимания сущности физического воспитания нет.

Физическое воспитание в широком смысле представляет собой образовательно-воспитательный процесс, который характеризуется признаками, характерными для педагогического процесса, и направленный на всестороннее физическое развитие личности, подготовку детей к выполнению социальных обязанностей в обществе. Физическое воспитание в узком смысле этого слова – это вид воспитания, педагогический процесс, протекающий по закономерностям деятельности, который обеспечивает упорядоченное формирование и совершенствование двигательных умений и навыков

Правильное физическое воспитание детей — одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Хорошее здоровье, полученное ребенком еще в дошкольном возрасте, становится прочным фундаментом общего развития человека. Воспитание физической культуры способствует укреплению здоровья и является необходимым условием успешного психического развития детей. Физическое состояние и двигательные возможности ребенка во многом определяют компенсаторные резервы организма в преодолении имеющихся нарушений. Для ребенка крайне важно правильно и своевременно организовать занятия физической культурой именно в дошкольном возрасте, т.е до момента поступления его в школу, что позволит организму накопить силы и обеспечить дальнейшее всестороннее развитие личности ребенка.

Система физического воспитания, представленная в системе дошкольного образования, — это единство цели, задач, средств, форм и методов работы, которые направлены на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Каждое дошкольное учреждение в зависимости от своей специфики имеет свои конкретные направления в работе, отвечающие государственным и общенародным интересам.

Важнейшей задачей, определяющей значение физического воспитания в качестве средства воспитания, является формирование здорового, крепкого, закаленного организма, хорошо владеющего своими движениями и любящего спортивные и физические упражнения.

Физическое воспитание направлено на решение следующих групп задач: оздоровительных, образовательных и воспитательных задачи. Оздоровительные задачи направлены на охрану жизни и укрепление здоровья детей, совершенствование функций организма, повышение активности и общей работоспособности. Если учитывать тот факт, что это ребенок дошкольного возраста, следовательно, оздоровительные задачи физического воспитания будут заключаться в следующем: правильное формирование изгиба позвоночника, развитие свода стопы, укрепление связочно-суставного аппарата; способствовать развитию всех мышечных групп, в особенности мышц-разгибателей; правильному соотношению между частями тела; совершенствованию деятельности сердечнососудистой и дыхательной системы.

Образовательные задачи заключаются в формировании у детей двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, способах укрепления собственного здоровья. Из-за пластичности нервной системы у детей двигательные навыки формируются сравнительно легко. Большинство двигательных навыков, таких как ползание, бег, ходьба дети используют в повседневной жизни в качестве передвижения.

Двигательные навыки способствуют возможности знакомства с окружающей средой и способствуют познанию окружающего мира, например, в процессе ползания (к 6-8 месяцам) ребенок приближается к интересующим его предметам. Двигательные навыки, которые сформировываются у детей дошкольного возраста, составляют основу для их дальнейшего совершенствования в школе и предоставляют возможность в дальнейшем достигать высоких результатов в спортивной сфере. В процессе формирования двигательных навыков у детей вырабатывается способность легко овладевать более сложными движениями и различными видами деятельности, включающими эти движения (трудовые операции). Объем двигательных навыков по возрастным данным находится в программе.

Воспитательные задачи физического воспитания направлены на разностороннее развитие детей (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое), формирование у них интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями. Система физического воспитания в дошкольных учреждениях строится с учетом возрастных и психологических особенностей детей.

Говорить о положительном влиянии правильно организованных физических упражнений можно крайне долго. Занятия физической культурой, спортом не только способствуют сохранению здоровья, поддержанию всего организма в хорошей форме, но, что немаловажно, обеспечивает профилактику многих заболеваний, т.к является содержательной частью здорового образа жизни. Нет ни одной функциональной системы человеческого организма, которую бы не затрагивал положительный эффект от занятий физической культурой.

Цель физического воспитания заключается в формировании у детей навыков здорового образа жизни. Для решения задач физического воспитания (оздоровительных, образовательных и воспитательных) используются гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения и др. Полноценное физическое воспитание может достигаться при комплексном применении всех средств, так как каждое из них оказывает влияние на организм по-разному. Гигиенические факторы (режим занятий, отдыха, питания, сна и т.д.) составляет обязательное условие для решения задач физического воспитания.

К средствам физического воспитания в детских садах относятся первоначальные основы базовых видов спорта (лёгкая атлетика, гимнастика, подвижные и спортивные игры, лыжные гонки, плавание) и элементы естественных двигательных действий (катание с горки, по ледяной дорожке, преодоление препятствий и др.).

В настоящее время, в ряде детских учреждений работу по физическому воспитанию ведут организаторы физической подготовки. Но в большинстве дошкольных учреждений проведением занятий по физической культуре по-прежнему занимаются воспитатели.

Поэтому будущий воспитатель должен стать квалифицированным специалистом в деле, которым ему предстоит заниматься, а значит, прежде всего, освоить теорию и методику физического воспитания дошкольников.

Воспитатель детского сада в своей работе постоянно оперирует специальными понятиями теории физического воспитания. Работа по физическому воспитанию в дошкольном учреждении может осуществляться в различных формах: занятия физкультурой, утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, физические упражнения после дневного сна, спортивный досуг и праздники, самостоятельная двигательная активность, индивидуальная работа.

Программой дошкольного образования предусматривается постепенное овладение умениями, навыками и знаниями. Длительность занятий и нагрузка для каждого ребенка должна быть индивидуальной. Игры, упражнения с движениями сочетают с другими видами деятельности детей. Подвижные игры могут быть составной частью физкультурных, музыкальных занятий, праздников, утренников. Воспитатель должен подбирать игры с учетом физических возможностей состояния ребенка. После активных видов деятельности целесообразно организовывать спокойную деятельность. На каждом занятии реализуется потребность детей в двигательной активности, происходит обогащение кинестетического опыта, развитие основных движений, воспитание таких качеств личности, как ловкость, равновесие.

С целью укрепления здоровья детей воспитатель в своей работе должен создавать для ребенка определенные условия: соблюдение режима дня, проветривание помещения, процедуры закаливания, достаточное пребывание на свежем воздухе. Таким образом, у дошкольников формируются основы здорового образа жизни.

Воспитатель сам решает, в какой форме ему проводить работу с детьми: индивидуально или в группе. Это зависит от возможностей ребенка, а также от состояния соматики. Например, если рассматривать работу воспитателя с группой здоровых детей и с группой детей с особенностями психофизического развития, то цели, задачи, формы проведения занятий будут существенно отличаться. Именно воспитателю принадлежит ведущая роль в физическом воспитании, в развитии выносливости ребенка, умению выполнять те или иные физические упражнения, тем самым уметь определять и дозировать свою нагрузку, что затем проявляется уже в трудовой деятельности, особенно если это физический труд.

Читайте также  Гусеницы помогут людям похудеть без всяких диет

Методика физического воспитания в дошкольном учреждении должна строиться с учетом интересов и индивидуальных особенностей ребенка, а также с учетом ведущего вида деятельности, то есть в процессе игры и игровых ситуаций .

Анемия: симптомы, лечение, профилактика

Чувствовать себя вялым, усталым и разбитым не нравится, наверное, никому. Одно дело, когда такое состояние появляется периодически – после тяжелого трудового дня, сильного стресса или после перенесенной болезни. И совсем другое, когда состояние «разбитости» становится перманентным: усталость и слабость не проходят даже после полноценного отдыха. И вдруг еще добавляется побледнение кожи, руки и ноги постоянно мерзнут, сердце выпрыгивает из груди, волосы выпадают и шумит в ушах. Это повод забить тревогу и обратиться к врачу, поскольку причин такого состояния может быть великое множество. Об одной из них мы поговорим в нашей статье.

Сегодня речь пойдет об анемии. Что это за болезнь? Насколько она опасна? Как лечить и предотвратить анемию? На эти, и не только, вопросы ответит врач-терапевт Клиники «СМИТРА», доктор с более чем 30-летним опытом Марченко Светлана Александровна.

Что такое анемия?

В эритроцитах (красных кровяных тельцах) содержится сложный белок – гемоглобин , который синтезируется костным мозгом при помощи железа. Главная его функция — разносить кислород по организму: после доставки кислорода к тканям гемоглобин забирает углекислый газ и доставляет его в легкие.

Анемия (или малокровие) – это состояние, при котором происходит снижение количества гемоглобина иногда со снижением количества эритроцитов. Из-за этого ухудшается передача кислорода в ткани и возникает гипоксия, т.е. кислородное голодание тканей.

Причины возникновения и виды анемии

Анемия может быть как самостоятельным заболеванием, так и симптомом или проявлением осложнения другой болезни или синдрома. Среди основных причин возникновения малокровия выделяются следующие:

1. Анемии, возникающие при нарушении кровообразования . Это, прежде всего, железодефицитные анемии (возникают вследствие недостатка железа в организме), анемии беременных и кормящих (в период беременности и лактации в организме женщины увеличивается объем циркулирующей крови, что приводит к ее «разжижению» и падению доли гемоглобина в общем объеме крови).
2. Железонасыщенные анемии . При таких анемиях железо в эритроцитах содержится в достаточных количествах, но по разным причинам не может быть использовано костным мозгом для синтеза гемоглобина. К железонасыщенным анемиям относятся В-12- дефицитная анемия, раковая, глистная анемии; анемия, возникающая при инфекциях. Возможно появление малокровия при воздействии химических реактивов, радиации, медикаментов, а также при иммунных нарушениях, гастритах, энтеропатиях.
3. Анемии, возникающие при повышенном кроворазрушении (гемолитические). При таком виде малокровия значительно укорачивается срок жизни эритроцитов. Гемолитические анемии могут быть как наследственными, так и приобретенными. При наследственной форме проблема заключается в генетических отклонениях в структуре либо функциях эритроцитов. Приобретенная же гемолитическая анемия развивается вследствие избыточного разрушения красных кровяных телец из-за воздействия антител, токсинов и прочих факторов.
4. Анемии, возникающие при острых или хронических кровопотерях. Сильные острые или хронические кровотечения истощают запасы железа в организме, что приводит к малокровию.

Разные формы заболевания отличаются симптомами и осложнениями. Без адекватного лечения анемия может осложниться патологией сердечно-сосудистой системы, преждевременными родами или даже летальным исходом.

В чем опасность длительно существующей анемии?

Как мы уже сказали выше, анемия приводит к гипоксии – кислородному голоданию тканей. Поэтому даже при легком течении длительно существующая анемия способна нанести серьезный вред здоровью. Длительная гипоксия приводит к нарушению обмена веществ, накоплению токсических продуктов метаболизма, избыточной нагрузке на органы жизнеобеспечения – сердце, легкие, печень, почки, головной мозг. На фоне хронической анемии любое острое заболевание – ангина, вирусная инфекция и т.д. – протекают значительно тяжелее и сложнее поддаются лечению.

Симптомы анемии

Для каждого вида малокровия характерны свои проявления, но все же можно выделить ряд общих признаков анемий:

  • слабость;
  • шум в ушах;
  • головокружение;
  • одышка;
  • потемнение в глазах;
  • сердцебиение;
  • снижение аппетита;
  • затруднение при глотании;
  • бледность и сухость кожных покровов, а также видимых слизистых оболочек;
  • выпадение волос;
  • ломкость, «исчерченность» ногтей, иногда их ложкообразная вогнутость;
  • трещины в уголках рта;
  • снижение артериального давления;
  • со стороны желудочно-кишечного тракта отмечаются глоссит (воспаление тканей языка), атрофия слизистых пищевода, атрофический гастрит, боли в левом подреберье.

Для железодефицитной анемии характерно извращение вкуса (пристрастие к мелу, извести, углю, земле, зубному порошку, льду). Гемолитическая анемия может проявляться желтушностью кожных покровов и склер, увеличением печени и селезенки, темным цветом мочи и кала.

Как мы видим, проявления анемии могут быть абсолютно разнообразными. Поэтому при ухудшении самочувствия и при появлении описанных выше или любых других симптомов рекомендуем сразу же обратиться к врачу.

Как диагностировать анемию?

Диагностировать заболевание помогают лабораторные исследования, ведь определить заболевание «на глаз» невозможно. Только корректная диагностика поможет выбрать верную тактику дальнейшего лечения и, соответственно, гарантировать пациенту благополучный исход.

При подозрении на тот или иной вид анемии доктор обязательно назначит вам анализы крови: общий и биохимический. Изменения показателей (гемоглобина, железа, эритроцитов, СОЭ, витамина В12 и т.д.) не только ответят на вопрос: есть ли анемия, но и помогут доктору выбрать подходящий путь лечения.

Также доктор обязательно посоветует провести анализ кала на скрытую кровь, кал на яйца глистов и простейшие, капрограмму, и при необходимости кал на кальпротектин (специфический маркер воспаления кишечника).

Для исключения острой и хронической кровопотери проводится фиброгастродуоденоскопия (ФГДС), колоноскопия, при невозможности проведения данных процедур назначается ирригоскопия. Также показаны консультация проктолога, УЗИ органов брюшной полости и почек. Женщинам рекомендована консультация гинеколога.

На начальных этапах лечением малокровия занимается врач-терапевт. Затем при необходимости пациент может быть направлен к гематологу – специалисту, который занимается профилактикой, диагностикой и лечением крови и органов кроветворения.

Лечение анемии

Существует огромное количество разновидностей анемий. И все они лечатся по-разному. Именно поэтому при лечении недуга так важно учитывать причину, вызвавшую ее. При кровотечениях – это, прежде всего, борьба с кровотечением; при воспалительных заболеваниях — антибиотики, гормоны; при хронической почечной недостаточности – гемодиализ; при железодефицитной анемии — препараты железа, иногда даже переливание крови; при В12-дефицитной анемии — инъекции витамина В12; при недостатке витамина В9 (фолиевой кислоты) — препараты фолиевой кислоты.

Лечение любой анемии может назначать только квалифицированный доктор после тщательного обследования! Иначе все попытки самостоятельного повышения гемоглобина будут малоэффективны, напрасны или даже опасны.

Можно ли лечить анемию народными средствами?

Для лечения анемии, в первую очередь, необходимо обратиться к специалистам и получить курс медикаментозной терапии. Народные средства же можно использовать в качестве вспомогательных при прохождении основного курса лечения, назначенного доктором.

Например, в плодах шиповника содержится огромное количество витаминов и других полезных веществ — железо, медь, магний. Отвары и настои шиповника полезны при железодефицитной анемии. Также эффективным вспомогательным средством при анемии является чеснок, и если вы из-за запаха не хотите его есть, то можно принимать чесночный настой.

Питание при анемии

Обратите пристальное внимание на продукты своего повседневного рациона. Достаточно ли в них железа? Для того, чтобы в организме не произошел дефицит этого важного элемента, необходимо употреблять в пищу продукты, насыщенные железом. Железом богаты как продукты животного происхождения, так и растительного. Железо животного происхождения содержится в мясе, субпродуктах, птице и рыбе. При том, чем темнее мясо, тем больше в нем железа. Этот тип усваивается наиболее эффективно (от 15 до 30%). Из продуктов растительного происхождения наиболее богаты железом бобовые, шпинат, яблоки, злаковые, орехи, сухофрукты. Железо из растительных продуктов усваивается организмом менее эффективно. Для улучшения усвоения железа из продуктов растительного происхождения их следует принимать с продуктами богатыми витаминами С (цитрусовые, зелень, томаты, сладкий перец, шиповник, капуста). Также хорошо сочетается с железом фолиевая кислота. Ее можно обнаружить в зерновом хлебе, кукурузе, авокадо, рисе, овсяной, ячневой, и перловой крупах.

Не рекомендуется одновременно употреблять продукты, богатые железом и кальцием (например, гречку с молоком), так как эти два элемента затрудняют усвоение друг друга. Помимо этого, не рекомендуется запивать чаем и кофе пищу, богатую железом. Танин, содержащийся в напитках, не позволяет железу усваиваться.

Стараясь повысить уровень железа с помощью пищи, не переусердствуйте! Большое количество богатой железом пищи может привести к его повышению, а это чревато новыми проблемами.

Анемия – распространенная и серьезная болезнь, которую нельзя пускать «на самотек». Для того, чтобы избежать развития анемии и других заболеваний, необходимо проходить ежегодный профилактический осмотр: сдать общий анализ крови и мочи, кал на скрытую кровь, пройти флюорографию, посетить терапевта, уролога, стоматолога женщинам – гинеколога.

При наличии признаков хронического кровотечения и воспаления, а также любых симптомов анемии срочно обращайтесь к доктору! Врач-терапевт назначит необходимое обследование и по его результатам адекватное лечение, которое поможет в максимально короткий срок вернуться к здоровой, полноценной жизни!

Материал подготовлен при участии врача-терапевта Клиники «СМИТРА» Марченко Светланы Александровны.

© 2010-2021 СМИТРА.

Все права защищены. Никакие материалы данного сайта не могут быть скопированы и использованы без письменного разрешения, кроме как для частного, некоммерческого просмотра.

Родители vs руководители садов и школ: споры о детских прививках

Закон позволяет в некоторых случаях запретить непривитому ребенку посещать образовательное учреждение или разобщить его с остальной группой детей. Но что делать, если ребенку не позволяют ходить в детский сад или школу незаконно?

Иммунопрофилактика инфекционных болезней является одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере охраны здоровья.

Читайте также  Как часто у детей развивается гингивит?

Однако мнение об эффективности вакцин разделяют не все. Социологические опросы, проведенные в прошлом году Всероссийским центром изучения общественного мнения, показали, что в эффективности прививок убеждены лишь 72% россиян, тогда как 14% считают прививки бесполезными, а 9% – вредными для здоровья.

Не нашла поддержки в обществе и идея Минздрава ввести ответственность для родителей за отказ прививать детей – против высказалось большинство респондентов.

В каких случаях непривитому ребенку могут запретить посещать сад или школу?

Хотя в Семейном кодексе РФ предусмотрена обязанность родителей заботиться о здоровье своих детей, они могут не давать согласия на вакцинацию. Право на отказ от профилактических прививок предусмотрено ст. 5 Закона об иммунопрофилактике инфекционных болезней 3 . Согласно ст. 11 этого закона прививки могут быть сделаны ребенку лишь при наличии информированного добровольного согласия одного из родителей или иного законного представителя на медицинское вмешательство. Если ребенку исполнилось 15 лет, он вправе самостоятельно принять решение о вакцинации или отказаться от процедуры.

Вместе с тем ч. 2 ст. 5 того же закона предусмотрена возможность временного отказа в приеме непривитых детей в образовательные организации и допуске к их посещению при возникновении массовых инфекционных заболеваний и угрозе эпидемий. Однако такой отказ возможен только на время сохранения обстоятельств, представляющих опасность для здоровья и жизни детей, не прошедших вакцинацию.

В подобных случаях обязательно должно быть утверждено официальное решение об эпидемии в регионе и объявлении карантина. Его объявляют местные органы власти по предписанию главных санитарных врачей и их заместителей 4 .

При проведении массовой вакцинации для предотвращения заражения непривитого ребенка допускается его разобщение с остальной группой детей на определенный период. Например, при вакцинации против полиомиелита этот период длится 60 дней 5 . Причем Роспотребнадзор разъяснял, что в таком случае недопуск непривитых детей в образовательное учреждение противозаконен, и рекомендовал ознакомиться с Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1.2951-11 (Письмо Управления Роспотребнадзора по Московской области от 22 декабря 2015 г. № 12374-06). В данном документе указано, что при вакцинации против полиомиелита непривитых детей разобщают с привитыми на 60 дней, а не удаляют из учреждения. При этом руководители садов и школ обязаны организовать для таких детей раздельное пребывание в их стенах 6 .

Также о том, в каких случаях закон позволяет запретить непривитому ребенку посещать образовательное учреждение или разобщить с остальной группой детей и что делать, чтобы его право на получение образования не было нарушено, читайте в публикации «В детский сад и школу – без прививок?».

Куда жаловаться, если ребенку без прививок незаконно не разрешают посещать образовательное учреждение?

Если руководство детского сада или школы игнорирует доводы о добровольности проведения иммунопрофилактических мероприятий и недопустимости отказа в допуске ребенка в образовательное учреждение при отсутствии обстоятельств, предусмотренных законом, возможно обращение в региональные органы управления образованием, органы Прокуратуры, Роспотребнадзор, к уполномоченному по правам ребенка и в суд.

Чтобы избежать потери времени, связанной с пересылкой ваших обращений в уполномоченные органы, сначала следует обратиться в региональные органы управления образованием (например, в Москве это Департамент образования, в Санкт-Петербурге – Комитет по образованию и т.д.). В Прокуратуру целесообразно обращаться в том случае, если другие органы бездействуют или вы не согласны с принятыми ими решениями. То есть Прокуратура их не подменяет, а лишь надзирает за законностью их действий и принятых решений.

Если жалобы не помогли, можно обратиться в суд с исковым заявлением о признании незаконным решения директора образовательной организации.

Какую позицию занимают суды при рассмотрении исков противников вакцинации?

Суды признают, что временное разобщение непривитых детей и прошедших вакцинацию является допустимым. Например, в 2011 г. группа граждан-«антипрививочников» пыталась оспорить законность п. 4.4 Санитарно-эпидемиологических правил «Профилактика полиомиелита в постсертификационный период». Этот пункт предусматривает в целях профилактики полиомиелита изоляцию непривитых детей от привитых при приеме их в лечебно-профилактические и другие организации. Верховный Суд РФ не усмотрел в данной норме признаков нарушения права на образование 7 .

В настоящее время судебная практика по данной категории дел существенно не изменилась. Так, Тимирязевский районный суд г. Москвы в ноябре 2018 г. отклонил иск У. о признании незаконными действий директора школы по переводу ее непривитого ребенка в группу для детей, не прошедших иммунизацию против полиомиелита. Суд указал, что такие действия правомерны, так как их целью являются обеспечение соблюдения санитарных норм и охрана здоровья непривитых детей. Суд также отметил, что истец не представила доказательств того, что условия содержания, ухода и обучения в специально созданной группе отличались от аналогичных условий в основной группе. Московский городской суд признал решение районного суда законным 8 .

Таким образом, в случае разобщения непривитого ребенка с другими детьми обращаться в суд с иском к образовательному учреждению имеет смысл, только если есть доказательства того, что условия содержания и обучения ребенка ухудшились.

При этом в случаях, когда ребенка временно отстраняют от посещения детского сада или школы в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой, доказать факт нарушения его прав крайне сложно.

Жительница Клинского района Московской области обратилась в суд с иском об оспаривании медицинского заключения, на основании которого ее дочь была временно отстранена от посещения сада в связи отсутствием прививки против кори. Основанием для принятия такого решения послужило Постановление Главного государственного санитарного врача по Московской области от 27 мая 2013 г. № 2 «О неблагополучной эпидемической ситуации по заболеваемости корью».

Истица настаивала на том, что данное постановление носит рекомендательный характер. При этом случаев заболевания корью в Клинском и прилегающих к нему районах Московской области зафиксировано не было. Однако суд признал медицинское заключение законным. Он указал, что введенное ограничение «имело временный характер и было направлено на создание безопасных условий для жизни и здоровья не только для ребенка истицы, но и для всех воспитанников дошкольного учреждения».

Аналогичное решение принял Дубненский городской суд Московской области по иску к городской больнице, которая отказала истцу в приеме документов на ребенка для прохождения медицинской комиссии по зачислению в детский сад в связи с неблагоприятной эпидемической ситуацией по кори.

Оба решения были оставлены в силе вышестоящей судебной инстанцией 9 .

Таким образом, в аналогичных случаях имеет смысл обжаловать не медицинское заключение, а постановление главного государственного санитарного врача путем подачи административного иска в суд по месту жительства заявителя.

В целом суды все еще часто принимают противоположные по сути решения. А пока судебные органы не выработали единый подход, родители могут придерживаться официальной позиции Генеральной прокуратуры РФ 10 : единственным основанием временного отказа в допуске в сады и школы детей без прививок является возникновение массовых инфекционных заболеваний и угроза эпидемий. Даже отказ от пробы Манту не может стать основанием для недопуска в образовательное учреждение. Так, Закон о предупреждении распространения туберкулеза предполагает противотуберкулезную помощь населению при наличии согласия граждан 11 . Принцип добровольности такой помощи при условии отсутствия контактов ребенка с туберкулезным больным означает, что родители вправе отказаться от пробы Манту, и это не должно повлечь запрета на посещение сада или школы.

Что учесть до обращения в суд, если ребенку не позволили посещать образовательное учреждение либо его перевели в другую группу или класс?

До обращения в суд с иском о признании незаконным решения директора образовательной организации необходимо взвесить все «за» и «против» и ответить на следующие вопросы.

  • Является ли отказ в приеме в образовательное учреждение временным или вам вовсе отказали в зачислении?
  • Что послужило основанием для отказа?
  • Каким образом изменились условия содержания, воспитания и обучения ребенка в случае его перевода в отдельную группу в детском саду или в другой класс в школе?

Если отказ не является временным или он не имеет документального обоснования, а также если после разобщения детей условия содержания и обучения ухудшились – обращение в суд будет целесообразным.

В суд необходимо обращаться по месту нахождения ответчика.

И помните: альтернативой обращению в суд является подача жалобы на неправомерное решение в контролирующие органы. В случае отсутствия оснований для вмешательства вам должны предоставить мотивированный отказ.

3 Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».

4 Пункт 2 ст. 31 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

5 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 июля 2011 г. № 107 «Об утверждении СП 3.1.2951-11 “Профилактика полиомиелита”».

6 Пункт 9.5 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2951-11 «Профилактика полиомиелита» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 июля 2011 г. № 107).

7 Решение Верховного Суда РФ от 27 апреля 2011 г. № ГКПИ11-251.

8 Решение Тимирязевского районного суда г. Москвы от 29 ноября 2018 г., Апелляционное определение Московского городского суда от 28 марта 2019 г. по делу № 33-9763/2019.

9 Апелляционное определение Московского областного суда от 29 января 2014 г. по делу № 33-1117/14, Апелляционное определение Московского областного суда от 15 января 2014 г. по делу № 33-28627/2013.

10 Письма Генеральной прокуратуры РФ от 9 сентября 2015 г. № 72/1-1164-14, от 29 октября 2014 г. № 72/1-1164-14, от 11 сентября 2014 г. № 72/1-1164-14.

11 Пункт 2 ст. 7 Федерального закона от 18 июня 2001 г. № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: