\

Мышечная система ребенка

Мышечная система ребенка

Исследование двигательных функций включает оценку общего мышечного развития, объема и силы активных и пассивных движений, состояния мышечного тонуса и координации.
Общее мышечное развитие. Мышцы к моменту рождения развиты умеренно. Их масса составляет 20—22% общей массы новорожденного. По мере роста ребенка относительная масса мышц постепенно увеличивается и к 5—7 годам достигает 40—42%. Общее мышечное развитие определяется путем осмотра, пальпации, измерения симметричных участков сантиметровой лентой.

Атрофии мышц характеризуются уменьшением их объема. Они могут быть диффузными и локальными. Причиной мышечных атрофии могут быть периферические парезы и параличи. У детей раннего возраста они развиваются чаще всего при родовой травме плечевого сплетения или отдельных нервов, полиомиелите. Центральные парезы и параличи также могут приводить к мышечным атрофиям. Атрофии мышц — один из наиболее постоянных симптомов наследственных нервно-мышечных заболеваний.
У новорожденных и грудных детей мышечные атрофии могут наблюдаться при врожденных гемиаплазиях. Гемиаплазия (гемигипоплазия) — недоразвитие одной половины тела, возникающее в результате неполноценного конституционального развития. Определенную роль в их развитии могут играть трофические расстройства при внутриутробных нарушениях маточно-плацентарного кровообращения. Атрофия может касаться только мышц лица. При этом на стороне аплазии уплощены кости лица и черепа, уже глазная щель, уменьшено в размерах ухо. Недоразвитие грудино-ключично-сосковой мышцы может быть причиной кривошеи. В некоторых случаях гемигипоплазия сопровождается дисплазией тазобедренного сустава, недоразвитием стопы. Мышечный тонус на стороне аплазии снижен. Сухожильные рефлексы нормальные, иногда несколько повышены. По мере роста и развития атрофия несколько компенсируется, асимметрия сглаживается. Подобные асимметрии нередко можно выявить у родителей ребенка. Реже наблюдается врожденное недоразвитие отдельных мышц (большой грудной мышцы, мышц живота и др.).

Гипертрофия мышц у детей раннего возраста встречается гораздо реже, главным образом при миотонии Томсена. Дети с гипертрофиями обычно имеют атлетическое телосложение. В некоторых случаях гипертрофии одних мышц сочетаются с атрофией других, как, например, при аутосомно-рецессивной форме миотонии, синдроме Корнелии де Ланге. Псевдогипертрофии внешне выглядят так же, как истинные гипертрофии, но при этом мышцы плотны на ощупь. Локальные псевдогипертрофии наблюдаются при прогрессирующей мышечной дистрофии Дюшена.

Объем и сила пассивных и активных движений.

Уровень спонтанной и произвольной двигательной активности определяют, наблюдая за новорожденным и грудным ребенком во время бодрствования, игр, кормления. Обращают внимание да то, как ребенок тянется к игрушке, манипулирует ею, сидит, ползает, ходит. При этом выявляют характер движений, их симметричность.
У новорожденных объем спонтанных движений ограничен мышечной гипертонией. В ногах он несколько больше, чем в руках. В ногах можно наблюдать сгибание, разгибание, отталкивание в положении на животе и на спине, перекрест. Все движения в руках совершаются на уровне груди, пальцы сжаты в кулачок. С ростом и развитием ребенка уменьшается ретракция проксимальных отделов, руки отводятся в стороны, поднимаются выше горизонтального уровня, а затем постепенно включаются и дистальные отделы конечностей.

Увеличение объема активных движений идет параллельно нормализации мышечного тонуса и развитию произвольной двигательной активности. При центральных и периферических параличах и парезах, заболеваниях опорно-двигательного аппарата и мышц наблюдаются ограничение объема активных движений, их асимметрия.
Мышечная сила оценивается при попытке исследователя помешать активным движениям ребенка. У детей раннего возраста исследование активной силы затруднено, так как выполнение инструкции по заданию еще невозможно.

Пассивные движения оцениваются, когда ребенок бодрствует и спокоен. При исследовании пассивных движений определяют степень подвижности суставов, сопротивление, оказываемое при этом ребенком, мышечный тонус. Движение конечностями следует проводить ритмично и одновременно, не применяя силы и не вызывая тем самым отрицательной реакции со стороны ребенка. Если он начинает плакать, беспокоиться, исследование надо прекратить, так как при возбуждении мышечный тонус повышается.
По сопротивлению пассивным движениям судят о состоянии мышечного тонуса. У новорожденных и детей первых месяцев жизни повышенное сопротивление пассивным движениям является физиологическим. При пассивных движениях физиологическая сгибательная гипертония легко преодолевается. Объем пассивных движений может быть ограничен при резком повышении мышечного тонуса, мышечных и суставных контрактурах. Увеличение объема пассивных движений связано с мышечной гипотонией или со слабостью связочно-суставного аппарата. Сопротивление пассивным движениям, активная сила и объем движений регистрируются отдельно для мышц шеи, туловища, плеча, предплечья, кистей, бедер, голеней и стоп.

— Вернуться в оглавление раздела «Неврология.»

Мышечная система ребенка

Одним из основных условий правильного развития ребенка является хорошо сформированная и функционирующая опор нодвигательная система. К моменту рождения структурная диф ференцировка костной системы не закончена. Особенностью костной ткани у детей является то, что эпифизы трубчатых костей, костей кисти и стопы состоят из хрящевой ткани.

Первые ядра окостенения в хрящевой ткани закладывают ся на 7—8й неделе внутриутробного развития эмбриона. После рождения ребенка костный скелет увеличивается, одновремен но перестраивается структура костной ткани. У плода и ново рожденного она имеет волокнистое строение, к 3—4 годам по является пластинчатое строение костей.

Костная ткань детей содержит большее количество воды и ор ганических веществ и меньшее — минеральных веществ. Эти особенности отличают кости ребенка от костей взрослого, они у ребенка более податливы, эластичны при давлении и сгиба нии. Они имеют меньшую хрупкость. В связи с более толстой надкостницей переломы у детей часто бывают поднадкостными.

Рост костей у них происходит благодаря хорошему кровоснаб жению. После появления точек окостенения удлинение костей происходит за счет ростковой хрящевой ткани, которая нахо дится между окостеневшим эпифизом и метафизом. Рост кос тей в толщину происходит за счет надкостницы, при этом со стороны костномозгового пространства происходит увеличение размера кости в поперечнике.

Особенности черепа у детей

Череп новорожденного имеет более развитую мозговую часть по сравнению с лицевой частью и состоит из парных и непарных костей, которые разделяются швами. Швы закрываются к неона тальному периоду, зарастают полностью к 7 годам. Там, где сое диняются кости, в определенных местах образуются роднички:

1) большой — между лобными и теменными костями, размером 2,5 x 3 см;

2) малый — между затылочными и теменными костями;

3) боковые — по два с каждой стороны.

Если происходят раннее закрытие большого родничка и за ращение швов, это может свидетельствовать о микроцефалии.

Особенности позвоночника ребенка

Позвоночник у новорожденных не имеет изгибов, он прямой, с небольшой выпуклостью кзади. По мере развития двигатель ных умений развиваются и изгибы позвоночника:

1) шейный лордоз (изгиб кпереди) возникает, когда ребенок начинает держать голову;

2) грудной кифоз (изгиб кзади) возникает, когда ребенок само стоятельно садится;

3) поясничный лордоз появляется после 9—12 месяцев, когда ребенок начинает ходить.

Грудной кифоз окончательно формируется в 6—7 лет, поясничный лордоз — в школьном возрасте. В возрасте 5—6 лет центр тяжести находится ниже пупка, а к возрасту 13 лет — ни же уровня гребешков подвздошных костей.

Особенности грудной клетки ребенка

У ребенка на первом году жизни грудная клетка имеет бочко образную форму: широкая, ребра расположены горизонтально. Когда ребенок научился ходить, грудина несколько опускается, а ребра приобретают наклонное положение. Ребра ребенка лег ко прогибаются, глубина вдоха ребенка зависит от экскурсии диафрагмы.

Особенности трубчатых костей ребенка

У ребенка трубчатые кости состоят из определенных частей. Диафиз и эпифиз соединены между собой прослойкой хряща метафиза. В этих местах имеется богатое кровоснабжение и за медленный ток крови, что обеспечивает образование трубчатых костей.

Особенности костей таза ребенка

Кости таза у детей первого года жизни похожи на воронку. Тазовые кости по женскому и мужскому типу развиваются во время полового созревания.

Зубы. Сначала у ребенка прорезываются молочные зубы (см. табл. 11, 12).

По срокам прорезывания постоянных зубов оценивается уровень биологической зрелости. Количество появившихся постоянных зубов считается в сумме на верхней и нижней челюстях.

Меньшее количество зубов говорит о замедленном темпе развития постоянных зубов.

В определенной последовательности также происходит ста новление прикуса.

Прикус молочных зубов формируется к 2,5 года. Для него характерны: малые промежутки между зубами, отсутствие стер тости зубов, дистальные поверхности верхнего и нижнего рез цов расположены в одной фронтальной плоскости, верхние рез цы немного прикрывают нижние.

В возрасте 3,5—6 лет возникают межзубные щели, зубы сти раются, нижние и верхние не совпадают. Появляется прямой прикус. Молочный прикус имеет значение для развития речи и способности пережевывать пищу.

После начала прорезывания постоянных зубов появляется смешанный прикус, когда начинают появляться первые по стоянные зубы и выпадать молочные зубы.

В 5 лет появляются первые постоянные зубы, в 11 лет про резываются вторые моляры. Третьи моляры появляются в 17— 20 лет.

Существует формула прорезывания зубов:

где n — возраст ребенка.

Исследование костной системы проводится путем осмотра, который проводится сверху вниз. При этом обращается внима ние на форму и симметричность, участие грудной клетки в ак те дыхания, наличие деформации скелета. Оценивается осанка ребенка, когда он стоит. В случае нарушения осанки имеется боковое искривление позвоночника — сколиоз.

При осмотре верхних и нижних конечностей определяются их длина и наличие деформаций.

Осмотр костной системы проводится в определенной по следовательности: в фас, сбоку, со спины, определяется также нарушение походки.

По итогам осмотра составляется тестовая карта.

По результатам тестирования делаются следующие выводы:

Читайте также  Курение во время беременности способствует развитию эпилепсии у ребенка

1) без отклонений, когда по всем пунктам имеется отрицатель ный результат;

2) незначительные отклонения при положительных ответах по п. 3—7;

3) значительные отклонения при положительных ответах по п. 1, 2, 8, 9, 10. В этих случаях необходимы консультация ор топеда, более детальное обследование с применением рент генографического анализа.

Особенности развития мышечной системы ребенка

У эмбриона мышцы начинают закладываться на 6—7й не деле беременности. До 5 лет мышцы ребенка развиты недоста точно, мышечные волокна короткие, тонкие, нежные и почти не прощупываются в подкожножировом слое.

Мышцы детей нарастают к периоду полового развития. На пер вом году жизни они составляют 20—25% массы тела, к 8 годам — 27%, к 15 годам — 15—44%. Увеличение мышечной массы проис ходит за счет изменения размера каждой миофибриллы. В развитии мышц важную роль играет соответствующий возрасту двигатель ный режим, в более старшем возрасте — занятия спортом.

В развитии мышечной деятельности детей большую роль играют тренировки, повторяемость и совершенствование быст рых навыков. С ростом ребенка и развитием мышечного волок на увеличивается интенсивность нарастания мышечной силы. Показатели мышечной силы, определяемой с помощью динамо метрии. Наибольшее увеличение силы мышц происходит в воз расте 17—18 лет.

Различные мышцы развиваются неравномерно. В первые го ды жизни формируются крупные мышцы плеч и предплечий. До 5—6 лет развиваются двигательные умения, после 6—7 лет развиваются способности к письму, лепке, рисованию. С 8—9 лет нарастает объем мышц рук, ног, шеи, плечевого пояса. В период полового созревания отмечается прирост объема мышц рук, спины, ног. В 10—12 лет координация движений улучшается.

В периоде полового созревания изза нарастания массы мышц появляются угловатость, неловкость, резкость движений. Фи зические упражнения в этот период должны быть строго опре деленного объема.

При отсутствии двигательной нагрузки на мышцы (гипоки незии) возникает задержка развития мышц, могут развиться ожи рение, вегетососудистая дистония, нарушение роста костей.

Для различных видов спорта существует допустимый воз раст для занятий в детской спортивной школе с участием в со ревнованиях.

В 7—8 лет допускаются занятия спортивной, художествен ной гимнастикой, горными видами лыжного спорта, фигурным катанием на коньках.

С 9 лет разрешаются занятия на батуте, биатлон, лыжное двоеборье, прыжки с трамплина, шахматы.

В 10 лет разрешается начать занятия волейболом, баскетбо лом, борьбой, академической греблей, ручным мячом, фехто ванием, футболом, хоккеем.

В 11 лет рекомендуется начать заниматься греблей на байдар ках, конькобежным спортом, легкой атлетикой, санным, стрел ковым спортом.

В 12 лет — бокс, велосипед.

В 13 лет — тяжелая атлетика.

В 14 лет — стендовая стрельба.

Исследование мышечной системы ребенка

Исследование мышечной системы проводится визуально и инструментально.

Визуально и пальпаторно оцениваются степень и равномер ность развития мышечных групп, их тонус, сила, двигательную активность.

Мышечная сила у детей раннего возраста определяется по пыткой отнять игрушку. У детей более старшего возраста про водится ручная динамометрия.

При инструментальном обследовании мышечной системы измеряют механическую и электрическую возбудимость с по мощью электромиографов, хронаксимометров.

Мышечная система ребенка

Особенности мышечной системы

Мышцы у новорожденного и ребенка грудного возраста развиты слабо; они составляют около 25% массы его тела, тогда как у взрослого — не менее 40-43%.

У детей первых месяцев жизни отмечается повышенный тонус мышц, так называемая физиологическая гипертензия, которая связана с особенностями функционирования центральной нервной системы. Тонус сгибателей преобладает над тонусом разгибателей; этим объясняется тот факт, что дети грудного возраста, если их распеленать, обычно лежат с согнутыми руками и ногами. Постепенно эта гипертензия исчезает.

Сила и тонус мышц у ребенка слабые. Двигательная способность появляется сначала у мышц шеи и туловища, а потом уже у мышц конечностей. Мышечная сила постепенно нарастает. Особенно интенсивно развивается мускулатура в период полового созревания, происходит нарастание силы и точности движений. Мальчики обычно отличаются лучшим мышечным тонусом, чем девочки. Формирование и рост мышечных волокон заканчивается к 20-23 годам.

При обследовании детей обращают внимание на силу и тонус мышц. Сила мышц у детей грудного возраста измеряется лишь приблизительно путем определения того усилия, которое необходимо для противодействия тому или другому движению ребенка; у детей старшего возраста сила мышц измеряется, так же как и у взрослых, с помощью динамометра.

О тонусе мышц судят, во-первых, по степени сопротивления, которое возникает при пассивных движениях, и, во-вторых, по консистенции мышечной ткани, определяемой на ощупь. В норме развитие и тонус мышц в симметричных местах одинаковы.

При нормальном развитии ребенка двигательные навыки у него образуются последовательно. Новорожденный ребенок беспомощен, он не может самостоятельно изменить положение тела, не держит головку. Развитие статических и локомоторных функций происходит постепенно. Оно характеризуется следующими основными данными. В 1-2 мес ребенок должен удерживать голову в вертикальном положении, в 3-3 1 /2 мес — при поддержке подмышки упираться ногами, в 6 мес — самостоятельно сидеть и поворачиваться со спины на живот и обратно, в 7-8 мес ползать, в 10 мес — стоять без опоры, в 12 мес — делать первые самостоятельные шаги.

Всякая задержка в развитии и появлении двигательных навыков у ребенка 1-го года жизни должна внушать тревогу в отношении заболевания центральной нервной системы.

Для своевременного развития движений следует почти с первых дней жизни предоставить ребенку свободу в движениях и помогать ему овладевать ими.

В развитии движений весьма существенное значение имеют игровые процессы. Все время бодрствования, за исключением еды и проведения туалета, здоровый ребенок проводит в разнообразных играх, занятиях, характер которых изменяется с возрастом.

Для своевременного развития статических и двигательных функций у ребенка 1-го года жизни большое значение имеют также массаж и гимнастика, проведение которых следует начинать у здоровых детей с 1 1 /2-2 мес жизни и осуществлять ежедневно в определенные часы бодрствования ребенка, за 20-30 мин до или через 30-40 мин после еды. Массаж и гимнастику проводят в хорошо проветренном помещении при температуре воздуха не ниже 20°С, а в летнее время — на открытом воздухе в тени при отсутствии ветра при температуре 22°С. Занятия проводят с обнаженным ребенком на столе, покрытом байковым одеялом, небольшой клеенкой и пеленкой. При проведении массажа руки должны быть чистыми и сухими. Массаж и гимнастические упражнения следует проводить осторожно, мягко, без усилий и медленно. Во время занятий у ребенка необходимо поддерживать хорошее настроение. При плаче и беспокойстве ребенка занятия начинать не следует.

Проведение гимнастики и массажа не исключает необходимости в представлении ребенку возможности удовлетворять свойственную его возрасту потребность в движениях.

Особенности развития мышц у дитей
консультация по физкультуре ( группа) на тему

Особенности развития мышц у детей.

Мышцы играют большую роль в развитии организма. Они способствуют выполнению различных движений, защищают организм.

В развитии мышц выделяют несколько значимых возрастов. Один из них — 3—4 года. В этот период диаметр мышц увеличивается в 2-2,5 раза, про­исходит дифференциация мышечных волокон. Строение мышц, характерное для детей четвертого года, сохраняется без существенных изменений до шести­летнего возраста. Мускулатура по отношению к общей массе тела и мышечная сила у ребенка в 3-4 года еще недостаточно развиты. Кистевая динамометрия (правая рука) в четыре года у мальчиков всего 4,1 кг, а у девочек — 3,8 кг. Круп­ная мускулатура в своем развитии преобладает над мелкой. Поэтому детям лег­че даются движения всей рукой. Но постепенно совершенствуются движения кистью, пальцами.

В процессе роста и развития разные группы мышц развиваются неравно­мерно. Масса нижних конечностей по отношению к массе тела увеличивается интенсивнее, чем масса верхних конечностей.

Характеристикой функционального созревания мышц служит мышечная выносливость. Считается, что ее увеличение у детей среднего дошкольного возраста наибольшее по сравнению с другими возрастами. За счет роста диа­метра мышечных волокон и увеличения их числа возрастает мышечная сила. Сила кисти правой руки за период от 4 до 5 лет увеличивается в следующих пределах: у мальчиков от 5,9 до 9 кг, у девочек от 4,8 кг до 8,3 кг.

В шесть лет у ребенка наступает следующий этап в развитии мышц. В этот период хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабы мелкие мышцы, особенно кистей рук. Поэтому дети относи­тельно легко выполняют задания в ходьбе, беге, прыжках, известные трудности возникают при выполнении упражнений, связанных с мелкой моторикой мышц.

Развитие силы, ловкости, выносливости — залог здоровья ребенка.

Физическое воспитание в детском саду предусматривает охрану и укреп­ление здоровья, полноценное физическое развитие, и направлено оно на свое­временное формирование у дошкольников двигательных навыков и умений. Потребность в движениях, двигательная активность, проявляемая ребенком, физиологически обоснована, она вызывает положительные изменения в его физическом и психическом развитии, в совершенствовании всех функциональных систем организма (сердечно-сосудистой, мышечной и т. д.).

Многих врачей, физиологов, педагогов, специалистов по физкультуре и спорту волнуют вопросы развития детского организма, сохранения, укрепления здоровья детей в наши дни. Современные исследования показывают, что наря­ду с другими отклонениями в физическом развитии, многие дети страдают не­достаточно развитой мускулатурой тела, имеют слабую мышечную систему, а это влечет за собой изменения механизмов терморегуляции, органов дыхания, нарушения правильного функционирования сердечно-сосудистой системы, ве­гетативных функций и др. Именно недостаточное развитие мышц приводит к нарушению осанки. И это наблюдается довольно часто у подрастающего поко­ления, поэтому важно найти решение этой проблемы путем развития у детей такого двигательного качества, как сила.

Читайте также  Острый аппендицит у детей до 3 лет

С ростом ребенка под воздействием окружающих его взрослых быстро расширяется круг доступных движений, при этом время появления и дальней­шего совершенствования двигательного умения обусловлено уровнем развития двигательного качества, без которого оно не может быть выполнено. Связь эта взаимная. Чем шире, богаче арсенал движений, тем легче ребенку добиться умений в двигательной деятельности. Для двигательных качеств характерно то, что каждое из них может проявляться в разных движениях, но иметь один и тот же показатель. Сила является одним из основных двигательных качеств, она указывает на состояние мышечной системы ребенка, способствует развитию других двигательных качеств. Невозможно развивать выносливость, быстроту у ребенка со слабо развитыми мышцами.

Развитие силы происходит под влиянием постоянных упражнений, что уменьшает вероятность появления у детей ошибок в технике движений. Работа над ее развитием расширяет диапазон двигательных возможностей детей, со­вершенствует их координационные способности. По мнению Л. А. Орбели, «очень важно с первых лет развития использовать свой мышечный аппарат и соответствующие ему центральные образования для того, чтобы не привыкать к трафаретным, ограниченным формам движения, которые создаются в комнат­ной обстановке нашей культурной жизни, а иметь возможность тренировать все естественные способности, которые природой заложены».

Скачать:

Вложение Размер
osobennosti_razvitiya_myshts_u_detey.docx 17.18 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности развития мышц у детей.

Мышцы играют большую роль в развитии организма. Они способствуют выполнению различных движений, защищают организм.

В развитии мышц выделяют несколько значимых возрастов. Один из них — 3—4 года. В этот период диаметр мышц увеличивается в 2-2,5 раза, происходит дифференциация мышечных волокон. Строение мышц, характерное для детей четвертого года, сохраняется без существенных изменений до шестилетнего возраста. Мускулатура по отношению к общей массе тела и мышечная сила у ребенка в 3-4 года еще недостаточно развиты. Кистевая динамометрия (правая рука) в четыре года у мальчиков всего 4,1 кг, а у девочек — 3,8 кг. Крупная мускулатура в своем развитии преобладает над мелкой. Поэтому детям легче даются движения всей рукой. Но постепенно совершенствуются движения кистью, пальцами.

В процессе роста и развития разные группы мышц развиваются неравномерно. Масса нижних конечностей по отношению к массе тела увеличивается интенсивнее, чем масса верхних конечностей.

Характеристикой функционального созревания мышц служит мышечная выносливость. Считается, что ее увеличение у детей среднего дошкольного возраста наибольшее по сравнению с другими возрастами. За счет роста диаметра мышечных волокон и увеличения их числа возрастает мышечная сила. Сила кисти правой руки за период от 4 до 5 лет увеличивается в следующих пределах: у мальчиков от 5,9 до 9 кг, у девочек от 4,8 кг до 8,3 кг.

В шесть лет у ребенка наступает следующий этап в развитии мышц. В этот период хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабы мелкие мышцы, особенно кистей рук. Поэтому дети относительно легко выполняют задания в ходьбе, беге, прыжках, известные трудности возникают при выполнении упражнений, связанных с мелкой моторикой мышц.

Развитие силы, ловкости, выносливости — залог здоровья ребенка.

Физическое воспитание в детском саду предусматривает охрану и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие, и направлено оно на своевременное формирование у дошкольников двигательных навыков и умений. Потребность в движениях, двигательная активность, проявляемая ребенком, физиологически обоснована, она вызывает положительные изменения в его физическом и психическом развитии, в совершенствовании всех функциональных систем организма (сердечно-сосудистой, мышечной и т. д.).

Многих врачей, физиологов, педагогов, специалистов по физкультуре и спорту волнуют вопросы развития детского организма, сохранения, укрепления здоровья детей в наши дни. Современные исследования показывают, что наряду с другими отклонениями в физическом развитии, многие дети страдают недостаточно развитой мускулатурой тела, имеют слабую мышечную систему, а это влечет за собой изменения механизмов терморегуляции, органов дыхания, нарушения правильного функционирования сердечно-сосудистой системы, вегетативных функций и др. Именно недостаточное развитие мышц приводит к нарушению осанки. И это наблюдается довольно часто у подрастающего поколения, поэтому важно найти решение этой проблемы путем развития у детей такого двигательного качества, как сила.

С ростом ребенка под воздействием окружающих его взрослых быстро расширяется круг доступных движений, при этом время появления и дальнейшего совершенствования двигательного умения обусловлено уровнем развития двигательного качества, без которого оно не может быть выполнено. Связь эта взаимная. Чем шире, богаче арсенал движений, тем легче ребенку добиться умений в двигательной деятельности. Для двигательных качеств характерно то, что каждое из них может проявляться в разных движениях, но иметь один и тот же показатель. Сила является одним из основных двигательных качеств, она указывает на состояние мышечной системы ребенка, способствует развитию других двигательных качеств. Невозможно развивать выносливость, быстроту у ребенка со слабо развитыми мышцами.

Развитие силы происходит под влиянием постоянных упражнений, что уменьшает вероятность появления у детей ошибок в технике движений. Работа над ее развитием расширяет диапазон двигательных возможностей детей, совершенствует их координационные способности. По мнению Л. А. Орбели, «очень важно с первых лет развития использовать свой мышечный аппарат и соответствующие ему центральные образования для того, чтобы не привыкать к трафаретным, ограниченным формам движения, которые создаются в комнатной обстановке нашей культурной жизни, а иметь возможность тренировать все естественные способности, которые природой заложены».

Городской центр медицинской профилактики

здоровый образ жизни

  • Главная
    • О центре
    • Профсоюз
    • Структура
    • Межведомственное взаимодействие
    • Достижения
    • Наши публикации
    • Сведения об организации
    • Вакансии
    • Контакты
    • Партнеры
    • Карта сайта
  • Музей гигиены
    • Экспозиции
    • Экскурсии
    • Правила экскурсионного обслуживания
    • Издания для посетителей
    • Прейскурант
  • Населению
    • План мероприятий
    • Диспансеризация
    • Советы врача
    • Полезно знать
    • Помоги себе сам
    • Методические материалы
    • Университет здоровья
    • Газета «Домашний доктор»
    • Университет здоровья для молодежи
    • Школа материнства
    • Центр здоровья
    • Школа молодой матери
    • Всемирные дни
  • Специалистам
    • Мероприятия
    • Информационно-просветительная литература
      • Электронный каталог
      • Правила выдачи литературы
    • Методические материалы для специалистов
    • Социологические исследования
    • Программы корпоративного укрепления здоровья
    • Региональные и муниципальные программы укрепления здоровья
    • СОНКО
      • Проекты
      • Взаимодейсвие с социально ориентированными некоммерческими организациями
      • Полезные материалы
  • Библиотека
    • История библиотеки
    • Каталоги и картотеки
    • Журналы
    • Тематические списки литературы
    • Виртуальные выставки
    • Листая старые страницы
    • Новые книги
    • Услуги
    • Правила пользования
  • РЦ ПМСП
    • Контакты РЦ ПМСП

«Развитие костно-мышечной системы ребёнка раннего возраста. Врожденный вывих бедра. Деформация стоп»

Врач-ортопед ФГБУ «НИДОИ им. Г.И.Турнера» Валентина Валерьевна Богинская рассказала о ранней диагностике заболеваний опорно-двигательного аппарата (ОДА). Она подчеркнула, что необходимо знать возрастное развитие ОДА, чтобы отличить норму от патологии. Правильно проведенный профосмотр – залог успеха профилактики. Докладчик подробно рассказала о тонкостях проведения осмотра детей до года, дошкольников и школьников.

Малышей ортопед должен осмотреть в 3 месяца, в 6 месяцев и в год. Врач смотрит позу, в которой лежит младенец – прямо, скрючившись, повернув голову в одну сторону. Сразу же можно обнаружить кривошею, встречающуюся очень часто. Кривошея может быть мышечная, врожденная, костная и травматическая (в родах). Это надо отметить. Отмечаем симптом короткой шеи. Пальпируем кости черепа – они могут быть мягкими. Обращаем внимание на форму головы – может быть уплощение, если ребенок постоянно лежит на одном боку. Затем переходим к ключицам. Их может и не быть – это уже заболевание. Они могут быть травмированы в родах. Смотрим грудную клетку – вдавленная или выпуклая, симметричная или ассимметричная, симметричность развития мышц. Если при дыхании наблюдается сильное втяжение груди, то это должно насторожить. Встречается килевидная деформация, которая в ряде случаев не подлежит коррекции. Смотрим форму лопаток, как двигаются руки. Может быть ручку малыш держит в вынужденном положении из-за травмы в родах. Обращаем внимание на пальчики – их может быть шесть, они могут быть сращенные, полностью не разгибаться. Особое внимание уделяем подвижности всех суставов рук. Далее осматриваем брюшную стенку, тазобедренные суставы. Ноги – смотрим длину ног, одинаковы ли они в объеме, нет ли ограничения в движении. Стопы – смотрим косолапость и плоскостопие. Выкладываем малыша на живот и смотрим на складки ягодиц, ножек, обращаем внимание на крестец.

Рекомендации маме. С 3 месяцев малыша можно выкладывать на пол – это открытое пространство и ему есть куда двигаться. А в манеже ему некуда ползти, он хочет выбраться.

Ходунки, прыгунки лучше не использовать.Ребенок должен «созреть» для ползания, сидения, хождения, это творческий процесс. Не надо его форсировать. Пока ребенок сам не стал ходить, обувь ему не нужна. Становиться на ножки надо босой стопой. Для профилактики рахита детям до года обязателен витамин «Д».

Внимание! Детям до года мануальная терапия противопоказана.

У дошкольников смотрим походку — как ставит ноги, как держит голову, не перекошен ли таз. Обращаем внимание на осанку. До 7 лет она не устойчива, так как ребенок бурно растет, а мышечный корсет не успевает. Могут быть функциональные и анатомические отклонения (сколиоз, кифотическая сутулость). Особую тревогу родителей вызывают ноги «иксиком» или «колесом». Это не всегда рахит, и не всегда обязательно подлежит коррекции, так как с возрастом проходит. Выявленное плоскостопие так же не всегда нуждается в ортопедических стельках или обуви. Здесь все зависит от степени.

Стоит отметить, что обувь должна быть физиологичной и не сковывать движения, с плотной пяткой, с подушечкой с внутренней стороны, с застежкой на голени, а не на стопе, подошва должна пружинить. Тапки здесь не годятся, только туфли . Одежда малыша также не должна сковывать движения. Хорошо, если дома у дошкольника есть какие-нибудь спортивные снаряды. Полезен будет беговел – велосипед без педалей. Ребенок должен много двигаться. Сидение с гаджетами недопустимо.

Школьники, в основном подростки, часто обращаются с патологией стоп и сутулостью. У школьников также смотрим походку, осанку. Сколеотическая осанка лечится. У мальчиков встречаются кифотические изменения – подростковый кифоз, который может быть наследственным. Он лечится, но от физкультуры школьник не освобождается. Фиксаторы, корректоры осанки результата не дают. Для осанки и здоровья хорошо подходят танцы, спортивные занятия. Силовые упражнения рекомендованы после 14 лет.

Современные школьники любят ходить в кроссовках. Для профилактики плоскостопия в них должна быть выкладка продольного свода. В дешевых моделях этого нет, поэтому нужны специальные стельки.

Патология опорно-двигательного аппарата выявляется у 90% российского населения от 5 до 50 лет. Основополагающими моментами в нарушении ОДА являются: асимметрия роста тела и нижних конечностей, дисплазия тазобедренного сустава, аномалии сосудов нижних конечностей, разносводность стоп, ассимметричная посадка (привычка сидеть с подвернутой ногой), посттравматическое удлинение или укорочение нижних конечностей, врожденные аномаклии развития позвоночника, слабость мышечного корсета спины и живота, системные заболевания. Без своевременной механической коррекции патология будет усугубляться. Что касается способов влияния на осанку, то они делятся на механические, физические (ЛФК, массаж), психологические ( Мама кричит: «Не горбись!»). Осанка – это привычка . Бывает, что жалобы пациента на головную боль – это результат нарушения осанки из-за перекоса таза, из-за короткой одной ноги. Иногда бывает достаточно правильно подобрать индивидуальную стельку, чтобы решить проблему. Но все это решается только после тщательного обследования и индивидуального подбора стелек. В КДЦ мамы могут обратиться с любой проблемой по направлению педиатра или самостоятельно по хозрасчету.

Мышечная система ребенка

Мышечная система

Мышечная ткань начинает развиваться из среднего зародышевого листка (мезодермы) на 3 — 4-й неделе эмбриогенеза. В начале 2-го месяца развития зародыша обнаруживаются связи мышц глаза и лица с соответствующими нервами. Отмечено, что формирование мышечных волокон в различных группах мышц происходит неодновременно: в первую очередь дифференцируются мышцы языка, губ, диафрагмы, межреберные и спинные. Дифференцировка мышц верхних конечностей идет раньше, чем нижних (Л. К. Семенова, 1954).

Скелетная мышечная система у новорожденного анатомически сформирована и составляет 23 — 25 % всей массы тела (у здорового взрослого не менее 40 — 43 %). Мышечные волокна новорожденных имеют хорошо выраженную поперечную исчерченность. Толщина их у детей относительно меньше, чем у взрослых. В процессе постнатальной жизни мышечная масса растет в основном за счет утолщения существующих мышечных волокон. Вопрос же об образовании новых после рождения остается спорным. В последние десятилетия ряд авторов указывали на возможность появления мышечных волокон в постнатальном развитии в результате продольного расщепления их или вследствие миобластических свойств внутримышечной соединительной ткани (Л. К. Семенова, 1969).

С возрастом в каждой мышце количество миофибрилл нарастает, а саркоплазмы — уменьшается. Мышцы удлиняются за счет роста в зонах перехода мышечных волокон в сухожилие, где концентрируется наибольшее количество ядер. Со временем число ядер в мышечных волокнах уменьшается. В мышцах новорожденного относительно много интерстициальной ткани. В первые годы жизни происходит абсолютное увеличение рыхлой внутримышечной соединительной ткани, а относительное количество клеточных элементов на единицу площади уменьшается.

Между мышечными волокнами расположены кровеносные капилляры, связанные с мелкими внутримышечными артериями и венами. В первые годы жизни в стенках внутримышечных кровеносных сосудов содержится мало эластических волокон, значительное увеличение их отмечается в период от 3 до 7 лет. К 16 годам внутримышечные артерии становятся почти такими же по структуре, как и у взрослых.

Иннервационный аппарат скелетных мышц ко времени рождения в основном сформирован. «Нервно-мышечное веретено» как основная его единица начинает морфологически формироваться с 2,5 — 3 месяцев внутриутробной жизни. К моменту рождения «нервно-мышечное веретено» имеет хорошо выраженные капсулу и разветвления нервных волокон, проникающих внутрь к полюсам и к центру веретена. В первые годы жизни ребенка увеличивается длина и поперечник веретен; нервные волокна становятся более извилистыми, капсула утолщается. Структура рецепторов в постнатальном периоде изменяется менее интенсивно. Продолжается их дифференцировка, несколько увеличиваются размеры, происходит миелинизация нервных волокон (Л. К. Семенова, 1969). Электровозбудимость нервно-мышечного аппарата у детей в период новорожденности по сравнению с детьми старшего возраста и взрослыми снижена, а механическая мышечная возбудимость повышена (А. Ф. Тур, 1967). Развитие двигательной активности ребенка во многом зависит от хода созревания структурных и функциональных механизмов движения. Особенности движений ребенка 1-го года жизни обусловлены слабым развитием мышц, малой дифференцировкой мышечных и соединительнотканных волокон и недостаточной миелинизацией нервных путей. Миелинизация проводников спинного мозга интенсивно протекает в первые 3 — 8 месяцев, пирамидного и оливоспинальных путей начинается с 2 — 3 месяцев и заканчивается к 3 — 4 годам.

У новорожденных и детей первых месяцев жизни отмечается выраженная гипертония мышц, исчезающая в возрасте 2 — 2,5 месяца на верхних и 3 — 4 месяца на нижних конечностях. Движения здорового доношенного новорожденного беспорядочные, почти беспрерывные. Ритмичные сгибания и разгибания конечностей сменяются аритмичными диффузными некоординированными движениями. У детей периода новорожденности выявляются многие врожденные временные рефлексы: обхватывания, ползания, плавания и др., постепенно исчезающие в течение первого полугодия жизни. В этом возрасте достаточно выражены сухожильные (надколенный, коленный и др.) рефлексы. Отмечается двигательная реакция новорожденного на звуковые, световые и другие раздражители.

Упорядоченность движений у детей первых месяцев жизни происходит по мере созревания центральных и периферических структур нервной системы и нарастания тормозящих влияний коры головного мозга. Для развития мышц имеет значение и степень структурного созревания костной ткани. В свою очередь мышечная деятельность способствует росту и развитию костей.

В 2 месяца ребенок лежа в положении на животе поднимает голову и удерживает ее несколько секунд. В 3 — 4 месяца хорошо удерживает приподнятую голову, опирается на предплечья и выгибает спину. В это же время ребенок овладевает навыком переворачивания со спины на живот и с живота на спину. Выкладывание на живот помогает формированию ползания, что важно для равномерного развития мышечной системы.


Табл. 2. Показатели развития функции движения у детей 1-го года жизни (по 3. С. Уваровой, 1966)

В первом полугодии жизни более выражены беспорядочные движения рук при преобладании тонуса сгибателей. Появившиеся вначале неопределенные захватывающие движения затем становятся более свободными и целенаправленными. В 3 — 3,5 месяца ребенок тянется рукой к поднесенной игрушке, однако движения его еще некоординированы. После 4 месяцев он свободно захватывает игрушку, подвешенную над кроваткой, в 6 — в течение длительного времени удерживает игрушку в руке, а после 7 месяцев лерекладывает ее из руки в руку. Сидеть ребенок начинает с 6 месяцев. Обучать этому навыку несколько раньше нецелесообразно, так как вследствие слабости мышц и мягкости костей скелета форсированное положение может привести к искривлениям позвоночника, таза, грудной клетки.

Если ребенка поддерживать под мышки, то уже в 2,5 — 3 месяца у него обнаруживается выраженный упор ногами. Однако ставить его даже на очень короткое время во избежание растяжения связок и деформаций костей не следует. Это можно делать только после 4,5 — 5 месяцев. Стремление стоять самостоятельно появляется при хорошо развитой мускулатуре к 7 — 8 месяцам. К этому времени рекомендуется оборудовать кроватку с боковыми загородками или манеж. Первые шаги ребенок делает, держась руками за барьерчик, самостоятельно ходить начинает только к 12 — 13 месяцам. Последовательность развития функции движения у детей 1-го года жизни приведена в табл. 2.

Хорошая координация движений при ходьбе устанавливается в 1,5 — 2 года. В это время ребенок начинает переступать через палку на высоте 10 — 15 см, залезать на ступеньки лестницы. До 3-летнего возраста ходьба развивается лучше, чем лазание и бросание. Однако при соответствующей тренировке в 2 — 2,5 года ребенок может подниматься вверх и по наклонной доске шириной в 20 см с приподнятым концом на высоту 25 см, в 3 года — на высоту 30 см от пола. В 3 года он может бросить мяч на расстояние до 1 метра (А. М. Минкевич и др., 1966). Двигательные реакции у детей 3 — 7 лет оценивают по быстроте ходьбы, бега, величине прыжков и метанию предметов. Развитие двигательных функций зависит не только от естественного роста и развития мышц, созревания нервной системы, но и от условий внешней среды и правильного физического воспитания.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: