\

Нормы питания детей и подростков в школьных столовых

Nav view search

Навигация

Искать

  • Документы
    • Отчетные материалы
    • Независимая система оценки качества
    • Положения образовательной организации
    • Учредительные документы
    • Антикоррупционная деятельность в образовательной организации
    • Приказы
    • Предписания органов, осуществляющих государственный контроль
  • Руководство. Педагогический состав образовательной организации
  • Сведения об образовательной организации
    • Основные сведения
    • Методическое объединение педагогических работников
  • Структура и органы управления образовательной организации
  • Финансово-хозяйственная деятельность
    • Бюджетная смета
    • План финансово — хозяйственной деятельности
  • Новости
  • Образование
    • Основные образовательные программы
    • Организация образовательного процесса
    • Рабочие программы
    • ИНФОРМАЦИЯ о численности обучающихся по реализуемым образовательным программам за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета
    • ФГОС
      • ФГОС ДО
      • ФГОС НОО
  • Информация для родителей
    • Советы родителям
    • Информация о приеме детей в образовательную организацию
    • Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
    • Платные образовательные услуги
    • Организация питания в образовательной организации
    • Вакантные места для приема (перевода)
  • Наша фотогалерея
    • Фотогалерея школы
    • Фотогалерея детского сада
  • Комплексная безопасность образовательной организации
  • Наши достижения
    • Личная страничка учащегося
  • Главная
  • Безбарьерная среда в образовательной организации
  • Школа — территория здоровья

Организация питания

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний и вера в свои силы»

Одним из важных факторов здоровья ребенка является организация рационального питания и отражение ее в воспитательно-образовательном процессе.

Правильное питание — это основа длительной и плодотворной жизни, залог здоровья, бодрости, гарантия от появления различных недугов. Поэтому в плане работы начальной школы-детского сада вопрос о правильном питании занимает одно из важнейших мест.

В детском саду питание организовано в групповой комнате, а для школьников — в столовой. Весь цикл приготовления блюд происходит на пищеблоке. Пищеблок на 100% укомплектован кадрами.

Поставку продуктов питания осуществляет следующие организации: ИП «Супрун», ИП «Демидова».

Пищевые продукты, поступающие в начальную школу- детский сад, имеют документы, подтверждающие их происхождение, качество и безопасность; хранятся в с соблюдением требований СанПиН и товарного соседства.

Имеется десятидневное перспективное меню для начальной школы и детского сада/ При составлении меню используется разработанная картотека блюд, что обеспечивает сбалансированность питания по белкам, жирам, углеводам. Готовая пища выдается только после снятия пробы бракеражной комиссией и соответствующей записи в журнале результатов оценки готовых блюд. Организация питания постоянно находится под контролем администрации.

В начальной школе — детском саду организовано 3-х разовое питание . В меню каждый день включена суточная норма молока, сливочного и растительного масла сахара, хлеба, мяса. Продукты, богатые белком (рыба, мясо), включаются в меню первой половины дня. Во второй половине дня детям предлагаются молочные и овощные блюда. Ежедневно в меню включены овощи, как в свежем, так и вареном и тушеном виде. Дети регулярно получают на полдник кисломолочные продукты.

В образовательной организации имеется отдельный пищеблок, кладовая для хранения продуктов.

Устройство, оборудование, содержание пищеблока начальной школы-детского сада соответствует санитарным правилам к организации детского общественного питания. Пищеблок оснащен всем необходимым технологическим и холодильным оборудованием, производственным инвентарем, кухонной посудой. Работники пищеблока аттестованы и своевременно проходят санитарно-гигиеническое обучение.

Одна из главных задач — это обеспечение конституционного права каждого ребенка на охрану его жизни и здоровья.

Здоровье детей невозможно обеспечить без рационального питания, которое является необходимым условием их гармоничного роста, физического и нервно-психического развития, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов внешней среды. Кроме того правильно организованное питание формирует у детей культурно-гигиенические навыки, полезные привычки, так называемое рациональное пищевое поведение, закладывает основы культуры питания.

В рацион питания начальной школы- детского сада включены все основные группы продуктов — мясо, рыба, молоко и молочные продукты, яйца, пищевые жиры, овощи и фрукты, сахар, кондитерские изделия, хлеб, крупа и др., а также полуфабрикаты промышленного производства для питания детей.

При приготовлении блюд используются щадящие технологии :

  • варка;
  • запекание;
  • пассерование;
  • припускание;
  • тушение;
  • приготовление на пару.

Рацион питания детей по качественному и количественному составу в зависимости от возраста детей и формируется отдельно для групп детей в возрасте от 1,5 до 3-х лет и от 4 до 6 лет.

Все блюда — собственного производства; готовятся в соответствии с технологическими картами, санитарными нормами.

Основные принципы организации питания в образовательной организации следующие:

— Соответствие энергетической ценности рациона энергозатратам ребенка.

— Сбалансированность в рационе всех заменимых и незаменимых пищевых веществ.

— Максимальное разнообразие продуктов и блюд, обеспечивающих сбалансированность рациона.

— Правильная технологическая и кулинарная обработка продуктов, направленная на сохранность их исходной пищевой ценности, а также высокие вкусовые качества блюд.

— Оптимальный режим питания, обстановка, формирующая у детей навыки культуры приема пищи.

Общее санитарно-гигиеническое состояние учреж­дения соответствует требованиям Госсанэпиднадзора: питьевой, световой и воздушный режимы соответствуют нормам.

Необходимость серьезно заниматься формированием культуры здоровья в системе общего образования обусловлена рядом объективных причин:

фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, а, следовательно, здоровые интересы и привычки, ценностное отношение к здоровью целесообразно начать развивать именно в этот период;

в этом же возрасте закладываются и основы здорового образа жизни, как система норм и правил, усваиваемых ребенком в специально проецируемой деятельности;

школьный период в развитии наиболее сенситивен в формировании ключевых знаний об особенностях развития человеческого организма, о факторах и способах сохранения и развития здоровья.

Рациональное питание обучающихся — одно из условий создания здоровьесберегающей среды в общеобразовательных учреждениях, снижения отрицательных эффектов и последствий функционирования системы образования. Недостаточное поступление питательных веществ в детском возрасте отрицательно сказывается на показателях физического развития, заболеваемости, успеваемости, способствует проявлению обменных нарушений и хронической патологии. Важнейшим условием для поддержания здоровья, высокой работоспособности и выносливости человека является полноценное и правильное питание. Вопросы организации школьного питания в последние годы вызывают повышенный интерес. Основу предполагаемых подходов составляет внедрение новых схем питания школьников и использование современного высококачественного оборудования, позволяющего при минимальных затратах обеспечить питание школьников на уровне требований сегодняшнего дня. Поэтому администрация муниципального казенного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальной школы – детского сада Инского сельского поселения Охотского муниципального района Хабаровского края (далее – образовательная организация) сегодня уделяет большое внимание вопросам жизни и здоровья детей и подростков. Особенно сейчас остро встал вопрос об организации правильного школьного питания. Питание должно быть сбалансированным, в течение дня ребенок должен получать необходимый для этого минимум пищевых и минеральных веществ. Если учесть, что большую часть времени дети проводят в школе, то и полноценно питаться они должны здесь же.

Нормы питания детей и подростков в школьных столовых

2.4. ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

1. РАЗРАБОТАНЫ: Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Брагина И.В., Шевкун И.Г., Яновская Г.В.); ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии» (Никитюк Д.Б., Батурин А.К., Пырьева Е.А., Гмошинская М.В., Димитриева С.А., Тоболева М.А.); ФБУН «Новосибирский научно-исследовательский институт гигиены» Роспотребнадзора (Новикова И.И., Ерофеев Ю.В., Романенко С.П.); Управление Роспотребнадзора по Брянской области (Самойленко Т.Н.); Управление Роспотребнадзора по Ставропольскому краю (Сорокина М.И.); ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тульской области» (Денисова О.И.); ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в г.Москве в Юго-Восточном округе г.Москвы» (Молдованов В.В.).

2. УТВЕРЖДЕНЫ Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации А.Ю.Поповой 18 мая 2020 г.

3. ВВЕДЕНЫ ВПЕРВЫЕ.

I. Общие положения и область применения

1.1. Настоящие методические рекомендации (далее — МР) определяют основные положения по организации здорового питания обучающихся общеобразовательных организаций, в том числе обучающихся 1-4 классов.

1.2. МР предназначены для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по организации питания в общеобразовательных организациях; для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, поставляющих (реализующих) пищевые продукты и продовольственное сырье в общеобразовательные организации; общеобразовательных организаций, органов управления образованием, органов и учреждений Роспотребнадзора.

1.3. МР направлены на организацию здорового питания, в том числе горячего в общеобразовательных организациях, формирование принципов рационального, сбалансированного питания при оказании услуг по организации питания. Реализованы принципы здорового питания, в том числе включающие уменьшение количества потребляемых кондитерских изделий, колбасных изделий, сахара и соли.

1.4. В МР предложены варианты базового меню для разработки региональных типовых меню, учитывающих территориальные, национальные и другие особенности питания населения.

II. Организация питания обучающихся в общеобразовательных организациях

2.1. Здоровое питание предусматривает первый прием пищи ребенком дома с учетом режима дня и организации образовательного процесса.

2.2. Обучающиеся общеобразовательных организаций, в зависимости от режима (смены) обучения обеспечиваются горячим питанием в виде завтрака и (или) обеда. Продолжительность перемены для приема пищи должна составлять не менее 20 минут. Обучающиеся первой смены обеспечиваются завтраком во вторую или третью перемены.

2.3. Завтрак должен состоять из горячего блюда и напитка, рекомендуется добавлять ягоды, фрукты и овощи.

Завтрак для обучающихся 1-4 классов должен содержать 12-16 г белка, 12-16 г жира и 48-60 г углеводов, для обучающихся старших классов — 15-20 г белка, 15-20 г жира и 60-80 г углеводов. Ассортимент продуктов и блюд завтрака должен быть разнообразным и может включать на выбор: крупяные и творожные блюда, мясные или рыбные блюда, молочные продукты (в том числе сыр, сливочное масло), блюда из яиц, овощи (свежие, тушеные, отварные), макаронные изделия и напитки.

2.4. Обучающиеся во вторую смену обеспечиваются обедом. Не допускается замена обеда завтраком.

Обед должен включать закуску (салат или свежие овощи), горячее первое, второе блюдо и напиток. Обед в зависимости от возраста обучающегося, должен содержать 20-25 г белка, 20-25 г жира и 80-100 г углеводов.

Для реализации принципов здорового питания целесообразно дополнение блюд свежими фруктами, ягодами. При этом фрукты должны выдаваться поштучно.

2.5. Меню разрабатывается на период не менее двух учебных недель, с учетом требуемых для детей поступления калорийности, белков, жиров, углеводов, витаминов и микроэлементов, необходимых для их нормального роста и развития.

Меню обеда должно быть составлено с учетом получаемого школьного завтрака. Если на завтрак выдавалось крупяное блюдо (каша, запеканка, макаронные изделия и пр.), то на обед — мясное или рыбное блюдо с овощным гарниром (картофель отварной, пюре, капуста тушеная, овощное рагу и пр.).

Для обеспечения биологической ценности в питании детей рекомендуется использовать:

— продукты повышенной пищевой ценности, в т.ч. обогащенные продукты (макро — микронутриентами, витаминами, пищевыми волокнами и биологически активными веществами);

— пищевые продукты с ограниченным содержанием жира, сахара и соли.

Содержание вносимой в блюдо соли на каждый прием пищи не рекомендуется превышать 1 грамм на человек.

При разработке меню рекомендуется руководствоваться следующим: включать блюда, технология приготовления которых обеспечивает сохранение вкусовых качеств, пищевой и биологической ценности продуктов и предусматривает использование щадящих методов кулинарной обработки.

Наименования блюд и кулинарных изделий в меню должны соответствовать их наименованиям, указанным в используемых сборниках рецептур.

Изготовление готовых блюд осуществляется в соответствии с технологическими картами, в которых указывается рецептура и технология приготовления блюд и кулинарных изделий.

В меню не допускается включать повторно одни и те же блюда в течение одного дня и двух последующих дней.

При составлении меню (завтраков, обедов, полдников, ужинов) рекомендуется использовать среднесуточные наборы продуктов (приложение 1 к настоящим МР).

Меню разрабатывается с учетом сезонности, необходимого количества основных пищевых веществ и требуемой калорийности суточного рациона, дифференцированного по возрастным группам (классам) обучающихся (приложение 2 к настоящим МР). На основе предлагаемых вариантов меню могут быть разработаны другие варианты в зависимости от региональных, национальных и других особенностей при условии соблюдения требований к содержанию и соотношению в рационе питания основных пищевых веществ.

Для обучающихся, нуждающихся в лечебном питании, разрабатывается отдельное меню в соответствии с утвержденным набором продуктов для данной патологии.

В исключительных случаях (нарушение графика подвоза, отсутствие необходимого запаса продуктов и т.п.) может проводиться замена блюд. Заменяемые продукты (блюда) должны быть аналогичны заменяемому продукту (блюду) по пищевым и биологически активным веществам (приложение 3 к настоящим МР).

Читайте также  ожог у ребенка

2.6. Разрабатываемое для обучающихся 1-4 классов меню должно отвечать следующим рекомендациям:

2.6.1. Энергетическая ценность школьного завтрака должна составлять 400-550 ккал (20-25% от суточной калорийности), обеда — 600-750 ккал (30-35%).

2.6.2. Для общеобразовательных организаций, расположенных в Арктической зоне, необходимо повышать суточную калорийность пищевого рациона на 10%.

2.6.3. Суточный режим питания по отдельным приемам пищи и в зависимости от сменности занятий обучающихся представлен в таблице 1. На домашние завтраки обучающихся в первую смену от суточного потребления в среднем может приходится до 10% энергетической ценности.

Таблица 1

Режим питания по приемам пищи

% к суточной калорийности

% к суточной калорийности

2.6.4. При составлении меню необходимо соблюдать требования по массе порций (блюд). Рекомендуемая масса блюд (порций) с учетом возраста обучающихся представлена в таблице 2.

Таблица 2

Рекомендуемая масса порций блюд для обучающихся различного возраста

Масса порций (в граммах, мл) для обучающихся двух возрастных групп

с 12 лет и старше

Каша, овощное, яичное, творожное, мясное блюдо

Напитки (чай, какао, сок, компот молоко, кефир и др.)

Закуски (салат, овощи в нарезке и т.п.)

2.7. Информация о питании детей, в том числе меню, доводится до родителей и детей любым доступным способом (размещается в обеденном зале, на доске (стенде) информации, на сайте общеобразовательной организации и т.п.).

III. Объемно-планировочные решения и размещение организаций общественного питания в общеобразовательных организациях

3.1. Организациями общественного питания общеобразовательных организаций для обслуживания обучающихся могут быть:

— базовые организации школьного питания (комбинаты школьного питания, школьно-базовые столовые и т.п.), которые осуществляют закупки продовольственного сырья, производство кулинарной продукции, снабжение ими столовых общеобразовательных организаций.

В базовых организациях питания, столовых общеобразовательных организаций, работающих на продовольственном сырье и (или) полуфабрикатах, должны быть предусмотрены объемно-планировочные решения, набор помещений и оборудование, позволяющие осуществлять приготовление безопасной, с максимальным сохранением пищевой ценности, кулинарной продукции и ее реализацию;

— столовые, работающие на продовольственном сырье или на полуфабрикатах, которые производят и (или) реализуют блюда в соответствии с разнообразным по дням недели меню;

— столовые-доготовочные, на которых осуществляется приготовление блюд и кулинарных изделий из полуфабрикатов, порционирование и выдача блюд;

— буфеты-раздаточные, осуществляющие реализацию готовых блюд, кулинарных, мучных кондитерских и булочных изделий, приготовление горячих напитков.

3.2. Питание обучающихся может осуществляться в помещениях, находящихся в основном здании общеобразовательной организации, пристроенных к зданию, или в отдельно стоящем здании. Рекомендуемый набор помещений приведен в приложении 4 к настоящим МР.

3.3. При оснащении пищеблоков необходимо учитывать современные тенденции по использованию технологического оборудования. При оснащении пищеблоков необходимым технологическим оборудованием и кухонной посудой (кастрюли с крышками, противни с крышками, гастроемкости с крышками и т.п.) учитываются количество приготавливаемых блюд, их объемы и виды (1-е, 2-е или 3-е блюдо), ассортимент основных блюд (мясо, рыба, птица), мощность технологического оборудования и т.п.

Примерный расчет технологического оборудования и кухонной посуды для пищеблоков:

— в соответствии с рецептурными сборниками, расчет закладки продуктов первых и третьих блюд проводится на 1000 мл.

Например, при организации обедов для обучающихся в количестве 400 человек необходимо приготовить не менее 100 литров 1-го блюда (400х250 мл) и 80 литров третьего (400х200 мл), следовательно, для первых блюд необходимо иметь не менее 2 кастрюль объемом по 50 л, для третьих — 2 кастрюли объемом по 40 л;

— в составе технологического оборудования необходимо предусмотреть наличие не менее 2-х электроплит на 4 конфорки каждая. При наличии электрокотла (объемом не менее 100 л) возможно использование одной электроплиты на 6 конфорок.

Объем (выход) готовых гарниров составляет не менее 150 гр, следовательно, для гарниров необходимо наличие не менее 2 кастрюль объемом по 40 л (400х150 гр).

Объем (выход) основных блюд (из мяса, рыбы, птицы) составляет не менее 80 гр. Для основных блюд необходимо наличие не менее 2 кастрюль объемом 20 л (400 чел. 80 гр).

Для реализации принципов здорового питания, в современных условиях при строительстве, реконструкции, модернизации, капитальных ремонтах пищеблоков, рекомендуется проводить их оснащение пароконвекционными автоматами (пароконвектоматы), в которых возможно одномоментное приготовление основных блюд на всех обучающихся (400-450 чел.). Пароконвектоматы обеспечивают гастроемкостями установленных техническим паспортом объемов и конфигураций. Количество пароконвектоматов рассчитывается, исходя из производственной мощности и количества обучающихся.

С учетом использования щадящих методов приготовления блюд (парение, тушение, припускание и т.п.) и современных технологий приготовления основных блюд на пищеблоке необходимо наличие электрического духового (или жарочного) шкафа (на 3 или 4 секции), электросковороды.

Для раздачи основных блюд, приготовленных и (или) подаваемых с соусами, необходимо наличие на пищеблоке специального кухонного инвентаря (разливочные ложки, соусницы) с мерной меткой установленных объемов (50, 75 мл и т.д.). Для соусов необходимо наличие не менее 3 кастрюль объемом по 10 л. (400 чел. 75 мл).

Для раздачи блюд жидкой (полужидкой) консистенции (первые, третьи блюда, жидкие каши, молочные супы и т.п.) необходимо наличие на пищеблоке специального кухонного инвентаря (ковши) с длиной ручки, позволяющей при приготовлении и раздаче перемешивать весь объем блюда в кастрюле, с мерной меткой установленных объемов (200, 250 мл и т.д.).

3.4. Производственные помещения пищеблоков оснащаются достаточным количеством холодильного оборудования для обеспечения условий, сроков хранения и товарного соседства различных видов продуктов и сырья.

Родительский контроль за организацией горячего питания детей в общеобразовательных организациях

Организация питания в образовательной организации играет важную роль не только для развития и роста учащегося и сохранения его здоровья, но также и в успешном усвоении знаний школьником, качестве его образования.

Недостаточное поступление питательных веществ в детском возрасте отрицательно сказывается на показателях физического развития, заболеваемости, успеваемости, способствует проявлению обменных нарушений и хронической патологии. Поэтому необходимо выстроить правильную систему питания в школе.

В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организацией питания должно заниматься образовательное учреждение. При этом нормативное регулирование обеспечения питанием обучающихся находится в компетенции органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (пункт 4 статьи 37 Закона об образовании) Они определяют стоимость литания, источники и правила его финансирования, льготные категории обучающихся, которые освобождаются от платы за питание полностью или частично, другие общие организационные вопросы.

Кроме того данным Законом установлены права родителей в области организации питания обучающихся в образовательных учреждениях. Право осуществления родительского контроля за питанием обучающихся в образовательных учреждениях определено и В «Методических рекомендациях Роспотребнадзора пo организации питания обучающихся общеобразовательных организаций» МР 2.4.0180-20 от 18.05.2020.

Родители являются законными представителями потребителей школьного питания, имеющими право на безопасную услугу (статья 7 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей»). Поэтому важным фактором в обеспечении безопасности школьного питания является организация родительского контроля.

Организация родительского контроля может осуществляться как в форме анкетирования родителей и детей, так и участия в работе школьной комиссии. Порядок проведения мероприятий по родительскому контролю за организацией питания обучающихся, в том числе доступа законных представителей обучающихся в помещения приема пищи должно быть закреплено в нормативных документах образовательного учреждения. Например: положение о родительском комитете, положение об организации питания образовательного учреждения.

У школы должны быть документы, подтверждающие наличие в ней структурного подразделения, обеспечивающего учеников питанием (например, столовой), договор на организацию питания и иной организацией (индивидуальным предпринимателем), отдельное помещение для приема пищи учениками (часть !1 статья 37 Закона об образовании).

Обязанности по организации общественного контроля за питанием обучающихся должны быть возложены на специальную комиссию из числа представителей родительского комитета и педагогических работников. Состав комиссии утверждается в начале каждого учебного года директором образовательного учреждения. Также формируется план работы комиссии в части проведения различных проверок.

Итоги работы комиссии обсуждаются на общеродительских собраниях и могут явиться основанием для обращения в адрес образовательной организации, оператора питания, органов контроля (надзора).

Что доступно для родительского контроля в школьной столовой?

— соответствие реализуемых блюд утвержденному меню пo набору блюд.

требованиям санитарных норм и правил по составу и выходу блюд, соответствие веса порций меню, вкусовым качествам предлагаемых блюд, отсутствием в меню запрещенных к реализации детских организациях продуктов;

— санитарно-техническое содержание обеденного зала (помещения для приема пищи), состояние обеденной мебели, столовой посуды, наличие салфеток и т.п.;

— условия соблюдения правил личной гигиены обучающимися; — наличие и состояние санитарной одежды у сотрудников, осуществляющих раздачу готовых блюд; — объем и вид пищевых отходов после приема пищи:

— наличие лабораторно-инструментальных исследование качества и безопасности поступающей пищевой продукции и готовых блюд;

— вкусовые предпочтения детей, удовлетворенность ассортиментом и качеством потребляемых блюд по результатам выборочного опроса детей с согласия их родителей:

— информирование детей и родителей о здоровом питании;

— общественная комиссия по контролю за организацией питания учащихся периодически (но не реже 1 раза в квартал) отчитывается о работе по осуществлению контроля и выполнению данных ей поручений на совещании при директоре школы.

В рамках установленной компетенции представители родительского контроля имеют право:

1.Поинтересоваться:

— организационно-правовой формой школьной столовой, кто готовит блюда (доготовочная или все блюда готовятся работниками пищеблока), есть ли личные медицинские книжки у работников пищеблока, наличием бракеражного журнала и его содержанием, наличием суточной пробы и ее хранением, кто проводит бракераж пищи и когда это было сделано в день проверки, всё ли оборудование пищеблока исправно, наличием санодежды у работников пищеблока, когда последний раз проверялось санитарное состояние пищеблока, кем, какие сделаны замечания, предложения и как они выполнены.

— как организовано руководство школьным питанием: наличие графика работы столовой, есть ли льготное питание школьников, кто получает бесплатное молоко, организация дежурства, роль школьной медсестры в вопросах организации школьного питания.

2.Изучить недельное или 10-дневное меню и выяснить: кто составляет меню, разнообразие блюд, стоимость завтраков и обедов и ее обоснованность, где столовая закупает продукты питания и как они хранятся.

3.Изучить фактическое меню и сравнить его с предлагаемым набором блюд.

4.После звонка на перемену понаблюдать в обеденном зале: как дети входят в зал, как рассаживаются за столы, как ведут себя за столом, какова культура приема пищи, кто убирает посуду, как дети покидают обеденный зал, кто и когда накрывает на столы, кто сопровождает детей, и т.д.

5.Участвовать в бракераже готовых блюд, предлагаемых детям, и дать оценку их вкусовых качеств.

6.Проанализировать полученные факты и совместно с администрацией школы разработать план мероприятий по действиям администрации, родителей, работников пищеблока в деле улучшения питания детей.

7.Обеспечить контроль исполнения плана мероприятий.

Врач по гигиене детей и подростков ООСЭНИЭ по г. Копейску : Н.А. Рузаева, сентябрь /2021

Питание в ДОУ

Пояснительная записка

Представленное цикличное 10-ти дневное меню рассчитано для возрастных категорий: для детей с 1,5 до 3 лет, для детей от 3 до 7 лет с 10,5 часовым пребыванием с учетом рекомендуемых среднесуточных норм питания в дошкольных организациях (65-80% выполнения среднесуточных норм).

При составлении меню использовались рецептуры блюд следующих сборников:

Сборник 1 – Методические указания г.Москвы «Организация питания в дошкольных образовательных учреждениях», Москва, 2007 г.;

Сборник 2 – «Техническая инструкция по производству кулинарной продукции для питания детей и подростков школьного возраста в организованных коллективах (к ГОСТ 30390-95/ГОСТ Р 50763-95)», Москва, 2006 г.;

Сборник 3 – «Сборник технологических нормативов, рецептур блюд и кулинарных изделий для дошкольных организаций и детских оздоровительных учреждений» Пермь, 2011 г.;

Сборник 4 – Справочник «Рецептуры блюд для питания учащихся образовательных учреждений г.Москвы», Москва, 2003 г.;

Сборник 5 – «1100 рецептур блюд»;

Сборник 6 – «Технологические карты 160 блюд», Москва.

Технологические карты представлены на каждый день с учетом возрастных норм, выхода блюд, сезонности в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

Рекомендуемое распределение калорийности между приемами пищи в %

Рекомендуемое распределение калорийности между приемами пищи в %

Для детей с дневным пребыванием 8-10 час.

Для детей с дневным пребыванием 12 час.

полдник (10-15%)*/ или уплотненный полдник (30-35%)

Читайте также  Функциональная диагностика сердечно-сосудистой системы у детей

* вместо полдника и ужина возможна организация уплотненного полдника (30-35%)

Режим питания детей в дошкольных образовательных организациях (группах)

Время приема пищи

Режим питания детей в дошкольных образовательных организациях (группах)

При 12-часовом пребывании возможна организация как отдельного полдника, так и уплотненного полдника с включением блюд ужина.

Рекомендуемые суточные наборы продуктов для организации питания детей в дошкольных образовательных организациях (г, мл, на 1 ребенка/сутки)

Рекомендуемые суточные наборы продуктов для организации питания детей в дошкольных образовательных организациях (г, мл, на 1 ребенка/сутки)

Наименование пищевого продукта или группы пищевых продуктов

Количество продуктов в зависимости от возраста детей

Молоко и кисломолочные продукты с м.д.ж. не ниже 2,5%

Творог, творожные изделия с м.д.ж. не менее 5%

Сметана с м.д.ж. не более 15%

Мясо (бескостное/ на кости)

Птица (куры 1 кат потр./цыплята-бройлеры 1 кат потр./индейка 1 кат потр.)

Рыба (филе), в т.ч. филе слабо или малосоленое

Яйцо куриное столовое

Картофель: с 01.09 по 31.10

Фрукты (плоды) свежие

Фрукты (плоды) сухие

Соки фруктовые (овощные)

Напитки витаминизированные (готовый напиток)

Хлеб ржаной (ржано-пшеничный)

Хлеб пшеничный или хлеб зерновой

Крупы (злаки), бобовые

Мука пшеничная хлебопекарная

Масло коровье сладкосливочное

Чай, включая фиточай

Мука картофельная (крахмал)

Соль пищевая поваренная

Химсостав (без учета т/о)

Примечание:

1 — при составлении меню допустимы отклонения от рекомендуемых норм питания ± 5%;

2 — при использовании другого сырья необходимо делать перерасчет. Масса брутто может меняться в зависимости от исходного сырья и сезона года. При формировании меню необходимо обеспечивать выполнение натуральных норм питания в соответствии с данными, приведенными в столбце нетто.

3 — доля кисломолочных напитков может составлять 135-150 мл для детей в возрасте 1-3 года и 150-180 мл — для детей 3-7 лет;

4 — % отхода учитывать только при использовании творога для приготовления блюд;

5 — в случае замены говядины на другие виды мясного сырья (разрешенного для использования в питании детей в ДОУ /приложение 8/, поступления новых видов пищевых продуктов, в том числе и импортных товаров, или в случае поступления нестандартного сырья, нормы отходов и потерь при технологической обработке этого сырья могут определяться дошкольной организацией самостоятельно путем контрольных проработок;

6 — количество витаминизированного напитка должно обеспечить не более 15% от суточной потребности детей в витаминах и может меняться в зависимости от состава напитка;

7 — в том числе для приготовления блюд и напитков; в случае использования продуктов промышленного выпуска, содержащих сахар (сгущенное молоко, кисели и др.) выдача сахара должна быть уменьшена в соответствии с его количеством, поступающим в составе используемого готового продукта;

8 — допустимы отклонения от химического состава рекомендуемых наборов продуктов ±10%;

При использовании в питании детей готовых продуктов и полуфабрикатов промышленного производства со сложным составом, входящие в их состав ингредиенты следует учитывать одновременно в различных группах продуктового набора в соответствии с количественными сведениями о составе продукта, представленными изготовителем на упаковке (на основании технических документов, рецептур, расчетных или лабораторных данных).

Пищевые продукты, которые не допускается использовать в питании детей:

Мясо и мясопродукты:

— мясо диких животных;

— коллагенсодержащее сырье из мяса птицы;

— мясо третьей и четвертой категории;

— мясо с массовой долей костей, жировой и соединительной ткани свыше 20%;

— субпродукты, кроме печени, языка, сердца;

— кровяные и ливерные колбасы;

— мясо водоплавающих птиц.

Блюда, изготовленные из мяса, птицы, рыбы:

— зельцы, изделия из мясной обрези, диафрагмы; рулеты из мякоти голов;

— блюда, не прошедшие тепловую обработку, кроме соленой рыбы (сельдь, семга, форель).

— консервы с нарушением герметичности банок, бомбажные, «хлопуши», банки с ржавчиной, деформированные, без этикеток.

— кулинарные жиры, свиное или баранье сало, маргарин (маргарин допускается только для выпечки) и другие гидрогенизированные жиры;

— сливочное масло жирностью ниже 72%;

— жареные в жире (во фритюре) пищевые продукты и кулинарные изделия, чипсы.

Молоко и молочные продукты:

— молоко и молочные продукты из хозяйств, неблагополучных по заболеваемости сельскохозяйственных животных,

— молоко, не прошедшее пастеризацию;

— молочные продукты, творожные сырки с использованием растительных жиров;

— творог из непастеризованного молока;

— фляжная сметана без термической обработки;

— яйца водоплавающих птиц;

— яйца с загрязненной скорлупой, с насечкой, «тек», «бой»;

— яйца из хозяйств, неблагополучных по сальмонеллезам;

— кремовые кондитерские изделия (пирожные и торты) и кремы.

Прочие продукты и блюда:

— любые пищевые продукты домашнего (не промышленного) изготовления, а также принесенные из дома (в том числе при организации праздничных мероприятий, праздновании дней рождения и т.п.);

— первые и вторые блюда на основе сухих пищевых концентратов быстрого приготовления;

— крупы, мука, сухофрукты и другие продукты, загрязненные различными примесями или зараженные амбарными вредителями;

— грибы и кулинарные изделия, из них приготовленные;

— квас, газированные напитки;

— уксус, горчица, хрен, перец острый и другие острые приправы и содержащие их пищевые продукты, включая острые соусы, кетчупы, майонезы и майонезные соусы,

— маринованные овощи и фрукты (огурцы, томаты, сливы, яблоки) с применением уксуса, не прошедшие перед выдачей термическую обработку;

— ядра абрикосовой косточки, арахиса;

— карамель, в том числе леденцовая;

— продукты, в том числе кондитерские изделия, содержащие алкоголь; кумыс и другие кисломолочные продукты с содержанием этанола (более 0,5%).

Рекомендуемый ассортимент основных пищевых продуктов для использования в питании детей в дошкольных организациях

Мясо и мясопродукты:

— говядина I категории,

— нежирные сорта свинины и баранины;

— мясо птицы охлажденное (курица, индейка),

— сосиски, сардельки (говяжьи), колбасы вареные для детского питания, не чаще, чем 1-2 раза в неделю — после тепловой обработки;

— субпродукты говяжьи (печень, язык).

Рыба и рыбопродукты — треска, горбуша, лосось, хек, минтай, ледяная рыба, судак, сельдь (соленая), морепродукты.

Яйца куриные — в виде омлетов или в вареном виде.

Молоко и молочные продукты:

— молоко (2,5%, 3,2% жирности), пастеризованное, стерилизованное;

— сгущенное молоко (цельное и с сахаром), сгущенно-вареное молоко;

— творог не более 9% жирности с кислотностью не более 150°Т — после термической обработки; творог и творожные изделия промышленного выпуска в мелкоштучной упаковке;

— сыр неострых сортов (твердый, полутвердый, мягкий, плавленый — для питания детей дошкольного возраста);

— сметана (10%, 15% жирности) — после термической обработки;

— кисломолочные продукты промышленного выпуска; ряженка, варенец, бифидок, кефир, йогурты, простокваша;

— сливки (10%) жирности);

— мороженое (молочное, сливочное)

— сливочное масло (72,5%, 82,5% жирности );

— растительное масло (подсолнечное, кукурузное, соевое — только рафинированное; рапсовое, оливковое) — в салаты, винегреты, сельдь, вторые блюда;

— маргарин ограниченно для выпечки.

— зефир, пастила, мармелад;

— шоколад и шоколадные конфеты — не чаще одного раза в неделю;

— галеты, печенье, крекеры, вафли, пряники, кексы (предпочтительнее с минимальным количеством пищевых ароматизаторов и красителей);

— пирожные, торты (песочные и бисквитные, без крема);

— джемы, варенье, повидло, мед — промышленного выпуска.

— овощи свежие: картофель, капуста белокочанная, капуста краснокочанная, капуста цветная, брюссельская, брокколи, капуста морская, морковь, свекла, огурцы, томаты, перец сладкий, кабачки, баклажаны, патиссоны, лук (зеленый и репчатый), чеснок (с учетом индивидуальной переносимости), петрушка, укроп, листовой салат, щавель, шпинат, сельдерей, брюква, репа, редис, редька, тыква, коренья белые сушеные, томатная паста, томат-пюре;

— овощи быстрозамороженные (очищенные полуфабрикаты): картофель, капуста цветная, брюссельская, брокколи, капуста морская, морковь, свекла, перец сладкий, кабачки, баклажаны, лук (репчатый), шпинат, сельдерей, тыква, горошек зеленый, фасоль стручковая.

— яблоки, груши, бананы, слива, персики, абрикосы, ягоды (за исключением клубники, в том числе быстрозамороженные);

— цитрусовые (апельсины, мандарины, лимоны) — с учетом индивидуальной переносимости;

— тропические фрукты (манго, киви, ананас, гуава) — с учетом индивидуальной переносимости.

Бобовые: горох, фасоль, соя, чечевица.

Орехи: миндаль, фундук, ядро грецкого ореха.

— натуральные отечественные и импортные соки и нектары промышленного выпуска (осветленные и с мякотью);

— напитки промышленного выпуска на основе натуральных фруктов;

— витаминизированные напитки промышленного выпуска без консервантов и искусственных пищевых добавок;

— кофе (суррогатный), какао, чай.

— говядина тушеная (в виде исключения при отсутствии мяса) для приготовления первых блюд)

— лосось, сайра (для приготовления супов);

— компоты, фрукты дольками;

— баклажанная и кабачковая икра для детского питания;

— фасоль стручковая консервированная;

— томаты и огурцы соленые.

Хлеб (ржаной, пшеничный или из смеси муки, предпочтительно обогащенный), крупы, макаронные изделия — все виды без ограничения.

Соль поваренная йодированная — в эндемичных по содержанию йода районах

Организация горячего питания

Огромную роль в сохранении и укреплении здоровья обучающихся играет организация горячего питания.

Организация питания осуществляется собственной столовой, общая площадь которой 630,6 кв.м., обеденный зал рассчитан на 100 посадочных мест. Столовая оснащена всем необходимым оборудованием. Работа пищеблока обеспечивается штатным персоналом. Услуга питания сертифицирована.

ТЕЛЕФОН ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ ПО ВОПРОСАМ ОРГАНИЗАЦИИ ГОРЯЧЕГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Министерства просвещения Российской Федерации

ТЕЛЕФОН ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ ПО ВОПРОСАМ ОРГАНИЗАЦИИ ГОРЯЧЕГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Общероссийского общественного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ»

ТЕЛЕФОН ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ ПО ВОПРОСАМ ОРГАНИЗАЦИИ ГОРЯЧЕГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Министерства образования и молодежной политики Свердловской области

ТЕЛЕФОН ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ ПО ВОПРОСАМ ОРГАНИЗАЦИИ ГОРЯЧЕГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ГБОУ СО «Колчеданская школа-интернат»

в рабочие дни с понедельника по пятницу с 8-00ч. до 16-00ч.

8 (3439) 373 — 249

Законодательные и нормативно — правовые акты федерального , регионального уровня

  • Статья 37 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Статья 25.2 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности в Российской Федерации»
  • Статья 25.1 Федеральный закон от 01.03.2020 N 47-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и статью 37 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
  • Статья 79, ч.7 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 октября 2020 № 32 «Об утверждении Санитарно-эпидемиологических правила инормативов СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения».
  • Методические рекомендации по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций, утвержденные руководителем Федеральной службы Роспотребнадзора А.Ю.Поповой 18.05.2020 года.
  • Методические рекомендации «Родительский контроль за организацией горячего питания детей в общеобразовательных организациях», утвержденные руководителем Федеральной службы Роспотребнадзора А.Ю.Поповой 18.05.2020 года.
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Перечень категории обучающихся, которые получают горячее питание за счет средств бюджета

Категория обучающихся

Кратность

приема пищи

Основание

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды (без проживания в школе-интернате)

Статья 37, статья 79 часть 7 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды (с проживанием в школе-интернате)

Статья 37, статья 79 часть 7 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, дети- инвалиды, получающие образование по индивидуальной форме обучения на дому

Статья 37, статья 79 часть 7 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Примерное десятидневное меню для организации питания обучающихся

График приема пищи обучающимися

В период работы образовательного учреждения в ОСОБЫХ условиях питание обучающихся осуществляется в соответствии со специально разработанным графиком приема пищи обучающимися, с целью минимизации контактов обучающихся.

Информация о лицах, ответственных за организацию горячего питания

ТЕЛЕФОН ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ГОРЯЧЕГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

в рабочие дни с понедельника по пятницу с 8-00ч. до 16-00ч.

8 (3439) 373 — 249

Лица, ответственные за организацию питания в ГБОУ СО «Колчеданская школа — интернат»

Панкратова Н.А. — медицинская сестра

Организация питания обучающихся в особом режиме

На случай ухудшения эпидемиологической ситуации в ГБОУ СО «Колчеданская школа-интернат» предусмотрена реализация адаптированных основных общеобразовательных программ образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с использованием различных образовательных технологий, позволяющих обеспечить взаимодействие обучающихся и педагогических работников опосредованно (на расстоянии), в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. В период перехода образовательного учреждения на вышеуказанную форму обучения, назначается выплата денежной компенсации за питание обучающихся .

Локальные нормативные акты ГБОУ СО «Колчеданская школа-интернат» по организации горячего питания обучающихся

Методические материалы для обучающихся, родителей (законных представителей), педагогических работников образовательного учреждения

Электронные ресурсы посвященные принципам здорового питания

В целях обеспечения реализации мероприятий федерального проекта «Укрепление общественного здоровья», входящего в состав национального проекта «Демография», утвержден план мероприятий по формированию среды, способствующей повышению информированности граждан об основных принципах здорового питания (далее – дорожная карта).

Целью дорожной карты является обеспечение внедрения и реализации научно-обоснованных адресных обучающих (просветительских) программ
по гигиеническому обучению и воспитанию граждан по вопросам здорового питания, способствующих созданию у населения привычки к осознанному отношению к своему здоровью, развитию культуры питания.

По информации Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (далее – Роспотребнадзор), в структуре ежегодного продуктового набора населения Свердловской области доля продуктов растительного происхождения ниже рекомендуемой на 34%. Наибольший недостаток отмечается по потреблению картофеля (-53%), овощей (-37,2%), фруктов (-28,6%). Негативным фактором, влияющим на состояние здоровья населения, является избыточное потребление мясных продуктов, а также сахара и кондитерских изделий, которые превышают нормы на 1,3% и 34% соответственно.

В сравнении со среднероссийскими показателями население в Свердловской области меньше использует в своих рационах питания рыбы на 19%,
овощей на 15,6%, фруктов на 3,2%. Также отмечается недостаточное поступление с продуктами питания минеральных веществ, микроэлементов (например, кальция, фосфора, железа, йода, фтора, селена) и дефицит витаминов А и С,
группы В, РР и Е.

В июле 2020 года Роспотребнадзором в целях реализации мероприятий по формированию среды, способствующей повышению информированности граждан об основных принципах здорового питания, утверждены обучающие (просветительские) программы для разных групп населения. Проведение данных мероприятий будет осуществляться до 25 декабря 2020 года, в том числе
с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

  • Главная
  • О центре
    • Историческая справка
    • Структура
    • Руководство
    • Сотрудники
    • Лицензия
    • Виды деятельности
    • Нормативно-правовые документы
    • Вакансии
  • Новости
    • Мероприятия
    • Лента новостей
    • Всемирные дни
    • Проект «Будь здоров, садовод!»
    • Проект «Здоровей-ка!»
    • Проект «Открой мир здоровья!»
    • Проект «КАРДИОдесант»
    • Проект «Активное долголетие»
    • Проект «Единое родительское собрание»
    • Проект «ЗОЖик»
    • Проект «Шаги к здоровью»
  • Населению
    • Дистанционная школа здоровья
    • Работа и здоровье
    • Агитпоезд
    • Дистанционный контроль веса RJ-REGION
    • Социологические опросы
    • Тесты
    • Центры здоровья
    • Полезная информация
    • Единая школа пациентов
    • Журнал здоровья школьника
    • Библиотека здоровья
    • Полезные советы
    • Видео
    • Портал государственных услуг
    • Аудиозаписи программ на радио
    • Эпидемиологический мониторинг
  • Специалистам
    • Нормативная база
    • Методические рекомендации
    • Материалы по профилактике
    • Укрепление общественного здоровья
    • Анкеты для социологических опросов
    • 56 НПМК
  • Контакты
    • Обратная связь
    • Карта сайта

Укрепление общественного здоровья

ПРОФИЛАКТИКА КОРОНАВИРУСА

ВАКЦИНАЦИЯ ОТ COVID-19

Сотрудничество с НКО

Дистанционный контроль веса RJ-REGION

Центр здоровья

Единая школа пациентов

Социологический опрос

Всемирные дни

Ноябрь

Полезные ссылки

Рацион школьника: нормы и принципы питания

Планирование рациона питания ребенка имеет большое значение, потому что пищевые привычки, сформированные в детстве, обычно сохраняются на протяжении жизни. Родителям необходимо ответственно относиться к питанию детей дошкольного и школьного возраста и планировать рацион правильно. Свои вопросы о том, каким должно быть питание ребенка школьного возраста, мы задали главному внештатному детскому специалисту по профилактической медицине Министерства здравоохранения Ульяновской области, заведующей Центром здоровья поликлиники № 3 Детской городской клинической больницы города Ульяновска Елене Рябиновой.

Каким должно быть питание школьника, чтобы его можно было назвать здоровым?

Здоровое питание – значит рациональное. Это своевременное обеспечение организма оптимальным количеством пищи, включающей необходимые питательные вещества, в правильном соотношении.

С какими погрешностями рациона детей школьного возраста Вам приходится сталкиваться в своей врачебной практике?

По материалам многочисленных статистических исследований, население Российской Федерации в течение последних десятилетий имеет существенные проблемы с организацией повседневного питания. Следствием этого являются многие негативные показатели количества и качества здоровья, прежде всего детского населения страны. 20 % школьников не употребляют в пищу молочные продукты, 33 % – не употребляют рыбу. Почти половина школьников (47 %) регулярно переедают. От 11 до 20 % детей испытывают дефицит белка. 35 % школьников употребляют в пищу недостаточно овощей и фруктов, либо не включают их в ежедневный рацион.

Насколько это вредно? Представляют ли опасность погрешности питания для здоровья ребенка?

Работники здравоохранения бьют тревогу: гастрит, панкреатит, язвенная болезнь диагностируются даже у учеников начальных классов. Причина нарушения пищеварительного спокойствия кроется в отсутствии рационального питания детей. К сожалению, многие дети увлекаются ненатуральными, синтетическими, техногенно измененными продуктами: кондитерскими изделиями с ароматизаторами, красителями, улучшителями вкуса, консервантами. Многие из этих продуктов опасны для здоровья. Недостаточное потребление рыбы, кисломолочных продуктов, растительных масел, овощей, фруктов, низкое потребление пищевых волокон, витаминов и таких минеральных веществ, как: кальций, железо, йод, цинк; избыточное потребление соли, специй, сахаров, значительного количества пищевых ароматизаторов, красителей, консервантов и некачественных, в том числе переокисленных, жиров имеет серьезные последствия. Вследствие неправильного питания возникают: нарушения физического и нервно-психического развития; снижение иммунитета; функциональные нарушения желудочно-кишечного тракта; болезни обмена веществ: ожирение, сахарный диабет, гипертония.

Нужно ли перед школой кормить ребенка завтраком?

Правильное питание влияет на успеваемость и способность детей к обучению. Доказано неблагоприятное влияние хронической белково-калорийной недостаточности на интеллектуальное развитие. У школьников, не приученных завтракать по утрам, снижается способность выполнять психофизиологические тесты, требующие внимательности, напряжения памяти. Отсутствие завтрака у детей школьного возраста сказывается на успеваемости и способности к обучению.

Какие блюда можно предложить ребенку на завтрак?

Лучший завтрак – отварные крупы. Регулярное употребление круп способствует росту и развитию мышц, улучшает обмен веществ, нормализует уровень сахара в крови. Наиболее полезна гречневая каша, в ней много растительных белков, жиров и углеводов. Она содержит фосфор, кальций, калий, железо, витамины группы В. По питательной ценности за крупами из гречихи следуют крупы из овса. В них много незаменимых аминокислот, минеральных веществ, витаминов групп В и Е. Рисовая каша богата крахмалом, хорошо очищает от солей, улучшает цвет лица. Манная крупа производится из пшеницы, она очень калорийна и легко усваивается. Поэтому ее рекомендуют перед серьезными физическими и умственными нагрузками: перед контрольными работами, экзаменами или спортивными соревнованиями.

Что предпочтительнее для ребенка: школьное горячее питание или принесенные из дома сухие завтраки?

Обычно дети приносят с собой бутерброды, в лучшем случае – фрукты. Дети, особенно младшего возраста, съедают их всухомятку, часто в неположенное время, а иногда и вовсе забывают позавтракать. То же самое происходит с покупной выпечкой. Более того, если доверить ребенку покупку завтрака, он может потратить данные родителями средства на жевательную резинку, конфеты, чипсы, которые нарушают аппетит. Не приученные к потреблению салатов и отварных овощей младшие школьники зачастую испытывают дефицит витаминов и часто болеют респираторными заболеваниями. Поэтому горячее питание детей во время пребывания в школе является одним из важных условий поддержки их здоровья и способности к эффективному обучению.

Какие принципы питания нужно соблюдать родителям школьников?

Их всего шесть: сбалансированность, оптимальность, разнообразие, дробность, щадящая обработка. Питание должно приносить удовольствие!

Как составить меню, соответствующее принципам сбалансированности и оптимальности?

Согласно принципу сбалансированности, соотношение белков, жиров и углеводов должно составлять 1:1:4. Ребенку школьного возраста необходимо потреблять ежедневно 75–90 гр. белков растительного и 40–55 гр. белков животного происхождения. Источники белка: молоко и молочные продукты, яйца, мясо, рыба, печень. Также нужно включать в рацион растительные белки, которые содержатся в орехах, растительных маслах. Рацион можно считать оптимальным по калорийности, если 15 % составляют белки, 30 % – жиры, 55 % – углеводы. Углеводов в суточном рационе должно быть 300–400 гр., причем не более 100 гр. из них – простые, основную же часть должны составлять сложные углеводы, содержащиеся в крупах, бобовых, хлебе грубого помола. Также в рацион школьника необходимо включать картофель, мед, сухофрукты, сахар. Очень важно, чтобы рацион был разнообразным. Однообразная пища приводит к задержке роста, болезням желудочно-кишечного тракта, заболеваниям зубов – кариес у старших школьников достигает 80 % .

Что имеется в виду под дробностью питания? Какая кулинарная обработка наиболее предпочтительна?

Общий объем пищи в течение суток рекомендуется распределить следующим образом:
завтрак составляет 25 % дневного рациона, обед – 35 %, полдник – 15 %, ужин – 25 %. Последний прием пищи должен быть не позднее, чем за 2 часа до сна. Желательно принимать пищу в определенные часы ежедневно. Организм привыкает к регулярному питанию. Кулинарная обработка должна быть безопасной: готовьте блюда на пару, отваривайте, запекайте, тушите. Не рекомендуется жарить продукты на растительном и подсолнечном маслах. При жарке образуются вредные для организма вещества.

Есть ли нормы калорийности рациона для детей школьного возраста?

Да. Пищевая ценность рациона ребенка 7–10 лет составляет около 2400 ккал. Подросткам 14–17 лет нужно потреблять больше: 2600–3000 ккал в сутки. Но если ребенок занимается спортом, тратит много энергии, то и потреблять он, соответственно, должен на 300–500 ккал больше.

Как проверить, есть у ребенка избыточный вес или его масса тела соответствует норме?

Индекс массы тела рассчитывают по формуле: ИМТ = вес(кг) разделить на рост(м) в квадрате. Нормальный индекс массы тела ребенка школьного возраста составляет 18,5–24,9. Показатель в интервале от 24,9 до 29,9 классифицируется как предожирение. Ожирение диагностируют в случаях, когда индекс массы тела выше 30. До 34,9 – 1 степень ожирения. От 35 до 39,9 – 2 степень. Дети с индексом выше 40 страдают 3 степенью ожирения.Причины ожирения могут быть разными. Винят чаще всего нездоровую наследственность, гормональные нарушения и собственно переедание. Но и при гормональных сбоях, и при наследственной склонности к полноте ожирения можно избежать, если правильно составить рацион питания ребенка.

Очень часто дети подросткового возраста, особенно девочки, комплексуют из-за лишних килограммов. Что делать, если подросток склонен к полноте?

В подростковом возрасте, в период гормональных изменений, неправильное питание особенно опасно. Причем девочки в силу гормональных особенностей почти вдвое склонны набирать и удерживать лишние килограммы. Важно исключить из рациона подростка чипсы, соленые сухарики, орешки, попкорн, шоколад.

Куда обращаться родителям, которые интересуются состоянием здоровья ребенка, и хотят проконсультироваться по поводу питания?

Обращайтесь в Центр здоровья по месту жительства. Информацию о Центрах здоровья города Ульяновска можно посмотреть по ссылке http://ocmp73.ru/medprof/tsentry-zdorovya.

В центре здоровья вы не только узнаете индекс массы тела своего ребенка, но и пройдете биоимпедансметрию – исследование состава тела: содержания жира, мышечных элементов, воды и др. Эта процедура позволяет наиболее точное измерить лишний вес. Если у ребенка диагностировали ожирение, проходить обследование в Центре здоровья нужно раз в три месяца. Детям с ожирением в поликлинике медицинское обследование проводится раз в год, оно включает: биохимический анализ крови, глюкозотолерантный тест, липидограмму, УЗИ сердца и УЗИ брюшной полости.

Почему проблема здорового питания детей вызывает столько споров?

Проблема здоровья детей – важнейший вопрос будущего нации. Учитывая тот факт, что питание в школе составляет 50 % ежедневного рациона ребенка, качество и эффективность школьного питания становится вопросом национальной безопасности. Однако чтобы культура питания стала неотъемлемой частью в жизни каждого человека, и прописалась в сознании ученика, необходимо, чтобы он и в школе, и дома находился в атмосфере культуры питания. А обеспечить это можем только мы, взрослые: медицинские работники, учителя и родители. Заложенные в детстве привычки здорового питания будут сопровождать человека всю его дальнейшую жизнь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: