\

Основные принципы планировки школ и других детских учреждений

Основные принципы планировки школ и других детских учреждений

При развёртывании сети детских учреждений (школ, детских садов) исходят прежде всего из количества детей различных возрастов в данном районе города, сельской местности. Исходя из количества детей младшего, среднего и старшего школьных возрастов устанавливаются необходимая сеть начальных, семилетних и средних школ и соответствующие для данного района типы школьных зданий.

Лишь в больших городах, имеющих высокую плотность населения, допустимы относительно большие школы, рассчитанные на 880 учащихся (22 класса). При этом обязательно разделение в пределах одного здания детей и подростков различных возрастов, особенно младшего школьного возраста.

Как правило, при развёртывании школьной сети следует обеспечивать такое расположение школ на территории города, чтобы дети младшего школьного возраста, т. е. с 7 до 11 лет, не проходили бы свыше 0,5 км, а старшие не более 1,5 км в один конец. Это расстояние установлено с учётом плохой погоды, грязи, холодного времени года и других условий, затрудняющих передвижение. В сельских школах, расположенных в малонаселённых местностях и обслуживающих одновременно несколько деревень, ряду учащихся приходится ежедневно проходить по 3-5 км и притом нередко при неблагоприятных метеорологических условиях. В таких школах обязательна организация подвоза детей в школу и обратно.

В связи с развитием в городах среднего обучения и семилетнего обучения в сельских местностях и во всех национальных республиках, особенно усилилось строительство школьных интернатов. В настоящее время потребность в школьных интернатах ещё более возросла в связи с развёртыванием обязательного семилетнего обучения всех детей. При решении вопроса об открытии при школе интерната необходимо учитывать приведённые здесь соображения, а также исходить из следующего: если расстояние от местожительства учащихся не превышает указанных выше норм, если учащихся, нуждающихся в подвозе немного (не более 15-10 человек), то достаточно организовать подвоз детей и подростков в школу; в противном случае обязательно создание при школе интерната.

В настоящее время основными типами средних школ являются школы, рассчитанные на 880 учащихся в крупных городах и на 400 учащихся в небольших городах, рабочих посёлках и сельских местностях. Основными типами семилетних школ являются школы на 400 и 280 учащихся. Основными типами начальных школ являются школы на 160, 80 и 40 учащихся, а в отдельных малонаселённых местностях (Крайний Север, Дальний Восток) иногда и на 30 детей. При этом обычно при таких маленьких школах в малонаселённых местностях имеются интернаты, поскольку радиус обслуживания школой детского населения иной раз составляет десятки километров.

При планировании сети санаторно-лесных школ для физически ослабленных детей, страдающих туберкулёзом, следует исходить из соображений оздоровительного порядка.

После пребывания в санаторно-лесной школе дети обычно возвращаются в ту начальную или среднюю школу, где они ранее учились.

Детские сады обычно устраиваются вблизи местожительства детей. В случае обслуживания детским садом детей, живущих в различных районах города, матери которых работают на одном и том же предприятии, здание детского сада располагается недалеко от него. В таком случае здание детского сада следует располагать в противоположном направлении от господствующих в данной местности ветров, что необходимо для предупреждения заноса с предприятия в детские помещения дыма, пыли, шума и пр. Между территорией предприятия, с одной стороны, и территорией детского сада, с другой, полезно создать зону густых зелёных насаждений.

Вследствие большой возбудимости детей дошкольного возраста и большой их восприимчивости к инфекционным заболеваниям, детские сады устраиваются небольшими и рассчитываются на относительно небольшое количество детей — на 25 , 50 , 75, 100 и 125 детей при наличии в каждой группе по 25 детей. Детские сады на 150 детей устраиваются лишь в виде исключения. При детских садах имеются группы круглосуточного пребывания детей, матери которых работают на производстве в вечерние и ночные смены.

Детские дома бывают двух видов: одни — для детей дошкольного возраста, другие — для детей школьных возрастов. Детские дома лучше всего располагать вне черты города, в пригородных и сельских местностях, где имеются большие по сравнению с городом возможности обеспечить гигиенический режим воспитанников и где можно широко использовать природные факторы для укрепления здоровья детей и обеспечить проведение сельскохозяйственного труда воспитанников школьных возрастов. Устройство детского дома непосредственно в черте города менее желательно, так как при этом имеется значительно меньше возможности получить достаточных размеров земельный участок. Детские дома для детей дошкольного возраста устраиваются обычно из расчёта не более как на 100 детей, а школьные детские дома — не более как на 150 детей.

Ремесленные училища и школы фабрично-заводского обучения устраиваются большей частью поблизости от тех или иных производств, которые связаны с профилем училища или школы. Количество учащихся в ремесленных училищах и школах фабрично-заводского обучения зависит от потребностей промышленности и возможностей производств, с которыми они связаны.

Читать далее Земельный участок начальной и средней школы

Внимание! Данный материал о требованиях, предъявляемых к строительству школ в 50-80-е года 20-го века.

Проектирование комфортной и безопасной образовательной среды современной школы

Что педагогу хорошо, то школьнику — дискомфорт

Как школьная среда влияет на психологию поведения детей и учителей?

  • Физические параметры школьных пространств (свет, температура, качество воздуха, адаптивность, сложность, цвет) объясняют 16% различий в успеваемости учеников. Детям хочется находиться там, где красиво и уютно. Школа с красивым интерьером — это вопрос не только эстетический, но и педагогический — ребята будут с удовольствием посещать занятия, с пользой для себя и без вреда друг для друга проводить время на переменах, и с меньшей вероятностью станут прогуливать уроки.
  • Цвет в пространстве школы оказывает влияние на мыслительные процессы и концентрацию внимания.
  • Школа воздействует на здоровье и самочувствие учеников и педагогов.
  • Прослеживается взаимосвязь между комфортным пребыванием в среде и ощущением безопасности.
  • Шум влияет на возникновение стрессов, фрустраций, расфокусировки внимания (особенно — у педагогов).
  • Физическая среда воздействует на самооценку, мотивацию к учебе и поведение учеников.

Наверняка многие помнят ощущение дискомфорта, связанное с пребыванием в школе. Может быть, кому-то было неуютно, неловко, неприятно. Чаще всего точками дискомфорта становятся школьные туалеты, гардеробы и столовые. Проблемами могут стать недостаточное освещение, затрудненная вентиляция воздуха или некомфортный температурный режим (жарко или, наоборот, холодно).

Мы проводили исследование в трех московских школах:

  • с «обогащенной средой»;
  • со «стандартной средой»;
  • с «обедненной средой».

Основной параметр исследования — качество пространственной среды и меблировка.

Во всех трех типах школ, которые мы рассматривали, комфортность у педагогов всегда выше, чем у детей. Конечно, учительская среда всегда более персонифицирована: собственное рабочее место в кабинете, в учительской, отдельный туалет только для педагогов. Чаще всего педагоги обращают внимание не на внешнюю среду, а на взаимоотношения в коллективе и общую психологическую обстановку — это и есть показатель комфортности для учителей.

Безопасный дизайн

«Пространство влияет на поведение. Правильная предметная среда снижает число правонарушений, препятствует травле и создает благоприятный эмоциональный фон».

Crime Prevention Through Environmental Design — методика безопасного дизайна, основанная в 1971 году криминалистом Ray C Jeffery. В основу положено социальное исследование «Теория разбитых окон»: если в подъезде разбито одно окно и его не заменили, то через некоторое время в подъезде будут разбиты все окна. Это значит, что небрежная среда становится источником вандализма.

В здании школы решетки и ограждения вовсе не создают ощущения безопасности — они вызывают еще больший страх, недоверие и дискомфорт.

Какие решения в дизайне помогают обезопасить школьную среду?

Разделение на цветовые блоки помогает снизить скорость бега.

Красный цвет стен помогает ускорить продвижение людей в нужном направлении и избежать праздного шатания по коридору. Но при этом красный снижает усвоение информации. В классе его использовать не стоит.

Напольная навигация помогает ориентировке в пространстве.

Критерии безопасной среды:

  • Естественный обзор
  • Достаточное освещение
  • Антивандальность
  • Логичная структура, отсутствие тупиковых «темных» зон
  • Чувство привязанности к помещению, его персонификация
  • Чувство уважения к себе и защищенности
  • Территориальность

Кейсы. Работа со школами

«Вандальность снижается в тот момент, когда в пространстве повышается персонификация. Если в школе есть место, где ребенок может увидеть результат своей деятельности, он ощущает себя свободнее».

В одной из школ дети оценивали пространство, наклеивая стикеры и фотографируя доказательства.

Что было до?

Неопрятно выкрашенные, разбитые стеклянные плитки на стенах, шведские стенки в рекреации, окна без теплоизоляции.

Что произошло потом?

Шведские стенки исчезли — появились стенды для проектов школьников, места, где дети вывешивают свои работы. Снизилась вандальность.

У каждой школы есть артефакты. Например, в школах, где мы проводили наш эксперимент, мы обнаружили элемент визуальной навигации в виде швейной машинки рядом с кабинетом технологии, схемы Северного и Южного полушарий небесной сферы на стене в одной из рекреаций, старые рисунки выпускников школы прошлых лет, памятники и музей-коллекцию диафильмов.

«Начните налаживать связь с учениками. Проведите эмоциональную оценку школы. Спросите детей, какие места в школе или предметы кажутся им потенциально опасными? Пусть каждый расскажет, что в интерьере школы хотелось бы изменить, а что убрать или добавить. Это можно сделать и без дополнительного бюджета. Важно просто прислушаться к мнению учеников и улучшать пространство сообща».

В школе нового района Москвы самым опасным местом ученики признали гардероб. Действительно, огороженное со всех сторон помещение, завешенное вещами, открывало большой простор для буллинга и краж. Результатом проведенной за 5 месяцев работы стал новый дизайн гардеробной. Пространство стало свободнее, ограды исчезли, а учителя взяли это место на контроль, чтобы предотвратить неприятные ситуации. Итог — визуально более привлекательное место, отсутствие «слепых» зон, прекращение краж и буллинга.

«Где взять деньги на преобразование школьной среды? Вместо того чтобы из года в год перекрашивать стены из бежевого в бежевый, лучше запланировать следующий ремонт как образовательную задачу. Можно не только провести исследование, но и включить в этот процесс детей».

Основные принципы планировки школ и других детских учреждений

ЗДАНИЯ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Preschool educational institution buildings. Design rules

Дата введения 2017-02-18

Предисловие

Сведения о своде правил

1 ИСПОЛНИТЕЛИ — Открытое акционерное общество «Московский научно-исследовательский и проектный институт типологии, экспериментального проектирования» (ОАО «МНИИТЭП»), НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков (ФГАУ «НЦЗД» Минздрава России), Центральный научно-исследовательский институт строительных конструкций имени В.А.Кучеренко (ЦНИИСК им.В.А.Кучеренко)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 «Строительство»

3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)

5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в установленном порядке. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте разработчика (Минстрой России) в сети Интернет

Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных по тексту М.: Стандартинформ, 2019

Читайте также  Полноценный ночной сон снижает риск ожирения у детей

Введение

Настоящий свод правил разработан с целью проектного обеспечения удобства и безопасности пребывания детей и взрослых на участках и в зданиях дошкольных образовательных организаций при обеспечении современного уровня физического развития, воспитания и дошкольного образования. При разработке настоящего свода правил соблюдены требования Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» [4] к зданиям дошкольных образовательных организаций» и обеспечено соответствие требованиям Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» [1] в дополнение к СП 118.13330 с детализацией нормативных требований к зданиям дошкольных образовательных организаций. Учтены положения Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [2], Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» [3]; Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергоэффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», федеральных законов в области безопасности объектов капитального строительства, энергоэффективности [5], а также санитарно-эпидемиологических требований к зданиям дошкольных образовательных организаций и постановления.

Свод правил выполнен авторским коллективом: ОАО Московский научно-исследовательский и проектный институт типологии и экспериментального проектирования: (д-р техн. наук В.В.Гурьев, А.П.Зобнин, канд. архит. (отв. исп. темы), архит. Т.С.Скобелева, канд. физ.-мат. наук В.М.Дорофеев, канд. экон. наук Е.А.Лепёшкина, канд. экон. наук Ю.В.Герасименко, инженеры А.В.Кузилин, И.Ю.Спиридонов, Т.В.Крюкова, А.Н.Добровольский, Е.В.Хаимова-Малькова, М.В.Атаманенко, ОАО Центральный научно-исследовательский и проектный институт жилых и общественных зданий «ЦНИИЭП жилища» (канд. архит. А.А.Магай, канд. архит. А.Р.Крюков), НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГБНУ НЦЗД (д-р мед. наук М.И.Степанова, канд. мед. наук Б.З.Воронова), ЦНИИСК им.В.А.Кучеренко (д-р техн. наук Ю.В.Кривцов, канд. техн. наук В.В.Пивоваров, П.П.Колесников), Департамент образования г.Москвы (инж. В.В.Никитин), Департамент градостроительной политики г.Москвы (канд. архит. С.И.Яхкинд).

Изменение N 1 к СП 252.1325800.2016 «Здание дошкольных образовательных организаций. Правила проектирования» разработано авторским коллективом АО «Московский научно-исследовательский и проектный институт типологии и экспериментального проектирования» (канд. экон. наук Е.А.Лепешкина, А.Ю.Солодова).

1 Область применения

1.1 Настоящий свод правил распространяется на проектирование вновь строящихся и реконструируемых зданий дошкольных образовательных организаций (далее — ДОО) всех организационно-правовых форм и форм собственности.

1.2 Свод правил устанавливает требования:

— к градостроительному размещению участков и зданий ДОО, с учетом инженерной и транспортной инфраструктуры;

— к комплексному благоустройству (и озеленению) участков ДОО;

— к функционально-планировочному зонированию территории участков и групп помещений ДОО;

— к пожарной безопасности ДОО;

— к объемно-планировочным конструктивным решениям зданий ДОО;

— к инженерно-техническому оборудованию, отделке и микроклимату помещений ДОО;

— к энергетической эффективности и безопасной эксплуатации ДОО.

1.3 Свод правил применяется к проектированию, строительству и эксплуатации помещений, отдельных зданий и комплексов зданий ДОО, предназначенные для временного пребывания детей.

1.4 Свод правил применяется к ДОО, расположенным в городских и сельских поселениях, в том числе к зданиям ДОО, отдельно стоящим, а также пристроенным или встроенно-пристроенным (частично) к зданиям другого функционального назначения (жилым, общественным, многофункциональным), режим работы и санитарно-эпидемиологические условия которых не противоречат работе ДОО.

1.5 Требования СП рекомендуется применять при разработке заданий на проектирование ДОО:

— отдельно стоящих на отдельном участке или на одном участке со зданиями жилого и общественного назначения, а также в составе комплексов зданий общеобразовательных организаций;

— встроенных, пристроенных, встроенно-пристроенных в жилые дома (многоквартирные, одноквартирные) и в общественные здания.

2 Нормативные ссылки

В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 19245-93 Коляски детские. Общие технические условия

ГОСТ 27751-2014 Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения

ГОСТ 30247.1-94 Конструкции строительные. Методы испытаний на огнестойкость. Несущие и ограждающие конструкции

ГОСТ 30494-2011 Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях

ГОСТ 31937-2011 Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния

ГОСТ 33652-2015 (EN 81-70:2003) Лифты пассажирские. Технические требования доступности, включая доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения

ГОСТ Р 50602-93 Кресла-коляски. Максимальные габаритные размеры

ГОСТ Р 51671-2015 Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов

ГОСТ Р 52169-2012 Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования

ГОСТ Р 52301-2013 Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования

ГОСТ Р 52875-2007 Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования

ГОСТ Р 53491.1-2009 Бассейны. Подготовка воды. Часть 1. Общие требования

ГОСТ Р 53491.2-2012 Бассейны. Подготовка воды. Часть 2. Требования безопасности

ГОСТ Р 55677-2013 Оборудование детских спортивных площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования

ГОСТ Р МЭК 60598-1-2011 Светильники. Часть 1. Общие требования и методы испытаний

СП 1.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы (с изменением N 1)

СП 2.13130.2012 Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты (с изменением N 1)

СП 3.13130-2009 Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности

СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям

СП 5.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования (с изменением N 1)

СП 7.13130.2013 Отопление, вентиляция и кондиционирование. Противопожарные требования

СП 8.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности (с изменением N 1)

СП 10.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности (с изменением N 1)

СП 12.13130.2009 Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности (с изменением N 1)

СП 14.13330.2018 «СНиП II-7-81* Строительство в сейсмических районах»

СП 30.13330.2016 «СНиП 2.04.01-85* Внутренний водопровод и канализация зданий»

СП 32.13330.2012 «СНиП 2.04.03-85 Канализация. Наружные сети и сооружения» (с изменением N 1, 2)

СП 42.13330.2016 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»

СП 50.13330.2012 «СНиП 23-02-2003 Тепловая защита зданий»

СП 52.13330.2016 «СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение»

СП 54.13330.2016 «СНиП 31-01-2003 Здания жилые многоквартирные»

СП 55.13330.2016 «СНиП 31-02-2001 Дома жилые одноквартирные» (с изменением N 1)

СП 59.13330.2016 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»

СП 60.13330.2016 «СНиП 41-01-2003 Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха»

СП 62.13330.2011 «СНиП 42-01-2002 Газораспределительные системы» (с изменениями N 1, 2)

СП 104.13330.2016 «СНиП 2.06.15-85 Инженерная защита территории от затопления и подтопления»

СП 116.13330.2012 «СНиП 22-02-2003 Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения»

СП 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения» (с изменениями N 1, 2)

СП 131.13330.2012 «СНиП 23-01-99* Строительная климатология» (с изменениями N 1, 2)

Основные принципы планировки школ и других детских учреждений

ЗДАНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Educational institution buildings. Design rules

Дата введения 2017-02-18

Предисловие

Сведения о своде правил

1 ИСПОЛНИТЕЛИ — Открытое акционерное общество «Московский научно-исследовательский и проектный институт типологии, экспериментального проектирования» (ОАО «МНИИТЭП»), НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков (ФГАУ «НЦЗД» Минздрава России), Центральный научно-исследовательский институт строительных конструкций имени В.А.Кучеренко (ЦНИИСК им.В.А.Кучеренко)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 «Строительство»

3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)

5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в установленном порядке. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте разработчика (Минстрой России) в сети Интернет

ВНЕСЕНЫ: Изменение N 1, утвержденное и введенное в действие приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 декабря 2017 г. N 1714/пр c 26.06.2018; Изменение N 2, утвержденное и введенное в действие приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 сентября 2018 г. N 622/пр c 26.03.2019; Изменение N 3, утвержденное и введенное в действие приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России) от 22 ноября 2019 г. N 713/пр c 23.05.2020

Изменения N 1, 2, 3 внесены изготовителем базы данных по тексту М.: Стандартинформ, 2018 год; М.: Стандартинформ, 2020 год

Введение

Настоящий свод правил разработан в целях создания пространственной среды зданий общеобразовательных учреждений, обеспечивающей современный уровень обучения, безопасные условия пребывания обучающихся и удобные условия пребывания персонала.

Работа выполнена авторским коллективом: ОАО «Московский научно-исследовательский и проектный институт типологии и экспериментального проектирования» (д-р техн. наук В.В.Гурьев, канд. экон. наук Е.А.Лепешкина, А.Ю.Солодова (ответ. исполнитель темы), канд. физ.-мат. наук В.М.Дорофеев, канд. архит. Б.В.Дмитриев, канд. экон. наук Ю.В.Герасименко, А.В.Кузилин, В.Ф.Совинкин, И.Ю.Спиридонов, Т.В.Крюкова, А.Н.Добровольский, Е.В.Хаимова-Малькова), НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков (д-р мед. наук В.Р.Кучма, д-р мед. наук М.И.Степанова, канд. мед. наук Б.З.Воронова), ЦНИИСК им.В.А.Кучеренко (д-р техн. наук Ю.В.Кривцов, канд. техн. наук В.В.Пивоваров, П.П.Колесников), Департамент градостроительной политики г.Москвы (канд. архит. С.И.Яхкинд).

Изменение N 2 к СП 251.1325800.2016 «Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования» разработано авторским коллективом АО «Московский научно-исследовательский и проектный институт типологии и экспериментального проектирования» (А.В.Макаров — руководитель разработки, А.Ю.Солодова — ответственный исполнитель темы, канд. экон. наук Е.А.Лепешкина).

Изменение N 3 выполнено авторским коллективом АО ЦНИИПромзданий (руководители темы, ответственные исполнители — д-р техн. наук В.В.Гранев, канд. архитектуры Д.К.Лейкина, канд. экон. наук Е.А.Лепешкина, А.Ю.Солодова).

1 Область применения

1.1 Настоящий свод правил устанавливает на территории Российской Федерации требования к размещению и организации сети зданий и комплексов общеобразовательных организаций, к участку территории, функциональным группам, составу и площадям помещений, объемно-планировочным решениям, освещению, инженерному оборудованию.

1.2 Настоящий свод правил распространяется на проектирование вновь строящихся, реконструируемых зданий и комплексов общеобразовательных организаций любых организационно-правовых форм и форм собственности, а также учебных и общешкольных помещений школ-интернатов.

1.3 Настоящий свод правил не распространяется на спальные корпуса общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для проживания обучающихся в интернате.

2 Нормативные ссылки

В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 24940-2016 Здания и сооружения. Методы измерения освещенности

ГОСТ 27751-2014 Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения

ГОСТ 30247.1-94 Конструкции строительные. Методы испытаний на огнестойкость. Несущие и ограждающие конструкции

ГОСТ 30494-2011 Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях

ГОСТ 31937-2011 Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния

ГОСТ Р 50571.28-2006 (МЭК 60364-7-710:2002) Электроустановки зданий. Часть 7-710. Требования к специальным электроустановкам. Электроустановки медицинских помещений

ГОСТ Р 51844-2009 Техника пожарная. Шкафы пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний

ГОСТ Р 53307-2009 Конструкции строительные. Противопожарные двери и ворота. Метод испытаний на огнестойкость

СП 1.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы (с изменением N 1)

СП 2.13130.2012 Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты (с изменением N 1)

СП 3.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах. Требования пожарной безопасности

СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям

Читайте также  Наследственные нарушения роста и развития у детей

СП 5.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования (с изменением N 1)

СП 8.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности (с изменением N 1)

СП 10.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности (с изменением N 1)

СП 12.13130.2009 Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности (с изменением N 1)

СП 14.13330.2014 «СНиП II-7-81* Строительство в сейсмических районах»

СП 28.13330.2017 «СНиП 2.03.11-85 Защита строительных конструкций от коррозии»

СП 30.13330.2016 «СНиП 2.04.01-85* Внутренний водопровод и канализация зданий»

СП 42.13330.2016 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»

СП 50.13330.2012 «СНиП 23-02-2003 Тепловая защита зданий»

СП 52.13330.2016 «СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение»

СП 59.13330.2016 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»

СП 60.13330.2016 «СНиП 41-01-2003 Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха»

СП 113.13330.2016 «СНиП 21-02-99* Стоянки автомобилей»

СП 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения» (с изменениями N 1, 2)

СП 132.13330.2011 Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования

СП 133.13330.2012 Сети проводного радиовещания и оповещения в зданиях и сооружениях. Нормы проектирования (с изменением N 1)

СП 134.13330.2012 Системы электросвязи зданий и сооружений. Основные положения проектирования (с изменением N 1)

СП 140.13330.2012 Городская среда. Правила проектирования для маломобильных групп населения (с изменением N 1)

СП 252.1325800.2016 Здания дошкольных образовательных организаций. Правила проектирования

СП 255.1325800.2016 Здания и сооружения. Правила эксплуатации. Основные положения

СП 310.1325800.2017 Бассейны для плавания. Правила проектирования

СП 332.1325800.2017 Спортивные сооружения. Правила проектирования

СанПиН 2.1.2.1188-03 Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды. Контроль качества

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий

СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы

СанПиН 2.4.1.3049-13 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций

СанПиН 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях

СанПиН 2.4.5.2409-08 Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования

Примечание — При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего свода правил в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.

3 Термины, определения и сокращения

3.1 В настоящем своде правил применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1 групповые занятия: Занятия с разделением класса на группы.

3.1.2 дежурное отопление: Обогревание помещений с переменным тепловым режимом: установление в нерабочий период суток, в дни отдыха и праздников пониженной температуры воздуха.

3.1.2а зрительный зал (здесь): Зальное помещение с выделенным местом для проведения мероприятий (сценой, эстрадой) с оборудованными местами для зрителей.

Стандарт комплексного развития территорий

О проекте

Стандарт комплексного развития территорий — методическое руководство по развитию застроенных территорий и освоению новых. Рекомендации по формированию облика города и сохранению его исторической застройки при экономически выгодном использовании в современной жизни.

Документ станет инструментом повышения качества среды и перехода российских городов к современным моделям развития. Поможет градостроителям повысить качество и эффективность процессов благоустройства, восстановления и застройки территорий и ляжет в основу усовершенствования базы в области градорегулирования и архитектурного проектирования.

Цель документа — разработка и внедрение новых подходов к созданию городской среды, отвечающей современным социальным и экономическим условиям, интересам жителей, бизнеса и городских властей.

В разработку Стандарта были вовлечены более двухсот экспертов из 14 стран, из российских и международных исследовательских университетов, технологических и инжиниринговых компаний, проектных бюро и архитектурных студий.

Зачем нужны изменения?

Сейчас большинство новостроек в России воспроизводят панельные микрорайоны советского образца. Застройщики используют устаревшие градостроительные подходы и систему регулирования, которая не отвечает современным запросам горожан и не учитывает изменений в социальной, политической, экономической, культурной и информационной сферах.

Согласно Указу Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» — к 2030 году необходимо обеспечить ежегодный ввод 120 млн кв.м жилья. От того, каким будет это жилье, зависит облик российских городов в будущем.

Направления применения Стандарта:

  • Освоение свободных территорий под жилищное строительство.
  • Развитие территорий жилой и многофункциональной застройки.
  • Благоустройство открытых общественных пространств.

Принципы Стандарта

Функциональное разнообразие

Создание районов с развитым , совмещающих жилые, офисные и сервисные функции

Компактная и плотная застройка

Учитывает человеческий масштаб в зданиях средней этажности и открытых пространствах

Безопасность и здоровье

Уменьшение трафика, высокое качество воздуха и возможность проводить досуг в общественных пространствах круглый год

Комфорт перемещений

Разнообразие маршрутов и баланс всех видов перемещений, эффективность общественного транспорта

Гибкость и автономность

Вариативность использования зданий и земельных участков за счет конструктивных планировочных решений

Комфортное жилье

Разнообразные планировки и типы жилой среды, плюс качественные места общего пользования как стимул для жильцов совместно управлять домом и территорией

Целевые модели городской среды

Готовый набор решений

Стандарт состоит из 6 книг и 4 каталогов, которые образуют комплексную базу инструментов по формированию и преобразованию территорий жилой и многофункциональной застройки.

Книга 1. Свод принципов комплексного развития городских территорий

Определяет ключевые направления и меры по формированию качественной жилой и многофункциональной застройки в городах России. В книге — основные приоритеты и принципы Стандарта, а также целевые модели городской среды.

Книга 2. Стандарт развития застроенных территорий

Определяет направления по развитию территорий сложившейся жилой и многофункциональной застройки.

Книга 3. Стандарт освоения свободных территорий

Содержит рекомендации по формированию новой жилой и многофункциональной застройки на свободных городских территориях.

Книга 4. Стандарт формирования облика города

Содержит рекомендации по благоустройству открытых городских пространств в соответствии с установленной Стандартом типологией.

Книга 5. Руководство по разработке проектов

Определяет порядок подготовки документации по развитию территорий.

Книга 6. Руководство по реализации проектов

Каталог 1. Элементы и узлы открытых пространств

Содержит конструктивные и функциональные составляющие открытых городских пространств, определяющие их вид и характер использования.

Каталог 2. Принципиальные архитектурно-планировочные решения (жилые дома)

Содержит типы жилых домов, описание составных элементов многоквартирного дома и помещений квартиры. Для каждого элемента и помещения приведены решения, которые позволят сделать дома и квартиры наиболее комфортными для жизни.

Каталог 3. Принципиальные архитектурно-планировочные решения (благоустройство)

Содержит рекомендации по благоустройству открытых городских пространств: из предлагаемого перечня типовых решений предлагается выбрать те, которые наиболее соответствуют функциональному назначению пространства и оптимально подходят для применения в конкретных ситуациях.

Каталог 4. Принципиальные архитектурно-планировочные решения (застройка кварталов)

Содержит варианты взаимного расположения в квартале различных типов жилых домов и нежилых зданий разного функционального назначения, предприятий торговли и услуг, детских садов и школ, автостоянок и озеленения.

Ключевые элементы городской среды, которые затрагивает Стандарт

Квартиры

2,8 м — минимальная высота потолка

Жилые дома

9 этажей — максимальная высота рядовой застройки,
3,5-5,2 м — высота первого этажа

Дворы в жилой застройке

0,6 га —ориентировочный размер двора

Парковка автомобилей в жилом квартале

Более 50% от расчетного количества машиномест расположены вдоль улиц

Школы в жилом районе

Занимают отдельный квартал

Улицы в жилом районе

15 км/км2 — плотность улично-дорожной сети.
Пешеходные переходы рядом — не дальше 100 м.

Общественные пространства в жилом районе

Площадки для игр, спорта и отдыха для группы жилых домов расположены в общественных скверах, которые находятся в 5 мин ходьбы от каждого жилого дома

Планировочная единица — квартал

5 га — максимальный размер квартала.
Доля объектов торговли, услуг, досуга — 20–30% от общей площади застройки

Я даю согласие АО «ДОМ.РФ», адрес 125009, г. Москва, ул. Воздвиженка, д. 10 (далее – Агент), а также банкам-партнерам и другим контрагентам Агента (далее – Партнер/Партнеры):

На обработку всех моих персональных данных, указанных в заявке, любыми способами, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение, обработку моих персональных данных с помощью автоматизированных систем, посредством включения их в электронные базы данных, а также неавтоматизированным способом, в целях продвижения Агентом и/или Партнером товаров, работ и услуг, получения мной информации, касающейся продуктов и услуг Агента и/или Партнеров.

На получение от Агента или Партнера на мой номер телефона, указанный в настоящей заявке, СМС-сообщений и/или звонков с информацией рекламного характера об услугах АО «ДОМ.РФ», АКБ «РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛ» (АО) (их правопреемников, а также их надлежащим образом уполномоченных представителей), Партнеров, в том числе путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи. Согласен (-на) с тем, что Агент и Партнеры не несут ответственности за ущерб, убытки, расходы, а также иные негативные последствия, которые могут возникнуть у меня в случае, если информация в СМС-сообщении и/или звонке, направленная Агентом или Партнером на мой номер мобильного телефона, указанный в настоящей заявке, станет известна третьим лицам.

Указанное согласие дано на срок 15 лет или до момента отзыва мной данного согласия. Я могу отозвать указанное согласие, предоставив Агенту и Партнерам заявление в простой письменной форме, после отзыва обработка моих персональных данных должна быть прекращена Агентом и Партнерами.

при первоначальном взносе 30%, срок — 15 лет.

Обязательное страхование недвижимости, личное — по желанию (при отсутствии ставка повышается). Доход подтверждается справкой 2-НДФЛ.

Федеральный закон от 24.07.2008 № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» регулирует отношения между Единым институтом развития в жилищной сфере, органами государственной власти и местного управления и физическими и юридическими лицами.

Закон направлен на формирование рынка доступного жилья, развитие жилищного строительства, объектов инженерной, социальной и транспортной инфраструктуры, инфраструктурной связи. Содействует развитию производства строительных материалов, конструкций для жилищного строительства, а также созданию парков, технопарков, бизнес-инкубаторов для создания безопасной и благоприятной среды для жизнедеятельности людей.

161-ФЗ устанавливает для ДОМ.РФ полномочия агента Российской Федерации по вовлечению в оборот и распоряжению земельными участками и объектами недвижимого имущества, которые находятся в федеральной собственности и не используются.

Читайте также  Рецепт в помощь диабетикам-детям с 1 типом

Как открыть частную школу — инсайты основательницы лицея с годовым оборотом 30 млн рублей

Основатель лицея «Ласточкино гнездо»

Наталия Тоткан в 2014 году основала лицей «Ласточкино гнездо», отличительная черта которого — гуманистический подход к образованию и идея гармоничного развития личности. В школе работают инклюзивные классы для детей с особенностями в развитии, группы детского сада и подготовки к школе.

Сейчас в лицее учится чуть более 100 детей. Годовой оборот составляет около 30 млн рублей. Наталия поделилась собственным опытом и рассказала, что необходимо учесть, если вы решили открыть частную школу.

С чего начать

Чаще всего люди начинают задумываться о том, чтобы открыть частную школу, когда у них самих появляются дети и они стремятся создать для них лучшую образовательную среду. Но одного желания недостаточно. Для начала определитесь, в каком качестве вы видите себя в этом бизнесе: учредителя, директора, идеолога, формирующего концепцию учебного заведения, контролирующего учебный процесс и занимающегося оперативным управлением.

Учредителем частной школы может стать любой человек, обладающий необходимыми средствами и желанием создать бизнес в этой области. Лучше, если он будет погружен в специфику образовательного процесса хотя бы для того, чтобы принимать грамотные кадровые решения.

А вот к профессиональным качествам директора законы рынка диктуют достаточно жесткие требования: как минимум нужен опыт работы в сфере образования.

Также необходимо быть хорошим управленцем, знать основы методологии и психологии, разбираться в бухгалтерии и юридических вопросах и, конечно же, любить детей и иметь много сил и энергии. Потому что это тот бизнес, который будет забирать много времени и почти все ваше внимание.

Мой путь к этому бизнесу был длинный. У меня три высших образования: я юрист, управленец и методист. В 2008 году моя семья переехала жить за город, и следом у нас родились дети-погодки. В этот момент я поняла, что мое дело жизни должно быть где-то под боком. А вскоре мне предложили взять в оперативное управление здание детского сада в коттеджном поселке в двух километрах от моего дома.

Я долго не раздумывала: это был как раз тот бизнес-проект, который я ждала. Много лет я работала в сфере образования, у меня было много опыта и масса идей, которые я хотела воплотить в жизнь.

Первая всероссийская премия в области AgroTech-решений. Участвуй сам или номинируй достойных!

Сегмент частного школьного образования

В нашей стране традиционно большая доля государственного школьного образования, на частные школы приходится около 2% рынка, согласно исследованию НИУ ВШЭ, проведенному в 2019 году. После кризиса пандемии сложно сказать, как именно изменился сегмент частного школьного образования.

С одной стороны, какие-то частные школы закрылись по экономическим причинам, но открылись и новые. На своем опыте мы видим, что для многих родителей остро встал вопрос о поиске качественного образования для детей после карантина 2020 года, и они готовы за это качество платить.

В России частное образование — это огромный простор для реализации, рынок практически еще только формируется. При этом, конечно же, идет жесткая борьба за клиентов. Задумавшись о том, чтобы открыть свою школу, необходимо понимать, на какие запросы родителей вы отвечаете, почему должны выбрать именно вас.

Для меня при открытии лицея выбор был однозначным: гуманистический подход, широкий набор педагогических инструментов, развернутая система оценивания, учет возрастных и личностных характеристик ученика.

Как найти свою нишу

Когда дело касается такого бизнес-проекта, как школа, искать свою нишу, как при открытии коммерческого предприятия, нельзя. Вы должны понять, что близко и интересно именно вам, и двигаться в этом направлении.

Какие-то школы делают упор на индивидуальный план развития ребенка, другие — на языки или два аттестата, третьи — на формирование личности и альтернативные методики преподавания (например, вальдорфскую или Монтессори). Все это может быть скомбинировано в рамках одной школы.

Главное — найти ту систему, с которой вы внутренне согласны. Если вы считаете, что образование должно быть авторитарным, то не стоит пытаться заниматься демократическим образованием.

Ожидания родителей в 2021 году

Мы опросили родителей наших учеников, чтобы узнать, что они ждут от школы в 2021 году. Выяснилось, что в современном и очень нестабильном мире школа должна быть для родителей и детей оплотом, надежной пристанью. Мы должны создавать ту стабильную атмосферу, которая позволит родителям и детям снизить и без того высокий уровень стресса.

От частных школ ждут прежде всего индивидуального подхода, открытой и уважительной атмосферы. Обучение становится творческим процессом, который не принуждает, а вовлекает детей. Также важно, что в частных школах, как правило, более современная инфраструктура: само здание, спортивные площадки, оборудование кабинетов и т.д.

Мы, например, именно в этом видим свой вектор развития. Важно наличие разнообразного дополнительного образования, всевозможных активностей, которые занимают ребенка после уроков. В «Ласточкином гнезде» работает целая сеть дополнительных кружков и секций, от брейк-данса и футбола до каллиграфии и керамической студии.

Школа за городом: плюсы и минусы

Наш лицей находится в Московской области, на Киевском шоссе. И когда мы стали изучать свои маркетинговые возможности, то с удивлением увидели, что к нам возят детей и с Минского шоссе, и из других уголков Подмосковья. Запрос на качественное образование в Подмосковье есть, а предложений не так уж и много.

Конечно, здесь меньше плотность населения. Но тенденция двух последних лет показала, что люди все больше стремятся уехать из города и жить в загородных домах, и вопрос качественного школьного образования в Подмосковье очень актуален.

У нас школа небольшая, вместимость здания — не более 120 детей. Года через два мы планируем расшириться, и тогда мощность составит 200 человек. Но уже сейчас мы видим, что спрос довольно высокий, уже в июне у нас были сформированы классы на сентябрь, свободных мест просто нет.

Особенности законодательства

Все частные школы должны быть зарегистрированы как некоммерческие организации. Наш лицей — это автономная некоммерческая общеобразовательная организация «Лицей “Ласточкино гнездо”».

Статус некоммерческой организации накладывает определенные ограничения, которые необходимо учитывать и неукоснительно соблюдать, а именно доход от деятельности должен быть направлен на развитие школы, его нельзя куда-то вложить или открыть другой бизнес. Учредитель школы может получать прибыль только в виде заработной платы за работу в школе.

Для открытия частной школы необходимы также лицензия и аккредитация. Лицензию выдает Рособрнадзор, и она бессрочная, но подразумевает периодические проверки. Чтобы больше узнать об этом, можно изучить:

  • закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
  • положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966;
  • санитарные правила СП 2.4. 3648-20 (будут действовать с 1 января 2021 года по 1 января 2027 года).

Аккредитация — это подтверждение соответствия федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), и такие школы могут проводить аттестации, выдавать аттестаты государственного образца. Школа может работать и без аккредитации, но тогда выдавать аттестаты она не сможет.

Помещение

Требования к самому помещению школы прописаны в законодательстве, и они довольно высокие. Помните, что для получения лицензии вам будет необходимо предъявить заключения Роспотребнадзора и МЧС, и тут важно полностью соответствовать критериям. В моем случае здание, в котором мы открыли школу, уже было построено с учетом требований для детского образовательного учреждения — это значительно облегчило старт.

Найти помещение с хорошими условиями аренды или приобретения довольно непросто. Есть несколько путей. Например, в Москве существует практика, когда государство выставляет на торги аренду помещений строго для образовательных учреждений. При этом обычно это здание без мебели и оборудования, и, скорее всего, оно будет требовать ремонта. Стартовая стоимость таких в этом случае примерно 1000 рублей за кв.м в год. При площади в 1000 кв.м — это 1 млн рублей в год.

Часто застройщики строят большие и красивые школы для новых районов. Аренда таких зданий обойдется от 500 тыс. рублей в месяц за здание площадью 2000 кв.м.

На чем нельзя экономить

Главной составной частью расходов школы является ФОТ (фонд оплаты труда) — это примерно 70-80%. В основном штат сотрудников — это педагоги, которые согласно ТК ФР должны получать 56 календарных дней ежегодного оплачиваемого отпуска.

И как раз на них экономить ни в коем случае нельзя, ведь педагогический состав — это лицо школы. Именно они являются визитной карточкой образовательного учреждения, и важно, чтобы они любили свою работу, являлись ее амбассадорами.

Где можно заработать

Главное, на чем зарабатывает частная школа, — это собственный образовательный проект. Есть доход не от основной образовательной деятельности. Например, доход от кружков и секций, от летних лагерей, от групп по уходу и присмотру, от родительских школ.

Список может быть очень длинным. Мне кажется, это очень большое поле для фантазии учредителя и директора по развитию. Что же касается процентного соотношения доходов от дополнительных видов деятельности и от основной образовательной деятельности, то можно говорить и о соотношении 50 на 50.

Статей дохода для частной школы неограниченное количество. Сейчас в моде изучение иностранных языков, поэтому невозможно представить платный детский сад без английского языка с пеленок. Отчасти это маркетинговый ход, но с ним надо считаться, чтобы быть конкурентоспособными.

Наша школа «Ласточкино гнездо» до пандемии, например, начала проект собственных детских лагерей под нашим уже известным брендом. Сейчас мы остановили его развитие, но, надеюсь, очень скоро все изменится к лучшему.

Главное — помнить, что абсолютно весь доход, полученный школой, необходимо правильно оформить и использовать исключительно для развития этого проекта. Важно, чтобы у вас был профессиональный бухгалтер, который будет учитывать в своей работе все требования законодательства.

Для того чтобы открыть свою частную школу, очень важно этим «гореть». Это тот вид деятельности, который требует большой вовлеченности, но при этом дает очень много с точки зрения профессионального роста, свободы для творчества и реализации своих идей. При этом помните, что, как и в любой некоммерческой организации, есть свои ограничения и требования с точки зрения ведения бухгалтерии.

Чек-лист для открытия частной школы:

  • изучите рынок и конкурентов;
  • продумайте концепцию и образовательную систему;
  • найдите помещение, которое соответствует требованиям законодательства;
  • подберите сильный педагогический состав, составьте учебный план;
  • получите лицензию и аккредитацию.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: