\

Ночные страхи у ребенка

Парасомнии у детей

Парасомнии у детей – разнородная группа вегетативных, поведенческих и двигательных симптомокомплексов, возникающих при засыпании, сне и пробуждении. Включают пробуждения со спутанным сознанием, сомнамбулизм, ночные страхи, ночные кошмары, бруксизм, энурез, первичный храп, сонное апноэ. Базовые методы диагностики – наблюдение с ведением дневника, полисомнография, видеомониторинг. Лечение основано на поведенческих методах – программируемом пробуждении, соблюдении ритуалов подготовки ко сну, исключении провоцирующих факторов. Дополнительно назначается прием ноотропов, седативных средств, физиотерапия.

  • Причины парасомний у детей
  • Патогенез
  • Классификация
  • Симптомы парасомний у детей
  • Осложнения
  • Диагностика
  • Лечение парасомний у детей
  • Прогноз и профилактика
  • Цены на лечение

Общие сведения

Термин «парасомния» происходит из греческого и латинского языков, обозначает состояния, сопровождающие сон. Нередко используется название «нарушения сна». Группа данных расстройств включает около 23 нозологических единиц. У детей чаще всего встречаются пробуждения в сочетании со спутанностью сознания – 17%, сомнамбулизм – 14%, бруксизм – 5-10%, ночные страхи – 6%, энурез в ночное время – 6-12%, ночные кошмары – до 30%. Для каждого вида парасомнии существует возраст наибольшей распространенности, ночные страхи выявляются у 6% детей от 2 до 10 лет и у 1-2% подростков. Гендерные различия в большинстве расстройств данной группы незначимы, отдельные виды патологии чаще диагностируются у мальчиков (ночные страхи, сомнамбулизм, энурез).

Причины парасомний у детей

Специалисты в области педиатрии, детской неврологии и психиатрии продолжают исследовать причины нарушений сна в детском возрасте. Установлено, что физиологической основой патологии является незрелость центральной нервной системы, дисбаланс процессов торможения и возбуждения. Расстройства широко распространены у детей, гораздо реже определяются у взрослых. К факторам риска развития парасомний относятся:

  • Острые заболевания. Тяжелые инфекции, воспалительные процессы, эндокринные нарушения провоцируют дисбаланс функций НС. Возникновение парасомний наиболее вероятно при болезнях, сопровождающихся лихорадкой, помрачением сознания.
  • Эмоциональный стресс. Интенсивные переживания в течение дня обуславливают преобладание процессов возбуждения ЦНС. После засыпания у впечатлительных детей сохраняется моторная активность (мышечные подергивания, снохождение), легко возникают зрительные образы (яркие сны, кошмары).
  • Наследственная предрасположенность. Выявлена генетическая предиспозиция к расстройствам сна. 60% родителей больных детей имеют в анамнезе аналогичный диагноз. В общей популяции этот показатель составляет 30%.
  • Неправильное питание. Спровоцировать нарушение сна может изменение рациона питания, употребление острых, тяжелых блюд в вечернее время. Осложненный процесс переваривания пищи затрудняет переход ЦНС в стадию торможения.
  • Особенности режима. В группу риска входят дети, подверженные депривации сна. Парасомнии возникают из-за смены часового пояса, позднего засыпания, раннего вынужденного (по будильнику) пробуждения.
  • Прием лекарственных препаратов. Применение медикаментов способно изменить соотношение различных фаз в цикле сна. Преобладание медленно-волновой фазы провоцирует частичные пробуждения ребенка.

Патогенез

Патогенез парасомний у детей объясняется теорией диссоциативных расстройств. В течение суток человек пребывает в трех функциональных состояниях: бодрствование, медленный сон, быстрый сон. Для этих периодов характерны определенные нейрофизиологические и биохимические процессы, проявляющиеся различным уровнем активности, особенностями поведения. Нервная система детей несовершенна – не завершено становление структур хронобиологического управления, не отлажена система регуляции торможения-возбуждения.

В период сна эти особенности приводят к дисбалансу фаз медленных и быстрых волн. Возникают ситуации «смешивания» феноменов, свойственных различным функциональным состояниям. Так, при лунатизме в фазе глубокого медленного сна активизируется характерная для бодрствования электрофизиологическая и поведенческая картина (ребенок ходит по комнате). Ночные страхи являются результатом вегетативной, эмоциональной активации дневного типа. Синдром сонного опьянения считается следствием «включения» в период бодрствования фазы медленноволнового сна.

Классификация

По происхождению парасомнии у детей подразделяются на первичные (наследственные) и вторичные (вызванные заболеваниями, стрессом, приемом лекарств). В зависимости от времени появления симптомов их классифицируют на расстройства пробуждения, парасомнии, связанные со сном, и расстройства перехода сон-бодрствование. Наиболее распространенные нарушения детского возраста включают:

  • Спутанные пробуждения. Ребенок просыпается, но сознание остается спутанным, наблюдается пространственная дезориентация.
  • Сомнамбулизм. Проявляется ночью в периоде сна. Активизируются сложные двигательные акты – вставание, усаживание, ходьба.
  • Ночные страхи. Эпизоды совпадают с реакцией пробуждения. Сопровождаются криком, возбуждением, плачем.
  • Ночные кошмары. Наблюдаются ночью на фоне быстрого сна. Сюжет содержит сцены нападения, насилия, погони, смерти.
  • Ночной бруксизм. Отмечается во второй фазе сна. Ребенок крепко сжимает челюсти, слышен скрежет зубов.
  • Ночной энурез. Как форма парасомнии расстройство выявляется после 5 лет. Дети не просыпаются для посещения туалета, мочатся в постель.

Симптомы парасомний у детей

Проявления определяются видом парасомнии. Клиническая картина сомнамбулизма (лунатизма, снохождения) включает вставание с постели, присаживание, сидение, хождение во сне. Существует вероятность ушибов, падений, поскольку пациент не учитывает особенности пространства. Утром ребенок не помнит произошедшего, просыпается с трудом, выглядит встревоженным, растерянным. Симптомы спутанных пробуждений – замедленное нецеленаправленное мышление, дезориентация во времени, пространстве. Ребенок вялый, растерянный, речь бессвязная.

Ночные страхи возникают через несколько часов после наступления сна. Проявляются плачем, криком, дрожью. Вегетативная симптоматика дополняется рвотой, тахикардией, гипертонусом мышц, повышенным потоотделением. Попытки утешения малоэффективны. Постепенно состояние нормализуется, неприятные воспоминания сохраняются. Ночные кошмары посещают детей к концу сонного цикла, часто – поздним вечером. Видения содержат образы, провоцирующие тревогу, ужас. Возможны вскрикивания, но при пробуждении ребенок быстро ориентируется в происходящем, успокаивается. Впоследствии воспоминания о кошмаре могут вызывать страх, слезы, печаль.

Единственный симптом ночного бруксизма – скрежетание зубов в разные периоды сна. Утром пациент может жаловаться на боль в зубах и челюстях. При ночном энурезе наблюдается недержание мочи, ребенок неспособен проснуться для похода в туалет, мочится в кровати. Другие виды парасомний у детей встречаются реже, проявляются судорогами, подергиваниями мышц, чувством онемения, оцепенения (сонный паралич), храпом, апноэ, кратковременными эпилептическими приступами, сноговорением.

Осложнения

Наиболее опасным, но очень редким осложнением парасомнии считается внезапная смерть во сне в результате апноэ (остановки дыхания) и по неустановленным причинам. Более распространенными являются травмы различной тяжести при сомнамбулизме – передвигаясь по квартире, ребенок продолжает спать, поэтому существует риск ушибов, переломов, падений с высоты. Ночные кошмары негативно сказываются на эмоциональном состоянии пациента: повышается тревожность, появляются страхи, нежелание укладываться в постель. Бруксизм при длительном тяжелом течении приводит к истиранию зубной эмали, воспалению десен.

Диагностика

Диагностика парасомний у детей производится врачом-педиатром, психиатром, неврологом, сомнологом. На первичной консультации ставится вопрос о различении расстройства с единичными феноменами как вариантами нормы, используется клинический метод исследования. В дальнейшем применяется инструментальная диагностика, позволяющая дифференцировать парасомнию и церебральные органические патологии. Комплексное обследование ребенка включает:

  • Опрос родителей. Врач собирает данные анамнеза, уточняет наследственную предрасположенность к парасомниям, сопутствующие заболевания. Выясняет частоту симптомов, выраженность, продолжительность.
  • Наблюдение. Для точного определения нарушений цикла сна-бодрствования родителям рекомендуют вести специальный дневник с отчетами о поведении ребенка днем и ночью. Отмечаются эпизоды снохождения, пробуждения с плачем и паникой, сна с вегетативными симптомами (подергивания, потоотделение, учащенное дыхание).
  • Полисомнография с видеомониторингом. Инструментальное обследование позволяет выявить фазы сна, оценить особенности их течения, определить дисбаланс. Регистрируются данные биоэлектрической активности головного мозга, функций сердечно-сосудистой, дыхательной систем. Видеозапись предоставляет информацию о двигательных, поведенческих феноменах.

Парасомнию необходимо дифференцировать с эпилепсией. Для этого проводятся дополнительные обследования: ЭЭГ-мониторинг, ЭЭГ с провокационными пробами, консультация эпилептолога. Для различения расстройств сна и церебральной органической патологии назначается МРТ, допплерографическое исследование мозговых сосудов.

Лечение парасомний у детей

Парасомнии нередко исчезают самостоятельно по мере взросления ребенка и созревания ЦНС. Если симптомы расстройств существенно не влияют на качество жизни, терапия не требуется. При выраженной клинической картине лечение проводится неврологом, психиатром, психологом. Используемые методы:

  • Нормализация режима дня. Для предупреждения последующих эпизодов нарушенного сна необходимо исключить провоцирующие факторы: строго соблюдать режим, выделять на сон 9-10 часов ночью и 1-3 часа днем, после полудня употреблять легкую пищу, избегать влияния стрессовых факторов.
  • Поведенческая терапия. Применяется метод программированного пробуждения. Родители, используя данные дневника наблюдения, будят ребенка за 15 минут до эпизода парасомнии, а затем вновь укладывают. К данному методу также относятся вечерние ритуалы, помогающие ребенку расслабиться, запускающие процессы торможения ЦНС: травяные чаи, специальная гимнастика, теплая ванна.
  • Медикаментозное лечение. Фармакотерапия направлена на ускорение процессов созревания механизмов, регулирующих циклы сна, а также на усиление торможения. Назначаются ноотропы, растительные седативные препараты, реже – транквилизаторы.
  • Физиотерапия. Методы лечения подбираются индивидуально. Может применяться массаж, электросон, фитованны, ЛФК, плавание.

Прогноз и профилактика

Прогноз парасомний у детей благоприятный, симптомы исчезают самостоятельно к началу подросткового возраста. Случаи затяжного хронического течения характерны для расстройств, вызванных неврологическими, невротическими заболеваниями. Своевременное обращение к врачу и адекватное лечение позволяют избежать необратимых последствий (травм при снохождении, синдрома внезапной смерти). Базовые профилактические меры при парасомниях – соблюдение режима, правильное питание, предупреждение эмоционального стресса. Необходимо создать у ребенка положительное отношение к процессу сна – говорить о его пользе, хорошем самочувствии после пробуждения, возможности увидеть добрые сны. Перед укладыванием важно успокоить ребенка, отказаться от подвижных игр и веселья, помочь принять ванну, дать теплого молока.

Консультация для родителей «Ночные страхи у детей»

Жанна Шитова
Консультация для родителей «Ночные страхи у детей»

Ночные кошмары у детей довольно распространенное явление. От них страдает каждый второй ребенок в возрасте от трех до семи лет. Но кошмар кошмару рознь. Нужно уметь различать те из них, которые являются вполне нормальным явлением, от тех, которые сигнализируют о нездоровье ребенка.

Отличие ночных страхов от кошмаров

Периодические ночные страхи у детей считаются нормой развития. Когда малыш от трех до семи лет просыпается, кричит, рыдает, машет ручками и ножками спустя пару часов после отхода ко сну, родителям не нужно пугаться. Это нормальное явление, свидетельствующее о том, что малыш растет и проходит новые этапы психического развития. Такие тревожные пробуждения со слезами и криком обусловлены спецификой работы развивающегося мозга и психики как его функции.

Интересно, что, по причине различного строение мужского и женского головного мозга, у мальчиков ночные страхи наблюдаются чаще, нежели у девочек. Но примерно к двенадцати годам жизни такие приступы и у мальчиков и у девочек прекращаются.

От кошмаров страхи отличаются тем, что ребенок поутру не помнит, что плакал ночью. Кошмары дети помнят, могут рассказать свой страшный сон и какую реакцию он вызвал. Кошмарные сны всегда сюжетные.Чаще всего снятся:

страдания

Еще одно отличие кошмаров от страхов – они снятся чаще во второй половине ночи, ближе к рассвету.

Причины ночных кошмаров

Причины ночных кошмаров и страхов у детеймогут быть различными:

• отсутствие дневного сна

• шум и слишком яркий свет вблизи спящего ребенка

• недостаточная игровая активность днем

• впечатлительность как черта характера ребенка

• стрессы, нервные перегрузки

• частое восприятие негативной информации из СМИ, Интернета, других источников

• болезнь или боль,

• нехватка материнской любви и ласки

• неблагоприятный психологический климат в семье

Хоть и считается, что ночные кошмары пройдут сами с собой с возрастом, нельзя пускать эту проблему на самотек. Прежде всего, нужно постараться выяснить и устранить причину ночного беспокойства любимого чада. У многих родителей это прекрасно получается сделать и без посторонней помощи, но все же помощь порой крайне необходима.

Необходимо обратиться за психологической и медицинской помощью,если:

• ребенок просыпает от кошмаров чаще одного раза в неделю

ночные кошмары, приступы страха и паники усиливаются со временем

• приступ страха длится более 45 минут

• ребенок ходит во сне (тем самым подвергая себя дополнительной опасности)

ночные страхи продолжают волновать ребенка и днем, влияя на его активность

• ребенок мочится от страха, у него наблюдается повышенное слюноотделение, приступы удушья, нервные тики с закатыванием глаз, подергивания головой и плечами, потеря сознания или иные тревожные сигналы.

Читайте также  Почему обидеть кошку считается плохой приметой

Профилактика ночных кошмаров

В целях предупреждения и профилактики ночных кошмаров необходимо:

1. Поддерживать благоприятный психологический климат в семье. Если возникают конфликты, решать их спокойно и тихо между собой, чтобы ребенок не видел и не слышал. Поменьше ругать самого ребенка, находить общий язык с ним, не переходя на повышенные тона и к физическим наказаниям.

2. Не перегружать ребенка занятиями, различными кружками и секциями. У ребенка должно быть детство! Он должен играть в игры, которые нравятся ему, просто общаться с родителями и другими детьми. Перед сном обязательно исключить активные умственные упражнения и физическую активность.

3. Скорректировать режим сна, отдыха и бодрствования, а также питания. Малыш должен спать не только ночью, но и днем. Проблемы с ночными кошмарами и страхами часто начинаются именно после отмены дневного сна. Если ребенок сам отказывается спать днем, нужно приучить его ложиться раньше вечером. Переедание на ночь тоже может быть причиной кошмаров. Иногда провоцирует кошмарный сон переполненный мочевой пузырь или кишечник малыша.

4. Завести традицию беседовать с малышом по душам. «Как у тебя дела? Как прошел твой день?» – задав эти простые вопросы можно не только предупредить, но и выяснить причины ночных кошмаров и беспокойств малыша. Ребенок должен выговориться, пусть даже на своем «детском» языке. Рассказав, что его мучило днем, что волновало, какое событие встревожило, ему будет легче принять это, пережить, адаптироваться. Добрые и поддерживающие слова мамы и папы помогут успокоиться, не волноваться понапрасну. Поддержка и понимание родителей – лучшая профилактика страхов ребенка.

5. Комфортное засыпание. Перед сном малышу хорошо читать добрые сказки и петь колыбельные. Засыпать ребенок должен в комнате без опасных и шумно работающих приборов. Когда малыш ложится спать, все в доме должны перейти на шепот, свет нужно приглушать, выключать телевизор, компьютер, радио. В доме должно быть спокойно и тихо (могут совсем тихо играть колыбельные).

6. Телесный контакт. Ребенку больше всего нужна материнская любовь, проявленная телесно! Не нужно скупиться на объятия, поглаживания, укачивания, поцелуи, особенно перед сном. В качестве замены мамы и папы в кроватке ребенка можно оставлять его любимую игрушку, которая будет символическим оберегом, защитником малыша ночью.

7. Профилактическое пробуждение. Эту рекомендацию врачи и психологи дают родителям, когда приступы ночных кошмаров у их чада случались уже ни раз, и ни два. Спустя полчаса-час после того, как ребеночек уснул, его нужно тихонько и нежно разбудить, пообнимать немного и снова уложить спать. Это пробуждение изменит особый порядок смены циклов сна, обусловливающий кошмары.

Консультация для родителей «Детские страхи» Взрослея, ребенок расширяет свой кругозор, интересуется окружающим миром и развивает фантазию. Появляются детские страхи. Для каждого возраста.

Консультация для родителей «Детские страхи» Родителей часто волнует и настораживает, почему у детей появляется какой-либо страх? И вообще, откуда берутся эти детские страхи? И как.

Консультация для родителей «Детские страхи» Косультация для родителей «Детские страхи». Надежда Ожева. На эмоциональное состояние детей негативное влияние часто оказывают страхи (например,.

Консультация для родителей «Если ребенок испытывает страхи» Что такое страх, это знакомо каждому из нас. У детей он может проявляться по-разному и с разной силой. Страх является сигналом, который.

Консультация для родителей «Какие они, детские страхи?» Многие родители задают себе вопрос: «Почему у моего ребенка появились страхи?» Но причинами таких страхов могут быть и наличие страхов родителей.

Консультация для родителей «Роль родителей в приобщении детей к здоровому образу жизни» Сегодня, наверное, нет на земле человека, который бы оставался равнодушным к спорту. Все понимают роль спорта, но сами взрослые порой почему-то.

Консультация для родителей «Телевизор и детские страхи» У большинства взрослых эта тема вызывает привычные негативные эмоции (ну что хорошего может дать ребенку телевизор). Так ли это на самом.

Консультация «Кто живёт в темноте? Детские страхи» Кто же чудится современным детям в темноте? Уж неужели старые добрые Кощеюшка Бессмертный да Бабушка Яга? А вот и нет. Современным детям.

Методический материал для педагогов к 75-летию Победы «В небе «Ночные ведьмы». Часть 2 Я продолжаю свой рассказ о улицах, памятных местах и истории района, где я сейчас живу, посвященным Великой Отечественной Войне. Еще.

Стихотворение «Ночные фиалки» В своем рассказе «Ночная фиалка» А. И. Куприн писал: «Есть в Средней России такой удивительный цветок, который цветет только по ночам в сырых.

Ночные страхи у ребенка

Сон – это условно рефлекторный процесс, поэтому у детей особенно важен режим сна, а его нарушению способствуют шум, тряска, ночное кормление, которые могут прочно закрепляться как патологические условнорефлекторные связи и могут вызывать стойкие нарушения сна.

Расстройства пробуждения проявляется:

  • оглушенным пробуждением «сонное опьянение»,
  • ночными страхами,
  • снохождениями.

Для данных синдромов характерно много общего:

  • возникновение в первую половину ночи;
  • возникновение строго во время фазы медленного сна;
  • автоматизированное поведение;
  • отсутствие реакции на внешние раздражители;
  • спутанность сознания;
  • дезориентация при пробуждении;
  • отсутствие памяти на происходящее на следующее утро.

Ночные страхи и снохождения

Ночные страхи и снохождения – это два варианта одного и того же процесса. При наличии родственников, страдающих сомнамбулизмом (снохождением), у ребенка период ночных страхов может длиться очень долго и возможна трансформация ночных страхов в снохождения.

К концу подросткового периода у всех детей значительно уменьшается частота этих нарушений или они полностью прекращаются.

Большую роль в возникновении расстройств пробуждения играют:

  • переутомление;
  • заболевания с повышением температуры тела;
  • период начала обучения в школе;
  • конфликты в школе, в семье.

Следует помнить, что эмоциональный конфликт усиливает патологические изменения во сне на фоне наследственной предрасположенности.

Ночные страхи характеризуются внезапным пробуждением и сопровождаются чувством страха на фоне выраженных вегетативных и поведенческих проявлений. Возраст начала ночных страхов – с 18 мес до 6-летнего возраста.

Ночные страхи возникают обычно через 1-3 ч после засыпания. Приступ начинается внезапно с пронзительного крика, от которого, как описывают родители, «кровь стынет». Ребенок садится в постели, при этом его глаза широко раскрыты, на лице выражение ужаса. Отмечаются обильное потоотделения, учащение сердцебиения и дыхания, повышение артериального давления. Возможны напряжение мышц всего тела, ознобо-подобное дрожание, а также непроизвольное мочеиспускание. Дети обычно не реагируют на воздействие внешних стимулов – обращение взрослых, прикосновения, и утром не помнят ночных событий, хотя в старшем возрасте возможно их фрагментарное воспоминание.

Снохождение (сомнамбулизм или лунатизм) представляет собой сложный поведенческий акт, возникающий во сне и характеризующийся появлением полуцеленаправленной двигательной активности. Типичный возраст начала снохождений 4-8 лет. Более 30 % детей в возрасте до 12 лет имели, по крайней мере, один эпизод снохождений, но только у 2-3 % отмечалось больше таких эпизодов.

Эпизод снохождения начинается через 1-3 ч после засыпания; ребенок внезапно садится в постели, открывает глаза, при этом его лицо ничего не выражает, он может совершать кое-какие движения (в виде перебирания одеяла), затем встает с кровати, ходит по комнате, выходит за ее пределы, заходит в другие комнаты, может принимать пищу, одеваться, разжигать огонь, совершать целенаправленный акт мочеиспускания. Также состояние может ограничиваться пределами постели. После завершения эпизода ребенок ложится и засыпает. В отдельных случаях сохраняется способность реагировать на внешние стимулы и даже адекватно отвечать на вопросы.

У каждого третьего ребенка снохождение заканчивается внезапным пробуждением со слабовыраженной дезориентацией в течение нескольких минут. Чаще дети возвращаются в собственную постель, но могут засыпать и в необычном для себя месте. В редких случаях дети попадают в опасную для здоровья и жизни ситуацию – при незапертых дверях и окнах выходит на улицу. Это может привести к тяжелым повреждениям и в таких случаях рекомендуется применение барьеров, так называемых детских ворот, замков, запоров на дверях и окнах в комнате ребенка. Длительность эпизода снохождения обычно составляет от 3 до 30 мин, в среднем 5-10 мин.

Оглушенное пробуждение (сонное опьянение)

Оглушенное пробуждение (сонное опьянение) рассматривается как эпизод длительной спутанности сознания и дезориентации во времени и месте, сопровождающийся замедлением речи и мышления, возникающий при пробуждении, длительностью от нескольких минут до часов, с последующим нарушением воспроизведения событий. Состояние возникает в первую треть ночи в результате внезапного самостоятельного или инициированного пробуждения.

Проявления оглушенного пробуждения характерны для детей любого возраста, однако с возрастом отмечается постепенное уменьшение частоты и выраженности клинических проявлений. В редких случаях в этот период наблюдается агрессивное поведение. Надо отметить, что некоторая степень спутанности при пробуждении имеется у большинства людей.

Детские страхи: в чём их причина и как с ними бороться?

Психологи утверждают, что страх – это естественная реакция человека. Когда мы чего-то боимся, нами движет инстинкт самосохранения. Страхи у детей дошкольного возраста – одна из тех тем, которые горячо обсуждаются родителями и психологами. О том, как помочь ребенку справиться с его страхом, мы расскажем вам в этой статье.

Классификация страхов у детей

В детском возрасте большинство из нас испытывали страхи. Причем часто они были связана не с реальной опасностью, а с нашими фантазиями. Психологи выделили три основных вида страхов у дошкольников:

Страхи, возникающие после переживания стрессовых ситуаций (например, после похода к врачу, укуса пчелы и т.д.).

Страхи, возникающие на основе фантазии. Воображение дошкольников развито настолько хорошо, что они невольно переносят события сказок и мультфильмов в реальную жизнь, при этом добавляя новые подробности.

Страхи, возникающие из-за внушения. Иногда, стремясь быстро добиться от ребенка нужного поведения, мы запугиваем его: «Скорей засыпай, а то придет серенький волчок и укусит за бочок», «Не убегай далеко, а то тебя чужой дядя заберет», «Если хочешь, оставайся здесь, а я ухожу». Конечно, услышав такое предостережение, ребенок скорее всего выполнит ваше требование. Однако если мы будем постоянно напоминать ребенку о возможной опасности, подстерегающей его за каждым углом, у него может развиться повышенная тревожность.

Для каждого возраста характерны определенные страхи. Младенцы боятся расставания с матерью, громких звуков. После 7 месяцев у детей обычно возникает боязнь незнакомцев, новой обстановки. После 2 лет дети могут бояться врачей, монстров, одиночества. В дошкольном возрасте могут возникать страхи темноты, наказаний, смерти. Страхи – это часть нормального развития ребенка. Не нужно этого бояться и стыдиться. Наша задача – помочь ребенку преодолеть свой страх.

Причины детских страхов

  • Врожденные особенности, темперамент, свойства личности (повышенная эмоциональность, чувствительность, тревожность).
  • Стресс. Например, болезнь, развод родителей, смерть близкого, травма.
  • Неблагоприятная обстановка в семье. Скандалы родителей, пьющие члены семьи, недостаточное уделение внимания ребенку могут являться причинами его тревожности.
  • Гиперопека. Тотальный контроль над ребенком и чрезмерная забота может привести к тому, что ребенок начнет всего бояться.
  • Психическое расстройство. Если страхи ребенка слишком сильные или не соответствуют возрасту, необходима помощь специалиста.

Как помочь ребенку преодолеть страх

Как мы уже сказали, страхи в детском возрасте – это нормально. Но если нам они могут показаться смешными и глупыми, для ребенка это реальная проблема. Дайте ребенку почувствовать, что вам можно довериться, не смейтесь над его страхами. Если вы хотите помочь ребенку побороть страх, не игнорируйте его, выслушайте своего малыша, дайте знать, что он в безопасности.

Далее мы более детально рассмотрим самые распространенные страхи у детей дошкольного возраста и пути их преодоления.

Страх темноты

Большинство из нас боится темноты. В темноте дети чувствуют себя беззащитными, появляется страх перед неизвестным. Чтобы снизить тревогу ребенка перед сном, оставляйте дверь в коридор открытой или включайте ночник. Пусть малыш сам управляет освещением в своей комнате. Чтобы подружите ребенка с темнотой, выходите на прогулки в темное время суток, обсудите, что интересного можно увидеть в темноте (звезды, светлячки и т.д.).

Читайте также  Нормативы артериального давления у детей и подростков

Боязнь монстров

Чтобы дать понять ребенку, что монстров не существует, не стоит пытаться объяснить это логически. Для ребенка его фантазии кажутся куда более реальными, чем ваши доводы. Перед сном, загляните вместе с ребенком под кровать и во все другие места, где, по мнению малыша, может прятаться монстр. Помочь ребенку избавиться от страха может веселый ритуал, который отгоняет чудовищ. Также можно попробовать описать монстра так, чтобы он показался малышу смешным и нелепым. Забавное не может быть страшным.

Ночные кошмары

Часто дети не хотят ложиться спать, потому что боятся, что им приснится кошмар. Психологи считают, что сны – это во многом отражение нашей жизни. Причиной ночных кошмаров может быть негативное эмоциональное состояние малыша. Постарайтесь оградить ребенка от переизбытка информации и впечатлений, от ругани и скандалов, больше хвалите ребенка. Чтобы малыш легче засыпал, проводите больше времени на свежем воздухе. Побудьте с ним рядом, пока он не уснет, положите рядом любимую игрушку. В случае если ребенку слишком часто снятся кошмары, то необходимо обратиться за помощью к специалисту. Чтобы разобраться с этой проблемой, вы можете посетить индивидуальные занятия с психологом в детском центре «Созвездие». Снять тревожность и побороть страхи ребенка также поможет песочная терапия.

По данным исследований, самыми частыми героями кошмарных снов у детей дошкольного возраста являются Волк и Баба Яга. Эти персонажи являются олицетворением злых, строгих, раздражительных взрослых, которых ребенок боится в реальной жизни.

Страх перед грозой

Многие дети боятся звука грома и завывания ветра, так как они перестают чувствовать себя в безопасности. Чтобы гроза не была для ребенка страшным и неожиданным явлением, расскажите ему о том, какая бывает погода, покажите соответствующие мультфильмы. Можно начать вести календарь погоды, где ребенок будет отмечать признаки погоды за окном. Чем больше ребенок знает о том, чего он боится, тем больше шансов побороть страх.

Боязнь незнакомцев

В раннем возрасте большинство детей пугаются контакта с чужими людьми и теми, кого они давно не видели. Так срабатывает инстинкт самосохранения, ведь ребенок не знает, чего ожидать от незнакомых людей. Не оставляйте малыш с тем, кого он боится. Пусть «незнакомец» соблюдает дистанцию в общении с ребенком до тех пор, пока ребенку не будет комфортно.

Страх расставания со значимым взрослым

Родители (или люди, их заменяющие) являются для ребенка самыми близкими и дорогими людьми. Когда родитель куда-то уходит, у малыша возникает страх, что мама или папа могут к нему не вернуться. Такая ситуация часто возникает, когда ребенок только начитает ходить в детский сад и проходит период адаптации. Чтобы помочь ребенку справиться со страхом разлуки, когда вы куда-то уходите, обязательно попрощайтесь с ним, объясните, куда вы идете и когда вернетесь, иначе малыш может подумать, что его бросили. Если вы будете исполнять свои обещания и приходить вовремя, ребенок поймет, что его любимый человек всегда к нему возвращается, и перестанет бояться вашего ухода.

Страх одиночества

Некоторые малыши привыкают быть неразлучными с мамой и боятся оставаться одни даже на короткое время. Чтобы помочь ребенку преодолеть страх, начните приучать его к одиночеству (в хорошем смысле этого слова). Когда ребенок научится играть один, постепенно отходите от него на расстояние. Сначала это может быть другой конец комнаты, потом соседняя комната. Уходите ненадолго, чтобы малыш не успел испугаться. Со временем ребенок привыкнет к вашему временному отсутствию.

Помочь ребенку избавиться от страхов можно только в том случае, если вы понимаете, насколько эта проблема серьезна для ребенка. Помните, что ваш малыш ждет от вас принятия и поддержки.

Боязнь клоунов

Вы, наверно, заметили, что многие дети боятся Деда Мороза, клоунов, ростовых кукол. Люди, одетые в костюмы и маски, выглядят неестественно, а это может сильно пугать дошкольников. Если вы видите, что ребенок на празднике испугался какого-либо персонажа, заставляйте малыша подходить к нему. Попросите актера приподнять маску и показать свое лицо.

Боязнь животных

Дети, как и взрослые, могут бояться животных. Этот страх вполне оправдан, ведь мы не знаем, чего ожидать от чужих питомцев. Не стоит игнорировать такие страхи и смеяться над ребенком, если он опасается какого-либо животного. Попробуйте поддержать его. Покажите ребенку пример взаимодействия с животными. Но не ждите быстрых результатов. Ребенок избавится от страха, если на протяжении некоторого времени, он будет видеть, как вы спокойно гладите собаку соседа. Расскажите, что можно и как нельзя обращаться с братьями нашими меньшими.

Боязнь врачей

Большинство детей дошкольного возраста боятся похода к врачу как огня, потому что уверены, что доктор сделает им больно. Подготовьте ребенка к походу к врачу. Объясните ему, зачем нужно ходить к доктору, расскажите, что он будет делать. Постарайтесь отвлечь ребенка во время ожидания и похвалите за стойкость и терпение.

Страх смерти

Дошкольный возраст – это время, когда ребенок начинает осознавать вещи, связанные со смертью. Дети могут заметить мертвое животное на улице, случайно услышать о чей-либо смерти в разговоре взрослых или столкнуться со смертью близкого человека. Осознав, что всё живое, в конце концов, погибает, ребенок может испытывать сильнейший стресс. Если ребенок сам заговорит о том, что его расстраивает чья-то смерть, у вас есть отличный шанс помочь малышу стравиться со своим страхом. Не прячьтесь от ответа, объясните ребенку, что смерть, это то, что происходит со всеми и не нужно этого бояться. Если в жизни ребенка произошло стрессовое событие, связанное со смертью, но малыш не говорит о своих переживаниях, подтолкнуть его выразить свои чувства через творчество (арт-терапия, песочная терапия, скозкотерапия) и игру. Страх смерти у ребенка дошкольного возраста может появиться не сразу после травмирующего события. Будьте внимательны к своему ребенку, проявите деликатность.

Выводы

Итак, мы перечислили для вас страхи, которые чаще всего встречаются у детей дошкольного возраста. Некоторые из них могут показаться незначительными и даже смешными. Но поверьте, для ребенка это серьезные переживания. В спокойной обстановке поговорите с малышом о том, что его беспокоит. Постарайтесь сделать так, чтобы он почувствовал себя в безопасности. Освободиться от страхов поможет проигрывание стрессовых ситуаций, рисование своих страхов, сказкотерапия и песочная терапия.

Заключение

Страхи у дошкольников – это распространенное явление, которое большинство психологов считают нормой для данного возраста. Но если ребенок панически чего-то боится, постоянно напряжен, замкнут, стоит обязательно проконсультироваться со специалистом. Психолог детского центра «Созвездие» в ходе индивидуальных занятий может помочь ребенку избавиться от невротических симптомов и справиться со страхами.

Статью подготовила психолог
Сафонова Мария

Нарушение сна у детей

Сон является потребностью, жизненной необходимостью каждого человека, источником жизненных сил и удовольствий. Во сне мы проводим треть нашей жизни. Человек, у которого ночной сон нарушен, чувствует себя лишенным отдыха, страдающим, несчастным и бессильным, снижаются его работоспособность и жизненный тонус, страдают отношения с окружающими, пропадает удовольствие от жизни. Испытание путем лишения сна является самым мучительным страданием для человека.

Что же такое сон?

Сон – это физиологическое состояние, при котором создаются наилучшие условия для восстановления работоспособности организма, и прежде всего центральной нервной системы.

Сон – это не просто полный покой и отдых, а довольно активный процесс – во сне происходит переработка того, что произошло за день, и накопление сил для следующего дня. В фазе сна происходят сновидения, которые чрезвычайно важны для психического здоровья человека. Во время сновидений всплывают наши неосознанные или подавляемые желания, конфликты, влечения и страхи – все то, чем полна наша голова днем, но что мы стремимся скрыть, подавить и не выпустить наружу. Во сне к нам приходят правильные решения, уходят страхи, мы начинаем лучше понимать самих себя – не зря говорят: « утро вечера мудренее». Сны мы видим каждую ночь, но большинство из них не помним.Длительность сновидений за ночь составляет примерно 1,5 часа, в начале ночи сны более короткие, в конце – продолжительные, поэтому именно сны перед пробуждением чаще запоминаются.

Суточные потребности в сне.

Потребность в сне у разных людей столь же различна, как и потребность в остальных основных потребностях – в еде, двигательной активности и т.п. Лишь небольшое количество взрослых людей нуждаются в 10-часовом сне или отлично себя чувствуют, тратя на сон 4-5 часов в сутки. Весьма вероятно, что длительность сна, в котором нуждается человек, индивидуальна и наследственно запрограммирована – так же как, например, цвет глаз или рост. С возрастом, по мере нашего взросления и старения, потребность в сне уменьшается. Если новорожденный должен в норме спать по 20 часов в сутки и более, 18-20-летний человек – 10 часов, то для 30-40-летнего нормальный сон длится 7-8 часов, а у 60-70-летнего человека 6-часовой сон также абсолютно нормальный. Не так важно сколько человек проводит во сне – куда важнее как он чувствует себя умственно и физически после сна, насколько глубокий и полноценный отдых ему принес сон.

Факторы, влияющие на нормальный сон

На глубину и продолжительность сна здорового человека оказывают влияние множество факторов, среди них: Наследственность.

Еда, в том числе время приема пищи и количество .

Телесное здоровье.

Эмоциональное состояние.

Температура и свежесть воздуха в местах отдыха.

Особенности постели, и даже направленность изголовья

относительно частей света .

Повседневные стрессы и конфликты.

У детей с возрастом меняется как продолжительность, так и глубина сна. Так, в 3 месяца около 70% детей спят всю ночь, в 1 год – около 90%. В 18 месяцев (иногда и раньше) дети уже начинают видеть сны. В 2-3 года многих из них трудно уложить спать, другие просыпаются по нескольку раз за ночью, т.е. возникают нарушения сна. Причинами этого могут быть:

Наследственно-обусловленные особенности темперамента ребенка (т.е. индивидуально сформированные закономерности процессов засыпания, пробуждения, глубины и длительности сна).

Наличие у матери патологии беременности и родов, а у младенца – поражение центральной нервной системы до родов, во время родов или в первые месяцы жизни.

Трудности засыпания, а также пробуждение ночью могут быть вызваны тем, что ребенок хочет пообщаться с родителями.

Некоторые телевизионные программы (ребенок не должен

Конфликты в семье, особенно в вечерние часы.

Переживание ребенком резкого испуга.

Боязнь остаться одному, страх одиночества (покинутости).

Нарушение эмоциональной привязанности между матерью и ребенком и т.д.

Различные соматические заболевания (глисты, рахит, дисбактериоз, бронхит) также могут быть причинами нарушения сна.

В большинстве случаев проблемы со сном у детей преходящие, но они чрезвычайно распространены и порой доставляют большие трудности ухаживающим за ребенком взрослым. Наиболее часто у детей наблюдаются расстройства сна, к которым относятся спутанность при пробуждении, ночные страхи, ночные кошмары, снохождение.

Спутанность при пробуждении обычно встречается у детей до 3 лет, проявляется беспричинным плачем или метанием в кроватке.

Синдром ночных страхов (ужасы во время сна). Проявляется как повторяющиеся эпизоды (длительность от 1 до 20 минут) внезапного пробуждения, которые возникают через 0,5-3 часа после засыпания. Во время приступа ребенок испытывает сильное беспокойство, наблюдается возбуждение вегетативной нервной системы: расширяются зрачки, учащается сердцебиение и дыхание, возникает потливость. Ребенок не реагирует на попытку утешить его, а утром ничего о ночном эпизоде не помнит.

Читайте также  Холестаз внутрипеченочного происхождения у детей старшего возраста

Распространенность ночных страхов среди детей 1-14 лет составляет 1-4%, причем в два раза чаще они встречаются у мальчиков. Пик проявлений этих страхов наступает в возрасте от 3 до 7 лет.

Ночные кошмары представляют собой сновидения устрашающего характера, насыщенные тревогой. Сны воспринимаются детьми как очень живые и яркие, их «сюжет» обычно включает темы, связанные с угрозой для жизни, безопасности. Довольно часто повторяются одни и теже или исходные темы кошмарных сноведений. При пробуждении быстро происходит переход к нормальному уровню бодрствования и полностью восстанавливается ориентировка. Распространенность ночных кошмаров у детей – 5-30%. Причины возникновения ночных страхов неизвестны, но существуют косвенные доказательства того, что здесь могут какую-то роль играть дефицит кислорода во время сна или неумение менять дыхание ртом на дыхание через нос. В этом случае ребенка надо направить к ЛОР- врачу на обследование, чтобы исключить наличие аденоидов.

Регулярные наблюдения специалистов показывают, что в большинстве случаев при ночных страхах дает положительный эффект удаление аденоидов. Даже в случае, когда аденоиды полностью не удалены, происходит, как правило, исчезновение ночных страхов у ребенка.

Сомнамбулизм, или снохождение. При сомнамбулизме ребенок поднимается и ходит во сне от нескольких минут до получаса. Обычно это случается через 0,5-3 часа после засыпания. Такого ребенка очень сложно разбудить, у него отсутствующее, напряженное выражение лица. Он плохо реагирует на попытку как-то растормошить его или пообщаться с ним. Как и при синдроме ночных страхов, ребенок, просыпаясь, утром ничего не помнит, а если пробуждение произошло сразу после приступа, может быть в смятении и плохо ориентироваться. Снохождение однократно в течение жизни встречается у 15-30% детей, у 2-3% — может повторяться. Проблема проявляется между 6-12 годами, но иногда может начаться и у взрослых. В большинстве случаев снохождение самопроизвольно прекращается к 15 годам. Однако у некоторых детей случаи сомнамбулизма продолжаются даже когда они вырастают. Причиной возникновения данной проблемы может быть незрелость центральной нервной системы. Приступы сомнамбулизма, как и ночных страхов, учащаются при стрессе. Поэтому родители таких детей должны делать все возможное, чтобы не создавать стрессовую ситуацию вокруг ребенка.

Родители должны оставаться с ребенком до тех пор, пока приступ не кончится и затем довести ребенка до постели(будить необязательно)

Лечебно — профилактические мероприятия

Лечение нарушений сна у детей имеет свою специфику. Не нуждаются в лечении такие расстройства сна, как нарушения пробуждения, единичные и редкие снохождения, редкие ночные страхи и кошмары. Лечение требуется лишь в тех случаях, где эти расстройства частые и регулярные.

Наиболее оправдано комплексное лечение. Особое значение придается различным формам психотерапии, а также режиму дня, закаливанию, использованию транквилизаторов (успокаивающих средств) и антидепрессантов (препаратов, снимающих психическое возбуждение). Следует с осторожностью относиться к применению снотворных средств вследствие их порой неблагоприятного воздействия на сон, а также опасности привыкания. В случае легкого нарушения сна рекомендуется перед сном применять препараты валерианы,пустырника, валокордин. Благотворный эффект оказывает рефлексотерапия, аутотренинг.

Важнейший компонент терапии соблюдение ребенком гигиены сна . Она включает : Установление режима сна, предусматривающего засыпание и пробуждение в одно и то же время. Исключение перед сном повышенной активности ребенка.

Укладывание ребенка в кровать с минимальным уровнем шума и света, при привычной температуре. Исключение сна младенца при включенном телевизоре, радио и т.д. Соблюдение определенного ритуала при отходе ко сну: чтение любимой книги, выключение света при оставленном включенном ночнике, поглаживание ребенка по голове, рукам, туловищу («материнский массаж») и др. Для новорожденного и ребенка первых месяцев жизни возможно использование купания перед сном. Полезно пение колыбельных песен перед сном. Колыбельная создает спокойную, доверительную атмосферу общения, благотворно влияя как на ребенка, так и на маму. Разумное отношение к дневному сну. Длительный дневной сон не обязателен для детей.

В возрасте 3 месяца и старше суточный сон ребенка составляет в среднем 14 часов. Желательно, чтобы основная часть этого времени приходилась на ночные часы, иначе ночной сон может сопровождаться многочисленными пробуждениями.

После полугода желательно исключить ночное кормление грудью, из рожка, питье воды. Если мать во время пробуждения берет ребенка на руки или в собственную постель, такой младенец вряд ли в последующем будет спать всю ночь. При пробуждении ребенка ночью не подходить к кроватке и не брать его на руки, укачивать младенца можно на расстоянии, используя ласковый голос, колыбельную песню и т.п.

Помните, у половины детей с нарушением сна к 8 годам сон нормализуется. В конце подросткового возраста проблема исчезает почти у всех. Следование вышеперечисленным рекомендациям ускорит выработку у Вашего ребенка нормального жизненного ритма и здорового сна.

Детские страхи

«Все дети чего-то боятся, не нужно обращать на это внимание!». Встречали такое мнение у родителей?! Действительно, при благоприятных условиях детские страхи со временем могут бесследно исчезнуть. Но что делать, если они стали постоянным явлением? Как правильно реагировать родителям: наказывать ребенка, игнорировать проблему, срочно обращаться к специалистам? Как бороться с детскими страхами и нужно ли это делать? Давайте подробно разберемся в данной проблеме.

Ребенок появился на свет, начал расти и развиваться. Он активно играет с игрушками, каждый день открывает для себя новые предметы. Взрослые знают, что далеко не все вещи бывают безопасными для игры и стараются оградить от них юного исследователя. Помните выражение: «Спички детям не игрушка!». Но, к сожалению, не всегда родители могут уследить за своим любознательным чадом. И здесь ребенку должно помочь чувство страха – оно ограждает от опасности, учит быть осторожным.

Малыш, который растет и развивается в эмоционально и психологически благоприятной атмосфере, спокойно преодолевает боязнь перед новыми «дорогами». У него потребность в новизне и познании мира намного сильнее, чем ощущение безопасности.

Конкретные страхи возникают в определенном возрасте и чаще всего встречаются у детей эмоционально ранимых, тревожных, с хорошо развитым воображением. Как правило, они возникают в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. По статистике их «расцвет» приходится на возраст 5-6 лет и, по сравнению с мальчиками, девочки испытывают это чувство чаще.

Детские страхи: причины

  • частые простудные, вирусные и инфекционные заболевания, снижающие иммунитет;
  • врожденная тревожность у ребенка, повышенная тревожность у родителей, чрезмерная опека, запугивание (придет «Барабашка и тебя заберет»);
  • неблагополучная или неполная семья, родители мало уделяют внимания ребенку, замена родителей няней;
  • отсутствие среды для общения со сверстниками;
  • чрезмерные ожидания от ребенка (большая интеллектуальная, физическая, эмоциональная нагрузка).

По мнению известного психолога А.И. Захарова, направленность такого рода проблем зачастую зависит от методов воспитания, которые используют родители:

1. Страх одиночества, темноты.

Чрезмерное беспокойство и опека родителей. Склонность «подгонять» ребенка – «быстрее давай, тебя все ждут», «хватит копаться».

2. Боязнь отвечать у доски и на вопросы учителей.

Родительский гиперконтроль, наказание за малейшую провинность, негативная оценка ребенка и его поведения («ничего у тебя не получается», «лентяй и бестолочь» и т.д.).

3. Боязнь замкнутого пространства.

Чрезмерная дисциплина в семье, физическое и психологическое давление, строгие моральные принципы.

4. Страх опоздания.

Повышенная тревожность у членов семьи, склонность к паническим реакциям.

5. Боязнь врачей, болезненных ощущений, животных.

Тревожные родители. Обсуждение при ребенке своих тревог и страхов, подсознательная передача своих страхов ребенку – «как много стало в нашем районе бродячих псов, как бы не покусали», «соседка недавно заразилась в поликлинике» и т.д.

6. Страх глубины и высоты.

Отсутствие веры в возможности ребенка. Внушение деструктивных установок: «у тебя ничего не выйдет», «ты такой еще маленький и слабенький».

7. Боязнь открытого пространства.

Бескомпромиссный стиль воспитания — есть только одно правильное мнение и оно мое!

Алина, 5 лет. Мама обратилась за помощью к психологу в Центр им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ с жалобой на плохой сон у ребенка, снижение аппетита Девочка боялась привидений, говорила, что они влезут в окно и ее заберут. До этого были на приеме у невролога, который прописал детский тенотен, магний B6, рекомендовал ограничить просмотр телевизора, игры на компьютере и планшете.

Психолог предложила ребенку нарисовать привидение. На первом сеансе Алина отказалась разорвать рисунок. Психолог предложила ограничить активность привидения и посадить его в клетку, что Алина и сделала. На втором сеансе девочка уже захотела подружиться с привидением и «подарила» ему подарок. На третьей встрече Алина рассказала психологу, что ждет, когда необычное существо придет к ней в гости, потому что «оно хорошее и доброе».

Костя, 5,5 лет. Боялся оставаться в детском саду, думал, что мама его не заберет. Психолог провела беседу с мамой, подсказала, что она должна выполнять свои обещания и приходить за ребенком в конкретное время. Психолог показала ребенку, что когда маленькая стрелка на часах будет на цифре 5, а большая на 12, то мама придет и заберет его из садика. Ребенку была предложена песочная терапия с проигрыванием ситуации в детском саду.

Детские страхи. Как отличить норму от патологии?

Отличительной чертой детских страхов является их способность исчезать в тот момент, когда ребенок адаптировался к новой реальности, стал более уверенным и самостоятельным. При этом у него крепкий сон, хороший аппетит, развитие соответствует норме. В этом случае «бывшие» проблемы не наложат отпечаток на дальнейшее формирование личности. Что было, то прошло.

Но бывает и по-другому – детский страх является одним из самых ранних признаков психического заболевания. И здесь важно вовремя отличить норму от патологии, оказать своевременную помощь. Чем раньше будет обращение к специалисту (психологу, психиатру), тем выше вероятность благоприятного исхода.

При неврозе:

  • прослеживается связь между травматическим событием и страхом. К примеру, малыш «застрял» в лифте и после этого отказывается на нем ездить;
  • уговоры взрослых не помогают;
  • меняется поведение, физическое и психическое здоровье ребенка. Например, появились навязчивости – малыш крутит волосы, сосет большой палец и т.д., стал робким, стеснительным.

При шизофрении:

  • страх носит немотивированный характер, со временем не исчезает, а трансформируется, изменяется, носит «странный», необъяснимый характер. Например, малыш может бояться элементарных бытовых предметов – ложки, цветов или несуществующих зверей;
  • присутствуют ночные кошмары, возможны галлюцинации.

При эпилепсии:

Как правило, при эпилепсии страх возникает неожиданно и в ночное время суток. У ребенка может быть помраченное сознания, движения хаотичны, а высказывания бессвязанные. Такие приступы повторяются с определенным временным интервалом и частотой.

Детские страхи: коррекция и лечение

1. При патологическом характере следует обратиться к специалисту – врачу-психиатру, психотерапевту.

2. Взрослым стоит задуматься над стилем воспитания своего чада и при необходимости посоветоваться с психологом.

3. Желательно организовать позитивную, развивающую, творческую среду для общения со сверстниками.

4. Постараться создать в семье атмосферу доверия и принятия.

Что не стоит делать:

  • убеждать, что Барабашки, Бабы Яги не существует. Для него они вполне реальны;
  • смеяться над эмоциональным состоянием;
  • заставлять ребенка преодолеть страх силой воли.

Берегите себя и своих детей!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: