\

Обучение детей конструированию с соблюдением заданных условий

Консультация для воспитателей «Методические особенности обучения конструированию детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей.

Методические особенности обучения конструированию детей дошкольного возраста

Под детским конструированием понимают разнообразные постройки из строительного материала, а также изготовление поделок и игрушек из бумаги и природного материала.

Виды конструирования:

1.Конструирование из строительного материала — набор разнообразных геометрических фигур (куб, цилиндр, призма и т.д.) есть — мелкий (настольный) и крупный.

2.Разнообразный природный материал (шишки, желуди, ветки, семена, трава и т д.) и легкость обработки позволяют широко использовать его в работе с детьми.

3. Конструкторы -дети старшего возраста в свободное от занятий время используют различные конструкторы — деревянные, пластмассовые, металлический и керамические: из них: подвижные конструкции, но отличаются достаточно сложными способами крепления деталей.

4 . Из бумаги и картона — д етям предоставляется образец, демонстрируется и объясняется процесс, как правильно изготовить такой же.

5. Детская дизайнерская деятельность — худож. конструирование.

6. Из крупных модулей

7. Компьютерное.

Такие авторы, как В.Г. Нечаева, А.Н. Давидчук, Ф.В. Изотова и другие предлагают различные методы организации учебного процесса по конструированию. Например, это может быть работа с готовыми образцами или моделями. Также детей нужно обучать конструировать, опираясь на заданные условия. Существует детское конструирование, выполненное согласно чертежу или схеме. Также можно при работе опираться на заданную тему или замысел. Все это требует соблюдения определенных принципов организации труда во время занятий.

Методы конструирования

1. Ф. Фребель разработал методику работы по конструированию на основании образца.

Ее суть заключается в том, чтобы дать детям образец постройки, который выполнен из конструктора, бумаги или строительного материала.

Далее нужно продемонстрировать, как сделать такую же поделку. Эта форма дает возможность напрямую передать детям новые знания, которые остается лишь понять, запомнить и воспроизвести на практике.

Хотя этот вид конструирования легко усваивается детьми, он не развивает их творческие способности.

2. Поэтому Н.Н. Поддьяков предлагает иную форму работы: это детское конструирование по условиям . Данная форма работы носит принципиально другой характер. Суть работы в следующем.

Дети не получают готовых образов поделки или рисунка. Также им не показывают то, как правильно ее воспроизвести. Дети получают информацию об условиях, которым их поделка должна соответствовать.

Также нужно подчеркнуть практические функции этого изделия. Например, можно дать задание ребенку создать мост через нарисованную реку, ширины которого бы хватало, чтобы он мог вместить передвигающиеся по нему игрушечные машинки.

Задача организованной работы формируется с помощью условий, и несет проблемную роль. Дети не знают способа решения обозначенной проблемы. В результате дошкольники должны самостоятельно проанализировать условия задания и построить на основе этого свою собственную конструкторскую деятельность.

Согласно работам А.Н. Давидчука эта форма работы по конструированию лучшим образом влияет на формирование творческих наклонностей у дошкольников. Дети получают общую тематику, но при этом самостоятельно создают поделки, проявляя собственную индивидуальность и находчивость.

3. Также существует еще один тип — каркасное конструирование .

Его предложил Н.Н. Поддьяков. Дети сначала знакомятся с устройством основного каркаса, являющегося центральным звеном поделки. Далее педагог начинает демонстрировать изменения этого каркаса, что приводит, к изменениям всей модели.

Так дети начинают понимать принципы строения конструкции и приобретают навык по определению особенностей конструкции, опираясь на ее каркас.

При этом, рассматривая каркас, дошкольники мысленно придумывают, как можно закончить его, добавляя к нему те или иные детали.

Каркасное конструирование очень хорошо помогает формировать детское воображение, обогащая используемые детьми методы конструирования. Также это формирует образное мышление детей.

4. Детское конструирование по замыслу

Для дошкольника очень сложно дается задача создать замысел и уж тем более его осуществить. Обычно дети часто меняют свой замысел, не успев приступить к осуществлению старого.

Чтобы правильно организовать эту деятельность, нужно давать дошкольникам представления о том, какой объект они конструируют. Также дети должны знать методы конструирования и умели находить новые способы осуществления конструкторских идей.

Эти навыки могут развиваться благодаря активному применению других типов конструирования, которые мы обсудили раньше.

5. Работа с чертежами

Работа с чертежами подробно описана В.В. Холмовским.

Он считает, что эта деятельность несет моделирующие свойства, что позволяет ребенку из отдельных строительных деталей воссоздавать внешние свойства определенных предметов и наделять их функциональными особенностями, присущими в реальности. Это позволяет ребенку учиться наглядному моделированию.

Для этого нужно учить детей строить сначала простые чертежи и схемы, которые бы демонстрировали особенности будущей постройки. И только после этого нужно приступать к обучению конструированию по чертежу.

Как результат, дошкольники научатся образно мыслить и расширят свои способности узнавать что-то новое.

6. Детское конструирование по модели

А. Н. Миренова предлагает собственную модель упражнений по конструированию. Ее суть в том, что дошкольники получают модель, которая играет роль образца.

Причем элементы, из которых состоит модель, скрыты от глаз ребенка. Дети должны постараться из предложенного им строительного материала создать похожую модель.

Ребенок получает задание, но не получает способа его выполнения.

Подобный способ работы с дошкольниками эффективно решает задачу активизации их мыслительных процессов.

Таким образом, дети учатся в своем воображении разбирать готовую модель на отдельные детали, далее правильно подобрать подходящие детали для подобной модели. При этом становится очевидным, что данный тип конструирования является более сложным вариантом работы с образцом.

Н.Н. Поддьякова пишет о том, что мозг ребенка как бы переломляет все новые знания и впечатления.

7 . Конструирование по теме . Детям предлагают общую тематику конструкций («Птицы», «Город», «По сказке») и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы их выполнения.

Конструирование В ДОУ

Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой – в нем также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования (постройки – для игры, поделки – для украшения елки, для подарка маме и т.д.), поэтому должны соответствовать своему назначению.

Конструктивная деятельность – это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Конструирование обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания.
На занятиях конструированием осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей.

При правильно организованной деятельности дети приобретают:

— конструктивно-технические умения: сооружать отдельные предметы из строительного материала – здания, мосты и т.д.;

— делать из бумаги различные поделки – елочные игрушки, кораблики и т.д.;

— обобщенные умения: целенаправленно рассматривать предметы, сравнивать их между собой и расчленять на части, видеть в них общее и различное, находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей, делать умозаключения и обобщения.

Важно, что мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характер. При обучении детей конструированию развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности. Дети, конструируя постройку или поделку, мысленно представляют, какими они будут, и заранее планируют, как их будут выполнять и в какой последовательности.

Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений:

— речь детей обогащается новыми терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида и др.), которые в других видах деятельности употребляются редко;

— дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий – низкий, длинный – короткий, широкий – узкий, большой – маленький), в точном словесном указании направления (над – под, вправо – влево, вниз – вверх, сзади – спереди, ближе и т.д.).

Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются важные качества личности:

— упорство при достижении цели;

Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе:

— умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.);

— работать дружно, не мешая друг другу.

Изготовление детьми различных поделок и игрушек для подарка маме, бабушке, сестре, младшему товарищу или сверстнику воспитывает заботливое и внимательное отношение к близким, к товарищам, желание сделать им что-то приятное. Именно это желание часто заставляет ребенка трудиться с особым усердием и старанием, что делает его деятельность еще более полнокровной и приносит ему большое удовлетворение.
Наконец, конструктивная деятельность имеет большое значение и для воспитания эстетических чувств. При знакомстве детей с современными зданиями и с некоторыми доступными для их понимания архитектурными памятниками (Кремль, Большой театр и т.д.), развивается художественный вкус, умение восторгаться архитектурными богатствами и понимать, что ценность любого сооружения заключается не только в соответствии его практическому назначению, но и в его оформлении – простота и четкость форм, выдержанность цветовых сочетаний, продуманность украшения и т. д.

Изготовление поделок из природного материала формирует у детей не только технические умения и навыки, но и особое отношение к окружающему их миру – дети начинают видеть и чувствовать красоту изумрудного мха и ярко-красной рябины, причудливость корней и веток деревьев, чувствовать красоту и целесообразность их сочетаний.
Однако такое многостороннее значение в воспитании детей конструктивная деятельность приобретает только при условии осуществления систематического обучения, использования разнообразных методов, направленных на развитие не только конструктивных умений и навыков, но и ценных качеств личности ребенка, его умственных способностей.

Виды конструктивного материала

При обучении детей конструктивной деятельности в детском саду используются строительный материал, конструкторы, бумага, бросовые и природные материалы.

Вид материала определяет и вид конструирования:

— конструирование из строительного материала;

— конструирование из бумаги;

Читайте также  Пневмоцистная пневмония у недоношенных детей

— конструирование из природного материала и т. д.

Строительный материал представляет собой набор разнообразных геометрических тел (куб, цилиндр, призма и т.д.). Он делится на мелкий (настольный) и крупный. Во время занятий материала всего должно быть больше, чем требуется для данной постройки (и по элементам, и по количеству), чтобы приучать детей отбирать только необходимые детали, соответствующие их замыслу.
Организуя детскую конструктивную деятельность из строительных материалов, воспитатель использует и разнообразные мелкие игрушки, изображающие людей, животных, растения, транспорт и т. д. Дети дошкольного возраста, создавая предметы окружающего, строят не вообще, а с конкретной целью – домик для зайчика, мост для транспорта и пешеходов и т. д. Использование игрушек в конструировании делает его более осмысленным и целенаправленным и способствует дальнейшему развитию игровой деятельности детей. Хранить строительный материал удобнее всего в специальных шкафчиках с отделениями для каждого вида деталей, при этом материал всегда должен быть уложен строго по формам, чтобы дети могли быстро взять любую из них. Раскладывание материала по формам не только облегчает работу с ним, но и способствует ускорению запоминания названий этих форм.

Дети старшего дошкольного возраста в свободное от занятий время используют также различные конструкторы – деревянные, пластмассовые, металлические и керамические. Они позволяют создавать подвижные конструкции, но отличаются достаточно сложными способами крепления деталей.
Под руководством воспитателя дети осваивают новые для них способы соединения, учатся создавать разнообразные подвижные конструкции по картинкам, чертежам. При этом особое внимание обращается на специальную отработку у детей умения соединять детали при помощи гаек и гаечных ключей, так как это требует участия мелкой мускулатуры руки, которая у дошкольника еще несовершенна.
Перед тем как давать конструкторы детям, воспитатель должен сам тщательно изучить методические указания по сборке, приложенные к каждому из них, и продумать, что детям нужно подробно объяснить, а что они будут делать сами. Наборы строительного материала и конструкторы даются не все сразу, а постепенно, по мере их освоения детьми. После того как дети под руководством воспитателя освоят тот или другой конструктор, его помещают вместе с настольными играми или в уголке ручного труда, и дети используют его в своей самостоятельной деятельности.

Бумага, природный и бросовый материалы

Эти материалы широко используются в детском саду (как отдельно, так и в сочетании друг с другом) для изготовления различных поделок и игрушек, что является не только полезным, но и интересным занятием для детей.
Детям дают различные сорта бумаги: плотная настольная, писчая, глянцевая, полуватман, а также тонкий картон.
Разнообразие природного материала (шишки, желуди, ветки, семена, трава и т.д.) и легкость обработки позволяют широко использовать его в работе с дошкольниками.
Воспитатель вместе с детьми своевременно заготавливают природный материал и пополняют его запасы в течение всего года. Косточки от фруктов (слив, абрикосов, персиков), тщательно промытые и просушенные, собираются в любое время, а вот семена ясеня, клена – только зимой.
Каждый вид материала хранится в отдельной коробке или пакете. При создании поделок используются дополнительные материалы: бумага, картон, пластилин, проволока, спички; клей – казеиновый, синтетический, декстриновый и инструменты – нож, ножницы, шило, иголка.

Консультация для педагогов «Приемы обучения детей конструированию»

Виктория Чаевская
Консультация для педагогов «Приемы обучения детей конструированию»

«Дети не любят игрушек неподвижных,

оконченных, хорошо отделанных,

которых они не могут изменить по своей фантазии…

лучшая игрушка для детей та, которую он может

заставить изменяться самым разнообразным образом….»

В процессе обучения конструированию приходится решать целый ряд практических проблем — как строить, почему строить так, а не иначе, что сделать, чтобы передать в конструкции самые существенные черты, определяющие функциональность заданного объекта, в какой последовательности выполнять задание и т. д.

Для обучения детей конструированию необходимо пользоваться разнообразными методическими приемами.

Выбор приемов зависит от особенностей детей данной возрастной группы, от материала, с которым работают дети, от имеющегося у них опыта в знании предметов и существующих связей между ними, от умения и навыков в конструировании.

При определении программного содержания образовательной деятельности следует опираться на имеющийся опыт детей, постоянно усложняя учебные задания, развивая способность самостоятельно решать посильные конструктивные задачи.

Методика обучения детей конструктивным умениям уточняется в зависимости от вида конструирования.

Основными приемами обучения являются следующие:

1. Показ воспитателем приемов изготовления конструкции.

В присутствии детей воспитатель строит сам. Действия по подражанию являются наиболее доступным детям способом создания конструкций. В ходе осуществления действий по подражанию дети должны хорошо видеть каждый элемент строительного набора, который находится в руках педагога, а также видеть, куда и как он устанавливается. То есть и выбор необходимого элемента, и способы деятельности даются в готовом виде. Демонстрируется и нужная последовательность выполнения: действуя вслед за взрослым, дети воспроизводят заданный порядок операций. Воспитатель привлекает детей к обыгрыванию постройки. Совместные действия используют, главным образом, в самом начале обучения, а в дальнейшем — при формировании новых навыков и выполнении сложных в техническом отношении заданий.

Пояснения помогают детям усвоить не только действия, необходимые для выполнения конструкции, но и построение занятия, общий порядок работы.

Прежде чем приступить к практическому выполнению задания, необходимо рассмотреть предмет или образец, выделить основную и дополнительные части, затем продумать процесс изготовления, отобрать нужный материал, продумать последовать изготовления, способы крепления и только затем приступить к работе.

2. Демонстрация образца, картинки или чертежа, рисунка с изображением предмета могут быть использованы на занятиях, на которых дается лишь объяснение или когда возникает необходимость помочь детям проконтролировать свою работу, уточнить представление о предмете, или в конце занятия в качестве модели наиболее удачного и правильного решения конструктивной задачи для сравнения с работами детей.

Образец используется во всех возрастных группах. Малышам 2-3 лет педагог показывает образец (дворик для цыплят, а потом дети выполняют постройку вместе с ним. По мере накопления детьми опыта конструктивной деятельности и усложнения ее задач меняется методика использования образца. Так предлагается частичный образец, т. е. ребенку показывают только те приемы, которые ему незнакомы (новый способ соединения деталей конструктора, сооружения перекрытий в доме с помощью куска картона или фанеры). Усложнит первую задачу показ незаконченного образца постройки, которую каждый может завершить по-своему (педагог строит остов вагона, дети превращают его в автобус, трамвай, товарный или пассажирский вагон поезда).

Оправдывает себя такой прием, когда дается один образец, а дети выполняют ее каждый своим способом. Можно предлагать ребенку изменить образец (построить аналогичный дом, но добавить или убавить этаж, сделать не один подъезд, а два, увеличить размеры окон).

Дошкольникам, имеющим опыт конструктивной деятельности, целесообразно предлагать не один образец, а 2-3 на выбор. Для старших детей в качестве образца используются рисунок, чертеж, схема постройки. Их также учат составлять схему предполагаемой постройки, самостоятельно намечая ее конструктивные особенности.

Графические образцы для конструирования должны быть приготовлены заранее (лучше всего, если они будут храниться целым набором в методическом кабинете, выполнены на белом картоне, ватмане тушью или фломастером черного цвета. Следует позаботиться о том, чтобы графические образцы точно воспроизводили пропорции объекта в зависимости от того материала, который предлагается детям для практической работы. К каждому образцу готовится также и дидактический материал.

Образцы должны быть такими, чтобы не допустить усложнения работы детей из-за трудностей восприятия, расположения образца и т. д.

3. Объяснение задачи с определением условий, которые дети должны выполнить без показа приемов работы. Объяснения могут относиться не только к выполнению действий, необходимых для конструирования, но и к уточнению хода выполнения постройки, общего порядка работы.

4. Показ отдельных приемов конструирования или технических приемов работы, которыми дети овладевают для последующего использования их при создании построек, конструкций, поделок. Например, в постройке — как сделать перекрытие на высоких устоях; в работе с конструктором — как крепить колеса на осях с помощью гайки и т. п.

5. Постановка проблемной задачи (как перестроить гараж, чтобы в нем поместилось 2-3 машины).

6. Сообщение темы постройки с указанием условий, которым она должна соответствовать (построить комнату для семьи с определенным числом человек).

7. Анализ и оценка процесса работы детей и готовой продукции также являются приемами обучения конструированию, при этом выясняется, какие способы действий они усвоили, какими нужно еще овладеть.

Наряду с формированием умения правильно обследовать предметы и анализировать образцы, педагог уделяет большое внимание формированию у детей оценочного отношения к собственному и чужому выполнению. Сначала взрослый оценивает результаты детской деятельности сам, не ограничиваясь, однако, при этом словами «хорошо, правильно, неправильно». Для того чтобы оценка работы была понятна детям, чтобы каждый ребенок в дальнейшем мог самостоятельно оценить качество выполнения, нужно во всех случаях проводить сравнение готовой постройки с исходным образцом. Сравнение, сопоставление результата и образца осуществляется в той же последовательности, что и предварительный анализ: от сопоставления главных, основных частей к более мелким, второстепенным. Выявленные ошибки тут же исправляются детьми. Педагог оценивает также и прилежание каждого ребенка, его отношение к выполнению, степень доведения действия до конца и пр.

Оценивая результаты деятельности воспитанников, воспитатель идет не путем поисков и фиксации недостатков, а, напротив, отмечает прежде всего то, что удалось ребенку при выполнении задания. Анализ детских работ следует проводить очень внимательно, деликатно, чтобы он не препятствовал возникновению у ребенка положительного отношения к конструированию, а, наоборот, способствовал развитию только зарождающегося интереса к деятельности, стремления улучшить качество постройки, сделать ее красивее.

Рекомендуется начать оценку работ со сравнения готовой постройки с образцом, предоставив возможность каждому ребенку поэлементно соотнести, собственное выполнение с тем, что предложено для воспроизведения. Соотнося элементы конструкций, ребенок каждый раз говорит: «так — не так, здесь брусок, и у меня брусок, здесь кубик, и у меня тоже.» Если элементы или их расположение не совпадают, ошибка тут же исправляется («Теперь одинаково»). Если ребенок не замечает неправильности собственного выполнения, полезно использовать помощь других детей. При этом работа над ошибками не должна приобретать отрицательной окраски, вызывать у ребенка нежелательное угнетенное настроение, формировать болезненное отношение к собственным промахам, неудачам. Ребенок, таким образом, учится не страдать от собственного неумения, а анализировать и находить правильное решение, относясь к работе по устранению недостатков как к необходимому завершению деятельности. Отношение к конструированию в целом при этом только улучшается, возникает заинтересованность в его совершенствовании.

Читайте также  Пневмония у недоношенных детей

Элементы анализа и контроля могут иметь место в ходе выполнения детьми работы или по окончании той или иной операции. При этом необходимо, чтобы на занятиях воспитатель общался со всей группой и с каждым ребенком отдельно, чтобы проверить, усвоил ли он новый материал. При оценке коллективной работы отдельных групп детей воспитатель должен учитывать не только качество готовой продукции, но и сам процесс совместной деятельности, поощряя проявление уважения к работе сверстников, инициативу в придумывании оригинальной конструкции, умении мотивировать свои предложения, договариваться друг с другом, кто, что будет делать.

Консультация для педагогов «Приемы активизации внимания у дошкольников» Консультация для педагогов «Приемы активизации внимания у дошкольников». • Психологические основы учения по П. П. Блонскому. Учение – работа,.

Консультация для педагогов «Методы и приемы педагогического воздействия на речевое развитие детей в ДОУ» Задержка речевого развития – более позднее в сравнении с возрастной нормой овладение устной речью детьми младше 3-х лет. Задержка речевого.

Консультация для педагогов «Методы и приемы поддержания дисциплины в ДОУ» Консультация для педагогов «Методы и приемы поддержания дисциплины в ДОУ. » Воспитатель Горина М. В. Дисциплина – это тренировка ума и характера.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Педагогам известно, какую важную роль играет мелкая моторика пальцев рук в развитии речи детей дошкольного возраста. Предлагаю Вашему вниманию.

Консультация для педагогов «Практические приемы массажа и самомассажа, как способ развития мелкой моторики рук» Научно доказано, что у детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе.

Консультация для воспитателей «Приемы обучения выразительному чтению стихов детей дошкольного возраста» Приемы обучения выразительному чтению стихов детей дошкольного возраста При заучивании стихотворений в детском саду, опираясь на методические.

Мастер-класс для педагогов «Методические приемы обучения дошкольников изготовлению тряпичных кукол» Мастер — класс для педагогов ДОУ «Методические приемы обучения дошкольников изготовлению тряпичных кукол». Цель мастер-класса:.

Мастер-класс для педагогов «Методические приемы обучения дошкольников изготовлению тряпичных кукол» Мастер — класс для педагогов ДОУ «Методические приемы обучения дошкольников изготовлению тряпичных кукол» Цель мастер-класса: повышение.

Консультация для педагогов «Методы и приемы нетрадиционного рисования» Приложение 12 КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» Мы взрослые порой этого счастья не разделяем,.

Основные приемы обучения детей конструированию

Основные приемы обучения детей конструированию

Для обучения детей конструированию необходимо пользоваться разнообразными приемами.

Выбор приемов зависит от требований программы для данной возрастной группы, от материала, с которым работают дети, от имеющегося у них опыта в знании предметов и существующих связей между ними, от умения и навыков в конструировании.

При определении программного содержания занятия следует опираться на имеющийся опыт детей, постоянно усложняя учебные задания, развивая способность самостоятельно решать посильные конструктивные задачи. Основными приемами обучения являются следующие:

1. Показ воспитателем приемов изготовления конструкции или игрушки. Пояснения помогают детям усвоить не только действия, необходимые для выполнения конструкции, но и построение занятия, общий порядок работы.

Прежде чем приступить к практическому выполнению задания, необходимо рассмотреть предмет или образец, выделить основную и дополнительные части, затем продумать процесс изготовления, отобрать нужный материал, подготовить его (например, сделать выкройку из бумаги, подобрать и наклеить отдельные элементы оформления и т. д.) и только затем сложить и склеить игрушку. При этом определяют, из какого материала нужно выполнить конструкцию, в какой последовательности.

Образец или картинка с изображением предмета могут быть Использованы на занятиях, на которых дается лишь объяснение, или когда возникает необходимость помочь детям проконтролировать свою работу, уточнить представление о предмете, или в конце занятия в качестве модели наиболее удачного и правильного решения конструктивной задачи для сравнения с работами детей.

2. Объяснение задачи с определением условий, которые дети должны выполнить без показа приемов работы.

3. Показ отдельных приемов конструирования или технических приемов работы, которыми дети овладевают для последующего использования их при создании построек, конструкций, поделок. Например, в постройке — как сделать перекрытие на высоких устоях, как добиться устойчивой конструкции; в бумажном конструировании — как склеивать стороны закрытого куба или бруска; в работе с конструктором — как крепить колеса на осях с помощью гайки; в работе с природным материалом — из какого материала лучше сделать отдельные части, в каких случаях лучше применить для скрепления пластилин, клей, как пользоваться шилом и т. д.

4. Анализ и оценка процесса работы детей и готовой продукции также являются приемами обучения конструированию, при этом выясняется, какие способы действий они усвоили, какими нужно еще овладеть.

Элементы анализа и контроля могут иметь место в ходе выполнения детьми работы или по окончании той или иной операции. Например, при изготовлении коробки, корзинки они учатся складывать большой квадратный лист бумаги на 16 маленьких квадратиков. После выполнения этой операции надо проверить, все ли выполнили ее правильно, почему допущена та или иная ошибка, как ее исправить. При подготовке выкройки коробки проверить, правильно ли она выполнена, в нужных ли местах намечены линии для надрезов. А уж затем переходить к следующему этапу работы.

При этом необходимо, чтобы на занятиях воспитатель общался со всей группой и с каждым ребенком отдельно, чтобы проверить, усвоил ли он новый материал. Так, в постройке моста ребята должны сами определить, правильно ли (крупные и устойчивые) подобраны детали для основания, устойчивы ли опоры у моста, правильно ли сделано перекрытие, чтобы мост не развалился. При оценке коллективной работы отдельных групп детей воспитатель должен учитывать не только качество готовой продукции, но и сам процесс совместной деятельности, поощряя проявление уважения к работе товарищей, инициативу в придумывании оригинальной конструкции, умении мотивировать свои предложения, договариваться друг с другом, кто что будет делать.

«Виды конструирования: конструирование по образцу, конструирование по заданной теме»

Игры со строительным материалом особенно близки к трудовой деятельности. Они воспитывают у детей такие качества, которые непосредственно подготавливают их к труду: умение ставить цель; планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей работы и работы своих товарищей, творчески подходить к осуществлению поставленной цели.

Просмотр содержимого документа
««Виды конструирования: конструирование по образцу, конструирование по заданной теме»»

«Виды конструирования: конструирование по образцу, конструирование по заданной теме».

Строительно-конструктивные игры способствуют развитию у ребенка творчества, мышления, пространственного воображения, лежащие в основе конструкторской деятельности, что убедительно доказано в исследованиях Н.Н. Поддъякова, Л.А. Парамоновой.

В дошкольной педагогике конструирование рассматривается, как средство всестороннего развития ребенка.

а) Умственное развитие

Формируются сенсорные способности. Наиболее успешно развиваются в продуктивной деятельности, в частности в конструировании. Конструируя, ребенок учится различать внешние качества предмета, образца (форму, величину, строение и др.); у него также развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель (так в действии он осуществляет и анализ, и синтез). Таким образом, формируется способность сравнивать, производить зрительный анализ, включать в процесс восприятия процессы мышления.

В играх со строительным материалом у детей формируется интерес к технике, развивается наблюдательность; приобретают знания технического характера, знакомятся со свойствами геометрических тел.

б) Трудовое воспитание

Игры со строительным материалом особенно близки к трудовой деятельности. Они воспитывают у детей такие качества, которые непосредственно подготавливают их к труду: умение ставить цель; планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей работы и работы своих товарищей, творчески подходить к осуществлению поставленной цели. В процессе строительной деятельности развивается трудолюбие, самостоятельность, инициатива, ответственное отношение к делу. При организации и проведении игр в детском саду имеются большие возможности для воспитания первоначальных навыков дружной работы в коллективе.

в) Развитие речи

В играх со строительным материалом большая роль принадлежит деятельности руки, связанной с активной работы сознания. Материалистическая физиология придает огромное значение руке как тонкому органу осязания, который дополняет комплекс ощущений и делает представление о предметах более полными, более глубокими. Благодаря совместной деятельности руки, мозга и речевого аппарата человек имеет возможность воздействовать на внешний мир, познавая законы его развития. В условиях детского сада строительные игры способствуют совершенствованию речи у детей: они делятся своими замыслами, объясняют свои действия, подсказывают то или иное решение. Расширяется словарный запас.

г) Физическое воспитание

Строительные игры ценны и тем, что доставляют большое эмоциональное наслаждение детям. В процессе игры дети воплощаются в своих любимых героев: либо это летчик, сооружающий себе самолет; либо капитан, горячо обсуждающий со своими матросами детали строящегося парохода, на котором предлагается далекое плавание.

Постоянное упражнение в самых разнообразных движениях, сопровождающееся эмоциональным подъемом, способствует тому, что эти движения становятся быстрыми, ловкими, легко подчиняющимися контролю глаза. Улучшается согласованная работа отдельных мышц, особенно сгибателей и разгибателей.

д) Эстетическое воспитание

Для построек каких-либо сооружений из строительного материала, необходимо знакомить детей с их подлинным изображением. Для этого необходимы экскурсии и иллюстрации с изображением каких-либо сооружений и построек. С их помощью дети имеют возможность развивать художественный вкус, вызывать эстетическое наслаждение при рассматривании красивых сооружений, формировать умение ценить созданное творческим трудом людей, любить архитектурные богатства своего города, страны, беречь их. Кроме того у детей развивается понимание целесообразности архитектурных решений.

Читайте также  Пневмония у детей и подростков

Нравственное воспитание происходит в тесном взаимодействии с умственным воспитанием, и в этом едином процессе решается задача всестороннего развития и гармоничного развития ребенка.

Немаловажную роль в этом играет конструирование. Оно способствует формированию таких ценных качеств, как самостоятельность, инициатива, организованность и ответственность при выполнении задания. На занятиях конструированием и в игре у детей воспитывают волю, сдержанность, умение выслушивать объяснения воспитателя и работать в соответствии с его указаниями, преодолевать трудности в достижении цели.

ж) Подготовка детей к школе

Целенаправленное и систематическое обучение детей конструированию играет большую роль в подготовке детей к школе. Оно способствует формированию умения учиться, раскрывает им, что основной смысл деятельности не только в получении результата, но и в приобретении знаний и умений. Такой познавательный мотив вызывает существенные изменения в психических процессах. Эти изменения состоят в основном в способности произвольно управлять своими познавательными процессами (направлять их на решение учебных задач), в достижении определенного уровня развития мыслительных операций, способности систематически выполнять умственную работу, необходимую для сознательного усвоения знаний.

В теории и практике дошкольного воспитания сложилось несколько видов конструирования:

1.Конструирование по образцу — самый распространенный вид конструирования. При использовании разных способов предъявления образца, а также изменении его характера, этот вид конструирования имеет много положительного: у детей формируются различные умения, они овладевают общими способами действий, усваивают последовательность операций, познают конструктивные возможности строительного материала.

2.Конструирование по заданной теме. Подводит ребенка к творческому воплощению поставленной задачи, но пределы ее решения ограничены темой.

3.Конструирование по собственному замыслу. Сложный вид конструирования, в котором ребенок решает все задачи самостоятельно: ставит перед собой цель деятельности, планирует ее, подбирает необходимый материал, реализует замысел.

4.Конструирование по условиям содержит большие развивающие возможности. Проводится после того, как дети научатся строить тот или иной предмет.

5.«Стройка по моделям». Ребенку предлагается модель постройки, в которой очертания составляющих элементов скрыты. Ребенок сначала анализирует модель: выделяет составные части, подбирает те формы, которые нужны для воссоздания модели.

У каждого из видов конструирования свои достоинства, поэтому необходимо сочетать их в образовательной работе.

Строительно-конструктивные игры относятся к группе творческих игр. Они в некоторой степени сходны с сюжетно-ролевой игрой и рассматриваются некоторыми исследователями как ее разновидность. У них один источник – окружающая жизнь, и объединяются дети на основе общих интересов, совместной деятельности и оба вида игр являются коллективными по своей сути.

Однако между строительно-конструктивными и сюжетно-ролевыми играми есть существенные различия:

в сюжетно-ролевой игре отражаются прежде всего разнообразные явления и осваиваются взаимоотношения между людьми,

а в строительно-конструктивной игре основным является конструктивное творчество детей и развитие интереса к технике.

Особенностью игр со строительными материалами является то, что для усвоения конструктивных умений необходимо специальное обучение на занятиях. Без последовательного формирования конструктивных умений игры остаются на уровне манипуляций.

Конструирование по образцу

Разработано Ф. Фреблем.

Его суть: постройка из деталей строительного материала и конструкторов воспроизводится на примере образца и способа изготовления.

Правильно организованное обучение с помощью образцов — это необходимый и важный этап, в ходе которого дети узнают:

о свойствах деталей строительного материала,

овладевают техникой возведения построек,

обобщённым способом анализа учатся определять в любом предмете его основные части,

устанавливать их пространственное расположение, выделять детали.

В качестве образца могут служить рисунки, фотографии, отображающие общий вид постройки, определённая конструкция, при воспроизведении которой требуется заменить отдельные детали или преобразовать её так, чтобы получилась новая. В последнем случае дети создают новую постройку путём изменения предыдущей.

Таким образом, очевидно:

конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность, — важный обучающий этап. Решаются задачи, которые обеспечивают переход к самостоятельной поисковой деятельности, носящей творческий характер.

Конструирование по заданной теме

на основе общей тематики конструкций дети самостоятельно воплощают замысел конкретной постройки, выбирают материал, способ выполнения. Эта форма конструирования близка по своему характеру конструированию по замыслу, с той лишь разницей, что замысел исполнителя ограничивается определённой темой. Основная цель конструирования по заданной теме — закреплять знания и умения детей.

Конструирование по заданной теме подводит ребенка к творческому воплощению поставленной задачи, но пределы ее решения ограничены темой.

Малышам можно предлагать в качестве темы постройку мебели, оборудования участка (скамейки, песочница, качели). Для ребенка этого возраста важно наличие игровой мотивации («Построим комнату для куклы Кати»).

В средней группе в качестве темы предлагают конструирование транспортных средств («На чем люди ездят и перевозят грузы»).

Детям старшей группы интересны такие темы, как военная или строительная техника; жилища людей («В каких домах живут люди на Земле»); музеи, театры нашего города и др.

В подготовительной к школе группе целесообразно проводить тематическое конструирование из конструкторов разного типа. Детей учат выполнять подвижные конструкции, поэтому их могут увлечь темы «Аттракционы в парке отдыха», «Виды транспорта» и т. п.

Обучение детей конструированию с соблюдением заданных условий

При строительстве различных построек ребенок сталкивается с необходимостью учитывать определенные требования. Чаще всего это касается соответствия размера постройки величине той или иной игрушки, для которой она предназначена. Так, размер гаража должен соответствовать размеру машины, высота моста — высоте кораблика, проплывающего под ним, и т. п. Метод, которым малыш охотно пользовался — обстраивание игрушек — перестает его устраивать в связи с усложнением конструкций построек, возникновением более сложных замыслов. Ребенок пытается добиться цели, постоянно перестраивая свою постройку, но нужный результат получается не всегда. Такая работа огорчает малыша, и после нескольких неудачных попыток он может совсем отказаться от выполнения задуманного.

Поэтому перед вами стоит задача научить ребенка строить по заранее заданному условию, т. е. еще до начала строительства он должен иметь в виду определенный признак предмета, например размер, на который будет ориентироваться. Это поможет ребенку значительно сократить количество ошибок и приблизит к достижению результата.

Для обучения детей строительству по условиям наиболее приемлема игровая мотивация их деятельности, так как в этом случае условия могут быть заданы от имени игрушек в связи с их просьбами и нуждами. Увлеченный желанием помочь, ребенок принимает эту проблемную ситуацию и действует в ней.

Игровая мотивация и последовательность обучения

1. Вы рассказываете о нуждах игрушек. Рассказ должен быть эмоциональным, печальным, с описанием того, как плохо игрушкам, как они страдают. Например, вы строите из строительного материала небольшую горку и предлагаете детям покатать маленькие игрушки на саночках. Раздаете всем по маленькой игрушке и части спичечного коробка с веревочкой (санки). Затем устраиваете игрушкам веселое развлечение. Их веселый смех слышат заяц и мишка и тоже приходят с санками. Но их санки такие тяжелые (большие коробки из-под вермишели), а сами они такие большие, что не могут скатиться с такой маленькой горки. А им так хочется кататься. Что же делать? Игрушки обращаются к детям с просьбой помочь — построить для них большую горку.

2. Вы отдаете большие игрушки тем, кто согласился помочь игрушкам, предоставляете детям возможность подумать, принести материал.

3. Наблюдаете за тем, как дети начали строить. Если малыши самостоятельно справляются с заданием, не мешайте им. Если же попытки детей неудачны, то спустя некоторое время помогите им найти правильное решение, подскажите. Например, вы говорите, что сначала надо найти пластину, которая по ширине подходит к размеру санок Предлагаете детям подобрать подходящую пластину, постоянно прикладывая к пластинам санки. Если такой пластины не оказывается, возникает вопрос: что делать? Не торопитесь отвечать за детей. Может быть, они сами найдут выход — предложат взять несколько пластин. Чтобы горка была устойчивой, у нее должны быть прочные, надежные опоры. Что можно использовать для опор? После обсуждения и опробования нескольких вариантов находится решение. Горка готова. Можно попробовать скатиться на санках.

4. Игрушки выражают детям благодарность и признательность, хвалят их, восхищаются их умением и умом.

Условия, которые ставят игрушки, не обязательно должны быть связаны с размером или величиной построек. Это могут быть просьбы, касающиеся конструкции постройки (дом с окном, крылечком, лесенкой), устройства быта (наличие определенных предметов мебели), разных трудных ситуаций, в которые попадают игрушки (нужен забор вокруг дома, чтобы волк не съел зайцев, нужен мостик, чтобы кукле можно было перейти через речку, и т. п.).

Игрушки могут высказывать свою оценку качества детских работ, просить что-то исправить («Кровать неудобная, на ней так узко и подушка не помещается»; «У домика крыша едва держится. Я боюсь жить в таком — вдруг он упадет» и т. п.). В такой ситуации вы должны стать на сторону ребенка, поддержать его, помочь поверить в свои силы («Не бойся, мишка, Саша сейчас немного поправит домик. Он может это сделать сам. Вот видишь, теперь крыша не упадет»).

Главное, чтобы условия, которые выдвигает игрушка, были простыми, понятными ребенку, чтобы ее претензии не обижали малыша, а вызывали желание исправить ошибки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: